domvpavlino.ru

Конспект урока и презентация по окружающему миру «Состояние воды, её свойства

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Волхова»

КОНСПЕКТ УРОКА

«Окружающий мир»

Тема: Вода и её свойства

Класс: 1 «А»

Программа: начального общего образования

УМК: «Планета Знаний»

Учитель: Михайлова Светлана Валентиновна,

Стаж работы: 31год

г. Волхов

2016-2017 уч. г.

Тема: Вода и её свойства

Цель: сформировать представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях.

Задачи:

- познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.

Учить прогнозировать события, отвечать на вопросы; способствовать пониманию целей и задач урока

Развивать у детей коммуникативные качества поведения, приёмы самоконтроля и адекватной самооценки.

Воспитывать чувство любознательности ко всему окружающему, желание видеть в нем удивительное, интересное, познавательное;

Планируемые результаты

Личностные:

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные:

    Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

    Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    Выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

    Развивать умение слушать и понимать других.

    Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Учить работать в паре и в группах.

Ход урока

    Организация начала урока: (3 мин)

Учитель:

Добрый день, любители природы!

Сегодня мы продолжим узнавать загадки природы. Какое настроение возьмем с собой?

Вариант ответа учащегося:

    Радостное

    Прекрасное

Учитель:

Тогда вперед за знаниями!

Ι I . Актуализация знаний и постановка учебной проблемы . (7 мин)

Учитель:

- Ребята, вспомните, какую проблему решали на прошлом уроке?

Вариант ответа учащегося:

- Чем живая природа отличается от неживой?

Учитель:

- Сегодня я вас приглашаю на необычный урок. Наш класс превращается в научную лабораторию. В лаборатории работают учёные. Попробуйте определить, чем вы должны будете заниматься?

Вариант ответа учащегося:

    Задавать вопросы

    Ищут ответы на эти вопросы

    Наблюдают, проводят опыты

    Проверяют свои догадки

Учитель:

- В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

    Старший научный сотрудник

    Помощник

    Эксперты

Предположите, чем занимаются сотрудники?

Вариант ответа учащегося:

    Старший научный сотрудник проводит опыт

    Помощник читает задание

    Эксперты заполняют таблицы.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в лаборатории.

Варианты ответов учащихся:

Работать только по инструкции.

Смотри и слушай внимательно.

- Не шуметь, не мешать друг другу.

В обсуждения должен участвовать каждый;

Говорить спокойно и ясно, только по делу;

Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

(Слайд № 1)

Учитель:

- Каждая группа получает задание, вырабатывает действие, выполняет задание.

- Первая научная группа.

Карточка № 1. Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает.

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю падает опять.

- Вторая научная группа.

Карточка № 2. Отгадайте ребус.

- Третья научная группа.

Карточка № 3. Собери пословицы.

Варианты ответов учащихся:

Эксперт первой научной группы.

Наша группа должна была отгадать загадку. В загадке говорится о воде. В морях и реках есть вода, на землю вода падает в виде дождя, снега, града.

Эксперт второй научной группы.

Мы должны были отгадать ребус. У нас получилась вода.

Эксперт третьей научной группы.

Мы собрали пословицы:

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

Была бы водица, а зелень народится.

Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она ещё и «кормит».

Учитель:

- Итак, тема нашей работы: вода.

Попробуем собрать наши знания о воде и зафиксируем их в таблице. Запишите в своей табличке, то, что вы уже знаете о воде.

(Учащиеся озвучиваю свои варианты, дополняют их)

Учитель. Ребята, попробуйте сформулировать проблему сегодняшнего урока, прослушав стихотворение Н. Рыжовой, которое прочитает Антипов Матвей:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не умыться!

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Учитель. А теперь, ребята, попробуйте сформулировать проблему урока.

Варианты ответов учащихся:

- Вода обладает разными свойствами.

- Мы должны бережно относится к воде.

Где может быть в природе вода?

Речь на уроке пойдет о воде и её свойствах.

(Принимаются все возможные версии, корректируются)

Учитель. (Слайд № 2) Тема урока: «Вода и её свойства?»

Учитель. Подумайте, что вы ещё хотели бы узнать о воде.

Варианты ответов учащихся:

Вариант ответа учащегося: группа №1

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Воду можно заморозить.

Вариант ответа учащегося: группа №2

Вариант ответа учащегося: группа №3

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Вода прозрачная.

Как вода испаряется?

Учитель. Сегодня на уроке постараемся найти ответы на эти вопросы.

ΙΙ I . Совместное открытие знаний. (25 мин.)

1. Практическая работа. (15 мин)

Сейчас я предлагаю вам поработать в научных лабораториях, проведём несколько опытов.

Учитель. Ребята вы сейчас будете работать в роли исследователей.

Опыт 1 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №1 и проведите первое исследование.

    Возьмите соломинку и опустите в стакан с водой и молоком. Видна ли она?

    Сделайте вывод о каком свойстве воды это говорит?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

В стакане с водой мы соломинку видим, а в стакане с молоком нет.

У воды нет цвета, а молоко белое.

-В стакане с молоком соломинку не видно, а в стакане с водой видно.

Учитель. (Слайд № 3)

Вода прозрачна.

Опыт 2 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №2 и проведите второе исследование.

    Возьмите полоски цветной бумаги и сравните с цветом воды в стакане.

    Сделайте вывод: имеет ли вода цвет?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Вода не имеет цвета.

Вода бесцветна.

У воды нет цвета.

Учитель. (Слайд № 4)

Вода не имеет цвета. (Только в больших слоях имеет голубоватый оттенок).

Опыт 3 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №3 и проведите третье исследование.

    Поднесите стаканчик с водой к носу.

    Сделайте вывод: имеет ли чистая вода запах?

    Попробуйте воду на вкус.

    Запишите вывод в таблицу.

При любом опыте или исследовании, нюхать нужно правильно. Для этого держим сосуд на расстоянии 20 см, и движением руки направляем поток воздуха в свою сторону. Существуют вещества, которые имеют резкий запах, и можно обжечь носовую полост ь.

Варианты ответов учащихся:

Вода не пахнет.

Вода запаха и вкуса не имеет.

Вода ничем не пахнет.

Учитель. (Слайд № 5)

Вода не имеет запаха и вкуса.

Опыт 4 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №4 и проведите четвертое исследование.

    Возьмите стакан с водой и перелейте воду в другой стаканчик или сосуд.

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Вода приняла форму стаканчика.

А у нас вода приняла форму вазы.

Учитель. (Слайд № 6)

Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который налита

Опыт 5 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист №5

    Возьмите стакан с водой и налейте немного воды в блюдце.

    Сделайте вывод: о каком свойстве воды идет речь?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Вода растеклась по блюдцу.

А мы наклонили блюдце, и вода потекла.

Учитель. (Слайд № 7)

Вода текучая.

Опыт 6 .

Учитель. Возьмите маршрутный лист № 6 и проведите пятое исследование.

    Насыпьте в один стаканчик с водой немного сахарного песка, в другой – соли, а в третий – речного песка. Помешайте. Что произошло?

    Сделайте вывод: все ли вещества могут растворяться в воде?

    Запишите вывод в таблицу.

Варианты ответов учащихся:

Сахар и соль исчезли.

Сахар и соль растворились в воде.

Песок остался на дне стакана.

Вода изменила свой вкус. В одном стакане она стала сладкая, а в другом солёная.

Учитель. (Слайд № 8)

Вода может растворять некоторые вещества.

Вариант ответа учащегося: группа №1

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Вода нужна человеку, растениям, животным.

Воду можно заморозить.

Как вода растворяет вещества.

А что надо делать для того, чтобы беречь воду?

Опыт 1 .

Вода прозрачная.

Опыт 2 .

Вода не имеет цвета.

Опыт 3 .

Вода не пахнет

Опыт 4.

Вода не имеет формы.

Опыт 5.

Вода растекается.

Опыт 6.

Вода растворяет некоторые вещества.

Вариант ответа учащегося: группа №2

Знаем

Хотим узнать

Узнали

В море и океане вода солёная.

Воду надо беречь.

Где быстрее испаряется вода?

- Почему лёд плавает в воде?

Опыт 1 . Прозрачная.

Опыт 2 .

Вода бесцветна.

Опыт 3 .

Вода запаха не имеет

Опыт 4.

Вода имеет форму сосуда.

Опыт 5.

Вода текучая.

Опыт 6.

Не всё может раствориться в воде.

Вариант ответа учащегося: группа №3

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Человек не может прожить без воды.

Вода прозрачная.

Вода растворяет некоторые вещества.

Почему вода иногда нуждается в очистке?

Как вода испаряется?

Опыт 1 . Вода прозрачна.

Опыт 2 .

У воды нет цвета.

Опыт 3 .

Вода ничем не пахнет.

Опыт 4.

Вода не имеет формы.

Опыт 5.

Вода текучая.

Опыт 6.

Вода – растворитель.

(Учащиеся озвучиваю свои варианты)

Физминутка «Вода - не вода»

Учитель:

Я буду произносит слово, и, если оно относится к воде вы хлопаете в ладоши. А если не относится к воде - делаете 2 шага на месте.

(Океан, ветер, снег, дождь, песок, сосулька, скала, роса, айсберг, акула)

Молодцы! Тихонько сели.

2. Работа по материалу учебника.

Учитель:

Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник. Откройте учебник на странице 61. Рассмотрите рисунки и подумайте о каким удивительных превращениях воды мы ещё не сказали?

(Учащиеся работают в парах)

Варианты ответов учащихся:

- Мыещё не говорили о превращении воды в лёд.

Мальчик налил в формочку воду. Поставил ее в морозильную камеру на несколько часов.

Когда он достал формочку, то вода превратилась в лёд.

- Мыещё не говорили о превращении льда в воду.

Мальчик поставил формочку со льдом на теплую батарею, через какое-то время лёд растаял и в формочке снова образовалась вода.

Вода поменяет цвет, если опустить кисточку с любой краской в чистый стакан с водой.

Учитель:

Значит при низких температурах, вода находится в твердом виде, а в тепле – в жидкости.

Если дома закипит чайник, что мы наблюдаем?

Вывод: вода бывает твердой, жидкой и в виде пара.

3. Творческая мастерская группы

Учитель:

- А теперь мы с вами поиграем. Будем работать по группам. Написанную фразу изобразить действиями.

Одна группа показывает, а остальные попробуют отгадать, о чём идёт речь.

Каждая группа получает по 1 карточке:

Все вместе выйдете к доске и покажите. Если возникли трудности, обратитесь за подсказкой к консультанту. (Помощник учителя)

1 группа; фраза «Вода твёрдая»

Действия учащихся: Встаньте в ряд, близко друг к другу, держась за руки.

2 группа: фраза «Вода жидкость»

Действия учащихся: Встаньте в круг, руки на поясе, слегка касайтесь друг друга локтями и двигайтесь по кругу.

3 группа: фраза «Пар»

Действия учащихся: Выйдите к доске и возле неё прыгайте, «летайте», иногда прикасаясь, друг к другу руками.

(Группы показывают задания, остальные отгадывают)

Учитель. Слово консультанту. (Помощник комментирует работу групп)

IV . Первичное закрепление полученных знаний. (10 мин.)

Учитель:

- Сейчас мы проведём игру «Продолжи фразу»

Первая научная группа.

Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь?

Вторая научная группа.

Мы можем воду окрасить в любой цвет, потому что сама она…

Третья научная группа.

Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода…

Варианты ответов учащихся:

- Мы можем наблюдать за рыбками в аквариум, потому что вода прозрачная.

Мы можем воду окрасить в любой цвет, потому что сама бесцветная.

Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода не имеет вкуса.

Учитель:

- О каких свойствах воды вы ещё узнали на уроке?

Варианты ответов учащихся:

Вода может растворять некоторые вещества.

Вода бывает твердой, жидкой и в виде пара.

Вода текучая.

Вода не имеет своей формы.

Учитель:

Конечно, мы не успели рассмотреть все свойства воды. Это предстоит вам сделать еще на следующих уроках.

V . Творческое задание группам (3 мин)

    Нарисовать плакат на тему «Берегите воду.»

VI .Рефлексия (3 мин)

Учитель:

Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение. И как результат - открытые нами свойства воды. Молодцы! Спасибо вам, за работу.

Всё было понятно, интересно

Было интересно, но встречались трудности

Было не очень интересно, много непонятного, трудностей

МБОУ «СОШ №20»

УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ
« ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА»

ШЕВЕРДЯЕВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Город Энгельс

Тема: «Вода и её свойства.»

Цели: провести опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными состояниями воды.

Оборудование: рисунки, стакан, полоски из цветной бумаги, колба, спиртовка, держатель, пробирка, ложка, соль, сахар, мел, песок, фильтр, воронка.

Ход урока.

    Организационный момент.

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в знаниях.

    Сообщение темы урока.

Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а вы- исследователи. Давайте сейчас с вами отгадаем, что станет предметом нашего исследования.

Если реки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умереть?

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …..(воды)

Слайд 1

Ребята, назовите тему нашего урока. (вода)

Давайте сейчас посмотрим на наш глобус и раскрутим его.

Какого цвета он вам показался? (голубого)

Как вы думаете почему? (потому, что голубого цвета на нем больше, чем других. Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря и океаны, реки и озера нашей планеты.

Слайд 2

А сейчас мы с вами видим нашу Землю такой какой ее видят космонавты из космоса, что мы можем сказать? (вода занимает в 2 раза больше места, чем суша)

Слайд 3-10

Сообщение уч-ся. « Вода одна из самых важных для человека веществ. Организм человека, кровь, мозг, ткани тела больше, чем на наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения. Вода работает на электростанциях, а еще вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров»

Ребят, а какие природные явления связаны с водой? (иней, роса, снег и т.д.)

Слайд 11

Какие из этих природных явлений приходилось тебе наблюдать и в какое время года? (разлив реки- весна, снег – зима и т. д.)

Как вы думаете, а в каком состоянии может быть вода, подумайте? (жидкое, твердое и газообразное)

Слайд 12

Демонстрация 3-х состояний :

Лед- твердое, вода- жидкое, кипение воды- газообразное

Слайд 13

В одной из русских народных сказок, героине задают задание «принести воды в решете», сможет ли она его выполнить? (лед)

3. Физкультурная минутка.

4. Свойства воды.

Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы, а результаты записывать в таблицу.

Цель нашей работы: выяснить какими свойствами обладает вода.

ТБ :посуду брать осторожно, иначе можно разбить и пораниться.

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Вывод: вода формы не имеет, а приобретает форму предмета, в которую ее наливают

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Вывод : вода цвета не имеет.

Слай 14

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Вывод : вода запаха не имеет.

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Вывод : вода прозрачная.

Слайд 15

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Вывод : вода вкуса не имеет.

Опыт № 2

Вывод : вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.

Слайд 16

Общий вывод : вода –жидкость, которая не имеет вкуса, запаха, цвета,формы, она текучая.

Слайд 17

Релаксация : Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть).Он нас приветствует(протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться(движение пловца).Океан нам очень рад, но нам пода возвращаться. Давайте помашем ему рукой.

Вы хорошо поработали, а сейчас я вам покажу один опыт, а вы сделаете вывод.

Оборудование: 1 стакан-соль

2 стакан-сахар

3 стакан-мел

4 стакан-песок

Вывод: вода универсальный растворитель, она растворяет почти всё, даже некоторые металлы, например серебро.

Ребята, а какую воду мы пьем?(очищенную)

Слайд 18

Правильно, наша вода проходит несколько степеней очистки, сейчас вы увидите очистку воды при помощи фильтра.

Вывод: нерастворенные вещества остались на фильтре, а в стакане чистая вода.

Как же надо относиться к воде?(беречь, не загрязнять водоемы)

Ведь вода - это наше богатство,
Это важный источник Земли.
И от качества водных ресурсов
Зависит здоровье страны.

Берегите реки и озера!
Чтобы процветал родной наш край
И тогда, увидите, что скоро
Превратится он в цветущий рай!

5.Закрепление.

Из предложенных свойств выбери те, которыми вода обладает.

Слайд 19

1. Вода имеет запах.

2. Вода голубого цвета.

3. Вода растворитель.

4. Вода обладает способностью течь.

5. У воды нет вкуса.

6. Вода имеет форму.

Загадки.

Слайд 20

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок (туман)

Слайд 21

Вился, вился белый рой,

Сел на землю стал седой (снег)

Слайд 22

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем не найдем (роса)

Каких состояниях может быть вода?

6 Итог.

Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было интересно узнать…

— Меня удивило….

Перед вами лежит солнышко, пусть каждый из вас нарисует свое настроение которое было у вас на уроке.

7 Домашнее задание.

Подготовить сообщение о воде, охрана воды.

Заберите свои знания полученные на уроке с собой и пользуйтесь ими.

Слайд 23

Лаборатория № 1

Опыт №1

Имеет ли форму вода?

Оборудование: колба, стакан с водой.

Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?

Вывод: ______________________________________________________________________________________________________

Опыт №2

Имеет ли вода цвет?

Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.

Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.

Вывод :_________________________________________________________________________________________________

Лаборатория № 2

Опыт №1

Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?

Вывод : ______________________________________________

Опыт №2

Прозрачна ли вода?

Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.

Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?

Вывод : _________________________________________________

Лаборатория № 3

Опыт № 1

Имеет ли вода вкус?

Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?

Вывод : ___________________________________________

Опыт № 2

Что произойдет с водой если ее вылить из посуды?

Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.

Вывод : ______________________________________________________________________________________________________

Тема : «Вода и её свойства».

Цели :

1. Познакомить учащихся с физическими свойствами воды. Рассмотреть виды водоёмов. Доказать присутствие воды в живых организмах, её жизненную необходимость для всех объектов живой природы.
2. При выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся.

Оборудование :

физическая карта полушарий, глобус;
лоток с лабораторной посудой;
полоски цветной бумаги;
соль, сахар, гуашь, сода, толченый мел, песок, нефть;
спиртовка, держатель, кусочки древесины, дольки мандарина;
чистая и грязная вода, бумажный фильтр;
компьютерная презентация к уроку.

I. Введение в тему.

На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.

II. Виды водоёмов.

1. Учитель: Ребята, мы должны помочь растерявшейся Капельке вспомнить её имя, свойства и значение для жизни на Земле.

Для начала отгадайте загадку и таким образом узнаете, как зовут незнакомку.

(Дети отгадывают загадку: вода.)

2. Учитель: Незнакомку на самом деле зовут Капелькой воды, и она будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков. Тема сегодняшнего урока: «Вода и её свойства».

Учитель: Почему же воду так назвали? Над этим вопросом вы думали дома и многие из вас сочинили очень похожие сказки. Сложилась коллективная версия, с которой мы сейчас ознакомимся.

Ученик зачитывает сказку: «Почему воду так назвали?»

Мы придумали так:

Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, людей мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал: «Во!» (Что означало «отлично».) Другой попробовал и согласился:

«Да-а-а!» Так и стали они жидкость в ручье называть словом «вода».

3. Учитель: Второй вопрос, интересующий Капельку воды, где она живёт. Как вы думаете, где может жить капелька воды?

(Дети дают разнообразные ответы: в реке, в луже, в море, в стакане с водой.)

Учитель систематизирует ответы детей, демонстрируя различные виды водоёмов.

(Демонстрация слайдов сопровождается показом по карте упоминающихся объектов: озёр, рек, морей, океанов.)

4. Многоликая вода.

Учитель: Вода может быть очень разной:

(На слайдах №17-19 вторая половина появляется по щелчку после того, как дети дают свою версию о противоположном проявлении воды.)

тихим озером и бурным водопадом;

лёгким облаком и тяжёлым айсбергом;

III. Знакомство со свойствами воды.

Учитель: Капелька просит нас помочь ей узнать, что она собой представляет.

Практическая работа.

На каждом столе оборудование для опытов.

(Слайд №20 содержит вопросы, касающиеся свойств воды. После того, как дети в ходе практической работы найдут ответ на вопрос, по первому щелчку мыши вопрос исчезает, по второму щелчку появляется ответ.)

Выявляются свойства:

1) бесцветная;

(Сравнить с цветными полосками.)

2) прозрачная;

(Опустить в стакан с водой стеклянную трубку.)

3) не имеет запаха и вкуса;

4) жидкость, принимающая форму сосуда, в котором находится;

(Перелить воду из стакана в колбу.)

5) сжимается при охлаждении;

6) расширяется при нагревании;

(Данные свойства рассматриваются на опытах, описанных в учебнике на с.51.)

8) очищается при помощи фильтра.

(Загрязнённую воду попустить через фильтр, сделанный из воронки и специальной бумаги.)

– Какое значение в нашей жизни имеет это свойство?

(Воду можно очищать, а потом только использовать для питья.)

Учитель: Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Рассмотрим модель молекулы воды.

IV Физкультминутка.

(Дети рассказывают слова и выполняют движения.)

Для друзей природы
Нет плохой погоды.
Если вдруг на улице
Тучей небо хмурится,
И весёлый дождик
Капает на нас,
Мы раскроем зонтик,
Сделаем кораблик,
Его в ручей опустим,
Скажем: «В добрый час!»

V Сколько воды на Земле?

1. Работа со слайдом 24.

Учитель: Капелька воды интересуется, много ли её подруг, таких же капелек воды есть на Земле?

– Если быстро вращать глобус, какого цвета он вам покажется? (Голубого.)

– Что обозначают на физических картах голубым цветом? (Водоёмы.)

Так происходит потому, что на глобусе больше голубого цвета, чем коричневого и зелёного, так как на самой Земле больше воды, чем суши.

Так выглядит поверхность Земли из космоса. (Фотография на слайде.)

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

2. Где прячется Капелька воды?

(Слайд №25 содержит гиперссылки (картинки) на слайд № 26, на котором даны пояснения к иллюстрациям. На слайде №26 по первому щелчку мыши открываются комментарии к картинке с фруктами, по второму – с деревом, по третьему – с минералом, по четвертому – с коровами. После того, как все комментарии открыты, переход по управляющей кнопке далее.)

Много воды и в теле человека.

VI Значение воды в жизни человека и всего живого.

Учитель: По мнению учёных, жизнь на Земле зародилась именно в воде. И сейчас ни один живой организм без воды не выживет.

1. Учитель: А теперь поможем Капельке узнать, зачем она нужна человеку. Как вы думаете?

(Ответы детей обобщаются при помощи слайдов 28–34.)

2. Вода – место обитания многих видов растений и животных.

VII Закрепление изученного

Тема: Вода и её свойства.

Цели:

  1. Сформировать представление о трёх состояниях воды, уточнить и систематизировать знания о свойствах воды и льда.
  2. Развивать наблюдательность, умение обобщать, расширять кругозор учащихся.
  3. Способствовать созданию атмосферы товарищества, сотрудничества, приобщать учащихся к художественным ценностям.

Оборудование:

  • стаканы с водой,
  • блюдца,
  • глобус,
  • схема “вода”,
  • сахар,
  • сок морковный,
  • рисунки с изображением воды в различных состояниях,
  • иллюстрации с картин И. К. Айвазовского “Девятый вал”, “Чёрное море”.

Ход урока

Все учащиеся класса разбиты на группы.

I. Сообщение темы урока.

У: - Сегодня наш класс превратился в научную лабораторию, а вы – исследователи. Отгадайте, что будет предметом нашего исследования:

Я бегу струёй из крана
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода.)

II. Беседа.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!

Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

У: - В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты.

Посмотрите на глобус. Что можете сказать о пространстве, занимаемом водой? Вода занимает 3/4 земной поверхности.

Что такое вода? (Выслушиваются ответы учащихся). На доску помещается табличка:

вода – это вещество.

Сообщение учащегося:

“Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения, вода работает на электростанциях, а ещё вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров”.

III. Определение состояний, в которых может находиться вода.

У: - Отгадайте загадки:

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло
Скользко, - весело, светло!

У: - Что такое лёд?

При какой температуре вода превращается в лёд?

Кто-то ночью утащил лес,

Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.

Что же случилось на самом деле?

Что представляет собою туман?

Когда ещё наблюдали газообразное состояние воды?

При какой температуре вода закипает и начинает испаряться? (Около 100 градусов).

Итак, в каких состояниях может находиться вода?

Расскажите, опираясь на схему, какие природные явления связаны с водой? В каком состоянии находится вода?

IV. Определение свойств воды и льда.

У: - Сейчас, ребята, вы будете ставить опыты. Цель вашей работы – выяснить, какими свойствами обладают вода и лёд. Результаты своих наблюдений вы запишете в таблицу, которая есть на ваших столах.

  1. Отлейте часть воды из стакана в блюдце.
  2. Понюхайте.
  3. Попробуйте на вкус.
  4. Определите, имеет ли вода цвет (если да то какой).
  5. Добавьте морковный сок. Что произошло с водой?
  6. Имеет ли форму.
  7. Добавьте в стакан сахар и размешайте. Что произошло с сахаром? Какие ещё вещества растворятся в воде?
  1. Положите кусочек льда на текст или рисунок. Что вы обнаружили? Каким свойством обладает лёд.7
  2. Подержите кусочки льда на ладони. Какой он на ощупь?
  3. Что происходит со льдом у вас в руке?
  4. Попробуйте разломить ледяную пластинку. Удалось ли это сделать? Постучите кусочком льда о стол. Что заметили? О каком свойстве говорит этот опыт?
  5. Поместите ледяную пластинку в блюдце со льдом. Что произошло?

Результатом практической работы станет таблица:

У: - Подробно газообразное состояние воды вы, ребята, будете изучать в старших классах.

“Картинная галерея”.

У: - Вода - это не просто вещество, которое люди используют в своих целях. Эта природная стихия с древних времён привлекала человека своими тайнами. О подводном мире складывались легенды, написано много фантастических книг. Художники отражали в своих произведениях красоту водной стихии. Константин Иванович Айвазовский посвятил ей почти всё своё творчество.

Рассматривание иллюстраций картин “Девятый вал” и “Чёрное море” и слушание сообщений учащихся.

1-й ученик. “Иван Константинович Айвазовский родился в семье небогатого купца в городе Феодосия, который находится на берегу Чёрного моря. Ещё в детстве проявлял исключительные способности к рисованию. С 1883 года становится студентом петербургской Академии художеств, которую оканчивает раньше положенного срока. Айвазовского всегда привлекала романтика моря. В картине “Девятый вал” он отобразил борьбу человека с водной стихией. Ему удалось передать грозную картину шторма в открытом море, дать впечатление ярости морской пучины”.

2-й ученик. “Одна из самых знаменитых картин И. К. Айвазовского называется “Чёрное море”. В картине живо ощущается мерное движение волн, громадность морской равнины. Вода ещё только колышется, но движение уже грозно и неотвратимо. В небе чистая лазурь сменяется цепью облаков, и на море возникают цветные полосы, блики. Вдалеке виднеются небольшие волны. И вот они уже близко, они выросли и стали огромными грядами волн, вскипающими кое-где беляками”.

V. Закрепление знаний.

У: - Задания группам:

Первой группе: найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных:

  • состояние,
  • роса.

Второй группе: исключите слово:

  • течет,
  • бесцветна,
  • вода,
  • растворитель.

Третьей группе: исключите слово:

  • жидкое,
  • прозрачная,
  • твердое,
  • газообразное.

Четвёртой группе: найти слово, которое является обобщающим для всех остальных:

  • иней,
  • явления природы,
  • снегопад,
  • половодье.

Для первой группы слово “состояние”, для второй – ”вода”, для третьей - “прозрачная”, для четвёртой – “явления природы”.

На столах рисунки:

  • снежинка,
  • капля на листе растения,
  • туча,
  • лужа,
  • пар из чайника,
  • сосулька,
  • ручей,
  • снежный узор на окне.

У: - Ребята первой и третьей группы должны выбрать рисунки, на которых вода находится в газообразном состоянии. Ребята второй группы выбирают рисунки, на которых вода в твёрдом состоянии и ребята из четвёртой группы выбирают рисунки, на которых вода в жидком состоянии.

VII. Итог урока.

Каждой группе предоставляется слово. Учащиеся аргументируют свои ответы.

VIII. Домашнее задание.

Выучить материал в учебнике, приготовить сообщения о явлениях природы, связанных с водой.

Список литературы

  1. Учебник “Окружающий мир” 2 класс. Авторы: Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. Издательство “Вентана-Граф”. 2003 г.
  2. Н. Н. Новоуспенский “Айвазовский”.
Загрузка...