domvpavlino.ru

Конструкция газового оборудования для автомобиля. Как работает газ-контроль? Что такое ГБО

Для всех, кто решил обзавестись газовым котлом для своего жилища – частного дома, коттеджа, или занимается вопросами отопительной системы производственного помещения, будет нелишней информация о том, каков же принцип работы газового котла отопления и какими бывают отопительные приборы.

Зная устройство газовых котлов отопления, можно сделать правильный выбор техники и в последующем быть теоретически подкованным при ее эксплуатации, знать, как можно добиться большей экономии при использовании отопителей, а также разбираться в возможных причинах неисправностей уже имеющегося котла, а не относиться к нему как к загадочному «черному ящику». Как говорится, осведомлен – вооружен.

Котлы являются только частью общей системы отопления помещения и в свою очередь имеют разные конструкции, но есть ключевые составляющие, присутствующие в каждом из них. К основным составляющим газового котла относятся: система подачи газа, горелка, теплообменник. Как же они взаимодействуют между собой и собственно сам газовый котел отопления как работает, и что именно должно происходить внутри котла, чтобы в доме стало тепло?

Тепло образуется в результате горения газа. Система подачи газа отвечает за равномерное его поступление к горелке, которая должна быть в этот момент включена. Тепло, получаемое при сгорании, передается в теплообменник, который и отвечает за передачу тепла в отопительную систему. Роль теплообменника, как понятно из названия, в обмене теплом между двумя веществами. Это может быть нагревание либо охлаждение. Теплообменники устроены по-разному, но основная их суть в том, чтобы полученная температура одной жидкости внутри теплообменника передалась другой жидкости, которая далее будет распространять эту температуру по трубам всей отопительной системы.

Регулирование подачи газа в котел и циркуляции воды в системе

Если газовую горелку прикрутить – газ будет поступать в меньшем объеме, пламя станет меньше и получаемая температура будет ниже. В современных котлах этот процесс происходит автоматически: температура контролируется и переключается в необходимый режим самостоятельно.

Если же горелка потухнет, поступающий газ не сможет сгорать и представит опасность для помещения и его жильцов. Существуют автомеханизмы, которые умеют регулировать этот процесс и определять, готова ли система к подаче газа. Если нет – газ просто не поступает. Для более быстрого обогрева помещения за счет циркуляции воды в системе отопления, котлы снабжаются насосами.

Таким образом, зависимо от типа, класса и модели котла, в нем могут быть установлены:

  • насос;
  • система управления;
  • предохранительная система;
  • системы защиты и диагностики.

Большинство современных моделей оснащены автоматической подачей газа, защитой от аварийной ситуации и регулировкой температуры: они самостоятельно осуществляют контроль за работой насоса, текущим состоянием теплового уровня и без ручного вмешательства обеспечивают переключение режимов и состояний. Человеку, купившему котел, не приходится вмешиваться в его самостоятельную работу, если конечно устройство исправно. А для случаев выхода их строя того или иного узла или механизма, предусмотрено техническое обслуживание газовых котлов.

Как регулируется работа внутри котла

Если котел включен и находится в рабочем состоянии, встроенные в систему управления датчики проверяют температуру отопительной системы и передают результаты терморегулятору. Терморегулятор – это устройство, отвечающее за автоматическое регулирование отопительного прибора в части поддержки заданной потребителем температуры. Датчики являются составляющей частью терморегулятора.

Если температура по результатам замера оказалась ниже нормы, автоматическая система переводит отопительный прибор в режим нагрева, вода нагревается в теплообменнике и, с помощью насоса, если он есть, подается в трубы, распространяя тепло по всему помещению.

Система отопления замкнута, то есть по трубам постоянно циркулирует вода, которая является теплоносителем, не меняя своего объема.

Если объем нарушается, вся система может работать некорректно. Обычно так или иначе это замечается, например, если шумит газовый котел, это может быть свидетельством недостатка воды в отопительной системе, что в свою очередь приводит к перегреву котла. В таких случаях проверяют регулировку термостата (прибор, отвечающий за поддержку постоянной температуры), если она в норме, проверяют уровень воды и доливают ее при необходимости, обеспечивая систему необходимым объемом для нормального функционирования.

Одноконтурные и двухконтурные котлы

Несмотря на то, что отопительный котел – сложное устройство, основная его схема понятна каждому желающему разобраться. К примеру, ответ на вопрос что такое двухконтурный газовый котел довольно прост. Котел предназначен для отопления жилища, обеспечивая контур (система труб по всему помещению) теплом. Если к котлу присоединена еще и система обогрева воды, которая осуществляется примерно по такому же принципу, то котел обслуживает два контура и снабжен двумя теплообменниками. В зависимости от этого котлы делят на одно- и двухконтурные.

Таким образом котлы газовые для отопления и горячего водоснабжения – это двухконтурные котлы. Если контур один (только отопление), то прогреваются только отопительные трубы, если два (отопление и водонагрев), то система попеременно отправляет нагретую воду то в систему труб, предназначенных для отопления, то в трубы для водоснабжения.

Приборы терморегулирования

Для автоматической регулировки работы котла используется множество встроенных приборов.

За регулирование температуры отвечает термостат или программатор.

В более простых моделях котлов температура регулируется термоэлементом – специальным устройством, представляющим из себя металлическую конструкцию, способную менять размеры (уменьшаться либо увеличиваться) под воздействием температуры. При нагреве/охлаждении термоэлемент меняет размер, воздействуя на приспособленный возле него рычажок, закрывающий или приоткрывающий заслонку тяги. От силы тяги в свою очередь зависит объем поступающего воздуха в камеру сгорания, контролируя процесс горения.

В продвинутых моделях устанавливаются контроллеры, регулирующие поток воздуха с помощью встроенного вентилятора. Таким образом, термостат может быть довольно простым или сложным, и даже программируемым, устройством. Программируемые термостаты – программаторы – могут контролировать выполнение заданных настроек на целую неделю с учетом требуемой температуры вплоть до минуты.

Грамотное использование настроек термостата позволяет добиться экономии на потреблении энергии в 20-30%, что позволит значительно снизить расходы на отопление. Пересмотрев необходимость в приобретении данного устройства, купить программатор для газового котла, можно даже уже имея котел.

Программаторы – это устройства, которые обеспечивают автоматическое управление температурой. Эти устройства могут сэкономить энергопотребление, обеспечить требуемый климат-контроль в помещении и продлить срок службы отопительной техники. Регулировать можно температуру воды в отопительной системе и температуру воздуха в помещении. Стандартная регулировка температуры воды предусматривает ручное или автоматическое включение/выключение нагревательного механизма зависимо от требуемой температуры воды в радиаторе.

Если за окном становится прохладнее или теплее, требуется другая температура воды в трубах и приходится проводить новые и новые настройки. Такие системы могут быть оснащены электронным табло и автоматической регулировкой. Но принцип их работы заключается в постоянном приведении системы в такой режим, при котором будет достигнута нужная температура воды путем пуска/выключения котла раз в несколько минут. При таком режиме постоянной готовности к включению горелки, насос работает постоянно. Это изнашивает оборудование.

Более оправданный вариант – это программатор, управляющий температурой воздуха в помещении, а не воды в трубах, когда задается нужная комфортная температура и происходит управление котлом, так же включая и выключая его, при этом запуская и отключая насос только при срабатывании датчика изменения температуры воздуха. Воздух остывает и нагревается медленнее, поэтому запуски происходят реже, что минимизирует затраты на электроэнергию и снижает износ оборудования. Те, кто желает получить более существенную экономию и комфортную температуру, покупают комнатный программатор для газового котла, они широко представлены на рынке.

На чем можно экономить при использовании газового котла

Экономия и ее разумный просчет особенно актуальный вопрос, если речь идет об отоплении и выборе котла. В разрезе экономии, на газовые котлы напольные отзывы специалистов сходятся – напольные являются менее ресурсорасходными.

Грамотный монтаж

Эксперты также сходятся во мнении, что эффективная, надежная и экономная работа котла возможна только при правильной организации не только монтажа самого котла, но и всей отопительной системы. Кроме того, важно учесть все меры, предупреждающие выход оборудования из строя, поскольку ремонт, сервисное обслуживание газовых котлов – это тоже значительные материальные расходы, которые в свою очередь тоже можно сократить, своевременно обращаясь в сервисный центр газовых котлов, а также оформив договор на обслуживание газового котла.

Чистка котла своими руками

Самостоятельная мойка теплообменников тоже может сократить расходы, если выбрать соответствующий вид устройства, позволяющий самому проделывать такую процедуру. Важным, в том числе и с точки зрения экономии, является обязательное заземление газового котла в частном доме. Ознакомиться с основными видами газовых котлов для отопления частного дома можно . Даже если котел уже давно в эксплуатации, но это требование не выполнено, им не следует пренебрегать: стоит узнать, как заземлить газовый котел в частном доме и провести данную процедуру.

Выбор газового котла

Средством экономии является и сам выбор котла. Дешевый, подороже, с автоматикой или без, на чем можно выиграть в самом начале и в последующей эксплуатации – все это важно учесть и просчитать. Ярким примером неоднозначности расчета экономии на отоплении может стать приобретение котла типа АГВ (аппарат газовый водонагревательный), под которым подразумевается самый дешевый вид котла старого, советского, образца с примитивной автоматикой. Стандартно газовый котел АГВ имеет очень низкую цену, но и низкий КПД, зато не нуждаются в электричестве. Только точный просчет поможет определить степень экономии при использовании данного прибора. Про отечественные газовые котлы можно прочитать в нашей статье .

Важно также определиться с потенциальными проблемами тех или иных котлов при выборе оптимальной модели. Например, газовый котел МОРА неисправности будет терпеть постоянно вплоть до выхода из строя в условиях нестабильности электрического напряжения, при малейших ошибках настройки и недостатке воды в системе.

А на газовый котел Мастер Газ Сеул отзывы на первый взгляд, противоречивые, однако они дают информацию об уязвимых местах данной модели – накапливание отходов горения в котле, что приводит к шумной работе вентилятора, течи и нестабильной температуре воды при подаче, при этом со своей основной функцией, обогревом, данная модель справляется исправно.

Вероятно, у каждой бюджетной модели, есть такого рода особенности, которые при определенных условиях могут не проявляться, оправдывая таким образом экономию на покупке, а при знаниях устройства котла, а также сильных и слабых сторон каждой модели, можно не оставаться безучастным и не пускать ситуацию на самотек, а управлять уровнем комфорта и размером затрат при эксплуатации отопительной техники.

Описание и назначение основных элементов. Принцип работы устройства и схема газобаллонной установки.

Основные элементы

Редуктор-испаритель. Элемент системы, предназначенный для подогрева пропанобутановой смеси. Он контролирует испарение, уменьшает давление до атмосферного. Конструкционно газовый редуктор представляет собой механизм, состоящий из нескольких последовательно соединенных камер. Друг от друга они разделены клапанами.

Клапан электромагнитный для газа. Механизм предназначен для блокировки топливного трубопровода. Это нужно в период простоя двигателя, после его переключения на автомобильный бензин. Клапан дополнительно оснащен фильтром очистки топлива.

Клапан электромагнитный для бензина. Этот механизм прекращает подачу автомобильного бензина в карбюраторных моторах, когда они функционируют на газовой смеси. Газовый блок управления исполняет аналогичную задачу в инжекторах.

Переключатель автомобильного топлива. Этот механизм обустраивают в салоне транспортного средства. Переключатели могут отличаться конструктивно. Некоторые варианты имеют подсветку, индикаторную шкалу, которая показывает, сколько в баллоне осталось газовой смеси.

Мультиклапан. Механизм располагается на горловине баллона. В его конструкции предусмотрены следующие клапана: скоростной, расходный, заправочный. Дополнительно мультиклапан оснащен заборной трубкой, измерителем уровня топливной смеси. Клапан скоростной при поломке трубопровода предупреждает газовую течь.

Венткамера. Этот компонент системы также расположен на горловине баллона. В коробку помещают мультиклапан. Основная функция этого элемента – отвод наружу газовых паров при возникновении в багажнике газовой течи.

Газовый баллон (специальная емкость для содержания сжиженного газа ). Он может иметь торроидальную или цилиндрическую форму. Первый вариант предоставляет возможность размещать емкость с газом в нише, предназначенной для хранения запасного колеса. Согласно правилам техники безопасности при эксплуатации баллонов с газом емкость заполняется газовой смесью всего на 80% от ее максимальной вместимости.

Разбор деталей комплекта газобаллонного оборудования четвертого поколения: как выглядят детали устройства, зачем они нужны и как все работает

Принцип работы

Необходимо отметить, питание газовой смесью, исполнение всей газобаллонной системы предыдущих поколений значительно проще, чем конструкция бензиновой системы подачи топливной смеси.

Перевод транспортного средства для работы на газобаллонном оборудовании, его соответствующее переустройство выглядит таким образом. Предварительно в багажном, грузовом отделении, под днищем машины, на раме монтируют специальную емкость, предназначенную для заполнения газом. В двигательном отсеке (подкапотное пространство) устанавливают редуктор-испаритель, дополнительные устройства, функции которых связаны с подачей в мотор газовой смеси, и механизмы регулировки топлива.

Баллоны заправляются жидкой смесью пропана-бутана. Если давление соответствует атмосферному, топливо имеет газообразное состояние. Если давление выше атмосферного, газ преобразуется в жидкое топливо, которое при бытовых температурах может испаряться. Поэтому под сжиженный газ используются только герметичные емкости. Давление в них может составлять 2-16 атмосфер.

Газовые пары формируют давление, благодаря которому они подаются в газовый трубопровод повышенного давления. Заправка газового баллона и подача из него топлива в магистраль производится через мультиклапан. Для выполнения заправки дополнительно применяется специальное выносное приспособление.

Сжиженная газовая смесь направляется по трубопроводу и проходит через газовый клапан с фильтровальным элементом. Такая дополнительная фильтрация позволяет эффективнее очищать топливо от смолистых соединений, прочих примесей. Это устройство также предназначено для блокировки подачи газовой смеси при отключении зажигания, переключении рабочего режима двигателя на автомобильный бензин.

После фильтрации топливная смесь направляется в редуктор. Здесь давление газовой смеси падает до показателя, составляющего примерно 1 атмосферу. Снижение давления способствует испарению жидкой газовой смеси. При прохождении данного процесса редуктор активно охлаждается. Именно по данной причине его соединяют с системой охлаждения автомобильного двигателя. Подогретая охлаждающая жидкость в результате циркуляции по системе не дает редуктору обмерзать. В холодный период года рекомендуется производить запуск автомобильным бензином, а уже после предварительного прогрева двигателя стоит переводить его рабочий режим на газобаллонное оборудование. Данное требование предполагает выход мотора на рабочий температурный режим, а также подогрев охлаждающей жидкости до необходимой температуры.

После редуктора уже парообразный газ направляется в цилиндры мотора. В ГБ системе отсутствует деталь, схожая функционально с бензонасосом. Газовая смесь содержится в баллоне под определенным давлением, и поступает в редуктор автономно, дополнительная подкачка для этого не требуется. Благодаря этому система ГБО по конструкции значительно проще. А способность газа преобразовываться из жидкости в пар при изменении показателей температуры, давления еще больше сокращает количество элементов конструкции ГБО установок.

Специальный переключатель, установленный в автомобильном салоне, позволяет переключаться с бензина на газ и обратно. После выключения зажигания переключатель занимает нейтральное положение. Газобаллонное оборудование может быть наделено дополнительно функцией отключения подачи газовой смеси, если в автомобильном двигателе отсутствует искра.

Схема установки

  1. Емкость с газом (баллон)
  2. Мультиклапан
  3. Топливный трубопровод высокого давления
  4. Заправочное выносное приспособление
  5. Клапан для газа
  6. Редуктор-испаритель
  7. Дозатор топливной смеси
  8. Клапан для бензина
  9. Топливный переключатель


По схеме подачи топлива ГБ оборудование условно подразделяется на поколения. Например, рассмотрим ранние системы, проанализируем их рабочий алгоритм. Пропанобутановая смесь в сжиженном состоянии, содержащаяся под определенным давлением в специализированной емкости, подается в трубопровод повышенного давления через специальный мультиклапан, фиксирующий расход топлива. С помощью этого клапана и выносного заправочного приспособления производится заправка. Далее сжиженный газ по трубопроводу проходит через газовый клапан, дополнительно оснащенный фильтрующим элементом, где осуществляется его очистка от различных примесей, смолистых соединений. Этот механизм системы при выключенном зажигании, переключении рабочего режима двигателя на автобензин перекрывает подачу газовой смеси.

Далее по трубопроводу чистый газ перемещается на редуктор, где его давление уменьшается до атмосферного. В результате этой процедуры газовая смесь начинает интенсивно испаряться. В коллекторе работающего мотора образуется разряжение, что предоставляет возможность газовой смеси пройти по рукаву пониженного давления. Дальше газ направляется через дозатор в топливный смеситель, который размещен между дросселем, воздушным фильтром. На карбюраторных моторах может использоваться газовый штуцер.

Нужный вид топлива для работы двигателя включается топливным переключателем из автомобильного салона, который размещен на панели. При включении режима «газ» переключатель активизирует открытие газового клапана, одновременно перекрывается бензиновый клапан. При переключении рабочего режима автомобильного двигателя на бензин, соответственно перекрывается газовый клапан. Благодаря предусмотренной для переключателя подсветке всегда можно посмотреть, на каком топливе работает мотор.

Газовую топливную аппаратуру или газобаллонное оборудование ГБО можно устанавливать на любой модели легковых автомобилей оснащенных карбюраторными двигателями или двигателями с системой впрыска топлива и электронным управлением. Если их конструкция позволяет разместить цилиндрический или тороидальный баллон с газом для газобаллонного оборудования.

Устройство газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле, узлы и детали, места установки, принцип действия.

Конструктивные решения комплектующих устройств газобаллонного отличаются большим разнообразием в зависимости от типов двигателей, для которых они предназначены, и от заводов-изготовителей, их производящих. Газовое оборудование автомобиля размещают в трех местах: в моторном отсеке, салоне и багажном отсеке. В моторном отсеке автомобиля устанавливают:

– Редуктор-испаритель газа.
– Смеситель.
– Электромагнитный газовый клапан.
– Электромагнитный бензиновый клапан.

В салоне автомобиля на приборной панели устанавливают.

– Переключатель видов топлива «Газ – Бензин» с блоком индикации режимов «Газ – Бензин» и количества топлива в газовом баллоне.
– Предохранитель.

В багажном отсеке автомобиля устанавливают.

– Газовый баллон с запорно-предохранительной арматурой.
– Выносное заправочное устройство.

На некоторых моделях систем газобаллонного оборудования ГБО устанавливают дозирующее устройство, предназначенное для подачи определенного количества газа, соответствующего режиму работы двигателя, кроме холостого хода, а также вилку-тройник с регулирующим винтом или винтами.

Это стальной резервуар, предназначенный для хранения сжиженного нефтяного газа при температуре от минус 40 до плюс 45 градусов. На легковом автомобиле он крепится в отделении или в нише для запасного колеса, а на малотоннажных автомобилях – на . Газовый баллон имеет цилиндрическую или тороидальную форму. Различные объемы и геометрические размеры позволяют выбрать оптимальный вариант размещения баллона в багажнике автомобиля.

Баллон снабжен вентиляционной коробкой с герметически закрывающейся крышкой. Под крышкой расположены заправочный и расходный вентили, шкала со стрелкой, показывающей уровень газа в баллоне, заправочная чашка.

В некоторых конструкциях газобаллонного оборудования для заправки газового баллона необходимо:

– Открыть крышку вентиляционной коробки.
– Закрыть расходный вентиль.
– Ввернуть в заправочную чашку переходник.
– Подключить к переходнику заправочный пистолет.
– Открыть заправочный вентиль на газовом баллоне.
– Открыть кран заправочного пистолета.

После того, как баллон на 80–85 % заполнится газом (в баллоне срабатывает отсекающий клапан, при этом слышен характерный щелчок), указанные операции проделывают в обратном порядке. В дальнейшем, если автомобиль хранится вне закрытых помещений (уличное хранение), расходный вентиль можно не закрывать.

Устанавливают на унифицированном фланце газового баллона с использованием прокладки, обеспечивающей герметичность соединения. Он является приемным устройством при заполнении баллона сжиженным нефтяным газом и обеспечивает подачу последнего в магистраль газопровода. Блок включает в себя входной штуцер и заправочный вентиль с обратным клапаном, расходный штуцер и расходные вентили жидкой и паровой фаз, ограничительный механизм уровня заправки баллона (мультиклапан).

Блок закрыт герметичным кожухом, надежно отделяющим его содержимое от внутреннего объема автомобиля. Вентиляция внутреннего пространства кожуха осуществляется через дренажную трубку, выведенную за пределы кузова автомобиля. Сжиженным газом баллон заправляют через заправочный вентиль (3). Газ поступает в баллон, преодолевая усилия шарика (2), находящегося под действием пружины.

Баллон наполняется газом, и поплавок (11) поднимается. Автоматический клапан (9) отсекает поступление газа в баллон. Шарик (2) перекрывает обратный выход газа из баллона. Из баллона газ поступает в магистраль по трубке забора газа (10), отжимая шарик скоростного клапана (4) через расходный вентиль (13).

В обычных условиях работы расходный и заправочный вентили находятся в открытом положении. Их закрывают при постановке автомобиля на длительную стоянку, в случае утечки газа, а также при неисправностях, обслуживании и ремонте газовой аппаратуры. В случае нагрева баллона свыше 45 градусов открывается предохранительный клапан (1), чтобы понизить давление газа.

Контрольная стрелка (7) по шкале (8) указывает количество газа в баллоне. Указатель уровня топлива может выводиться на переключатель вида топлива в салон автомобиля. Стрелка приводится в действие магнитом, вмонтированным в мультиклапан (9). Она вместе со шкалой защищена прозрачной крышкой (6). Максимально допустимый объем заправляемого газа предварительно устанавливается винтами (12).

Предназначенное для заправки газового баллона, крепится на кронштейне (7) гайкой (8) под задним бампером легкового автомобиля. Оно подсоединяется к заправочному трубопроводу через штуцер (10). Заправочный пистолет газовой колонки присоединяется к корпусу (3) с уплотняющей резиновой прокладкой (2). Газ, поступающий под давлением, открывает клапан (6) и заполняет газовый баллон. После окончания заправки клапан герметично закрывается.

Газопровод проходи под полом автомобиля вдали от выхлопных труб. От соприкосновения с деталями он защищен хлорвиниловыми или резиновыми трубками. Трубопроводы закрепляют на кузове автомобиля специальными скобами при помощи саморезов с интервалом не более 800 мм. Газопровод высокого давления на всем протяжении от баллона до электромагнитного клапана газа и от него до редуктора-испарителя выполнен из меди или из нержавеющей стали с заводской развальцовкой.

Если газопровод изготовлен из стали, то его присоединение к узлам аппаратуры осуществляется при помощи упорной накидной гайки. Такое соединение допускает многократную разборку, но при затяжке необходимо избегать чрезмерных усилий во избежание отрыва донышка накидной гайки. На концах трубопровода предусматривают компенсационные кольца. Трубку изгибают с образованием кольца диаметром 50–80 мм, что предохраняет трубопровод от поломки под действием вибрации.

Герметичность газопровода высокого давления обеспечивает ниппельное соединение типа конусная муфта. Такое соединение включает в себя трубопровод (3), конусную муфту (1), упорную гайку (2) и присоединяемую деталь (штуцер). Герметичность достигается за счет конусной муфты (1), изготавливаемой из латуни. Такое соединение допускает многократную разборку с заменой конусной муфты новой. Муфта должна плотно сидеть на трубке на расстоянии 2–3 мм от ее торца.

В трубопроводах низкого давления для соединения газового редуктора со смесителем используют резиновые шланги из бензомаслостойкой резины. Шланговые соединения на штуцерах крепятся винтовыми хомутами.

Устанавливают с целью исполнения команд, которые управляют подачей бензина или газа в системах питания автомобилей, оборудованных аппаратурой. В отдельных случаях клапаны конструктивно объединяют с фильтрами, которые очищают поступающее в систему топливо.

Электромагнитный газовый клапан.

Служит для открытия канала подачи газа в редуктор и его перекрытия при работе на бензине. Управляется дистанционно из салона автомобиля посредством переключателя «Газ» – «Бензин». Фильтры не требуют регулярного обслуживания: достаточно промывки или замены. В некоторых конструкциях очищать следует каждые 30 000 километров пробега автомобиля. При включенном зажигании и установке переключателя в положение «Газ» клапан открывается, и газ по трубопроводу высокого давления поступает в редуктор-испаритель. При включенном зажигании клапан находится в положении «Закрыт».

Электромагнитный бензиновый клапан.

Служит для открытия (закрытия) канала подачи бензина в карбюратор, одновременно перекрывается подача газа. В нижней части клапана предусмотрен винт (кран) для механического (ручного) открывания клапана. В случае выхода из строя электронного блока управления газовым оборудованием этот винт следует ввернуть в клапан (или повернуть кран), чтобы можно было продолжить движение.

Клапаны в газовой магистрали отличаются от клапанов, установленных в бензопроводе, только конструкцией входного и выходного штуцеров, предназначенных для присоединения металлических трубок подвода газа.

Электромагнитный клапан прерывания или возобновления подачи газа или бензина.

Электромагнитный клапан прерывания или возобновления подачи газа или имеет повышенную надежность, потребляет мало тока (не более 0,7 А) и срабатывает при низком напряжении, мощность катушки электромагнита составляет 4 Вт. Фильтр клапана не требует регулярного обслуживания, промывки или замены. Газовым фильтром может служить постоянный магнит, установленный на входе в электромагнитный газовый клапан.

Газовые электромагнитные клапаны с фильтром управляются от переключателя вида топлива. Они предназначены для перекрытия подачи газа при работе двигателя на бензине, перекрытия подачи газа при выключенном зажигании и для фильтрации газа. Электромагнитный бензиновый клапан отключает подачу бензина при работе двигателя на газе.

Устанавливать электромагнитный бензиновый клапан следует в таком месте, чтобы отрезок бензопровода между ним и бензонасосом был как можно короче. Дело в том, что при работе на бензине на этом участке сохраняется постоянный уровень бензина, поддерживаемый бензонасосом. Бензин может сильно нагреваться, вызывая нежелательное повышение давления в шланге. И чем он короче, тем более безопасен.

По той же причине необходимо особое внимание уделять надежной герметизации соединений между бензонасосом и электромагнитным бензиновым клапаном. Клапан всегда закрыт. Он служит для дистанционного управления подачи топлива. На корпусе клапана есть ручной привод в виде ручки или вентиля. Ручным управлением пользуются во время подкачки бензонасосом бензина в в холодное время года, после длительной стоянки автомобиля и в случае отказа электромагнита.

При этом ручку или вентиль переводят в положение «Открыто». После подкачки бензина ручку или вентиль ставят в положение «Закрыто» – это их постоянное положение, а переключатель вида топлива в салоне в положение «Бензин». Если этого не сделать, то двигатель будет одновременно работать и на бензине, и на газе. В этом случае не поможет даже отключение дистанционного переключателя вида топлива, а это недопустимо.

Газовый редуктор-испаритель для газобаллонного оборудования ГБО на автомобиле.

Предназначен для превращения жидкой фазы газа в паровую и подачи паровой фазы в смеситель. Через каждые 1500–2000 километров пробега (на горячем двигателе) следует отвернуть пробку (винт), находящуюся в нижней части редуктора, и слить конденсат (маслянистый отстой). Редукторы-испарители играют важную роль в работе газобаллонного оборудования, поэтому им следует уделить особое внимание.

Газовые редукторы, устанавливаемые на автомобилях имеют одинаковое назначение. Они служат для автоматического снижения давления газа в системе питания до заданного уровня при постоянно изменяющемся давлении газа, зависящем от его количества и температуры окружающей среды.

Газовый редуктор должен обеспечивать на выходе требуемые характеристики состояния газа в широком диапазоне температур , при переходе с одного режима работы двигателя на другой. Он должен автоматически перекрывать подачу газа при выключенном двигателе.

По материалам книги «Автомобильные газовые топливные системы».
Владимир Золотницкий.

Редуктор ГБО осуществляет преобразование газа из жидкого состояния в газообразное, а также поддерживает необходимое выходное давление. В редукторе ГБО имеется датчик температуры охлаждающей жидкости и газовый фильтр. Для преобразования газа из жидкого состояния в газообразное редуктор подключается к системе охлаждения двигателя. Редуктор впрысковой газовой системы меняет выходное давление газа в зависимости от давления во впускном коллекторе двигателя автомобиля.

2

Фильтр ГБО очищает газ от посторонних примесей. Стоит отметить, что фильтр ГБО нужно менять вовремя, т.к. от этого во многом зависит срок эксплуатации газобаллонного оборудования. Также, фильтр Ловато совмещает в себе датчики давления и температуры газа.

3


Форсунки ГБО предназначены для впрыска газа в двигатель. Современные газовые форсунки – это высоко точные и быстрые устройства, специально разработанные для подачи газообразного топлива в двигатель автомобиля. Чем быстрее форсунки ГБО, тем точнее подача топлива. Вот почему в линейке газовых форсунок Lovato имеются несколько классов форсунок ГБО, подходящих ко всем типам автомобильных двигателей.

4

Переключатель типа топлива необходим для переключения с газа на бензин и наоборот. К тому же, он отображает остаточное количество газового топлива при помощи световой индикации.

5

Электронный блок управления (ЭБУ) – это мозг всей газовой системы. Он собирает всю необходимую информацию с различных датчиков и определяет количество подачи газа в двигатель. ЭБУ подключается к штатному блоку управления подачей бензина в автомобиле. Анализируя полученную информацию от штатного блока и газовых датчиков ЭБУ формирует сигналы для управления газовыми форсунками.

6


Заправочное устройство предназначено для заправки баллона газом и содержит обратный клапан, предотвращающий выход газа. Есть несколько вариантов установки ВЗУ: При установке газобаллонного оборудования на автомобиль самым распространенным способом является установка ВЗУ в лючек бензобака, рядом с горловиной бензобака. Таким образом, сохраняется традиционное место заправки, ВЗУ защищено от внешних факторов и визуально скрыто. Еще один способ – установка врезного ВЗУ в бампер или в крыло автомобиля. Такой метод используется по желанию владельца авто или при отсутствии возможности установить ВЗУ в лючек бензобака. Третий вариант – подвесное ВЗУ. Такой вариант используется при размещении ВЗУ, например, рядом с фаркопом, либо при установке на грузовые автомобили.

7


Мультиклапан ГБО устанавливается в горловину баллона и является важнейшим элементом безопасности ГБО. Он содержит в себе несколько компонентов, отвечающих за безопасность газового оборудования, и выполняет следующие функции: - предотвращает обратный выход газа из баллона; - контролирует уровень подачи газа, и, в аварийной ситуации, прекращает подачу газа, например, если произошел обрыв газовой магистрали; - не позволяет заполнить газом баллон до предела, в связи с тем, что при нагреве газ имеет свойство расширяться; - предотвращает повышение давления внутри баллона выше допустимого значения; - при условии, что мультиклапан оборудован электромагнитным клапаном (электоклапан ГБО), перекрывает подачу газа при работе автомобиля на бензине, когда автомобиль находится в выключенном состоянии или двигатель остановлен; - информирует об оставшемся количестве газа.

8


Баллон ГБО служит для хранения газового топлива. Существует 2 основных типа баллонов – тороидальные и цилиндрические. Тороидальные (тор) бывают внутреннего и внешнего исполнения. Внутренний вариант устанавливается вместо запасного колеса в багажник, а внешний ставится под днище автомобиля, тоже вместо «запаски». Стоит отметить, что тороидальные баллоны ГБО являются наиболее популярными, т.к. их использование не сокращает багажного пространства. Отсутствие, же, запасного колеса легко решается, к примеру, с помощью аэрозолей для ремонта проколов колес. Цилиндрические баллоны ГБО используют, чаще всего, для большей вместимости объема газа, т.к. если сопоставить одинаковые по цене тороидальный и цилиндрический, то второй будет больше по объему. При использовании цилиндрического баллона приходится жертвовать пространством багажного отделения. Цилиндрический варианты являются основными для грузовых автомобилей. Что касается безопасности ГБО, то оба типа газобаллонов исполнены из прочного металла, толщиной до 4-х мм и способны выдерживать давление, в несколько раз превышающее состояние баллона во время полной заправки. Каждое изделие проходит испытания на заводе изготовителе. По-праву, можно сказать, что баллон ГБО является самым крепким элементом Вашего автомобиля.

В данной статье вы узнаете нюансы о том, как установить ГБО 2 поколения на инжектор. В частности, какие трудности ожидают при установке. Как известно, второе поколение газобаллонного оборудования предназначено для работы с карбюраторными моторами.

В нем нет слежения за параметрами двигателя при помощи множества датчиков. При установке на инжекторный мотор потребуется адаптировать ГБО к системе управления ДВС. Другими словами, нужно использовать те элементы, которые присутствуют в ГБО 4-го поколения. А теперь настало время узнать, что вам необходимо для такой модернизации.

Основные сведения о газобаллонном оборудовании автомобиля

Как известно, установка газобаллонного оборудования происходит на автомобиль, в котором основная система питания - бензиновая или дизельная. Другими словами, вы после монтажа получаете двухтопливный двигатель. Для инжекторных моторов актуально использование систем четвертого и третьего поколения. Также подойдет идеально пятое поколение, но оно очень дорогое. Его стоимость - около двух тысяч долларов.

А цена газового насоса, который является основным элементом системы, равна примерно половине от стоимости всего комплекта ГБО. Самым дешевым оказывается ГБО второго поколения, его можно при желании адаптировать к эксплуатации на инжекторном двигателе. Правда, потребуется устанавливать дополнительный блок управления, производить его адаптацию к стандартному ЭБУ.

Основные компоненты газобаллонного оборудования

А теперь рассмотрим то, из чего состоит стандартный набор, который устанавливается на автомобили. Газобаллонное оборудование не может работать без специального штуцера, с помощью которого производится заправка топливом. Как правило, устанавливается он в задней части автомобиля либо рядом с заправочной горловиной бензинового бака. В багажном отсеке производится монтаж специального баллона, который имеет цилиндрическую или тороидальную форму, зависит от того, какой комплект ГБО 2 поколения вы приобретаете.

Последняя прекрасно помещаются в отсек для запасного колеса. Также для нормального функционирования системы газобаллонного оборудования необходима установка клавиши, в которую вмонтирован указатель остатка в баллоне газа. На нем имеется также встроенный переключатель топлива (газ-бензин). Для впрыска газа во впускной коллектор нужны специальные электромагнитные форсунки. В них подается под определенным давлением газовоздушная смесь. Через специальные шланги она поступает во впускной коллектор. Но перед этим необходимо произвести очистку газовой смеси, для чего нужно использовать специальный фильтр.

Для регулировки давления газа, поступающего к форсункам, следует использовать редуктор-испаритель. Это устройство, которое позволяет снизить давление, находящееся в газовом баллоне, до значения, необходимого для работы электромагнитных форсунок.

Принцип работы газобаллонного оборудования

Чтобы производить управление двигателем, который работает на газовой смеси, нужно использовать специальные устройство. В его основе лежит микроконтроллер, на который подаются сигналы от всех датчиков, используемых в двигателе внутреннего сгорания. Также можно использовать (в случае с модернизацией ЭБУ второго поколения) электронные системы управления двигателем, которые могут работать с двумя прошивками. Если у вас на автомобиле установлен микроконтроллер семейства "Январь" 5.1, можно без проблем установить комплект ГБО 2 поколения на инжекторный мотор.

Все необходимые датчики уже имеются на двигателе, потребуется только изменить прошивку электронной системы управления. Чтобы улучшить экономичность всей вашей системы, а также выдержать экологические нормы, необходимо адаптировать блок управления к лямбда-зонду. Газ, когда проходит по топливной магистрали, очищается фильтрующим элементом, затем поступает в редуктор. Он соединяется с системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания и выполняет функции испарителя газового топлива.

Кроме того, с его помощью происходит регулировка давления топлива. После того как газ снизит свое давление, он поступает на форсунки. Стоит отметить, что ГБО 2 поколения на карбюратор имеет практически идентичные элементы с теми, которые ставятся на инжектор. Правда, имеется одно отличие. Газобаллонные системы второго поколения не имеют такой совершенной электронной начинки.

Процессы, протекающие в системе

Рассмотрим далее, какие процессы происходят в системе ГБО. Антифриз, который находится в редукторе, отдает тепло. Благодаря этому происходит нагрев газа. Он начинает переходить из жидкой формы в газообразную. Обратите внимание, что в газовый баллон вы заправляете жидкое топливо, так как оно находится под огромным давлением. Между редуктором и в которой смонтированы форсунки, расположен фильтрующий элемент для тонкой очистки. А теперь немного о том, что происходит в электронной начинке.

Микроконтроллер получает всю информацию от датчиков двигателя, установленных на автомобиле. Кроме того, он анализирует информацию с датчиков непосредственно системы газобаллонного оборудования. Произведя полный анализ, он делает управление топливоподачей максимально идеальной. В электронном блоке управления находится специальная топливная карта, адаптированная под работу на газе. ГБО 2 поколения на карбюратор не имеет электронной начинки, по этой причине у него расход газа намного выше, а надежность меньше. Если добавить к системе искусственный интеллект, то она становится более эффективной.

Система ГБО и зажигания

Далее необходимо произвести управление моментом зажигания. Как вы знаете, у сжиженного газа очень большое октановое число, намного выше, нежели у бензина любой другой марки. Представьте только, октановое число газа находится в интервале 105-110. Допустим, имеется двигатель, который работает только лишь на АИ-80. Если его заправить 98-м бензином, не произведя никаких корректировок угла опережения зажигания, то достаточно быстро двигатель выйдет из строя.

В первую очередь прогорают выпускные клапаны. Следовательно, в несколько раз падает мощность мотора. Можно сказать, что именно из-за этого многие и боятся использовать ГБО 2 поколения, цена которого на рынке составляет всего 7-10 тысяч рублей. А причина вот в чём. Дело в том, что 98-й бензин горит намного больше, нежели 80-й. Следовательно, он будет гореть еще некоторое время в выпускном коллекторе. Точно такая же история произойдет, если вы будете эксплуатировать автомобиль на газовом топливе, при этом не произведя корректировки угла зажигания.

Кроме того, на инжекторных двигателях это обязательно приведет к поломке каталитического нейтрализатора, так как выхлопные газы будут иметь очень высокую температуру. Из всего сказанного можно сделать вывод, что необходимо компенсировать долгое время сгорания газа путем более раннего его поджигания. Для этого необходимо увеличить угол опережения. Если все сделать так, как нужно, то газовоздушная смесь будет гореть только в цилиндре двигателя, в катализатор и выпускной коллектор уходить начнет только лишь сгоревшее топливо. Отсюда произойдет увеличение КПД мотора, уменьшение расхода газа, повышение полезной мощности.

Датчик массового расхода воздуха

Начать обсуждение того, какие элементы необходимо использовать в системе ГБО 2 поколения на ВАЗ, стоит с самого дорогостоящего элемента - датчика воздуха, проходящего через фильтрующий элемент к дроссельной заслонке. Блок управления двигателем внутреннего сгорания использует показания этого датчика, чтобы управлять работой системы впрыска. Исходя из данных, полученных от ДМРВ, электронная система управления считает количество топлива, которое необходимо подать для правильного смесеобразования.

Также вычисляется наиболее оптимальный угол опережения зажигания. Монтаж производится только лишь после фильтрующего элемента. А если точнее, то он находится между фильтром и дроссельной заслонкой. Именно здесь проходит поток чистого воздуха, который расходуется двигателем. Стоит заметить, что это один из самых дорогих элементов электронной системы управления двигателем и ГБО 2 поколения, цена ДМРВ составляет порядка двух тысяч рублей.

Устройство ДМРВ

Внутреннее устройство датчика представляет собой мелкую сеточку, в середине которой натянута платиновая нить. Последняя прогревается до температуры около 700 градусов за короткое время. Когда через нее проходит воздух, происходит незначительное охлаждение нити. По тому, на сколько градусов упала температура нити в сравнении с эталонным значением, измеряется количество воздуха, прошедшего возле неё. На выходе значение изменяется в интервале от 0 до 5 Вольт. Если нет расхода воздуха, двигатель заглушен, то на выходе ДМРВ будет напряжение ровно 1 Вольт. Если завести двигатель, через ДМРВ начнет идти воздух. Чем выше его расход, тем большее напряжение будет на выходе датчика.

Датчик давления во впускном коллекторе

Но установка ГБО 2 поколения на инжекторные моторы невозможна без подключения множества устройств контроля. Датчики давления, например, во впускном коллекторе, необходимы для правильной работы двигателя на различных оборотах. Это базовый элемент, который используется в системе управления любого двигателя, работающего на бензине. Его обязательно необходимо будет адаптировать с электронным блоком управления газового оборудования. Он позволяет рассчитать плотность воздуха, определить его расход, следовательно, происходит оптимизация процесса смесеобразования и топливоподачи двигателя. Этот датчик давления может быть прекрасной альтернативой для расходомера воздуха. Кроме того, существуют конструкции ЭБУ, в которых датчики давления используются вместе с расходомерами. Без них газобаллонное оборудование будет неправильно работать.

ДПДЗ

Это один из элементов, который обязательно нужно подключать к системе управления газобаллонным оборудованием. Это переменное сопротивление, позволяющее обеспечить в определенном интервале изменение напряжения. Монтаж датчика производится непосредственно на ось дроссельной заслонки, жестко с ней связан. Другими словами, воздействует на переменное сопротивление, изменяет выходное напряжение в зависимости от того, какое усилие водитель прикладывает к педали газа.

Конечно, перед эксплуатацией потребуется 2 поколения, инжектор должен работать по совершенно иной топливной карте, нежели на бензине. Когда дроссельная заслонка полностью закрыта, сопротивление датчика максимальное. А вот напряжение на выходе имеет минимальное значение. Когда водитель выжимать педаль газа, начинается постепенное открытие заслонки. Происходит увеличение напряжения и уменьшение сопротивления датчика. Когда заслонка открыта полностью, на электронный блок управления поступает максимальное значение 5 Вольт.

Обратите внимание, что в некоторых автомобилях могут использоваться ДПДЗ, в которых при максимальном открытии заслонки напряжение минимально. А при полном закрытии оно составляет 5 Вольт. Электронный блок управления анализирует скорость открывания заслонки и величину угла ее поворота. Сразу же происходит корректировка момента зажигания, а также увеличение количества топливовоздушной смеси, поступающей в рампу. Другими словами, сложной оказывается схема ГБО 2 поколения. Инжектор, адаптированный к ней, еще более усугубляет ситуацию.

Датчик положения коленвала

Это устройство необходимо для того, чтобы синхронизировать управления впрыском и зажиганием. Некоторые называют ДПКВ датчиком синхронизации. Кто-то даже именует его датчиком начала отсчета. Все три названия можно использовать, они верны. Без него невозможно произвести установку ГБО 2 поколения на инжектор. Выходные сигналы от этого устройства контролируют ЭБУ двигателя. Полученные данные используются для установки необходимого количество топлива, которое подается в камеру сгорания. Также определяется момент впрыска. В бензиновых моторах происходит установка угла опережения зажигания.

В случае если необходима регулировка фаз газораспределения, ДПКВ контролирует угол поворота распредвалов. Если имеется адсорбер и он работает, то производится регулировка времени его включения. Самыми популярными на сегодняшний день являются ДПКВ индуктивного вида. Редко используются устройства, в основе которых лежит Как вы поняли, смонтировать ГБО 2 поколения на ВАЗ окажется несложно, потребуется приобрести только блок управления, большинство датчиков уже стоят на двигателе.

Датчики температуры

В системе необходимо будет использовать два датчика температуры. Первый устанавливается в блоке двигателя внутреннего сгорания. С его помощью контролируется температура антифриза. Второй же необходимо смонтировать на корпус редуктора-испарителя. Причем принцип работы у датчиков температуры редуктора и антифриза полностью одинаков. Вся информация, которая поступает от них, в обязательном порядке используется электронной системой управления. С его помощью корректируются основные параметры работы системой ГБО 2 поколения, на инжектор установленного, в зависимости от температуры.

Лямбда-зонд

Это не что иное, как Он измеряет количество кислорода в выхлопной системе автомобиля. С его помощью обеспечивается экономичность и экологичность вашего мотора. Также он корректирует содержание воздуха и топлива в смеси, которая поступает в камеру сгорания. Причем корректировка происходит в различных режимах работы двигателя. Конечно, без него можно смонтировать ГБО 2 поколения на инжектор, если поставить специальный эмулятор. Правда, партия «зеленых» от ваших действий не будет в восторге. Также вы потеряете значительную часть мощности двигателя, уменьшите его КПД, увеличите расход топлива.

Загрузка...