domvpavlino.ru

Кровь святого януария не превратилась в жидкость. Кровь святого януария - чуда не произошло. Происхождение Египта – легенды о богах

В прошлом рассказе я уже упомянул, что помимо основного трехнефного пространства, построенного при Карле II Хромом, в состав собора Неаполя включен в качестве обширной боковой капеллы бывший кафедральный собор Санта-Реститута. На этом своеобразная матрешка не заканчивается: к правому нефу собора пристроено еще одно обширное здание, которое, стой оно отдельно где-нибудь в Н-ске, вполне сошло бы за собор. Эта пристройка называется Tesoro San Gennaro (не путать с одноименным музеем!), то есть Сокровищница святого Януария. Таким образом, кафедральный собор Неаполя состоит из трех по отдельности весьма больших зданий: 1) Санта-Реститута (IV век с последующими перестройками), 2)собственно собор (XIV век с множеством перестроек) и 3) Сокровищница святого Януария.
История почитания святого Януария в Неаполе - это предмет отдельного рассказа, без которого смотреть собор дальше будет неинтересно. Можно порекомендовать качественную статью в ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/200381.html . Есть еще в русской Вики статья "Святой Януарий", но поскольку ее тоже писал я, ничего нового, по сравнению с тем текстом, который у вас перед глазами, Вы не почерпнете)))

1. Сухие антикварные изыски.
Первое упоминание о Януарии относится к 431 году, когда один из неаполитанских клириков в письме назвал Януария "епископом и мучеником, славой Неаполя". В Болонских актах (датируются VII веком) содержится уже подробный рассказ о мученичестве Януария. В VIII-IX веках т.н. Ватиканские акты фиксируют житие Януария в том виде, которое будет пересказано ниже.
Мартиролог блаженного Иеронима (V век) сообщает 2 даты праздников в честь Януария и его товарищей по мученичеству.
Т.о., судьба Януария совпадает с судьбой многих известных мучеников: современных сообщений об их подвиге нет, почитание зафиксировано в V веке.
2. Житие.
Януарий происходил из знатной беневентанской (город - часа полтора на поезде от Неаполя) семьи, в юности стал христианином, а около 30 лет -епископом в родном Беневенте. Во время гонений Диоклетиана в Путеолах (Поццуоли, полчаса на метро, линия 2, от Неаполя) был арестован диакон Соссий, а затем был схвачен прибывший навестить узника Януарий со спутниками Фестом и Дезидерием. Далее сюжет до боли повторяет сотню таких житий: узники на суде объявляют себя христианами, не соглашаются отречься от Христа и за это подвергаются всяким мучениям. Их бросают в раскаленную печь, а они остаются целыми; их приговаривают к отсечению головы, но судья (или палач, версии разнятся) внезапно слепнет, а затем исцеляется по молитве мучеников; их бросают к зверям в Путеольском амфитеатре (есть такой, мы туда еще съездим), но зверям они не по вкусу. Наконец, узники взмолились к Богу о прекращении мучений, после чего им все-таки отсекают голову.
Казнь состоялась в окрестности Путеол, рядом вулканом Сольфатара (еще одно великолепное место - позже , даже кино будет). Там же мученики и были погребены. Последующие легенды (появились в XIV веке, о причине сами догадаетесь) сообщают, что некая благочестивая вдовица, которой Януарий явился во сне и исцелил от слепоты, собрала в сосуд пролитую кровь священномученика. На всякий случай, заостряю внимание: Януарий не родился, не жил и не умер в Неаполе. Он был епископом Беневента (сейчас Беневенто) и умер в Путеолах (сейчас Поццуоли)
3. Януарий путешествует во времени и пространстве.
Итак до начала V века о существовании Януария нет письменных известий. До V века у Неаполя патроном был первый епископ Агриппин, но он, вот незадача, не был мучеником. Дольняя неаполитанская церковь удачно прошла через гонения и не дала Церкви горней ни одного мученика)))
И вот неаполитанский епископ Иоанн I (414-432 годы) обрел в Путеолах мощи Януария и перенес их в находящиеся севернее городских стен Неаполя катакомбы. С этого момента начинается слава Януария. Уже в 431 году о нем впервые упоминают письменные источники. В катакомбах (они очень скоро стали именоваться его именем: ) находятся многочисленные изображения Януария, причем он, как и легко узнаваемые апостолы Петр и Павел, никогда не подписывается: его, очевидно, узнают "в лицо". Над гробницей Януария устраивается крипта епископов, в которой похоронены, судя по всему, все епископы - преемники Иоанна I, затем эта крипта становится пресвитерием огромной подземной базилики. Паломники прибывают, желающие быть похороненными рядом с мучеников - тоже (люди смертны).
И тут в 831 году происходит катастрофа: беневентский князь Сико (по-итальянски Sicone) осаждает Неаполь, хоть и неудачно, и забирает из катакомб мощи святого Януария. Неаполь, как мы помним, был полуавтономным дукатом (герцогством) Византии (см. ), а в Беневенто восседали лангобардские правители, желавшие вытеснить Византию с "сапога". А если добавить к этому, что Януарий был вообще-то епископом Беневенто, а Неаполь "присосался" к славе мученика, то действия Сико кажутся вполне объяснимыми. Лишившиеся главной святыни катакомбы Сан-Дженнаро постепенно приходя в упадок.
С этого момента судьба мощей распадается на две сюжетных линии.
3а. Голова святого Януария.
Этот ценнейший артефакт неаполитанцы сумели сохранить у себя. Одновременно со строительством нового кафедрального собора решил устроить и новый реликварий для святой головы. Около 1305 года провансальскими мастерами (Прованс также принадлежал Анжуйской династии) был изготовлен позолоченный серебряный реликварий в виде бюста, в голову которого (бюста, разумеется) и была помещена голова. Голову (вместе с реликварием, конечно) можно видеть в Сокровищнице святого Януария:

По мере того, как росла слава святого Януария, бюст все более украшался. Внимание: последующий абзац взят из местного путеводителя и лишь переведен мной на русский, поэтому за аутентичность местному письменному источнику отвечаю головой))) Хоть это и кажется невероятным, но
"В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами. В 1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье , состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:
— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий"
Только представьте себе, каким первым парнем казался Януарий в перенаселенном бедняками городе. При этом никто ни разу не посмел коснуться этих ценностей, настолько был велик страх перед святым покровителем. К сожалению, XX век породил чудовищ, ни во что не ставящих святого, и все эти бриллианты пришлось убрать подальше. Я был свято уверен, что именно эти побрякушки и показывают в музее Tesoro. Увы, это не так, поэтому идти туда в поисках золота-бриллиантов нет смысла.
3б. Мощи святого Януария.
Мощи, перенесенные, выражаясь языком официальном, а, если без церемоний, просто стибренные князем Сико, были помещены в . В 1154 году (так в путеводителе, по логике истории - в 1156 году) сицилийский король Вильгельм I Злой победил папу Адриана IV (с XI века Беневенто принадлежал папам) и экспроприировал экспроприированное: мощи были перевезены в бенедиктинское аббатство , где они и находились в безвестности. В 1497 году неаполитанский архиепископ Алессандро Караффа договорился с братом кардиналом Оливьеро, который был коммендатором аббатства, о возвращении мощей в Неаполь.
В настоящее время мощи находятся в крипте под главным алтарем собора. Там обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда и помещена терракотовая урна с костями:

В 1964 году мощи вскрывались и исследовались учеными. Установлено, что кости принадлежат мужчине средних лет, ростом 1,90 м; урна лангобардской работы выполнена в VI-iX веках. Так что явных противоречий с изложенной историей не обнаружилось.
Я к моменту приезда в Неаполь был наслышан о культе святого Януария, поэтому-то и нахожусь по сию пору в легком недоумении. Никаких следов какого-то особого почитания: свечей, вотивных подношений и стоящих на коленях богомольцев я так и не обнаружил. Неаполь, с таким трудом добывший мощи своего покровителя, сосредоточил всю свою любовь к святому на еще одном любопытнейшем артефакте.
4. Кровь святого Януария.
Первое упоминание об этом артефакте относятся к 1389 году, когда по сообщению хроники 17 августа произошло необъяснимое чудо. Но по порядку.
Кровь святого Януария представляет собой нечто, находящееся в запаянных ампулах. Ампулы хранятся в Сокровищнице святого Януария в особом хранилище, за серебряными дверями (дар короля Карла II Испанского, последнего из Габсбургов), ключи от которых хранятся у нескольких человек. Три раза в году (19 сентября - день смерти святого, 16 декабря - день чудесного избавления Неаполя от извержения Везувия, суббота перед первым воскресеньем мая - память пересения мощей из Путеол в Неаполь) ампулы извлекают из хранилища и помещают рядом с главой Януария (п. 3а). Из некоторых источников следует, что главу и ампулу в эти дни переносят из собора в базилику Санта-Кьяра, другие источники об этом умалчивают, так что этот вопрос еще для меня не прояснился. Как бы то ни было, но после соединения двух артефактов (главы и ампулы) нечто,находящееся в ампуле, разжижается, а иногда вскипает. Это и есть знаменитое чудо святого Януария.
Сам я этого чуда не видал, на youtube.com полно роликов, можете глянуть.
5. Неаполь и святой Януарий - странное партнерство.
Взаимная любовь города и святого, как и полагается, увенчалась законным союзом))) В 1527 году напуганные ужасами эпидемии и войны неаполитанцы, в лице своих 6 представителей, подписали со святым Януарием (вот уж не решился бы я ставить подпись за святого, а ведь кто-то это сделал) договор. И даже заверили нотариально. Горожане пообещали святому воздвигнуть достойную капеллу для хранения реликвий, а святой обещал за это всяческую помощь и споспешествование. В 1608-1646 году неаполитанцы выполнили свою часть договора: Сокровищница была построена.
Сама по себе капелла оставляет странное впечатление. Она настолько перегружена барочной живописью и серебряными изделиями, что трудно сосредоточить свое внимание на чем-то конкретно. Здесь есть Доменикино, здесь есть Рибера, здесь есть Лафранко. Все это обрамлено серебром и золотом, ярко освещено; в общем - великолепно, по частям - и фотографировать нечего.
Каждая приходская церковь Неаполя прислала тогда в Сокровищницу серебрянный бюст своего приходского святого. Эта свита (51 серебряная статуя) следовала за реликвиями святого Януария во время торжественных процессий. Вернуть себе статую на время приход мог, только оставив залог в размере стоимости самой статуи. Большинство статуй по-прежнему стоят на посту по обе стороны от алтаря святого Януария, некоторые перемещены в музей.

Отдельные чудеса святого Януария, изображенные в Сокровищнице, вызывают восхищение, но некоторые истории я бы назвал стебными и, как бы помягче выразиться, попахивающие пусть не язычеством, но по крайней мере не-христианством. Вот, например, что произошло в 1631 году. Началось извержение Везувия, причем поток лавы направлялся к городу. Неаполитанцы бегут в собор с требованием поскорее извлечь из хранилища реликвии Януария и пойти с ними крестным ходом навстречу лаве. Как помним, двери хранилища нужно было открывать несколькими ключами, находившимися у разных честных людей. Проблема была в том, что сии достойные мужи давно сбежали, бросив обреченный город.на произвол стихии. Чтобы скрыть сей постыдный факт, каноник объявил собравшимся, что святой Януарий - прирожденный аристократ и не будет выходить из своего храма по требованию какой-то черни. В возмущенной толпе послышались крики, что в отличие от Януария Христос - приемный сын плотника, и Он-то несомненно поможет Неаполю. К такому повороту событий каноники были не готовы, и им пришлось взять Святые Дары и пойти навстречу гибели. Увы, продолжает легенда, Дары не помогли. И тут (внимание!) Януарий посрамил своих нетерпеливых подопечных. На пути лавы был мост со статуей святого, и вдруг на глазах паникеров статуя подняла руку, и... извержение прекратилось.
Не знаю, насколько эта история учит христиан быть христианами, но случившееся стало причиной установления третьего праздника в честь святого Януария - 16 декабря.

Я думаю, все читатели уже провел мысленные параллели с еще одним повторяющимся ежегодно событием, о нем же срамно и глаголати. Параллели можно проводить и далее. Как и в случае с БО, неслучившееся чудо предвещает, по мнению неаполитанцев, немыслимые бедствия. Такое несколько раз случалось: кровь святого Януария так и не вскипела накануне начала Второй Мировой, перед последним крупным извержением Везувия в 1944 году и (только не смейтесь!) проигрышем Napoli в финале Кубка Италии. Поэтому если чудо почему-то запаздывает, в соборе поднимается шум и гвалт. Местные приходские ведьмы, называющие себя родственницами святого Януария, осыпают его немыслимой бранью. Обычно святой Януарий уступает таким необычным мольбам.

В истории был случай чуда не по расписанию. На рубеже 1798-1799 годов французская революционная армия генерала Шампионне овладела Неаполем, король Фердинанд IV бежал на Сицилию, и в городе была провозглашена Партенопейская республика. За республику и французов выступало незначительное меньшинство горожан, а большинство только и ждало случая расправиться с "вольтерианцами" (вкратце просходившее описано здесь: ). Тогда Шампионне приказал соборному духовенству выставить для поклонения ампулы с кровью святого Януария и молить его о незапланированном чуде, причем если чудо бы чудо не произошло, клирики подллежали расстрелу. Чудо произошло ко всеобщему ликованию 24 января 1799 года, после чего горожане поголовно стали республиканцами.
6. Вместо эпилога.
Как я уже говорил, чудо регулярно происходит по сей день три раза в год, по установленному расписанию. Попытки объяснить происходящее предпринимались неоднократно. Самым удачным было предположение, что в ампуле находится вещество, переходящее из твердого в жидкое состояние в результате встряхивания (неизбежно при извлечении из хранилища), но в таком случае неясно, почему иногда чудо так и не происходит. Защитники чуда утверждают, что на спектрограмме отчетливо видно присутствие внутри ампулы гемоглобина, а, значит, там действительно кровь. Отслеживание баталий защитников и противников чуда не входит в круг интересов автора этого рассказа, так что Вам, дорогие читатели, предоставляется возможность делать выводы самим. Или не делать никаких выводов. Тем более, что ампулы никогда не вскрывали. Тем более, что чудо продолжает регулярно совершаться.

Еще раз напомню, что музей Tesoro San Gennaro - очень дорогой, а ожидаемых сокровищ там почему-то не показывают. Вполне можно сэкономить трудовые евро, тем более, что в других местах их придется отдавать - иначе много интересного пропустите.

В следующий раз мы с тобой, читатель, пойдем по средней Декумане - виа Трибунале и посмотрим таящую сюрпризы церковь Сан-Лоренцо-Маджоре. Строгая готика, величественные гробницы, античные развалины под ногами ничего не подозревающих прохожих ожидают и манят...

Объяснимо ли чудо святого Януария?

Объяснимо ли чудо святого Януария?
Сведения о житии святого Януария содержатся в двух средневековых документах: «Болонских актах» VI- VII веков и «Ватиканских актах» VIII-IX веков. Согласно им, будущий святой родился во второй половине III века в знатном семействе Януариев: его родовое имя свидетельствовало, что семья считала своим покровителем языческого бога Януса. Но сам Януарий, когда вырос, сделал свой выбор: стал христианином, а со временем - и епископом города Беневенто.
Однажды, узнав, что один из его сподвижников, диакон Созий, арестован и содержится в городке Мизено, Януарий с диаконом Фестом и чтецом Дезидерием отправились, чтобы навестить его в тюрьме. Созий попал за решетку, поскольку вел борьбу с сивиллами - прорицательницами, пользовавшимися большой популярностью среди народа. Жители Римской империи спрашивали у них совета и получали ответ в стихотворной форме. Поэтому оппозиция к сивиллам диакона Созия вызывала возмущение среди их сторонников. Януарий выступил с протестом против ареста единомышленника. И хотя против него самого каких-либо обвинений выдвинуто не было, сам факт посещения друга в тюрьме вызвал подозрения у тогдашнего наместника провинции Кампанья Тимофея, которому в этом померещился заговор. Скорее всего, служака императора просто хотел отличиться и перед Диоклетианом - правителем Рима, всячески преследовавшим христиан. В результате святому Януарию, без особых на то причин, был вынесен смертный приговор.
Однако умертвить святого удалось, отнюдь не сразу. Вначале Диоклетиан приказал бросить его вместе с единомышленниками в горящий очаг, который держали пылавшим в течение трех дней, но Януарий и его друзья вышли оттуда невредимыми. Потом его бросили на растерзание диким зверям, и вновь ничего не вышло: звери, словно домашние кошки, начали лизать ноги святого. Дальше решили не экспериментировать, и святой был просто обезглавлен. Но и тут не обошлось без казусов. Палач, который должен был осуществить казнь, внезапно ослеп. Януарий его исцелил. Когда к палачу вернулось зрение, он все же отрубил голову Януарию и его соратникам. Однако семена Христовой веры были посеяны в душах присутствующих при этих событиях. Пятьсот человек, собравшихся посмотреть казнь, увидев явные чудеса, совершенные святым, обратились в христианство. Тогда же, после казни, одна из христианок по имени Эузебия собрала кровь Януария в два сосуда. Это случилось 19 сентября 305 года.
Несколько дней спустя Януарий явился одному из жителей Неаполя и сказал, где находится его голова (после того как святому отрубили голову, она закатилась в кусты). Когда этот христианин нашел голову Януария, к нему подошла Эузебия с сосудами, содержащими кровь святого. В этот момент успевшая уже засохнуть кровь вновь стала жидкой. Так произошло событие, удивляющее людей и поныне.
Святой Януарий стал весьма почитаем в Италии, его голова и кровь находятся в кафедральном соборе Неаполя, в часовне, посвященной чудесному избавлению этого города от чумы в 1526 году.
Священная для итальянцев реликвия хранится в двух стеклянных емкостях, помещенных в цилиндр из серебра и стекла диаметром 20 сантиметров. Эти небольшие емкости IV века с кровью святого лежат в металлическом шкафу. Тот из сосудов, что побольше, заполнен кровью на две трети. В меньшем крови совсем немного. Оба запечатаны очень твердой замазкой, похожей на глину, в том же IV веке. Распечатать их, не повредив, невозможно, и это затрудняет изучение реликвий современными исследователями.
В 1389 году, на празднике Вознесения Девы Марии, епископ города впервые продемонстрировал собравшимся горожанам священные реликвии. И тут произошло неожиданное. Кровь, которая за тысячу с лишним лет почти затвердела, поднесенная к голове Януария, вновь стала жидкой, словно недавно вытекла из тела. А потом снова загустела.
Так обнаружили, что сгусток крови может изменять плотность и заполнять разный объем в сосуде - иногда лишь немного поднимаясь, а иногда заполняя всю емкость. Меняется и цвет крови - от ярко-алого до темного или ржавого. Процесс перехода вещества из одного состояния в другое может занимать самое разное время - от нескольких секунд до нескольких минут или даже часов.
19 сентября каждого года, в годовщину завершения мной жизни святого Януария, около собора Неаполя собирается множество людей, желающих прикоснуться этой волнующей тайне. Увидеть чудо своими глазами можно на протяжении следующих восьми дней, пока кровь пребывает в жидком состоянии. Потом на ее поверхности появляются пузырьки, и она вновь становится сгустком. Это явление также повторяется 16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году благодаря заступничеству святого, и в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, - в день перенесения святых реликвий Януария из селения Агро-Марчано в неаполитанские катакомбы.
В 2005 году произошло юбилейное чудо - 19 сентября того года исполнилось 1700 лет со дня казни святого Януария.
С чем же связано это загадочное явление, происходящее в определенные дни года, когда высохшая кровь изменяет цвет, объем и плотность, внезапно становясь едкой? Почему засохший комок превращается в кровь зависимо от сезона - весной, осенью и зимой, какая бы температура ни стояла в соборе? И наконец, почему о чудо случается не всегда?
В мае 1979 года кровь святого Януария так и осталась стой, несмотря на то что капсула была выставлена:оборе целую неделю. Для местных жителей это было дурным предзнаменованием: после подобного случая в 1527 году произошла эпидемия чумы, жертвами которой стали сорок тысяч человек. После же напрасных ожиданий чуда в 1979 году произошло сильное землетрясение на юге Италии, тогда погибли три тысячи человек. Впрочем, в последующие «неудачные» годы (1981, 1988, ежегодно с 1991 по 1995, 1999, 2004 и 2006 годы), когда собравшиеся в церкви Санта-Кьяра тысячи прихожан так и не дожидались повторения привычного превращения крови, никаких бедствий не последовало.
Когда чуда не происходит, прихожане ведут себя довольно своеобразно: стоящие в храме отдельной группой пожилые женщины в черных одеждах начинают грубо ругаться. Их называют «тети святого Януария», и они должны упрекать своего «племянника», не стесняясь в выражениях, для того чтобы он сделал то, чего от него все так ждут.
Эта история с превращением засохшей крови в жидкость противоречит законам физики и физиологии. Ученые не могут дать ответ о природе этого явления, происходящего на протяжении вот уже семнадцати столетий, несмотря на многочисленные лабораторные исследования. Однако версии звучат разные.
Начало исследованиям было положено еще в 1902 году, когда профессор Спериндео провел некоторые опыты, не вскрывая сосудов. Ученый установил, что превращение густой субстанции в жидкую не зависит от температуры. Далее он провел спектральный анализ вещества и пришел к заключению, что в нем может содержаться оксигенизированный гемоглобин, то есть вещество, содержащееся в старинных сосудах, действительно очень похоже на кровь.
В конце XX века итальянские химики Луиджи Гарласкелли, Франко Рамаччини и Серджио делла Сала выдвинули более прозаическую версию: они предположили, что кровь святого Януария изменяет свою вязкость при механическом воздействии, то есть, говоря попросту, от встряски, которая происходит всякий раз, когда священник достает сосуд с кровью из ящика, где он хранится. Это свойство называется тиксотропией. Ученые пришли к такому мнению, установив, что время от времени чудо происходило, когда его никто не ждал, вне торжественных дней, например когда сосуд переносили с места на место, чтобы почистить хранилище. Таким образом, по версии исследователей, ни молитвы верующих, ни приближение сосуда с кровью к голове Януария совсем не обязательны для свершения чуда
В качестве эксперимента химики прибегли к моделированию похожего вещества. Они синтезировали красновато-коричневый гель, который в состоянии покоя густел, а при встряхивании снова становился жидким. Его компоненты оказались довольно простыми и доступными людям Средних веков: вода, известковый мел, поваренная соль и хлорид железа. На первых порах ученых озадачило наличие железа, однако по ходу дела был установлен источник его происхождения: хлорид железа содержится в лаве вулкана Везувий, который расположен неподалеку от Неаполя.
Доктор Маргарита Хак и Луиджи Марколло - ученые из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений - пришли к похожему умозаключению: в чаше со времен Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO (ОН). Внешне он напоминает кровь, а при встряхивании этот темно-коричневый, почти твердый гель становится жидким.
Но эти эксперименты все же не смогли разгадать загадку святого Януария. Остался вопрос: почему вещество, синтезированное учеными, превращается в жидкость каждый раз, когда его встряхивают, притом что кровь Януария становится жидкой далеко не всегда? Под вопросом остается и срок годности продукта, изготовленного учеными: во что он превратится спустя несколько сот лет, сможет ли сравниться по долговечности с кровью святого Януария?
Итальянский ученый Гастон Ламбертини, проводивший многолетние исследования артефакта, утверждает, что явлению нельзя дать какое-либо научное объяснение, и отзывается о нем так: «Закон сохранения энергии, основы поведения коллоидов (желеобразование и растворение), теория старения органических коллоидов, биологические эксперименты, касающиеся уплотнения плазмы, - на таком фоне субстанция на протяжении многих столетий бросает вызов всякому закону природы, не могущему объяснить того, что сверхъестественно. Кровь святого Януария - это сгусток, который живет и дышит, это не просто реликвия, а знамение жизни вечной и воскресения».
Как бы там ни было, ритуал, заставляющий трепетать сердца паломников, повторяется вот уже больше тысячи семисот лет. Епископ Неаполя в кафедральном соборе города, как и много веков назад, поднимает сосуды, объявляя присутствующим: «Чудо свершилось!» - и показывает ставшую жидкой кровь. Многие из собравшихся там людей встают на колени. В жизни всегда есть место чуду.

В Неаполе не произошло чуда закипания крови св. Януария, в связи с чем, католики в панике ожидают Апокалипсис.

Одним из самых сакральных чудес в римско-католической церкви является так называемое «чудо св. Януария». На протяжение 627 лет 3 раза в год (19 сентября в день мученичества святого Януария, 16 декабря в день спасения Неаполя от извержения Везувия в 1631 году и в субботу перед первым воскресеньем мая в день первого перенесения мощей св. Януария в Неаполь) в присутствии множества паломников происходит чудо, когда заключенная в две герметичные капсулы засохшая кровь св. Януария становится жидкой и закипает.

Святой Януарий жил в III-IV веках и был епископом Беневенто. Он выполнял миссионерскую работу по всей Италии, чем вызвал гнев императора Диолектиана, яростного гонителя христиан. Януария схватили в Неаполе в 305 году и вместе с несколькими учениками бросили на растерзание львам. Однако львы не тронули проповедников и тогда 19 сентября всех христиан обезглавили. Согласно легенде, служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови, которую впоследствии поместили в 2 герметичные стеклянные капсулы, где она высохла и затвердела.

С тех пор 3 раза в год кровь в капсулах разжижается и закипает, значительно увеличиваясь в объеме. Считается, что в этот момент от крови исходят некие таинственные лучи. «Незакипание» крови у католиков считается крайне дурным знаком. В XX веке чудо не происходило несколько раз, и каждый раз Италия переживала катастрофы.

Чудо не происходило в сентябре 1939 года перед началом Второй мировой войны, в 1944 году перед извержением Везувия, в 1973 году перед вспышкой холеры и в 1980 году перед мощным землетрясением. И вот, как сообщила итальянская La Stampa , 16 декабря чудо закипания крови не произошло, что повергло в ужас многочисленных паломников в Неаполе и католиков по всему миру.

И хотя настоятель часовни св. Януария монсеньор Винченцо Де Грегорио поспешил успокоить католиков и сказал: «Мы не должны думать о катастрофах и бедствиях. Мы люди веры, и мы должны продолжать молиться» , паника и ужас охватили миллионы верующих по всему миру.

Многие католики связывают отсутствие чуда с появлением Антихриста и истребительной мировой войной. Многие ожидают гражданской войны в Европе и, как следствие, ее полного опустошения. А с учетом того, что итальянские власти ради беженцев уже выгоняют итальянцев из собственных домов и освобождают больницы, подобные бедствия для Италии и для всей Европы не такое уж фантастическое будущее.

Особым ударом это событие является для папы Римского Франциска. В 2016 году для папы и католической церкви произошло несколько событий, которые могут значительно повлиять как на материальное и финансовое состояние церкви, как крупнейшей в мире финансовой корпорации, так и на ее роль духовного лидера в западных странах.

21 ноября, согласно сообщениям Reuters, Ватикан продлил на неопределенный срок право всех римско-католических священников прощать аборты. Ранее подобной властью обладали лишь епископы, или специальные исповедники.

После этого последовали личные нападки папы Франциска на Д.Трампа с объявлением его «нехристианином», а издание New York Times опубликовало угрозы Трампу , в которых говорилось, что президентская кампания в США закончится его убийством. Борьба приняла личный характер после того, как 25 февраля в Domus Sanctae Marthae, небольшом отеле в стенах Ватикана, был обнаружен труп с признаками насильственной смерти личного секретаря понтифика 34-летней Мириам Вуолу , которая находилась на 7 месяце беременности. В Ватикане не было секретом, что Мириам Вуолу являлась не просто секретарем, но и любовницей понтифика. А ребенок, которого она вынашивала, был ребенком Франциска. Убийство предположительно было осуществлено с помощью кислоты, любимого многовекового оружия масонских лож.

Таким образом, беспощадная борьба за кресло президента США между глобалистами и масонами настолько обострилась, что смерть любого, даже самого высокопоставленного лидера одной из сторон, представляется очень вероятной. А вступив в должность президента, Д.Трамп приложит максимум усилий, подкрепленных мощью и возможностями США, чтобы разделаться со своими многовековыми врагами.

В этом свете последствия отсутствия чуда св. Януария в этом году видится уже в вполне очерченном виде, предрекая в 2017 году большие потрясения для римско-католической церкви, ее понтифика и Европы.

Александр Никишин для

В Средние века было принято собирать капли крови покойников, прославившихся своей святостью. Особенно такой обычай был распространен в Италии. Кровь хранили в пиалах, где она высыхала и превращалась в корку. Но иногда извлекаемая из склепов разных монастырей и церквей Италии, она ненадолго делалась опять жидкой.

Подчас, теряя твердость, кровь пузырилась и выделяла пену. Такое случалось даже с той, что была собрана и затвердела много веков назад.

Это чудо, образно называемое закипанием крови, происходит несколько раз в году в Неаполе, где в местном соборе хранятся две пиалы с кровью святого Януария .

Святой Януарий родился в самом конце III века и был епископом Беневенто. Он странствовал по всей Италии, без устали распространяя Слово Божие, чем вызвал гнев Диолектиана, римского императора и яростного гонителя христиан. Януария схватили в Неаполе в 305 году вместе с несколькими учениками и бросили на растерзание львам в городской амфитеатр.

Львы, согласно легенде, не тронули проповедников. Тогда 19 сентября всех христиан согнали на форум близ города Поццуоли и обезглавили. Легенда говорит, что служанка собрала с камня, на котором казнили Януария, две пиалы его крови.

Затем они якобы были захоронены вместе с телом святого в катакомбах около Неаполя. В его честь воздвигли алтарь, и пиалы поместили в маленькую урну. Там кровь постепенно затвердела. Но время от времени она чудесным образом делалась жидкой...

Сегодня кровь содержится в часовне внутри неапольского собора, где ее обыкновенно запирают в особом склепе и постоянно охраняют как светские, так и духовные власти.

Сама кровь находится в двух стеклянных чашах, которые заключены в маленький цилиндр (цисту) из серебра и стекла.

Эта циста насчитывает несколько веков (точная дата ее изготовления неизвестна) и имеет приблизительно двенадцать сантиметров в диаметре. Циста, в свою очередь, заключена в большую серебряную дароносицу с ручкой.

Одна из пиал заметно больше и заполнена кровью на две трети. В другой помещается всего несколько капель вещества, которое явно не обращается в жидкость во время чуда. К сожалению, эти чаши навечно запечатаны замазкой, которая так затвердела, что их нельзя открыть, не разбив цисты. Это делает невозможным химический анализ крови.

Была предпринята только одна попытка вынуть пиалы. В 1956 году церковные власти решили вычистить древесную пыль, которая просочилась внутрь цисты, когда реликвию прятали в стружке во время войны. Но процедура была отменена, едва стало понятно, что открытие футляра может разрушить саму реликвию.

Но вещество в этих чашах — настоящая кровь! Группа ученых из университета Неаполя осматривала пиалы в 1902 году. Пропустив сквозь стеклянную цисту луч света, они смогли провести спектральный анализ субстанции. Выводы были следующие: в пиалах содержится кровь, хотя не исключено и присутствие каких-то посторонних веществ.

Кровь в пиалах, кажется довольно старой; но она разжижается — даже до состояния псевдокипения, с пеной и пузырями — несколько раз в году во время публичных церемоний, проводимых в честь святого Януария, и даже «вне расписания».

«Неудачное» закипание крови воспринимается как дурной знак. Например, чуда не произошло в мае 1976 года, как раз незадолго до самого ужасного землетрясения за всю историю Италии.

Французский публицист Давид Гердон составил. по заказу журнала «Psi International» сводный отчет об этом феномене. Посетив Неаполь, увидев чудо своими глазами и изучив исторические хроники, Гердон опубликовал обширный труд, описывающий множество паранормальных аспектов этого явления. Он смог выделить еще три дополнительные загадки, связанные с разжижением, которые, судя по всему, только подтверждают феномен этого явления.

1. Чудо происходит совершенно независимо от температуры в соборе.

2. Жидкая кровь отличается по объему от твердой.Хотя в сгущенном состоянии кровь занимает две трети пиалы, объем разжиженной может либо повышаться, либо понижаться. В мае крови обычно становится больше — до того, что она заполняет всю чашу целиком. В сентябре, наоборот, она заметно убывает.

По непонятным причинам кровь обычно увеличивается в объеме, если медленно переходит из твердого состояния в жидкое, и уменьшается, если это происходит быстро. Объем варьирует от двадцати до двадцати четырех кубических сантиметров, что совершенно невообразимо, учитывая размеры пиалы.

Даже сами по себе эти изменения весьма удивительны, в силу того что любое вещество может либо уменьшаться, либо увеличиваться, когда разжижается. Но в случае с кровью святого Януария этот простой закон физики нарушается.

Изменяется даже вес самих чаш. Удивительно, но иногда он уменьшается, когда растет объем жидкости, и наоборот! Это открытие было задокументировано итальянскими учеными, изучавшими кровь в 1904 году. Никакие чисто научные объяснения здесь не помогут, особенно если учесть, что разница в весе достигает нескольких граммов.

3. Кровь не просто разжижается. Цвет раствора проходит через несколько стадий изменений на протяжении всего процесса. Иногда разжижается не все содержимое чаши, остается центральный твердый «шарик» или сгусток, который болтается посреди жидкости.

Этот центральный сгусток — самая странная часть всего явления. Очевидцы показывают, что он буквально испускает из себя жидкую кровь, как будто служа подобием фильтра для неких чудесных сил, а затем словно втягивает в себя жидкость обратно.

Кровь святого Януария хранит еще одну загадку. Оказывается, когда она разжижается, от нее исходят таинственные лучи света.

К сожалению, сейчас невозможно провести анализа крови. Даже если вскрыть пиалы. Изучая суть чуда, можно уничтожить все факторы, которые позволяют ему случаться. Тест на углерод-14 может сказать, каков возраст вещества, но он потребует пожертвовать по крайней мере половиной наличной крови, чего никогда не допустят церковные власти.

Загрузка...