domvpavlino.ru

Кто такой Ной — библейская легенда о Ное и его сыновьях. Сын Ноя Хам: библейская история о родовом проклятии Кто помогал ною строить ковчег

Сыновья Ноя, или Таблица народов - обширный список потомков Ноя, описанный в книге «Бытие» Ветхого Завета и представляющий традиционную этнологию.

Согласно Библии, Бог, опечаленный злыми делами, которые творит человечество, наслал большое наводнение, известное как на Землю, чтобы разрушить жизнь. Но был один человек, отличавшийся добродетелью и праведностью, которого Бог решил спасти вместе с семьей, чтобы они продолжили человеческий род. Это был десятый и последний из допотопных патриархов по имени Ной. Ковчег, который он построил по указанию Бога, чтобы спастись от наводнения, смог вместить его семью и животных всех видов, которые оставались на Земле. У него было три сына, родившихся до потопа.

После того как вода ушла, они поселились на нижних склонах с северной стороны. Ной стал возделывать землю, и изобрел виноделие. Однажды патриарх выпил много вина, опьянел и уснул. В то время как он лежал пьяным и голым в своем шатре, сын Ноя Хам увидел это и рассказал братьям. Сим и Иафет вошли в шатер, отвернув лица, и прикрыли отца. Когда Ной проснулся и понял, что произошло, он проклял сына Хама Ханаана.

На протяжении двух тысячелетий эта библейская история вызывала многие споры. В чем её смысл? Почему патриарх проклял внука? Скорее всего, в ней нашел отражение тот факт, что в те времена, когда она записывалась, хананеи (потомки Ханаана) были порабощены израильтянами. европейцы интерпретировали эту историю как то, что Хам являлся предком всех африканцев, указывая на расовые признаки, в частности, на темную кожу. Позднее работорговцы Европы и Америки использовали библейский рассказ, чтобы оправдать свою деятельность, якобы сын Ноя Хам и его потомство были прокляты как вырождающаяся раса. Конечно, это неправильно, тем более, что составители Библии не считали темнокожими африканцами ни его, ни Ханаана.

Почти во всех случаях имена потомков Ноя представляют племена и страны. Сим, Хам и Иафет олицетворяют три крупнейших группы племен, которые были известны авторам Библии. Хама называют родоначальником южных народов, обитавших в той области Африки, которая примыкала к Азии. Языки, на которых они говорили, имели название хамитских (коптский, берберские, некоторые эфиопские).

Согласно Библии, сын Ноя Сим - первенец, и он удостаивается особого почтения, поскольку является предком семитских народов, евреев в том числе. Они проживали в Сирии, Палестине, Халдее, Ассирии, Эламе, Аравии. К языкам, на которых они говорили, относились следующие: еврейский, арамейский, арабский и ассирийский. Через два года после потопа у него родился третий сын Арфаксад, чье имя упоминается в генеалогическом древе Иисуса Христа.

Сын Ноя Иафет является праотцом северных народов (в Европе и северо-западной Азии).

До середины девятнадцатого века библейская история о происхождении народов воспринималась многими как исторический факт, да и сегодня в неё по-прежнему верят некоторые мусульмане и христиане. В то время как одни считают, что таблица народов относится ко всему населению Земли, другие воспринимают её как руководство для местных этнических групп.

Полномасштабную копию Ноева ковчега за три года построил шестидесятилетний голландский плотник Йохан Хуиберс с помощью команды энтузиастов. Йохан Хуиберс строил свой Ноев ковчег в точном соответствии с описанием в Библии: голландский ковчег имеет длину – 133,5 м (300 локтей), ширину — 22,25 м (50 локтей), а высоту - 13,35 м (30 локтям). Как и положено Ноеву ковчегу, в нем располагаются представители всех возможных животных «каждой твари по паре» – правда пластиковые манекены. Единственная проблема и несоответствие это то, что ветхозаветный ковчег был построен из мифического дерева гофер (возможно, кипарис или кедр), а современный сделан из металлических корпусов старых барж, покрытых сверху скандинавской сосной. Ковчег классифицирован как здание, а не как корабль, поэтому местом его постоянного расположения избрана небольшая гавань в городке Дордрехт (Голландия).

(Всего 12 фото)

Спонсор поста: Двухэтажные дома : В деревянном доме приятно жить, он будет приносить Вам радость и дарить тепло многие годы.

2. В библейской истории, Бог приказывает Ною построить лодку, достаточно большую, чтобы спасти животных и семью Ноя в то время как Земля будет уничтожена Потопом.

3. Йохан Хуиберс, в центре, показывает журналистам полномасштабную копию ковчега в Дордрехте, Нидерланды, понедельник 10 декабря 2012. Йохан интерпретировал описание, данное в книге Бытия и построил свой ковчег. Новый ковчег совпадает по размерам с оригиналом и имеет колоссальные размеры: 130 метров (427 футов) в длину, 29 метров (95 футов) в поперечнике и 23 метров (75 футов) в высоту. Йохан Хуиберс говорит, что он наконец осуществил свою 20-летнюю мечту. Ковчег получил разрешение принимать до 3000 посетителей в день.

4. Йохан Хуиберс смотрит на небо, когда показывает журналистам копию Ноева ковчега в Дордрехте, Нидерланды, понедельник 10 декабря 2012.

7. Копия жирафа в натуральную величину стоит на борту полномасштабной копии Ноева ковчега, который открыл свои двери в Дордрехте, Нидерланды, понедельник 10 декабря 2012.

8. Копия слона в натуральную величину стоит внутри трюма в полномасштабной копии Ноева ковчега, который открыл свои двери в Дордрехте, Нидерланды, понедельник 10 декабря 2012.

9. Копия коров в натуральную величину в трюме на борту полномасштабной копии Ноева ковчега, который открыл свои двери в Дордрехте, Нидерланды, понедельник 10 декабря 2012.

10. 150 метров в длину Ноев ковчег голландец Йохан Хьюберс строит на старом заброшенном причале на реке Мерведе в Дордрехте 21 июня 2011 года.

11. 150 метров в длину Ноев ковчег голландец Йохан Хьюберс строит на старом заброшенном причале на реке Мерведе в Дордрехте 21 июня 2011 года.

12. Плотник- энтузиаст помогает голландцу Йохану Хьюберсу по строительству 150-метрового Ноева ковчега на старом заброшенном причале на реке Мерведе в Дордрехте 21 июня 2011 года.

Профессор из Британского музея Ирвин Финкель тщательно изучил все известные науке материалы, чтобы понять, как Ной построил ковчег, для спасения от воды пока всемирный потоп длился. Ученый утверждает, что ранние предположения историков и археологов, о том, как устроен корабль Ноя и из каких материалов он сделан, были ошибочными. Об этом он подробно написал в своей книге «Ковчег до Ноя: Расшифровка истории Великого потопа». При работе он опирался не только на Библию, но и на глиняную табличку возрастом 4000 лет.

Эту табличку археологи нашли в 1940 годах при раскопках на Ближнем Востоке. Ученым удалось расшифровать все 60 строк написанных на артефакте. Там описан подробный разговор шумерского царя Атрам-Хасиса с богом, где последний дал описание строительства ковчега.

После того как Ной построил ковчег, он получил разделенное на отсеки для животных сооружение высотой в шесть метров. Корабль, Ноя был трехэтажным и имел крышу. В отличие от распространенного представления о ковчеге, как о круизном лайнере, Финкиль считает, что он больше напоминал подводную лодку, так как ему не нужно было плыть, а достаточно удержаться на воде, пока всемирный потом длился и делал наземную жизнь невозможной. Подобные плавучие устройства для спасения скота при наводнениях и сейчас используются в Иране и Ираке.

Согласно Библии корабль Ноя был построен из дерева Гофер, но это название встречается в книге только однажды. В те времена для строительства суден обычно использовался кипарис, древесина которого не подвержена гниению и имеет высокую влагоустойчивость. Поэтому ученый предположил, что слово происходит от «кофер» - смола, а ковчег был собран из соломы и смазан битумом.

В табличке, на которую Финкель опирался в своих исследованиях, указаны точные размеры ноева ковчега в кубитах 300х30х50. Эта мера у египтян и шумеров отличалась, если были использованы египетские кубиты, то ковчег имел размер 129х21.5х12.9 м, если шумерские, то немного больше - 155.2х25.9х15.5. Для плавающих средств того времени – это просто невероятные размеры.

Водоизмещение корабля Ноя, если исходить из его размеров, могло достигать 400 тыс. кубических метров, а это больше чем объем водоизмещения «Титаника».

Ковчег имел три этажа и был разделен двумя дополнительными палубами, которые добавляли кораблю Ноя прочности.

В то время, как Ной построил ковчег соотношение между длиной и высотой сооружения было 6:1, это считается идеальным сочетанием для устойчивости корабля по сей день.

Во многих фильмах и на картинах ноев ковчег изображается, как огромная лодка с открытой верхней палубой. Но если учесть, что пока всемирный потоп длился, дождь не прекращался 40 дней, то можно предположить - наличие открытой палубы было бы абсурдным решением. Скорее всего, корабль был закрытым, это подтверждают и древние иудейские тексты, где корабль Ноя называют тебахом (коробкой), и описывают, как лодку, в которую поместили дом. Кроме того, в Библии сказано, что в крыше корабля было окно около полуметра в диаметре.

Всемирный потоп длился довольно долго, и Ной с семьей и животными был «заточен» своем корабле 150 дней, то, возможно, ему пришлось столкнуться с проблемой перенаселения разных тварей, так как у многим из них требуется гораздо меньше времени от зачатия до родов.

Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

“Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

“Ислам основывается на пяти Столпах:

  1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
  2. Совершение пятикратного Намаза
  3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
  4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
  5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

“Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

О переселении Пророка Ибра hи ма, мир Ему, в территорию Шама (в Палестину)

Народ Пророка Ибра hи ма, мир Ему, по-прежнему упорствовал в своем неверии. Уверовало из них только небольшое количество людей. Тогда, видя, что люди не внемлют Его призыву и упорно не хотят принимать Веру, Пророк Ибра hи м, мир Ему, решил уехать в другую местность, где Он смог бы беспрепятственно поклоняться Аллаhу и призывать людей к Исламу. Может быть, там люди откликнутся на Его призыв и примут Веру, признав, что только Аллаh – Единственный Создатель, Которому принадлежит Власть над всем.

В Священном К ур`ане сказано (Сура «Ас С а ффа т», Аят 99):

﴿ وَقَالَ إِنِّي ذَاهِبٌ إِلَى رَبِّي سَيَهْدِينِ

Это означает: «Пророк Ибра hи м, мир Ему, сказал, [переселяясь от неверующего народа]: «Я направляюсь туда, куда Мой Господь повелел мне идти, [то есть, в территорию Шама], где смогу беспрепятственно поклоняться Всевышнему Аллаhу».

А также в других Аятах К ур`ана сказано о Пророке Ибра hи ме (Сура «Аль-‘Анкабу т», Аяты 26-27):

﴿ فَآمَنَ لَهُ لُوطٌ وَقَالَ إِنِّي مُهَاجِرٌ إِلَى رَبِّي إِنَّهُ هُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَجَعَلْنَا فِي ذُرِّيَّتِهِ النُّبُوَّةَ وَالْكِتَابَ وَءَاتَيْنَاهُ أَجْرَهُ فِي الدُّنْيَا وَإِنَّهُ فِي الآخِرَةِ لَمِنَ الصَّالِحِينَ

Это означает: «Пророк Лут был верующим, как и другие Пророки, и Он первым признал Ибра hи ма, мир Ему, как Пророка, когда увидел, что огонь не навредил Ему. Пророк Ибра hи м сказал: «Я переселяюсь туда, куда повелел мне Мой Господь [в территорию Шама]. Воистину, Аллаh сохранит меня от врагов, и Он знает обо всем». Аллаh даровал Ибра hи му [сына] Исхак а и [внука] Я‘ку ба, и даровал потомкам Ибра hи ма Пророчество и Небесные Писания. Аллаh дал Ибра hи му особенность в этой жизни [так как мусульмане очень часто восхваляют Его, читая ду‘а ` и з икры], и на Том Свете Он будет в Раю».

Пророк Ибра hи м, мир Ему, выполняя Повеление Всевышнего, переехал вместе со своей женой Сарой и племянником Лут ом на благословенную землю Шама.

Аллаh Всевышний сказал в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аяты 71-73):

﴿ وَنَجَّيْنَاهُ وَلُوطًا إِلَى الأَرْضِ الَّتِي بَارَكْنَا فِيهَا لِلْعَالَمِينَ X وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ نَافِلَةً وَكُلاًّّ جَعَلْنَا صَالِحِينَ X وَجَعَلْنَاهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا وَأَوْحَيْنَا إِلَيْهِمْ فِعْلَ الْخَيْرَاتِ وَإِقَامَ الصَّلاةِ وَإِيتَاءَ الزَّكَاةِ وَكَانُواْ لَنَا عَابِدِينَ

Это означает: «По Повелению Аллаhа Пророк Ибра hи м и Лут переселились на особую, благословенную территорию [Шам]. Аллаh даровал Пророку Ибра hи му благочестивых потомков, среди них – Исхак а и Я‘ку ба. Они были Пророками, ведущими людей путем Истины, как им повелел Всевышний. Аллаh повелел Им через Откровение совершать благие дела – выполнять Намаз, давать Закят. Они поклонялись только Аллаhу Всевышнему».

_________________________________________

Шам – это территория Сирии, Ливана, Палестины, Иордании.

Лут был сыном брата Ибра hи ма, мир Им.

Народ Пророка Ибра һи ма решил отомстить Ему за то, что Он разбил их идолов и этим показал ничтожество этих идолов. После того, как Пророк Ибра hи м победил в споре с Нумрудом, представив ему неопровержимые умственные доказательства, Нумруд со своими подчиненными решили сжечь Его в огне, и так наказать Его.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аят 97):

﴿

Это означает: а hи ма в огонь»».

А также сказано в К ур`ане (Сура «Аль-Анбия `», Аят 68):

﴿ قَالُواْ حَرِّقُوهُ وَٱنصُرُواْ ءَالِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Сожгите его в огне и отомстите вашим идолам, если вы хотите, чтобы идолы победили».

Неверующие начали готовить костер для Пророка Ибра һи ма, собирая отовсюду дрова. Так они хотели отомстить Ему за своих идолов, которых обожествляли. Их ненависть к Пророку Ибра һи му и жажда мести была настолько сильной, что даже больные женщины давали обет собрать дрова для этого костра, если выздоровеют.

После того, как было собрано огромное количество дров, неверующие выкопали глубокую яму и сложили в нее дрова. Затем они разожгли костер. Вспыхнуло яркое пламя и стало разгораться с необыкновенной силой. Вверх взлетали огромные искры, подобно которым еще никогда не было. Огонь был настолько сильным, что люди никак не могли даже подойти к нему и бросить в него Пророка Ибра hи ма. Тогда они соорудили катапульту, чтобы забросить Его в огонь издалека. Неверующие связали Ему руки и положили на чашу катапульты. Пророк Ибра hи м, мир Ему, сильно уповал на Своего Создателя, и когда Его бросили в огонь, Он произнес такие слова:

«حَسْبُنَا اللهُ وَنِعْمَ الوَكِيْل»

Это означает: «Наше упование – на Аллаhа, только Он дарует защиту от вреда». Передал Аль-Бухарий от Ибн ‘Абба са.

По Воле Аллаhа огонь не сжег Пророка Ибра hи ма, мир Ему, и даже Его одежда осталась целой, так как огонь не создает сжигание, а это создает Аллаh.

В Священном К я `», Аят 69):

﴿ قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ

Это означает: «Аллаh сделал так, что огонь стал прохладным для Ибра hи ма и не сжег Его».

По Воле Аллаhа, этот сильный огонь был прохладным и безопасным для Пророка Ибра hи ма, мир Ему. Некоторые ученые говорили, что огонь сжег только веревки, связывавшие Его руки. Некоторые ученые-саляфиты передали, что в тот момент перед Пророком Ибра hи мом появился Ангел Джабра `и ль, мир Ему, и спросил: «О, Ибра hи м, нужна ли тебе какая-нибудь помощь?» На что Пророк Ибра hи м, уповая на Всемогущего Творца, ответил: «Я не нуждаюсь в тебе».

После того, как потухло пламя этого огромного костра и рассеялся дым, люди увидели, что Пророк Ибра hи м жив и здоров, и что огонь нисколько не повредил Ему. Так они увидели Чудо своими глазами. Но, даже, несмотря на это, они по-прежнему остались в своем заблуждении и не уверовали в Пророка Ибра hи ма, мир Ему.

Аллаh не дал неверующим победить. Они хотели отомстить за своих идолов, но в результате сами потерпели поражение.

В Священном К ур`ане сказано (Сура «Аль-Анбия `», Аят 70):

﴿ وَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَخْسَرِينَ

Это означает: «Неверующие хотели наказать Ибра hи ма, а вместо этого они сами получили мучительное наказание от Аллаhа».

А также сказано в К ур`ане (Сура «Ас С а ффа т», Аяты 97-98):

﴿ قَالُواْ ٱبْنُواْ لَهُ بُنْيَانًا فَأَلْقُوهُ فِي الْجَحِيمِ فَأَرَادُواْ بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الأَسْفَلِينَ

Это означает: «Нумруд сказал: «Постройте катапульту, и бросьте с нее Ибра hи ма в огонь». Неверующие хотели сжечь Ибра hи ма, чтобы остановить Его призыв. Но в результате они потерпели неудачу, а Пророк Ибра hи м был спасен».

Ной , согласно Библии, — последний (десятый) из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама. Сын Ламеха, внук Мафусаила, отец Сима, Хама и Иафета (Быт. 5:28-32; 1Пар. 1:4). В Библии Ной — первый виноградарь и изобретатель вина. Имя Ноя связано с рассказом о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге.

По еврейскому тексту Ной родился в 1056 году (по Септуагинте — в 1662 году) от Сотворения мира . Его возраст, подобно другим допотопным патриархам, исчисляется сотнями лет: ко времени начала строительства Ковчега Ною было 500 лет и у Ноя уже было три сына - Сим, Хам и Иафет. При этом Сим был первенцем, Хам родился на год позже, а Иафет — через год после Хама. Столь позднее отцовство Ноя объясняется в преданиях тем, что предвидя гибель человечества он не хотел иметь детей, и женился лишь по велению Бога. Жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой, дочерью Ламеха.

Библия называет Ноя единственным праведником в своём поколении, который «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8).

Согласно Библии, когда Бог увидел, что помышления людей во всякое время были зло, Он раскаялся, что создал человека на земле, и решил истребить его. Господь наслал сильный дождь, из-за которого начался Всемирный потоп, который явился Божественной карой за нравственное падение человечества.

За свою праведность Ной с семьёй был избран Богом для возрождения человеческого рода после Всемирного потопа. Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле, и дал точные указания, как построить Ковчег (который потом стали называть Ноев Ковчег ) — корабль, способный пережить готовящийся потоп — и снарядить его для длительного плавания.


Согласно еврейскому преданию, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Это объясняется тем, что решение Всевышнего погубить всё живое на земле не было бесповоротным и Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через 120 лет (Быт.6:3) они будут уничтожены в водах потопа. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения. Когда строительство ковчега было завершено, Господь дал современникам Ноя последнюю возможность опомниться: «и лился на землю дождь» (Быт. 7:12) и лишь через пять стихов: «И продолжалось на земле наводнение» (Быт. 7:17). Еврейские толкователи объясняют это тем, что когда сначала Бог ниспослал дожди из милосердия (дождь, желанный и благодатный). Если бы люди возвратились к Богу, оставив свои преступления, потопа не случилось бы, и дожди остались бы дождями благословения. Когда же они не раскаялись, — дожди перешли в потоп.


Всемирный потоп. Айвазовский И. К., 1864 г.

Когда корабль был построен, Бог повелел Ною взять с собой в Ковчег членов своей семьи (жена Ноя и трое сыновей с жёнами) и по паре от каждого вида животных и птиц, а «чистых» (то есть пригодных для принесения в жертву) — по семи пар , «чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7:2-3). Это первый раз, когда животные разделяются по принципу нечистоты.

В 17 день второго месяца воды обрушились на землю (Быт. 7:11). Наводнение длилось 40 дней и ночей , после чего воды подняли Ковчег и он поплыл (Быт. 7:17-18). Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности Ковчег был выше горных пиков. Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его семья.


Только спустя 150 дней вода стала убывать, и вскоре, на 17 день седьмого месяца, Ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4). Однако, лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль.


Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвы Богу (здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением). Бог пообещал вернуть миру прежний порядок вещей и более никогда не опустошать землю за вину людей.


«Пейзаж с жертвоприношением Ноя», И. А. Кох, ок. 1803. Государственная галерея, Франкфурт-на-Майне

После этого Бог благословил Ноя и его потомство, заключив с ним Завет, включающий определенные предписания относительно употребления в пищу мяса животных и пролития крови (Быт. 9:1-17). Символом Завета стала радуга - своего рода гарантия того, что больше никогда человечество не будет истреблено водой.

Согласно Библии, выйдя из Ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградники и изобрёл вино (Быт. 9:20).

Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего», и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям, чтобы те посмеялись над ним, но они вошли в шатер, не глядя на Ноя, и укрыли его (Быт. 9:23). За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама — Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.


И.Ксенофонтов. Ной проклинает Хама

«Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: «благословил, — сказано, — Бог Ноя и сынов его», когда они вышли из ковчега (Быт. 9:1)» , — объясняет этот момент святитель Иоанн Златоуст.

К началу потопа Ною было 600 лет. После потопа Ной жил ещё 350 лет и умер в возрасте 950 лет (Быт. 9:29).

Согласно библейской родословной, Ной является родоначальником всех народов мира , которые делятся на три основные группы:

- потомки Сима (Семиты - ряд народов Ближнего Востока. К числу семитских народов относят арабов, евреев, мальтийцев, потомков ассирийцев - древних представителей южной подгруппы южных семитов в Южной Аравии и ряд других народностей Эфиопии, Новосирийцев. Род Сима в Библии расписан подробно и его линию можно проследить вплоть до Иисуса);

- потомки Хама (Хамиты - народы, которые живут в северной и северо-восточной Африке (египтяне, ливийцы, эфиопы, сомалийцы, ханаанеи, финикийцы, филистимляне) и вообще все представители негроидной расы. В Новое время представление о детях Хама как о рабах Сима и Иафета стало одним из идеологических обоснований работорговли);

- потомки Иафета (Иафет считается прародителем европейцев и вообще индоевропейских народов. Иногда также к ним причисляют кавказские и тюркские народы. В более широком смысле — это всё население планеты, за исключением негроидов и семитов).

В книге пророка Иезекииля (Иез. 14:14-20) Ной назван одним из трех праведников древности вместе с Даниилом и Иовом. Апостол Пётр называет Ноя проповедником правды и в его спасении от потопа в ковчеге видит указание на возможность духовного спасения через крещение (2Петр. 2:5). Апостол Павел также приводит пример Ноя, как образец веры: «ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). В Евангелии от Луки (Лк. 3:36) упомянут в числе предков Иисуса Христа.

Икона праотца Ноя в Храме Святого Мученика Уара в Вешках

Православная церковь относит Ноя к числу праотцев и совершает его память в «Неделю праотцев» во второе воскресение перед Рождеством Христовым. Изображения Ноя помещаются в самом верхнем — праотеческом чине иконостаса, представляющем ветхозаветную церковь, не знавшую законов Моисея.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Использовались материалы из журнала «ФОМА»

Загрузка...