Куда поступать если не сдал огэ. Что делать, если ребенок не сдал ОГЭ? Изменения в КИМах и оценке ОГЭ
Привет, дорогие читатели сайта! В этом посте будут разобраны такие непростые темы, как раздробленность Руси и нашествие с Востока. Без лишних слов, продолжаем нашу подготовку к ЕГЭ по истории
Раздробленность на Руси:
Как Вы помните по предыдущему посту, Владимир Мономах смог Любеческим съезом князей в 1097 году весьма успешно на время остановить русскую раздробленность. Но после смерти князя в 1125 году на Киевский престол вступил его сын — Мстислав. Как и свой отец он еще какое-то время удерживал единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств. Наступил период раздробленности или удельный период.
Причины раздробленности:
1. Разросшийся княжеский род;
2. Запутанность порядка престолонаследия;
3. Господство натурального хозяйства;
Раздробленность оставила в русской истории некоторые последствия, как положительные, так и отрицательные:
Положительные:
1. Каждое княжество имело свою летопись, о своем князе;
2. Каждое княжество имело свое культурное наследие: свои храмы, книжное дело, ремесла.
Отрицательные:
1. Внешняя угроза (слабость каждого княжества по отдельности)
2. Постоянные усобицы князей за территорию;
В русской раздробленности, наиболее сильными и занимавшими значительные территории были княжества:
— Владимиро-Суздальское;
— Галицко-Волынское;
— Новгородская боярская республика;
Дадим характеристику каждому из этих княжеств:
1. Владимиро-Суздальское:
Географическое положение: Северо-восточная часть страны.
Граница с Новгородскими землями, Смоленским княжеством
Наиболее известными правителями Владимиро — Суздальского княжества, были Юрий Долгорукий , Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо .
2. Галицко — Волынское княжество:
Географическое положение: северо – восточные склоны Карпат и территория между реками Нестор и Пруд
Наиболее известными князьями Галицко — Волынского княжества, были Ярослав Осмомысл , Роман Мстиславич и Даниил Романович .
3. Новгородская боярская республика:
Географическое положение: огромная территория от Ледовитого океана до верховья Волги; от Прибалтики до Урала.
Граница: Смоленское княжество, Владимиро – Суздальское княжество.
Политический строй Новгородской боярской республики:
Монголо-татарское нашествие:
В 1204—1205 гг. Темучин (Чингисхан) объединил монгольские племена и захватил Китай, взяв у них на вооружение стенобитные орудия и порох.
Монголо-татары захватили Китай, Корею, Среднюю Азию, Иран и Закавказье.
Первое столкновение русских князей с монголо- татарами – битва на реке Калке, произош. в 1223 году .
Нашествие хана Батыя на Русь 1237—1240 гг .
1237 ГОД :
Разгром Рязанского княжества;
1238 ГОД :
Захват Владимиро – Суздальской земли;
Битва на реке Сити, в ходе которой князь был убит, а его войска разгромлены (Юрий Всеволодович);
Оборона Козельска (« Злой город »);
1239 ГОД :
Разгром Южной Руси и Черниговского княжества;
1240 ГОД :
Захват Киевского княжества – поражение Руси;
Причины поражения Руси:
1. Феодальная раздробленность и распри между князьями
2. Превосходство монголов в военном искусстве, наличие опытной и многочисленной армии
Результаты нашествия:
1. Батый на территории от Дуная до Иртыша основал монгольское государство Золотая Орда
2. На Руси установилось монголо – татарское иго – с 1240 года по 1480 год (240 лет)
Если статья была тебе полезна, то подпишись на новости нашего блога и будешь получать уникальные материалы для подготовки к ЕГЭ прямо на почту! А я с тобой прощаюсь, до новых встреч!
Пояснительный текст к блоку
Внутренняя политика. После 1132 г. Русь представляла собой около 10-15 самостоятельных княжеств и земель, соперничавших друг с другом. Правящим являлся род Рюриковичей, члены которого имели эксклюзивное право быть князьями. Каждый Рюрикович получал собственное владение – удел, младшие удельные князья должны были подчиняться старшим (великим) князьям, но в делах своего удельного княжества были почти полностью самостоятельными. Сильнейшими среди русских земель были Новгородская земля, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества. Киев утратил прежнее значение, но обладание им считалось престижным, и за него шла борьба.
В Новгороде с 1136 г. установился республиканский строй (1), власть принадлежала боярству и верхушке купечества. Князь приглашался и отвечал в основном за оборону республики.
Владимиро-Суздальское княжество усилилось при Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха). Его прозвище объясняется стремлением распространить свою власть на далекие от Суздаля земли, в том числе Киев. Юрий основал много городов в Северо-Восточной Руси, с ним связано и первое летописное упоминание о Москве (1147) (2).
Сын Юрия Андрей Боголюбский (1157-1174) тоже стремился подчинить земли далеко за пределами своего княжества, однако в отличие от отца не желал стать киевским князем. В 1169 г, его войска взяли город Владимир, который Андрей сделал своей столицей, стал считаться выше Киева (3). Андрей стремился править самовластно, конфликтовал с боярами и был убит боярам-заговорщиками. Вскоре князем стал младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) прозвище получил за многодетность). При нем Владимиро-Суздальская Русь, достигла наибольшего расцвета (4), но после смерти между сыновьями Всеволода вспыхнули войны.
Галицко-Волынскую землю отличало особенно острое соперничество между князьями и могущественным здесь боярством. Имел даже место случай вокняжения боярина. Княжеская власть усилилась при галицком князе Ярославе Осмомысле (1153-1187) и галицко-волынских князьях Романе (грань ХII-ХIII вв.) Данииле Романовиче (перед монгольским нашествием).
В первые десятилетия после установления ордынского ига рост раздробленности продолжался. Среди удельных князей – потомков Всеволода Большое Гнездо – вспыхивали войны, в которые вмешивался ордынский хан. В меньшей степени в этих войнах участвовал младший сын Александра Невского Даниил, получивший в удел Москву (будучи младшим, он не имел прав на Великое Владимирское княжение). Зато Даниил проявлял заботу о благоустройстве своего маленького княжества, которое стало быстро богатеть (5).
Внешняя политика. В XII в. международное положение древнерусских княжеств было в целом благоприятным, сильные внешние враги отсутствовали. Лишь половцы продолжали тревожить южнорусские земли. Из войн с ними следует вспомнить неудачный поход в Степь новгород-северского князя Игоря Святославича в 1185 г. (6), но не из-за его исторического значения, а лишь потому, что этот поход описан в «Слове о полку Игореве».
Ситуация меняется в конце XII - начале XIII в. На прибалтийские земли вторгаются католические (в основном немецкие) рыцари-крестоносцы, покоряют местные племена, основывают города и замки (7). Здесь возникает государство крестоносцев – Ливонский орден. Одновременно Швеция начинает покорять финские земли. В это же время далеко на востоке в глубине Степи под руководством Чингисхана объединяются монгольские племена (8) и начинают завоевывать соседние и дальние земли (Китай, Средняя Азия и пр.).
Один из отрядов монголо-татар, под руководством Субудая и Джебе в 1223 г. через Закавказье проник в Половецкую степь. Половцы запросили помощи у южнорусских князей и получили ее, но в битве у реки Калки русско-половецкое войско было наголову разбито монголо-татарами из-за разногласий среди его руководителей – трех князей по имени Мстислав (9). Затем монголо-татары ушли назад, т.к. поход носил разведывательный характер.
В конце 1237 г., предварительно разорив Волжскую Болгарию, монголо-татары под предводительством внука Чингисхана (сам он уже умер) Бату-хана (Батыя) обрушились на Северо-Восточную Русь (10). Города Рязань, Владимир и др. были взяты штурмом. В битве на реке Сить (1238) было разбито войско великого владимирского князя Юрия Всеволодовича, сам он погиб. Русские отчаянно сопротивлялись (особенно прославились своими подвигами дружина Евпатия Коловрата и семинедельная оборона города Козельска), но силы были неравны. Общего разорения избежал Новгород, до которого монголы не дошли по неясным причинам.
Передохнув в поволжских степях, Батый в 1240 г. напал на Южную Русь (11). Пали Киев и большинство городов Галицко-Во-лынского княжества. Монголы вторглись в страны Центральной Европы, дошли до Адриатического моря, но затем по не вполне ясным причинам повернули назад (возможные версии: обескровливание в результате героического сопротивления Руси; стремление Батыя и других Чингизидов участвовать в выборах нового Великого хана взамен умершего).
Одновременно с монгольским нашествием Русь испытала и натиск с Запада, но смогла его отразить. В 1240 г. молодой новгородский князь Александр Ярославич (внук Всеволода Большое Гнездо) разгромил шведский морской десант вблизи устья Невы в Невской битве (12). За эту победу князь получил прозвище Невский. В 1242 г. он же нанес крупное поражение немецким крестоносцам в Ледовом побоище (13). Северо-западные границы Руси стабилизировались.
Между тем Батый основал монгольское государство с центром на Нижней Волге, вошедшее в историю как улус Джучи (т.е. владение потомков старшего сына Чингисхана Джучи), или Золотая Орда (14). Он потребовал от русских князей выражения покорности. С другой стороны, папа римский выразил желание помочь русским княжествам в борьбе с монголами. Владимиро-суздальский князь Александр Невский отверг западную помощь, признал зависимость Северо-Восточной Руси и Новгорода от Орды и даже помогал завоевателям подавлять освободительные восстания. Напротив, Даниил Галицкий сначала пошел на союз с Западом и даже принял от посланца папы королевскую корону. Однако, не получив реальной военной помощи, он также покорился ордынскому хану. Важным обстоятельством, повлиявшим на выбор русских князей, было то, что монголы, будучи язычниками, не навязывали своей религии и культуры, с уважением относились к православной церкви, а Запад всячески насаждал католицизм.
В конечном итоге все эти события привели к установлению ордынского ига (15). Составляющими этой формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды были ежегодная уплата огромной дани («ордынский выход»), выдача ханом ярлыков (грамот) на право княжения, периодические разорительные набеги на русские земли. Для сбора дани численниками (переписчиками) была проведена перепись. Первоначально сбор дани осуществляли особые уполномоченные хана (баскаки), но после ряда восстаний эта функция была передана самим русским князьям.
Хозяйство и общественные отношения. Половецкие набеги и борьба князей за Киев разорили Юг Руси. Люди переселялись отсюда или во Владимиро-Суздальское, или в Галицко-Волынское княжества (16), с чем и связано их усиление. Однако, за исключением южных земель, хозяйство Руси до монгольского нашествия развивалось успешно, даже несмотря на междоусобицы. Больших успехов достигли сельское хозяйство и ремесло, а также внешняя торговля. Путь «из варяг в греки» утратил прежнее значение в связи с упадком Византии, но успешно функционировал волжско-балтийский путь, проходивший через Новгород и Владимиро-Суздальскую Русь. Наряду с ремесленными изделиями важные экспортные продукты давали промыслы (пушнина, мед и воск диких пчел). В поисках пушнины новгородцы, облагая данью (ясаком) местное население, добрались до Белого моря.
К началу XII в. в целом завершился процесс оседания дружинников на землю и превращения их в землевладельцев-бояр (17). Этот процесс во много объясняет возникновение раздробленности, т.к дружинники были заинтересованы в сильной центральной власти, организующей успешные военные походы и раздающей вотчины, а бояре – в устойчивой местной власти, защищающей их вотчины. Однако на протяжении всего периода имела место борьба между князьями, стремившимися усилить свою власть, и боярами, стремившимися власть князей ограничить и ввести в определенные рамки (18). При этом иногда князья (например, Андрей Боголюбский) пытались опереться на мелких служилых людей (дворян). Крайние случаи: Новгород (боярская республика) и Владимиро-Суздальская Русь (сильная власть князя).
Монголо-татарское нашествие привело к упадку хозяйства (19), особенно пострадало ремесло. Гибель большей части старой знати и установление ига способствовали замене прежних, политических традиций (при которых князь воспринимался боярством как «первый среди равных») новыми (князь – господин, все подданные – его слуги) (20).
Культура. Эпоха раздробленности характеризуется формированием самостоятельных культурных центров (при сохранении общерусского единства) (21). Особенно большую роль это сыграло в развитии летописания, литературы, архитектуры и изобразительного искусства.
Крупнейшим литературным произведением эпохи считается «Слово о полку Игореве (22). В Северо-Восточной Руси было создано другое крупное произведение эпохи – «Моление» Даниила Заточника, автор которого восхвалял княжескую власть и враждебно отзывался о боярстве.
С оформлением самостоятельных княжеств возникли самостоятельные архитектурные школы. В Новгороде церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве, приземисты, имели мощные стены (пример – церковь Спаса на Нередице) (23). Зодчество Владимиро-Суздальской Руси развивалось под влиянием княжеских вкусов, и здешние постройки отличались величественностью и нарядностью (Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.) (24). Выдающийся памятник архитектуры данного периода – церковь Покрова на Нерли, отличающаяся исключительным изяществом пропорций. Повсеместно продолжали развиваться фресковая роспись и иконопись, но сохранились лишь их единичные образцы.
Монгольское нашествие нанесло страшный удар по развитию культуры (25). Достаточно сказать, что на 50 лет прекратилось каменное строительство. События нашествия нашли отражение в ряде литературных произведений, в частности в «Повести о разорении Рязани Батыем», рассказывающей о героизме защитников города и подвигах богатыря Евпатия Коловрата.
Причины феодальной раздробленности на Руси:
- Господство натурального хозяйства и, как следствие, слабые экономические связи между районами государства.
- Усиление отдельных княжеств, правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобицы .
- Усиление феодальных вотчин и нарастание боярского сепаратизма.
- Усиление торговых городов, не желавших платить дань единому правителю.
- Отсутствие сильных внешних врагов, для борьбы с которыми требовалось бы объединенное войско во главе с единым правителем.
Значение феодальной раздробленности:
- Созданы условия для самобытного социально-экономического и политического развития отдельных районов страны.
- Наблюдается расцвет городов, подтверждающий данное Руси в Западной Европе название – Гардарика – страна городов.
- Начинается формирование трех великих восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. С XIII века существует древнерусский язык.
- Резко ослабла обороноспособность русских земель.
- Происходит усиление княжеских усобиц.
Особенности феодальной раздробленности:
- В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепризнанный политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.
- Правители во всех землях Руси принадлежали к одной династии.
Когда начнется процесс объединения русских земель эти особенности приведут к напряженной борьбе между отдельными княжествами за статус столицы единого государства. В большинстве других Европейских государств вопрос о выборе столицы не стоял (Франция – Париж, Англия – Лондон и т.д.).
В период феодальной раздробленности, на фоне многочисленных, постоянно мельчавших уделов, несколько земель приобрели совершенно особое значение.
Прежде всего, это древняя земля кривичей и вятичей, расположенная на северо-востоке Руси. Из-за низкой плодородности земель колонизация этих районов началась только в конце XI - начале XII вв., когда сюда переселяется население с юга, спасаясь от набегов кочевников и притеснения бояр-вотчинников. Поздняя колонизация обусловила и более позднее обояривание (в середине XII в.), поэтому в Северо-Восточной Руси не успела к началу раздробленности сложиться сильная боярская оппозиция. В этом регионе возникло Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) государство с сильной княжеской властью.
1132 – 1157 гг. – правление сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Оставаясь князем старой закалки, он продолжил борьбу за великокняжеский престол, явно переоценивая его значение. Ему удалось дважды завоевать Киев в 1153 и 1155 гг. Отравлен киевскими боярами. В связи с его именем впервые упоминаются Тула (1146г.) и Москва (1147 г.)
1157 – 1174 гг. – правление сына Юрия Андрея Боголюбского. Он отказался от борьбы за киевский престол и вел активные междоусобные войны. 1164 г. – поход в Булгарию. В честь победы и в память о сыне построил собор Покрова на Нерли (1165г .). В 1169 г. взял Киев, но править там не стал, а подверг демонстративному разорению. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. Отличался подозрительностью и жестокостью, за что и был убит слугами.
С 1174 по 1176 гг. – правление Михаила Юрьевича.
1176 – 1212 гг. – правление брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Общий предок почти всех будущих князей – отсюда и прозвище. При нем государство достигло наивысшего расцвета, но распалось вскоре после его смерти. Именно при Всеволоде Владимирский престол приобретает статус великокняжеского (1212 г.), позднее во Владимир была перенесена ставка митрополита. Известен своим огромным авторитетом среди современников. Автор «Слова о полку Игореве» (1187 г.) писал о Всеволоде, что его дружина может «Дон шеломами вычерпать, а Волгу веслами расплескать».
В совершенно иных условиях находилась юго-западная, Галицко-Волынская Русь. Мягкий климат и плодородные земли всегда привлекали сюда массу земледельческого населения. В то же время этот цветущий край постоянно подвергался набегам соседей – поляков, венгров, степняков-кочевников. К тому же, из-за раннего обояривания, здесь рано сложилась сильная боярская оппозиция.
Первоначально Галицкое и Волынское княжества существовали как независимые государства. Стремясь прекратить боярские усобицы, правители этих земель, особенно Ярослав Осмомысл Галицкий, не раз пытались их объединить. Эту задачу удалось решить только в 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу. После его смерти в 1205 г. власть в княжестве захватили бояре, надолго превратив его в ряд небольших, враждующих друг с другом уделов. Лишь в 1238 г. сын и наследник Романа Даниил (Даниил Галицкий ) вернул власть и стал одним из самых сильных русских князей – Даниил стал единственным на Руси князем, которому Папа Римский прислал королевскую корону.
К северу от Владимиро-Суздальской земли находилась огромная Новгородская земля. Климат и почвы здесь были еще менее пригодны для земледелия, чем на северо-востоке. Зато древний центр этих земель – Новгород – находился у начала одного из самых важных торговых путей того времени – «из варяг в греки» (т.е. из Скандинавии в Византию). Древний торговый путь проходил так: из Балтики – в Неву, затем – в Ладожское озеро, потом – по реке Волхов (через Новгород), - в Ильмень озеро, оттуда – в реку Ловать, затем – волоком, в Днепр, а уже оттуда – в Черное море. Близость торгового пути превратила Новгород в один из важнейших торговых центров Средневековой Европы.
Успешная торговля и отсутствие сильных внешних врагов (а значит и отсутствие необходимости в собственной княжеской династии) привели к складыванию в Новгороде особого государственного строя – феодальной (аристократической) республики . Датой начала республиканского периода его истории принято считать 1136 г. – восстание новгородцев против внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Основную роль в этом государстве играл слой новгородских бояр. В отличие от бояр в других землях, новгородские не имели отношения к дружине, а были потомками родоплеменной знати ильменских славян.
Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание наиболее богатых бояр («триста золотых поясов»), которое решало важнейшие вопросы и избирало высших должностных лиц: посадника , вершившего суд и управлявшего Новгородом, тысяцкого , возглавлявшего налоговую систему и ополчение; владык у – епископа (позднее – архиепископа) – руководившего белым духовенством, ведавшего казной и внешней политикой, а так же архимандрита – главу черного духовенства. Князь призывался в Новгород. Функции князя были ограничены: он был нужен городу как командир дружины и формальный адресат дани с новгородских земель. Любая попытка вмешательства князя во внутренние дела Новгорода неизбежно заканчивалась его изгнанием.
Культура Древнерусского государства (IX - 3О-е гг. XII в.)
Древнерусская культура стала результатом сложного синтеза византийских и славянских духовных традиций. Своими корнями славянская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, бог плодородия вообще и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы и дождя). Так же почитались Велес – бог скотоводства, и Сварог – бог солнца и света.
В X-XI вв. складывается былинный эпос , связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.
Важнейшую роль в русской литературе играло летописание : помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных лет» составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и т.д.
Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI век – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений «Слово о законе и благодати» (1049 г.) будущего митрополита Иллариона. В 1073 г. по заказу Святослава Ярославича был составлен первый Изборник – сборник текстов религиозного и светского содержания, предназначенный для чтения. Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим сводным братом Святополком. Их житие написал Нестор – автор «Повести временных лет». Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха (конец ХI - начало XII в.) – рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения сил Руси для борьбы со Степью пронизывает «Слово полку Игореве» . (1187 г.). Интересно «Моление» Даниила Заточника (начало XII в.), обедневшего мелкого феодала, который жалуется князю на боярский произвол и просит его о милости.
К какому бы жанру не относилось литературное произведение его текст всегда снабжался красочными миниатюрами – иллюстрациями в рукописных книгах.
В Киевской Руси достигают своего расцвета ювелирные технологии:
- Скань (финифть) – отделка изделия узором из скрученной проволоки, проволочное кружево.
- Зернь – тончайший узор образуется путем напаивания тысяч мельчайших шариков.
- Чернь – создание узора на ювелирных изделиях путем травления.
- Эмаль (перегородчатая эмаль) – получение рисунка путем нанесения стеклообразной массы на металл.
- Гравировка – резное изображение на металле.
С принятием христианства получила развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. В качестве основного материала для строительства использовалась плинфа – разновидность кирпича. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил своеобразное развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-ти купольный Софийский собор в Киеве (1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в XII-ХIII вв. создается множество церквей – Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и т.д., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.
В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске . В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, святых, изображения проповедников, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в. большую известность приобрела в это время новгородская школа (Спас Нерукотворный, Успенье, Ангел златые власы).
Христианизация Руси постепенно привела к упадку скульптуры, произведения которой ассоциировались с языческими идолами.