domvpavlino.ru

Куприна – «Молох», «Олеся», «Поединок. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна – «Молох», «Олеся», «Поединок Образы полковых дам в повести поединок

Какова тема повести «Поединок»?

(Основная тема повести - кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.)

Комментарий учителя:

Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвятив повесть «Поединок» в ее первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?

(Обсуждение.)

Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?

(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

Как Куприн рисует образы офицеров?

(Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» - ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем, они уверены в своем сословном и мораль ном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».)

В чем причина высокомерия и хамства офицеров?

(Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство - следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».)

Комментарий учителя:

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с четкими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?

Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

(Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.)

Что вы можете сказать об образе Осадчего?

(Образ Осадчего зловещ. «Он жестокий человек», - говорит о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли - «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять - все равно кого и за что (главы VIII, ХIV).)

Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.

(Капитан Слива - «даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты, и презирал все, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).)

В чем отличие образа капитана Стельковского?

(Пожалуй, только образ капитана Стельковского - терпеливого, хладнокровного, настойчивого - не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).)

Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

(Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). Сего злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».)

Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?

(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску - ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

Комментарий учителя:

Обратим внимание на контраст этого описания с идущим следом описанием рассвета «с ясным, детски-чистым небом и неподвижным прохладным воздухом. Деревья, влажные, окутанные чуть видным паром, молчаливо просыпались от своих темных, загадочных ночных снов». Ромашов чувствует себя «низеньким, гадким, уродливым и бесконечно чужим среди этой невинной прелести утра, улыбавшегося спросонок».

Как изображены «полковые дамы»?

(Жены офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Полковые дамы - олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ - Раиса Петерсон, злая, тупая, развратная и мстительная. «О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. 4-Нот мысли о прежней фцзической близости с этой женщиной у него было та кое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья (глава IХ) Не лучше и остальные «дамы». Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на нее Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: «Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак». Истинно женского в ней не осталось: «Я не хочу ребенка. Фу, какая гадость!» - признается она Ромашову (глава XIV).)

В чем особенность изображения солдат?

(Солдаты изображены массой, пестрой по национальному составу, но серой по сути. Солдаты полностью бесправны: офицеры срывают на них свою злость, бьют, крошат зубы, разбивают барабанные перепонки. Куприн дает и индивидуализированные образы (их в повести около двадцати). Целый ряд простых солдат - в главе ХI: плохо соображающий, недогадливый Бондаренко, запуганный, оглушенный окриками Архипов, который «не понимает и не может заучить самых простых вещей», неудачник Хлебников, образованный, умный, независимый Фокин.)

Какова роль образа Хлебникова?

(Образ рядового Хлебникова, безземельного, разоренного и обнищавшего русского мужика, «забритого в солдаты», детализирован более других. Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения - вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом «в кулачок», на котором нелепо торчал вздернутый кверху грязный нос, с глазами, в которых застыл тупой, покорный ужас этот солдатик стал в роте всеобщим посмешищем и объектом для издевательств и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалел Хлебникова, Ромашов говорит: «Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик... Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все - какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть…». Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.)

Ответы

Какова тема повести?

Кризис России, всех сфер русской жизни

Какие три основные тематические линии вы увидели в повести?

Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми

Как Куприн рисует образы офицеров?

Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.

Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколении –полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий, отличающийся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающий только палочную дисциплину.

Есть и более молодые офицеры – Назнанский, Веткин, Бек-Агамалов. Их жизнь ничуть не лучше. Смирившись с деспотичными порядками в армии, они пытаются спастись от действительности в пьянстве.

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? В чём проявляется это «единство»?

Сравнение с животными, Куприн в описании офицеров употребляет эпитет «звериный»

Куприн изображает, как в условиях армии идёт «расчеловечивание» человека – солдата и офицера, как погибает русская армия

Как изображены «полковые дамы»?

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. « О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. « И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9).

Не лучше и остальные «дамы» . Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: « Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак ». Истинно женского в ней не осталось: « Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость !» - признаётся она Ромашову (гл. 14). Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой . Милая, женственная Шурочка, в которую влюблён Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчёт, властолюбие, двоедушие , « какая-то злая и гордая сила », изворотливость Шурочки не замечаются влюблённым Ромашовым. Она требует: « Вы непременно должны завтра стреляться » - и Ромашов соглашается ради неё на поединок, которого можно было избежать.

Что говорит Куприн о солдатах?

А) плохо соображающий, недогадливый Б ондаренко ,

Б) запуганный, оглушённый окриками Архипов , который « не понимает и не может заучить самых простых вещей »,

В) неудачник Хлебников. Более других детализирован его образ. Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, « забритый в солдаты». Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения – вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом « в кулачок », на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых « застыл тупой, покорный ужас », этот солдатик стал в роте всеобщим насмешищем и объектом для издевательства и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: « Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все – какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть …» Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но, прежде всего, видит в нём барина . Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Г) образованный, умный, независимый Фокин.

Изображая серых, обезличенных, придавленных « собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием » солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины .

Так Куприн выходит ещё на одну, очень важную тему тему личности.

Образ Ромашова.

Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.

Главный герой повести - подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов. О нём Куприн скажет: «Он мой двойник». Действительно, в этом герое воплощены самые лучшие черты героев Куприна: честность, порядочность, интеллигентность, но при этом некая мечтательность, желание изменить мир в лучшую сторону. Назнанский говорит о Ромашове: «В Вас… какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят»

Кто из героев повести переживает «серьёзный нравственный переворот»? С чем он связан?

Ромашов. Милосердие одержало победу над греховной сущностью человека.

В чём значение названия повести?

1. Офицерская дуэль – Ромашов и Николаев

2. Ромашов в поединке с действительностью проигрывает. Если бы выжил, его ждала бы нравственная гибель в армейской среде

Но название имеет и метафорический , символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём. Что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией , со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

3. Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом . Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.

Тема поединка – знак самой действительности, разобщённость людей, непонимание одного человека другим.

Повесть “Поединок” увидела свет в 1905 году. Это история о конфликте гуманистического мировоззрения и насилия, процветавшего в армии того времени. Повесть отражает виденье армейских порядков самим Куприным. Многие герои произведения – персонажи из реальной жизни писателя, с которыми он столкнулся во время службы.

Юрий Ромашов, молодой подпоручик, тяжело переживающий всеобщее моральное разложение, царящие в армейских кругах. Он часто бывает в гостях у Владимира Николаева, в чью супругу Александру (Шурочку) он тайно влюблен. Ромашов также поддерживает порочную связь с Раисой Петерсон, женой своего сослуживца. Этот роман перестал доставлять ему какую-либо радость, и однажды он решился разорвать отношения. Раиса вознамерилась отомстить. Вскоре после их разрыва, кто-то стал засыпать Николаева анонимками с намеками на особую связь между его супругой и Ромашовым. Из-за этих записок Шурочка просит Юрия больше не посещать их дом.

Однако и других бед у молодого подпоручика хватало. Он не позволял унтерам устраивать драки, постоянно пререкался с офицерами, поддерживающими моральное и физическое насилие над подопечными, чем вызывал недовольство командования. Материальное положение Ромашова также оставляло желать лучшего. Он одинок, служба для него теряет смысл, на душе горько и тоскливо.

Во время церемониального марша подпоручику пришлось пережить самый страшный позор в его жизни. Юрий попросту замечтался и допустил фатальную ошибку, нарушив строй.

После этого случая Ромашов, терзая себя воспоминаниями о насмешках и всеобщем порицании, не заметил, как оказался недалеко от железной дороги. Там он встретил солдата Хлебникова, который хотел покончить с собой. Хлебников сквозь слезы рассказывал о том, как над ним издеваются в роте, о побоях и насмешках, которым нет конца. Тогда Ромашов стал еще ярче осознавать, что каждая безликая серая рота, состоит из отдельных судеб, и каждая судьба имеет значение. Его горе меркло на фоне горя Хлебникова и ему подобных.

Немногим позже в одной из рот повесился солдат. Это происшествие повлекло за собой волну пьянства. Во время попойки между Ромашовым и Николаевым разгорелся конфликт, который повлек за собой дуэль.

Перед дуэлью в дом Ромашова пожаловала Шурочка. Она стала взывать к нежным чувствам подпоручика, говорить, что стреляться они должны обязательно, ведь отказ от дуэли может быть неверно истолкован, однако никто из дуэлянтов не должен быть ранен. Шурочка заверила Ромашова, что ее супруг согласен на эти условия и их договоренность останется в тайне. Юрий согласился.

В итоге, несмотря на заверения Шурочки, Николаев смертельно ранил подпоручика.

Главные герои повести

Юрий Ромашов

Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.

Александра Николаева (Шурочка)

Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.

Владимир Николаев

Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.

Шульгович

Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.

Назанский

Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.

Раиса Петерсон

Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.

В “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру. Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование. В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами. Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

Так же вы можете прочитать , одного из самых видных и популярных писателей России первой половины ХХ века.

Наверняка вас заинтересует краткое содержание самой удачной по мнению Александра Куприна его , проникнутой сказочной, или даже мистической атмосферой.

Главная идея повести

Проблемы, затронутые Куприным в “Поединке”, выходят далеко за рамки армии. Автор указывает на недостатки общества в целом: социальное неравенство, пропасть между интеллигенцией и простым народом, духовное падение, проблему взаимоотношений между обществом и отдельной личностью.

Повесть “Поединок” получила положительный отзыв от Максима Горького. Он утверждал, что это произведение должно глубоко затронуть “каждого честного и думающего офицера”.

5 (100%) 1 vote

Нестерова И.А. Тема любви в повести Куприна Поединок // Энциклопедия Нестеровых

Анализ любовной линии в повести "Поединок".

Творчество А.И. Куприна занимает значительное место в русской литературе. Его талант был одним из наиболее ярких среди реалистов двадцатого века. Близость к художественным принципам Л.Н. Толстого в соединении с доходчивостью и увлекательностью купринского письма сделало его одним из самых читаемых писателей начала двадцатого века.

Куприн – писатель по преимуществу социальный. Однако зачастую социальная подоплека переплетается с темой любви. Любовная линия в таких случаях усиливает общественные конфликты, изображенные в произведении, придает им большую резкость и яркость.

Куприн – певец жизни и любви. Поединок – это, прежде всего, глубоко реалистичное произведение с четко выраженной социальной направленностью. Ужасающая картина разложения русской армии, запечатленная в повести, вызвала шок у современников писателя и одновременно объяснила позорное поражение в русско-японской войне.

Любовная тема в Поединке развивается в рамках сюжета.

Повесть "Поединок" рассказывает о том, как молодой поручик, столкнувшись с армейской средой, был сломлен духовно и убит на дуэли, а если точнее, то застрелен.

Любовная линия произведения как бы усиливает социальную значимость повести и в то же время остается достаточно самостоятельной. Рядом с мечтами о блестящей военной карьере, о духовном самосовершенствовании живет в душе этого наивного юноши и мечта о высокой и чистой любви.

В повести "Поединок" Куприн показал любовь, неизбежно, обреченную на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире. Раскрывая социальные истоки любовной трагедии автор одновременно выражает свои мечты и о чистой высокой любви и о том, чтобы мир, в который она приходит, был достоин этой любви.

Героями произведений А.И. Куприна являются "маленькие люди": солдаты, рыбаки, телеграфисты, актеры и циркачи. В отличии от Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова "маленький человек" у Куприна вдруг находит в себе силы на духовный рост, протест против бесчеловечности и пошлости. Именно об этом и рассказано в повести "Поединок", созданной в 1905 году. Она сразу привлекла к себе внимание общественности. Ужасающая картина разложения российской армии, запечатленная в повести, вызвала у современников писателя шок и объяснила причины поражения в русско-японской войне.

Куприн рассказывает о том, как молодой подпоручик Ромашов, столкнувшись с армейской средой, был духовно сломлен и убит на дуэли, а если точнее, то попросту застрелен. Писатель представил на суд читателей повествование о поединке чистой души, высоких идеалов с грязью, пошлостью, жестокостью армейского быта.

Ромашов приехал в полк за полгода до драматических событий. Он был "среднего роста, худощав, и хотя, довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок...". Главный герой повести мечтает о военной карьере и духовном росте: "...завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Буду зубрить как бешенный...". Он подписался на газету и популярные журналы, накупил книг, но армейская жизнь, постоянные пьянки, жестокость подавляли порыв молодого человека. В офицерской среде не было места ни для науки, ни для духовности, ни для дружбы. Окружающий Ромашова беспредел, если и не затягивает, то не дает ему возможности жить по своим убеждениям.

Ромашов – душа чистая, мечтающая о великой любви. Он попался в сети недалекой полковой дамы Петерсон, которая изменяла любящему её мужу. Но постепенно Ромашов осознает свою ошибку. Ему становится противно. Это очевидно из следующего абзаца: "От письма пахло знакомыми духами – персидской сиренью; капли этих духов желтыми пятнами засохли кое-где на бумаге, и под ними многие буквы расплылись в разные стороны. Этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом, вдруг поднял в Ромашове нестерпимое отвращение. Он со злобным наслаждением разорвал письмо пополам, потом сложил и разорвал на четыре части, и еще, и еще, и когда, наконец, рукам стало трудно рвать, бросил клочки под стол, крепко стиснув и оскалив зубы. И все-таки Ромашов в эту секунду успел по своей привычке подумать о самом себе картинно в третьем лице: "И он рассмеялся горьким, презрительным смехом". Юноша чувствует всю фальшь этой любовной истории. Именно по этой причине он и отталкивает Петерсон. Однако потом Ромашов сожалеет, что обманул эту "ограниченную женщину". Здесь Куприн показывает драматизм столкновения идеальной любви и пошлости и ограниченности.

На фоне всеобщей ограниченности и пошлости очень сильно выделяется семья Николаевых. Кроме того, Шурочка очень привлекательная девушка. Она никогда не сидела без дела. Шурочка всеми силами помогала мужу поступить в военную академию, так как мечтала вырваться из порочного круга армейской повседневности. В этом было основное сходство героев. Ромашов мечтал, что, отслужив три года, уйдет в запас. Несмотря на это писатель предупреждает читателя, что Шурочка несет в себе опасность для Ромашова. По мнению Шурочки, поединок – это и бойня, и буффонада, и лицемерие. Она полагает, что представления об офицерской чести у русских искажены, и именно поэтому им необходимы поединки: "тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге... взаимное сквернословие, пускание друг другу в голову графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться... У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер – это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия рисковать жизнью". Среди прочих офицеров полка Шурочка особенно неодобрительно отзывается о Назанском, "беспросыпном пьянице", за столом укоряет и Ромашова за пристрастие к водке.

Юноша не обращает внимание на её проявления жестокости. Однако Куприн снова предупреждает читателя, что грядет драма. При встрече с Назанским происходит беседа о любви, и он показывает Ромашову письмо от женщины жестоко бросившей его. Подпоручик узнает почерк Шурочки. Несмотря ни на что, юноша не видит в Шурочке пошлость и жестокость, которые явно выставлены на показ Куприным. Она помогает мужу поступить в академию – казалось бы, благородно, но на самом деле Шурочка хочет лучшей жизни, а на мужа ей фактически наплевать. Когда Ромашов решается излить ей душу, она говорит, что не хочет детей. Брезгливость сквозит в её взгляде, тоне – но Ромашов не замечает подвох и на этот раз. Он слеп в своём идеализировании никчемного человека. Это приближает его к трагическому концу. Наступает момент, когда от Ромашова все отворачиваются. Он не может принять такие порядки в полку и пытается с ними бороться. Однако он слишком добр и наивен для серьезного противостояния. Существующие порядки в конце концов сламливают дух Ромашова. У него возникает желание покончить собой. Единственный человек которому он продолжает верить – Шурочка. Однако после того как она пришла к нему ночью просить его не стрелять в её мужа, но в дуэли участвовать, вся показная прелесть Шурочки рассыпалась. Она падает до уровня "полковой дамы". Понял ли это Ромашов сквозь пелену восторга? Вероятно да, поэтому он и согласился на дуэль. Жизнь загнала его в тупик; ему как и одному из героев Ф.М. Достоевского некуда идти, не к кому обратиться. У него нет ни одного близкого человека. Он участвует в поединке и погибает.

А. И.Куприн заканчивает повесть протоколом дуэли, из которого ясно, что Ромашов не воспользовался правом на выстрел. Исходя из этого напрашивается вывод о суициде. Герой не хотел больше жить.

В повести "Поединок" А.И. Куприн показал любовь неизбежно обреченную на уничтожение в жестоком безнравственном мире. Раскрывая истоки трагедии Ромашова, автор одновременно выражает свои мечты о чистой и высокой любви, мечты о том, чтобы мир в который она приходит был её достоин.

Изображение кризиса армии

как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок»

Цель урока: показать значение повести Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести.

Методические приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение.

Ход урока

I . Слово учителя

Повесть «Поединок» вышла в мае 1905 года, в дни разгрома русского флота при Цусиме. Изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат имело важный общественно-политический смысл: это был ответ на вопрос о причинах дальневосточной катастрофы.

II. Беседа по повести «Поединок»

— Какова тема повести «Поединок»?

(Основная тема повести — кризис России, всех сфер русской жизни, показанный через кризис армии.)

Комментарий учителя:

Критическую направленность повести отметил Горький, причислив «Поединок» к гражданственной, революционной прозе. Повесть имела широкий резонанс, принесла Куприну всероссийскую славу, стала поводом для полемики в прессе о судьбе русской армии. Проблемы армии всегда отражают и общие проблемы общества. В этом смысле повесть Куприна актуальна и сейчас.

Посвятив повесть «Поединок» в ее первой (1905) публикации М. Горькому, Куприн писал ему: «Теперь, наконец, когда все уже кончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

— Что, на ваш взгляд, в «Поединке» можно определить как «смелое и буйное»?

(Обсуждение.)

— Какая тема, кроме кризиса армии, кризиса России, особенно волнует Куприна?

(Тема протеста против войны. Куприн показывает бессмысленность и антигуманность войн.)

Комментарий учителя:

Антивоенную направленность повести отмечал Л. Н. Толстой. Кстати, рассказ Толстого «После бала», тема которого близка теме «Поединка», тоже написан в 1905 году. Главный герой «Поединка» Ромашов думает, что в разумно устроенном обществе не должно быть войн: «Может быть, все это какая-то общая ошибка, какое-то всемирное заблуждение, помешательство? Разве естественно убивать?». Ромашов наивно полагает, что для устранения войны нужно, чтобы все люди вдруг прозрели, заявили в один голос: «Не хочу воевать!» и бросили оружие. В повести несколько тематических линий: жизнь офицеров, строевая и казарменная жизнь солдат, отношения между людьми. Оказывается, далеко не все люди придерживаются таких же пацифистских взглядов, как Ромашов.

— Как Куприн рисует образы офицеров?

(Куприн прекрасно знал армейскую среду по своему многолетнему опыту. Образы офицеров даны точно, реалистично, с беспощадной достоверностью. Почти все офицеры в «Поединке» — ничтожества, пьяницы, тупые и жестокие карьеристы и невежды. Причем, они уверены в своем сословном и мораль ном превосходстве, презрительно относятся к штатским, которых именуют «рябчиками», «шпаками», «штафирками». Даже Пушкин для них «какой-то там шпак». Среди них считается «молодечеством изругать или побить ни с того ни с сего штатского человека, потушить об его нос зажженную папироску, надвинуть ему на уши цилиндр».)

— В чем причина высокомерия и хамства офицеров?

(Ни на чем не основанное высокомерие, извращенные представления о «чести мундира» и чести вообще, хамство — следствие изоляции, оторванности от общества, бездеятельности, отупляющей муштры. В безобразных кутежах, пьянстве, нелепых выходках выражался какой-то слепой, животный, бессмысленный бунт против смертной тоски и однообразия. Офицеры не привыкли думать и рассуждать, некоторые всерьез считают, что на военной службе вообще «думать не полагается». Вспомним, что подобные мысли посещали, например, Николая Ростова из романа «Война и мир».)

Комментарий учителя:

Литературовед Ю. В. Бабичева пишет о «Поединке»: «Офицеры полка имеют единое «типовое» лицо с четкими признаками кастовой ограниченности, бессмысленной жестокости, цинизма, пошлости и чванливости. Вместе с тем в процессе развития сюжета каждый офицер, типичный в своем кастовом уродстве, хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии».

— Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? Если да, то в чем проявляется это «единство»?

— Верно ли, что каждый из офицеров, героев повести Куприна, «хоть на момент показывается таким, каким он мог бы стать, если бы не губительное воздействие армии»?

(Писатель показывает офицерскую среду в вертикальном разрезе: ефрейторы, младшие офицеры, старшие офицеры, высший командный состав. «За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее». Кроме общих черт, свойственных большинству офицеров, каждый из них имеет индивидуальные черты, обрисованные так ярко и выразительно, что образ становится почти символическим.)

— Что вы можете сказать об образе Осадчего?

(Образ Осадчего зловещ. «Он жестокий человек», — говорит о нем Ромашов. Жестокость Осадчего постоянно испытывали на себе солдаты, трепетавшие от его громоподобного голоса и нечеловеческой силы ударов. В роте Осадчего чаще, чем в других, случались самоубийства солдат. Звероподобный, кровожадный Осадчий в спорах о поединке настаивает на необходимости смертельного исхода дуэли — «иначе это будет только дурацкая жалость... комедия». На пикнике он произносит тост «за радость прежних войн, за веселую кровавую жестокость». В кровавом бою он находит наслаждение, его пьянит запах крови, он готов всю жизнь рубить, колоть, стрелять — все равно кого и за что (главы VIII, ХIV).)

— Расскажите о ваших впечатлениях о капитане Сливе.

(Капитан Слива — «даже в полку, который благодаря условиям дикой провинциальной жизни не отличался особенно гуманным направлением, он являлся каким-то диковинным памятником этой свирепой военной старины». Он не прочел ни одной книги, ни одной газеты, и презирал все, что выходило за пределы строя, устава и роты. Это вялый, опустившийся человек, он жестоко, до крови, избивает солдат, однако внимателен к солдатским нуждам: не задерживает денег, следит лично за ротным котлом (глава Х).)

— В чем отличие образа капитана Стельковского?

(Пожалуй, только образ капитана Стельковского — терпеливого, хладнокровного, настойчивого — не вызывает отвращения. Солдаты его «любили воистину: пример, может быть, единственный в русской армии» (глава ХV).)

— Каковы отличительные черты Бек-Агамалова?

(Бек-Агамалов хвастается умением рубить, с сожалением говорит, что человека пополам, пожалуй, не разрубит: «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось... нет. Мой отец это делал легко...» («Да, были люди в наше время...»). Сего злобными глазами, с горбатым носом и оскаленными зубами он «был похож на какую-то хищную, злую и гордую птицу» (глава I).

Черты Бек-Агамалова есть в каждом из офицеров. Многих вообще отличает звероподобность. Во время скандала в публичном доме эта звериная суть проступает особенно ярко: в выкатившихся глазах Бек-Агамалова «страшно сверкали обнажившиеся круглые белки», голова его «была низко и грозно опущена», «в глазах загорался зловещий желтый блеск». «И в то же время он все ниже и ниже сгибал ноги, весь съеживался и вбирал в себя шею, как зверь, готовый сделать прыжок».)

— Какие чувства испытывают офицеры после скандала в публичном доме?

(После этого скандала, кончившегося дракой и вызовом на дуэль, «все расходились смущенные, подавленные, избегая глядеть друг на друга. Каждый боялся прочесть в чужих глазах свой собственный ужас, свою рабскую, виноватую тоску — ужас и тоску маленьких, злых и грязных животных (глава ХIХ).)

Загрузка...