domvpavlino.ru

Ливонская война карта. Ливонская война. Причины Ливонской войны

(1)В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека. (2)<…> городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались тем, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Примерно три четверти территории Древней Греции занимали горы и участки, малопригодные для земледелия .
2) Сельское хозяйство , невзирая на то что рельеф не способствовал развитию земледелия , было основным в Древней Греции .
3) В Древней Греции городские жители часто пользовались плодами сельскохозяйственной деятельности .
4) Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство , несмотря на то что рельеф был неблагоприятен для земледелия .
5) Основным источником существования городских жителей Древней Греции было сельское хозяйство .

Выполняя это задание, прежде всего попробуйте, не читая текст, найти два одинаковых утверждения . Если вам сложно уловить мысль текста сразу, выделите ключевые слова, как это сделали мы. Посмотрите на выделенные слова. Очевидно, что ключевики полностью совпали во 2 и 4 предложениях. В 1 нет плодов земледелия, в 3 и 5 нет рельефа.
Теперь проверим свою версию, прочитав текст , и убедимся в своей правоте.

Ответ: 24

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
И хотя
Если
Даже
Как раз
Лишь бы

Это задание не нуждается в пояснении. Либо вы носитель русского языка, либо нет. Очевидно, что подходит только слово даже .

Ответ: даже .

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.
1) То, что даёт начало чему-л ., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол.
2) Письменный памятник , документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.
3) Тот, кто даёт какие-л. сведения о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.
4) Водная струя , выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

Итак, у нас есть предложение "В Древней Греции сельское хозяйство было основным источником существования человека." и словарная статья, толкующая слово ИСТОЧНИК. Это задание касается многозначных слов. Вам нужно определить, в каком именно значении слово реализовано в данном тексте. Выделите в каждом пункте ключевое слово (по-научному - категориальную сему). Ежу понятно, что источник существования никак не может быть письменным памятником или тем, кто даёт сведения. Варианты 2 и 3 отпадают. Водная струя, в принципе, может быть источником существования. Но в тексте не идёт речи о воде. А вот сельское хозяйство даёт начало нормальной жизни древних греков.

Ответ: 1.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ЗанятА
дОнизу
отдалА
звОним
жалюзИ

Это лёгкий вопрос. Все знают, что правильно "звонИм". А вообще, если 4 вопрос вызывает у вас затруднение, приобретите наш орфоэпический тренажёр , и будет вам счастье. За час вы запомните все правильные ударения.

Ответ: звоним.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Скоро АБОНЕНТЫ сотовой связи смогут оплатить проезд в метро со своего телефона.
ГУМАНИЗМ как понятие и способ бытия человека, возникнув в эпоху Возрождения, проходит через всю историю человечества.
Мой одноклассник ОДЕЛ костюм Санта-Клауса и поздравил жителей городка.
Даже в эпоху ПРАКТИЧНЫХ людей появляются те, кто воюет с несправедливостью.
ДРУЖЕСКИЕ отношения могут быть между людьми, близкими по духу.

Для ответа на пятый вопрос теста нужно ознакомиться с паронимическим минимумом 2016 года, выложенном на сайте ФИПИ. Напомним, паронимы, это похожие, но все же разные слова. Их значения могут почти совпадать, а могут и сильно отличаться. Для того чтобы уловить отличие, нужно хорошо знать значения всех слов из паронимического минимума.
Здесь неверно употреблено слово "одел". Хотя мы часто так говорим, правильно всё же НАДЕЛ. Одевают человека, надевают одежду и обувь. Легко запомнить: "надеть одежду, одеть Надежду".

Ответ: надел.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

У ИХ сестры
пить из БЛЮДЦЕВ
нет САПОГ
ещё БОГАЧЕ
около ПЯТИСОТ человек

Это задание касается формы слов. Правил, регулирующих выбор формы слова, очень много. Они изучаются в курсах стилистики русского языка и культуры речи. В школьных учебниках эти правила всплывают эпизодически, так что полная ответственность за подготовку к этому заданию лежит на школьном учителе и, конечно, на вас самих. Если вы понимаете, что не знаете такого материала, срочно начните заниматься. У нас на сайте есть запись вебинара на эту тему. Купите абонемент на доступ к вебинарам и записям и посмотрите лекцию, потому что быстро объяснить, почему тут такой ответ, мы не сможем.

Ответ: блюдец.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) ошибка в построении предложения
с однородными членами

Предложения

1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных,оказавшихся под угрозой вымирания.

2) Все, кто слушал выступление профессора,в очередной раз был удивлён яркостью,оригинальностью и глубиной его речи.

3) , создаётся неверное представление о размерах Луны.

4) , дождитесь, когда вас представят.

6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором.

7) Я с удивлением спросил , что где же крепость.

не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство.

9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой.


Вот это реально сложное задание. И, просим заметить, материал не включен в школьные учебники. Классификация грамматических ошибок - вузовский материал. Так что, если вы хотите эту тему выучить всерьёз, берите справочник по практической стилистике для филфаков и журфаков. К счастью, в ФИПИ выбрали не все виды ошибок. Так что хотя бы в первом приближении вы можете изучить эту тему до экзамена. Опять же можете посмотреть записи наших вебинаров в разделе Вебинары.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Ищем:
а) разрывы главного предложения придаточным и смотрим, согласуются ли подлежащие и сказуемые в каждой паре (это конструкции типа Те, кто... Многие из тех, кто....Все, кто);
б) аббревиатуры, определяем ключевое слово и смотрим, согласуется ли оно со сказуемым в роде и числе;
в) географические названия, определяем род существительных по родовому признаку (река - она, город - он и т.д.), смотрим, согласуется ли это подлежащее со сказуемым по роду.
г) слова, род которых многие не знают (шимпанзе, какаду, вуаль и т.п.), смотрим, согласованы ли эти слова со сказуемым по роду. Список таких слов в тех же справочниках по стилистике или у нас в курсе Подготовка к ЕГЭ 2016 .

Из всего вышеперечисленного в предложениях находим только конструкцию все, кто... во 2 предложении. Смотрим внимательно: "Все , кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью,оригинальностью и глубиной его речи". Цветом выделены основы 2 предложений. В основе главного предложения подлежащее и сказуемое "все был" не согласованы по числу.

А - 2. Не забудьте после решения вычеркнуть в КИМах эти варианты, чтоб они вам больше не мешали.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Ищем производные предлоги. Особенно часто попадаются благодаря, согласно, вопреки . Эти предлоги требуют дательного падежа. Смотрим, нет ли таких слов в предложенных предложениях. Бинго! Предложение 5: "Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок." Смотрим, в каком падеже слово "рекомендаций". Чего? Рекомендаций. Родительный падеж, а д.б. дательный.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Прежде всего найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот. Их м.б. несколько. Напомним вопросы деепричастия: что делая? что сделав?

У нас 2 предложения с деепричастными оборотами:
3) Находясь низко над горизонтом , создаётся неверное представление о размерах Луны.
4) Оказавшись в доме незнакомых людей , дождитесь , когда вас представят.

Подчеркиваем основы: "создаётся представление" и "дождитесь". Убеждаемся, что предложения не являются безличными. Если увидите безличное, там точно ошибка. Деепричастные обороты употреблять в безличных предложениях нельзя. Теперь смотрим, чтобы действие, описанное в деепричастном обороте, делал тот, кто назван в подлежащем. Представление не может находиться низко над горизонтом. Дожидаетесь вы, вы можете оказаться в доме незнакомых людей. Ошибка в 3 предложении.

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Ищите чужие слова в кавычках и слова "сказал", "спросил", подумал", написал" и т.п. Кавычек у нас нет. А вот слово "спросил" есть.

7) Я с удивлением спросил, что где же крепость .
Слова "Где же крепость?" не изменены, они должны быть оформлены как прямая речь, но автор предложения сделал гибрид из прямой и косвенной речи.

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
В первую очередь берём предложения, в которых вообще есть однородные члены. И обращаем внимание на наличие в предложениях двойных союзов (не только..., но и..., как..., так и...., не столько..., сколько... и т.п.)
Предложения 2, 5, 3, 7 у нас уже выбыли. В 4, 6 нет однородных членов. Внимательно смотрим на оставшиеся предложения:

1) Заказники создаются как для поддержания , так и для восстановления численности редких видов животных,оказавшихся под угрозой вымирания.
8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность , а угодничество и подхалимство.
9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой .
Смотрим на смысл однородных членов и убеждаемся, что они не соотносятся как часть и целое, род и вид, не оказались глаголами разных видов или с разным управлением. Смотрим на союзы. Так. Союзов "не только..., а..." или "не только..., а..." и не бывает. Вот и наша ошибка.

Ответ: 25378

8.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Проб..раться
г..рдиться
велос..пед
нац..ональный
адр..совать

Для ответа на этот вопрос надо вспомнить . Здесь корень бер-бир. Пишется бир, т.к. есть суффикс А.

Ответ: пробираться.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

О..дал, по..черкнул - приставки от и под не изменяются
пр..крепил, пр..града - учите значения приставок ПРЕ и ПРИ. Прикрепил - значение "присоединение", преграда - значение, близкое к ПЕРЕ
и..терзанный, ра..жёг - Истерзанный - глухая С перед глухой Т, ражёг - звонкая З перед звонкой Ж
поз..вчера, р..зобрал - поза, раз - неизменяемые приставки
за..грал, под..скать - заиграл - приставка оканчивается на гласную, в корне И, подыскать - русская приставка заканчивается на согласную.

Ответ: позавчераразобрал

Врач..вать
расстра..ваться
удва..ваться
незатейл..вый
улыбч..вый

Это и 11 задание лучше всего выполнять, проговаривая слова. Если вы носитель языка, скорее всего, услышите правильный вариант. Но, конечно, можно выучить, что суффиксы ЧИВ и ЛИВ пишутся с И и повторить все правила о суффиксах глаголов.

Ответ: врачевать.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Суш..шь
выстел..шь
выскоч..шь
независ..мый
накорм..шь

Тут надо было вспомнить, что глаголы "брить" и "стелить" относятся к 1 спряжению.

Ответ: выстелешь

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Выполняя это задание, чтобы не запутаться, сначала пронумеруйте предложения или поставьте скобочки:

1. М. Горький получал каждый день (НЕ)МЕНЬШЕ пяти-шести писем.
2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным , приятно освежает.
3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство с матерью.
5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

Теперь рассуждаем. Прочитайте все выделенные слова и определите. все ли они употребляются без НЕ. Здесь все, но часто правильный ответ можно обнаружить ещё на этом этапе.
Посмотрите, есть ли у нас местоимения (кроме отрицательных). Нет таких. Напомним, с местоимениями НЕ пишется раздельно. Для отрицательных своё правило.
Нет ли слов с дефисами (с ними НЕ всегда раздельно). Нет таких.
Теперь посмотрим, нет ли союзов А и НО. Есть! в 4 и 5 предложениях. Мы знаем, что при союзе А НЕ пишется раздельно, а при НО - слитно. У нас есть правильный ответ, но все равно надо проверить все остальные варианты.
1. Значение степени - раздельно.
2. Причастие с зависимым словом - раздельно.
3. Не с глаголом - раздельно

Ответ: неправильные.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ беседы она в основном молчала, и мне было сложно понять, ЗА(ЧЕМ) она пришла.
2. (ПО)ТОМУ, как этот человек держится, видно, что он (ВО)ВСЁМ привык быть первым.
3. Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него – густая разнообразная растительность.
4. Трудно даже представить, ЧТО(БЫ) со мной случилось, ЕСЛИ(БЫ) пароход опоздал.
5. (ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

Опять же нумеруем или разграничиваем предложения и начинаем рассуждать.

Сначала найдите слова, которые точно пишутся через дефис (это легче). Но тут таких нет.
Найдите слова "В течение(и)" и "в продолжение(и)". Их часто дают, и они всегда пишутся раздельно, независимо от значения. Есть такое. Предложение 1 можно вычеркнуть.
Посмотрите, есть ли слова ЧТО(БЫ), ТО(ЖЕ) и ТАК(ЖЕ). С ними тоже все просто. Смотрите, можно ли убрать частицу. Есть такое в предложении 4. Частицу убрать или переставить можно: что со мной не случилось бы. Вычёркиваем 4-е.
Теперь придётся вдумываться в смысл. Есть то, как этот человек держится (та манера, тот способ). Есть то, как напряжённо молчит Толстой. И здесь нет значения причины. 2 и 5 выбывают. Остаётся 3. Про (ОТ)ТОГО можно поспорить, но всё остальное мы знаем точно. Это задание решается методом исключения.

Ответ: оттоговокруг

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.

1 - Н+Н (корень восходит к старому - линь - палка для пыток).
2. причастие с приставкой - НН
3. краткое причастие - Н

Ответ: 3

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами или после них.
2) У В.И. Сурикова была феноменальная художественная память и смеющегося священника он написал именно по памяти.
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега.
4) Я с волнением осматривал и дом и картины в нём и его обитателей.
5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

Расставим знаки:

1) Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. - однородные члены с повторяющимся союзом.
2) У В.И. Сурикова была феноменальная художественная память, и смеющегося священника он написал именно по памяти. - разделяем 2 простых предложения, ССП
3) Выбежишь за ворота и увидишь ослепительную и первозданную белизну снега. - нет знаков, И в разных рядах однородных.
4) Я с волнением осматривал и дом, и картины в нём, и его обитателей. - опять повторяющиеся союзы, но теперь 3 однородных члена и 2 запятых.
5) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. - опять И в разных рядах однородных. У составителя теста нет фантазии.

Ответ: 12

16

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф.И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.

У нас тут 2 причастных оборота после определяемых слов. Запятая 2 не ставится между однородных с одиночным союзом И. Легкотня.

Ответ: 134

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого
великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

Вводное слово и вводное выражение выделяются запятыми с обеих сторон. Чтобы узнавать вводные слова, выучите их. .

Ответ: 1234

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

В этом задании придаточное всегда вводится местоимением "который", стоящим не на первом месте в придаточном. Это лёгкое задание. Как правило, перед словом "который" и после него запятых не бывает. Но лучше сделать разбор и нарисовать схему, если сомневаетесь.

Ответ: 1

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

[ Сергеев вышел на берег] (1) но ((2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца) (3) [ то вдруг пронзительно и ясно ощутил] (4) (как далеко от него Родина) .

Это сложное задание. Обязательно сделайте синтаксический разбор и нарисуйте схему или хотя бы расставьте скобки по предложению, чтоб разобраться с каждым союзом.
Нас должна насторожить конструкция НО КОГДА, потому что часто так выглядит стык союзов, соединяющих предложения.
Перед НО всегда зяпятая.
Ставить ли запятую между НО и КОГДА - спорный. Если считать, что НО соединяет 1 и 3 предложения (как сделали мы), тогда нужно попытаться вынуть придаточное и прочитать предложение без него: Сергеев вышел на берег, но то вдруг пронзительно и ясно ощутил... Вообще криво звучит. Раз придаточное не вынимается безболезненно, запятую между между НО и КОГДА не ставим.
Однако есть и другой способ рассуждения. Что если НО соединяет не предложения, а однородные сказуемые: Сергеев вышел, но ощутил"? Тогда запятая нужна. Если НО не участвует в связи предложений, правило про стык союзов применять не надо.
Мы всё же остановились на первом варианте, часть союза ТО мешает предложению быть цельным. Если кто-то предложит свои доводы в пользу 2 запятой, выслушаем с большим вниманием. Пишите в комментариях.
Запятые 3 и 4 нужны в любом случае. Они разделяют предложения, и нет повода их не ставить.

Ответ: 134

20

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.


2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем.

5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях.

Многих насторожил п. 4, т.к. в тексте не сказало прямо, что рассказчик хочет поступать в университет, чтобы стать писателем. Но из текста видно, что аптекарь давно знает мальчика и, скорее всего, знает о намерениях мальчика поступить в университет. См. предложение 10. Пункт скользкий, но все же выбираем 4.

Ответ: 345

21.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номераответов.

1) В предложениях 4–6 содержится описание внешности человека.
2) В предложениях 7–9 содержится описание.
3) Предложения 30–32 содержат рассуждение.
4) Предложения 52 и 53 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 55, 56 содержится рассуждение.

(4)Он носил студенческую тужурку . (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке . (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек . - очевидно, что есть описание человека.

(7)Как-то я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси. (8)У неё началась мигрень . (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь Борисович разговаривал со мной. - перечислены действия персонажей, описания нет.

(30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать. (31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! - речь идёт о долженствовании, а не о реальных действиях, описания нет: это рассуждение.

(52)И аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о многих важных вещах. - мальчик соглашается с аптекарем, противопоставления нет.

(55)Я знал, что никогда и никому не поверю , кто бы мне ни сказал , что эта жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума . (56)Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца своих дней. - речь не о реальных действиях, а о гипотетических и долженствующих, рассуждения о смысле жизни подтверждают гипотезу: здесь рассуждение.

Ответ: 135

22.

Из предложений 1–6 выпишите фразеологизм.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

Ищем устойчивые выражения. Здесь такое одно, не перепутаешь.

Ответ: спервоговзгляда.

Среди предложений 1–6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения . Напишите номер этого предложения.

(1)Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый и очень язвительный человек.

Обводим все местоимения и всё, что на них похоже. Смотрим, какое слово отвечает на вопросы чей? чья? чьё? Такое слово в 5 предложении. Тут без вариантов. Но слово ЕГО не всегда является притяжательным местоимением. Обратите внимание: рядом может оказаться предложение ОН в родительном падеже. Например: только его и видели! Вопрос чей? уже не подойдёт.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.

«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и
(Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) вопросительные предложения
3) ирония
4) вводные слова
5) литота
6) метафора
7) восклицательные предложения
8) противопоставление
9) эпитет

Для выполнения этого задания сначала ищем подсказки. В тексте с пропусками могут быть термины: тропы, синтаксическое средство, лексическое средство, приём. Это и есть подсказки. Если определитесь с соответствием, выбирать придётся не из 9, а из 2-4 терминов.

Подсказки даны:
«Речь автора эмоциональна, образна, убедительна. Так, тропы: (А)_________ («странный аптекарь», «язвительный человек») и
(Б)_________ (предложение 39), приём – (В)_________ (предложение 12) − не только создают внешний образ аптекаря, но и помогают понять его характер, взгляды, представления о месте человека в жизни. Понять отношение аптекаря Лазаря Борисовича к молодому собеседнику помогает такое синтаксическое средство выразительности, как (Г)_________ (например, предложения 48, 49)».

Определяемся с терминами:

1) ряд однородных членов - синтаксическое средство
2) вопросительные предложения -синтаксическое средство
3) ирония - троп
4) вводные слова - синтаксическое средство
5) литота - троп
6) метафора - троп
7) восклицательные предложения - синтаксическое средство
8) противопоставление - приём
9) эпитет - троп

Скачать таблицу соответствия терминов

Сразу видно, что приёмом может быть только противопоставление. Можно даже текст не смотреть. В - 8.
Теперь выбираем:
«странный аптекарь», «язвительный человек» - либо ирония, либо литота, либо метафора, либо эпитет. Литота отпадает сразу, здесь нет преуменьшения, литота вообще крайне редко встречается в текстах. Метафора и ирония связаны с переносом по значению, здесь нет переносов. Остаётся эпитет. А - 9.

(39)Чтобы жизнь пропитала вас!. Остались метафора, ирония и литота. Литота опять сразу отпадает. Иронии тут нет, а метафора есть. Б - 6.

(48)Я же рад! (49)Вы видите!
В этих 2 коротких предложениях ищем ряды однородных членов, вводные предложения, вопросительные слова и восклицательные предложения. Для того чтобы опознать восклицательные знаки, не надо вообще школу заканчивать. Конечно, Г - 7.

Ответ: 9687

25.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

1) Лазарь Борисович был сельским аптекарем, хотя всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством и даже печатал некоторые свои произведения.
2) Рассказчик не согласен с мнением Лазаря Борисовича о том, что только знание жизни поможет стать настоящим писателем .
3) В дом к родственникам рассказчика приходил сельский аптекарь.
4) Рассказчик окончил гимназию и собирался поступать в университет, чтобы в дальнейшем стать писателем.
5) Настоящий писатель должен быть настоящим тружеником, знающим и понимающим жизнь во всех её проявлениях .

Тезиса тут только 2, но они про одно и то же.

Конечно, этот текст и о важности выбора жизненного пути, и о сложности этого выбора.
И ещё в конце есть про смысл жизни, но это уже будет очень притянуто за уши.

Всё же мы бы остановились на тезисах из задания 20. Там чётко выражена авторская позиция для К3.
Какие привести аргументы. Нужны примеры настоящих писателей, изучивших жизнь. Идеально подойдёт роман "Как закалялась сталь" и биография его автора. Можно взять М. Горького "Детство", "В людях". В качестве отрицательного примера Рюхина из "Мастера и Маргариты" (немного натянуто, но пойдёт). Вторым примером может быть биография любого писателя, который, по вашему мнению, изучил жизнь, а потом писал о ней. Например, Владислав Крапивин создал отряд "Каравелла", строил с детьми яхты, учил членов отряда фехтовать, ходил в походы. Конечно, ему легко было писать для детей. "Мальчик со шпагой" - роман об отрядной жизни. А.С. Макаренко пишет роман "Педагогическая поэма" о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20‑е годы ХХ века был сам автор. Известный рассказ того же Паустовского "Телеграмма" написан по реальной истории, о которой Константин Георгиевич узнал, путешествуя по стране. Вспомните писателей, прошедших войну и писавших о войне. Примеров - масса.

Примерно в мае месяце, публикуются варианты ЕГЭ досрочного периода. Цель публикации - предоставление выпускникам дополнительной возможности подготовиться к ЕГЭ.

Досрочные варианты ЕГЭ по истории 2017 год

Предмет Скачать досрочный вариант
История 2017 год istoriya
2016 variant ege 2016
2015 variant ege 2015

Публикуется по одному варианту КИМ, использованных для проведения ЕГЭ досрочного периода 2017 года.

Изменения в структуре КИМ по истории по сравнению с 2016 годом:

Нет изменений структуры и содержания.

Изменён максимальный балл за выполнение заданий 3 и 8 (2 балла вместо 1). Усовершенствованы формулировка задания 25 и критерии его оценивания.

Всего заданий (в скобках – включая критерии оценивания сочинения) – 25 (31);

из них по типу задания:

с кратким ответом – 19;

с развёрнутым ответом – 6 (12);

по уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения): Б – 16; П – 8; В – 7.

Максимальный первичный балл за работу – 55.

Общее время выполнения работы – 235 минут.

Структура КИМ ЕГЭ 2017 по истории

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов;

– задания на определение последовательности расположения данных элементов;

– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах;

– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и других разделителей; слова; словосочетания (также записывается без пробелов и других разделителей).

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.
Задания 20–22 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение
информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23–25 связанны с применением приёмов причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание 23 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание 24 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трёх периодов истории России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание 25 оценивается по системе критериев.

На ЕГЭ по истории обычно бывает чуть больше 5 процентов учеников, набравших высокие баллы. Двоечников примерно в два раза больше.

Отмечается, что не все умеют работать с картами и фактическим материалом. Школьники часто ошибаются при ответе на вопросы о Великой Отечественной войне. Ученики не всегда понимают различие между ней и Второй мировой войной.

Перед экзаменами рекомендуется повторить даты, освежить в памяти фамилии полководцев, героев, государственных деятелей. Так, на ЕГЭ 2016 года около 20 процентов выпускников написали, что героем Советского Союза является боец - диверсант, казненная фашистами в 1941 году Лидия Русланова, а не Зоя Космодемьянская. Были и те, кто маршала Александра Василевского отправил на сражение в Чесменскую бухту 1770 года, в то время как он в годы Великой Отечественной войны был начальником Генштаба, командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга.

Общегосударственная экзаменация по дисциплине «история» не относится к числу обязательных в составе – данный предмет сдается по выбору выпускника. Согласно официальной статистике прошлых лет, историю выбирает примерно пятая часть школьников. Прежде всего, это учащиеся, которые избрали для себя будущую профессию в сфере юриспруденции, лингвистики, дизайна и архитектуры.

Данный предмет нельзя отнести к числу легких – экзаменационные вопросы требуют отличной памяти и проработки большого массива информации. Исследования прошлых лет говорят о том, что средний балл по данной дисциплине колеблется в пределах от 45 до 55. Количество учащихся, которые не смогли справиться с заданиями, вынесенными на общегосударственную экзаменацию, довольно велико и составляет примерно 10% от общего числа.

ЕГЭ по истории считается сложным - сдать его не могут 10% учащихся!

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016

Даты ЕГЭ по истории

Досрочный период

  • 23 марта 2016 г. (ср) - Основной экзамен
  • 22 апреля 2016 г. (пт) - Резерв

Основной этап

  • 16 июня 2016 г. (чт) - Основной экзамен
  • 24 июня 2016 г. (пт) - Резерв

Изменения в экзамене по истории

В 2016 году из экзамена по истории были полностью исключены задания, в которых ученикам полагалось сделать выбор одного ответа из четырех предложенных. В первую часть экзаменационного билета добавили ряд заданий на знание дат, процессов, исторических деятелей и фактов из истории культуры, а также на работу с текстовыми историческими источниками. Во второй части добавлено задание по написанию краткого исторического сочинения. Время экзамена по сравнению с 2015 годом было увеличено.

Общие сведения

Время, отведенное на экзамен по истории, в 2016 году составляет 235 минут. За это время ученикам предстоит решить 25 заданий, из них 19 - с кратким ответом, а 6 - с развернутым.

  • Часть 1 (задания 1-19) – служат для проверки базовых и усложненных знаний по предмету. Решение каждого из них должно занимать 3-7 минут;
  • Часть 2 (задания 20-24) – характеризуются более высоким уровнем сложности и требуют от учащегося формулировки правильного ответа, который нужно вписать в специальный лист. На выполнения каждого из этих заданий выделено 5-20 минут;
  • Часть 2 (задание 25) – историческое сочинение (VIII - начало XXI века; экзаменуемый может самостоятельно выбрать три периода в истории России, которые будут фигурировать в эссе). На это задание можно потратить 40-80 минут.

Чтобы получить хорошую оценку за сочинение, вам потребуется:

  1. Указать главные события данных периодов;
  2. Упомянуть ряд исторических личностей и объяснить их роль в вышеуказанных событиях;
  3. Соблюсти причинно-следственные связи;
  4. Оценить, как данный период повлиял на историю России;
  5. Правильно использовать историческую терминологию;
  6. Избежать фактических ошибок;
  7. Соблюсти приемлемую для читателей форму изложения.

Для успешной дачи ЕГЭ по истории приготовьтесь к написанию эссе!

Каждый из пунктов будет оцениваться по отдельности, а в общей сложности сочинение может принести 11 первичных баллов. К слову, минимальный тестовый балл, который требуется набрать по данному предмету, составляет 32 (что равняется 13 первичным баллам из 53 максимальных). Время, которое отводится ученикам для прохождения тестирования – 235 минут.

Как подготовиться?

Большое количество заданий предполагает грамотное распределение времени на их решение. В этом состоит одна из основных трудностей данной дисциплины. Школьникам сложно настроить себя на прохождение теста в стрессовых условиях, а количество вопросов способно вызвать панику даже у отлично подготовленного ученика. Чтобы решить эту проблему и успешно подготовиться к сдаче данного предмета, следует проработать демо-версию тестирования.

Материалы, которые вы можете скачать на нашем сайте, полностью соответствуют реальной экзаменации по своей сложности, редакции и структуре. Грамотная и планомерная подготовка к ЕГЭ по истории даст вам возможность не тратить драгоценное время экзамена на изучение инструкций к билету и сразу настроит на верную трактовку вопросов.


Описание Ливонской войны

Ливонская война (1558–1583 гг.) — война Русского царства против Ливонского ордена, Польско-Литовского государства, Швеции и Дании за гегемонию в Прибалтике.

Основные события (Ливонская война — кратко)

Причины : Выход к Балтийскому морю. Враждебная политика Ливонского ордена.

Повод : Отказ ордена платить дань за Юрьев (Дерпт).

Первый этап (1558-1561 гг.) : Взятие Нарвы, Юрьева, Феллина, пленение магистра Фюрстенберга, Ливонский орден как военная сила практически прекратил свое существование.

Второй этап (1562-1577 гг) : Вступление в войну Речи Посполитой (с 1569 г.) и Швеции. Взятие Полоцка (1563 г.). Поражение на р. Уле и под Оршей (1564 г.). Взятие Вейсенштайна (1575 г.) и Вендена (1577 г.).

Третий этап (1577-1583 гг.) : Поход Стефана Батория, Падение Полоцка, Великих Лук. Оборона Пскова (18 августа 1581 г. - 4 февраля 1582 г.) Взятие шведами Нарвы, Ивангорода, Копорья.

1582 год – Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой (отказ Ивана Грозного от Ливонии за возврат утраченных русских крепостей).

1583 год – Плюсское перемирие со Швецией (отказ от Эстляндии, уступка Шведам Нарвы, Копорья, Ивангорода, Корелы).

Причины поражения : неверная оценка расстановки сил в Прибалтике, ослабление государства в результате внутренней политики Ивана IV.

Ход Ливонской войны (1558–1583 гг.) (полное описание)

Причины

Для того что бы начать войну были найдены формальные поводы, реальные же причины заключались в геополитической необходимости России в получении выхода к Балтийскому морю, как более удобном для прямых связей с центрами европейских цивилизаций, и в желании участвовать в разделе территории Ливонского ордена, прогрессирующий распад которого становился очевидным, но который, не желая усиления Московской Руси, препятствовал ее внешним контактам.

У России был небольшой отрезок балтийского побережья, от бассейна Невы до Ивангорода. Однако он был стратегически уязвимым, и там не было ни портов, ни развитой инфраструктуры. Иван Грозный надеялся воспользоваться транспортной системой Ливонии. Он считал ее древнерусской вотчиной, которую незаконно захватили крестоносцы.

Силовое решение проблемы предопределило вызывающее поведение самих ливонцев, которые, даже как считают их историки, действовали неблагоразумно. Как повод к обострению отношений послужили массовые погромы православных церквей в Ливонии. Еще тому времени закончился срок перемирия между Москвой и Ливонией (заключенный в 1504 г. как результат русско-литовской войны 1500-1503 гг.). Для его продления русские требовали уплаты юрьевской дани, которую ливонцы были обязаны отдавать еще Ивану III, но за 50 лет так ни разу и не собрали. Признав необходимость ее уплаты, они снова не стали выполнять своих обязательств.

1558 год — русское войско вступило в Ливонию. Так началась Ливонская война. Она длилась 25 лет, став наиболее длительной и одной из самых тяжелых в российской истории.

Первый этап (1558-1561 гг.)

Кроме Ливонии русский царь хотел завоевать восточнославянские земли, которые входили в состав Великого княжества Литовского. 1557 год, ноябрь — он сосредоточил в Новгороде 40-тысячное войско для похода в ливонские земли.

Взятие Нарвы и Сыреньска (1558 год)

В декабре это войско под командованием татарского царевича Шиг-Алея, князя Глинского и других воевод выдвинулась к Пскову. Вспомогательная рать князя Шестунова тем временем начала боевые действия из района Ивангорода в устье реки Нарвы (Наровы). 1558 год, январь — царская армия подступила к Юрьеву (Дерпту), но захватить его не смогла. Потом часть русского войска повернула к Риге, а основные силы направились к Нарве (Ругодиву), где соединились с ратью Шестунова. В боевых действиях наступило затишье. Только гарнизоны Ивангорода и Нарвы обстреливали друг друга. 11 мая русские из Ивангорода атаковали Нарвскую крепость и на следующий день смогли взять ее.

В скором времени после взятия Нарвы русским войскам под командованием воевод Адашева, Заболоцкого и Замыцкого и думного дьяка Воронина было приказано овладеть крепостью Сыреньск. 2 июня полки были под ее стенами. Адашев выставил заслоны на рижской и колыванской дорогах, чтобы не допустить к Сыреньску главные силы ливонцев под командованием магистра Ордена. 5 июня к Адашеву подошло большое подкрепление из Новгорода, что видели осажденные. В тот же день начался артиллерийский обстрел крепости. На следующий день гарнизон сдался.

Взятие Нейгаузена и Дерпта (1558 год)

Из Сыреньска Адашев вернулся в Псков, где сконцентрировалось все русское войско. В середине июня оно взяло крепости Нейгаузен и Дерпт. Весь север Ливонии оказался под русским контролем. Войско Ордена в численном соотношении в несколько раз уступало русским и к тому же было разбросано по отдельным гарнизонам. Оно ничего не могло противопоставить армии царя. До октября 1558 г. русские в Ливонии смогли захватить 20 замков.

Битва при Тирзене

1559 год, январь — русские войска пошли походом на Ригу. Под Тирзеном они разбили ливонскую армию, а под Ригой сожгли ливонский флот. Хотя рижскую крепостью захватить не удалось, были взяты еще 11 ливонских замков.

Перемирие (1559 год)

Магистр Ордена вынужден был заключить перемирие до конца 1559 г. К ноябрю этого года ливонцы смогли навербовать ландскнехтов в Германии и возобновить войну. Но их не переставали преследовать неудачи.

1560 год, январь — рать воеводы Борбошина захватила крепости Мариенбург и Феллин. Ливонский орден как военная сила практически прекратил свое существование.

1561 год — последний магистр Ливонского ордена Кеттлер признал себя вассалом короля Польши и разделил Ливонию между Польшей и Швецией (остров Эзель отошел к Дании). Полякам досталась Лифляндия и Курляндия (герцогом последней стал Кеттлер), шведам - Эстляндия.

Второй этап (1562-1577 гг.)

Польша и Швеция начали требовать отвода русских войск из Ливонии. Иван Грозный не только не стал выполнять это требование, но и вторгся в конце 1562 г. на территорию союзной Польше Литвы. Его армия насчитывала 33 407 человек. Цель похода — хорошо укрепленный Полоцк. 1563 год, 15 февраля — Полоцк, не выдержавший огня 200 русских орудий, капитулировал. Войско Ивана двинулись на Вильну. Литовцы вынуждены были заключить перемирие до 1564 г. После возобновления войны, русские войска заняли почти всю территорию Белоруссии.

Но начавшиеся репрессии против деятелей «избранной рады» - фактического правительства до конца 50-х годов, оказали негативное воздействие на боеспособности русского войска. Многие из воевод и дворян, опасаясь репрессий, предпочитали бежать в Литву. В том же 1564 г. туда перешел один из виднейших воевод князь Андрей Курбский, близкий к входившим в избранную раду братьям Адашевым и опасавшийся за свою жизнь. Последующий опричный террор в еще большей степени ослабил русское войско.

1) Иван Грозный; 2) Стефан Баторий

Образование Речи Посполитой

1569 год — в результате Люблинской унии Польша и Литва образовали единое государство Речь Посполитую (Республику) под началом короля Польши. Теперь на помощь литовской армии пришли польское войско.

1570 год — боевые действия как в Литве, так и в Ливонии активизировались. Для закрепления за собой прибалтийских земель Иван IV решил создать собственный флот. В начале 1570 г. он выдал «жалованную грамоту» на организацию каперского (частного) флота, который действовал от имени русского царя, датчанину Карстену Роде. Роде смог вооружить несколько кораблей, и он нанес существенный урон польской морской торговле. Чтобы иметь надежную военно-морскую базу, русское войско в том же 1570 г. попытались овладеть Ревелем, начав тем самым войну со Швецией. Но город беспрепятственно получал снабжение с моря, и Грозный был вынужден спустя 7 месяцев снять осаду. Русский каперский флот так и не смог стать грозной силой.

Третий этап (1577-1583 гг.)

После 7-и летнего затишья, в 1577 г., 32-тысячная армия Ивана Грозного предприняла новый поход к Ревелю. Но и на этот раз осада города ничего не принесла. Тогда русские войска пошли к Риге, захватив Динабург, Вольмар и еще несколько замков. Но эти успехи не имели решающего значения.

Между тем начала осложняться ситуация на польском фронте. 1575 год — королем Речи Посполитой был избран опытный военачальник, трансильванский князь . Он смог сформировать сильное войско, в которое вошли также немецкие и венгерские наемники. Баторий заключил союз со Швецией, и соединенная польско-шведская армия осенью 1578 г. смогла разгромить 18-ти тысячное русское войско, потерявшее 6 000 человек убитыми и пленными и 17 пушек.

К началу кампании 1579 года Стефан Баторий и Иван IV располагали приблизительно равными по численности главными армиями по 40 000 человек. Грозный после поражения под Венденом не был уверен в своих силах и предложил начать мирные переговоры. Но Баторий это предложение отверг и перешел в наступление на Полоцк. Осенью польские войска осадили город и после месячной осады захватили его. Рати воевод Шеина и Шереметева, посланные на выручку Полоцку, дошли только до крепости Сокол. Они не решились вступать в бой с превосходящими силами противника. В скором времени поляки захватили и Сокол, разбив войска Шереметева и Шеина. У русского царя явно не хватало сил, чтобы успешно воевать сразу на два фронта - в Ливонии и в Литве. После взятия Полоцка поляки взяли несколько городов в Смоленской и Северской земле, а потом возвратились в Литву.

1580 год — Баторием был предпринят большой поход на Русь, он захватил и разорил города Остров, Велиж и Великие Луки. Тогда же шведская армия под началом Понтуса Делагарди взяла город Корелу и восточную часть Карельского перешейка.

1581 год — шведское войско овладело Нарвой, а в следующем году заняли Ивангород, Ям и Копорье. Русские войска были изгнаны из Ливонии. Боевые действия перешли на территорию Руси.

Осада Пскова (18 августа 1581 г. - 4 февраля 1582 г.)

1581 год — 50-ти тысячное польское войско во главе с королем осадило Псков. Это была очень сильная крепость. Город, стоявший на правом, высоком берегу реки Великая при впадении в нее реки Пскова, был обнесен каменной стеной. Она протянулась на 10 км и имела 37 башен и 48 ворот. Однако, со стороны реки Великая, откуда трудно было ожидать нападения неприятеля, стена была деревянной. Под башнями имелись подземные ходы, обеспечивавшие скрытную связь между разными участками обороны. В городе были значительные запасы продовольствия, оружия и боеприпасов.

Русские войска были рассредоточены по многим пунктам, откуда ожидалось вторжение неприятеля. Сам царь со значительным по численности отрядом остановился в Старице, не рискнув идти навстречу шедшему к Пскову польскому войску.

Когда государь узнал о вторжении Стефана Батория, к Пскову было отправлено войско князя Ивана Шуйского, назначенного «большим воеводой». Ему подчинялись 7 других воевод. Все жители Пскова и гарнизон были приведены к присяге, что не сдадут город, а будут драться до конца. Общая численность русского войска, оборонявшего Псков, достигала 25 000 человек и была примерно вдвое меньше численности армии Батория. По приказанию Шуйского, окрестности Пскова опустошили, чтобы неприятель не смог найти там фуража и продовольствия.

Ливонская война 1558-1583. Стефан Баторий под Псковом

18 августа польские войска подошли к городу на расстояние 2–3 пушечных выстрелов. На протяжении недели Баторий вел разведку русских укреплений и только 26 августа отдал приказ своим войскам подступить к городу. Но солдаты в скором времени попали под огонь русских пушек и отступили к реке Череха. Там Баторий устроил укрепленный лагерь.

Поляки начали рыть траншеи и ставить туры, чтобы приблизиться к стенам крепости. В ночь с 4 на 5 сентября они подкатили туры к Покровской и Свиной башням на южном фасе стен и, поставив 20 орудий, с утра 6 сентября стали обстреливать обе башни и 150 м стены между ними. К вечеру 7 сентября башни были сильно повреждены, а в стене образовался пролом шириной 50 м. Однако осажденные успели соорудить против пролома новую деревянную стену.

8 сентября польское войско пошло на штурм. Атакующие смогли захватить обе поврежденные башни. Но выстрелами из большой пушки «Барс», способной посылать ядра на расстояние больше 1 км, занятая поляками Свиная башня была разрушена. Потом ее развалины русские взорвали, подкатив бочки с порохом. Взрыв послужил сигналом к контратаке, которую возглавил сам Шуйский. Поляки не смогли удержать и Покровскую башню - и отступил.

После неудачного штурма Баторий велел вести подкопы, чтобы взорвать стены. Два подкопа русские смогли уничтожить при помощи минных галерей, остальные неприятель так и не смог довести до конца. 24 октября польские батареи начали вести обстрел Пскова из-за реки Великой раскаленными ядрами, чтобы вызвать пожары, но защитники города быстро справлялись с огнем. Спустя 4 дня польский отряд с ломами и кирками подошел к стене со стороны Великой между угловой башней и Покровскими воротами и разрушил подошву стены. Она обрушилась, но оказалось, что за этой стеной есть еще одна стена и ров, которую поляки преодолеть не смогли. Осажденные бросали им на головы камни и горшки с порохом, лили кипяток и смолу.

2 ноября поляки предприняли последний штурм Пскова. На этот раз армия Батория атаковала западную стену. До этого на протяжении 5-ти дней она подвергалась мощному обстрелу и в нескольких местах оказалась разрушеyной. Однако русские встретили противника сильным огнем, и поляки повернули обратно, так и не дойдя до проломов.

К тому времени моральный дух осаждающих заметно упал. Однако и осажденные испытывали немалые трудности. Основные силы русской армии в Старице, Новгороде и Ржеве бездействовали. В Псков попытались прорваться только два отряда стрельцов по 600 человек, но из них больше половины погибло или оказалось в плену.

6 ноября Баторий убрал орудия с батарей, прекратил осадные работы и начал готовиться к зимовке. Вместе с этим он отправил отряды немцев и венгров захватить Псково-Печерский монастырь в 60 км от Пскова, но гарнизон из 300 стрельцов при поддержке монахов успешно отбил два приступа, и неприятель вынужден был отступить.

Стефан Баторий, убедившись, что Псков ему не взять, в ноябре передал командование гетману Замойскому, а сам отправился в Вильну, забрав с собой почти всех наемников. Как результат численность польского войска уменьшилась почти в два раза - до 26 000 человек. Осаждающие страдали от холодов и болезней, росло число умерших и дезертирство.

Итоги и последствия

В этих условиях Баторий согласился на десятилетнее перемирие. Оно было заключено в Яме-Запольском 15 января 1582 г. Русь отказывалась от всех своих завоеваний в Ливонии, а поляки освобождали занятые ими русские города.

1583 год — было подписано Плюсское перемирие со Швецией. К шведам переходили Ям, Копорье и Ивангород. За Русью оставался лишь небольшой участок балтийского побережья в устье Невы. Но в 1590 г. после истечения срока перемирия боевые действия между русскими и шведами возобновились и проходили на этот раз успешно для русских. В результате по Тявзинскому договору о «вечном мире» Русь вернула себе Ям, Копорье, Ивангород и Корельский уезд. Но это было лишь слабым утешением. В целом попытка Ивана IV укрепиться на Балтике потерпела провал.

Вместе с тем острые противоречия между Польшей и Швецией в вопросе контроля над Ливонией облегчали положение русского царя, исключая совместное польско-шведское вторжение на Русь. Ресурсов же одной Польши, как показал опыт похода Батория на Псков, явно недоставало для захвата и удержания значительной территории Московского царства. В то-же время Ливонская война показала, что у Швеции и Польши на востоке появился грозный противник, с которым приходится считаться.

Параллельно внутренней ломке и борьбе с 1558 г. шла у Грозного упорная борьба за балтийский берег. Балтийский вопрос был в то время одной из самых сложных международных проблем. За преобладание на Балтике спорили многие прибалтийские государства, и старание Москвы стать на морском берегу твердой ногой поднимало против "московитов" и Швецию, и Польшу, и Германию. Надобно признать, что Грозный выбрал удачную минуту для вмешательства в борьбу. Ливония, на которую он направил свой удар, представляла в ту пору, по удачному выражению, страну антагонизмов. В ней шла вековая племенная борьба между немцами и аборигенами края – латышами, ливами и эстами. Эта борьба принимала нередко вид острого социального столкновения между пришлыми феодальными господами и крепостной туземной массой. С развитием реформации в Германии религиозное брожение перешло и в Ливонию , подготовляя секуляризацию орденских владений. Наконец, ко всем прочим антагонизмам присоединялся и политический: между властями Ордена и архиепископом рижским была хроническая распря за главенство, а вместе с тем шла постоянная борьба с ними городов за самостоятельность. Ливония, по выражению Бестужева-Рюмина, "представляла собой миниатюрное повторение Империи без объединяющей власти цезаря". Разложение Ливонии не укрылось от Грозного . Москва требовала от Ливонии признания зависимости и грозила завоеванием. Был поднят вопрос о так называемой Юрьевской (Дерптской) дани. Из местного обязательства г. Дерпта платить за что-то великому князю "пошлину" или дань Москва сделала повод к установлению своего патроната над Ливонией, а затем и для войны. В два года (1558–1560) Ливония была разгромлена московскими войсками и распалась. Чтобы не отдаваться ненавистным московитам, Ливония по частям поддалась другим соседям: Лифляндия была присоединена к Литве, Эстляндия – к Швеции, о. Эзель – к Дании, а Курляндия была секуляризирована в ленной зависимости от польского короля. Литва и Швеция потребовали от Грозного, чтобы он очистил их новые владения. Грозный не пожелал, и, таким образом, война Ливонская с 1560 г. переходит в войну Литовскую и Шведскую.

Эта война затянулась надолго. Вначале Грозный имел большой успех в Литве: в 1563 г. он взял Полоцк, и его войска доходили до самой Вильны . В 1565–1566 гг. Литва готова была на почетный для Грозного мир и уступала Москве все ее приобретения. Но земский собор 1566 г. высказался за продолжение войны с целью дальнейших земельных приобретений: желали всей Ливонии и Полоцкого повета к г. Полоцку. Война продолжалась вяло. Со смертью последнего Ягеллона (1572), когда Москва и Литва были в перемирии, возникла даже кандидатура Грозного на престол Литвы и Польши, объединенных в Речь Посполитую. Но кандидатура эта не имела удачи: избран был сперва Генрих Валуа, а затем (1576) – семиградский князь Стефан Баторий (по-московски "Обатур"). С появлением Батория картина войны изменилась. Литва из обороны перешла в наступление. Баторий взял у Грозного Полоцк (1579), затем Великие Луки (1580) и, внеся войну в пределы Московского государства, осадил Псков (1581) . Грозный был побежден не потому только, что Баторий имел воинский талант и хорошее войско, но и потому еще, что к данному времени у Грозного иссякли средства ведения войны. Вследствие внутреннего кризиса, поразившего в то время Московское государство и общество, страна, по современному выражению, "в пустошь изнурилась и в запустение пришла". О свойствах и значении этого кризиса будет речь ниже; теперь же заметим, что тот же недостаток сил и средств парализовал успех Грозного и против шведов в Эстляндии.

Осада Пскова Стефаном Баторием в 1581 году. Картина Карла Брюллова, 1843

Неудача Батория под Псковом, который геройски защищался, дозволила Грозному, при посредстве папского посла иезуита Поссевина (Antonius Possevinus), начать переговоры о мире. В 1582 г. был заключен мир (точнее, перемирие на 10 лет) с Баторием, которому Грозный уступил все свои завоевания в Лифляндии и Литве, а в 1583 г. Грозный помирился и со Швецией на том, что уступил ей Эстляндию и сверх того свои земли от Наровы до Ладожского озера по берегу Финского залива (Иван-город, Ям, Копорье, Орешек, Корелу). Таким образом борьба, тянувшаяся четверть века, окончилась полной неудачей. Причины неудачи находятся, конечно, в несоответствии сил Москвы с поставленной Грозным целью. Но это несоответствие обнаружилось позднее, чем Грозный начал борьбу: Москва стала клониться к упадку только с 70-х годов XVI в. До тех же пор ее силы казались громадными не только московским патриотам, но и врагам Москвы. Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье, появление русских войск у Рижского и Финского заливов и наемных московских каперских судов на Балтийских водах поразило среднюю Европу. В Германии "московиты" представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листков и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допускать ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать ее политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного, и серьезный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять ее за объективный исторический источник.

К тому, что сказано о политике Грозного и событиях его времени, необходимо прибавить упоминание о весьма известном факте появления английских кораблей в устьях С. Двины и о начале торговых сношений с Англией (1553–1554), а также о завоевании Сибирского царства отрядом строгановских казаков с Ермаком во главе (1582–1584). И то и другое для Грозного было случайностью; но и тем и другим московское правительство сумело воспользоваться. В 1584 г. на устьях С. Двины был устроен Архангельск, как морской порт для ярмарочного торга с англичанами, и англичанам была открыта возможность торговых операций на всем русском севере, который они очень быстро и отчетливо изучили. В те же годы началось занятие Западной Сибири уже силами правительства, а не одних Строгановых, а в Сибири были поставлены многие города со "стольным" Тобольском во главе.

Загрузка...