domvpavlino.ru

Марки и карикатуры по истории егэ

Для подготовки можно использовать любой действующий комплект учебников для школы, имеющих рекомендательный гриф Минобрнауки России

Литература для подготовки:

1. История России. Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: Проспект, 2014
2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. История России 1682–1861. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М., 1996.
3. Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.) М.: МГУ, 1999. - 391 с.
4. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций. М., 1998 [М., 1999; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2001]. – 399 с.
5. История России XIX- начала XX века/ Под ред. В. А. Федорова: Учебник - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 752 с. - (Классический университетский учебник).
6. Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. 6-е изд., исправленное и дополненное. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 506 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник. Под ред. Б.Н. Флори. М. 2010.
8. Моряков В.И. История России IX–XVIII вв. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; Эксмо, 1994. - 448 с.
9. Россия при Петре I; Россия при преемниках Петра // История России XVIII–XIX веков: Учебное пособие. Под ред. акад. Л.В. Милова. М.: Эксмо, 2006. 20 п.л.
10. Милов Л.В. Отв. ред.: История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / под ред. акад. Л.В. Милова. В 3-х т. / М.: Эксмо, 2006. 147 п.л.

  • Том 1. История России с древнейших времен до конца XVII века.
  • Том 2. История России XVIII–XIX веков.
  • Том 3. История России ХХ - начала XXI веков.

11. История современной России. 1985-1994. М., «Терра»,1995
12. А.Г.Голиков, Т.А.Круглова. Методика работы с историческими источниками. Под редакцией проф. А.Г.Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
13. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1: Древняя Русь – эпоха Екатерины II / Т.В.Черникова; под общ. ред. В.И.Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2009.
14. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 2: Российская империя в XIX – начале XX века / Я.В.Вишняков; под общ. ред. В.И.Уколовой;МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИМО-Университет, 2009.
15. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 3: Двадцатый век: 1914-1991 гг. В 2-х кн. Кн. 1 / М.Ю.Мягков, О.Г.Обичкин; под общ. ред. В.И. Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2012.
16. Айрапетов, О.Р. Внешняя политика Российской империи 1801-1914 гг. М.2006.
17. Борисов, Н.С. Иван III (серия «ЖЗЛ») М., Молодая гвардия,2006
18. Вдовин, А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. 2-е изд. М., 2014.
19. Захарова, Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011.
20. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А. А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004.
21. Павленко, Н.И. Петр I. - М.: Мол. гвардия, 2000. - 428 с
22. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М.,1982
23. Скрынников, Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М.: Мысль, 1981
24. Флоря, Б.Н. Иван Грозный. - Изд. 3-е. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 482 с.
25. Уколова В. И. История Древнего мира. Книга для чтения М.: РОСМЭН, 2004.
26. Данилевский И. Н. Русь древняя и средневековая: Экспериментальное учеб. пособие. М., 1996 .
27. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. Экспериментальное учебное пособие для старших классов. М., 1994. 2-е изд.: М., 1996.
28. Немировский А. И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античность: история и культура: Пособие для учащихся ст. классов общеобразов. учреждений. В 2-х т. М.: Аспект Пресс, 1994. 4-е изд. М.: ТЕРРА, 1999.

Интернет ресурсы.

История России:

1. Проект «ХРОНОС »
2. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы
3. Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
4. История Военного Дела : исследования и источники
5. Материалы русской истории
6. «История России XIX век »
8. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов
9. Раздел Блога школьного

Задания В 12 – В13

Оформление черно – белое,

как в КИМах.


  • Умение сопоставлять определенные исторические эпохи и их лидеров;
  • Определить стиль, направления в живописи, архитектуре, скульптуре и знать авторов;
  • Уметь интерпретировать художественные метафоры плаката;
  • Применять исторические знания на практике

Суть задания:

  • Соотнести время создания памятника культуры (изображение в В12) с одним из 4 изображений в В13;
  • Соотнести время события, изображенного на фото (рисунке, плакате…) или время человека, имеющего отношение к данному изображению (автор, правитель) с одним из 4 изображений в В13

Какие суждения… (о картине, плакате, фото…) являются верными? Выберите 2 суждения из 5 предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России. 2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин. 3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте. 4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо. 5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.


Кто из представленных ниже русских поэтов был современником войны, в память о которой установлен изображённый обелиск?


1) Марка выпущена в период президентства Б. Н. Ельцина. 2) Памятник, изображённый на марке, находится в городе, стоящем на реке Волхов. 3) Автор памятника, изображённого на марке - скульптор М. О. Микешин. 4) Правитель, имя которого написано на марке, объединил под своей властью Киев и Новгород. 5) Один из исторических деятелей, чьи изображения представлены на памятнике, - С. Т. Разин.


Какой из памятников, изображённых ниже, был создан в то же царствование, что и изображённый памятник на марке.


1) в настоящее время данный портрет хранится в Эрмитаже 2) на фотографии изображена парсуна царя Ивана Грозного 3) данное изображение выполняло роль иконы в одном из кремлёвских храмов 4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVII в. 5) портретная живопись в форме парсун просуществовала в России до XIX в.


Какой из храмов был создан в тот век, когда в России правил царь, изображенный на портрете?


1)Исторический деятель, изображенный на монете, погиб в походе, которому она посвящена.

2) Поход, которому посвящена монета, был начат при первом царе из династии Романовых.

3) Современником исторического деятеля, изображённого на монете, был русский первопечатник Иван Фёдоров.

4)В результате похода, которому посвящена монета, к России была

присоединена Восточная Сибирь.

5)Поход, которому посвящена монета, описан в произведении Афанасия Никитина «Хождение за три моря».



1) изображённое здание выстроено в стиле классицизма 2) архитектор здания - А.Н. Воронихин 3) история здания связана с историей дореволюционных Государственных дум 4) здание было построено в ХIХ в.

5) здание находится в Москве


Кто из изображённых правителей России был заказчиком этого дворца?


1 . скульптура создана в годы правления Петра I

2. свое название памятник получил благодаря одноименной поэме А.С.Пушкина

3. памятник установлен в Москве

5. постаментом для скульптуры стал природный камень, найденный в окрестностях города


Какое из зданий, представленных ниже, было построено в том же веке, в котором была создана данная скульптура?


1. мозаика создана в период расцвета Киевской Руси

2.мозаика находится в храме Покрова на Нерли

3. мозаика передает образ Богоматери, наиболее почитаемый на Руси

5. мозаика не сохранилась до наших дней


Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная мозаика?


1. книга выпущена в период опричнины

2. книга считается первым печатным изданием на Руси

3. книга выпущена первопечатником Иваном Федоровым

4. это издание напечатано в Санкт – Петербурге

5. книга рассказывала о правилах поведения в быту


Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная книга?


1. картина посвящена событиям, связанным с первым периодом освободительного движения в России;

2. картина посвящена революционным событиям 1905-1907гг.;

3. картина отражает один из эпизодов массовое движение демократической молодёжи в деревню 1870-е гг.;

4. картина «Большевик» написана художником Б. М. Кустодиевым, находится в Государственной Третьяковской галерее (Москва);

5. картина написана русским художником И. Е. Репиным во второй половине XIX века.


Какой из памятников, представленных ниже, был сооружен в годы правления страной того же императора, при котором было массовое стихийное явление с целью изучению народа и пропаганды социалистических идей?


  • В 21 веке гонения на церковь продолжаются
  • Плакаты отражают светский характер государства
  • Плакаты относятся к20-м – 30 –м годам 20 века
  • Новая волна борьбы с религией приходится на 80 е годы 20 века
  • Плакаты относятся к 90-м годам 20 века

Какой из соборов был снесен в те же годы, к которым относятся выше названные плакаты?


1)скульптура была демонтирована в первой половине 20 века

3) Скульптура находится в Санкт- Петербурге

4) Скульптура изображает Екатерину 2 и государственных деятелей ее эпохи


Какое из зданий было создано в тот же период, что и скульптура


1) Данный почтовой блок выпущен в конце 1970-х гг. 2) Кампания, годовщине которой посвящён данный почтовый блок, была изначально нацелена, в основном, на увеличение производства кукурузы. 3) Автором книги о кампании, годовщине которой посвящён данный почтовый блок (обложка книги изображена в левой части почтового блока), был руководитель СССР. 4) Кампания, годовщине которой посвящён данный почтовый блок, с самого начала не давала никакого экономического эффекта. 5) Кампания, годовщине которой посвящён данный почтовый блок, проходила в центрально-нечернозёмных областях РСФСР.



1) События, которым посвящена карикатура, произошли после Второй мировой войны.

2) Одну из стран на карикатуре символизирует богиня Афродита.

3) В военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, в настоящее время входят некоторые страны, ранее бывшие союзными республиками в составе СССР.

4)Военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, был создан в ответ на создание ОВД.

5) Европейская страна, символически изображённая на карикатуре, долгое время входила в состав Российской империи.






Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в том же веке, когда произошло событие, которому посвящена марка.


Какие суждения о данной марке являются верными? 1) Событие, в честь юбилея которого выпущена данная марка, произошло в эпоху дворцовых переворотов. 2) Исторический деятель, имя которого указано на марке, принимал участие в создании учебного заведения, изображённого на марке. 3) Учебное заведение, юбилею которого посвящён выпуск данной марки, основано в городе, вошедшем в состав России в XVII в. 4) Здание, изображённое на почтовой марке, – памятник архитектуры эпохи классицизма. 5) Данная марка выпущена в годы «холодной войны».


Укажите памятник архитектуры, возведённый в память о присоединении к Российскому государству города, в котором находится учебное заведение, изображённое на марке.

XX век

1.

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны

2) в настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге

3) на скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР

5) скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства

Пояснение.

Скульптура «Рабочий и колхозница» была создана В. И. Мухиной в 1937 г. и символизировала единство рабочего класса и крестьянства. На гербе СССР изображены серп и молот - символы рабочего класса и крестьянства. Эти орудия труда изображены и на скульптуре.

Ответ: 35

2. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Фотография была сделана в первые годы советской власти (1917-1920 гг.).

2) Экономическая политика, проводившая в это время, - нэп.

3) Для изъятия хлеба у крестьян создавались продотряды.

4) Крестьяне добровольно сдают хлеб.

5) Продотряды являлись частями Красной армии.

Пояснение.

Фотография посвящена событиям первых лет советской власти (1917-1920), когда проходила конфискация, национализация земли, установление продовольственной диктатуры по изъятию излишков хлеба у кулака. О чем свидельствует надпись на плакате.

Ответ: 13

3. Рассмотрите изображение и выполните задания

Какие суждения о данном монументе являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Название монумента - «Победа».

2) Этот монумент стоит в Севастополе.

3) Название кургана, на котором стоит монумент, - Малахов курган.

4) Этот монумент посвящен событиям Великой Отечественной войны.

Пояснение.

Под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане в Волгограде воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (1959-1967).

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента - «Родина-мать зовет!». Памятник посвящен героям Великой Отечественной войны.

Ответ: 45

4. Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о событиях, процессах отечественной истории, которым посвящена данная почтовая марка, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Марка посвящена событиям времен новой экономической политики.

2) Главной целью развития экономики в конце 1920-х гг. было создание парка сельскохозяйственных тракторов.

3) Обозначенный на марке призыв относится к первой пятилетке.

4) Руководителем страны в это время был И. В. Сталин.

5) В результате осуществления экономической политики СССР стал самой мощной индустриальной державой мира.

Пояснение.

Марка посвящена первой пятилетке, можно определить по лозунгу на ней. Руководил страной в это время Сталин. СССР вышел на второе место в мире объемам промышленного производства.

Ответ: 34

5. Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Руководителем страны в период создания данного плаката был Л. И. Брежнев.

2) Плакат носит сатирический характер.

3) Явление, которому посвящён плакат, связано с понятием «Великий перелом».

4) Плакат призван был пробуждать трудовой энтузиазм у советских людей.

5) Плакат относится к 1960-м гг.

Пояснение.

Лозунг «пятилетку в четыре года», его видно на плакате, был введен в годы индустриализации страны в 30-ее гг. XX в

правильный ответ:34.

Ответ: 34

6.

1) Карикатура посвящена событиям конца 1920–1930-х гг.

2) Карикатура посвящена событиям, происходившим в рамках борьбы И. В. Сталина с «троцкистской оппозицией».

4) Политический деятель, изображённый на карикатуре, занимал пост Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

5) Политический деятель, изображённый на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н. С. Хрущёва в 1964 г.

Пояснение.

1) Карикатура посвящена событиям конца 1920–1930-х гг. ДА, верно.

2) Карикатура посвящена событиям, происходившим в рамках борьбы И. В. Сталина с «троцкистской оппозицией». НЕТ. троцкистскую оппозицию уже разгромили.

4) Политический деятель, изображённый на карикатуре, занимал пост Председателя Совета Народных Комиссаров СССР. ДА, верно.

5) Политический деятель, изображённый на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н. С. Хрущёва в 1964 г. НЕТ.

Ответ: 14

20. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) События, которым посвящена карикатура, произошли после Второй мировой войны.

2) Одну из стран на карикатуре символизирует богиня Афродита.

3) В военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, в настоящее время входят некоторые страны, ранее бывшие союзными республиками в составе СССР.

4) Военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, был создан в ответ на создание Организации Варшавского договора.

5) Европейская страна, символически изображённая на карикатуре, долгое время входила в состав Российской империи.

Пояснение.

Карикатура посвящена вступлению Греции в НАТО в 1952 г.

1) События, которым посвящена карикатура, произошли после Второй мировой войны. ДА, верно.

2) Одну из стран на карикатуре символизирует богиня Афродита.НЕТ, неверно. Это богиня Афина.

3) В военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, в настоящее время входят некоторые страны, ранее бывшие союзными республиками в составе СССР. ДА, верно.

4) Военный блок, деятельности которого посвящена данная карикатура, был создан в ответ на создание Организации Варшавского договора.НЕТ. неверно. НАТО создали раньше.

5) Европейская страна, символически изображённая на карикатуре, долгое время входила в состав Российской империи.НЕТ, неверно. Греция никогда не входила в состав Российской империи.

Ответ: 13

7. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Исторический деятель, изображенный на монете, погиб в походе, которому она посвящена.

2) Поход, которому посвящена монета, был начат при первом царе из династии Романовых.

3) Современником исторического деятеля, изображённого на монете, был русский первопечатник Иван Фёдоров.

4) В результате похода, которому посвящена монета, к России была присоединена Восточная Сибирь.

5) Поход, которому посвящена монета, описан в произведении Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

Пояснение.

1) Исторический деятель, изображенный на монете, погиб в походе, которому она посвящена. ДА, верно.

2) Поход, которому посвящена монета, был начат при первом царе из династии Романовых. НЕТ, неверно поход Ермака был при Иване Грозном.

3) Современником исторического деятеля, изображённого на монете, был русский первопечатник Иван Фёдоров. ДА, верно.

4) В результате похода, которому посвящена монета, к России была присоединена Восточная Сибирь. НЕТ. неверно.

5) Поход, которому посвящена монета, описан в произведении Афанасия Никитина «Хождение за три моря». НЕТ, неверно.

Ответ: 13

8. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите 2 суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из последствий Первой мировой войны стал распад империи, которой посвящена данная карикатура.

2) Россия никогда не подписывала международных договоров с империей, которой посвящена карикатура.

3) Империя, которой посвящена карикатура, входила в Антанту.

4) Во время Первой мировой войны русской армии удалось временно захватить часть территории империи, которой посвящена карикатура.

5) В состав империи, которой посвящена карикатура, входила Пруссия.

Пояснение.

1) Одним из последствий Первой мировой войны стал распад империи, которой посвящена данная карикатура. ДА, верно. австрийская империя распалась в результате Первой мировой войны.

2) Россия никогда не подписывала международных договоров с империей, которой посвящена карикатура. НЕТ, неверно. «Союз трех императоров».

3) Империя, которой посвящена карикатура, входила в Антанту. НЕТ. неверно. Она входила в Тройственный союз.

4) Во время Первой мировой войны русской армии удалось временно захватить часть территории империи, которой посвящена карикатура. ДА, верно. В ходе брусиловского прорыва.

5) В состав империи, которой посвящена карикатура, входила Пруссия. НЕТ. неверно. Пруссия входила в состав Германской империи.

Ответ: 14

Загрузка...