domvpavlino.ru

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении. Методическая служба школы Что такое методическая служба в оу

Бубенчикова Нина Николаевна
Учебное заведение: МКУ ДО Краснозерского района Дом детского творчества
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-08-08 Статья «Методическая служба и дошкольные образовательные организации: содержание и формы работы Бубенчикова Нина Николаевна МКУ ДО Краснозерского района Дом детского творчества В данной статье описаны формы и методы работы с педагогами ДОУ по повышению их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Просмотреть свитедельство о публикации


Статья «Методическая служба и дошкольные образовательные организации: содержание и формы работы

Аннотация

В описании опыта работы системно отражены новые подходы к организации деятельности муниципальной методической службы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Особое внимание уделено проблеме развития профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров дошкольных учреждений района в процессе освоения ФГОС ДО.

Расширять свои знания можно только тогда,

когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.

К.Д. Ушинский

Есть среди педагогических профессий особая — это профессия методиста. Методист – педагог–профессионал, учитель учителей. Его миссия — взращивание педагога, сопровождение на длинной дистанции становления от новичка до мастера – профессионала, это бескорыстное служение образованию. Без внутреннего принятия этих смыслов нельзя стать настоящим методистом, ваятелем нового поколения педагогов.

Муниципальная методическая служба (далее ММС) – организационная структура в муниципальной системе образования, объединяющая субъектов образовательной деятельности и реализующая функции их методической поддержки, сопровождения в целях обеспечения новых образовательных результатов. Её цель – создание условий для повышения профессионально-личностного саморазвития педагога, готовности к инновациям, созданию индивидуально-авторской педагогической или методической системы. Соответственно основная цель методической работы , осуществляемой нами, методистами – обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инноваций (ФГОС – это инновация) через создание системы непрерывного профессионального развития в контексте профессионального стандарта «Педагог». Профессиональное развитие педагога – предмет деятельности методических служб всех уровней, ибо так пишут и говорят все, начиная с академика М.Поташника, который остро заметил: «С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, новые стандарты осилить невозможно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры». Это же можно отнести и к педагогам дошкольных учреждений. Принятый ФГОС ДО радикально поменял статус педагога, его образовательные функции, требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Соответственно существенно выросла значимость и роль методической службы в системе непрерывного образования педагогических и руководящих кадров. В аспекте последних документов основные направления деятельности ММС обозначены достаточно четко. В них выделены те направления, по которым мы уже работали (аналитическое, консультативное, информационное, организационно – методическое) и определены новые современные. Это: научное обеспечение развития системы образования и информационно-технологическое обеспечение. Выделены основные функции ММС и нашей методической деятельности — обучающая, консультативная, экспертная, проектировочная, информационная, исследовательская и внедренческая. Средствами профессионального развития педагога являются: обучение, общение, самообразование и практика. Эти источники квалификации педагога представляют собой замкнутый цикл (см. Приложение 1, рисунок 1 ). Методическая служба – это система. Понятие «система» означает, что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий как он ни был велик, образует систему. Система имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла бы дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности. Это объясняет причину какой-либо эффективности методической работы в районе, дошкольном образовательном учреждении, когда мероприятий проводится много, а профессионального роста как не было, так и нет. Чтобы включить эти средства в формирование новых компетенций педагога, надо, прежде всего, преодолеть внутреннее сопротивление педагогов по принятию новых смыслов педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС. Суть их проста.

1. Главный субъект деятельности – это ребенок.

2. Акцент сделан на развитие ребенка, его самости, реализации «Я – концепция», обеспечение индивидуального максимума развития.

3. Образовательный процесс (деятельность) строится не в логике образовательного процесса, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребёнка, что повышает его мотивацию в познании.

4. Результат деятельности – ребенок, человек. Мир детства находится в процессе качественных изменений, в нём изменились ценностные ориентации.

5. Проектная и исследовательская деятельность заявлены как норма, как обязательный компонент в реализации системно-деятельностного подхода и организации образовательной деятельности.

6. Каждому педагогу необходимо изменить ролевой репертуар и философски определить свою позицию.

Ориентиры, смыслы профессиональной деятельности определены во многих документах, они требуют качественных изменений в деятельности ММС, прежде всего в целеполагании. На первоначальном этапе определения целей на основе диагностике, мы продумываем такие нужные для деятельности современной методической службы, как методическое сопровождение, методическое обеспечение. Важная задача — создание мотивационного поля развития, как педагогических коллективов, так и индивидуального развития педагога. Анализируя кадровый состав педагогов ДОУ и их отношение к новациям (в данном случае ФГОС ДО), мы наблюдаем на практике ту картину, которую констатируют многие выдающиеся учёные, педагоги и психологи. Это достаточно разноречивые представления по отношению к ФГОС (25% педагогов положительно реагируют, ещё 15% безразличны к его введению, а 60% относятся отрицательно). К тому же ещё по данным проведённого анкетирования наблюдается низкая мотивация, невладение личностно-ориентированными технологиями, неадекватная самооценка, низкий уровень профессиональной рефлексии, и, может быть, самое главное и нужное – неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития. Результаты исследования дали возможность обозначить тенденции изменения деятельности «ИМЦ». Обновление нашей методической службы в данном случае вылилось в разработку программы «Создание новой модели муниципальной методической службы в условиях модернизации дошкольного образования». Главная её цель — создание единого методического пространства как открытой развивающейся образовательной системы, обеспечивающей непрерывное развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров ДОУ в рамках повышения качества образования, направленного на индивидуализацию в развитии личности ребенка дошкольника; позиционирование ДОУ на муниципальном и региональном уровнях. Была сформирована сетевая модель функционирования ММС для работы с педагогами дошкольных учреждений. Под сетевой деятельностью мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для совместного изучения, взаимообучения, обмена опытом, проектирования, разработки и внедрения форм, методов и технологий обучения и воспитания дошкольников. Новизна данной модели состоит, во-первых, в создании более широкого спектра методических услуг, предназначенных для педагогических и управленческих кадров, во-вторых, в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы педагогами ДОУ. Приоритетным направлением в содержании организационно-методического и информационного сопровождения педагогов ДОУ является выстраивание тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов. Передача знаний, умений и компетенций происходит по схеме: методист ММС — педагог-тьютор — педагоги ДОУ — ребенок. Где тьютор – это наставник, способный обеспечить методологическое сопровождение педагога и стимулирующий его профессиональный рост на основе индивидуальных образовательных потребностей. В качестве тьюторов привлекаются методисты ДОУ и «педагоги-мастера», т.е. имеющие высшую или первую квалификационную категории и обладающие позитивным опытом работы, инновационным потенциалом и достаточно высоким уровнем информационной компетентности. У каждого ИМЦ есть своя стратегия управления введением инноваций. Мы отразили нашу в проекте «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО в практику работы ДОУ района». В рамках его реализации был разработан план мероприятий по введению ФГОС, ориентированный на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование его опыта практической деятельности. В нем мы постарались системно выстроить способы, принципы, содержание, формы и методы работы с педагогическими кадрами ДОУ района. Что это означает на практике? Система дошкольного образования Краснозерского района объединяет сегодня 28 дошкольных образовательных учреждения разных видов, в том числе:

¾ 27 детских садов, реализующих общеразвивающие программы;

¾ 1 детский сад комбинированного вида.

В данную систему входят и 4 дошкольные группы, работающие на базе общеобразовательных школ. Следует отметить и то, что основная часть функционирующих в Краснозерском районе дошкольных образовательных учреждений — это малокомплектные (одно — и двухгрупповые) детские сады. Поэтому при отборе оптимального содержания деятельности методической службы мы исходим, прежде всего, из выявленных профессиональных требований и потребностей педагогов. Для этого проводим системно – целевые собеседования, опросы, анкетирования. Результаты выполненных диагностических исследований дают нам возможность в более полном объёме узнать потенциальные образовательные ресурсы каждого педагогического коллектива и почти каждого педагога. Как следствие – более адресно прогнозировать, планировать и осуществлять деятельность методической службы. Образование, аттестация и курсовая подготовка педагогов — это необходимые факторы, которые нужно учитывать в процессе изучения и внедрения ФГОС ДО. План мероприятий реализовывался поэтапно через деятельность районного методического совета, инициативных (тьюторских) групп (на базе «пилотных» д/с), РМО, организованных для всех категорий педагогов и специалистов ДОУ и создающих уникальную образовательную среду, способную стать полем проявления творческой активности педагогов. Ид ѐ т развитие новых форм методической работы, в рамках которых осуществляется активное вовлечение педагогов в творческую исследовательски-педагогическую деятельность с интенсивным освоением инновационных педагогических способов, что способствует решению нашей цели – изменению профессиональных позиций педагога. К примеру, неоспоримую пользу и неподдельный интерес у творчески работающих педагогов района вызывает в наши дни проведение РМО в форме деловой игры – ярмарки «Есть идея» на наиболее актуальную для всех тему. В нашем случае это была тема «Выбор оптимального варианта педагогической работы с детьми разного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования». Действительно, специфика содержания работы педагога малокомплектного дошкольного учреждения в разновозрастных группах требует от него наличия особых умений и знаний, касающихся умелого сочетания самых общих требований современной педагогики с конкретными условиями пребывания в одной группе детей разного возраста. Но не у всех педагогов это сразу получается на практике. Поэтому в своей методической работе мы часто используем игровое моделирование, в рамках которого и осуществляем вариативное проигрывание различных способов поведения педагога в той или иной конкретной ситуации. В рамках сетевой деятельности объединяла педагогов в тьюторскую группу на базе «пилотного» детского сада для разработки проектов современной модели развития педагогов и учреждений. Так, например разработанный нами проект «Модель ДОУ с интеллектуальным компонентом развития ребёнка дошкольника» в 2016г. был отмечен серебряной медалью Международной заочной выставки методических материалов “ METNODICE ”.

Мы активно используем и одну из наиболее перспективных форм организации методической работы — это мастер-класс, который проводим в два этапа: демонстрация опыта практической работы с детьми и методическая коммуникация с педагогами с целью трансляции творческого педагогического опыта в рамках ежегодных профессиональных конкурсов «Педагог ДОУ», «Педагог – профессионал», «Педагогический дебют», «Воспитатель – года». Особо подчеркну, что нам сегодня важно не только продемонстрировать саму инновационную творческую работу педагога с детьми, но и профессионально обсудить полученные результаты, осмыслить способы их достижения. В ходе обсуждения обычно все участники мастер-класса активно высказывают свои мнения, задают вопросы, а иногда даже спорят. Традиционным стало и проведение ежегодных образовательных выставок профессионального мастерства педагогов ДОУ («Панорама педагогических идей», «Детские творческо – исследовательские проекты», «Территория ФГОС» и др.) – это уже достаточно сложившаяся в районе система, способствующая раскрытию творческого потенциала педагогов, повышению их профессиональной компетенции, объединению воспитателей разных дошкольных учреждений для решения актуальных, интересующих их проблем. В их подготовке и проведении нам оказало неоценимую помощь сетевое сотрудничество с «Центром непрерывного бизнес образования» (дир.Б.П. Черник).

В методической работе важна сегодня и организационно-управленческая сторона. Так, в соответствии со штатным расписанием в малокомплектном дошкольном учреждении, как правило, работают два воспитателя на 1,5 ставки. Мы обычно рекомендуем руководителю составлять график работы так, чтобы каждый педагог занимался с детьми по определенной программе согласно единому расписанию. Такая, условно говоря, «предметно – программная специализация» педагогов наиболее целесообразна уже потому, что воспитатели, как правило, имеют неодинаковую предметную подготовленность и неодинаковую личностную предрасположенность к разным видам деятельности. Такие диагностические ориентированные пути, формы и способы методической работы помогают и начинающему, и опытному педагогу эффективно осваивать как наиболее общие педагогические принципы, так и вариативные методико-технологические схемы проведения игр-занятий, определить для себя наиболее приемлемый уровень творческого совершенствования различных видов деятельности. Результаты срезового диагностического исследования обобщались и выносились на обсуждение на совещания руководителей и семинары педагогов района. В итоге мы могли более адресно планировать механизмы повышения квалификации, используя сетевое взаимодействие с кафедрами ТимДО и коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКИПРО; проводить обобщение творческого педагогического опыта; организовывать индивидуальную работу в рамках работы консультационного клуба; определять способы удовлетворения потребностей в самообразовании педагогов и др.

Крайне сложно определить критерии и показатели эффективности МС, они неотделимы от результативности и эффективности муниципальной системы образования, и все же главная оценка – педагог-личность нового времени. Эскизно представленная в опыте работы система мер по обновлению деятельности ММС с педагогами ДОУ района по введению ФГОС дошкольного образования отвечает требованиям времени, выступая важнейшим фактором обеспечения непрерывного профессионального роста педагогов. Основными результатами деятельности можно считать следующие:

¾ Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий.

¾ Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС ДО, готовность к овладению новыми педтехнологиями.

¾ Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации, диссеминации педагогического опыта.

¾ Возрождена традиция наставничества в ходе реализации проекта «Формула содружества» по работе с молодыми и начинающими педагогами района, разработанного муниципальной методической службой в содружестве с районной профсоюзной организацией и общественной организацией «Федерации профсоюзов Новосибирской области», выделившей грант на реализацию данного проекта как победителю конкурса проектов в 2015г.

Я считаю, что слова М.М. Поташника о роли педагога в реализации ФГОС «Стандарт требует от каждого учителя осознанного и, главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности. Он позволяет и мотивирует, и понуждает учителя подняться из положения конвейерного работника-специалиста, действующего по обезличенной предметной программе – инструкции, до состояния мастера профессионала, свободного в выборе целей и средств обучения, воспитания и развития каждого реб ѐ нка, профессионального педагога, ограниченного в своей деятельности лишь требованиями своей профессии и законом» особо значимы. Они являются своеобразным ориентиром в дальнейшей деятельности муниципальной методической службы. Перспективами в развитии муниципальной методической службы на принципах сетевого взаимодействия являются освоение новых идей методического консалтинга, экспертных услуг.

. .

Цель: Содействие оптимальному функционированию школы в обеспечении высокого уровня общеобразовательных услуг путем повышения профессионализма, личной ответственности и творческого подхода каждого педагогического работника.

Задачи:

· обеспечение управления научно-методической работой школы;

· обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учетом основных направлений инновационной работы школы;

· научно-методическая поддержка в создании, освоении, внедрении и распространении передового педагогического опыта, нововведений среди педагогов, работающих в инновационном режиме;

· информационное обеспечение образовательного процесса;

· осуществление контрольно-аналитической экспертизы профессионально-педагогической компетентности в рамках аттестации.

Система методической работы по организации непрерывного образования учителей включает следующие компоненты:

· миссию работы с педкадрами, которая играет роль главного ориентира: «Создание условий для организации непрерывной профессиональной подготовки учителей с целью повышения качества и эффективности УВП»;

· программу развития профессионального мастерства;

· перспективный и годовой планы работы.

Определяя содержание повышения квалификации учителей, мы ориентируемся

· на государственную политику в области модернизации образования, которая требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми;

· на приоритетные направления в образовании;

· на необходимость внедрения в образовательный процесс школы идей профилизации и информатизации УВП;

· на качественный состав учителей.

Определение миссии и главных ориентиров помогло разработать модель работы по совершенствованию профессионального мастерства учителей, включающую работу школы профессионального мастерства ,которую подразделяем на:

· школу педагогического мастерства;

· школу совершенствования мастерства;

· школа становления молодого учителя.

Система обучения в этих школах включает в себя четыре взаимодополняющих этапа:

1 этап. Изучение теоретических основ современного инновационного процесса (особое внимание уделяем педтехнологиям, методикам и приемам успешного обучения) осуществляем через систему теоретических семинаров, педсоветов , методических семинаров , проблемных курсов (последние проведены во время каникул специалистами ИПК ПК по обучению работы с интерактивной доской). Для реализации задач данного этапа привлекаем преподавателей пединститута.

2 этап. Отработка теоретических вопросов, первичная апробация в практике тех или иных инноваций профильного обучения осуществляется на уроках, на заседаниях творческих групп . На этом этапе активно работает школа совершенствования педагогического мастерства.


3 этап. Апробация моделей, форм и методов обучения, демонстрация практических умений в использовании современных педтехнологий осуществляется через систему открытых уроков , занятий мастер-класс , конкурсов профессионального мастерства, мероприятий по обобщению опыта. Кроме того, на этом этапе учителя осваивают технологию разработки программ элективных и специальных курсов для решения задач обновления содержания и форм профильного обучения. Здесь активно работают учителя школы педагогического мастерства.

4 этап. Обобщение опыта, анализ проблем и достигнутых результатов, определение дальнейших задач деятельности школы по повышению профессионального мастерства педагогов осуществляется на заседаниях МО, экспертных и итоговых педсоветов.

Стратегия деятельности общешкольного коллектива:

ñ постоянное повышение конкурентоспособности школы;

· ориентация на лучшие мировые достижения в сфере оказания образовательных услуг;

· совершенствование профессионального мастерства коллектива инициатива, творчество, ответственность – как основные составляющие качественного роста каждого;

· рациональное использование ресурсов - залог качества.

· приоритет вопросов качества по всем направлениям деятельности:

· ответственность руководства;

· общие положения, процедуры и разработка программы качества;

· маркетинг образовательных услуг;

· управление педагогическим персоналом;

· управление документацией;

· управление подготовкой выпускников.

Тактика управления деятельностью общешкольного коллектива:

· создание нового элемента информационной среды – научно-образовательного комплекса;

· поэтапный контроль качества профессиональной подготовки учащихся (личностно-деятельностный подход);

· внутренний мониторинг качества работы преподавателей;

· формирование основных профессиональных компетенций;

· повышение личной ответственности школы, руководителей мо за организацию и контроль работы преподавателей;

· совершенствование нормативной, отчетной и планирующей документации, обеспечивающей эффективную деятельность коллектива.

Принципы деятельности:

· Принцип не навреди: бережное, гуманное отношение к себе, к тем людям и вещам, которые нас окружают.

· Принцип подлинной демократии : максимальная возможность для развития инициативы, самодеятельности самоуправления, организация взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления.

· Принцип гармонизации сущностных сил личности ученика, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учетом его индивидуальности, возрастных особенностей и возможностей требует целенаправленной работы по созданию условий для реализации учеником своих потенциалов в разных видах деятельности при достаточно эффективном психолого-педагогическом сопровождении. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

Вариативности выбора способа самореализации в различных видах деятельности;

Обучению способам рефлексии и программирования своего самосовершенствования;

Сочетанию форм работы, учитывающих возрастные особенности;

Постоянной коррекции воздействий на каждого ученика с учетом изменений, происходящих в его здоровье и психике.

Кредо педагогического коллектива школы: качество, креативность (творчество); рациональность, работоспособность; единство; долг, динамика; организованность, образованность.

Прогнозируемые результаты:

1. Адекватность соответствия образовательных программ требованиям социума и стандартов образования.

2. Расширение вариативности образовательных программ.

3. Внедрение современных методов и технологий обучения.

Индикатор достижения результата:

1. Обучение по измененным образовательным программам.

2. Увеличение контингента обучаемых детей и взрослых.

К индивидуальным формам относятся:

Самообразование;

Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

Рефлексия и анализ собственной деятельности;

Накопление и обработка материала по сопутствующим педагогике дисциплинам (наукам): психологии, валеологии, методике преподавания;

Создание собственной папки достижений (портфолио);

Создание методической копилки;

Разработка собственных средств наглядности;

Работа над собственной методической темой, имеющей интерес для педагога;

Разработка собственных диагностических материалов, ведение мониторинга по определенной проблеме;

Подготовка выступления на педсовете по проблеме;

Посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег ;

Персональные консультации;

Собеседование у администрации;

Индивидуальная работа с наставником (наставничество);

Выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методического объединения.

Формы коллективной методической работы:

Работа над единой методической темой;

Педагогическая мастерская;

Теоретические семинары (доклады, сообщения)

Диспуты, дискуссии;

Методические недели;

Конкурсы педагогического мастерства;

Руководство деятельностью методических и инновационных структурных подразделений, созданных в ОУ, а также их взаимодействие между собой;

Руководство взаимодействием ОУ с внешними методическими, научными и инновационными структурами;

Содействие решению проблем финансово-экономического и материально-технического обеспечения инновационно-методической деятельности в образовательном учреждении.

Принципы деятельности инновационно-методического совета ОУ:

Научный подход;

Коллегиальность;

Открытость и гласность;

Плановость;

Конкретность принимаемых решений;

Актуальность обсуждаемых на заседаниях ИМС проблем;

Перспективная нацеленность, прогностичность;

Поощрение инициативы;

Принцип точности, конкретности и ритмичности;

Принцип доминанты (главного звена)

Методическая работа в учреждении образования осуществляется через построение методической службы образовательного учреждения (МСОУ), которая включает в себя ряд структур, участников, условий и процессов.

(см. Приложение 1)

Как видим, вариантов построения структуры методической службы можно создать достаточно много. Учебное заведение, исходя из своих интересов, может варьировать звеньями любой модели и создавать на их основе свою структуру. Главным принципом выбора следует сделать то, насколько выбранная система будет способствовать решению стоящих перед образовательным учреждением задач.

Однако при выборе любой структуры методической службы она не принесет желаемых результатов, если не соблюдать основных принципов и функций управления.

1.6. Функции управления методической работой

Методическая работа, как любая деятельность, не может протекать спонтанно и бессистемно. В основе любой деятельности лежит управление этим процессом. Что же такое «управление образовательным учреждением»?

Обратимся к понятию «управление образовательным учреждением», данному. Управление образовательным учреждением - это «целенаправленный процесс взаимодействия совокупного субъекта управления и объекта управления для перевода объекта в новое качественное состояние, творчески используя социальные законы в конкретных условиях».

Весь процесс управления любой организацией носит цикличный замкнутый характер. Управленческий цикл состоит из трех основных этапов:


Предварительного управления;

Заключительного управления;

Результатом данной цикличности является то, что управленческая деятельность разделяется на ряд взаимосвязанных, но обособленных видов деятельности - функции управления. Приведем несколько определений данного понятия.

Функция управления (от лат.- совершение, исполнение) - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целенаправленности и (или) организованности управляемых объектов.

Функция управления - это определенный вид однородной, регулярно повторяющейся управленческой деятельности, требующей специализации труда в субъекте управления и применения специальных методов и приемов ее осуществления.

В современном образовательном менеджменте выделяют восемь функций:

Прогнозирование;

Планирование;

Организация;

Контроль;

Координация;

Регулирование;

Стимулирование.

Все эти функции управления полностью должны присутствовать в управлении методической работой образовательного учреждения. А правильно их реализовать, подобрать соответствующие средства и методы - это задача квалифицированного менеджера.

Прогнозирование - это сложный процесс, от правильной реализации которого будет зависеть весь дальнейший путь процесса. дает следующее определение педагогического прогнозирования - это «специально организованное комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм воспитательно-образовательной деятельности на разных ступенях образования».

В данном определении четко сформулированы основные задачи прогнозирования:

Формирование и структуризация целей и задач;

Определение возможных траекторий развития;

Выявление динамики развития школы;

Примерный подбор методов и средств по решению конкретных задач. Для проведения корректного процесса прогнозирования необходимо владеть набором специальных научных методов:

Моделирование;

Экстраполяция;

Метод экспертных оценок;

Опрос субъектов деятельности;

Социометрия;

Причинно-следственный метод;

Метод мозгового штурма;

Генетический метод;

Метод исторических аналогий. В чем сущность данных методик.

Моделирование - это процесс имитации будущих процессов в абстрактной форме. Позволяет просмотреть возможные результаты и последствия деятельности.

Экстраполяция - распространение изученных ретроспективных тенденций, наблюдений, выборочных данных на перспективу.

Метод экспертных оценок - основан на достижении согласия в группе экспертов по поводу будущего развития какого-либо объекта или процесса. Причинно-следственный метод - основывается на большом количестве статистических данных.

Метод мозгового штурма - процесс нахождения лучшего решения поставленной проблемы, путем выбора из максимального большого количества предложенных вариантов.

Метод исторических аналогий - основывается на нахождении в историческом прошлом объекта с похожими характеристиками и изучение процесса его развития по определенной проблематике.

Выделяют три вида прогнозов по степени упреждения:

Краткосрочное (2-4 года)

Среднесрочное (5-10 лет)

Долгосрочное (10-20 лет)

В прогнозировании методической работы наиболее распространены краткосрочное и среднесрочное планирование. Долгосрочное планирование слабо применимо из-за высокой мобильности окружающей среды, в общем, и системы образования в частности.

Если задача прогнозирования наметить перспективные цели и задачи методической работы и указать пути их достижения, то планирование ставит конкретные цели и сроки, определяет исполнителей и ответственных. Планирование призвано обеспечить структуризацию процесса работы, выстроить всю технологическую цепочку для достижения целей.

Процесс планирования должен быть строго систематизирован и включать в себя следующие этапы.

Анализ и оценка исходного состояния системы;

Определение главных задач, которые необходимо решить в планируемом периоде;

Спроектировать ожидаемые результаты. Обязательно в количественных и диагностируемых характеристиках;

Подобрать комплекс мер для достижения задач;

Установить сроки и ответственных за реализацию данных мероприятий;

Определить объем и структуру ресурсов необходимых на разных этапах реализации плана.

Результатом планирования должен быть конкретный официальный документ школы, обязательный для выполнения всеми структурами и работниками школы - план. В процессе реализации все остальные действия совершаются в соответствии с этим документом.

В ходе планирования особое внимание рекомендуется уделять целям и результатам. Как было рассмотрено выше, методическая работа это очень многосубъектная, полиструктурная деятельность. Правильно поставив цель для всех объектов методической работы, мы сумеем обосновать и необходимость мероприятий по плану. Формальный подход к формированию целей и задач, приведет к непониманию всего процесса у педагогов, а, следовательно, небрежному и халатному отношению к осуществлению плана. Результаты работы обязательно должны быть измеряемыми. Выбор и определение диагностируемых параметров - залог успешности реализации плана. Планирование в методической работе должно осуществляться не только в общих планах методической работы, но и в индивидуальном планировании самообразования.

Функции планирования и прогнозирования методической работы обязательно должны соответствовать следующим закономерностям:

· единство управления методической службой;

· сочетание централизации и децентрализации в управлении методической службой;

· соотношение управляющей и управляемой систем;

· воздействие общих функций управления на конечный результат.

Эти закономерности определяют требования во всей системе управления методической работой и находят свое отражение в ее принципах:

Принцип научности и аналитического основания. Он предполагает опору в управлении на достижения науки, прежде всего, педагогики, психологии,

дидактики, менеджмента;

Принцип системности управления. Необходимо охватить управлением всю совокупность целостной системы методической деятельности в школе;

Принцип коллегиальности. Все решения принимаются коллегиальным совещательным органом;

Принцип горизонтальной координации. Предусматривает полное взаимодействие с основными, дополнительными учреждениями образования и другими заинтересованными службами;

Внесение изменений в локальные акты;

Изменение установленных сроков, режимов, нормативов работы.

«Надо ли учителям учиться, готовы ли работать над выявленными проблемами?» - большинство учителей ответит положительно. Однако это абсолютно не означает последующего за ним желания учиться, готовности постоянно повышать свою квалификацию, то есть проявлять какую-то активность в этом направлении. Именно как сделать, чтобы слова не расходились с делом - задача функций делегирования и стимулирования.

В основе реализации этих функций лежит необходимость мотивирования педагогических кадров к инновационно-методической работе. Под мотивацией мы будем понимать - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей определенный смысл.

Делегирование - это передача задач и властных полномочий сверху вниз лицу или группе лиц, которые принимают на себя ответственность за их выполнение. Целями делегирования являются:

Освобождение руководителей от решения текущих вопросов и освободить время для решения стратегических задач;

Повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления;

Активизация деятельности объектов методической работы.

Как видим, вариантов стимулирования учителей достаточно много, задача управленца - выбрать к конкретному случаю конкретный стимул.

Глава 2. Практические основы управления методической работой в образовательном учреждении

2.1. Реализация функций управления методической работой в образовательном учреждении

Обновление образования требует и от педагогов, и от руководителей знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов обучения; владения технологией целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной методической системы; развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых педагогических технологий и собственной инновационной, педагогической и методической деятельности в целом. В современной российской реальности оформляется новая концепция отношения к человеку – концепция «управления человеческими ресурсами». В отличие от прежней концепции «учета человеческого фактора», она предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостного существа.

Все это требует от руководителя умений организовывать и совершенствовать инновационно-методическую и экспериментальную работу педагогов на основе дифференцированного и индивидуального подходов, постепенного приобщения учителей к выполнению посильных для них заданий и поручений. Руководитель обязан вооружить педагогов комплексной методикой научного поиска, формировать умения и культуру педагогического исследования, научить отслеживать и описывать процесс и результаты эксперимента по освоению инноваций, умело их использовать в дальнейшей работе.

Управление методической работой в образовательном учреждении включает в себя реализацию следующих функций:

а) анализ осуществления методической и инновационной работы в ОУ;

б) прогнозирование и планирование методической и инновационной работы;

в) организация методической и инновационной деятельности в ОУ;

г) контроль за осуществлением методической и инновационной работы;

д) стимулирование участия работников ОУ в методической и инновационной деятельности;

е) коррекция и координация процесса осуществления методической и инновационной деятельности в образовательном учреждении.

Внутришкольная методическая работа – одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации. Но как построить оптимальную систему общешкольной методической работы, способствующей повышению профессионального уровня развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания», различных «кризисов» и других проблем? Как перевести систему методической работы из режима функционирования в режим развития?

Чтобы ответить на эти вопросы руководителю нужно понять назначение методической службы в своем образовательном учреждении. Как известно, любое образовательное учреждение проходит три этапа своего восхождения:

1) Становления (при создании новой школы или нового коллектива).

2) Функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий).

3) Развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями ученика и общества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, значительно отличается от тех школ, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования. Эти отличия накладывают определенный отпечаток на всю целостную систему школьного управления. Педагогические технологии, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инновационном режиме. Объектом управления в школе является не только учебно-воспитательный процесс, но и методический. В развивающейся школе его цели, содержания, методы и формы становятся предметом управления. Конструирование оптимальной методической системы образовательного учреждения требует знания руководителями реализации инновационных подходов в управлении, в первую очередь, внутришкольной методической работой. В условиях изменения парадигмы образования методическую работу в школе нужно рассматривать как процесс изменения внутренних условий развития образовательного учреждения в соответствии с изменением внешних условий развития системы образования. Основная цель методической работы в этих условиях – постоянное обновление набора качественных услуг в зависимости от запроса государства, социума.

Следовательно, методическую работу можно представить как деятельность, с помощью которой педагогический коллектив имеет возможность привести систему своих образовательных услуг в соответствии с запросами общества. Таким образом, деятельностный подход в методической работе определяет одну из основных идей – распространение педагогического опыта, показателем которой являются высокие результаты качества образовательных услуг.

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль деятельности методической службы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время остро стоят вопросы подготовки и повышения квалификации методистов, программно-методического обеспечения деятельности педагогов, внедрения новых методик и педагогических технологий в образовательный процесс, оказания методической помощи в аттестации педагогических кадров.

В связи с острым дефицитом квалифицированных методических кадров большинство руководителей учреждений дополнительного образования принимает на работу методистов независимо от уровня их профессиональной подготовки, без педагогического образования, имеющих отдаленное представление о работе методиста.

Определяется методическая деятельность как система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Функции методической службы

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ:

  • актуальность;
  • насыщенность;
  • предельная конкретность;
  • объективность.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

Внутренняя

Директивы и нормативные документы

о работе с педагогическими кадрами;

Общественная

о качестве преподавания

научно-педагогическая

о внешних связях учреждения

о качестве обучения по программам

ГРУППЫ ИНФОРМАЦИИ:

Оперативная - включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок.

Стратегическая - включает в себя данные о реализации программы развития и перспективах развития учреждения.

2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

ПРИНЦИПЫ:

  • индивидуализация получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории;
  • полнота и интегральность анализа информации;
  • открытость проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;
  • непрерывность и динамичность получения анализа информации и действенности его использования;
  • экономичность используемой информации.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ - выявление проблем отдельных педагогов, проблем в учреждении в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИИ - выявление факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на образовательный процесс.

3. ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения.

ОБЪЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ:

  • социально-экономические условия внешней среды и ее влияние на учреждение через социальный заказ или тенденции изменения ситуации в обществе, образовании для корректировки стратегии развития учреждения;
  • будущие возможности учреждения: материально-техническое и программно-методическое обеспечение;

реализация образовательных программ; контингент обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса;

  • ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений;
  • последствия конкретных управленческих решений;

УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ:

  • четкое определение целей и задач;
  • учет уровня и состояния методической службы;
  • выбор путей и средств деятельности.

4. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения, которое включает:

  • программу развития учреждения и другие стратегические документы;
  • программы образовательные, досуговые, оздоровительные, реабилитационные, адаптационные,

технологии их реализации;

  • нормативные документы, обеспечивающие функционирование учреждения дополнительного образования детей;
  • методические документы, обеспечивающие образовательный, досуговый, инновационный исследовательский, экспериментальный, организационный виды деятельности;
  • технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
  • наиболее продуктивные методы и приемы обучения.

Уточняется миссия учреждения дополнительного образования детей, та часть общего социального заказа на образование, целям которого она служит.

РЕЗУЛЬТАТ: создание проекта деятельности, который представляет собой будущее состояние учреждения.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ

Организация деятельности методической службы носит гибкий характер, учитывая конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивая возможность каждому педагогу повысить свой профессиональный уровень.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • создание и организация работы структур, обеспечивающих деятельность методической службы;
  • рациональное распределение функционала между организаторами методической службы;
  • научно-методическое обеспечение организации системы опытно-экспериментальной работы в учреждении;
  • организация системы повышения квалификации педагогических работников;
  • организация конференций, семинаров, конкурсов…;
  • организация системы внешних связей учреждения, необходимых для успешного осуществления нововведений;
  • координация совместной деятельности участников инновационного процесса; взаимодействие инновационной деятельности педагогических работников учреждения и привлекаемых представителей других организаций;
  • координация деятельности учреждения с другими областными учреждениями дополнительного образования детей и УДО области;
  • организация редактирования подготавливаемых к изданию программ, методических рекомендаций, пособий.

6. ОБУЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Направлена на повышения профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ:

  • организация работы на диагностической основе;
  • добровольность педагога в повышении профессионального мастерства;
  • выбор оптимального объема изучаемого материала.

7. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ

Занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Процесс управления методической деятельностью требует надежной обратной связи между педагогическими системами учреждения на любом уровне.

Обратная связь - это обмен информацией между взаимодействующими участниками педагогического процесса.

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей

Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:

Ø деятельностный аспект позволяет выделить такие компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

Ø управленческий аспект подразумевает следующие компоненты: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.

Цель методической работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.

Задачи методической работы в УДОД: оказание помощи педагогическим работникам в реализации принципов и методических приемов обучения, в воспитании и развитии детей; развитие мотивации и стимулирование творчества в профессиональной деятельности педагогических работников УДОД.

Структура методической работы разрабатывается в каждом учреждении самостоятельно. Обязательными элементами структуры являются: педагогический совет, методический совет, методическое объединение. В структуру могут входить: творческие проблемные группы, временные творческие (научные) коллективы, художественный совет и др.

Организация деятельности методической работы может осуществляться через следующие формы: научно-практические конференции, педагогические творческие отчеты, семинары, школы передового опыта, школы молодого специалиста, опытно-экспериментальные лаборатории.

Все направления методической работы осуществляются в соответствии с общими принципами:

актуальность - востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ "Об образовании", Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ, учет заказа общества, учет проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;

научность - этот принцип нацеливает на достижение соответствия всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в различных областях деятельности;

системность - этот принцип требует подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;

комплексный характер - принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех сторон и направлений повышения квалификации педагога (частная методика, дидактика, теория воспитания, психология, физиология, педагогическая этика и развитие общей культуры);

оперативность, гибкость, мобильность - этот принцип ориентирован на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;

творческий характер - способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить их в жизнь. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;

последовательность, преемственность, непрерывность - методическая работа как часть системы непрерывного образования, охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;

конкретность, направленность - учет индивидуальных потребностей, запросов педагогов. Создание в учреждении своей системы методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, так и каждого педагога;

единство теории и практики - принцип предусматривает единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов.

Заключение

Изучив особенности организации методической работы в учреждениях дополнительного образования, можно отметить, что педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих образовательных проблем. Нередко из-за недооценки этого фактора тормозится процесс развития учреждения, а потому задача состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы реализовать свой творческий потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе дополнительного образования обладает методическая служба

Методическая служба должна принимать непосредственное участие в разработке положений о педагогическом и методическом советах, организовать разработку других видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих эффективность работы методической службы и результативность деятельности учреждения в целом.

Основными элементами методической деятельности при таком подходе являются:

Ø оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;

Ø внедрение в практику научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

Ø доведение до сведения педагогов нормативных документов;

Ø организация системы повышения квалификации педагогов;

Ø руководство работой методических объединений и творческих групп педагогов.

Особую значимость деятельности методической службы придают следующие задачи:

Ø обеспечение развития учреждения дополнительного образования детей;

Ø развитие творческого потенциала педагогов, выявление и обобщение опыта лучших, выделение в нём главного и доведение до сотрудников;

Ø разработка и внедрение новых технологий обучения и воспитания; достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме;

Ø разработка образовательных программ дополнительного образования нового поколения;

Ø организация проведения опытно-экспериментальной работы.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

Ø отсутствие жесткой регламентации в работе;

Ø значительное расширение возможностей получения информации;

Ø модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.

Для творческого педагога - это благо, а для большинства - это проблема, которая решается при условии, если деятельность методической службы будет усиливаться и развиваться.

Методическая служба нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.

Загрузка...