domvpavlino.ru

Можно ли после исповеди вечером. Как проходит исповедь. Какой пост перед причащением

Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень много вопросов появляется у воцерковленных. Стоит отметить, что существует огромное количество околоцерковных мифов, заблуждений.

В этой статье кратко пересказаны ответы опытных и благочестивых священников, даны рекомендации и полезные советы начинающим.

Что такое Причастие?

Как говорит Христос в Евангелии о Причастии? Накануне страшной смерти на кресте Он собирает вместе своих учеников и готовит трапезу. На столе хлеб и вино. Христос говорит, что в память о Нем будут пить вино и вкушать хлеб, так как это - символы Его крови и тела.

По настоящее время в храмах совершается литургия и готовится святое Причастие с использованием хлеба и вина. Священники молятся вместе с прихожанами со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».

Что же на самом деле подразумевается под хлебом и вином в Святой Чаше? Молитвы, читаемые перед Причастием дома, так же нужны христианину, как и церковные. Зачем нужна молитва? Потому что Господь соединяется именно с тем человеком, который его к себе призывает.

Что собой представляет Причастие?

Существует несколько свидетельств того, как на самом деле готовится Причастие и что под ним скрывается от людских глаз. Однажды в храм зашел некий человек. Царские врата в храме были открыты. Священники стояли у алтаря. Вдруг зашедший человек увидел, как священник пронзает младенца копием. Он закричал на весь храм: «Зачем младенца убиваешь?» Все стоявшие в храме люди обернулись. Никто не мог понять, о каком младенце идет речь. На самом деле у священника в руках была просфора (маленький хлебушек из пшеничной муки и воды).

Господь невидимо и бесконечно отдает себя в жертву ради людей, но не материально, а духовно. По-настоящему Его распятие видели почти 2000 лет назад на Голгофе в Иерусалиме.

Давайте вернемся к Евангелию и к тем строкам, где Господь находится на тайной вечере. Он ведь говорил: «Отныне будете пить мою кровь (вино) и вкушать мое тело (хлеб) в память обо Мне». Но как это будет происходить, не знали даже апостолы. Тем более не дано знать и нам. Это Божественная тайна. Нам остается только принимать это серьезно, и так как есть, без сомнения. Поэтому молитвы, читаемые перед Причастием, очень нужны, в первую очередь для самого причащающегося.

Еще одно живое свидетельство:

В городе Ланчано (Италия) по сей день существует истинное доказательство того, что Причастие - это не просто хлеб и вино. В католической церкви Сен-Легоций в 8 веке один священник засомневался, что Причастие - это чудо. Когда он взял в руки кусочек хлеба, то увидел что-то похожее на мышечную ткань. Он посмотрел в Чашу и увидел - вместо вина там кровь. Священник закричал от ужаса. Тогда он понял, что сомневаться нельзя. Господь доказал ему, что все по-настоящему. По сей день данное чудо находится в Ланчано. Многие паломники приезжают, чтобы помолиться возле такой святыни.

Что нужно перед причастием христианину?

Конечно же, в первую очередь вера в то, что ему дадут вкусить не просто хлеб и вино, а тело Христово. Разумеется, такая трапеза - это чудо. Господь дарит частичку себя грешному человеку. Поэтому к Причастию надо приступать не только со страхом, но и верой. Просто так причащаться нельзя.

Как относиться?

Выше мы рассмотрели два свидетельства чуда Божия. Стоит отметить, что в алтаре во время Литургии находится не только Иисус Христос, но и Божия Матерь, Архангелы, святые.

Недаром святые отцы говорили, что ангелы скорбят оттого, что не удостаиваются причастия. Ведь у них нет тела, нет необходимости. Они и так с Богом. А человеку Господь дал такой великий дар - соединяться с Собой во время Причастия. Пусть и невидимо.

*канон покаянный Спасителю;

*канон молебный Божией Матери;

*канон Ангелу-Хранителю;

*последование ко Святому Причащению.

Именно все эти молитвы, песнопения, кондаки помогут подготовиться правильно к тому, чтобы принять Святые Дары так, как полагается.

Посты и исповедь:

Священники говорят о том, что нужно поститься как минимум 3 дня. Если человек не воцерковленный, редко посещает храм, грешит, то ему нужно готовиться практически неделю. Вот почему оптимальный вариант для таких людей - это Великий, Рождественский посты, а также Петров и Успенский. Но не нужно именно поэтому выбирать периоды многодневных постов. Ведь важнее - это примирение с Богом, а не удобство.

Что делать перед Причастием тому, кто редко ходит в храм?

Во-первых, обязательно нужно подойти к священнику на исповедь. Когда батюшка принимает кающихся, вы можете узнать в храме, который ближе к вашему дому или который хотите посетить. Будьте готовы к тому, что священник после исповеди может не допустить к Причастию. На это может быть масса причин. Нередко, чтобы допуститься до причащения, нужно поститься, каяться, посещать храм много раз. Обязательно нужно после исповеди спрашивать у батюшки о том, благословляет он подходить к Святой Чаше или нет. Нередко сами священники настаивают, чтобы исповедник причастился. Нужно принять такой совет.

Какой пост перед причащением?

Если вы новичок или давно не были в храме, то обязательно подойдите к священнику на исповедь. Обычно во время этого таинства решаются многие духовные вопросы. Батюшка вам разъяснит, что делать, чего остерегаться, когда можно причащаться.

Что же подразумевается под постом?

Мясо, молоко нельзя кушать, яйца тоже. Кроме того, не потребляются в пищу блюда, изделия, напитки, в которых содержатся вышеперечисленные продукты. Помните, что пост должен носить духовный характер. Пищи употребляйте немного. Например, на завтрак - чай с овсяным печеньем или геркулесовую кашу на воде, в обед - суп на овощном бульоне, за ужином - овощной салат и рис/картофель.

Пить перед причастием, как и во время поста, алкогольные напитки запрещено. От кофе тоже рекомендуется отказаться. Ведь тело должно быть храмом души, спокойным «домом», трезвым и бодрым. Пища скоромная (не постная), кофе и алкоголь никак не могут настроить на молитвы.

Духовная сторона:

Продолжим наш разговор о посте. С пищей мы разобрались. Что касается развлечений, просмотров фильмов, то нужно отложить все это. Любые неважные дела нужно заменять молитвами к Богу, Пресвятой Богородице, своему Ангелу-хранителю и святым.

Давайте поговорим о том, что читать перед Причастием. Выше мы упоминали каноны и последование ко Святому Причащению. Помимо них, советуют читать Евангелие, святых отцов. Опасайтесь брать околоцерковную литературу или ту, которая относится ко лжехристианской.

Не нужно во время поста суетиться. Если есть возможность, то отложите дела на потом. Они могут подождать. Ведь земная жизнь скоропроходящая, а постнику нужно думать о вечности.

Почему такие ограничения?

Во время Литургии, перед выносом Святой Чаши, хор поет о том, что мы (прихожане) оставляем всю земную суету. Далеко не каждый (тем более современный) человек понимает, что рано или поздно земная жизнь закончится и все то, над чем он так трудился, уйдет в небытие. Ведь он не сможет вместе с собой в загробную жизнь забрать паспорт или любимую работу, банковские счета или компьютер с ценной информацией. Он перед Богом предстанет со своей совестью, с грехами и добродетелями. Господь не спросит, были ли вы генеральным директором, Он попросит ответить за то, что обидели бабушку-клиентку. Богу все равно, был ли у вас "Лексус". Он спросит, подвозили ли вы немощных, слабых, не взяв с них денег.

Почему же ограничения в посте по отношению к развлечениям?

Настала пора сесть за стол или встать перед иконами и подумать: что же вы сделали плохого за всю жизнь, за данный период.

Чиста ли совесть?

Важнее для христианина знать не о том, например, можно ли чистить зубы перед Причастием, а о том, какие грехи есть на самом деле и что такое покаяние, как не грешить. Господь огорчается, когда человек совершает грех даже мысленно. Только подумайте: вы мысленно рассердились, даже сердце онемело. Это тоже грех. Нужно покаяться искренне.

Когда не допускают причащаться?

А вы знаете, что нужно избавляться от своих грехов? Если вы покаялись, то должны стараться избегать прегрешений. Чтобы священник допустил до Причастия, нужно каждую субботу присутствовать на вечерней службе, затем утром на Литургии. То же самое следует делать в большие церковные праздники. Нужно дома читать утренние и вечерние молитвы по Молитвослову. Разумеется, времени это занимает по 20-30 минут. Если не успеваете, то можно читать Серафимово правило: трижды «Отче наш», три раза «Богородице…» и один раз «Символ веры». Но при этом в течение дня нужно про себя молиться Богу, святым. Это самые важные правила.

Могут не допустить до Причастия в таких случаях, например:

*убийство, аборт; ворожба, гадание, экстрасенсорика, спиритизм, астрология;

*другая вера, еретические взгляды;

*сожительство вне брака, разврат, гомосексуализм, наркомания и алкоголизм и так далее.

Священнику нужно во время исповеди говорить всю правду, не скрывать никакой грех. Господь стоит рядом невидимо, Он все знает, только ждет покаяния сердечного. Если что скроете, то это будет еще большим грехом. Нужно полностью очистить свою душу перед Причастием.

Что говорят святые отцы и священники?

Душа человеческая должна быть чистой, светлой, с надеждой на исправление и на изменение жизни к лучшему. Не стоит идти к Чаше, если вы не уверены, что хотите жить с Богом.

Если батюшка благословил:

Когда священник дает благословение, то следует принять это серьезно. Вам следует прочитать не только канон Богородице перед Причастием, но и каноны Спасителю, Ангелу-Хранителю, а также Последование. Все это есть в Православных молитвословах.

Объем для чтения очень большой. Поэтому каноны можно прочитать дня за 2-3 до причащения, а вот Последование читается только накануне вечером, после прихода из храма с вечерней службы.

Нужно сделать так, чтобы вас никто не отвлекал. Если вы причащаетесь вместе с семьей, друзьями, паломниками, то читайте по очереди, молитесь.

Утро перед Причастием:

Как известно, православным христианам, ничего кушать нельзя утром перед Причастием. Даже лекарства пить не разрешается.

Но можно ли чистить зубы перед Причастием?

Запрета на это нет. Если вы уверены, что не проглотите случайно воду или пасту, то можете почистить зубы.

Если желудок больной, нет возможности долго ждать до полудня, то лучше пойти на раннюю службу. В небольших городах и в селах Литургию служат рано, а в мегаполисах - в 7 утра или в 9-10 часов.

Ради соединения с Богом можно потерпеть. Стоит читать про себя молитвы.

Утро перед Причастием всегда волнительное. Нужно морально готовиться. Прочитав утреннее правило, идите в храм хотя бы за полчаса до Литургии, чтобы спокойно подать записки, поставить свечи, подойти к любимым святым.

Перед самим Причащением:

На службе следует внимательно слушать молитвы. Когда священники готовят Причастие, молитесь о том, чтобы принять Кровь и Тело Христовы достойно. При этом благочестивый человек искренне должен считать себя недостойным такого Дара.

Вспомните Канон Богородице перед Причастием: нужно молиться, чтобы Матерь Божия заступилась за нас, грешников. А канон Иисусу Христу о чем говорит? Каемся Господу в грехах своих. Об этом и помните, когда ждете Причастия.

Самый момент Причастия:

Когда открываются Царские врата и священник выходит с Чашей, нужно сделать земной поклон. Затем встать в очередь, скрестив руки на груди. Когда подходите к Чаше, нужно назвать батюшке свое православное имя и широко открыть рот. Причастие следует проглотить сразу, чтобы частичка не застряла в зубах. Примите теплоту и просфору. Многие люди спрашивают: «Можно ли есть перед Причастием?» Знаете, почему ответ - нет? Потому что первым в тело христианина должен войти Господь. Ведь для нас важнее Бог, а не пища.

ЧТО ГОВОРИТЬ НА ИСПОВЕДИ?

Довольно часто задумываются о том, что нужно говорить на исповеди те, кто впервые решил сходить в церковь на данное таинство.

Важно понимать, что исповедь - это не просто задушевный разговор со священником, а религиозный обряд, направленный прежде всего на покаяние.

В исповеди важна полная решимость исправить свою жизнь. Осознание того, что вам стало тяжело жить из-за совершения какого-то греха или даже нескольких - первый шаг на пути исправления. Лишь после полного этого понимания следует записываться на исповедь.

В некоторых ситуациях не только раскаяние после совершения греха может стать причиной идти на исповедь. Если вам трудно отличить хорошее от плохого, или жизнь кажется бесполезной и тягостной - также можно прийти на исповедь, ведь церковь всегда открыта для тех, кто нуждается в ней.

Про какие грехи говорить на исповеди:

Одна из главных ошибок людей, которые приходят на исповедь - это перечислять все свои согрешения за всю жизнь. Крайне важно выделить именно то, зачем вы пришли. Грех - это поступок против церкви, Бога. Это некое нарушение морали - своей, чужой, общественной. В христианстве существует восемь смертных грехов, свершение которых несет тяжёлые последствия для человека - гнев, печаль, чревоугодие, блуд, уныние, тщеславие, гордыня и сребролюбие. Кроме того, существуют и личные грехи - это различные действия против совести и Бога. Как правило, некоторые грехи человек может определить лишь сам, они не прописаны ни в одной священной книги. Грехом может быть тот поступок, который всячески тяготит вашу жизнь.

Не важно, с чем вы придете в церковь. В исповеди главное полное раскаяние и внутреннее понимание содеянного.

Что говорить священнику на исповеди:

Исповедь в православии, как и в большинстве других религий - это разговор с Богом о ваших проступках, просьба о помощи. Священник служит лишь свидетелем этой беседы, помощником Бога на земле.

Поэтому, в исповеди важно быть предельно откровенным и не скрывать ничего о том, что вас тяготит. Особенно важно рассказать то, что больше всего беспокоит вас на данный момент, не забывая о мелочах и деталях проступка, за который вы хотите покаяться.

Священнику можно доверить свои самые большие тайны, ведь он не имеет права никому рассказывать о вашей исповеди. Помните, что не нужно бояться осуждения со стороны церкви, сам факт, что вы пришли на покаяние уже является достойным поступком верующего человека.

Важно помнить , что говорить на исповеди про грех, по которому вы уже исповедовались не нужно, если он не был совершен ещё раз. И, зачастую, одной только исповеди будет недостаточно. Нужно просить Бога в молитвах о прощении, приходить в церковь, как только вам этого захочется, чтить традиции и обряды.

Церковь советует, что исповедь, как и причастие должна быть регулярной. О частоте исповеди вам сможет рассказать ваш духовник. Помните, что именно священнослужитель будет для вас главным помощником в соблюдении церковных обрядов.

Как вы видите, исповедь весьма сложное таинство. На него готов далеко не каждый человек. Если вы решили исповедоваться, то нужно взвесить для себя все за и против, а что говорить на исповеди вам подскажет ваша душа. Помните, что раскаяния и освобождение себя от совершенного греха длительный процесс, который потребует от вас множество сил и терпения.

ВНУТРЕННЯЯ ИСПОВЕДЬ.

Болезни и прочие неприятности не сваливаются на человека просто так. Человек - существо космическое и развивается по законам не только материального, но и духовного мира. Если им нарушаются эти законы, возникает болезнь или некие трагические обстоятельства, создающие угрозу для жизни.

Достаточно устранить эти нарушения, и в вашей жизни всё нормализуется. Именно это и помогает сделать внутренняя исповедь

Исповедь состоит из двух частей:

Часть первая: вы должны припомнить все случаи, когда вас кто-либо сильно обидел или оскорбил. Ведь обида - источник непрерывного поступления отрицательной психической энергии.

Спокойно вспоминайте свою прошлую жизнь с 12-летнего возраста (именно с этого возраста человек начинает нести кармическую ответственность за свои поступки). Обидчика (даже если этот человек умер) необходимо представить мысленно, а затем крепко обнять и поцеловать!

Порой обида достигает такой силы, что обнять и поцеловать, даже мысленно, не получается. В таких случаях «врага» можно представить несмышленым ребёнком 2-3 лет. Но обнять и поцеловать надо обязательно - это непременное условие Механизма Спасения!

Вторая часть : не только у вас есть недруги, кто-то, возможно, и вас считает своим врагом. Не исключено, что вы и сами являлись нарушителем нравственных истин.

В этом случае представьте, что вы на суде, а судья - ваше собственное сердце. Становитесь перед ним на колени и рассказывайте все свои дурные поступки, ошибки, пороки с 12-летнего возраста. Проговаривайте всё, что помните, - отдавая отчёт в том, что больше не совершите этого вновь.

Ведь каясь, вы убираете весь негатив, копившийся годами. Если внутренняя исповедь была проведена правильно и искренне, то выздоровление и избавление от неприятностей наступят в ста случаях из ста, независимо от тяжести болезни или масштаба свалившейся на вас беды. Это только вопрос времени.

После внутренней исповеди постарайтесь не повторять прежних ошибок - иначе несчастья вернуться в двойном объёме.

Избежать этого вам поможет Единая молитва, которую может творить любой человек, независимо от своих религиозных убеждений. Эта молитва, как показывает практика, способна за считанные минуты снизить температуру, снять любую боль.

Молитву нужно творить в уединении, при зажжённой свече, стоя на коленях:

«Господи! Боже милостивый!
Да святится Имя Твое на Небесах и на Земле.
От края и до края Вселенной!
Господи! Укрепи силы в противостоянии силам мрака, дабы не токмо противостоять ему, но и очищать Землю-матушку от сего мусора.
Научи отделять благо ото зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою.
Укрепи силы братьев и сестёр моих - как близких, так и неведомых мне.
Да узрят они истинную Славу Твою и исполнятся любви в сердце своем.
И одолеют преграды темные в движении по Пути к Свету.
И да протянут друг другу руки свои и отдадут безмерно тепло души.
Господи! Да свершится Воля Твоя! И пребудет на Земле Единый Народ.
Любящий Матерь свою - Природу, воссоединенный с Тобою любовью своей и идущий по Пути Истинного Духовного Развития, опираясь на Последний Завет Твой».

УТРОМ: «Благослови, господи, на деяния дня грядущего, и да будут встречены трудности его яко и подобает идущим под Светом Твоим».

ВЕЧЕРОМ: «Восполни, господи, утраченные силы на благо, дабы уготовиться к встрече дня будущего».

«Ложусь спать, на мне Крестовая печать. Ангелы-Хранители! Сохраните мою Душу с вечера до полуночи, а с полуночи до утра».

И молитву «Отче наш» трижды.

Молитва является мощнейшей силой во Вселенной! В Библии сказано:

"Всё, чего ни попросите в молитве С ВЕРОЮ, получите." (Матфей, 21:22) "ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ" (Матф.9:29).

По поводу вечерней Литургии в храме прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Во время Великого поста в храме прп. Антония и Феодосия Киево-Печерских по средам будет совершаться вечерняя Литургия, на которой православные христиане смогут причаститься Христовых Таин. Для многих это будет первый опыт встречи со Христом на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров.

Что говорит устав?

Для чего нужно причащаться вечером? Неужели недостаточно причащаться утром, как это принято в современной церковной традиции? На то есть несколько причин.

Во-первых, так правильнее по уставу. В древности считалось, что пост - это полное воздержание от пищи. Это мы по своей немощи называем постом вкушение постной пищи. Древние христиане постились в течение первой и последней недели Великого поста совершенно и только в субботу и воскресенье ели постную пищу, называя это «разрешением поста», т. е. его окончанием. Когда же пост в церкви стал более длительным (не несколько дней, а несколько недель) и уже предполагал вкушение постной пищи, то среда (день предательства Господа) и пятница (день Его распятия) оставались самыми строгими днями поста. Именно в эти дни в церкви стали совершать Литургию Преждеосвященных даров. Поэтому в эти дни устав предписывает не вкушать пищу до захода солнца, то есть до вечернего богослужения - ведь причащаются натощак. Таким образом, причащаясь вечером, мы исполняем предписание церковного устава - не вкушать пищу до Литургии.

Приуготовление

Во вторых, нужно помнить, что Великий пост - это время глубокого анализа всей моей духовной жизни: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте (в пер. еп. Кассиана - „проверяйте“). Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть » (2 Кор. 13, 5), - призывал ап. Павел. Великий пост - это такой же призыв к познанию себя, к изучению того, насколько я правильно понимаю Господа, насколько я «в вере»?

Но я вижу, что часто в своей вере просто следую некоей привычке. Я по обычаю готовлюсь к причащению, подхожу к исповеди, совершаю домашние молитвословия, пощусь и читаю Св. Писание. И для того, чтобы пробудиться, посмотреть на себя со стороны, нужно попробовать сделать то же самое, но по-другому. Вечернее причащение - хорошая возможность проанализировать свою практику подготовки к Причастию.

И тогда мы увидим, что подготовка к Причастию состоит не только в вычитывании молитвенного правила - весь день становится приготовлением к причащению. Таким образом, в приготовление вносится осознанность. Ведь когда я причащаюсь за Литургией, которая совершается по утрам, то до нее мне остается только не позавтракать и прочитать утреннее молитвенное правило. Чтобы этим не ограничивалась вся наша подготовка, Церковь рекомендует накануне причастия приходить на вечернее богослужение и вечер перед причастием проводить с бо льшим вниманием к своей духовной жизни. Однако мало кто из нас об этом задумывается и день перед Причастием мы, как правило, проводим так же беспечно, как и все остальные дни.

Однако подготовка ко Св. Причащению означает прежде всего приготовление всей моей духовной жизни. Когда я действительно с самого утра начинаю следить, что я говорю, о чем я думаю, что я делаю? То есть учусь «поступать достойно звания, в которое призван » (Еф. 4, 1). В переводе на нашу жизнь это означает воздерживаться от гнева, находясь в автомобильной пробке, отказаться от слушания радио по дороге, не злословить и уж тем более не ругаться матом, не лгать, не лукавить, помня, что сегодня причащение.

Праздник

В-третьих, вечернее причащение напоминает нам еще об одной очень важной вещи - о том, что каждый раз, когда мы причащаемся - этот день становится для нас праздником. Не может быть по-другому, даже если в этот день мы вынуждены заниматься неотложными делами.

«Христос посреди нас», Он после причастия Его Телу и Крови во мне и в каждом из нас - и это осознание меняет все восприятие моей жизни. Случился праздник - и уже не вспоминаются труды по подготовке к этому событию. И если эти труды проходили накануне, я о них уже давно забыл - то было вчера. Такая практика многих из нас усыпила: мы после причастия начали удаляться от своей повседневной жизни, дабы «сохранить благодать причащения». А «сохранение благодати» есть не что иное, как внимательная к себе жизнь. Ведь мы просим Господа после причастия: «Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня » (молитва 3-я св. Симеона Метафраста).

***

Воистину жизнь преображается, когда мы готовимся таким образом к Литургии. Никто нас не заставляет приходить на службу и голодать. Здесь первое, что нужно, - это ПОЖЕЛАТЬ поголодать или потерпеть до Причастия. Но открывшийся Христос делает так, что мы жаждем встречи с Ним, в том числе и вечером. И в этом смысл поста - когда мы не просто выбираем постное меню, но прежде всего - живем, ожидая встречи с Господом. Бог однажды открылся нам, чтобы мы все время ожидали встречи с Ним. И это предполагает активную позицию: я ХОЧУ причаститься. я ХОЧУ немного поголодать, чтобы вкусить пищу Небесную, чтобы встретиться с Богом, чтобы жить не одному, а со Христом в Его Церкви. И это мой выбор.

Только в таком случае, когда мое следование за Христом становится моим личным выбором, мы сможем качественно поменяться и исполнить повеление Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного » (Мф. 5, 16).

свящ. Роман Колесников

Как готовиться к Исповеди.

Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?

Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.

Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.

Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.

Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибо льшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.

Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.

Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.

Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку – покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет - всё, что есть в вашей памяти).

Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.

При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».

Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».

Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.

Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.

Основные понятия об Исповеди.

Прощаются все грехи, в которых человек кается . НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является - личное прощение обид своим обидчикам.

Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.

В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.

5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?

В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».

После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.

Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.

Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех - то, что вы называете «грехом»», и т.д.

Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно - каждое воскресенье или среди недели.

Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.

Может отложить Исповедь «на завтра»?

При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?

Сокрытые грехи.

Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.

Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.

Перед Исповедью священник произносит такое поучение:

« Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».

Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные - тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.

Формулировка грехов.

На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть - черным, белое – белым.

Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.

А человека?

Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.

Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.

Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.

Как готовиться к Исповеди.

Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.

Для Исповеди никакой подготовки не требуется.

Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя

(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).

Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?

Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди , а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.

Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить - как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.

В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.

Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.

- Отец Вадим, давайте обсудим очень важную тему - значение таинства Покаяния или Исповеди в духовной жизни современного православного христианина. Иногда даже в церковных средствах массовой информации начинают высказываться мнения, будто бы современная практика Исповеди ущербна, исповедоваться надо только тогда, когда возникнет внутренняя потребность, а причащаться нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. Звучат призывы никак не связывать в церковной практике совершение этих Таинств. Что вы можете сказать, отец Вадим, о значении таинства Исповеди?

Могу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует Церковь: Покаяние - это одно из семи важнейших Таинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Без Покаяния спасение невозможно. Это фундамент духовной жизни. Святые отцы называют таинство Покаяния вторым Крещением, ибо в нем очищается и возрождается душа человеческая и становится способной принимать благодатные дары других церковных Таинств, в том числе и Евхаристии. Кто в какой-то мере игнорирует это Таинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше время стали появляться, тот рискует всю свою духовную жизнь превратить в лицемерный фарс.

Я думаю, что эти стремления принизить значение Исповеди для духовной жизни христианина возникли в православной среде под влиянием протестантизма на церковное сознание. К сожалению, протестантизм на Западе деформировал сознание католицизма, а теперь добрался и до Православия. Исповедь  - необходимое условие для того, чтобы душу привести в бого­угодное состояние. Мы читаем у святых отцов отом, что вся ­духовная жизнь человека зиждется на Покаянии. Исповедь - это главное средство для глубокого Покаяния. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих творениях отмечал, что значение Исповеди в жизни православного христианина возрастает и будет возрастать, поскольку люди все реже используют другие духовные средства. Мы не умеем молиться и не проявляем старания, не проявляем усердия к посту, легко поддаемся греховным соблазнам. Если мы еще вытолкнем и Исповедь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.

Но здесь возникает сразу вопрос: я же могу покаяться дома во время личной молитвы, зачем необходима Исповедь в церкви?

Давайте сразу разведем эти понятия - личное покаяние, которое, несомненно, слышит Господь, и церковная Исповедь как таинство. Да, Господь слышит и часто прощает человеку многие грехи, оплаканные им в личной молитве. И когда мы в Церкви говорим: «Господи, помилуй», - Господь нам многое прощает. И тем не менее это не заменяет таинства Исповеди, потому что человеку необходимо не только получить прощение грехов, но и требуется благодать для уврачевания греховной раны и еще необходима благодатная сила, чтобы содеянный грех больше не повторялся. Эти дары подаются в церковной Исповеди, в этом величайшем Таинстве духовного возрождения, поэтому оно крайне необходимо в жизни христианина. Скажу по своему опыту: когда я учился в семинарии, у меня была возможность в Троице-Сергиевой лавре каждую неделю исповедоваться, и я помню свое внутреннее состояние тогда, насколько глубоко и тонко переживалось все греховное в личной жизни и легче было этому противостоять. Потом наступил другой период в жизни, когда я стал исповедоваться реже, может быть, раз в две-три недели. И это уже было другое состояние. Как будто бы все мои органы чувств огрубели и притупились. Сознанием грех фиксируется, а внутренних сил для сопротивления меньше. Человеку, который сомневается в истинности, действенности и пользе Исповеди, предлагаю на личном опыте попробовать, что это такое, подойдя к ней предельно ответственно и серьезно.

Но, отец Вадим, а как же говорят, что в некоторых других Поместных Православных Церквах, скажем в Греции, бывает, что верующие причащаются регулярно, а исповедуются не так часто. Хотя одновременно надо признать, что в греческих монастырях большое внимание уделяется частой регулярной Исповеди. В связи с этим мне вспоминается труд сербского профессора Владеты Еротича, который пишет, что для достойного Причащения надо прибегать к регулярной Исповеди, чтобы Исповедь обязательно предшествовала Причастию. Но как быть, когда нам ставят в пример практику других Церквей, где не обязательно исповедуются перед причащением. Так, может быть, и нам не надо исповедоваться?

В Русской Православной Церкви существует замечательная традиция исповедоваться перед каждым Причастием, и дай Бог, чтобы она сохранялась еще долгое-долгое время. Конечно же, в этом вопросе есть свои нюансы. Здесь не может быть формального подхода. Но если говорить в общем, Исповедь перед Причастием - это очень важный и полезный духовный принцип. Да, действительно, в некоторых Поместных Церквах эта практика выглядит немного иначе, чем у нас. Порой сравнивают русскую традицию с греческой, где на Исповедь люди идут тогда, когда они ощущают в этом потребность. Надо отметить, что история возникновения этой традиции в Греции - отдельный специальный и неоднозначный вопрос. Например, в XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость Исповеди перед Причастием: «Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам». Подробное обсуждение истории возникновения разобщенной практики Исповеди и Причастия в грекоязычной среде выходит за рамки нашей беседы. Согласимся с тем, что она сейчас реально существует. Но, почему эта традиция, на мой взгляд, не применима в современной церковной жизни в России? Прежде всего потому, что греческий народ не пережил такой период безбожия, который достался нам. Современные греки вырастают в православных семьях. В большинстве своем они знают, что такое грех и что такое добродетель. У них Православие - это государственная религия. Их воспитывают в православных традициях уже несколько поколений, и эта традиция не прерывалась. Поэтому в их сознании многие важные принципы духовной жизни укоренены с детства. Им без особых наставлений понятно, что если я сегодня согрешил, то мне нельзя сегодня причащаться, необходимо пойти к духовнику на Исповедь.

В нашем Отечестве, которое пережило страшный период гонения на Церковь, люди искренне потянулись в храм. Это замечательно. Но в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают тяжести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не видят. Сейчас издается много православной литературы - это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям? Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27–30). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди. Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород - иди трудись, питайся и живи богоугодно.

Конечно же, принципом взаимосвязи Исповеди и Причастия необходимо пользоваться с рассуждением, как сказано в Евангелии: «суббота для человека, а не человек для субботы» . В церковной жизни есть периоды, когда взаимосвязь между Исповедью и Причастием может быть не столь однозначной. Например, в период Страстной седмицы, когда идут длительные напряженные богослужения и многие прихожане ревностно посещают их. В это время во многих храмах благоразумно предлагается прихожанам поисповедоваться в течение Страстной седмицы и далее причащаться и в Великий Четверток, и на Святую Пасху, так же предлагается причащаться и на Светлой седмице. Однако эту практику механически переносить на весь церковный год, мне кажется, было бы необдуманно и неправильно.

Иногда как раз и слышны такие голоса, что вот сколько раз ни пришел в храм, на литургию, столько и причащайся. А исповедоваться - ну, может, два раза в год или еще реже. И еще говорят: но ведь священники, когда служат литургию, они ведь редко перед этим исповедуются?

Вопрос о частоте причащения очень важный и сугубо личный. Здесь не может быть простых штампованных ответов. В церковной традиции есть некие общие правила, но они не являются строгим шаблоном для всех без исключения. Этот вопрос необходимо решать индивидуально на Исповеди. Святитель Иоанн Златоуст ясно выразил основное условие для периодичности Причащения: «Одно только время для приступания к Тайнам и Причащения - чистая совесть», а Исповедь - это главное средство для очищения совести. В церковной жизни приходится сталкиваться с самыми разными примерами. Есть такие люди, которые раз в году готовятся, исповедуются и причащаются. Это, конечно, мало, но и тому надо радоваться и молиться, чтобы из этой искры возгорелось пламя любви ко Господу. Понятно, что для таковых Причастие без тщательной Исповеди быть не может. Есть те, кто проявляет усердие в каждом многодневном посте - тоже, слава Богу, укрепи их, Господи, и для них Исповедь необходима перед Причастием. Есть такие, кто готовится и причащается раз в месяц или на каждый двунадесятый праздник или не реже чем раз в три недели - замечательно, да не ослабнет их усердие, но без регулярной Исповеди перед Причастием оно едва ли сохранится. Некоторые христиане проявляют особое усердие и стремятся причащаться даже каждый воскресный день. Если это совершается не как дань литургической «моде», не как некая «обновленческая повинность», не как привычка, но по благословению духовника «со страхом Божиим и верою…», то, несомненно, и они пожнут свой благой плод. Если прихожанин находится в регулярном общении со своим духовником, возможны и немного иные формы взаимосвязи Исповеди и Причастия, но несомненно, что Исповедь должна быть частой . Впрочем, последний пример касается достаточно опытных христиан, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5, 14).

Священники - это, по идее, люди из разряда опытных христиан. Кроме этого, специфика священнического служения часто такова, что он не имеет возможности исповедоваться перед каждой литургией, например, если он один на приходе. В таких ситуациях священники исповедуются при любой другой возможности. Миряне часто не видят, как священнослужители перед Причастием исповедуются в алтаре друг другу, и потому думают, что священники это делают очень редко. Не будем забывать, что священникам в таинстве Рукоположения даруется благодать «…немощная врачующая и оскудевающее восполняющая…», которую не имеют миряне и в силу которой священник имеет возможность совершать литургию, и, соответственно, причащаться более часто, чем миряне. За эти дары и возможности он несет ответственность перед Богом несравнимо большую, чем кто-либо из мирян - «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Поэтому никогда в Церкви духовная жизнь мирянина и священника не рассматривалась совершенно одинаково.

Спасибо, отец Вадим, за ответ. Об этом были глубоко содержательные статьи в журнале «Благодатный Огонь». Но давайте рассмотрим такую ситуацию. Допустим, когда люди хотят причаститься, они идут вначале на Исповедь, стоят в очереди, ожидают, когда подойдут к батюшке, все расскажут, потом примут отпущение грехов. Не служит ли в таком случае Исповедь препятствием для более глубокого усвоения литургии, когда надо постоять, вникнуть в молитвы? Что вы скажете? Такие мнения высказываются в наши дни.

Проблема, которую вы обозначили, не вероучительная, не каноническая, не литургическая, а чисто организационная. Просто надо упорядочить приходскую жизнь в храме, в том числе и Исповедь, найти для этого место и время. Святейший Патриарх благословил, чтобы в каждом храме были дежурные священнослужители, нужно объявить об этом людям, сказать, что в такие-то дни у нас находится дежурный священник, приходите, исповедуйтесь. Не обязательно Исповедь совершать только во время всенощной или перед литургией и уж крайне нежелательно во время литургии. Кроме этого, священники могут наставить кающихся так, чтобы они, исповедуясь, выражали суть греховного поступка и реально приносили раскаяние в том, что совершили, а не просто пересказывали свою жизнь, не оставляя времени исповедоваться другим. В этом случае исповедь будет содержательной, действенной, принесет пользу и не будет занимать очень много времени.

Но вот как бывает, что из этой чисто организационной проблемы иногда делают выводы иного характера, говорят: давайте вообще отменим Исповедь, главное, почаще причащаться, а уж Исповедь - это нечто второстепенное; давайте разделим эти два Таинства. Хотя мы знаем, что Таинства Крещения и Миропомазания неразрывно следуют одно за другим, и вообще в Церкви Таинства связаны друг с другом. Мне кажется, что здесь нельзя так просто разрывать. Иногда так вот и говорят: причащайтесь почаще, а уж Исповедь… по необходимости. Хотя в письмах архимандрита Иоанна (Крестьянкина) мы читаем: «Причащаться без исповеди нельзя». Что вы можете сказать в этом отношении?

Если разобщить Исповедь и Причастие, то, без сомнений, люди будут меньше исповедоваться. Сомневаюсь, что это принесет им пользу, но от этого удобнее всего будет нам, священникам, потому что Исповедь - это самое тяжелое Таинство в Церкви для священнослужителей. Почему? Представьте, что в течение нескольких часов вам люди высказывают свои грехи и боль, и это делается несколько дней в неделю. Они не просто каются, но нуждаются в вашем сострадании и совете. Без благодати Божией это перенести невозможно. Это очень тяжело. Поэтому понятно, что в решении данного вопроса кто-то по-человечески пытается найти более легкие пути. Признаюсь, мне самому порой приходят такие мысли, но при этом сразу вспоминается фраза из Священного Писания: «горе пастырям, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иезек. 34, 2).

Необходимо отметить, что эту проблему уже обозначил Святейший Патриарх Алексий на двух Епархиальных собраниях, которые проходили в Москве. Он обратил внимание на странную практику, возникшую в некоторых московских приходах. В частности, на Епархиальном собрании 2005 года он сказал: «Кроме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий пред Святым Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным и будничным». На следующем Епархиальном собрании в 2006 г. Святейший Патриарх опять обратился к этой теме. В одной из записок ему задали такой вопрос: «На прошлом Епархиальном собрании Вы, Ваше Святейшество, предупреждали об опасности потери благоговения к Святым Тайнам при очень частом причащении, например один раз в неделю. Та же самая озабоченность выражается в Православном Катехизисе святителя Московского Филарета, который рекомендует мирянам причащаться не чаще одного раза в месяц. Те же опасения можно найти в трудах святителя Феофана Затворника и последних Глинских старцев. Почему же по-прежнему в некоторых московских храмах, несмотря на Ваши предупреждения, практикуется еженедельное и даже более частое причащение мирян, в результате чего прихожане теряют благоговение и страх перед Святым Таинством?» Святейший Патриарх ответил: «Видимо, те, кто допускает такую практику, незнакомы с Православным Катехизисом святителя Филарета, а также с трудами святителя Феофана Затворника и не проявляет желания с ними ознакомиться». Мне кажется, что реформаторам в этой области необходимо прислушаться к словам Святейшего Патриарха.

В заключение скажу, что Церковь Православная - это великая наследница Христа и Апостолов, а Православие - это неоценимое сокровище, которому мы, по милости Божией, оказались причастны. Однако значимость духовного опыта Православия осознается не столько через отвлеченные рассуждения и богословствования, сколько через личный опыт жизни. Если у нас есть вопросы или сомнения в отношении того или иного церковного утверждения или традиции, то надо войти в нее, вжиться, начать жить в соответствии с этим учением. Только тогда откроется, насколько глубока и духоносна практика православной жизни, и все вопросы снимутся сами собой.

Со священником Вадимом Леоновым
беседовал Валерий Духанин

Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.

Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.

Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не

прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.

Неблагодарность Богу.

Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.

Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.

Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).

Клятва именем Господа.

Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.

Мысли о самоубийстве.

Игра в карты и прочие азартные игры.

Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.

Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.

Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.

Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.

Нарушение обетов, данных Богу.

Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.

Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.

Осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.

Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.

Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Воспитание детей вне христианской веры.

Вспыльчивость, гнев, раздражительность.

Высокомерие.

Лжесвидетельство.

Насмешливость.

Скупость.

Невозвращение долгов.

Неуплата за труд заработанных денег.

Неоказание помощи нуждающимся.

Непочитание родителей, раздражение их старостью.

Непочтение к старшим.

Неусердие в своей работе.

Осуждение.

Присвоение чужого - воровство.

Ссоры с соседями и ближними.

Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).

Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.

Многословие, пересуды, празднословие. ,

Беспричинный смех.

Сквернословие.

Самолюбие.

Делание добрых дел напоказ.

Тщеславие.

Желание обогатиться.

Сребролюбие.

Зависть.

Пьянство, употребление наркотиков.

Чревоугодие.

Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.

Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.

Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.

Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.

Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.

Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на

отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».

Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.

Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим

Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.

Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-

дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.

В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.

Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.

После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.

Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в

один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-

частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.

В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-

симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.

Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.

Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...

Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».

Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.

Загрузка...