domvpavlino.ru

Муфтий равиль гайнутдин биография почему шейх. Равиль Гайнутдин: биография. А где вы обычно отдыхаете

Муфтий Духовного управления мусульман Европейской России (ДУМЕР), председатель Совета муфтиев России, 1-й имам-хатыб Московской Соборной мечети.


Родился 25 августа 1959 в деревне Шали Татарской АСС, татарин. отец работал в системе райпотребсоюза, мать была швеей,

С отличием окончил Казанское театральное училище. Имеет высшее духовное образование (учился в медресе Мир-Араб в Бухаре, в которое поступил в 1979 и окончил в 1984 году). Заочно окончил факультет режиссуры Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии. В 2001 году окончил Академию госслужбы (2001). Кандидат философских наук.

До 1979 года работал на казанском телевидении, в том числе выпускающим редактором информационных программ.

После медресе служил первым имам-хатыбом во Второй казанской мечети "Нур Ислам".

В 1985 был переведен в Уфу в Духовное управление мусульман к Верховному муфтию, председателю Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, с центром в Уфе). Работал помощником муфтия по оргвопросам.

С 1986 года - ответственный секретарь ДУМЕС.

В ноябре 1987 г. переведен в Москву; в 1987-88 гг.- третий, затем второй имам-хатыб московской Соборной мечети.

С 1987 - зам.председателя совета Московского городского добровольного общества татарской культуры "Туган тэл".

Летом 1988 года избран первым имам-хатыбом московской Соборной мечети.

В апреле 1991 создал при поддержке посольства Саудовской Аравии Исламский культурный центр при Московской Соборрной мечети; избран президентом Исламского культурного центра (ИКЦ).

В 1992 году во время поездки Р.Гайнутдина в Хельсинки, гендиректор ИКЦ Абдул-Вахед Ниязов Ниязов пытался совершить переворот в московском муфтияте. После возвращения Р.Гайнутдин изгнал А.-В.Ниязова вместе с его сторонниками из Соборной мечети и создал при мечети новый Иламский культурный центр.

В декабре 1991 года сопровождал вице-президента РФ Александра Руцкого во время поездки в Иран, Пакистан и Афганистан на переговоры с руководством моджахедов по освобождению пленных российских граждан.

Был противником создания Высшего координационного совета Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР), в который в 1992 году вошли отделившиеся от ДУМЕС казанский муфтий Габдулла Галлиуллин, муфтий Башкирии Нурмухаммед Нигматуллин, саратовский имам М.Бибарсов, Нафигулла Аширов и А.-В.Ниязов.

В начале ноября 1992 решением VI чрезвычайного съезда мусульман ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Европейских стран СНГ, Т.Таджутдин назначен Верховным муфтием ЦДУМ.

В декабре 1993 года Р.Гайнутдин провозгласил создание Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России (первоначально в составе ЦДУМ), куда вошли мусульманские приходы Нижегородской, Ярославской, Владимирской, Тверской областей, а также Ставропольского и Краснодарского края; стал имам-мухтасибом (руководителем) ДУМЦЕР. На учредительном меджлисе в янв. 1994 избран имамом-мухтасибом (муфтием), председателем ДУМЦЕР.

В 1993-94 создал в Москве Высший исламский колледж (начал работу в 1994).

В марте 1994 г. выступил с заявлением по поводу обвинений в адрес А.В.Ниязова в гомосексуализме и его отношения к ИКЦ при Соборной мечети ("...за неоднократные нарушения Устава, а также за превышение своих полномочий и действия, приведших к расколу мусульманской общины не только Москвы, но и России, А.Ниязов был отстранен от занимаемого поста. Начиная с того времени его деятельность на этом посту прекратилась и не признавалась ни мной, ни Советом ИКЦ, который был образован Московской Соборной мечетью. Считаем, что нарушение им высоких требований мусульманской морали, приведшие к столь губительным последствиям, не дает право господину А.Ниязову впредь выступать от имени мусульман и мусульманских организаций столицы и более того - России".(www.flb.ru/Nyjas/abdul.html//).

Часто сопровождал министра иностранных дел Андрея Козырева в его поездках по странам исламского мира: в Ливан, Сирию, Египет, Иран, Турцию.

В сентябре 1994 Верховный муфтий Т.Таджутдин препринял попытку отстранить Р.Гайнутдина от руководства Московской Соборной мечети непосредственно в момент проповеди Гайнутдина. В результате на пятничной молитве 23 сентября 1994 президиумом ДУМЦЕР было принято "единогласное решение о каноническом выходе ДУМЦЕР из состава ЦДУМ".

ДУМЦЕР установил связи с ВКЦ ДУМР, но в его состав не вошел.

На организованном Т.Таджутдином Съезде мусульман России и европейских стран СНГ 17 января 1995 в Уфе Р.Гайнутдин был объявлен отстраненным от обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольнических действий арабских организаций, за нарушение канонов традиционного ислама".

Во время президентской выборной кампании 1996 года провел в стенах московской Соборной мечети однодневную международную конференцию "Ислам и демократия" (с участием дипломатов арабских стран). Докладчики сошлись во мнении, что эти понятия друг другу не противоречат и таким образом высказались "за Ельцина".

В июле 1996 года по иницативе Р.Гайнутдина был создан Совет муфтиев России, председателем которого он был избран.

В декабре 1998 поддержал инициативу Московской Патриархии по созданию Межрелигиозного совета России (МСР), в который вошли ОВЦС МП, СМР, Буддийская традиционная Сангха России и Конгресс еврейских религиозных объединений России (КЕРОР). Сопредседатель Межрелигиозного совета России.

18 января 1999 переименовал Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России в Духовное управление мусульман Европейской России (ДУМЕР).

16 марта 2000 на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным подарил ему кинжал, отметив, что по мусульманским обычаям такой подарок - знак высшего уважения к собеседнику.

22 марта 2000 на четвертом заседании МС вступил в конфликт с приглашенным в МС Т.Таджутдином и со скандалом покинул заседание.

В сентябре 2001 г. подписал открытое письмо депутатам Госсовета Татарии от татар, проживающих за пределами республики, с просьбой отказаться от перевода национальной письменности с кириллицы на латиницу ("Российская газета", 14 сентября 2001).

В октябре 2001 г. призвал государственную власть оказать помощь в решении проблем мусульман. По мнению Гайнутдина, угроза появления в России радикальных настроений среди мусульманской части населения весьма реальна. Речь идет о том, что на протяжении последних десяти лет множество молодых людей из числа верующих, не имея возможности получить религиозное образование в России, выезжали и продолжают выезжать для учебы в исламские страны. "Проучившись в этих странах по семь-восемь лет, молодые люди приезжают в Россию, где они начнут требовать для наших мусульман таких же условий жизни, какие существуют в чисто мусульманских странах, и такие случаи уже были". Гайнутдин высказал убеждение, что именно государство должно оказать мусульманам поддержку, в том числе и финансовую, выделить здания для создания исламских институтов и университетов, чтобы молодые мусульмане могли учиться в России. (НГ, 6 октября 2001)

В апреле 2003 г., в ответ на призыв Талгата Таджуддина объявить джихад США в связи с агрессией в Ираке, Гайнутдин сказал, что объявление джихада "не имеет ни богословской, ни правовой, ни моральной силы", а посему не подлежит выполнению. (Ведомости, 15 апреля 2003).

Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, сопредседатель Межрегионального совета России.

Считает, что "российские мусульмане исповедуют умеренный ислам, не противопоставляющий себя власти" (Московский комсомолец, 12 марта 2001). Заявлял, что Закон "О свободе совести" 1997 года полностью его устраивает.

Член Совета по взаимодействию религиозных организаций при Президенте России.

Поддерживает хорошие отношения с рядом арабских фондов (среди которых называют саудовский фонд "Ибрагим-аль-Ибрагим"), а также, по некоторым данным, со спонсорами из Турции. Опирается на поддержку некоторых предприятий, созданных в России татарскими предпринимателями. Шейх. Член Исполкома Всемирного татарского конгресса.

Награжден орденами Дружбы и Почета.

Дата рождения: 25 августа 1959 г. Страна: Россия Биография:

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин — Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России .

Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) родился 25 августа 1959 года в Татарстане. Учился в Шалинской сельской татарской школе, завершил среднее образование в школе г. Казани.

В 1979 году Равиль Гайнутдинов поступил в Исламское медресе «Мир-Араб» в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил семилетний курс этого медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети «Нур Ислам».

В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети, и уже в 1988 году становится главным имам-хатыбом - настоятелем Московской Соборной мечети.

В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра г. Москвы и Московской области.

В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Шейх Равиль Гайнутдин избирается Муфтием, а также Председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России.

В 1996 г. на 1-ом Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран Председателем Совета муфтиев России.

Муфтий Равиль Гайнутдин участник многих Международных форумов и конференций, представлял мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Финляндии, ФРГ, Италии, США, Малайзии и др. В составе официальных правительственных делегаций Российской Федерации принимал участие в межгосударственных переговорах и личных встречах с высшим руководством Ирана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Афганистана, Малайзии, Азербайджана.

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России.

В своих проповедях и повседневной религиозной деятельности Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога и братского сотрудничества между всеми народами, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Он является подписантом Договора «Об общественном согласии», предложенным Президентом Российской Федерации.

В 1997 году под патронатом Мэра Москвы Ю.М. Лужкова и Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина было завершено строительство в Москве на Поклонной горе Мемориальной мечети «Шухада» (Память) в честь павших воинов мусульман в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , ставшей заметной вехой в духовной и культурной жизни российских мусульман и одной из жемчужин культовой архитектуры Столицы.

В 1998 году Муфтий Равиль Гайнутдин стал одним из главных учредителей Межрелигиозного Совета России, куда вошли все Главы традиционных конфессий Российской Федерации. Он является одним из инициаторов и Сопредседателем Оргкомитета по проведению Второго Миротворческого Форума по взаимодействию традиционных религий и культур, который состоится в Москве 2-3 марта 2004 года в Свято-Даниловом монастыре и проводится при благожелательном участии Патриарха Всея Руси Алексия II по инициативе , Глав религиозных конфессий стран СНГ.

Муфтий Равиль Гайнутдин является автором концептуальной идеи разработки и руководителем творческого коллектива ученых-создателей фундаментального труда — «Основные положения социальной программы российских мусульман», ставшего базисной программой взаимоотношений мусульман с обществом и светским государством по ряду важнейших социальных проблем, который вышел в свет в 2001 году и сразу получил самый положительный резонанс и одобрение не только среди российской общественности, но и за рубежом.

В 2001 Муфтий Равиль Гайнутдин закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации «Государственное и муниципальное управление», а в 2003 году на кафедре религиоведения РАГС им была защищена научная диссертацию на тему: «Ислам в России (опыт философского анализа)».

По материалам Muslim.ru

Место работы: Совет муфтиев России (Председатель) Место работы: Духовное управление мусульман Европейской части России (Председатель) Награды:

Муфтий Равиль Гайнутдин удостоен многих правительственных наград, в том числе: в 1997г. был награжден Орденом Дружбы, а в 2004 г. Указом Президента России В.В. Путина он удостоен высшим государственным знаком отличия — Орденом Почета за большой вклад в дело укрепления межконфессионального мира и согласия, национального единства и духовного возрождения народов Российской Федерации.

Web-сайт:

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин – Председатель Совета муфтиев России, Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России. Равиль Гайнутдин (Гайнутдинов Равиль Исмагилович) родился 25 августа 1959 года в Татарстане.

В 1985 году был избран ответственным секретарем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. В 1987 году Равиль Гайнутдин был утвержден на должность имама-хатыба Московской Соборной мечети, и уже в 1988 году становится главным имам-хатыбом – настоятелем Московской Соборной мечети. В 1991 году Равиль Гайнутдин был избран Президентом Исламского Центра г. Москвы и Московской области. В 1994 г. на учредительном Меджлисе мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Шейх Равиль Гайнутдин избирается Муфтием, а также Председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона, преобразованного в 1998 г. в Духовное управление мусульман Европейской части России. В 1996 г. на 1-ом Меджлисе руководителей Духовных Управлений мусульман России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин был избран Председателем Совета муфтиев России.

Муфтий Равиль Гайнутдин участник многих Международных форумов и конференций, представлял мусульман Российской Федерации в Марокко, Саудовской Аравии, Египте, Финляндии, ФРГ, Италии, США, Малайзии и др. В составе официальных правительственных делегаций Российской Федерации принимал участие в межгосударственных переговорах и личных встречах с высшим руководством Ирана, Пакистана, Сирии, Египта, Ливана, Саудовской Аравии, Афганистана, Малайзии, Азербайджана. Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин кандидат философских наук, автор многих научных трудов по мусульманскому богословию, мусульманской догматике и праву. Он является профессором Московского высшего духовного исламского колледжа, академиком Международной Академии наук Евразии, Международной Славянской Академии по науке, образованию, культуре и религии, Международной Академии информатизации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Общественной Палаты Российской Федерации.

Муфтий Равиль Гайнутдин является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, членом Президиума и Сопредседателем Межрелигиозного Совета России. В своих проповедях и повседневной религиозной деятельности Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога и братского сотрудничества между всеми народами, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Он является подписантом Договора "Об общественном согласии», предложенным Президентом Российской Федерации.

В 1997 году под патронатом Мэра Москвы Ю.М.Лужкова и Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина было завершено строительство в Москве на Поклонной горе Мемориальной мечети «Шухада»(Память) в честь павших воинов мусульман в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. , ставшей заметной вехой в духовной и культурной жизни российских мусульман и одной из жемчужин культовой архитектуры Столицы. В 1998 году Муфтий Равиль Гайнутдин стал одним из главных учредителей Межрелигиозного Совета России, куда вошли все Главы традиционных конфессий Российской Федерации. Он является одним из инициаторов и Сопредседателем Оргкомитета по проведению Второго Миротворческого Форума по взаимодействию традиционных религий и культур, который состоится в Москве 2-3 марта 2004 года в Свято-Даниловом монастыре и проводится при благожелательном участии Патриарха Всея Руси Алексия II по инициативе Межрелигиозного Совета России, Глав религиозных конфессий стран СНГ. Муфтий Равиль Гайнутдин является автором концептуальной идеи разработки и руководителем творческого коллектива ученых-создателей фундаментального труда -«Основные положения социальной программы российских мусульман», ставшего базисной программой взаимоотношений мусульман с обществом и светским государством по ряду важнейших социальных проблем, который вышел в свет в 2001 году и сразу получил самый положительный резонанс и одобрение не только среди российской общественности, но и за рубежом.

В 2001 Муфтий Равиль Гайнутдин закончил Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации по специализации «Государственное и муниципальное управление», а в 2003 году на кафедре религиоведения РАГС им была защищена научная диссертацию на тему: “Ислам в России (опыт философского анализа)".

Муфтий Равиль Гайнутдин за большой вклад в дело укрепления межконфессионального мира и согласия, национального единства и духовного возрождения народов нашей страны был награжден государственными наградами Российской Федерации, в том числе: Орденом Дружбы (1997г), Орденом Почета (2004 г), а также государственной наградой Республики Казахстан: Юбилейной медалью «10 лет городу Астана», Орденом республики Ингушетия «За Заслуги», в 2006 году награжден почетным знаком «Общественное признание» - за укрепление межконфессионального мира, в феврале 2007 года Золотой медалью Российского фонда мира в марте 2008 года высшей общественной наградой «Гордость России», в августе 2009 года наградой Союза общественных объединений «Российская нация» общенациональным общественным Орденом «Российская нация. и рядом других общественных наград.

Благодарность Мэра Москвы «За большой вклад в укрепление межконфессиональого мира и согласия. Август 2009 г.

11 августа 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о награждении Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени Председателя Совета муфтиев России, председателя Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия Шейха Равиля Гайнутдина.

21 августа 2009 Указ Президента РТ № УП 443 года медаль Республики Татарстан «За доблестный труд».Учился в Шалинской сельской татарской школе, завершил среднее образование в школе г. Казани. В 1979 году Равиль Гайнутдинов поступил во всемирно известное Исламское медресе "Мир-Араб" в Бухаре. Экстерном за 4 года с отличием окончил семилетний курс этого медресе и получил назначение первым имам-хатыбом Казанской Соборной мечети "Нур Ислам".

Родился 25 августа 1959 в деревне Шали Татарской АСС, татарин. отец работал в системе райпотребсоюза, мать была швеей,

С отличием окончил Казанское театральное училище. Имеет высшее духовное образование (учился в медресе Мир-Араб в Бухаре, в которое поступил в 1979 и окончил в 1984 году). Заочно окончил факультет режиссуры Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии. В 2001 году окончил Академию госслужбы (2001). Кандидат философских наук.

До 1979 года работал на казанском телевидении, в том числе выпускающим редактором информационных программ.

После медресе служил первым имам-хатыбом во Второй казанской мечети "Нур Ислам".

В 1985 был переведен в Уфу в Духовное управление мусульман к Верховному муфтию, председателю Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС, с центром в Уфе). Работал помощником муфтия по оргвопросам.

С 1986 года - ответственный секретарь ДУМЕС.

В ноябре 1987 г. переведен в Москву; в 1987-88 гг.- третий, затем второй имам-хатыб московской Соборной мечети.

С 1987 - зам.председателя совета Московского городского добровольного общества татарской культуры "Туган тэл".

Лучшие дня

Летом 1988 года избран первым имам-хатыбом московской Соборной мечети.

В апреле 1991 создал при поддержке посольства Саудовской Аравии Исламский культурный центр при Московской Соборрной мечети; избран президентом Исламского культурного центра (ИКЦ).

В 1992 году во время поездки Р.Гайнутдина в Хельсинки, гендиректор ИКЦ Абдул-Вахед Ниязов Ниязов пытался совершить переворот в московском муфтияте. После возвращения Р.Гайнутдин изгнал А.-В.Ниязова вместе с его сторонниками из Соборной мечети и создал при мечети новый Иламский культурный центр.

В декабре 1991 года сопровождал вице-президента РФ Александра Руцкого во время поездки в Иран, Пакистан и Афганистан на переговоры с руководством моджахедов по освобождению пленных российских граждан.

Был противником создания Высшего координационного совета Духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР), в который в 1992 году вошли отделившиеся от ДУМЕС казанский муфтий Габдулла Галлиуллин, муфтий Башкирии Нурмухаммед Нигматуллин, саратовский имам М.Бибарсов, Нафигулла Аширов и А.-В.Ниязов.

В начале ноября 1992 решением VI чрезвычайного съезда мусульман ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и Европейских стран СНГ, Т.Таджутдин назначен Верховным муфтием ЦДУМ.

В декабре 1993 года Р.Гайнутдин провозгласил создание Духовного управления мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России (первоначально в составе ЦДУМ), куда вошли мусульманские приходы Нижегородской, Ярославской, Владимирской, Тверской областей, а также Ставропольского и Краснодарского края; стал имам-мухтасибом (руководителем) ДУМЦЕР. На учредительном меджлисе в янв. 1994 избран имамом-мухтасибом (муфтием), председателем ДУМЦЕР.

В 1993-94 создал в Москве Высший исламский колледж (начал работу в 1994).

В марте 1994 г. выступил с заявлением по поводу обвинений в адрес А.В.Ниязова в гомосексуализме и его отношения к ИКЦ при Соборной мечети ("...за неоднократные нарушения Устава, а также за превышение своих полномочий и действия, приведших к расколу мусульманской общины не только Москвы, но и России, А.Ниязов был отстранен от занимаемого поста. Начиная с того времени его деятельность на этом посту прекратилась и не признавалась ни мной, ни Советом ИКЦ, который был образован Московской Соборной мечетью. Считаем, что нарушение им высоких требований мусульманской морали, приведшие к столь губительным последствиям, не дает право господину А.Ниязову впредь выступать от имени мусульман и мусульманских организаций столицы и более того - России".(www.flb.ru/Nyjas/abdul.html//).

Часто сопровождал министра иностранных дел Андрея Козырева в его поездках по странам исламского мира: в Ливан, Сирию, Египет, Иран, Турцию.

В сентябре 1994 Верховный муфтий Т.Таджутдин препринял попытку отстранить Р.Гайнутдина от руководства Московской Соборной мечети непосредственно в момент проповеди Гайнутдина. В результате на пятничной молитве 23 сентября 1994 президиумом ДУМЦЕР было принято "единогласное решение о каноническом выходе ДУМЦЕР из состава ЦДУМ".

ДУМЦЕР установил связи с ВКЦ ДУМР, но в его состав не вошел.

На организованном Т.Таджутдином Съезде мусульман России и европейских стран СНГ 17 января 1995 в Уфе Р.Гайнутдин был объявлен отстраненным от обязанностей священнослужителя "за поддержку раскольнических действий арабских организаций, за нарушение канонов традиционного ислама".

Во время президентской выборной кампании 1996 года провел в стенах московской Соборной мечети однодневную международную конференцию "Ислам и демократия" (с участием дипломатов арабских стран). Докладчики сошлись во мнении, что эти понятия друг другу не противоречат и таким образом высказались "за Ельцина".

В июле 1996 года по иницативе Р.Гайнутдина был создан Совет муфтиев России, председателем которого он был избран.

В декабре 1998 поддержал инициативу Московской Патриархии по созданию Межрелигиозного совета России (МСР), в который вошли ОВЦС МП, СМР, Буддийская традиционная Сангха России и Конгресс еврейских религиозных объединений России (КЕРОР). Сопредседатель Межрелигиозного совета России.

18 января 1999 переименовал Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона (ДУМЦЕР) России в Духовное управление мусульман Европейской России (ДУМЕР).

16 марта 2000 на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным подарил ему кинжал, отметив, что по мусульманским обычаям такой подарок - знак высшего уважения к собеседнику.

22 марта 2000 на четвертом заседании МС вступил в конфликт с приглашенным в МС Т.Таджутдином и со скандалом покинул заседание.

В сентябре 2001 г. подписал открытое письмо депутатам Госсовета Татарии от татар, проживающих за пределами республики, с просьбой отказаться от перевода национальной письменности с кириллицы на латиницу ("Российская газета", 14 сентября 2001).

В октябре 2001 г. призвал государственную власть оказать помощь в решении проблем мусульман. По мнению Гайнутдина, угроза появления в России радикальных настроений среди мусульманской части населения весьма реальна. Речь идет о том, что на протяжении последних десяти лет множество молодых людей из числа верующих, не имея возможности получить религиозное образование в России, выезжали и продолжают выезжать для учебы в исламские страны. "Проучившись в этих странах по семь-восемь лет, молодые люди приезжают в Россию, где они начнут требовать для наших мусульман таких же условий жизни, какие существуют в чисто мусульманских странах, и такие случаи уже были". Гайнутдин высказал убеждение, что именно государство должно оказать мусульманам поддержку, в том числе и финансовую, выделить здания для создания исламских институтов и университетов, чтобы молодые мусульмане могли учиться в России. (НГ, 6 октября 2001)

В апреле 2003 г., в ответ на призыв Талгата Таджуддина объявить джихад США в связи с агрессией в Ираке, Гайнутдин сказал, что объявление джихада "не имеет ни богословской, ни правовой, ни моральной силы", а посему не подлежит выполнению. (Ведомости, 15 апреля 2003).

Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, сопредседатель Межрегионального совета России.

Считает, что "российские мусульмане исповедуют умеренный ислам, не противопоставляющий себя власти" (Московский комсомолец, 12 марта 2001). Заявлял, что Закон "О свободе совести" 1997 года полностью его устраивает.

Член Совета по взаимодействию религиозных организаций при Президенте России.

Поддерживает хорошие отношения с рядом арабских фондов (среди которых называют саудовский фонд "Ибрагим-аль-Ибрагим"), а также, по некоторым данным, со спонсорами из Турции. Опирается на поддержку некоторых предприятий, созданных в России татарскими предпринимателями. Шейх. Член Исполкома Всемирного татарского конгресса.

Награжден орденами Дружбы и Почета.

Платки
Пендригон 04.02.2015 07:28:09

Девочки горько плачут без платков в школах - это что, воспалённый бред, или анекдот? Дел других нет?

- Уважаемый муфтий, вы помните, кто научил вас первой молитве?

Есть два вида молитв: намаз - молитва как земной поклон, и молитва-мольба, которая совершается и стоя, и сидя, и в любой момент. Вот такой молитве-мольбе на арабском языке меня научила бабушка, мне было тогда пять-шесть лет. Молитв было несколько, и я читал их перед сном.

- У вас была религиозная семья?

Я родился и вырос в татарской деревне, а именно в деревнях вера была сохранена. Если рождался ребёнок, то обязательно совершался обряд имянаречения. Если человек уходил из земной жизни, совершали поминальную молитву. По праздникам, если власти не разрешали открывать мечети, люди собирались на кладбище и там совершали намазы. А по пятницам на богослужения собирались у кого-нибудь дома.

Как отнеслись родители к тому, что бабушка учила вас молитвам? Всё-таки советская власть тогда не приветствовала религиозность.

Родители радовались, что их ребёнок растет послушным и богобоязненным, что он воспитывается на религиозных традициях. Это уже потом, в школе нам стали прививать идеологию.

Почему в вашей официальной биографии на многих сайтах пропущен период вашей учебы в казанском театральном училище? Это специально замалчивается?

Нет. Наоборот, в своих интервью я часто рассказываю об этом специально. Имам - представитель ислама. Исходя из этого, я всегда говорю о том, что наши имамы должны быть не только грамотными и образованными, здоровыми, чтобы у них были здоровые зубы, хорошая дикция, а внешне они должны быть привлекательны, они ещё должны уметь держать себя в обществе, иметь хорошую дикцию, уметь логически мыслить и излагать мысли.

Последнее связано и с тем, как сегодня представляют мусульман в кино и на телевидении. Чаще всего их показывают бандитами, с оружием в руках, с зелёной повязкой на лбу, невоспитанными и злыми. Такие мусульмане в кино убивают русских, они террористы, а русский парень, хорошо одетый, едет на БТР и убивает этого мусульманина. Нельзя такими примерами воспитывать будущее поколение, разделяя общество на хорошие и плохие народы. Дети из горных селений, посмотрев такой фильм, будут думать, что нужно уходить в горы и защищать свой народ от русских, которые убивают мусульман.

Поэтому я говорю приёмным комиссиям наших учебных заведений, что на учёбу брать нужно людей с добрым лицом. Я сам закончил театральное училище и знаю, как важно священнослужителю знание некоторых способов и приёмов передачи своих мыслей, где и на каком месте делать акцент. Мне очень помогает моё первое образование. Я ввел в Московском исламском университете специальный предмет - хутба - гомилетика- риторика.

- Какое отделение в училище вы закончили?

Актёрское.

- Вы что, в самом деле хотели стать актёром?

Это было юношеское, немного романтическое увлечение. Я очень любил татарский театр и помню, как в деревне семьями собирались у тех, у кого был телевизор, когда показывали татарский спектакль. Мы были влюблены в наших актрис! Мы хотели подражать нашим артистам, быть похожими на них! Это очень свойственно юности, так ведь?

- Православная церковь двояко относится к театру. Как ислам относится к этому виду искусства?

Если спектакли носят воспитательные функции, если они пробуждают в человеке добро, то такие приветствует. Но сегодня в театре есть спектакли, которые пропагандируют пошлость, разврат и безнравственность. Такие спектакли религия, конечно, приветствовать не может.

- В Москве часто ходите в театр?

Очень редко. Но когда я бываю в Казани или Уфе, то в свою программу обязательно включаю посещение театра.

- Закончив театральное училище, в театр работать вы не пошли?

Нет, меня пригласили работать на телевидение. Сначала я был ассистентом режиссёра в редакции литературно-драматических передач. Спустя время в этой же должности я стал выполнять обязанности режиссёра и, видимо, я был надёжным человеком, если мне доверяли быть выпускающим редактором всех вечерних программ. Спустя время руководство казанской студии телевидения захотело, чтобы я стал работать режиссёром, и послали меня поступать на заочное отделение ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

Я горжусь, что был первым выпускающим на казанской студии телевидения, кто предложил, чтобы ведущая читала текст сидя в кресле свободно, непринужденно, на красивом фоне, а не за столом.

- Как же получилось, что вы стали священнослужителем?

К тому времени я уже начал изучать Коран, совершать намазы, ходить в мечеть. Я познакомился с двумя студентами бухарского медресе и вместе с ними изучал арабский язык и Коран. Потом мне поступило предложение поехать учиться в Бухарское исламское медресе «Мир-Араб» на имама.

Когда о моём решении поехать в Бухару стало известно многим, меня пригласил на беседу уполномоченный по делам религии при Совете министров СССР по Татарской АССР и почти два часа уговаривал меня не ехать. «Куда ты едешь? Кому ты потом будешь нужен? Посмотри, ведь никто не ходит в мечеть! Что ты будешь делать, когда вернешься?»- говорил он мне. Убеждал меня в неверности моего решения: «Ты же образованный человек и театральное с красным дипломом закончил, общаешься с такими уважаемыми людьми на телевидении, деятелями науки и культуры! Одумайся!» Но я был твёрд в своём решении.

Когда вы поступили в медресе, не было у вас чувства одиночества или понимания, что к вам в советском обществе будут относиться как к изгою?

Ничего подобного не было. Учился я хорошо, у меня была хорошая, натренированная ещё в театральном училище память - там приходилось заучивать очень большие тексты. В медресе нам задавали каждый день учить аяты из Корана, и каждый день я выучивал их наизусть.

- Сколько вам было тогда лет?

Двадцать один год.

- И вы в таком возрасте совсем не интересовались мирской жизнью, только учились?

Она у меня была. К тому времени я уже был женат, родилась дочь, и семья жила вместе со мной в Бухаре. Вместе со мной учились ребята из других городов, и они тоже были со своими семьями. Мы ходили друг к другу в гости, готовили плов.

У нас был преподаватель персидского языка, он курировал культурную жизнь студентов медресе. В те времена нас обязывали читать советские газеты и ходить в кино. Каждую пятницу мы ходили в городской кинотеатр «Бухара» на премьеру нового фильма, то есть можно сказать, что жили нормальной жизнью советского человека.

- Чем занимаются ваши дочери?

Они уже взрослые. Старшая, можно сказать, пошла по моим стопам, только в преподавательской деятельности - закончила институт стран Азии и Африки при МГУ, сейчас работает старшим преподавателем на кафедре арабской филологии МГУ и готовится к защите кандидатской на тему: «Образы пророков в Коране и Сунне». Младшая закончила тот же институт и работает переводчиком с турецкого языка.

- У вас есть семейные традиции?

Новый год - семейный праздник, и мы всегда отмечаем его дома с семьей. Но у мусульман два Новых года - светский и по лунному календарю. Каждый Новый год мы встречаем чтением священного Корана и обращением к Всевышнему, чтобы год был благополучным.

- Какие подарки дарят вам жена и дети на день рождения?

Разные. Могут подарить красивую рубашку или галстук, хорошую ручку - «Паркер» или «Монтеграппа». Недавно дети подарили мне цифровой фотоаппарат. Когда с супругой были на отдыхе, я брал его с собой и фотографировал красивые места.

- Быстро научились пользоваться?

По-моему, там ничему не надо учиться.

- А где вы обычно отдыхаете?

Я предпочитаю спокойный отдых, и чаще всего мы выбираем один и тот же санаторий в Сочи. Зимой мы едем в Карловы Вары, туда нас приглашает директор отеля, он татарин. В этом отеле отдыхают и Шаймиев, и главы администраций. Рядом с этим отелем находится другой отель «Московский дворик», где отдыхают члены московского правительства, среди которых есть и мои хорошие знакомые, с которыми мне случается вместе отдыхать.

- Во время отдыха вы можете ходить в обычной одежде?

Уезжая в отпуск, я всегда беру с собой ритуальную одежду - чапан, рабайю, накидку и чалму, потому что в Сочи, например, встречаюсь с прихожанами местной мусульманской общины и администрацией города и Краснодарского края. Но в санатории ношу обычную одежду.

- И можете даже джинсы надеть?

Могу и джинсы надеть. Могу и спортивный костюм, если мне в нём удобнее. В Мацесте я именно так и делаю, ещё надеваю куртку, бейсболку и солнцезащитные очки.

- Спортом не занимаетесь?

Нет. Я совершаю намаз, а это очень хорошая тренировка. Намаз очень полезен не только для души, но и для здоровья.

А ещё я люблю сам водить машину. И люблю скорость.

- В Москве особенно не разгонишься!

Но я же выезжаю и за город. Вот там…

- И какую самую большую скорость могли себе позволить?

Мне помощники не разрешают особенно разгоняться. Самая большая скорость у меня была 140-150 километров.

- У вас есть любимая марка машины?

Уже несколько лет у меня машины марки «Ауди» - сначала была «Ауди-100» чёрного цвета, потом серебристая «Ауди-100», а сейчас «Ауди-А6», опять же серебристая.

- Цвет так важен для вас?

Он влияет на настроение. Чёрный более солидный, но когда сам выезжаю с супругой, мне хочется, чтобы машина поднимала настроение, а не показывала, какой важный человек едет в ней. Мне важны габариты машины, её комфортность, управляемость. Возможно, есть машины лучше, чем «Ауди», но я привык к ней. Хотя моя служебная машина - «Мерседес».

- Насколько я знаю, вам доводилось общаться с королями.

Хвала Всевышнему! Это для меня было большой честью. Я встречался с несколькими королевскими особами. Я был в резиденции короля Марокко Хасана II и тогда познакомился с его сыновьями. Во время этого Рамазана я получил приглашение посетить Марокко и присутствовать на Хасанинских чтениях. Эти чтения проводились ещё и при жизни Хасана II, он сам участвовал в них, сидел на полу на коврике рядом с простыми мусульманами и слушал учёных.

Он и сам был глубоко религиозным и богословско-образованным. Будучи потомком нашего пророка, носил титул «Амируль- Муэминин» (Повелитель правоверных - А.М.).

- Какими вам показались монаршие особы?

Думаю, что они светские люди. Сейчас они ещё и деловые люди, управляют своими государствами, своими подданными. Поскольку они потомственные монархи, они строго соблюдают традиции.

- Вы, наверное, бывали в их дворцах. Восточная роскошь - это действительно что-то сказочное?

Восток всегда роскошь. Даже если что-то сделано из обычного стекла, то стекло цветное. Восток - это великолепное многоцветие, это золото, серебро, шёлк, кожа.

Дворцы монархов очень красивые. Но не только своими дворцами они гордятся. Хасан II построил в Касабланке фантастическую мечеть, которая наступает прямо на море, а её минарет служит ещё и маяком. Для этой мечети были заказаны в Италии роскошные хрустальные люстры. В ней есть поднимающиеся и опускающиеся стены. Когда мечеть превращается в учебное заведение, то стены поднимаются, и пространство превращается в классы. Когда наступает время молитвы, стены опускаются. Фантастика!

Я знаком с нынешним королем Саудовской Аравии и молодым королем Иордании. Король Саудовской Аравии - очень опытный человек: он был и министром иностранных дел, и премьер-министром, и выполнял функции короля во время болезни своего брата-короля. Король Иордании сам управляет самолётом, ведёт переговоры на английском, в отличие от короля Саудовской Аравии может появиться на светском мероприятии со своей молодой королевой в современном костюме.

Мне довелось видеть султана Брунея на приёме в Кремле. Самый богатый человек в мире был без короны и вообще без каких-либо золотых украшений. Он был одет в строгий чёрный костюм и мягкие кожаные сапожки.

- Бывает, что вы задумываетесь о пройденном пути? Многое удалось сделать?

Оглядываясь на пройденный путь, понимаю, что сделано немало. Я рад, что был причастен к духовному возрождению нашего общества, нашей религии и к строительству новых мечетей.

Я принимал участие в создании межрелигиозного совета и развитии диалога с нашими братскими церквями. Мне довелось принимать участие в процессе того, чтобы Россия стала членом наблюдательного совета организации «Исламская конференция», я лично встречался с генеральным секретарем этой организации по этому поводу.

Но я не останавливаюсь на достигнутом и продолжил своё образование - закончил академию госслужбы при президенте. Теперь у меня есть специальность «Муниципальное и государственное управление».

- Это-то вам зачем?

Я же являюсь не только духовным лицом - имамом, я ещё и управляю. В структуру управления совета муфтиев входят несколько тысяч мечетей, в которых работают тысячи имамов, также у нас есть учебные заведения. Всем этим нужно управлять.

Кроме этого, когда в обществе начали обсуждать вопрос введения в школьную программу предмета «Основы православной культуры», мы стали спрашивать: «А где же «Основы исламской культуры»? Начались переговоры с министерством образования, там нашлись люди, которые говорили нам, что они светские ученые, и светским ученым трудно вести диалог с религиозными деятелями, и что светские ученые думают немного по-другому, чем религиозные деятели. Вот поэтому, как только я закончил Российскую академию госслужбы при Президенте Российской Федерации, тут же начал писать кандидатскую диссертацию и защитил её. Теперь я кандидат философских наук. И это я сделал не для того, чтобы заполучить авторитет, а для того, чтобы ответить некоторым лицам из министерства образования РФ, что я не только духовное лицо, но ещё и учёный и могу вести достойный диалог со светскими учёными.

- У вас бывает желание хоть пять минут побыть простым человеком?

Бывает, когда очень устаю, ведь случается, что работать приходится и в субботу, и в воскресенье. Иногда хочется, чтобы тебя никто не узнавал.

- Получается?

К сожалению, нет. Стоит мне вместе с супругой прийти в магазин - а там ведь работают и мусульмане, - как меня узнают, несмотря на то, что я могу быть в цивильном костюме, здороваются, разглядывают меня и супругу, какие мы в жизни. Это конечно, немного смущает. Но у себя на даче я могу позволить себе погулять в простой рубашке и обыкновенных шлёпках. Это я могу позволить себе только на отдыхе, так как мой сан и статус требуют соблюдения определённых правил поведения.

Загрузка...