domvpavlino.ru

Население Австралии. Коренное население Австралии. Австралийские аборигены: описание, фото, интересные факты

Как только голландцы ступили на берег Австралии, которая была в те времена западной южной землей, перед ними сразу же предстали представители древнейшей на планете цивилизации – австралийские аборигены.

К гостям из Европы коренные жители материка отнеслись крайне осторожно . Особенно аборигены Австралии начали возмущаться, когда на земли Зеленого Континента зачастили любопытные мореплаватели из Европы. Так кто же такие аборигены Австралии и каков был их уклад жизни?

Типичный внешний вид австралийского аборигена

Одна из версий говорит о том, что первые жители появились в Австралии примерно 50 тысяч лет назад .

Но некоторые исследователи и ученые утверждают, что люди жили на территории Австралии и 70 тысяч лет назад , когда от материка еще не отделились Новая Гвинея и Тасмания.

Прибыли на Зеленой Континент первые жители Австралии по морю. Откуда именно они иммигрировали по сегодняшний день неизвестно.

Уклад жизни аборигенов Австралии оставался более сорока тысяч лет в неизменном виде. Если бы европейцы не начали осваивать эти отдаленные земли, коренное население Австралии долгое время не узнало бы что такое письменность, радио и телевидение.

До сих пор придерживаются своих давних традиций и привычек аборигены таинственного и магического аутбэка Австралии. Этих людей можно назвать настоящими представителями первобытного уклада жизни .

На фото представлены ритуальные обряды аборигенов Австралии:

В этом засушливом и бесплодном районе на сегодняшний день проживает 17% аборигенов, которые проживают в Австралии. Крупнейшее поселение составляет 2500 человек .

Квалифицированную медицинскую помощь здесь начали оказывать только, начиная с 1928 года . Также здесь отсутствуют какие-либо учебные заведения, а дети обучаются по радио.

Как выглядят бушмены Австралии?

Темнокожий человек с пышной копной вьющихся волос, выпуклой лицевой частью черепа, а также широким основанием носа – именно так выглядит типичный абориген Австралии.

Характерное телосложение бушменов (так называют коренное население материка) достаточно щуплое, но при этом бушмены Австралии спортивны и имеют развитую мускулатуру.

Фото австралийских бушменов :

10 % живших на Соломоновых островах к северо-востоку от Австралии аборигенов с темной кожей имели цвет волос оттенка блонд. Ученые долго спорили, не связано ли это с европейскими экспедициями к южной земле.

Вывод исследователей говорит о том, что такая, казалось бы, несовместимость темной кожи и светлых волос – это генетическая мутация тысячелетней давности.

Современные аборигены Австралии (фото) :

Аборигены Австралии делятся на три расы. Самое темнокожее коренное население Австралии проживает сегодня в провинции Северный Квинсленд.

Украшение тела аборигенов Австралии – шрамирование (фото):



Самые высокие аборигены Австралии, которых ученые относят к третьей волне переселенцев, проживают на севере материка. У них темная кода, а растительность на голове и теле практически отсутствует.

А вот долину крупнейшей реки Зеленого Континента Муррей населяют коренные жители мюррейского типа . Население среднего роста с густыми волосами на теле и голове ученые относят ко второй волне переселенцев-мореплавателей.

Фото традиционного вида оружия аборигена Австралии – бумеранг :


Язык аборигенов Австралии

До появления на материке европейцев аборигены говорили на 500 наречиях , каждый язык из которых не был похож на другой. На сегодняшний каждое коренное племя австралийцев имеет свой собственный уникальный язык.

Важно знать! В основном языки аборигенов Австралии существуют в устном виде, так как некоторые племена, так и не освоили письменность.

Мелодически ни на один из африканских, европейских или азиатских языков эти диалекты не похожи. Сегодня лингвисты говорят о том, что аборигены Австралии говорят более чем на двух ста языках .

Танцы аборигенов Австралии – подражание повадкам животных (фото):

Интересно , что практически все жители племен аборигенов Австралии говорят на английском языке.

Обычаи аборигенов Австралии

Священная австралийская гора Улуру – это главный объект поклонения бушменов . Коренное население Австралии говорит, что эта скала является дверью между мирами.

Важно знать! Ученые утверждают, что святыне коренного населения Австралии более шести миллионов лет.

Называют эту гору по-разному. Так в Европе горе Улуру дали название Эйрс или Айрес-Рок. Очень популярным видом отдыха являются экскурсионные туры к этому необычному природному явлению и местной святыне.

Внимание! Не раз туристы, которые пытались взобраться на вершину горы, трагически погибали. Не стоит «заигрывать» со смертью в этих таинственных местах, ведь не зря же существуют обычаи.

Различные обряды, которые проводились тысячи лет назад, и по сегодняшний день практикуют коренные жители Австралии у горы Улуру. Поверье гласит, что поднятие на вершину приведет к гневу духов и предков .

Изобретение бумеранга и традиционная дудка аборигенов диджериду

Мало кто знает, но изобретение бумеранга принадлежит австралийцам. Управлять им могут только настоящие воины.

Этому искусству коренные жители обучают туристов на восточном побережье в местечке Тжапукай .

Культура, быт и традиции коренного населения Австралии очень разнообразны .

Так, в племенах, которые населяют северные районы материка, пользуются популярностью индивидуальное пение под сопровождение ударных инструментов. А вот в центре и в южных частях Зеленого Континента популярно групповое пение.

Интересно , что ряд музыкальных инструментов коренного населения Австралии имеет священное значение. К примеру, магическая гуделка аборигенов из камня и дерева, с нанесенными сакральными символами. Она издает очень странные и ужасающие звуки.

А вот созданный природой диджериду – это духовный музыкальный инструмент бушменов . Съеденный внутри термитами ствол бамбука или эвкалипта, длина которого от одного до трех метров, коренные жители Австралии и по сегодняшний день украшают тотемными символическими изображениями.

Важно знать! На протяжении многих веков аборигены Зеленого Континента знали о движениях звезд и планет благодаря каменному сооружению, которое в точности повторяет знаменитый Стоунхендж. Находится он на пути от Мельбурна к Джелонгу. Расположенные сто каменных огромных глыб высотой от полуметра до метра в точности указывают на летнее и зимнее солнцестояние, а также на дни равноденствия.

Аборигены Австралии – это коренное население Зеленого Континента, которое по сегодняшний день хранит традиции , обычаи и даже уклад жизни людей, которые проживали на территории материка тысячи лет назад.

Благодаря их культуре можно узнать, как жили люди в Австралии до прибытия на континент европейцев. Надо сказать, что жизнь многонационального цивилизованного общества существенно отличается от образа жизни коренных жителей. В этом вся Австралия!

Предлагаем вам посмотреть интересное видео о том, как австралийские аборигены демонстрируют ритуальные танцы, метание копья, старинный музыкальный инструмент — диджериду:

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.

Австралийские аборигены, то есть коренные жители Австралии, численность которых сейчас составляет около полумиллиона человек, живут большей частью в удаленных от городов районах северной половины материка. Еще недавно существование исконных народов, населявших Австралию, было под угрозой. С началом европейской колонизации на их земли пришли эпидемии, вытеснение с родных земель и бесконтрольное физическое уничтожение. Британцы, придя на новые земли и сочтя жившие там племена за примитивнейших людей, недалеко ушедших от обезьяны, не церемонясь вырезали их целыми деревнями. К 1921 году их численность упала до 60 тыс. чел, в то время как ко времени открытия Австралии европейцами их было примерно 1 млн. чел.

Но в 20 веке правительство Австралии озаботилось проблемами коренного населения , стали создаваться резервации, выделялись государственные финансы и собирались пожертвования, так что с учетом большой рождаемости сейчас их численность резко возросла.

Ученые выделяют австралийских аборигенов в отдельную австралийскую ветвь австралоидной расы. Внешне это высокие люди с черными волнистыми волосами, большими выступающими вперед надбровными дугами, крупным носом с широкими ноздрями и глубоко посаженными глазами. Их отличают очень крупные зубы, вытянутая форма черепа с очень толстыми костями черепа и крайне темная пигментация кожи и глаз. Среди аборигенов встречаются натуральные блондины, это мутация, закрепившаяся в результате изоляции. Изначально их относили к негроидной расе, но позднее генетические исследования доказали их близость к монголоидной расе и максимальную удаленность родства с негроидами.

В свои лучшие времена австралийские аборигены занимались собирательством, охотой и рыболовством. Они не занимались сельским или другим производящим хозяйством, у них не было письменности, законов, социальной иерархии. Они не строили городов и крупных поселений, не занимались ремесленничеством. Жили австралийцы группами, основываясь на общности языка и родственных связях. Более примитивная культурная и материальная среда была только у родственных им тасманийцев. Духовная и религиозная сторона жизни коренного населения была более развита. Сотни разрозненных племен разговаривали на своих языках или диалектах, имели богатые устные предания и обширную мифологию.

Коренные австралийцы объединялись примерно в 400 этнических групп, разговаривали на нескольких сотнях диалектов, группируемых в 26 языковых групп. Аборигенными племенами юга Австралии был разработан особый язык жестов, как альтернативная форма общения с носителями других языков. Также языком жестов пользовались в особых случаях табуировании речи. Богатство мифов и преданий у разных племен имеют много общего, выделяются общие линии сюжетов и героев. Они разработали свою систему представления о мире, в котором помимо реального нас окружающего мира, существует еще мир снов, где живут духи предков. На небе эти миры встречаются и от действий предков или живущих людей может зависеть движение Солнца, Луны и звезд. Особое внимание аборигены уделяли звездному небу и движениям, происходящим на нем, но при этом они не пользовались небесными объектами ни для навигации, ни для календарных отсчетов. Структурно общество состояло из общин, руководили им старейшины и наследственные вожди. Существовали инициации – особые обряды, предшествующие вступлению юношами и девушками во взрослую жизнь. Серьезные ограничения на вступления в брак основывались на сложной системе родства. Похоронные обряды включали кремацию, которая была изобретена в Австралии ранее чем где-либо.

К сожалению, новые австралийцы, белокожие переселенцы, мало внимания уделяли коренному населению. Даже тогда, когда прошла эпоха каторжного освоения материка и в города стали съезжаться ученые из Европы, особого отношения к сбору и анализу материалов о сторонах жизни коренных народов не наблюдалось. Поэтому многие знания о культуре и наследии австралийских аборигенов сейчас безвозвратно утеряны. Современные потомки аборигенов практически полностью потеряли традиционные способы жизнеобеспечения, ориентированы на государственную и благотворительную помощь и хранят религиозные традиции. Гражданами государства Австралия с соответствующими правами и обязанностями, аборигены были признаны только в 1967 году. В настоящее время в современной Австралии развиваются движения за сохранение культурной самобытности, выделяются земли в коллективное владение для охраны культурного наследия, работает Национальное аборигенное телевидение, проводятся уроки изучения аборигенных языков. Воочию увидеть как живут аборигены и поближе познакомиться с их культурой можно посетив

Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] Линн Ричард

6. Австралийские аборигены

6. Австралийские аборигены

Некоторые из народов Южной и Восточной Азии мигрировали на острова Индонезийского архипелага и приблизительно 65 000 лет назад достигли Новой Гвинеи. Примерно 60 000 лет назад некоторые из этих народов переселились в Австралию, где они эволюционировали в австралийских аборигенов (Bradshaw; 1997). Близкородственные им народы, выжившие в горных районах Новой Гвинеи, известны как аборигены Новой Гвинеи.

Предки австралийских аборигенов и новогвинейцев никогда не испытывали суровых зим, начавшихся в Южной Азии с натиском первого ледникового периода примерно 70 000 лет назад. К этому времени они должны были находиться в Юго-Восточной Азии, в Индонезии или на Новой Гвинее, лежащих на экваторе или очень близко к нему. Они не были затронуты и вторым ледниковым периодом в Северном полушарии. Таким образом, австралийские аборигены и новогвинейцы имеют морфологические черты людей, эволюционировавших в тропической и субтропической среде и никогда не подвергавшихся воздействию умеренного климата. Они сходны с африканцами своей темной кожей, широким носом, длинными ногами, стройным туловищем и большими зубами.

Подобно другим народам, эволюционировавшим в тропической и субтропической зонах, новогвинейцы и австралийские аборигены имели возможность круглый год питаться растительной пищей, насекомыми и яйцами. Когда в двадцатом столетии жизнь австралийских аборигенов изучалась в пустыне Западной Австралии, было обнаружено, что 70–80 % их рациона составляет растительная пища, а большая часть остального рациона состоит из яиц и насекомых. У них не было хорошо разработанных методов групповой охоты (Gould; 1969). По оценке, у людей новогвинейского племени гадио рацион состоит на 96 % из растительной пищи и только на 4 % из мяса (Dornstreich, 1973). Легкая доступность в течение всего года растительной пищи наряду с насекомыми и яйцами означала, что коренные народы тропиков и субтропиков Новой Гвинеи и Австралии никогда не зависели от мяса как источника пищи и не попадали под сильное давление отбора, которое должно было развить когнитивные способности, требующиеся для охоты на крупных животных. Они не имели нужды и в изготовлении одежды для сохранения тепла. Даже на острове Тасмания, расположенном к Югу от Австралии, температура в июле, самом холодном месяце года, составляет в среднем 45 градусов по Фаренгейту (около 7 °C, – прим. перев. ) и «тасманийцы обычно ходят нагишом» (Coon; 1967, с. 114). Это объясняет, почему их интеллект и размер мозга имеют низкие значения: IQ 62 балла и средний размер мозга 1225 см 3 . Оба эти показателя немного ниже, чем у африканцев с их IQ 67 и средним размером мозга 1280 см 3 . Самое вероятное объяснение этого в том, что у африканцев в их более крупных популяциях шансы на появление мутаций, обеспечивающих повышение интеллекта, были намного выше, чем у австралийских аборигенов. Численность новогвинейских аборигенов в горной местности Новой Гвинеи составляет около четверти миллиона. Численность аборигенов в Австралии в восемнадцатом столетии, когда там впервые появились европейцы, оценивается приблизительно в 300 000. В такой маленькой популяции вероятность появления новых мутаций, обеспечивающих увеличение интеллекта, должна была быть низкой, а географическая изоляция аборигенов Австралии и Новой Гвинеи предотвращала приобретение этих мутаций от других рас.

Когда европейцы открыли Австралию в конце восемнадцатого столетия, они обнаружили, что аборигены находятся на примитивном уровне культурного развития. «В их культуре мезолита (каменного века) не было (и все еще нет в отдаленных областях) глиняной посуды, сельского хозяйства или металлов» (Cole; 1965, с. 82). Они не делали посевов, чтобы вырастить себе пищу, и не держали стад животных (Elkin; 1967). Они не хранили пищу для будущего потребления. По описанию Блекли (Bleakley; 1961, с. 78): «Аборигены, как представляется, не имеют понятия о хранении запасов на случай голода». Томас (Thomas; 1925, с. 295) описал аборигенов как «кочевников, не знающих ни глиняной посуды, ни металлообработки, не имеющих никаких домашних животных (наиболее прирученный – динго) и которые до сих пор не знают земледелия, поддерживая свое существование змеями и ящерицами, страусами эму, личинками и простой растительной пищей». «Их главные каменные орудия – каменный топор на рукоятке и нож, а также микролиты (маленькие каменные пластинки), используемые в качестве наконечников копий, зубцов пил-ножей и так далее. Оружие состоит из дубин, копий, копьеметалок и бумерангов. Женщины используют особые палки-копалки для выкапывания ямса и других корней» (Cole, 1965, с. 83). Они никогда не изобретали и не заимствовали лук и стрелы (Coon, 1967). Некоторые из британских исследователей и ранних антропологов, изучавших аборигенов в девятнадцатом столетии, пришли к заключению, что те имеют низкий уровень интеллекта: «Они все еще дети в своем умственном развитии» (Wake, 1872, с. 80). В их языках отсутствовали числительные, кроме одного и двух: «два или пара представляют диапазон их числительных» (Crawfurd, 1883, с. 170). Их языки были также лишены абстрактных понятий и «были бедны собирательными существительными» (Curr, 1886, с. 20), что указывает на неспособность формулировать общие понятия, а это является одной из основных характеристик интеллекта. Аборигены, однако, делали примитивные рисунки фигур людей, уцелевшие в горном убежище Джинмиун на Северных территориях, которые были датированны возрастом приблизительно в 58 000 лет (Bradshaw; 1997).

Собака динго

Даймонд (Diamond; 1997, с. 309) приписывает неуспех австралийских аборигенов в одомашнивании животных или в развитии сельского хозяйства «отсутствию поддающихся приручению животных, скудностью поддающихся окультуриванию растений и малопригодными почвами и климатом», но на той же странице он говорит нам, что ямс, таро и канна произрастают в диком виде в Северной Австралии и могут возделываться, а также имеются два вида местных диких трав, которые можно подвергнуть селекции, чтобы получить зерновые культуры. Кенгуру и динго могли бы быть одомашнены путем селекции в течение ряда поколений. Климат Австралии очень разнообразен и, не считая пустынь центрального региона, потенциально пригоден для сельского хозяйства, которое было развито в течение девятнадцатого и двадцатого столетий европейцами.

Тасманийцы находились даже на еще более низком уровне культурного развития, чем аборигены австралийского материка. Российский антрополог Владимир Кабо (Kabo; 1985, с. 603) писал, что они «единственное общество, сохранившееся на уровне позднего палеолита вплоть до начала европейской колонизации». Капитан Уильям Блай посетил Тасманию в 1788 г. и описал тасманийцев как кочевых охотников-собирателей, имевших «небольшое число убогих вигвамов, в которых не было ничего, кроме нескольких шкур кенгуру, расстеленных на земле», «они переходили из одной области в другую, добывая по дороге пропитание сбором ягод, фруктов и семян различных кустарников. Кроме водорослей, они редко носили с собой какую-либо пищу» и «обычно они ходили нагими, но иногда накидывали на тело шкуру кенгуру» (Bowdler, Ryan, 1997, с. 313–326). Они – единственный известный народ, никогда не научившийся добывать огонь (Gott, 2002). Они иногда могли получать огонь от самопроизвольных лесных пожаров, но когда те гасли, то должны были ждать нового лесного пожара или получить огонь от соседней группы. Они так и не придумали, как насаживать острые камни на деревянное древко, чтобы сделать копье или топор (Ryan, 1992).

Последние чистокровные тасманийцы. Фото 1860 г.

Когда европейцы обнаружили новогвинейцев в семнадцатом и восемнадцатом столетиях, они застали их на стадии культурного развития немного более высокой, чем у австралийских аборигенов. Новогвинейцы были преимущественно охотниками-собирателями, но имели некоторое сельское хозяйство, заключавшееся в выращивании ямса и бананов, у них также были домашние куры и свиньи. Но, «пока европейцы не начали колонизировать их, все новогвинейцы были неграмотными, пользовались каменными орудиями и не были еще политически объединены в государства или (за редким исключением) в союзы племен (chiefdoms)» (Diamond; 1997, с. 299). После европейской колонизации некоторые из аборигенов переселились в города и поселки, а другие остались в своих поселениях, живя натуральным хозяйством. Европейцы построили и укомплектовали школы для проживающих в городах и поселках, и школы-интернаты для живущих в своих селениях, хотя некоторые сельские дети не посещали школу. Келли (Kelly; 1977) описал образ жизни типичных племен, живущих в своих селениях и в поселках на Папуа – Новой Гвинее в 1970-х гг. Они существовали в основном за счет подсечно-огневого земледелия, которым занимались преимущественно женщины.

Поселение жителей Папуа – Новой Гвинеи

Мужчины немного промышляли охотой, а некоторые из них работали за деньги на плантациях кофе, управляемых европейцами. Одежда менее развитых племен состояла из юбок, изготовленных из листьев и коры. Некоторые племена имели системы счета, позволявшие им считать до тысячи, в то время как у других были только слова, обозначающие: «один», «больше одного» и «много». Главная причина того, что новогвинейцы были немного более развиты в сравнении с австралийскими аборигенами, состояла в том, что прибрежные области острова были заселены выходцами из Юго-Восточной Азии и с островов Меланезийского архипелага Тихого океана, которые принесли с собой таро (выращиваемый ими съедобный корень), а также одомашненных кур и свиней. Новогвинейцы переняли некоторые из этих культурных новшеств, но никогда не развивали чего-нибудь, что можно было бы назвать цивилизацией с городами, капитальными зданиями, обработкой металла, письменностью или арифметикой.

Из книги Австралийские этюды автора Гржимек Бернгард

Бернхард Гржимек Австралийские этюды Мы - борцы за охрану природы - должны постараться доказать людям, что дикие животные - это бесценное богатство и украшение нашей планеты, что это идеальный пример общественной собственности всего человечества… Б.

Из книги Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] автора Линн Ричард

Глава 6 Аборигены Южной Азии и Северной Африки 1. Интеллект аборигенов Южной Азии и Северной Африки 2. Выходцы из Южной Азии и Северной Африки в Великобритании и Австралии 3. Выходцы из Южной Азии и Северной Африки в континентальной

Из книги автора

Глава 7 Аборигены Юго-Восточной Азии 1. Интеллект аборигенов Юго-Восточной Азии 2. Аборигены Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и Нидерландах 3. Размер мозга аборигенов Юго-Восточной Азии 4. Генетические и средовые

Из книги автора

2. Аборигены Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и Нидерландах Величины IQ выходцев из Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах и Нидерландах представлены в Таблице 7.2. Таблица 7.2. IQ аборигенов Юго-Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки и

Из книги автора

Глава 8 Австралийские аборигены 1. Интеллект австралийских аборигенов 2. Гибриды австралийских аборигенов с европейцами 3. Интеллект по Пиаже 4. Пространственная память 5. Размер мозга 6. Генотипный интеллект

Из книги автора

Глава 9 Аборигены островов Тихого океана 1. Интеллект новозеландских маори 2. Другие аборигены островов Тихого океана 3. Гибридное население Гавайских островов 4. Размер мозга аборигенов островов Тихого океана

Из книги автора

2. Другие аборигены островов Тихого океана Результаты исследований интеллекта аборигенов островов Тихого океана, кроме новозеландских маори, приведены в Таблице 9.2. Таблица 9.2. Показатели интеллекта аборигенов островов Тихого океана В строке 1

Из книги автора

Глава 10 Аборигены Восточной Азии 1. Интеллект аборигенов Восточной Азии 2. Аборигены Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки 3. Другие исследования аборигенов Восточной Азии вне Северо-Восточной Азии 4. Аборигены Восточной

Из книги автора

2. Аборигены Восточной Азии в Соединенных Штатах Америки Аборигены Восточной Азии обосновались во многих странах, включая Соединенные Штаты, Канаду, Европу, Бразилию и Малайзию. Наибольшее число исследований интеллекта аборигенов Восточной Азии вне Восточной Азии было

Из книги автора

4. Аборигены Восточной Азии, усыновленные европейцами Было проведено шесть исследований интеллекта младенцев из Восточной Азии, усыновленных европейскими семьями в Европе и Соединенных Штатах Америки. Результаты представлены в Таблице 10.4. Таблица 10.4. IQ

Из книги автора

3. Аборигены Южной Азии и Северной Африки Первые группы людей, мигрировавших из районов Африки южнее Сахары, колонизировали Северную Африку и Юго-Западную Азию в период примерно от 100 000 до 90 000 лет назад. В период приблизительно 90 000–60 000 лет назад они колонизировали всю

Из книги автора

Из книги автора

5. Аборигены островов Тихого океана Лишь примерно 6000 лет назад некоторые аборигены Юго-Восточной Азии начали мигрировать на острова Тихого океана, где они эволюционировали в аборигенов островов Тихого океана. Величина их IQ (85 баллов) не отличается значимо от 87 баллов

Из книги автора

6. Австралийские аборигены Некоторые из народов Южной и Восточной Азии мигрировали на острова Индонезийского архипелага и приблизительно 65 000 лет назад достигли Новой Гвинеи. Примерно 60 000 лет назад некоторые из этих народов переселились в Австралию, где они

Из книги автора

8. Аборигены Восточной Азии Некоторые из народов Южной и Средней Азии начали колонизировать Северо-Восточную Азию в районе современного Китая от 60 000 до 50 000 лет назад, где они эволюционировали в аборигенов Восточной Азии и позже в арктические народы крайнего

Согласно переписи населения, проведенной в 2001 году, аборигены Австралии составляют лишь 2,7 %. Это около полумиллиона человек, тогда как в XVIII веке, на момент высадки англичан, туземцев было более пяти миллионов. Колониальный период — один из самых сложных для аборигенов Австралии за всю историю, ведь в это время племена нещадно истреблялись и подвергались гонениям. Из благоприятных условий южного побережья с комфортным климатом аборигенам пришлось переселиться в засушливые пустынные районы на севере континента и в его центральной части.

Современный образ жизни аборигенов Австралии

С 1967 года, когда представители аборигенов Австралии добились равных прав с белым населением страны, положение коренного населения стало улучшаться. Многие племена при государственной поддержке ассимилировались и перебрались жить в города. Начали работать программы по повышению рождаемости и сохранению культурного наследия аборигенов. В 2007 году даже начал работать телевизионный канал для коренного населения, правда, вещание ввиду большого разнообразия наречий австралийских языков ведется на английском.

Загрузка...