domvpavlino.ru

Не чувствовать ничего хорошо или плохо. Почему душа ничего не чувствует? Что необходимо делать

Бывают такие периоды в жизни, когда эмоции притупляются. Возникает ощущение, словно я ничего не чувствую.

В целом человек не сильно переживает из-за этого, ведь он в принципе не переживает, но тем немение в созна нии приходит беспокойство. Нормально ли ничего не чувствовать при том, что я, например, достаточно активный, эмоциональный человек по жизни?

Любые процессы для нас важны. Если что-то происходит, оно несет с собой послание. Вот его и нужно считать.

Из-за чего это может быть:

1. Сильный стресс

2. Переутомление

3. Переизбыток переживаний

4. Психологическая травма

5. Снятие напряжения

В любом случае перед этим что-то должно было случиться.

Рассмотрим каждый пункт отдельно.

1. Сильный стресс

Стресс - это адаптационный механизм, помогающий нам адекватно справиться с новой, непростой ситуацией. После сильного стресса и переживаний по какому-то сложному вопросу может произойти отключение эмоций.

2. Переутомление

Когда человек сильно перегружен продолжительное время, то у него наступает переутомление. Могут отключаться эмоции, но ещё и физическое состояние на нуле, хочется только спать и спать.

3. П ереизбыток переживаний

Как негативных, так и позитивных. Позитивн ые сильные эм оции - это тоже стресс для организма. От сильных эмоций может наступать у сталост ь, возникать непродолжительные отключен ия эмоций в целом как отдых, передышка.

4. Психологическая травма

Сильно травмирующее событие может вызвать такой спектр эмоций, что человек не в состоянии с ними справиться. Срабатывает защита и эмоции отключается. Например, события значимые (смерть близкого и любимого человека), реакции эмоционально нет совсем. Возникает процесс отрицания или вытеснения, как защита психики от травмы.

5. Снятие напряжения

Похоже на пост стрессовую реакцию. Но тут может быть какое-то продолжительное событие, вызывающее напряжение в подготовке, проведении, проживани и, в самом процессе много эмоций различного с пектра, а после этого безэмоциональность. Напряжение ушло, процесс завершился и возникает непродолжительн ая эмоциональная пустота.

Нормально ли испытывать притупление эмоций?

Да, это нормально, если адекватно ситуации.

Что с этим делать?

1. Понять причину

2. Если она не требует проработки, то просто отдохнуть, побыть в этом. Через какое-то время эмоции вернуться.

3. Е сли притупление эмоций - это результат серьёзной причины, то идти к специалисту, к психологу, психотерапевту. Особенно, если дело касается сильного стресса или психологической травмы. В первом случае потребуется выявить причины сильного стресса и научиться с ним адекватно справляться. Во втором случае - терапия эмоциональной травмы, переживания, отпускания, формирование новых механизмов реагирования и так далее.

Бывают у вас периоды притупления эмоций? С чем они чаще всего связаны?

(психолог, консультант, тренер, писательница, основатель проекта Центр развития личности Life and Art)

  • Некоторые из нас не умеют распознавать свои чувства, поэтому ошибочно думают, что их не испытывают.
  • Внимательность к своим чувствам помогает легче понимать других и делает нашу жизнь ярче.

«И что я, по-твоему, должна почувствовать?» – этим вопросом моя 37-летняя подруга Лина завершила рассказ о том, как она поссорилась с мужем, когда он обвинил ее в глупости и лени. Я задумалась (слово «должна» плохо вяжется с чувствами) и осторожно спросила: «А что чувствуешь-то?» Настала очередь моей подруги задуматься. После паузы она удивленно сказала: «Кажется, ничего. А у тебя так бывает?»

Конечно, бывает! Но не тогда, когда мы ссоримся с мужем. Что я чувствую в такие моменты, я знаю совершенно точно: обиду и злость. И еще иногда страх, потому что представляю себе, что мы не сможем помириться, и тогда нам придется расстаться, а эта мысль меня пугает. Но я хорошо помню, что когда я работала на телевидении и мой начальник громко на меня кричал, я решительно ничего не чувствовала. Просто ноль эмоций. Я даже гордилась этим. Хотя назвать это ощущение приятным все же трудно.

«Совсем нет эмоций? Так не бывает! – возражает семейный психолог Елена Улитова. – Эмоции – реакция организма на изменения среды. Она затрагивает и телесные ощущения, и представление о себе, и понимание ситуации». Рассерженный муж или начальник – довольно существенное изменение среды, оно не может пройти незамеченным. Тогда почему эмоций не возникает? «Мы теряем контакт со своими чувствами, и поэтому нам кажется, что чувств нет», – объясняет психолог.

Мы теряем контакт со своими чувствами, и поэтому нам кажется, что чувств нет

Значит, мы просто ничего не чувствуем? «Не так, – снова поправляет меня Елена Улитова. – Мы что-то чувствуем и можем понять это, проследив за реакциями своего тела. Участилось дыхание? Лоб покрылся испариной? На глазах выступили слезы? Руки сжались в кулаки или ноги онемели? Ваш организм кричит: «Угроза!» Но вы не пропускаете этот сигнал в сознание, где он мог бы быть соотнесен с прошлым опытом и назван словами. Поэтому субъективно вы переживаете это сложное состояние, когда возникшие реакции сталкиваются с барьером на пути к их осознанию, как отсутствие чувств». Почему так происходит?

Слишком большая роскошь

Внимательному к своим чувствам человеку, наверное, труднее перешагивать через «не хочу»? «Очевидно, что чувства не должны быть единственным основанием для принятия решений, – уточняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Но в жесткие времена, когда у родителей нет времени выслушивать про чувства, дети получают скрытое послание: «Это опасная тема, она может разрушить нашу жизнь».

Одна из причин бесчувственности – отсутствие тренировки. Понимать свои чувства – это навык, который может и не развиться.

«Ребенку для этого нужна поддержка родителей, – указывает Светлана Кривцова, – но если он получает от них сигнал, что его чувства не важны, ничего не решают, не учитываются, то он перестает чувствовать, то есть перестает осознавать свои чувства».

Конечно, взрослые делают это не злонамеренно: «Такова особенность нашей истории: целые периоды общество руководствовалось принципом «не до жиру, быть бы живу». В ситуации, когда надо выживать, чувства оказываются роскошью. Если мы будем чувствовать, то можем оказаться неэффективными, не сделать того, что надо».

Мальчикам часто запрещают все, что ассоциируется со слабостью: печаль, обиду, усталость, страх

Дефицит времени и родительских сил приводит к тому, что мы получаем в наследство эту странную бесчувственность. «Другие модели не удается усвоить, – сожалеет психотерапевт. – Едва мы начинаем немного расслабляться, кризис, дефолт, а в конечном итоге страх снова заставляют нас сгруппироваться и транслировать модель «делай что должно» как единственно правильную».

Даже простой вопрос: «Хочешь пирога?» у кого-то вызывает ощущение пустоты: «Я не знаю». Вот почему так важно, чтобы родители задавали вопросы («Тебе вкусно?») и честно описывали то, что происходит с ребенком («У тебя температура», «Мне кажется, ты боишься», «Тебе это может понравиться») и с окружающими («Папа сердится»).

Странности словаря

Родители закладывают основы словарного запаса, который со временем позволит детям описывать и понимать свои переживания. Позже дети сопоставят свои переживания с рассказами других людей, с тем, что видят в фильмах и читают в книгах… В унаследованном нами словаре есть и запретные слова, которые лучше не использовать. Так происходит семейное программирование: одни переживания одобряются, другие нет.

«Программы у каждой семьи свои, – продолжает Елена Улитова, – они могут различаться и в зависимости от пола ребенка. Мальчикам часто запрещают все, что ассоциируется со слабостью: печаль, обиду, усталость, нежность, жалость, страх. Но разрешаются гнев, радость, особенно радость победы. У девочек чаще наоборот – разрешена обида, запрещен гнев».

Помимо запретов есть и предписания: девочкам предписывают терпение. А запрещают, соответственно, жаловаться, говорить о своей боли. «Моя бабушка любила повторять: «Бог терпел и нам велел», – вспоминает 50-летняя Ольга. – А мать с гордостью рассказывала, что во время родов она «не издала ни звука». Когда я рожала своего первого сына, я старалась не кричать, но мне это не удавалось, и было стыдно, что я не соответствую «заданной планке».

Назвать своими именами

По аналогии с образом мыслей у каждого из нас есть собственный «образ чувств», связанный с системой убеждений. «На какие-то чувства я имею право, а на другие – нет, или имею право только на определенных условиях, – поясняет Елена Улитова. – Например, можно злиться на ребенка, если он виноват. А если я считаю, что он не виноват, моя злость может вытесняться или поменять направление». Ее можно направить на себя: «я плохая мать!» Все матери как матери, а я не могу успокоить собст­венного ребенка.

Злость может прикрываться обидой – у всех нормальные дети, а мне вот такой достался, орет и орет. «Создатель транзактного анализа Эрик Берн считал, что чувства обиды вовсе не существует, – напоминает Елена Улитова. – Это – «рэкетное» чувство; оно нам нужно, чтобы с его помощью заставлять других делать то, что мы захотим. Я обижаюсь, значит, ты должен почувствовать себя виноватым и как-то загладить вину».

Если постоянно подавлять одно чувство, то и другие ослабевают, теряются оттенки, эмоциональная жизнь делается однообразной

Мы способны не только замещать одни чувства другими, но и смещать спектр переживаний по шкале «плюс – минус». «Однажды я вдруг понял, что не чувствую радости, – признается 22-летний Денис, – снег выпал, а я думаю: «Раскиснет, будет слякоть». День стал прибавляться, думаю: «Еще сколько ждать, чтоб стало заметно!»

Наш «образ чувств» и в самом деле часто тяготеет к радости или к печали. «Причины могут быть разные, в том числе нехватка витаминов или гормонов, – говорит Елена Улитова, – но часто такое состояние возникает вследствие воспитания. Тогда после осознания ситуации следующий шаг – дать себе разрешение на чувства».

Дело не в том, чтобы испытывать больше «хороших» чувств. Способность переживать печаль так же важна, как способность радоваться. Речь идет о расширении спектра переживаний. Тогда нам не придется придумывать «псевдонимы», и мы сможем называть чувства своими именами.

Чувства и время

Разобраться со своими чувствами поможет такая подсказка. Будучи отнесено к «своему» времени, чувство помогает решить проблему. В противном случае оно маскирует собой другое чувство.

Печаль говорит о том, что надо с чем-то проститься, о чем-то отгоревать, забыть или, наоборот, превратить его в воспоминание.

Страх призывает нас предусмотреть защиту от возможной опасности.

Гнев – сигнал о том, что мои границы нарушены и их надо отстаивать прямо сейчас.

Обида в этом случае не помогает.

Радость вне времени: можно радоваться о том, что было, что есть сейчас или случится в будущем. Она помогает нам наслаждаться жизнью на всех временных отрезках.

Слишком сильные переживания

Было бы неверно думать, что способность «выключать» чувства всегда возникает как ошибка, дефект. Иногда она нам помогает. В момент смертельной опасности многие испытывают оцепенение, вплоть до иллюзии, что «я не здесь» или «все происходит не со мной». Некоторые «ничего не чувствуют» сразу после утраты, оставшись в одиночестве после расставания или смерти близкого.

«Здесь запретным оказывается не чувство как таковое, а интенсивность этого чувства, – объясняет Елена Улитова. – Сильное переживание вызывает сильное возбуждение, которое в свою очередь включает охранное торможение». Так работают механизмы бессознательного: непереносимое вытесняется. Со временем ситуация станет менее острой, и чувство начнет проявляться.

Механизм отключения от эмоций предусмотрен для экстренных ситуаций, он не рассчитан на длительное применение

Мы можем бояться, что какое-то сильное чувство захлестнет нас, если выпустить его наружу, и мы не сможем с ним справиться. «Однажды я в ярости сломал стул и теперь уверен, что могу причинить реальный вред человеку, на которого разозлюсь. Поэтому стараюсь быть сдержанным и не давать волю гневу», – признается 32-летний Андрей.

«У меня есть правило: не влюбляться, – говорит 42-летняя Мария. – Как-то раз я без памяти влюбилась в мужчину, а он, разумеется, разбил мне сердце. Поэтому я избегаю привязанностей и счастлива». Может быть, это и неплохо, если мы откажемся от чувств, которые для нас непереносимы?

Зачем чувствовать

Механизм отключения от эмоций предусмотрен для экстренных ситуаций, он не рассчитан на длительное применение. Если мы постоянно подавляем одно чувство, то и другие ослабевают, теряются оттенки, эмоциональная жизнь делается однообразной. «Эмоции свидетельствуют, что мы живы, – говорит Светлана Кривцова. – Без них трудно делать выбор, понимать чувства других людей, а значит, трудно общаться. Да и само по себе переживание эмоциональной пустоты мучительно». Поэтому лучше восстановить контакт с «утерянными» чувствами как можно скорее.

Так что вопрос «Что я должна чувствовать?» лучше, чем простое «Ничего не чувствую». И на него, как ни удивительно, есть ответ – «печаль, страх, гнев или радость». Психологи спорят о том, сколько у нас «базовых чувств». Некоторые включают в этот список, например, чувство собственного достоинства, которое считают врожденным. Но относительно упомянутой четверки согласны все: это чувства, присущие нам от природы.

Так что я предложу Лине соотнести ее состояние с одним из базовых чувств. Что-то мне подсказывает, что она выберет не печаль и не радость. Как и в моем сюжете с начальником: теперь я могу признаться себе, что испытывала гнев одновременно с сильным страхом, который мешал гневу проявиться.

Что делать, если знаешь что чувства есть, что они прекрасны и приятны, но ты их не чувствуешь, не понимаешь, что они есть внутри. Много можешь рассказать о них, но какого-то наполнения внутри нет, ощущения нет. Можно конечно, сделать вывод, что я не чувствителен/не чувствительна и пойти с этим жить дальше. Можно, но хороший ли это вариант и насколько полезный? Жить с притупленными чувствами конечно можно и даже иногда удобно, но ни о какой полноте жизни, о влюбленности до кончиков пальцев или глубокой любви и близости речи быть не может. Что же делать, давайте разбираться, потому что выход есть.

Начнем с начала и с того, что такое чувства?

Чувства — это что-то сложное, сложнее, чем просто реакция. Это то, что в теле и в голове одновременно. Это то, что дает нам ощущение жизни, понимание себя и окружающих нас людей. Это отношение к ним и к себе. Чувства бывают разные по интенсивности и одно и то же чувство отличается у разных людей.

И если перевести на язык более конкретный и понятийный, то чувство — это отношение человека к тому или иному человеку, явлению или ситуации, которое проявляется в телесной реакции и восприятии этой реакции нашим сознанием. Т.е. чувство не возможно без тела и головы. Оно не может возникнуть без движения и не может быть рождено без осознания его.

ЧУВСТВО НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ТЕЛА И ГОЛОВЫ.

Чувства также связаны с эмоциями. По теории А.Лоуэна, американского телесно-ориентированного психотерапевта, эмоция – всегда есть чувство. Но чувство, не всегда является эмоцией. Например любовь, гнев, печаль и радость — это эмоциональные чувства, а ощущение тепла, холода, вкуса и обоняние — это чувства, но не эмоции.

Существуют различные классификации чувств, а также понятия эмоций и чувств, но в данной статье я буду придерживаться выше описанных категорий.

Где же возникают чувства в человеческом теле?

Выше я уже упоминала о том, что чувство – это телесная реакция и ее восприятие. И эта реакция проявляется в движении тела к объекту или от него.

ЧУВСТВО – ЭТО ДВИЖЕНИЯ К ИЛИ ОТ.

Движение «к» выражает стремление человека к удовольствию. А движение «от» проявляется как страх, в ответ на боль или ожидание ее. Т.е. ожидая любви, тело стремится к ней, чтобы наслаждаться и жить, а чувствуя угрозу оно отдаляется, чтобы сохранить себя.

Если копнуть еще глубже, то понимание чувства на уровне всего организма касается высшей нервной деятельности. Где рецепторы воспринимают стимулы окружающей среды и через нервы передают информацию о них в г­­­оловной мозг, где с помощью сознания эта информация обрабатывается. И так организм может реагировать на внешние стимулы. ­­­­ Но этой информации, не сопутствует никакое чувство. Чувство зависит от наших реак­ций. Если наша реакция позитивна - стимул вы­зывает в теле расширяющее движение - мы почувствуем удовольствие и возбуждение. Если реакция негативна - стимул провоцирует сжатие тела - мы почувствуем страх или боль.
Но чувства возникают не только в ответ на внешние стимулы и реакцию организма. Они появляются и в ответ на внутренние импульсы тела. Такие, как наши потребности и инстинкты. Потребность в еде вызывает импульс к поиску пищи. И достигая поверхности тела, эти импульсы вызывают чувства, которые воспринимает мозг, отдавая команды к выполнению.

Команды воспринимаются скелетной мускулатурой и тело двигается. У человека, скелетные мышцы контролируются сознанием. И тут-то начинается самое интересное.

Как нарушается процесс чувствования?

В ответ на импульс, движение может быть индуцировано или блокировано сознательной реакцией. Т.е. не все импульсы, достигая поверхности тела реализуются. Но что в этом такого особенного.

А то, что если импульс подавлен осознанно, но он при этом воспринят и осознан, то ничего плохого. Например, в ответ на грубое замечание в транспорте, вам хочется ударить обидчика, но вы понимаете, что насилие не уместно в данной ситуации и может повредить вам и другому человеку, вы блокируете это движение. Но вы при этом все равно осознаете всю ту злость и гнев, которые вызвал обидчик и отвечаете, например словестно на его действия.

И для сравнения, возьмем другую ситуацию. Как вы догадываетесь, не очень хорошую.
Например, ребенок в ответ на замечание мамы испытывает злость и ему хочется кричать в ответ на не справедливое отношение. Он делает это, высказывая свои чувства, но в ответ получает ругательство и порицание того, что он сделал, а также словесный запрет на то, что так делать нельзя. Угрозы о том, что будет, если он еще раз крикнет на маму, усугубляют ситуацию ожиданием наказания. И в следующий раз ребенок в подобной ситуации, испытывает все ту же злость и гнев и ему хочется кричать, но помня слова мамы и угрозы, он из-за страха наказания, не делает этого. Т.е. сознательно блокирует импульс, но чувство злости при этом испытывает. На уровне реакции тела – его скелетная мускулатура напрягается, но не получает разрядки, т.к. крик не издается. Более того, напряжение добавляется, т.к. этот крик нужно сдерживать.

После повторения такой ситуации многократно, и с течением времени, скелетные мышцы из-за частого напряжения, переходят в состояние хронического напряжения и импульсам становится очень сложно пробиваться на поверхность. Спонтанное движение в результате не просто блокируется, оно из сознательного блокирования переходит в неосзнанное. Тело и мозг уже не работают содружественно – нет чувства гнева и злости, и соответственно нет крика в ответ на замечания, оно молчит в ответ.
И самое в этом печальное то, что блокирование одного чувства, вызывает снижение общей чувствительности организма и другие чувства тоже притупляются. Мы перестаем доверять реакциям своего тело и не прислушиваемся к ним, вернее даже игнорируем. И тогда возникают такого рода вопросы, как “что я к нему чувствую, я люблю или нет?”, “хочу я этого или нет?”, “ мне нарвится эта работа или уже надоела?”. И главные, конечно вопросы о том, как я себя чувствую сейчас и что я чувствую.

Что делать с притупленными чувствами?

Для начала нужно признать, что мне сложно дифференцировать чувства, сложно понимать их внутри себя и не понятно как отслеживать. Это должно стать проблемой для вас, чтобы вы захотели ее решать и прикладывать для этого усилия.

Совет №1 – признайте, что у вас есть проблемы с выражением и пониманием чувств

Начните прямо сегодня что-то для этого делать. И это что-то должно быть направлено на углубление контакта с телом, понимание своих телесных реакций, движений и желаний вашего тела. И я приведу несколько упражнений телесного психотерапевта А.Лоуэна, для этого.

Упражнение 1

Уделите себе 5 минут времени, позаботьтесь, чтобы вас никто не тревожил, сядьте или лягте удобно и задайте себе несколько вопросов.

— Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувствовать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы почувствовать напряжение в своей челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли?

— Чув­ствуете ли вы какое-либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево - вправо, вверх - вниз? На­пряжены ли ваши плечи? Сможете ли вы дви­гать ими легко вперед-назад, вверх-вниз?

— Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли ваши бедра? Двигаетесь ли вы во время ходьбы? В вашей обычной позе они выдвинуты вперед или назад? В то время, когда вы сидите, чувствуе­те ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?

— Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикаса­ются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?

Не обязательно задавать все вопросы за один раз. Можно в течении дня несколько раз себе устраивать такие «внимательные к телу» минуты, которые помогут отвлечься и расслабиться, а также обратят большее внимание на ваши телесные ощущения.

Упражнение 2

Нарисуйте женщину и мужчину на двух отдель­ных листах бумаги. И сначала нарисуйте, а потом прочтите объяснение к этому упражнению.

Обьяснение:

Степени сложности рисунков и сходства с живыми людьми указывают на степень осознавания своего тела и на те области, которые вы чувствуюте лучше. Напри­мер, рисунок человека может быть без ла­доней и стоп или без глаз, без какого-либо выра­жения лица. И это выразительно свидетельствует о недостатке чувствительности в этих местах. Некоторые рисуют схематично, прямыми линиями из черточек, что указывает сильный недостаток чув­ствительности в теле: это говорит о сложности ассоции­ровать с телом такие чувства, как печаль, радость или страх

И третье, самое важное – делайте это регулярно. Сделав пару упражнений, а потом через неделю и получив кратковременный результат, не думайте что он сохранится на долго. Так же долго, как ваше тело вырабатывал защитные реакции и притупляло чувство, что вас обезопасить, так же долго ему нужно и восстанавливаться. Сначала вы увидите первые результаты, если начнете работать, но если не остановитесь и продолжите, вы удивитесь той легкости в теле, которая может быть, той ясности чувств и полноте их проживания. Разве не это полноценная и яркая жизнь, когда тело находится в гармонии и грации.

Если вы чувствуете, что сами не справитесь, сейчас есть много вариантов получить поддержку в этом не легком труде. Я имею в виду не только индивидуальную и групповую психотерапию, которые эффективны при работе с проблемами в сфере чувств, но и различного формата мастерские и группы по танцевально-двигательной терапии, аутентичному движению и подобные им, связанные с телесностью и движением.

Думаю, каждый из вас знает, что человек – существо коллективное. Это мы читали в учебниках по Обществознанию, и этому нас учили в школе: без общества человек не выживет, все мы нужны друг другу. С детства нам говорят, что каждый хочет любить и быть любимым, что семья и друзья – самое важное, что есть на свете. Однако что делать, если ты испытываешь безразличие к людям, окружающим тебя?

« У меня постоянно возникает вопрос. Почему я ничего не чувствую к остальным, людям включая свою семью? Совершенно ничего. Мне наплевать на их проблемы и т.д. Я вообще сам по себе замкнутый и необщительный человек, всегда ко всему отношусь с осторожностью. Мне тяжело заводить друзей, а если и завожу то 2-3 человек.

Меня интересует только то, что относится ко мне, я знаю уже, что я — эгоист, но всё же... И ещё, я не совсем могу вычислить, что я чувствую на этот момент к тому или иному объекту.»

Начнем с того, что не все люди стремятся к установлению эмоциональных связей с другими людьми. Кому-то достаточно сугубо деловых отношений, кому-то нужны лишь «слушатели», кто-то вообще пытается запереться в своей квартире, а кто-то, наоборот, не может жить без близких и устанавливает невидимые нити привязанности со всем своим окружением. Безразличие к людям, в принципе, явление нередкое. В эпоху кожных ценностей каждый живет, прежде всего, для себя.

Эмоциональные связи особенно важны для людей со зрительным вектором. Они влюбляются во всех вокруг: в учителей, в друзей, в кошек, в собак, в героев фильмов и даже в плюшевые игрушки… объект зависит лишь от степени развития зрительного вектора. Помимо зрительников есть, например, люди с анальным вектором, для которых очень важны такие понятия, как семья, родители, родная кровь, а также дружба и преданность.

Мы привыкли к тому, что родителей нужно почитать и любить, что без друзей, без привязанностей очень сложно существовать на белом свете.… Но если ты испытываешь безразличие к людям вокруг, то как заставить себя почувствовать то, что не идет от сердца?

Есть люди, которым особенно сложно устанавливать какие-либо связи с окружающими, и часто они, в отличие, к примеру, от зрительных социофобов, сознательно выбирают не делать это .

Безразличие к людям. Мое «Я» первично

Видовая роль звукового вектора – познание мира духовного, метафизического, познание себя, своего «Я», познание того, что сокрыто в нас, познание первопричин, поэтому неудивительно, что такой человек направлен вовнутрь себя. Такие если с кем-то и общаются, то чаще с «друзьями по разуму», с такими же звуковиками. С таким другом можно вместе и помолчать.

Все люди ощущают мир внешний и мир внутренний, а для звуковика оба мира находятся внутри. «Я», моя личность, мой внутренний мир – вот, что важно. А внешнее часто кажется лишь иллюзией, фикцией, чем-то несуществующим и недолговечным. Я знаю, что я умру, и от этого все бессмысленнее мне кажется мое физическое тело, и все более глубокий смысл для меня обретает мой внутренний мир, который бесконечен и бессмертен.

У звуковика все эмоции – внутри, снаружи – маска вселенской скорби. Часто он даже сам не понимает, что именно, какое чувство, испытывает. А со стороны такой человек может казаться холодным, замкнутым и нелюдимым.

Окружающие звуковика люди – лишь часть того самого внешнего мира-иллюзии, театра теней, поэтому они, их интересы и чувства отходят для человека со звуковым вектором на второй план. Мое «Я» первично, а вы… я даже не знаю, есть ли вы на самом деле или вы просто плод моей фантазии? Звуковик – не эгоист, он – эгоцентрик .

Человек со звуковым вектором, чтобы реализоваться и наполнить свои нехватки, должен, в первую очередь, выйти из себя, обратить внимание на свет божий и людей вокруг. Но если в детстве он получил травму, то выбраться наружу оказывается не так просто. Многие травмированные звуковики – частичные аутисты, которые имеют ограниченный контакт с внешним миром. Чем тоньше эта связь с миром, чем глубже в себе запирается человек со звуковым вектором, тем сложнее ему испытывать что-либо к окружающим.

Автор приведенного выше письма, очевидно, обладает зрительным и звуковым векторами. Звуковой вектор всегда доминантный: если его нехватки велики, то он полностью «глушит» потребности всех других векторов. Так очень часто случается, что отзывчивые и эмоциональные звуко-зрительные люди внезапно начинают испытывать безразличие к людям, замыкаются, мучаются от депрессий и других тяжелых состояний. Они осознают, что что-то должны чувствовать, но звук, чьи нехватки столь велики, закрывает всё остальное, поэтому такие люди начинают испытывать дискомфорт, постоянно задаются вопросами: «Почему я ничего не испытываю? Что со мной не так?»

Бесполезно пытаться заставить себя что-то чувствовать. Если звуковой вектор дает о себе знать в таких масштабах, значит, пришло время взглянуть на себя, найти ответы на открытые вопросы, наполнить нехватки. Кто Я? Зачем Я? Почему Я?

Кто-то ударяется в религию, кто-то спасается бегством, пряча свою боль в компьютерных играх, алкоголе и наркотиках. Но ответы найти не так просто. Системно-векторная психология помогает звуковикам понять себя и природу своих состояний, помогает найти ответы, понять, как реализоваться, как наполниться, как выйти из депрессии. Как увидеть мир вокруг себя и осознать свое место в нем.

Чтобы начать испытывать нечто большее, нежели безразличие к людям, звуко-зрительному человеку нужно, прежде всего, удовлетворить нехватки звука.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Загрузка...