domvpavlino.ru

Недоросль подробное краткое содержание. «Недоросль

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Главные герои

Госпожа Простакова - жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан - сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).

Правдин - постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум - человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья - честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон - жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин - родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

Простаков - муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

Еремеевна - няня Митрофана.

Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) - учителя Митрофана.

Тришка - портной, слуга Простакова.

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.

Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Заключение

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

Тест по комедии «Недоросль»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 8934.

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка , считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке . Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Её муж, Простаков, недалёкий и послушный жене человек, высказывает мнение, что кафтан мешковат. А Тарасу Скотинину, брату Простаковой, кажется, что кафтан "сшит изряднехонько".

Сам же кафтан - обновка Митрофанушке к сговору Скотинина с Софьей, дальней родственницей Простаковых. Отец Софьи умер, когда она была ещё младенцем. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы"надзирать за её имением, как за своим собственным". Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер.

Скотинин хочет жениться на Софье - не потому, что ему нравится девушка, не потому, что он хочет завладеть её деревеньками, но потому, что в этих деревеньках много... свиней, а до них он большой охотник. А Софья ещё не знает, кого прочат ей в мужья.

Софье приходит письмо от Стародума. Госпожа Простакова, услышав об этом, крайне раздражена: не сбылись её надежды, дядюшка оказался жив. Простакова обвиняет Софью во лжи: письмо, дескать, амурное. Но проверить утверждение она не может, ибо неграмотна. Её муж и брат тоже читать не горазды. Их выручает постоялец Правдин. Он читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. Госпожа Простакова поражена этим известием. У неё возникает новая идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана .

Через деревню Простаковых проходят солдаты. Их ведёт офицер Милон. Он встречает здесь своего старого друга, Правдина. Тот рассказывает, что состоит членом наместнического правления. Правдин объезжает округ и особенно обращает внимание на "злонравных невежд", которые плохо обращаются со своими людьми. Именно таких невежд он нашёл в лице Простаковых.

Милон же рассказывает, что он влюблён и более полугода находится в разлуке с любимой. Недавно он узнал, что его возлюбленная осталась сиротой и какие-то дальние родственники увезли её в свои деревни... В тот момент, когда Милон говорит об этом, он внезапно видит свою возлюбленную - это Софья .

Влюбленные рады встрече. Но Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку. Милона терзает ревность. Правда, она ослабевает, когда он узнает побольше о своём "сопернике".

Проходящий мимо Скотинин бесцеремонно заявляет о своих видах на Софью. Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой. Скотинин в бешенстве. На глаза ему попадается Митрофан, которого ведёт учиться няня Еремеевна. Дядя желает объясниться с племянником и уж было набрасывается на него с кулаками. Но Еремеевна заслоняет собою Митрофанушку и прогоняет Скотинина.

Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч - Кутейкин и Пафнутьич - Цыфиркин. Кутейкин,дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри.А Цыфиркин, отставной сержант, - учитель арифметики.

Митрофан отказывается учиться. Он жалуется матери, что после дядюшкиной "таски" ему не идёт на ум ученье. Еремеевна рассказывает о столкновении со Скотининым. Простакова утешает сына,обещает его скоро женить. Учителей она велит накормить обедом и вновь прислать. Госпожа недовольна Еремеевной: та "не впилась в харю" Скотинину и "не раздернула ему рыла по уши". Простакова собирается по-своему "переведаться" с братцем. Усердная Еремеевна от обиды плачет.Учителя утешают её.

Приезжает Стародум . Прежде чем показаться хозяевам, он беседует со старым знакомым, Правдиным. Стародум вспоминает о своём отце, служившем Петру Великому, хвалит те времена. Стародум приехал, чтобы освободить свою племянницу от "невежд без души". Он был вынужден покинуть государственную службу. Когда Стародум ещё служил по военной части, он подружился с молодым графом. По объявлении войны Стародум поспешил в армию, а граф от этого уклонился. И вскоре после этого граф был произведён чином, а Стародум, раненный на войне, обойдён. Выйдя в отставку, Стародум приехал в Петербург ко двору. Но позже он решил, что "лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней".

Стародум встречается с Софьей и обещает увезти племянницу от Простаковых. Разговор прерван появлением Простаковой и Скотинина. Сестра с братом дерутся, а Милон разнимает их. Стародума эта сцена забавляет. Госпожа Простакова раздражена весельем незнакомца, но, узнав, что это Стародум, она меняет тон на самый раболепный и угодливый. Она хочет подольститься к богатому родственнику и поспособствовать этим женитьбе Митрофанушки на Софье.

Но Стародум обещает на следующее же утро отвезти Софью в Москву, чтобы там выдать её замуж за некоего "молодого человека больших достоинств". Это известие повергает всех в уныние, а Софья"кажется пораженною". Тогда Стародум говорит ей, что выбор достойного жениха - всецело в её воле. Это всем возвращает надежду. Госпожа Простакова хвалится перед Стародумом образованием Митрофанушки. Она особенно довольна немцем Адамом Адамычем Вральманом, которого наняла на пять лет. Она платит ему триста рублей в год (прочим учителям - десять). Вральман учит Митрофана "по-французски и всем наукам". Но главное - он "ребенка не неволит".

Тем временем Кутейкин и Цыфиркин печалятся о том, что учение идёт не очень успешно.Арифметике Митрофан учится третий год, а "трёх перечесть не умеет". Грамоту он изучает четвёртый год, а до сих пор "новой строки не разберёт". А вся беда в том, что Вральман потакает ленивому ученику и мешает учебе.

Госпожа Простакова уговаривает сына поучиться. Тот требует, чтобы поскорее был сговор: "Не хочу учиться, хочу жениться". Цыфиркин задаёт Митрофану две задачи. Но мать вмешивается и не даёт решить их. Вообще арифметика представляется ей пустой наукой: "Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтём и без Пафнутьича хорошохонько". Приходится Цыфиркину закончить занятие. Его место заступает Кутейкин. Митрофан бессмысленно повторяет за ним строки из Часослова. Тут появляется Вральман. Он объясняет госпоже Простаковой, что излишне набивать голову очень опасно. Вральман считает, что можно обойтись и без российской грамоты, и без арифметики. Митрофанушке, говорит он, нужно лишь знать, как жить в свете. Вральман отпускает Митрофана порезвиться.

Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана. Отставной сержант замахивается доскою,а дьячок - Часословом, но немцу удается убежать.

Софья читает книгу Фенелона о воспитании девиц. Стародум беседует с ней о добродетели.Он получает письмо от графа Честана. Это дядя Милона, который хочет женить своего племянника на Софье. Заговаривая с Софьей о её замужестве, Стародум вновь замечает, что она смущена... Тут появляются Правдин и Милон. Правдин представляет Милона Стародуму. Оказывается, Милон в Москве часто бывал в доме Софьиной матери, и та любила его как сына. Стародум, беседуя с Милоном, убеждается, что имеет дело с достойным человеком. Милон просит руки Софьи,упоминая о своей "взаимной склонности" с девушкой. Стародум с радостью узнаёт, что Софья избрала именно того, кого он сам прочит ей в мужья. Он даёт согласие на этот брак.

Но прочие претенденты на руку Софьи ничего не ведают и не оставляют своих надежд. Скотинин принимается говорить о древности своего рода. Стародум в шутку делает вид, что во всём с ним согласен. Госпожа Простакова предлагает Стародуму посмотреть, как Митрофанушка выучен.Софьин дядюшка изображает, будто в восторге от Митрофанушкиной учёности. Однако он отказывает и Скотинину, и Митрофанушке, сообщив, что Софья уже сговорена. Он объявляет, что уедет с Софьей в семь утра. Но госпожа Простакова решает, что до этого времени она успеет"поставить на своем". Она расставляет по дому "часовых".

Правдин получает пакет; ему предписано взять в опеку дом и деревни Простаковых при первом же случае, когда нрав Простаковой будет угрожать безопасности подвластных ей людей. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их разговор прерван шумом...

Люди Простаковой тащат сопротивляющуюся Софью к карете - венчаться с Митрофанушкой.Милон, заставший эту сцену, освобождает невесту. Правдин грозит, что Простакова предстанет перед судом как "нарушительница гражданского спокойства". Госпожа Простакова бурно раскаивается в своем поступке. Стародум и Софья прощают её. Простакова рада прощению: уж теперь-то она отомстит своим слугам за произошедшую неудачу! Но сделать этого ей не удаётся: Правдин объявляет, что по правительственному указу он принимает в опеку дом и деревни Простаковых.

Скотинин подобру-поздорову уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей власть хотя бы на три дня. Но тот не соглашается. Он зовет учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги... А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: "От всего отступаюсь". Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.

Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку: "Один ты у меня остался..." Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: "Погибла я совсем..."А Стародум, указывая на неё, произносит: "Вот злонравия достойные плоды!"

План пересказа

1. Простакова недовольна кафтаном, сшитым для ее сына портным Тришкой.
2. Скотинин, брат Простаковой, мечтает из корыстных побуждений жениться на Софье.
3. Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Правдин при всех читает его вслух.
4. Правдин в разговоре с Милоном говорит о цели своего приезда.
5. Софья и Милон встречаются. Они давно любят друг друга.
6. Скотинин сватается к Софье и узнает, что Простакова прочит Софью Митрофану в жены.
7. Скотинин бросается на Митрофана, Еремеевна заслоняет его.
8. Беседа Правдина и Стародума о взглядах на жизнь.
9. Все герои комедии выражают свое отношение к Стародуму.
10. Экзамен Митрофана.
11. Беседа Софьи и Стародума о нравственных основах жизни.
12. Стародум соглашается на брак Софьи с Милоном.
13. Скотинин и Простакова сватают Софью.
14. Стародум узнает о том, что Простакова хотела тайно обвенчать Митрофана и Софью.
15. Правдин сообщает об опеке имения Простаковой.
16. Отъезд Стародума, Милона и Софьи.
17. Разочарование Простаковой.

Пересказ
Действие 1

Простакова и Еремеевна осматривают на Митрофане только что сшитый кафтан. Простакова говорит, что он плохо сшит, и велит Еремеевне позвать портного Тришку. Тришка начинает оправдываться, что он самоучка, поэтому кафтан лучше отдать настоящему портному, который сошьет лучше. Но Простакова только ругается. Появляется Простаков. Он во всем подчиняется своей жене, поэтому не может сказать ничего вразумительного про кафтан. Простакова приказывает наказать Тришку за плохую работу. Но тут приходит брат Простаковой, Скотинин, и просит в день его сватовства никого не наказывать, а отложить до завтрашнего дня, тогда он ей в этом поможет.

Митрофан жалуется, что вчера вечером мало поел, поэтому ему снились сны, как матушка бьет батюшку, говорит, что ему было очень жаль матушку, так как она устала от битья.

Скотинин интересуется, где его невеста, не пора ли ей сказать, что ее выдают замуж. Простаков рассказывает, что Софья осталась сироткой, а ее дядя Стародум уехал в Сибирь и там умер, и теперь она живет у Простаковых, а они следят за ее имением. Простакова спрашивает, на самом ли деле Скотинину так понравилась Софья. Тот отвечает, что ему не невеста нравится, а то, что находится в ее деревне, т.е. свиньи, которых он очень любит.

Входит Софья, на ходу читающая письмо. Простакова узнает, что письмо от дяди Софьи Стародума, и чуть в обморок не падает. Она начинает уверять Софью, что ее дядя уже давно умер, по нему даже молебен отслужили, высказывает предположение, что письмо любовное, написанное офицером, который сватался к Софье. Простакова вырывает у Софьи письмо и велит мужу или брату прочесть его, но ни один из них грамоте не обучен, как и она сама. Софья хочет прочесть им письмо, но Простакова решает дождаться учителя Митрофанушки. Она рассказывает, каких учителей выписала для сына, каким наукам они его обучают и сколько платят им за это.

Приходит Правдин, гость Простаковых. Хозяйка представляет его Скотинину, который расспрашивает его, есть ли в его поместье свиньи. Простакова просит Правдина прочесть письмо. Тут все узнают, что Стародум вернулся из Сибири, что он нажил честным трудом десять тысяч и хочет сделать Софью своей наследницей. Новость потрясает всех. Простакова обнимает Софью и говорит, что теперь ей надо найти достойного жениха и что именно такую невесту она и хотела бы для своего сына. Простакова отводит Софью в свою комнату.

Прибегает слуга и говорит, что в деревню приехали солдаты на постой. Простаков пугается этой новости, так как боится, что солдаты совсем разорят его. Правдин предлагает пойти к их офицеру. Скотинин понимает, что пока он не может посвататься к Софье, и уходит на скотный двор, смотреть свиней.

Действие 2

Правдин встречается с командиром прибывших солдат, Милоном. Из их разговора становится ясно, что Правдин является членом наместничества и должен ознакомиться с делами местного дворянства. Он поражен тем, насколько глуп здешний помещик и сколько зла в его жене. Милон сообщает, что должен скоро уехать, поскольку хочет разыскать девушку, в которую влюблен. После смерти ее матери ее забрали к себе какие-то дальние родственники, и теперь Милон боится, что они пользуются ее сиротством и «содержат ее в тиранстве». Появляется Софья, в которой Милон узнает свою возлюбленную.

Софья и Милон радуются внезапной встрече. Софья рассказывает, как ей тяжело жилось после их разлуки, как Простакова, узнав, что она теперь богатая наследница, прочит ее в невесты своему сыну, поэтому стала ласкова с ней до низости. Милон начинает ревновать Софью, но она и Правдин успокаивают его, рассказав, что собой представляет Митрофан. К ним подходит Скотинин. Он жалуется, что сестра обещала ему невесту, а теперь говорит, что ему лучше свиньями обзавестись, чем женой. Потом, обращаясь к Софье, обещает ей, что никто не заберет ее у него. Софья возмущена тем, что ее сватают за Скотинина, а Скотинин описывает, как ей хорошо будет жить у него, на ее деньги он собирается купить столько свиней, сколько еще ни у кого нет. Вмешивается Правдин и говорит, что Простакова хочет Софью отдать за Митрофана. Скотинин обещает переломать ему кости.

Появляются Митрофан и Ереемеевна, которая просит его еще немного поучиться. Скотинин, узнав, что Митрофан хочет жениться, набрасывается на него с кулаками. Еремеевна заслоняет собой Митрофанушку. Все трое ругаются. Скотинин уходит, появляются Простаковы. Жена ругает мужа за то, что тот упустил офицера, и теперь они не знают, где его искать. Но тут они видят Милона, и Простакова начинает хвалить его солдат и извиняться за своего мужа, потому что он потерял Милона из вида. Она рассказывает, как готовила комнату к приезду Стародума, ведь он для них любезный гость. Она отправляет Софью посмотреть на комнату дяди, а мужа отсылает за ней следом.

За спиной Простаковой появляются Кутейкин и Цыфиркин, учителя Митрофана. Милон узнает в Цыфиркине бывшего солдата. Учитель начинает рассказывать, что теперь он зарабатывает на жизнь преподаванием арифметики, жалуется, что Митрофан плохо понимает дроби. А Кутейкин рассказывает, как учился в семинарии. Правдин хочет увести Милона в свою комнату, но Простакова приглашает их отобедать вместе со всей семьей. Простакова уговаривает Митрофана приняться за учение. Но сынок не хочет учиться, начинает грозить, что утопится в реке. Еремеевна во всем обвиняет Скотинина: это он напугал бедного мальчика. Простакова обещает разобраться с братцем.

Действие 3

Правдин встречает Стародума в доме Простаковых. Стародум возмущен поведением здешних хозяев, которые посмели забрать к себе его племянницу и распоряжаться ее имуществом. Стародум рассказывает Правдину, как в молодости он дружил с одним образованным молодым офицером, графом. Когда пришла весть о войне, Стародум обрадовался и решил отправиться в армию, чтобы служить отечеству, а его друг отказался ехать с ним. С тех пор Стародум испытывал к нему только презрение.

На войне Стародум несколько раз был ранен, командиры хвалили его за храбрость и воинские заслуги. И вдруг Стародум узнает, что вместо него новый чин получил его бывший друг. Он решил уйти в отставку и «поехал ко двору». Но и там он не задержался, так как не привык к дворцовым интригам, не привык использовать людей в своих целях и не хотел, чтобы использовали его. Он говорит, что отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, зато свое сердце принес домой неповрежденно, как и свою душу, свою честь, свои правила.

Входит Софья. Увидев Стародума, бросается к нему в объятья. Стародум говорит, что уехал для того, чтобы в Сибири заработать денег, потому что только там можно сделать это, не потеряв свою душу. Теперь, когда у Софьи такое богатое приданное, она может выйти замуж за человека, к которому у нее лежит сердце, пусть даже этот человек не имеет состояния. Главное, чтобы он был честным.

На сцене появляются дерущиеся Простакова и Скотинин и Милон, который разнимает их. Стародум смеется над ними. Сначала Простакова сердится на него, но когда узнает, что это дядя Софьи, пугается и начинает кланяться перед ним. Она велит Еремеевне позвать мужа и сына, потому что к ним «пожаловал их второй родитель». Стародум же отвечает, что они даже не знакомы. Простакова бросается обнимать Стародума. Тот пытается вырваться и попадает в объятья Скотинина, а в дверях появляются Митрофан и Простаков, которые также ждут своей очереди. Митрофан хочет поцеловать у Стародума руку, называет его вторым отцом. Милон огорчен тем, что теперь не сможет представиться гостю, потому что сквозь Простаковых не пробьешься. Правдин обещает познакомить его позже.

Стародум объявляет, что собирается отвезти Софью в Москву, поскольку там нашел ей хорошего жениха. Все герои в смятении. И тут Стародум говорит, что Софья сама может выбрать себе жениха. Скотинин начинает расхваливать себя, а Простакова — своего сыночка. Опять возникает разговор о воспитании Митрофанушки. Простакова хочет показать, чему он успел научиться, но Стародум изъявляет желание отдохнуть после поездки.

Приходят Кутейкин и Цыфиркин. Они жалуются друг другу, что денег у них мало, а немец Вральман мешает им учить Митрофана, Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы для вида, чтобы до Стародума дошли об этом слухи. Митрофан кричит, что не хочет учиться, а хочет жениться, но все равно садится за доску. А Простакова тем временем шьет кошелек, в который собирается сложить деньги Софьи.

Цыфиркин задает Митрофану задачку, сколько денег достанется ему и двум его учителям, если они найдут триста рублей. Простакова велит Митрофану никому деньги не отдавать, а все забрать себе. Тогда Цыфиркин спрашивает у Митрофана, сколько он будет получать в год, если к его жалованию в десять рублей прибавить еще десять. Но Простакова опять вмешивается и говорит, что не добавит ему ни гроша, так что и решать такую задачу не надо. Кутейкин пытается учить Митрофана грамоте, но тут приходит Вральман и заявляет, что своим учением они совсем утомили бедного ребенка. Велит немедленно все прекратить, так как учение вредно для головы. Простакова соглашается с немцем. Вральман утверждает, что для Митрофана главное — выучиться манерам, чтобы его приняли в обществе, и что сам Вральман знает это общество очень хорошо, так как вхож в него. Но во время разговора он чуть не пробалтывается, что на самом деле был простым кучером. Простакова и Митрофан уходят. А Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана с бранью, грозятся его побить. Вральман убегает.

Действие 4

Софья и Стародум встречаются в гостиной. Софья просит, чтобы дядя дал ей советы, которым она будет следовать в своей жизни. Стародум объясняет племяннице, что значит жить по совести, что такое честь дворянина и человека вообще, почему люди завидуют друг другу. Потом он говорит, что нынешние браки несчастливы оттого, что люди женятся не по любви, а по расчету. Стародум хвалит Софью за то, что выросла честным и добрым человеком.

Камердинер приносит Стародуму письмо из Москвы. Оно от его давнего друга, который пишет про своего племянника Милона и просит отдать за него Софью. Когда девушка возвращается, Стародум рассказывает ей про молодого человека, которого прочит ей в мужья, но не называет его имени. Софья немного опечалена и хочет рассказать про своего возлюбленного. Но тут приходят Правдин и Милон. Стародум очень рад знакомству с племянником своего друга и после разговора с ним понимает, что он человек чести и храбрый офицер. Милон просит руки Софьи. Узнав, что молодые люди уже давно любят друг друга, Стародум соглашается на их брак, тем более, что сам хотел отдать Софью за Милона.

Появляется Скотинин и прямо с порога просит Стародума отдать за него Софью. Стародум смеется над ним, но тот думает, что это от большого расположения к нему. Приходят Простаковы и Митрофан с Еремеевной. Простакова опять начинает описывать достоинства своего сына, рассказывает, чему он научился. Правдин спрашивает у Митрофана: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?» Митрофан отвечает, что прилагательное, потому что ее к стене прилагают. Его спрашивают, что он знает из истории, но он, кроме сказок, ничего вспомнить не может. Что такое география, он вообще не знает, ему не надо знать, где какой город находится, потому что извозчик его и так довезет.

Простакова докладывает, что к Правдину приехал какой-то человек с письмом, и тот поспешил уйти. Милон также уходит, взорами прощаясь с Софьей. Простакова спрашивает, понравился ли Стародуму ее сын, а Скотинин все расхваливает себя. Затем Простакова спрашивает, не хочет ли Стародум отдать Софью за Митрофанушку, но тот отвечает отказом. Услышав это, Скотинин опять начинает свататься, но слышит тот же ответ. Стародум объявляет им обоим, что Софья уже помолвлена. Скотинин говорит, что завтра утром снова придет к старику, чтобы уговорить его. Простакова приказывает Еремеевне следить за спальней Софьи, в сенях разместить прислугу, чтобы она смотрела за гостями, а у заднего крыльца велит поставить карету, в которую спрячут Софью. Она еще надеется сделать девушку женой своего сына.

Действие 5

На следующее утро Правдин и Стародум встречаются в доме Простаковых, и Правдин рассказывает про письмо, которое получил вчера. Оказывается, ему поручена опека над имением и людьми Простаковых, если хозяйка начнет зверствовать и впадет в бешенство. Стародум радуется этому известию: наконец-то нашлась управа на таких людей, как Простакова. Тут они слышат шум. В комнату вбегают Милон, Софья и Еремеевна, которая хватает Софью за платье. Милон со шпагой в руке кричит, что перебьет всех, кто посмеет притронуться к Софье. Еремеевна признается, что Софью хотели везти венчаться с Мит-рофаном. Вбегает Простакова. Она ругает Милона за то, что тот мешает ее людям исполнить приказ. Правдин говорит Милону и Стародуму, что за оскорбление, нанесенное Софье, они могут подать в суд на Простаковых. Хозяйка, ее муж и Митрофан падают в ноги Стародуму и просят простить их. Услышав, что и Софья, и Стародум не сердятся больше на них, Простакова собирается наказать своих слуг за то, что те не смогли удержать Софью. Тогда Правдин объявляет, что именем закона он берет опеку над имением в свои руки, а Простаковы теперь здесь не хозяева. Скотинин хочет поскорее уйти, чтобы и его не наказали. Простакова просит оставить ей имение хотя бы на три дня, но Правдин отказывает. Он говорит, что теперь сам наведет везде порядок, и велит позвать учителей, которым надо заплатить за работу. Те приходят и заявляют, что не возьмут денег за учебу, поскольку Митрофан ничему не научился. Но Правдин, Стародум и Милон все равно дают им денег.

Приходит Вральман, и Стародум узнает в нем своего бывшего кучера. Тот просит снова взять его к себе на службу, ведь ему теперь некуда идти. Стародум соглашается. Стародум собирается уехать вместе с Софьей и Милоном.

Простакова хочет обнять сына, он теперь ее единственное утешение в жизни. Но Митрофан отказывается от матери. Та падает в обморок. Все собравшиеся осуждают поведение Митрофана. Правдин велит Митрофану идти служить в армию. Простакова очнулась и начала плакать, что теперь у нее нет ни дома, ни сына. Стародум, указывая на нее, говорит: «Вот злонравия достойные плоды!»

Предисловие

Д. И. Фонвизин - создатель известной комедии "Недоросль", состоящей из пяти действий, является не только замечательным прозаиком, но и прирожденным публицистом. Фонвизин - одна из ключевых фигур российского просвещения, он выразил в своих произведениях национальное самосознание XVIII века. Изначально слово "недоросль" не было отрицательным, поскольку так официально называли юношей, не получивших документ о наличии образования и не поступивших на военную службу, коим является Митрофан - главный герой рассказа. Кроме того, словом "недоросль" обозначался любой несовершеннолетний дворянин. Узнать о жизни главных героев комедии Фонвизина поможет краткое содержание. "Недоросль" - это пьеса, в которой осуждаются традиционные дворянские меры воспитания, главные герои четко подразделяются на отрицательных и положительных. Им всем Фонвизин дал фамилии, говорящие сами за себя.

Краткое содержание. "Недоросль". Д. И. Фонвизин

Первое действие комедии разворачивается в доме госпожи Простаковой, которая ругает своего портного - самоучку Тришку за слишком узкий кафтан, сшитый любимому Митрофану. Последний - это единственный ребенок помещиков Простаковых, который уже четвертый год находится на стадии обучения грамоте и арифметике. Митрофанушка, будучи глупым и необразованным, тем не менее соглашается жениться на умной и приличной девушке Софье, которая не знает о том, что ее хотят выдать замуж. Софья осталась сиротой, поэтому после смерти родителей находится во власти помещиков Простаковых, приходящихся ей дальними родственниками. У нее был дядя Стародум, который когда-то уехал в Сибирь и о котором уже давно ничего не слышно, поэтому девушку некому защитить от произвола необразованных помещиков. В самый канун сватовства Софье приходит письмо, в котором выясняется, что ее дядя Стародум жив и накопил большое состояние. После того как становится известно о наследстве Софьи, Простакова желает непременно женить на богатой невесте Митрофана, для которого женитьба лучше, чем учеба. В это время в поместье Простаковых останавливается рота солдат под командованием Милона, который встречает Правдина, представителя наместничества, и узнает о планах Простаковой. Оказывается, что Милон - возлюбленный Софьи, который долго ее разыскивал. После происходит встреча влюбленных, где Милон понимает всю сущность невежественных Простаковых. В это же время появляется Скотинин с намерением жениться на Софье, поскольку на деньги из ее наследства он бы смог приобрести много свиней. После того как он узнает о планах женитьбы Митрофана, Скотинин ссорится с Простаковой и затевает драку. Приезжает Стародум, он знакомится с Милоном, просящим руку его племянницы, и дает благословение молодым.

Послесловие

Текст, написанный без многочисленных подробностей, есть краткое содержание. "Недоросль", конечно, не рассчитан на такое ознакомление. Чтобы понять всю суть комедии, необходимо прочитать полный вариант произведения. Так, одни люди, узнав краткое содержание рассказа "Недоросль", проявят интерес и пожелают прочитать его полную версию. Что очень желательно. Другие читатели посчитают для себя достаточным краткое содержание. "Недоросль" - это комедия, осуждающая нравственное падение и методы воспитания в угоду модным условностям общества. Суть работы Фонвизина держится на многочисленных подробностях, о которых не говорится в данном тексте. Краткое содержание комедии "Недоросль" знакомит читателя с основными действиями и освещает главную проблему произведения.

Выходит Стародум. Глянув на книгу Софьи и увидев, что её автор – Фенелон , он хвалит её за хороший выбор чтения. Стародум признаёт Фенелона высоконравственным писателем, но не жалует «нынешних мудрецов» – философов-просветителей , ибо они «искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель».

Денис Иванович Фонвизин

Стародум и Софья заводят беседу о нравственности и морали. Стародум советует, чтобы Софья, вступая во взрослую жизнь, искала себе достойных друзей и шла прямой и честной дорогой, невзирая на злословие и зависть. Софья спрашивает: правда ли, что счастье состоит в знатности и богатстве? Стародум отвечает: степень знатности надо рассчитывать по числу дел, которые человек совершил для отечества, а богатство – по величине средств, отдаваемых зажиточным гражданином на помощь неимущим. Стародум убеждает племянницу: без добродетели не бывает прочного счастья. Человека, который заботится лишь о собственных выгодах, всегда терзает мысль, как бы не «сверзиться» с вершины довольства. Среди людских качеств важен ум, но он ценен, лишь если соединён с благонравием. Стародум излагает Софье и свои мысли насчёт обязанностей дворянина. По его мнению, дворянское звание пристало лишь тем, кто оправдывает его важными и полезными делами. Прочие же дворянами быть недостойны. В человеческой жизни очень важны и семейные добродетели. Муж и жена должны состоять в сердечной дружбе друг с другом и не предаваться порочному поведению, которое рушит семью, лишает детей отца и матери.

Софья восхищается советами Стародума, которые совпадают с её собственным душевным настроением.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление III

Подошедший камердинер подаёт Стародуму письмо, присланное ему из Москвы графом Честаном. Стародум просит, чтобы Софья сходила за его очками.

Явление IV

Оставшись один, Стародум замечает вслух, что граф в письме, вероятно, возобновляет своё прежнее предложение: выдать Софью за своего племянника Милона.

Явление V

Софья приносит очки. Стародум читает письмо Честана. Граф действительно пишет о Милоне, извещая, что тот сейчас ведёт в Москву солдатскую команду.

Явление VI

Правдин подводит к Стародуму офицера, которого тот раньше уже мельком здесь видел, и представляет его: «Милон». Удивлённый и обрадованный Стародум говорит Милону, что много слышал о достоинствах его характера из рассказов графа Честана. Милон отвечает очень скромно, однако Стародуму, известно: этот юноша уже бывал в боях и проявил себя отважным офицером. Дальнейший разговор ещё сильнее убеждает его в благородстве Милона.

Замечая симпатию собеседника, Милон просит у Стародума руки Софьи, которая подтверждает, что их любовь друг к другу взаимна. Стародум тут же восхищённо соединяет их руки, давая согласие на брак.

Явление VII

Подходит Скотинин. Ничего не зная о произошедшей только что сцене, он вновь начинает просить у Стародума руки Софьи. Стародум отказывает, говоря, что не желает отдавать племянницу за малознакомого человека. Скотинин расписывает достоинства своего рода, уверяя, что он древнее самого Адама . Все начинают смеяться, ибо, согласно Библии, до Адама бог создал «зверей земных» и, значит, род Скотинина вправду идёт от скотины.

Озадаченный Скотинин начинает подозревать, что Милон – его соперник, но рассчитывает легко взять верх над ним.

Явление VIII

Входят господин и госпожа Простаковы с Митрофаном. Родители начинают расхваливать Митрофана перед Стародумом как завидного жениха для Софьи. Они особенно упирают на то, что их сын «обучен всем наукам».

Правдин и Стародум решают сделать краткий экзамен познаниям Митрофана. Правдин осведомляется, знаком ли недоросль с грамматикой, и, услышав, что да, спрашивает: слово «дверь» – существительное или прилагательное? Митрофан отвечает, что та дверь, которая уже висит на петлях, – «прилагательна, ибо приложена к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Стародум смеётся: «Так у тебя и слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?» – Митрофан подтверждает: «Да».

Он рассказывает, что «так же силён и в истории», ибо постоянно слушает различные истории от немца Вральмана и скотницы Хавроньи. Правдин интересуется: а как насчёт географии? Оказывается, что ни Митрофан, ни его родители даже не слышали названия такой науки. Правдин объясняет: это – описание земли, «сгодилось бы, ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь». Простаковой такая наука кажется несерьёзной: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Дворянин только скажи: повези меня туда, – они и свезут, куда изволишь. Вот мой батюшка был воеводой 15 лет. Так он даже грамоте не знал, зато после каждого просителя что-нибудь клал себе в железный сундук, да так и помер, на нём лежучи».

Скотинин вспоминает их общего дядю, Вавилу Фалалеича. Тот о грамоте и не слыхивал, но голова у него была сильная: раз он во хмелю разогнался на борзом иноходце через каменные ворота и хватил лбом об их притолоку, так что его аж пригнуло из седла к земле затылком. «Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?» Стародум смеётся: «Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы».

Правдина извещают, что ему доставили какой-то пакет, и он идёт за ним. Милон уходит давать приказания солдатам.

Явление IX

Стародум говорит, что не отдаст Софью ни за Скотинина, ни за Митрофана, потому что она уже сговорена в замужество и завтра утром он увезёт её из имения.

Стародум уводит Софью. Скотинин и госпожа Простакова в злобе бегают по сцене, задумывая что-то недоброе.

Загрузка...