domvpavlino.ru

О ё после шипящих в существительных. Как пишутся о и ё после шипящих в корне слова

Путаница с «о» и «ё» в корне слова возникает у многих. Это одно из правил русского языка, которое легко запомнить, но даже при этом большинство людей ошибается при написании таких слов. Чтобы запомнить правило про О и Ё после шипящих в корне слова, нужно разобрать особенности их употребления.

«О» пишут тогда, когда в корне под ударением или без него после шипящих эту гласную невозможно проверить подбором однокоренного слова с «Е».

  • Шоколад. При подборе однокоренных слов «о» сохраняет свою позицию: шоколадный, шоколадка.
  • Шокировать – шок, шоковый, шокотерапия.

Важно различать корни -жог- и –жёг-: они имеют разные лексические значения. В глаголах используется «ё»: «Петр внезапно ожёг руку, когда наливал чай». В существительных в корне употребляется «о»: «Ожог Марина лечила самостоятельно с помощью масел и мазей».

«О» пишется также в некоторых иноязычных словах: шоссе, шофер, шовинизм и всех производных от них.

Обратите внимание! В словах «тушёнка», «сгущёнка», «ночёвка» пишется «ё». В этих случаях нужно смотреть на слова, с которыми они соотносятся. В этом случае это глаголы «тушить», «сгущать», «ночевать». Поэтому «ё» в этих словах относится не к корню, а к суффиксу.

«Ё» в корнях слов после шипящих

«Ё» в корне слова пишется в случаях, если при изменении формы слова на ее месте возникает «е».

  • Шёпот. Если изменить слово на глагол, то получится слово «шептать». В корне слова возникает «е», поэтому в существительном используется «ё».
  • Шёл. Если изменить слово на другие формы, например, «пришедший», в корне слова возникает буква «е», поэтому в прилагательном правильно употреблять «ё».

Если при изменении числа слова или падежа, ударение смещается на другой слог, то в корне слова тоже пишут «ё».

Например:

  • жёлоб – желоба;
  • жёрнов – жернова;
  • печёнка – печень.

Эти два условия – ударение и чередование «ё» с «е» помогают выбрать, какую букву писать в корне после шипящих.

«Ё» в корнях слов после шипящих

Запомнить эти правила можно с помощью простых рифмованных «запоминалок».

Например:

  • О или Ё писать? Не знаешь!

Тогда слово изменяешь!

Если «ё» сменила «е»,

То отбросьте «о» вообще!

  • Если изменяя слово, в корне получаешь «е»,

То писать в нем «ё» свободно можешь быстро, налегке!

  • Гласные о и е после шипящих

Путают детей и взрослых разных,

Но если слово можно изменить,

И букву «ё» на «е» там изменить,

Не надо долго думать и гадать,

А все же «ё» уверенно писать!

  • Не забудешь «о» иль «ё» писать,

Если правило простое будешь знать.

Если слово изменив, получишь «е»,

То забудь про «о» и «ё» пиши скорей.

Как запомнить правило

Для тех, кто любит последовательность действий при выборе написания, существует порядок действий, которые нужно выполнять для того, чтобы не ошибиться.

Алгоритм выбора буквы при сомнениях включает такие шаги:

  1. Записать слово, определить букву, которая вызывает сомнения.
  2. Определить, не принадлежит ли слово к
  3. Подобрать к слову несколько однокоренных.
  4. Проанализировать изменения в корне слова: изменяется буква или нет?
  5. Если буква изменилась на «е», значит в первой форме слова нужно писать «ё», если изменений не происходит, то в корне после шипящих нужно писать «о».

Интересный факт! Часто вместо «ё» употребляют «е». Многие лингвисты утверждают, что это грубая орфографическая ошибка. Но на самом деле употребление «ё» имеет факультативный характер: она является обязательной в словарях, текстах, где ударение имеет значение, в книгах для школьников, учебниках для иностранцев. В остальных случаях ее употребление необязательно.

Буквы а, у

После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю ), например: жаль, Жанна, межа; шар, лапша; час, свеча, молчащий; площадка, плаща; цапля, отца; жуткий, скажу; шум, Шура, большущий; чувство, молчу; щука, прощу; цугом, отцу .

В нескольких иноязычных нарицательных существительных после ж, ш пишется буква ю : жюри, жюльен, брошюра, парашют и некоторые другие, более редкие.

В некоторых иноязычных собственных именах, этнических названиях после ж, ш, ц пишутся буквы я, ю , например: Жямайтская возвышенность, Жюль, Сен-Жюст, Жюрайтис, Шяуляй, Цюрих, Коцюбинский, Цюрупа, Цюй Юань, Цявловский, Цяньцзян, цян (народность). В этих случаях звуки, передаваемые буквами ж, ш, ц , нередко произносятся мягко.

Буквы ю и я пишутся по традиции после ч в некоторых фамилиях (ю – преимущественно в литовских), напр.: Чюрленис, Степонавичюс, Мкртчян, Чюмина.

Буквы и, ы

После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы ), например: жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи .

В некоторых иноязычных собственных именах после ч пишется буква ы , напр.: Чыонг Тинь (вьетнамское собственное имя).

После ц пишется буква и или ы .

Буква ы пишется в следующих случаях.

1. В корнях слов: цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).

2. В окончаниях существительных и прилагательных, например: огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми .

3. В суффиксе прилагательных -ын , например: сестрицын, лисицын, царицын, Троицын день . Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно , например: Царицын, Голицыно .

В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, например: Ципко , но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын , но Вицин, Ельцин, Цицин .

Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:

а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен, например: цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, цуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати ;

б) в суффиксах иноязычного происхождения, например: организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм ;

в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах, например: блицинтервью, специнтернат, ЦИК .

Буквы о, ё, е после шипящих

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных

После ж, ч, ш, щ э пишется буква е , например: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон .

После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё .

Буква о пишется в следующих случаях.

1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий , например: плечо, ножом, плечом, Ильичом, шалашом, плащом; межой, вожжой, свечой, душой, пращой; чужой, большой, чужому, большому; свежо, горячо, хорошо, общо (краткие формы среднего рода прилагательных и наречия).

2. В суффиксах имен существительных:

-ок , например: кружок, крючок, петушок, борщок, прыжок, толчок , и в производных от таких слов: кружочек, крючочек, прыжочек и т. п.;

-онок и -чонок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок, арапчонок ;

-оныш: ужоныш ;

-онк (а) и -онк (и), например: книжонка, ручонка, рубашонка, распашонка, деньжонки, брючонки, стишонки ;

-овк (а) (в отыменных производных словах), например: чижовка (самка чижа), мышовка (грызун), хрычовка, мелочовка ;

-об (а): чащоба, чищоба (лесная вырубка); то же в слове трущоба , где суффикс в современном языке не выделяется, и в созданном по его образцу ироническом образовании хрущоба . Исключение: в слове учёба пишется ё ;

-отк (а): трещотка ;

-овщин (а): поножовщина .

3. В суффиксе имен прилагательных -ов- , например: ежовый, парчовый, грошовый, холщовый , а также в существительных на -овка, -овник , производных от прилагательных с суффиксом -ов- (-ев- ): грушовка и грушовник (ср. грушевый ), ножовка (ср. ножевой и вариант ножовый ), алычовка (алычовый ), гужовка (гужевой ), пуншовка (пуншевый ), клещовка ‘цапля с клещеобразным клювом’ (клещевой ), драчовка (драчовый , от драч ‘род рубанка’), плащовка (плащевой ), речовка (речевой ), борщовник (борщовый ), ужовник (ужовый ).

Так же пишется слово крыжовник , где суффикс в современном языке не выделяется.

Отыменные существительные на -овка типа мелочовка, ножовка, плащовка следует отличать от отглагольных существительных типа ночёвка .

В русских фамилиях на шипящий + -ов (-ёв ) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах: ср., например , Чернышов и Чернышёв, Калачов и Калачёв, Хрущов и Хрущёв; Емельян Пугачёв.

4. В суффиксе прилагательных и наречий -охоньк- , например: свежохонький, хорошохонько .

5. На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать ), жом (ср. жму ), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла ); рожон (ср. род. п. рожна ), шов (шва ); княжон (род. п. мн. ч. от княжна ), ножон (род. п. от ножны – устар. вариант слова ножны ), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна ), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки ), квашонка (уменьш. от квашня ), кошомка и кошомный (от кошма ), очочки (от очки ), очочко (от очко ), смешон (краткая форма муж. рода от смешной ); сюда же относятся слова с суффиксом -ок: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка ) и т. п. (см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту ) пишется буква ё .

Так же, как смешон , пишутся в необходимых случаях просторечные варианты кратких форм муж. рода страшон, должон, нужон .

6. В тех корнях русских слов, где гласный о после шипящих всегда ударный и не чередуется с э (на письме е ): жолкнуть пожолкнуть ), жостер, жох, зажор (и вариант зажора ), ужо; чокаться, чокнутый, чомга, чопорный, чох, чохом; шоркать, шорох, шоры шорный, шорник ).

Так же пишется слово вечор вечорошний ), хотя оно родственно слову вечер вечерний ).

С буквой о пишутся некоторые русские собственные имена, напр.: Жора, Жостово, Печора (река), Печоры (город), Шолохов .

7. В корнях заимствованных (иноязычных) слов. Перечень основных слов: боржом, джокер, джонка, джоуль, мажор, пижон, тамбурмажор, форс-мажор; анчоус, харчо, чокер; капюшон, корнишон, крюшон, офшор, торшон, шок, шомпол, шоп, шорты, шорцы, шоу ; то же в собственных именах, напр.: Джон, Жорж, Джойс, Чосер, Шоу, Щорс .

Во всех остальных случаях для передачи ударного гласного о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё , а именно:

1. В глагольных окончаниях -ёшь, -ёт, -ём, -ёте , например: лжёшь, стрижёт, печём, толчёте .

2. В глаголах несовершенного вида на -ёвывать и отглагольных существительных на -ёвывание , например: размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание ; в страдательных причастиях на -ёванный , например: размежёванный, раскорчёванный, затушёванный .

3. В отглагольных существительных на -ёвка , например: ночёвка (от ночевать ), корчёвка, перекочёвка, размежёвка, ретушёвка (от ретушировать ), лущёвка (от лущить ).

4. В суффиксе существительных -ёр , например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр, тренажёр, массажёр .

5. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных -ённ- и -ён- , например: напряжённый напряжён ), прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный ; то же в словах, производных от таких причастий и прилагательных, например: напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, напряженка, жжёнка, тушёнка, сгущёнка .

6. На месте беглого о в глагольных формах прошедшего времени муж. рода: жёг и приставочных (зажёг, обжёг, сжёг, пережёг, поджёг и др.; то же в причастиях: поджёгший и др.; ср. зажгу, зажгла ), -чёл (прочёл, учёл и др., ср. прочла, учла ), шёл и приставочных (пришёл, ушёл и др., ср. шла, пришла, ушла ). При этом написание глагольных форм с корнем жёг противопоставлено написанию однокоренных существительных с буквой о : ожог, поджог, пережог .

7. В тех корнях русских слов, где ударному звуку о соответствует в других однокоренных словах или формах гласный (ударный или безударный), передаваемый буквой е .

Приводим перечень основных слов с такими корнями (в скобках указываются однокоренные слова или формы с буквой е после ж, ч, ш, щ ).

Корни с сочетанием жё :

жёваный (жевать ),

жёлоб (желоба, желобок, желобчатый ),

жёлтый (желта, желтоватый, желтеть, желток ),

жёлудь (желудей, желудок ‘маленький желудь’, желудёвый ),

жёлчь, жёлчный (варианты желчь, желчный; желчевой, желчевик ),

жёны, жёнушка, жёнка, молодожён (жена, женин, женщина, женский, женится, жениться ),

жёрдочка (жердь, жердей, жердяной ),

жёрнов (жернова, жерновой ),

жёсткий, жёсткость (жестка, жестковатый ),

сажёнки (сажень и сажень ),

тяжелый (тяжелее, тяжелеть , устар. тяжеле ).

Корни с сочетанием чё :

бечёвка (бечева, бечевой ),

вечёрка (вечер, вечерний ),

печёнка, печёночный (печень ),

почёт, почётный (честь ),

пчелы, пчёлка (пчела, пчельник ),

счёт, начёт, зачёт, отчёт, учёт, счётчик, счётный, зачётный, учётный, наперечёт, чётный, нечётный, чёт, чётки (счесть, перечесть, начесть, зачесть, учесть, вычет, счета, счетовод, нечет ),

чёботы (чеботарь ),

чёлка, чёлочка, чёла (мн. ч.) (чело, челобитье, очелье ),

чёлн (челны, челнок ),

чёркать, вычёркивать, зачёркивать, отчёркивать, перечёркивать, подчёркивать (ср. вариант черкать; черкнуть, вычеркнуть, зачеркнуть, отчеркнуть, перечеркнуть, подчеркнуть ),

чёрный (черна, чернеть, чернь, чернота, черноватый ),

чёрствый, чёрствость (черства, черстветь ),

чёрт, чёртов, чёртушка (черти, чертей, чертовка, чертёнок, чертовский, чертовщина ),

чёрточка (черта, черт, чертит, чертить, чертёж ),

чёс, чёска, чёсанки, чёсаный, зачёс, начёс, очёски, причёска, расчёска, причёсывать, расчёсывать (чесать, чешет, расчешет, причешет ),

чёткий, чёткость, отчётливый (четка ),

чечётка (чечет ).

Корни с сочетанием шё :

дешёвый, дешёвка (дёшев, дешева, дешевле, дешеветь ),

кошёвка (кошева ),

кошёлка (кошель, кошелёк ),

пшённый, пшёнка (пшено ),

решётка, решёта (мн. ч.), решётчатый (вариант: решётчатый; решето, решетник ),

шёлк, шёлковый (шелка, шелковистый ),

шёпот, перешёптываться (шепоток, шептать, шепчет ),

шёрстка, длинношёрстный, короткошёрстный (шерсть, шерстяной, шерстить ).

Корни с сочетанием щё :

щеголь (щегольской, щеголеватый, щеголять, щегольнуть ),

щёки, щёчка, пощёчина, защёчный (щека, щекастый ),

щёкот (щекотать, щекотка ),

щёлка, щёлочка (щель, щелей ),

щёлкать, щёлкнуть (щелкун, щелчок ),

щёлок, щёлочь (щелочей, щелочной ),

щённая (щениться, щенок ),

щётка (щетина ).

Однако в собственных именах с корнями слов, перечисленных в п. 7, может писаться буква о . В соответствии с традицией и регистрацией в официальных документах пишется буква о в таких собственных именах, как, напр., Чоботы (название населенного пункта), Чорный, Пшонная, Жолобов, Жолтиков (фамилии).

8. В предл. п. местоимения что: о чём, на чём , а также в словах почём, нипочём, причём ; в слове ещё .

9. В некоторых заимствованных словах, где буквой ё передается под ударением особый, отличный от русского о , гласный звук языка источника, например: жёнпремьер, Шёнбрунн, Шёнберг .

Буквы о, е на месте безударных гласных

В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е э (на письме е ), так и с ударным о (на письме о или ё ). Это относится и к корням, и к суффиксам, и к окончаниям. Примеры: а) жестянка (ср. жесть ), чепец (чепчик ), шенкеля (шенкель ), глажение (ужение ), туче (свече ); б) желтеть (ср. жёлтый ), шептать (шёпот ), горошек (петушок ), пуншевый, плащевой (грошовый, борщовый ), сторожем (чижом ), большего (ср. большого ), рыжему (чужому ), могуче (горячо ). Некоторые написания с е после шипящих не проверяются ударной позицией, например: желать, желудок, желатин, чердак, шевелить, шепелявый, шероховатый, щеколда .

В ряде слов иноязычного происхождения после ж, ч, ш в безударном положении пишется буква о . Перечень основных слов: джонатан, жокей, жонглёр, мажордом, мажоритарный, банджо, флажолет; чонгури, лечо, пончо, ранчо, каприччо (ср. вариант каприччио ); шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр ; собственные имена, напр.: Шотландия, Жорес, Шопен, Шостакович, Боккаччо . Так же пишутся производные от слов иноязычного происхождения с ударным о после шипящих и формы таких слов, где гласный после шипящего безударен, напр.: шокировать (от шок ), торшонировать (от торшон ), чокеровка (от чокер ), шомпола (мн. ч. от шомпол ).

Буква о пишется после шипящих не под ударением в словах с приставкой меж- и в сложносокращенных словах, если она начинает вторую часть слова, например: межобластной, межобщинный, межотраслевой, кожобувной.

Буква о после шипящих не под ударением пишется также в индивидуальных, не узаконенных литературной нормой образованиях, например: жохoватый (от жох), чопорноватый (от чопорный), шорошок (‘еле слышный шорох’), насвежо (от свежий, по образцу начерно, начисто).

Буквы о и е после ц

После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о , для передачи ударного э – буква е , например: цокать, цоколь, танцор, танцовщица, вытанцовывать, облицовка, пунцовый, лицо, лицом, огурцом, огурцов, овцой; ценный, целый, це (название буквы), цеце (муха), овце, об отце .

В безударном положении после ц пишется буква е – в соответствии как с ударным э , так и с ударным о , например: а) цена (цены ), цедить (цедит ), цензура (цензор ), птице (пыльце ); б) танцевать (ср. танцовщик ), пунцеветь (пунцовый ), ситцевый (перцовый ), болотце (крыльцо ), птицей (пыльцой ), пальцев (мудрецов ), куцего (большого ), куце (хорошо ). Некоторые написания с е не проверяются ударной позицией, например: целовать, целлофан .

В некоторых словах иноязычного происхождения в безударном положении после ц пишется буква о : герцог, интермеццо, меццо, палаццо, скерцо, канцонетта, цоизит (минерал), пуццоланы (горные породы). Так же пишется слово цокотать и производные от него цокотанье, цокотуха (ср. цокот ).

Буква о пишется после ц не под ударением в словах с первыми частями блиц, соц, спец , если она начинает вторую часть слова, например: блицоперация, блицопрос, соцобязательство, спецодежда, спецотдел .

Буква о после ц не под ударением пишется также при передаче ненормативных вариантов ударения, проникающих в письменную речь, например: танцовщица (вариант ударения, встречающийся в стихах), цоколя? (профессиональная форма им. п. мн. ч. слова цо?коль – цо?коли ).

Буква э после шипящих и ц

Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях.

1. В аббревиатурах, например: ЖЭА (жилищноэксплуатационная контора), ЖЭС (железнодорожная электростанция), ЧЭЗ (частотное электромагнитное зондирование), ЦЭЛТ (цветная электроннолучевая трубка), ЦЭМ (Центроэлектромонтаж – название треста).

2. После приставки меж- , первых частей сложных и сложносокращенных слов в начале корней, начинающихся с буквы э , например: межэтажный, межэтнический, Внешэкономбанк, блицэмиссия, спецэкспортёр, спецэффект, спецэлектрод .

3. При передаче некоторых китайских слов, например: шэ (народность в Китае), жэнь (основное понятие конфуцианской философии), Лао Шэ (китайский писатель), Чэнду, Шэньян (города), Чжэцзян (провинция), Шэньчжэнь (промышленная зона в Китае).

В.П.УГОЛЬНИКОВА,
частная школа "Гарант", п. Школьное, Крым

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
о-е-ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И ц

Только что прочитала статью Е.Г. Шатовой «Формирование обобщенных знаний при обучении орфографии в системе урока. Новый подход» (Русский язык, № 19/2001). Совершенно согласна с автором статьи, так как я работаю примерно по такому принципу (формирование обобщенных знаний) уже лет 20. Просто живем мы сейчас в разных странах (к моему большому сожалению), меньше стало совместной методической работы. Выписываю постоянно вашу газету, но писать как-то не решалась, думая, что у вас и своих авторов хватает. Но теперь рискнула: может быть, пригодятся и мои разработки.
Я составила свою карточку с орфограммами как раз на основе обобщения материала. Не буду приводить вам ее полностью, хотя работаю по ней около 20 лет, теперь уже точно могу сказать, что с ее помощью сформировать грамотность письма гораздо проще. Мой опыт обобщен в Крыму, и по карточке работают другие учителя русского языка, а я систематически провожу семинары для них.
Итак, предлагаю свое видение той же самой темы – «Правописание гласных о–е–ё после шипящих и ц». Только это не план урока, а лишь набор необходимых заданий, а уж как их скомпоновать – дело учителя.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонематического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

    Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т.е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т.е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

    Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи, что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

За корнем под ударением

В корне под ударением

В глаголах и отглагольных формах

Слова-исключения

Суффикс -ёр

Медвежонок

Шоколад, обжора

Тренажёр

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией.

P.S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Правописание -о-, -е-, -ё- после шипящих и ц.

Морфема

Части речи

Правило

Пример

Корень

Любая часть речи

Под ударением после шипящих пишется -ё- (можно заменить на -е-)

Искл: шов, шорох, крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, чопорный

Ш ё пот (шептать),

ш ё лк

Гласная

от

значения

корня

Существительное

Ож о г (руки)

Подж о г (сарая)

глагол

Ож ё г (руку)

Подж ё г (сарай)

Суффикс

Существительное

    Под ударением - о -

    Без ударения - е -

Но в сущ., образованных от глаг., под ударением пишем - ё -

Реч о нка, галч о нок; Сгущ ё нка, ноч ё вка, туш ё нка.

- ёр - (иноязычный)

Стаж ёр

Дириж ёр

Прилагательное

    Под ударением - о -

(образованных от сущ.)

    Без ударения - е -

    В прил., образованных от глаг., пишем - ё -

Парч о вый (парча)

Рыж е ватый

Золоч ё ный (от золотить).

Причастие

    Под ударением - ё -

    Без ударения - е -

Освещ ё нный,

окружённый

Наречие

    Под ударением - о -

    Без ударения - е -

Но: ещё

Горяч о , хорош о , короч е , хуж е

Окончание

существительное

    Под ударением - о -

    Без ударения - е -

Плеч ом , свеч ой

товарищ ем

прилагательное

Больш ой , чуж ой

хорош его

глагол

    Под ударением -ё-

Печ ё шь, жж ё т

1. А) Тихий ш..рох, говорить общ.., благодарить горяч.., боч..нок с водой, жж..ный кофе, асфальтированное ш..ссе, искусный ж..нглёр, вертеть трещ..тку, словно ш..лковая ш..рстка, опытный ш..фер, двойной ш..в, холщ..вый меш..к, моч..ные яблоки, золоч..ная серёжка.
Б) Ч..ткие контуры, бессч..тное богатство, смешной медвеж..нок, ж..лтый пуш..к, ш..коладный торт, камыш..вая крыша, разожж..нный костёр, заверш..нный урок, ударил вожж..й, кот уч..ный, поч..тный гражданин, суш..ные груши, возвращ..нное обещание, последние подсч..ты, обреч..нный на смерть узник.

2. Проверь себя!
Вставьте в тексте пропущенные в словах буквы, выделите орфограмму.

Ч..порный ч..рт в ч..рной ш..лковой одеж..нке сидел на ж..стком диване и пил деш..вый кофе, изредка ч..каясь со своим отражением в тяж..лом глянцевом самоваре, стоящем на парч..вой скатерти ш..коладного цвета. Ч..рт был больш..й обж..ра и, несмотря на изж..гу и больную печ..нку, объедался крыж..вником со сгущ..нным молоком.
Поев и погрозив своему отражению пальцем, ч..рт, весело встряхнув ч..лкой, пустился танцевать чеч..тку так, что этаж..м ниже с потолка посыпалась штукатурка. Однако ч..рт был не очень искусным танцором и, совершив один неудачный скач..к, врезался в самовар и обж..г свой пятачок, покрытый мягкой ш..рсткой.
Ож..г был очень тяж..л. Огорч..нный ч..рт кинулся к боч..нку с моч..ными яблоками и сунул в него обожж..нный пятяч..к. “Правду говорят, что небереж..ного Бог не береж..т!”, - чертыхнулся ч..рт чертовской пословицей.

3. Тест 1
Задание: вставьте пропущенные буквы (о/ё).

1. Дикие пч..лы;
2. Прож..г тряпку
3. Талантливый стаж..р
4. Сильный ож..г
5. Печ..т пирог
6. Хорош.. отдохнул
7. Потухшей свеч..й
8. Больш..й дом
9. Размеж..вывать
10. Вчерашняя ноч..вка
11. Улич..нный в измене
12. Просч..т в решении
13. Резиновым мяч..м
14. Тяж..лая ноша
15. Ч..порный англичанин
16. Хитрый ч..рт
17. Поч..тная грамота
18. Ч..тные числа
19. Плюшевый медвеж..нок
20. Ж..лтый утёнок


От 0 до 16 - Вам стоит проанализировать свои ошибки, повторить тему и попробовать еще раз.
От 17 до 19 - Весьма неплохой результат. Проанализируйте свои ошибки и приступайте к контрольному тесту.
20 - Отличный результат. Вы хорошо разбираетесь в данной теме и можете перейти к контрольному тесту.

4. Контрольный тест


1) Прыж..к со склона
2) Ч..рный цвет
3) Грязное плеч..
4) Ещ.. не выучил
5) Разрубленное меч..м
6) Веч..р, ты помнишь, вьюга злилась
7) Смуглый мальч..нка
8) Колючий крыж..вник
9) Юркий ч..рт
10) Влеч..т магнитом
11) Сильная изж..га
12) Теч..т близ города
13) Лиш..нный еды
14) Ж..лтое яблоко
15) Нежный пуш..к
16) Зач..ркнутые строки
17) Исключ..нный из института
18) Облач..нная в платье
19) Испуганный ш..пот
20) Жж..т кожу
21) Ш..рох листьев
22) Тёмная трущ..ба
23) Кривой ш..в
24) Обманутый ретуш..р
25) Корч..вка деревьев
26) Сломанный крюч..к
27) Лучший дириж..р
28) Больно сеч..т
29) Захватывающее ш..у
30) Деревянная щ..тка
31) Пляшущий чеч..тку
32) Моч...ные яблоки
33) Догоревшей свеч..й
34) Парч..вый халат
35) Ч..кнутый профессор
36) Ч..ткое руководство
37) Круч..ный удар
38) Ш..лковое платье
39) Звонкая пощ..чина
40) Копч..ный сыр
41) Суш..ный кальмар
42) Сгущ..нное молоко
43) Защ..лкнутый замок
44) Детский волч..к
45) Сильный толч..к
46) Форс-маж..р
47) Замещ..нный дублёром
48) Пуч..к света
49) Надоедливый сверч..к
50) Поч..тная грамота.

От 0 до 44 баллов - К сожалению, вы не справились с тестом. Проанализируйте ваши ошибки, повторите тему и попробуйте заново пройти тест.
От 45 до 49 баллов - Вы справились с тестом, обратите внимание на ваши ошибки и проанализируйте их.
50 баллов - Вы замечательно понимаете данную тему!

§ 1. После х, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – в именах собственных, например: Сен-Жюст ), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

2. В суффиксах:

а) имён существительных:

Ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;

Онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;

Онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имён прилагательных:

Ов, например: ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;

Он- (с беглым о ), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В именах существительных родительного падежа множественного числа на -ок, -он, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры, в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ёг в прошедшем времени глаголов: изжёг, ожёг, поджёг ); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажора (и зажор ), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером»), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох»), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после х, ч, щ, щ под ударением пишется буква ё, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ёшь, -ёт, -ём, -ёте, например: л жё шь, л жё т и т.д., пе чё шь, пе чё т и т.д.

2. В глагольном суффиксе -ёвыва-, например: затушёвывать, перекочёвывать, также затушёвывание, перекочёвывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: перекочёвка, размежёвка.

4. В суффиксе существительных -ёр, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жё лтый (же лтеть), жё сткий (же стковатый), жё рнов (же рнова), жё лудь (же лудей), жё рдочка (же рдей); де шё вый, де шё вка (де ше веть), шё лк (ше лковистый), шё рстка (ше рстяной), ре шё тка, ре шё тчатый (ре ше то), ко шё лка (ко ше лёк), шё пот (ше птать); чё лн (че лнок), чё лка (че ло), чё рт (че ртей), чё рный (че рнота), чё т (не че т), че чё тка (че че т), от чё т, с чё т (вы че т, вы че сть), чё рточка (че рта), пе чё нка (пе че нь), бе чё вка (бе че ва); щё тка (ще тина), щё лкать (ще лчок), по щё чина, щё ки (ще ка); в корнях глагольных форм: с жё г, под жё г, с жё гший, под жё гший (с же чь, под же чь), шё л (ше дший), раз жё вывать (раз же вать).

7. В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после х, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горо́шек (ср. пету шо́к ), сто́ро же м (ср. чижо́м ), бо́ль ше го (ср. боль шо́го ), ры́ же го (ср. чу жо́го ).

Загрузка...