domvpavlino.ru

Обществознание задания егэ свобода и необходимость

Свобода и ответственность (Тема из КИМ ЕГЭ)

С бодрым весенним утром Вас, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Наступает пора финишной прямой, когда ребята начинают «просыпаться» и осознавать, что скоро будут реальные экзамены. Надеюсь, их приближение не вызывает у Вас неврозов. Если вызывают, то крайне рекомендую к прочтению пост про то и .

Ну а сегодня, чтобы опять же снять Вашу нервную активность, мы раскроем крайне непонятную тему для большинства ребят: поговорим о свободе и ответственности. Данная тема входит к кодификатор КИМ ЕГЭ и может проверяться на экзаменах. Это ладно, если тест будет из части 1…. А если задания на эту тему будут повышенной сложности?

Почему тема свободы и ответственности вызывает трудности? Потому, во-первых, понятие свободы очень абстрактно, а, во-вторых, недостаточно изучается в школе.

Многие путают понятие свободы в широком смысле и свободу в рамках закона. Кстати о последней теме был недавно пост: .

Итак, для начала разберемся с понятием «свобода» в связи с реальностью. Свобода – это способность действовать не ограничиваясь какими-либо внешними условиями. Разумеется это понятие очень широкое и не имеет никакого отношения к действительности.

Например, захотелось Вам взять приставку PS4 с полки магазина…. А Вам ее не отдают – требуют денег. Нет свободы.

Тогда зачем же всякие умные дядьки и тетки вводят нас в заблуждение? Дело в том, что должна быть в науке некая идеальная модель, в нашем случае свободы, чтобы мы могли сравнивать степень реальной свободы с этой моделью.

Ещё такая модель называется идеальным типом, эту категорию разработал Макс Вебер.

Вообще понятие «свободы и ответственности» разрабатывали все, кому не лень. К примеру для клириков католической церкви в Средневековье свобода – есть свобода от греха (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

В Новое время, когда религиозное знание и светское разделились, многим казалось, что свобода может быть только в рамках закона (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо). Да, конечно был период в нашей истории, когда свобода была абсолютной, но тогда и была «война всех против всех».

Таким образом сегодня нет абсолютной свободы – свободы от всего и вся. В современном мире понятие «свобода» неразрывно связано с понятием «ответственность». Эта ответственность выражена в законах. Кстати, недавно был . Рекомендую посмотреть.

Но есть и «незаконная» ответственность: ответственность, налагаемая другим видом социальных норма: моралью.

Таким образом, в современном мире нет абсолютной свободы. Есть свобода в неразрывной связи с ответственностью. Собственно так не только в обществе: можешь поступить в вуз, можешь в ссуз, можешь вообще никуда не поступать – но и тогда к ответственности тоже будь готов.

В природе также: человек ведь не свободен от голода. Хочешь есть – иди охоться, лови рыбу. Собственно поэтому многие поколения людей, по меткому выражению Евгения Касперского, «жили и работали на унитаз». Если разобраться, в конечном итоге так и есть 🙂

В каких основных законодательных актах сказано о свободе и ответственности? Из международных:

Декларация прав человека 1948 года. По ней, каждый человек независимо ни от чего имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Отсюда получается, что твоя свобода ограничена свободой других людей.

Европейская конвенция (1953 год) по правам человека. Россия, кстати к ней присоединилась лишь в 1998 году. Кстати, рекомендую почитать про международную защиту прав человека – тоже тема из КИМ ЕГЭ.

Из отечественных законов – конечно Конституция РФ. Кстати, рекомендую себя проверить и порешать .

Ну, что же, друзья! Надеюсь, материал оказался для Вас полезным. И если так, то .

И последнее: вебинар по обществознанию на тему «Деньги как финансовый институт» в пятницу в 17.00 по московскому времени. Ссылку как всегда в начале дня будет «висеть» в новости в верху сайта.

Тест по теме «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе людей?

А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами: благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и т.д.

Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами: знаниями, умениями, способностями и т.д.

1.) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется:

1) необходимостью 2) достоинством 3) свободой 4) ответственностью

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков:

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _______________ (А), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть _________________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных __________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу, обладает ли человек свободой _________ (Г), или все его поступки обусловлены внешней_________ (Д), под которой понимали предопределение, Божий Промысел, _______________(Е), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) воля 2) необходимость 3) смысл 4) индивидуальность 5) индивид 6) цель 7) судьба 8) ответственность 9) социализация

Ответ:

4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа»

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.

Ответ:

5. Дайте определение понятия «ответственность»

6. Почему абсолютной свободы быть не может? Приведите два аргумента

Тест №2 по теме «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях невозможна

Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием человека и проявляется во взаимодействиях между людьми, несмотря на социальные правила и нормы

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?

А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, руководствуясь всегда собственными желаниями

Б. Свобода- это возможность осуществлять выбор целей и способов их достижения, сознавая ответственность за принятые решения

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?

А. По мере развития свободы человека усиливается его ответственность

Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в обществе

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий

Б. свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Напишите эссе по одной из предложенных тем:

1. «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» Ф. Бэкон

2. «Свобода есть право на неравенство» Н.Бердяев

3. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» Вольтер


Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

3.10. Свобода и ответственность

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. В праве свобода связана не только с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности – степени вменяемости или невменяемости поступка.

В истории : 1) у Сократа и Платона речь идет о свободе в судьбе; 2) у Аристотеля и Эпикура – о свободе от политического деспотизма; 3) в средние века подразумевалась свобода от греха; 4) в эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Стремление к свободе – естественное состояние человека. То или иное понимание свободы соотносится с такими понятиями, как произвол, воля, необходимость и т. д. В XVIII в. Б. Спиноза сформулировал тезис «свобода – есть познанная необходимость»: свободен человек, только когда познает; при этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность. В марксизме необходимость выступает как выражение закономерного, объективно обусловленного для развития событий; но задача заключается не только в том, чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать его. Свобода – это специфически человеческое качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности, а также творческой инновационной деятельности. Мера необходимости и свободы, коллективистской и индивидуалистической устремленности в человеке задает определенные типы личности .

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Модели взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов: 1. Отношения борьбы за свободу (человек вступает в открытый и непримиримый конфликт с обществом); 2. Бегство от мира (эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, идет в монастырь, уходит «в себя», чтобы там обрести свободу самореализации); 3. Человек адаптируется к миру, добровольно подчиняется ему, жертвуя стремлением обрести свободу.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности; социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регуляторами подобного поведения являются долг и совесть .

Виды ответственности:

а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

б) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Свобода и ответственность – две стороны сознательной человеческой деятельности. Свобода реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем выше избранная цель, когда средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность связана с осознанием объективных условий и субъективно поставленной цели, необходимости выбора способа действия для осуществления этой цели. Свобода всегда порождает ответственность, а ответственность направляет свободу.

Из книги Большая книга афоризмов автора

Свобода воли Великие реформаторы церкви стояли за несвободную волю, а иезуиты за свободу воли, и однако первые основали свободу, вторые рабство совести. Анри Амьель Ты называешь себя свободным. Свободным от чего, или свободным для чего? Фридрих Ницше Мы должны верить в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Политика автора Джойс Питер

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Свобода союзов Свобода союзов, см. Право ассоциаций.

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Свобода торговли Свобода торговли, см. Фритредерство.

Из книги автора

СВОБОДА Свобода предполагает отсутствие препятствий самостоятельному выстраиванию индивидом своей жизни такой, какой он хочет ее видеть, без каких-либо внешних ограничений его деятельности. Между тем подобная трактовка свободы пользуется успехом преимущественно у

Из книги автора

СВОБОДА - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и

Из книги автора

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле

Из книги автора

3.10. Свобода и ответственность Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений

Из книги автора

Свобода слова. Свобода совести См. также «Цензура» Милостью Божьей в нашей стране мы имеем три драгоценных блага: свободу слова, свободу совести и благоразумие никогда не пользоваться ни тем, ни другим. Марк Твен Бороться за свободу законным образом можно лишь в том

Из книги автора

Совесть См. также «Раскаяние. Покаяние», «Свобода слова. Свобода совести», «Стыд» Совесть – тысяча свидетелей. Квинтилиан Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. NN* Совесть – это дворняжка, которая свободно дает вам

Из книги автора

Цензура См. также «Свобода слова. Свобода совести» Ни одно правительство не может существовать без цензуры: там, где печать свободна, никто не свободен. Томас Джефферсон* Я только не имею права касаться в моих статьях власти, религии, политики, нравственности,

Задания в формате ЕГЭ на тему «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях
невозможна
Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием
человека и проявляется во взаимодействиях между людьми,
несмотря на социальные правила и нормы

1
2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в
обществе?
А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется,
руководствуясь всегда собственными желаниями
Б. Свобода- это возможность осуществлять выбор целей и способов
их достижения, сознавая ответственность за принятые решения
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2

3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?
А. По мере развития свободы человека усиливается его
ответственность
Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно
реализовать себя в обществе
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
3
4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за
совершённые поступки
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного
исключительно на получение удовольствия
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
4

5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных
решениях относительно дальнейших действий
Б. свобода человека возможна только в результате преодоления
правил, навязанных обществом
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.

Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности Фатализм (лат. fatalis - роковой) - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.
Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Ядро свободы - это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:
- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Загрузка...