domvpavlino.ru

Омывание покойного. Что можно и нельзя делать родственникам после похорон. Похороны - это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают­ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что бе

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.
Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов - бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Тело человека по воззрению Церкви - храм души, освященный благодатью Таинств. Образ погребения усопших, данный в Евангелии, сохранился с ветхозаветных времен в Православном обряде и выражается в омовении тела, облачении его, положения во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены крестообразно (правая рука поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царствия Небесного. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия - во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи. Если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.


Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи есть пережитки язычества.

Соблюсти перечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. С этим православным людям приходится мириться, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после выдачи его из морга.

Весьма хорошо все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания - мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают переход в другую жизнь.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.
Тело умершего поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники.
После чтения Евангелия священник вслух зачитывает разрешительную молитву, испрашивая разрешения грехов, которые покойный забыл исповедать по слабости памяти. Однако этой молитвой не отпускаются грехи, сокрытые сознательно.

Для более наглядного удостоверения близких умершему в прощении его и примирении с Церковью, священник свиток с разрешительной молитвой влагает в его правую руку. (Здесь нужно опровергнуть распространенное в народе суеверие о том, что эта молитва, называемая "подорожной", служит почившему непреложным пропуском в Царство Небесное. Участь каждого человека - в руках Божиих, и ничто материальное не оказывает на Бога воздействия).

Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859)

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения в любви к нему, не престающей за гробом. Оно совершается при пении трогательных песней:
"Видя меня лежащего безгласным и бездыханным, восплачьте обо мне, все братия, и сродники, и знакомые. Вчерашний день беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти; но приидите все любящие меня, и целуйте последним целованием. Я уже более не поживу с вами или о чем-либо собеседую; к Судии отхожу, где нет лицеприятия; там раб и владыка вместе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; каждый от своих дел прославится или постыдится. Но прошу и умоляю всех: непрестанно о мне молитесь ко Христу Богу, да не буду возведен по грехам моим в место мучений, но да вселюся в жизненный свет."

При прощании с покойным нужно целовать икону, лежащую во гробе и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам.

Над гробом возглашается "Вечная память". Священник крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: "Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней".


Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище. После этого гроб закрывается крышкой и открывать его вновь ни под каким предлогом не дозволяется.

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности, которые не признаются самоубийцами.
В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших при разбое и умерших от полученных ран и увечий.
Кремирование, то есть сжигание тел усопших православных христиан, никогда не было традицией. Теперь, однако, кремация православных стала делом привычным, но нежелательным.

Некоторые священники поступают так. Все панихиды и отпевание совершаются так же, кроме предания земле и молитвы с венчиком. Последние не вкладываются во гроб, но остаются у родных. Священник совершает символическое предание земле, посыпая землю на чистый лист бумаги. В эту же бумагу земля заворачивается и вместе с молитвой и венчиком хранится у родных. При кремации нельзя оставлять в гробу никаких святынь.

Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
(Иванов А. А., 1850-е гг.)

Когда прах захоранивают в могилу, то завернутую в бумагу землю, молитву и венчик в одном пакете кладут туда же, чтобы все было предано тлению вместе с прахом. Оставлять прах вне земли противоречит всем традициям Православной Церкви и смыслу погребения.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу - покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют - выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Погребение Христа (на заднем фоне видна приближающаяся стража)
Лоренцо Лотто, 1516 год

Изучение причети показало, что русская деревня советской эпохи сохранила импровизационную культуру исполнения, когда фольклорный текст каждый раз как бы создается заново на основе сложившейся традиции. Жанр причитаний - центральный для обряда, несмотря на произошедшие с ним разрушительные изменения, по-прежнему выполняет свою бытовую функцию. Причет продолжает сохранять культурную память, но в нем значительно блекнут художественные достоинства, исчезает ряд обязательных моментов (например, подробного комментирования происходящего на похоронах). Жанр становится все более клишированным. Это связано, в первую очередь, с утратой непосредственного отношения к смысловой стороне языческой символики. Не удалось выявить весь цикл причитаний похоронного обряда, которые (как, например, в свадьбе) сопровождали бы весь обряд, тематически отграничивая определенные его этапы. По всей видимости, мы имеем дело с явным угасанием фольклорной памяти. Трудно сказать, на каком этапе исторического развития началось подобное редуцирование. Но несомненно, что здесь сильно сказалась культурная политика государства, с одной стороны, и интенсивное превращение России из аграрной страны в промышленную и, следовательно, городскую. Тем не менее, архаические стороны сознания деревенского человека в похоронном обряде сохранились достаточно хорошо. Так, например, известно, что смерть в русской фольклорной традиции всегда воспринималась как враг. Это сохранилось и в текстах, записанных на рубеже 70-х - середины 80-х годов. В плачах смерть называется "злодейкой", "душегубицей", которая не делает уступок, не внимает мольбам и просьбам. В материалах архива хранятся записи, в которых говорится о разного рода приметах, связанных с приходом смерти в дом или семью. Например, предвещали смерть кукушка, севшая на хозяйственную постройку; птица, стучащая в окно; собака, воющая книзу ("собачий вой - на вечный покой"); лошадь, идущая навстречу людям, которые провожают умершего, и так далее. Чтобы удостовериться в смерти человека, ему подносили к губам зеркало, если оно не запотевало, значит, человек умер. Чтобы не бояться умершего, который мог каким-либо образом напоминать о себе (например, часто сниться или даже приходить в дом; являться в каком-то ином облике, например, в зооморфном, чаще всего - птицы), надо было подержаться за печку, посмотреть в нее или в подвал, а на сороковой день повесить конскую узду на стену.

Мертвый спит, оставаясь человеком (покойник - спокойный человек), однако если у умершего были открыты глаза, то их закрывали и клали поверх век медные пятаки. Вполне возможно, что это было связано со своеобразным откупом от смерти, ибо считалось, что покойник высматривает кого-то из оставшихся в доме живых людей или даже животных, желая забрать их с собой. В таких случаях обычно говорили: "Смотрит - кого-нибудь насмотрит". Монеты (пятаки) оставляли потом в гробу. Интересно, что выкуп в данном обряде проявлялся и иначе, так например, если долго не могли найти тело утонувшего человека, то существовал обычай бросать в воду серебряные деньги, чтобы выкупить его у воды.

Тело покойного клали на скамейку, ему связывали руки и ноги, так как считали, что "нечистая сила" может их скручивать, принося умершему человеку боль. Через два часа тело мыли (два часа умерший "отдыхал"). Мыть покойника мог любой человек, но предпочтение отдавалось постороннему. К прошлому веку относится представление, сохранившееся в памяти информаторов о том, что совершать этот ритуал должны были старые девы. В Окуловском районе записана частушка:

Не ходи, подруга, замуж
За таких разбойников,
Лучше купим по ушату,
Будем мыть покойников.
(Записано от М. Н. Федоровой в 1988 году)

Сохранился обычай оплачивать обмывание чем-нибудь из вещей покойного. Мыли покойного из горшка, теплой водой с мылом, затем горшок после выбрасывали в реку вместе с водой, обычай, в котором, несомненно, просматривается языческое мироощущение. Был и иной вариант, когда оставшуюся после процедуры воду выливали в то место, где никто не ходит, и ничего не сажают, так как эта вода "мертвая" - она могла погубить, умертвить землю. В Старорусском районе считали, что за обмывание покойного отпускаются грехи: " Сорок человек обмоешь - сорок грехов снимешь". Одевал покойника тот же человек, который мыл. Одевали во все новое, чтобы "там" он "выглядел хорошо" (со слов Власовой А. Я.), ведь умерший отправлялся на житье "вековечное". Смертная одежда не только завещалась, но и готовилась заранее, таким образом, выполнялось последнее желание человека. Шитье одежды - тоже ритуал: когда ее шили, то узлы не делали и не отрывали их, как и нитки. Шили в один шов, иголкой вперед, швы не выворачивали, пуговицы не нашивали. Н.В.Андреева из Окуловского района отметила, что раньше чаще всего шили кофту и юбку. С большой степенью уверенности можно сказать, что это позднейший обычай, может быть, относящийся уже к советскому времени, так как по исследованиям этнографов известно, что распространенной "смертной" одеждой была рубаха, как для мужчин, так и для женщин. В гроб клали и те предметы, с которыми покойный не расставался при жизни. Гроб делали из еловых или сосновых досок. Нельзя, например, было делать "домовину" из осины, так как считалось, что осина проклятое дерево, ибо, по легенде, на ней повесился Иуда, и от этого она дрожит. Стружку, оставшуюся от изготовления, клали на дно гроба или в некоторых случаях в подушку, на которой находилась голова умершего. Сжигать щепу и стружку было нельзя, ибо, как считали в Окуловском районе, умершему от этого будет жарко. Гроб - домовину всегда делали в соответствии с ростом умершего. Считалось, что покойник кого-нибудь заберет, если гроб будет больше (Окуловский район, Федорова М. Н.). Домовину с телом ставили так, чтобы умерший был обращен лицом к иконе, то есть к красному углу (Окуловский район), но в Старорусском районе отмечается как наиболее распространенный вариант, когда умерший лежит головой в красный угол, а ногами - к двери.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

За окно комнаты, в которой находился покойник, вывешивали льняное полотенце или кусок белой ткани. На лоб умершему клали "венчики" или "прощеные грамоты", в которых содержалась молитва отпущения грехов. В правую руку давали подорожную, а в левую - носовой платок. В Старорусском районе считали, что он нужен для того, чтобы стирать пот во время Страшного Суда, а также для того, чтобы вытирать слезы, если человек, перешедший в мир предков, всплакнет при встрече с близкими на "том свете". Встречи эти происходили, по мнению опрашиваемых, в течение сорока дней. Интересно интерпретировали информаторы Окуловского района функцию нательного крестика, которым снабжался усопший. Так, М. Н. Федорова говорила о том, что он служит "пропуском" и что, прежде чем войти в ворота иного мира, необходимо было показать крестик, при этом крестик умершему надо было покупать обязательно новый. Этот обычай отличался от принятого в Старорусском районе, где хоронили умершего с тем же крестом, который человек носил при жизни. Похороны происходили на третий день. От дома до дороги разбрасывались еловые ветки, по которым двигалась процессия, чтобы уходящий в мир иной "шел" по "чистой дороге", так как ель считалась в данных местах чистым деревом. Когда возвращались с кладбища, ветки убирали, а затем их сжигали, вероятно, уничтожая таким образом следы умершего, чтобы он не вернулся и не забрал кого-либо из оставшихся в живых родственников.

Перенос тела Христа к гробнице
(Антонио Чизери, 1883 г.) - исторический реализм XIX в.

Сохранилось довольно много разного рода примет, связанных с отправлением похоронного обряда. Часто эти приметы носили характер оберега. Так, например, копали могилу в день похорон рано утром, и место выбирали получше, так как считали, что если умершему место не понравится, то он в течение сорока дней заберет еще кого-нибудь из родственников. А если еще будет покойник, то "нужно ожидать и третьего" (по словам М. Н. Федоровой из Окуловского района). Обвал могильных стен тоже указывал на то, что придется вскоре копать новую яму. В целом сохранился обычай во всем угождать покойнику. Сохранялся в обследуемых районах и обычай не подметать полы до тех пор, пока умерший находился в доме, ибо по примете можно было "вымести" кого-нибудь из живущих родственников. Кроме того, в доме завешивали темной тканью зеркала, чтобы нечистая сила не испортила покойника. Гроб с телом несли до кладбища на полотенцах, нести считалось "уважительнее", чем везти. Прощались с умершим окончательно на кладбище, при этом целовали в лоб или в иконку, которая лежала у него на груди. Слезы прощающегося не должны были попадать на покойника, так как он тогда будет лежать мокрым и обижаться. В таких случаях обычно говорили: "Отойди, отойди, не роняй слезы туда". А все присутствующие желали, чтобы земля была покойному пухом. Прежде, чем опустят гроб в могилу, родственники бросали туда копейку (по всей видимости, серебряную), это означало, что они покупали себе место рядом с усопшим, а все остальные бросали медь, при этом говорили: "Вот тебе доля - не проси боле". Считалось, что деньги нужны были умершему для того, чтобы заплатить за перевоз через реку или озеро на том свете. Известно, что образ реки и переправы - традиционный образ не только для русской, но и для мировой культуры.

Предметы, связанные с похоронами, и вещи умершего тоже имели свою судьбу. После сорокового дня родственники могли раздавать личные вещи покойного любым людям, не обязательно близким родственникам. А те предметы и вещи, которые были задействованы в похоронном обряде (например, полотенца, на которых несли гроб), либо опускали в могилу и засыпали землей, либо сжигали, чтобы избежать дурного влияния умершего на живых людей. Все делалось так, чтобы ничто не обеспокоило душу покойного и каким-либо образом удержало бы ее в мире живых людей. Многое делалось для того, чтобы усопший не вернулся бы за кем-нибудь, не "насмотрел бы кого-нибудь". Как уже было сказано выше, считалось, что открытые глаза покойника, являются знаком того, что они высматривают новую жертву.

По традиции, пока проходил обряд на кладбище, в доме умершего готовились к поминкам. Дома обычно оставался кто-нибудь из родственников и готовил поминальную трапезу, мыл пол. Поминки проходили не только сразу после похорон, но и на девятый и сороковой день, затем через год. Умершие родственники поминались и в Родительские субботы - дни, установленные христианской традицией. В поминальные дни люди обязательно посещали могилы родственников, принося с собой еду, вино, чтобы пригласить усопшего на ритуальную трапезу. Таким образом, сохранялся обычай, оставшийся от древнего похоронного обряда, который предусматривал как задабривание душ умерших, так и демонстрацию силы жизни. В современном похоронном обряде просматриваются контуры старого, еще языческого обряда, однако заметно и то, что магическое содержание обрядового действа во многом стерлось .

Омытие покойного является обязательным (фард кифая) для тех, кто занимается приготовлением его к захоронению. Если же таковых нет, то любой мусульманин должен это сделать.

Когда один из мусульман, находясь на горе ‘Арафа рядом с Пророком, упал с верблюда и, оказавшись под копытами животного, сильно пострадал и скончался, Пророк воскликнул: «Омойте его водою с сидром и заверните в одежду его [ихрам был использован в качестве савана]» .

Если говорить о том, кто должен омыть тело покойного или покойной, то ученые-факихи однозначно утверждают, что мужчины должны омывать тела покойных мужчин, а женщины - женщин. Преимущество при омытии тел покойных мужчин имеют те, кто первостепенен в совершении погребальной молитвы над ними , а при омытии женщины - родственники ее. Что касается выполнения этого кем-то из оставшихся в живых супругов, то по свидетельству сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) муж может омывать жену и наоборот. И только ученые ханафитского мазхаба говорят о непозволительности этого .

Необходимо, чтобы человек, который будет мыть тело покойного, знал последовательность ритуала и был надежен с точки зрения неразглашения тех или иных изъянов, что могут быть увидены на теле покойного и при жизни скрывались им.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар говорил: «Пусть именно надежные люди моют ваших покойников» . Сам пророк Мухаммад говорил: «Кто омоет покойного и сокроет его [изъяны], тому будет Божье прощение сорок раз» .

Хорошее же и положительное о внешнем состоянии покойного говорить другим можно и нужно. Пророк призывал: «Упоминайте [лишь] положительные качества ваших покойных и воздержитесь от [упоминания] их недостатков (пороков)» .

Желательно (мустахаб) для омывающего:

Не мыть покойного под открытым небом;

Никого не приглашать присутствовать, кроме помощника, если есть на то необходимость;

Наполнить помещение благовонным запахом;

Не смотреть на оголенные части тела покойного, кроме как вынужденно;

Не дотрагиваться до тела покойного, кроме как через тряпку . Можно надеть перчатки и мыть тело покойного губкой;

Полностью вымыться (совершить полное омовение, гусль) по завершении омытия тела покойного .

Последовательность мытья тела покойного с учетом всех тонкостей:

1. Положить оголенное и накрытое от пояса до коленей тело на доску.

2. Можно накрыть лицо покойного или покойной полотенцем или каким-либо полотном .

3. Желательно положить покойного на спину, ногами в направлении к Каабе, слегка приподняв голову.

4. Приподнять тело и провести рукой сверху вниз по животу для вывода остатков пищи из прямой кишки. Обмыть место выхода нечистот.

5. Омыть те части тела, которые традиционно омываются при совершении вуду’ (малом омовении), за исключением полоскания рта и промывания носа. Рот и нос можно и лучше протереть мокрой тряпкой. Попадание воды внутрь крайне нежелательно .

6. Каким-нибудь благовонным моющим средством вымыть волосяной покров головы .

7. Повернуть покойного на левый бок и омыть мыльной водой правую сторону, пока вода не начнет стекать с левой части тела.

8. Повернуть на правый бок и также омыть с плеч до ног левую часть тела, пока вода не начнет стекать.

9. Затем тело положить на спину и облить его в третий раз .

10. Протереть тело сухим полотенцем и нанести благовонное масло или жидкость на голову, бороду, лоб, нос, кисти рук, колени и ступни.

11. Ногти и волосы стричь нельзя, нежелательно . Лучше промыть под ногтями от остатков грязи .

12. Руки располагаются вдоль туловища. После этого тело заворачивают в саван. Необходимо знать обязательный минимум (фард) ритуала омовения тела покойного на случай нехватки воды, поспешности или отсутствия осведомленности в тонкостях данного процесса: единожды омыть или облить все тело покойного водой, предварительно смыв вышедшие нечистоты. Без данного минимума предавать земле тело покойного недопустимо. В случае когда тело было похоронено без омовения, то его, если это возможно, раскапывают и омывают .

Специальное намерение перед началом омытия необязательно. Также необязательно, чтобы омывающий был именно мусульманином. Такого мнения придерживается большая часть ученых, среди которых богословы шафиитского и ханафитского мазхабов.

Вопросы по теме

Нужно ли мыть покойного в случае, когда сохранилась только часть тела, например, в результате авто- или авиакатастрофы?

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов считают, что если даже незначительная часть сохранилась, то необходимо ее омыть и совершить над нею погребальную молитву . Имам Абу Ханифа и имам Малик считали, что мытье тела покойного и совершение погребальной молитвы над ним происходит только при наличии большей части тела. Если имеется меньше половины или, например, человеку ампутировали часть тела, то это предается земле без омытия и без совершения погребальной молитвы .

Если тело покойного не имеет целостности, то лучше сшить его части. Когда какую-то часть пришить невозможно, то после омовения все воедино заворачивается в саван.

Как быть, когда нет воды для омытия тела покойного или когда состояние тела не позволяет омыть его водою?

В такого рода случаях допускается совершение таяммума .

Влияет ли каким-либо образом на процедуру захоронения то, что покойный умер в состоянии джунуб, то есть имел интимные отношения с супругой и не стал совершать полное омовение сразу, оставив его на утро, а ночью умер?

Если человек умер, не успев вымыться, то это никак не отражается на состоянии покойного или специфике приготовления его к захоронению .

Нужно ли мыть утопленника?

Утопленника, находящегося в воде, следует три раза окунуть с намерением ритуального омытия тела . Такой процедуры будет достаточно. Если же его уже вытащили из воды, то омытие тела (хотя бы разовое) перед захоронением необходимо .

Нарушается ли омовение, если дотронулся до тела умершего?

Подробнее о том, в каких случаях нарушается состояние ритуальной чистоты и необходимо малое или полное омовение, читайте в моей книге «Мусульманская молитвенная практика».

Фард кифая - это то, что является обязательным для всех верующих и при выполнении кем-либо из них снимается обязанность со всех. Если же оно никем из числа мусульман не совершено, то грех ложится на всех, проживающих в данной местности.

Сидр - лотос; применялся в качестве мыла. В современной практике может применяться любое благовонное моющее средство.

Ихрам - специальное одеяние, надеваемое паломником во время паломничества и символизирующее особое состояние ритуальной чистоты. У мужчин оно состоит из двух белых полотен.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 378, хадисы № 1265–1268.

Последовательность следующая: отец покойного, дед, сын, внук, брат, племянник, дядя, двоюродный брат. Более первостепенен религиозно грамотный, чем пожилой.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1484, 1485; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 348, 349; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 198, 199.

Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1461 «мавду‘»; Ибн Кудама М. Аль-мугни [Обогащающий]. В 12 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 371. По мнению ученых-мухаддисов данный хадис не является достоверным, но его смысл канонически верен.

Св. х. аль-Хакима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 615, хадис № 928, «сахих».

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 317, хадис № 1020; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 61, хадис № 905, «сахих».

При омытии половых органов покойного использование тряпки обязательно (ваджиб), а при омытии остальных частей тела - желательно (мустахаб).

Передается хадис: «Кто обмыл покойного, тот пусть совершит полное омовение (гусль)». Хадис от аль-Мугийры и Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и Ибн Хаббана. См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 161, хадис № 1463, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 535, хадисы № 8875, 8876, оба «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 462.

‘Аурат покойного должен быть обязательно накрыт, кроме тех случаев, когда это ребенок семи или менее лет. Допускается омытие тела через широкую и просторную рубаху. Достоверно известно, что тело пророка Мухаммада было омыто одетое в рубаху. Однако ученые говорят, что это касается только самого Пророка, поэтому не расценивается как что-то необходимое для других. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 195.

‘Аурат - это те части тела, которые, согласно каноническим предписаниям, подлежат обязательному прикрытию перед людьми противоположного пола, не являющимися близкими родственниками. У мужчин - от пупка и до колена, как перед мужчинами, так и перед женщинами, а у женщин - все тело, кроме лица и кистей рук перед мужчинами и от пупка до колена перед женщинами.

См.: аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 57.

Желательно мыть прохладной водой.

Умершему ребенку, не достигшему семилетнего возраста, нет необходимости совершать малое омовение (вуду’).

Что касается причесывания волос покойного, то это допустимо, если есть на то необходимость. Упоминания о некоторой нежелательности встречаются в богословских трудах, но должного обоснования они не имеют. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 10.

Один раз омыть все тело - обязательно (фард), а три раза повторить упомянутую процедуру - желательно (сунна).

Если вдруг в процессе мытья или по завершении его из тела покойного выйдут какие-нибудь нечистоты, то заново мыть тело нет никакой необходимости. Достаточно будет смыть эти нечистоты водой. См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 2. С. 197; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 11. Большая часть ученых допускает, а порой говорит о необходимости использования ватных тампонов для блокирования, воспрепятствования выхода из тела покойного каких-либо нечистот или зловония. Также по завершении омытия покойного с использованием ваты и марли, пропитанных благовонием, можно и нужно сделать повязку, которой стягиваются ягодицы, в форме подгузника. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 469; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 19.

Начать со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим»;

Произнести намерение на наличие для покойного ритуальной чистоты;

Легко ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня); возможна пыль и то, что содержит ее;

Один раз протереть ладонями лицо покойного;

Еще раз ударить по земляной поверхности;

Один раз протереть сначала правую, затем левую руку до локтя включительно.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 458.

См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.

Намерение может быть выражено в свободной форме и на любом языке.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1487; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 460.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 3. С. 135.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 109, хадис № 283.

Ниже вы найдете приметы, которые нужно знать людям, похоронившим близкого человека - когда можно открывать зеркало после похорон, делать уборку и ремонт, смотреть телевизор. Существует множество ограничений и запретов, которые были придуманы нашими предками, по большей части, еще в дохристианские времена.

Когда открывать зеркало

Известный факт - после смерти человека полагается закрывать все отражающие поверхности. Это не только зеркала, но и телевизоры, мониторы компьютеров и другие вещи, в которых можно увидеть свое отражение. Это делается для того, чтобы отражение покойного не осталось в доме, а его призрак не являлся живым.

О том, когда можно открывать зеркало после похорон, примет много. По одним, это можно делать сразу же после возвращения с кладбища и поминок . По другим поверьям это делают спустя три дня, или не раньше девятого дня после смерти . Но это все - современные традиции. В деревнях по сей день снимают занавеси с зеркал только на 41-й день , когда судьба души усопшего уже решена.

Приметы основаны на пути усопшего. Так, по истечении трех дней после смерти ангел-хранитель уводит его осматривать рай. На 9 дней он предстанет перед Господом и отправится на осмотр ада. На 40-й же день душе выносится окончательный вердикт о том, где она будет пребывать. Поскольку только первые три дня после смерти душа находится среди живых, открыть зеркала можно после того, как она покинет его. То есть, на четвертый день. Раньше считалось, что все 40 дней душа время от времени может наведываться к родственникам. Поэтому и не открывали зеркала весь этот срок.

Иногда зеркала вовсе не завешивают. Например, когда человек умер в больнице, и его тело везут на кладбище из морга, а не из дома. Это неправильно. Душа человека все равно будет возвращаться домой и пребывать возле близких при жизни людей. Иногда закрывают только те зеркала, которые находятся там, где находится покойник. Также неверно, ведь душа будет бродить по всем комнатам дома.

Некоторые славянские приметы утверждают, что тот, кто первым посмотрится в открытое после похорон зеркало, вскоре умрет. Чтобы не допустить этого, к зеркалу первой подносят кошку. Ей эта примета не страшна.

Можно ли смотреть телевизор

По понятным причинам старинных примет по этому поводу не существует, но как уже было сказано выше, телевизоры полагается закрывать, как и зеркала. Открывать их можно одновременно с зеркалами. То есть, либо после похорон, либо после третьего, девятого или сорокового дня.

Церковь не запрещает смотреть телевизор, но рекомендует воздержаться от развлечений хотя бы девять дней . Смотреть новости, познавательные передачи можно, а просмотр фильмов и ток-шоу лучше отложить. Нельзя включать телевизор в доме, где лежит покойник. Дождитесь окончания похорон. Если покойный не был близким вам человеком, ограничение на вас не распространяется.

Эти правила касаются и прослушивания музыки. Исключение - церковные песнопения. Если имеется такое желание, можно послушать классическую музыку. Кстати, траурный оркестр - советское нововведение. В старину сопровождали молитвы и религиозные песнопения.

Хранить ли фото умерших?

Ответ положительный. Фото - это воспоминания о дорогом человеке, память для его внуков и правнуков. Уничтожая фотографии усопшего, вы позволяете его потомкам никогда не узнать о нем.

Но все же изображение покойника связано с миром мертвых . Экстрасенсы по фото могут определить, жив человек или нет. Поэтому рассматривать фотографии усопших слишком часто не стоит. Нельзя также перебарщивать с их количеством на стенах, полках и столах. Не вешайте возле портретов живых людей, отделяйте живую и мертвую энергии. Лучшее место для хранения - фотоальбом.

Гораздо больше негатива несут в себе фотографии, сделанные во время похорон. Лучше всего не делать их. Но, если фото уже имеются, их лучше уничтожить. Не имеет значения, что там изображено - гроб, кладбище, процесс отпевания, они являются сильным источником некротической энергетики.

Когда убираться в квартире

Пока в доме находится покойник, заниматься уборкой и выносить мусор нельзя. В противном случае может умереть еще один человек в этом доме. По поверью, убирающий выметет или вымоет его из жилища.

Убирать же нужно сразу после выноса гроба. За усопшим подметают и вымывают полы в то время, когда провожающие в последний путь уже уехали на кладбище. Так делают, чтобы сразу вымести из дома смерть, болезнь, горе.

Причем, такую легкую уборку нельзя делать кровным родственникам умершего. Им лучше поменьше соприкасаться с эманациями смерти, чтоб покойник не забрал своих близких с собой. Не убирают после покойника и беременные, . Обычно просят подмести и вымыть пол кого-то из друзей семьи. Только он должен оставаться в квартире после выноса гроба. После этого человек присоединяется к скорбящим на поминках, на кладбище не присутствует.

Некоторые вещи особенно сильно пропитаны энергетикой смерти. Так, табуретки или стол, на которых стоял гроб, на несколько дней выносят на улицу и оставляют там ножками вверх. Это делается для того, чтобы избавиться от этой энергетики. В квартире можно воспользоваться балконом.

Обязательно уносят из дома все, что связано со скорбным обрядом. Это остатки ткани для обивки гроба, щепки от него, а также прочая ритуальная атрибутика, кроме портрета с черной лентой, стакана воды и куска хлеба. Все принесенные скорбящими цветы полагается оставить на могиле - они предназначены усопшему.

Не оставляют в доме также инструмент, которым снимали мерки для гроба, он приносит смерть еще одному жильцу в течении года. Из гроба ничего не забирают. Веревки, которыми связывали руки покойнику, копейки, которые лежали на глазах - все это должно оставаться в гробу. Свечи забирают на кладбище, как и зерно, в котором они стояли. Нельзя хранить также икону, которая стояла перед гробом. Ее пускают по реке или относят в церковь.

Когда же можно убираться после похорон, если вопрос заключается в генеральной уборке или приведении в порядок комнаты умершего? В любое время, но после поминок или выноса гроба. Если в это же время вы открываете зеркала, их также следует вымыть. Если вы решили держать их закрытыми 3, 9 или 40 дней, оставьте это на потом.

Можно ли делать ремонт

Ремонт после похорон делать можно, но только как пройдет 40 дней после смерти . Душа умершего время от времени наведывается посмотреть, как живут близкие. Ей хотелось бы видеть привычную обстановку, изменения могут разгневать дух.

После 40 дней же, как минимум, придется заменить кровать, на которой спал усопший, а также кровать (диван, покрытие пола или лестницы, кресло и т.д.), ставшую смертным одром. Кроватью мертвого человека нельзя пользоваться его кровникам. Ее можно отдать или продать. Ставить новую кровать необязательно, используйте освободившееся пространство так, как посчитаете нужным.

Место смерти же еще несколько лет будет источать некротическую энергетику. Поэтому и полагается заменить все то, что соприкасалось с умирающим, будь это покрытие пола, куда он упал, или мебель и постельное белье. Как правило, такие вещи выбрасывают или сжигают. В деревнях поступают несколько иначе - уносят на три в курятник, чтобы петух «отпел весь негатив».

Личные вещи умершего , как правило, раздают малоимущим или продают. Это касается не только одежды. Любимая чашка или тарелка, пепельница, игрушка-антистресс - не стоит это все хранить. Хотя многие оставляют на память о покойном.

Что еще нельзя делать после похорон

В доме, где умер человек, нельзя заниматься стиркой. Данный запрет действует, пока в доме стоит гроб. То есть, после похорон можете приступать к приведению одежды в порядок.

Можно ли купаться после похорон? Поверья рекомендуют делать это тогда же, когда вы решите снять ткань с отражающих поверхностей. То есть, сразу после поминок, через три, девять или сорок дней. В старину мылись только на 41-й день после смерти.

Среди того, что нельзя делать после похорон - шумные праздники. В течение 40 дней нежелательно устраивать торжества. Празднование Дня рождения лучше перенести или вовсе отменить. Но можно отметить его скромно, в кругу семьи, без громкой музыки и шума.

Девятидневный, а лучше сорокадневный запрет касается и свадьбы, но здесь все зависит от эмоционального состояния родственников умершего. К тому же, свадьба - назначенное заранее мероприятие, связанное с большими затратами. Если вы играете свадьбу раньше, чем истекло сорок дней со дня смерти родственника, во время торжества нужно упомянуть об этом и отдать дань памяти об усопшем. Венчание же разрешено в любое время.

Многие считают, что среди того, что нельзя делать после похорон близкого человека, находятся поездки и путешествия. Это неверно. Они помогут отвлечься, но во время путешествия стоит отказаться от различных увеселительных мероприятий. Не забывайте поминать умершего и молиться о его душе во время отпуска.

Кроме этого, родственникам усопшего в течение сорока дней нельзя шить и стричься. Если имеется необходимость в ремонте одежды, придется этим заняться. Но пошив одежды, который не является срочным, должен быть отложен. Это же касается стрижки. Челка мешает выполнять повседневные дела? Избавьтесь от нее. Но если дело в смене имиджа, сделайте это через сорок дней.

Столько же времени семье покойного нельзя пить алкоголь . Возможно, запрет вызван тем, что горе - пособник алкоголизма. Но поминальные приметы запрещают пить также на поминках. Причина заключается в том, что алкоголизм - это грех. Сорок дней родные могут отмолить грешного человека. Если же в это время они будут грешить, это только усложнит его загробную жизнь.

После похорон идут только на поминки, а оттуда - домой. Идти в гости нельзя, иначе в тот дом придет смерть. Ходить в гости или по делам можно только на следующий после похорон и поминок день. Поминки - это еще и девятый и сороковой день, и после них также действует этот запрет. Нельзя также ходить на торжества, которые проходят в общественных местах - дни рождения, свадьбы.

Не ходят с поминок на поминки. Если в один день поминают двоих усопших, выбирайте того, кто вам ближе. А вот проститься можно и с несколькими покойниками, поддержать родственников, выразить скорбь. Во время похорон не посещают могил близких и друзей. В этот раз вы пришли только к одному умершему, и посещение других будет расценено как неуважение.

Мнение церкви

Существует множество поверий, которые полагается соблюдать после похорон. Это поможет защититься от некротической энергетики, болезней и прочих неприятностей. Кроме этого, некоторые приметы направлены на улучшение загробной жизни покойного и его очищение от грехов.

Похоронить близкого человека хочется по всем правилам. Это нужно, чтобы душа быстрее нашла покой и не вернулась обратно. Например, существует ряд правил, после покойника. Они будут рассмотрены далее. Также будут обозначены другие важные моменты, связанные с похоронами.

Зачем мыть?

Зачем мыть пол после покойника? Считается, что человек после смерти оставляет только негативную энергию. И если от нее не избавиться, то в доме/квартире будут частые болезни, некоторые могут быть и с летальным исходом.

В старину после похорон только подметали полы, таким способом пытались вместе с сором вымести всю отрицательную энергию, болезни, неудачи, смерть. При обычной уборке сор выметался из дома за порог. А вот после похорон, наоборот, начинали с порога и продвигались дальше в само помещение. Подметали перекрестными движениями, чтобы душа не вернулась.

Со временем стало ясно, что сухой уборки недостаточно, чтобы полностью очистить жилье. Умерший человек за время присутствия в доме (на период прощания) успевает пропитать своей энергией практически все вещи, связанные с процессом похорон (стол, табуретки, на которых были расположены гроб и крышка).

Самым лучшим очищающим средством считается ключевая или святая вода. Именно она способна убрать все следы негативной энергии усопшего. Вот почему после покойника моют полы.

Что нужно еще очистить?

Кроме мытья пола, необходимо правильно очистить мебель от следов покойника. Для этого табуретки и стол выносятся на улицу (ножками вверх, чтобы в ближайшее время на них не ставить новый гроб, согласно примете) и оставляют ненадолго для полного очищения от негатива. Потом заносят в дом. Правильно проведенная уборка поможет быстрее успокоиться душе покойника, очистит квартиру от его пребывания, тем самым защитив всех родственников от болезней и бед.

Правила мытья пола

Как правильно мыть полы после покойника? Правила проведения данного мероприятия существуют уже не одно столетие. Если их придерживаться, то упокоение души и чистая энергетика в доме будут обеспечены.

Как мыть пол после покойника:

  1. Мыть полы родственникам и женщинам, вынашивающим ребенка, запрещено. Именно близкие люди подвержены негативу от души покойного, так как с ним духовно связаны. Не стоит им соприкасаться с вещами-атрибутами похорон. Беременные женщины (даже не родня) сами по себе очень уязвимы, поэтому им не рекомендуется проводить уборку. Иначе беда может коснуться здоровья мамы, а особенно здоровья малыша. Ребенок может родиться больным или раньше срока. Поэтому важно уделить должное внимание тому, кто должен мыть полы после покойника.
  2. Из помещения выносятся все предметы, связанные с процессом похорон. Особенно цветы, которые были положены в ноги покойнику. Табуретки и столы, на которых был гроб и крышка, обязательно нужно перевернуть ножками вверх.
  3. Ошибочно мнение о том, что мыть помещение начинать следует с дальних углов и постепенно продвигаться к двери. Движение обязательно должно быть направлено к выходу. Таким способом перекрывается путь возврата души усопшего. Правильно: мыть пол следует начинать от порога и стен, продвигаясь в комнату, где стоял гроб. Закончить мытье пола именно на месте, где находился покойник в момент прощания.
  4. В воду для мытья желательно добавить соль. Она лучше очищает помещение, плюс дезинфицирует его.
  5. Обязательно прилагать усилия при мытье, будто вымывается большая грязь. Если просто пройтись тряпкой и мыть на автомате, то результат может быть нулевым. Покойник должен полностью покинуть помещение.
  6. Обязательно избавиться от всех продуктов, находящихся в квартире, где был гроб. Они способны впитать в себя негативную энергию. И вряд ли принесут пользу организму.
  7. Бывают случаи, когда нет возможности вымыть пол сразу после выноса гроба. В таком случае войти в помещение можно будет тогда, когда женщина (не беременная и не родственник) просто прометет пол, как это делали в старину.
  8. Ни в коем случае нельзя вытирать пыль, подметать или мыть полы, когда в доме находится покойник. Иначе можно вымыть/вымести из квартиры еще одного жильца.

Мнение церковнослужителей

Как мыть пол после выноса покойника и когда? У священнослужителей совершенно иной взгляд на данный вопрос. По мнению церковнослужителей, мыть в помещении пол нельзя, пока не пройдет 40-й день. Душа в это время может спокойно посещать помещение (не стоит ей перекрывать дорогу). Усопший должен постепенно проститься со своими вещами и родственниками, привыкнуть, что он уже в другом мире. А вот личные вещи усопшего разрешено выносить из квартиры только спустя год.

Почему мыть сразу после выноса покойника?

Но если смотреть с рациональной точки зрения, то помыть пол и убрать в помещении нужно сразу после выноса тела. Для этого есть ряд обоснованных причин:

  • После похорон в квартире присутствует трупный запах. И если не производить уборку, то и мебель и личные вещи пропитаются этим запахом.
  • От запаха покойника могут появиться головные боли, у кого-то на специфический запах идет тошнота и так далее.
  • Уборка в помещении отвлекает от грустных мыслей.
  • Впереди будет 9-й и 40-й день. И будет не совсем эстетично принимать знакомых усопшего в грязном помещении.
  • Да и просто находиться в неубранном помещении вредно для здоровья. Накопившаяся пыль и грязь будут оседать в легких и наносить вред здоровью.

Правила личной защиты

То, когда и как мыть пол после покойника, решают сами родственники. Если им ближе теория церкви, то не будет нарушением помыть пол после 40-го дня. Главное - не пренебрегать правилами личной защиты:

  • мыть пол необходимо в перчатках и желательно надеть маску;
  • если у покойного было заразное заболевание, то в квартире следует провести капитальную обработку не только пола и стен, но и мебели, одежды;
  • если покойник находился долго в помещении (больше 3 дней), то очистку нужно проводить особо тщательно, поскольку трупный запах опасен своими ядами, выделявшимися из покойного;
  • обязательно проветрить помещение, можно оставлять окна открытыми и при нахождении в помещении гроба;
  • пол нужно мыть не только из-за обряда, ведь люди, приходившие прощаться с усопшим, принесут немало грязи на обуви, поэтому мытье пола лучше не откладывать;
  • разбор личных вещей покойного можно оставить на потом, когда печаль немножко пройдет.

Если нет возможности провести уборку самостоятельно, то можно обратиться в специальную службу, сотрудники проведут уборку согласно правилам и пожеланиям родственников.

Что будет, если уборку помещения не произвести?

Мыть ли полы после покойника? Нередко родственники покойного бывают настолько погружены в трагедию, что не уделяют должного внимания такой элементарной процедуре, как мытье пола. Если полы не были помыты (просто не успели сразу или в помещении и так было чисто), то все равно желательно хотя бы провести сухую уборку, из помещения к двери вымести воображаемый мусор.

Если уборку помещения не произвести, то:

  • Считается, что душа будет посещать квартиру. И возможно, не из-за плохих побуждений, а просто из-за скуки или чтобы позвать с собой одного из родственников. Особенно если он сильно любил этого человека при жизни.
  • Душа может долго быть неприкаянной и не находить покоя. Не сможет быстро найти дорогу в загробный мир, если не перекрыть ей дорогу назад.
  • При мытье пола смывается вся негативная энергия от усопшего. Если уборку не произвести, то энергия останется в квартире и ничего хорошего жильцам не даст.

Мытье полов - необходимая процедура

Уже найден ответ на вопрос о том, нужно мыть полы после покойника или нет. Многим он может показаться глупым. Правило мытья пола и все поверья складывались годами. Не стоит проверять, что случится, если не произвести уборку. Мытье или сухая уборка много времени и сил не отнимут. Не стоит забывать, что убирать должны не сами родственники и не беременные женщины.

Какие правила нужно еще соблюдать на похоронах

Мытье пола - это не единственное, что следует знать при появлении в доме покойника. Беда может прийти, если не соблюдать следующие правила:

  1. Усопший не должен оставаться один в помещении. С ним обязательно должна присутствовать хотя бы одна женщина.
  2. Глаза покойного должны быть закрыты.
  3. Обязательно нужно закрыть все зеркала и предметы с зеркальной поверхностью (серванты, телевизор и так далее). Их можно открыть после 40-го дня. Иначе душа покойного может затеряться в зазеркалье и не сможет найти выхода.
  4. Двери должны быть открыты, чтобы душа могла покинуть помещение.
  5. Мыть тело родственникам запрещается. Омывать обязательно должны женщины. Использованная вода выливается за порог, ни в коем случае нельзя сливать в унитаз.
  6. Обязательно одевать усопшего в новую одежду, соответствующую сезону. То же касается обуви.
  7. не должен быть больше, чем сам усопший, не должно быть свободного места. Иначе, по поверьям, свободное место - это место для второго покойника.
  8. При выносе тела вначале выносят крышку гроба, а потом сам гроб.
  9. Выносят ногами вперед. Родственники идут возле головы покойного.
  10. Гроб нельзя нести родственникам покойного. Иначе это будет означать, что они рады его смерти и поэтому уносят его тело из квартиры.
  11. Полотенца, на которых несли покойного, нужно захоронить вместе с ним в могиле.
  12. В квартире не должны оставаться вещи с похорон, веревки, которыми связывали ноги, цветы, материал для обивки гроба и так далее.
  13. В гроб нельзя класть живые цветы.
  14. Нельзя оставлять на покойном украшений, особенно обручальных колец. Это будет сковывать душу усопшего. А кольцо может быть причиной, что душа вернется за супругом или супругой.
  15. При захоронении обязательно нужно бросить горсть земли. Первыми бросают близкие родственники.
  16. После мытья пола на место, где стоял гроб, необходимо положить острый предмет, это отрежет путь к смерти и возврату усопшего.
  17. Тряпку и веник после уборки необходимо выбросить.

Заключение

Чтобы правильно проводить близкого человека в последний путь, важно не только знать, как мыть пол после покойника, но и не нарушать остальных правил. Тогда душа быстро обретет покой и не навредит негативной энергией близким людям.

Омовение тела покойного – процедура строго обязательная и должна быть выполнена согласно правилам, которых люди придерживаются уже на протяжении многих веков. Если вы впервые сталкиваетесь с такой проблемой, то обратитесь за помощью к ритуальному агенту , как правило связаться с ними можно круглосуточно.

Этапы:

  1. Все интимные места прикрываются простыней и моют накрытыми, предварительно укутав руки куском материи.
  2. Нос и рот не поласкают, а просто вытирают влажным клочком ткани.
  3. После выполнения всех вышеперечисленных пунктов можно приступить ко всем остальным участкам тела. Процедуру начинают с правой стороны и используют лист дикого сидра (ююба). Перед применением листья нужно измельчить, положить в воду и хорошо встряхивать сосуд до тех пор, пока в нем не появится пена.
  4. Этой пеной моют голову усопшего и все оставшиеся участки тела. При необходимости процедуру повторить несколько раз (верующие настаивают на том, чтобы это количество было обязательно нечетным).
  5. Когда покойного омывают в последний раз, в воду добавляется камфара (она способствует замедлению процесса разложения и отгоняет от тела покойного насекомых).
  6. Помните! При омовении не должны присутствовать дети и беременные женщины.

После процедуры тело вытирается и заворачивается в саван. Весь процесс выполнить несложно, но желательно делать это не дома.

Важные правила:

  • Спустя 60 минут после наступления смерти. За это время тело остывает и принимает правильное положение.
  • Процедура должна выполняться в светлое время суток. После заката делать это традиции не позволяют.
  • Воду следует вылить в безлюдном месте.
  • Мыло и полотенце после омовения нужно утилизировать (в 40 день с момента кончины).
  • Одежду, включая нательное белье, и постель на которой скончался человек нельзя отдавать или выбрасывать – ее следует сжечь (но после погребения).
  • Одевать усопшего нужно во все новое, а также проследить, чтобы размер одежды был ему впору. Если новых вещей нет, можно одеть ношенные, только чистые и не красного цвета. Желательно те, которые при жизни любил человек.
  • На шею покойного надевается крестик, даже если при жизни он его никогда не носил.
  • Если усопший при жизни был военным, то хоронить его желательно в форменной одежде и с наградами.
  • На лоб усопшего кладут венец, на котором изображены: Божья матерь, Иисус Христос и Иоанн Предтечи со словами Пресвятой песни.
  • В руки умершего вкладывают носовой платок с крестиком или иконкой.

Если человек умирает в церковный праздник, то при погребении соблюдаются определенные каноны. Знать их простой человек не может. Чтобы все было соблюдено правильно, следует доверить похороны тем людям, которые знают все тонкости и нюансы этой процедуры.

В вашей семье случилось горе и абсолютно нет никаких сил заниматься подготовкой к похоронам, тогда рекомендуем заказать полный спектр ритуальных услуг в компании «Ритуальный дом». Это освободит вас от дополнительных стрессов, а стоимость услуги у нас ниже, чем в государственных агентствах.

Загрузка...