domvpavlino.ru

Основные глаголы движения, которые образуются при помощи приставок. Виды, формы и примеры глаголов

Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля. Примеры глаголов, их использование, изменение разберем в данной статье.

Глагол как часть речи

Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать?", "что сделать?", - это и есть глагол. Относящийся к самостоятельным частям речи, он определяется общим грамматическим значением.

Для глагола это действие. Однако эта часть речи отличается оттенками смысла.

  1. Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
  2. Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
  3. Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
  4. Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
  5. похолодало, приморозило, вечереет.

Морфологические и синтаксические признаки

Что касается морфологических признаков - это всевозможные Примеры подробно разберем позже, а пока просто перечислим их. Наклонение, лицо, время, число, возвратность, род, вид и спряжение.

Что касается то чаще всего глагол используется в качестве сказуемого, он же вместе с подлежащим образует предикативную или грамматическую основу. Глагол в предложении может распространяться. Эту функцию выполняет существительное либо наречие.

Инфинитив

У каждого глагола имеется начальная форма, она и называется инфинитивом. Вопросы задаем следующие: "что делать?", "что сделать?". Примеры неопределенных глаголов: учить, рисовать (что делать?), выучить, нарисовать (что сделать?).

Глагола является неизменяемой, по ней не определяются время, лицо и число - сугубо действие. Сравним два примера: "Я работаю по специальности" - "Работать человеку необходимо для жизни". В первом примере глагол указывает, что действие происходит в настоящем времени, причем выполняет его сам говорящий (личное местоимение "я" указывает на 1 лицо, ед. ч.). Во втором обозначено действие в принципе, без указания числа и лица.

Между учеными-лингвистами до сих пор ведутся споры о том, что же такое -ть(-ти) у инфинитива: суффикс или окончание. Согласимся в данной статье с теми, кто позиционирует его как флексию. Если же глагол оканчивается на -чь (течь, печь, жечь), то это однозначно часть корня. Следует учитывать, что при изменении слова может происходить чередование: печь-пеку; течь-течет; жечь- жгу.

Инфинитив может выступать как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего: "Читать - много знать". Здесь первый глагол "читать" - подлежащее, второй, "знать" - сказуемое. Кстати, подобные случаи требуют постановки особого знака препинания - тире.

Виды глагола

Вид глагола определяется вопросом, на который он отвечает. В русском языке существуют несовершенный (что делать? что делает? что делал?) и совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?) виды глаголов. Примеры: говорить, говорит, говорил - несовершенный; сказать, скажет, сказал - совершенный.

Виды глагола различаются смысловым значением. Так, несовершенный обозначает некоторую продолжительность действия, его повторяемость. Например: писать - пишу. Действие имеет длительность, протяженность. Сравним со значением глагола совершенного вида: написать - напишу - написал. Здесь указывается, что действие завершено, у него есть какой-либо результат. Эти же глаголы определяют однократность действия (выстрелить).

Форма наклонения

Изменяются глаголы и по наклонениям. Их всего три: условное (сослагательное), изъявительное и повелительное.

Если говорить об изъявительном наклонении, то оно позволяет предикату иметь форму времени, лица и числа. Примеры глаголов этого наклонения: "Мы изготавливаем эту поделку" (настоящее время) - "Мы изготовим эту поделку" (будущее время) - "Мы изготавливали эту поделку" Или по лицам: "Я изготовил эту поделку" (1 лицо) - "Ты изготовил эту поделку" (2 лицо) - "Аня изготовила эту поделку" (3 лицо).

На выполнение действия при определенных условиях указывают глаголы сослагательного наклонения. Образуется эта форма путем прибавления к прошедшему времени частицы "бы" ("б"), которая всегда пишется раздельно. Такие предикаты изменяются по лицам и числам. Категория времени не определяется. Примеры глаголов: "Мы решили бы эту задачу с помощью преподавателя" (мн. ч., 1 лицо) - "Я изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 1 лицо) - "Аня изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 3 лицо) - "Ребята изготовили бы эту поделку с помощью преподавателя" (мн. ч., 3 лицо).

Говорящий побуждает к какому-либо действию с помощью глагола Чтобы запретить действие, также используются повелительные глаголы. Примеры: "Не кричите на меня!" (запрет) - "Мойте руки перед едой!" (побуждение) - "Пожалуйста, напиши письмо" (просьба). Разберем подробнее последний пример. Чтобы придать своему прошению вежливый тон, к глаголу повелительного наклонения стоит добавить слово «пожалуйста» («будьте добры», «будьте любезны»).

Следует помнить, что повелительные глаголы оканчиваются на причем он сохраняется и у тех, которые оканчиваются на -ся и -те. В этом правиле есть исключение - глагол "лечь" (лягте - приляг - прилягте).

Прошедшее время подразумевает, что к моменту говорения действие уже завершилось. Например: "Я покупала это платье в прошлом году". Обычно подобные глаголы образуются с помощью суффикса -л-, добавленного к основе инфинитива: покупать - покупал. Эти предикаты изменяются по числам, а в ед. числе - и по родам. Форма лица не определяется.

Форма настоящего времени характерна исключительно для несовершенного вида. Чтобы ее образовать, необходимо добавить глаголов. Примеры: мою - моешь - моет - моем - моете.

Форму будущего времени способны иметь глаголы обоих видов, совершенного и несовершенного. Она бывает двух типов: простая и сложная. Первая характерна для глаголов совершенного вида: построю, приклею, напилят и т.д. Будущее сложное образуют глаголы несовершенного вида. Сравним: буду строить, буду клеить, буду пилить. Таким образом, форма эта образуется с помощью глагола "быть", поставленного в будущее простое, и инфинитива.

В настоящем и будущем временах глаголы имеют лицо и число. О них и поговорим ниже.

Лицо и число

Если глагол стоит в первом лице, он показывает, что действие производит сам говорящий. Например: "Я закаляюсь каждый день, обливаясь студеной водой и обтираясь снегом".

О том, что действие исполняет собеседник говорящего, нам расскажет второе лицо глагола. К примеру: "Ты прекрасно знаешь, сколько будет дважды два". Глаголы в этой же форме могут иметь обобщенный смысл, обозначать действия, характерные для любого человека. Чаще всего это можно встретить в пословицах: "На чужой роток не накинешь платок". Отличить такие предложения просто: в них, как правило, отсутствует подлежащее.

Глаголы в третьем лице выражают действие, которое производит или производил предмет говорения. "Лермонтов был одинок всю жизнь." - "Ураган был такой сильный, что столетние деревья гнулись, как прутики".

Для каждого лица в единственном или характерно определенное окончание глаголов. Примеры: "Я лечу" - "Мы летим" - "Ты летишь" - "Вы летите" - "Она (он, оно) летит" - "Они летят".

Спряжение и личные окончания глагола

Спряжение глагола - форма, подразумевающая его изменение по лицам и числам. Оно характерно не для всех предикатов, а только для тех, которые стоят в изъявительном наклонении, настоящем или будущем времени.

Всего существует два спряжения. Представим их в таблице.

I спряжение

Все глаголы, кроме тех, что на -ить, плюс 2 исключения: брить, стелить

II спряжение (окончания)

Глаголы на -ить, кроме брить, стелить (они относятся к I спряжению), а также гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть

Примеры глаголов

Несем (I); говорим (II)

Несешь, несете (I); говоришь, говорите (II)

Несет, несут (I); говорит, говорят (II)

Безличные глаголы

Личные глаголы, примеры которых мы разобрали выше, - не единственные в русском языке. Им противостоят те, которые обозначают действие без действующего лица. Они так и называются - безличные.

При них никогда нет подлежащего, в предложении они выполняют роль сказуемого. Подобные глаголы не имеют категории числа. То есть у них определяется сугубо время, настоящее и будущее. Например: "Холодает" (наст. время) - "Ночью подморозит еще больше" (будущее), "Холодало. Ночью морозило еще больше" (прошедшее).

Вопрос. Иногда трудно бывает определить, что обозначает глагол- действие или состояние. Например: день заметно прибывает; вода прибывает; почки распускаются; трава растёт, зеленеет; дождь идёт; молния сверкает и т.

П. Как различать эти случаи?

Ответ. Понятие действия в глаголе понимается в широком смысле, т. е. имеется в виду не только действие, совершаемое предметом, иначе говоря, то, что делает предмет (учитель спрашивает, ученик отвечает), но и то, что делается с предметом (листья опадают, река замерзает). Последнее значение близко подходит к понятию состояния; так, река замёрзла указывает не только на то, что сделалось с рекой, но и на её состояние; в предложении Старик сидит и дремлет состояние подлежащего сочетается с его действием, причём последнее имеет более общее значение. Акад. Л. В. Щерба отмечал: „В категории глаголов основным значением, конечно, является только действие, и вовсе не состояние... Когда мы говорим Больной лежит на кровати или Ягодка краснеется в траве, мы это лежание и краснение представляем не как состояние, а как действие" \

Таким образом, трудно проводить резкую грань между значениями действия и состояния в глаголе: „Особенность глагола как раз в том и заключается, что состояние представляется в нём как протекающее во времени действие" . Кроме того, различия между этими значениями не проходят последовательно через всю систему форм глагола.

Глаголы или непосредственно называют действия (дождь идёт, молния сверкает, вода прибывает, почки распускаются), или представляют в виде действия другие процессы, например: состояние (ученики сидят, ребёнок спит), проявление признака (трава зеленеет, роса блестит), изменение признака или состояния (трава растёт, день заметно прибывает), отношение к кому-нибудь или чему-нибудь (любить родину, ненавидеть врагов, заботиться о детях) и др. „Все значения глагола, абстрагированные от частного и конкретного, объединяются в общей категории действия, что отличает глагол от других частей речи" \

Следовательно, значение глагола шире обычного понимания слов „действие" и „состояние". Поэтому требовать от учащихся разграничения действия и состояния не нужно.

Вопрос. В учебнике для педагогических училищ „Русский язык" А. М. Земского, С. Е. Крючкова и М. В. Светлаева (часть I) в § 199 дано указание о том, что в глаголе различаются две основы: основа неопределённой формы и основа настоящего времени. В параграфе же 238 творится ещё об основе прошедшего времени: „Деепричастия совершенного вида образуются от основы прошедшего времени прибавлением суффиксов -в (-вши) после гласного; -ши-после согласного". Сколько же основ в глаголе?

Ответ. В глаголе, как правило, различаются только две основы: основа настоящего времени (у глагола совершенного вида- будущего времени) и основа неопределённой формы. Основа прошедшего времени в большинстве случаев совпадает с основой неопределённой формы, поэтому речь и идёт всего о двух, а не о трёх основах. Таким образом, в случаях совпадения основы прошедшего времени с основой неопределённой формы обычно говорят об основе неопределённой формы. Однако бывают и случаи несовпадения одной основы с другой. Так, например, у глаголов на -чь основа прошедшего времени совпадает не с основой неопределённой формы, а с основой настоящего времени: беречь- берегу-берёг (берегли), стричь-стригу - стриг; у глаголов на -сти основа прошедшего времени хотя и образуется от основы настоящего времени, но не совпадает с ней, так как конечные звуки д и т в прошедшем времени перед -л выпадают: брести- бреду - брёл (брели), плести - плету - плёл (плели); у глаголов на -мереть, -тереть, -переть основа прошедшего времени сходна с основой настоящего (вернее - будущего) времени, но тоже не совпадает с ней полностью, так как у этих глаголов в прошедшем времени появляется беглое е: умереть-умру - умер, запереть - запру-запер; у глаголов несовершенного вида на -нутъ основа прошедшего времени не совпадает ни с основой неопределённой формы, ни с основой настоящего времени, так как у этих глаголов в прошедшем времени в большинстве случаев суффикс -яу- выпадает: сохнуть-сохну-сох, гаснуть-гасну- гас, мёрзнуть - мёрзну - мёрз. Таким образом, у некоторых глаголов приходится различать не две, а три основы.

В случаях несовпадения основы прошедшего времени с основой неопределённой формы деепричастие совершенного вида естественнее и проще образовывать от основы прошедшего времени: так, например, учащимся легче образовать деепричастия от форм испёк, постригся, сел, украл, заперся, чем от форм испечь, постричься, сесть, украсть, запереться (неопределённая форма иногда не указывает прямо на ту основу, от которой следует образовать деепричастие); в случаях совпадения одной основы с другой безразлично, как говорить об образовании деепричастия совершенного вида, т. е. образуется ли оно от основы прошедшего времени или от основы неопределённой формы. Поэтому в параграфе 238 и дано общее правило об образовании деепричастия совершенного вида от основы прошедшего времени. Такое же, соответственно, правило следовало бы дать и в отношении причастий прошедшего времени: их удобнее образовывать от основы прошедшего времени, особенно если иметь в виду глаголы, у которых основа прошедшего времени не совпадает с основой неопределённой формы, например: стричь-стриг - стригший, умереть -умер -умерший, засохнуть - засох - засохший.

Вопрос. Если при переходном глаголе нет названия предмета в винительном падеже, можно ли считать его в этом случае переходным? Например: Брат много читает.

Ответ. Переходными глаголами называют вообще такие глаголы, которые могут иметь при себе дополнение в винительном падеже без предлога. Так, глаголы читать, писать, рисовать, петь и т. п. (даже если взять их независимо от контекста) мы называем переходными только потому, что они могут требовать винительного падежа без предлога. Это отмечается в словарях вопросами что? или кого? что?, а в двуязычных словарях (французско-русском и др.) особой пометой vt (т. е. verbum tran- sitivum, что значит „переходный глагол").

Однако переходность в собственном смысле слова может быть выявлена у глагола лишь в контексте: переходные глаголы обозначают действия, которые не могут быть выполнены без перехода их на какой-нибудь предмет; этот предмет может быть и не назван в предложении, но глагол вызывает представление о нём; предмет (объект действия, обозначаемый винительным падежом) в этом случае мыслится, подсказывается контекстом или обстановкой действия. Так, например, подойдя к товарищу, читающему какой-нибудь текст на иностранном языке, мы можем спросить его только при помощи одного слова: „Понимаешь?* Ясно, что глагол понимаешь в этом предложении и при отсутствии дополнения в винительном падеже (понимаешь текст, книгу) является переходным.

Но переходные глаголы могут употребляться и так, что при отсутствии дополнения в винительном падеже без предлога не вызывают представления о предмете, на который переходит действие. Иногда мы только сообщаем, что действующий предмет умеет что-то делать или занят определённым действием, и при этом совсем не имеем в виду предмет, на который переходит действие, например: Мальчик хорошо рисует. Дядя ещё пишет. В таком случае правильнее говорить, что это глаголы переходные, но употреблены в непереходном значении.

Что касается предложения Брат много читает, то здесь мы имеем дело с глаголом в непереходном значении (хотя вообще этот глагол переходный). Слово много отнюдь не показывает, чтб именно читает брат. Всё предложение в целом означает, что брат часто или постоянно занят чтением.

Вопрос. Как правильно называть вид глаголов: совершенный или совершённый?

Ответ. Грамматическими терминами для обозначения видов глагола, с давних пор установившимися в русской грамматике, являются совершенный и несовершенный вид. Когда мы называем данный глагол глаголом совершенного вида, то предполагаем не то, что действие, обозначаемое этим глаголом, непременно кем-то совершено, а то, что оно ограничено во времени: мы имеем в виду лишь какой-то момент в развитии действия, иногда даже не конечный, а начальный, например: побежал, закурил, запел. Мы можем говорить и о действиях, которые совсем не совершались, а будут совершены: прочитаю, напишу. Опять-таки и в этом случае мы имеем в виду действия, ограниченные во времени, имеющие конец в будущем. Несовершенный вид не указывает на ограниченность действия во времени: писал, пишу, буду писать; поэтому глаголы несовершенного вида часто употребляются для обозначения действий длительных и повторных. Мы различаем виды глагола и в неопределённой форме, которая совсем не показывает, что действие совершалось, совершается или будет совершаться. Поэтому не следует устанавливать смысловые ассоциации между терминами совершенный или несовершенный вид и глаголом совершить, хотя все эти слова и являются родственными по происхождению. Не надо смешивать рассматриваемые термины, являющиеся прилагательными, с причастием от глагола совершить-совершённый, т. е. „сделанный*, „выполненный* (совершённый мною поступок, совершённое преступление).

Вопрос. Образуют ли видовые пары глаголы: писать-вписать- списать - надписать и др.?

Ответ. Говоря о парных глаголах совершенного и несовершенного вида, мы предполагаем не просто наличие двух глаголов, образованных от одной и той же основы и имеющих разное видовое значение, а соотносительные формы обоих видов с общим лексическим значением, без добавочных смысловых оттенков. Так, к глаголу запеть парным будет глагол запевать, а не петь, потому что в последнем нет того „начинательного значения", вносимого приставкой за-, которое имеется в первых двух глаголах.

Парные глаголы образуются или при помощи суффиксов (иногда с чередованием звуков в корне), например: решить-решать, встретить - встречать, дать - давать, прочитать - прочитывать, спросить - спрашивать, стереть - стирать; или посредством так называемых „пустых" приставок, не изменяющих основного значения слова, например: делать - сделать, писать- написать, дичать - одичать, губить - погубить; в отдельных случаях парные глаголы образуются от разных основ, например: брать - взять, говорить - сказать; иногда используется перестановка ударения, например: насыпать (несоверш. в.) - насыпать (соверш. в.),разрезать-разрезать.

От большинства простых глаголов несовершенного вида совершенный вид не образуется: кусать, сидеть, спать и т. д. Это значит, что от указанных глаголов нельзя образовать парного глагола, а не вообще глагола совершенного вида посредством приставок, вносящих добавочные смысловые оттенки (например: искусать, высидеть, поспать).

С другой стороны, и глаголы совершенного вида могут не иметь парных глаголов несовершенного вида, например глагол заплакать: глагол несовершенного вида плакать не образует с ним пары, так как в нём отсутствует добавочное значение, создаваемое приставкой за-(ср. глаголы оплакать - оплакивать, образующие пару).

Вопрос. В учебнике для педагогических училищ „Русский язык" А. М. Земского, С. Е. Крючкова и М. В. Светлаева, ч. I, 1954, стр. 212, глагол обещаю приведён в качестве примера глаголов, употребляющихся в значении обоих видов; но от него можно с помощью приставки образовать глагол совершенного вида: пообещаю.

Ответ. Как известно, некоторые глаголы имеют значение обоих видов, совершенного и несовершенного; таковы, например: ранить, женить, казнить, крестить, велеть, обещать; ряд глаголов на -овать, -изовать, -ировать, визировать: использовать, исследовать, миновать, атаковать, арестовать, организовать, парализовать, телеграфировать, военизировать. Ср.: Каждый день ученик обещает исправиться (настоящее время - несовершенный вид). - Как только брат вернётся, он зайдёт к вам и, не сомневаюсь, обещает вам сделать это (будущее время - совершенный вид).

Эта особенность указанных глаголов не исключает для некоторых из них возможности образовать формы совершенного вида посредством приставок, например: обещать - пообещать, велеть- повелеть. При этом обычно создаётся смысловое или стилистическое различие в употреблении бесприставочных и приставочных форм этих глаголов в значении совершенного вида. Так, пообещать носит разговорный или просторечный характер, например: Пообещал десять рублей за находку. Следует также отметить общую тенденцию отказа от таких двувидовых глаголов и появление приставочных образований; ср.: поранить, окрестить, оженить и др. Этой же цели дифференциации видов служат суффиксальные образования типа атаковывать, организовывать и т. п.

Вопрос. Допустимо ли употреблять глагол использовыватъ в качестве несовершенного вида к глаголу использовать?

Ответ. Глагол использовать употребляется как глагол и совершенного, и несовершенного вида. В предложении Мы работаем очень медленно, потому что используем время нерационально глагол используем несовершенного вида (настоящее время); в предложении Мы используем ваше изобретение в дальнейшей работе этот глагол - совершенного вида (будущее время). Для дифференциации видовых значений глагола использовать иногда употребляется и использовывать. Однако этот вариант отнюдь нельзя считать литературным, и пользоваться им не следует.

Ответ. Образование видов иногда бывает связано с чередованием звуков в глагольной основе; в частности, при образовании несовершенного вида с помощью суффикса -ыва- (-ива-) во многих глагольных основах происходит замена в порядке чередования корневого звука о на а, например: затронуть - затрагивать, освоить - осваивать, удвоить-удваивать.

Глаголы этого типа делятся на две группы в зависимости от места ударения. К первой группе относятся приставочные глаголы совершенного вида с ударением на корневом о (например, сосредоточить, усвоить), ко второй - глаголы без ударения на корневом о (например, приколоть, разбросать). В глаголах второй группы при образовании несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива-) корневое о всегда переходит в ударяемое а (прикалывать, разбрасывать), поэтому здесь сомнений не возникает.

Сложнее обстоит с глаголами первой группы, так как для них нет единого твёрдого правила образования несовершенного вида с корневыми о и а. Здесь можно было бы говорить о двух подгруппах, правда, без резкого их разграничения в некоторых случаях, ввиду отсутствия устойчивых норм их употребления.

В одних глаголах прочно установилось чередование корневых о - а. Таковы: затронуть - затрагивать, обработать - обрабатывать, облагородить - облагораживать, освоить - осваивать, оспорить-оспаривать, усвоить-усваивать, успокоить-успокаивать, застроить-застраивать и др.

В других глаголах, в соответствии с нормами современного литературного языка, сохраняется о, т. е. нет чередования. Таковы: обусловливать, озабочивать, опозоривать, подытоживать, узаконивать, уполномочивать, приурочивать, опорочивать и др. Нет, конечно, чередования в глаголах, у которых о относится к суффиксу (-ов-), поскольку образование видов связано с чередованием звуков в корне, а не в суффиксе, например: обворовать - обворовывать, ознаменовать - ознаменовывать, очаровать - очаровывать, укомплектовать -укомплектовывать и т. п.

К сказанному следует сделать два замечания.

Во-первых, формы на о и на а могут быть стилистически дифференцированы, поскольку первые (формы на о) являются более старыми, а вторые (формы на а) всё больше распространяются на протяжении развития русского литературного языка XIX-XX веков; кроме того, формы на а в некоторых случаях присуши просторечному стилю. Например, формы заподозривать, затрагивать, оспоривать, удвоивать, удостоивать воспринимаются как устарелые; формы обуславливатьt сосредотачивать, уполномочивать являются просторечно-разговорными (см. „Толковый словарь русского языка” под ред. Д. Н. Ушакова).

Во-вторых, следует учесть, что в ряде случаев предпочтительными, а иногда единственно правильными являются формы несовершенного вида, образованные без суффикса -ыва- (-ива-). Таковы: засорять (к засорить), заготовлять (к заготовить), ознакомлять (к ознакомить), оформлять (к оформить), беспокоить (к обеспокоить), позорить (к опозорить), узаконять (к узаконить), ускорять (к ускорить) и др.

Подробно, с большим количеством примеров эти вопросы изложены в „Грамматике русского языка” Академии наук СССР, т. I, 1952, стр. 437-440.

Вопрос. Как разбирать слово было в предложении: Я стал было бранить его. Савельич за него заступился (Пушкин).

Ответ. Слово было в рассматриваемом предложении является частицей, которая в соединении с формой прошедшего времени (обычно глаголов совершенного вида) обозначает, что действие, выраженное глаголом, началось или готово было начаться, но не осуществилось, прервано или прекращено; например: Я было заснул, да меня разбудили-, Я было собрался на прогулку, да дождь помешал; Я было хотела бежать, но было поздно (Лермонтов); Я хотел было остаться дома, но не вытерпел (Тургенев); Ваню я сперва было а не заметил (Т у р- генев).

Акад. А. А. Шахматов, называя эту форму особым недействительным наклонением, поясняет: „Говорящий, устанавливая связь субъекта с предикатом, посредством этого наклонения выражает, что связь эта не осуществилась, хотя и могла осуществиться. Недействительное наклонение выражается посредством присоединения к форме прошедшего времени частицы было, иногда в сопровождении союзов чуть, едва: она было заснула; мальчик упал было; дети было расшалились, но их остановили; он чуть было не лопнул с досады; он едва было не ударил меня11 .

Акад. В. В. Виноградов считает, что „правильнее в этой составной форме, выражающей прерванность осуществления действия, видеть особый модальный оттенок изъявительного наклонения, переходный к ирреальному наклонению (ср. цепь выражений: я согласился было; я чуть было не согласился; я чуть не согласился; я едва не согласился; ср.: еще немножечко, и я бы согласился)11 *.

Таким образом, являясь в указанных конструкциях частицей, слово было не выполняет в них функции члена предложения и разбирается вместе со сказуемым; при морфологическом разборе было рассматривается в этих случаях как частица.

Вопрос. Почему личными окончаниями глаголов считаются -ешь, -ет, -ем и т. д., -ишь, -ит, -им и т. д.? Ведь буквы єни остаются в большинстве лиц, меняются же только -шь, -т, -м и т. д. Не правильнее ли считать буквы єни суффиксами глаголов I и II спряжения? В частности, на каком основании букву и в форме строишь относят к окончанию, а в форме строить к основе?

Ответ. При рассмотрении вопроса о выделении личных глагольных окончаний следует помнить: 1) что каждый глагол имеет две основы: настоящего времени и прошедшего времени; ср.: думайу (думаю), думай -|- эш (думаешь) и т. д. - основа настоящего времени думай-; дума-{-л, дума -{-л-\-и - основа прошедшего времени дума-; пой-\-у {пою), пой-\-ош {поёшь) и т. д. - основа настоящего времени пой-; пе-\- л, пе-\-л-\-и - основа прошедшего времени пе-. То же: строй-{-у {строю), строй-\-иш {строишь) и т. д. - основа настоящего времени строй-; строи -f- л, строи-\-ли - основа прошедшего времени строи-; 2) что членить глагольную форму на составные части- нужно, принимая во внимание формы всех лиц, а не „большинства” лиц, и всех родов и чисел, а не части их. При соблюдении этих двух условий получается, что если будем выделять в глаголах думать, петь, строить и др. основы, начиная с 1-го лица единственного числа, то окончаниями окажутся: -у, -ош, -эш или -ишь, -от, -эт или -ит и т. д. Следовательно, гласные перед -шь, -т, -м, -те не входят в состав основы, а принадлежат окончанию. Ясно и другое: в личных формах глаголов II спряжения (строить, говорить и т. п.) и относится к окончанию, а в неопределённой форме и в форме прошедшего времени- к основе. Конечно, надо учитывать, что в глаголе строишь, строит и т. да буква и обозначает два звука: й-\-и- и что применяемая иногда в школах разбивка на составные элементы этого слова строишь носит условный характер.

Вопрос. Согласно правилу глаголы, имеющие в 3-м лице множественного числа настоящего или будущего простого времени окончания -am, -ят, относятся к глаголам II спряжения. На этом основании опостылят, опротивят, выздоровят должны считаться глаголами II спряжения. Но этому противоречит неопределённая форма этих глаголов: опостылеть, опротиветь, выздороветь, так как ко II спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ить (кроме глагола брить), й одиннадцать глаголов-исключений, куда, однако, не входят названные глаголы. Может быть, перечень исключений не исчерпывающий?

Ответ. Глаголы опостылеть, опротиветь, выздороветь относятся к I спряжению. Правильными являются формы опостылею, -еешь... -еют, опротивею, -еешь... -еют, выздоровею.., -еешь... -еют (ср. умею, -еешь... -еют). Например: Кому неволя опротивеет, кто захочет из неё вырваться, тот себе дорогу найдёт (А. Н. Островский); Он... не сомневался... что его мальчик вдруг выздоровеет (Достоевский).

Наряду с этими формами встречаются другие, образованные под влиянием глаголов II спряжения на -ить и носящие более разговорный, просторечный характер: опостылю, -ишь... -ят, опротивлю, -ишь... ят, выздоровлю, -ишь... -ят. В редких случаях эти формы встречаются в литературе, например: Любимые занятия, любимые книги ей опротивят (Тургенев); Я не выздоровлю и не хочу выздороветь (Брюсов). Если иметь в виду только правильные формы, перечень одиннадцати глаголов-исключений является исчерпывающим.

Вопрос. Вызывают неясность в отнесении к типу спряжения следующие глаголы: зиждется (I спряжение), но зиждилось, зиждиться (II спряжение); чтить (ср. чтимый - II спряж.), но чтут (І спряж.). Правильна ли форма ты ошибиться (от глагола ошибиться - II спряж.)? Как образовать неопределённую форму к глаголу зыблетсяі

Ответ. Среди так называемых непродуктивных групп глаголов (т. е. тех групп, у которых соотношение основ неопределённой формы и основ настоящего времени сохраняется только в определённых глаголах и не свойственно вновь образуемым глаголам) имеются разноспрягаемые глаголы, с формами, образуемыми и по I, и по II спряжению. Сюда относится глагол зиждиться, с инфинитивом и прошедшим временем, образуемым по II спряжению, а настоящим временем и причастием, образуемым по I спряжению (зиждусь, -ешься... -у тс я, зиждущийся).

Глагол чтить - II спряжения, но в 3-м лице множественного числа настоящего времени он имеет параллельные формы чтят и чтут (последняя более распространена), например: Оба они любовно чтят память о ней (М. Горький); Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он (М. Горький). Здесь сказываются различные оттенки лексического значения: чтить - чтят означает „уважать что-нибудь", чтить - чтут-„уважать кого- нибудь".

Глаголы с основой -шиби-ть (неопределённая форма указывает на II спряжение) образуют формы настоящего времени по I спряжению: ошибёшься, расшибёшься, ушибёшься.

Глагол зыблется в неопределённой форме не употребляется. Прежняя форма инфинитива - зыбаться (ср. колебаться - колеблется) и более поздние - зыбиться, зыблиться. Например: Море"зыбилось едва (А. Майков); И зыблилась парча девизов и знамён (Надсон).

Вопрос. Чем объяснить, что некоторые глаголы не могут образовать 1-го лица в настоящем или будущем простом времени, например: басить, шипеть, голоситъ, чудить? Легко сказать он басит, но неудобно сказать я башу. Можно ли образовать форму 1-го лица от глаголов убедить, победить, чадить?

Ответ. В русском языке некоторые личные глаголы не употребляются в 1-м лице или потому, что обозначаемые ими действия неприменимы к 1-му лицу, или потому, что при образовании 1-го лица получаются непривычные звуковые сочетания. Так, например, едва ли кто-нибудь скажет: я теку, я алею и т. п., хотя образовать соответствующие формы и было бы возможно. При образовании 1-го лица от некоторых глаголов с чередующимися согласными получаются формы, настолько необычные для нашего слуха, что возникают сомнения в возможности использовать в речи эти формы. Как дело обстоит с приведёнными глаголами басить, шипеть, голосить и чудить? Формы шиплю и голошу не вызывают никакого сомнения: они могут быть образованы, хотя и редко встречаются в речи. Форма башу (от глагола басить) более непривычна, но она всё же указана в „Толковом словаре русского языка" под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. При глаголе чудить в „Толковом словаре" сделана пометка о неупотребительности формы 1-го лица от этого глагола. Почему же не употребляется форма чужуі Очевидно, потому, что чередование нуд-чуж- в глаголе чудитъ не подкрепляется никакими родственными глаголами (однокоренными) или другими формами того же глагола и потому кажется совершенно необычным. Корень чуж- мы находим в словах чужой, чужанин и пр., но уже совсем в другом значении, чем корень чуд-. Точно так же чередование т - ч в глаголе мутить - мучу не подкрепляется никакими другими однокоренными глаголами или формами. Корень муч- в словах мучить, мучение, мучительный имеет совсем иное значение, чем корень мут-. Естественно, что от глагола мутить мы и не образуем формы 1-го лица. Зато, например, чередование мет-меч является для нас обычным метить - мечу, заметить - замечу, замеченный, замечание, замечательный и пр.

При образовании 1-го лица могут получиться и трудные для произношения сочетания звуков, например: клеймить-клеймлю. Естественно, что говорящие избегают употребления такой формы.

От глаголов убедить, победить, чадить форма 1-го лица не употребляется.

Вопрос. Каковы личные формы от глаголов мучить и мучать? Все ли глагольные формы образуются от них (наклонения, причастия, деепричастия) и как?

Ответ. Наряду с глаголом мучить существует и глагол мучать в том же значении, что и мучить, например: Но люди... не переставали обманывать и мучать друг друга (Л. Толсто й). От глагола мучать образуются формы: мучаю, мучаешь и т. д. (настоящее время), мучал (прошедшее время), (не) мучай (повелительное наклонение), мучающий и пр., например: За что вы меня так мучаете? (Достоевский). Однако глагол мучать в настоящее время употребляется лишь в разговорной речи. Господствующим вариантом для современного литературного языка является мучить - глагол II спряжения с формами: мучу, мучишь и т. д., мучил, (не) мучь, мучащий, мучимый, мучивший, (за)мученный. Аналогичные глаголы - мерить и мерять.

Вопрос. Как правильно говорить и писать: лазать или лазить? К какому спряжению относится этот глагол?

Ответ. Глагол лазить - II спряжения и спрягается так: лажу, лазишь... лазят. Формы лазать, лазаю... лазают или лазиют являются просторечными.

Вопрос. Как образовать формы настоящего времени от глаголов полоскать, плескать и т. п. (полоскает или полощет, плескает или плещет)?

Правильны ли формы сыпешь, щипешь и т. п.?

Ответ. Глаголы полоскать, плескать и некоторые другие принадлежат к так называемым изобилующим глаголам, так как имеют двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы неопределённой формы и основы настоящего времени {полоскать - полоскаю, плескать - плескаю), другую - с соответствующими чередованиями {полощу, плещу), т. е. с разными типами основы. Между теми и другими формами существует смысловое и стилистическое различие.

Смысловое различие выражается в том, что первые формы обладают более конкретными и распространёнными значениями, а вторые - более отвлечёнными, переносными и специальными значениями; первые имеют более широкое употребление, вторые часто входят в устойчивые сочетания и иногда употребляются преимущественно в 3-м лице единственного числа. Смысловое различие выявляют такие глаголы: брызгать - брызгаю - значит „спрыскивать", „окроплять" {брызгает водой, брызгает бельё), брызгать - брызжет - значит „разбрасывать капли", „сыпать брызгами" {грязь брызжет, искры брызжут, брызжет слюной)", двигать - двигаю - значит „перемещать, толкая или таща что-нибудь* {двигает мебель), двигать-движу имеет переносное значение - „побуждать", „руководить" {им движет чувство сострадания); поезд двигается - значит приходит в движение", поезд движется - значит „находится в движении"; капать - капает - значит „падать каплями" и „лить по капле" (капает лекарство в рюмку), капать - каплет - значит „падать каплями" и „протекать" {крыша каплет).

Стилистическое различие выражается в том, что первые формы (без чередования согласных) присущи разговорному или просторечному стилю речи {полоскаю, плескаю, капаю, кудах- таю, колыхаю, мурлыкаю), вторые - книжному употреблению {полощу, плещу, каплю, кудахчу, колышу, мурлычу); движу имеет оттенок устарелости по сравнению с двигаю.

Формы сыпешь, щипешь имеют просторечный характер.

Вопрос. Как определить время глагола в сослагательном наклонении, например: Я пришёл бы к тебе, если бы могі Также и в глаголах в повелительном наклонении, например: Не приходите ко мне/ Означает ли здесь не приходите-„не приходите вообще" или „не приходите сегодня, завтра"?

Ответ. Сослагательное (условно-желательное) наклонение не имеет форм времени и различается лишь по видам, например: Я читал бы регулярно журналы, если бы их получал (несовершенный вид).-Я охотно прочитал бы эту книгу, если бы её получил (совершенный вид). Представление о времени действия создаётся контекстом, обстановкой разговора и т. д., например: Я пришёл бы вчера, если бы был свободен (обусловленное действие, относящееся к прошлому); Я поел бы чего-нибудь (выражение желания, относящееся к настоящему).

Таким образом, сочетание формы прошедшего времени глагола с частицей бы, служащей для выражения обусловленности действия, возможности или невозможности, лишено значения времени, тогда как выражение условия без частицы бы (форма изъявительного наклонения) связано с категорией времени. Ср., с одной стороны: Если бы я был свободен, я бы зашёл к тебе, а с другой: Если я бывал свободен, я заходил к тебе; Если я свободен, я захожу к тебе; Если я буду свободен, я зайду к тебе.

Повелительное наклонение также лишено форм времени, но относит действие к будущему. Представление о времени и здесь создаётся контекстом, обстановкой разговора и т. д. Например: Напишите мне, как только вернётесь в Москву (повелительным наклонением обозначено цоследующее из двух действий); Вышлите мне эти книги через две недели (повелительным наклонением обозначено действие, относящееся к неопределённому будущему).

Вопрос. Как разбирать глагол не раскатывались, служащий сказуемым придаточного предложения цели в следующем примере: Вместо тормозов мы подложили цепи под колёса, чтобы они не раскатывались? Можно ли считать не раскатывались глаголом прошедшего времени?

Ответ. В предложении Вместо тормозов мы подложили цепи под колёса, чтобы они не раскатывались глагол придаточного предложения не раскатывались является глаголом в сослагательном наклонении. Частица бы, с помощью которой образуется сослагательное наклонение, здесь входит в состав союза чтобы.

Вопрос. Как образовать 2-е лицо единственного числа повелительного наклонения от глаголов чистить и напоить?

Ответ. Повелительное наклонение образуется с окончанием и во 2-м лице единственного числа, если в неопределённой форме на -ить ударение падает на -а (ходить - ходи, просить - проси) или если в 1-м лице единственного числа настоящего (будущего простого) времени ударение падает на окончание (скажу - скажи, несу - неси); встречаются единичные отступления от этого положения: стою - стой, пою - пой от петь идр. Безударное окончание -и употребляется также при основах на два и три согласных (

Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы изменяются по наклонениям.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

Виды глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными. , если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь) .

Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) . Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание.

Время глагола.

Настоящее время.

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Прошедшее время.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время.
Глаголы в форме прошедшего временя образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л- .
Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- .
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Будущее время.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое , от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.

Морфологический разбор глагола.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.


Части речи

В русском языке

В немецком языке насчитывается около 200 неправильных глаголов, из которых широко используется всего около 180. К ним относятся вспомогательные, сильные, модальные глаголы. Все они имеют специфические особенности образования, отличные от стандартных глагольных форм.

В латинском языке

В латинском языке неправильных глаголов сравнительно немного:

  1. sum, fuī, esum, futūrus, esse «быть» и древнее производное от него:
    • possum, potuī, potum, posse «мочь»;
  2. edō, ēdī, ēsum, ēsse (edere) «есть, питаться»;
  3. ferō, tulī, lātum, ferre «нести»;
  4. faciō, fēcī, factum, facere «делать»;
  5. eō, īvī, itum, īre «идти»;
  6. inquam, inquī, inquītum, inquere «говорить»;
  7. volō, voluī, volum, velle «хотеть» и производные от него:
    • nōlō, nōluī, nōlum, nōlle «не хотеть»;
    • malō, māluī, mālum, mālle «выбирать, предпочитать».

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неправильный глагол" в других словарях:

    НЕПРАВИЛЬНЫЙ, неправильная, неправильное; неправилен, неправильна, неправильно. Отклоняющийся от обычных норм, не соответствующий каким нибудь правилам. Неправильное развитие организма. Неправильные черты лица. Неправильный глагол (грам.). ||… … Толковый словарь Ушакова

    Самоназвание: 日本語 Страны: Япония, Гуам, Тайвань, КНДР … Википедия

    Японский язык Самоназвание: 日本語 Страны: Япония, Гуам, Тайвань, КНДР, Южная Корея, Перу, Австралия. Официальный статус: Япония Регулирующая организация … Википедия

    Язык Самоназвание: 日本語 Страны: Япония, Гуам, Тайвань, КНДР, Южная Корея, Перу, Австралия. Официальный статус: Япония Регулирующая организация … Википедия

    Виктория Райхер Имя при рождении: Виктория Яковлевна Райхер Дата рождения … Википедия

    Евгений Мамонтов Дата рождения: 24 октября 1964(1964 10 24) (48 лет) Место рождения: Владивосток, СССР Гражданство … Википедия

    Не следует путать с романским валлонским языком Валлийский язык Самоназвание: Cymraeg Страны … Википедия

    Не следует путать с романским валлонским языком Валлийский язык Самоназвание: Cymraeg Страны: Великобритания, Аргентина Регионы: В Аргентине Патагония Официальный статус … Википедия

Книги

  • Прозак , Составитель Макс Фрай. Настоящая книга - сборник современной прозы, составленный известным писателем и подвижником культуры Максом Фраем на основе кропотливой ревизии сетевых сайтов. Работа, проделанная…

В русском языке отсутствие у глагола видовой пары связано с его лексическим значением. Подобные глаголы называют непарными или одновидовыми. В статье приведены признаки и примеры одновидовых глаголов совершенного и несовершенного вида.

Что такое одновидовые глаголы?

Одновидовые глаголы – это глаголы совершенного вида (СВ) или несовершенного (НСВ) вида, у которых нет видовой пары. Данное свойство глаголов зависит от их лексического значения. Одновидовые глаголы также называют непарными.

Примеры одновидовых глаголов отсутствовать, обитать, хлынуть, очутиться .

От некоторых одновидовых глаголов образуются глаголы другого вида, однако новые глаголы имеют иное лексическое значение, поэтому видовая пара не образуется (сесть – пересесть; думать – задумать) .

Какие глаголы относятся к одновидовым?

К одновидовым глаголам несовершенного вида относятся глаголы , обозначающие:

  • Состояние, бытийное свойство, положение в пространстве (спать, висеть, говорить, лежать, быть, иметься, являться) ;
  • Логическое соответствие (соответствовать, равняться) ;
  • Принадлежность или способность (мочь, обладать, владеть, хотеть) ;
  • Действие, которое осуществляется одновременно с другим действием (приговаривать, прихлопывать, подписывать) ;
  • Неоднонаправленное движение (летать, ходить, бегать) .
  • Эмоциональное и интеллектуальное отношение (предпочитать, знать, любить) ;
  • Проявление свойств внешности, характера (хромать, буянить, умничать) ;
  • Род занятий (дирижировать, управлять, учительствовать) .

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

К одновидовым глаголам совершенного вида относятся глаголы , обозначающие:

  • Неожиданное, мгновенное либо однократное действие (ударить, грянуть, молвить, очутиться) ;
  • Ограниченное во времени действие (полежать, попрыгать, помечтать) ;
  • Начало процесса (засмеяться, заплакать, подуть, вскрикнуть, заговорить) ;
  • Завершение действия (отшуметь, допроситься, отгрузить) .
Загрузка...