domvpavlino.ru

Основные реформы александра 1 кратко. Реформы Александра I — удачи и неудачи государя

Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II.

В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам.

Александр I решил перестроить, как он выражался, «безобразное здание Российской империи».

В 1801 г., один за другим, последовал ряд указов, отменявших стеснительные, реакционные и карательные меры Павла.

Было восстановлено действие жалованных грамот дворянству и городам. Были возвращены на службу все исключенные без суда чиновники и офицеры (число которых превышало 10 тыс.).

Были освобождены из тюрем и возвращены из ссылок все арестованные и сосланные «тайной экспедицией», и сама тайная экспедиция была упразднена, ибо, как гласил царский указ, «в благоустроенном государстве все преступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона».

Было запрещено - «под страхом неминуемого и строгого наказания» - применение пытки («чтобы наконец самое название пытки, стыд и укоризну человечеству приносящее, изглажено было навсегда из памяти народной»).

Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одежде, общественном поведении и т. д.

Разрешено было открыть частные типографии.

Эти меры создали Александру славу либерала.

В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок, этот недостаток он называл «произволом нашего правления».

Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е., основных, законов, которых почти еще не было в России.

В таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет:

  • 1. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет - (собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета») - для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он был организован на скорую руку, состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя - граф П.А. Строганов, польский князь А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей и граф Н.Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением установленным на основании истинного народного духа». Начали с центрального управления;
  • 2. Манифестом 8 сентября 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены и преобразованы были в восемь министерств. Это были министерство иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения с комитетом министров для обсуждения дел, требующих общих соображений. Прежние коллегии были подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты, главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр отчитывался перед Сенатом. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия;
  • 3. В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов;
  • 4. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А.Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи;
  • 5. С 1801 г. запрещена была раздача населенных имений в частную собственность. 12 декабря 1801 г., в день рождения императора, обнародован был еще более важный указ, предоставлявший лицам всех свободных состояний приобретать вне городов в собственность недвижимые имущества без крестьян, этим правом могли воспользоваться купцы, мещане, казенные крестьяне. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое одно дотоле пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. Ободренные этим первым начинанием, некоторые свободомыслящие помещики возымели желание, вступая в соглашение со своими крепостными крестьянами, освобождать их на волю целыми селениями. Доселе не существовало закона о таком массовом освобождении крестьян;
  • 6. Сын Екатерининского фельдмаршала граф Сергей Румянцев задумал отпустить на волю 199 душ своих крестьян с землей по добровольному соглашению с ними, но при этом он представил правительству проект общего закона о сделках помещиков с крепостными крестьянами. Правительство приняло этот проект, и 20 февраля 1803 г. издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев». Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право;
  • 7. Серьезные меры для улучшения положения крепостных крестьян были предприняты в эти годы лишь в Прибалтийском крае, «Положениями», изданными для крестьян Лифляндской и Эстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам предоставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды, крестьяне становились наследственными владельцами своих участков, размеры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями;
  • 8. Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное министерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты. Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и предоставленное местной инициативе, не получило широкого развития, остальных школ к 1805 г. было: 6 университетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ. Университетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры. Начало XIX века характеризуется быстрым культурным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных экономических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов разных направлений («Вестник Европы», «Журнал Российской Словесности», «Северный Вестник»). Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра. Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важными недостатками: недостаточно соглашались одни с другими, велись чрезвычайно торопливо, так, новые центральные ведомства, министерства явились единоличными учреждениями, а руководимые ими губернские учреждения сохранили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлекшие императора от внутренних работ, то было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. В 1807 г. Александр приблизил к себе М.М. Сперанского (1772-1839), а затем взял с собой, отправляясь в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления;
  • 9. В 1809 г. по поручению Александра он составил проект коренных преобразований. Осуществление проекта М.М. Сперанского могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчёты министров. Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утверждённое царем, становилось законом. Ни один закон не мог вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете. Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны выражать «мнение народное». В этом и заключается его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел поставить под контроль общественного мнения. По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 года. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато сверху;
  • 10. 1 января 1810 г. было издано Образование Государственного Совета. Государственный Совет разделялся на четыре департамента:
  • 1) законов;
  • 2) военных дел;
  • 3) дел гражданских и духовных;
  • 4) государственной экономии.
  • 11. В 1810 г. началось осуществление проекта. В течение 1810-11 г. в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ.

Реализация (первой из них) привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Против Сперанского объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А.А. Аракчеев. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную.

В марте 1812 г. Сперанский был отстранён от дел и сослан в ссылку.

Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Одновременно с реформами административными затронуты были и общественные отношения. Здесь также резко заявлено было направление, в каком предполагалось действовать, направление это состояло в уравнении всех общественных состояний перед законом.

В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных, как мы видели, прежним императором в их главных частях. Но в неофициальном комитете император признавался, что он против воли восстановил жалованную грамоту дворянству, потому что исключительность дарованных ею сословных прав была ему всегда противна.

Затронут был робко щекотливый вопрос о крепостном праве. Рядом мер с начала царствования заявлено было намерение правительства постепенно подготовить умы к упразднению этого права. Так, в правительственных периодических изданиях запрещено было печатать публикации о продаже крестьян без земли.

Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной властью.

Замена коллегий министерствами завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия.

В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: В 1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).

Александр I

Русский император Александр Первый (1777-1825) правил Россией с 1801 года до самой смерти. Историки называют его ещё иногда отцеубийцей. Он вроде бы знал о готовящемся дворцовом перевороте, в ходе которого был убит его отец император Павел Первый, но ничего не предпринял «супротив».
Александру выпала судьба царствовать в сложное время, в Европе шли беспрерывные («наполеоновские») войны, в России «бродили» идеи Просвещения и Французской буржуазной революции. Стране, как обычно, требовались реформы, которые с одной стороны как бы преобразовали жизнь и устройство общества в соответствие с европейскими веяниями, позволив развиваться в ногу со временем, с другой - никак не затронули интересы дворянства-опоры трона. Вот и крутись.

  • 1777,12 декабря - родился. Отец - великий княз Павел Петрович, мать - великая княгиня Мария Феодоровна.

    Бабушка Александра Екатерина Великая отобрала ребенка у родителей, решив воспитывать его по собственному разумению, так как не считала сына Павла способным править Россией

  • 1784, 13 марта - Екатерина II завершила работу над «Наставлением о воспитании великих князей»

    …Высокому рождению их высочеств (27 апреля 1779 года родился брат Александра Павловича, Константин) паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок…

  • 1784, 10 июня - швейцарский адвокат Ф.-Ц. Лагарп подает Екатерине II педагогическую записку, подготовленную на основе ее «Наставления»; вскоре Лагарп назначен воспитателем великих князей

    Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник отвлеченных идей французской просветительной философии. Он рассказывал детям о могуществе разума, благе человечества, договорном происхождении государства, природном равенстве людей, справедливости, природной свободе человека, нелепости и вреде деспотизма, гнусности рабства. Учить великого князя русскому языку и истории, также нравственной философии был приглашен Михаил Никитич Муравьев, образованный человек и недурной писатель в либерально-политическом направлении. Общий надзор за поведением и за здоровьем великих князей был поручен генерал-аншефу графу Н. И. Салтыкову, типичному вельможе екатерининской школы, который твердо знал как жить при дворе

  • 1792, 31 июля - в Россию прибыла баденская принцесса Луиза, которая затем приняла православие и получила имя Елизаветы Алексеевны
  • 1793, 28 сентября - брак Александра Павловича и Елизаветы Алексеевны
  • 1794, октябрь - Лагарпу объявлено об отставке; спустя несколько месяцев он покинул Россию
  • 1794, 6 ноября - смерть Екатерины II. Новым императором стал Павел I; Александр Павлович - наследник престола, назначен военным генерал-губернатором Петербурга
  • 1799, 27 июля - в Санкт-Петербурге умерла Мария Александровна, двухмесячная дочь Александра и Елизаветы
  • 1801, ночь с 11 на 12 марта - дворцовый переворот, в результате которого Павел I убит; на престол возведен Александр I
  • 1801, 12 марта - новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу в Бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великой»

    Его вступление на престол возбудило в русском, преимущественно дворянском, обществе самый шумный восторг; предшествующее царствование для этого общества было строгим великим постом. Карамзин говорит, что слух о воцарении нового императора был принят как весть искупления. Продолжительное напряжение нервов от страха разрешалось обильными слезами умиления: люди на улицах и в домах плакали от радости; при встрече знакомые и незнакомые поздравляли друг друга и обнимались, точно в день светлого воскресения. Скоро новый, 24-летний император стал предметом восторженного внимания и обожания. Самая наружность, обращение, появление на улице его, как и обстановка, производили обаятельное действие. В первый раз увидали государя гуляющим в столице пешком, без всякой свиты и без всяких украшений, даже без часов, и приветливо отвечающим на поклоны встречных (Н. Ключевский)

    В течение месяца Александр помиловал 156 заключённых, помиловал и разрешил вернуться на службу 12 тысячам ранее уволенных Павлом, снял запрет на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, укрывшимся за границей, восстановил дворянские выборы, освободил священников и дьяконов от телесных наказаний, восстановил денежные пособия на содержание ведущих научных учреждений - Вольного экономического общества (5 тыс. рублей) и Российской академии (6 тыс. рублей). 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал Тайную канцелярию (Википедия)

  • 1802-1807 - дипломатические и военные усилия Александра, пытавшегося противостоять агрессивной политике Наполеона
  • 1807, 7 июля - Тильзитский мир, в результате которого Россиия и Франция превратились из врагов в союзников
  • 1808,13 января - во главе Военного министерства стал Алексей Аракчеев. Россия присоединила к себе Финляндию.
  • 1808, май - во младенчестве умерла Елизавета Александровна, дочь Александра I и Елизаветы Алексеевны.
  • 1811,15 сентября - освящен Казанский собор в Санкт-Петербурге
  • 1812, 17 марта - главный реформатор России М. Сперанский отправлен Александром в ссылку
  • 1812-1813 - Отечественная война с Наполеоном
  • 1813, 13 января - русские войска во главе с Александром I и Кутузовым переправились через Неман. Начало победной для русского оружия европейской кампании
  • 1814, 25 июля - Александр I вернулся в Петербург
  • 1814-1821 - Александр I занят разнообразными делами, заботами, проблемами (в том числе семейными) России и Европы
  • 1821, 24 мая - Александру I поступил донос тайного агента Грибовского о политическом заговоре со списком участников. Александр произнёс по-французски: «Не мне подобает карать».
  • 1825,13 сентября - царская чета прибыла в Таганрог.
  • 1825, 27 октября - Александр I внезапно заболел
  • 1825, 19 ноября, 10 часов 50 минут - кончина Александра I

Причины, которые требовали от Александра I реформ

  • крепостное право
  • преобладание произвола над законностью в повседневной жизни
  • нечёткая система управления страной

В (первых своих) указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководиться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок; этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для устранения этого недостатка он указывал на необходимость коренных, т. е. основных, законов, которых почти еще не было в России

Реформы Александра Первого. Кратко

Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей», так же как и он, воспитанных на идеалах Руссо, Локка, Гиббона. Они образовали так называемый негласный комитет, в котором обсуждались планы либеральногогосударственного переустройства России. В комитет входили граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, М. М. Сперанский. В результате работы Александра и его единомышленников

  • 12 декабря 1801 - обнародован указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными крестьянам
  • 8 сентября 1802 - учреждены восемь министерств, руководители которых - министры - единолично (а не коллегиально) принимали решения и несли за них персональную ответственность, и создан Комитет министров - совещание императора с министрами и другими высшими чиновниками по вопросам государственного значения
  • 8 сентября 1802 - расширены права Сената: объявление его «хранителем законов», высшей судебной инстанцией
  • 20 февраля 1803 - указ «о вольных (свободных) хлебопашцах»: землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землёй за выкуп
  • 1803 - принято новое положение «Об устройстве учебных заведений»: единая система школ - 4 ступени: приходские училища (при церкви) - 1 год, уездные (для горожан) - 2 года, губернские гимназии - 4 года, университеты (для дворян)
  • Открыты университеты: в Дерпте (1802 год); в Вильно (1803), в Харькове и Казани (1804).
  • 1804 - принят университетский устав, закрепляющий самоуправление университетов: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов
  • Создание привилегированных лицеев: Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского под Санкт-Петербургом (1811), Ришильевского в Одессе (1817), Нежинского в Нежине (1820).
  • 1804 - издание либерального цензурного устава
  • 10 марта 1809 - принят указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь; запрет публиковать объявления о продаже крестьян
  • 1 января 1810 г. - учрежден по предложению М. М. Сперанского Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи, просуществовавший до 1917 года
  • 1816 - Указ об освобождении крестьян Эстляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1817 - Указ об освобождении крестьян Курляндии от крепостной зависимости без земли
  • 1818 - указ об освобождении крестьян Лифляндии от крепостной зависимости без земли
  • 27 ноября 1815 - введение Конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи

В 1818, 1819 годах графом Аракчеевым, адмиралом Мордвиновым и министром финансов и уделов Гурьевым по велению царя были подготовлены проекты решения крестьянского вопроса. Одобрены Александром, но не реализованы. В 1821 году Новосильцевым по поручению Александра I был подготовлен проект конституции России «Государственная уставная грамота Российской империи», но не опубликован, и, тем более, не введен в действие

Окончание реформ Александра I

Александр I не довёл свои реформы до логического конца. Находясь между консерваторами и либералами, как между молотом и наковальней, преодолевая недовольство то прогрессистов, то ретроградов, жестокая борьба с Наполеоном подорвали силы императора. После победы над Наполеоном в его действиях чувствуется усталость и непоследовательность: с одной стороны желание конституции, с другой - военные поселения, с одной - возвращение из опалы Сперанского, с другой - возвышение Аракчеева, которого современники называли «проклятым змеем», «извергом», «вреднейшим человеком в России», мистицизм и внезапно проснувшееся религиозное рвение - все эти черты характера и действия свели на нет реформаторскую деятельность царя его первых лет правления.

(С. Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории)

Ещё статьи

  • Факты Русско-турецких отношений
  • Война 1812 года
  • Восстание декабристов 1825 года
    1. бессословность учебных заведений;
    2. бесплатность обучения на низших его ступенях;

    Уровни системы образования:

    • университет
    • гимназия в губернском городе
    • уездные училища

    Главное управление училищ .

    2.4

    Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями . Над попечителями были учёные советы при университетах.

    Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

    1804 год — Университетский устав

    1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

    Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

    .

    Реформа в области образования

    Личность и политика Александра 1

    Личность

    Необычный характер Александра I особенно интересен потому, что он один из самых важных персонажей в истории XIX века. Вся его политика была достаточно чёткой и продуманной. Аристократ и либерал, одновременно загадочный и известный, он казался своим современникам тайной, которую каждый разгадывает по своему представлению. Наполеон считал его «изобретательным византийцем», северным Тальма, актёром, который способен играть любую заметную роль. Известно даже, что Александра I при дворе называли «Загадочный Сфинкс». Высокий, стройный, красивый молодой человек с белокурыми волосами и голубыми глазами. Свободно владел тремя европейскими языками. Имел прекрасное воспитание и блестящее образование.

    Другой элемент характера Александра I сформировался 23 марта 1801, когда он взошёл на престол после убийства его отца: загадочная меланхолия, готовая в любой момент перейти в экстравагантное поведение. В начале эта черта характера никак не проявлялась - молодой, эмоциональный, впечатлительный, одновременно благожелательный и эгоистичный, Александр с самого начала решил сыграть великую роль на мировой сцене и с юношеским усердием принялся за реализацию своих политических идеалов. Временно оставляя при должности старых министров, которые сбросили императора Павла I, один из первых его указов назначил т. н. негласный комитет с ироничным названием «Comité du salut public» (отсылает к французскому революционному «Комитету общественного спасения»), состоящий из молодых и полных энтузиазма друзей: Виктор Кочубей, Николай Новосильцев, Павел Строганов и Адам Чарторыйский. Этот комитет должен был разработать схему внутренних реформ. Важно заметить, что либерал Михаил Сперанский стал одним из самых близких советников царя и составил множество проектов реформ. Их цели, основанные на их восхищении английскими установлениями, намного превосходили возможности того времени и даже после того, как их возвели в ранги министров, лишь малая доля их программ была реализована. Россия не была готова к свободе, и Александр, последователь революционно настроенного Лагарпа, считал себя «счастливой случайностью» на престоле царей. Он говорил с сожалением о «состоянии варварства, в котором находилась страна из-за крепостного строя».

    Политика

    Алекса́ндр I Павлович Благословенный (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) - император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), протектор Мальтийского ордена (с 1801 года), великий князь Финляндский (с 1809 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.

    В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-1807 годах участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-1812 годы временно сблизился с Францией. Вёл успешные войны с Турцией (1806-1812 годы), Персией (1804-1813) и Швецией (1808-1809 годы). При Александре I к России присоединены территории Восточной Грузии (1801 год), Финляндии (1809 год), Бессарабии (1812 год), бывшего герцогства Варшавского (1815 год). После Отечественной войны 1812 года возглавил в 1813-1814 годы антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-1815 годов и организаторов Священного союза.

    В последние годы жизни нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира», что после его неожиданной смерти от брюшного тифа в Таганроге породило легенду о «старце Фёдоре Кузьмиче». Согласно этой легенде, в Таганроге умер и был затем похоронен не Александр, а его двойник, в то время как царь ещё долго жил старцем-отшельником в Сибири и умер в Томске в 1864 году.

    Внутренняя политика А. 1 (до 1812).

    Реформа высших органов управления

    Негласный комитет

    С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князьА. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801-1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей ». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа ». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

    Государственный совет

    Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы ЕкатериныГосударственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проектуМ. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован вГосударственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарём был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

    Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача - централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

    Сенат

    8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

    В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

    Святейший Синод

    Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

    С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

    Министерская реформа

    8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа - было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленныеПавлом I:

    • иностранных дел,
    • военных сухопутных сил,
    • морских сил,
    • внутренних дел,
    • финансов,
    • юстиции,
    • коммерции,
    • и народного просвещения.

    Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

    12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года - «Общее учреждение министерств».

    Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном » на пять главных частей:

    • внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;
    • устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;
    • государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;
    • устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;
    • устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

    Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления - министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий.

    Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

    Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

    В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов » был представлен императору.

    Задача плана - модернизировать и европеизировать государственное управление путём введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

    Сословия:

    1. дворянство имеет гражданские и политические права;

    2. «среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) - купцы, мещане, государственные крестьяне.

    3. «народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

    Разделение властей:

    • законодательные органы:
    • Государственная дума
    • губернские думы
    • окружные думы
    • волостные думы
    • исполнительные органы:
    • Министерства
    • губернские
    • окружные
    • волостные
    • судебные органы:
    • Сенат
    • губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)
    • окружные (гражданские и уголовные дела).

    Выборы - четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики - землевладельцы, верхи буржуазии.

    При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти:

    • сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре.
    • министры назначаются императором.
    • состав Сената назначается императором.

    Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

    К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената , а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет.

    Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

    1. Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров - министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

    2. Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

    Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством.

    Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

    Таким образом из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

    Финансовая реформа

    По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга - 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит - 66 млн ассигнаций.

    Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее - повышать все налоги (прямые и косвенные).

    Реформа в области образования

    В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений , внёсшее новые принципы в систему образования:

    1. бессословность учебных заведений;

    2. бесплатность обучения на низших его ступенях;

    Реформы Александра I

    преемственность учебных программ.

    Уровни системы образования:

    • университет
    • гимназия в губернском городе
    • уездные училища
    • одноклассное приходское училище.

    Всей системой образования ведало Главное управление училищ . Образовано 6 учебных округов, возглавляемыхпопечителями . Над попечителями были учёные советы при университетах.

    Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба - 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

    1804 год - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

    1804 год - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

    Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи: в 1811 году - Царскосельский, в 1817 году - Ришельевский в Одессе, в 1820 - Нежинский.

    В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения .

    В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.

    В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

    Анализ преобразований Петра Великого

    2.4 Реформы в области образования и культуры

    Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры ("от сотворения Адама") на "от Рождества Христова".7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова…

    Биография и правительственная деятельность Петра І

    3.6 Реформы в области образования и науки

    Проведение царем преобразований во всех областях государственной деятельности, требовало реформы образования. В 1699 году в Москве была основана Пушкарная школа…

    Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь 1-й четверти XVIII века: результаты и последствия

    Реформы в области науки, образования, культуры по европейскому образцу

    Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Пётр с большим уважением относился к наукам и учению. Во время второго заграничного путешествия в 1717 года ему было присвоено звание почётного члена французской Академии наук…

    Образование Российского централизованного государства в IV-V вв.

    1.2 Предпосылки образования Российского централизованного государства в области аграрных отношений

    Огромным тормозом в развитии сельского хозяйства являлась феодальная раздробленность.

    В летописных сводах встречаются сведения о неурожаях, приводивших к повышению цен на хлеб, а в ряде случаев — к страшному голоду. В них мы видим…

    Петровские реформы и начало модернизации российского общества

    РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.

    Политика Парижской коммуны в области культуры и просвещения

    ГЛАВА 2.

    Реформы Александра I

    ПОЛИТИКА КОММУНЫ В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

    Сразу после 18 марта был поднят вопрос о школе. Комиссия по просвещению I состава ничем особенным себя не проявила. Гораздо более активной была комиссия II состава во главе с делегатом Вайяном (с 21 апреля)…

    Развитие среднего и высшего образования в России в конце XVIII–первой половине XIX века

    Глава 1. Политика правительства в области среднего и высшего образования во второй половине XIII-начале XIX века

    Реформы 60-70-х годов XIX века: предпосылки и последствия

    3.5. Реформы в области народного образования и печати.

    Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование…

    Реформы Александра II

    2.10 Реформы в области народного образования и печати

    Реформы 60-х годов в области образования и печати были неразрывно связаны с теми преобразованиями, которые последовали вслед за крестьянской реформой 1861 года…

    Реформы П.А. Столыпина

    3. Реформа образования

    Российские политические реформы XV-XVIII века

    3.3 Реформа образования

    Серьезные изменения происходят в системе образования. Еще до земской реформы после одобрения Государственным советом 18 июня 1863 г. императором был утвержден новый Университетский устав…

    Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века

    Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела

    Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, в военном деле…

    Сущность реформ и контрреформ в истории России XYIII-XX вв

    1.4 Реформы в области образования и культуры

    Политика государства была направлена на просвещение общества, реорганизацию системы образования. Просвещение при этом выступало как особая ценность, отчасти противостоявшая религиозным ценностям…

    Эпоха великих реформ

    2.4. Реформы в области народного образования (1863 — 1864)

    За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование…

    Эпоха Петра Великого

    4) Реформа в области культуры и быта.

    Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого — наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами…

    1) Первая четверть XIX в. ознаменовалась проведением реформ, впервую очередь в сфере государственного управления. Данные реформы связываются с именами императора Александра I и его ближайших соратников - М. Сперанского и Н. Новосильцева. Однако данные реформы были половинчатыми и не были завершены.

    Основные реформы, осуществленные при Александре I:

    • Указ «О вольных хлебопашцах»;
    • министерская реформа;
    • подготовка плана реформ М. Сперанским;
    • дарование Конституций Польше и Бесарабии;
    • подготовка проекта российской Конституции и программы от­мены крепостного права;
    • учреждение военных поселений.

    Целью данных реформ было совершенствование механизма государственного управления, поиск оптимальных вариантов управления для России. Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем - крестьянского вопроса и демократизации страны.

    2 ) Александр I пришел к власти в результате дворцового перево­рота 1801 г., который был осуществлен противниками Павла I, недовольными резким отходом Павла I от екатерининских по­рядков. В ходе переворота Павел I был убит заговорщиками и на трон был возведен Александр I - старший сын Павла и внук Екатерины. Короткое и жесткое 5-летнее правление Павла I закончилось. В то же время возвращение к екатерининским порядкам - праздности и вседозволенности дворянства - было бы шагом назад. Выходом из положения стало проведение ограниченных реформ, которые стали попыткой приспособить Россию к требованиям нового века.

    3 ) Для подготовки реформ в 1801 г. был создан Негласный комитет, в который вошли ближайшие соратники - «молодые друзья» Александра I:

    • Н. Новосильцев;
    • А. Чарторыйский;
    • П. Строганов;
    • В. Кочубей.

    Данный комитет в течение 4 лет (1801 - 1805) был мозговым центром реформ. Большинство сторонников Александра были сторонниками конституционализма и европейских порядков, однако большая часть их радикальных предложений не была реализована в силу нерешительности Александра I, с одной стороны, и возможной негативной реакции дворян, приведших его на трон, - с другой.

    Основным вопросом, которым занимался Негласный комитет в первые годы своего существования, была разработка программы отмены крепостного права в России, сторонниками ко­торой были большинство членов комитета. Однако после длительных колебаний Александр I не решился на проведение такого радикального шага. Вместо этого императором в 1803 г. был издан Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г., который впервые в истории крепостнической России разрешал помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп. Однако данный Указ не решал крестьянской проблемы. Шанс своевременно отменить крепостное право был упущен. Другими реформами Негласного комитета стали:

    • министерская реформа - вместо петровских коллегий в России были созданы министерства европейского образца;
    • реформа Сената - Сенат стал судебным органом;
    • реформа образования - было создано несколько видов школ: от самых простых (приходских) до гимназий, были даны широкие права университетам.

    В 1805 г. Негласный комитет в силу его радикализма и разногласий с императором был распущен.

    4 ) В 1809 г. Александр I поручил подготовить новый план реформ Михаилу Сперанскому - заместителю министра юстиции и талантливому юристу-государствоведу. Целью планируемых М. Сперанским реформ было придание российской монархии «консти­туционного» внешнего вида, не меняя ее самодержавной сути. В ходе подготовки плана реформ М. Сперанским были выдвину­ты следующие предложения:

      при сохранении власти императора ввести в России европейский принцип разделения властей;

      для этого создать выборный парламент - Государственную Думу (законодательную власть), Кабинет министров (исполнительную власть), Сенат (судебную власть);

      Государственную Думу избирать путем всенародных выборов, наделить ее законосовещательными функциями; наделить императора правом, при необходимости, распускать Думу;

      разделить все население России на три сословия - дворяне, «среднее состояние» (купцы, мещане, горожане, государственные крестьяне), «рабочий люд» (крепостные, прислуга);

      наделить избирательным правом только дворян и представите­лей «среднего состояния»;

      ввести систему местного самоуправления - в каждой губернии избирать губернскую думу, которая бы формировала губернскую управу - исполнительный орган;

      Сенат — высший судебный орган - формировать из представителей, избираемыми губернскими думами, и, таким образом, сосредоточить в Сенате «народную мудрость»;

      Кабинет министров из 8 - 10 министров предоставить формировать императору, который бы лично назначал министров, и которые были бы лично ответственны перед самодержцем;

      связующим звеном между тремя ветвями власти - Государственной Думой, судебным Сенатом и Кабинетом министров сделать особый орган - Государственный совет, назначаемый императором, который бы координировал работу всех ветвей власти и был бы «мостом» между ними и императором;

      на вершине всей системы власти должен был стоять император - наделенный широкими полномочиями глава государства и арбитр между всеми ветвями власти.

    Из всех главных предложений Сперанского на деле была реализована только их небольшая часть:

      в 1810 г. создан Государственный совет, который стал назначаемым императором законодательным органом;

      в это же время усовершенствована министерская реформа - все министерства были организованы по единому образцу, министры стали назначаться императором и нести перед ним персональную ответственность.

    Остальные предложения были отвергнуты и так и остались планом.

    5 ) Переломным моментом в ходе реформ стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», направленная в 1811 г. императору известным историком и общественным деятелем Н. Карамзиным. «Записка» Н. Карамзина стала манифестом консервативных сил, оппозиционных реформам Сперанского. В данной «Записке о древней и новой России» Н. Карамзин, анализируя историю России, выступал против реформ, которые приведут к смуте, и за сохранение и упрочение самодержавия - единственного спасения России.

    В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири - фактически отправлен в почетную ссылку.

    6 ) После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

    • совершенствование национально-государственного устройства;
    • подготовка проекта Конституции России.

    В рамках первого направления:

    • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
    • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ - «Устав образования Бессарабской области».

    В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект - Государственная уставная грамота Российской Империи»- содержал следующие основные положения:

    • в России устанавливалась конституционная монархия;
    • учреждался парламент - Государственный Сейм, состоящий из двух палат - Сената и Посольской палаты;
    • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
    • Сенат полностью назначался императором;
    • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
    • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
    • Россия делилась на 10 - 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
    • наместничества имели свое самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
    • закреплялись основополагающие гражданские свободы - свобода слова, печати, право частной собственности;
    • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

    Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведенная на территории Прибалтики.

    • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
    • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
    • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
    • освобожденные крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить ее.

    Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.

    7) В 1820-е гг. в окружении Александра I взяло верх консерватив­но-карательное направление. Его олицетворением стал П. Аракчеев, начинавший карьеру военным советником Александра и в 1820-е гг. ставший фактически вторым человеком в государстве. Данный период заката реформ получил название «аракчеевщина». Именно в этот период были окончательно сорваны планы принять Конституцию и отменить крепостное право. Наиболее одиозным решением П. Аракчеева стало создание в России новых ячеек общества - военных поселений. Военные поселения стали попыткой соединить в одном лице и в одном образе жизни крестьянина и солдата:

    • поскольку содержание армии было дорогим для государства, Аракчеев предложил перевести армию на «самофинансирование»;
    • для этих целей солдат (вчерашних крестьян) заставили, одновременно с военной службой, заниматься крестьянским трудом;
    • привычные воинские части и казармы и иные атрибуты жизни солдат в мирное время были заменены особыми общностями - военными поселениями;
    • военные поселения были разбросаны по всей России;
    • в данных поселениях крестьяне часть времени занимались муштрой и военной подготовкой, а часть времени - сельским хозяйством и обычным крестьянским трудом;
    • в военных поселениях царили жесткая казарменная дисциплина и полутюремные порядки.

    Военные поселения при Аракчееве получили широкое распространение. Всего на режим военных поселений были переведены около 375 тыс. человек. Военные поселения не пользовались авторитетом у народа и вызывали ненависть у большинства поселенцев. Крестьяне часто предпочитали крепостную зависимость жизни в подобных военно-крестьянских лагерях. Несмотря на частичные изменения в системе управления государством, реформы Александра I не решили главных вопросов:

    • отмены крепостного права;
    • принятия Конституции;
    • демократизации страны.

    Реформы Александра 1

    Министерская реформа: 8 сентября 1802 ᴦ. Император Александр I подписал манифест "Об учреждении министерств". Манифест так определял цель нового устройства системы центрального государственного управления в России: ʼʼ…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров…"

    Первоначально было учреждено восœемь министерств (их количество до 1917 года почти не изменялось): военных сухопутных сил, военных морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения.

    При этом прежде существовавшие коллегии продолжали работать. Чиновников коллегий распределили по отраслям деятельности новых министерств, но ещё в течение десяти лет многие коллегии действовали по старым установлениям, с прежними штатами и в прежних организационных формах.

    Кроме Департамента уделов, предполагалось создать ещё семь департаментов по основным отраслям центрального государственного управления: юстиции, военного, морского, иностранного, юстиции, финансов, коммерции и казны. Такая схема была очень схожей с той, которая реализуется несколько лет спустя в ходе министерской реформы.

    При новом царствовании (с марта 1801 ᴦ.) контуры министерской системы обсуждались в узком кругу политических советников Александра I – Негласном комитете. Основным разработчиком новой системы центрального управления был Н.Н. Новосильцев, но не всœе члены Негласного комитета соглашались в деталях учреждения министерств. Манифест 8 сентября 1802 года стал результатом нескольких обсуждений и согласования позиций ʼʼдрузей императораʼʼ - авторов министерской реформы.

    В 1803 ᴦ. был издан указ о вольных хлебопащцах, согласно которому помешики получали право освобождать крестьян с землей на выкуп.

    В 1804-1805гᴦ. была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях. При этом результаты ее были ничтожны, поскольку ее осуществление вверялось доброй воле помещиков.

    В 1803 ᴦ. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. (было основано еще 5 университетов:Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский)

    В 1804 ᴦ. был создан либеральных по харктеру цензурный устав.

    Разрешение помещикам отпускать крестьян на волю с земле.

    6. Отмена крепостного права, реформы 60-70 годов. ХIХ век и русское общества. Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в серединœе XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов по крайней мере с начала XIX в. (деятельность Негласного комитета в начале правления Александра I, секретные комиссии по крестьянскому вопросу при Николае I). Но в качестве неотложной, требовавшей немедленного решения задачи ликвидация крепостничества была поставлена в знаменитой речи Александра II перед московским дворянством в 1856 ᴦ. Почему? Неэффективность крепостнической экономики для многих мыслящих людей, в т.ч. и тех, кто занимал высокие должности в государственном аппарате, была очевидной давно. Поражение в Крымской войне (1853-1856) показало уже всœему обществу, что блестящий фасад империи скрывает военно-техническое отставание, хозяйственный застой, ветхость системы. Россия оказалась перед реальной угрозой утраты статуса великой державы, жизнь властно требовала решительных шагов по обновлению страны. Задача состояла в том, чтобы твердо встать на путь модернизации - отказа от крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества.

    В 1856-1859 гᴦ. в губернских комитетах на местах и в Секретном (с 1858 ᴦ. - Главном) комитете в Петербурге, а также на страницах журналов и газет обсуждались предложения о содержании предстоящей реформы. В 1859 ᴦ. были учреждены Редакционные комиссии для выработки окончательного текста документа. Приходилось преодолевать серьезные противоречия между помещиками черноземных и нечерноземных областей, консерваторами и либералами, столицей и губерниями, интересами землевладельцев и чаяниями крестьян. В конечном счете был подготовлен компромиссный документ, в котором приоритетное отражение нашли всœе-таки требования помещиков. Утвержденные Государственным советом ʼʼПоложенияʼʼ легли на стол императора и были им подписаны 19 февраля 1861 ᴦ. Манифест об отмене крепостного права власти обнародовали двумя неделями позже - 5 марта в условиях повышенных мер безопасности.

    Крепостное право отменялось, крестьяне получали личную свободу и гражданские права. Οʜᴎ освобождались с землей, но за выкуп и на определœенных условиях. Размер крестьянского надела не мог превышать установленной нормы. В случае если крестьянин до реформы имел в пользовании надел больший, чем тот, что ему полагался, излишки земли ʼʼотрезалисьʼʼ в пользу помещика (ʼʼотрезкиʼʼ). За землю нужно было выплатить определœенную сумму помещику. Выкупная стоимость земли исчислялась следующим образом. За основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. Выкуп должен был равняться такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость прежнего оброка (ʼʼкапитализация из 6% годовыхʼʼ). До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика всœе прежние повинности (ʼʼвременнообязанное состояниеʼʼ). Столь крупных денег у крестьян не было. Государство становилось в связи с этим своеобразным посредником: оно выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику. Остальное вносил крестьянин. Затраты государства крестьянин должен был восполнить, в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.

    Реформа 1861 ᴦ. получила название ʼʼвеликойʼʼ, Александр II - почетное звание ʼʼцаря-освободителяʼʼ. Значение реформы чрезвычайно велико. Освобождение миллионов крепостных, втягивание крестьянского и помещичьего хозяйства в рыночные отношение, расслоение крестьянства, формирование рынка вольнонаемного труда, ускоренное развитие промышленности - всœе это прямые следствия реформы. Но ликвидируя крепостное право, власть более всœего думала об интересах дворянства (в нем она видела основу стабильности и порядка). Сохранив помещичье землевладение, переложив на крестьян расходы по его содержанию, увековечив общину, реформа создала полукрепостническую, неэффективную, трагически отсталую аграрную экономику. Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60-70-х гᴦ. Важнейшими из них были земская, судебная и военная реформы.

    Земская реформа 1864 ᴦ. учреждала органы местного самоуправления - земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы), они формировались на базе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики. Οʜᴎ подчинялись губернаторам, центрального земского органа учреждено не было. Значение земской реформы очевидно: впервые в истории России появлялась система местного самоуправления, вокруг которой могли формироваться элементы независимого от власти гражданского общества. Очевидна и ее незавершенность: полномочия земств были строго ограничены, участвовать в решении общегосударственных вопросов они не могли.

    Судебная реформа 1864 ᴦ. была наиболее последовательной. Старые сословные суды ликвидировались, создавались мировые и коронные суды, единые для всœех сословий. Οʜᴎ функционировали на базе принципов публичности и гласности, состязательности сторон (участие адвоката и прокурора в судебном заседании), независимости судей (назначенный императором судья не мог быть без приговора суда освобожден от своей должности). Наконец, учреждался суд присяжных, которым вменялось в обязанность выносить вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

    Военная реформа растянулась на полтора десятка лет (1862-1874). В процессе ее проведения страна была поделœена на военные округа, качественно улучшен и обновлен офицерский корпус, создана система военного образования, осуществлено техническое перевооружение армии. В 1874 ᴦ. Александр II утвердил закон о переходе ко всœеобщей воинской повинности. С рекрутской системой было покончено, всœе мужчины в возрасте 20 лет без различия сословий подлежали призыву в армию и на флот. Действовала сложная система льгот (в зависимости от образования, семейного положения, состояния здоровья), благодаря которой в армию на самом делœе призывалось не более 25-30% мужчин призывного возраста. Это означало, что сравнительно небольшая в мирное время армия обладала обученным резервом, который можно было использовать в случае войны.

    Как и крестьянская реформа 1861 ᴦ., реформы 60-70-х гᴦ. имели первостепенное историческое значение. Οʜᴎ охватили практически всœе сферы общества, вносили принципиальные изменения в его жизнь. Реформы, бесспорно, шли навстречу требованиям времени, они давали шанс успешно решить стоявшие перед страной задачи модернизации. К сожалению, власть не демонстрировала последовательность в их осуществлении (к примеру, в 70-е гᴦ. из ведения присяжных были изъяты политические дела, а права адвокатов - урезаны, полномочия земств - сокращены). Да и общество либо проявляло нетерпение, стремясь получить всœе и сразу, либо глухо роптало, с трудом приспосабливаясь к новым веяниям. Экономические и политические преобразования 60-70-х гᴦ. XIX в. в целом остались незавершенными.

    Реформы Александра 1 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реформы Александра 1" 2017, 2018.


  • - Вопрос 33. Контрреформы Александра III

    Вопрос 32. Военная и судебная реформы при Александре II Судебная реформа В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и... .


  • - Е) Контрреформы Александра III 1881-1894

    Марта - Убийство Александра II народовольцами. Русско-турецкая война. 1877, декабрь - взятие Плевны русскими войсками. 1878, февраль - Сан-Стефанский мирный договор с Турцией. Признание Турцией независимости Сербии, Румынии и Черногории.... - Россия на пути буржуазных преобразований во второй половине XIX в. Великие реформы Александра II

    После Крымской войны наступил новый период русской истории, который современники называли эпохой освобождения, временем Великих реформ Александра II. Александр II был старшим в сво­ем поколении великим князем, и его сразу стали воспринимать как будущего монарха, готовили... .


  • - Россия в первой четверти ХIХ в. Реформы Александра I.

    Россия в первой четверти ХIХ в. Реформы Александра I. Развитие Российской Федерации на современном этапе Советское государство и общество 1953-1991 гг. «Оттепель», ХХ съезд КПСС и начало демократизации советского общества. Нарастание кризисных явлений... .


  • - Реформы Александра II (1855 – 1881).

    Россия во второй четверти XIX века (1825 - 1855). 18.1. Сущность политики Николая I. 18.2. Усиление централизации управления. Собственная Его императорского величества канцелярия. Политическая полиция. 18.3. Кодификация (1826 - 1832). 18.4. Реформа государственной деревни 1837... .


  • - Реформы Александра I: замыслы и реализация.

    Русская культура в век Просвещения. Международное положение и внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в. Особенности правления Павла I. Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Екатерина II обнаружила ум и способности... .


  • Правление Александра I (1801-1825 гг.)

    12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота на престол вступил Александр I . В детстве Александр был отнят у родителей и воспитывался своей бабкой — Екатериной Великой. Императрица назначила воспитателем царевича швейцарского дворянина Ф. Лагарпа, который оказал огромное влияние на формирование либеральных воззрений будущего самодержца. Пытаясь приспособиться к противостоянию Екатерины II и своего отца, Александр Павлович вынужден был лавировать между двумя противоборствующими группировками, что повлияло на формирование таких качеств его характера, как хитрость, проницательность, осторожность и двуличность. Тот факт, что Александр I знал о готовящемся заговоре против императора Павла I , но в силу слабости и жажды власти не смог предотвратить убийство отца, способствовал развитию у него мнительности и недоверия к окружающим.

    Либеральные реформы 1801-1815 гг.

    Став императором, Александр I в полной мере проявил себя как осторожный, гибкий и дальновидный политический деятель, крайне осмотрительный в своей реформаторской деятельности.

    Первые шаги нового императора оправдали надежды российского дворянства и свидетельствовали о разрыве с политикой императора Павла и возвращении к преобразовательной деятельности Екатерины Великой.

    Александром I были возвращены опальные дворяне, были сняты ограничения на торговлю с Англией, отменен запрет на ввоз книг из-за границы. Также император подтвердил привилегии дворянам и городам, указанные в екатерининских Жалованных грамотах.

    В то же время Александр I с целью разработки либеральных реформ государственного устройства создал Негласный комитет (май 1801 — ноябрь 1803 г.), в который входили: П. Строганов, А. Чарторыйский, В. Кочубей и Н. Новосильцев. Негласный комитет не являлся официальным государственным учреждением, а был совещательным органом при государе. Основными вопросами, обсуждавшимися на заседаниях Негласного комитета, стали реформы государственного аппарата в сторону ограничения самодержавия, крестьянский вопрос и система образования.

    Результатом деятельности Негласного комитета стана реформа высших государственных органов. 8 сентября 1802 г. был издан Манифест, по которому вместо коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также Государственное казначейство на правах министерства.

    В решении крестьянского вопроса, обсуждаемого в Негласном комитете, Александр I был крайне осторожен. Император считал крепостничество источником социальной напряженности, но был убежден, что общество не готово к радикальным реформам. 20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», который предоставлял помещикам возможность освобождать крестьян с землей за выкуп. Указ носил рекомендательный характер и не пользовался большой популярностью у помещиков: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепостных.

    С осени 1803 г. значение Негласного комитета стало падать, а его место занял Комитет министров. Для продолжения преобразований Александру I нужны были новые люди, преданные лично ему. Новый виток реформ был связан с именем М. Сперанского. Александр Г сделал Сперанского своим основным советником и помощником. К 1809 г. Сперанский по поручению императора подготовил план государственных преобразований под названием «Введение к уложению государственных законов». Согласно этому плану необходимо было осуществить принцип разделения властей (законодательные функции сосредоточивались в руках Государственной Думы, судебные — в руках Сената, исполнительные — у министерств). Все население России по плану М. Сперанского делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, а дворяне — права политические.

    Император одобрил план Сперанского, но не решился проводить широкомасштабные реформы. Преобразования коснулись исключительно центральной системы государственного управления: в 1810 г. был учрежден Государственный совет -законосовещательный орган при императоре.

    В 1810-1811 гг. была закончена реформа системы министерского управления, начатая еще в 1803 г. Согласно «Общему учреждению министерств» (1811) было образовано восемь министерств: иностранных дел, военное, морское, внутренних дел, финансов, полиции, юстиции и народного просвещения, а также Главное управление почт, Государственное казначейство и ряд других ведомств. Вводилось строгое единовластие. Министры, назначаемые царем и подотчетные только ему, образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был определен лишь в 1812 г.

    В начале 1811 г. Государственный совет отказался утвердить проект новых реформ. Стал очевиден провал всего плана Сперанского. Дворянство отчетливо ощущало угрозу уничтожения крепостного права, Растущая оппозиция консерваторов приобрела настолько угрожающий характер, что Александр I был вынужден прекратить преобразования. М. Сперанский был отстранен, а затем сослан.

    Таким образом, реформы начала первого периода царствования Александра I носили весьма ограниченный характер, но они достаточно упрочили его положение как самодержавного монарха, будучи результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством.

    Консервативный период правления Александра I

    Второй период правления императора традиционно называется в исторической литературе «консервативным», несмотря на то что в это время были осуществлены такие либеральные преобразования, как введение польской конституции, предоставление автономии Бессарабии, облегчение положения крестьян в Прибалтике.

    Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о конституционных реформах и крепостных отношениях вновь оказался в центре внимания общества и самого императора. Был разработан проект Конституции для польских земель, входивших в состав России. Эта конституция стала своего рода пробным шагом, экспериментом, который должен был предшествовать введению конституции в России.

    В ноябре 1815г. польская конституция была утверждена. В ней сохранялась монархия, но предусматривалось создание двухпалатного парламента (сейма). Правительство должно было быть ответственно перед сеймом, также гарантировались свобода печати, равенство всех сословий перед законом, неприкосновенность личности. А на открытии сейма в 1818 г. в речи Александра I фактически прозвучало обещание ввести конституцию и в России. В марте 1818 г. император поручил группе своих советников во главе с Н. Новосильцевым разработать конституцию для России. Конституция была разработана, но так и не была реализована — Александр I не решился идти на прямую конфронтацию с оппозицией.

    В апреле 1818 г. Александром I было предоставлено автономное управление Бессарабии. Согласно «Уставу образования Бессарабской области» высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, часть которого избиралась от дворянства. Еще в 1804 г. было утверждено «Положение о лифляндских крестьянах», по которому запрещались продажа крепостных без земли, фиксированная повинность, освобождавшая крестьян от рекрутской повинности. В мае 1816 г. император подписал «Положение об эстляндских крестьянах», по которому они получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а позже и выкупать ее. В 1817 г. «Положение» было распространено на Курляндию и на Лифляндию (1819).

    Однако из-за оппозиционных настроений дворянства, не желавшего расставаться со своими привилегиями, реформаторские намерения Александра I сменяются откровенно реакционным курсом. В 1820 г. Государственный совет отверг предложенный царем законопроект о запрещении продажи крепостных без земли. Кроме того, волна европейских революций 1820-1821 гг. и восстания в армии убедили его в несвоевременности преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза, который стал оплотом европейских монархов против освободительных и национальных движений. Именно в это время усилилось влияние А. Аракчеева, по имени которого установившийся в стране режим получил название «аракчеевщина» (1815-1825). Ее ярчайшим проявлением стало создание в 1820 г. военной полиции, усиление цензуры, запрещение в 1822 г. деятельности тайных обществ и масонских лож в России, восстановление в 1822 г. права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Показательным было создание «военных поселений», в которых под жесточайшей регламентацией и контролем крестьяне несли одновременно с земледельческой повинностью военную службу.

    Таким образом, либеральные проекты реформ об отмене крепостного права и предоставлении России конституции не были осуществлены из-за нежелания преобразований подавляющей массы дворянства. Не получив поддержки, реформы не могли быть проведены. Опасаясь нового дворцового переворота, Александр I не мог идти наперекор первому сословию.

    В ноябре 1825 г. император неожиданно скончался в Таганроге (по другой версии — он тайно ушел в монастырь). Второй сын Павла I , брат Александра I — Константин в 1822 г. отказался от правления. Составленный в 1823 г. Манифест, в котором преемником был назначен третий сын Павла — Николай, хранился в тайне от наследника. В результате в 1825 г. возникла ситуация междуцарствия.

    Загрузка...