domvpavlino.ru

Особенности кризисов взрослых. Десятилетие роковой черты Какой возраст называют десятилетием роковой черты

Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] Слободчиков Виктор Иванович

5.1. Кризис взрослости – обретение универсальных оснований бытия (39,0 лет – 45,0 лет)

Феноменология кризиса взрослости

Кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно. Большинство людей непосредственно перед кризисом продолжают жить интенсивной и насыщенной событиями жизнью. Сохраняется уверенность в себе, характерная для тридцатых годов жизни. Типично самоощущение: «Я знаю, что следует наверстать, романтика двадцатых годов позади, я стал реалистом, в этом мире важно лишь то, что я могу, нужно подняться достаточно высоко, чтобы реализовать то, что я могу и знаю».

Б. Ливехуд так описывает наступление кризиса на границе тридцатых-сороковых годов:

«А потом случается непонятное: “как тать в ночи” в этот надежный и спланированный мир прокрадывается сомнение. Да, действительно ночью просыпаешься и не можешь больше уснуть – в голове проходят события дня. Маленькие неприятности, дела, которые не удались, волнуют, собираешься сказать тому или другому наконец-то свое мнение, потом наступает полусон – и вдруг кошмарное представление: “Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой, еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большее – одни и те же проблемы, но с другой стороны.

Двадцать пять лет! Откуда должно появиться что-то действительно новое? В моем браке? Ну да, знаем друг друга, дела идут не хуже, чем повсюду, но что-то новое в этом браке? В моей работе? Я же знаю, чего там следует ожидать, во всяком случае, не много нового! Откуда же тогда оно должно появиться? Начать новое хобби?..”

На следующий день все проходит и жизнь идет своим обычным ходом. Но такие мгновения возвращаются, теперь уже среди бела дня, даже во время конференции. Вдруг уже не можешь больше сосредоточиться!

Но может пойти и иначе: ты доволен работой, представляющей много позитивных социальных и культурных возможностей, ты счастлив в семье. У тебя хорошее взаимопонимание с подрастающими детьми и их друзьями, в твоем доме вращаются приятные молодые люди – с ними можно было бы самому помолодеть! Но вдруг закрадывается абсурдная идея: если бы я знал, каково мое действительное предназначение в этой жизни! Супруга успокаивает: ты созрел для отпуска, давай погуляем, после этого все снова будет иначе. Ты же любишь свою работу, ты ведь не хотел бы поменять ее ни на что другое? После отпуска снова наступает улучшение, но… Червяк гложет и гложет, и, как только внутри становится тихо, он становится все слышнее…»

В 40–42 года появляются первые признаки убывания физических сил. Человек замечает, что он уже не в состоянии добиваться результатов, сопоставимых по своей значимости с его прошлыми достижениями, иногда начинает ощущать «застой» в своей жизни. Организм слабеет и начинает заметно сдавать. Появляются хронические возрастные заболевания. Старость, о которой раньше и не думалось, хотя и не наступила, однако заставляет человека чувствовать свое дыхание. Невольно появляются мысли о том, что лучший, наиболее работоспособный период жизни уже позади, а сделано так мало. Приходят на память мечты и ожидания юности, начинается их сравнение с достижениями, как правило не в пользу последних. Иногда появляется тоскливость, мрачные мысли: жизнь прошла напрасно, ничего не приобретено.

«В тридцать пять лет, – пишет Г. Шихи, – мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами – это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуется этой возможностью, будут искать истину.

Чтобы успешно пройти этот кризис, мы должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку наших ресурсов начиная с сегодняшнего дня. “Почему я все это делаю? Во что я реально верю?” Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. Как хорошие, так и “плохие” чувства попытаются осуществить свое право на существование…

Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины. Время заставляет женщину внезапно остановиться в возрасте тридцати пяти лет и провести детальное исследование по всем направлениям. Она чувствует, что выбор, который ей предстоит сделать, может оказаться ее «последним шансом», и поэтому хочет просчитать все возможные варианты. Постепенно ее муки и раздумья, с чего же начать подготовку к новому будущему, сменяются приятным чувством свободы. Начинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать.

Мужчины в этом возрасте тоже чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них при этом начинают больше заботиться о своей карьере. Это “мой последний шанс” вырваться вперед. Теперь мужчине уже недостаточно быть простым младшим администратором, многообещающим молодым писателем, адвокатом, который имеет невысокое жалованье за хорошую работу. Он хочет руководить, добиться признания, стать активным политиком со своей законодательной программой. С некоторым огорчением он обнаруживает, что ожидал похвалы и был слишком чувствительным к критике. Он хочет построить свой собственный корабль».

Это возраст подведения предварительных итогов. Нередко прежние мотивы, прежние представления о себе, о своих возможностях и перспективах перестают соответствовать на деле изменившимся возможностям и условиям жизни. Меняется на обратный знак соотношение между пройденным и оставшимся жизненным временем. Человек спрашивает себя, что он успел сделать в жизни, осознает, что диапазон будущего для него начинает существенно сокращаться.

П. Массен и его соавторы период жизни человека от 30 до 40 лет обозначают как кризис середины жизни и «десятилетие роковой черты». Главной характеристикой кризиса они полагают осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Время уходит, чтобы преодолеть разрыв между мечтами и действительностью.

В 20 и в 30 лет человек может быть «подающим надежды» – люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог», но после 40 так уже никто не скажет – это время исполнения обещаний . Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, сенатором, писателем и т. п.

Освобождение от иллюзий, которое является типичным для 35 или 40 лет, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в начале десятилетия «роковой черты»: «Земную жизнь пройдя до половины / Я оказался в сумрачном лесу / Путь правый потеряв во тьме долины». Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как, например, П. Гоген, начали творческую работу в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности или мотивацию.

Многие творческие личности погибают в этот период или же добровольно уходят из жизни. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами резко возрастает. Те же из них, кто переживает это свое десятилетие «роковой черты» и сохраняет творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более зрелому и свободному творчеству и т. п.

Подмечено, что в это время человек серьезно задумывается о своем здоровье , начинает вести здоровый образ жизни: отказывается от вредных привычек, приобщается к занятиям физической культурой. Нередко именно в зрелом возрасте наиболее распространен сознательный отказ от курения, злоупотребления спиртным, возрождается тяга к движению, физическим усилиям.

Серьезные изменения в кризисе середины жизни претерпевает область сексуальных отношений. Одни люди охладевают к интимной сфере, с удивлением вспоминают, сколь большую роль она играла для них в молодости. Другие предпочитают смотреть на всех особ противоположного пола как на «потенциальных партнеров», а на людей своего пола как на потенциальных «соперников».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Кризис трех лет По «симптомам» его можно спутать с годичным кризисом, и в этом есть резон. Причина как годичного, так и всех остальных детских кризисов – рост самостоятельности ребенка, освоение им новых горизонтов. Так как этот рост происходит неравномерно (впрочем, как

Из книги Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие автора Фиофанова Ольга Александровна

2.1. Кризис младенчества – обретение субъектности в действии (11 мес. – 18 мес.) Феноменология кризиса младенчества Кризис младенчества стоит в начале новой ступени психического развития ребенка – одушевления. Два главных события лежат в начале кризиса младенчества –

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

3.4. Юность – синтез личностного способа бытия (13,5 лет – 18,0

Из книги Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования автора Скворцов Павел Михайлович

4.4. Взрослость – синтез уникального само-бытия, человека (32,0 года – 42,0 года) Закономерности развития взрослого человека Взрослость характеризуется психологами как годы «пик», как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции

Из книги автора

Феноменология кризиса взрослости Кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно. Большинство людей непосредственно перед кризисом продолжают жить интенсивной и насыщенной событиями жизнью. Сохраняется уверенность в себе, характерная для тридцатых

Из книги автора

5.3. Кризис зрелости – откровение ино-бытия (55,0 лет – 65,0 лет) Феноменология кризиса зрелости Развернутое описание кризиса зрелости дает Б. Ливехуд. Он отмечает, что примерно в возрасте 56 лет в жизни человека проносится новая гроза. Жизнь равномерно шла в предыдущей фазе на

Из книги автора

Истаивание деятельностной формы бытия Интересное объяснение кризиса зрелости предложил А. В. Толстых в образе так называемой предметной смерти. Он пишет, что в зрелом возрасте человек уже совершает какой-то один или несколько личностных поступков творческого характера

Из книги автора

Ступень 7 Обретение уверенности Помогите ребенку обрести уверенность в том, что он сумеет освоить навык.Когда ребенок видит, что другие люди уверены в его способности овладеть навыком, он тоже обретает уверенность в том, что сумеет освоить его.Дети – от рождения

Из книги автора

Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости подростком АктуальностьНеобходимость «трансляции» образа взрослости и осуществления посредничества в освоении, реализации взрослости подростком.ПротиворечиеСитуативное

Из книги автора

1 Обретение привязанности: что это значит Во всех прочих книгах по уходу за детьми недостает главы, которую можно было бы озаглавить «Уход за вашим ребенком». Сейчас, вместе с вами, ожидающей появления младенца парой или новоиспеченными родителями, мы напишем эту

Из книги автора

2.3. Формирование универсальных учебных действий в ходе фенологической работы Анализ состояния фенологической работы в начальной школе показал, что к данному виду учебной деятельности учителя относятся с некоторой осторожностью. Этот факт может быть объяснён

Из книги автора

2.4. Результативность формирования универсальных учебных действий в ходе фенологической работы в сравнении с традиционными системами обучения Для выявления действительного уровня развития природоведческих знаний учащихся и их фенологической составляющей на базе

В 30-40 лет мужчина делает оценку своим достижениям. Расхождения между мечтами и реальностью создают глубину кризиса среднего возраста

В тупике

Олегу 35 лет. Он довольно успешный человек: есть любимая работа, достаток, жена и двое сыновей. В семье всегда были прекрасные отношения. И все бы хорошо, если бы не появилась апатия, и все хорошие события перестали радовать. То что раньше вызывало позитивные эмоции, теперь только раздражает. В семье часто случаются конфликты, с близкими не хочется общаться и даже видеть их. Нередко возникает желание уйти из дома.
Друг советует съездить в отпуск, почаще проводить время с друзьями, в общем, привнести в свою жизнь больше развлечений. Мужчина же понимает, что семья - это самое дорогое, что у него есть. Но он уже близок к тому, чтобы совершить какой-нибудь глупый и непростительный поступок по отношению к своим родным.
Внешне, признается Олег, он старается никому не показывать «свое нынешнее состояние», хотя чувствует себя загнанным в угол. И не знает, как выбраться из тупика.

Десятилетие роковой черты

Возраст от 30 до 40 лет психолог Эрик Эриксон назвал «десятилетием роковой черты». В это время, по словам психолога бердского центра «Юнона» Светланы Талочко, у мужчин происходит переход от завоевания внешнего мира к обращению и завоеванию самого себя. Кризис среднего возраста - это своего рода «время собирать камни».

Что происходит?

Спад жизненной энергии и физических сил.
Снижение сексуальной привлекательности.
Неудовлетворенность от несбывшейся мечты, чаяний, нереализованности задуманного.

Признаки кризиса

Раздражительность.
Апатия.
Нежелание общаться с родными.
Частый уход в себя, а порой и из дома.
Стремление выглядеть моложе (молодежная одежда, необдуманные поступки).
Молодая любовница.

Коснется краешком или ударит под дых

Мужчины делятся на четыре группы. И каждая из этих групп переживает кризис среднего возраста по-своему.
Генеративные мужчины (в большей части реализовавшие себя и свои мечты) этот период могут даже и не слишком почувствовать - их он коснется только краешком.
Псевдоразвитый мужчина старается справиться с проблемой, не показывая внешне своих тревог и волнений. Он чувствует, что в его жизни потеряно направление, куда он дальше должен идти.
Третьей группе мужчин кажется, что вокруг них рушится весь мир, они ничего не умеют и не в состоянии соответствовать требованиям, к ним предъявляемым. У некоторых из них это может быть временным периодом неудач, а у других - начало падения.
Мужчины четвертой группы, или как еще их называют - «обездоленные судьбой» – всегда были отвергаемы другими и несчастливы. Они не в состоянии справиться с проблемой и принять чью-то помощь. Кризис среднего возраста нередко приводит их к алкоголизму или суициду.

Переживите кризис достойно

Нужно всегда помнить о том, что любой кризис - это ступень для дальнейшего развития. Мужчина в период кризиса среднего возраста нацелен на самопринятие и самопризнание через оценку своих достижений. Расхождение между мечтами и реальностью и создает глубину кризиса.
Если кризис переживается успешно, наступает новая эра. Появляются новые возможности и стремление к дальнейшему росту. Если нет, то происходит застой, опустошение, регрессия личности.
В этот период мужчина может не делать «резких движений», а может уйти с работы и оставить семью. Кризис не возникает сам по себе, он зависит от характера человека. И каждый переживает его по-своему.

Узнайте о кризисе все

Чаще всего знакомые и близкие не относят изменения в поведении мужчины к кризису среднего возраста, а порой и не обращают на это внимание. Вот в этом и заключается основная проблема. Близким людям нужно быть внимательными к человеку, переживающему кризис, оказывать ему во всем поддержку, но ни в коем случае не потакать его капризам и саморазрушающим действиям.
В это время мужчина должен в первую очередь осознать, что с ним происходит, а для этого необходимо либо сходить на консультацию к специалисту, либо прочитать литературу «по теме» (некоторым достаточно одной консультации у психолога). Другим же понадобиться несколько встреч с психологами. Но, главное, помнить, что справиться с проблемой может только сам человек, а это нелегкая работа над собой.

  • Согласно биографическому подходу события жизни составляют основное содержание жизненного пути человека и выступают в качестве переломных, критических моментов, обусловливающих изменения жизни человека. В отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, Н. А. Логинова) принята следующая классификация событий жизни:
  • события среды – существенные перемены в обстоятельствах развития, происходящие не по воле и не по инициативе субъекта (война, болезни, смерть, землетрясение и др.);
  • события поведения, т.е. поступки, инициатором которых является человек, – он принимает решение и реализует его (брак, поступление в вуз, смена работы и др.);
  • события внутренней жизни – духовная работа по переосмыслению ценностей жизни, изменение отношения к чему-либо ("осознание судьбы").

В зарубежной психологии выделяют нормативные и ненормативные события жизни (например, Г. Крайг).

К нормативным событиям относятся те, наступление которых ожидается в определенное время или переживается большинством людей, принадлежащих к тому или иному возрасту, культуре, социальной группе.

При наличии социальной поддержки, времени подготовки к ним, социальной значимости этих событий они, как отмечает Г. Крайг, не приводят к сильному стрессу. Примерами таких событий могут служить вступление в брак, рождение детей, окончание школы, поиски первой работы, выход на пенсию и т.п.

Ненормативные события – это события, которые случаются неожиданно, не предвидятся, являются сугубо личными, т.е. не затрагивают широкого круга лиц, например внезапная смерть супруга, тяжелая болезнь, потеря работы и пр.

Ненормативные события порождают значительное напряжение и часто требуют от человека коренной перестройки жизни.

В последнее время все большее внимание со стороны психологов уделяется анализу поведения человека в сложных и стрессовых обстоятельствах. Несмотря на значительное индивидуальное разнообразие поведения в трудных ситуациях, согласно Р. Лазарусу, существуют два глобальных стиля реагирования:

  • 1) проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы, создание и выполнение плана разрешения трудной ситуации. Он проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации, когнитивное решение проблемы, т.е. перетолкование ситуации в свою пользу;
  • 2) субъектно-ориентированный стиль, который является следствием эмоционального реагирования па ситуацию. Он проявляется в виде попыток отвержения проблемы, избегания мыслей о ней, сострадания к самому себе, эмоциональной экспрессии, в стремлении растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой, употреблением наркотиков.

В психологии развития обычно рассматриваются стили реагирования не на трудные или стрессовые ситуации вообще, а только на жизненно важные события, способные привести к существенным изменениям в жизни человека, такие как рождение ребенка, потеря работы или выход на пенсию.

Существует достаточно пестрая картина в решении проблемы периодизации взрослости с точки зрения возрастного подхода . Критерии построения периодизации, количество выделяемых этапов, временны́е рамки отдельных периодов по-разному определяются в различных классификациях взрослого этапа жизни (Б. Г. Ананьев, Г. Крайг,

Э. Эриксон и др.).

пример

Так, один из исследователей процесса старения человека Дж. Биррен подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды: ранняя зрелость (17–25 лет); зрелость (25–50 лет); поздняя зрелость (50–75 лет); старость (старше 75 лет).

Более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути, с точки зрения Б. Г. Ананьева, является периодизация Д. Бромлей. В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного; детства; юности; взрослости; старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии. Взрослость состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Пятый цикл – старение – состоит из трех стадий: "удаление от дел" (65–70 лет), старость (от 70 лет и более), дряхлость (болезненная старость и смерть).

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды (Г. Грим):

  • 1. Средний (зрелый) возраст, включающий два периода:
  • 1) 22–35 лет для мужчин и 21 –35 лет для женщин; 2) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.
  • 2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.
  • 3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.
  • 4. Долгожители: старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте, то обычно весь период взрослости условно подразделяют на три стадии:

  • 1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);
  • 2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);
  • 3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

Па эти периоды мы и будем опираться в дальнейшем при рассмотрении возрастных особенностей взрослого человека.

Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его нелинейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании кризисных периодов , которые необходимо возникают на жизненном пути большинства людей и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы развития возникают тогда, когда человек встает перед необходимостью оценить жизненную ситуацию и свое место в жизни; переоценить или подтвердить прежде поставленные цели и сделанные выборы; принять решение, обусловливающее его развитие в следующий жизненный период.

Между тем не все исследователи, утверждая стадиальность развития человека в период взрослости, придерживаются модели кризиса, которая необходимо включает "заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности" (И. В. Шаповаленко). Некоторые считают более подходящей модель перехода , когда совершается переход на новый этап развития без особых кризисных переживаний.

Как указывает Б. С. Братусь, кризисы взрослости существенно отличаются от кризисов детства тем, что они не столь привязаны к возрасту; более тесно зависят от социальной ситуации развития; проходят достаточно осознанно; протекают более скрыто, недемонстративно.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни: 17–22 года; около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет; 55–60 лет (Б. С. Братусь, Б. Ливехуд, В. И. Слободчиков, Г. Шихи и др.). Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временны́е границы даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

Кризис юности (17–22 года). Важными вопросами этой фазы развития являются: "кто я?", "чего я хочу?", "что я могу?", на которые еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения (Б. Ливехуд). Полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя, – суть кризиса юности, Г. Шихи называет данный кризис "отрывом от родительских корней". Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы, возникает желание оставить "родительское гнездо", и начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом. Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие.

Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис, т.е. не уходят от вопросов: "кто я?", "как мне воплотить мои мечты?", "какой путь выбрать для начала?", "кто может мне помочь?", "как добиться цели?", обычно становятся сильнее и оказываются способными управлять своей судьбой (Г. Шихи).

Кризис молодости (28–32 года). Несмотря на то, что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую он налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги, и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей). Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится запяться своей карьерой; бездетные родители думают завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные с тенденцией что-то изменить, с желанием профессионального роста, большего успеха.

Как указывает Г. Шихи, в 30 лет появляется стремление начать все сначала, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Необходима коррекция жизненного плана, духовная работа по осознанию своего места в жизни.

Кризис взрослости часто описывается как "кризис середины жизни", "взрыв в середине жизни" (40–45 лет) или "десятилетие роковой черты " (35–45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, чем все это для него закончится, начинает понимать, что нс будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть "подающим надежды", то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни.

Это период, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни; период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей, или переход к новой доминанте ценностей.

Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами.

пример

Р. А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни:

  • 1. Кризис нереализованности: то, что человек наметил в молодости, он нс смог осуществить, либо недооценивает свои успехи и достижения.
  • 2. Кризис опустошенности: все, что человек наметил, достигнуто; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим выступает переживание, что он – "уже выкуренная сигарета".
  • 3. Кризис бесперспективности: отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина "безнадежного застоя", "гарантированной скуки".

Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа "Я", переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс, который Б. Ливехуд описывает как "духовное созревание". Решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена "Я", как называет это К. Г. Юнг.

Кризис зрелости (55–60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что нс имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Именно поэтому данный период описывается как время внутреннего конфликта: необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что ухудшается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать, поскольку сегодня человек в 50–60 лет субъективно не ощущает себя старым (М. В. Гамезо).

У некоторых людей данного возрастного периода появляется чувство неизбежности преодоления нового трудного этапа – опять необходимо пройти через "умри и восстань": "Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить" (Б. Ливехуд).

Некоторые исследователи полагают, что средний возраст воспринимается взрослыми людьми как «тот период, когда рушатся надежды, а многие возможности кажутся упущенными навсегда».

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально - тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. Заполняя анкеты, люди 35 - 40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть еще уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что - либо изменить в моей карьере». В 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, депутатом, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице - президентом или незначительным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем - то необычным для 35 или 40 лет может оказаться угрожающим для личности. Данте так описал своё собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины».

Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии.

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрастают, и покидают дом дети.

Другой вид гибкости, который тоже необходим - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пересматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В среднем возрасте они часто по - иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может испытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приоритетов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной деятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше -- профессиональному развитию.

Загрузка...