domvpavlino.ru

Остров пасхи загадки истории. Загадки острова Пасхи. Дискуссия продолжается. Развитие и упадок цивилизации

Татьяна ЗЕМЦОВА. По материалам иностранной печати.

Остров Пасхи - принадлежащий Чили клочок пустынной земли, затерянный посреди Тихого океана. Всему миру он известен уникальными каменными статуями-великанами, словно хранящими его тайны. И одна из основных: какая катастрофа должна была произойти, чтобы угасла островная цивилизация? Несколько веков учёные пытаются найти ответ на этот вопрос.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В разных концах острова Пасхи можно встретить гигантские статуи, ставшие для мира своеобразной визитной карточкой этой земли.

Карта острова Пасхи (или Рапа-Нуи), каким он предстаёт перед современными исследователями.

Голландский адмирал Якоб Роггевен, отправившийся из Амстердама на поиски Земли Дэвиса, конечно, был не первым европейцем, обнаружившим остров Пасхи. Но он первым описал его и определил координаты. И название острову дал именно Роггевен, чьи корабли (а их было три) причалили к нему в день великого христианского праздника Святой Пасхи, 5 апреля 1722 года. Как сообщил в записках Роггевен, выйдя на берег, моряки увидели, что местные жители «развели костры перед очень высокими каменными статуями… которые нас поразили, поскольку мы не могли понять, как эти люди, не располагая ни строевым деревом, ни прочными верёвками, смогли их возвести». В то время на территории, открытой Роггевеном, обитало около двух-трёх тысяч туземцев, называвших остров Рапа-Нуи, то есть «пуп земли».

Капитан Джеймс Кук высадился на острове в 1774 году и был поражён не меньше Роггевена, отметив невероятный контраст между великолепными статуями-великанами Рапа-Нуи и убогой жизнью коренного населения: «Нам трудно было представить, как островитяне, лишённые техники, смогли установить эти поразительные фигуры и вдобавок водрузить им на головы громадные цилиндрические камни».

За четыре года до Кука испанский колониальный администратор Перу, стремясь аннексировать остров Пасхи, послал к его берегам корабль под командованием Фелипе Гонсалеса де Аэдо. Объяснялся сей шаг просто: Испания, желая обезопасить свои американские колонии, решила захватить территории, лежавшие вблизи них. Несколько дней пребывания Гонсалеса на острове позволили ему составить его первую подробную карту.

В 1786 году на остров высаживается Жан Франсуа Лаперуз, он указал более точные его координаты и составил более детальную карту Рапа-Нуи. Но не только. Как считают современные исследователи, именно Лаперуз положил начало не прекращающейся до сих пор дискуссии о судьбе, постигшей остров Пасхи. Мореплаватель рассказал о «деревьях, которые эти жители имели неосторожность срубить в очень давние времена». «Долгое пребывание на острове Иль-де-Франс, который очень похож на остров Пасхи, - писал Лаперуз, - меня научило, что деревья там никогда не дают новых ростков, если только они не укрыты от морских ветров другими деревьями или кольцом стен, и этот опыт позволил мне открыть причину опустошения острова Пасхи. У жителей этого острова было меньше оснований жаловаться на извержение вулканов, давно потухших, чем на собственную неосторожность».

На протяжении ХIХ века европейцы не раз высаживались на острове Пасхи. Цели у них были самые разные: миссионерские, познавательные или просто грабительские - вывезти местные изделия и даже, по возможности, некоторые рапануйские каменные статуи. И лишь с ХХ века начались многочисленные научно-исследовательские экспедиции на остров. Англичане, французы, чилийцы изучали каменные статуи и вели археологические раскопки в разных его районах.

В 1950-х годах знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал заново открыл миру остров Пасхи. И выдвинул гипотезу: остров был заселён переселенцами из Древнего Перу. (Тур Хейердал рассказал об этом на страницах «Науки и жизни» в № 12, 1963 года.) Действительно, многое указывает на то, что инки неоднократно посещали остров. Да и его каменные изваяния весьма напоминают найденные в Андах статуэтки. На острове выращивают батат, распространённый в Перу.И тем не менее теория перуанского происхождения древнего населения острова Пасхи не нашла убедительного подтверждения. Проведённый позже генетический анализ его населения указывает скорее на их полинезийское происхождение. И рапануйский язык не подтверждает гипотезу - он принадлежит к семейству полинезийских.

Другие исследователи - вслед за Хейердалом - предложили свои сценарии, предполагавшие вторжение на остров извне.

По одному из них около 900 года нашей эры к острову причалило несколько больших лодок с десятками полинезийцев на борту. В этих «Ноевых ковчегах» помимо мужчин, женщин и детей прибыли домашние животные и культурные растения. На острове, покрытом в то время непроходимыми лесами, пришельцы нашли всё, что требовалось для жизни. Здесь они создали свою цивилизацию. Её золотой век продолжался с 1000 до 1500 года. За это время население острова увеличилось, по некоторым оценкам, до двадцати тысяч человек и более. Именно они вырубили из вулканического туфа в кратере Рано Рараку около 800 каменных статуй. Работали только каменными инструментами! Более 230 статуй аборигены каким-то образом сумели переместить из кратера на значительные расстояния и установить на каменных платформах в прибрежной зоне острова. Незавершёнными остались почти 400 статуй - каждая весом более 100 тонн. Среди них одна гигантская - 270 тонн.

Однако к этому времени на острове произошло нечто, что изменило привычный ход событий. Никто больше не вырубал каменных статуй. Неведомый нам конфликт, похоже, привёл людей к междоусобицам и войнам. Об этом свидетельствуют обнаруженные исследователями наконечники стрел и дротики из обсидиана - их тысячи. Видимо, конфликт привёл и к низвержению каменных идолов, на смену прежнему культу поклонения предкам пришла другая религия - культ силы. К 1722 году, когда остров увидели европейцы, со славным прошлым уже было покончено: его населяли не более двух тысяч человек, влачивших нищенское существование на обломках (в буквальном смысле) прежде обустроенной жизни.

Что же случилось на острове Пасхи? И действительно ли его некогда покрывали леса? Если так, то почему они исчезли? Найденные на острове орехи стали одним из доказательств того, что когда-то на нём шумели леса. Эта находка имеет свою историю. Сначала орехи нашёл один из участников экспедиции Тура Хейердала, но отнёс их к дереву, завезённому на остров Пасхи относительно недавно. Затем уже большее количество орехов обнаружил в лавовой пещере житель острова Эдмундо Эдвардс. Часть из них при изучении отнесли к виду пальм, растущих на тропических островах Тихого океана. И, наконец, в начале 1980-х годов французские спелеологи Гро и Гутьер тоже обнаружили орехи в пещерах. И оказалось, что они принадлежат пальме, находящейся в ближайшем родстве с чилийской винной пальмой - самой крупной пальмой планеты.

К началу 90-х годов минувшего века накопилось довольно много случаев находок орехов и остатков пальмовой древесины в разных местах острова. Датировка, проведённая радиоуглеродным методом, показала их возраст - 780-860 лет. Значит, деревья росли на острове и после того, как на нём поселились люди.

Но лишь усилиями палинологов - специалистов, изучающих пыльцу трав, кустарников, деревьев, законсервированную в отложениях озёр и болот, - удалось окончательно прояснить историю растительности на острове. Учёные установили, что пыльца упомянутой самой крупной пальмы встречается во всех трёх вулканических кратерах, но больше всего её - в озёрно-болотных отложениях, на самых низких отметках. В итоге палинологи сделали однозначный вывод: лесная растительность острова Пасхи была мощной, буйной и просуществовала без каких-либо серьёзных изменений не менее тридцати тысяч лет.

На высоте до 400 метров над уровнем моря в составе лесов преобладала пальма. Выше в растительном покрове доминировали кустарники или небольшое маргаритковое дерево (оно встречается на многих тихоокеанских островах). Лишь около 1200 лет назад доля пыльцы деревьев и кустарников резко сокращается. Пыльцевые спектры показывают, как постепенно из растительного покрова острова исчезают пальмы. А около 600 лет назад лесов не осталось.

Может быть, виной тому экологическая катастрофа? Люди, поселившись на острове, начали активно истреблять леса - их выжигали, освобождая землю для ведения сельского хозяйства, большое количество древесины шло на топливо, на строительство жилищ и лодок, на создание катков для перемещения гигантских каменных статуй.

Росло островное население, и проблемы всё более усугублялись. Сведение лесов вызвало эрозию и истощение почвы: сельское хозяйство уже не могло прокормить всех. Без катков, которые прежде делали из пальмовых стволов, застыли на месте каменные исполины. Настал момент, когда эрозия, вызванная дождями и сильными ветрами, лишила работы земледельцев. Следствием этих бед и стала, видимо, гражданская война, уничтожившая почти всё население к 1650 году.

Так ли было на самом деле, сказать трудно. Однако сценарий этой экологической катастрофы до недавнего времени был принят многими учёными, в том числе и такими признанными специалистами по истории острова, как авторы известной книги «Загадки острова Пасхи» (Оксфорд, 2003) член британского Общества археологов Пол Бан и географ из новозеландского университета Мэссей Джон Фленли.

Недавно французский журнал «L`Histoire» в очередной раз попытался найти ответ на вопрос: что же произошло на острове Пасхи? И начал с обзора возникших за последние годы новых гипотез; о некоторых из них и пойдёт далее речь.

В 2002 году британский археолог Пол Рейнбед указывал, что другие острова Тихого океана, пройдя эволюцию, схожую с той, что выпала на долю острова Пасхи, почему-то не столкнулись с катастрофой подобного масштаба. Его предположение: подлинное экологическое бедствие на острове Пасхи случилось после появления на нём европейцев и по причине их появления. Вероятно, они привезли с собой жвачных животных, которые уничтожили всю растительность.

Однако собранные к тому времени серьёзные сведения об истории острова не позволили принять эту точку зрения всерьёз.

Интересные данные появились в публикациях таких видных французских специалистов, как Катрин и Мишель Орлиак. Ветераны археологических поисков в Океании и на острове Пасхи, они в 2005 году опубликовали статью, в которой говорили о возможной роли в судьбе острова климатических изменений. Похоже, что в века, предшествовавшие приходу европейцев, на состояние Рапа-Нуи повлияло сочетание последствий Малого ледникового периода, наступившего в конце ХIV века, и неблагоприятных циклов течения Эль-Ниньо. Наконец,изменение силы пассатов вызвало потепление океана. Начались катастрофические засухи, от которых, возможно, серьёзно пострадала растительность острова. В этом учёные увидели причину тех бедствий, которые некоторые специалисты приписывают человеку. Для обоснования своей точки зрения Катрин Орлиак провела огромную работу - сравнила 2300 фрагментов обугленной древесины, найденных в Рапа-Нуи, с фрагментами растений, произраставших в Полинезии.

Неожиданную версию выдвинул недавно археолог Терри Хант (США), занимающийся тихоокеанской зоной суши. Он пришёл к заключению, что драматическую судьбу местных обитателей определили крысы и европейцы. Именно крысы уничтожили более 16 миллионов росших на значительной части острова пальм, поедая их семена и фрукты. Работая вместе с антропологами из музея острова Пасхи, исследователь восстановил некоторые этапы его истории, о которых ранее ничего не было известно, и представил свои открытия на конгрессе Американской антропологической ассоциации.

«Анализируя остатки угля, можно утверждать, что полинезийцы начали колонизировать остров с 1200 года... Кроме того, мы смогли установить, изучая цветочную пыльцу и остатки пепла, что количество пальм, произраставших на острове, стало сокращаться в годы, предшествовавшие появлению на нём человека», - подчёркивает Хант. Популяция же крыс незадолго до того, как на острове появились полинезийцы, была громадной - более 20 миллионов особей (потом их поголовье сократилось до миллиона).

Хант сомневается и в том, что на острове была гражданская война. «Свидетельств гражданской войны слишком мало», - полагает он. По мнению исследователя, на острове первоначально высадилось около 50 человек. Постепенно численность населения выросла до 3000 человек и оставалась такой до 1650 года. С прибытием на остров голландских торговцев там появились неведомые ранее болезни, а потом торговцы стали вывозить аборигенов в качестве рабов, и численность местного населения начала уменьшаться.

Гипотеза Ханта получила подтверждение многих антропологов. А вот британцы Пол Бан и Джон Фленли её категорически отвергают. Их данные о раннем присутствии человека подтверждают анализы пыльцы, найденной с помощью бурения отложений в озёрах. Одна из серьёзных дат, определённых таким способом, относит начало исчезновения лесов к 1000 году. А между тем Терри Хант решающими считает результаты бурения под дюнами, дающие дату первого заселения острова - около 1200 года.

Однако сторонники теории позднего заселения острова не учитывают, что более серьёзную датировку недавно нашли Катрин и Мишель Орлиак, исследовавшие свыше двух тысяч фрагментов обгорелой пальмовой древесины. Полученные ими даты указывают: человек появился на острове Пасхи около 700 года.

Что тогда думать о факте, согласно которому только присутствием крыс можно объяснить исчезновение больших пальм? Это дерево живёт около двух тысяч лет. Если человек, который завёз с собой крыс, колонизировал остров Пасхи в 1200 году, замечают Пол Бан и Джон Фленли, значительная часть деревьев, существовавших до этого момента, должна была бы стоять и сегодня. Следовательно, эта теория не проходит. Тем более что сохранилось некоторое количество остатков сгоревших пней, относящихся к очень древнему периоду. Наконец, почему крысы таким же образом не стали причиной уничтожения лесов на островах Фиджи, Таити или Новой Зеландии?

Итак, однозначного ответа на вопрос «Что случилось на острове Пасхи?» по-прежнему не найдено. Во всяком случае, единогласие не достигнуто. Да и возможно ли оно?

Это вулканический остров, его размеры сравнительно не велики, всего 166 кв. км, а высота 539 метров, расположен в восточной части Тихого океана. На острове 70 потухших вулканов, которые ни разу не извергались за 1300 лет с момента колонизации. Остров принадлежит Чили (к западу до чилийского города Вальпараисо 3600 км). Его население всего около 2000 человек, поэтому говорят, что это самый уединенный уголок мира.

Древние скульпторы старались экономно применять природный материал и не делать лишнюю работу, для этого при разметке будущих статуй они использо —
вали малейшие трещины в каменном монолите и вырубали изваяния целыми сериями, а не по одному. ■

Остров Пасхи и вся его история окутана тайнами. Откуда приплыли его первые поселенцы? Как им вообще удалось найти этот остров? Для чего сделали и установили 600 многотонных каменных статуй? В 1772 году остров открыл нидерландский мореплаватель Якоб Роггевен, это произошло в пасхальное воскресенье, отсюда и название — остров Пасхи (на языке же полинезийцев остров назывался Рапануй). Каково было удивление Я. Роггевена, когда он обнаружил, что тут мирно уживаются три различные расы, чернокожие, краснокожие и совершенно белые люди. Все они были приветливы и дружелюбны к гостям.

Аборигены поклонялись богу, которого они назвали Мак-Маком. Исследователи нашли резные письмена, сделанные на деревянных табличках. Большая их часть была сожжена европейцами и можно назвать чудом, что что-то сохранилось.

Исследователи думают, что это могут быть статуи вождей, обожествленных местными жителями после их смерти.

Эти таблички, их называют ронго-ронго, писались сначала слева направо, а потом справа налево. Долгое время расшифровать нанесенные на них символы не получалось и только в 1996 года в России удалось расшифровать все 4 сохранившиеся дощечки.

Но самое таинственное и увлекательное открытие на острове Пасхи это гигантские монолитные статуи, называемые аборигенами моаи. Большинство из них доходят в высоту до 10 метров (есть и поменьше 4 метра) весом в 20 тонн. Некоторые достигают еще больших размеров, а их вес просто фантастический около 100 тонн. У истуканов очень массивная голова, длинные уши, тяжелый выступающий подбородок и совсем отсутствуют ноги. У немногих на голове есть шапки из камня красного цвета (возможно, это обожествленные после смерти вожди в облике статуй).

Для создания моай строители использовали застывшую лаву. Моайи вытесывались прямо из скалы и держались лишь на тонкой перемычке, от которой, после завершения обработки, статую откалывали и доводили до нужных форм. Кратер вулкана Рано-Рараку, как наглядное пособие, до сих пор хранит все этапы обработки каменных гигантов. Сперва вырезался общий вид статуи, потом мастера переходили к контурам лица и тесали переднюю часть туловища. Затем обрабатывали бока, уши и наконец, руки сложенные на животе с непропорционально длинными пальцами. После этого лишняя порода удалялась, и лишь нижняя часть спины узкой полосой еще соединялась с вулканом Рано-Рараку. Далее статую из кратера, через весь остров, передвигали на место установки (аху).

Насколько сложно было передвигать моай, говорит тот факт, что многие статуи так и небыли установлены на свои аху и большое их количество осталось лежать на пол пути до цели. Иногда это расстояние доходило до 25 километров. И сейчас остается загадкой, как собственно передвигали эти статуи, весившие не один десяток тонн. Придания гласят, что истуканы сами шли к берегу океана. Ученые провели эксперимент, вертикально установленную статую раскачивали (привязанными веревками к верхней части) и поочередно толкали вперед то левое, то правое плечо. На тех, кто наблюдал за работой, это производило такое впечатление, что статуя движется самостоятельно. И тем не менее простые подсчеты доказывают, что небольшое население не могло бы обработать, перенести и установить и половину готовых статуй.

Кто же они жители Полинезии, от кого произошли, как и когда заселили эти острова? Тайна о происхождении местных жителей породила много разных гипотез. И поскольку записей об истории острова Пасхи не велось, а были лишь устные рассказы, понятно, что со сменой поколений культура и традиции островитян становились все более туманными.

Есть мнение, что местное население Полинезии произошло с Кавказа, Индии, Скандинавии, Египта и конечно с Атлантиды. Сами же островитяне утверждают, что с тех пор прошло 22 поколения, когда вождь Хоту Матуа привез первых поселенцев в этот райский уголок, но никто на острове не знает откуда.

Тур Хейердал выдвинул свою гипотезу. Он обратил внимание на физические совпадения между вытянутыми обликами статуй Пасхи с определенными народами Южной Америки. Хейердал писал, что сладкий картофель росший в изобилии на острове мог быть привезен только из Амазонки. Изучив местные легенды и мифы он сделал вывод, что все поэтические эпосы полинезийцев так или иначе связаны с богом Тики (сыном Солнца), который когда-то приплыл сюда из восточной горной страны. Тогда Хейердал стал изучать Южно Американскую культуру древних времен. В Перу сохранились легенды, что с севера пришли люди белых богов, которые в горах установили гигантские статуи из цельного камня. После столкновения с инками у озера Титикака и полного поражения этот народ возглавляемый вождем Кон-Тики, что переводится как Солнце-Тики, пропал навсегда. В легендах Кон-Тики увел остатки своего народа через Тихий океан на запад. Тур Хейердал в своей книге доказывал, что у полинезийцев американское прошлое, но ученый мир не обратил должного внимания на его труд. Можно ли говорить всерьез о переселении американских индейцев на остров Пасхи, если у них не было судов, а только примитивные плоты!

Тогда Хейердал решил на деле доказать что он прав вот только методы которыми он этого хотел добиться были совсем не научные. Он изучил записи европейцев впервые сюда попавших и нашел много рисунков с описанием плотов индейцев, которые делали из бальзовой древесины она бала очень прочная, и весила вдвое меньше пробки. По древним образцам он решил построить плот. Экипаж подобрали сразу: Ёрик Хессельберг художник, Герман Ватцингер инженер, швед Бенгт Даниельссон этнограф, Турстейн Раабю и Кнут Хаугланд..

Плот был построен и в 1947 году 28 апреля из порта Кальяо они отплыли, собралось много людей, чтобы проводить отважных мореходов. Надо отметить, что мало кто верил в успешном конце этой экспедиции, ей предсказывали несомненную гибель. На квадратном парусе изобразили самого Кон-Тики — великий мореплаватель, который (в чем был уверен Хейердал) в 500 году н.э. открыл Полинезию. Его именем и назвали необычное судну. За 101 день участники экспедиции преодолели 8000 км в Тихом океане. 7 августа плот достиг необитаемого острова Рароиа, чуть не разбившись о коралловый риф у самой кромки берега. Через какое-то время туда на пирогах приплыли полинезийцы, они оказали достойный прием отважным морякам.

А уже через несколько дней путешественников подобрала французская шхуна «Тамара» специально приплывшая за ними с Таити. Грандиозный успех экспедиции. Тур Хейердал доказал, что американские перуанцы могли достичь островов Полинезии.

Очевидно, полинезийцы первыми заселили остров, а может это были перуанцы или даже племена из Юго-Восточной Азии. А.Метро профессор руководивший франко-бельгийской экспедицией на остров Пасхи в 1934- 1935 годах, пришел к выводу, что первые поселенцы ведомые вождем Хоту Матуа приплыли сюда в XII-XIII веках. С. Энглерт уверен, что заселение острова началось еще в более поздние время, а установка гигантских истуканов началась в XVII веке, почти накануне открытия европейцами этого острова. Есть еще много разных версий. К примеру, сторонники мистических сект уверены, что колыбель человечества — это Лему-рия, материк погибший четыре миллиона лет назад и Пасхи может быть его частью.

В научных кругах и сейчас спорят о назначении каменных статуй, почему бросили в карьере готовые моаи, кто и зачем повалил уже стоявшие статуи, для чего некоторым надели красные шапки? Джеймс Кук писал, моаи были установлены жителями в честь усопших правителей и вождей острова, другие исследователи думают, что гиганты Пасхи так метили границы между морем и землей. Это ритуальная «стража», которая предостерегает любое вторжение с моря.Были и такие, кто думал, что статуи служили пограничными столбами, отмечающими владения племен, родов и кланов.

Якоб Роггевен думал, что статуи это идолы. В судовом журнале он написал: «Про их богослужения… мы заметили только, что они разводят огонь возле высоких статуй и садятся на корточки рядом с ними, приклонив головы. Потом складывают руки и раскачивают ими вниз и вверх. На голову каждой статуи положили по корзине булыжников, заранее покрасив их в белый цвет».

На острове Пасхи есть такие статуи, которые достигают в высоту 22 метров (высота 7-этажного дома!) Голова и шея таких статуй 7 метров в высоту при диаметре в 3м, туловище 13 м, нос чуть больше 3 м, а вес 50 тонн! Во всем мире даже в наше время найдется не так много подъемных кранов, которые справятся с такой массой!

Об острове Пасхи с его знаменитыми каменными истуканами знают практически все, кто интересуется загадками древней истории нашей цивилизации. Огромные каменные статуи, до сих пор не расшифрованная письменность кохау ронго-ронго, загадочные птицелюди, якобы обитающие в подземельях острова, — это только некоторые из тайн небольшого клочка суши, затерявшегося в безбрежном океане.

Загадка Земли Дэвиса

Почти на протяжении двух столетий испанские, английские и голландские мореплаватели бороздили просторы Тихого океана, надеясь открыть «Терра инкогнита аустралис » — «неведомую Южную землю». Однако вместо «большого приза» — предполагаемого внушительного материка — они становились первооткрывателями десятков и сотен островов самого различного размера, как необитаемых, так и населенных. В неудачах никто не видел особой трагедии, океан был настолько велик, что надежда открыть на его просторах нечто более значительное, чем заурядный остров, оставалась еще долгое время.

В 1687 году на поиски Южного материка отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле с довольно любопытным названием — «Удовольствие холостяка». От берегов Южной Америки Дэвис направил свой корабль к островам Галапагос. Примерно в 500 морских милях от берега он открыл низкий песчаный остров, в 20 милях к западу от которого виднелась довольно протяженная и высокая полоса суши. Удивительно, но Дэвис не стал обследовать открытые им земли, а продолжил свой путь, видимо, надеясь найти что-либо более значительное.

Так возникла загадка «Земли Дэвиса», ведь после флибустьера и команды его корабля этих земель больше никто не видел. Открытые Дэвисом острова не раз пытались отыскать, но все попытки оказались тщетны. Был ли это мираж, или открытые Дэвисом острова за короткое время погрузились в водную пучину? А может, флибустьер не очень точно определил координаты обнаруженных им земель и позже его острова были открыты другими мореплавателями?

Каменные статуи изумили голландцев

Именно при поисках Земли Дэвиса голландским адмиралом Якобом Роггевеном был открыт знаменитый остров Пасхи. В апреле 1722 года, в Пасхальное воскресенье, три голландских фрегата приблизились к ранее неизвестному европейцам острову, который адмирал Роггевен, командующий флотилией, назвал островом Пасхи в честь святого дня. С первого взгляда было ясно, что к Земле Дэвиса этот остров никакого отношения не имеет. Голландцы были поражены увиденными на берегу гигантскими каменными статуями, часть которых к тому времени уже была повалена.

Роггевен записал в судовом журнале:

«Эти каменные статуи сначала привели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной».

Фридрих Беренс, спутник Роггевена, сделал любопытное наблюдение, касающееся жителей острова. Туземцы, по его свидетельству,

«колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни».

Такие различия в цвете кожи могли говорить о заселении острова с нескольких направлений, хотя, исходя из его размеров, это было маловероятным.

Увы, первая же встреча с европейцами окончилась для островитян трагедией: голландцы решили примерно наказать их за мелкие кражи и расстреляли несколько человек. В последующие годы на остров все чаще заходили корабли, их визиты обычно оканчивались для его жителей эпидемиями болезней, насилием и прочими несчастьями. Самое страшное произошло 12 декабря 1862 года, когда на остров нагрянули перуанские работорговцы, они увезли с острова 1000 самых здоровых мужчин и женщин. После протестов общественности оставшихся в живых (всего 100 человек!) вернули на остров, однако они привезли с собой оспу. Из 5000 островитян уцелело всего 600 человек! Умершие унесли с собой в могилу и разгадку многих тайн острова.

Последний фрагмент затонувшего материка?

А тайн на острове предостаточно! Английский этнограф Макмиллан Браун в своей книге «Загадки Тихого океана», посвященной Пацифиде, большое внимание уделил острову Пасхи. По его мнению, данный остров являлся последним фрагментом затонувшего материка, на котором сохранились памятники культуры исчезнувшей цивилизации. Браун называл остров своеобразным «мавзолеем» королей и знати, когда-то царствовавших на Пацифиде. В каменных истуканах он видел скульптурные портреты самых знатных жителей поглощенного водой материка. Ученый обращал внимание и на до сих пор не расшифрованную письменность кохау ронго-ронго, существовавшую на острове.

Браун полагал, что последними фрагментами Пацифиды были острова, открытые Дэвисом, которые затонули в период между 1687 и 1722 годами, когда Роггевен нашел в этом районе только небольшой остров длиной всего 22 и шириной 11 километров. Этнограф полагал, что катастрофа, разрушившая Пацифиду и отправившая ее на дно океана, произошла внезапно. Об этом по его мнению, их продолжение в результате катастрофы оказалось под водой.

Английский ученый, как и другие сторонники Пацифиды, указывал на наличие на ряде островов Океании развалин древних построек и даже каменных изваяний. Например, на Маркизских островах обнаружены довольно крупные статуи, чем-то напоминающие изваяния острова Пасхи. Даже на крошечном острове Питкерн найдены каменные скульптуры. Может, правы исследователи, считающие острова Океании осколками Пацифиды?

Остров нераскрытых тайн

Увы, согласно данным геологов, остров Пасхи никогда не был частью материка, правда, когда-то из-за извержения вулкана часть острова затонула, но назвать ее очень большой нельзя. Несколько лет назад на этом загадочном острове побывал со своей группой известный российский исследователь профессор Эрнст Мулдашев. Ему удалось сделать на острове ряд любопытных открытий. Ученый, например, изучил загадочные пещеры острова, в которых уже погибло около 60 исследователей. Если верить местным жителям, в этих пещерах живут таинственные птицелюди.

В интервью журналисту «АиФ» об одной из таких пещер Эрнст Мулдашев рассказал следующее:

«Эта пещера находится на высоком обрывистом берегу острова. Прямо из обрыва начинается труба, уходящая вглубь прибрежного холма. Диаметр её составляет около 1,5 метра. На сломах заметно, что стены трубы изготовлены из материала, похожего на керамику, серого цвета, толщиной около 20 см. В местах поворота трубы видны дополнительные вставки из того же материала. На стенках трубы кое-где выгравированы непонятные иероглифы, а также изображения птицелюдей».

Поразительно, но такую трубу из искусственного материала и такими параметрами вряд ли могли создать аборигены острова Пасхи!

Самое интересное, что заползший в пещеру Эрнст Мулдашев в глубине трубы увидел красные светящиеся глаза, тут его напарник закричал о многочисленных странных шарах, буквально облепивших профессора. Их он увидел на экране цифровой камеры. Исследователи поторопились покинуть пещеру; выбравшись из нее, они почувствовали сильную слабость и долго приходили в себя. Красные глаза в глубине трубы однозначно говорили о том, что рассказы о птицелюдях имеют под собой какую-то основу, в пещерах острова явно обитают некие загадочные существа.

По данным Эрнста Мулдашева, на острове сейчас 887 каменных истуканов, изготовленных из вулканического туфа, причем самый большой из них достигает высоты 22 метра (с 7-этажный дом!) и весит 300 тонн. Исследователь считает, что каменных статуй было изготовлено гораздо больше, об этом говорят валяющиеся на острове обломки истуканов. Представляется крайне важным наблюдение Мулдашева о том, что постаменты статуй, так называемые аху, выполнены из очень твердой породы, выходов которой на острове не наблюдается. Значит, этот камень добывался где-то вне острова?

Не слишком ли много загадок и странностей для такого небольшого островка? Как на нем оказались люди разного цвета кожи, зачем островитяне проделывали гигантский объем работы по изготовлению, перемещению и установке огромных каменных статуй, зачем им нужна была письменность, что за птице-люди обитают в подземельях острова? На все эти вопросы гораздо легче ответить, если считать, что остров Пасхи на самом деле является осколком Пацифиды. А может, так оно и есть?

Почему столько загадок связано с островом Пасхи? С маленьким островом, который затерялся в Тихом океане, до которого плыть - не доплыть. С островом, когда-то населенным аборигенами-дикарями, не чуждым в определенный исторический период каннибализма? Может быть благодаря своему названию, которое он получил в 1722 году, в Пасхальное воскресенье, когда был открыт для европейцев голландским мореплавателем Роггевеном? Или виной этому гигантские статуи, смотрящие вглубь острова каменными взглядом? Как знать... Но разгадывают загадки его по сей день, и много их еще осталось, есть над чем голову ломать….

Настоящее имя острова - Рапа Нуи . Теперь он входит в состав Республики Чили и его площадь составляет 165 кв.км. Находится он в Юго-Восточной части Тихого океана и отдален от ближайшего берега Южной Америки на 3590 км. На острове имеется всего один населенный пункт, который и является его столицей - это Анга-Роа. Есть небольшой порт и аэродром, куда прилетают авиалайнеры из Чили. Также есть полоса специально подготовленная NASA для возможной аварийной посадки Шаттлов. Население сегодня составляет около 6000 человек. Остров Пасхи включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рапа Нуи имеет вулканическое происхождение и форму прямоугольного треугольника, обращенного своей гипотенузой на Юго-Запад. В каждом углу этого треугольника возвышается кратер от потухшего вулкана, заполненный водой. Кратер Теревак - самый высокий из них. На острове нет деревьев. Но когда-то они были и образовывали целые леса. Возможные причины исчезновения лесов разные - это и, как сейчас принято говорить, "неэффективная хозяйственная деятельность", так и длительная засуха. Исчезли деревья и, как следствие обеднела почва, что повлекло за собой значительное сокращение населения. Более плодородные почвы находятся на внутренней части кратеров, где растет тростник, и на севере острова, где выращивают батат и ямс. Дождевая вода быстро уходит под землю, образуя подземные реки, уносящие ее в океан. Источником пресной воды являются озера в кратерах вулканов, водохранилища и колодцы.

Базальт, риолит, обсидиан, трахит - основные горные породы, а отвесные скалы в бухте Ханга-Хоону состоят из красного цвета лавы. Самый теплый месяц в году - январь, самый холодный - август. Климат тропический, теплый, но не жаркий. Это обусловлено близостью холодного течения Гумбольдта и отсутствием земель между островом Пасхи и Антарктидой.

Предположительно, остров был впервые обнаружен европейцами в 1687 году, когда, берега "таинственной земли" наблюдали с корабля английского капера Эдварда Дэвиса. Это событие описал, находившийся на борту, лекарь Лионель Вафер. Но координаты были записаны не точно, команда не высаживалась на берег, судно из-за того, что его преследовали испанцы, прошло мимо. Поэтому официально считается, что остров был открыт в 1722 году, голландским мореплавателем Якобом Роггевеном. Так как это произошло в Пасхальное воскресение, 5 апреля, то отсюда появилось и название - остров Пасхи . Роггевен подробно описал жителей острова, сильное впечатление на него произвели огромные статуи, обнаруженные на побережье. Местные жители крайне воинственно отреагировали на прибытие чужаков, произошла стычка, в ходе которой было убито девять рапануйцев.

Следуещее упоминание о Рапануи датируется 1774 годом. В этом году на остров прибыл испанский корабль под командованием капитана Фелипе Гонсалеса де Аедо. Испанская колониальная администрация, находящаяся в Перу, намеревалась включить эти земли в состав Южно-Американских колоний. Видимо не найдя на острове ничего примечательного, особенно так горячо любимого конкистадорами золота, испанцы вскоре о Рапа Нуи забыли и более никогда прав на него не предъявляли. Но не забыли о нем путешественники и мореплаватели. В разное время на острове побывали: Джеймс Кук (12 марта 1774), Жан Франсуа Лаперуз (1787), Юрий Федорович Лисянский на шлюпе "Нева" (1804), Отто Евстафьевич Коцебу на бриге "Рюрик" (1816).

1862 год один из самых трагических в истории острова. В бухте Анга-Роа высадились работорговцы из Перу. Около 1500 рапануйцев были захвачены и проданы в рабство, в том числе и все те кто умел читать кохау ронгоронго. Кохау ронгоронго - это деревянные таблички с письменами на языке местных жителей. Только вмешательство правительства Франции и епископа Таити Флоренти Этьен Жоссану, обратившихся к правительству Перу, позволило вернуть домой 15 оставшихся в живых островитян. Они завезли оспу, в результате зпидемии к 1877 году население сократилось до 111 человек. Не осталось ни одного человека, владевшего письмом и умевшего читать ронгоронго. Письменность жителей острова Пасхи до сих пор не разгадана. Среди лингвистов нет единого мнения даже в определении ее типа, не говоря о чтении табличек.

Серьезные научные исследования на острове стали проводиться только в XX веке. Особый след в изучении культуры и истории Рапа Нуи оставил норвежский ученый Тур Хейердал. Прежде всего речь шла о том когда и откуда появилось население. Для того, чтобы ответить на эти вопросы в 1955 -1956 году была организованна экспедиция. Был проведен ряд археологических раскопок, а также с помощью местных жителей выполнен натурный эксперимент по высечению из скалы и перемещению на побережье статуи моаи. После работы экспедиции было опубликовано большое количество научных материалов, которые дали ответы на некоторые вопросы, связанные с островом. Основываясь на данных раскопок и радиоуглеродного анализа, Хейердал высказал гипотезу о том, что первые жители прибыли на Рапа Нуи в VI веке из древнего Перу, а поселенцы с островов Полинезии появились гораздо позже. В пользу этой теории говорит и тот факт, что каменные статуи на острове весьма похожи на статуэтки, найденные в Андах, а также некоторую внешнюю схожесть письма рапануйцев с письменностью индейцев куна. Существуют и другие теории заселения острова, в частности меланезийская и полинезийская. Каждая теория основывается на определенных исторических и научных фактах и имеет в научной среде, как последователей, так и противников. Вообщем это очередная тайна острова Пасхи , которую еще предстоит разгадать.

Конечно же исследованиями занимался не только Тур Хейердал. Ученые из России, Британии, Франции, Бельгии, США - Раутледж, Лавашери, Метро, Энглерт, Шапиро, Бутинов - изучали не только историю, быт, культуру, но и пытались разгадать главную загадку - статуи Моаи. Что представляют из себя эти статуи? Это голова и часть торса до пояса, высеченные из цельного куска скалы. Все они смотрят вглубь острова. Некоторые остались незаконченными и «пребывают» в каменоломнях с незапамятных времен. То, что статуи острова Пасхи это часть какого-то культа, предмет для поклонения - не вызывает никаго сомнения. Но как они попали на побережье, ведь изготавливали их в глубине острова, в каменоломнях. Существует легенда о том, что они передвигались самостоятельно. У жителей Рапа Нуи даже есть для этого слово, которое буквально переводится «двигаться медленно», определяющее движение Моаи. Моаи - громадны. Высота их от 4 до 20 метров, вес - от 20 до 90 тон. Нескорые имеют на голове красную шапку. Существует несколько версий о том, как они доставлялись на побережье. По первой версии - использовали деревянные салазки, по второй - круглые камни, которые подкладывали под статуи.

Что представляет собой современный остров Пасхи? Это вполне цивилизованный остров со спутниковой связью и интернетом, где взрослые работают, а дети учатся. Преподавание в школах ведется на двух языках: рапануйском и испанском.Там есть больницы, поликлиники, магазины и гостиницы. Есть крупная библиотека и антропологический музей. Есть и Церковь.

Теперь остров Пасхи - это еще и центр туризма. Туристы стороной его не обходят. Жаль, что получить высшее образование на острове невозможно. Для этого молодежь отправляется на Большую землю.

Ежегодно на острове Пасхи проводится фестиваль «Тапати», достаточно зрелищный, несколько своеобразный, на котором обязательно проводятся традиционные соревнования рапануйцев.

Остров Пасхи и находящиеся на нем 887 гигантских статуй Моаи являются одним из загадочных и изолированных уголков планеты.
С каждым годом появляется множество теорий объясняющих загадки острова, происхождение его построек и аборигенов – племени Рапа-Нуи.

Передвигающиеся статуи Моаи

На протяжении долгих лет предметом жарких споров был вопрос о том, как статуи Моаи попали на свое место, ведь самая крупная из них весит около 74 тонн. Как можно было переместить такую громадину? В фольклоре племени Рапа-Нуи каменные изваяния «шагали» сами, оживая под воздействием магии. Ученые из многих стран пытались разобраться в физической подоплеке такого волшебства.

В 1997 году чешский инженер Павел Павел и норвежский путешественник Тур Хейердал соорудили собственную статую Моаи. Они обвязали веревки у верха и основания и с помощью 16 человек, плавно качая глыбу из стороны в сторону, смогли успешно переместить ее. По оценкам специалистов, используя подобный метод люди без помощи дополнительной техники способны передвигать статуи на 100 метров за сутки.

Нарушение природного баланса

Известная теория утверждает, что туземцы методично вырубали островные леса, освобождая место для сельскохозяйственных угодий, ошибочно полагая, что деревья вырастут вновь достаточно быстро и природные условия не будут нарушены. Рост населения усугубил проблему обеднения растительности, что привело к недостатку ресурсов и катастрофическому снижению численности жителей острова.

Однако в настоящее время ученые предполагают, что люди из племени Рапа-Нуи на самом деле весьма мудро вели сельское хозяйство. Анализы почвы показывают, что поля целенаправленно удобрялись веществом из вулканической породы. Также были оправданы действия островитян по вырубке леса: поступая так, они замещали эти территории лугами. Результаты исследований показывают, что остров Пасхи не страдал от сельскохозяйственного кризиса, а его население начало сокращаться только после посещения первых европейцев.

Всё дело в крысах

Существует альтернативное объяснение падения численности населения туземцев. Отсутствие хищников и изобилие пищи на острове обеспечили рай крысам, прибывшим в каноэ первых поселенцев. Хотя люди вырубали и жгли деревья, именно жизнедеятельность крыс мешала растительности возобновляться.

Однако, несмотря на то, что крысы вносили свой негативный вклад в экосистему острова, они предоставили островитянам источник мясной пищи. Обнаруженные археологами крысиные кости свидетельствуют о гастрономической заинтересованности аборигенов острова Пасхи в этих грызунах. Работая на полях, люди предпочитали брать с собой обеды из этих зверьков.

Подарки пришельцев

Среди любителей сверхъестественного популярна теория о внеземном происхождении статуй острова Пасхи. Приверженцы данной точки зрения заявляют, что каменные изваяния слишком сложны в исполнении для примитивных племен, поэтому руку к созданию этих объектов наверняка приложили представители более развитой цивилизации.

Но, к разочарованию сторонников космических теорий, анализы показывают вполне земную природу камня, из которого сделаны статуи: материал был взят со склонов потухшего вулкана на северо-восточной стороне острова, а не с другой планеты. Загадка происхождения истуканов, конечно, от этого не сильно проясняется, но ученых более интересует значение этих объектов. Существует предположение, что каждая из статуй представляла главу почитаемой семьи.

Дороги с неясным назначением

В 2010 году археологи объявили, что развенчали актуальную доселе теорию о перемещении статуй Моаи по острову. В 1958 году Тур Хейердал заявил, что обнаруженные там древние дороги предназначались для транспортных надобностей. Доказательством этого предположения выступили находки каменных статуй, лежащих вдоль дорог. Хейердал считал, что изваяния были по неизвестным причинам внезапно брошены во время перемещения. Данная теория противоречила мнению британского археолога Кэтрин Рутледж, полагавшей данные «дороги» церемониальными объектами.

Последние исследования показали, что верной является точка зрения Рутледж. Древние дороги имеют вогнутую форму, делающую передвижение транспорта по ним чрезвычайно трудным. Находящиеся на них статуи никто не ронял при транспортировке – они просто упали из положения стоя. Недавняя археологическая экспедиция на остров Пасхи предоставила информацию, что все такие дороги ведут к потухшему вулкану Рано Рараку. Вполне вероятно, вулкан рассматривался в качестве священного центра острова.

Каменные торсы для каменных голов

В ходе раскопок в 2011 году обнаружилось, что многие статуи, изображающие массивные головы, располагают не менее массивными каменными туловищами, зарытыми в землю. В свое время Хейердал уже обнаруживал каменный торс, однако лишь в настоящее время археологам стали попадаться подобные находки в большом количестве. Скрытые в земле торсы покрывают нерасшифрованные пока петроглифы. Помимо каменных туловищ исполинов Моаи в земле располагались веревки и бревна, призванные, по мнению исследователей, поднимать статуи и придавать им вертикальное положение.

Культ человека-птицы

Находящийся на острове кратер Рано Као служил местом ежегодных состязаний в честь бога плодородия Макемаке. Победителем становился человек, прошедший ряд испытаний. Он должен был спуститься по невероятно крутым склонам кратера и проплыть в открытом море на соседний островок, не будучи съеденным акулой. На островке было необходимо добыть яйцо и вернуться назад, доставив его на исходную точку в целости и невредимости. Тот, кто справлялся с этим крайне сложным заданием, получал титул «Тангата Ману» (Человек-птица), и становился правителем острова. Культ Тангата Ману был основной религией племени Рапа-Нуи вплоть до 1867 года, когда на остров, где в то время бушевали болезни, прибыли миссионеры и обратили ослабший народ в христианство. В результате этого всё культурное наследие островитян вмиг обесценилось. Лишенные привычной атмосферы туземцы постепенно переместили свои жилища на небольшой участок острова, освободив остальное место для скотоводства. Очень немногие их потомки сохранили память о традициях племени Рапа Нуи.

Тукитури

Тукитури – статуя Моаи, изображающая человека в сидячем положении, вероятно – певца. Это изваяние намного меньше, чем все остальные на острове, а черты его лица более детализированы и схожи с человеческими. Кроме того, эта статуя уникальна тем, что не была сделана из обычного для Моаи камня. Взор истукана направлен в сторону кратера Рано Као, что рождает догадки о его связи с культом Человека-птицы.

Другая теория предполагает, что Тукитури мог быть результатом экспериментов с новыми методами резьбы по камню. Статуя была найдена в 50-х годах и остается одним из самых интригующих объектов на острове.

Загрузка...