domvpavlino.ru

План-конспект занятия по истории на тему: игра - викторина для начальных классов путешествие по страницам русской истории. Презентация «Урок-игра по истории

Урок-игра по истории на тему: «Эпоха Петра Первого»

10 класс.

Игра для учащихся по образцу телеигры «Счастливый случай». В игре участвуют две команды из разных классов (10а, 10б классы). Каждая команда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы «Лучшей команде», «Лучшему игроку» (призами могут служить книги).

Цели игры:

    обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Эпоха Петра I»;

    развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;

    развитие умения учащихся работать в группе;

    воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;

    реализация межпредметных связей.

Оформление:

    Портрет или портреты Петра I.

    Выставка рисунков учащихся по данной теме.

    Книжная выставка, посвящённая ПетруI и его времени.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин).

I . Разминка.

1. Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)

2. Как фамилия Петра I? (Романов)

3. Против какой страны был создан «Северный союз»? (Швеции)

4. Как назывался первый естественно-научный музей? (Кунсткамера)

5. Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)

6. Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)

7. Что такое галеры? (Лёгкие гребные суда)

8. Сколько лет шла Северная война? (21 год)

9. Какую битву назвали «Матерью Полтавской баталии»? (У деревни Лесной)

10. Какой род войск называли инфантерией? (Пехота)

11. С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)

12. Как называлась первая печатная газета? («Ведомости»)

13. Что такое Синод? (Духовная коллегия)

14. Где была построена первая вервь? (В Воронеже)

15. Какая главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

16. Что такое «ревизия»? (Правильность проверки переписи мужского населения)

17. Кто обучал молодого Петра? (Никита Зотов)

18. В каком году была Полтавская битва? (1709 году)

19. Что такое «верфь»? (Мануфактура по строительству кораблей)

20. Кто стоял во главе коллегии? (Президент)

21. Вместо чего появился Сенат? (Боярской Думы)

22. Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? (В десять)

23. Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)

24. С каким шведским королём воевал Пётр I? (Карлом XII)

25. Как назывался первый русский корабль? («Штандарт»)

26. что такое ассамблеи? (Общественные собрания)

27. «Зло», пришедшее на Русь при Петре (Табакокурение, винопитие)

28. С какой постройки начался Санкт-Петербург? (С Петропавловской крепости)

29. Какая школа находилась в Сухаревской башне В Москве? (Навигацкая)

30. Какой новый налог был введён при Петре? (Подушная подать)

I гейм.

«Географические названия».

1 команде:

* Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово «бург» (крепость) немецкого происхождения. После смерти

В. И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.

2 команде:

* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове, отсюда и его русское название – Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно «ключ-замок, ключ-крепость»).

Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города – Петрокрепость с 1944 года. Название русское.

II гейм

«Чьи это строки?».

Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

1 команде:

1.«Покажи на деле, что ты русский» (А. В. Суворов).

2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек» (А. С. Пушкин).

2 команде:

1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!» (М. В. Ломоносов).

2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх»

(А. С. Пушкин).

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

По данной характеристике узнать историческое лицо.

1 команде:

Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

    сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;

    с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трёхлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;

    именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;

    участие в заговоре против Меньшикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

(Пётр Андреевич Толстой)

2 команде:

Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

    в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;

    выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;

    был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;

    пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

(Андрей Иванович Остерман)

1 команде:

О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:

* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;

* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;

* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)

2 команде:

До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

    он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;

    современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;

    в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;

    позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее к царю окружение и сам Пётр отдавали царские почести.

(Фёдор Юрьевич Ромодановский).

IV гейм.

«Даты и события».

1 команде:

Соотнесите даты и события:

А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;

Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I;

В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;

Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;

Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством

Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;

Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;

З) 1696 г. 7. Северная война;

8. Башкирское восстание.

Ответы: А- 4; Б-5; В-7; Г-8; Д-6; Е-2; Ж-3; З-1.

2 команде:

Назовите даты соответствующие следующим событиям:

    Гангутский бой.

    Полтавская битва.

    Битва под Нарвой.

    Основание Санкт-Петербурга.

    Создание флота.

    Битва при Лесной.

    Сражение у о. Гренгам.

    Прутский поход.

Ответы: (1.1714 г.; 2) 1709 г.; 3) 1700 г.; 4) 1703 г.; 5) 1696 г.; 6) 1708 г.;

7) 1720 г.; 8) 1711 г.).

Конкурс болельщиков.

Болельщикам 1-й команды:

Выберите государственные реформы, проведённые Петром I.

    Создание Государственного Совета

    Учреждение Боярской Думы

    Роспуск магистратов

    Организация коллегий

    Создание Сената

    Введение губернского административного деления

    «Жалованная грамота дворянству»

    Провозглашение империи

    Уничтожение патриаршества

    Уничтожение Синода

Ответы: (4,5,6,8,9).

Болельщикам 2 команды:

Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

    Летоисчисление с сотворения мира

    Летоисчисление с рождения Иисуса Христа

    Короткий кафтан

    Проведение ассамблей

    Хорошие манеры при поведении в обществе

    Длинные рукава у одежды

    Обязательность бороды

    Недопущение женщин в мужское общество.

Ответы: (Введённые Петром – 1, 4, 5, 6; существовавшие до Петра –

2, 3, 7, 8, 9, 10).

V гейм.

«Гости из прошлого».

Входят переодетые Пётр I и Александр Данилович Меншиков.

Учитель: К нам пожаловали сам государь Пётр I со своим другом, президентом Военной коллегии, А. Д. Меншиковым. Что привело Вас сюда?

Пётр I :

Ведома нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.

Меншиков:

Сдаётся мне, мин Херц, что не ведают они, какую ты державу принял. Ничего ведь не было, сонное царство. А как всё изменилось потом!

Пётр I :

Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых стран, и я по праву этим горжусь, хотя многие меня ругают…

Меншиков:

А давай, мин Херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.

1 команде:

* Пётр I : «Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Пётр, отнестись к этому указу?

2 команде:

* Пётр I : «Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоёв населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплён?

1 команде:

Меншиков:

* «Иностранцев поражало, что наш государь занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе над адмиралом?

2 команде:

Меншиков:

* В Петре совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?

Пётр I :

Довольно друг Алексашка, зело познаниями сих отроков, остался я доволен. Жаль, что в моё время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься… Теперь нам пора идти…

VI гейм.

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но … распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.

1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно

2. Не смигни, б) не видать

3. Быть делу так, в) он бы и через тын перерос

4. Царю из-за тына г) а один у каши загинет

5. Две головы в поле дымятся, д) как наметил дьяк

6. Дружно – не грузно, е) и одиноко, и немо

7. На чужбине, словно в домовине ж) а одна и в печи гаснет

Ответы: 1-в; 2-а; 3-д; 4-б; 5-ж; 6-г; 7-е.

Конкурс болельщиков.

Дайте ответы на вопросы.

Болельщикам 1 и 2 команды:

    Сколько лет шла Северная война? (21 год)

    Что такое Кунсткамера? (естественно-научный музей)

    Какой орден был учреждён в 1699 году? (Андрея Первозванного)

    Как в «детстве» назывались гвардейские полки? («Потешные»)

    Как назывался высший церковный орган власти, созданный при

Петре I? В каком году он был создан? (Синод, 1720 г.).

    Какие функции выполнял Сенат? В каком году он был создан? (Высший законодательный и распорядительный орган, 1711 год)

    В каком году прошёл Гангутский бой? (1714 год)

    Сколько рангов было в «Табели о рангах»? (14)

    Какого роста был Пётр I? (2 м., 4 см.).

    Как звали мать Петра I? (Наталья Нарышкина)

    Орган городского самоуправления (Ратуша)

    Высший законодательный, распорядительный орган при царе (Сенат)

    Государственный чиновник, осуществлявший контроль над администрацией (Фискал)

    Центральные органы власти (Коллегии)

    Солдат петровской армии (Рекрут)

    Крупнейший уральский заводчик, основатель династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII-XIX в. (Демидов)

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.

1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.

2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.

(Монархия)

3. Ура + факт+ мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.

(Мануфактура)

4. Герб + уния –новая административная единица.

(Губерния)

5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.

(Коллегии)

6. Ру + трек – солдат петровской армии.

7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.

8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.

(Кунсткамера)

9. Рот + цинизм + понек – Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.

(Протекционизм)

(Магистрат)

11. Бас + мел + аси – собрание –бал с участием женщин в домах российской знати.

(Ассамблеи)

12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.

(Абсервотория)

13. Ген + рет – временный правитель.

14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.

(Посольство)

15. Ефор + мыр - перемены в той или иной области жизни страны.

(Реформы)

16. Рим + ия + пе – монархическое государство.

(Империя)

17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.

(Ревизия)

18. Метка + низ + лир - экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

(Меркантелизм).

Конкурс болельщиков.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое должностное лицо Пётр I называл «оком государевым»?

(Генерал-прокурор)

2. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)

3. Что запретил делать необразованным дворянам Пётр I? (Жениться)

4. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)

5. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)

6. Под каким именем в составе Великого посольства ехал Пётр I?

(Пётр Михайлов)

7. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчинённый патриарху, где покоятся останки одного из известных защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)

8. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)

9. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

10. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы?

(Навигацкая школа)

11. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловской крепости)

13. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)

14. Назовите рост Петра I. (2 метра, 4 сантиметра)

15. Сколькими ремёслами владел Пётр I? (14)

16. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I (Цитадель)

17. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

18. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии…?

(Гвардии).

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее.

1 команде:

1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин «бояре», т. к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами).

2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало).

2 команде:

1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т. к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало).

2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь «Великого посольства». Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть).

Конкурс болельщиков.

Перечислите основные реформы Петра I и его начинания. За каждое названное мероприятие команда, за которую вы болеете, получает по одному очку.

(Назвать не мене семи)

    Создал регулярную армию.

    Установил обязательное обучение дворянских детей.

    Ввёл массовое обучение дворян за границей.

    Создал новый вид вооружённых сил – флот.

    Введён гражданский шрифт.

    Добился выхода в Балтийское море.

    С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости».

    Создан первый общедоступный театр.

    Основан город Таганрог.

    Созданы математические школы.

    Созданы органы городского самоуправления.

    Открыл Морскую академию.

    1703 год – основание Санкт-Петербурга.

    1711 год – основание Сената.

    Создал «Табель о рангах».

    Проведена губернская реформа.

    Организовал поиск руд и полезных ископаемых.

    Вместо приказов организованы коллегии.

    Основал офицерские военные школы.

    Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).

    Учредил первый русский орден святого Андрея Первозванного.

    Учредил первый музей – кунсткамеру.

    Основал первую публичную библиотеку.

    Учредил Академию наук (1724).

    Были введены ассамблеи.

    Введена европейская одежда.

Пока жюри совещается, учитель обращает внимание на книжную выставку, характеризует домашнее задание учеников (кроссворды, рисунки), выделяет лучшие.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.

Вывод по уроку:

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С. М. Соловьёва о Петре I, произнесённые на публичном чтении в честь 200-летия Петра: «То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствием, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».

Задания командам:

I гейм.

«Географические названия».

1 команде:

* Вы знаете, что Санкт- Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

I гейм.

«Географические названия».

2 команде:

* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименована в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

II гейм.

«Чьи это строки?».

1 команде:

1. « Покажи на деле, что ты русский».

2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек».

II гейм.

«Чьи это строки?».

Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

2 команде:

1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!».

2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх».

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

1 команде:

Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

    сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;

    с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;

    именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;

    участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

1 команде:

О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:

* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем возможных титулов и званий;

* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;

* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

По данной характеристике узнать историческое лицо.

2 команде:

Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

    в России стал сначала личным переводчиком Петра I , а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;

    выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;

    был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;

    пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

2 команде:

До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

    он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;

    современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видим как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;

    в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;

    позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее окружение и сам Петр отдавали царские почести.

IV гейм.

«Даты и события».

1 команде:

Соотнесите даты и события:

А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;

Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I ;

В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;

Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;

Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством

Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;

Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;

З) 1696 г. 7. Северная война;

8. Башкирское восстание .

IV гейм.

«Даты и события».

2 команде:

Назовите даты соответствующие следующим событиям:

VI гейм.

«Эпоха Петра Первого в пословицах».

1 команде:

2. Не смигни, б) не видать

е) и одиноко, и немо

ж) а одна и в печи гаснет

VI гейм.

«Эпоха Петра Первого в пословицах».

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но … распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.

2 команде:

1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно

2. Не смигни, б) не видать

3. Быть делу так, в) он бы и через

4. Царю из-за тына тын перерос

5. Две головы в поле дымятся, г) а один у каши

6. Дружно – не грузно, загинет

7. На чужбине, словно в домовине д) как наметил дьяк

е) и одиноко, и немо

ж) а одна и в печи гаснет

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

1 команде:

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.

2 команде:

1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.

2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.

3. Ура + факт + мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.

4. Герб + уния – новая административная единица.

5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.

6. Ру + трек – солдат петровской армии.

7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.

8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.

9. Рот + цинизм + понек – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.

11. Бас + мел + аси – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.

12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.

13. Ген + рет – временный правитель.

14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.

15. Ефор + мыр – перемены в той или иной области жизни страны.

16. Рим + ия + пе – монархическое государство.

17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.

18. Метка + низ + лир – экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее».

1 команде:

1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия.

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее».

2 команде:

1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена.

Игра - лото для школьников по истории России

Игра в лото поможет ребятам вместе думать, принимать решения, делать выбор. Соревновательный дух игры пробуждает интерес и стимулирует творческую активность. Игру можно проводить многократно, и каждый раз ведущие-организаторы готовят призы, разрабатывают новые темы, распределяют роли.

Определите, сколько команд будет участвовать в игре. Для каждой группы скопируйте карточки и подготовьте карту лото: лист формата А4 разделите на 24 клетки и обозначьте цифрами, выделяя цветом цифры или отдельные клетки соответствующего уровня сложности вопросов. Раздайте каждой команде пакетики с каточками-ответами. Уберите часть ответов.

Структура ответов: правильные (18-20); неправильные (10—20); некоторых ответов вообще нет (4-6); чистые карточки для своих ответов (5-7).

Порядок игры

1. Ведущий медленно читает вопрос, четко называя его номер. Время на обдумывание — 30-60 секунд. Для обозначения временного интервала можно использовать: музыкальный отрывок; метроном; песочные часы и т. д.

2. Команда выбирает ответ, в случае его отсутствия в пакетике пишет свой на чистой карточке и кладет в соответствующую клеточку на карточке «Лото». (Можно договориться играть в 24 вопроса, или 18, или 15...)

3. После прочтения всех вопросов по просьбе играющих повторяют неразгаданные и вызвавшие затруднения вопросы.

4. Оглашение ответов. Ведущий читает вопрос и далее (каждый раз в разном порядке) просит команды (называя номер команды или указывая рукой поочередно) показать свои ответы. После чего говорит правильный ответ. Команды, у которых оказались неверные ответы, переворачивают карточку.

Подведение итогов

Вариант 1 . Ведущий просит команды огласить количество неправильных или отсутствующих ответов. По наименьшему их количеству определяются лучшие команды.

Вариант 2 . При условии специальной подготовки по теме все вопросы в зависимости от уровня сложности могут быть расположены в клеточках разного цвета. Например, самые сложные вопросы обозначены красным цветом и ответ на них определен в 4 балла; менее сложные — синим цветом (3 балла); следующий уровень — зеленые (2 балла); самые легкие — белые (1 балл). Представители от команд могут сесть за специальный стол и фиксировать по ходу игры ответы команд (каждый представитель следит за противоположной командой), когда ведущий объявляет верный ответ. В конце подсчитываются баллы правильных ответов.

Историческое лото для школьников «Россия»

1. О ком сказано: «Россия, выраженная в слове», «Солнце русской поэзии»?

3. Русская народная игра — движение людей по кругу с песней и пляской.

4. До XVIII века на Руси картошку заменяла...

5. Деревянный крестьянский дом в деревне.

6. Из чего в старину делали ткань для полотенец?

7. Как называли мастеров, делавших упряжь для лошади?

8. Как называли человека, изготовлявшего кадки?

9. Кто в старину собирал мед от диких пчел?

10. Кто такой коробейник?

11. Светлая парадная комната в доме.

13. Как называется российский атомный ледокол, первым достигший Северного полюса?

14. Как называется служебная одежда священника?

15. Как называлась большая наезженная дорога в старину России?

17. Как звался отважный и доблестный воин в Древней Руси?

18. Кем, по мнению Суворова, всегда хочет стать хороший солдат?

19. Как называлось небольшое войско на Руси?

20. Что изучает наука берестология?

21. В каком городе России извещают о наступлении полудня выстрелом из пушки?

22. Как называли в Древней Руси певцов-поэтов?

23. В Древней и средневековой Руси: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса.

24. Основная административно-территориальная единица России с начала XVIII века.

А. С. Пушкин

Андрей Рублев

Торговец

Светлица

«Арктика»

В. И. Суриков

Богатырь

Генералом

Древние славянские грамоты

Санкт-Петербург

Губерния

Неправильные ответы

М. Ю. Лермонтов

В. Васнецов

Бургомистр

Развитие берез

Тема урока: «Итоговое повторение по теме «Россия в 19 веке»»

Цели:

  1. подвести итог изучению России 19 века, вспомнить основные даты, имена, факты, понятия;
  2. используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся;
  3. воспитание чувства такта, уважительного отношения к сопернику, умения работать в коллективе.

Тип урока : урок – игра

Оборудование : чистые листы, карточки с заданиями, доска с таблицей результатов.

Ход урока

  1. Подготовительный этап:
  1. Сообщить учащимся цель урока
  2. Разделить класс на команды (5-6 чел), назначить капитана, название
  3. Сообщить правила игры
  1. балл за верный ответ
  2. права ответа называет капитан
  3. за нарушение дисциплины минус балл
  4. на каждый тайм отводится свое время
  1. Основный этап (игра)

Представление команд и капитанов

1 раунд – «Мозговой штурм»

Команды на скорость отвечают на вопросы один раз, правильный ответ- 1 очко

  1. Этот правитель отличался хитростью и лицемериям, Наполеон побаивался и не доверял ему (Александр 1)
  2. В день вступления на престол Николая 1 произошло это трагическое событие, которое стало примером служения народу и стране (восстание декабристов 1825)
  3. Это направление в искусстве и литературе, правдиво, объективно отражает действительность (реализм)
  4. Какую свободу получал крестьянин по реформе 1861 года (личную)
  5. В результате договора с этой страной Россия закрепилась на о. Сахалин (Япония)
  6. Это направление общественного движения отстаивало неизменность существующего строя (консерваторы)
  7. Отрезки, временнообязанные крестьяне, выкуп, мировой посредник, уставная грамота – все эти слова относятся к некой реформе. Назовите ее (1862 Отмена крепостного права)
  8. Так самоотверженно сражался русский народ в этой войне, что она получила название Отечественная, а к какому году она относится и с кем? (1812, Франция)
  9. Кто являлся автором документа под названием «Русская правда» (Павел Пестель)
  10. 1866 года на Ал.2 совершено покушение. Кто стрелял в царя? (Каракозов)
  11. Он выступал за анархию, считал что крестьянин по природе бунтарь, а государство главный эксплуататор. Он возглавил бунтарское направление в народничестве (М.А. Бакунин)
  12. Какую реформу не успел провести в жизнь Ал.2? (Конституцию)

2. Раунд - «Хронологическая головоломка»

За правильность 2 балла.

  1. Начало Крымской войны.
  2. Восстание декабристов.
  3. Отмена крепостного права.
  4. Создание военных поселений.
  5. Появление суда присяжных.
  6. Убийство Александра II.

Ответ: 6, 3,5,2,1,4,7,8

3. Раунд – «Объясни учителю»

Отечественная война 1812

Мануфактура

Оброк

Прокурор

Александр III

Александр 2

Указ о престо лонаследии

Временно обязанный

Капитализация об рока

Император

Кутузов

Барщина

Монархия

Крепостной кре стьянин

Промышленный переворот

С-Петербург

Дворянин

Завод

Зимний дворец

Адвокат

Пролетариат

Манифест

Мещанин

Буржуфзия

Александр I

Духовенство

Народничество

Наследник пре стола

Община

«Хождение в народ»

Николай I

Черный передел

Отходничество

Министерство

Черезполосица

Фабрика

Закон

Аракчеевщина

«Земля и воля»

Западники

Славянофилы

«Народная воля»

Революционер

«Черный передел»

За наибольшее объяснение понятий 3 балла, затем-2,затем-1

4.Раунд - «Задай вопрос сопернику»

Каждая команда готовить 3 вопроса для команды противника, вопросы задаются по круговому принципу. Правильный ответ 1 балл.

5. Раунд- «Юный литератор»

О ком или о чем идет речь. Команде дается 3 мин. Каждый правильный ответ – 1балл.

Ответ: 1.Аракчеев, 2. Николай1, 3. Об отмене крепостного права

6.Раунд – «Личность в истории»

Ведущий загадывает историческую личность. Команды задают вопросы. Ответ «да» или «нет». Балл приносит та команда, кот. отгадала.

7. Раунд – «Россия театральная»

Каждая команда представляет инсценировку без слов. Команда угадавшая получает балл

  1. Подведение итогов игры и выставление оценок.

Раздаточный материал

Расставьте события в хронологической последовательности.

  1. Начало Крымской войны.
  2. Восстание декабристов.
  3. Тильзитский мир между Россией и Францией.
  4. Отмена крепостного права.
  5. Создание военных поселений.
  6. Нашествие Наполеона на Россию.
  7. Появление суда присяжных.
  8. Убийство Александра II.

Отечественная война 1812

Мануфактура

Оброк

Прокурор

Александр III

Александр 2

Указ о престо лонаследии

Временно обязанный

Капитализация об рока

Император

Кутузов

Барщина

Монархия

Крепостной кре стьянин

Промышленный переворот

С-Петербург

Дворянин

Завод

Зимний дворец

Адвокат

Пролетариат

Манифест

Мещанин

Буржуфзия

Александр I

Духовенство

Народничество

Наследник пре стола

Община

«Хождение в народ»

Николай I

Черный передел

Отходничество

Министерство

Черезполосица

Фабрика

Закон

Аракчеевщина

«Земля и воля»

Западники

Славянофилы

«Народная воля»

Теория официальной народности

Революционер

«Черный передел»


Цель игры : развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

Эпиграф к игре:

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ярослав Смеляков

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Кучко. Богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Кучко. Хорошо.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Кучко. Москва.

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотых чаш - 6,

золотых чар - 2,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2) кратер;

3) амфора.

Ответ: амфора.

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

2) Легенда.

3) Монета.

Ответ: легенда.

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

Ответ: 1589 год.

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Все участники награждаются призами, грамотами.

Игры на уроках истории

Чтобы заинтересовать учеников и повысить эффективность обучения истории необходимо изменить традиционную форму изучения истории.

Образовательная цель игры: обобщить и закрепить полученные на уроках истории знания.

Воспитательная цель игры: через познание истории России прививать любовь к своей Родине.

Развивающая цель игры: прививать навык работы в команде, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы.

Оборудование : карточки с заданиями

Урок КВН по теме: Пётр I и его реформы.

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе на закрепление материала о деятельности Петра I.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (5 мин.)

Сообщение темы и целей урока.
Урок повторения в форме игры.
Инструктаж учителя. Разделить класс на 2 команды(придумать название, девиз, выбрать капитана).

II. Основная часть урока-игры (35 мин.)

1. Разминка. Работа с картой. Показать: Москву,Санкт-Петербург, Полтаву, Гангут, Нарву, Ригу.
2. Напиши правильно: империя, император,реформа, Сенат, коллегия, регент, Швеция,конфузия, капитан .
3. Дай определение: конфузия, регентство,аристократия, подушная подать, ассамблея,император .
4. Найти ошибки в тексте: Петр I начал править в8-летнем возрасте. В связи с малолетством Петра царями были провозглашены оба брата – Петр и Иван. Регентшей при них была их тетя – Софья. Петр был женат трижды. Первой женой была Евдокия Лопухина, второй – Мария Милославская, третьей –Екатерина I. Петр I вел войну с Финляндией, которая получили название – Северная. Она продолжалась 25лет – с 1700 по 1725 гг. В 1702 г. Петр основал город –Санкт-Петербург.
5. Реши задачу, применив знания исторических дат,произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. (Начало Северной войны + год битвы при Лесной): 2 + 5 = Х(Полтавская битва)
(Год Гангутского сражения + год битвы при Лесной): 2 – 8 =Х (основание Санкт-Петербурга)
6. Викторина «Кто больше?»

    Кто больше назовет сподвижников Петра I (Меншиков, Ромодановский, Лефорт , Головин, Возницын, Шеин, Шереметьев, Репнин).

    Кто больше назовет реформ Петра I (Центральное управление, указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа).

    Кто больше назовет событий Северной войны (Нарвская конфузия, захват Нотебурга, основание Санкт-Петербург, битва при Лесной, полтавская битва, сражение при Гангуте, Прутский поход, Гренгамское сражение, Ништадтский мир).

7. Восстанови хронологию

    Азовские походы

    Полтавская битва

    Основание Санкт-Петербурга

    Учреждение Сената

    Окончание Северной войны

8. Конкурс капитанов

По тексту определить, о каком событии идет речь.

Когда оба войска, сильно утомившиеся,отдохнули в течение часа, Карл возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов.Итак, с помощью этих и других больших пушек,которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа…и стрелявшими в шведов по 50 раз, они (московиты)уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие,голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты,часть же обратилась в бегство.
Король же, когда кровь текла у него из недавно раненой и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля… И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя. (Полтавская битва)

По тексту определить пропущенное слово:

Придти на ________________ имеет право всякий…Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император… В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены:стол с трубками, табаком и деревянными лучинками и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на _____________ не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт,англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию,вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти,начинающиеся около 5 часов, продолжаются не долее10, и тогда все должны разъезжаться по домам. (Ассамблея)

9. Проверка домашнего задания: мини-сочинение«Роль Петра 1 в истории»

III. Подведение итогов (3 мин.)

IV. Выставление оценок (2 мин.)

Команде – победителю – «5», проигравшим – «4».

V. Домашнего задания нет

Игра «Семь бед – один ответ»

Игра проводится в 6 классе после изучения«Истории средних веков». В игре участвуют 7учеников, жюри, помощники.Перед игрой проводится инструктаж.
Игра состоит из трёх уровней. На I уровне – 7игроков, на II уровень выходят 2 ученика, на IIIуровень – только 1 ученик. Всё зависит от быстроты ответа.
Помощники помогают в подсчёте ответов. Жюри оценивает ответы после каждого пройденного уровня. В конце игры подводятся итоги и поощряются победители.

I-й уровень

1. Определить слово и назвать его:

    Конь, оружие, всадник, турнир, война, доспехи, стадо. (Рыцарь )

    Башня, скала, мост, подземный ход, феодал, колодец, цепи. (Замок )

    Религия, арабы, Мухаммед, пророк, аллах, мусульмане, Коран. (Ислам )

    Высшая школа, студент, факультет, декан, ректор, богословие, сессия. (Университет )

    Хранилище, деньги, банкир, обмен, здание, риск, охрана. (Банк )

    Ученик, мастер, мастерская, шедевр, изделие, помощник, ремесло. (Подмастерье )

    Город, глава, магистрат, власть, деньги, судья, центр. (Мэр )

2. К одному слову подобрать семь слов.

    верблюд (корабль, пустыня, горб, животное, вода, товар, караван )

    турнир (замок, рыцарь , состязание, сила, ловкость, оружие, конь )

    ярмарка (продажа, товар, деньги, торговля, продукты, купцы, менялы )

    крестоносец (рыцарь, крест, поход, земля, христианство, Палестина, борьба )

    султан (турки, глава, ислам, визир, деньги, титул, араб)

    купец (товар, море, пираты, гильдия, пошлина, деньги, корабль )

    император (страна, империя, Англия, Франция, титул, корона, власть )

3. Назвать слово:мусульмане, мулла, арабы,молитва, храм, аллах, Коран… (мечеть ).
4. Назвать семь слов, характеризующие сказку«Тысяча и одна ночь».

II-й уровень

Выбрать правильный ответ.

    Карл Великий правил во Франкской империи или в Византийскойимперии?

    Авиценна Ибн Сина – это халиф или учёный ?

    В Константинополе был построен храм Святой Софии или храм святой Марии?

    Парламент возник в Англии или во Франции?

    Жакерия произошла в Англии или во Франции ?

    Что длилось дольше: гуситские войны или I крестовый поход?

    Барон – это сеньор или вассал рыцаря?

    630 год – это год распада Франкской империи или возникновения ислама ?

    1265 год – это год возникновения парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции?

    1066 год – это год Жакерии или Норманнское завоевание Англии ?

    1389 год – это год восстания Уота Тайлера или битва на Косовом поле ?

    1445 год – это I крестовый поход или изобретение книгопечатания ?

    500 год – это год возникновения ислама или государства у франков ?

    843 год – это год раздела Франкской империи или образования Франкской империи?

III-й уровень

Определите слово:

Этот древний город находится на перекрестке сухопутных и морских путей, мост из Европы в Азию.В своей истории поменял названия трижды. Им владели греки, римляне, турки. (Константинополь,Стамбул )
Подсказки (Захвачен турками в 1453 году; там находился храм Святой Софии; сейчас начинается на букву «С»; во втором его имени – имя императора)

Викторина «Знаешь ли ты историю?»

Игра проводится в 10 – 11 классах. В 10 классе как итоговый урок в конце года, в 11 классе в начале года как повторительный урок. Участниками могут быть все ученики класса. Игра проводится в несколько этапов. Через 4 этапа – финал, в который выходят 2 ученика. Оставшийся победитель играет в суперигру.

I. КТО?

1. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга )
2. Кто за жестокость был прозван Окаянным? (Святополк )
3. Кто написал «Поучение детям? (Владимир Мономах )
4. Кто был убит в полюдье? (Игорь )
5. Кто автор «Повести временных лет? (Нестор )
6. Кто возглавлял русские войска на Куликовом поле? (Дмитрий Донской )
7. Кто на Руси был прозван Калитой? (Иван )
8. Кто такие «гости»? (Купцы )
9. Кто такой князь? (Глава государства )
10. Кто совершил крещение Руси? (Владимир Святославич )
11. Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий )

II. ЧТО?

1. Что произошло в 1223 году? (Битва на Калке )
2. Что такое вече? (Народное собрание )
3. Что решили на Любечском съезде князей? (Разделить земли на княжества )
4. Что такое вотчина? (Наследственное земельное владение )
5. Что такое «свинья»? (Ннемецкое построение войск )
6. Что произошло в 1240 году? (Невская битва )
7. Что такое дань? (Налог продуктами, деньгами )
8. Что такое ярлык? (Грамота на княжение )
9. Что произошло в 1480 году? (Стояние на Угре,окончание монгольского ига )
10. Что такое летопись? (Документ событий от лета до лета )
11. Что произошло в 945 году? (Убийство князя Игоря на полюдье )

III. ГДЕ?

1. Где княгиня Ольга побывала в 957 году? (В Константинополе )
2. Где был центр Киевской Руси в X веке? (В Киеве )
3. Где Батый основал Золотую Орду? (В Средней Азии, Поволжье )
4. Где расположен Киев? (На реке Днепр )
5. Где был убит Святослав? (На реке Дунай )
6. Где правил Иван Калита? (В Москве )
7. Где произошла битва в 1380 году? (На реке Дон )
8. Где зажигались сигнальные огни? (На крепостях, башнях )
9. Где правил Константин Мономах? (В Византии )
10. Где был убит князь Игорь? (На полюдье )
11. Где произошла битва в 1377 году? (На реке Пьяне )

IV. КАК?

1. Как звали византийскую принцессу, жену Владимира Святого? (Анна )
2. Как называлась столица Хазарского каганата? (Итиль )
3. Как называлось государство со столицей в городе Биляр (Булгар)? (Волжская Болгария )
4. Как на Руси назывались дворовые: жена, дети? (Челядь )
5. Как монголо-татары собирали дань? (Провели перепись населения )
6. Как звали сестру Щека и Хорива? (Лыбедь )
7. Как звали основателя города Киева? (Кий )
8. Как называется торговый путь, проходивший с севера на юг по Киевской Руси? (Из варяг в греки )
9. Как по легенде начинается Куликовская битва? (С поединка Пересвета с Челубеем )
10. Как называется столица Золотой Орды? (Сарай-Бату )
11. Как называется столица Византии? (Константинополь )

ФИНАЛ.

1. На чем писали в Новгороде? (На бересте)
2. что такое бортничество? (Сбор меда диких пчел)
3. Кто такие вои? (Воины на Руси)
4. Кто такие баскаки? (Монголо-татарские сборщики дани)
5. Когда правил Дмитрий Донской? (В1359–1389 гг)
6. Где состоялась битва в 1378 г.? (На реке Воже)

СУПЕРИГРА.

1. Что на Руси играло роль денег? (Мех, шкурки пушных зверей)
2. Что такое тьма? (10 тысяч)
3. Что произошло в 988 году? (Крещение Руси)
4. Кто был отцом Андрея Боголюбского? (Юрий Долгорукий)
5. Первым правителем какого государства был Улу-Мухаммед? (Казанского ханства)
6. Что такое поместье? (Земля за службу)

Игра «Колесо истории»

Игра проводится на историческом вечере на«неделе истории» среди 8–11-х классов. Также игру можно проводить в начале или конце года для проверки усвоения знаний. Игрой руководит учитель или подготовленный ученик. Перед игрой выбирается жюри, которое оценивает знания игроков. Кроме участников за игрой наблюдают и принимают участие зрители – все желающие.Участники: по одному из каждого класса, остальные– группа поддержки.

I ТУР

Неотосланные депеши

(Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?)

1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно.Голодно». (Наполеон, 1812 г .)
2. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» (Декабристы,1825 г. )
3. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом». (А.Невский, 1240 г.)
4. «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». (Пётр I, 27 июня 1709 г. )
5. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава». (А.В.Суворов,1790 г., Измаил )
6. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию». (М.И.Кутузов, 1812 г. )
7. «Прошли Астрахань. Идём к Кагальнику». (С.Разин,1669 г. )
8. «Всё ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал». (Отмена креп. права, 1861 г. )

Игра со зрителями

1. «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий, - да будет мне враг!» (Владимир,крещение Руси )
2. «Иду на вы!». (Святослав )
3. «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (А.Невский, Ледовое побоище )

II ТУР

Что? Где? Когда?

1. Какое отношение имеет свинья к войне? (Боевой порядок построения войск )
2. Где в I в. была изобретена бумага? (В Китае )
3. Где было положено начало Олимпийским играм? (В Греции )
4. Когда Константинополь был завоёван турками? (В1453 г. )
5. Какая династия была установлена в 1613 г.? (Романовых )
6. Где впервые изготовили сахар? (В Индии )
7. О ком писал А.С.Пушкин:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник»? (О Петре I )

8. Что произошло в 1380 г.? (Куликовская битва )

Игра со зрителями

1) Чьё имя вспоминается при чтении этих строк:

«Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости вселял в сердца народу»? (А.В.Суворов )

2) Фамилию какого полководца времён Отечественной войны 1812 г. солдаты и даже офицеры переделали в «болтай да и только»? (Барклай-де-Толли )
3) Что обозначало в Киевской Руси слово «задница»? (наследство князя, нажитое добро )
4) Что такое завалинка? (земляная насыпь для утепления пола )

III ТУР

Знаешь ли ты их имена?

1. Гладиатор, сумевший поднять рабов на восстание. (Спартак )
2. Кому из учёных приписывают слова: «А всё-таки она вертится!» (Галилею )
3. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана? (Жанны д Арк )
4. Кому принадлежат слова: «Приходи, брате, ко мне в Москов»? (Ю. Долгорукому )
5. Назовите первого фельдмаршала России. (А.В.Суворов )
6. О ком говорил А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? (О М.В.Ломоносове )
7. Кто является первым русским царём? (Иван Грозный )
8. Какой царь был прозван Освободителем? (АлександрII )

Игра со зрителями

1) При каком князе состоялась Куликовская битва? (Д. Донском )
2) Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак )
3) Кто крестил Русь? (Князь Владимир )
4) Кто стал первым императором России? (Пётр I )

IV ТУР

Что означают слова?

1. Сбор в пользу государства (налог )
2. Религия арабов (ислам )
3. Основной закон страны (конституция )
4. Глава республики (президент )
5. Здание, где совершаются религиозные обряды (храм )
6. Предприятие с разделением труда и ручным трудом (мануфактура )
7. Народное собрание (вече )
8. Совет бояр при царе (Боярская дума )

V ТУР

Искусствовед

1. Назовите первое «чудо света» (Пирамиды в Египте )
2. Где находится самая большая стена? (В Китае )
3. Назовите знаменитую икону и её автора («Троица»Рублёва )
4. Какой город назывался Царьградом? (Константинополь )
5. По примеру какого города был построен в Киеве Софийский собор? (Константинополь )
6. Грамоты из какого материала были найдены в Новгороде? (Из бересты )
7. Назовите самую древнюю летопись и её автора? («Повесть временных лет» Нестора )
8. Чем знамениты Кижи? (Деревянными церквами )

Игра со зрителями

1) Скажите второе название Покровского собора (Храм Василия Блаженного )
2) Какие два царя не управляли страной? (Пушка и колокол )
3) Откуда пришло название «деньги» (От монгол –таньга )
4) В честь какого события был построен Храм Христа Спасителя? (Победы в Отечественной войне 1812 г. )

VI ТУР

Исторический зоосад

Назвать животных, птиц, «вошедших в историю», и связанные с ними события.
Волчица – кормилица Рема и Ромула;
Гуси – Рим спасли от нападения галлов;
Слон – участник похода Ганнибала в 218 г. до н.э.;
Коза – её молоком был вскормлен Зевс;
Лошадь – в кавалерии, коннице, колесницах;
Корова – священное животное в Индии;
Крокодил; кошка; птица ибис; змея; ....

Жюри подводит итоги и объявляет результат.

Загрузка...