domvpavlino.ru

План воспитательной работы в группе продленного дня. Группа продленного дня в начальной школе

При выборе школы, в которой планируется обучение будущего первоклассника, занятые родители могут поинтересоваться наличием и деятельностью специальной службы – группы продленного дня. Многим детям нравится посещать продленку, где они общаются с друзьями, с пользой проводят время. Ребята продолжают в нее ходить весь период начальной школы и не только потому, что остаются без контроля взрослых в послеобеденное время.

Организационные аспекты

1. Группа продленного дня в школе (ГПД) комплектуется к началу учебного года из числа учащихся образовательного учреждения. Родители пишут заявление с просьбой зачислить сына (дочь) в продленку. В документе обязательно указывают, как ребенок будет каждый день добираться домой после закрытия группы (самостоятельно покидать школу или его заберут взрослые).
2. Количество учащихся в ГПД определяется исходя из территориальных возможностей школы и ее наполняемости. Обычно оно составляет 25 человек. Возраст ребят – в основном, учащиеся начальной школы.
3. Занимается с детьми воспитатель с профессиональным педагогическим образованием. Он проверяет и помогает выполнить домашние задания. Воспитатель поддерживает тесную связь с классным руководителем школьника, его учителями-предметниками. Для того, чтобы в случае необходимости сообщить о непредвиденных обстоятельствах, произошедших с ребенком. Уточнить нюансы выполнения домашнего задания, получить консультацию. Воспитатель ГПД несет ответственность за соблюдение ребенком техники безопасности на игровой площадке, в столовой. Ведет необходимую документацию, контроль над посещаемостью. В работе учитывает возрастные особенности школьников.
4. Деятельность ГПД предусмотрена законодательством и прописана в нормативных актах образовательного учреждения. На заседании Управляющего совета и общешкольного родительского комитета школы решаются текущие актуальные вопросы (о сумме доплаты за горячее питание детей, освобождения некоторых категорий граждан от уплаты, организации сна первоклассников во второй половине дня).

Режим дня ГПД

Администрацией школы в соответствии с рекомендациями санитарно-гигиенических служб устанавливается режим дня для детей, посещающих группу продленного дня. Основными режимными моментами являются:
— Встреча. Воспитатель собирает ребят из ГПД после окончания всех уроков.
— Обед по установленным нормам.
— Прогулка не менее 2 часов.
— Самоподготовка после 15 часов. Для учащихся 1 класса – 1 астрономический час; 2-3 класса – 1,5 часа; 4-5 класса – 2 часа в общей сложности. Преимущество учебных занятий в продленке — это возможность ребенка самопроизвольно делать перерывы под наблюдением воспитателя.
— Полдник.
— Занятия по интересам (лепка, аппликация, рисование, настольные игры), посещение кружков дополнительного образования, спортивных секций.

Каждая семья самостоятельно решает вопрос о посещении ребенком ГПД: устраивают ли ее условия работы группы, сможет ли школьник готовить уроки в коллективе, а не в домашней обстановке. Не лишним будет послушать отзывы других родителей, чьи дети посещали продленку. Можно определив ребенка и наблюдая за ним, сделать правильные выводы.

Большую часть дня младшие школьники проводят за партой. Группа продленного дня в начальной школе позволяет:

  • обеспечить оптимальные условия для адаптации детей в ОУ;
  • способствовать воспитанию самостоятельных, сознательных членов школьного коллектива;
  • развить творческий потенциал, положительные личные качества учащихся.

Данная форма ведения воспитательно-образовательного процесса открывает большие возможности для комплексного решения учебных задач, формирования крепкого, сплоченного детского коллектива.

Программа группы продленного дня

Профессиональная деятельность педагога младших классов во второй половине дня, как и в первой, должна быть подчинена программным требованиям. Уровень активности школьников в этот период зависит от нескольких факторов:

  1. Содержания плана перспективной работы - документа, который должен составляться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
  2. Предоставление детям свободы выбора видов деятельности.
  3. Характеристик воспитательного пространства, комфорта группового микроклимата.

Программу работы группы продленного дня в начальной школе рекомендуется составлять с соблюдением единых требований, без указания ограничений в виде временных рамок и уровня активности. Данный нормативный документ должен помочь педагогу обеспечить в воспитании младших школьников, эффективно решить проблемы неуспеваемости, организовывать различные виды коллективной активности, привить учащимся нормы корректного общения.

Базовой частью программы для ГПД является пояснительная записка, в которой раскрывается нормативная база, используемая для составления документа, осуществляется постановка целей и задач данного типа педагогической работы, описываются концептуально важные положения, методологические основы работы и ожидаемые результаты. Отдельными параграфами выделяются задачи проведения режимных моментов, задачи на год. Методы ежедневной работы педагога с детьми также выводятся обособленным блоком.

Виды занятий на неделю, график проведения которых является цикличным, рекомендуется оформить в виде таблицы:

День недели Основные виды активности Пребывание на воздухе
Понедельник Проведение соревнований, эстафет, мини-олимпиад. Оздоровительные мероприятия
Вторник Расширение знаний о природе. Беседы по экологическому воспитанию. Привитие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. Подвижные игры
Среда Патриотическое воспитание , изучение истории родного края. Народные игры
Четверг Проведение познавательно-развлекательных игр, разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов. Экскурсионные прогулки, наблюдения
Пятница Занятия по изобразительному искусству, лепке. Творческая активность. Чтение художественной литературы. Тематические экскурсии

Программные разработки можно представить в виде понедельного календарно-тематического планирования с указанием направлений работы и тем ежедневных занятий (пример в приложении).

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

План группы продленного дня в начальной школе

Планирование педагогической практики в ГПД подчинено программному содержанию. По сути, план является детальным продолжением программы, документом, руководствуясь которым педработник сможет реализовать все режимные моменты, наладить плодотворное взаимодействие с ученическим и родительским коллективом.

В план деятельности педагога в группе продленного дня в начальной школе следует обязательно включить:

  1. Деятельность по комплектованию групп.
  2. Оформление всей необходимой документации, групповой предметной среды и информационных стендов, уголков ГПД.
  3. Планирование ежедневной воспитательно-образовательной работы, включающее ознакомление с методической литературой , взаимодействие с детскими библиотеками, музеями, выставочными центрами.
  4. Посещение уроков в первой половине дня с целью определения у школьников сформированности способностей к самоорганизации, самообразованию.
  5. Организацию плодотворного взаимодействия с отстающими, слабо мотивированными детьми. В рамках работы с такой группой учащихся педагог ГПД обязан определить оптимальные приемы ведения индивидуальной работы, создать опорные схемы и памятки, способствующие усвоению программного материала.
  6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, нацеленных на оказание посильной помощи в воспитании детей.
  7. Выполнение анализа воспитательно-образовательной деятельности за определенный период времени.
  8. Информация по содержанию деятельности, которую следует включить в план работы педагога ГПД, представлена в схеме.

Группа продлённого дня в начальной школе: закон 2018-2019

Организационные вопросы относительно группы продленного дня регулируются внутришкольными документами:

  • Уставом,
  • Приказами,
  • распоряжениями директора и уполномоченных лиц.

Такое право школе предоставляет Федеральный закон «Об образовании», где говорится о том, что каждая школа может самостоятельно решать, создавать ли группу продленного дня для учеников младших классов.

Закон дает школе полное право определять размер оплаты за продленку, что входит в обозначенную плату, сколько часов может длиться пребывание ребенка в группе и многое другое.

Сколько стоит продленка в школе 2018-2019 гг? Единого тарифа, действующего на всей территории страны, не существует. Ставка за продленку зависит от того, сколько ученик будет находиться в школе после уроков.

  • Если ребенок находится в группе до 15-16.00, оплата составит 2-3 000 руб.
  • Если ребенок находится в группе до 18-19.00, оплата составляет 4-6 000 руб.

Группа продлённого дня в начальной школе

Никаких изменений на будующий год не будет произведено и с точки зрения закона все останется так же. Что касается оплаты группы продленного дня в 2018-2019 годах, то возможно изменения, которые будут зависеть по прежнему от времени, которые ученик будет находиться в школе после уроков.

Режим группы продленного дня в начальной школе

Взаимодействие с детьми после проведения основного цикла учебных занятий должно быть особенным. Младшие школьники в силу возраста достаточно быстро устают, их внимание остается нестабильным. Задача педагога - создать оптимальные условия для перехода в рамках от обучения к активному отдыху с последующим возвращением к умственной работе.

Режимные моменты в группах продленного дня следует выстаивать в соответствии с циклами активности детей - в таком случае создать ситуации учебного успеха, завладеть вниманием малышей будет гораздо легче.

Режим работы группы продленного дня в начальной школе

Режимные моменты Содержание режимных моментов, воспитательные задачи
Прием учащихся в ГПД Приветствие, актуализация внимания детей на внешнем виде, нормах поведения. Выполнение санитарно-гигиенических процедур.
Создание атмосферы психологического комфорта через привлечение к общению всех членов классного коллектива.
Обед Воспитание правильного пищевого поведения, бережного отношения к продуктам питания.
Привитие культурно-гигиенических норм, актуализация внимания на необходимости соблюдения правил поведения за столом.
Формирование коллективного умения входить в помещение и покидать его упорядоченным строем.
Активный отдых, развлечения на воздухе Восстановление сил для последующей умственной активности.
Проведение мероприятий, нацеленных на сохранение и поддержание здоровья .
Развитие любознательности, внимательности.
Формирование бережного отношения к природе, всему живому.
Повторение правил безопасного поведения на улице, на природе.
Поощрение духа здорового соперничества в ходе проведения активных игр, олимпиад, спортивных соревнований.
Воспитательно-образовательная деятельность Формирование познавательных потребностей, приобщение к умственной активности.
Развитие интереса к событиям окружающей реальности, историческим фактам и закономерностям, хозяйственно-экономической и культурной жизни родной страны.
Занятия по самоподготовке Организация самостоятельной учебной работы. Повторение пройденного материала, актуализация внимания на аспектах, вызывающих сложности в ходе образовательного процесса.
Формирование усидчивости, работоспособности, исполнительности, старательности.
Оказание помощи школьникам в постановке учебных целей и результатов, разработке системы мер, способствующих их достижению.
Выработка умения рационально использовать свободное время, определять приоритетность учебных задач.
Поощрение нравственных взаимоотношение в коллективе, формирование навыков взаимопроверки и взаимопомощи.
Ведение индивидуальной образовательной работы с отстающими детьми, оказание помощи в овладении программным материалом.
Клубная и кружковая деятельность Развитие индивидуальных творческих склонностей, талантов. Формирование интереса к различным видам деятельности, активному времяпровождению.
Подведение итогов Обсуждение достигнутых целей, полученных впечатлений.
Проведение аналитических упражнений, минуток доброты и отзывчивости.

При реализации режимных моментов важно следить за тем, чтобы все дети были вовлечены в ход полезной, познавательной деятельности, свободно общались в круге ровесников, учились формировать межличностные отношения, толерантность, развивали навыки самообразования . Режим в ГПД должен быть подчинен таким принципам:

  1. Принцип развития - создание оптимальных условий для освоения программного и дополнительного материала.
  2. Принцип поддержки, реализуемый в оказании помощи слабо мотивированным, неуспешным младшим школьникам.
  3. Принцип ответственности: каждый учащийся ответственен за свои слова и поступки.
  4. Принцип успеха. Детям важно понимать, что трудолюбие и старательность неизменно награждаются.

Игры в группе продленного дня начальной школы

Органической формой проведения досуговых занятий с младшими школьниками являются игры. В процессе игровой деятельности обеспечивается формирование познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий, способности анализировать и соотносить факты; любознательности, творческой активности.

Характер игр с учащимися в группе продленного дня начальной школы должен выбираться с учетом поставленных образовательных целей и возрастных особенностей. Эксперты рекомендуют реализовать с младшими школьниками такие типы активности:

  1. Познавательные, интеллектуально-развивающие игры.
  2. Подвижные игры.
  3. Игры на воздухе.
  4. Игры-экскурсии, игры-путешествия.

Развлекательно-познавательные игры должны строиться на:

  • повторении звуко-буквенного состава слов родной речи (детям можно предложить найти в словах две или три одинаковые гласные, согласные; разделить слово на слоги, и из полученных слогов составить новые слова);
  • изучении семантических оттенков слов (из слов в ряду рекомендуется выделить одно, не подходящее по значению);
  • решении простых математических задач, логических загадок.

На воздухе лучше всего проводить коллективные игры, с привлечением максимального количества участников и использованием спортивного инвентаря. В тематические дни, при возможности реализации обширной подготовки, можно подготовить для ребят небольшие квесты экскурсионного или развлекательного характера, предложив выполнить ряд заданий в ходе движения по выделенному участку местности.

Неизменно востребованы в кругу школьников пешие и выездные экскурсии , игры-наблюдения, в ходе которых ведется изучение или повторение элементов программного материала. Малыши во время активного развлечения могут узнать много нового, продемонстрировать уровень знаний, сформировать тесные командные отношения.

Выбор игр в ГПД остается прерогативой педагога. Реализация творческого нестандартного подхода к организации досуговой деятельности детей позволяет создать атмосферу непринужденности, добиться поставленных воспитательно-образовательных целей. И напротив, использование шаблонных игровых ходов сделает пребывание в группе продленного дня малоинтересным для большинства школьников.

Вложенные файлы

  • Календарно-тематическое планирование группы продленного дня на учебный год.doc

Тафтунова Татьяна Александровна

Воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 4 им. Ж. И. Кусто Санкт- Петербург

Группа продленного дня в школе как необходимая форма организации внеурочного времени учащихся

В последние годы тема групп продленного дня становится предметом пристального внимания, споров и пять заявляет о себе, как о педагогически значимой воспитательной системе. В обществе начинает осознаваться известная аксиома: школа - модель общества, каково общество - такова и школа. И система продленного дня, работающая в различных формах уже более 40 лет, развивалась как прямое продолжение учебно-воспитательного процесса во второй половине дня.

Исторические корни системы продленного дня уходят в глубь веков и мы обращаемся к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летнего возраста обучались бы будущие правители государства и его идеологи.

Платон говорит о этапах и задачах развития детей: в дошкольном возрасте (до 7 лет), потом в мусической школе (с 7 до 12 лет), палестре (с 12 до 17 лет), эфебии (с 17 до 20 лет) и школе философов (с 20 до 30 лет - первая ступень, с 30 до 35 лет - вторая ступень) дети, подростки и юноши наряду с физическими возможностями должны развивать и свои социальные способности.

Платон убирает семью как институт своего идеального государства, считая, что она только укрепляет частную собственность и отвлекает граждан от служения обществу.

В конце XIX - начале XX века идеи воспитания Платона оказались в центре внимания педагогов. Мир переживает крупные экономические, социальные потрясения, кризисы. На этом фоне все отчетливее проявлялись две тенденции. В нашей стране с одной стороны, шло разрушение семьи как главного института воспитания, выращивающего "сынов Отечества". Такие педагоги-теоретики, как С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, принимали кризисное положение семьи как состоявшийся факт, и настаивали на, как можно, раннем замещении семейного воспитания общественным, считая это благом.

Другие педагогические деятели: П.П. Каптеров, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой настаивали на том, что нормальная семья является ничем не заменимым организмом социального воспитания. Идеал семьи всегда выступает как главный оплот государства.

Наконец, такие педагоги, как К.Н. Вентуель, П. Наторп, А.С. Макаренко, считали, что только тесное и хорошо организованное профессионалами сотрудничество семьи, школы, внешкольных детских организаций приведет к правильному социальному воспитанию.

Православный философ и педагог В.В. Зеньковский в 1918 году в статье "Социальное воспитание, его задачи и пути" писал: "Образование должно не только организовать ум, не только прививать знания и навыки к умственной работе, оно должно также подготовлять к той гражданской самодеятельности, какой требует теперь от всех нас жизнь". Поэтому, по мысли В.В. Зеньковского, школа обязана быть этим "органом социального воспитания".

В1918 году в многих городах, где сохранился опыт детских кружков и обществ, стали открываться клубы для детей, площадки для игр, летние трудовые колонии. В Петрограде с 1918 года были распространены школы-клубы. Их успех обеспечивался инициативой и творчеством педагогов и самих учащихся. В этих клубах осуществлялась драматическая, хоровая деятельность, музыкальная, художественная; резьба по дереву, столярная, вышивка, шитье; городки, борьба).

В 1925 году в крупных промышленных центрах были созданы ФЗС (фабрично-заводские семилетки). Это "школы целого дня" при фабриках и заводах. Принимали в ФЗС подростков, закончивших четыре класса начальной школы и поступивших работать на данное предприятие. После 4-5 уроков по общеобразовательным предметам был перерыв на обед, потом три часа работы в цехе под руководством мастеров. Отводились часы на самоподготовку в библиотеке или классных помещениях, затем спортивные занятия, художественная самодеятельность, кружки по интересам. Вечером учащиеся возвращались домой.

Реальным рождением продленного дня как формы образовательного процесса можно считать период "хрущевской оттепели". Демократические тенденции в общественной жизни активно подпитывали идеи дальнейшего развития и совершенствования системы общественного воспитания детей.

В сентябре 1956 года в соответствии с решениями ХХ съезда КПСС было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "об организации школ-интернатов". Они представлялись как модель будущего, как "очаг коммунистического воспитания". Предполагалось, что школы-интернаты не только заменят детям семью, но и оградят от дурного влияния улицы, от пережитков капитализма, приобщат к труду.

Великий педагог В.А. Сухомлинский не скрывал свою обеспокоенность наступлением на воспитательные функции семьи, неправильным пониманием сущности общественного воспитания. "Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья. Чем больше детей у нас будет воспитываться в школах-интернатах, тем больше будет людей, стремящихся в зрелом возрасте избавится от своих престарелых родителей".

В 1960 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об организации школ с продленным днем". Такие школы развивались быстрыми темпами. Но еще более массовый масштаб приобрело развитие групп продленного дня. К концу 80-х годов более 40% учащихся начальных классов занимались в режиме продленного дня.

Ослабление воспитательных функций семьи - тенденция, обусловившая появление режима продленного дня в конце 50-х годов, характерна и для настоящего времени. Современные родители младших школьников часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках. Еще один важный показатель нашей жизни: каждый седьмой ребенок в России воспитывается в неполной семье.

Совершенно очевидно, что младшие школьники часто имеют склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведения. Оказалась почти разрушена система бесплатного детского творчества: кружки и студии, спортивные и любительские объединения. Школа часто не в силах удержать подростков, но младших школьников можно увлечь, удержать от прямых и агрессивных асоциальных влияний. Вот почему необходим продленный день. Интересные занятия в кругу ровесников для ребенка после уроков помогают и оберегают младших школьников от вредного влияния.

Современная школа, при всех издержках и трудностях, строится как развивающая, личностно ориентированная школа. И это еще один важный аргумент в пользу режима продленного дня.

Главные направления воспитательной деятельности групп продленного дня

    ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

    ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ.

    РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

    ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ

    ПРИРОДА - НАШ ДОМ

Основные формы работы групп продленного дня

Самоподготовка

Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня - самоподготовка. Дома маленький ученик подчас оказывается один на один с домашним заданием, должен сам планировать его по времени, сам себя побуждать к деятельности, контролировать. Осознание ответственности за домашнюю работу - сложное психологическое и нравственное состояние для младшего школьника.

В режиме продленного дня выделяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется непосредственно воспитателем группы. Самоподготовка призвана выполнять несколько функций:

Образовательную: систематизация и закрепление знаний,

Развивающую: развитие внимания, памяти, мышления, речи,

Воспитательную: воспитание мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля.

На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку: систематичность, добровольность, поддержание порядка.

Младшие школьники многократно повторяют действия, и в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.

Прогулки

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Прогулка способствует восстановлению работоспособности ребенка, а также помогает расширить кругозор детей.

Спортивная прогулка – дает возможность детям играть в спортивные игры, соответствующие времени года и школьным возможностям.

Прогулка-наблюдение - наблюдение младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира в сквере или в парке.

Прогулка-задание - содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы.

Прогулка-экскурсия – дает возможность познакомить ребят с историей своего города, района, музеями и выставками.

Прогулка-творчество – помогает вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность в общении с природой.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт в его детской жизни, который не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора.

Кружки

Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. Театральный, шахматный, кружки "Умелые руки", мягкой игрушки, занимательной математики или грамматики, юных натуралистов, юных художников - это неполный перечень возможностей для ребят из групп продленного дня.

Клубная деятельность

Помимо кружков возможна организа­ция и более результативной, более сложной в методическом отношении формы внеклассной воспитательной работы - клуба.

Клуб предоставляет младшим школьникам насыщенное и разнообразное взаимодействие, позволяет удовлетворять широ­кие многогранные интересы детей.

Работа в клубе организуется в форме празд­ников, вечеров игр и развлечений, проведения коллективных творческих дел. Возможности общих познавательных интересов школьников в клубе значительно расширяется, стираются границы между детьми с различным уровнем успеваемости, что ведет к обогащению взаимоотношений.

Заключение

Таким образом, мы можем констатировать, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Но также очень важно отметить и серьезные проблемы, осложняющие качественную работу групп продленного дня - это проблему организации предметно-пространственной среды: наличие специально приспособленных для работы группы помещений, проблему кадрового и программного обеспечения.

Необходимо создать правильное воспитательное пространство ГПД – это и среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

А главная задача педагога - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Список использованной литературы

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1985

Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 1991.

Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.

Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 2004

Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня – Волгоград, Учитель,2005.

Болховитин С.М., Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня - "Начальная школа", 2008, № 2

Шашкова В.Ф. В группе продленного дня - "Начальная школа", 2004, № 8

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ШКОЛЕ (Методические рекомендации) Воспитатель ГПД Комарова Виктория Владимировна

Актуальность: Всесторонние развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучение, гармонично спланированный досуг, здоровье-сберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банально общение со сверстниками это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняют школьные группы продлённого дня. Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.

Цели ГПД Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.

Задачи ГПД 1. создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе 2. способствовать развитию навыков самообразование и повышать интерес школьников к обучению 3. развивать нравственные качеств личности 4. создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Основные формы воспитания в ГПД: Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии) Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация) Досуговые формы (прогулки, развивающие игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).

Основные воспитательные задачи и направления деятельности Индивидуальная работа с дежурными Отдых и деятельность на воздухе Обед Переключение на умственную деятельность Самоподготовка Занятия по интересам, творческие занятия Подведение итогов дня

Краткое теоретическое обоснование ГПД Соблюдение режима дня и режима питания. Выполнение домашнего задания под присмотром воспитателя. Формирование личностных качеств. Общение со сверстниками. Подвижные игры и игры на свежем воздухе. Ограничение просмотра телевизора и компьютерных игр. Творческое развитее. Защита от влияний уличных компаний в момент формирования личности ребёнка. Вот лишь краткий перечень того, что ГПД может дать ребёнку, при наличии грамотного, заинтересованного воспитателя. Следовательно,ГПД актуально и нужно в современной школе. Ну а насколько это действительно работает, мы сможем увидеть из анализа работы ГПД.

Воспитатель должен: Проверить посещение учащихся по журналу ГПД. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Узнать об особенностях домашнего задания. В случае необходимости посещать уроки учителей. При необходимости внести коррективы в план на день

При организации питания воспитателю необходимо: Организовать дежурство в столовой. Проверить чистоту рук и полотенец. Провести двухминутную этическую беседу. Следить за поведением детей в столовой. Оформить расчет в столовой. Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан: Организовать уборку и проветривание помещения. Проследить за одеванием детей и их одеждой. Сообщить план отдыха. Дать задание и распределить обязанности. Вести наблюдение за самочувствием детей. Проводить индивидуальные и групповые беседы. Подвести итог отдыха. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении Организовать предварительную подготовку мероприятия. Сообщить план работы. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность. Подвести итог занятия

Во время самоподготовки необходимо: Провести инструктаж. Определить время работы на каждый предмет. Выбрать консультантов (группа доверия).Проверить записи в дневниках. Организовать самостоятельную работу учащихся. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь. Проверка выполнения домашнего задания учащимися. Подвести итог самоподготовки. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо: Назначить дежурных на следующий день. Проследить за уборкой класса. Привести в порядок игровой уголок. Повести беседу с родителями. Подвести итог работы.

Воспитатель должен заниматься самообразованием: Постоянно работать над темой по самообразованию. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии. Работать над расширением общеобразовательного кругозора. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы. Своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией. Периодически проходить курсовую подготовку.

Документация воспитателя группы продлённого дня Положение о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня. Режим группы продлённого дня, утверждённый руководителем общеобразовательного учреждения. Перспективный план работы воспитателя на учебный год. Календарно тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели. Ежедневный план работы. План работы с законными представителями учащихся.Журнал группы продлённого дня.

Список литературы: 1. Леонтьева В. Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В. Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001. 2. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Группа продленного дня» 3-4класс 3.Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников Изд. 3-е, перераб., доп. - 176 с.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».

Современная «продлёнка»

Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.

Отличие первое. «Продлёнка» стала платной

Первое и довольно ощутимое нововведение - во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.

В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.

К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих - льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.

Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.

Отличие второе. График работы

Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.

Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 - 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 - 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.

Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»

Воспитатели групп продлённого дня сейчас - это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.

Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).

А вот домашние задания воспитатели делать с детьми теперь не обязаны. «Приглядывать» - и только.

Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.

Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.

«Минусы» продлёнки

Конечно, группа продлённого дня - это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа - не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.

Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги - в мешки для сменки.

У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят - шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.

Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.

Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.

Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным

К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:

  • Давайте детям с собой еду. Ведь, несмотря на вполне съедобные и довольно плотные обеды, с прогулки ребята возвращаются проголодавшимися. Поэтому небольшой термос с чаем или какао, питьевой йогурт и булочка или другая не слишком скоропортящаяся еда будут очень даже кстати.
  • Нелишними будут и запасные носки или колготки, чтобы заменить ими промокшие во время прогулки.
  • Неплохо давать ребёнку с собой и сменную одежду. Конечно, это довольно хлопотно, но зато дети смогут сменить форму на что-то менее официальное и более удобное. Хотя, увы, многие ребята просто забывают или ленятся переодеваться.
  • Любимая игрушка тоже пригодится. Дети в начальной школе ещё малы и с удовольствием играют. Однако не разрешайте брать шумные или дорогие игрушки.
  • Если у школы нет возможности закупить игры для помещений и улицы, возможно, об этом стоит подумать родителям. Несколько наборов шашек, лото, шахмат, лопат для снега, снежколепов, прыгалок, обручей и коробка мела (в зависимости от времени года, конечно) не нанесут бюджету значительного урона, зато будут долго радовать детей.

Фото - фотобанк Лори

Загрузка...