domvpavlino.ru

Погрузочно разгрузочные площадки какие должны размеры. Дистанционное обучение пмф фгбу "внии труда" минтруда россии. Погрузочно-разгрузочные площадки и платформы

4.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться на специально отведенной территории (площадке) с твердым покрытием без выбоин и уклонов, превышающих 3°. Допускается в качестве погрузочно-разгрузочных площадок использовать спланированные площадки с твердым естественным грунтом, обеспечивающим нормальную эксплуатацию автотранспортных средств в пределах проектной нагрузки от грузов и транспортных средств.

4.2.2. Подъездные пути (в том числе спуски и подъемы) к погрузочно-разгрузочным площадкам должны иметь твердое покрытие без выбоин и содержаться в исправном состоянии.

4.2.3. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т.п. должны быть устроены настилы или мосты шириной не менее 3,5 м, обеспечивающие безопасный переезд.

4.2.4. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем и 3,5 м при одностороннем движении с необходимым расширением на закруглениях дорог.

4.2.5. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать размещение груза, нормальный фронт работ для необходимого количества транспортных средств, средств механизации и рабочих, занятых перемещением грузов.

4.2.6. Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь обозначенные границы.

4.2.7. Выбор места для погрузочно-разгрузочных площадок и размещение на них зданий и сооружений должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009 и соответствовать требованиям СНиП II-89-80*.

4.2.8. Места производства погрузочно-разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны быть оборудованы дорожными знаками и указателями.

4.2.9. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между габаритами стоящих друг за другом транспортных средств должно быть не менее 1 м, а между габаритами транспортных средств, стоящих рядом, - не менее 1,5 м.

4.2.10. При проведении погрузочно-разгрузочных работ вблизи зданий расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом обязательно наличие тротуара, отбойного бруса и т.п.

4.2.11. Площадки для укладки грузов должны иметь обозначение границ штабелей, проходов и проездов между ними. Размещение грузов в проходах и проездах не допускается. Расстояние между штабелем груза и транспортным средством должно быть не менее 1 м.

4.2.12. Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами. Если таковые не устанавливаются, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется конкретными условиями и углом естественного откоса грунта. При этом обязательно присутствие сигнальщика.

4.2.13. Автотранспортные средства, подаваемые под погрузку или разгрузку задним ходом, не должны при этом маневрировать. Выезд с места погрузки и разгрузки должен быть свободным, а его ширина не должна быть менее 3,5 м.

4.2.14. При погрузке сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели места установки транспортного средства и наносить разграничительные полосы на дороге при подъезде к люку.

4.2.15. Эстакады, предназначенные для разгрузки, должны иметь необходимый запас прочности для принятия полностью загруженных транспортных средств, а также снабжены боковыми ограждениями и колесоотбойными брусьями.

4.2.16. На площадках для погрузки и разгрузки тарных штучных грузов следует устанавливать платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте несущей поверхности (пола кузова) транспортных средств.

4.2.17. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.

4.2.18. Площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов, следует располагать на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.

4.2.19. Освещенность погрузочно-разгрузочных площадок в темное время суток должна обеспечивать нормальные условия производства работ в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. Освещенность должна быть не менее 10 лк, равномерной, без слепящего действия осветительных приборов.

4.2.20. Над погрузочно-разгрузочными площадками и площадками складирования грузов не допускается прохождение воздушных линий электропередачи. При необходимости устройства мачт освещения внутри площадки подводка электрических проводов к ней осуществляется кабелем, проложенным под землей.

Допускается подводка питающего кабеля по земле на козелках.

4.2.21. При проведении погрузочно-разгрузочных работ в закрытых помещениях последние должны иметь искусственное и аварийное освещение по СНиП 23-05-95.

СНиП 2.11.01-85*

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

Складские здания

Дата введения 1987-01-01

РАЗРАБОТАНЫ ЦНИИпромзданий Госстроя СССР (канд. арх. Л.А. Викторова - руководитель темы, канд. техн. наук Т.Е. Стороженко), Гипроснабом Госснаба СССР (В.И. Михалин, Б.Б. Шлейфер), Промтрансниипроектом Госстроя СССР (Ф.Ф. Слепян), ВНИИПО МВД СССР (А.С. Турков - руководитель темы, канд. техн. наук Л.И. Карпов).

ВНЕСЕНЫ ЦНИИпромзданий Госстроя СССР.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ Главтехнормированием Госстроя СССР (Л.Н.Прохоров, Н.Н.Поляков).

УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 30 декабря 1985 года N 280.

ВЗАМЕН СНиП II-104-76.

С введением в действие СНиП 2.11.01-85* «Складские здания» утрачивает силу СНиП II-104-76 «Складские здания и сооружения общего назначения».

В СНиП 2.11.01-85* внесено изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя СССР N 18 от 24 апреля 1991 года.

Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах звездочкой.

Настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании складских зданий и помещений, предназначенных для хранения веществ, материалов, продукции и сырья не требующих особых строительных мероприятий для сохранения заданных параметров внутренней среды.

Настоящие нормы не распространяются на проектирование складских зданий и помещений для хранения сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений, взрывчатых, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, горючих газов, негорючих газов в таре под давлением 70 кПа (0,7 кгс/см2), нефти и нефтепродуктов, каучука, целлулоида, горючих пластмасс и кинопленки, цемента, хлопка, муки, комбикормов, пушнины, мехов и меховых изделий, сельскохозяйственной продукции, а также на проектирование зданий и помещений для холодильников и зернохранилищ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Здания и помещения складов в зависимости от хранимых веществ, материалов, продукции, сырья и их упаковки подразделяются на категории (А, Б, В и Д) по взрывопожарной и пожарной опасности.

Категории зданий и помещений устанавливаются в технологической части проекта в соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной опасности» (ОНТП 24-86), утвержденными МВД СССР, ведомственными нормами технологического проектирования или специальными перечнями, утвержденными в установленном порядке.

1.2.* Административные, бытовые здания и помещения для работающих на складах следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04-87.

1.3. Подсчет общей площади складских зданий следует производить в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85*.

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

2.1. Объемно-планировочные решения складских зданий должны обеспечивать возможность их реконструкции, изменения технологии складирования грузов без существенной перестройки зданий. С этой целью следует, как правило, применять наиболее крупные сетки колонн, выбирая их на основе технико-экономического сопоставления вариантов решения в пределах, установленных п.2.3; также не следует занимать площадь пола хранилищ и экспедиций инженерным оборудованием.

2.2. При размещении складских зданий необходимо учитывать архитектурное решение окружающей застройки.

2.3.* Геометрические параметры складских зданий - модульные размеры пролетов, шагов колонн и высот этажей должны соответствовать требованиям ГОСТ 23838-89 (СТ СЭВ 6084-87), мобильных (инвентарных) зданий - ГОСТ 22853-86.

При разработке проектов расширения и реконструкции существующих зданий допускаются отступления от указанных параметров, если они обоснованы в технологической части проекта.

2.4. Следует, как правило, объединять в одном здании помещения хранилищ, экспедиций, приемки, сортировки и комплектации грузов, а также бытовые, административные и другие помещения, если это не противоречит технологическим, санитарным и противопожарным требованиям.

2.5. По требованиям технологии хранения грузов допускается экспедицию, приемку, сортировку и комплектацию грузов размещать непосредственно в хранилищах, без отделения их перегородками. При этом рабочие места товароведов, экспертов, кладовщиков, отбраковщиков, учетчиков и операторов допускается ограждать перегородками в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85*.

2.6. При размещении складских помещений категорий В и Д в подвальных и цокольных этажах производственных и складских зданий следует соблюдать требования СНиП 2.09.02-85* и СНиП 2.01.02-85*.

2.7.* Размещение в производственных зданиях расходных (промежуточных) складов сырья и полуфабрикатов в количестве, установленном нормами технологического проектирования для обеспечения непрерывного технологического процесса, допускается непосредственно в производственных помещениях открыто или за сетчатыми ограждениями. При отсутствии таких данных в нормах технологического проектирования количество указанных грузов должно быть, как правило, не более сменной потребности.

2.8. Энергетическое и санитарно-техническое оборудование, когда это допустимо по условиям эксплуатации, следует размещать на открытых площадках, предусматривая при необходимости местные укрытия.

2.9. Число этажей (в пределах, установленных таблицей настоящих норм) следует принимать на основании результатов сравнения технико-экономических показателей вариантов размещения складских помещений в зданиях различной этажности.

2.10. Высота складских помещений назначается с учетом применяемой механизации складских процессов и требований п.2.3. Высота от пола до низа конструкций и выступающих элементов коммуникаций и оборудования в местах регулярного прохода людей и на путях эвакуации должна быть не менее 2 м.

Многоэтажные складские здания категорий Б и В следует проектировать шириной не более 60 м.

2.11.* Высоту одноэтажных складских зданий IIIа степени огнестойкости следует принимать не более 25 м, IVа степени огнестойкости - не более 18 м (от пола до низа несущих конструкций покрытия на опоре).

2.12.* Степень огнестойкости складских зданий и площадь этажа в пределах пожарного отсека следует принимать по таблице.

2.13.* Исключен.

2.14. Площадь первого этажа многоэтажного здания допускается принимать по нормам одноэтажного здания, если перекрытие над первым этажом является противопожарным 1-го типа.

2.15. При оборудовании складских помещений установками автоматического пожаротушения указанные в таблице площади этажей допускается увеличивать на 100 %, за исключением зданий IIIа, IIIб и IVа степеней огнестойкости.

2.16. Складские помещения производственных зданий, предназначенные для хранения горючих грузов или негорючих грузов в горючей упаковке, следует отделять от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, при хранении этой продукции на высотных стеллажах - противопожарными стенами I-го типа и перекрытиями I-го типа. При этом склады готовой продукции (горючей или негорючей в горючей упаковке) предприятия, размещаемые в производственных зданиях, необходимо располагать у наружных стен.

Примечания: 1. К негорючим грузам в горючей упаковке относятся негорючие грузы, которые хранятся в горючей таре или с применением горючих консервационных материалов.

К негорючим грузам также относятся негорючие сыпучие грузы в упаковке из ткани, бумаги (кроме картона) или полимерных пленок.

2. При размещении складов в производственных зданиях площади и число этажей в пределах пожарного отсека не должны превышать установленных таблицей настоящих норм.

огнестой-

Площадь этажа в пределах

пожарного отсека, кв.м, зданий

Не ограничивается

Не ограничивается

ограничивается

Примечания

1. Суммарная площадь этажей, соединенных открытыми проемами в перекрытиях, не должна превышать площади этажа, указанной в таблице.

2. Допускается проектировать одноэтажные мобильные здания IVа степени огнестойкости категорий А и Б площадью не более 75 кв.м.

2.17. Складские здания с высотным стеллажным хранением (от 5,5 до 25 м) следует проектировать одноэтажными II и IIIа степеней огнестойкости с фонарями или вытяжными шахтами на покрытии для дымоудаления с учетом требований к помещениям и оборудованию складов с высотным стеллажным хранением СНиП 2.04.09-84.

В наружных стенах в местах устройства поперечных проходов в стеллажах следует предусматривать дверные проемы.

2.18. Размещение помещений различных категорий в зданиях, требования к эвакуационным путям и выходам, устройству дымоудаления, шлюзов, тамбур-шлюзов, лестничных клеток и лестниц следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85* и СНиП 2.04.05-86.

При наличии открывающихся оконных проемов, расположенных в верхней части наружной стены, в помещениях глубиной до 30 м устройство дымовых шахт не требуется. В этом случае площадь оконных проемов определяется по расчету дымоудаления при пожаре в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-86.

2.19. Автоматические пожаротушение, пожарную сигнализацию и охранную сигнализацию в складских зданиях следует предусматривать в соответствии с перечнями зданий и помещений, подлежащих оборудованию установками автоматического пожаротушения, автоматической пожарной сигнализации и автоматической охранной сигнализации, утвержденными министерствами и ведомствами в установленном порядке.

Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы складские помещения для хранения:

а) горючих грузов площадью 1000 кв.м и более или негорючих грузов в горючей упаковке площадью 1500 кв.м и более;

б) горючих грузов или негорючих грузов в горючей упаковке, расположенные в подвальных этажах, площадью 700 кв.м и более;

в) шерсти независимо от площади.

Складские помещения площадью менее указанной в подпунктах «а» и «б» следует оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

Установками автоматического пожаротушения должны быть оборудованы стеллажи с высотой хранения грузов от 5,5 м и более для хранения горючих грузов или негорючих грузов в горючей упаковке.

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

3.1. При проектировании складских зданий следует применять, как правило, типовые конструкции и изделия полной заводской готовности, в том числе конструкции комплектной поставки.

При обосновании допускается применение кирпича, камня и местных строительных материалов.

3.2. В одноэтажных складских зданиях с высотным стеллажным хранением допускается при обосновании использовать конструкции стеллажей для опор покрытия и крепления ограждающих конструкций наружных стен.

3.3. Наружные ограждающие конструкции зданий складов категорий А и Б следует проектировать легкосбрасываемыми в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02.-85*.

3.4. Конструктивные решения складских зданий, размещаемых в Северной строительно-климатической зоне, следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85*.

3.5. В складских помещениях для хранения пищевых продуктов необходимо предусматривать: ограждающие конструкции без пустот из материалов, не разрушаемых грызунами; сплошные и без пустот полотна наружных дверей, ворот и крышек люков; устройства для закрывания отверстий каналов систем вентиляции; ограждения стальной сеткой (с ячейками размерами не более 12 х 12 мм) вентиляционных отверстий в стенах и воздуховодах, расположенных в пределах высоты 0,6 м над уровнем пола, и окон подвальных этажей (конструкции ограждения стальной сеткой окон должны быть открывающимися или съемными).

В проектах таких складских зданий необходимо предусматривать указания о тщательной заделке отверстий для пропуска трубопроводов (в стенах, перегородках и перекрытиях) и сопряжений ограждающих конструкций помещений (внутренних и наружных стен, перегородок между собой и с полами или перекрытиями).

3.6. При разделении по технологическим или санитарным условиям перегородками складских помещений с грузами, одинаковые по пожарной опасности, требования к перегородкам определяются в технологической части проекта.

3.7. Колонны и обрамления проемов в складских зданиях в местах интенсивного движения напольного транспорта должны быть защищены от механических повреждений неметаллическими материалами и окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-76.

3.8. Конструкции и материалы оснований и покрытий полов складских зданий и помещений следует назначать с учетом восприятия нагрузок от складируемых грузов, вида и интенсивности механических воздействий напольного транспорта и пылеотделения в соответствии с требованиями СНиП 2.03.13-88.

Для покрытий полов складских помещений, предназначенных для хранения пищевых продуктов, не допускается применение дегтей и дегтевых мастик.

3.9. Полимерные материалы и изделия для складских зданий следует применять в соответствии с Перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве, утвержденным Минздравом СССР.

3.10. При проектировании складских зданий следует ограничивать площадь оконных проемов, принимая ее в помещениях хранилищ минимальной, но не менее площади, определяемой по расчету дымоудаления при пожаре, а в остальных помещениях - в соответствии с требованиями СНиП II-4-79.

Допускается в помещениях хранилищ не устраивать оконные проемы, в этом случае должны быть предусмотрены шахты дымоудаления в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-86.

В случае использования стеклоблоков в оконных проемах следует устраивать открывающиеся оконные фрамуги общей площадью, определяемой по расчету дымоудаления при пожаре.

3.11. Устройство ворот, вводов железнодорожных путей, зенитных фонарей, наружных пожарных лестниц, выходов на кровлю, внутренних водостоков, парапетов и приспособлений для очистки и ремонта остекления окон и фонарей следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.09.02-85*.

4. ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАМПЫ,

ПЛАТФОРМЫ, ПАНДУСЫ

4.1. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы следует проектировать с учетом требований защиты грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов от атмосферных осадков.

Навес над железнодорожными погрузочно-разгрузочными рампами и платформами должен не менее чем на 0,5 м перекрывать ось железнодорожного пути, а над автомобильными рампами должен перекрывать автомобильный проезд не менее чем на 1,5 м от края рампы. При использовании конструкции навеса с опорой на колонны шаг колонн при расположении их по наружному краю рампы следует принимать не менее 12 м. В остальных случаях шаг колонн назначается в соответствии с требованиями п.2.3.

Примечания:

1. Рампа - это сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа).

2. Платформа - это сооружение аналогичного с рампой назначения. В отличие от рампы проектируется двусторонней: одной стороной располагается вдоль железнодорожного пути, а противоположной - вдоль автоподъезда.

4.2. Длину погрузочно-разгрузочной рампы следует определять в зависимости от грузооборота и вместимости склада, а также исходя из объемно-планировочного решения здания.

4.3. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы должны иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов.

4.4. Отметка края погрузочно-разгрузочной рампы для автомобильного транспорта со стороны подъезда автомобилей должна быть равной 1,2 м от уровня поверхности проезжей части дороги или погрузочно-разгрузочной площадки.

4.5. Погрузочно-разгрузочные рампы и платформы для железнодорожного подвижного состава следует проектировать в соответствии с ГОСТ 9238-83.

4.6.* Ширину погрузочно-разгрузочных рамп и платформ необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии и техники безопасности погрузочно-разгрузочных работ.

4.7. Поперечный уклон пола погрузочно-разгрузочных рамп и платформ следует принимать равным 1 %.

4.8. Ширина пандусов для проезда напольных транспортных средств должна не менее чем на 0,6 м превышать максимальную ширину груженого транспортного средства. Уклон пандусов следует принимать не более 16 % при размещении их в закрытых помещениях и не более 10 % при размещении снаружи зданий.

4.9. Конструкции рамп и навесов, примыкающих к зданиям II, III, IIIа и IVа степеней огнестойкости, следует принимать из негорючих материалов.

5. ОТОПЛЕНИЕ, ВЕНТИЛЯЦИЯ

И КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ

5.1. В складских помещениях температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха необходимо принимать в соответствии с требованиями технологии хранения грузов.

5.2. В складских помещениях, в которых нормами технологического проектирования температура внутреннего воздуха не нормируется, отопление предусматривать не следует.

5.3. В складских зданиях и помещениях следует предусматривать, как правило, воздушное отопление или воздушное, совмещенное с местными нагревательными приборами.

В одноэтажных зданиях категории Д площадью до 500 кв.м допускается при обосновании предусматривать печное отопление.

5.4. В складских помещениях допускается предусматривать кондиционирование воздуха по требованиям технологии хранения грузов, если заданные параметры воздушной среды в них не могут быть обеспечены общеобменной вентиляцией, в том числе и вентиляцией с испарительным охлаждением воздуха.

5.5. В складских помещениях с кондиционированием воздуха необходимо предусматривать воздушные или воздушно-тепловые завесы у наружных дверей, ворот и технологических проемов; в отапливаемых складских помещениях указанные завесы следует предусматривать по требованиям технологии хранения грузов.

5.6. В складских помещениях, в воздушную среду которых возможно выделение вредностей в концентрациях, превышающих предельно допустимые санитарными нормами, или выделение резких и неприятных запахов, необходимо предусматривать вентиляцию в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-86.

В остальных складских помещениях следует предусматривать естественную общеобменную вентиляцию, обеспечивающую однократный воздухообмен в 1 ч.

Текст документа сверен по:

официальное издание

М: Госстрой СССР, 1991

1047. Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к площадкам должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии; спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда и снега и посыпаться песком или шлаком. Как исключение, допускаются естественные подъездные пути, если они обеспечивают безопасность движения.

В местах пересечений подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны быть устроены настилы или мосты для переездов.

Ответственность за состояние подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок несут грузоотправитель и грузополучатель.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие необходимый фронт работ, для установленного количества транспортных средств и рабочих.

1048. При размещении транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между ними при установке друг за другом (в глубину) должно быть не менее 1 м, а при установке рядом (по фронту) - не менее 1,5 м.

Если транспортные средства устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между ними и зданием должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м. Расстояние между транспортным средством и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

При погрузке или разгрузке грузов с эстакады, платформы, рампы высотой, равной уровню пола кузова, транспортное средство может подъезжать вплотную к ним.

1049. Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными устройствами.

В случае неодинаковой высоты пола кузова транспортного средства и платформы, эстакады, рампы необходимо использовать трапы, слеги и тому подобное.

1050. Движение транспортных средств на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях должно регулироваться общепринятыми дорожными знаками и указателями. Движение должно быть поточным. Если в силу производственных условий поточное движение организовать нельзя, то транспортные средства должны подаваться под погрузку и разгрузку задним ходом, но так, чтобы выезд их с территории площадки происходил свободно, без маневрирования.

1051. Склады для временного хранения перевозимых грузов, расположенные в подвальных и полуподвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 1,5 м, должны снабжаться люками и трапами для спуска грузов непосредственно в складское помещение, а также подъемниками для поднятия грузов. Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, оборудуются подъемниками для спуска и подъема грузов.

1052. Прежде чем направить автомобили, погрузочно-разгрузочные механизмы и рабочих на место погрузки или выгрузки грузов, наниматель организации обязан проверить, соответствуют ли условия работы у грузоотправителей и грузополучателей требованиям охраны труда. Если условия работы не обеспечивают безопасности погрузочно-разгрузочных работ, не допускается направлять на место погрузки и выгрузки грузов транспортные средства и людей до устранения недостатков.

1053. Наниматель организации должен систематически осуществлять контроль за работой транспортных средств на объектах и принимать совместно с руководством обслуживаемых организаций меры по улучшению процесса транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также устранению выявленных нарушений.

Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам определены ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утв. постановлением Минтруда России от 20.03.1998 № 16.

Так, определено, что погрузочно-разгрузочные площадки должны содержаться в исправном и чистом состоянии, а в зимнее время очищаться от снега и льда и посыпаться песком, шлаком или другими противоскользящими материалами. Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь тротуар и отбойный брус для ограничения движения автотранспорта при его подаче задним ходом.

ВНИМАНИЕ

Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами должны производиться при отсутствии людей на местах перегрузок грузов на площадках и в транспортных средствах, за исключением стропальщика при зацепке и отцепке грузозахватных приспособлений и проверки правильности строповки груза при его подъеме на высоту не более 200 - 300 мм от уровня пола (площадки).

Стропальщик или зацепщик груза должен удалиться в безопасное место после проверки надежности строповки груза и его подъема на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки).

При постановке транспортного средства под погрузку или разгрузку должны быть приняты меры по предотвращению самопроизвольного его движения.

При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, должны применяться подкладки и прокладки, предотвращающие повреждения грузозахватных устройств.

Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.

Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием.

ВНИМАНИЕ

Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5 град., при применении авто- и электропогрузчиков - не более 3 град.

Подъездные пути к площадкам производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии. Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по схеме, утвержденной администрацией организации, и регулироваться разметкой и дорожными знаками на въездах, выездах, в местах разворотов и постановки под разгрузку (погрузку) транспортных средств.

Погрузочно-разгрузочные площадки должны иметь размеры, обеспечивающие нормальный фронт работ.

На площадке для погрузки и выгрузки тарных штучных грузов, хранящихся в складах и пакгаузах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5 град. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.

Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должен быть предусмотрен тротуар и отбойный брус.

На погрузочно-разгрузочных площадках расстояния между транспортными средствами для погрузки или разгрузки грузов должны быть не менее: 10 м - в глубину колонны транспортных средств и 1,5 м - по фронту разгрузки; от стенки склада - не менее 0,5 м, от штабеля груза - не менее 1 м.

Наименование показателя Ед. измер. Формула для расчета Значение показателя
Грузооборот склада тонн/год дано 100 000
Число рабочих дней в году дней/год дано
Число смен в день смен/день дано
Среднее количество автомобилей, поступающих пол разгрузку за смену авт/смену Е2/ЕЗ/Е6/Е7хЕ8
Грузоподъемность автомобильного транспорта тонн дано
Коэффициент использования грузоподъмности автомобиля дано 0,8
Коэффициент неравномерности поступления грузов дано 1,2
Продолжительность смены часов дано
Длина промежутка между автомобилями метр дано 1,2
Ширина кузова автомобиля метр дано 2.4
Общая длина автомобиля метр дано
Среднее время разгрузки одного автомобиля часов/авт дано 0,5
Производительность одного раз­грузочного поста авт/смену Е9/Е13
Количество постов разгрузки ед. Е5/Е14 3,75
Количество постов разгрузки (округление вверх) ед. ОКРВВЕРХ (Е15;1)
Общая длина фронта разгрузки метр Е11хЕ15+ +(Е15-1)хЕ10 12,3
Общая глубина фронта разгруз­ки метр 2ХЕ12+2
Площадь площадки для маневра и парковки автомобиля кв. м Е17ХЕ18

Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 4.5). Тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.

Рис. 4.5. Варианты взаимного расположения участков поступления и отпуска грузов:

a – участки поступления и отправки груза совмещены;

б – участки поступления и отправки груза пространственно разъединены

Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:

– сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операций;

– облегчить контроль операций разгрузки и погрузки – операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;

– повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.

Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление так называемых встречных грузовых потоков, со всеми вытекающими сложностями, в том числе и с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.

Организация в одном месте приемки и отправки будет существенно затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны. Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.

Развитие складского хозяйства и укрупнение складских помещений сопровождается, как правило, ориентацией на создание одностороннего грузопотока без встречных перевозок, т.е. выгрузка и приемка товаров, по возможности, с одной стороны склада, а погрузка их при отпуске – с противоположной стороны.

Остановимся на параметрах погрузочных и разгрузочных рамп, то есть тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузов.

Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги, либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства.

Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как это позволяет вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.

Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Следует иметь ввиду, что скорость обслуживания транспорта, то есть скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рами 6 м. Места для выполнения погрузочно-разгрузочных работ лучше проектировать с некоторым избытком площади, чем с недостатком.

Как уже отмечалось, расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.

Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики. Предпочтение следует отдавать приспособлениям, которые не требуют дополнительной площади для их хранения вблизи места разгрузки.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 метра (56 дюймов), то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 метра.

В России в настоящее время более 80 % эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту в интервале от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.

На железнодорожном транспорте, так же как в автотранспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов, как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов.

Независимо от того, будут поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно больше.

Освещение разгрузочной площадки должно быть не менее 30 люмен на уровне 80 см от пола, а в зоне, где работник склада и водитель просматривают документы на прибывший груз – 50 люмен. При выгрузке с заездом погрузчика внутрь транспортного средства водителю погрузчика рекомендуется также включать свое освещение.

Загрузка...