domvpavlino.ru

Понятие социального процесса. Виды социальных процессов. Социология в терминах - словарь социологических терминов - каталог статей - социалинжэкон Процесс взаимного культурного проникновения в результате

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение социальных норм. Отклонение от привычных в обществе норм поведения. Основные группы отклоняющегося поведения. Типы, виды и функции социальных норм. Поддержание социального порядка и стабильности, воспроизводство социального образца.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2012

    Реорганизация формальных и неформальных социальных институтов - фактор, приведший к изменениям принципов свободы, равенства и справедливости в обществе. Функция механической солидарности - процесс растворения личности и индивидуальности в команде.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Основные положения теории социального реализма. Учения о социальных факторах, норме и патологии в обществе. Интеллектуальная и институциональная история наук об обществе. Философские взгляды французского социолога Эмиля Дюркгейма на социальный реализм.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Коммуникация как компонент социального взаимодействия. Становление понятия "коммуникация" в социально-гуманитарном знании. Виды и функции социальной коммуникации. Изменение характера и роли коммуникации в современном обществе: социокультурный контекст.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Общество и его основные признаки. Знания об обществе. Тенденции в становлении социальной структуры современного общества. Социология как наука об обществе. Социально-экономические и политические перемены в обществе. Социальная мобильность населения.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2009

Социальный процесс - это совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий. Социальные процессы, протекающие в отдельных сферах общества, могут быть социально-экономическими, социально-политическими, социокультурными и общественными.

СП протекают во времени и пространстве, которое выступают как их формы и одновременно условия и способы осуществования. Такие характеристики социального времени и пространства, как чередование действий, соц-й ритм, периодичность, цикличность, протяженность, соц-я дистанция и др., подчеркивают изменчивость и динамику СП.

СП включает в себя несколько фаз (стадий): зарождение, функционир-е, развитие, ослабление, исчезнов-е и характ-ся наличием ряда состояний: стабильность, застой, кризис. Многие СП в России сейчас находятся в состоянии кризиса, особенно экон-е, за которым должно начаться движение вперед, в направл-и стаб-ти.

Социологи Р. Парк и Э. Бёрджесс к социальным процессам относят кооперацию, конкуренцию, приспособление, конфликт, ассимиляцию, амальгамизацию, поддержание границ и систематические связи (последние два процесса проявляются только в группах).

Кооперация основана на согласованных действиях в достижении общих целей. Для нее характерно взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Смысл в обоюдной пользе, взаимной выгоде, может протекать в диадах, малых и больших группах.

Конкуренция основана на борьбе между индивидами, группами или обществами, чьи интересы в овладении ценностями совпадают. Проявляется на личностном и безличностном уровне и осуществляется по определенным правилам, достижение уровня соперников и их опережение, средство, стимулирующее личность к большим достижениям.



Приспособление - это принятие индивидом или группой норм, ценностей, эталонов действий новой среды, нормы и ценности старой среды уже не способны удовлетворить потребности. Формирование нового типа поведения в изменившихся условиях внешней среды представляет собой сложный, непрерывно меняющийся процесс, который состоит из подчинения, компромисса, терпимости.

Ассимиляция - двусторонний процесс взаимного культурного проникновения, благодаря которому личности и группы приходят к общей культуре, разделяемой всеми участниками процесса. Может значительно ослабить и даже погасить групповые конфликты.

Амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, в результате чего они становятся одним народом.

Существует и другие основания для классификации СП. В зависимости от направленности СП могут быть прогрессивными и регрессивными , по характеру (интенсивность изменений качеств-го состояния объекта)- эволюционными и революционными . В оценке и тех, и других много релятивизма. В зависимости от отношения к качественному состоянию объектабудем различать СП функционир-я и развития . Первые означают воспроизводство качеств-го состояния, вторые - переход к новому качеству. Выделим специально функциональные и дисфункциональные процессы - в зависимости от того, как они способствуют реализации основных ф-й О или менее крупных соц-х образований. Если первые направлены на достижение основных целей О (его структур), то вторые препятствуют этому. Заслуга крупнейших представителей структурно-функционального анализа Парсонса и Мертона состоит в том, что они подробно рассмотрели эти виды СП (функц-е - Парсонс, дисфункц-е- Мертон).

По степени управляемости - управляем-е, слабо управл-е, неуправляем-е . По механизмам возникн-я СП могут быть стихийными, сознательно организованными, естественно-истор-ми . Стихийные явл-ся результатом действия многих разнонаправленных сил и выступают через определенные системы показателей как статистич-е величины. Социологию подобные процессы интересуют особенно, прежде всего их неявные, латентные последствия. Сознат-е процессы характ-ся целенапр-ми действиями с запланир-м результатом.

В соответствии с критерием эффективности СП можно характеризовать как эффективное, недостаточно эффективное, неэффективное . Важной характ-кой эффект-ти СП явл-ся достижение результата. Еще одна классификация СП связана с их содержанием. Здесь можно выделить экон-е, полит-е, духовные, информац-е и иные процессы. Каждый из этих видов имеет свою динамику, свои возможности и границы, свои особенности. Накладываясь друг на друга, переплетаясь в ходе взаимодействий, они создают то сложное образование, которое мы определяем как социальный процесс в целом.

Современные процессы: девиантность, бедность, маргинальность, проблемы семьи, заболевания, преступность, глобализация

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ГЛОБАЛИЗМА.

Г - это преобразование разнор-го мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещ-ся информац-е потоки, ценности, их носители, капиталы, стандарты поведения и моды, видоизменяя миропредставл-я, деятельность соц-х институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия

Предпосылки: 1. Эпоха Возрождения, создала условия для формир-я нового, а именно - капиталист-го эконом-го уклада, общеевроп-го рынка, междунар-х отношений, отразившихся в зачатках международного права, развитии гуманизма и свободомыслия, становления наций, нац-х культур и их взаимодействия.

2. Интернационализ-я капиталов, рынков товаров и услуг на рубеже XIX-XX веков, когда завершился раздел мира между наиболее развитыми в промышленно-экон-м отн-и странами, челов-во вступило в эпоху империализма с его неотъемлемым стремлением к экспансии, приведшим к Первой, а затем и ко Второй мир-м войнам.

3. Возникшее в конце Второй мир-й войны стремление к объед-ю усилий многих стран в борьбе против фашизма и его последствий (Антигитлеровская коалиция; создание ООН, 1944 г., МВФ, 1944 г.; принятие Всеобщей декларации прав человека, 1948 г. и пр.)

Тенденции.

1. Формир-е единого информац-го пространства на основе новейших компьютерных технол-й. Объед-е пользоват-й в сети Internet привело к образованию качественно нового социального пространства, где возможна коммун-я и интеракция партнеров, находящихся за в разных соц-х средах и системах.

2. Усиление экон-й интеграции , развитие новых форм транснацион-го бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информац-е потоки. Совр-е ТНК действуют преимущественно на информац-х и фин-х рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формир-ся единое мировое финансово-информац-е простр-во. Соответственно возрастает роль и тесно с ТНК связанных наднац-х экон-х структур и организаций (Междунар-й валютный фонд, Междунар-й банк реконстр-и и развития и др.).

3. Формирование транснац-й элиты. В условиях Г происходит постепенное смещение центра принятия решений с нац-го на наднац-й уровень. Сегодня все наиболее важные страт-е решения принимаются небольшой группой ведущих держав. Возрастает роль в полит-й сфере и различных интеграц-х структур - НАТО, ОБСЕ и др.

4. Глоб-е процессы охватывают также сферу культуры. Благодаря СМИ и коммуникации формир-ся единое мировое социокультурные пространство. Доминирующей тенденцией стан-ся сближение культур, универсализ-я образа и стиля жизни, распростр-е западных культурных образцов и моделей поведения.

Исследователи отмечают появление «новой медиальной культуры» на основе электронных средств информаци. Делаются также прогнозы отн-но становления «планетарного сознания», новой гуманист-й культуры, в которой человек должен рассматр-ся как самоцель обществ-го развития.

Теории

Вначале Г рассматривали как следствие влияния Запада, а посттрадиционное О характ-ли как первое глобальное О. Сегодня Г нельзя понимать только лишь как вестернизацию. Такой подход в концепции мир-системного анализа И. Валлерстайна , особенно в ее начальном варианте, в котором имело место утверждение о глобальном превосходстве США - единственной сверхдержавы после разрушения Советского Союза.

Мир-системная теория выделяет в совр-м мировом сообществе 4 типа стран: 1) ядро, в которое входят США, Япония, Германия, Франция, Швейцария, Швеция и др.; 2) полупериферию - страны Восточной Европы, включая Россию, Беларусь, Украину, Польшу и т.п., а также Испанию и Португалию; 3) периферия - развив-ся страны Лат-й Америки, Азии, Африки; 4) внешняя арена - регионы афр-го и азиат-го континентов, которое не затраг-ся всемирными промышленно-торговыми связями. Мир-системная теория преувеличивает значимость экономики и американского варианта ее развития в осуществлении процессов Г, одновременно недооценивается значимость культуры, а культурные цен-ти (коды), наряду с деньгами и товарами включ-ся в циркуляцию, кругооборот капитала.

Р. Робертсон считает, что Г должна рассм-ся не как исключительный результатат развития Запада, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром, причем взаимодействия многостороннего, происходящего в экон-й, военно-политической, торгово-технол-й, культ-й, религ-й, коммуникат-й и иных сферах. По мнению Робертсона, Г явл-ся итогом плюралист-го развития мира.

Николас Луман . Эта концепция в противовес идеям «мирового ядра», «мирового центра» выдвигает необходимость сочетания различия и идентичности, дифференциации и интеграции, частей и целого, причем акцент делает на интеграт-е процессы и функции. Особое внимание уделяется не экон-м факторам, а самоорганизации подсистем и соц-х движений, этнических и религ-х групп, что приводит к признанию большой значимости в этих процессах ценностей культуры. В итоге процесс Г мирового сообщества понимается как становление такой глоб-й соц-й системы, которая не имеет ни вершины, ни центра, а предст-т собой полицентричное, поликонцептуальное (благодаря многообразию культур) сообщество, в кот-м взаимод-т друг с другом различные полит-е, этнические, религ-е, социокультурные идентичности индивидов и групп.

Концепция структуриз-и , разраб-я Энтони Гидденсом . он отмечает: «полит-е соображения, военные столкновения, культурные факторы - все это имеет великое значение для формир-я глоб-й взаимозависимости». Существ-ю роль в этом играют также глоб-е коммун-и, трансформации регион-х, локальных и даже личных контактов социального опыта.

Гидденс говорит о пяти основных чертах Г. Первая - это возникн-е глоб-й взаимосвязан-ти экон-х процессов, где, как уже отмечалось выше, существ-ю роль сыграли транснац-е корпорации. Вторая черта - появление новой системы междунар-х отношений между нациями-государства ми. Третья черта опред-ся складыванием нового мирового военного порядка - с учетом того обстоят-ва, что совр-е вооруж-е и военная сила приобретают глоб-й характер, превращая лок-е вооруженные конфликты во всеобщие. Четвертая черта означает диффер-ю и разделение труда между разл-ми странами и частями планеты. Наконец, пятая черта , которая сегодня становится одной из наиболее значимых и обсуждаемых, - «культ-я Г». Она означает бурное развитие технол-й коммун-й, глоб-й трансфер культурных ценностей, реальных достиж-й в области культуры.

Основные параметры глобализации :

1) Системообразующим элементом глобализации является экономический фундамент общества, но вместе с тем важную роль в этом процессе выполняет: трансформация социальной структуры общества, динамика политических систем, развитие культуры, религиозные верования, действующие в обществе социальные нормы и институты, образцы поведения. Культурно-цивилизационная общность сохраняет свою идентичность и способность к саморазвитию только в той мере, в какой все эти структурные компоненты в процессе своего взаимодействия образуют единую, целостную, устойчивую и динамично развивающуюся систему.

2) Глобализация имеет нелинейный характер, сопровождается усилением неравномерности социально-экономического развития, приводящим, с одной стороны, к возникновению пресловутого экономически преуспевающего «золотого миллиарда», а с другой - к маргинализации целого ряда стран, где люди находятся на грани выживания, где свирепствуют голод, болезни.

3) В процессе развертывания глобализации возникло противопоставление глобального и локального. Глобализация проникает в самые глубины социально-экономических структур и, сопровождаясь мощными информационными потоками, пропагандирующими западные стандарты жизни, нередко сталкивается в острейших противоборствах с такими локальными структурами, как местный образ жизни, традиции, обычаи, привычки, образцы поведения. Это приводит к возникновению и распространению новых форм идентификации, национального экстремизма.

4) Глобализация подталкивает к национальной консолидации, к повышению значимости национальных социокультурных традиций, национального самосознания. Общемировой процесс демократизации общественно-политической жизни очень часто переплетается с возрождением и усилением традиционных национально-цивилизационных и этнорелигиозных ценностей. А такая ситуация приводит к тому, что глобализационные процессы в так называемом «центре» и на «периферии» мировой системы начинают развиваться не по сходящимся, а по расходящимся траекториям.

Важнейшим компонентом глобализации является ее социокультурное измерение, что находит многообразие проявлений в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, возникновении глобальных социокультурных гибридов (таких, например, как рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»). Все это оттесняет классические и национальные формы культуры на обочину массового сознания, что вызывает тревогу и неприятие среди культурной элиты не только развивающихся, но и высокоразвитых стран (в частности, Франции), побуждая ее выступать против глобализации культуры в ее поп-американизированных вариантах.

В силу многокомпонентности своей структуры и множественности вариантов осуществления, равно как и множественности своих последствий, глобализация в принципе несовместима с идеями «ядра», «центра», «однополярного мира», который якобы должен развиваться и впредь в русле капиталистической мировой системы. Наиболее реальной перспективой глобализации станет не однополярный мир с центром в «ядре», а полицентрическая структура отношений в глобальной социальной системе. Именно такой вариант поддерживают Россия, Беларусь, другие страны СНГ, Китай, Индия и т.д., т е половина человечества, значит он и имеет наибольшие шансы на реализацию.

Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою практику. Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопряжение часто может быть бессознательным благодаря наличию у людей мотивов и ориентации.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распределяют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р. Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамиза-ции. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.

Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко - вместе и операри - работать. Кооперация может протекать в диадах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальном слое или обществе).

Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. На островах Полинезии жители сообща ловят рыбу не потому, что они так решили, а потому, что так делали их отцы. В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для зтого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с желаниями людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит прежде всего в обоюдной пользе.

Кооперация у членов малых групп - настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать кооперативную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга и в группах на работе. Необходимость в подобной кооперации так велика, что мы иногда забываем, что успешное стабильное существование группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению в кооперативные взаимосвязи. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама но себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей.

Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, отдельными индивидами и подгруппами, которые они составляют.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия точно так же, как соперничество в деле занятия высших, высокооплачиваемых рабочих мест существует и в условиях полной занятости. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со стороны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов. В этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

Хотя конкуренция и соперничество присущи всем обществам, острота и формы их проявления весьма различны. В обществах, где существуют в основном предписанные статусы, конкуренция, как правило, менее заметна; она перемещается в малые группы, в организации, где люди стремятся быть «первыми среди равных». В то же время в обществах с достигаемыми в основном статусами конкуренция, соперничество пронизывают все сферы общественной жизни. Для личности, живущей в таком обществе, конкурентные отношения начинаются с детства (например, в Англии или Японии дальнейшая карьера во многом зависит от школы, в которой ребенок начинает свое обучение). Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В одних группах существуют ярко выраженные процессы конкуренции, протекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, завоевать большее материальное вознаграждение), в других - личностное соперничество может отходить на второй план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с иными группами.

Конкуренция - это один из методов распределения недостаточного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Конечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например по первоочередной необходимости, возрасту или социальному статусу. Можно распределять недостаточные ценности через лотерею или делить их равными долями между всеми членами группы. Но применение каждого из этих методов порождает значительные проблемы. Первоочередная необходимость чаще всего оспаривается индивидами или группами, так как при введении системы приоритетов многие считают себя заслуживающими наибольшего внимания. Равное распределение недостаточного вознаграждения среди людей с разными потребностями, способностями, а также среди приложивших разные усилия тоже весьма спорно. Однако конкуренция, хотя и может быть недостаточно рациональным механизмом распределения вознаграждения, но «работает» и, кроме того, снимает множество социальных проблем.

Другим следствием конкуренции можно считать создание определенных систем установок у конкурентов. Когда личности или группы конкурируют друг с другом, у них развиваются установки, связанные с недружелюбным и неприязненным отношением друг к другу. Эксперименты, проведенные в группах, показывают: если ситуация складывается таким образом, что личности или группы кооперируются для преследования общих целей, то поддерживаются дружеские отношения и установки. Но как только создаются условия, при которых возникают неразделенные ценности, порождающие конкуренцию, немедленно возникают недружелюбные установки и нелестные стереотипы . Известно, например, что если национальные или религиозные группы вступают в конкурентные отношения друг с другом, появляются национальные и религиозные предрассудки, которые по мере возрастания конкуренции постоянно усиливаются.

Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Раньше верили в то, что конкуренция всегда усиливает мотивацию и таким образом повышает производительность. В последние же годы исследования конкуренции показали, что это не всегда справедливо. Так, можно привести множество случаев, когда внутри организации возникают разные подгруппы, которые, конкурируя между собой, не могут положительно влиять на эффективность деятельности организации. Кроме того, конкуренция, не дающая шансов на продвижение какому-либо индивиду, часто приводит к отказу от борьбы и снижению его вклада в достижение общих целей. Но несмотря на эти оговорки, очевидно, что в настоящее время не придумано еще более сильного стимулирующего средства, чем конкуренция. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, необыкновенно развились производительные силы, открылись возможности для значительного повышения уровня жизни людей. Более того, конкуренция привела к прогрессу в науке, искусстве, к значительным изменениям в социальных отношениях. Однако стимулирование путем конкуренции может быть ограничено по крайней мере в трех отношениях.

Во-первых, люди сами могут ослабить конкуренцию. Если условия борьбы связаны с излишними тревогами, риском и потерей чувства определенности и безопасности, они начинают защищать себя от конкуренции. Бизнесмены развивают монопольную систему цен, идут на тайные сделки и сговоры, чтобы избежать конкуренции; некоторые отрасли требуют защиты их цен со стороны государства; научные работники, невзирая на свои способности, требуют всеобщей занятости и т.д. Практически каждая социальная группа стремится обезопасить себя от жестких конкурентных условий. Таким образом, люди могут отходить от конкуренции просто потому, что боятся потерять все, что у них есть. Наиболее яркий пример - отказ от конкурсов и состязаний представителей искусства, так как певцы или музыканты, занимая в них невысокие места, могут потерять популярность.

Во-вторых, конкуренция представляется стимулирующим средством только в некоторых областях человеческой деятельности. Там, где стоящая перед людьми задача проста и требует выполнения элементарных действий, роль конкуренции весьма велика и появляется выигрыш за счет дополнительного стимулирования. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. При решении интеллектуальных задач не только возрастает продуктивность групп, работающих по принципу кооперации (а не конкуренции), но и работа делается более качественно, чем в тех случаях, когда члены группы конкурируют друг с другом. Конкуренция между отдельными группами при решении сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой грунпы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация.

В-третьих, конкуренция имеет тенденцию превращаться в конфликт (конфликт подробнее будет рассматриваться в следующей главе). Действительно, согласие на мирную борьбу за определенные ценности, вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриги или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Приспособление - принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Например, эмигранты в чужой стране пытаются приспособиться к новой культуре; школьники поступают в институт и должны приспосабливаться к новым требованиям, к новой среде. Иными словами, приспособление - это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В той или иной степени процессы приспособления протекают непрерывно, поскольку непрерывно меняются условия внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей. Это подчинение, компромисс, терпимость.

Всякое изменение ситуации в среде, окружающей индивида или группу, заставляет их либо подчиниться ему, либо вступить с ним в конфликт. Подчинение - обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм.

Компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации.

Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, который просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться понять их. В противном случае процесс приспособления не будет успешным.

Ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 по 1913 г. в основном образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний (малой Италии, малой Польши и т.д.) они жили во многом в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые комплексы американской культуры. Однако их дети начинают очень резко отвергать культуру родителей и впитывать культуру своей новой родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается и новоиспеченные американцы чувствуют наиболее удобными и привычными американские образцы культуры. Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

Амалъгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови». Например, в Центральной Америке или некоторых частях Южной Америки для обладания высокими статусами необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, границы между группами стираются и социальная структура больше не зависит от «чистоты крови».

Поддержание границ. Значение процессов ассимиляции и амальгамизации заключается в основном в стирании границ между группами, уничтожении формального разделения, появлении общей идентификации членов группы.

Пограничные линии между социальными группами являются главным аспектом социальной жизни, и мы посвящаем много времени и энергии их установлению, поддержанию и модификации. Национальные государства определяют свои территориальные границы и устанавливают знаки, ограждения, которые доказывают их права на ограниченную территорию. Социальные группы без территориальных ограничений устанавливают социальные границы, которые отделяют их членов от всего остального общества. Для многих групп такими границами может служить язык, диалект или специальный жаргон: «Если он не говорит на нашем языке, то он не может быть одним из нас». Униформа также способствует отделению членов группы от остальных групп: врачи отделяются от солдат или милиции своими белыми халатами. Иногда разделяющим символом могут быть отличительные знаки (с их помощью отличаются, например, члены индийских каст). Однако чаще всего у членов группы нет явной символической идентификации, они имеют только трудноуловимое и труднофиксируемое чувство «принадлежности», связанное с групповыми стандартами, которые отделяют ингруппу от всех остальных.

Группы не только нуждаются в установлении определенных границ, но и должны убедить своих членов в том, что они эти границы признают как важные и необходимые. Этноцентризм обычно развивает у индивида убеждение в преимуществе его группы и в недостатках других. Значительную роль в воспитании такого убеждения играет патриотизм, который говорит нам, что ослабление национального суверенитета путем интернационального соглашения может быть фатальным.

Стремление к сохранению границ группы поддерживается санкциями, применяемыми к тем, кто таких границ не соблюдает, и вознаграждением индивидов, стремящихся к их упрочению и сохранению. Вознаграждение может состоять в доступе к занятию определенных должностей путем членства в объединениях, близости по духу в дружеской компании и др. Наказания, или негативные санкции, чаще всего состоят в отмене или лишении вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, в политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

Люди, желающие преодолеть социальные барьеры в группах, часто стремятся к уменьшению социальных границ, в то время как те, которые их уже преодолели, желают такие границы создать и укрепить. Например, во время предвыборной кампании многие кандидаты в народные депутаты ратовали за расширение парламентского корпуса и за частые перевыборы, но как только они были избраны депутатами, их стремления стали полностью противоположными.

Иногда границы между группами могут быть проложены формально, например в случаях прямого указания или введения специальных ограничительных правил. Во всех других случаях создание границ является неформальным процессом, не закрепляемым соответствующими официальными документами и неписаными правилами. Очень часто существование границ между группами или их отсутствие не соответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению.

Создание и модификация границ между группами - это процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами.

Создание системы связей. Всякая нация, имеющая территориальные границы, нуждается в межнациональной торговле. Таким же образом все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, также нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Если отсутствие значимых границ приводит к тому, что данная группа полностью сливается с обществом или какой-либо другой группой, то отсутствие у нее взаимосвязей с другими группами приводит к ее изоляции, потере возможностей для роста, исполнению не свойственных для нее функций. Даже относящиеся ко всем с ненавистью и крайне замкнутые кланы в примитивных обществах иногда обращались к системе «молчаливого бартера» со своими врагами. Не вступая с ними в личностный контакт, они оставляли в определенном месте товары для обмена, которые представители других кланов обменивали на свои товары.

Создание системы связей определяется как процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система . Группы в современном обществе имеют систему внешних связей, состоящих, как правило, из множества элементов. Современная деревня связана с городом посредством обмена продуктов растениеводства и животноводства на энергию, сельскохозяйственную технику и т.д. Деревня и город обмениваются человеческими ресурсами, информацией, участвуют в общественной жизни. Любая организация должна быть связана с другими подразделениями общества - профсоюзами, политическими партиями, организациями, создающими информацию.

Очевидно, что каждая группа вынуждена решать дилемму: стремиться поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность или сохранять и укреплять систему связей с другими группами.

В заключение следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

Социальный процесс – совокупная деятельность институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своей социальной деятельности, определяющей общественную жизнь. Социальный процесс представляет собой циклическое, эволюционное развитие.

На развитие общества влияют три основных фактора: территория, особенности самого общества, его элементы. Территория определяет исторически складывающиеся границы осуществления социальных процессов. На их развитие оказывают влияние климат, ландшафт, географическое расположение. Общество может быть относительно стабильным или динамично развивающимся; от этого зависит характер совершения социальных процессов.

Социальные процессы имеют несколько стадий своего развития: институализация – процесс формирования органов социальной системы. Ими являются социальные институты, социальные организации и движения; -стратификация – разделение общества на социальные слои. Общество неоднородно. в нем выделяются различные группы людей, обладающие разными экономическими, культурными, правовыми возможностями. Поэтому необходимо разделение общества на отдельные слои или страты; самовоспроизводство – воспроизведение компонентов и признаков социальной системы в процессе ее функционирования. Социальная система обладает механизмами социальной динамики и социальной статики. Поэтому на каждом новом этапе развития она не копирует себя, а обогащается новыми свойствами.

Этот процесс не отменяет того, что уже было заложено в ней, но повторяет ее свойства и структуру на новый лад; контролирование – проверка действий социальной системы общества. Она осуществляется с помощью выработанных в обществе традиций, норм,санкций.

Эти стадии социального процесса характерны и проявляются в разной степени в каждой из его форм: ¦ кооперация – совместная деятельность людей, характеризующаяся осознанием необходимости в сотрудничестве. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей; конкуренция – борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами; -приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей, эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей. Приспособление формирует тип поведения, пригодный для жизни в изменившихся условиях; -ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс. В нем каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему престижу размерам. Ассимиляция ослабляет конфликты между группами, соединяя их в одну большую; конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или уничтожения противника, стремящегося к тем же вознаграждениям.

Загрузка...