domvpavlino.ru

Предания башкир. Легенды башкирские. Молот и клещи

Озеро водяного

В прежние времена примерно в трех километрах к западу от деревни Максютово существовало, говорят, некое озеро. И был у того озера хозяин - водяной. Каждое утро перед восходом солнца водяной принимал обличье девушки-красавицы и омывался водами своего озера. И сколько ни охотились за той красавицей, поймать так и не могли. Тогда какой-то джигит предложил: «Подбросим-ка мы водяному сапог и станем подстерегать - что он станет делать?».

И вот подложили они хозяину озера сапог. Как обычно, вышел водяной поутру умываться, глядь - а перед ним сапог! Схватил он его и, недолго думая, стал натягивать на ногу. Уж так старается, так пыхтит, да вот беда: сунет он в тот сапог одну ногу, а другая босой остается, сунет другую - первая опять же босая. Долго он так возился, пока не догадался обе ноги в один сапог сунуть. Хотел встать, да не тут-то было: не может шагать - все падает да падает. Вот тогда-то аулчане сообща и поймали водяного. А он возьми да взвизгни так, что люди поневоле шарахнулись по сторонам.

Говорят, с тех пор и сбежал водяной с того озера, и вода в нем в скором времени высохла. Не стало озера.

Порода Шурале

У одного человека был серый иноходец. Тот иноходец, что ни день, возвращался домой в черном поту. С вечера уходил вполне нормальный, а утром возвращался загнанный и распаренный, исходя черным потом. Что было делать? Решил хозяин выяснить, что это такое происходит с его конем. Стал он за ним следить и выяснил, что иноходца изводит шурале. Сначала леший цеплялся за хвост иноходца, загонял его и затем блаженно пил его пот.
Однажды хозяин отпустил своего коня, густо смазав его смолой. Забрался шурале на него и уже не смог с него сойти - так и прилип к его хребту. Вот так, прилипший, он и приехал на яйляу (летовку). Хозяин стащил того шурале с коня и стал стегать его камчой. Стегал до тех пор, пока шурале не принял женское обличье. «Видно таков мой удел», - подумал про себя тот человек и женился на женщине-шурале. От той жены родилось у него пятеро сыновей. Они-то и дали начало нашему аулу. Ведь наш аул Киньягул иначе называют еще Бишул - Пятеро сыновей. В ауле есть и потомки шурале. Сам я тоже принадлежу к тому роду по материнской линии. А по отцовской - к роду кыпсаков. Нас называют еще ен-кыпсаками*.

Примечание: *Ен (миф.) - бес, черт.

Легенды из народного фольклора. Установить автора невозможно.

- (от церковно латинского «legenda», формы множеств. числа сущ. среднего рода «legendum» «отрывок, подлежащий чтению», осмысленной позднее как форма единственного числа женского рода). 1. В первоначальном значении слова Л. отрывки «житий» и… … Литературная энциклопедия

Легенда - ЛЕГЕНДА (от лат. слова legenda то, что должно быть прочитано, или рекомендуемо к прочтению) термин, употребляющийся в нескольких значениях. В широком смысле недостоверное повествование о фактах реальной действительности, в более узком… … Словарь литературных терминов

ЛЕГЕНДА - (лат. legenda, от legere читать). 1) в римско католической церкви, книга для ежедневных чтений. 2) церковное или религиозное предание о каком либо чудесном событии. 3) повествование о святых и мучениках. 4) вообще предание о чудесных событиях. 5) … Словарь иностранных слов русского языка

легенда - См … Словарь синонимов

Легенда - (иноск.) выдумка. Ср. Попадается на пути молчаливый старикъ курганъ, или каменная баба... и мало по малу на память приходятъ степныя легенды, разсказы встрѣчныхъ, сказки няньки степнячки.... А. П. Чеховъ. Степь. 4. Ср. Лыгенда (шут.) съ намекомъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

легенда - 1. ЛЕГЕНДА, ы; ж. [от лат. legenda то, что должно быть прочитанным] 1. Основанное на устных преданиях, опоэтизированное сказание об историческом или вымышленном лице, событии и т.п. Древняя л. Л. о граде Китеже. // Вымышленный, приукрашенный… … Энциклопедический словарь

ЛЕГЕНДА - (от латинского legenda, буквально то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности житие святого и религиозно нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и… … Современная энциклопедия

ЛЕГЕНДА - (от лат. legenda букв. то, что следует прочесть), 1) в средневековой письменности житие святого и религиозно нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем… … Большой Энциклопедический словарь

ЛЕГЕНДА - ЛЕГЕНДА, легенды, жен. (лат. legenda то, что надо читать) (книжн.). 1. Поэтическое фантастическое сказание религиозного содержания. || Всякий фантастический рассказ, поэтическое предание о каком нибудь событии. Легенды старого замка.… … Толковый словарь Ушакова

Легенда - надпись на монете или медали. См. также: Монеты Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

легенда - ЛЕГЕНДА, миф, поверье, предание, сказание … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Легенда , Александр Зевайкин. "Легенда" - первый сборник рассказов Александра Зевайкина. Читатель знает его по отдельным публикациям в периодической печати, в c борниках Мордовского книжного издательства. Его рассказы… Купить за 980 руб
  • Легенда , Джуд Деверо. В романе «Легенда» повествуется об американской девушке Кэди Лонг. С детства ей каждую ночь снится арабский принц на прекрасном скакуне, зовущий ее за собой; но каждый раз ей так и не удается…

Легенда о рябине

Однажды на усергенов из рода Муйтена напала саранча монгольских племён. Над долинами Яика и Сакмара были у усергенов сторожевые посты и крепости. В них-то и встретили они монголов. Произошло немало жестоких битв. С обеих сторон погибло множество народа. Правда, находившиеся в укрепленной стороне усергены потеряли значительно меньше людей, чем их враги. Между Саракташем и Кувандыком тянется над Сакмаром горный хребет. Там происходили особенно кровавые битвы. "Яутубэ" - "Горою битв" называет народ ту горную гряду. Название это осталось ещё от тех времён.
С трудом заняв несколько укреплённых, как крепости, сторожевых постов, монголы остановились на трёх рубежах. "Что делать? Продолжать или дальше сражаться с этим народом? Этих людей невозможно побить на ровном, степном месте. Следует оттеснить их дальше, в глубь лесов и гор, там они сами себя уничтожат", - подумали они - и решили дальше, в чужие леса и горы, не проникать, отрезать усергенов границей яицкого побережья, а самим двигаться на запад.
Таким образом, получив на берегах Яика жесточайший отпор со стороны усергенов, монголы не пошли дальше на Урал, а повернули на юго-запад в сторону Булгарского и Русского государств. Только после того, как побили булгар, монголы вернулись обратно и подчинили себе и башкир. Несмотря на то, что усергены были большим племенем, они не могли бороться собственными силами с громадным войском монгольских воинов, потому и вынуждены были принять их власть.
Монголы не очень докучали усергенам своими набегами. Видя, что они храбрые воины, старались их самих мобилизовать в свою армию. Одаряя их верховодцев и биев разными степенями и званиями, богатствами и дорогими подарками, а также правом быть хозяевами своих земель, принуждали сколачивать войско из усергенов.
Вместе с тем усергенским войском направились монголы на север, овладели рязанским княжеством. Видя красоту приокской природы, множество скота на её зелёных долинах, густоту лесов, решили усергены обосноваться в тех местах.
Когда в древние времена усергены отправлялись в дальний поход, то грузили в телеги всё добро, забирали жён и детей, всю скотину, загружали своих верблюдов и возили их всюду с собой. На Оку усергены тоже прибыли со всем своим добром, близкими и родными. Поставив дома и юрты на берегах Оки, зажили они мирной жизнью.
Родовое древо усергенов - рябина. Потому люди других родов объясняли храбрость и воинственность усергенов тем, что кровь у них рябиновая, по-башкирски - мишар.
Позднее тех, перебравшихся на приокские раздолья усергенов, стали называть мишарами. Часть теперешних Касимовских мишар - усергеновцы.
Сегодняшняя речь усергенов и мишаров очень близка. Многие древние слова, обычаи у них - общие. Мишары обычно опускают букву "г", произнося вместо "Гайса" - Айса", вместо "Гайша" - "Айша". Так же разговаривают нынешние усергены. "Равен" (равенка) - начавшее изнутри гнить дерево. Так называют его и мишари, и усергены. У татар такого слова нет.

Предания и легенды о происхождении башкир. В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. У них были большие табуны коней. Кроме того, они занимались охотой. Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко.

Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете.

Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем. И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться башкорттар, т. е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали корт. Башкорт значит головной волк. Вот откуда произошло слово башкорт башкир. Башкирские племена пришли с Причерноморья. Там в селении Гарбалэ обитали четыре брата. Жили они дружно и были ясновидцами.

Однажды к старшему из братьев явился во сне некий человек и сказал Уходите отсюда. Отправляйтесь на северо-восток. Там найдете лучшую долю. Утром старший брат рассказал сон младшим. Где эта лучшая доля, куда идти спросили те с недоумением. Никто не знал. Ночью старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять ему говорит Покиньте эти места, угоните отсюда свой скот. Как только вы тронитесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш пойдет своей дорогой.

Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы. На следующий день братья со своими семьями отправились в путь. Не успели оглянуться навстречу бежит волк. Они пошли за ним. Долго шли на северо-восток, и, когда добрались до мест, где сейчас находится Кугарчинский район Башкирии, волк остановился. Остановились и четыре брата, следовавшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю.

Так они стали владельцами семи участков земли семиродцами. Семиродцев прозвали башкирами, так как их предводителем был вожак-волк башкорт. Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпсакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей резвились ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В речках и озерах водилось много бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы косули, степенные медведи, соколы-белогорлики.

Старик со старухой жили, не тужили пили кумыс, разводили пчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени родился у них сын. Старики только им и жили берегли малыша, поили рыбьим жиром, заворачивали в медвежью шкуру. Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала, вырос он и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах егет встретил девушку-красавицу, и стали они жить вместе.

У них родился сын. Когда вырос, женился. Появились в его семье дети. Род увеличивался, умножался. Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно разветвилась, образовалось племя башкортов. Слово башкорт происходит от баш голова и кop род оно означает главный род.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предания и легенды башкирского народа

Бесценным культурным наследием являются легенды, предания и другие устные повествования, отразившие древние поэтические воззрения на природу.. Мотивами легенд и преданий насыщены генеалогические летописи шежере.. Например, в шежере племени юрматы начало составления 16 век в давние времена на этой земле жили ногайцыОни кочевали во..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

«Предания и легенды о происхождении башкир».

В давние времена предки башкир кочевали из одной местности в другую.У них были большие табуны коней.Кроме того,они занимались охотой.

Однажды откочевали они в поисках лучших пастбищ далеко. Долго шли, прошли великий путь и наткнулись на волчью стаю. Вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком,пока не дошли до благодатного края, обильной тучными лугами,пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигли облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Подобной нет на свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

С тех пор наши предки стали называться «башкорттар»,то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Башкорт значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».

Башкирские племена пришли с Причерноморья. Там,в селении Гарбалэ, обитали 4 брата. Они жили дружно и были ясновидцами. Однажды к старшему брату во сне явился некий человек и сказал: «Уходите отсюда. Отправляйтесь на северо-восток. Там найдете лучшую долю». Утром старший брат рассказал сон младшим. «Где эта лучшая доля? Куда идти?»- спросили те с недоумением.

Никто не знал. Ночью снова старшему брату приснился сон. Тот самый человек опять ему говорит: «Покиньте эти места, угоните скот. Как тронетесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни ваш скот – пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы». На следующий день братья со своими семьями отправились в путь. Не успели оглянуться – навстречу бежит волк. Они пошли за ним. Долго шли на северо – восток, и, когда добрались до мест, где сейчас находится Кугарчинский район Башкортостана, волк остановился. Остановились и четыре брата следовавшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев были трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли – семиродцами. Семиродцев прозвали башкирами, так как их предводителем был вожак – волк – башкорт.

Давным – давно в этих местах, богатых лесом горами, жили старик со старухою из кыпсакского рода. В те времена а земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей резвились ушастые косоглазые зайцы,косяками паслись олени и дикие лошади – тарпаны. В речках, озерах водилось много бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы косули, степные медведи, соколы – белогорлики. Старик со старухой жили,не тужили:пили кумыс, разводили пчел, занимались охотой. Много ли. Мало ли прошло времени – родился у них сын. Старики только им жили: берегли малыша, поили рыбьим жиром, заворачивали в медвежью шкуру. Мальчик рос подвижным, шустрым. И скоро медвежья шкура стала ему мала – вырос он и возмужал. Когда умерли отец и мать, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах егет встретил девушку – красавицу, и стали они жить вместе. Родился у них сын. Когда вырос – женился. Появились в его семье дети. Род увеличивался, умножался. Эта родовая ветвь постепенно разветвлялась – образовалось племя «башкортов». Слово «башкорт»

Происходит от «баш» (голова) и «кор» (род) – оно обозначает «главный род»

Башкирское народное творчество:Предания и легенды.Уфа, 1987. С.103 – 105.

Загрузка...