domvpavlino.ru

Предмет исследования в дизайне. Феномен вещи в дизайне. Дизайн: понятие и феномен

Дизайн возник в сфере промышленности в связи с развитием массового производства в XIX-XX вв. как особая творческая деятельность, в процессе которой преодолевается разрыв между красотой и пользой, стирается граница между искусством и техникой. Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа - проектной культурой, объединившей науч­но-техническую и гуманитарную культуры. Дизайн - проектирование матери­альных объектов, как правило, потребительских изделий для удовлетворения потребностей человека и общества. Потребность - осознанная или неосознан­ная необходимость в тех или иных условиях или предметах для нормального функционирования социальной системы или жизни человека. Для того чтобы понять сущность дизайна, необходимо дать понятие «предметная среда». Пред­метная среда - это совокупность окружающих человека изделий и их комп­лексов, используемая им для организации функциональных процессов жизне­деятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Дизайн - творческая проектная деятельность, целью которой является со­здание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Дизайнер - специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и пред­метной среды. В структуру дизайна входят следующие элементы:

1) субъект дизайн-деятельности - дизайнер и потребитель;

2) объект дизайн-деятельности - дизайн-проект и дизайн-продукт;

3) среда - различные системы деятельности.

Объектами дизайна могут быть промышленные изделия, элементы и систе­мы городской, производственной и жилой среды, визуальная информация. Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью пред­метной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. Таким образом, дизайн одежды - одно из направлений дизайн-деятельности (наряду с индустриальным дизайном - сферой машино- и приборостроения, дизайном среды, графическим дизайном), целью которого является проекти­рование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяю­щей соответствующие материальные и духовные потребности человека. Объект дизайна - утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и по­мимо эстетической функции, как и произведения искусства, выполняет мно­жество других функций. Дизайнер создает предметный мир, а не изображает его. Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна - формирование новых культурных образцов вещей, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых вещей. Поэтому дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей, а не на «ук­рашение» традиционных форм (что можно назвать «художественным оформле­нием одежды»).

Так как одежда является вещью или совокупностью вещей, то она выпол­няет функции вещи:

1) утилитарно-практическую, связанную с назначением вещи в конкрет­ной деятельности человека;

2) адаптивную, обеспечивающую благоприятное для процессов жизнедея­тельности состояние среды: комфортность, способность вещи или среды об­легчать процесс адаптации человека в окружающем мире (особенно важной эта функция вещи представляется с точки зрения экологических проблем - об этом);

3) результативную, связанную с социальным функционированием вещи, ее способностью способствовать достижению целей как отдельного человека, так и общества в целом;

4) интегративную, связанную с тем, что в вещи объединены и проявляют­ся качества культуры в целом: смысл (смысл вещи - ее роль в социально-культурном процессе жизнедеятельности); традиции; ценности, выраженные в материале и форме. Вещь является, таким образом, отражением образа жиз­ни в целом, одежда - отражением образа человека и образа жизни.
Дизайн является и одной из форм массовой коммуникации в современном обществе, так как осуществляет связь производства и потребления через тор­говлю, регулирует взаимодействие спроса и предложения, покупательскую активность массового потребителя. Дизайн - это социокультурный регулятор потребительского общества, необходимый для его функционирования и вос­производства. Покупая товар, потребитель приобретает не только вещь для удов­летворения своей потребности, но и символ определенного социального ста­туса. Дизайн благодаря символике предметов и предметных форм превращает товар в носителя определенных социокультурных значений, что является ус­ловием продажи нового товара. Таким образом, дизайн - одна из форм марке­тинга, массовой коммуникации между потребителем и производителем. «Рас­смотренный социологически, дизайн есть система управления взаимодействи­ем промышленности и рынка в массовом потребительском обществе путем придания внешним формам изделий символов престижа, благополучия, ло­яльности. Рассмотренный культуроведчески, дизайн - искусство»
Некоторые теоретики дизайна, действительно, рассматривают дизайн как новую форму существования искусства в современных условиях. На первый взгляд, особенно много общего у дизайна и у прикладного искусства, произ­ведениями которого являются вещи, помимо эстетической, имеющие и прак­тическую функцию (например, посуда, гобелены, украшения). Поэтому кос­тюм также рассматривают как предмет прикладного искусства". Произведени­ем прикладного искусства можно считать вещь, в которой объединены мате­риально-практические и художественно-эстетические достоинства. Костюм, обладающий художественной ценностью, несомненно, является произведени­ем искусства. Однако есть и различия между дизайном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых задач, продиктованных реальными потреб­ностями человека и общества, а не на создание художественного варианта уже существующего типа изделия, как в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или самостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник-прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер сконструирует функционально-техническую форму предмета. Кроме того, дизайн - особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует не только в самом творческом процессе созда­ния новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует от дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и облада­ния творческим воображением, эстетическим чувством, фантазией, которые характерны именно для художника. Тем более, что современная промышлен­ность становится областью, где могут взаимодействовать наука и искусство. Интегрирующий характер творческого таланта дизайнера выразил в своем оп­ределении итальянский дизайнер Этторе Сотсасс: «Дизайнер - это художник, ремесленник, философ». Философом дизайнер должен быть потому, что, созда­вая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкуса­ми, проектируя вещи и предметную среду в целом, он проектирует самого человека, его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проек­тирует вещь, а опосредованно - человека и общество. Действительная цель дизайна - проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция обще­ства.

Билет № 1

1. Дизайн: понятие и феномен.

Дизайн – от английского слова “design” – проектировать, рисовать, чертить, задумывать, а также – проект, план. Это разновидность художественной деятельности, которая направлена на создание предметной среды (машины, вещи, интерьер) и основана на принципах: удобство – экономичность – красота.

«ДИЗÁЙН , художественное проектирование промышленных изделий, учитывающее форму, материал и назначение предмета. Деятельность дизайнера направлена на создание органичной человеку предметно-пространственной среды. Современный дизайн является областью, где объединяются новейшие достижения науки, техники, гуманитарных знаний и художественно-эстетическая сфера; используются данные эргономики (науки, изучающей психофизиологические и функциональные особенности человека), экономики, экологии. Дизайнер руководствуется принципом функциональности форм, использует современные материалы и технологии, учитывает тенденции моды.

Область применения дизайна охватывает все виды человеческой жизни и деятельности: орудия труда и механизмы, предметы быта (посуда, бытовые приборы, аудио– и видеоаппаратура, мебель), одежду, книги и рекламную продукцию, оформление жизненного пространства человека – жилых интерьеров и садово-парковых зон (ландшафтный дизайн). Современные технологии вызвали к жизни компьютерный дизайн. Подобно произведениям «высокой моды», в художественном проектировании создаются уникальные авторские произведения «дизайна как искусства» (арт-дизайн).

Понятия «предмет» и «вещь».

«Слова «предмет и вещь» могут относиться к одному и тому же образованию, который представляет определенный, относительно независимый и устойчивый результат человеческой активности, каких – то действий. Вещество природы становится предметом, попадая под воздействие человека. Именно эта, активно – деятельная, преобразующая сторона отношения человека к чему – либо им создаваемому подчеркивается в понятии «предмет»: предмет возникает в процессе преобразования мира и для дальнейшего преобразования. Он предстоит человеку, являясь чем – то качественно отличным и одновременно возникая благодаря присутствию и усилиям последнего. Предмет несет информацию о своём создателе и играет ту или иную роль в процессе жизни человека. Подчеркивая этот аспект мы и будем обозначать его как вещь.

Феномен вещи в дизайне.

Рубеж тысячелетий отмечен обострением вопросов, связанных с возможностями и целями современной культуры, как в ее отношении к человеку, так и во взаимодействии с природой. Обсуждение состояния постсовременности приводит некоторых авторов к мысли о «конце» культуры в целом и различных ее сфер - искусства, дизайна, традиционных норм и ценностей.



Рассмотрение сущности и социокультурных функций продуктов дизайна важно и для современной эстетической теории, разработки ее категориального аппарата. Хотя отечественная эстетика давно отказалась от трактовки искусства как главного и единственного предмета исследования, дизайн и другие сферы материального формотворчества остаются в тени вплоть до настоящего времени.

Генезис отечественной теории дизайна рассматривается бегло и схематично, зачастую не принимаются в расчет особенности различных школ, периодов, направлений; реальный предметный мир, созданный усилиями профессионалов, и особенности бытия человека в нем остаются в тени исследуемых постулатов и текстов. Между тем именно дизайн представляет собой область предметной эстетической деятельности, реального эстетического преобразования мира. Его проблемы и достижения способны, в свою очередь, обогатить философские представления об эстетическом, его модификациях и возможностях, месте в современной культуре.

Специфика сущности дизайна как одного из видов проектно-творческой деятельности может быть выявлена при уяснении того, на что направлена дизайн-деятельность, каков аспект этой деятельности, в чем ее отличие от инженерного проектирования и художественного творчества (в сфере изобразительных искусств), в чем родство с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах при определенных видовых различиях.

Ориентация дизайнерского творчества, его аспект были, в принципе, верно раскрыты в упоминавшихся в подразд. 1.1 определениях дизайна, сформулированных Томасом Мальдонадо и Г. Б. Минервиным, при отмеченных там же недостатках их дефинирования. В этих дефинициях неудачным является выражение: «определение формальных качеств предметов…».

Во-первых, это вызывает ассоциации с формально-эстетическим подходом к разработке объектов, хотя авторы формулировок понятия «дизайн» и уточняют, что имеют в виду не только внешний вид объектов дизайна, но и их функционально обусловленную структуру, отражающую единство формы и сущности вещи. Во-вторых, дизайнеры не определяют, а формируют соответствующие свойства объектов разработки в процессе их композиционного формообразования. Совокупность этих свойств, проявляясь в неразрывности красоты и пользы, предстает как потребительское качество, потребительная ценность вещи для тех, в расчете на кого она спроектирована. В этом и проявляется специфика предмета дизайн-проектирования.

Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.

Инженерное проектирование ориентировано на техническую реализацию рабочей функции объекта разработки при соблюдении требований конструктивности, технологичности, экономичности его изготовления в промышленном производстве. Удовлетворяя требования рентабельности производства, инженер-конструктор одновременно стремится к удовлетворению требований потребителя (эксплуатационника, пользователя) объекта, воплощаемых в свойствах функциональности, надежности, долговечности, безопасности, удобства в эксплуатации (эргономичности) в той мере, в какой достижение этих свойств может быть обеспечено измерительно-расчетными и экспериментально-регистрационными методами.

Как правило, инженер не ставит задачи достижения эстетического совершенства объекта разработки, поскольку это прерогатива художника-конструктора, с которым он сотрудничает. Многие потребительские свойства разрабатываемого объекта являются либо результатом совместной проектно-творческой деятельности инженера и дизайнера (иногда и эргономиста), либо плодом только инженерного проектирования. В технически несложных объектах опытный квалифицированный дизайнер самостоятельно способен решать задачи обеспечения высокого уровня практически всех потребительских свойств проектируемого объекта соответствующего вида и типа, прибегая при необходимости к консультациям специалистов и (или) справочной литературе.

Творческая деятельность в сфере изобразительных искусств направлена на духовно-ценностное отражение всего мира, окружающего человека, многих форм человеческого бытия, духовного мира самого человека, его деятельности, переживаний, миропонимания, мироощущения, идеалов. Это отражение реализуется через призму индивидуального отношения художника к изображаемому с учетом специфики воплощения художественного замысла в конкретных видах и жанрах искусств.

Дизайн же не изображает мир и человека во всем многообразии проявлений его бытия, а выражает отношение к человеку и значение, смысл для человека всех тех объектов, которые им проектируются.

Кроме того, в дизайне (как и в архитектуре, и инженерном проектировании) творческий труд придумывания объекта разработки отделен от реализации творческого замысла в материале на основе соответствующих технологий машинного производства.

Если художник изобразительного или прикладного искусства, как правило, сам воплощает свой творческий замысел в материале (методами ручного ремесленного труда), то замысел дизайнера, воплощенный в проекте (графической документации, макете, модели, авторском образце), реализуется другими людьми по аналогии с процессом внедрения проекта в инженерной и архитектурной творческой деятельности.

Объектом дизайна может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере и среде жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере) человеческое общение.

Следует отметить, что фактор человеческого общения вообще обусловливает потребность в красоте не только в сфере предметного художественного творчества, но и во всем многообразном мире искусств. Чем выше роль этого общения, тем выше потребность в красоте, и наоборот.

Произведения художественного творчества стимулируют духовный контакт, сопереживание, духовное взаимодействие людей, их активность в процессе эстетического восприятия, выявления смыслового содержания художественного образа и эстетического наслаждения произведением (при соответствии данного объекта эстетическим запросам, ценностям, идеалам субъектов эстетического отношения).

За пределами сферы дизайнерского творчества остаются сугубо технические объекты, которые (вне зависимости от степени их сложности) ориентированы лишь на утилитарно-функциональные контакты человека с ними: не предполагают межличностного духовного общения людей в процессе их использования и восприятия, не рассчитаны на роль артефактов материально-художественной культуры. Это могут быть и структурные элементы технических объектов (блоки, узлы, детали, механизмы), скрытые от их постоянного зрительного восприятия человеком внутри корпуса, кожуха, футляра изделия, имеющего закрытую (частично или полностью) объемно-пространственную структуру.

Разумеется, не являются объектами дизайна такие объекты, которые относятся к сфере разнообразного инженерно-технического строительства и гражданской архитектуры (градостроение, домостроение, создание общественных зданий разного назначения с их инфраструктурой).

Тем не менее, за истекший век дизайн освоил немало объектов проектирования, относившихся ранее к сфере деятельности архитекторов. Это – интерьеры разных видов общественных, жилых, производственных зданий; вся сфера транспорта (всех его видов); «архитектура малых форм» (ныне – «дизайн предметной городской среды»); ландшафтная и садово-парковая архитектура; оформление массовых празднеств, спортивных соревнований, экспозиций, шоу, презентаций и т. п. Нередко здесь дизайнеры сотрудничают с архитекторами.

Что касается разделения или взаимопроникновения сфер творчества дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства, то оно обусловлено как видами объектов разработки, так и подходом к их созданию, определяемым социально-культурной ролью тех или иных вещей в предметном окружении человека.

Естественно, что художники декоративно-прикладного искусства не занимаются многочисленными группами, видами и типами изделий производственного, общественного и бытового назначения, порожденными научно-техническим прогрессом, не имеющими аналогов в доиндустриальную эпоху предметного творчества, производство которых возможно и рационально только машинным способом. Хотя некоторые, некогда традиционные для ремесленного творчества группы изделий бытового назначения (различные ткани, мебель, светильники, посуда, одежда и обувь) уже давно стали объектами машинного производства и дизайнерского творчества.

Среди изделий бытового назначения есть такие, которые в зависимости от подхода к их художественному освоению могут быть как объектами дизайна для их массового производства, так и объектами прикладного искусства или народных художественных промыслов для их мелкосерийного или индивидуального изготовления кустарным ремесленным способом. Если в дизайне таких изделий превалируют соображения конструктивности, технологичности, экономичности серийного производства (сочетаемые с возможной в таком производстве вариантностью формы, цвета, декоративного рисунка в различных моделях изделий одного вида и типа в их ассортименте), то в декоративно-прикладном искусстве приоритет остается за индивидуализацией художественного решения изделий, а также различных способов и приемов их выполнения и отделки.

Как правило, такими объектами могут быть традиционные для прикладного искусства, технически несложные вещи утилитарного, утилитарно-декоративного или чисто декоративного назначения. Например: некоторые изделия мебели; декоративные светильники; керамическая и стеклянная посуда; штучные текстильные изделия; небольшие изделия из металла, древесины, камня, кости, керамики, стекла, кожи, меха, тканей, трикотажа, используемые как для украшения помещений, так и для украшения человека (ювелирные изделия, бижутерия); некоторые виды игрушек; различные виды сувенирных и подарочных изделий из разнообразных материалов и т. п.

дизайн является специфическим видом проектной деятельности, объединившей художественную идеологию предметного творчества с инженерной проектной практикой, ориентированной на индустриальное производство. Наряду с существовавшими видами проектирования (архитектурным, инженерным) в начале ХХ в. сформировался еще один его вид – художественное конструирование и соответствующий ему социальный институт деятельности – дизайн.

Методический идеал дизайн-деятельности характеризуется следующими признаками: во-первых, включением в структуру этой деятельности всех базисных форм проектной деятельности – критики, исследования, проектирования (технологического, морфологического, функционального); во-вторых, соединением этих форм с особой проектной идеологией, выдвинувшей задачу формирования новых культурных образцов изделий (их комплектов, ансамблей, комплексов, систем, предметной среды); в-третьих, обогащением базисных форм проектирования рядом дополнительных функций ; в-четвертых, выявлением в проектной идеологии дизайна художественной идеологии как ее сущности .

«Эстетическое сознание и художественный метод мышления стали той основой, на которой формировался дизайн как деятельность по проектированию культурных образцов. Дизайнер, проектируя предметный мир для человека, ориентируется на целостные и социально конкретные образцы жизнедеятельности, моделируемые также и с помощью художественного воображения. Дизайнер – это художник, работающий в материале техники и промышленности. Он должен уметь мыслить категориями техники и говорить с инженером на одном профессиональном языке» .

Основным методом дизайна (воплощающим наиболее плодотворный методический идеал дизайн-деятельности) является художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, характеризующих их образ жизни, с учетом ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функций объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), свойств конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделия (изделий), обусловленной материально-техническими возможностями конкретного предприятия.

Дизайн призван включать продукты техники в мир материально-художественной культуры путем создания культурных образцов изделий (их комплексов, систем), способствуя формированию гармоничной предметной среды в зависимости от условий социального функционирования дизайн-деятельности.

ОДЕЖДА КАК ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА

Дизайн возник в сфере промышленности в связи с развитием массового производства в XIX - XX вв. как особая творческая деятельность, в процессе которой преодолевается разрыв между красотой и пользой, стирается граница между искусством и техникой. Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа - проектной культурой, объединившей науч-но-техническую и гуманитарную культуры. Дизайн - проектирование матери-альных объектов, как правило, потребительских изделий для удовлетворения потребностей человека и общества. Потребность - осознанная или неосознан-ная необходимость в тех или иных условиях или предметах для нормального функционирования социальной системы или жизни человека. Для того чтобы понять сущность дизайна, необходимо дать понятие «предметная среда». Пред-метная среда - это совокупность окружающих человека изделий и их комп-лексов, используемая им для организации функциональных процессов жизне-деятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Дизайн - творческая проектная деятельность, целью которой является со-здание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Дизайнер - специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и пред-метной среды. В структуру дизайна входят следующие элементы:

1) субъект дизайн-деятельности - дизайнер и потребитель;

2) объект дизайн-деятельности - дизайн-проект и дизайн-продукт;

3) среда - различные системы деятельности.

Объектами дизайна могут быть промышленные изделия, элементы и систе-мы городской, производственной и жилой среды, визуальная информация. Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью пред-метной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. Таким образом, дизайн одежды - одно из направлений дизайн-деятельности (наряду с индустриальным дизайном - сферой машино- и приборостроения, дизайном среды, графическим дизайном), целью которого является проекти-рование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяю-щей соответствующие материальные и духовные потребности человека. Объект дизайна - утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и по-мимо эстетической функции, как и произведения искусства, выполняет мно-жество других функций. Дизайнер создает предметный мир, а не изображает его. Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна - формирование новых культурных образцов вещей, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых вещей. Поэтому дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей, а не на «ук-рашение» традиционных форм (что можно назвать «художественным оформле-нием одежды»).

Так как одежда является вещью или совокупностью вещей, то она выпол-няет функции вещи:

1) утилитарно-практическую, связанную с назначением вещи в конкрет-ной деятельности человека;

2) адаптивную, обеспечивающую благоприятное для процессов жизнедея-тельности состояние среды: комфортность, способность вещи или среды об-легчать процесс адаптации человека в окружающем мире (особенно важной эта функция вещи представляется с точки зрения экологических проблем - об этом);

3) результативную, связанную с социальным функционированием вещи, ее способностью способствовать достижению целей как отдельного человека, так и общества в целом;

4) интегративную, связанную с тем, что в вещи объединены и проявляют-ся качества культуры в целом: смысл (смысл вещи - ее роль в социально-культурном процессе жизнедеятельности); традиции; ценности, выраженные в материале и форме. Вещь является, таким образом, отражением образа жиз-ни в целом, одежда - отражением образа человека и образа жизни.
Дизайн является и одной из форм массовой коммуникации в современном обществе, так как осуществляет связь производства и потребления через тор-говлю, регулирует взаимодействие спроса и предложения, покупательскую активность массового потребителя. Дизайн - это социокультурный регулятор потребительского общества, необходимый для его функционирования и вос-производства. Покупая товар, потребитель приобретает не только вещь для удов- летворения своей потребности, но и символ определенного социального ста-туса. Дизайн благодаря символике предметов и предметных форм превращает товар в носителя определенных социокультурных значений, что является ус-ловием продажи нового товара. Таким образом, дизайн - одна из форм марке-тинга, массовой коммуникации между потребителем и производителем. «Рас-смотренный социологически, дизайн есть система управления взаимодействи-ем промышленности и рынка в массовом потребительском обществе путем придания внешним формам изделий символов престижа, благополучия, ло-яльности. Рассмотренный культуроведчески, дизайн - искусство»
Некоторые теоретики дизайна, действительно, рассматривают дизайн как новую форму существования искусства в современных условиях. На первый взгляд, особенно много общего у дизайна и у прикладного искусства, произ-ведениями которого являются вещи, помимо эстетической, имеющие и прак-тическую функцию (например, посуда, гобелены, украшения). Поэтому кос-тюм также рассматривают как предмет прикладного искусства". Произведени-ем прикладного искусства можно считать вещь, в которой объединены мате-риально-практические и художественно-эстетические достоинства. Костюм, обладающий художественной ценностью, несомненно, является произведени-ем искусства. Однако есть и различия между дизайном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых задач, продиктованных реальными потреб-ностями человека и общества, а не на создание художественного варианта уже существующего типа изделия, как в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или самостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник-прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер сконструирует функционально-техническую форму предмета. Кроме того, дизайн - особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует не только в самом творческом процессе созда-ния новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует от дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и облада-ния творческим воображением, эстетическим чувством, фантазией, которые характерны именно для художника. Тем более, что современная промышлен-ность становится областью, где могут взаимодействовать наука и искусство. Интегрирующий характер творческого таланта дизайнера выразил в своем оп-ределении итальянский дизайнер Этторе Сотсасс: «Дизайнер - это художник, ремесленник, философ». Философом дизайнер должен быть потому, что, созда-вая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкуса-ми, проектируя вещи и предметную среду в целом, он проектирует самого человека, его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проек-тирует вещь, а опосредованно - человека и общество. Действительная цель дизайна - проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция обще-ства.

Физиологические основы различий стрессорной устойчивости здорового и больного человека

МОНОГРАФИЯ

проф. Игорь Борисович ЗАБОЛОТСКИХ проф. Валентина Александровна ИЛЮХИНА

Зав. редакцией А. В. Жинкин

Худож. редактор А. Г. Похотько

Тех. редактор С. В. Бычков

Корректор Ю. П. Малышев

Сдано в набор 20.12. 95. Подписано в печать 29. 12. 95. Формат 60 X 90/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. псч. л. 6, 25. Зака-i № 862. Тираж 1000.

Типография СПУ администрации края, ул. Красная, 35.


Методические рекомендации направлены на облегчение самостоятельной работы студентов выполнению практических заданий по курсу «Основы проектирования» в первом семестре обучения. Методические рекомендации помогут систематизировать теоретические знания по разделу «Композиция» и дадут рекомендации технического порядка по приобретению практических умений и навыков использования графического и макетного материалов.

Эта работа представляет собой специфично изложенную структуру композиции, которая могла бы заложить фундамент специальных знаний, необходимых для изучения предмета «Проектирование» и носит пропедевтический характер.

1. Предмет дизайна.

2. Структура преподавания композиции в курсе «Проектирование».

Свойства и качества композиции;

3. Свойства некоторых графических и макетных материалов.

Учебный курс «Проектирование» основан на системном использовании разносторонних знаний и умений, полученных на протяжении обучения в училище. Этот курс должен воспитать мастера, творческую личность, в которой объединены эстетические знания и умения (рисунок, живопись, композиция, цветоведение, история искусств, история промышленного искусства, дизайна) на основе крепких технических знаний (черчение, перспектива, технология и т.д.). Перед преподаванием таких основополагающих дисциплин, как рисунок, живопись, композиция, должны стоять конкретные задачи, которые помогут развивать у студентов конкретно определённые навыки и знания, необходимые дизайнеру.

Метод художественного конструирования (от анализа ситуации- до решения графического образа и объёмно-пространственного макета с учётом реальной технологии) представляет собой законченный цикл, ценность которого в разумном синтезе утилитарного и эстетического.

По определению, которое дала международная организация дизайнеров (ICSID ), ДИЗАЙН – это творческая деятельность, направленная на определение формальных качеств предметов и среды. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство как с точки зрения производителя, так и потребителя.



Дизайн направлен охватить все аспекты окружающей среды, объединяя в себе творческое начало и теорию (техническая эстетика), которая является его основой.

Техническая эстетика определяет закономерности развития художественного конструирования, его социальную природу и разрабатывает основные принципы и методы, на основе которых формируется искусственная предметная среда с учётом человеческого фактора.

Художественное конструирование – вид деятельности человека в сфере материального производства, направленный на повышение качества промышленной продукции и искусственной среды путём гармонизации средствами технической эстетики.

2. Структура преподавания композиции в курсе «Основы проектирования».

Дисциплина «Основы проектирования» преподаётся на первом курсе отделения Дизайн среды, то есть входит в список дисциплин подготовительного периода в общей структуре обучения. Это, естественно, отражается на целях и задачах, поставленных перед этой дисциплиной. Одной из важнейших составляющих частей проектирования, его теоретической базой является композиция, знание которой и умение применять её возможности в различных видах изобразительной деятельности. Поэтому композиция должна стать чуть ли не основным разделом в курсе Основ проектирования.

Теоретичное изучение категорий, свойств и приёмов композиции должно быть подкреплено выполнением ряда практических работ, направленных на усвоение и закрепление теории. Поэтому плановое, последовательное изучение категорий, свойств и приёмов композиции параллельно дублируется серией графических и макетных работ-упражнений на отражение наилучшим образом отдельных качеств и приёмов композиции.

Курс Основы проектирования охватывает очень разнообразный и многоплановый материал, очень непростой для системного изложения. Предлагаемая структура теории композиции позволяет чётче проявить ряд закономерностей, связанных с гармонизацией предметного мира.

Учитывая специфику и начальный уровень подготовки студентов, практические упражнения выполняются с учётом последовательности приобретения практических навыков. Особенное внимание следует уделить качеству графических и макетных работ. Это поможет студентам максимально глубоко познакомиться с особенностями и свойствами графических и макетных материалов и инструментов (бумага, тушь, гуашь, кисти, резак, клей и прочее).

Наиболее общие и существенные связи и отношения отражены в законах (категориях) композиции:

Тектоника;

Объёмно-пространственная структура.

Взаимное отношение конструкции и формы (тектоника) – это наиболее существенное качество, которое определяет композицию всякой структуры и работу над ней, начиная с композиционного приёма и заканчивая определением характера формы и её нюансов.

В то же самое время форму каждой структуры можно рассматривать с точки зрения определения взаимодействия всех её элементов между собой и с пространством – как объёмно-пространственную структуру, иногда простую и лаконичную, иногда достаточно сложную.

Качества и свойства композиции.

Композицию следует рассматривать в единении двух сторон: методической и как состояние высокоорганизованной формы.

В разнообразных композициях некоторые качества и свойства играют как ведущую, так и второстепенную роли, что естественно отражено в их характеристиках: контрастные, ритмичные, динамичные и т.д..

Несколько обособленно стоят ещё два обязательных и важных качеств композиции – единство стиля и образность формы . Выделение обусловлено тем, что их достижение зависит от умения художника передать дух (настроение) в самом виде вещи или пространства.

Закономерности композиции.

Рассматривая разнообразные аспекты закономерностей композиции можно прийти к выводу, что определяющим фактором в этом есть наличие или отсутствие внутренней логики развития формы.

Средства композиции.

Анализ гармоничных композиций показывает, что гармония может быть достигнута проработкой формы по различным направлениям – пропорционированием, определением композиционного центра, балансом нюанса и контраста и так далее. Некоторые свойства композиции могут вести ведущую роль.

Загрузка...