domvpavlino.ru

Преодоление объективных трудностей согласования прилагательных с существительными у дисграфиков. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе Согласование прилагательных с существительными в роде

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района

    г.Санкт-Петербурга

    Коррекционно-развивающее направление


    Конспект индивидуального занятия по теме:

    «Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.»

    Составила:

    учитель

    Щеголева Е.В.

    Санкт-Петербург

    2016г.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии

    Логопедическая тема : Имя прилагательное. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

    Цель: Правильное употребление в речи имен прилагательных, изменение имен прилагательных в роде и числе.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные :

    1. активизация речевой и интеллектуальной деятельности, совершенствование коммуникативных умений и навыков.
    2. совершенствование и закрепление умений и навыков согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
    3. развитие логического мышления.
    4. развитие слуховой и слухоречевой памяти, слухового внимания.
    5. закрепление умений словообразования прилагательных.

    Воспитательные:

    1 Воспитание интереса к учебному процессу.

    2 Формирование чувства уверенности в своих возможностях.

    3 Воспитание усидчивости и внимания.

    Оборудование: р абочая тетрадь; индивидуальные карточки с заданиями.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.

    Здравствуй! Садись. Будь внимательна, сейчас я тебе прочту загадку, попробуй отгадать:

    С существительным дружу
    И нисколько не тужу.
    Моя основная примета:
    Обозначаю признак предмета.
    Лед какой? Холодный, гладкий.
    Чай какой? Горячий, сладкий.
    Изменяюсь по родам,
    Числам и падежам.
    Люблю детей внимательных.
    Кто я?...(прилагательное).

    II. Тренировочные упражнения по усвоению материала по теме:

    1) Закрепление знания об имени прилагательном

    Из данных слов выбери только прилагательные:

    Солнце яркое светит

    Лист узкий падает

    Морковь пушистый лежит

    Сок зрелая налить

    Кот интересная растет

    С какими словами в предложении дружат имена -прилагательные? (Ответ).

    2) Составление словосочетаний

    Подбери к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные (карточка):

    Солнце яркое

    Лист яблочный

    Морковь пушистый

    Книга осенний

    Сок зрелая

    Кот интересная

    Читаем получившиеся словосочетания, четко проговаривая и выделяя окончания, используя вопросы

    3)Составление предложений

    - Прочитай, вместо точек встать подходящие по смыслу прилагательные:

    На грядке было много... моркови. (зрелая)

    В магазине продают … сок. (яблочный)

    На крыльце лежал … кот. (пушистый)

    С дерева упал…лист. (осенний)

    На небе светит …солнце. (яркое)

    Девочка прочитала … книгу. (интересную)

    III.Физминутка к уроку русского языка по теме «Прилагательное».

    Глубокий короткий вдох и длинный плавный выдох.

    «Какой? Какая? И какое?», -

    Дружно хором повторяем.

    Прилагательные знаем,

    Хором дружно повторяем:

    «Не забудем никогда

    Эти классные слова!»

    IV. Тренировочные упражнения на обобщение изученного.

    1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе)

    Определи род и число прилагательных:

    Солнечный луч Доброе сердце

    Верные товарищи Колючий ёрш

    Берёзовый пень Деревянный стул

    Летучая мышь Звёздные ночи

    Хороший врач Пятнистые олени

    Вкусные помидоры - Чистое окно

    1. Игра «Один - много».

    Измени число прилагательных

    Солнечный луч - Доброе сердце -

    Верные товарищи - Колючий ёрш –

    Берёзовый пень - Деревянный стул -

    Летучая мышь - Звёздные ночи -

    Хороший врач - Пятнистые олени –

    Вкусные помидоры - Чистое окно –

    Запиши получившиеся ответы в тетрадь.

    V. Итог занятия:

    О какой части речи говорили сегодня?

    Что обозначает имя прилагательное?

    Сегодня, ты хорошо поработала. До свидания!


    Цели урока:

    закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

    развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде»

    Цели урока :

    закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

    развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

    Задачи урока:

    1. способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. способствовать активизации, обогащению словаря;

    3. способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

    4. развитие орфографической зоркости..

    Ход урока:

    I. Психологический настрой.

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    II. Актуализация опорных знаний.

    Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

    Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)

    Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

    В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

    Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

    А как мы скажем про день? (День весенний.)

    Про небо? (Небо весеннее.)

    Про дни? (Дни весенние.)

    Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать сегодняшнюю погоду?

    Что вы знаете об имени существительном?

    А что вы знаете об имени прилагательном?

    Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

    Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика» (выступление ученика).

    В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

    Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.

    В.Волина.

    III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

    Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

    Кто поможет мне сформулировать тему урока?

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».

    Какие задачи мы поставим перед собой?

    Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

    Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

    Почему вы так считаете?

    Верно, в сочинении допущены ошибки.

    А какие ошибки допустил мальчик?

    У мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

    Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

    IV. Открытие нового знания.

    Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

    Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

    определи род имени существительного;

    подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

    измени форму прилагательного в соответствии с вопросом.

    О б р а з е ц: солнце (яркий, яркая, яркое): солнце - ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце - КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

    Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

    Не хочешь оставаться с носом,

    Проверяй окончания вопросом.

    V. Первичное закрепление.

    Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

    Погода... (дождливый, дождливая, дождливое).

    Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

    Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

    Ветер... (холодный, холодная, холодное).

    Воздух … (свежий, свежее, свежая).

    Облако.. (белый, белое, белая).

    Солнце... (яркий, яркое, яркая).

    Настроение... (радостный, радостная, радостное).

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    А теперь внимание.

    Новое испытание.

    Вставьте окончания

    В этих словосочетаниях.

    В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

    утренн ___ туман

    грибн ___ дождь

    долгожданн ___ телеграмма

    красн ___ карандаш

    зимн____ природа

    ночн_____ небо

    современн____ кино

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    Проверьте свою работу.

    Кто легко справился с заданием?

    У кого возникли затруднениея? Какие?

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    «Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

    Поставь вопрос к этим словам.

    О б р а з е ц: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая-какая?

    Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

    Дождь... (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

    Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

    Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

    Воздух… (свежий, горячий, морозный).

    Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

    Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

    Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

    VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

    Помогите отредактировать сочинение мальчика.

    «Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    (В роде, числе и падеже)

    Где можно применить новые знания?

    Что получилось хорошо?

    Над чем ещё надо поработать?


    Тема урока : Согласование имени прилагательного с именем существительным

    Тип урока : комбинированный

    Цели урока : - формирование умений и навыков определения имен прилагательных в тексте, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными; совершенствование каллиграфии письма, обогащение словарного запаса;

    Коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, коррекция внимания и восприятия;

    Воспитывать интерес к предмету.

    Ход урока:

    I. Организационный момент. (2 мин.)

    II. Повторение пройденного материала. (7 мин.)

    (слайд № 2)

    1.Вступительное слово:

    «Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи - именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».

    Вот в этом красивом доме живёт красивая художница-волшебница Имя прилагательное. Она будет нас сопровождать во время урока. Позвольте вам представить её:

    (слайд № 3)

    Я слово замечательное, -

    Говорит нам прилагательное,

    Я равного себе не знаю:

    Я признаки обозначаю.

    Без признаков предмета нет-

    об этом знает целый свет.

    Определяю я предметы,

    Они со мной весьма приметны.

    Я украшаю вашу речь

    Меня вам надо знать, беречь.

    Прилагательным меня называют

    И по падежам меня склоняют.

    Признаки обозначаю,

    Все предметы украшаю,

    Разукрашу, опишу,

    Какой есть предмет скажу

    (слайд № 4)

    Что представить наглядно как выглядит Имя прилагательное в тексте предлагаю вам следующее стихотворение:

    Эта страница зелёного цвета,

    Значит, на ней постоянное лето .

    Бродят в траве золотые б укашки .

    Вся голубая , как бирюза,

    Села, качаясь, на венчик ромашки,

    Словно цветной самолёт, стрекоза.

    Вот тёмно-красная божья коровка ,

    Спинку свою разделив пополам,

    Вскинула крылья прозрачные ловко

    И полетела по важным делам .

    III. Воспроизведение и коррекция знаний (7 мин.)

    (слайд № 4)

    «Игра разведка». Вот вам небольшой текст, в котором жудожница- волшебница Имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых она это сделала:

    Снег белый. Но бывает голубой, синий, с еребристый , на закате даже красный, а по форме - пушистый , рассыпчатый . Его можно потрогать - он холодный, свежий, колючий .

    Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным. Посмотрите, что у нас получилось:

    Снег. Но бывает, на закате даже, а по форме - , . Его можно потрогать - он,.

    (слайд № 5)

    2. А сейчас попробуем определить предметы по признакам, которые обнаружим в загадках:

    Загадки

    Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб)

    Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелёк. (одуванчик)

    Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

    Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка. (вишня).

    (слайд № 6)

    «Отгадай, кто это?». А теперь мы проверим, как вы знаете сказочных героев из мультфильмов:

    Ответьте, про кого мы можем так сказать:
    - крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
    - глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
    - длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
    - красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
    - серый, голодный, злой- Серый Волк.
    - рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
    - толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
    - зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
    - лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
    - дикий, отважный, ловкий - Маугли.
    (слайд № 7)

    4. Как художница Имя прилагательное украшает слова, вы можете увидеть на следующих примерах:

    (слайд № 8) Дерево- зелёное, ветвистое..

    (слайд № 9) Кошка - рыжая, усатая, домашняя.

    Гриб - большой, несъедобный, ядовитый.

    (слайд № 11) ТОРТ.

    5. А теперь скажите, какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

    IV. (слайд № 12) Физминутка для глаз. (4 мин.)

    V. Актуализация знаний к новой теме. Сообщение темы урока.

    1. (слайд № 13) Кластер «Имя прилагательное»

    Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

    VI. Сообщение новых знаний

    1. (слайд № 14) Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным и «надевает ту же одежду, что и имя существительное», т.е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

    «Прилагательное + существительное».

    2. (слайд № 15) Вот какое нарядное платье у нашей художницы. Это различные окончания украсили его.

    3. (слайд № 16). Имя прилагательное отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

    4. Словарь: (слайд № 17).

    5. (слайд № 18).Измените прилагательные по родам и числам.

    6. . (слайд № 19).Исправьте ошибки: (письменно)

    роза садовое,

    чистый пруды,

    белая пароход,

    красивая платье,

    хорошей друга,

    у синих забора,

    у высокой столба,

    трудный задача,

    кислая яблоко,

    7. . (слайд № 20). Алгоритм работы с именем прилагательным.

    8. (слайд № 21). Согласуйте имя прилагательное с существительным

    родн... (краем, отечества, городом).

    VIII. (слайд № 22). Физминутка.

    IX. Закрепление знаний

    1. (слайд № 23). Дописать окончания.

    Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    2.(слайд № 24). Подобрать имена прилагательные к именам существительным.

    Вечер, ночь, утро (сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная).

    3. (слайд № 25). Антонимы (устно).

    Большой -маленький
    Толстый - тонкий
    Голодный - сытый
    Тупой - острый
    Твердый - мягкий
    Широкий - узкий
    Короткий - длинный
    Веселый - грустный
    Легкий - тяжелый
    Чистый - грязный
    Добрый - злой

    4. (слайд № 26). Самостоятельная работа.

    За грибами

    Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой.

    5. (слайд № 27).

    Знаешь ли ты, что… (опрятный)

    . (слайд № 28). (красный)

    6. (слайд № 28). Игра «Ласковые слова)

    Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди.

    А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

    VII. Повторение и обобщение. (3 мин.)

    (слайд № 29).Имя прилагательное.

    (слайд № 30). «Верные-неверные утверждения»

    (слайд № 31). Синквейн

    Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Прилагательное

    Какое, какая, второстепенные

    Согласуется, склоняется, изменяется

    Обозначает признак предмета

    Часть речи

    VIII. Подведение итогов. (3 мин.)

    IX. Домашнее задание. (2 мин) (Упр. 141)

    Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

    Предварительная работа:

    Усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
    - усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
    - усвоены понятия «единственное и множественное число».
    - проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

    Оборудование:

    Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

    Программное содержание:

    Продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов - чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
    - продолжать развивать умение подбирать местоимения - мой, моя, мое, мои к существительным;
    - развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
    - закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
    - развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
    - развивать словарный запас детей;
    - формировать навыки общения и правильного поведения.

    Методы и приемы:

    Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

    План занятия:

    1. Организационный момент.
    2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
    3. Работа с картинками.
    4. Определение темы занятия.
    5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
    6. Игра «Четвертый лишний».
    7. Физкультминутка.
    8. Игра «Угадай-ка».
    9. Работа с карточками.
    10. Игра «Светофор».
    11. Физкультминутка.
    12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»
    13. Антонимы.
    14. Упражнения на релаксацию.
    15. Итог занятия.

    Ход занятия

    1. Организационный момент:

    Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

    2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

    Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

    Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
    Как пыхтит тесто?
    Пых- пых- пых…
    Как паровоз выпускает пар?
    Чух - чух - чух…
    Как шипит гусь?
    Шшшшшшшшшш……
    Как мы смеемся?
    Ха- ха- ха……
    Как накачиваем насос?
    Ссссссссссссссссс….
    Как дуем на одуванчик?
    Фффффффффф…..

    

    Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

    Речевая гимнастика:
    Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

    Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

    3. Работа с картинками:

    Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
    какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
    Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
    пианино, пальто.
    Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

    4. Определение темы занятия:

    Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
    существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
    группах.
    Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

    У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
    Инструкция: закрась все слова женского рода - красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

    6. Игра «Четвертый лишний»:

    Инструкция : назови 4-й лишний, объясни - почему?

    1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
    2. Корова, лиса, собака, тигр .
    3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
    4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
    5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
    6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
    7. Лимон, персик, апельсин, груша .
    8. Репа , чеснок, салат, огурец.
    9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
    10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
    11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
    12. Конь , собака, корова, свинья.
    13. Лиса , заяц, волк, медведь.

    7. Физкультминутка:

    «Вы, наверное, устали?»
    Вы, наверное, устали?
    Ну, тогда все дружно встали.
    Ножками потопали,
    Ручками похлопали.
    Покрутились, повертелись
    И за парты все уселись.
    Глазки крепко закрываем,
    Дружно до 5 считаем.
    Открываем, поморгаем
    И работать продолжаем.

    8. Игра «Угадай-ка»:

    Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
    Ответьте, про кого мы можем так сказать:
    - крошечная, заботливая, добрая - Дюймовочка.
    - глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
    - длинноносый, деревянный, озорной - Буратино.
    - красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
    - серый, голодный, злой- Серый Волк.
    - рыжая, хитрая, коварная - Лиса.
    - толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
    - зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
    - лопоухий, неуклюжий, коричневый - Чебурашка.
    - дикий, отважный, ловкий - Маугли.

    9. Работа с карточками по вариантам:

    1 вариант: Тигренок

    Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

    2 вариант: Синица

    Синица - небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

    3 вариант: Цветы цветут

    Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

    Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

    10. Игра «Светофор»:

    Инструкция: разделите предметы на группы - по цветам:
    Вопросы: какой, какая, какое, какие?

    Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
    Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок.
    Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

    11. Физкультминутка:

    «Вновь у нас физкультминутка»

    Вновь у нас физкультминутка,
    Наклонились, ну-ка, ну-ка!
    Распрямились, потянулись,
    А теперь назад прогнулись.
    (наклоны вперед и назад)
    Разминаем руки, плечи,
    Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
    И совсем не уставать.
    (рывки руками перед грудью)
    Голова устала тоже.
    Так давайте ей поможем!
    Вправо- влево, раз и два.
    Думай, думай, голова.
    (вращение головой)
    Хоть зарядка коротка,
    Отдохнули мы слегка
    (садятся за парты)

    12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

    Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

    Мяч - резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

    13. Антонимы:

    Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

    Большой - маленький
    Толстый - тонкий
    Голодный - сытый
    Тупой - острый
    Твердый - мягкий
    Широкий - узкий
    Короткий - длинный
    Веселый - грустный
    Легкий - тяжелый
    Чистый - грязный
    Добрый - злой

    14. Упражнения на релаксацию:

    Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

    Комплекс упражнений:
    «Роняем руки» - поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ - руки висят, как веревочки.
    «Трясем кистями» - руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
    «Стряхиваем воду с пальцев» - руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
    «Поднимаем и опускаем плечи» - как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи вниз).

    15. Подведение итогов:

    Что вам понравилось на занятии?
    Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

    Загрузка...