domvpavlino.ru

Презентация на тему "класс земноводные и класс пресмыкающиеся". Обобщающий урок по темам: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Цель урока

Амфибии и Рептилии могут предсказывать погоду. Лягушка квакает – дождь зовет. Жабы в нору спрятались на теплую погоду. Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем. Крокодил из воды выходит на сушу – к холодной погоде. Змеи прячутся в норы – к похолоданию. Амфибии уничтожают вредных насекомых, являются пищей для птиц и мелких водных млекопитающих животных, в некоторых странах, например в Китае и Франции человек употребляет в пищу мясо Амфибий.) Ящерицы истребляют вредных насекомых, змеиный яд используется как обезболивающее и кровесвертывающее средство, кожа крокодилов используется для изготовления портфелей, сумок, ремней, мясо и яйца черепах человек использует в пищу, мелкие рептилии являются пищей для более крупных животных, из панциря черепах изготавливают гребни, панцири черепах используют для декорации цветочных клумб. Рыбы являются промысловыми. Рыбы, вылавливаемые в большом количестве для потребления в свежем виде и для переработки в промышленном. К ним относятся сельдь, лосось, треска, судак, лещь и т.д. Особенно ценны в этом отношении осетровые. Они дают отличное мясо, ценную икру и другие продукты.

Земноводные и Класс Пресмыкающиеся»

Цель урока: повторение и обобщение знаний по темам: «Надкласс Рыбы, Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся».

Задачи урока:

  • расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
  • развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
  • развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
  • закрепить полученные знания по пройденной теме;
  • обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии холоднокровных животных;
  • провести занимательную викторину, которая поможет повысить интерес к биологии, как к одной из фундаментальных наук человечества.

Слайд 2

Правила проведения познавательной викторины.

Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).

  • Каждый правильный ответ - + 10 баллов команде (при неполном ответе допускается судьей-учителем засчитать 5 баллов из 10).
  • При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
  • В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.
  • Слайд 3

    Тема «Надкласс Рыбы».1. Рыбы (ерш и окунь), чистое полотенце и раствор йода. Какая связь между

    Ответ: Спинной и анальный плавники этих рыб имеют жесткие и колючие лучи. Уколы лучей при ловле и разделке рыб очень чувствительны и болезненны, приводят к образованию опухолей на коже рук. Руки при уколе необходимо вытереть чистым полотенцем, а ранки продезинфицировать раствором йода.

    Слайд 4

    Тема: «Класс Земноводные».1. Лягушка и спортивный стиль плавания. Какая связь между ними?

    Брасс – спортивный стиль плавания, основанный на эффективном лягушачьем плавании.

    Слайд 5

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся».1. Аллигатор, анаконда, саламандра, черепаха, удав. Какое

    животное лишнее в этой компании? Почему?

    Ответ: Саламандра – земноводное.

    Слайд 6

    Тема «Надкласс Рыбы».2. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему?

    Ответ: Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.

    Слайд 7

    Тема: «Класс Земноводные». 2. Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки?

    Ответ: Нельзя. У лягушки нет ребер и грудной клетки. Отсутствуют и дыхательные мышцы, которые поднимают и опускают ребра при вдохе и выдохе.

    Слайд 8

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 2. В зеленой траве он зеленый, в высохшей и пожелтевшей –

    желтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? Каковы его биологические особенности?

    Ответ: Хамелеон. Изменчивость окраски обусловлена перераспределением пигментов кожи под влиянием определенных факторов. Глаза хамелеона могут независимо друг от друга совершать повороты. Питается хамелеон насекомыми, которых он добывает при помощи своего длинного языка.

    Слайд 9

    Тема «Надкласс Рыбы». 3. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на

    них и всех без промаха переловила. Каким образом она их обнаружила?

    Ответ: Боковая линия – орган чувств – заменяет рыбам зрение, она позволяет: определять направление и скорость движения воды; воспринимать колебание воды и отраженные от различных объектов волны; определять величину движущихся объектов.

    Слайд 10

    Тема: «Класс Земноводные». 3. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про

    Ивана-царевича? Почему?

    Ответ: Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.

    Слайд 11

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 3. Почему змеи часто высовывают язык из межчелюстного

    отверстия?

    Ответ: Длинный и узкий язык змей – орган осязания, который позволяет им общаться в внешним миром: ощупывать предметы и пищу, улавливать запах, ощущать тепло, воспринимать звуковые колебания.

    Слайд 12

    Тема «Надкласс Рыбы». 4. Обычай рыболовов плевать на приманку – не просто дань традиции.

    Почему?

    Ответ: В состав слюны человека входят вещества, оказывающие стимулирующие воздействие на вкусовые почки некоторых рыб. Эти почки располагаются на усиках, челюстях, жаберных дугах, в полости рта и глотке.

    Слайд 13

    Тема: «Класс Земноводные». 4. Растут ли лягушки средней полосы России зимой? Почему?

    Ответ: Зимой лягушки находятся в состоянии оцепенения на дне водоемов, в норах грызунов, под опавшей листвой и др. У амфибий резко понижается обмен веществ, клетки не делятся, рост лягушек не происходит.

    Слайд 14

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 4. Живой организм не может обходиться без воды. Но вот гремучая

    змея, обитающая в пустынях юго-запада США, никогда не пьет воду. Как она решает «водную» проблему?

    Ответ: Гремучая змея, питаясь грызунами, получает воду из их крови.

    Слайд 15

    Тема «Надкласс Рыбы».5. Почему избыток растений в аквариуме оказывает вредное влияние на

    Ответ: Процесс фотосинтеза ночью не происходит. Растения кислород не выделяют, только поглощают его в процессе дыхания. Рыбам кислорода достается меньше, происходит угнетение их жизнедеятельности.

    Слайд 16

    Тема: «Класс Земноводные». 5. Как по посадке можно различить лягушку и жабу?

    Ответ: Объект охоты у жаб – ползающие и бегающие по земле насекомые, а у лягушки – летающие насекомые (в основном). Ввиду этого голова жабы наклонена ближе к земле, а у лягушек приподнята вверх.

    Слайд 17

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 5. Если пасть крокодила закрыта, ничего не стоит удержать ее в

    этом состоянии одной рукой. Зато, если она открыта, то уж лучше держаться от него подальше. Как можно объяснить этот факт?

    Ответ: Мышцы, смыкающие челюсти крокодила, во много раз сильнее мышц, размыкающих их.

    Слайд 18

    Тема «Надкласс Рыбы».6. После дождя клев рыбы в водоеме заметно усилился. Почему?

    Ответ: Дождевые капли сбивают на поверхность воды насекомых, обогащают воду кислородом, охлаждают воду в жаркий день.

    Слайд 19

    Тема: «Класс Земноводные». 6. Жаба теряет на ночь около 15% своего веса. Как и чем она

    восполняет недостаток влаги?

    Ответ: Жаба восполняет потерю воды, поглощая ее из влажной почвы, из росы при помощи специального участка кожи на животе в паху.

    Слайд 20

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 6. Как можно различить укус двух змей: ядовитой и неядовитой?

    Ответ: Укус змей оставляет на теле человека следы зубов в виде двух серповидных полос, образующих полуовал. След от укуса ядовитой змеи имеет в передней части полуовала две кровоточащие ранки (следы от ядовитых зубов), Неядовитые змеи оставляют только след в виде полуовала.

    Слайд 21

    Тема «Надкласс Рыбы». 7. У японцев существует поговорка: «Хочешь съесть фугу – напиши сначала

    завещание». Каков ее смысл?

    Ответ: Национальным блюдом в Японии является рыба-собака, которую готовят опытные повара в специальных ресторанах. В этих ресторанах всегда висит объявление: «Администрация не несет ответственность за жизнь клиентов».

    Слайд 22

    Тема: «Класс Земноводные». 7. На головастика тритона напала рыба. Рванулся головастик,

    вырвался, а хвоста и ноги нет. Через некоторое время вместо хвоста выросла лапа, а вместо лапы появился хвост. Возможно ли это? Как называется такое явление?

    Ответ: Да, возможно. У тритона хорошо развита способность к регенерации, но вместо одного органа может вырасти другой.

    Слайд 23

    Тема: «Класс Пресмыкающиеся». 7. Объясните, почему говорят: «Плачет крокодиловыми слезами»?

    Ответ: Так говорят о неискренних людях. У крокодилов во время еды выделяются слезы, и они как бы оплакивают свою жертву, хотя в это время рвут ее на куски. На самом деле появление слез – просто физиологический процесс. Со слезами у крокодилов выделяются излишки солей.

    Слайд 24

    Литература.

    Для подготовки вопросов занимательной викторины использовалось пособие:

    Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения. Тула: «Родничок», 1999. – 144 с.

    Посмотреть все слайды

    Урок биологии, 7 класс

    Тема: Обобщений знаний по теме: «Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Особенности усложнения в процессе эволюции, многообразие, роль в природе и жизни человека»

      закрепление пройденного материала;

      расширение учебных знаний;

      развитие творческих способностей, умений работать в группе, с научно – популярной литературой.

    Возрастные особенности семиклассников: активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление познать самого себя, сравнивать себя с другими, выявить свои способности, наличие интереса ко всему новому.

    Ход урока.

      Организационный момент.

      Вступление. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа)

    - Какой тип животных мы изучаем?

    - Что характерно для животных этого типа?

    - Какие группы животных мы рассмотрели?

    - В каком направлении шла эволюция хордовых?

    - Какие среды жизни они освоили?

    Тема нашего урока: Обобщений знаний по теме: «Тип Хордовые. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Особенности усложнения в процессе эволюции, роль в природе и жизни человека».

    - Как вы думаете, какая основная задача нашего урока?

    - А что именно мы должны повторить?

    Эпиграф урока: “Хоть выйди ты не в белый свет,
    А в поле за околицей, -
    Пока идешь за кем-то вслед,
    Дорога не запомнится,
    Зато, куда б ты ни попал
    И по какой распутице,
    Дорога та, что сам искал,
    Вовек не позабудется”. Н.Рыленков

    Представим себе, что мы находимся на заседании ученого совета Академии наук. Каждая группа будет отстаивать права той или иной группы животных.

    -Как же нам разделиться?

    Незадолго до урока, на мой сотовый телефон позвонили, но к сожалению, номер мне незнаком, кто первым его расшифрует:

    2,10, 16, 15, 10, 12, 1 (бионика)

    Итак: ученые – ихтиологи, ученые – герпетологи (амфибии), ученые – герпетологи (пресмыкающиеся).

    На сегодняшнем ученом совете мы должны пройти по следующим ступеням, и произвести восхождение.

    Обратная связь

    Рыбацкая уха (перерыв на обед)

    Сенсационные открытия

    Горячая линия. «Письмо в Академию Наук»

    Анатомическая «Создай образ»

    Систематическая «Собери картинку»

      Ступень 1. Систематическая «Собери картинку»

    Оборудование: набор карточек по систематическим категориям.

    Задание: используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности.

    Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на оборотной стороне соединенных карточек вы увидите изображение животного.

    Поставьте себе отметки на первую ступень листа самоконтроля.

    Ступень 2. Анатомическая «Создай образ»

    Задание: по рисунку назвать организм, дать краткую характеристику, какими приспособлениями оно обладает для жизни в данной среде?

    Презентация «Многообразие», 3 слайда

    Акула (видеофрагмент)

    Амфибии (картинки)

    ЛЯГУШКА-БЫК, одно из крупных бесхвостых земноводных. Длина до 20 см, весит до 600 г. В Сев. Америке; завезена в Юж. Америку, Японию и другие страны. Обитает в прибрежных зарослях. Самец громко «мычит». Употребляют в пищу (объект промысла и разведения в питомниках).

    Одна из самых красивых североамериканских лягушек - леопардовая (Rana pipiens) - ведет наземный образ жизни, заходя в воду главным образом на время размножения. Обширный ареал этого земноводного занимает большую часть Северной и Центральной Америки.

    Пресмыкающиеся (видеофрагмент).

    Ступень 3. Горячая линия. «Письмо в Академию Наук»

    Ихтиологам.

    1. Известно, что камбала быстро изменяет окраску в зависимости от цвета грунта. Но нам удалось увидеть почти черную. Объясните, почему? (Изменение окраски – защитное приспособление. Чем светлее грунт, тем сильнее возбуждение в зрительном анализаторе, сигналы передаются в мозг, а затем к клеткам кожи, в которых пигментные зернышки изменяют свое положении. Черная камбала – слепая, поэтому у нее нет такой реакции).

    2. Вопрос от энергетиков: мы сильно обеспокоены зарастанием водной растительностью прудов – охладителей при тепловых электростанциях, поскольку вода в таких прудах застаивается и нарушается охлаждение. Нам предложили обратиться к вам, уважаемые ихтиологи. Что посоветуете? (растительноядные рыбы съедают растительность и хорошо растут в теплых водоемах).

    3. Можно ли увидеть рыб на … ветвях деревьев? (обитатели прибрежных мангровых зарослей – илистые прыгуны во время отлива остаются на суше и с помощью сильного хвоста и особых, образующих присоску грудных плавников, могут забираться на ветви мангровых деревьев).

    Герпетологам (амфибии).

      Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают. Однако ученые – биологи утверждают, что, лягушки едят, используя глаза. Насколько они правы?

      Ребята из кружка «Юный натуралист»: изучая особенности образа жизни лягушек, обнаружили, что прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи их, активна днем, а травяная, обитающая на лугах, в болотах – в сумерки. Помогите дать этому объяснение. (Для лягушек опасно высыхание кожного покрова, т.к. через увлажняющую кожу осуществляется газообмен. Поэтому травяная лягушка активна в сумерки, когда высока влажность воздуха и сокращается испарение. Вблизи водоемов такой опасности нет, поэтому прудовая лягушка активна в светлое время суток).

      Можно ли сделать рентген грудной клетки лягушки? Почему? (Нельзя. У лягушки нет ни грудной клетки, ни ребер)

    Герпетологам (рептилии).

      Письмо от таможенников: однажды в холодный осенний день из Вьетнама в адрес Российского зооцентра прибыл редкий живой груз – 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски осматривал каждое животное. Мы решили, что зоолог загипнотизировал змей, т.к. животные вели себя очень спокойно. Объясните, правильно ли мы объясняем поведением удавов? (малая активность удавов связана с низкой температурой окружающей среды, поскольку от нее зависит температура тела змей).

      Мы с другом поспорили: он считает, что в правом желудочке сердца крокодила кровь венозная, а в левом – артериальная. Я не согласен и настаиваю на том, что в правом желудочке - артериальная кровь, а в левом – венозная. Помогите разрешить спор. Объясните, кто прав и почему? (в правом желудочке сердца крокодилов венозная кровь, в левом желудочке – артериальная).

      Змеи не имеет мочевого пузыря. Почему? (моча у змей очень концентрированная, в виде кашицы, что позволяет экономить воду. Такую мочу нет смысла накапливать в мочевом пузыре, и мочеточники открываются прямо в клоаку.)

    Ступень 4. Сенсационные открытия (презентация учащихся о животных - рекордсменах).

    Нильский крокодил (Crocodylus niloticus) - один из наиболее известных и крупных видов семейства Настоящих крокодилов (Crocodylidae). Длина тела до 6 м, масса может достигать более 600 кг.

    Гребнистый крокодил, обитающий на морских побережьях Ю.-В. Азии, Сев. Австралии и Новой Гвинеи. Самый крупный не только из всех крокодилов, но и из всех ныне живущих рептилий, длина до 5,5м, опасные животные.

    Самая большая морская черепаха – кожистая, 2 м длиной, масса – 0,5 т. самая маленькая черепаха – мускусная, 13 см.

    Гигантский индонезийский варан может прожить до 100 лет. Комодский варан (Varanus komodoensis) - самая крупная из ныне живущих на Земле ящериц. Длина его вместе с хвостом может превышать 3 м. Распространен этот варан на нескольких небольших островах в Восточной Индонезии, в том числе на острове Комодо и в западной части острова Флорес. Питается в значительной степени падалью, однако способен нападать и на живых оленей, кабанов и обезьян. Как уникальный вид, обитающий на очень небольшой территории, комодский варан включен в Международную Красную книгу.

    Ступень 5. Рыбацкая уха (изображения рыб под номерами с вопросами).

      Головоломка «Составьте слова».

    Дано несколько слов, из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова:

    Я, шаг, лук (лягушка)

    Рана, сад, мал (саламандра)

    Жар, як, лен (жерлянка)

    Том, самба. И (амбистома)

    2. Математическая задача. Ящерица молох мгновенно схватывает суетливых насекомых: один обед – до 2 000 муравьев! Сколько муравьев съедят три молоха, если 2 раза пообедают?

    3. Закончи пословицу, поговорку

    В чужой лодке …. (всегда большие рыбы)

    Человек ищет, где лучше, …. (а рыбка – где глубже)

    Будешь спать на берегу, … (не наловишь на уху)

    Отогрел … за пазухой (змею)

    Заяц от лисицы, а лягушка … (от зайца)

    В своем болоте и … (лягушка поет)

    До грозы лягушка … (не квакнет)

    4.Черный ящик

    Угадайте, что находится в черном ящике.

      Фотографии «мученика науки», которому установлено два памятника. Кто это и где установлены эти памятники? (Лягушка. Эти земноводные – объекты многих биологических и медицинских экспериментов. Памятники лягушкам установлены в парижском университете – Сорбонне и в Токио)

      В черном ящике находятся изображения двух видов рыб, которые фигурируют в одной из басен И.А.Крылова. Вспомните, что это за басня и какие рыбы в ней упоминаются. К каким семействам они относятся? («Демьянова уха». Лещ –семейство карповых. Стерлядь – семейство осетровых)

    5. Конкурс «Почемучка»

    1. Голова лягушки широкая и приплюснутая. С чем это связано?

    2. У кого больше поверхность легких – у пресмыкающихся или у земноводных?

    Ступень 6. Обратная связь.

    Задание : составьте текст по темам: «Рыбы (амфибии, рептилии) в моей жизни». «Я в жизни рыб (амфибий, рептилий).

      Вспомните значение этих животных.

      Напишите несколько словосочетаний, предложений о том, какую роль они играют в вашей жизни.

      Пишите в той последовательности, в которой идея пришла в голову.

      Выберите самую важную на ваш взгляд позицию, присвойте ей статус №1 и т.д.

      Составьте обобщённый вариант выполненного задания на листе формата А3.

    …. В моей жизни

    Я в жизни ….

    Охрана (презентация, 4 слайда) . Из – за неумелого вмешательства человека в природу численность этих животных быстро сокращается.

    Большинство рыб, находящихся на грани исчезновения, - это пресноводные виды, страдающие от загрязнения водоемов и перелова.

    По всему земному шару за последние годы численность многих видов лягушек снижается. Число исчезающих видов амфибий – 170.

    На протяжении многих веков рептилий истребляли в погоне за их кожей или панцирями. В наши дни как морским, так и сухопутным черепахам исчезновение угрожает больше, чем всем другим рептилиям. Исполинские черепахи, живущие на Галапагосских островах, в настоящее время строго охраняются.

    Ступень 7. Истоки (выступление уч – ся).

    В 1855 году в Москве вышла в свет книга известного ученого – зоолога, зоогеографа и путешественника н.А. Северцова под названием «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гадов Воронежской губернии».

    При чем тут гады? – удивитесь вы. Действительно, книга о животных, а упоминаются гады – мерзкие, отвратительные люди, как определяют их в Толковом словаре русского языка.

    Зоологи знают, что раньше гадами называли позвоночных животных, принадлежащих к классам земноводных и пресмыкающихся. В зоологической систематике его закрепил знаменитый шведский ученый Карл Линей, создавший наиболее удачную для того времени классификацию растений и животных.

    В мифах разных стран и народов фигурируют всякие страшные змеи и другие чудовищные гады, игравшие преимущественно трагическую роль в жизни людей. Это нашло отражение во многих народных пословицах и поговорках. Вот некоторые из них: змея подколодная, Змей Горыныч, змей – искуситель, змеиная улыбка. Фантастические сказания о некоторых особо выделяющихся змеях вошли в историю, культуру, религию.

    Легендами окружены не только мифические змеи, но и реальные змеи, хамелеоны, черепахи, амфибии.

    Отношения к змеям и сейчас неоднозначное.

    В одних местах их объявляют священными, в других наделяют всяческими пороками и обидными кличками. Даже слово «гадюка», например, стало ругательным и презрительным.

    Во многих странах Африки, Азии змей считают священными животными. В Египте, Индии – кобра – священная змея, символ счастья.

    Но змея считается и символом мудрости. Древнегреческий бог врачевания Асклепий (у римлян – Эскулап) был сыном олимпийского бога Аполлона и Корониды. Аполлон отдал Асклепия на воспитание кентавру Хирону, от которого Асклепий научился врачеванию. Асклепий прославился как искуснейший врач, воскрешающий даже мертвых. В зените славы Асклепий был приглашен критским царем Миносом воскресить его умершего сына. Как – то Асклепий присел отдохнуть и увидел на своем посохе змею. Испугавшись, он убил её. И тут же, сразу приползла другая змея с целебной травой во рту и оживила убитую подругу. Асклепий не замедлил воспользоваться этой травой и с её помощью оживил человека. Исходя из этой легенды, древние скульптуры изображали Асклепия опирающимся на посох, вокруг которого обвивается змея (презентация «Истоки» 1 слайд ).

    Со временем, посох со змеей врачи, и художники заменили чашей со змеей, и стала символом медицины.

    Змея – символ мудрости, значение и могущество природы – не зря же она оживила с помощью травы другую змею.

    Крокодилы, несмотря на хищный нрав, тоже считаются священными. По мнению египтян, крокодилы приносили людям драгоценную воду, без которой в этой жаркой и сухой стране не было никакой жизни. Ежегодно они с нетерпением ждали паводка на священной реке Нил. Большая вода приносила в низовье Нила и множество крокодилов. Вот и появилась у людей догадка, что именно крокодилы приводят воду, а не вода крокодилов.

    Легендарная молва не обошла своим вниманием и черепах. Согласно индуистской религии, черепах а – основа мироздания. На ней стоят семь слонов, удерживающих на себе Землю(презентация «Истоки» 2 слайд) .

    Альберт фон Больштедт (1193 – 1280) – немецкий теолог, философ составил интересную характеристику животных: змея – злоба, мудрость, крокодил – коварство, лягушка – отвращение, рыба – хладнокровность, черепаха – сила, ящерица – подлость (презентация «Истоки» 3 слайд) .

    Ступень 8 Бионика (презентация «Бионика», 5 слайдов)

    А кто знает, что такое бионика?

    БИО ЛОГИЯ ТЕХНИКА

    БИОНИКА

    Как вы думаете, что изучает эта наука? (изучает возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов).

    А как вы думаете, чем могут быть интересны рыбы, земноводные, пресмыкающиеся для ученых – биологов?

    Задание:- Какая связь между присоской и земноводными,

    Там, где есть гладкие поверхности, часто применяются присоски. В быту их используют, прежде всего на кухне и в ванной. Когда крючок с присоской прижимают к кафельной плитке, возникает вакуумное пространство, и крючок держится.

    Квакши обыкновенные хорошо удерживаются на листьях и деревьях с помощью присосок, находящихся на концах их лапок.

    Какая связь между рыцарскими доспехами средневековья и пресмыкающимся?

    Панцирь черепахи состоит из отдельных частей, костяных пластин, которые дополнительно покрыты твердым и гладким веществом. К самым толстым и прочным панцирям, созданным природой, относятся панцири гигантских черепах и вымерших гигантских броненосцев. Если бы на них поставили грузовой автомобиль, то они бы даже не треснули.

    Во времена поединков рыцари были защищены доспехами, которые состояли из множества отдельных скованных друг с другом пластин. Но эти пластины не были наглухо соединены друг с другом, а сцеплялись так, что могли двигаться.

    Какая связь между карманным фонариком и рыбами?

    Без электричества нельзя представить наш сегодняшний мир с высоким уровнем развития техники. Природа тоже не может обходиться без явлений электричества. Некоторые электрические рыбы, например, электрический угорь (Южная Америка) может испускать электрические разряды до 700 вольт. Электрический орган, который генерирует напряжение, занимает большую часть их тела и состоит из особой мускулатуры. Напряжение, как и в батарее, создается потоком ионов и разряжается серией ударов, быстро следующих один за другим.

    Роль в природе , жизни человека ...

    Обобщающий урок по темам: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Цель урока: Повторение и закрепление особенностей внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Задачи: - Уметь сравнивать внешнее и внутреннее строение ящерицы и лягушки; - Называть приспособления в строении и жизнедеятельности существования в наземно -воздушной и водной среде; - Уметь применять полученные знания для реализации жизненной ситуации, имеющей личностный и познавательный интерес; - Развивать коммуникативную компетентность через коллективную творческую работу - Развивать способность к адекватной самооценке своей деятельности; Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний Методы и приемы: Словесные, наглядные, частично – поисковые Форма работы: Индивидуально коллективная Ход урока I Организационный момент. Приветствие класса. Слово учителя: Добрый день. Как вы наверное уже заметили, у нас с вами сегодня будет несовсем обычный урок. Урок обобщения и повторения. Обратите внимание на экран. Попробуйте определить, о каких разделах пойдет речь. Давайте постараемся определить тему урока. Слайд 1 (На слайде разнообразные представители земноводных и пресмыкающихся) Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Класс Пресмыкающиеся или рептилии. Класс Земноводные или амфибии» Слайд 2 Каковы же цели нашего урока? О чем мы сегодня будем разговаривать? Мы сегодня с вами поговорим об особенностях внешнего и внутреннего строения представителей классов: Земноводные и Пресмыкающиеся Слайд 3 Наш урок будет состоять из нескольких последовательных этапов 1 Экспресс – опрос, как актуализация знаний Слайд 4 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей наземно – воздушной среды? (речь идет о внешнем строении) – Пятипалые конечности, выпуклые глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки, воздушное дыхание Слайд 6 - Какие приспособительные черты характеризуют земноводных, как представителей водной среды? – Голая, богатая железами кожа, перепончатые задние лапы, глаза и ноздри на возвышениях. Слайд 8 – Какие признаки характеризуют принадлежность к классу пресмыкающихся? – Дышат легкими, размножаются на суше, внутреннее оплодотворение, голая сухая кожа, покрытая чешуйками (роговой покров) Слово учителя: Хорошо, молодцы ребята. Обратите внимание на оценочные листы. А сейчас у нас будет индивидуальная работа. Обратите внимание на экран. Слайд 9. Задание 1. Перед вами строение внутренних органов представителей классов земноводных и пресмыкающихся. Кроме того, у каждого из вас, есть карточка с заданием. Подпишите свои карточки. Вам необходимо, напротив каждой цифры указать название органа. (После выполнения задания, на экране появляются ответы) Слайд 10. Я попрошу вас обменяться карточками, и оценить результаты, по трехбалльной системе, согласно критериям, которые указаны на карточках, и определить количество баллов 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Ну а сейчас, внимательно посмотрите на свои карточки, и попытайтесь сделать вывод о причинах сходства в строении внутренних органов. Какой вывод можно сделать? Почему? (Общность происхождения) Ну а сейчас у меня к вам вопрос. У кого из вас есть черепаха? Я предлагаю вам решить такую задачу. Слайд 12 – на слайде задание: Задание 2 (Стимул) Вот вы решили завести черепаху. И пусть это будет красноухая черепаха. Тут же возникают проблемы: Чем кормить? Где поселить? А вдруг заболеет? (Проблемное задание) В зоомагазине вы получаете множество советов по уходу за питомцем. Один из них: Кормить сырым мясом 2 -3 раза в неделю. С чем это связано? Вы сами согласились бы с данной рекомендацией? Если да, то почему? Тем временем, один учащийся, по желанию приглашается к доске. Слово учителя: Я предлагаю тебе выполнить импровизированный каллаж (На доске надпись – земноводные. Задание (индивидуально). Ученик должен разместить вокруг признаки и представителей данного класса). Ответы по решению задачи. Далее проверяем каллаж. А сейчас я вас попрошу проверить и оценить работу вашего товарища. Перед вами есть своеобразные жетоны. Если, вы считаете, что задание выполнено верно, поднимите смайлик «с улыбочкой», но если вы считаете, что ответы неудовлетворительные, соответственно поднимите грустный смайлик. Молодцы ребята, теперь можно заводить черепаху. Задание 5 Перед вами лежат карточки с заданием под номером 2 Вам необходимо найти ошибки в тексте. Подчеркните их. После выполнения работы на экран выходит правильный текст, и ребята приступают к самооценке, согласно критериям. Пресмыкающиеся - многочисленная группа наземных животных, сохраняющих тесную связь с водной средой. Оплодотворение наружное. Тело ящерицы разделено на отделы: голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Снаружи тело покрывает влажная кожа с многочисленными железами. (плотная сухая). Широкое и короткое тело ящерицы лишено хвоста. Между головой и туловищем имеется – шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука. Если вы верно определили все ошибки, ставите себе 3 балла Если не заметили 1, то 2 балла, если 3, то 1 балл Хорошо, молодцы. Продолжим. У вас на столах лежат конверты с заданием под номером 3 Задания с выбором одного верного ответа Задание 3 1 Хлоднокровных животных, обитающих в водной и наземно – воздушной средах, но размножающихся только в воде, относят к классу А) Земноводные Б) Хрящевые рыбы В) Костные рыбы Г) ракообразные 2 К классу Земноводные не относится: А) крокодил Б) озерная лягушка В) саламандра Г) тритон 3 Земноводные имеют дыхание А) кожное Б) легочное В) кожное и легочное Г) жаберное 4 Способность к регенерации характерна для представителей класса: А) Земноводных Б) пресмыкающихся В) рыб 5 Число конечностей у наземных земноводных: А) 2 пары Б) 3 пары В) 1 пара Г) 4 пары 6 Хорошая координация движения в основном связана с развитием у пресмыкающихся: А) промежуточного и продолговатого мозга В) спинного мозга и мозжечка Б) продолговато и среднего мозга Г) переднего мозга и мозжечка (1-а; 2-а; 3-в; 4-а; 5-а; 6-г) А сейчас, обменяйтесь работами, для взаимопроверки. 0 ошибок - 3 балла 1-2 ошибки – 2 балла 3-4 ошибки – 1балл Не забывайте вносить количество заработанных баллов в свой оценочный лист Далее подсчитываем общее количество баллов, для выставления оценок за урок. (А сейчас сделаем выводы о различиях в строении и процессах жизнедеятельности между представителями данных классов) Спасибо Слайд 14 - жетоны Рефлексия. Какой этап урока, для вас был наиболее интересным и почему? Слайд 15 – спасибо за внимание))) Урок окончен.

    Повторить и обобщить знания о значении, многообразии, охране рыб, земноводных пресмыкающихся;

    Развить умения делать выводы, обобщения сообщения и работать самостоятельно и коллективно, работать с дополнительной литературой;

    Данный урок проводится после изучения тем «Классы: Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся » и является, по сути, уроком обобщения и проверки знаний . Форма-в виде игры, повышает интерес учащихся и стремление их к получению новых знаний на уроке.

    Время проведения - один урок.

    КВН предшествует тщательная подготовка:

    1) Учитель в течение изучения всей темы даёт дополнительные факты, информацию, которые впоследствии пригодятся учащимся на этом уроке.

    2) Учащимся даются: домашние задания для подготовки к конкурсу газет, приветствию и рекомендующиеся источники получения информации.

    3) Пригласить жюри для оценивания конкурсов игры (учителя биологии, старшеклассники и др.)

    4) Класс необходимо предварительно разделить на три команды, если проводятся уроки в одном классе.

    Оборудование: таблицы по теме «Хордовые. Классы Хрящевых и Костных рыб», «Хордовые. Класс Земноводные», «Хордовые. Класс Рептилии»;

    Самодельные дидактические материалы, карточки с заданиями, рисунки.

    Ход проведения урока-игры по биологии в 7 классе:

    1)Вступительное слово учителя:

    Здравствуйте. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок -игра на тему «Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся». В форме разнообразных конкурсов мы повторим вопросы охраны, многообразия и значения рыб, земноводных и пресмыкающихся. Соревноваться между собой будут 3 команды: «Эрудиты», «Краеведы» и «Знатоки» (названия ребята должны выбрать сами).

    У нас в гостях специалисты биологи, которые помогут нам при проведении урока. Они же будут нашим жюри. Давайте с ними познакомимся.

    1 специалист-ихтиолог:

    Здравствуйте, ребята! Меня зовут _______. Я специалист по изучению рыб - ихтиолог. И сегодня я буду задавать вам разные вопросы о жизнедеятельности рыб. Надеюсь на сотрудничество.

    2 специалист - батрахолог:

    Добрый день! Меня зовут _________. Я изучаю земноводных. Наука о земноводных называется – батрахологией. Мои вопросы и задания будут об амфибиях или земноводных. Желаю всем успехов!

    3 специалист - герпетолог:

    Здравствуйте! Я ___________. Область моей специализации в биологии это – наука герпетология о пресмыкающихся или рептилиях. О них можно говорить часами. Думаю, что и вы много знаете о пресмыкающихся.

    Учитель:

    Ребята, теперь необходимо разделиться на 3 команды, придумать названия команды и девиз, выбрать капитана команды.

    1 команда «Эрудиты» будет проверять свои знания о рыбах.

    2 команда «Краеведы» будет проверять свои знания о земноводных.

    3 команда «Знатоки» будет проверять свои знания о рептилиях.

    Критерии оценок по следующим направлениям:

    1) Личное первенство

    2)Степень участия в работе команды.

    Каждый конкурс оценивается в баллах. Количество максимальных баллов объявляется перед каждым конкурсом.

    Итак! Начинаем нашу игру!

    1 конкурс « Визитка команды»

    Представление команд по плану:

    1.Название команды

    2.Девиз команды

    3.Капитан команды.

    Жюри после каждого конкурса ведёт счёт команд. Записи счёта ведутся на доске.

    2 конкурс «Биологическая викторина»

    (максимальное количество баллов-7)

    Специалисты задают командам вопросы поочередно. Количество вопросов каждой команде – 7.

    Предоставим слово специалистам.

    1 специалист-ихтиолог:

    Вопросы первой команде «Эрудиты»:

    1.Как тело рыбы приспособлено к обитанию в водной среде?

    (Обтекаемая форма тела, боковая линия, жабры, слизь на покровах тела, чешуя, защитная или предостерегающая окраска, плавники, плавательный пузырь и др.)

    2.В связи, с чем у некоторых рыб возникла уплощенная форма тела?

    (У донных рыб, обитающих на дне.)

    3.Представители этого отряда имеют внешние отличительные признаки в виде усика на подбородке и 3 непарных плавников на спине. Назовите отряд и характерных представителей.

    (Это отряд трескообразные: треска, налим, пикша, навага и др.)

    4.Какую самую крупную рыбу вы знаете?

    (Среди костных рыб - это арапайма. Длина её тела до 4 метров, масса 150-200 кг. Живет она в реках в тропической Америки. Местные жители на неё охотятся с удочками и стрелами. Среди хрящевых рыб самой крупной является китовая акула, длиной до 20 метров. Она, совсем безобидна, т.к. питается планктонными рачками)

    5.Есть такие рыбы, которые намеренно « привлекают к себе внимание». Что это за рыбы? Зачем они это делают?

    (Это глубоководные рыбы, обитающие на большой глубине, куда не проникает солнечный свет. При помощи светящихся органов тела, они приманивают добычу, и таким образом охотятся. Это удильщики и др.)

    6.Как при нересте меняется внешний вид рыб?

    (Рыбы становятся более ярко окрашены. У них плавники становятся более яркими.)

    7.Бывают ли «летучие» рыбы?

    (Да, бывают. Эти рыбы могут совершать полеты над водой до 100 и более метров. Долгоперы могут пролетать до 250-300 метров. При полете плавники рыб не совершают взмахов, а выполняют роль парашюта или планера.)

    2 специалист - батрахолог:

    Вопросы второй команде «Краеведы»:

    1.Как земноводные приспособлены к своей среде обитания?

    (К суше: легкие, пятипалые ноги, влажная кожа, хорошо развитые органы чувств: зрения и слуха, влажный секрет глаз и кожи и др. К воде: кожное дыхание, перепонки на задних конечностях, ноздри и глаза на возвышениях, размножение в водной среде и др.)

    2.Как внешне отличить лягушку от жабы?

    (У жаб более сухая и неровная ороговевшая кожа т.к. они могут жить и вдали от водоемов. Кожа лягушек влажная т.к. там находятся кожные железы, выделяющие влажный секрет, который защищает кожу лягушек от высыхания.)

    3.Представители этого отряда земноводных не имеют ног. О них же можно сказать что они «ушли в подполье». Назовите отряд и его представителей.

    (Это отряд безногие земноводные или червяги, их около 60 видов. Это обитатели почвы в тропических районах Земли. У них редуцированы глаза и ноги.)

    4.Какое самое большое земноводное вам известно?

    (Среди хвостатых земноводных это – исполинская саламандра около 1,5 метров в длину, а среди бесхвостых это лягушка-голиаф длиной до 30 см и массой более 3,5 кг, жаба- ага длиной до 50 см и массой до 2,8 кг.)

    5.О чем может сказать яркая окраска земноводного?

    (Яркая окраска кожи предупреждает о сильной ядовитости животного. Например, красные и желтые лягушки – древолазы, обитающие в Южной Америке, их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Яд южноамериканской лягушки кокоа, такой сильный, что прикосновение к ней, стоит жизни человеку.)

    6.В чем сходство головастика с рыбами?

    (Наличие тех же отделов тела, в том числе и хвоста, наличие жабр, боковой линии и обтекаемой формы тела. Один круг кровообращения и 2 камерное сердце)

    7.Бывают ли безлегочные земноводные?

    (Да, бывают. Это, например: некоторые виды саламандр и тритонов (уссурийский тритон). Кроме кожного дыхания у них есть ротовое дыхание.)

    3 специалист - герпетолог:

    Вопросы третьей команде «Знатоки»:

    1.Как пресмыкающиеся приспособлены к своей среде обитания?

    (Среда обитания большинства рептилий суша. Для обитания на суше у них возникли следующие приспособления: легочное дыхание, сухая ороговевшая кожа, хорошо развитые органы чувств, ноги с когтями и др.)

    2.Что означает название класса пресмыкающиеся?

    (Две пары ног пресмыкающихся, широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются- касаются телом земли (отсюда название этого класса)

    3.Этот отряд пресмыкающихся представлен всего-навсего одним видом. Назовите этот отряд пресмыкающихся.

    (Это отряд клювоголовых. Отряд представлен гаттерией. Гаттерия занесена в международную красную книгу. Ее называют живым ископаемым. Живет эта рептилия на маленьких островах у Новой Зеландии и охраняется как «живой памятник природы».)

    4.Какие самые большие пресмыкающиеся вам известны?

    (Это ящерица - комодский варан длиной более 3 метров, змея - удав- анаконда более 10 метров, нильский крокодил длиной более 6 метров, черепахи: - морская кожистая зеленая или суповая черепаха и сухопутная - галапогосская слоновая черепаха. Длина каждой из этих черепах более 1,5 метров и масса более 400 кг.)

    5.Какие пресмыкающиеся работают сторожами или няньками?

    (В Сиднее, Австралия многие магазины охраняются сторожами- змеями. В Бразилии удавы-домашние животные охраняют жилище человека от ядовитых змей, играют с детьми, ловят грызунов.)

    6.Каково значение смены окраски кожи у хамелеонов?

    (Хамелеон быстро меняет окраску тела, приспосабливаясь к фону той природной среды, в которой находится.)

    7.Бывают ли «плачущие крокодилы»?

    (Да, бывают. Ученые установили, что со слезами, крокодилы избавляются от излишков соли в организме.)

    Учитель:

    А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 2 конкурсов.

    Жюри подводит итоги.

    Учитель:

    3 конкурс «Кто здесь лишний?

    Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.

    1 команде «Эрудиты»:

    Окунь, скат, сом, треска

    («Лишним» является скат т.к. он относится к классу Хрящевые рыбы, а все остальные относятся к классу Костные рыбы)

    2 команде «Краеведы»:

    Квакша, жаба, тритон, лягушка

    («Лишним» является тритон т.к. он относится к отряду Хвостатых земноводных, а все остальные относятся к отряду Бесхвостых земноводных.)

    3 команде «Знатоки»:

    Крокодил, черепаха, тритон, хамелеон

    («Лишним» является тритон т.к. он относится к классу Земноводных, а все остальные относятся к классу Пресмыкающихся)

    Учитель:

    А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 3 конкурсов.

    Жюри подводит итоги.

    4 конкурс «Головоломки»

    (максимальное количество баллов-4)

    Каждая команда получает головоломку на раздаточном листке. В головоломке спрятаны 4 слова, оканчивающиеся на букву «а». Команды должны расшифровать головоломки.




    Учитель:

    А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 5 конкурсов.

    Жюри подводит итоги.

    А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 4 конкурсов.

    Жюри подводит итоги.

    5 конкурс «Конкурс капитанов»

    (максимальное количество баллов-4)

    Каждый капитан задает по 1 вопросу 2 другим капитанам и сам отвечает на 2 вопроса от др. капитанов команд.

    Вопросы от капитана 1 команды «Эрудиты»:

    1.Назовите морскую рыбу по форме напоминающую шахматную фигуру.

    (морской конек-тряпочник)

    2.Какая рыба является живым ископаемым и почему?

    (латимерия т.к. она является живым представителем кистеперых рыб)

    Вопросы от капитана 2 команды «Краеведы»:

    1.Существует ли у земноводных забота о потомстве? Приведите примеры.

    (Да, существует. Примеры: жаба повитуха и пипа суринамская носят на своем теле головастиков до формирования лягушат.)

    2.Что могут делать земноводные при помощи кожи?

    (Защищаться, отпугивать и предостерегать врагов о своей ядовитости; дышать при помощи кожи)

    Вопросы от капитана 3 команды «Знатоки»:

    1.В чем разница линьки ящерицы и змеи?

    (Змея линяет, сбрасывая кожу «чулком» или целиком, а ящерица линяет, сбрасывая кожу кусками.)

    2.В чем рептилии более независимы, чем земноводные?

    (Рептилии не зависят при размножении от водной среды как земноводные.)

    Учитель:

    А теперь заслушаем мнение жюри по итогам первых 7 конкурсов.

    6 конкурс «Мозаика»

    (максимальное количество баллов-5)

    Каждая команда получает мозаику (достаточно разрезать одно изображение на кусочки, а второе, точно такое же дать для образца команде), если ее сложить, то получится изображение животных.

    Побеждает команда наиболее быстро и качественно сложившая изображение мозаики.

    1 команде «Эрудиты»:


    2 команде «Краеведы»:


    3 команде «Знатоки»:


    Учитель:

    Заслушаем мнение жюри по итогам 6 конкурса.

    7 конкурс «Незаконченная таблица».

    (максимальное количество-10 баллов)

    каждая команда получает таблицу, где имеется 2 колонки. В первой надо вписать названия животных из предложенных вариантов ответов.

    Варианты ответов: веретеница, жаба, сом, саламандра исполинская, скат, акула, червяга, кобра, хамелеон, динозавр.

    № 1

    Эту амфибию разводят на фермах ради мяса и шкуры

    № 2

    У этой рыбы в скелете всю жизнь сохраняется хорда

    № 3

    Эта рыба «бьет» электрическим током

    № 4

    Усатая рыба

    № 5

    Безногая амфибия

    № 6

    Ядовитая змея

    № 7

    Рептилия с непостоянной окраской тела

    № 8

    Ужасный ящер

    № 9

    «Истребитель» комаров

    №10

    Безногая ящерица

    Ответ:

    (1-саламандра исполинская, 2-акула, 3-скат, 4-сом, 5-червяга, 6-кобра, 7-хамелеон,8-динозавр,9-жаба,10-веретиница).

    Учитель: Заслушаем мнение жюри по итогам 7 конкурса.

    Звучит торжественная музыка.

    Подведение итогов:

    1.Выступление жюри. Оглашение общего счета игры. Поздравление победителей. Необходимо отметить в командах наиболее отличившихся игроков.

    2.Награждение-вручение призов, грамот.

    Заключительное слово учителя:

    Ребята мы повторили и проверили знания о рыбах, земноводных и амфибиях. Все команды показали хорошие знания. Молодцы! Надеюсь, что эти знания вы будете использовать в своей жизни во благо природы и никогда не обидите своих «братьев меньших».

  • Загрузка...