domvpavlino.ru

Презентация на тему: «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ. Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

1. Понятие о педагогических технологиях. 2. Предпосылки возникновения здоровьесберегающих технологий. 2.1.Состояние здоровья современных детей и подростков. 2.2.Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста. 2.3.Теоретические предпосылки возникновения здоровьесберегающей педагогики. 3. Сущность, закономерности и принципы здоровьесберегающей педагогики. 3.1.Сущность здоровьесберегающей педагогики. 3.2. Закономерности здоровьесберегающей педагогики. 3.3. Принципы здоровьесберегающей педагогики. 4. Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей. 5. Условия, необходимые для реализации образовательным учреждением функции сохранения и укрепления здоровья учащихся. 6. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. 6.1. Виды здоровьесберегающих технологий. 6.2. Формирование в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды. 7. Особенности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной школе.

Сущность здоровьесберегающего урока - обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, - позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. - позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.


Принцип двигательной активности, Принцип оздоровительного режима, Принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания, Принцип реализации эффективного закаливания, Принцип психологической комфортности, Принцип опоры на индивидуальные особенности ребёнка. ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УРОКА








Гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,гимнастика для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук,для снятия утомления плечевого пояса и рук, -для снятия напряжения с мышц туловища;-для снятия напряжения с мышц туловища; -гимнастика пальчиковая;-гимнастика пальчиковая; -гимнастика бодрящая-гимнастика бодрящая




При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока: Гигиенические условия в классе (кабинете); Число видов учебной деятельности, используемых учителем; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; Число использованных учителем видов преподавания; Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Чередование видов преподавания; Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов; Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; Физкультминутки и физкультпаузы; Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; Благоприятный психологический климат на уроке; Преобладающее выражение лица учителя; Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности; Темп и особенности окончания урока; Состояние и вид учеников, выходящих с урока.


Гигиенические условия в классе (кабинете): - чистота, - температура и свежесть воздуха, - рациональность освещения класса и доски, - наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.


Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.






Чередование видов преподавания не позже чем через минут.






Парты (столы) нужно размещать в 3 колонны так, чтобы свет падал с левой стороны. не менее 2 раз в год школьников, сидящих в 1 и на 3 рядах, надо менять местами: те, кто вначале сидел в третьем ряду, затем должны быть пересажены в первый, и наоборот. Недопустимо использовать 5 рядов так как дети, сидящие в крайних рядах, имеют плохой угол зрения по отношению к доске и вынуждены поворачивать корпус тела. Впереди ряда ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие. Проходы между партами должны составлять 70 см, а между партами и стеной – от 50 до 70. Расстояние от доски до первого ряда столов – 2м, а до последнего – 8м. надо обязательно рассаживать учеников, учитывая не только их рост, но и состояние здоровья.






Красный цвет влияет на физическое состояние. Красный и оранжевый – активные цвета, действуют на организм возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности. Жёлтый – на умственное, это цвет хорошего настроения. Под его воздействием быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Голубой –влияет на эмоции. Зелёный – создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять зрение (повесьте перед столом или компьютером зелёный коврик и периодически смотрите на него). Работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы, помогает при рассеянности.






Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно-сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние.






Обоснование применения технологии В. Ф. Базарного Базарный Владимир Филиппович (род г.), русский учёный, врач и педагог-новатор, доктор медицинских наук, профессор, создатель нового направления в науке - здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей. В 1964 г. окончил Красноярский государственный медицинский институт. Работал хирургом в детской глазной больнице. Руководил краевым детским глазным отделением. Сделал более 6 тысяч операций. В годах руководил Красноярской краевой лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АН СССР. С 1991 года - руководитель Московской областной Научно-внедренческой лаборатории физиолого- здравоохранительных проблем образования (г. Сергиев Посад).




Режим дальнего зрения и расширения зрительных горизонтов Не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников


Учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Факты: Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны педагогические кризы, истощение, сгорание. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.


I. Если утром вам надо встать пораньше, вы 1. заводите будильник, 2. доверяете внутреннему голосу, 3.полагаетесь на случай. II. Проснувшись утром, вы 1. сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела, 2. встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия, 3. увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.


III. Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами, 2. из мясного блюда и кофе или чая, 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. IV. Вы предпочли бы, 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой, 2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе, 3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть. III. Из чего состоит ваш обычный завтрак? 1. из кофе или чая с бутербродами, 2. из мясного блюда и кофе или чая, 3. вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять. IV. Вы предпочли бы, 1. чтобы продолжительность обеденного перерыва давала вам возможность успеть поесть в столовой, 2. поесть, не торопясь, и еще спокойно выпить чашку кофе, 3.поесть, не торопясь, еще немного отдохнуть.


V. Как часто в суете учебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немножко пошутить и посмеяться с коллегами 1. каждый день 2. иногда 3. редко VI. Если вы отказываетесь вовлеченным в конфликтную ситуацию, то пытаетесь разрешить ее 1. долгими дискуссиями, в которых упорно отстаиваете свою позицию, 2. флегматичным отстранением от споров 3. ясным изложением своей позиции и отказом от дальнейших споров






XI. Как вы хотели бы использовать для отдыха свой отпуск? 1. все сразу, 2. часть летом, а часть – зимой, 3. по два-три дня, когда у вас накапливается много домашних дел. XII. Какое место занимает спорт в вашей жизни? 1. ограничиваетесь ролью болельщика, 2. делаете зарядку на свежем воздухе, 3. находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.


XIII. За последние 14 дней вы хотя бы раз 1. танцевали, 2. занимались физическим трудом или спортом, 3. прошли пешком не менее 4 км. XIV. Как вы проводите летние каникулы? 1. пассивно отдыхаете, 2. физически трудитесь, например, в саду, 3. гуляете и занимаетесь спортом. XV. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы 1. любой ценой стремитесь достичь своего, 2. надеетесь, что ваше усердие принесет свои плоды, 3. намекаете окружающим на вашу ценность, предоставляя им возможность делать надлежащие выводы.




Очков: у вас почти максимальная сумма очков, и можно сказать, что вы ведете правильный образ жизни. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха, что, безусловно, положительно скажется на результатах вашей работы. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придает ей монотонность – напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.


Очков: вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при самой напряженной работе. Важно, чтобы ваша общественная и личная жизнь и впрямь оставались уравновешенными, без стихийных бедствий. Но у вас есть еще резервы повышения производительности за счет более разумной организации ритма своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.


Очков: вы «середнячок». Если вы будите и дальше жить в таком же режиме, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Опомнитесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки. Примите наш совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.


Менее 160 очков: по правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы уже жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно-сосудистой системы, то можете смело винить лишь ваш собственный образ жизни. Думаем, что и дела у вас идут не лучшим образом. Вам нужен совет специалиста – врача- гигиениста или психолога. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть нынешний жизненный кризис, вернуть здоровье.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ» Подготовила: ст.воспитатель МБДОУ детского сада №9 « Красная Шапочка» Терёшина Оксана Ивановна

ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравохранения)

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Термин "технология" – это сочетание двух греческих слов: "техно" – мастерство, умение, и "логос" – способ, методика, мысль.

Здоровьесберегающие технологии целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мер которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка и ребенка и педагога родителей доктора

ВИДЫ здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании Технология обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии

Динамические паузы Дыхательная гимнастика Гимнастика после сна Утренняя гимнастика Подвижные и спортивные игры Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз

Технология обучения здоровому образу жизни Парциальная программа Н.Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Физкультурные Занятия Коммуникативные игры Чтение художественной литературы Точечный массаж Спортивные праздники Активный отдых

Коммуникативные игры Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях Коммуникативные игры проводятся 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Артикуляционная гимнастика. Аромотерапия Цветотерапия Психогимнастика Арт- терапия Музыкотерапия Коррекционные технологии Сказкотерапия

В переводе данного слова с латыни звучит как «терапия творчеством», «лечение творчеством». Арт-терапия Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Виды арт-терапии игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригами, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочную терапия, танцеваль-двигательнуя терапию и т. д

Сказкотерапия Сказкотерапия – это один из психологических методов. – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно. Польза сказкотерапии состоит в следующем: помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.); расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире; обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями; корректирует поведение и развитие речи; стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ Научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Система здоровьесбережения в ДОУ: комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика); физкультурные занятия всех типов; оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки); организация рационального питания; медико-профилактическая работа с детьми и родителями; соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса; комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Десять золотых правил здоровьесбережения Соблюдайте режим дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в прохладной комнате! Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нижегородской области «КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ» Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

преподаватель Ананьева Нина Ивановна


« Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля» А. Шопенгауэр

  • Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное.

6 признаков здоровья:

  • отсутствие болезней;
  • нормальное функционирование организма;
  • гармонизация организма и окружающей среды;
  • способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;
  • полное физическое, психическое и социальное благополучие;
  • адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.

Цель здоровьесберегающей педагогики -

  • обеспечить выпускнику образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.

Отношение к проблеме ортобиоза прежде всего надо начать с личности преподавателя.

  • ОРТОБИОЗ - [
  • ортобиоз включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, рациональное питание, культуру общения и личную …

(Словарь иностранных слов русского языка)


Самому педагогу необходимо изменить…

  • мировоззрение преподавателя
  • отношение преподавателя к студентам
  • отношение педагога к задачам учебного процесса
  • Данные направления и определяют пути повышения педагогического мастерства учителя проработку и освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия со студентами.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

  • обстановку и гигиенические условия в кабинете;
  • число видов учебной деятельности;
  • среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся;
  • место и длительность применения ТСО;
  • физкультминутки и другие оздоровительные моменты;
  • наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
  • психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного студентами на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

3) темп и особенности окончания урока.





Реализуя методы здоровьесбережения в своей деятельности, педагог должен проявить следующие умения:

  • — анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
  • — владеть основами здорового образа жизни;
  • — устанавливать контакт с коллективом студентов;
  • — наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
  • — прогнозировать развитие своих студентов;
  • — моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
  • — личным примером учить студентов заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.


Загрузка...