domvpavlino.ru

«Радужная» архитектура ар-нуво: Самые известные здания Антонио Гауди как проявления его гения. Дом Висенс, Барселона: фото и отзывы Где находится дом Висенс

Дом Висенса или Каса Висенс (Casa Vicens ) расположен в квартале Грасия (Barri Gràcia ) и является чуть ли не единственной существенной достопримечательностью этого района Барселоны. Квартал Грасия находится в северной части Барселоны и граничит с районом Эщампле. Грасия - это бывший фабричный городок, вошедший в состав Барселоны лишь в 1897 году. Сегодня это предместье с уютными маленькими площадям и узкими улочками популярно у богемной публики и студентов из-за дешевых ресторанчиков, отличных баров, а также кинотеатров, где показывают иностранные фильмы на языке оригинала .

Адрес Каса Висенс : Каррер-де-лес-Каролинес (Carrer de les Carolines/ Calle de las Carolinas ), 18-24. Ближайшая станция метро: Fontana (ветка L3 ); также недалеко находится железнодорожная станция Gràcia (относится к линиям FGC , принадлежащим каталонскому правительству; не путать с линиями RENFE , которые принадлежат испанскому государству). Из квартала Эщампле до дома Висенса можно довольно быстро дойти пешком (по бульвару Passeig de Gràcia , переходящему в проспект Carrer Gran de Gràcia ).

Внимание : усадьба находится в частном владении, поэтому осмотреть ее можно только снаружи. Правда, раз в году, 22 мая, в день Св. Риты, дом открывается для «соседей и городских жителей».

Расположение Каса Висенс на карте Барселоны (источник ):

(см. также местоположение Каса Висенс на схеме маршрута нашей прогулки по Барселоне )

2 Каса Висенс: история уникального дома

2.1 История и хронология строительства Каса Висенс

Каса Висенс (Casa Vicens ) - частный жилой дом, построенный для одной богатой семьи, стал первым значительным произведением молодого, сравнительно недавно начавшего самостоятельную работу архитектора Антонио Гауди (1852-1926) (до этого были еще фонари на (Plaça Reial ), проект Гауди 1879 года, а также участие в сооружении гигантского фонтана в парке Цитадели, но всё это были официальные проекты, тогда как дом Висенса стал первым заказом, полученным Гауди от частного лица).

Для кого же был выполнен первый крупный заказ Гауди ? Заказчиком стал дон Мануэль Висенс-и- Монтанер (Manuel Vicens i Montaner ), состоятельный фабрикант кирпича и облицовочной керамической плитки (согласно другим источникам, Висенс был всего лишь биржевым маклером, а не промышленником ). Известно, что уже в 1878 году Висенс, унаследовавший в 1877 г. от матери участок земли (родовое имение) в квартале Грасиа, обратился к юному архитектору с просьбой о разработке проекта строительства летнего особняка для его семьи (именно тогда, весной 1878 года, Гауди закончил обучение в барселонской Высшей школе архитектуры).

Но к работе Гауди приступил значительно позднее - возможно, это было связано с финансовыми трудностями заказчика . Так или иначе, лишь в 1883 году Гауди представил на утверждение отделению муниципалитета в квартале Грасиа проект дома для Мануэля Висенса . Разрешение на строительство было получено 8 марта 1883 года .

Таким образом, как видно по датам, непосредственные строительные работы по возведению особняка начались лишь через 5 лет после его заказа . Официальными датами строительства Каса Висенс чаще всего считают годы с 1883 по 1888-й (реже - с 1878 по 1888) (последняя дата тоже достаточно условна, поскольку даже на тот момент отделка интерьеров еще не была полностью закончена ).

2.2 Местоположение участка и проект Гауди

Первоначально утвержденный вариант проекта предполагал лишь строительство дома и разбивку сада. Позднее, 27 сентября, на заседании муниципалитета Грасии была выдано разрешение также на постройку ряда одноэтажных зданий, декоративного каскада и ограждающей особняк стены .

Проект Гауди дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него ситуационным планом дома от 15 января 1883 года (источник иллюстрации ):

На момент строительства особняка Каса Висенс располагался в узкой улочке Сан-Жерваси (Carrer Sant Gervasi ), которая впоследствии была расширена и теперь носит название Каррер-де-лес-Каролинес (Carrer de les Carolines ) . Эта улочка соединяла широкий проспект Каррер-Гран-де-Грасиа (Carrer Gran de Gràcia ) с протоком Кассолес (torrente de Cassoles ), отделявшим селение Грасиа от деревни Сан-Жерваси-де-Кассолес (Sant Gervasi de Cassoles ) (в конце XIX века обе территории вошли в состав Барселоны в качестве ее районов) .

Доставшийся дону Висенсу участок земли располагался вдоль улицы Сан-Жерваси (Carrer Sant Gervasi ), нынешней Каррер-де-лес-Каролинес) и был ограничен, с одной стороны, монастырем Дочерей милосердия св. Винсента де Поля (Hijas de la Caridad de San Vicente de Paul ), а с другой - тупиковым переулком Сан-Жерваси (Callejón de San Gervasio/ Sant Gervasi ), расположенным перпендикулярно к улице Сан-Жерваси . Задняя граница участка была параллельна улице Сан-Жерваси.

Участок, отведенный под дом , был небольшим: всего 0,1 га (30 х 34,5 м) . Несмотря на это, особняк достаточно вместителен (на данный момент общая площадь помещений на всех четырех этажах составляет 1160 кв.м, во времена Гауди, до реконструкций, площадь составляла 1035 кв. м ).

Гауди спроектировал здание таким образом, что с четвертой стороны оно вплотную примыкало к смежной стене находившегося по соседству монастыря. Таким образом, если не считать этого «слепого» фасада, получился особняк с тремя фасадами , из которых главным считается выходящий в сад (хотя боковой фасад, выходящий на нынешнюю улицу Каррер-де-лес-Каролинес, интересен в большей степени, благодаря обилию богато декорированных окон и балконов). После реконструкции 1925 года (подробнее см. в разделе « »), когда здание было несколько расширено за счет соседнего участка, Каса Висенс приобрел и четвертый фасад .

Чертежи двух главных фасадов Каса Висенс: центрального (юго-западного), выходящего в сад, и бокового (юго-восточного), выходящего на нынешнюю улицу Каррер-де-лес-Каролинес (источник ):

Ориентация дома с севера на юг приблизительно совпадала с диагональю правильного прямоугольника, который представлял собой участок. Фасад, выходящий на нынешнюю улицу Каррер-де-лес-Каролинес, был, как и сегодня, ориентирован на юго-восток . План здания приблизительно вписался в полукруг с несколько смещенной в глубину участка осью . Благодаря тому что дом скромно разместился с краю участка, прилегающая территория заметно выиграла в площади и зрительно выросла . Кроме того, такое территориальное решение позволило несколько завуалировать прямоугольную форму дома . При движении по улице Каррер-де-лес-Каролинес небольшое сооружение развертывается как грандиозная панорама : поочередно один за другим открываются все три фасада здания, и открывается весь вид особняка, похожего на театральные подмостки . Нынешний вид на Каса Висенс с улицы Каррер-де-лес-Каролинес и с угла (источники ):

Поначалу здание имело всего два параллельных пролёта . В первом, примыкавшем к стене монастыря, располагалась хозяйская контора (кабинет). Там же помещалась лестница, которая вела на первый этаж и в полуподвальные помещения, а также хозяйственный отсек для стирки и глажки белья (в эту часть дома был предусмотрен отдельный вход для слуг со стороны сада) . Во втором пролёте находился вестибюль, куда можно было попасть по короткой лестнице, просторная столовая с обширной верандой, выходящей в сад, и небольшая живописная курительная комната в восточном стиле (подробнее об интерьерах Каса Висенс читайте ниже, в разделе « Дизайн интерьера Каса Висенс: описание и фотографии »). На верхнем этаже располагались спальни, еще выше - чердак. В полуподвальном этаже находилась кухня с лифтами для доставки обедов, кладовая, угольное хранилище, подсобные помещения и комнаты прислуги . Таким образом, дом был разделен на четыре этажа : полуподвальный, два основных жилых этажа (на первом (партере ) была столовая, курительная, холл и т.п., на втором располагались спальни с оштукатуренными стенами и фресками) и чердак .

От улицы Каррер-де-лес-Каролинес здание дома Висенс было отделено массивной глухой стеной из массивного булыжника, облицованного штукатуркой (см. старинную фотографию ниже) . Верхние камни украшала резьба. Ограждение полностью закрывало нижнюю часть дома, зрительно отрезая низ сооружения, отчего дом казался грандиознее и значительнее по размерам, чем это было на самом деле . Позднее, в ходе расширения улицы, стену пришлось снести.

Перед двойным входом в здание (один вход был главным, а второй служебным) находилась решетка в виде стальной сетки, по углам которой были помещены металлические бутоны бархатцев (Tagetes erecta ) . Внутри каждой такой стальной секции располагались реалистично воспроизведенные из литого чугуна пальмовые листья (подробнее о пальмовой решетке см. ниже, в разделе « »). Нынешний вид ограды (фото с сайта ):

2.3 Устройство сада по проекту Гауди: фонтаны и другие сооружения

Что касается садового участка, то с юго-восточной стороны он был не особенно велик, однако после расширения улицы Каррер-де-лес-Каролинес его площадь сократилась еще больше . Непосредственно за решеткой располагалась узкая полоса сада с двумя лестницами: одна вела к главному входу, другая - к портику, служившему опорой для веранды одной из спален, там находился служебный вход. Возле угла лестницы, ведущей к главному входу, то есть между домом и массивной стеной, тянувшейся вдоль нынешней улице Каролинес, находился фонтан (surtidor ) из кирпича и керамики, разрушенный в 1925 году. Круглые чаши фонтана, более крупная нижняя и верхняя, меньшего размера, имели форму призмы с десятью гранями и покрыты белой и зелёной глазированной керамической плиткой.

Уменьшенная копия этого фонтана, созданная в 1984 году , находится в садах усадьбы Гуэля , на территории которого в настоящее время располагается центр исследования творчества Гауди . (источник фото ):

На следующем снимке представлено здание дома Висенса и сад, как они выглядели до реконструкции 1925 года (источник ; на этой фотографии хорошо виден фонтан у стены и росшая на участке финиковая пальма):

Между фонтаном и галереей (верандой) перед столовой росла красивая финиковая пальма (Phoenix dactylifera ). Стена ограждения продолжалась до угла с тупиковым переулком Сан-Жерваси (Callejón de San Gervasio/ Sant Gervasi ), где образовывала прямой угол с округлым краем . Позади этой части стены находилась небольшая беседка или ротонда (glorieta , mirador ) - маленький наблюдательный пост, образованный тремя каменными колоннами и двумя столбами из кирпича, которые служили опорами для ложных арок из того же материала, карниза с гуттами из искусственного камня и навершия с двумя скатами из пустотелого кирпича .

Стена продолжалась далее, вдоль всего тупика Сан-Жерваси (Callejón de San Gervasio/ Sant Gervasi ). Там, на юго-западной стороне участка, напротив центрального фасада Каса Висенс, Гауди распорядился создать грациозный декоративный каскад из кирпича, состоявший из параболической арки-грота, увенчанной монументальным портиком. Старое фото каскада (источник ):

Каскад прекрасно гармонировал со зданием Каса Висенс, составляя с ним единое композиционное целое . По сторонам сооружения располагались два ряда изящных кирпичных колонн с аттиками на вершине, на которых были установлены два резервуара для воды, куда попадала вода, сбросив избыточное давление. По сути, это были две водонапорные башни: по их сливным каналам непрерывно лились тонкие «дождевые» струи, попадавшие на камни раковины, располагавшейся под аркой каскада, а затем уже в объемную чашу у подножия арки . Покрытые параболическими арками ступени каскада приглашали посетителя насладиться приятным видом и ощутить прохладу вод этого тихого оазиса . Своды арки были украшены терракотовыми барельефами работы скульптора Антонио Гарсиа (Antonio Riba García , (1859-1932)), который также выполнил различные фигуры для украшения фасада Каса Висенс и верхней части дверей столовой.

Вид на Каса Висенс со стороны сада, из-под арки каскада (источник ):

К сожалению, от вышеописанной части сада ничего не сохранилось. В 1946 году каскад (к тому времени уже переделанный) был разрушен в связи с продажей части имения (до улицы Avenida Príncipe de Asturias ) другим владельцам .

Небольшой фонтан (pila, fuente ) был также установлен в центральной части галереи (веранды) перед столовой на главном юго-западном фасаде (эта галерея, впоследствии перестроенная, закрывалась со стороны сада деревянными панелями-жалюзи в японском стиле ). Конструкция этого встроенного фонтана состояла из мраморной раковины в «ренессансном» стиле, помещенной на большую эллипсовидную чашу из тонких железных прутьев, напоминавших паутину . Проходя между прутьями, сверкавшая на солнце вода переливалась всеми цветами радуги, образуя поистине чудесное зрелище . Также сад был оформлен цветочными клумбами и кустарниками причудливых форм .

Старая фотография центрального фасада Каса Висенс, на которой видна галерея со встроенным фонтаном и сад с клумбами (источник ):

В задней (северо-западной) части участка находился еще один сад, поменьше, который выполнял род огорода. Здесь росли фруктовые деревья, а элементы садового декора и даже обычные цветочные клумбы напрочь отсутствовали .

Растительные мотивы из сада перекочевали в и . Как известно, Гауди всю жизнь учился у природы и черпал в ней вдохновение.

2.4 Последующие владельцы и реконструкции дома и сада

Дон Мануэль Висенс умер в 1895 году. В 1899 году вдова Висенса Долорес Жиральт (Dolors Giralt ) продала особняк доктору Антонио Ховеру (Antoni Jover i Puig ) , дедушке нынешних владельцев, и с тех пор дом принадлежал семье Ховер . Сначала дом использовался в качестве летней дачи, но в 1924 году доктор Ховер решил туда переехать жить постоянно (до этого его постоянная резиденция находилась в центре Барселоны, в нескольких километрах от квартала Грасиа) , и в 1925-1927 годах здание было расширено. Работами занялся ученик Гуади, архитектор Жоан Баптиста де Серра Мартинес (Juan Bautista de Serra Martinez ) (1890-1963), добавивший к задней части здания еще один пролёт. Тогда же появился патио и лестница, и каждый этаж, таким образом, стал независимым. Частичная реконструкция по заказу нового хозяина проводилась с предельным уважением к оригиналу, и Гауди лично одобрил план . Тем более что при каждом вмешательстве в само здание или сад новый архитектор постоянно консультировался с мастером . Семья Ховер также очень бережно относилась к работе Гауди. Так что общий стиль и дух архитектуры Гауди в ходе этой реконструкции удалось сохранить.

В 1925 году муниципалитет принял решение о расширении улицы Каррер-де-лес-Каролинес . Новая граница улицы практически совпала с боковым (юго-восточным) фасадом здания. Из-за этого полоску сада между стеной ограждения и домом пришлось уничтожить . Служебный вход расположился в новом пролёте, который появился у дома в связи с его расширением за счет бывшего монастыря. Фонтан у стены был разрушен в том же 1925 году. Не уцелели также другие сооружения Гауди: беседка и стена ограждения .

Нынешний ситуационный план здания (источник ):

В то же время, в ходе реконструкции архитектора Мартинеса сад Каса Висенс удалось расширить: к нему добавился соседний участок земли , купленный новым хозяином дома (ранее этот участок принадлежал ныне распущенному монастырю ). Участок располагался между тупиком Сан-Жерваси и протоком Кассолес (нынешней улицей Av. Príncipe de Asturias ) . Новое пространство участка решено было обнести металлической решеткой, повторявшей всё тот же мотив пальмовых листьев.

Немалым изменениям подвергся и декоративный каскад (галерея водопада), после реконструкции утративший грот и ставший подобием триумфальной арки, соединявшей старый и новый садовые участки . Де Мартинес также слегка изменил конструкцию здания и построил в самом дальнем углу участка (угол улицы Avenida Príncipe de Asturias ) увенчанную куполом часовню , посвященную Св. Рите. Архитектор добавил две новых двери с лестницами, выходящими на Calle de las Carolinas , а два крыльца, защищавшие главный вход, превратил в окна (из-за расширения улицы Каролинес и сужения пространства перед входом пришлось как бы развернуть нижний этаж на 90 градусов и превратить бывшие входные двери в окна ). Третья арка галереи стала новым входом. Дверь черного хода была переделана в окно, и для защиты каждого окна были установлены решетки . Решетки для окон спроектировал сам де Мартинес . Ими можно любоваться по сей день.

Были произведены изменения и в интерьере дома. Установленную на первом этаже по проекту Гауди парадную лестницу заменил огромный зал. Была изменена также и конструкция галереи перед столовой, которая по первоначальному проекту довольно сильно выдавалась в сад . Наибольшей утратой искусствоведы считают исчезновение описанного выше встроенного фонтана, который был установлен в центральной части галереи перед столовой.

Сад вокруг Каса Висенс , вид после реконструкции (фотография 1925 года, источник ):

На переднем плане видна ротонда часовни, позади - надстройка над искусственным водопадом (каскадом); оба строения были впоследствии разрушены. Известно, что часовня простояла до 1962 года .

В 1927 году, после завершения реконструкции, городской совет Барселоны (Ayuntamiento de Barcelona ) присудил Каса Висенс премию (Premio al Mejor Edificio ), объявив здание лучшей постройкой года . Таким образом, первая серьезная работа молодого Гауди получила официальное признание лишь через 37 лет.

К сожалению, сады Каса Висенс , бывшие основой оригинального проекта Гауди, постоянно сокращались по мере того, как последующие владельцы дома продавали их по частям . В 40-е и 60-е годы, прилегавшие к дому Висенс садовые участки были проданы, а само здание оказалось со всех сторон окружено соседними многоэтажными жилыми зданиями .

В конце XIX века архитектура особняка, очевидно, воспринималась совершенно иначе, более целостно и свободно, чем сейчас: не будем забывать, что Гауди разрабатывал свой проект в то время, когда район Грасиа был еще пригородом Барселоны и там сохранялось много незастроенных участков. Тем не менее, несмотря на сокращение садовой территории, тесную застройку прилегающей части квартала, разнообразные переделки и перепланировки, Каса Висенс по-прежнему излучает совершенно особую художественную энергию и по праву считается настоящим памятником архитектурного искусства эпохи модерна .

В 1969 году испанское государство объявило Каса Висенс историческим и архитектурным памятником. А в июле 2005 года особняк вошел в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО .

2.5 Нынешняя судьба здания

В 1962 году дочь Антонио Ховера, Фабиола Ховер ( Fabiola Jover de Herrero ), нынешняя владелица дома, провела очередную реконструкцию Каса Висенс, поручив проведение работ архитектору Антонио Пинеда (Antonio Pineda ) . Целью этой реконструкции было вернуть здание к его первоначальному состоянию .

Последние реставрационные работы прошли в 2001-2004 гг., под руководством архитектора Игнасио Эрреро Ховера (Ignacio Herrero Jover ), сына Фабиолы Ховер, выросшего в Каса Висенс и знающего дом лучше, чем кто-либо другой (Антонио Ховер, соответственно, был его дедушкой) (кстати, 30-летний сын Игнасио, Начо, тоже стал архитектором: то ли семейная традиция, то ли влияние дома) . В ходе этой реставрации были обновлены ветхие настенные покрытия и росписи на первом этаже, укреплены фасады и декоративная отделка .

Сеньора Ховер, как и другие члены этой семьи, с большим уважением относится к шедевру Гауди и делает всё для поддержания особняка в хорошем состоянии. По ее собственным словам, она была удивлена, «насколько простой оказалась самая трудная часть работы: получение керамического материала, необходимого для замены отколовшихся плиток с наружных стен» .

Фрагменты фасада Каса Висенс, фото с сайта :


В проведении реставрации хозяевам помогла известная испанская фирма Tau Cerámica , благодаря мастерству которой «в начале XXI века удалось сделать плитки, которые не отличимы от произведенных в XIX столетии. После тщательного изучения пигментов, материалов и систем кладки специалисты Tau изготовили облицовочную плитку вручную, используя технику trepa , применявшуюся свыше 100 лет назад» . Плитки расписывались вручную, широкой плоской кистью в один мазок; несмотря на то что оригинальные плитки несколько выцвели со временем, новые от них практически не отличить . Компания Tau Cerámica не только изготовила новые керамические плитки взамен отколовшихся и обновила обветшавшие, но и частично финансировала весь проект реконструкции декоративной отделки Каса Висенс.

В настоящее время (информация обновлена по состоянию на 2010 год ) этот уникальный дом выставлен на продажу . Если у вас завалялись лишние 35 миллионов евро, можете поинтересоваться подробностями сделки. Подробную информацию можно получить на официальном сайте Каса Висенс : www.casavicens.es (есть версия на русском языке ).

Наверное, этот дом должен приобрести настоящий ценители искусства, коллекционер и большой поклонник творчества Гауди, а не просто состоятельный человек и любитель экзотики. Да, и еще этот человек должен быть готов к трудностям и понимать, что любые ремонтные работы в здании, включенном в список ЮНЕСКО, - это целая бюрократическая эпопея.

Фотографии некоторых деталей фасада Каса Висенс (источник ):

Нынешние владельцы так комментируют свое решение о продаже особняка: «Это очень красивый дом, но жить в нем неудобно, и никто из нас особенно не горит желанием его сохранять» . Игнасио Эрреро говорит: «Домом владеем мы, четверо братьев, но двое из нас со своими семьями вообще живут в другом городе. А чтобы содержать дом как музей Гауди, куда ежедневно приходило бы по две тысячи человек, требуется полностью забросить все остальные дела и посвятить себя только этому дому, поэтому мы и решили его продать» . В то же время он отмечает, что с безопасностью и уединенностью никаких сложностей у них нет: «У нас нет проблем с непрошеными посетителями. Думаю, большинство людей боятся нас больше, чем мы их».

Сейчас в доме живут Фабиола Ховер де Эрреро с мужем, а также один из их сыновей (брат Игнасио) со своей семьей. Верхний этаж, изначально предназначавшийся для слуг, сдается в качестве съемной квартиры .

Игнасио добавляет: «Это наш дом, но в то же время у нас есть ощущение, что он принадлежит всем, ведь это часть культурного наследия Каталонии. Именно поэтому мы не особенно стремимся афишировать свои намерения на местном рынке» (любопытно, что сайт о продаже дома не имеет версии ни на испанском, ни каталонском языке; фирма, которой поручено заниматься продажей, ориентируется прежде всего на клиентов из России и арабских стран). Не исключено, что новый владелец дома откроет здесь музей Гауди и сделает особняк открытым для публики.

3 Каса Висенс: описание архитектуры и интерьера

3.1 Художественное значение, стилистика. Место в творчестве Антонио Гауди

Каса Висенс представляет собой пёстрое смешение различных архитектурных стилей, наиболее ярким и узнаваемым из которых является мавританский стиль мудехар (неомудехар) . В момент разработки проекта Гауди находился на начальном этапе своей карьеры - этапе, для которого еще был характерен относительно простой конструктивный язык и, в первую очередь, предпочтительное использование прямых, а не изогнутых линий, в отличие от более позднего творчества мастера. Со стилистической точки зрения это был период увлечения ориенталистскими течениями: структурные формы и орнаментальные решения отражали вкус Гауди к восточному искусству, прежде всего мавританскому, персидскому и византийскому . Влияние мавританского искусства проявляется в декоре и в обилии разноцветного кафеля и натурального камня . Фото с сайта :

Эта склонность к восточному стилю проявилась и в других работах Гауди, таких как и особняк Эль Каприччо в местечке Комильяс. Но именно Каса Висенс остается первым зрелым творением Гауди, выполненном в неомавританском (испано-арабском) стиле. Любовь Гауди к архитектуре мавров зародилась уже в южном возрасте, во время изучения трудов Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (1856), «Эскизы для мозаики и мозаичных панелей» (1842), «Чертежи, проекции и детали Альгамбры» (1842). К тому же, этот архитектурный стиль завоевывал популярность: до Каса Висенс в Барселоне уже имелось несколько примеров стиля неомудехар . Поэтому не стоит удивляться, что, в отличие от некоторых более поздних сооружений Гауди, таких как Ла-Педрера , Каса Висенс был принят элитой Барселоны с энтузиазмом .

Портрет юного Гауди (источник ):

Здание дома Висенс, которое было на тот момент самым экзотическим творением Гауди, стало для архитектора своеобразной экспериментальной площадкой . Именно с этого заказа начинается столь характерная для Гауди игра с возможностями керамики , которую он и многие другие модернисты впоследствии использовали в отделке сооружений самого разного характера. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что заказчик являлся фабрикантом керамической плитки, так что причудливый мавританский особняк, украшенный расписными изразцами, стал заодно и удачным рекламным ходом . Есть сведения, что Гауди посещал керамический завод Manises недалеко от Валенсии, чтобы изучить технологию изготовления плиток. Возможно, это было как раз на этапе проектирования Каса Висенс .

Несмотря на простоту планировки, особняк поражает чрезвычайной сложностью и богатством, это настоящий маленький замок . Его облик отмечен фантазией и свидетельствует о несомненной творческой дерзости проектировщика. Уже здесь очевидно, насколько Гауди, с его практичностью, способен тяготеть к чему-то странному, почти шутовскому . Украшающие Каса Висенс орнаменты, их лирический субъективизм и игривость, новаторство формальных подходов - всё это демонстрировало отход от архитектурных традиций того времени, увлекало и удивляло . Дом стал одной из первых архитектурных работ в стиле модернизма и резко контрастировал с доминировавшим в то время эклектизмом .

Каса Висенс с его головокружительным нагромождением геометрически форм признан одной из революционных построек периода развития эстетики модернизма . Особняк был в высочайшей степени необычен и поразителен для своего времени: аутентичные орнаменты, в обилии украшающие отдельные фрагменты дома; множество выступающих элементов и деталей; призматические и куполообразные формы; контрастные текстуры и цвета; слитность здания с окружающим ландшафтом - всё это было неожиданно и оригинально .

В этом уединенном частном доме с садом Гауди осуществил свое юношеское представление о семейном особняке, оберегающем частную жизнь членов семьи (фото с сайта ).

Даже сегодня от втиснутого в узкую улочку Каса Висенс с его бело-зелёными изразцами и кремово-желтым камнем, всегда опущенными жалюзи и крепко запертыми чугунными воротами веет атмосферой сонного эскапизма, безопасности и уюта .

3.2 Конструктивная система дома

Здание дома Висенс, в сравнении с другими постройками Гауди, отличается простой конструкцией . Несущие стены сделаны из кирпича. Балки междуэтажных перекрытий, а также кровля - деревянные . Несущая конструкция здания точно соответствует разделению помещений .

В плане дом представляет собой практически правильный четырехугольник (только со стороны входа наружу слегка выступает столовая) . Гауди не использовал здесь кривые линии, столь характерные для его позднего творчества. В конструкции Каса Висенс мы, наоборот, находим множество простых прямых линий и прямоугольных форм. Отдельные части здания разделяются углами, а не перетекают плавно друг в друга . Вид на Каса Висенс с угла (источник фото ):

Основным строительным материалом является необработанный камень, который молодой архитектор использует в сочетании с красным кирпичом и полихромными изразцовыми плитками, образующими шахматный или цветочный узор . Фото с сайта :

Композиционный строй сооружения противоречив: сильный мотив прорастания вверх, с одной стороны, противостоит теме горизонтального членения этажей, с другой. Но этот «конфликт» смягчается с помощью сразу нескольких приемов: во-первых, дробные квадраты плиток шахматного рисунка размывают противостояние горизонтальных и вертикальных линий; железное кружево кованых решеток и ковровый характер цветочного орнамента плиток также делают свое дело .

Новым для архитектуры Испании конца XIX века стало создание подвальных помещений, перекрытия которых были собраны из кирпичных перегородчатых сводов, а кровля состояла из целого ряда выложенных из кирпича плоскостей, расположенных по наклонным деревянным балкам. Нововведением Гауди стала также необычная для того времени конструкция кровли. Архитектором впервые был применен способ обхода кровли по всему ее периметру. При этом имевшиеся повороты кровли были отмечены сооруженными беседками с устроенными над ними небольшими куполами. Обход, сделанный по периметру кровли, словно продолжают обходные галереи, включенные в конструкцию третьего этажа здания. При этом все угловые повороты зафиксированы шестигранными в плане балконами .

Кроме того, в архитектуре дома Висенс Гауди впервые применил так называемую технику свободного пространственного коллажа . Именно с этой техникой связаны используемые мастером смелые комбинации стилизованных фигур модерна, выросшего на испано-мавританской почве (примером могут служить белые и зеленые квадраты изразцов, установленные по основным вертикальным линиям и над перемычками окон, «сталактиты» консолей, многоугольные арки) .

3.3 Внешняя отделка особняка

Дом Висенса - яркий пример того, как можно обратить рационально спроектированный дом в маленький замок средствами одной только отделки и орнамента прежде всего . Внешняя отделка особняка - это живой многоцветный ориентализм с пышным убранством фасадов, многочисленными эркерами и кафельным декором гладких участков стены. На верхнем этаже со сквозной галереей выдаются вперед угловые башни, свидетельствующие о мавританских корнях Каса Висенс (источник фото ):

При строительстве дома Гауди задействовал множество разнообразных декоративных элементов в стилистике мавританского зодчества, таких как башенки, эркеры, сквозные консоли и выступающие карнизы, балконы и выступы фасадов. Эта оригинальная внешняя структура позволила, несмотря на простоту формы особняка, добиться удивительного богатого объемного решения и сделать здание ярким, привлекательным и даже игривым, избежав сурового облика, характерного для классической архитектуры . Если смотреть со стороны улицы, сооружение кажется как будто разрастающимся наружу по мере увеличения высоты (фото с сайта ):

Крыша имеет наклон с двух сторон и четыре фронтона. По краю крыши проложена специальная дорожка, обеспечивающая свободный проход и облегчающая проведение ремонтных работ. Как и в других зданиях Гауди, вентиляционные каналы и дымовые трубы обильно декорированы (в данном случае - теми же керамическими плитками, что и фасад) . Фото с сайта :

И в угловых башенках, и на самой крыше (под открытым небом) есть скамейки . Чрезвычайно тонко расчленена угловая башенка , сильно выдающаяся вверх, это самая высокая точка особняка (источник фото ):

В оформлении Каса Висенс Гауди активно использовал живопись, скульптуру и прикладные искусства - художественные элементы, дополняющие архитектуру здания и образующие с ней единый ансамбль. Украшения есть везде, необузданные и роскошные. По углам здания Гауди расположил окна в мавританском стиле, которые напоминают миниатюрные минареты, а над ними поместил довольно спорных, а то и попросту неуместных херувимов (источник фото ):

Стены фасадов кажутся драгоценными, хотя Гауди отделывает их простыми и дешевыми материалами. Основа стен из дикого камня цвета охры дополнена отделкой из необработанного кирпича . Уже один этот контраст красив сам по себе. И все же главное очарование дому придает пестрая изразцовая отделка . Фото с сайта :

Обильное использование керамической отделки с тщательно подобранной полихромией является одной из характерных особенностей особняка и придает строению особую красочность. Здесь можно заметить мусульманские и арабские реминисценции в причудливом смешении с самобытными каталонскими элементами . Кладка бежеватого природного камня перемежается с длинными поясами декоративной 15-сантиметровой плитки, украшенной узором в виде бархатцев (Tagetes erecta ) . Боковой фасад дома, фото с сайта :

Чередование в шахматном порядке керамических плиток белого и зеленого цветов разбивает узорчатые галереи плиток с изображением бархатцев . Фотографии с сайта :

По словам самого Гауди, цветочные мотивы, использованные им для орнаментов Каса Висенс, он нашел непосредственно на месте, отведенном под застройку: «Когда я проводил первые замеры участка, земля под ногами была полностью покрыта теми самыми желтыми цветами - бархатцами, которые я использовал в качестве декоративного мотива для керамики. Пышная пальма тоже была здесь, она и подвигла меня к созданию » . Есть также сведения, что изразцы с изображением желтых бархатцев были сделаны по желанию самого заказчика, Мануэля Висенса . Фрагмент изразцов, источник фото :

На балконе главной спальни, над верандой столовой, помещен ряд изразцов с рельефным узором в виде листьев и раскрытых цветов подсолнухов . Существует много увлекательных теорий об использовании Гауди подсолнухов в качестве некоего символа. Своенравное и непокорное растение, подсолнух является широко распространенным символом души. В 1870-х и 80-х годах этот цветок был очень моден в Великобритании. Например, этот мотив использовал выдающийся английский художник-керамист Уильям Френд Де Морган (1839-1917). Оскар Уайльд, который отзывался об этом цветке как о «яркой эмблеме постоянства», был изображен на карикатуре в виде подсолнуха. А английский дизайнер (Thomas Jekyll ) (1827-1881) изготовил каминные подставки для дров в форме подсолнуха для своей «павлиньей комнаты» .

Вид балкона с узором из бархатцев и рельефных подсолнухов (фото авторов сайта):

В оформлении фриза веранды перед столовой Гауди подчеркнул тот факт, что дом был построен в идиллическом уголке истинно каталонской природы. На северо-западной стене в тенистом уголке вырезано каталонское заклинание: «Oh, l"ombra de l"istiu !» - «Да будет летняя тень!» Для противоположной стены, которая смотрит на юго-восток и восходящее солнце, Гауди выбрал другое изречение: «Sol, Solet, vine"m a veure (que tinc fred) » - сокращение от каталонского заклинания «Солнышко, маленькое солнышко, приди и посмотри на меня, потому что мне холодно» ; . Еще одно изречение помещено с третьей стороны, напротив камина столовой, оно гласит: «de la llar lo foc, visca lo foc de l"amor » («пламя от очага, да здравствует пламя любви») (этот фрагмент виден на вышеприведенной фотографии) .

В изящных металлических решетках, служащих для оформления балконов и окон Каса Висенс нашли выражение мотивы ар-нуво. Автором проекта был уже не Гауди, а его преемник де Мартинес . Детали бокового фасада с двойными окнами и балконами (источники фото ):

В узоре решеток можно разглядеть характерные для каталонского модерна растительные мотивы, а также образы причудливых существ и, в первую очередь, драконов (фотографии с сайта ).

Кроме того, в саду Каса Висенс обращает на себя внимание ваза для цветов в стиле ар-нуво. Эту замечательную вазу выполнил барселонский художник по керамике Пужоль-и-Баусис (Pujol i Bausis ) (1858 - 1960) . Фотографии сада и вазы (источник ):

3.4 Кованые ворота и ограда с пальмовыми листьями

В настоящее время участок при доме Висенса обнесен оградой из природного камня с коваными железными решетками наверху. Мотивом кованых въездных ворот и металлической ограды являются раскрытые пальмовые вайи - листья веерной пальмы Chamaerops humilis (хамеропс приземистый) .

Кованая ограда с повторяющимся рисунком пальмового листа свидетельствует о явном воздействии стиля ар-нуво . Угловой фрагмент ограды с фонарем, фото с сайта :

Глиняную модель этой знаменитой решетки, как считается, создал в мастерской собора Саграда Фамилиа близкий друг Гауди, скульптор Лоренцо Матамала Пиньоль (Lorenzo Matamala Piñol (1856-1927)), а отлил и выковал из железа кузнец Хуан Оньес (Juan Oños ), впоследствии участвовавший в создании решеток для дворца Гуэля . Иллюстрация узора ворот времен Гауди и современная фотография :

Конструкция удивительных железных ворот Каса Висенс со стилизованным узором из пальмовых листьев - это еще и признак верности Гауди каталонским традициям работы с железом . Не будем забывать, что отец Антони Гауди был потомственным кузнецом (медником). Гауди овладел этим искусством в мастерской отца.

Кованая железная ограда, отделяющая дом от внешнего мира, и ворота в виде металлических пальмовых листьев - всё это создает впечатление чего-то промежуточного между городом и деревней, между общественным зданием и частным домом .

Угловая секция кованых ворот Каса Висенс и нижний ряд ограды вдоль бокового фасада дома (фото с сайтов и ):

В настоящее время ряд фрагментов пальмовой решетки находится в воротах , а также в Доме-музее Гауди в этом же парке .

3.5 Дизайн интерьера Каса Висенс: описание и фотографии

Интерьеры дома Висенс чрезвычайно насыщены декором и поражают тщательностью исполнения каждой детали. Многие интерьеры прекрасно сохранились и почти не изменились со времен Гауди . Особенно хорошо сохранились курительная комната, столовая и вестибюль.

Именно во внутреннем оформлении дома Висенса творческое воображение Антонио Гауди разыгралось вовсю. Он создал в высшей степени экзотическую обстановку для развлечения гостей и хозяев. Гауди сам выполнил эскизы большей части интерьеров Каса Висенс , включая столовую и знаменитую курительную комнату . В оформлении интерьера присутствует множество арок, изразцов и живописных орнаментов, что в совокупности создает причудливый, разнородный ансамбль .

Современные исследователи творчества Гауди затрудняются ответить на вопрос, чем руководствовался архитектор во время отделки внутренних помещений здания - собственным вкусом или пожеланиями заказчика. Однако большинство искусствоведов склонны считать, что жизнерадостный эклектизм интерьеров, вероятнее всего, отвечает вкусам самого владельца . Так или иначе, дон Висенс и Гауди были друзьями и, наверное, часто обсуждали проект. Известно, например, что в 80-е годы архитектор был частым и желанным гостем дачи Висенса в Алелье . В то же время есть предположения, что Мануэль Висенс был поставлен экстравагантностью Гауди на грань банкротства .

Наиболее интересные с точки зрения дизайна помещения находятся на первом этаже дома. Расположение некоторых комнат указано ниже, на плане первого этажа Каса Висенс (иллюстрация на основе и ):

Как желтые бархатцы, украшающие здание снаружи, явились воссозданием реальной картины, увиденной Гауди на участке до начала строительства, так и мотивы птиц и тропических растений , активно использованные им в оформлении интерьеров отражают подлинный природный мир этого загородного (ведь на тот момент это еще был пригород) уголка Барселоны. Например, в комнатах первого этажа встречаются орнаменты в технике сграффито, изображающие красноцвет болотный Butomus umbellatus и гигантский тростник Arundo donax - именно те растения, которые росли по берегам соседнего протока Кассолес, находившегося на месте нынешней улицы Av. Príncipe de Asturias .

Наиболее щедро декорированной комнатой в доме является столовая (обеденный зал) с рядом характерных элементов стиля ар-нуво (источник фото ).

Потолок большого обеденного зала оформлен большими деревянными опорными балками. Общие виды столовой (фото с сайта ):

Деревянные балки поддерживаются консолями, на внешней изогнутой стороне которых нарисованы цветы гвоздики . Межбалочное пространство заполняет замысловатый резной орнамент , играющий на жизнерадостном контрасте сочных зелёных листьев и ярко-красных гроздьев вишни . В некоторых источниках указывается, что это на самом деле это плоды и листья не вишни, а арбутуса , или земляничного дерева (Arbutus unedo ) , выполненные из окрашенного папье-маше (формованного картона) (фото с сайтов и ):

Стены до самого цоколя облицованы деревянными панелями в теплых коричневых тонах или керамической плиткой. Дальше вверх каждый дюйм, не покрытый росписью, заполнен орнаментами, изображающими птиц, снующих по небу среди падающих осенних листьев .

Стены также украшены рельефной росписью в технике сграффито, воспроизводящей темно-зелёные побеги плюща (Hedera helix ) на золотистом фоне . Фото с сайтов и :

Общему затемненному фону столовой, выдержанной в строгом стиле, противопоставлена светлая стена со встроенным в нее камином, украшенным яркими изразцами, изображающими растения и птиц . Дверные проёмы также расписаны мотивами птиц: мы видим здесь целую вереницу журавлей и цапель . Использование растительных и животных мотивов в оформлении камина и интерьера столовой (обеденного зала) дома Висенс (источник ):

Оформление столовой задумывалось так, чтобы пространство в переходе от угловой к пристенной мебели разделялось плавно и разнообразно . Столовая с частично встроенной в стены мебелью (фотография, источник ):

И вестибюль, и столовая Каса Висенс оформлены деревянными балками, пространство между которыми заполнено растительными орнаментами из папье-маше . Это работа барселонского мастера Эрменегильдо Англеса (Hermenegildo Miralles Anglés ). Благодаря своей простоте и неограниченным изобразительным возможностям техника папье-маше имела в то время большой успех .

Вестибюль Каса Висенс с витражами (источник фото и , © Peter Aprahamian ):


Еще витражи при входе в дом (фото с сайта ):

Одной из самых оригинальных в доме Висенса является небольшая курительная комната (fumador, sala de fumar ), в которой потолок украшен «сотами», напоминающими архитектуру Альгамбры. Это уютное убежище с лежанками, подушками, кальяном и складным кофейным столиком на ножках в виде конских копыт всегда вызывало у посетителей особое восхищение. В Испании времен Гауди наличие курительной комнаты было важным атрибутом благосостояния, до того модным, что даже королевская семья построила себе курительную комнату в своем дворце в Аранхуэсе (старая и новая фотографии с сайтов и ; как видите, ни подушек, ни кальяна больше нет):

Экзотическая курительная комната, будто вышедшая из сказок «Тысячи и одной ночи», обильно снабжена орнаментальными украшениями в восточном стиле. «Сталактиты» фальшпотолка и украшенные арабской вязью фонари являются характерными элементами мавританской архитектуры (фото с сайта ):

Верхняя часть стен комнаты украшена рельефными орнаментами из папье-маше . Потолок декорирован орнаментом из листьев и плодов финиковых пальм . В этом удивительном, похожем на сталактиты или пчелиные соты (muqarnas ) алебастровом фальшпотолке (куполе) ярко проявился особый дар Гауди адаптировать архитектурные идиомы к новым методам строительства .

Детали потолка и рельефа стен в курительной комнате дома Висенс (источник фото ):

В нижней части комнаты стены покрыты изразцовыми панелями с изображением цветов гвоздики (в других источниках указывается, что это розы , и это больше похоже на правду):

Немалый интерес представляет оформление еще одной комнаты на первом этаже Каса Висенс. Речь идет о веранде - галерее перед столовой.

Прежний вид веранды (старая фотография с сайта ):

Нынешний вид веранды (источники фото и ):

Здесь Гауди тоже придумал оригинальный ячеистый потолок, соединив два свода, расписанных в технике «зрительных обманок» trompe l’oeil . Не обошлось также без витражей и уже знакомых нам изразцов с желтыми бархатцами (источник фото ).

Рисунок на потолке веранды изображает ветви пальмовых деревьев (источники и ):

Два примыкающих свода также обильно украшены растительными мотивами (источник фото ):

В одной из маленьких комнат на первом этаже Гауди также разместил поразительный псевдокупол (falsa cúpula ) вроде тех, что были характерны для эпохи барокко . Эффект оптических иллюзий (trompe l’oeil ) достигается посредством умелых манипуляций с перспективой. Когда наблюдатель смотрит на этот волшебный потолок, у него создается подлинное ощущение того, что он распахивается в синее небо, полное порхающих птиц (фото с сайта ):

Оригинальная обстановка еще одной комнаты - главной гостиной, или салона; мебель в этой комнате проектировалась не Гауди (источник фото ):

Несколько современных фотографий других комнат Каса Висенс (источник ):

Гауди также частично разработал дизайн мебели для дома Висенса . Например, считается, что именно он придумал вот этом стильный угловой шкаф (комод) (фото с сайтов ):

Все детали особняка Гауди разрабатывал с особой тщательностью, придавая каждому элементу обстановки свое личное видение - начиная от раздвижных дверей до остроумно придуманных запорных устройств из позолоченной латуни . Уже в этом раннем творении проявилось ответственное отношение Гауди к своей работе, его стремление к созданию архитектурного ансамбля, в котором важна каждая деталь . Зодчий понимал, что в архитектуре нет ничего второстепенного, и не обходил вниманием даже самые, казалось бы, незначительные практические аспекты .

♦♦♦♦♦♦♦

Каса Висенс - это памятник экзотике. Сочетание таких разнотипных материалов, как кирпич, камень, булыжник и керамическая плитка, а также смена текстуры оказали огромное влияние на развитие стиля модерн . В то же время это был первый и последний случай, когда Гауди построил здание, облик которого не был связан с католической верой или каталонской мифологией.

Всем, кто интересуется архитектурой Барселоны и других городов Каталонии и каталонским модернизмом в частности, рекомендуем также записи:

Использованные источники :

1. Гиз Ван Хенсберген. Гауди - тореадор искусства. Биография. /Пер. с англ. Гольдберга Ю. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.

7. Алексей Асланянц. Барселона. Путеводитель «Афиши». Афиша Индастриз, 2007 г.

.

30. H. Kliczkowski. Barcelona y Gaudí: la ruta del modernismo . A. Asppan S.L., 2004.

31. Aurora Cuito, Cristina Montes. Antoni Gaudí, Obra completa . Мультиязычное издание. A. Asppan S.L., 2002.

32. Aurora Cuito,Cristina Montes. Gaudí: complete works . Издание на английском языке. A. Asppan S.L., 2002.

(falsa cúpula )

November 19th, 2015 , 02:56 pm

Многие туристы едут в Барселону, чтобы полюбоваться архитектурными шедеврами Антонио Гауди. Но вам совсем не обязательно лететь в каталонскую столицу. Все его наследие...
Личность Антонио Гауди загадочна и таинственна. Второй человек, который, по моему мнению, обладает схожей аурой - даже не реальный человек, а персонаж романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Великий Гетсби. И с какой легкостью герой романа очаровывал свою публику зваными вечерами, с такой же легкостью работы Гауди захватывают наше сердцу, душу и память.
В чем же его гениальность?
Возможно, ответ лежит на поверхности. Он вокруг нас. Гауди обожествлял природу и черпал из нее вдохновение. Он первым решил перенеси законы природы на архитектуру.
.

Его церковные шпили завершаются снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчиваются корзинами с фруктами, а с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручиваются улитками, а заборные решетки выкованы в виде пальмовых листьев.
Все гениальное - просто!

За свою жизнь Антонио Гауди создал более 20 архитектурных шедевров, 10 из которых размещены непосредственно в Барселоне.

Приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по улицам Барселоны и познакомиться с шедеврами архитектуры Гауди, аналогов которых нет и по сей день.

А остановиться в Барселоне вы можете в этих отелях:

1. Дом Висенс (Casa Vicens)

Дом Висенс стал первой значительной работой Гауди. Он строился в период между 1883 и 1888 годами по заказу владельца завода керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера.

Впервые осматривая место будущей стройки, Гауди обнаружил гигантскую цветущую пальму, окруженную ковром из желтых цветов - бархатцев. Все эти мотивы Гауди впоследствии включил в дизайн дома: пальмовые листья нашли свое место на заборной решетке, а бархатцы стали узором керамической плитки.

Гауди разработал дизайн всего здания, начиная со скрупулезной отделки внешнего оформления, и заканчивая декоративными решениями внутренних помещений, вплоть до росписи стен и витражей.

Поскольку дом является частным владением, он закрыт для посещения. Однако один день в году, 22 мая, владельцы дома открывают его двери для гостей.

2. Павильоны усадьбы Гуэль (Pavellons Güell)

Именно на этом проекте встретились два великих человека, которые на много лет вперед определили образ Барселоны: архитектор Антонио Гауди и граф Эусеби Гуэль. По заказу Гуэля, Антонио должен был провести реконструкцию летней загородной резиденции мецената: переделать парк и возвести ворота с оградой, построить новые павильоны и спроектировать конюшни с крытым манежем. А чтобы показать единый замысел всего проекта, архитектор выполнил все постройки в едином стиле, используя одинаковый строительный материал и узор, напоминающий чешую дракона.

Именно при постройке павильонов Гуэль Гауди впервые использовал технику тренкадис - облицовку поверхности кусочками керамики или стекла неправильной формы. Позднее мы с вами встретим эту технологию в оформлении скамей в Парке Гуэля и многих других работах архитектора.

К сожалению, на сегодняшний день от постройки уцелела только въездная группа с воротами, украшенными драконом. По замыслу Гауди, дракон охранял сад с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

При открытии ворот голова и лапы дракона двигались, пугая и удивляя гостей и прохожих. Сегодня вы без страха можете подойти к Дракону - он останется недвижим и свободно пропустит вас на территорию усадьбы.

3. Дворец Гуэля (Palau Güell)

Следующий масштабный проект, созданный Антонио Гауди для Гуэля - это жилой дом, а точнее - дворец. Этот великолепный венецианский «палаццо» втиснут в небольшое пространство 22 на 18 метров.

Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, т.к. улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы.

Гауди считал, что один единственный архитектурный элемент не может быть достойным украшением крыши. Поэтому в замке крыша спроектирована по «сценографическому» принципу. Каждый дымоход выполнен в виде причудливой башенки, превращая крышу в волшебный сад. Этот свой любимый прием Гауди использует во многих своих будущих проектах.

На входе, между двух кованных ворот дворца, Гауди поместил герб Каталонии, а на самих воротах выгравировал инициалы Эузеби Гуэля - «Е» и «G».

4. Колледж ордена Святой Терезы (Collegi de las Teresianes)

«Collegi de las Teresianes» — школа при монастыре Святой Терезы — также стала одним из архитектурных шедевров Антонио Гауди. Здание колледжа было построено между 1888 и 1890-м годами по заказу Энрика д’Уссо - священника, основавшего орден терезианок.

Изначально разработка плана была доверена архитектору Хуану Б. Понсому. Он работал над проектом целый год, и даже успел возвести здание до второго этажа, когда строительство перепоручили Гауди. Юному гениальному архитектору удалось внести значительные изменения в начальный проект и закончить строительство меньше, чем за год.

Для Гауди это был необычный проект. Во-первых, ему приходилось работать в условиях ограниченного бюджета, поэтому при строительстве использовался обычный кирпич и имитация камня. А во-вторых, его фантазию заключили «в рамки». Все свои архитектурные и декоративные идеи Антонио сперва согласовывал со священником, и только после этого мог воплощать их в жизнь. Не удивительно, что большая часть из задуманного была отвергнута.

Архитектор все-таки украсил школу, насколько это было возможно. Для этого он использовал многочисленные аккуратные арки и декоративные элементы на зубцах здания, которые похожи на профессорские шапочки.

5. Дом Кальвет (Casa Calvet)
Еще один шедевр архитектора Антонио Гауди в Барселоне с первого взгляда кажется обычным и непримечательным, но стоит приглядеться поближе…

Дом Кальвет Гауди построил по заказу вдовы покойного промышленника Пере Кальвета, в соответствии со всеми критериями «доходного» дома. На первом этаже здесь размещались магазины, на втором этаже жила сама хозяйка, а остальные уровни были отданы квартиросъемщикам.

Парадокс, но самое «обычное» творение Антонио Гауди сразу после постройки, в 1900 году, было признано лучшим зданием Барселоны. Для многих это стало сюрпризом, так как к этому времени Антонио завершил несколько проектов, выглядящих более изысканно и утонченно. Однако властям столицы Каталонии именно это творение показалось наиболее достойным.

В оформлении фасада Гауди продумывал каждую мелочь. Так, форму дверного глазка архитектору подсказали медовые соты. При его создании гений несколько раз погружал пальцы в глиняную массу, а затем заливал полученную форму металлом.

А молотки на парадных дверях ударяют по изображению клопа. Возможно, согласно древнему каталонскому обычаю, убийство этого насекомого приносило удачу и достаток в дом. А может быть Антонио Гауди просто не любил вредителей.

Сегодня дом Кальвет все так же используется по назначению: подвал отведен под склады, первый этаж занимает офис, а на остальных этажах размещены жилые квартиры.

6. Дом Фигерас на улице Бельэсгуард, Барселона (Casa Figueras)

В начале XV века король Марти Гуманный построил на склоне горы Тибидабо великолепный дворец, который назвал Бельесгуард - в переводе с каталонского «прекрасный вид». Через пять столетий, в 1900 году, на этом же месте возник совершенно другой, более скромный дворец в неоготическом стиле руки архитектора Антонио Гауди. Впоследствии он получил имя Дом Фигерас.

Дом получился в довольно причудливом стиле. Строение словно устремлено ввысь, хотя само по себе сооружение далеко не высокое. Подобный эффект Гауди достиг использованием в конструкции острого шпиля, а также намеренного завышения каждой части дома. Высота подвала составила 3 метра, первого этажа - 5 метров, бельэтажа - 6 метров. Общая высота дома достигает 33 метров и выглядит он полностью завершённым в вертикальном направлении.

Средневековую дорогу в ходе строительных работ Гауди несколько сместил и поставил ее на своды с наклонными колоннами. Этот прием он использует и в парке Гуэль.

До 2013 года дом Фигерас был закрыт для посещения, но так как владельцам были необходимы средства для реконструкции, они приняли решение открыть его для туристов.

Не спеша, мы приближаемся к самому интересному. Это известные и популярные достопримечательности Барселоны рук Антонио Гауди, и первая из них - парк Гуэля.

7. Парк Гуэля. Город-сад (Parc Güell)

Наверное, каждый из нас хоть раз видел пряничные домики Гауди - один из символов столицы Каталонии, который встречается на открытках, магнитиках и другой сувенирной продукции. Найти их мы с вами можем на входе в парк Гуэля, или иногда его называют «парк Гауди».

Когда-то давно этот популярный парк в Барселоне начинал свое развитие в качестве коммерческого проекта. После поездки в Англию Гуэль был впечатлён парковыми зонами и загорелся мыслью создать что-то подобное в Барселоне. Для этого он приобрел большой участок на холме и попросил Антонио Гауди заняться проектом. Согласно идее Гуэля, парк должен был стать жилым поселком для каталонской элиты. Но жители города не поддержали его старания. В итоге из жилых домов были построены только 3 выставочных экземпляра, в которых поселились сами авторы проекта - Гуэль и Гауди, а также их друг адвокат. Позднее городской совет Барселоны выкупил недвижимость у наследников мецената и преобразовал его в городской парк, а в двух домах открыл муниципальную школу и музей. Дом адвоката и по сей день принадлежит его семье.

Архитектор прекрасно справился со своей работой. Он спроектировал все необходимые коммуникационные системы, распланировал улицы и площади, построил виадуки, валы, входные павильоны и лестницу, которая ведет к залу «100 колонн». На крыше зала расположилась большая площадь, окруженная по периметру яркой изогнутой скамьей.

8. Дом Бальо (Casa Batlló)

«Дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом» - все это названия, под которыми известен дом Бальо в Барселоне.
Эта достопримечательность находится в самом центре Барселоны, и вы при всем желании не сможет пройти мимо, не заметив ее. Горбатая крыша, похожая на хребет дракона, мозаичный фасад, меняющий свой цвет в зависимости от освещения, балконы, напоминающие мордашки глазастых мух или черепа - все это производит неизгладимое впечатление.

Заказ на реконструкцию дома Антонио Гауди получил от текстильного магната, который планировал полностью снести старую постройку. Сохранив исходную структуру дома, архитектор спроектировал два новых фасада. Главный выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.

Для улучшения освещения и вентиляции здания Гауди объединил световые шахты в единый внутренний двор. Здесь архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего.

Часть фасада покрывает мозаика из ломаной керамической плитки, которая начинается золотистыми оттенками, продолжается оранжевыми и завершается зелено-голубыми.

9. Дом Мила - Педрера (Casa Milà)

Дом Мила - это последний светский проект Антонио Гауди. После его возведения архитектор всецело посвятил себя главному шедевру своей жизни - собору Саграда-Фамилия.
Первоначально барселонцы не приняли новое творение Гауди. За свой неровный и тяжеловесный вид дом Мила получил прозвище «Педрера», что значит «каменоломня». Строителей и хозяев дома даже несколько раз штрафовали за несоблюдение общепринятых норм. Но скоро страсти улеглись, к дому очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.

При строительстве Педреры Антонио Гауди использовал технологии, надолго опередившие свое время. Вместо классических опорных и несущих стен он использовался стальной каркас неправильной формы, укрепленный арками и колоннами. Благодаря этому удалось придать фасаду дома необычную плавающую форму, а планировки квартир по желанию владельца дома могли меняться в любое время. Эта технология очень популярна и среди современных строителей, которые используют ее при возведении монолитно-каркасных домов. А ведь прошло уже больше века!

Но в полной мере талант архитектора раскрылся на крыше дома Мила. Здесь Гауди создал особый, сказочный мир, украшая дымоходы и шахты лифтов необычными скульптурами.

Не смотря на свою культурную ценность, дом Мила и сегодня является жилым. Для осмотра открыты только выставочный зал с работами Антонио Гауди, квартира, отражающая быт того времени, и крыша здания.

10. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Саграда Фамилия - главный шедевр Антонио Гауди, проект всей его жизни, которому он посвятил 43 года. Строительство собора началось в 1882 году под руководством архитектора Франческо дель Вияра. Но уже через год на его место был назначен молодой Гауди. Согласно его задумке, высота собора должна быть ниже самой высокой горы Барселоны всего на один метр - 170 метров. Этим архитектор хотел показать, что созданное руками человека не может быть выше того, что создал Бог.

Искупительный храм Святого Семейства, как и многие другие творения Гауди, выдержан в духе философии единения с природой. Здание должны венчать 18 башен - это символ апостолов, евангелистов и Иисуса Христа.

Фасады собора уже сегодня украшены скульптурами с изображением не только библейских персонажей, но и животных, винограда и различных символов, отражающих факты из жизни святых.

Примечательно, что фигуры животных создавались самим Гауди. Своих «моделей» он погружал в сон, и создавал их точные скульптуры.

Внутреннее убранство собора также продумано до мелочей. Гауди предполагал, что изнутри собор будет напоминать лес, с виднеющимися сквозь ветви деревьев звездами. Как отражение этой идеи в соборе появились многогранные колонны, поддерживающие высокие своды храма.

Ближе к сводам колонны меняют свою форму и разветвляются подобно деревьям. Звездами в этом грандиозном проекте стали оконные проемы, располагающиеся на разной высоте.

Смерть Антонио Гауди была такой же необыкновенной, как и его вся его жизнь, как и его творчество. 7 июня 1926 года, в возрасте 73 лет, его сбил трамвай. Архитектор потерял сознание, но извозчики не торопились отвезти его в больницу: при нем не было ни денег, ни документов, и выглядел он крайне неопрятно. В итоге он оказался в больнице для нищих.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в своем любимом месте - в Искупительном храме Святого Семейства.

Антонио Гауди - каталонский архитектор XIX века, известный своим нестандартным мышлением. Именно поэтому ему удалось сотворить такие объекты, которые до сих пор притягивают взгляд, даже если смотреть в другую сторону. Дом Висенс является одним из первых проектов Гауди. А ещё это самая яркая и запоминающаяся достопримечательность Барселоны. В последующих работах архитектор игнорировал прямые линии и, как кажется, все законы физики, а этот дом имеет чёткую прямоугольную форму. Антонио Гауди был наделён феноменальными возможностями - он никогда не работал с чертежами, все расчёты производил исключительно в уме.

Заказ на проектирование частного дома

В 1878 году Антонио Гауди получает диплом архитектора и приступает к исполнению заказа Мануэля Висенса - владельца фабрики по производству кирпичей и керамической плитки. Промышленник хотел дом, который служил бы ему летней резиденцией, поэтому Гауди решает сделать акцент на саду. К слову, дом Висенс очень сильно отличается от последующих работ архитектора, так как имеет строгие линии и прямоугольную форму.

Была выделена небольшая территория под застройку, но с этой проблемой Гауди справился: он перенёс строение на второй план, за счёт чего удалось визуально расширить площадь сада.

Дом Висенс (Антонио Гауди): описание ранней работы архитектора

Даже несмотря на сильное отличие первой серьёзной работы от последующих, это строение заслуживает внимания, так как здесь есть очень много интересных и завораживающих взгляд деталей. Здание выделяется прекрасными башенками и изящными эркерами, резными балконами и удивительно необычными фасадами.

Сочетание оттенков - это отдельная тема. Кажется, что лучшего слияния цветов просто не придумать. Более того, колоритный окрас строения не просто привлекает внимание, а создаёт иллюзию объёма. Фасад пёстрый, но это совершенно не портит его. Напротив, дом получился каким-то «тёплым».

Как и любой другой архитектор, Гауди стремился к тому, чтобы дом Висенс (Барселона) выделялся на фоне других построек, окружающих объект. Все они выполнены в эклектичном стиле, Антонио же решил для достижения своей цели обратиться к модерну.

Важно, что каждый элемент имеет своё место, и даже самые мелкие детали отлично гармонируют друг с другом. Иными словами, если что-то удалить, картина кардинально изменится. На фасаде можно наблюдать изображения самых популярных в Барселоне цветов - бархатцев. Они были высажены и в саду, поэтому архитектору удалось достичь гармонии между строением и озеленённой территорией. Она как будто была продолжением резиденции.

Дом Висенс был закончен в 1885 году. В 1925 году владельцы решили сделать реконструкцию, в ходе которой удалили часть сада. Потом снесли ограду, убрали ротонду и фонтан с каскадом. Поэтому до наших дней первозданная красота ранней работы Гауди не дожила. Подтверждение этому найдётся при сравнении первого фото с последующими.

Роль дома Висенс в карьере каталонского архитектора

Многие считают, что этот проект стал некой отправной точкой в карьере тогда ещё не особо Ведь до того, как Гауди получил заказ, он участвовал в различных конкурсах, которые не приносили пользы, и был чертёжником в архитектурных бюро столицы. В общем, этому человеку просто нужно было показать, на что он способен, и Висенс, заинтересовавшийся молодым дарованием, дал ему шанс. Гауди же, стоит признаться, использовал его по полной.

Где находится дом Висенс?

Здание располагается в Барселоне (Испания), по улице Carrer de les Carolines, строение 24. Координаты GPS: 41.40353435822368, 2.15064702698362.

Отзывы туристов

В 2005 году дом внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня мимо него не проходит ни один турист - он обязательно остановится, чтобы оценить самые мелкие детали в экстерьере и насладиться шедевром, произведённым на свет юным каталонским архитектором. Каждый человек в отзыве пытается описать своими словами, какое впечатление он получил, глядя на дом Висенса (Гауди). Некоторые люди советуют посвятить целый день, чтобы обойти все работы Антонио в Барселоне. В ходе такого маленького путешествия по столице появляется возможность оценить не только архитектурные сооружения, но и то, как менялся стиль Гауди - собственный, единственный и неповторимый. Невозможно не узнать то, что произвёл на свет мастер, и можно быть уверенным, что сотворённое умом и фантазией Гауди сразу бросится в глаза.

Также туристы подчёркивают, что этот проект архитектора сильно отличается от всех остальных. Но яркий фасад в любом случае привлекает внимание, и это объединяет дом Висенса с другими объектами. Единственный минус - невозможность войти внутрь и осмотреть интерьер летней резиденции.

Некоторые отзывы выделяют такой интересный факт (но он абсолютно ничем не подтверждён): так как первый серьёзный заказчик Гауди был владельцем фабрики по производству керамической плитки, в последующих своих работах архитектор достаточно часто предпочитал именно этот материал.

Другие известные работы Гауди

Антонио Гауди - мастер с большой буквы, а его проекты на самом деле заслуживают отдельного внимания. Чтобы оценить творчество архитектора, не нужно больше никуда ехать - в основном все объекты расположены в Барселоне. Итак, после того, как осмотрен гостевой дом Висенс, можно отправиться к следующим творениям. К таковым относятся следующие:

  • Одна из важнейших построек и самая известная работа мастера - La Святого Семейства).
  • Парк Гуэля - это настоящая сказка. В проекте преобладает фреска, из которой созданы фонтаны, скульптуры и многое другое. Если посмотреть на фото, парк покажется немного футуристическим. Также есть винные погреба Гуэля, павильоны усадьбы Гуэля и дворец Гуэля.
  • (или Костей) - в этом проекте наиболее отчётливо видно практически полное отсутствие прямых линий, только волнообразные очертания.
  • Дом Мила - здесь не только прекрасная архитектура, но и новаторские идеи. Например, система естественной вентиляции и возможность перемещения межкомнатных перегородок.

Так что, оказавшись в Барселоне, вы первым делом должны отправиться осматривать творения великого архитектора.

Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 320bis
рус. англ. фр.

Дом Висенс в Барселоне

Дом Висенс (кат. Casa Vicens ) - частный жилой дом, построенный в -1885 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди для семьи Мануэля Висенса , одна из достопримечательностей каталонской столицы. Здание расположено по адресу: улица Каролинас (кат. Carrer de les Carolines ), 22-24, в районе Барселоны Грациа и является первым крупным заказом Гауди.

Проект дома был выполнен А. Гауди в 1878 году, то есть практически одновременно с получением диплома архитектора . Дом, предназначенный под летнюю резиденцию, был заказан М. Висенсом, фабрикантом кирпича и керамической плитки. Он был построен из необработанного камня и цветных керамических плиток, расположенных в шахматном порядке с растительными орнаментами. Керамическая плитка является данью деятельности его владельца.

В плане дом представляет собой практически правильный четырёхугольник, форму которого нарушает лишь столовая и курительный салон. При строительстве дома Гауди использовал большое число различных декоративных элементов, таких как башенки, эркеры , балконы , выступы фасадов . Это позволило ему, несмотря на простоту формы здания, добиться удивительного богатого объёмного решения. Основным строительным материалом является необработанный камень, который молодой архитектор использует в сочетании с производимыми заказчиком кирпичом и полихромными изразцами , образующими шахматный или цветочный узор.

И конструктивное, и декоративное решение здания выполнены под влиянием испано-арабского стиля мудехар , особенно заметного в верхней части здания, однако в оформлении здания явственно ощущается свойственное более позднему Гауди стремление к поиску новых форм и декоративных элементов. Эта работа Гауди, по сути, является одной из первых архитектурных работ в стиле модернизма , который резко контрастировал с преобладавшим в то время эклектизмом . Уже в этой ранней работе выявляется стремление Гауди к созданию архитектурного ансамбля , в котором важна каждая деталь. Поэтому он сам спроектировал оригинальные решётки ворот, окон и балконов и выполнил эскизы интерьеров столовой и курительной комнаты.

До 1925 года, когда домовладельцы провели реконструкцию дома и было выполнено расширение улицы Каролинас, дом был окружён садом. В ходе этой реформы, а также после продажи в 1946 и 1962 годах части земельного участка большая часть сада прекратила своё существование, а вместе с ней были утрачены часть ограды, ротонда и фонтан с каскадом.

С 2005 года дом Висенс вместе с другими творениями Антони Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку дом является частным владением, его посещение для осмотра внутреннего убранства невозможно. Однако один день в году, 22 мая, в день Св. Риты, дом открыт для «соседей и городских жителей».

Литература

  • Весь Гауди. Издательство Editorial Escudo de Oro, S.A. Barcelona. ISBN 84-378-2269-6

Название :

Местонахождение : Барселона (Испания)

Создание : 1883 - 1888 гг.

Стиль : Испанский модернизм, Мудехар

Архитектор(ы) : Антонио Гауди

Заказчик / Основатель : фабрикант керамической плитки Мануэл Винсенс Мунтанера

Архитектура особняка Висенс

Дом Висенс был первой значительной работой Антонио Гауди. Расположенный на улице Каролинес он строился в период между 1883 и 1888 годами по заказу фабриканта керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера. Стиль мудехар — часто используемый барселонскими архитекторами в эту эпоху — доминирует в этом здании, в котором сочетание керамической плитки и кирпича создает исключительную по силе выразительность.

Осматривая дом, надо иметь в виду, что при его постройки это был особняк с садом, расположенный на открытом пространстве барселонского предместья Грасия, и воспринимался несколько иначе. Плотная городская застройка пришла сюда позже, отхватив кусок сада, и сейчас здание стоит в ряду других на неширокой улице, утратив часть своей скульптурной выразительности, так как для обозрения остался доступен только главный фасад.

Особняк задуман как летняя резиденция. Здание четырехуровневое: подвал, цокольный и два жилых этажа, на которых соответственно расположены кладовая, гостиные, спальни и комнаты прислуги.

Гауди все продумано так, чтобы здесь было приятно находится летом: просторные, хорошо проветриваемые помещения, большой сад, в котором раньше были искусственный водопад и фонтан Святой Риты, снесенные после того, как часть территории отдали под строительство других домов.

Дом Висенс, первая крупная работа Гауди, отличается конструктивной простотой, преобладанием прямых линий и явной ориентацией на арабскую архитектуру, проявляющуюся в использовании ячеистой лепнины внутри помещений и кирпича снаружи.

Массивные стены здания сложены из камня, потолки на нижнем уровне поддерживаются сводами горизонтальной кладки, а на остальных этажах — деревянными стропилами.

Элементы отделки включают многоцветную керамику фасадов с изображением местных растительных видов в комбинации с белой и зеленой плиткой, оформление балкона, выходящего в сад, интерьер курительной комнаты и столовой, для которой Гауди спроектировал часть меблировки.

Здание включено в списки историко-культурных памятников города Барселоны. в 1969 году было объявлено памятником культурно-национального значения. Но несмотря на все эти более чем заслуженные статусы, особняк до сих пор находится в частных руках, и владельцы, в отличие от тех, кому в наследство посчастливилось получить дом Бальо и, не без выгоды для себя, открыть его для общественного доступа, упорно не желают поступать также, используя его исключительно как свое «жилье». Причем живет там несколько отдельных семей, тогда как дом спроектирован как особняк, где большая доля помещений — общесемейнная. Внутрь не попасть, ставни первого этажа наглухо закрыты. Чудеснейшие интерьеры недоступны.

Тем не менее благодаря тому, что эта жемчужина Гауди находится по пути в парк Гуэль , если ехать к нему на метро (станция Lesseps) , здание осаждают знающие туристы. И иные барселонцы, видимо в знак протеста против сложившейся ситуации, когда национальное достояние находится в руках кучки мелочных и недалеких людей, проходя мимо, демонстративно просовывают свои смартфоны сквозь чудесную «пальмовую» решетку, чтобы сделать кадр-другой и позлить хозяев.


Загрузка...