domvpavlino.ru

Распределение внимания. Практическая психология. Свойства внимания

  • Определите и оцените наличие нарушений или дефицита

  • Надёжные инструменты для улучшения и реабилитации распределённого внимания и других когнитивных функций

  • Что такое распределённое внимание?

    Распределённое внимание - это способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или задачи одновременно , отвечая, таким образом, на многочисленные запросы окружающей среды. Распределённое внимание является своего рода одновременным вниманием, которое позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять более одной задачи в одно и то же время. Эта когнитивная способность очень важна, поскольку она позволяет нам быть эффективными в повседневной жизни.

    Тем не менее, наша способность реагировать и выполнять несколько задач параллельно имеет свои пределы. При распределении внимания производительность и эффективность действий, которые происходят в одно и то время, снижается. Когда человек испытывает трудности с одновременным откликом на многочисленные запросы окружающей среды, возникает явление, известное как интерференция . Интерференции возникают потому, что наш мозг может обрабатывать только ограниченное количество информации. Однако практика и когнитивные тренировки могут улучшить распределённое внимание , и, следовательно, способность выполнять более одного вида деятельности одновременно.

    Примеры распределённого внимания

    • Распределённое внимание играет важную роль в процессе учёбы, поскольку нам приходится одновременно слушать учителя, смотреть на доску или учебные материалы, делать записи, и в этом нам помогает способность распределять внимание. Поэтому она так важна для успешной учёбы. Это может быть одной из причин, почему люди с проблемами внимания получают плохие оценки.
    • Водитель готовится совершить обгон и вдруг замечает знак, указывающий необходимость смены полосы. Если он не в состоянии одновременно и должным образом отреагировать на знак и завершить обгон, он либо свернёт с намеченного маршрута, либо создаст аварийную ситуацию, если вовремя не совершит манёвр. Для управления автомобилем следует поддерживать внимание в очень хорошем состоянии.
    • Официант использует распределённое внимание, когда запоминает то, что говорит клиент, стараясь при этом не забыть, что заказали за четвёртым столиком, и вдобавок не уронить поднос с грязной посудой в руке.
    • Если кассир продуктового магазина должен ответить одному покупателю, в то время как обслуживает другого, он использует распределённое внимание.
    • Если вы танцуете с бокалом в руке, вы используете распределённое внимание, чтобы не отставать от ритма, и в то же время не разлить напиток.
    • Даже когда мы одновременно едим и разговариваем, или смотрим телевизор и общаемся в чате по телефону, мы задействуем наше распределённое внимание.

    Расстройства или патологии, связанные с распределённым вниманием

    Распределённое внимание может пострадать в результате многих расстройств, а также из-за проблем в самом процессе распределения внимания, или проблем в части субпроцессов внимания, от которых оно зависит. Если распределённое внимание функционирует недостаточно хорошо, любая интерференция может нарушить ход задач, выполняемых одновременно. Таким образом, если распределённое внимание нарушено, мы не можем одновременно разговаривать и выехать на машине на перекрёсток, поскольку это может создать аварийную ситуацию. Аналогичным образом, если "Реакция Пробуждения" (уровень активации или общая настороженность) претерпевает изменения, это ведёт к "коматозному состоянию", в котором мы не можем управлять автомобилем и говорить одновременно (на самом деле, на этой стадии невозможно выполнить ни одну из этих задач по отдельности).

    Несмотря на то, что распределённое внимание может пострадать в результате психиатрических расстройств, таких как шизофрения , или различных нарушений, таких как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , поражается, прежде всего, общее внимание. Кроме того, довольно часто внимание нарушается после перенесённых черепно-мозговых травм или кровоизлияния в мозг (инсульт). В этих случаях расстройство внимания и его составляющих может быть различной степени тяжести, в зависимости от поражённых областей мозга.

    Принимая во внимание всё вышесказанное, распределённое внимание нарушается практически при любых расстройствах, при которых внимание повреждается даже минимально. Таким образом, если у пациента наблюдается контралатеральный геминеглект (неспособность распознавать поле зрения, противоположное области черепно-мозговой травмы), гипопрозексия (отвлекаемость), гиперпрозексия (чрезмерное внимание и повышенная концентрация) или апрозексия (невнимательность, неспособность фиксировать внимание), он будет испытывать трудности при выполнении задач, которые требуют распределённого внимания.

    Как измерять и оценивать распределённое внимание?

    Распределённое внимание - это важнейшая когнитивная способность в нашей жизни, позволяющая нам быть более эффективными. Корректное и одновременное выполнение любой задачи, которая включает в себя более одного действия (перцептивного, моторного или когнитивного), напрямую зависит от нашей способности распределять внимание. Тест на распределённое внимание может быть полезен в различных профессиональных сферах, где необходимо оценивать производительность работы (водители или работники транспорта, монтажники, спортсмены и т.д.). Кроме того, оценка распределённого внимания может пригодиться в учёбе (например, нуждается ли ученик в дополнительной помощи при конспектировании или решении задач) или в клинических условиях (возможно, некоторым пациентам нужно объяснять информацию проще и доступнее). Во всех этих областях может представлять большой интерес выполнение , поскольку это может принести ощутимую пользу в работе, учёбе и повседневной жизни.

    Для измерения распределённого внимания команда CogniFit ("КогниФит") взяла за основу классический Тест Струпа. Так был разработан Тест на Многозадачность, который кроме распределённого внимания оценивает когнитивную гибкость и зрительно-моторную координацию.

    • : с помощью стрелки следуйте за движением белого шара, обращая внимания на слова, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, необходимо дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этой игре нужно адаптироваться к изменениям стратегии, новым ответам, а также одновременно управлять способностями мониторинга и визуализации.

    Как восстановить или улучшить распределённое внимание?

    Распределённое внимание, как и другие когнитивные навыки, можно тренировать, улучшать и даже научиться его использовать. CogniFit ("КогниФит") предлагает это сделать профессионально. Практикуясь, мы можем увеличить скорость функционирования нашего внимания, научитьcя задействовать меньше ресурсов мозга в момент одновременной реакции на разные стимулы, а также улучшить способность обрабатывать информацию, хотя это и непростая задача.

    Реабилитация распределённого внимания базируется на . Следуя этой идее, CogniFit ("КогниФит") предлагает серию клинических упражнений, предназначенных для реабилитации распределённого внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи могут быть усилены за счёт использования функций, которые зависят от них. Таким образом, если мы регулярно тренируем распределённое внимание, мы сможем автоматически выполнять действия, которые пытаемся совместить, повышая тем самым их эффективность. За счет автоматизации различных видов деятельности нашему мозгу будет гораздо проще выполнять их одновременно.

    Команда профессионалов CogniFit ("КогниФит"), специализирующаяся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза, создала программу персональной когнитивной стимуляции , адаптирующейся к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки распределённого внимания и других основных когнитивных функций. На основании полученного отчёта программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") автоматически предлагает персональную когнитивную тренировку для улучшения распределённого внимания и других когнитивных функций, укрепление которых необходимо по результатам теста (в данном случае, вероятно, других субпроцессов внимания, от которых зависит распределённое внимание).

    Для улучшения распределённого внимания важна последовательность и регулярность тренировок. CogniFit ("КогниФит") предлагает инструменты оценки и реабилитации для оптимизации этой когнитивной функции. Для правильной стимуляции требуется уделять тренировкам 15 минут в день, два или три раза в неделю .

    Программа когнитивной стимуляции CogniFit ("КогниФит") доступна онлайн . С помощью компьютера можно выполнять разнообразные интерактивные задания в форме увлекательных умных игр. В конце каждой сессии CogniFit ("КогниФит") покажет вам детальный график динамики улучшений вашего когнитивного состояния .

    Страница 10 из 26

    Распределение внимания.

    Распределение внимания – свойство внимания, проявляющееся в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

    Для изучения распределения внимания используются различные методики (рис. 3).

    В лаборатории распределение внимания можно изучать, например, в условиях работы на специальном суппорте. На его верхней поверхности закрепляется металлическая пластинка с прорезью той или иной формы. Вдоль этой прорези может перемещаться металлическая игла, приводимая в движение двумя вращающимися рукоятками суппорта. Вращение одной из них дает игле продольное, вращение другой - поперечное направление. Одновременным вращением обоих рукояток можно двигать иглу в любом направлении. Задача испытуемого заключается в том, чтобы, распределяя внимание между двумя действиями (вращением обеих рукояток), двигать иглу так, чтобы она не касалась края прорези (иначе получится замыкание тока, регистрирующее ошибку). Во всех подобных случаях требуется особая организация деятельности, которая и характеризует собой распределение внимания.

    Организация деятельности, способствующая распределению внимания, характеризуется тем, что только одно из действий осуществляется при достаточно полном и ясном отражении того, что нужно для его выполнения, все же остальные действия выполняются при ограниченном отражении того, что требуется для них.

    Насколько трудно добиться такого распределения внимания при действии разнородных раздражителей, совпадающих во времени, можно судить по тому, что обычно в этих случаях замечается сначала один из раздражителей и лишь через некоторое (хотя бы и очень краткое) время - второй. В этом можно убедиться при помощи так

    называемого компликационного аппарата (предназначенного для опытов с компликацией, т.е. сочетанием разнородных раздражителей). Прибор состоит из циферблата, имеющего 100 делений, по которому быстро вращается стрелка. При прохождении стрелки через одно из делений раздается звонок. Задача испытуемого – определить, на каком делении находилась стрелка, когда раздался звонок. Обычно испытуемый называет не то деление, на котором находилась стрелка во время звонка, а либо предшествующее ему, либо следующее за ним. Его внимание, следовательно, направляется сначала на один раздражитель (звонок или положение стрелки) и лишь затем, с некоторым запозданием - на другой.

    Физиологически распределение внимания возможно потому, что при наличии в коре мозга господствующего очага возбуждения в некоторых других участках коры имеется лишь частичное торможение, вследствие чего эти участки могут управлять одновременно выполняемыми действиями.

    Возможность выполнения действий при частичной заторможенности соответствующих им участков коры мозга тем больше, чем более привычны и автоматизированны действия. Поэтому одновременное выполнение действий тем легче, чем лучше человек овладел ими. Это одно из важнейших условий распределения внимания.

    В опытах Добрынина (с использованием работы на суппорте) испытуемых заставляли одновременно с работой на суппорте производить в уме вычисления. Исследование показало, что такое совмещение умственного труда со сложной ручной работой возможно, если работа на суппорте выполняется более или менее автоматически.

    Существенно также отношение, в котором находятся друг к другу одновременно выполняемые действия. Если они не связаны между собой, одновременное выполнение их затрудняется. Наоборот, если они в силу своего содержания или частого повторения в предыдущем опыте уже образовали некоторую систему действий, одновременное выполнение их удается легче.

    Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности.

    Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: «Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы:

    нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого «Всемирной истории» Шлоссера».

    Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину.

    Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий.

    Таблица 8

    Тест - «корректурная проба»

    Задание. Тест для определения способности распределять внимание Для этого задания используется тестовая табл. 8. Вам нужно за 5 мин. внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее зачеркивать разными способами буквы с, к, а букву а обводить кружком, например:

    По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределении внимания после занятий или самостоятельной работы.

    Показатель точности работы вычисляется по формуле:

    А=Е/(Е+О)

    где А- точность работы; Е- число правильно зачеркнутых знаков; О- число ошибок.

    При О == 0 А = 1, при наличии ошибок А всегда меньше 1. Показатель производительности вычисляется по формуле П=С*А, где П-производительность;

    С- число просмотренных знаков.

    Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение для реальной учебной деятельности. Например, если вы за 5 мин. просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.


    Распределение внимания -

    это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

    Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

    Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка ьна другое. Но

    способствовать развитию этого умения необходимо.

    При описании свойств внимания Ю.Б. Дормашев и Б.Я. Романов предлагают определить их с помощью метафорического луча прожектора. Направление луча на область пространства потенциальных объектов внимания можно назвать направленностью внимания. Уровень освещенности - степенью внимания. Интенсивность - это степень ясности и отчетливости. Объем внимания - это угол луча света или площадь пятна света. Объем определяется как число простых впечатлений или идей, ясно и отчетливо осознаваемых. Объем и степень внимания имеют обратную зависимость. Увеличение объема снижает степень внимания.

    Распределение внимания можно характеризовать как расщепление луча в двух и более направлениях. При преднамеренных сдвигах луча с одного объекта на другой происходит переключение внимания.


    Результаты исследования морального самосознания подростков во взаимосвязи с гендерной спецификой
    В целом по группе мальчиков-подростков были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 42,316% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор: «Демонстрация ненормативного (неодобряемого) поведение –выбор способов поведения, приводящих к принятию окружающими» объясняет 26,995% дисперсии и представлен...

    Методика «Какой Я?» (Р.С. Немова)
    Цель. Выявление особенностей и уровня самооценки у подростков. Процедура исследования: ребенку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представляется в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В шкала...

    Техники и процедуры психологического консультирования в исследовании Колесниковой Г.И.
    Колесникова Г.И. приводит техники, применяющиеся при психологическом консультировании клиентов, обращающихся за помощью. Приведем некоторые из них, уместные в применении при консультировании клиентов в ситуации развода. Процедуры и техники психологического консультирования Под процедурами в психологическом консультировании принято...


    Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

    Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Например, человек может сосредоточенно писать, слушать, читать, выполнять какую-либо работу, следить за увлёкшим его спортивным состязанием и т. д. Во всех этих случаях его внимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и не распространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем происходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов; футболисты, сосредоточившиеся на выполнении задуманной ими тактической комбинации, могут не заметить тактического приёма, подготавливаемого противной командой.

    Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности: мы требуем сосредоточенного внимания от учащихся на уроке, от спортсмена на старте, от хирурга во время операции и т. п., так как только при сосредоточенном внимании эти виды деятельности могут быть выполнены успешно.

    Распределённым называется внимание, направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности. Мы говорим о распределённом внимании, когда студент слушает и одновременно записывает лекцию, когда спортивный судья во время футбольного матча следит не за каким-либо одним, а за всеми находящимися в поле его зрения игроками и подмечает действия и ошибки каждого из них, когда учитель объясняет урок и в то же время следит за поведением учащихся, когда шофёр управляет автомобилем и в то же время внимательно следит за всеми препятствиями на его пути, и т. п. Во всех этих случаях успешное выполнение деятельности зависит от способности человека направить своё внимание одновременно на несколько разнородных объектов или действий.

    При распределённом внимании каждый из охватываемых им видов деятельности протекает при относительно меньшей интенсивности внимания, чем тогда, когда оно сосредоточено только на одном каком-либо объекте или действии. Однако в целом распределённое внимание требует от человека значительно больших усилий и затраты нервной энергии, чем сосредоточенное.

    Распределённое внимание является необходимым условием успешного выполнения многих сложных видов деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного участия разнородных функций или операций. Оно необходимо студенту, записывающему лекцию, так как он должен слушать и понимать содержание лекции и в то же время записывать её. При этом записывать необходимо уже выслушанное и переработанное, одновременно воспринимая и продумывая то новое и дальнейшее, что продолжает излагать лектор.

    Это возможно только при распределённом внимании, а не при сосредоточенном: если студент сосредоточится на слушании лекции, он перестанет её записывать; если же его сосредоточенное внимание будет направлено на записывание, он не сможет слушать дальнейшее содержание лекции. Распределённое внимание необходимо спортивному судье, обязанному следить за различными одновременно развивающимися событиями в процессе игры. Оно необходимо тренеру и преподавателю, так как они в своей педагогической деятельности должны одновременно направлять своё внимание и на содержание знаний, которые они излагают учащимся, и на то, как их изложение воспринимается слушателями.

    Физиологической основой сосредоточенного внимания является оптимальная интенсивность возбудительных процессов в тех участках коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности, при одновременном развитии сильного тормозного процесса в остальной части коры больших полушарий головного мозга. Иной характер имеют физиологические процессы в коре головного мозга при распределённом внимании, когда одновременно работают с достаточной интенсивностью несколько функционально различных участков коры. Так, например, при слушании и записывании лекции одновременно работают слуховые, ассоциативные и моторные центры, связанные с движениями руки при письме.

    Исследования И. П. Павлова показывают, что возбудительные процессы в этих различных участках коры при распределённом внимании протекают с разной степенью интенсивности: те операции, которые имеют наиболее существенное значение в данном виде деятельности (например, слушание и понимание лекции), требуют интенсивной работы соответствующих центров коры, тогда как менее существенные операции и подчинённые первым (в данном случае записывание лекции) могут выполняться при значительно более слабой интенсивности возбудительных процессов в управляющих ими центрах, которые при привычных видах деятельности могут находиться даже в несколько заторможённом состоянии.

    «Разве это не обычная вещь, - говорил по этому поводу И. П. Павлов, - что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбуждённым?».

    Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределённому вниманию не является прирождённой. Она имеет условно-рефлекторный характер; в её основе лежит образование и закрепление соответствующих временных связей. Способность как к тому, так и к другому виду внимания может быть развита в процессе практической деятельности. Педагогически важно воспитывать и развивать у учащихся оба указанные вида внимания, так как они в равной степени необходимы при занятии различными видами деятельности: например, у одного и того же человека должно быть распределённое внимание во время спортивной игры и сосредоточенное на учебном или тренировочном занятии.

    Воспитание способности к сосредоточенному вниманию имеет в своей основе формирование временных связей, важнейшую часть которых составляют соответствующие тормозные процессы в участках коры, не связанных с данным видом деятельности. Так, например, преподаватель, приучая учащихся к сосредоточенному вниманию на учебных занятиях, достигает этого путём систематических, от урока к уроку делаемых замечаний и требований, которые в конечном итоге становятся условным сигналом к возникновению сосредоточенного внимания при начале урока.

    Несколько иначе протекает воспитание способности к распределённому вниманию. Оно требует совершенствования навыков в тех видах деятельности, между которыми распределяется внимание. Мы можем успешно распределять своё внимание одновременно и на слушание, и на записывание лекции, если мы в совершенстве владеем навыками как слушания, так и письма. Когда же у нас нет навыка хотя бы в одном из этих двух видов деятельности (например, мы не умеем слушать, не научились быстро и точно выделять существенное и важное в словах преподавателя, не имеем навыка тотчас формулировать полученные знания в собственных словах), эта деятельность потребует от нас такого интенсивного сосредоточенного внимания, при котором второй вид деятельности (записывание лекции) окажется неосуществимым.

    Вот почему, стремясь развить способность к распределённому вниманию, мы должны предварительно в совершенстве овладеть приёмами данных видов деятельности. Тренер, требующий от членов своей спортивной команды распределённого внимания при решении тех или других тактических задач во время футбольного матча, должен в процессе тренировки привить им навыки совершенного выполнения разнообразных тактических приёмов игры.

    Занятия спортом представляют широкие возможности для воспитания у занимающихся как сосредоточенного, так и распределённого внимания. Первое развивается в процессе занятий такими видами спорта, как бег, прыжки, метания, стрельба, штанга, гребля и т. п. Распределённое же внимание воспитывается во время занятий спортивными играми, борьбой, боксом и др.

    Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Когда снятся вещие сны?

    Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

    Если приснился плохой сон...

    Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
    Загрузка...