domvpavlino.ru

Рассказ о жизни муравьев для детей. Самые интересные факты о муравьях для детей. Некоторые муравьи прозрачные

Тематическая беседа для начальных классов «Кто ты, муравей, и какую пользу приносишь природе?» Материал с фото.

Носкова Наталья Юрьевна
Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ – Верх-Тулинская СОШ № 14 Новосибирская область
Описание: Представляю Вашему вниманию материал о важности роли муравьёв в жизни леса, почвы. Данная беседа предназначена для пополнения копилки педагогов, воспитателей. Материал будет интересен детям младшего школьного возраста и воспитанникам детского сада. Фотографии привлекут к беседе детское внимание.
Цель: ознакомление с жизнью муравьёв и их пользой для природы.
Задачи: - углублять знания детей о муравьях;
- развивать внимательность, интерес к познанию нового о природе и её
обитателях;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Кто ты, муравей, и какую пользу приносишь природе?


На земле живёт несколько тысяч видов муравьёв. Так, в тёплых странах их насчитывается более 140 видов, а в Новосибирской области – около 24 видов. Муравьи живут семьями. Одному муравью не выжить. Гнездо семьи состоит примерно из 100 тысяч муравьёв, имеет диаметр около 40 см и высоту 40-50 см. Это маленькие муравейники, и если они не разрастутся, то, как правило, семья погибает. Подсчитано, что погибает 83% подобных гнёзд. Чем больше муравейник, тем меньше вероятность гибели его. В самых больших муравейниках – с диаметром купола 1,4 м – обитают около 870 тысяч муравьёв. В связи с этим нужно всегда помнить, что разбрасывание муравейника несёт гибель муравьям.
Сибирские виды муравьёв обитают в земле, в древесине, либо поселяются в квартирах и домах человека. Обычное гнездо состоит из многочисленных камер, соединённых ходами.

Построено это сооружение таким образом, чтобы можно было, меняя планировку (открывая и закрывая наружные двери и двери разных отсеков), регулировать температуру и влажность в жилище, не допуская там роста грибов – плесени. В муравейнике есть склады специальные помещения, где выращивают личинок и куколок. В других, более обширных, обитают царицы со своей свитой. Свита моет, чистит, кормит царицу и оттаскивает в особое помещение снесённые ею яйца. Здесь присутствуют и воины, которые охраняют их.
Муравьи, обитающие в муравейнике, отличаются по росту, телосложению, конфигурации их частей тела. Наиболее крупные из них – муравьиные царицы. Самки заметно больше муравьёв-солдат. Но зато у последних большая голова с огромными челюстями, которыми они свободно перекусывают врага. Такой головой солдат свободно затыкает вход в муравейник и защищает его от врага. Однако, такими челюстями самому муравью нельзя есть. Поэтому солдат кормят.
Более мелкие и шустрые муравьи выполняют роль нянек. Они прибирают, перестраивают помещения, кормят солдат, цариц, личинок, стерегут куколок, сохраняют запасы, а при необходимости могут и тревогу поднять. И, наконец, муравьи средних размеров с длинными ногами и хорошо развитыми глазами (муравьи-фуражиры). Это те, кто целые дни бегает в окрестностях муравейника, добывают корм и тащат его в гнездо, где с большой любовью размещают его в кладовых.
Муравьи ловят многочисленных животных (личинок, мух и жуков, яйца бабочек, пауков, кузнечиков и др.), в окрестностях гнезда собирают сладкие выделения некоторых насекомых и нектар с цветков. Очень любят сладкий сок растений: берёзы, клёна. Жизнь заставляет муравьёв быть очень экономными, поэтому погибшего товарища они не просто выносят из гнезда, а тщательно выедают из него всё съедобное, а его скелет идёт на постройку муравейника.


Муравей – сильное животное. Он свободно тянет груз, в 20, а то и в 50 раз превышающий его собственный вес. Если добыча особенно тяжела, то множество муравьёв её дружно подхватывают. Однако, здесь есть одна особенность: каждый из них, схватив челюстями добычу, тащит её в свою сторону. Несмотря на это, добыча всё-таки медленно движется к муравейнику, потому что с его стороны подбегают всё новые муравьи, которым приходится тащить не только добычу, но и своих родственников.
Как же ориентируются муравьи в этом мире? В этом им помогает особое вещество, выделяемое в их организме, и чуткие органы чувств, позволяющие уловить его. Многие вещества выделяются вместе с пищей. Муравей ведь не может есть один. Он приносит пищу в зобике, из которого сам есть не может, зато кормит сразу сотни три своих родственников. Правда свою пищу муравей берёт из зобика другого собрата. Царица выделяет особое вещество, которое заставляет выполнять её подчинённых ту или иную работу. Когда погибает она, то уже через несколько минут весь муравейник узнаёт об этом, так как её сигнальное вещество перестаёт поступать в пищу нянек. Такое сигнальное вещество может выделить любой муравей, например, дающий сигнал тревоги. Очень хорошо используют муравьи вещество, которое выделяют железы на их лапках (следовые запахи). Поэтому муравей не может потеряться, он всегда найдёт дом по своему следу. По следу любого муравья могут отыскать оставленную им добычу другие собратья. Причём, след в этом случае будет пахнуть совсем по-особому: запахом богатой добычи.


Осенью или в конце лета в каждом муравейнике появляются крылатые самцы и самки. Вскоре самцы погибают, а самка ищет себе укрытие на зиму. Перезимовав, она роет себе норку и откладывает яйца. Появившихся из них личинок, она сама выкармливает запасами из своего зобика и выращивает рабочих муравьёв, которые расширяют норку самки. Постепенно она превращается в общее гнездо – муравейник.
Всё лето муравейник разрастается, а к осени готовится зимовать. Закрываются все норки, верхние галереи утепляются, а внизу муравьи начинают собираться в «клубок». Так, прижавшись, друг к другу, они зимуют.
Но вот снова наступила весна. С первыми весенними потоками вылезают на купола муравейников большое количество зимних затворников, образуя живую подушку. Это муравьи – теплоносцы. Они, нагреваясь на солнышке, несут это тепло во внутрь гнезда, тем самым, согревая своих собратьев и гнездо. От этого муравейник начинает оживать.
Жизнь муравьёв очень короткая. Рабочие и солдаты муравейника живут не более года, а фуражиры и того меньше (2-3 месяца). Только царицы могут прожить около 20 лет, хотя средняя продолжительность их жизни составляет не более 10 лет. Сам же муравейник при благоприятных условиях может просуществовать более 100 лет. Иногда такие поселения муравьёв могут занимать несколько квадратных километров. Муравьи в таких поселениях знакомы между собой. Если не хватает рабочих в одном муравейнике, то ему поможет соседний. Были такие случаи, когда один муравейник снабжал другой личинками.


Велика роль муравьёв для развития природы. Сооружая гнездо, они оказывают серьёзное воздействие на почву, где строят гнёзда большинство видов этих насекомых.

На одном гектаре может находиться до 7-8 тысяч муравейников, причём число гнёзд менее тысячи на 1 га – явление редкое. Муравьи перемещают почву, изменяют её механически и химически. Одновременно улучшают доступ воздуха к корням растений. Муравьи участвуют в механическом разрушении древесины, ускоряя тем самым процесс её разложения. Муравейники представляют собой очаги повышенного плодородия почв. Гнёзда рыжих лесных муравьёв, которые старше десяти лет, имеющие диаметр более 1 м, называют «фабриками плодородия». Отмечен более быстрый рост сосны в местах, где имеется большое число муравейников. Масса травостоя вокруг гнёзд среднего муравья-жнеца в 5-8 раз выше, чем там, где их нет.


Муравьи охотятся за животными, которых называют вредными насекомыми, они порой достигают в их добыче более 90%. Деятельность муравьёв по уничтожению вредных насекомых, безусловно, даёт положительный эффект в сохранении растительности, а особенно – древесного яруса. Так, за 12 часов муравьи приносят в свой дом 33 тысячи яиц, куколок, гусениц. Один муравейник, таким образом, охраняет четвёртую часть гектара леса.
Муравьи служат пищей для многих животных. Ими питаются певчие птицы, змеи, ящерицы, барсуки, лисы, медведи и др. Гнёзда рыжих лесных муравьёв используются как места зимних ночёвок кабанами.

Надежда Вострецова

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 12» г. Курска

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

«Лесные муравьи.»

Составила:

Воспитатель МБДОУ № 12 г. Курска

Н. С. Вострецова

Задачи: познакомить детей с муравьями, как представителями насекомых;

Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника;

Формировать представление о роли муравьёв в жизни леса.

Развивать речевую активность детей: монологическую и диалогическую речь;

Развивать познавательный интерес к насекомым, умение владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать координацию речи с движением, общую моторику, дыхание, внимание, память, через игры и упражнения.

Словарная работа: насечки, фуражиры, вредители, хищники, солярий, амбар, улей, скворечник, раковина моллюска, осиное гнездо, тля.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развития», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование :

Игрушка – муравей;

Цветные иллюстрации для дидактической игры «Найди насекомое»;

Муляжи: муравейник, гнёзда ласточки, воробья, ; улей, скворечник, паутина, осиное гнездо деревянный дом, раковина улитки. аквариум.

Плакат «Муравейник в разрезе»

Экран, проектор, ноутбук.

Предварительная работа:

Работа с иллюстрированным материалом по теме «Насекомые»;

Знакомство с литературными произведениями: К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Хвосты», «Паучок пилот»; В. Д. Берестова «Честное гусеничное»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; М. Пляцковского «Дневник кузнечика Кузи»; Н. Романова «У меня дома пчела»; Ю. Дмитриева «Сказки о Мушонке»; М. Шкурина «Сказка о ленивой пчёлке»; К. Ушинского «Пчёлки на разведках»; Л. Толстого «О муравьях».

Загадывание загадок о насекомых

Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Муравейник». Подвижная игра «Муравьиная тропа», «Муравьи и дождик», «Мурьишка и слон», «Муравьи».

Наблюдения за насекомыми на прогулке.

Рассматривание энтомологической коллекции.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Я иду гулять сейчас

И зову с собою вас!

Согласны пойти со мной на прогулку?

ДЕТИ: Да.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А как вы думаете, кого же мы можем встретить в лесу? (Ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)

Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо-влево)

Паучок на паутинке, (сжаться в комок, «сименить» назад)

И кузнечик на травинке! (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)

Мышка, мышка, (Мягкий пружинистый шаг,

Серое пальтишко. спинка слегка прогнута вперёд,

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт. «лапки» перед грудью)

А за мышкой шёл медведь, (Руки полусогнуты в локтях,

Да как начал он реветь: Ноги на ширине плеч.

Я вразвалочку иду!» Переступание туловищем из стороны в сторону)

В воздухе над лужицей (Бег чередуется с остановками.

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся, Во время остановок – присесть)

На солнышке резвятся.

Вот ползёт сороконожка (Дети двигаются друг за другом,

По тропинке на дорожку. держа руки на плечах впереди стоящего)

Спинка изгибается,

Ползёт-переливается.

Нёс однажды муравей (Пружинистый шаг,

Две травинки для дверей: руки сложены «топориком» на плече)

На полянке, под кустом,

Муравьишка строит дом. (Соединить руки над головой)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вот и муравьишка который строит дом. Посмотрите какое тяжёлое брёвнышко он несёт. А как вы думаете: муравей сильный? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Самый сильный на земле - это муравей. Ведь он может перенести на себе груз в 10 раз тяжелее собственного веса. Если представить, что Денис – муравей… Как вы считаете сможет ли он унести на себе 10 детей? (Нет). А муравей может поднять груз в 10 раз тяжелей себя и нести. Он хоть и маленький, а настоящий силач.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, а вы бы хотели узнать больше о муравьях? (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте попросим муравьишку рассказать о своей жизни. (Дети обращаются к муравью.)

Муравей соглашается.

МУРАВЕЙ: Кто мы такие? Птицы? Животные? А может быть мы рыбки?

ДЕТИ: Муравьи – это насекомые.

МУРАВЕЙ: Ребята, а как вы думаете почему насекомых называют насекомыми? (Ответы детей) Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, встань по удобнее. Мы на тебе посмотрим.

На какие части насечки разделяют тело муравья?

ДЕТИ: Голова, грудь, брюшко.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что на голове у муравьёв?

ДЕТИ: Глаза, усики.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет. Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей) У муравья как и у всех насекомых шесть лапок.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Узнай насекомое»

Задачи: Закрепить общие признаки насекомых: шесть лапок, тело делится на три части, на голове усики.

Ход игры: На столе разложены иллюстрации: муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, богомол, жужелица, долгоносик, майский жук, клоп пожарник, муха, оса, стрекоза, водомерка, гусеница-землемер, капустница, многоножка, улитка, скорпион, паук, рыба, лягушка, змея, лошадь, птица.

Дети из предложенных иллюстраций должны выбрать насекомых, объяснить свой выбор.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Муравей, расскажи нам по подробнее о жизни муравьёв.

МУРАВЕЙ: Мы – муравьи живём семьёй. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:

Муравьи – няньки (как вы думаете что они делают,

Муравьи – строители (что делают)

Муравьи – уборщики (что делают)

Муравьи – солдаты (что делают)

Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу. Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей) Муравьи очень любят сладкое. А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами - которые объедают листву; пилильщиками и короедами - жуками, которые портят деревья.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, кто знает как называют лесных муравьёв? (Ответы детей) Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей) Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.

Муравьишка, может быть ещё как-то вы помогаете лесу?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с муравьишкой.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗМИНУТКА:

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Ай-ай-ай, ай-ай-ай - от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем голов ой)

Ой-ой-ой, ой-ой-ой - ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)

Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)

В муравейник скорей побежал (Бег на месте)

Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через

Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,

закрыть ладонями лицо)

Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)

Муравьишку домой довели.

МО-ЛОД-ЦЫ! (Ритмичные хлопки)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Интересно, а в каком доме живут муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Где чей дом?»

Задачи: Расширять знания детей о жилищах некоторых животных, правильно называть его; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память.

Ход игры: Перед детьми расставлены муляжи некоторых «домиков». Воспитатель показывает на «домик» дети называют его и кто в нём живёт. Последним воспитатель показывает на муравейник.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно муравьи живут в муравейнике.

Муравьишка расскажи нам как устроен муравейник.

МУРАВЕЙ: мы живём в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть «Солярий» Как вы думаете, что такое салярий? (Ответы детей)- комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.

«Зимовальная комната». Для чего зимовальная комната? (Ответы детей) Собираемся здесь, чтобы пережить холода.

«Царская комната». Как вы думаете кто может жить в царской комнате? (Ответы детей) здесь живет матка, она откладывает яйца.

«Детская комната» Кто в ней живёт? (Ответы детей) давайте вспомним кто ухаживает за личинками и куколками? (муравьи – няньки)

«Хлебный амбар». Для чего нам хлебный амбар? (ответы детей) Здесь мы храним зерно.

«Мясная кладовка» Что здесь хранится? (сюда мы приносим гусениц и другую добычу)

«Коровник» Кто живёт в коровнике?

МУРАВЕЙ: У нас есть коровки, мы за ними ухаживаем, мы их пасём и доим Давайте посмотрим как мы это делаем.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «КОГО ПАСУТ И ДОЯТ МУРАВЬИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, мы находимся в волшебном лесу давайте превратимся в муравьишек.

Ритуал «входа» в образ. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам рядом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в муравья».

А вот теперь открывайте глаза. Сколько вокруг меня муравьишек! Мы стали такими маленькими… А где же мы будем жить? Давайте построим себе муравейник. (дети все вместе из большого конструктора строят муравейник) мы все вместе строим наш домик – муравейник. Мы его строим его долго… мы стараемся. Все наши братья-муравьи участвуют в его постройке. Мы хотим чтобы он был крепкий, тёплый, надёжный. Сколько палочек, веточек, камушек нам пришлось принести. Муравьишки, вы рады что мы наконец-то построили муравейник! Ура! Но вот однажды (воспитатель говорит грубым голосом) кто-то палкой разрушил наш муравейник, да ещё и громко смеётся над разбегающимися муравьями. (воспитатель палкой рушит постройку)

Муравьишки, что вы почувствовали по отношению к этому разрушителю? Что вы ему хотите сказать? (Ответы детей)

ВЫВОД: Как нужно относиться к муравьям и муравейникам?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, наше время пребывания в волшебном лесу заканчивается, нам пора обратно превращаться в детей. Давайте попрощаемся с нашим знакомым муравьём и поблагодарим его за интересный рассказ.

Ритуал «выхода» из образа. Упражнение «ладошки». Дети стоят в кругу, прикасаются своими ладошками к ладошкам радом стоящих детей. Идут по кругу с закрытыми глазами и произносят шёпотом волшебные слова: «Я хочу на веки стать человеком»

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь открываем глаза. Ребята. А вы помните где мы с вами были? (Ответы детей) Мы сегодня с вами были в волшебном лесу, много узнали о жизни муравьёв. Какие они муравьи?

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Скажи одним словом»

Дети по очереди подбирают слова характеризующие муравьёв: трудолюбивые, дружные, хищники, …

Ребята, муравьи хоть и маленькие но очень нужны природе. Давайте все вместе, дружно скажем, что обижать их нельзя.

ПЕСНЯ: «НЕ ОБИЖАЙТЕ МУРАВЬЯ»

Сюрпризный момент: «подарок от муравья»


Программное содержание:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника.
Развивать мышление.
Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок.
Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Муравей

Схема муравейника

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).

Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами.

Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной.

Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают.

В хлебном складе муравьи хранят зерна.

В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу.

Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях.

В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи.

Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ карт инок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья).

Дидактическое упражнение «Расставь картинки по порядку»

Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза и зрительная гимнастика «Муравьи»

Дети находят глазами картинку, соответствующую тексту. Картинки расположены в углах комнаты под потолком.

Матка в муравейнике яйца отложила,
Их заботою родня тут же окружила.

Ждут с надеждой муравьи в каждом закоулке,
Что личинки муравьев превратятся в куколки.

Вот из куколки своей
Вышел новый муравей.

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

Жизнь муравьев

Вопросы по содержанию занятия:

1. Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Что такое муравейник?
3. Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?
4. Почему муравьи заботятся о тлях?
5. Как появляются на свет муравьи?
6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
7. Зачем муравьям усики?
8. Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?
9. Чем питаются муравьи?
10. Назовите врагов муравьев.
11. Почему муравьев называют «санитарами леса»?

Интересные факты о муравьях всегда интересовали людей, так как эти насекомые считаются одними из самых увлекательных и необычных. Эти распространенные насекомые очень ответственные, работящие, а также, несмотря на свои незначительные размеры очень сильные. Все муравьи живут колониями у каждой из которых имеется своя королева или как ее еще называют, матка.

Рыжий муравей мирмика

У всех муравьев, как и у человека, есть свои профессии, и они ведут идентичный образ жизни. Что касается специализации этих насекомых, то они бывают:

  • военные, солдаты и врачи – эти насекомые выполняют свои определенные функции;
  • строители и инженеры – строят жилье и обустраивают его, а также занимаются вопросами коммуникации;
  • сиделки;
  • добытчики;
  • животноводы и фермеры;
  • листорезы, жнецы, древоточцы и могильщики.

Это далеко не все профессии, которые имеются в муравьином семействе, но все же самые главные. Что касается гнезд домашних муравьев, то в них помимо рабочего класса имеется еще и так называемые разведчики. Эти насекомые не пользуются уважением среди всех остальных и выполняют свои функции.

Что касается обустройства муравейника, то типичное жилье этих насекомых состоит:

  • царской камеры – в этом отсеке обитает самка, за которой в процессе жизни ухаживают муравьи;
  • камеры с яйцами, личинками или куколками;
  • зимовальная камера;
  • мясная кладовка;
  • хлебный амбар;
  • коровник;
  • кладбище;
  • солярий.

Устройство муравейника

Помимо всего прочего в обязательном порядке каждый муравейник оборудован входом, а сверху он покрыт различными иголками и веточками. Это покрытие в первую очередь предназначено для укрытия муравейника от непогоды.

  • муравьи произошли от хищников, таких как осы, которые вымерли еще во времени динозавров;
  • ближайшими родственниками муравьев являются тараканы;
  • королева у муравьев живет на протяжении тридцати лет, а вот рабочие особи не существуют более трех лет;
  • муравьи, несмотря на свои незначительные размеры способны переносить предметы в пять тысяч раз тяжелее их самих;
  • муравьи считаются одними из самых умных насекомых, так как их мозг состоит из 250 000 клеток;
  • у каждой колонии муравьев свой характерный запах;
  • муравьиная королева никогда не покидает свое жилище и занимается исключительно только откладыванием яиц;
  • укусы некоторых разновидностей муравьев может быть смертельно опасным для человеческого организма, так как являются очень ядовитыми;
  • муравьи считаются одними из самых старых насекомых, первые особи были зафиксированы более ста миллионов лет назад;
  • муравьи размножаются достаточно стремительно, поэтому при проникновении их в человеческое жилище избавиться от них достаточно проблематично;
  • передвигаются эти насекомые исключительно только строем;
  • муравьи могут также проявлять по отношению друг к другу не только агрессию, но и заботу, именно поэтому в том случае если какая-то особь ранена другие будут на протяжении всего времени выздоровления ухаживать за ним, заботится и даже приносить продукты питания;
  • все муравьи выполняют свои определенные функции и задачи;
  • муравьи могут культивировать живые организмы для того чтобы удовлетворять свои нужды.

Это далеко не все интересные факты о муравьях для детей, которые были замечены в настоящее время, но самые главные из них.

Также хотелось бы отметить тот факт, что именно муравьиная кислота обладает прекрасным обезболивающим эффектом и прекрасно справляется с такими патологическими процессами как ревматизм, артрит, подагра, артроз и многие другие заболевания.

Могут совершенно безопасно находиться под водой на протяжении нескольких суток

Особенностью муравьев также является то, что насекомые могут совершенно безопасно находиться под водой на протяжении нескольких суток, и это совершенно не грозит им никакими изменениями.

Независимо от того насколько далеко муравьи ушли от своего жилища найти дорогу назад они всегда умеют. Это можно объяснить только тем, что эти насекомые оставляют за собой своеобразный след, состоящий из феромонов, и именно благодаря ему постоянно возвращаются в муравейник.

Что касается процесса размножения муравьев, то он по праву считается достаточно эффективным. Производством потомства в муравейнике занимается только всего лишь одна самка, которая именуется королевой или маткой. Так как она постоянно находиться в муравейнике и никогда из него не отлучается, то именно она занимается откладыванием яиц и уходом за ними. Помимо матки в муравейнике есть и остальные самки, но ни одна из них не может размножаться.

Появление потомства у муравьев происходит всего лишь один нар в год, когда из куколок появляются молодые самцы и самки.

Если муравьи живут в домашних условиях, то их жизнедеятельность происходит совершенно по другим правилам и законам.

На зиму муравьи утепляют муравейник

Также хотелось бы отметить, что муравьи в зимнее время совершенно не впадают в спячку, а их жизнь продолжает идти все тем же чередом. Эти насекомые остаются зимовать все в тех же муравейниках, единственное что они делают для того чтобы зимой им не было холодно, так это утепляют их.

В зимний период времени эти насекомые не отличают особой активностью, поэтому пищи для их существования необходимо намного меньше.

Обратите внимание! В северных районах муравьи могут существовать даже при особо низких температурах, зафиксированы случаи, когда эти насекомые выживали при температуре воздуха - 58 градусов.

Также именно муравьи способны значительно повысить плодородность почвы. Это происходит вследствие того, что насекомые прокладывают подземные ходы и тем самым рыхлят землю. А в процессе этого происходит ее насыщение кислородом и обогащение минеральными веществами и органическими соединениями. Поэтому роль муравьев в жизни человека и окружающей среды достаточно значительная. Еще наши предки считали, что если на участке земли присутствуют муравьи, то это считается первым признаком хорошего и плодотворного места.

Кроме положительного воздействия муравьи могут приводить и к негативным последствиям. Это в первую очередь касается порчи пионов, которые из-за воздействия муравьев становятся некрасивыми и искаженными.

Негативное воздействие муравьи оказывают и в том случае, когда поселяются в жилище человека. Именно в этом случае они доставляют множество неудобств. Избавляться с этими насекомыми в доме следует незамедлительно, так как промедление грозит значительным увеличением их численности. К счастью, в настоящее время в любом хозяйственном магазине можно приобрести различные препараты и средства для борьбы с ними. Если численность достигает огромного количества и справиться с насекомыми самостоятельно не получается, тогда нужно воспользоваться помощью профессионалов, которые в борьбе с насекомыми используют исключительно профессиональные средства, приобрести самостоятельно которые нет возможности.

Очень важно в процессе с этими насекомыми соблюдать в помещении чистоту, таким образом, проникнув туда, они увидят, что ничего интересного здесь для них нет, и спокойно покинут помещение.

Глазырина Вика, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание материала: Данная сказка написана для детей от 5 до 7 лет. Поэтому она будет интересна учителям начальных классов и воспитателям. В этой сказке рассказывается о жизни муравьев и о том, как маленький муравьишка полюбил труд. Эту сказку можно использовать в детском саду, на уроках внеклассного чтения в школе и для прочтения в семейном кругу.
Цель: Формирование трудолюбия через содержание сказки.
Задачи:
- рассказать о том, как муравьи умеют работать дружно, сообща;
- развивать память, внимание, воображение, смекалку, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать уважение к старшему поколению, желание помогать членам семьи, сопереживание, интерес к чтению сказок.


Ленивый Муравей.
В одном небольшом лесу, жил был муравей. Он был очень хитрый и ленивый муравей. Друзей у него не было.
Вместе с ним на полянке жили остальные муравьи, но они все любили работать. Утром рано – рано – рано они просыпались, умывались, каждое утро они делали зарядку, съедали на завтрак вкусную и сладкую кашку и под музыку они отправлялись работать.


Муравьи целый день трудились, строили большой дом – муравейник, работали не покладая рук. Таскали на своей спине ветки, листья, а ленивый муравей не хотел ничего делать, он не помогал своим братьям – муравьям.
Любимым занятием ленивого муравья были игры, он очень любил всем мешать и всех отвлекать. Муравьи работают целый день, а ленивый муравей над ними подшучивает, смеется.


Так как ему не с кем было играть, все были заняты делом, ему приходилось самому себя развлекать. Он повисит на грибочках в лесу,


попрыгает по травке, полазает по кустикам.
Однажды самый старый и мудрый муравей спрашивает у него:
- Почему ты не помогаешь своим друзьям строить дом? Ведь скоро придет зима, выпадет снег и будет очень холодно. Где ты будешь зимовать? Мы тебя к себе не пустим, ты же нам не помогаешь? – проговорил Старый муравей на одном дыхании.
- Столько много вопросов, мне на какой вопрос, нужно ответить в первую очередь? – спросил ленивый Муравьишка, продолжая стоять на мягкой, зеленой травке.
- Мне так хорошо на лужайке, я на солнышке стою,
Песни громко я пою. И запел еще громче свою любимую песенку.
«Я самый хитрый муравей!
Пусть у меня и нет друзей!
Но я работать не хочу,
Да и работу не люблю.
Очень солнышко люблю,
И по лесу я брожу.
Я гуляю и играю.
Никого не замечаю».


- Мы ведь тоже не всегда работаем, мы и отдыхаем, и играем тоже, - сказал старый Муравей.Давай вместе с нами работать и повеселимся вместе, - снова проговорил старый Муравей.
- Еще чего!- ответил Ленивый муравьишка. Я работать не привык, не буду.
Муравей гулял – гулял и не заметил, как наступили холода, пришла холодная зима, выпал беленький, пушистенький снежок. Ходил, бродил муравей по лесу. Вокруг никого не видно, все попрятались в свои норки, домики. И тогда он понял, что ему негде жить, негде погреться.
Муравей задумался и осознал, как он был не прав, что ленился и не работал. Он думал, что всех перехитрит, все его будут умолять и упрашивать поселиться у них. Но увы, ничего этого не произошло.
Долго думал муравей, что же ему делать и пошел проситься в дом – муравейник к своим братишкам – муравьишкам. Муравей извинился перед всеми, дал слово, что теперь он будет помогать им во всем, работать наравне со всеми. Братишки, конечно же его простили и пустили к себе жить в дом – муравейник.
И зажили они весело и дружно, помогая друг другу и поддерживая во всем. И появилось у муравья много друзей, с которыми он веселился и играл от души.


Мораль, сей сказки такова, нужно уважать старших, помогать друзьям и позаботиться о себе заранее.
Загрузка...