domvpavlino.ru

Рейтинг мглу среди российских вузов. Вузы расставили по местам. Кадры: сокращения продолжаются

Вариант 15 (ЕГЭ-2015)

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Ещё в 1820-х годах химики установили удивительный факт: у нескольких соеди­нений оказался один и тот же состав, хотя свойства у них были разными. (2)Чтобы объяснить это явление, появлялись различные гипотезы, <„> у каждой были серьёз­ные изъяны. (3)Создание стройной и всё объясняющей теории химического строения вещества стало важнейшим достижением Александра Михайловича Бутлерова, ко­торый впервые познакомил с ней научный мир в 1861 году, во время своей второй за­граничной поездки, выступив в немецком городе Шпейере на съезде немецких врачей и естествоиспытателей с докладом «О химическом строении вещества».

  1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со­держащаяся в тексте?

1) В 1861 году Бутлеров познакомил научный мир с теорией химического строения веще­ства, объясняющей различия в свойствах соединений, имеющих один состав.

2) В начале XIX века химики установили, что у нескольких соединений оказался один и тот же состав, хотя свойства у них были разными.

3) Во время своей второй заграничной поездки Бутлеров выступил в немецком городе Шпейере на съезде немецких врачей и естествоиспытателей с докладом «О химическом строении вещества ».

4) У появлявшихся в XIX веке гипотез, которые объясняли различия в свойствах соеди­нений, имеющих один состав, были серьёзные изъяны.

5) Различия в свойствах имеющих одинаковый состав соединений Бутлеров объяснил посредством своей теории, с которой познакомил научный мир в 1861 году.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

вследствие чего следовательно ведь вопреки чему но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены значения слова МИР. Оп­ределите значение, в котором это слово использовано в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словар­ной статьи.

МИР, -а, м.

1) Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

2) Отдельная область жизни, явлений, предметов. Мир животных, растений. Мир зву­ков. Внутренний мир человека.

3) Круг людей, объединённых общей профессией, принадлежностью к какой-либо среде и т.п. Театральный мир. Мир музыкантов.

4) Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь мир. Пер­вые в мире.

5) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

знАчимый вручИт созЫв клалА налитА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Наставник всегда откровенно, ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ тоном рассказывал воспитанникам о своей богатой событиями трудовой жизни.

Неожиданно для самих себя путешественники, предусмотревшие, казалось бы, всё до ме­лочей, оказались в весьма ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ ситуации.

Внезапно лыжник почувствовал НЕСТЕРПИМУЮ боль в повреждённой когда-то во время соревнований ноге и, неловко взмахнув сжимающими палки руками, повалился на снег. Любой футбольный болельщик незамедлительно ответит на вопрос, какую победу своей национальной сборной он считает самой ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОЙ.

Бросив ОПАСЛИВЫЙ взгляд на договаривающихся о чём-то ребят из другого отряда, ка­питан команды подошёл к ведущему и нерешительно протянул руку, чтобы вытянуть жребий.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДВУМЯСТАМИ инженерами корзина ЯБЛОК

ИХНИЙ подарок ПРИЛЯГТЕ на полчаса компетентные ДОКТОРА

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Можно услышать и прочесть удиви­тельно тонкую шутку, поразиться остроумию её автора и даже поду­мать, что «как же это смешно».

Б) В Крыму Ф.А. Васильевым была написана и картина «Мокрый луг», ставший одним из шедевров рус­ской пейзажной живописи.

В) Всем известно содержание сказки Г.Х. Андерсена «Гадкого утёнка».

Г) Вопреки представления о том, что жабы некрасивы, я считаю их просто забавными и очень симпатичными.

Д) Распространяя грамматическую ос­нову второстепенными членами, учитываются способы выражения главных членов.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложе­ния с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложе­ния с косвенной речью

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпи­шите это слово, вставив пропущенную букву.

эксп...нат оз...рить с…гнальный бл…стящий оч…рование

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Вы­пишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр…мыть, р...зобрать пр...милый, пр...пев

и...пугать, ра...бить пр…одеть, пр...мерить на…писать, о...делить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

застенч…вый угодл…вый продл… вать отвинч…вать топл…вный

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

потрач…нный расскаж…шь осматрива...мый отпущ…нный отправ...шься

12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лошадь Муромского, никогда раньше (не)бывавшая на охоте, испугалась и понесла. (Не)так давно павловские мастера изготовили царь-замок весом более 400 кг. Любовь к людям - это наше (не)исчерпаемое богатство.

С каким чувством смотрел я на свои руки, когда у меня (не)получалось играть на гитаре! Если какой-то человек в общественном транспорте ведёт себя (не)очень вежливо, нужно постараться просто от него отойти.

13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павлово и (ДО)НЫНЕ бережёт плодоносящее здесь повсеместно чудо-растение - комнат¬ный лимон, привезённый купцом Карачистовым ЧУТЬ(ЛИ) не два века назад как экзоти¬ческое растение.

На вершине пологого холма, (С)ВЕРХУ (ДО)НИЗУ покрытого только что зацветшею ро¬жью, виднелась небольшая деревенька.

Природа родного края, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, отпечатывается в наших душах (НА)ВСЕГДА. Наши руки почти (ВСЁ)ВРЕМЯ у нас перед глазами, мы постоянно следим (ЗА)ТЕМ, что они делают.

Если человек случайно наступил КОМУ(ТО) на ногу, то (ВО)ВРЕМЯ произнесённое извине-ние поможет сгладить неприятную ситуацию.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Я выглянул в окошко с деревя(1)ыми резными ставенками и внимательно осмотрел стра(2)о черневшую над берегом заброше(3)ую мельницу, вертолётные крылья которой, давно ободра(4)ые ветрами, упёрлись остриём в низкое сизое небо.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях в привычках в своей открытости людям.

2) Художник представлял фиолетовое облако на сиреневом кусте и нежный стебелёк и лиловый колокольчик подснежника и смешивал краски.

3) В мире есть не только полезное но и красивое

4) Конь широко расставил передние ноги наклонил голову и недоуменно замер.

5) Путники долго любовались розовым разливом вечерней зари и прозрачной дымкой степных просторов.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иванов столп (1) возвышающийся над Москвой (2) постепенно стал восприниматься как стоящий на защите интересов (3) всех русских земель (4) богатырь-воин.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если бы Муромский мог предвидеть встречу с соседом, то он (1) конечно (2) повернул бы коня в сторону, но он наехал на Берестова неожиданно и (3) вдруг (4) очутился от него на расстоянии пистолетного выстрела.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Седые сказки (1) возраст (2) которых (3) исчисляется десятками тысяч лет (4) убедительно повествуют о волшебных полётах на коврах-самолётах и на различных птицах.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Любовь к людям - это нравственная сердцевина любого из нас (1) и (2) когда человек испытывает такую любовь (3) его нравственная сердцевина всегда остаётся (4) здоровой и чистой.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Между экзаменами в школе и жизненным экзаменом существует огромная разница. (2)В школе ученики сдают экзамен, в случае неудачи иногда пересдают. (З)Жизненные экзаме­ны - это поступки, их не сдают, а совершают и в случае неудачи иногда серьёзно расплачива­ются. (4)«Перепоступить» невозможно - возможно только решиться на новый поступок в уже изменившейся ситуации.

(5)На школьном экзамене в интонации ответа ученика, а иногда и в самой формулировке ответа звучит оттенок неуверенности: «скорее всего», «мне кажется», «я думаю». (6)При оцен­ке ученика традиционно учитывается лишь совпадение его ответа с правильным, степень уве­ренности ученика в правильности его ответа учитывается очень мало. (7)В жизни же надо не просто высказаться о возможных действиях - нужно решиться на их выполнение, на посту­пок.

(8)Если прогноз последствий однозначен, то выбор действий не представляет трудностей, а просто требует точного расчёта. (9)Но в жизни прогноз будущего, включающего и результаты собственных действий, чаще всего носит вероятностный характер. (10)И вот, имея лишь веро­ятностный прогноз будущего, человек должен решиться на вполне определённое действие. (11)И чем неопределённее прогноз результата, тем труднее становится решиться на определён­ные действия, на определённый поступок.

(12)Каждый человек на всём протяжении своей жизни стоит перед необходимостью при­нимать решения, порой очень важные и нелёгкие, чреватые серьёзными последствиями. (13)Мать решает, как разумнее распорядиться делами ребёнка в сложной ситуации, и от её ре­шения зависит будущее ребёнка. (14)Учитель решает вопрос о воспитании своих учеников, и от этого зависит, каким будет следующее поколение. (15)От решения, которое принимает врач, зависит здоровье, а порой и жизнь человека. (16)И каждый раз, принимая решение, человек берёт на себя ответственность за его последствия.

(17)Принимая решение, человек берёт на себя ответственность перед законом, перед людьми, перед совестью. (18)Нередко возникает желание уклониться от принятия решения, снизить свою от­ветственность. (19)Стремление уйти от принятия решения (и от ответственности!) довольно широко распространено, хотя и не всегда осознаётся. (20)0днако попытки переложить на кого-то принятие решения - это иллюзия, самообман. (21)Ведь это не чьё-то, а моё решение поступить так, как кто-то мне посоветовал (или даже приказал). (22)3начит, я (или в том числе и я) несу ответственность за по­следствия своих действий. (23)Это, впрочем, не значит, что не нужно следовать чужим советам. (24)Надо только помнить, что ты сам принял решение, чьему совету следовать, и сам отвечаешь за это решение.

(25)Так как же быть в ситуации, когда необходимо принять ответственное решение? (26)Нужно собрать друзей или коллег и принять решение коллективно?

(27)Но опыт показывает, что коллективно принятое решение (принятое по голосованию большинством) может оказаться хуже, чем решение любого участника этого голосования, если бы он был один и чувствовал на себе полную ответственность. (28)Такая попытка принятия «коллективного решения» ведёт к коллективной безответственности: любой участник голосо­вания может разрешить себе не чувствовать на своих плечах полный груз ответственности.

(29)Но возможен другой тип совещания, когда задача его участников - изложить свои соображения и аргументацию, а задача руководителя - принять решение. (30)Такой совет, безусловно, полезен.

(31)Именно таким был знаменитый военный Совет в Филях в 1812 году. (32)После Боро­динской битвы пытаться остановить французов значило для русской армии понести новые большие потери. (ЗЗ)Кутузов склоняется к решению без боя сдать противнику Москву. (34)Война же, полагал он, всё равно будет выиграна.

(35)Однако вряд ли Кутузов считал, что при такой тактике победа обеспечена стопроцентно; ведь если бы это было так, то и Наполеон осознал бы это и не полез в ловушку. (Зб)Принимая реше­ние, Кутузов брал на себя колоссальную ответственность перед историей, перед народом, перед Бо­гом.

(37)И фельдмаршал собирает генералов на военный совет. (38)Он выслушивает мнения и, взвесив их, принимает решение - знаменитое «Приказываю отступать!». (39)Ответственность за это решение он целиком взял на себя.

(40)И в науке, и в экономике, и в политике наилучшие решения далеко не сразу получают всеобщее понимание и одобрение и легко могут быть отвергнуты большинством голосов.

(По И. М. Фейгенбергу)

Иосиф Моисеевич Фейгенберг (род. в 1922 г.) - психофизиолог, профессор, автор науч­ных статей и книг.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Жизненный экзамен пересдать невозможно.

2) Принимая решение, чаще всего нельзя провести точный расчёт его последствий.

3) Человек не может переложить ответственность за своё решение на другого.

4) Чтобы научиться правильно сдавать жизненные экзамены, нужно сначала научиться сдавать экзамены школьные.

5) Ответственные решения целесообразно принимать, опираясь на результаты голосова­ния.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2-7 приведена аргументация высказанного в предложении 1 утвер­ждения.

2) В предложениях 8-11 представлено повествование.

3) В предложениях 12-16 содержится рассуждение.

4) Предложения 21-22 объясняют содержание предложения 20.

5) В предложении 36 представлено описание.

22. Из предложения 39 выпишите фразеологизм.

23. Среди предложений 35-41 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. «Высказывая свою точку зрения на поставленную в тексте проблему, И.М. Фейгенберг серьёзно подходит к выстраиванию системы аргументации. Излагая свои размышления, автор использует синтаксические средства: (А) _____(например, в предложениях 12,17, 36), (Б) _____ (в предложениях 22, 23, 30), а также лексическое средство - (В) _____ («неопределённый - определённый» в предложении 11, «безответствен­ность» - ответственность» в предложении 28). В то же время И.М. Фейгенберг стремится привлечь к размышлениям читателей, чему способствует приём - (Г) _____ (пред­ложения 25-28)».

Список терминов : 1) парцелляция 2) эпитет 3) антонимы 4) разговорная лексика

5) вводные слова 6) синонимы 7) восклицательные предложения

8) ряды однородных членов предложения 9) вопросно-ответная форма изложения

Что произошло: Научно-исследовательский центр QS (Quacquarelli Symonds) в тринадцатый раз представил ежегодный рейтинг лучших университетов и институтов мира. Как отмечают составители, в этом году Россия стала одной из стран, показавших выдающиеся результаты: в список вошли сразу 22 отечественных вуза, а 18 из них заняли более высокие позиции по сравнению с прошлым годом.

Увеличившееся количество отмеченных международными экспертами российских вузов не единственный факт, которым можно гордиться. Сразу два университета в Томске — Государственный и Политехнический — впервые оказались в топ-400.

На каких местах Россия: Самую высокую позицию среди российских вузов в рейтинге QS, как и предыдущие годы, занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). От первой сотни МГУ отстает всего на несколько мест, располагаясь на 108-й строчке. Это тот же результат, что и в прошлом году.

Комментируя полученные результаты, ректор МГУ Виктор Садовничий особо отметил улучшения вуза по показателям «мнения экспертов из академической среды» (academic reputation) и «репутация вуза среди работодателей» (employer reputation).

«Также мы провели успешную приемную кампанию по привлечению иностранных учащихся, что является хорошим заделом на будущее», — сообщил он.

Среди лучших российских вузов в международном списке за МГУ следует Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). В рейтинге этого года он занял 258-е место, что на две позиции ниже, чем в прошлом.

«Бронза» досталась Новосибирскому государственному университету (НГУ).

По результатам этого года НГУ, перепрыгнувший 26 позиций, еще ближе смог подобраться к первым сотням, преодолев границу 300+. Сейчас он располагается на 291-м месте.

В рейтинге QS 2016/17 года среди российских вузов выделяется еще одна тройка лидеров — по количеству преодоленных позиций. Сразу через 104 строчки — с 481-490-й на 377-ю — «перепрыгнул» Томский государственный университет. На 100 позиций вверх — с 501-550-й на 401-410-ю — взлетел Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. Вышка (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») улучшила результат на 90 позиций, поднявшись с 550-501-й до 411-420-го места.

10 российских вузов в списке QS 2016/17 года:

108. МГУ
258. СПбГУ
291. НГУ
306. Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана
350. Московский физико-технический институт (МФТИ)
350. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО)
377. Томский государственный университет (ТГУ)
400. Томский политехнический университет (ТПУ)
401-410. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
411-422. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
411-422. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)

Что ожидать в будущем: В 2013 году правительство поставило цель для пяти российских вузов — войти в сотню лучших к 2020 году. Зоя Зайцева, региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии, дала прогноз на ближайшее будущее: «Несмотря на успех практически всех российских университетов в рейтинге QS World University Rankings 2016 года, вероятность вхождения пяти вузов в топ-100 к 2020 году крайне невысока. Во-первых, чем ближе к верхушке — тем плотнее концентрация, тем сложнее продвинуться больше чем на пару позиций. Во-вторых, крайне малое количество университетов, входящих сегодня в топ-100, начинали ниже топ-250 (Korean University, SKKU, еще парочка).

Пятерка россиян в топ-100 к 2020 году — скорее утопия, чем реальность.

Два-три вуза в топ-200 — гораздо более реалистичная картина. Но это возможно лишь при сохранении нынешней динамики, при сохранении финансирования и поддержки участников проекта 5-100, при общем фокусе государства на международную конкурентоспособность и интернационализацию.

Развитие вуза далеко не всегда находит свое отражение в результатах рейтингов, поэтому ответы на вопрос про развитие и прогресс в рейтинге будут разные. Из того, что лично я вижу в стране, коллективы ТГУ, МИФИ, Вышки, МИСиСа и РУДН имеют очень высокий потенциал. Это не значит, что прочие вузы имеют худший потенциал, но это те команды, которые я знаю лучше всего. А поменяется ситуация кардинально или нет — будет во многом зависеть от тех шагов, что предпримет новый министр образования и науки. Пока ее позиция по этим вопросам мне неизвестна».

Что у нас хорошо, а что плохо: Особые результаты Россия показала по критерию «интернационализация».

Как показала статистика, в этом году иностранные студенты стали охотнее приезжать в Россию учиться (доля зарубежных учащихся увеличилась с 9,7 до 11,5%), а зарубежные профессора — преподавать (с 3 до 4%).

При этом отечественные вузы продолжают отставать по показателю «доля цитирования на преподавателя». Практически все (86%) российские вузы из списка QS 2016/17 года снизили результаты по количеству цитирования. Отмечается, что по данному критерию страна не вошла даже в список 600 вузов.

Для улучшения результатов особенно важно «целевое инвестирование», объяснил руководитель исследовательского департамента QS Intelligence Unit Бен Саутер. «Все страны, показывающие динамику роста в рейтинге, выделяют своим лучшим университетам средства на развитие в виде государственной поддержки или частных фондов», — прокомментировал он.

Кто на высоте: Массачусетский технологический институт по-прежнему остается на вершине рейтинга. Стэнфордский университет вырвал у Гарварда «серебро», поместив его на третье место. Судя по тому, как расположились университеты в первой двадцатке, динамика незначительна: большинство вузов сохранило позиции, некоторые поменялись местами с соседями. Среди 20 лучших университетов мира 11 американских, пять британских и по два из Швейцарии и Сингапура.

Топ-10 лучших университетов мира 2016/17 года по мнению QS:

1. Массачусетский технологический институт (США)
2. Стэнфордский университет (США)
3. Гарвардский университет (США)
4. Кембриджский университет (Великобритания)
5. Калифорнийский технологический институт (США)
6. Оксфордский университет (Великобритания)
7. Университетский колледж Лондона (Великобритания)
8. Швейцарский федеральный технологический институт
9. Имперский колледж Лондона (Великобритания)
10. Университет Чикаго (США)

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное дело» составило пятый ежегодный рейтинг вузов России (см. таблицу 1). При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также результаты опросов среди 28 тысяч респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников.

Тройка лидеров рейтинга не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом: первое место традиционно занял МГУ им. М. В. Ломоносова, следом расположились МФТИ и НИЯУ МИФИ. Победители рейтинга обеспечивают высокий уровень образования и являются сильнейшими в области научно-исследовательской деятельности (см. таблицы 2 и 4), что подтверждается статистикой и данными репутационных замеров.

Устойчивый рост в рейтинге несколько лет подряд демонстрирует университет МГИМО: в текущем году вуз укрепил свои позиции в десятке лучших и переместился с восьмого на седьмое место. МГИМО удается сохранять высокое количество преподавателей в расчете на 100 студентов (13,58, что более чем в полтора раза превышает среднее значение по сотне лучших), тогда как у большинства конкурентов обеспеченность студентов преподавателями снизилась. МГИМО является одним из самых привлекательных вузов для абитуриентов – здесь самый высокий проходной балл ЕГЭ (94,7) и наиболее дорогое платное обучение (418 тысяч рублей).

Из пятнадцати первых участников программы повышения конкурентоспособности «5–100» наилучшую динамику продемонстрировали Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики) и Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Университет ИТМО впервые вошел в топ-20, поднявшись с 22-го на 19-е место, а ННГУ им. Н. И. Лобачевского переместился с 32-го на 28-е место. Ключевые драйверы роста у этих вузов совпадают: улучшение ресурсной обеспеченности и усиление международной интеграции. В ИТМО, к примеру, выросла доля студентов, прошедших практику или стажировку за рубежом: сейчас она вдвое выше среднего значения по всем участникам рейтинга (1,2% против 0,6%). ННГУ им. Н. И. Лобачевского заметно увеличил долю иностранных студентов (с 6 до 8,4%) и укрепился в кадровом отношении: соотношение количества ППС на 100 студентов выросло с 8,19 до 8,59.

Наиболее заметное снижение позиций в верхней части рейтинга можно отметить у Новосибирского государственного технического университета: динамика его развития по нескольким показателям уступила динамике вузов из топ-20 рейтинга, из-за чего университет оказался за пределами двадцатки лучших. Так, в НГТУ отмечается сокращение финансирования в расчете на студента на 8%, в то время как средний показатель у топ-20 вузов вырос на 7%. А средний балл ЕГЭ поступивших на бюджет по конкурсу увеличился лишь на 0,4, притом что у вузов первой двадцатки рост составил в среднем 1,9 балла.

Абитуриенты выбирают экономику и медицину

Лучшие вузы из рейтинга RAEX активно сотрудничают с работодателями, причем в наиболее тесной связке с ними находятся технические и медицинские вузы. Будущие «технари» и медики, как правило, имеют широкие возможности получения в процессе учебы практических навыков и умений, что важно для успешного трудоустройства по окончании вуза. В МФТИ, к примеру, свыше 60% студентов в течение учебного года проходили подготовку на базовых кафедрах, организованных вузом совместно с работодателями.

Кроме того, о высокой востребованности выпускников технических и медицинских вузов свидетельствуют и высокие цифры целевого приема абитуриентов – у «целевиков» по окончании вуза есть твердые гарантии трудоустройства в организации, которая предоставила направление на обучение. И если в экономических вузах целевой прием – это скорее редкость (в среднем 2% от зачисленных), то в технических и тем более в медицинских вузах эта практика широко распространена (9% и 29% соответственно).

Несмотря на то, что выпускники-технари больше востребованы рынком, чем экономисты, абитуриенты совершенно явно предпочитают экономические и управленческие направления. Наиболее ярко это проявляется в случае с платежеспособным спросом на платное обучение в соответствующих вузах. Если в технических вузах средняя стоимость обучения студентов, зачисленных в 2015 году на первый курс, составляет 119 тысяч рублей в год, то за обучение в экономических вузах придется заплатить в два раза больше – 243 тысячи рублей. При этом динамика изменения стоимости явно не в пользу «технарей»: за пять лет платное обучение в ведущих технических вузах подорожало на 37 тысяч рублей, а в экономических – на 70 тысяч рублей.

В списке топ-10 самых дорогих вузов всего два технических университета – Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, однако они уступают по стоимости обучения ведущим вузам гуманитарного и экономического профиля. Лидерами по стоимости платного обучения второй год подряд являются МГИМО (418 тысяч рублей), НИУ ВШЭ (380 тысяч рублей), МГЮА им. О. Е. Кутафина (302 тысячи рублей), а также МГУ им. М. В. Ломоносова (335 тысяч рублей, см график 1).

Методика формирования рейтинга:

Опросы 10 случайных студентов (каждого университета)

Опросы 10 случайных выпускников до 5 лет (каждого университета)

Экспертная оценка (группа экспертов близких к сфере высшего образования)

Соотношение качество образования/средний балл (экспертная оценка)

Количество уголовных и административных дел связанных с вузом

Репутация в открытых источниках (прежде всего интернет, социальные сети, форумы)

1. РАНХиГС, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

2. РГУНГ имени Губкина, Москва

3. МАИ, Московский авиационный институт, Москва

4. Москва Московский государственный автомобильно-дорожный университет (МАДИ), Москва

5. Московский педагогический государственный университет, Москва

6. Московский институт стали и сплавов (МИСиС), Москва

7. МГИМО, Московский государственный университет международных отношений МИД России (МГИМО), Москва

8. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

9. ТИУ (Бывший Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет), Тюмень

10. Московский финансово-промышленный университет Синергия, Москва

11. Московская открытая социальная академия, Москва

12. АГУ (Алтайский государственный университет), Барнаул

13. Московский государственный технический университет им. H.Э.Баумана, Москва

14. Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Москва

15. Государственный университет управления, Москва

16. Московский государственный лингвистический университет, Москва

17. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, Санкт-Петербург

18. Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва

19. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Москва

20. Курский государственный медицинский университет, Курск

21. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва

22. Российский университет кооперации, Мытищи

23. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

24. Юго-Западный государственный университет, Курск

25. Самарский Государственный Университет Путей Сообщения, Самара

26. Уральский государственный университет им. А. М. Горького, Екатеринбург

27. Южный Федеральный Университет, Ростов-на-Дону

28. Южно-Уральский Государственный Университет, Челябинск

29. Казанский государственный медицинский университет, Казань

30. Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ

31. Самарский государственный экономический университет, Самара

32. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург

33. Самарский Государственный Архитектурно-Строительный Университет, Самара

34. Кубанский государственный университет, Краснодар

35. Новосибирский государственный университет, Новосибирск

36. Федеральное Государственное Образовательное учреждение Высшего Профессионального образования «Государственный университет - учебно-научно-производстенный комплекс, Орел

37. Академический международный институт, Москва

38. Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, Москва

39. Нижегородский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

40. Российский государственный гуманитарный университет, Москва

41. Российский государственный медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва

42. Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского, Владивосток

43. Московский энергетический институт (технический университет), Москва

44. НОУ ВПО «Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино», Москва

45. Российский государственный социальный университет, Москва

46. Московский государственный областной университет Москва

47. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

48. Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург

49. Сибирская Государственная Геодезическая Академия, Новосибирск

50. Сибирский федеральный университет, Красноярск

51. Башкирский Государственный Университет, Уфа

52. Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), Санкт-Петербург

53. Дагестанский Государственный Институт Народного Хозяйства, Махачкала

54. Московская государственная юридическая академия им.О.Е. Кутафина, Москва

55. Московский государственный строительный университет, Москва

56. Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Москва

57. Международный независимый эколого-политологический университет, Москва

58. Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, Москва

59. Воронежский государственный технический университет, Воронеж

60. Тюменская Государственная Медицинская Академия, Тюмень

61. Российский государственный торгово-экономический университет, Москва

62. Донской Государственный Технический Университет, Ростов-на-Дону

63. Оренбургский Государственный Аграрный Университет, Оренбург

64. Московский государственный физико-технический университет (МФТИ), Долгопрудный

65. Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ), Москва

66. Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербург

67. Воронежский государственный университет, Воронеж

68. Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва

69. Московский государственный университет путей сообщения, Москва

70. Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

71. Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва

72. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), Москва

73. Российский государственный аграрный университет МСХА им.Тимирязева, Москва

74. Московский государственный институт электроники и математики(технический университет), Москва

75. Дагестанский институт прикладного искусства и дизайна, Махачкала

76. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

77. Московский военный институт Федеральной пограничной службы ФСБ РФ, Москва

78. Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена, Санкт-Петербург

79. Санкт-Петербургский институт управления и права, Санкт-Петербург

80. Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, Санкт-Петербург

81. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (технический университет), Санкт-Петербург

82. Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

83. Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар

84. Казанский государственный технологический университет, Казань

85. Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва

86. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, Кемерово

87. Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Москва

88. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва

89. Саратовская Государственная Академия Права, Саратов

90. РУДН, Российский университет дружбы народов, Москва

91. Московский государственный институт индустрии туризма, Москва

92. Уральский Федеральный университет им. Б.Н. Ельцина «УПИ», Екатеринбург

93. Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет, Уфа

94. Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

95. Сибирский Государственный Медицинский Университет, Томск

96. Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск

97. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

98. Томский Государственный Университет, Томск

99. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Загрузка...