domvpavlino.ru

Рекомендации к семинару уроки мудрости. Классный час "урок мудрости". Оформление, оборудование и инвентарь

Данное издание это вариант перевода древнекитайского трактата Лунь Юй написанного учениками Конфуция уже после его смерти. Книга является одним из самых известных памятников восточной мудрости и формально входит в конфуцианское Четверокнижье.

В книге «Уроки мудрости» вы найдете глубокие залежи философской мысли и десятки полезных жизненных советов. Пригодится и людям ищущим Путь, и просто любопытствующим.

Характеристики книги

Дата написания: ~V век до н.э .
Дата перевода: 1998
Название: Уроки мудрости

Объем: 930 стр. , 15 иллюстраций
ISBN: 978-5-699-71939-6
Переводчик: И. Семененко
Правообладатель: Эксмо

Предисловие к «Уроки мудрости»

Немецкий философ Карл Ясперс выделял в истории человечества особый период, так называемое осевое время. По мысли Ясперса именно тогда, между VIII и II вв. до н. э., были заложены основы современной цивилизации. Одновременно и независимо друг от друга в различных культурных регионах происходит качественный сдвиг в духовном развитии человечества, зарождается принципиально новое мировосприятие. Провозвестниками нового отношения к миру явились иудейские пророки в Палестине, Заратустра в Персии, первые философы в Греции, Будда и Махавира в Индии, Лао-цзы и Конфуций в Китае.

Можно отвергать или принимать теорию «осевого времени» Ясперса, но бесспорно одно: в плеяде великих учителей человечества фигура Конфуция - одна из ключевых.

Человек, известный европейцам как Конфуций, или Кунцзы, родился в 551 г. до н. э. Знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь пишет об этом событии следующее: «Конфуций был рожден в селении Цзоу, волости Чанлин, княжества Лу. Его предка, уроженца Сун, звали Кун Фаншу. От Фаншу был рожден Бося, от Бося - Шулян Хэ. У Хэ от девушки из рода Янь, с которой он сошелся в поле, Конфуций и родился».

Об отце Конфуция, Шулян Хэ, известно, что он принадлежал к сословию дай фу - аристократов, но самого низшего ранга, и обладал весьма скромным достатком. Сохранились предания, свидетельствующие о том, что он был храбрым воином и отличался незаурядной физической силой. Так, когда во время штурма столицы царства Баян часть луских войск была отрезана от основных сил, Шулян Хэ удерживал навесные ворота, которые обороняющиеся пытались опустить, до тех пор, пока луские солдаты не покинули крепость, грозившую стать для них западней.

На седьмом десятке, после долгой череды сражений, Шулян Хэ вернулся на родину в Цзоу. Однако мирная жизнь отважного воина была омрачена серьезной семейной проблемой. Восемь детей было у Шулян Хэ, но все девочки. Он же мечтал о наследнике и продолжателе рода. Когда же и девятый ребенок, которого принесла ему жена, опять оказался девочкой, потерявший надежду отец взял наложницу, родившую ему сына Бо Ни. И снова горькое разочарование: дитя появилось на свет хромоножкой. По обычаю же калекам нельзя было приносить жертвы усопшим предкам. О полноценном наследнике рода Хун нечего было и думать. И вот тогда прославленный воин сватается к младшей дочери знатной семьи Янь из города Цюйфу. Наконец рождается сын - долгожданный и законный наследник. Мальчику дают имя Цю и родовую фамилию Хун. По традиции, существовавшей в древнем Китае, он получил и прозвище Чжун Ни. Когда ребенку не исполнилось и двух лет, умирает его отец Шулян Хэ и мать оказывается одна с мальчиком среди враждебно настроенной женской родни покойного мужа. Об их материальном положении красноречиво говорит признание самого Конфуция: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презираемыми делами». Вообще же о детских годах будущего великого учителя сохранилось крайне мало сведений. Интересным представляется сообщение все того же Сыма Цяня: «Будучи ребенком и играя, Кунцзы часто расставлял на [столике] подносы и чаши для жертвоприношений, воссоздавая ритуальные обряды». Эту раннюю увлеченность Конфуция ритуалом многие исследователи склонны объяснять влиянием матери на будущего патриарха знаменитых «китайских церемоний». Тем тяжелее был удар: юноше не исполнилось еще и семнадцати, когда внезапно скончалась его мать. Трудно сказать, что стало причиной столь ранней смерти, ведь Ян Чжи, матери Цю, было лишь чуть больше тридцати лет.

Вскоре после похорон матери случается инцидент, нанесший чувствительный удар по самолюбию молодого человека и оставивший болезненный след в его душе на всю жизнь. Эпизод этот словно символически предопределяет характер дальнейших взаимоотношений учителя Куна с власть предержащими.

Однажды Цзи Суныпи, возглавлявший один из наиболее могущественных родов царства Лу, пригласил на банкет лусцев, принадлежащих к рангу ши. Так как его отец также принадлежал к этому рангу низшего аристократического слоя, Конфуций отправился в числе прочих на банкет. Однако у ворот усадьбы ему преградили путь и выпроводили с оскорбительными словами: «Семья Цзи дает банкет в честь ши, тебя же никто не звал». Это публичное унижение стало чувствительной раной для самолюбивого юноши, рано ощутившего свое особое призвание в мире. К слову сказать, даже внешним обликом Конфуций выделялся среди современников: во-первых, необычной формой головы - он родился с продавленным теменем, во-вторых, высоким ростом. Как отмечал Сыма Цянь: «Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цупей, все звали его верзилой, и он отличался от других». В принятой у нас системе измерений это примерно соответствует 1,91 м и является довольно внушительным ростом даже по современным европейским меркам.

В 19 лет Конфуций женится на девушке из семьи Ци, жившей в царстве Сун. Через год у них рождается сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравляет Кун-цзы, посылая ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную ему правителем честь счастливый отец дает новорожденному имя Ли, что означает «карп», и впоследствии добавляет прозвище Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев). Однако с последним Конфуций несколько поторопился, так как сыновей у него больше не было.

Женившись, Конфуций поступает на службу в дом Цзи, где занимается, согласно Сыма Цяню, «измерениями и взвешиваниями». Вероятно, речь идет о работе в зернохранилищах. Затем он назначается смотрителем пастбищ.

В 28 лет Конфуций впервые принимает участие в торжественном жертвоприношении в главном храме царства Лу. Здесь происходит знаменательный эпизод. Конфуций, к тому времени уже прослывший человеком весьма образованным, только и делал, что спрашивал о значении каждой процедуры, чем вызвал недоуменный вопрос: «Кто сказал, что сын человека из Цзоу разбирается в ритуалах? Он расспрашивает буквально о каждой детали». Конфуций спокойно ответил: «В таком месте спрашивать о каждой детали и есть ритуал!». Вопрошание о сути каждого поступка или изречения станет одним из методов обучения учителем Куном своих учеников: «Если знаешь, то говори, что знаешь; а если не знаешь, то говори, что не знаешь».

Цитаты из книги Конфуция «Уроки мудрости»

Благородный муж не относится пренебрежительно к своим родным, не вынуждает сановников роптать на то, что их не слушают; не отвергает старых друзей, если на это нет серьезных оснований; не ищет в ком‑либо одном всех достоинств.

Для благородного мужа служба - это выполнение своего долга, даже когда уже известно, что путь не может быть осуществлен.

Нет будущего у того, кто вызывает неприязнь к себе в сорокалетнем возрасте.

Трудней всего общаться с женщиной и малым человеком. Приблизишь их к себе - и станут дерзкими, а удалишь - озлобятся.

Я ненавижу тех, кто живет чужим умом, считает непокорность смелостью, а доносительство - проявлением прямоты.

Благородный муж больше всего ценит справедливость. Когда благородный муж смел, но несправедлив, он вызывает смуту; когда малый человек смел, но несправедлив, он становится разбойником.

Трудно, когда не находят применения своему сердцу, проводя все дни в чревоугодии! Разве нет такой игры, как шашки? Уж лучше играть в них, чем ничего не делать!

Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица.

В древности у людей было три недостатка, которых в наше время уже, наверно, не найти! Необузданность у древних проявлялась в своенравности, ныне она проявляется в распущенности; горделивость древних проявлялась в сдержанности, ныне она проявляется в озлобленности; глупость древних проявлялась в прямоте, ныне она означает только лживость.

Так тверд, что точишь - и не поддается.
Так чист, что пачкаешь - и не грязнится.

Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми.

Если благородный муж учится пути, он проникается любовью к людям, а если малый человек учится пути, им становится легко повелевать.

Никогда не изменяются только высшая мудрость и самая большая глупость.

«Стремлюсь к хорошему, словно опасаюсь его упустить, от плохого же отскакиваю, как ошпаренный». Я встречал таких людей и такие речи слышал. «Живу уединенно в поиске того, к чему стремится сердце; делаю то, что справедливо, и тем самым достигаю своего пути». Я такие речи слышал, но не встречал таких людей.

Благородный муж вынашивает девять дум. Когда глядит, то думает, ясно ли увидел; а слышит - думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли речь, благоговейно ль отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и перед тем, как что‑то обрести, думает о справедливости.

А вот интересный видеоролик

Сиддхартха Гаутама был великим духовным наставником и основателем буддизма в древней Индии. В большинстве буддистских традиций он считается Верховным Буддой. Слово «Будда» переводится как «пробужденный», или «просвещенный».

Сиддхартха – главная фигура в Буддизме. Сведения о его жизни, учение и монашеские принципы после его смерти были систематизированы и увековечены его последователями.

1. Начинать с малого - это нормально

Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей. Ралф Уолдо...

Будда умер, отравившись свининой (Махапариниббана-сутта). Это заключительный аккорд и последний урок его 5D запредельной мудрости. Смысл ее состоит в том, что все человеческие «смыслы» бессмысленны. И никакой ни «мудрости», ни «не-мудрости» в том, что происходит в 3D иллюзии - в «Будде, отравившимся свининой» включительно - нет и в принципе быть не может. Источник - Эзотерика. Живое Знание

Все без исключения «смыслы» и «мудрости», которыми оперирует человеческое сознание «пустотны», иллюзорны...

Мы уже неоднократно рассказывали о том, что проблемы не приходят из ниоткуда. Абсолютно каждая из них несёт в себе мудрость. Но есть определённая закономерность, с которой случаются эти неприятности. Как вас учит вселенная? Об этом поговорим в сегодняшнем материале.

Как работает правило 3-х сигналов.

Вселенная общается с нами разными способами. Один из которых - сигналы. Существует такое понятие в теме духовности - правило 3-х сигналов. Происхождение его неизвестно, но это правило работает...

Многие люди консультируются у профессиональных астрологов в надежде раскрыть тайны своей судьбы, а точнее, те стороны будущего, которые кажутся полностью сокрытыми завесой времени и совершенно непознаваемыми. Профессиональные астрологи, в отличие от странствующих «толкователей судьбы», честны и искусны в своем деле. Они чем-то сродни детективу, ведущему расследование преступления, а их предсказания часто основываются больше на интерпретации характера человека и его прошлого, чем на абстрактных...

Множество странных болезней и недугов населяют сейчас нашу планету. Стало очевидным, что их становится всё больше с каждым десятилетием. Есть и те, которые вылечить, по крайней мере, на данный момент, казалось бы, невозможно.

Есть те, происхождение которых неспособен объяснить ни один врач в мире. Врачи назначают сомнительные лечения, при неудачном последствии которого говорят: «Мы сделали всё, что было в наших силах». Врачи сделали далеко не всё. Они забыли, что живой человек отличается от...

Вы помните, как воспринимали, будучи молодыми, когда кто-либо практиковал медитацию? – Наверняка, большинство из тех, кто откровенно ответит на этот вопрос, признают, что испытывали ощущение присутствия на комедийном шоу или же наблюдали сценки, в которых один человек, закрыв глаза, произносил загадочное "ом-м-м", а другие люди либо пытались подражать ему, либо просто отпускали в его адрес едкую фразу или же саркастическое словцо.

Пусть, в свое время, поскольку мы привыкли смотреть на...

Давно существует мудрость, которая, будучи национальной по происхождению, становится в наши дни основой мудрости общечеловеческой, без которой вероятность нашего выживания в этом мире приближается к нулю. Речь идет о метанауке каббала, уже много столетий назад предложившей конкретные способы сохранения человечества в целом и человека, как личности.

Долгое время основы каббалы были скрыты и лишь в наши дни становятся доступны для изучения всеми, кто стремится не просто к познанию (увеличению...

1. Я - надвами.

Я - с вами.

Я - внутривас.

2. В Сердцахтех, кто следует Стезями моими, Я - Благодать, Я - Радость, рождённая вБезмолвии.

3. Пребывающиев унынии - не со Мною.

4. В уныниипоклоняются они порождениям своего невежества - унылым богам, чуждым РадостиЖизни.

5. Я же говорювам: «Я - Радость».

6. В Радости -Истина.

7. Истина же -в Безмолвии. Так замыкается круг.

8. У Истиныдва ока: Муж-Солнце и Жена-Луна.

9. Сын же Их -подобен устам, Слово Моё рекущим. Потому...

Урок 1

И > зменение
Все постоянно меняется,так что я ничего не могу считать окончательным.

Наблюдая за сменой солнечной и дождливой погоды, от которой зависел урожай, древние китайцы поняли, что изменения составляют самую суть жизни. День следует за ночью, весна за зимой, взрослый раньше был ребенком. Нет ничего неизменного, все движется и видоизменяется постоянно и в жизни каждого отдельного человека, и во всей Вселенной. Если мы будем помнить о законе перемен, нам будет легче отстраниться от происходящего: в какой бы ситуации мы ни оказались, мы можем предположить, как она будет выглядеть в перспективе, предвидеть, как она будет развиваться. Раз мы знаем, что все меняется, то никакие события не застанут нас врасплох и не смогут вывести из равновесия.

К чему стремиться
. Я оттачиваю свое восприятие,чтобы научиться узнавать перемены по самым первым признакам.
. Я понимаю относительность того, что со мной случается, потому что все может измениться в любой момент.
. Я уделяю самое пристальное внимание моим отношениям с окружающими, зная, что эти отношения находятся в постоянном развитиии.

Чего избегать
. Я не позволяю эмоциям брать надо мной верх, поскольку знаю, что они преходящи, а мое настроение переменчиво.
. Я больше не говорю себе «Я такой» или «Это так». Ибо в тот самый момент, когда я заканчиваю произносить эту фразу, «это» уже не «так».
. Я не позволяю любовной страсти ослепить себя. Я в полной мере проживаю ее, зная, что ей суждено превратиться во что-то другое.

«Единственная вещь, которая никогда не изменится, - постоянная изменичивость всего» Книга перемен.

Урок 2

Юэ > луна и жи > солнце

Всякая вещь заключает в себе свою противоположность, поэтому я воздерживаюсь от суждений .

Когда нам нужно дать определение чему-нибудь, мы часто отталкиваемся от братного: зло противоположно добру, тепло противоположно холоду и т. д. С точки зрения китайцев, нет большего заблуждения, чем такой взгляд на вещи. Для них нет разделения, но есть процесс перехода между двумя полюсами, которые не могут друг без друга существовать. Решка не отрицает орла: речь идет об одной и той же монете, у которой, естественно, две стороны. Впрочем, нам такое неприятие дуалистического взгляда на вещи тоже не чуждо: разве не говорим мы о человеке, что «его недостатки - это продолжение его достоинств»? А жители гор и велосипедисты прекрасно знают, что «подъем» не является антонимом «спуска»: все зависит от направления, в котором мы движемся.

К чему стремиться
. Я предаю забвению понятия удачи и неудачи: сегодняшняя катастрофа завтра может обернуться неожиданным везением. И наоборот.
. Прежде чем сказать, что погода плохая, я вспомню, что дождь необходим для выживания планеты. Прежде чем сказать, что погода хорошая, я подумаю о том, к чему может привести засуха.
. Я умею ценить трудности, потому что именно они помогают мне двигаться вперед.

Чего избегать
. Я не ограничиваюсь поверхностным взглядом на вещи: я всегда думаю об обратной стороне медали.
. Я сдерживаю ликование, когда дела идут хорошо, и не поддаюсь унынию, когда дела плохи.
. Я остерегаюсь навешивать ярлыки: я учусь менять свое мнение.

«Граница между «да» и «нет» очень тонка. Добро и зло переплетены», Лао-Цзы

Урок 3

Ци > дыхание
Энергия, пронизывающая меня,приходит из Вселенной. Но развить ее предстоит мне.

Любой из нас связан со всем сущим, поскольку все мироздание одушевлено одним и тем же «дыханием», которое китайцы называют «ци». Эта энергия - основа жизни во всех ее проявлениях, первичная сущность, которая, сгущаясь, порождает жизнь, а рассеиваясь, ее отбирает. Когда мы появляемся на свет, наша ци находится в необработанном состоянии, и наша обязанность -ее совершенствовать. Наше физическое и психическое благополучие, как и наша человеческая самореализация, зависит от качества ци, которая нас пронизывает. Работа над ци - китайцы называют ее цигун - начинается с умения правильно дышать: контроль над дыханием позволяет почувствовать свою связь с землей и войти в контакт со всей Вселенной.

К чему стремиться
.Я привыкаю дышать глубоко и осознанно: вдыхая, я вбираю в себя чистую ци; выдыхая, избавляюсь от истраченной энергии. в Каждое утро я проветриваю все комнаты.
.Плохая осанка мешает циркуляции ци: я не забываю выпрямить спину,расправить плечи, снять напряжение в руках и ногах.

Чего избегать
. Я не посещаю шумные, многолюдные, плохо проветриваемые места.
. Я свожу к минимуму факторы,«загрязняющие» организм: стресс,
спешку, беспрерывные кофе и сигареты.
. Я слежу за тем, чтобы не накапливалась пыль: из-за нее застаивается ци.

«Дыхание совершенного человека идет от ступней. Дыхание низкого - от горла» Чжуан-Цзы.

Урок 4

Инь > женское начало и ян > мужское начало
Я приучаюсь мыслить в понятиях «инь» и «ян»

Энергия ци не статична, а ее движение не является односторонним: она состоит из двух энергий - знаменитой пары инь и ян. Первая символизирует тьму, холод, слабость, пластичность, внутреннее, то есть женское начало. Вторая соотносится со светом, теплом, силой, величием, твердостью, внешним, то есть с мужским началом. Обе эти энергии присутствуют и в мужчине, и в женщине. Когда мы громко и уверенно выражаем себя, мы задействуем ян; а когда слушаем или размышляем - инь. Если мы научимся распознавать в себе эти два начала, то сможем работать над тем, чтобы они уравновешивали друг друга. А различая их проявления в окружающем мире, мы получаем возможность действовать более эффективно.

К чему стремиться
.Во время спора я выслушиваю аргументы противника (инь), прежде чем раскрыть свои карты и перейти кдействию (ян).
.Столкнувшись с дилеммой, я все спокойно обдумываю (инь). Но,сделав выбор, я тверд в своем решении (ян).
.Двигаясь вперед (ян), мы иногда отступаем (инь). Три шага вперед,один назад - вот мой девиз.

Чего избегать
. Я не соглашаюсь со всем подряд (избыток инь). Бывают обстоятельства, когда нужно уметь выразить свое возмущение.
. Я не путаю уверенность в себе с высокомерием (избыток ян). Верить в себя вовсе не значит подав¬лять кого бы то ни было.
. Невнимание к собственной усталости говорит об избытке ян. Лучше сделать паузу и приняться за дело с новыми силами.

«Жизнь мудрого человека - воплощение воли Неба.
В покое она обладает всеми добродетелями инь.
В движении обретает силу ян», Чжуан-Цзы

Урок 5

Шуй > вода и у вэй > недеяние
Прежде чем бороться с обстоятельствами, я пытаюсь сначала ж ним приспособиться.

Чтобы понять, как взаимодействуют инь и ян, достаточно вспомнить велосипед: я толкаю одну педаль (ян), ослабляя давление на вторую (инь), и благодаря этому чередованию могу двигаться вперед. Всякая форма жизни включает два начала, ни одно из них не может существовать без другого и неизбежно преобразу¬ется в свою противоположность. Вместе с тем китайская мудрость отдает предпочтение мягкости, восприимчивости и умению приспосабливаться, свойственным инь. Не случайно дао сравнивают с рекой, по которой остаточно плыть - и все сложится к лучшему. Противостоять бурям и грести против течения иногда бывает необходимо, но, взяв за правило сопротивляться, мы лишь истощим свои силы.

К чему стремиться
. Я всегда готов изменить свои планы, если того требуют внешние обстоятельства.
. Если кто-то на меня нападает, я не играю по его правилам. Я сохраняю спокойствие и самообладание и жду, пока он успокоится.
. В споре я предпочитаю мягко убеждать, а не навязывать свое мнение силой.

Чего избегать
. Я никогда не унижаю противника,зная, что при первой возможности он заставит меня расплатиться за это.
. Я не хвастаюсь способностями,если не уверен, что они у меня есть.
. Я не упорствую, столкнувшись с трудностями. Я ничего не предпри¬нимаю и жду, пока ситуация изменится сама собой.

«Ущербное становится совершенным,кривое - прямым, пустое - наполненным,ветхое сменяется новым», Лао-Цзы

Урок 6

У юи > отстранение
Я учусь недеянию: делаю то, что должен,и не беспокоюсь о результатах.

"Недеяние" - основное понятие даосской философии. Оно не означает «ничего не делать», а скорее означает не делать того, что противоречит естественному ходу вещей. «Не действовать» - значит проникнуться духом дао, забыв о своем эгоизме, амбициях и личных желаниях. Действовать без намерения, а лишь по необходимости, когда иного не остается, будучи уверенными, что это действие ценно само по себе, независимо оттого, что конкретно мы получим в результате. Лучшее средство избавиться от стресса и тревоги - делать именно то, что от нас требуется, на пределе своих возможностей. Если результаты зависят не только от нас, какой смысл беспокоиться?

К чему стремиться
. Я прислушиваюсь к своей интуиции: в отличие от моего «Я» она всегда знает, как поступить.
. Я прихожу кому-нибудь на помощь лишь потому, что должен так поступить. А не для того, чтобы выставить себя в благоприятном свете или извлечь из этого какую-либо выгоду.
. Я сосредоточен на своей задаче и не думаю ни о чем другом.

Чего избегать
. Отказавшись от ожиданий, я уберегу себя от многих разочарований.
. Я меряю ценность своей работы не деньгами, а пользой, которую она приносит.
. Я не привязываюсь к плодам своего труда. Закончив работу, я перехожу к другим вещам.

«Он создает не присваивая, он действует, ничего не ожидая. Закончив дело, он не привязывается к нему, и потому дело его пребудет»,. Лао-Цзы

Урок 7

Чжун юн > золотая середина
Я избегаю излишеств и во всем ищу золотую середину

Чжун Го, в буквальном переводе «Срединное государство», -так называют Китай, чьи великие мыслители желали, чтобы, он был еще и государством золотой середины. Синоним умеренности и согласованности человеческих поступков с силами природы, золотая середина - не фиксированная точка между двумя полюсами, а центр притяжения, возвышающий человека. Чтобы объяснить, что это такое, китайские философы часто прибегали к метафоре «стрельба излука»: лучник должен был попасть в яблочко точно в тот момент, когда звучал гонг, - это требовало не только безупречного владения телом, но и полной сосредоточенности. Подобно ему, мы должны во всем стремиться к золотой середине и дожидаться верного момента, чтобы начать действовать.

К чему стремиться
. Я как можно точнее выбираю цели, а затем натягиваю тетиву и жду. Я не спешу и не проявляю нетерпения.
. Я отдаю должное вкусной еде, но не переедаю. Я не отказываю себе в бокале вина, но не напиваюсь. » Воспитывать - значит уметь держаться золотой середины: я умею наказывать своих детей, но также и поощрять их.

Чего избегать
. Я не выставляю напоказ своих богатств, не хвалюсь своими успехами. Так мне удается избежать зависти окружающих.
. Я не распыляюсь на множество дел. Я намечаю одну цель и не бросаю дело, пока не доведу его до конца.
. Я не кричу, но умею заставить слушать себя. Я не ликую, но умею ценить то, что у меня есть.

«Золотая середина - это добродетель наивысшая из всех, но давно уже редкая среди людей» Конфуций

Урок 8

Жэнь > человечность
Я не забываю,что цель моей жизни -самосовершенствование

По мнению Конфуция - великого мудреца, без которого Китай не был бы тем, что он есть, - человек не плох и не хорош, главное, что он способен совершенствоваться. Достойного человека от заурядного отличает «жэнь», или добродетель человечности: это та искра, благодаря которой человек осознает самого себя, отличает себя от других существ, задумывается о моральной стороне своих поступков. Работать над тем, чтобы стать человечным в полной мере, - значит создавать самого себя, беря за основу свои способности и неуклонно их развивая. Конфуций называет это «исследованием»; по существу это не что иное, как работа над собой.

К чему стремиться
. Я стараюсь всегда жить по совести: в своих поступках я исхожу из того, что интересы других людей выше моих собственных.
. Когда я сомневаюсь, как поступить,я спрашиваю себя: «А как бы поступил достойный человек? И что бы сделал человек заурядный?»
. Я приучаю себя к дисциплине,поскольку она - моя лучшая помощница.

Чего избегать

. Я не пытаюсь скрыть, что мне недостает каких-то качеств; я стараюсь выработать их в себе.
. Я не подпадаю под влияние общественного мнения, мнения соседей или еще кого-нибудь. У меня есть только одна шкала ценностей - моя собственная.
. Я не сокрушаюсь, если мои достоинства не признаны. Меня огорчают только мои недостатки.

«Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается».Конфуций

Урок 9

Сюнь > приспосабливаться
Прежде чем действовать,я оцениваю соотношение энергий

Успех наших начинаний зависит не только от нас; самая блестящая идея может провалиться, если мы выдвинем ее в неподходящий момент или в неподходящей форме. Чтобы успешно управлять своей жизнью, необходимо уметь соотносить свои поступки с обстоятельствами, в которых они совершаются, правильно оценивая природу присутствующей в этот момент энергии. Что сейчас преобладает - инь или ян? Надо действовать или следует подождать? Об этом вся Книга перемен. Настоящий фундамент китайской философии, она отвечает на наши вопросы, снабжая информацией о соотношении энергий в данный конкретный момент и о наилучшем способе использовать этот энергетический фон.

К чему стремиться
. Я не позволяю своим эмоциям руководить мной и воздерживаюсь от безрассудных поступков.
. Если кто-то меня обижает, я не реагирую немедленно: сначала я пытаюсь понять ход событий.
. Я не бросаюсь вперед сломя голову: я не спеша обдумываю, каковы возможные последствия моих действий.

Чего избегать
. Прежде чем просить о повышении зарплаты, я навожу справки о финансовом положении компании и о настроении начальника.
. Прежде чем принять решение,я заглядываю в себя, чтобы понять,готов ли я к нему. Потом я рассматриваю внешние обстоятельства.
. Чтобы убедить кого-то, я ищу его точку наименьшего сопротивления: я вбиваю гвоздь там, где он причинит наименьшую боль.

«Мудрый человек прозревает подлинное в вещах и всегда верен корню всего сущего» Чжуан-Цзы

Урок 1О

Тянь мин > воля Неба
Я подчиняюсь воле Неба и принимаю то, чего не могу изменить

В китайской религиозной традиции нет Бога-творца. Высшее начало представлено Небом, олицетворяющим творческую силу; пару ему составляет Земля, символ восприимчивости. Между ними посередине находится человек, венецтварного мира. Отношения между человеком и Небом - это постоянное движение снизу вверх и сверху вниз: человек обращается к Небу, совершая обряды, а Небо ему отвечает. Чтобы все шло гармонично, нужно уметь отличать то, что во влааи человека и что мы называем свободной волей, оттого, что определяется волей Неба, то есть от судьбы.

К чему стремиться
. Моя судьба предопределена с рождения, моя задача - распорядиться ею наилучшим образом.
. Каждый вечер я спрашиваю себя:«Уверен ли я, что сделал все, что было в моих силах?»
. Я спокойно отношусь к своему старению. Но это не мешает мне использовать все средства, чтобы замедлить этот процесс.

Чего избегать
. Я не берусь изменять окружающих.Единственный, кого я могу и должен изменить, - это я сам.
. Мое происхождение - часть моей судьбы. Зачем же тогда винить своих предков?
. Я не скрываю своего возраста.Потому что это бесполезно и еще потому, что я отдаю себе отчет в его положительных сторонах.

«Отличать происходящее по воле Неба от происходящего по воле людей -вот высшая мудрость» Чжуан-Цзы

Урок 11

Чань > дзен
Я стараюсь быть «чань»: сохранять спокойствие и сосредоточенность в любых обстоятельствах

Чань - это китайский аналог буддизма, предшественник японского дзен. Буддизм - единственная чужеземная религия, которой удалось укрепиться и распространиться в Срединном государстве, и это потому, что буддизм имеет много общего с даосизмом. В обеих традициях предполагается, что мир, каким мы его видим, - иллюзия, а единственная реальность - пустота (в буддизме) или хаос (в даосизме). Обе проповедуют отрешенность и бескорыстие. Обе придают большое значение самонаблюдению, созерцательной жизни и медитации. Следуя им, нужно научиться смотреть внутрь себя и сохранять самоконтроль, что бы ни случилось.

К чему стремиться
. Я знаю, что мое восприятие вещей часто бывает ошибочно,и не придаю ему слишком большого значения.
. Я благодарю за то, что имею, вместо того чтобы жаловаться, что у меня чего-то нет.
. Я помню о том, что жизнь течет по закону чередования. Счастье чередуется с несчастьем, периоды здоровья - с болезнями, удовлетворенность с разочарованиями - нет ниче го окончательного.

Чего избегать
. Я не заражаюсь возбуждением других людей. Когда на меня давят, я остаюсь любезен и невозмутим.
. Я не позволяю страху овладеть мной: страх - худший советчик.
. Я не боюсь одиночества. Напротив, я ищу его, поскольку это единственное средство познать самого себя.

«Совершенства достигнет тот, кто обретет покой в хаосе». Чжуан-Цзы

Урок 12

Жэнь > терпение
Всему свое время: я развиваю в себе терпение,искусство ждать

Чтобы стать совершенным существом, нужно развивать в себе терпение. Умение ждать - это добродетель, которую высоко ценили великие мудрецы Древнего Китая, и Книга перемен не устает ее воспевать. Когда мы сделали все, что было в наших силах, чтобы достичь цели, единственное, что нам остается, - терпеливо ждать, пока ситуация дозреет. Нет никакого смысла волноваться, торопить события, беспокоить окружающих. Крестьяне в Древнем Китае знали, что небо в конце концов пошлет им дождь, но не знали когда. Закончив сеять, они расходились по домам и отдыхали. Подражая им, нам стоит учиться ждать и не волноваться.

К чему стремиться
. Когда дела не движутся, я делаю вывод, что дао советует мне не торопить события.
. Я не подгоняю время и пользуюсь временем ожидания, чтобы навести порядок в своей жизни и уладить нерешенные дела.
. Я следую принципу недеяния: приспосабливаюсь к естественному ходу вещей, к ритму дао.

Чего избегать
. Если событие, о котором я пылко мечтал, откладывается, я не позволяю себе впасть в беспокойство. Я переключаю внимание на что-то другое.
. Если я жду важного звонка, а его все нет, я включаю автоответчик, выключаю мобильный и... отправляюсь на прогулку.
. Я не поддаюсь постоянно убыстряющемуся темпу жизни. Все куда-то бегут? Я замедляю шаг.

«Тот, кто торопится, не достигнет цели. Погоня за мелкой выгодой губит великое дело», Конфуций

Урок 13

Мань цзу > скромность
Я занимаю свое место и упражняюсь в скромности при всяком удобном случае

Скромность, главная добродетель в китайской философии, является отражением универсального закона, который стремится наполнить пустоту и уменьшить то, что в избытке. Скромен тот, кто сознает свою малость по сравнению с миром. «Я ощущаю себя лишь камешком во Вселенной... Как же я осмелюсь возгордиться?» -сказал Чжуан-цзы. Быть скромным -значит занимать именно свое место и уметь держать себя в рамках, широких или узких в зависимости от обстоятельств. Скромность подразумевает уверенность в себе: какой смысл преувеличивать, когда имеешь четкое представление о своих достоинствах? Скромность предполагает и умение признавать свои недостатки, работать над ними. Со всей скромностью...

К чему стремиться
. Я всегда готов признать свои недостатки. Это вызывает симпатию,и люди лучше ко мне относятся.
. Если того требуют обстоятельства,я держусь незаметно. И не чувствую тебя ни ущемленным, ни униженным.
.Я умею, если нужно, сделать так,чтобы меня услышали. Но всегда слежу за тем, чтобы не обидеть своими словами.

Чего избегать
. Я не выпячиваю свои таланты,чтобы не вызывать к себе неприязнь.
. Я не хвастаюсь своими успехами,потому что знаю, что они относительны и преходящи.
. Я не путаю скромность с угодничеством: знать свое место не значит раболепствовать.

«Кто себя выставляет на свет, тот не блистает.
Кто себя восхваляет, тот не добудет славы.
Кто нападает, не достигает успеха.
Кто себя возвышает, не может стать старшим среди других».Лао-Цзы

Урок 14

Янь > речь
Я внимательно слежу за каждым своим словом

Лао-цзы сказал: «Тот, кто знает, не говорит, а тот, кто говорит, не знает». Конфуций придерживался схожих взглядов и тоже как чумы боялся ловушек нашей речи. Красивым словам он предпочитал гармонию жеста; болтовне своих современников -небесные звуки музыки. Учитель взвешивал каждое свое слово и не терпел тех, кто злоупотреблял разговорами. Нам стоит подобно ему с более пристальным вниманием относиться к тому, что мы говорим, потому что язык - инструмент, которым овладеть непросто. Мы чаще сожалеем о том, что сказали, нежели о том, о чем промолчали; даже одна опрометчивая фраза способна разрушить дружбу или карьеру.

К чему стремиться
. Я говорю только тогда, когда мне есть что сказать, и лишь о том,что знаю.
. Моя манера говорить показывает,что я из себя представляю, поэтому я выбираю слова и слежу за правильным построением фраз, а также за дикцией и тоном голоса.
. Небрежность в речи заразительна.Если люди вокруг меня выражаются кое-как, я удваиваю бдительность.

Чего избегать
. Я избегаю речевых штампов: они делают мою речь банальной и лишают убедительности мои слова.
. Я не хожу вокруг да около и прямо излагаю свои просьбы: мои собеседники будут мне за это признательны.
. Я не распространяю сплетни, потому что дорожу уважением и доверием окружающих.

«Изъян нефрита сглаживает полировка. Сказанное не к месту слово назад не вернуть».Конфуций

Урок 15

Лао > старец
Я меняю свое отношение к старым людям

Конфуций учил сыновней-почтительности, и эта система отношений, в которой к старшим испытывают глубочайшее уважение, сохраняется в Китае по сей день. Семья - это модель, по которой человек на протяжении всей жизни выстраивает свои отношения с другими. С пожилыми людьми он ведет себя как со своими отцом и матерью; если разница в возрасте не слишком велика, он ориентируется на отношения со старшим братом или сестрой. Такая система позволяет чувствовать себя всегда на своем месте и уберегает от оплошностей при общении с незнакомыми людьми. Хорошо бы и нам позаимствовать подобные взгляды, для начала проявляя больше уважения, внимания и симпатии к людям преклонного возраста.

К чему стремиться
. Я знаю, что старые люди страдают оттого, что их «не видят». Я смотрю на них и слушаю их с интересом, потому что всегда могу чему-то у них научиться.
. Любовь и уважение к старикам - это то, что подсказывает здравый смысл. Я отношусь к ним так, как хотел бы, чтобы относились ко мне в их возрасте.
. Я признаю за бабушками и дедушками важную роль в семье и поощряю общение моих детей с пожилыми людьми.

Чего избегать
. Помочьтому, кто старше меня,не значит сделать доброе дело.Это простозначит вести себя по-человечески.
. Презирающий стариков проявляет свое невежество и обрекает себя на горькую старость.
. Я не путаю уважение с сочувственной жалостью: пожилым моя жалость ни к чему.

«Сыновняя почтительность и уважени к старшим составляют основу человечности» Конфуций

Урок16

Бянь > рассудительность
Я подхожу очень тщательно к выбору друзей

Как и любовь, дружба не развивается сама по себе и требует самого пристального внимания. Конфуций почти не высказывался на тему любви, зато очень интересовался дружбой, его советы в этой связи и сегодня на удивление актуальны. Первая рекомендация касается критериев выбора друзей: если ценности другого слишком отличаются от моих, настоящего общения никогда не получится. Следом идет честность: нужно всегда говорить то, что думаешь, даже если это неприятно. Еще один принципиальный момент -преданность: мы должны хранить верность друзьям в любых обстоятельствах и никогда не нарушать своих обязательств. И наконец, нужно уметь признавать таланты друзей и поощрять их к тому, чтобы развивать эти таланты.

К чему стремиться
. Я искренен со своими друзьями и не боюсь предостеречь их, если мне кажется, что они ошибаются. Но я делаю это тактично.
. С друзьями я такой, какой есть маскам в дружбе не место.
. Завязывая дружеские отношения,я сдерживаю свой энтузиазм: дружба возникает постепенно.

Чего избегать
. Я не выбираю друзей ради выгоды, которую мог бы извлечь из дружбы: она не имеет ничего общего с корыстью.
. Я настороженно отношусь к слишком простым решениям: соседство -недостаточный повод для дружбы,важно истинное родство душ.
. Я не потакаю слабостям моих друзей. Я не предлагаю выпить тому, кто слишком много пьет, или сигарету -тому, кто хочет бросить курить.

«Не ищите друзей, которые бы уступали вам в моральном отношении».Конфуций

Урок 17

Чжу > бамбук
Я ограничиваю свои потребности и довольствуюсь тем, что имею

Бамбук ассоциируют с ограничением, которое символизируют границы на его стебле. Как и буддисты, великие даосские мудрецы не устают предостерегать нас от чрезмерной привязанности к материальным благам. Деньги и имущество - неплохие вещи, но благородный муж отводит им то место, которого они заслуживают: они стоят не на первом месте, поскольку внутренняя жизнь и духовное развитие важнее. «Из 100 замыслов богача 99 - это способы стать еще богаче» - гласит китайская пословица. Проблема заключается не в самих деньгах, а в зависимости, которую они порождают: чем больше у человека денег, тем больше ему хочется. Очень важно сдерживать свою алчность, потому что она отдаляет нас от самих себя и заставляет забыть о дао.

К чему стремиться
. Деньги для меня - это средство, ни больше и ни меньше.
. Я знаю, что цель человеческого существования - стать богаче. Но это обогащение не имеет ничего общего с материальными ценностями.
. Я отношусь к вещам как к вещам и не позволяю вещам относиться ко мне как к вещи: я не раб своего автомобиля, своего мобильного телефона или чего бы то ни было еще.

Чего избегать
. Я не приравниваю себя к своему счету в банке: я стою гораздо больше!
. Я перестаю сравнивать себя с теми,кто имеет больше меня, я стараюсь сравнивать себя с теми, кто имеет меньше.
. Я не попаду в ловушку сверхпотребления. Прежде чем достать кошелек, я спрашиваю себя, в чем я действительно нуждаюсь.

«Нет большего несчастья, чем ненасытность,и нет большего бедствия, нежели дух стяжания.У того, кто умеет себя ограничивать,всего будет вдоволь», Лао-Цзы

Урок 18

Сунь > сокращать
Я стараюсь жить проще и тщательно выбираю свои развлечения

Чтобы достичь совершенства, нужно уметь отказываться от всего, что загромождает жизнь и отдаляет от дао. За пятьсот лет до нашей эры великие китайские мудрецы уже призывали своих современников жить проще, не разбрасываться и не поддаваться окружающей суете. Что бы они сказали, увидев, до чего мы дошли сегодня? Подобно садовнику, который подстригает живую изгородь, каждый из нас должен постепенно отказаться от пустых занятий, чтобы сосредоточиться на главном. Растрачивая впустую свое свободное время, мы растрачиваем себя, так что нужно перестать тратить: время на вещи, которые ничего нам не дают и не имеют ничего общего с нашими подлинными интересами.

К чему стремиться
. Я забываю об исступленной активности и упражняюсь в недеянии: я восстанавливаю свой естественный ритм и открываю для себя преимущества медлительности.
. В свободное время я предпочитаю занятия, которые меня обогащают,а не развлекают: я учусь отказываться от приглашений, которые мне неинтересны.
. Я пробую прожить один день без телевизора и мобильного телефона. И делаю выводы.

Чего избегать
. Я не читаю книгу только потому,что о ней говорят или она понравилась соседу. Мой выбор книг для чтения должен иметь внутреннюю логику.
. Я не назначаю встреч в шумных местах: как я могу слушать друзей,если не слышу собственных мыслей?
. Я никого не принуждаю разделять со мной досуг. Каждый должен использовать свое свободное время так, как ему нравится.

«Кто глядит в мутный поток, не видит, где чистый источник».Чжуан-Цзы

Урок 19

Му > наблюдать
Я постоянно тренирую свою наблюдательность

Конфуций неоднократно указывал на то, что жест важнее слова. Чтобы составить мнение о собеседнике, он не только слушал его, но еще и внимательно смотрел. Учитель советует нам наблюдать за другими не чтобы критиковать, а чтобы лучше узнать их и тем самым лучше узнать самих себя. Нет ничего труднее, чем видеть себя такими, какие мы есть, поэтому недостатки других нужно воспринимать как предостережение: раз мы их замечаем, то, скорее всего, они имеют непосредственное отношение к нам самим. Поэтому стоит приучать себя внимательнее наблюдать за всем, что происходит вокруг. И, соответственно, меньше говорить: ведь стоит нам открыть рот, и способность к восприятию ослабевает.

К чему стремиться
. Всякий раз когда я замечаю в ком-то недостаток, я задумываюсь, нет ли такого же у меня.
. Я внимательно рассматриваю дома других людей: они многое говорят о своих обитателях.
. Присматриваясь к человеку, я обращаю внимание на его одежду,марку машины, любимый вид спорта и на то, как он предпочитает проводить свое свободное время. Все можно считать сообщениями на особом языке, который многое говорит о человеке.

Чего избегать
. Я избегаю поверхностного взгляда,который скользит не задерживаясь и смотрит не видя. Наблюдать не значит судить. Мой взгляд должен быть внимательным, но лишенным предвзятости или не-доброжелательства.
. Я не зацикливаюсь на собственной персоне. Излишнее внимание к ней - верный способ не видеть ничего вокруг.

«Наблюдайте за поведением человека, вникайте в причины его поступков, изучайте то,что составляет его счастье. Что в нем останется тогда для вас загадкой?» Конфуций

Урок 20

Кан > здоровье
Я уважаю свое тело и забочусь о нем

Китайская мудрость гласит о том, что забота о теле - это прежде всего моральный долг Наше тело нам не принадлежит, это «оболочка, данная нам Небом и Землей», говорил Чжуан-цзы. Это проявление энергии ци в самой сгущенной ее форме: наше здоровье зависит от гармоничной циркуляции ци по каналам, которые называют меридианами. Поддерживать наше тело в том состоянии, в котором нам его «выдали», недостаточно: мы должны стараться реализовать весь его потенциал. Тело и дух тесно связаны: воздействуя на первое, мы совершенствуем второе. Нужно осознать это глубинное единство тела и духа и почувствовать, какое огромное значение регулярные физические упражнения имеют для нашего душевного равновесия.

К чему стремиться
. Чтобы понять, в каком состоянии духа я нахожусь, я слушаю свое тело: это лучший барометр моего внутреннего состояния.
. Я занимаюсь спортом «ради» мое¬го тела, а не «вопреки» ему: я не гонюсь за спортивными достижениями и действую в собственном ритме. в Заботясь о гармоничности своих движений, я способствую своей внутренней гармонии.
Чего избегать
. Я не надрываюсь, упражняясь сверх сил и идя против природы.Мудрый человек никогда не устает:уважая свое тело, он живет в согласии со своим дао.
. Я не пропускаю обед и не ем, сидя перед компьютером. Я принимаю пищу в спокойной обстановке и тщательно ее пережевываю.
. Тот, кто переедает, плохо прислушивается к своему телу: оно прекрасно умеет сообщать нам, что насытилось.

«Живущему прежде всего должно ухаживать за своим телом. Тому, кто не желает заботиться о своем теле, лучше покинуть этот мир». Чжуан-Цзы.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Наверняка Сократа не следует представлять – об этом древнегреческом философе слышал каждый. Конечно же, я не мог обойти стороной и не взять у него несколько уроков мудрости. Хоть сам Сократ и говорил, что он ничего не знает, нам есть чему поучиться у него.

Я знаю, что ничего не знаю.

Наверное, самая знаменитая фраза Сократа. Очень важно понимать, что мы многого не знаем, а на счёт многих вещей ошибаемся. Если мы ослеплены уверенностью в том, что нам всё известно, мы теряем возможность познавать.

Проще говоря, зачем нам узнавать то, что мы уже знаем? Приобретая уверенность в том, что мы нашли ответ, мы перестаём его искать. Если же мы признаёмся, что многого ещё не знаем и это только предстоит узнать – мы делаем первый шаг к этому узнаванию.

Поэтому не будьте так уверены в своём знании, перепроверяйте себя и не открещивайтесь от глупых вопросов об очевидном.

О лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, – не заботишься и не помышляешь?

Да, трудно совсем игнорировать материальные вопросы, но Сократ и не призывает вас отказаться от достижения финансового благополучия. Акцент в этом высказывании сделан на том, чтобы в погоне за деньгами, славой и почестями не забывать и о других, не менее важных вещах: истине, душе и разумности.

Соблюдайте баланс и развивайте свою личность во всех направлениях, реализуйте себя во всех сферах жизни: зарабатывайте, развивайте свой и нравственность и т.д. Не концентрируйтесь на чём-то одном в ущерб остальному.

Есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства – напротив, приносят лишь дурное.

Почему только одно благо и только одно зло? Мне кажется, что именно знанием и незнанием определяется то, на что будут направлены человеческие качества: на зло или на добро.

Возьмём самый банальный пример – физическую силу. Сильный человек может как отбирать что-то у слабого, так и защищать его. И так со многими другими качествами: они обоюдоострые, мы можем применить их как во благо, так и во вред.

В таком случае решающим является наше знание – именно оно определяет направленность наших качеств.

Но, конечно же, я не претендую на истину и ни в коем случае не считаю свою интерпретацию единственно верной. Выскажитесь и вы – в комментариях.

Сократ утверждал, что бездеятельность - сестра свободы. В доказательство он приводил мужество и свободолюбие индийцев и персов, народов, которые непредприимчивы, и, наоборот, в высшей степени оборотистых фригийцев и лидийцев, привыкших к игу рабства.

Бездеятельный человек не обязан делать что-либо – и в этом отношении он действительно свободен. Если же человек активно занимается чем-то, то у него скапливается множество обязательств, которые ограничивают его свободу.

Какой урок можно извлечь из этого? Здесь нет практического руководства «сделай то и получишь это», но эта мысль может изменить ваш взгляд на мир, и, возможно, уже само по себе это знание поможет вам избежать подобных ограничений, а значит, увеличить свободу. Конечно, не нужно становиться бездеятельным, но нужно искать способ избегать излишних обязательств (если они действительно вам мешают).

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Эта фраза может иметь множество интерпретаций, поэтому предлагаю вам поразмышлять над ней самостоятельно – каждый найдёт здесь свой смысл.

Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей.

Мне кажется, что фразу нужно понимать в более широком смысле: «люди, не одарённые природой, могут развить в себе что-либо благодаря упражнениям».

Да, кто-то одарён, кому-то что-то даётся легче остальных. Но врождённые качества не определяют всю последующую жизнь. Человек способен обучаться и развиваться.

Если один человек обладает высоким творческим потенциалом от природы, но не будет его развивать – он не достигнет высот. Но зато если неодарённый человек будет упорно трудиться – он сумеет стать профессионалом в своём деле.

Помните, что вы сами кузнецы своей судьбы. Работайте над собой и достигайте всего, о чём мечтаете.

Одна из самых ценных вещей в нашей жизни - это опыт. Все мы хотим быть уверенными в себе, самостоятельными и мудрыми, забывая о том, что мудрость приходит с годами и с опытом. И ради этого опыта пройти нужно через многое.

Именно поэтому опыт старших людей очень важен.

Те жизненные уроки, которые они дают, - это одно из самых ценных знаний. Мы предлагаем вашему вниманию 50 жизненных уроков, которыми поделилась Бэрри Дейвенпорт, умудренный жизнью автор зарубежного блога.

Жизнь - это то, что есть сейчас. Мы постоянно ждем невероятных вещей, которые будут происходить в будущем, но забываем о том, что жизнь совершается прямо сейчас. Научитесь жить настоящим моментом и перестаньте надеяться на иллюзии в будущем.

Страх - это иллюзия. Большинство вещей, которых мы боимся, никогда не случатся. Но даже если они происходят, то зачастую оказываются не такими плохими, как мы думали. Для многих из нас страх - это худшее, что может случиться. Реальность не так страшна.

Правило, касающееся отношений. Самое важное в вашей жизни - это близкие люди. Всегда ставьте их на первое место. Они важнее вашей работы, хобби, компьютера. Цените их, словно они - это вся ваша жизнь. Потому что так оно и есть.

Долги того не стоят. Тратьте деньги по своим возможностям. Живите свободно. Долги не позволят вам этого сделать.

Ваши дети - это не вы. Вы - это сосуд, который приносит детей в этот мир и заботится о них до тех пор, пока они не могут сделать этого сами. Обучайте их, любите, поддерживайте, но не меняйте. Каждый ребенок уникален и должен прожить свою жизнь.

Вещи собирают пыль. Время и деньги, которые вы тратите на вещи, однажды погубят вас. Чем меньше вещей вы имеете, тем более вы свободны. Покупайте с умом.

Веселье недооценено. Как часто вы веселитесь? Жизнь коротка, и нужно наслаждаться ею. И хватит думать о том, что подумают другие, когда вам хорошо. Просто наслаждайтесь этим.

Ошибки - это хорошо. Мы часто пытаемся избегать ошибок, забывая о том, что именно они приводят нас к успеху. Будьте готовы ошибаться и учитесь на своих ошибках.

Дружба требует внимания. Оберегайте дружбу, как декоративное растение. Это окупится.

Опыт в первую очередь. Если вы не можете определиться, купить диван или отправиться в путешествие, - всегда выбирайте второе. Радость и положительные воспоминания гораздо круче материальных вещей.

Забудьте про злость. Удовлетворение от злости уходит через несколько минут. А последствия могут продлиться гораздо дольше. Слушайте свои эмоции и, когда приходит злость, сделайте шаг в противоположную ей сторону.

И вспомните про доброту. Небольшая порция доброты может творить чудеса с окружающими вас людьми. И требует от вас малых усилий. Практикуйтесь в этом ежедневно.

Возраст - это число. Когда вам 20, вы думаете, что 50 - это кошмар. Но когда вам 50, вы чувствуете, что вам 30. Наш возраст не должен определять наше отношение к жизни. Не дайте цифрам изменить вас настоящего.

Уязвимость лечит. Быть открытым, настоящим и уязвимым - это здорово. Это дает возможность окружающим вас людям верить вам и делиться с вами своими эмоциями, а вы можете делиться ими в ответ.

Позерство строит стены. Создание образа другого человека с целью впечатлить кого-то сыграет с вами злую шутку. Очень часто люди видят вас-настоящего сквозь образ, и их это отталкивает.

Спорт - это сила. Занятия спортом на постоянной основе должны стать частью вашего образа жизни. Это делает вас сильнее физически, морально и эмоционально. Также это улучшает здоровье и внешний вид. Спорт - это лекарство от всех болезней.

Обида причиняет боль. Отпустите ее. Другого правильного пути просто нет.

Страсть улучшает жизнь. Когда вы находите любое занятие, от которого вы без ума, каждый день становится подарком. Если вы еще не нашли свою страсть, поставьте себе цель сделать это.

Путешествия дают опыт и расширяют сознание. Путешествия делают вас интереснее, мудрее и лучше. Они учат вас взаимодействовать с людьми, их привычками и культурами.

Вы не всегда правы. Мы думаем, что знаем ответ на любой вопрос, но это не так. Всегда есть кто-то умнее вас, а ваши ответы не всегда верны. Помните об этом.

Это пройдет. Что бы ни случилось в жизни, это пройдет. Время лечит, а вещи меняются.

Вы определяете свое предназначение. Жизнь скучна без цели. Решите, что важно для вас, и постройте свою жизнь вокруг этого.

Зачастую риск - это хорошо. Чтобы изменить свою жизнь, приходится рисковать. Принятие обдуманных и рискованных решений помогает вам расти.

Перемены всегда к лучшему. Жизнь меняется, и не стоит сопротивляться этому. Не бойтесь изменений, плывите в потоке и воспринимайте жизнь, как приключение.

Мысли нереальны. Ежедневно в голове пролетают тысячи мыслей. Многие из них - негативные и пугающие. Не верьте им. Это всего лишь мысли, и они не станут реальностью, если вы им не поможете.

Вы не можете контролировать других. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди вели себя так, как хочется нам. Но реальность такова, что мы не можем изменить других людей. Уважайте уникальность и независимость каждого человека.

Ваше тело - это храм. У каждого из нас есть что-то, что мы ненавидим в своем теле. Но наше тело - это единственное, что принадлежит только нам. Относитесь к нему с уважением и заботьтесь о нем.

Прикосновения исцеляют. У прикосновений есть множество положительных свойств. Они приводят в норму сердцебиение, улучшают самочувствие и снимают стресс. Это подарок, которым нужно делиться.

Вы справитесь. Не важно, какая ситуация возникла у вас в голове. Реальность такова, что вы можете с этим справиться. Вы гораздо сильнее и мудрее, чем думаете. Вы пройдете сквозь это и переживете.

Благодарность делает человека счастливее. Причем не только того, кому адресована благодарность, но и того, кто ее говорит. Не забывайте благодарить людей за все, что они для вас делают.

Прислушивайтесь к интуиции. Ваши рассуждения очень важны, но интуиция - это ваша суперсила. Она использует ваш опыт и жизненную модель, чтобы найти ответ на любой вопрос. Иногда она возникает спонтанно, и лучше прислушайтесь к ней.

Помните о себе в первую очередь. Не будьте самовлюбленным, но помните, что самый важный для вас человек - это вы сам.

Честность к самому себе - это свобода. Будьте честным к самому себе. Самообман - это ослепление самого себя.

Идеалы скучны. Перфекционизм сделает вашу жизнь скучной. Наши отличия, особенности, фобии и недостатки - это то, что делает нас уникальными. Помните об этом.

Действуйте, чтобы найти цель в жизни. Она не найдет себя сама. Помогите ей в этом и делайте все возможное, чтобы отыскать цель.

Маленькие вещи тоже важны. Все мы ждем больших побед и достижений, забывая о том, что они состоят из мелких и иногда даже незаметных шагов. Цените эти шаги.

Учитесь. Всегда. Если вы думаете, что знаете хотя бы 1% всего, что есть в нашем мире, то вы еще никогда так не заблуждались. Учитесь каждый день, узнавайте что-то новое о разных вещах. Учеба держит наш мозг в тонусе, даже в зрелом возрасте.

Старение - это неизбежно. Наши тела стареют, и мы не можем им помешать. Лучший способ замедлить старение - наслаждаться жизнью и проживать каждый день на полную.

Брак меняет людей. Человек, с которым вы связали свою жизнь, поменяется со временем. Но и вы тоже! Не дайте этим изменениям застать себя врасплох.

Беспокойство бессмысленно. Вам стоит беспокоиться только в том случае, если это приведет вас к решению проблемы. Но природа беспокойства такова, что этого никогда не случится. Беспокойство отключает ваш мозг, и вы просто не в состоянии решить сложившуюся ситуацию. Поэтому научитесь справляться с беспокойством и постарайтесь избавиться от него.

Исцелите свои раны. Не дайте ранам из своего прошлого сказываться на вашей настоящей жизни. Не притворяйтесь, что они ничего не значат. Найдите поддержку у близких людей или у тех, кто профессионально занимается лечением эмоциональных травм.

Проще - лучше. Жизнь полна сложностей, путаниц и обязательств, которые делают ее только хуже. Простая жизнь дает пространство для радости и любимых занятий.

Делайте свою работу на отлично. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, вам придется поработать. Конечно, есть редкие исключения, но не надейтесь на них. Лучше надеяться на себя.

Никогда не поздно. Поздно - это лишь оправдание для того, чтобы не пытаться. Добиться поставленных целей можно в любом возрасте.

Действия исцеляют тоску. Любые действия - это лекарство от беспокойств, прокрастинации, тоски и тревоги. Перестаньте думать и сделайте хоть что-нибудь.

Делайте то, что вам хочется. Будьте проактивным. Не ждите, пока жизнь бросит вам кость. Вам может не понравиться ее вкус.

Отпустите предрассудки. Не будьте привязаны к мнению или убеждениям общества. Будьте открытым для любой возможности или идеи. Вы удивитесь, как много возможностей дает жизнь, если их не отвергать.

Слова имеют значение. Думайте, прежде чем говорить. Не используйте слова для того, чтобы обидеть человека. Когда вы сделаете это, назад дороги уже не будет.

Живите каждым днем. Когда вам будет 90 лет, сколько дней у вас останется? Живите и цените каждый из них.

Любовь - это ответ на любой вопрос. Любовь - это то, почему мы здесь. Это сила, которая движет миром. Делитесь ею и выражайте ее каждый день. Делайте мир лучше.

Загрузка...