Рисунки на тему олимпийские игры в греции. Древние олимпийские игр. Какие же виды спорта были на Олимпийских играх в древние времена
Начались в 776 г. до н.э.
Прекратились в 394 г. н.э.
(император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий культ).
1
Возобновлены в 1896 г. в Афинах по инициативе Пьера де Кубертена.
Древняя традиция... Самое мирное и дружественное собрание всех народов мира...
Вот что написал про древнюю Олимпию поэт Пиндар:
"Мать всех соревнований... и госпожа справедливости".
Игры начинались с того, что по всей Греции путешествовали глашатаи, зычными голосами объявляя о начале экехерии - священного перемирия.
Теперь на время Игр (около 5 дней) по всей страны должны были немедленно прекратиться все военные действия. Такую важную роль имели Игры в политической жизни страны - останавливали войны. К сожалению, в 20 веке случилось иначе - из-за двух мировых войн прерывались сами Игры.
2. Древняя Греция была самым развитым государством древнего мира.
Промежуток между Играми назывался олимпиадой. Древние греки так и считали время - олимпиадами: "Две олимпиады назад...".
В первый день Олимпийских Игр приносились жертвы богам, а спортсмены давали клятву перед статуей Зевса. Вместе с возобновлением Игр вернулась и клятва. Сегодня она звучит так: " Я клянусь, что, прибывая на Олимпийские Игры, я буду соревноваться честно и согласно правилам,
а своим участием - прославлять свою страну и спорт".
Древнегреческие атлеты соревновались голыми. От слова "голый" ("гимнос") происходит слово "гимнастика". Обнаженное тело не считалось чем-то стыдным - наоборот, оно показывало, как упорно спортсмен тренировался. Стыдным было иметь неспортивное, нетренированное тело.
Женщинам запрещалось не то что участвовать, но и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть.
Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами, сама вытренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть чемпионом и его, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением глядя на сына. И вот...его объявляют чемпионом!
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.
3
У женщин были свои Игры - посвящены они были богине Гере. Происходили за месяц до мужских или, наоборот, через месяц после них, на том же стадионе, где женщины соревновались в беге. Одним из видов соревнований были гонки на колесницах - необычайно опасный вид спорта, часто
кони пугались, колесницы сталкивались, жокеи падали под колеса...Иногда до старта доходили лишь две колесницы из десяти. Но все равно, какую бы силу и ловкость не проявил жокей, венок победителя получал не он, а хозяин лошадей!
4
Немного о символах.
Олимпийский огонь, горящий на всем протяжении соревнований, привносит в нашу эпоху дух древних соревнований.
5. В Греции, в Олимпии, состоялась церемония зажжения...
Пять олимпийских колец - это пять материков, а их переплетение - дружба и сотрудничество всех народов мира.
На первых возобновленных Олимпийских Играх в 1896 г., в которых участвовало 285 спортсменов из 13 стран, первым олимпийским победителем стал грек - Спиридон Луис, выигравший в марафонском беге.
Отрывки из книги "Рекорды и мифы Древних Олимпиад" Войцеха Замаровского -
замечательного словацкого популяризатора древности.
Вопрос: Особенно нас интересуют результаты, которых добивались тогдашние атлеты. Были ли они сравнимы с нынешними?
К сожалению, никто не даст здесь однозначного ответа. Во-первых, потому что греки не вели никаких записей о достижениях и рекордах своих атлетов. Во-вторых, потому что время вообще не учитывалось в состязаниях - этого не позволяла тогдашняя техника. Часы были только солнечные, водяные и песочные - на них секунды не отметишь… В-третьих, потому что даже в тех видах (прыжки или метания) где результат можно было замерить для истории, он нигде не записывался - ведь соревнования велись отборочным методом и важен был лишь победитель в каждом виде и пятиборье.
...
Всего три абсолютных спортивных результата дошли к нам из античных времен. Они принадлежат двум знаменитым атлетам - первый и второй запечатлены на постамента статуи в Дельфах, там написано: "На пятьдесят пять стоп в длину прыгнул Фаилл, и в диске же ему до сотни не хватило всего пяти". Это повторяет и Павсаний в десятой книге "Описание Эллады".
Сообщение о третьем результате мы имеем от Юлия Африкана (автора "Перечня Олимпийских победителей", написанного в III В. до н.э.), оно касается спартанского атлета Хионида, троекратного победителя в "простом" и "двойном" беге на 29-ых и 31-х Олимпийских Играх (664-656 гг до н.э.). На памятном столбе этого атлета, согласно тому же источнику, написано что он "…мог прыгнуть в длину на 50 стоп". При пересчета на наши меры выходит, что Фаилл прыгал на 16,28 м, а Хионид - на 15,39 м, диск же Фаилл бросал на 28,2 м.
Таким образом, прыжки Фаилла и Хионида вдвое больше нынешнего мирового рекорда (8,9 м) и по сегодняшним понятиям вообще превышают границы человеческих возможностей. Вероятно, речь шла либо о тройном прыжке, либо о сумме результатов пяти (или трех) попыток.
Достижение Фаилла в метании диска по сегодняшним меркам представляется, напротив, слишком незначительным. Но греки восхищались им, значит, у них были на то веские причины. По всей вероятности, дело тут в весе диска, который был явно тяжелее современного. О метании диска мы знаем еще, что пятиборец Флегий перебрасывал диск через Алфей, т.е. на расстояние около 60 м, а возможно, и больше. Вес диска и в этом случае нам неизвестен, но даже с современным диском при таких результатах он был бы сейчас одним из сильнейших в мире.
...
Время, которое показывали греческие бегуны, навсегда останется для нас тайной. Единственное, на что можно опереться в античных сообщениях, да и то с оговоркой - это несколько раз повторенное упоминание о бегуне Полимнесторе из Милета, победителе в беге юношей на один стадий на 46-х Олимпийских Играх (596 г. до н.э.).
Рассказывают, будто когда он был пастухом, то как-то раз догнал и поймал зайца. Это увидел его
хозяин и на свои средства отправил пастуха в Олимпию. Заяц бежит со скоростью около 14 м в секунду - по всей вероятности, древний так же, как современный. Значит, если Полимнестор бежал за зайцем хотя бы 50 м, то он должен был затратить на бег 3,7 сек. В переводе на нашу
100-метровку получается 7,5 сек, то есть быстрее лучших современных бегунов. Впрочем, гипотетичность этого подсчета очевидна.
Сохранились несколько тоже не слишком точных сообщений о достижениях в беге на длинные дистанции. Аргосский бегун Авгий победил в "длинном" беге на 113 Олимпийских Играх (328 г до н.э.). Известно также, что спартанский воин в полном вооружении мог совершить за день 45-километровый марш.
Бег атлетов, по условиям близок к современному полевому пробегу. По приведенным данным Агий бежал со скоростью 12,2 км/ч., Филиппид - со скоростью 11,5 км/ч. Лучшие современные марафонцы пробегают в час около 20 км. Эти показатели сопоставимы: ведь расстояния, на которые бегают наши современники, значительно короче, да и трасса лишена тех естественных природных препятствий, которые приходилось преодолевать античным бегунам.
...
Опыт многих поколений атлетов и тренеров вел к постепенному совершенствованию методики и техники тренировок. Основателем научного подхода к тренировке считается атлет и философ Иккос из Тарента, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх 944 г до н.э.). Ему приписывается введение строгого режима питания для атлетов и подробно разработанного четырехдневного цикла тренировок.
...
Бег - главный предмет воинского и атлетического обучения у греков, причем с древнейших времен высоко ценилось значение бега для всего организма, подчеркивалось, что он придает силу не только ногам, но и брюшным и грудным мышцам, влияет на внутренние органы - легкие и
сердце. В нем видели средство нравственного воспитания: бег закалял волю, развивал выносливость и упорство. Этот бег напоминал современный спринт.
...
Бег на длинные дистанции (15 Олимпийские Игры) в различные времена проводился на различные дистанции, но никогда не менее 7-ми стадиев и не более 24-х (от 1356 до 4615 м).
...
Из тяжелоатлетических дисциплин на Олимпийских играх соревнования проводились лишь по борьбе, кулачному бою и панкратиону, всегда вызывавшем немалый зрительский интерес.
2. Борцы в древней Греции
Первое описание борьбы в греческой литературе мы находим у Гомера в 23-й песне "Илиады".
3. Программа древних олимпийских игр включала кулачный бой.
Согласно мифам основоположником пятиборья был предводитель аргонавтов Ясон. Почти каждый из пятидесяти участников его похода в Колхиду за золотым руном был выдающимся атлетом.
Первый победитель пятиборья - фтийский царь Пелей, будущий отец Ахилла.
Пятиборье состояло из 3-х легкоатлетических дисциплин - бега, прыжков в длину и метания копья и двух тяжелых или силовых - борьбы и метания диска.
4. Метание диска
По археологическим данным диск всегда имел форму плоской симметричной чечевицы. Опираясь на произведения изобразительного искусства ученые начали восстанавливать технику метания диска. Авторы более современные считают, что в те времена метание диска не слишком отличалось от нынешнего, то есть осуществлялось с разгоном по кругу.
5. Броск копья
Техника броска копья отличалась от современной. Судя по рисункам, копье было довольно коротким и тонким и, несомненно, легче нынешних.
(Если наше 800-граммовое копье имеет длину 260-270 см, а 600-граммовое - 220-230 см, то тогдашние копья были короче - 2 м и весили не более 0,5 кг). В месте, где копье держит атлет, оно имеет петлю из тонкого ремешка, в которую вкладывались указательный и средний пальцы.
Эта техника явно обеспечивала более длинный бросок, чем при нынешнем захвате копья ладонью.
...
Техника прыжка существенно отличалась от нынешней. По упоминаниям в литературных текстах и по изображениям на вазах можно предположить, что вместо длинного разбега (36-50 шагов или 18-24 метра) современных спортсменов античные прыгуны пользовались коротким разбегом,
соответствующим теперешней 6-шаговой заключительной фазе.
...
Соревнования наездников впервые были введены лишь на 25-х Олимпийских играх, когда атлеты состязались уже 100 лет.
Колесница была похожа на военную, но отличалась от нее легкостью. Во время состязаний возница стоял, только на состязаниях рысаков он сидел на низкой скамеечке. В отличие от всех участников атлетических соревнований возница не был обнажен, на нем был длинный перепоясанный хитон.
...
Многие из ныне известных и популярных видов спорта в Греции не были известны. Бег с препятствиями использовался лишь при воинских тренировках.
...
Вне соревнований оставалась тяжелая атлетика. Были, правда, неофициальные состязания по поднятию тяжести и переброске через голову назад одной и двумя руками. Обычно в качестве снаряда брался грубо отесанный конусообразный камень. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее, он весит 143,5 кг и написано на нем, что некий Бибон (атлет, живший в VI в до н.э.) одной рукой перебросил его через голову.
...
Стрельба из лука была излюбленным занятием мифологических героев, однако в общегреческих играх, в том числе и в Олимпийских она не практиковалась. В программу Олимпийских Игр никогда также не включались водные соревнования, хотя в Греции они были довольно популярны
(плавание, гребля).
В программу Игр не входили игры в узком смысле этого слова, хотя многие из них были широко распространены по всей Греции. Популярны были различные игры в мяч. Пользовались мячами, сшитыми из кожи и набитыми конским волосом. Они были твердые, довольно тяжелые, пестро раскрашенные. Самые маленькие имели размеры нашего теннисного мяча, самые большие - размеры набивного мяча для медицинбола.
Без преувеличения воскрешение Олимпии - одно из прекраснейших деяний человеческих. "
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
" Нет другой звезды благороднее солнца, звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что всех игр благородней, - Олимпийские игры», - писал в V веке до н. э. Пиндар, один из великих поэтов Древней Эллады, посвящавший свои оды победителям этих замечательных состязаний. Традиции древних Олимпиад живут и в наши дни, а их история уходит в глубь столетий, в ту эпоху, когда на Балканском полуострове, побережье Малой Азии и островах Эгейского моря появились первые рабовладельческие города-государства Древней Греции. Датой рождения Олимпийских игр принято считать 776 год до н. э., с которого стали записывать имена атлетов, одержавших победу на состязаниях. Игры продолжались двенадцать столетий - на протяжении всей истории античного мира - и в последний раз состоялись в 393 году н. э.
Греческие мифы часто приписывают честь основания Олимпийских игр Гераклу, сыну бога-громовержца Зевса и фиванской царицы Алкмены. Один из его двенадцати подвигов - очистка необычайно грязных скотных дворов элидского царя Авгия - послужил своеобразным прологом Олимпийского фестиваля. Царь обещал герою за его труды десятую часть своих стад - триста прекрасных белых быков. Геракл за один день очистил «Авгиевы конюшни», прокопав канал, по которому воды реки Алфей хлынули на скотные дворы и унесли всю грязь. Однако, когда он потребовал награды, царь отказался исполнить свое обещание. Спустя несколько лет могучий герой отомстил коварному царю: пришел с войском и в кровавой битве убил Авгия. В память об этой победе Геракл принес щедрые жертвы Зевсу и решил, что раз в четыре года в долине Алфея будут проходить общегреческие атлетические состяза
ния. Подобно высокой горе на севере Греции, где, по легендам, обитали бессмертные боги, один из холмов, окружавших долину, назывался Олимп Элидский (по городу Элида, расположенному в 56 километрах от места победы Геракла над Авгием). Поэтому игры получили название Олимпийских.
На время Олимпийских игр во всем эллинском мире объявлялось «священное перемирие», которое соблюдалось в течение трех месяцев. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появляться на территории Олимпии с оружием. Город, виновный в нарушении перемирия, облагали высоким штрафом, а его атлетов лишали права выступать на состязаниях. Руководили играми жители города Элида. Из их числа по жребию в год Олимпийских игр избирали десять судей - элланодиков, которым принадлежала верховная власть над всеми атлетами, их тренерами и многочисленными зрителями, прибывшими в Олимпию. К участию в играх допускали только свободных греческих граждан. Те, кто совершил убийство или опозорил себя трусостью в бою, высказывал презрительное отношение к эллинским богам или за деньги объявлял себя гражданином чужого города, а также чужеземцы и рабы выступать в Олимпии не могли. В силу какого-то странного суеверия, под страхом смертной казни в Олимпии запрещалось появляться замужним женщинам.
В центральной части Олимпии находился священный округ - Альтис (что по-гречески означает «роща»), утопавший в зелени оливковых рощ, стройных пиний и платанов. Здесь, окруженные стеной из белого камня, располагались величественный храм Зевса Олимпийского, построенный архитектором Либоном в V веке до н. э. храм богини Геры и небольшие здания-сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, алтарь для жертвоприношений и многочисленные мраморные и бронзовые статуи атлетов-победителей. В храме Зевса зрителей привлекала знаменитая скульптура бога-громовержца, исполненная величайшим афинским мастером Фидием из золота и слоновой кости и причисленная к семи чудесам света.
Если на заре Олимпийских игр их участниками были только атлеты из близлежащих городов Пелопоннеса, то уже во второй половине VIII века до н. э. в долине Алфея появились представители всех эллинских городов, а в VII веке до н. э. к ним присоединились и атлеты из городов-колоний, основанных древнегреческими купцами и мореходами на берегах Средиземного и Черного морей. Постепенно менялась не только география игр, но и их спортивная программа. На первых играх, с 776 по 728 год до н. э., она ограничивалась лишь одним видом атлетики - бегом на короткую дистанцию, которую греки называли «стадий» (от него происходит слово «стадион», вошедшее во все языки мира). Позднее в программу состя заний вошли бег на среднюю и длинную дистанции, борьба, кулачный бой, классическое пятиборье - пентатлон, панкратий - соревнование, напоминавшее рукопашную схватку, бег в тяжелых воинских доспехах, скачка на лошадях, гонка колесниц, а также состязания «безбородых» - мальчиков и юношей, которые выступали отдельно от взрослых.
К V веку до н. э. окончательно сложился календарь древних Олимпиад. Они происходили в високосный год, во второе или третье полнолуние после летнего солнцестояния (что соответствует июлю или августу), и продолжались пять дней, из которых первый и последний бы ли посвящены торжественным церемониям, а три дня занимали выступления атлетов и конные состязания.
Время наибольшей славы Олимпийских игр, охватывающее VI-V века до н. э., неразрывно связано с эпохой расцвета рабовладельческих городов-государств Древней Греции, периодом высочайших достижений эллинской науки, культуры и искусства. Сама жизнь, полная войн и опасностей, требовала от каждого свободного гражданина готовности в любой момент выступить на защиту своего города с оружием в руках. Вес доспехов тяжеловооруженных воинов-гоплитов превышал 30 килограммов. Бегать в них и сражаться могли лишь физически сильные, хорошо тренированные и закаленные воины. И эти качества достигались постоянными атлетическими упражнениями, которые сопровождали всю жизнь эллинов с детских лет до преклонного возраста. В Древних Афинах человека с нетренированным телом считали таким же необразованным, как не умеющего читать. В Спарте юноша, не прошедший обязательной для каждого гражданина военно-физической тренировки, отличавшейся необычайной суровостью, не мог пользоваться правами и привилегиями истинного спартанца. Философ Платон считал хромым человека, у которого тело и душа развиты неодинаково, а выдающийся политический деятель Афин Перикл , стоявший во главе города в период его «золотого века», с гордостью говорил:
«Все наше государство - это школа Эллады, и каждый гражданин у нас может быть способен к самым разнообразным видам деятельности, обладая изящным и ловким телом».
Так в сознании эллинов сложился идеал разносторонне развитой личности, в которой красота тела гармонически сочетается с духовным богатством и нравственным величием. «Прекрасным и доблестным» называли философы Древней Греции человека, соединявшего в себе силу атлета, мужество воина и высокие этические качества гражданина. Средство достижения этого идеала греки видели в гимнастическом воспитании, а своеобразным экзаменом для эллинских юношей стали общегреческие состязания, и в первую очередь самые знаменитые среди них - Олимпийские игры.
Победители Олимпиад считались «лучшими из людей», их провозглашали «равными богам», избирали на высшие государственные должности, предоставляли почетные места в театрах и на стадионах, освобождали от налогов, порой до конца жизни их кормили за общественный счет. Самые прославленные скульпторы Древней Эллады - Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп - создавали мраморные и бронзовые статуи победителей, которые стояли как на площади их родного города, так и в Олимпии, у храма Зевса. Сцены упражнений и соревнований атлетов - любимый сюжет греческих художников, украшавших краснофигурными росписями великолепные вазы и чаши. Эти живые и выразитель ные изображения, исполненные двадцать пять веков тому назад, воссоздают картину древних Олимпийских игр.
Один из лучших мастеров краснофигурной вазописи, Евфроний, работавший в Афинах в конце VI века до н. э., запечатлел на своем кратере (так греки называли сосуд, в котором во время пиршеств смешивали вино с водой) юно шей в гимнастической школе, где обычно проводили свои тренировки и атлеты, желающие защищать честь родного города в Олимпии. Безупречно точным рисунком художник передал красивые и стройные фигуры атлетов, один из которых стоит, опираясь на голову мальчика-раба, другой, сняв одежды, капает себе на ладонь оливковое масло, чтобы натереть им кожу и тем самым спастись от солнечных ожогов, а также затруднить действия соперника во время борьбы. Третий юноша аккуратно складывает плащ - гиматий.
Атлеты Древней Греции и во время упражнений, и на Олимпийских играх в присутствии десятков тысяч зрителей выступали без одежды. Этот обычай появился еще на заре Олимпиад, когда один из бегунов потерял набедренную повязку, но первым пришел к финишу. С тех пор юноши без всякого смущения выходили на поле стадиона обнаженными, а эллины восхищались их мужественной красотой, благородной осанкой, загаром, который у греков считался показателем здоровья, и совершенной пластикой движений.
На чаше для вина - килике, сделанном во второй половине V века до н. э., мы видим атлетов после завершения ежедневной тренировки. Юноши счищают со своего тела крупные комья песка и грязи бронзовым скребком - стригилом, после чего принимают холодный душ или обливают друг друга водой из амфор.
Рисунки на вазах последней трети VI - первой половины V века до н. э. знакомят нас и с основными видами состязаний, которые входили в программу древних Олимпийских игр. В стремительном беге изображены на чернофи-гурных амфорах атлеты, о которых древнегреческий писатель Филострат говорил:
«Бегущий не смотрит на зрителей, он видит только награду; он никуда не оборачивается, пусть смеются над ним, пусть хвалят его или даже бросают в него камни; пусть расхищают его дом; пусть явятся вдруг дети, жена. Он ничего не увидит и не заметит. Его привлекает одно - добежать и получить награду».
На краснофигурной вазе, вышедшей из гончарной мастерской Брига, судья в длинном плаще наблюдает за движениями прыгуна. На состязаниях в Олимпии участники классического пятиборья прыгали в длину, но без разбега и при этом использовали бронзовые гантели. Перед прыжком атлет несколько раз размахивал гантелями и, оттолкнувшись от невысокого каменного порога, взлетал в воздух, а перед приземлением, прогибаясь, отбрасывал гантели назад, что, как полагали греки, увеличивало дальность прыжка.
Художники часто показывают на вазах метание диска и бросок копья, которые входили в пятиборье, одно из популярнейших состязаний древних Олимпийских игр. Всемирной известностью пользуется статуя Мирона, изображающая атлета с диском в момент перехода от размаха к броску, когда все тело юноши напряжено, и кажется, что через мгновение он распрямится, а брошенный сильной рукой бронзовый диск полетит на далекое расстояние. Талантливый афинский скульптор середины V века до н. э. сумел с удивительной точностью передать движение атлета и раскрыть в нем способность человека к активному, волевому, героическому действию.
Замечательная бронзовая статуя обнаженного борца, найденная вместе с парной ей фигурой при раскопках Геркуланума, представляет атлета в характерной позе, перед началом схватки. Поединок происходил в Олимпии на площадке, посыпанной толстым слоем песка. В отличие от современной борьбы древние атлеты боролись не на ковре, а стоя, и для победы нужно было бросить противника на песок трижды. Неизвестный скульптор изобразил борца с атлетически тренированной фигурой, сильными руками и цепкими пальцами, словно подстерегающим малейший просчет соперника. Сама поза борца передает напряженное ожидание и стремительную энергию юного атлета.
В изображениях кулачных бойцов художники подчеркивали массу тела, состоящего, кажется, из одних мускулов. В древнем кулачном бою не, было деления по весовым катеториям, на раунды или победы по очкам. Схватка шла до тех пор, пока один из соперников не повергал другого на землю. В рисунке на краснофигурном килике V века до н. э. хорошо заметны те кожаные ремни, которыми древние атлеты оплетали руки от локтя до кисти и перевивали пальцы вместо современной боксерской перчатки. На вазе представлены юноши с высоко поднятыми руками, которые обмениваются ударами. У них характерная для древних кулачных бойцов поза: левая рука устремлена к противнику на уровне его лица, а правая, согнутая в локте, готова нанести ему удар. Бойцы не стараются защищать грудь, так как в древности удары по корпусу считались непрофессиональными и, возможно, были вообще запрещены. Любопытной особенностью боя было право бойца, сбившего с ног соперника, наносить удары лежащему, если тот не признал своего поражения.
К числу самых интересных и наиболее зре лищных состязаний древних Олимпийских игр принадлежал панкратий, сцену которого изобразил на краснофигурном килике афинский вазописец начала V века до н. э. Участники этого вида атлетики, не знающего параллелей в современном спорте, выходили обнаженными на площадку, посыпанную песком, и стремились любым приемом сбить соперника с ног. Атлеты высокого роста, с длинными руками предпочитали приемы кулачного боя, коренастые использовали ловкие захваты и мгновенные броски. Победу в панкратий, который, по меткому выражению поэта Пиндара, требовал «силы льва и хитрости лисицы», одерживали, бросив противника наземь, как правило, с помощью болевого приема. Художник, запечатлевший схватку панкратиастов, подметил, как один из них сворачивает сопернику челюсть, что разрешалось правилами, тогда как другой применяет запрещенный прием - давит на глаз противника. Это видит судья и, взмахнув раздвоенной палкой, останавливает схватку.Проверкой выносливости и мужества будущих воинов служил бег в тяжелых доспехах на два стадия, что составляло около 400 метров. Одного из участников этого состязания изобразил на дне краснофигурного килика афинский художник начала V века до н. э.
Рисунки на вазах переносят нас и на ипподром древней Олимпии, где происходят конные состязания. Наездники, сидящие на породистых скакунах, без седла и стремян, проскакав половину дистанции, ловко прыгали с лошади и старались, не отставая от нее, добежать до финиша. Бывало, что резвый скакун сбрасывал всадника у поворотного столба, как видно на рисунке Сизифа. Позу наездника в этом состязании прекрасно передал греческий скульптор III века до н. э. в бронзовой статуе мальчика, найденной на дне моря, у маленького островка Антикифера. Он был представлен скачущим на лошади (фигура ее не сохранилась).
Гонка колесниц, один из эпизодов которой запечатлен на чернофигурной амфоре VI века до н. э., была самым опасным состязанием древних Олимпиад. Ее участники должны были пройти двенадцать кругов по ипподрому, что составляло дистанцию около 13 километров. Наибольшую сложность представляли повороты, где многое зависело от искусства возничего. Если колесница поворачивала слишком близко от столба, она могла врезаться в него. Нередко у поворотного столба сталкивались несколько колесниц, и возничие гибли. Победу в гонке присуждали не возничему, а хозяину упряжки, как правило, богатому и знатному рабовладельцу.
Торжественную церемонию награждения олимпионика - чемпиона древних Олимпийских игр мы видим на краснофигурной вазе VI века до н. э., где судья завязывает на голове атлета пурпурную повязку и вручает ему ветвь пальмы - «пальму первенства», знак победы на состязаниях. В последний, пятый, день атлет получал из рук главного элланодика оливковый венок, сплетенный из ветвей священного дерева, которое, по преданию, посадил Геракл и которое росло перед храмом Зевса Олимпийского.
Знакомясь со статуями олимпийских победителей и вазами, запечатлевшими их подвиги, мы еще лучше осознаем прекрасные и вдохновенные слова Пиндара:
«Нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх».
Б. РИВКИН
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Древнегреческие олимпийские игры
« Все –в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» Каждые четыре года в Олимпии- древнем городе Греции, в области Элида на Пелопоннесе проходили олимпийские игры. Первые игры состоялись в 776 году до н.э.
Древние греки создали легенду, о появлении первых Олимпийских игр. По которой Игры основал Геракл. По просьбе царя Злиды Авгия Геракл согласился очистить в один день все его знаменитые конюшни за десятую часть табуна. Авгий согласился. Геракл в срок справился со своим Заданием, изменив русло двух рек, и направив их течение через конюшни. Вода быстро смыла грязь. Но Царь Авгий отказался выполнить своё обещание. Геракл принял решение отомстить царю Элиды за обман.
Через несколько лет Геракл вернулся с большим войском в Элиду, победив в битве Авгия. Собрав своё войско и всю богатую добычу,Геракл принёс жертвы богам и учредил Олимпийские игры, посвятив их Зевсу.
Подготовка к играм Почти за год до начала игр все участники приступали к тренировкам в своём родном городе. Затем атлеты сдавали экзамен судьям (элладоникам). Участвовать в играх могли все свободные греки. Запрещалось участие женщин, лиц негреческого происхождения, рабов. Нарушителей ждала смертная казнь.
На олимпийские игры приезжали жители не только из самой Греции, но и с побережья Малой Азии, из Сицилии. Игры посвящались богу Зевсу. Все прибывшие в Олимпию считались «гостями Зевса» и находились под его защитой. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием В преддверии Олимпиады прекращались все расприи и войны Строго наказывался человек, обидевший путника, идущего на олимпийский праздник Греки страшились проклятья, которое насылалось богами на нарушителя олимпийского перемирия Самым суровым наказанием было отлучение от игр на срок в 1 или 2 Олимпиады
Правила проведения античных игр На первых играх атлеты состязались только в беге на 192,27 м. Эта дистанция называлась «стадий». От этого слова произошло и название «стадион» Играми руководили « элладоники », они были и тренерами, и судьями. Победителей называли « олимпиониками ». стадион в Олимпии
Пятиборье - это главное состязание: 1. Бег, 2. Прыжки в длину, 3. Метание копья, 4. Метание диска, 5. Борьба.
Интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали и другие соревнования: - бокс, - соревнования на колесницах - скачки на лошадях
Олимпийский огонь Зажжение олимпийского огня- главный ритуал на церемонии открытия игр, зажжению предшествует факельная эстафета. Олимпийский огонь горит непрерывно в течение Игр и гасится на церемонии закрытия.
Первый день: жертвоприношение богам,клятва судей, знакомство участников с судьями и друг с другом. Последующие три дня: состязания атлетов. Пятый день: награждение победителей (олимпиоников) перед храмом Зевса. Пять незабываемых дней
В перерывах между состязаниями выступали поэты, артисты, ораторы и музыканты
Олимпийский девиз: « Citius , altius , fortius » (в переводе с латинского «Быстрее, выше, сильнее» выражает устремления олимпийского движения.
Награды победителям Главной наградой победителю Олимпийских игр служил венок из оливковых ветвей старого дерева, которое посадил Геракл. Кроме венка победитель получал пальмовую ветвь. Имя атлета высекалось на мраморных колоннах, вдоль реки Алфей в Олимпии.
Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право на свою статую в Олимпии. Его одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре.
Возвращение победителя к себе на Родину превращалось в подлинно триумфальное шествие.
Олимпийские игры и сегодня - символ силы, мира и справедливости
Олимпийская эмблема Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. ЦВЕТА ОЛИМПИЙСКИХ КОЛЕЦ Синий Европа Черный Африка Красный Америка Желтый Азия Зеленый Австралия
Награды современных Олимпийских игр К основным Олимпийским Наградам относятся олимпийские медали. На лицевой стороне медалей с 1928 года Изображается древнегреческая богиня Ника с лавровым венком в руке. На оборотной стороне – вид спорта, в котором участвовал спортсмен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по олимпийскому образованию. Викторина "Олимпийские игры" (6-8 класс)
Викторина проходит в 4 тура: «Разминка», «Исключи лишнее», «Верите ли вы, что …», «Герои спорта». Викторина сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине могут принимать участие от 2 к...
Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....
Олимпийские игры в Сочи – событие, которого с нетерпением ждут в нашей стране даже те люди, которые не являются спортивными болельщиками. «Мы полны решимости организовать настоящий праздник в 2014 год...
Владимир ДергачевСтатуя Зевса Олимпийского (реконструкция)
В Древней Греции выделялись несколько крупных религиозных центров — Дельфы, Афины, Делос, Коринф, Эпидавр и Олимпия.
Среди этих святилищ Олимпия на Пелопоннесе стала знаменитой своим храмом со статуей Зевса (одно из чудес света античного мира), и местом проведения Олимпийских игр. Почему именно в Древней Греции возникла эта традиция?
Олимпия расположена в северо-западной части Пелопоннеса в долине между реками Алфей и её притоком Кладеон. Эта плодородная долина и сегодня сохранила природную красоту. Здесь испытываешь чувство безмятежности и отрешенности от повседневных забот.
Существуют разные версии основания Олимпийских игр. Но бесспорно, что они не случайно появились именно в Древней Греции. Древние греки совершили величайшее открытие всех времен и народов — впервые открыли человеческую душу и дух. И после этого открытия любопытный ум греков начал искать соотношение между телом и душой: «В здоровом теле здоровый дух». Даже советская идеология акцентировала внимание на соотношение души и тела, «чтобы тело и душа были молоды — закаляйся как сталь»
Традиционной датой первой Олимпиады считается 776 год до нашей эры. На время проведения Игр прекращались войны, и устанавливалось перемирие между греческими полисами.
6 - 5 века до нашей эры стали временем наибольшего расцвета Олимпийских игр. В Олимпии в честь выдающихся побед греков в войне с персами был сооружен Храм Зевса Олимпийского со статуей Зевса (на снимке). Это работа знаменитого древнегреческого скульптура Фидия, автора скульптуры Афины-Девы, установленной в Парфеноне в Афинах («Деву» можно увидеть ).
Олимпийские игры, проводимые в честь бога Зевса, постепенно теряли религиозный характер и с угасанием «золотого века» трансформировались в чисто спортивные соревнования, иногда с подкупом судей и коррупцией.
Древний Олимпийский стадион
по нынешним меркам имел скромные размеры (беговая дорожка 192 метра и ширина 10 метров).
http://www.dalianidis.ru/wp-content/uploads/2010/06/olympic_stadion11.jpg
Вход на стадион в Олимпии
Фотография из Интернета
Последний (уже не языческий, а христианский) император Римской империи Феодосий запретил проведение олимпийских игр в 394 году. Тысячелетняя традиция была прервана, а в 426 году по приказу Византийского императора храм Зевса Олимпийского был разрушен. Природная стихия (землетрясения 522 и 551 гг., катастрофический разлив реки) окончательно разрушили Олимпию. Руины были погребены под слоем речного ила и песка. Только в 70-е годы 19 века благодаря немецким археологам начались раскопки, и Олимпия была вновь открыта.
Олимпия была одним из самых прославленных святилищ Эллады, но не только религиозным, но и культурным и спортивным центром. Здесь олимпийский оракул давал грекам советы, в храме Зевса хранились важные государственные исторические документы. В Олимпии сооружались великолепные памятники искусства, воспевавшие легендарных героев и идеалы древних греков.
Олимпийские игры стали гимном золотой эпохи Древней Греции, когда сформировался идеал свободной личности, а красота тела атлета сочеталась с нравственностью, мужеством воина и доблести гражданина. Раз в четыре года лучшие атлеты (чистокровные эллины) стекались в Олимпию, чтобы помериться в силе и мужестве. На три месяца объявлялось священное перемирие для всех греческих полисов. Несмотря н торжество греческой демократии вход замужних женщин на Игры был запрещен. Вдруг им понравиться молодой атлет.
Олимпийские игры были величайшим национальным праздником для греков. Во время соревнований совершались торговые сделки, поэты и художники знакомили публику со своими произведениями. Слуги народа (депутаты) от разных греческих полисов соперничали друг с другом в обилии подношений для поддержания чести своего города. Победители соревнований награждались венком из дикой оливы и пальмовой ветвью. Греческие полисы своему олимпийскому чемпионы предоставляли льготы и привилегии, вручали денежную премию.
Олимпийские игры были возрождены в 1896 году благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену. Олимпийские игры (летние и зимние) проходили в США 8 раз, во Франции — 5 раз, в Великобритании, Германии, Японии, Италии и Канаде по 3 раза. Дважды проводились в Греции и Австралии летние игры и в Австрии, а Швейцарии и Норвегии - зимние игры. Для проведения Игр необходимы существенные финансовые ресурсы, поэтом не удивительно лидерство США, для зимних игр требовались и соответствующие климатические условия.
Российская империя впервые участвовала в Олимпийских играх в 1900 году, которые совместили с Всемирной выставкой в Париже. Советский Союз начал участвовать в летних Играх с 1952 года и в зимних с 1956 года. В 1980 году летние Олимпийские игры прошли впервые в СССР, они бойкотировались по политическим причинам Западом. В феврале 2014 года зимние Игры впервые пройдут в России, которые так же частично бойкотируются уже по половому признаку из-за нежелания Москвой признать однополые браки.
Из тридцати проведенных летних Олимпийский игр американская команда побеждала 16 раз, 6 раз лидерами становилась команда СССР. Учитывая, что Советский Союз принимал участие в Играх с 1952 года до распада, в этот период по числу побед лидировала советская сверхдержава.
Из 21 зимних Игр по семь раз лидировали Норвегия и Советский Союз (с 1956 года). В 2008 году впервые на летних играх в Пекине победу одержала китайская команда, а в 2012 году вновь лидировали США.
Команда демократической России еще ни разу не была абсолютным лидером, в 1996 и 2000 гг. занимала второе место на летних Играх, а в 2004 и 2008 гг. — третье место, на зимних Играх 1998 года — третье место. В 1992 году победила Объединённая команда СНГ.
Штаб-квартира Олимпийского комитета находится в Лозанне (