domvpavlino.ru

С тема факультативного занятия по русскому языку. Факультативное занятие по русскому языку "о словах разнообразных, одинаковых и разных". Повторение и обобщение

Cлайд 1

Факультативное занятие по русскому языку в 5 классе Подготовила ЖДАНЮК Л.М., учитель русского языка и литературы ГУО «Реплевская СШ»

Cлайд 2

Cлайд 3

Задачи занятия: 1.Научить правильно употреблять крылатые слова и выражения в речи, понимать их значение. 2.Способствовать обогащению словарного запаса учащихся. 3.Воспитывать культуру взаимодействия и творческие способности.

Cлайд 4

Cлайд 5

Название басни И.А.Крылова,1813 г. В басне рассказывается о том, как Демьян сварил уху и пригласил в гости своего соседа Фоку. Фока наелся. Но Демьян всё угощал и угощал его, пока, наконец, Фока не выдержали убежал от такого угощения. Говорится обычно о чрезмерном угощении, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают ДЕМЬЯНОВА УХА

Cлайд 6

Из басни «Кот и Повар» (1812) И. А. Крылова (1769-1844).Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. И. А. Крылов. «Кот и Повар»

Cлайд 7

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) И. А. Крылова (1769-1844). «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что: ... Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается. И. А. Крылов. «Лебедь, Рак и Щука»

Cлайд 8

Из басни «Ларчик» (1808) И. А. Крылова (1769-1844). Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал - по привычке - особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе. И. А. Крылов. «Ларчик»

Рабочая программа факультатива

по русскому языку для 5 класса

«Секреты орфографии»

Составитель: Воробьева Н.Л.,учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС - 2).

Факультативный курс «Секреты орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 5 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.

Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся и орфографической зоркости.

Задачи:

Повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 4 класс, систематизировать и обобщить полученные знания;

Заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

Совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.

Занятия факультатива «Секреты орфографии» позволят обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и расширить, систематизировать теоретические сведения, полученные ими. У учеников появится возможность закрепить практические умения и навыки, восполнить пробелы в знаниях. Факультатив нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Формы работы: с очетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

Объяснение учителя;

Создание проблемной ситуации;

Анализ текстов различных стилей и типов;

Работа с тестами;

Различные виды грамматического разбора;

Работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

Создание кластеров, алгоритмов;

Составление ментальных карт.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

Основные орфографические правила за курс 4 и 5 класса;

Лингвистические термины;

Работать с текстом, орфографически анализируя его;

Работать с разными словарями.

Учебно-методическое обеспечение

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.

3. Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.

4. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.

5. Губернская Т.В. Русский язык. 5 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. Москва: Эксмо, 2009.

6. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2-х частях - Саратов: Лицей, 2008.

7. Лозинская Т.П. Русский язык… Это интересно! Брянск. 2000.

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

проведения

проведения

Раздел 1. Дорога к письменности (2 ч.)

Почему мы умеем говорить? Язык и речь

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :

Познавательные:

Личностные результаты :

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

осознание роли языка и речи в жизни людей

Анализ и просмотр текстов

Дорога к письменности.

Древние письмена

Раздел 2. Загадочный алфавит (3 ч.)

Как возникла наша письменность?

Предметные

Научиться дифференцировать понятия ЯЗЫК И РЕЧЬ, определять коммуникативную функцию языка

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные :

самостоятельно формулировать познавательную цель

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Личностные результаты

формирование знания о своей этнической принадлежности, о народах и этнических группах России, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Глаголица и Кириллица. Современный русский алфавит

Меня зовут фонема

Для всех ли фонем есть буквы?

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные :
определять новый уровень отношения к самому себе как
субъекту деятельности

Познавательные :
объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Раздел 3. Путешествие за «главным» правилом (4 ч.)

«Ошибкоопасные» места

Тайны фонемы

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки; находить непроизносимые согласные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные :

Познавательные :
выявляемые в ходе исследования
твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Опасные согласные

На сцене гласные.

Выходим на «главное» правило

Как слышишь звуки и произносишь слова

Раздел 4. «Фонемные» и «нефонемные» правила (6 ч.)

«Фонемы повелевают буквами»

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки, различать твѐрдые и мягкие
согласные звуки; находить непроизносимые согласные; употреблять в письме ь

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных и написания ь

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

"Хитрый" мягкий знак

Ваши старые знакомые

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»

«Нефонемное» правило

Раздел 5. Как «приручить» правило (4 ч.)

Волшебное средство - «самоинструкция»

Предметные

Научиться подбирать нужное правило при написании слов, исходя из части речи и применяя метод исключения

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний при выполнении задания

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные

Личностные

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Занятия с элементами игр

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

Раздел 6. Приставки-труженицы (7 ч.)

Поговорим обо всех приставках сразу

Предметные

Научиться выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок.

Научиться определять орфограмму в приставке слова, применять правила написания гласных и согласных в приставках.

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

Личностные

Формирование навыков анализа,
работы в парах по алгоритму,
самопроверки, взаимопроверки.

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

Приставки, которые пишутся всегда одинаково

(первая группа)

Нарушители главного правила

(вторая группа)

Самые трудные!

(третья группа)

Таинственная приставка при- ?

Коварная приставка пре- ?

Раздел 7. Зри в корень! (7 ч.)

Слова-«родственники»

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные :

Личностные

Формирование навыков анализа,
индивидуального и коллективного проектирования. Формирование творческих способностей через активные формы деятельности

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

У корней есть командир?

Корень и «главное» правило

«Пересаженные» корни

Подводим итоги года

Предметные

Научиться применять правила;
использовать способы проверки;
владеть терминологией

Метапредметные результаты

Коммуникативные :

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные :

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные :

Теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания;

Основные орфографические правила за курс 5 класса;

Лингвистические термины;

Самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил;

Работать с текстом, орфографически анализируя его

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Анализ и просмотр текстов

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

Наблюдение за языковыми явлениями

Контрольные (тестовые) задания

    Воспитывающие:

Развивающие:

III. Особенности программы «Секреты русского языка»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;

сознательность и активность;

наглядность;

  • доступность;
  • связь теории с практикой;

IV. Формы проведения занятий

  • лекции;
  • анализ и просмотр текстов;
  • игровая;
  • теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;

коммуникативная технология.

VI. Описание места курса в учебном планеПрограмма рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов. Кол-во часов в год — 64.

обучающихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

местоимения, глагола).

Обучающиеся должны уметь:

Писать НЕ с глаголами.

VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Просмотр содержимого документа
«Факультатив по русскому языку "Секреты русского языка". »

Программа факультатива по русскому языку «Секреты русского языка».

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его "тайны". В этом случае на помощь приходит факультативный курс "Секреты русского языка", являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением: Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Секретам русского языка" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях "Занимательной грамматики" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры: Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс "Секреты русского языка" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

И. Цель и задачи курса.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у обучающимся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития обучающимся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

    воспитание культуры обращения с книгой;

    формирование и развитие у обучающимся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

    развивать смекалку и сообразительность;

    приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

III. Особенности программы «Секреты русского языка»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    занимательность;

    научность;

сознательность и активность;

наглядность;

    доступность;

    связь теории с практикой;

индивидуальный подход к обучающимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающимся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающимся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

    практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

    анализ и просмотр текстов;

    самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес обучающимся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

    технология разноуровневого обучения;

    развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI . Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов. Кол-во часов в год - 64.

4 класс «Секреты русского языка» Тематическое планирование. (64 часа)

Тема занятия

Количество часов

Сказочное царство слов.

Путешествие в страну Слов.

Чудесные превращения слов.

В гостях у слов- родственников.

Добрые слова.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Новые слова в русском языке.

Встреча с зарубежными друзьями.

Синонимы в русском языке.

Слова- антонимы.

Слова- омонимы.

Крылатые слова.

В королевстве ошибок.

В стране Сочинителей.

Искусство красноречия.

Праздник творчества и игры.

Трудные слова.

Анаграммы и метаграммы.

Шарады и логогрифы.

Откуда пришли наши имена.

Тема занятия

Количество часов

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Что такое орфоэпия?

Что такое фонография или звукозапись?

Звуки не буквы!

Звучащая строка.

Банты и шарфы.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Лексикология (27 часов)

Имена вещей.

О словарях энциклопедических и лингвистических.

В царстве смыслов много дорог.

Как и почему появляются новые слова?

Многозначность слова.

«Откуда катится каракатица?»0 словарях, которые рассказывают об истории слов.

Об одном и том же - разными словами.

Как возникают названия.

Слова - антиподы.

Фразеологические обороты.

Словари «чужих» слов.

Капитан и капуста.

«Он весь свободы торжество».

Мы говорим его стихами.

Слова, придуманные писателями.

Слова уходящие и слова - новички.

Словарь языка Пушкина.

Смуглая Чернавка.

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Словарь- грамотей.

Научная этимология.

Какие бывают имена?

Древнерусские имена.

Отчество и фамилия.

Надо ли останавливаться перед зеброй?

Итого 64 часа

Тема 1. Сказочное царство слов. (1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ -загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов.Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов -родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова-пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов -пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы» .Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова-омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите...». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей. (2ч.)

Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена. (1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Фонетика и орфоэпия (7 часов) Тема 33. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема34. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 35. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 36. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 37. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 38. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 39. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология Тема 40. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 41. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 42. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 43. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 44. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема45. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 46. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 47. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 48. Слова - антиподы. (1ч.)

Тема 49. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 50. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 51. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема52. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема53. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема54. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 55. Слова уходящие и слова - новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами-новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 56. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема57. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 58. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема59. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 60. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 61. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 62. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 63. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема64. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема65. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 66. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

Основные требования к знаниям и умениям

обучающихся к концу 4-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,

местоимения, глагола).

Главные члены предложения. Состав слова.

Отличительные признаки основных языковых единиц;

Основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

Слова, словосочетания, предложения, текста;

Основные орфографические и пунктуационные правила;

О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.

Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,

непроизносимых согласных в корне слова.

Писать правильно слова с удвоенными согласными.

Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

Определять число, время глаголов.

Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Составлять рассказы по картинке. Г";

Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

    подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

    пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

VIII. Средства, необходимые для реализации программы:

    наличие лингвистических словарей;

    наличие карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

    Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

    Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996

    Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "ACT", 1996 г.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г.

    Журналы: "Начальная школа", "Веселые картинки", "Мурзилка".

    Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 1991 г.

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г.

Ю.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. П.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г.

    Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение", 1991 г

    Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 1995 г.

    Топкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г.

    Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18.Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова-М: Просвещение 1984.

Программа факультативного курса Секреты русского языка для 4 класса

Описание работы

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».
Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ………………………………………………………………
1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе………………………………………………………………………….
1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….
2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……
2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……………………..
2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. П. ШАМЯКИНА»

Филологический факультет

Кафедра русского языка

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК СПОСОБ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ФАКУЛЬТАТИВА

ПО ОРФОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ)

Курсовая работа по методике преподавания

русского языка

Исполнитель: Дашкевич Елена

студентка 4 курса, 1 группы,

дневной формы получения

высшего образования

Научный руководитель: Боженко Любовь Николаевна,

кандидат филол. наук, доцент

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ…………………………………………………… …………

1.1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе……………………………… ………………………………………….

1.2. Факультативы по русскому языку и их методическое обеспечение…….

2. ФАКУЛЬТАТИВЫ ПО ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА……

2.1. Анализ содержания факультативов по орфографии……… ……………..

2.2. Образование и орфография слов в составе факультатива «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов» в 6 классе……….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Конспект факультативного занятия на тему: Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание…..

ВВЕДЕНИЕ

Современный учебный процесс в школе осуществляется в таких формах, как урок, факультативные занятия, внеклассная работа. Факультативные занятия в современной школе являются такими же обязательными, как и уроки.

Они проводятся по разным предметам как форма углубленной теоретической и практической подготовки учащихся, как средство осуществления дифференцированного, личностно ориентированного обучения и развития интереса к изучаемому предмету.

С 2010 года все факультативы по предметам в Республике Беларусь проводятся по тематике и программам, утвержденным Министерством образования. Их разработали ученые и преподаватели высших учебных заведений, они же написали программы, пособия для учителей и учащихся.

Для полноценной подготовки к будущей педагогической работе учителя-словесника студентам необходимо знать всё о современных факультативах по русскому языку, поэтому данная тема является актуальной и практически значимой. Отметим, что данная тема никак не представлена в учебной литературе по предмету , , .

Объектом изучения в данной курсовой работе являются факультативы как вид учебной работы по русскому языку в условиях отсутствия профильных классов.

Предмет изучения – содержание факультатива по русскому языку в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Цель данной курсовой работы по методике преподавания русского языка – изучить имеющиеся нормативные документы в связи с организацией факультативных занятий по русскому языку и критически осмыслить содержание факультатива в 6 классе на тему «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить вопрос о факультативах как форме учебных занятий и выяснить их место в учебном процессе;

2) познакомиться с факультативами по русскому языку и их методическим обеспечением;

3) проанализировать содержания факультативов по орфографии;

4) критически оценить содержание факультатива для 6 класса «Погружаемся в интересный мир образования и правописания слов»;

5) разработать конспект одного факультативного занятия на тему «Образование слов с помощью приставок пре- и при- и их правописание».

Методической основой для данной курсовой работы являются официальные документы, регламентирующие организацию и внедрение в учебный процесс факультативных занятий; публикации авторов – разработчиков концепции проведения факультативных занятий по русскому языку, программ и методических материалов для учителей и учащихся по орфографии русского языка. Для решения третьей и четвертой задач мы использовали анализ, сравнение, сопоставление, морфемный, словообразовательный и орфографический разборы.

1. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА

ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Факультативы как форма учебных занятий и их место в учебном процессе

Факультативный курс, или факультативный предмет (фр. facultatif – от лат. facultas - «возможность»), – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).

Современные факультативы – особая организационная форма учебно-воспитательной работы, отличающаяся и от урока, и от мероприятий внеклассной работы. В то же время подчёркивается, что факультативы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и уроки, факультативные занятия проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения. На факультативных занятиях применяются некоторые формы и методы, характерные для внеклассных занятий. Тем не менее преподаватель должен помнить, что факультативы не заменяют внеклассную работу по предмету. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательной работы, факультативы могут дополняться внеклассными (кружковыми) занятиями, на которых учащиеся в ещё большей степени углубляют и расширяют свои знания и умения.

Работая с относительно небольшим числом 10–15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся.

Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.

Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: десятибалльная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.

В известном смысле факультативные занятия занимают промежуточное положение между основными уроками в классе и разнообразной внеклассной работой по предметам. В отличие от внеклассной работы, факультативы имеют строго образовательную направленность, предусматривают систему знаний, определенных учебной программой, и т.д. Вместе с тем на факультативах используются некоторые формы внеклассной работы – элементы игры и соревнования, приемы занимательности, викторины, выставки, иная, более свободная, по сравнению с уроком, обстановка занятий.

К основным, наиболее специфическим формам учебного процесса на факультативных занятиях относятся беседы, лекции, практические занятия и семинары. При этом имеется в виду, что на факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и в классной работе при изучении основных предметов. Многообразие методов и форм учебной работы – необходимое качество, второй (наряду с содержанием обучения) источник развития познавательных интересов учащихся.

Беседа требует для своего проведения значительного учебного времени, а при сравнительно небольшом составе факультативной группы (10–15 человек) открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся и создается обстановка большей, чем в классе, непосредственности общения преподавателя и учащихся. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер, она фрагментарно включается в лекцию, становится разновидностью практических и семинарских занятий. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения.

Лекция преподавателя служит введением и заключением к теме, содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал, в ней освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы, излагаются основы системы знаний по соответствующей теме. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания; готовность и умение слушать и конспектировать серьезную лекцию.

Практические занятия имеют, как правило, тренировочный характер. Учащиеся выполняют много самостоятельных работ сравнительно небольшого объема и конкретного содержания, преимущественно в процессе самих занятий.

Семинары – форма учебных занятий, представляющая наибольшую самостоятельность учащимся. Основными элементами семинарской работы являются рефераты, доклады учащихся, обсуждения докладов, развернутая беседа по отдельным проблемам, выдвинутым докладчиками или предложенным руководителем, вступительное и заключительное слово преподавателя по общим проблемам семинара. Кроме того для семинара, диспута большое значение имеет такая форма обучения как консультация для всех слушателей факультатива и особенно для докладчиков.

На факультативных занятиях применяемы в равной мере фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы: беседа и лекции носят по-преимуществу фронтальный характер, на практических занятиях, семинарах и диспутах применяются, кроме того, индивидуальные и групповые формы учебной деятельности учащихся, которые также сочетаются в различных комбинациях на конкретных занятиях в зависимости от целей и задач.

Все формы учебного процесса на факультативных занятиях требуют постепенного, но интенсивного усиления доли самостоятельной работы учащихся. Это влечет за собой индивидуализацию обучения и еще более поднимает руководящую роль преподавателя, потому что методическое обеспечение эффективной самостоятельной работы учащихся нуждается в серьезной, продуманной подготовке со стороны преподавателя. Для беседы и диспута учитель готовит темы и вопросы, он разрабатывает задания и упражнения для практических работ, темы и планы семинаров. Однако недостаточно распределить темы между учащимися и дать им общие указания. Необходимо развивать творческие способности учащихся.

На практических занятиях и семинарах возможно широкое использование групповой работы, при которой все участники занятий делятся на группы в 3–5 человек. Каждая группа получает задание, вместе готовит его, обсуждает результаты работы и выдвигает докладчика или распределяет сообщения по отдельным вопросам между собой; другие члены группы дополняют выступающих. Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Все группы могут получать одинаковые задания, и тогда возникают предпосылки дискуссии; или получать разные задания в рамках общей темы, и тогда каждая группа вносит свою долю информации в раскрытие этой темы. Преподаватель наблюдает работу групп, в случаях затруднений помогает выработать план их действий, при необходимости ставит наводящие вопросы, а после выступлений представителей групп делает заключения.

К групповой работе на факультативных занятиях относятся также выполнение небольшими коллективами учащихся долговременных исследовательских (в учебном смысле) заданий, которые не могут быть выполнены на основе одной-двух обобщающих работ, а требуют отбора сведений из разных и многочисленных источников.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на факультативных занятиях целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.

Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность.

Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний.

Первый уровень самостоятельности прослеживается в учебно- познавательной деятельности многих учащихся, приступивших к факультативным занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.

Вопрос о том, в чем состоит углубление изучения русского языка в школе, не имеет общепринятого ответа. В начале 90-х годов в жур нале «Русский язык в школе» была объявлена открытая дискуссия о путях перестройки среднего образования вообще и курса русского языка в частности. Одной из первых выступила В. В. Бабайцева, автор и редактор учеб- ного комплекса 2, которая высказалась о необходимости создания уг- лубленного курса, обеспечивающего преемственность среднего и высшего филологического образования. Автор отмечает, что при обучении русскому языку проблема преемственности еще не нашла вполне удов- летворительного решения. Основная мысль автора состоит в том, что «теоретический школьный курс должен быть не простой суммой разрозненных теоретических сведений, а систематизированным изложением структурно-семантической теории, которая удачно синтезировала достижения современных одноаспектных направлений на фундаментальной основе традиционной (классической) русской лингвистики В основу углубленного курса русского языка, несомненно, необходимо взять то, что оправдало себя в практике его преподавания в школе, то, что проверено традицией, и то новое, что органически сочетается с лучшими традициями отечественной лингвистики Углубленное изучение русского языка предполагает расширение объема теоретических сведений». Таким образом, В. В. Бабайцева высказывается за усиление познавательной значимости русского языка, расширение в углубленном курсе теоретической базы по сравнению со стабильными учеб- ными программами. На сегодняшний день существует несколько программ, направлен- ных на углубленное изучение русского языка и реально обеспеченных учебно-методическими комплексами, позволяющими массово по ним работать. Первой является программа В. В. Бабайцевой для 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка (в том числе для лицеев, гимназий и других учреждений гуманитарного профиля). В основе данной программы лежит основная программа 5–9 классов для неспециальных средних учебных заведений. Углубленная програм- ма отличается от основной следующим: Основное внимание уделяется функциональному аспекту изучения языка: освещение языковых явлений ориентировано на изучение их функционирования в речи. Основное увеличение часов на изучение свя- зано с введением таких тем, как «Роль существительных в речи», «Роль олицетворений в художественном тексте» и подобных. В углубленной программе развитие речи не выделено в специаль- ные уроки и не вынесено в отдельное пособие, а сопровождает изуче- ние теории.



Расширена теоретическая база курса: в программу включены вопро- сы, не изучающиеся в основном курсе. Так, например, раздел «Морфе- мика» включил дополнительно такие темы, как «Исторические измене- ния в составе слова», «Словообразовательные цепочки», «Варианты кор- ня как следствие исторических преобразований», «Образование новых морфем», «Морфемные изменения заимствованных слов в русском язы- ке». Имеются отдельные сведения по истории русского языка, например темы «Старославянизмы, условия их появления в русском языке», «Происхождение формы прошедшего времени», «История притяжа- тельных прилагательных» и другие. Фиксируется внимание на фактах, не укладывающихся в рамки стро- гих классификаций: многозначные члены предложения, многозначные придаточные, функциональные омонимы, например, слово грустно как краткое прилагательное, наречие и слово категории состояния. Части речи определяются не только на основании их обобщенного значения, морфологический признаков и синтаксических функций, но и на основе их морфемного состава. Программа обеспечена комплексом из 3 книг: 1) учебник «Русский язык. Теория. 5–11 классы», автор В. В. Ба- байцева, 2) сборники заданий «Русский язык. 5 (6–7, 8–9, 10–11) класс», ав- торы В. В. Бабайцева, Л. Д. Бендарская, А. В. Глазков, М. В. Дубровина, Н. О. Жукова, А. Г. Лисицын, 3) рабочие тетради для каждого класса, авторы В. В. Бабайцева и др. Учебник линейно отражает теоретический материал; базовые сведе- ния, обязательные для усвоения учащимися учебных заведений любого профиля, выделены пиктограммой «Свечка». Сборники заданий составлены из традиционных видов упражнений и содержат задания на комплексный анализ текста, построение мини- и макси-текстов на различные темы. Рабочие тетради включают задания, не требующие переписывания и выполняемые прямо в этих пособиях. Рабочие тетради предполагают самостоятельную домашнюю работу учащихся, проверяемую учителем раз в две недели. Второй программой является программа для 5–9 классов, обеспе- ченная учебным комплексом под ред. М. В. Панова (выпущены учеб- ники 5, 6 и 7 классов; для других классов могут быть использованы бо- лее ранние издания под ред. И. С. Ильинской и М. В. Панова). Эта экс- периментальная программа существует уже более 20 лет, по ней ведется преподавание во многих школах Москвы и России, ее целесообраз- ность и успешность доказаны практикой

Теоретическая база курса в данном комплексе значительно расши- рена. Авторы исходят из того, что основой истинной грамотности мо- жет быть только хорошее усвоение системы языка, а не выучивание разрозненных орфографический правил. Исходя из положения о том, что ведущим принципом русской орфографии является фонемный принцип, авторы учебника уже в 5 классе при изучении фонетики вво- дят понятие фонемы, сильной и слабой ее позиции. Это позволяет вы- работать такое ценное умение, как умение увидеть место, в котором может быть допущена ошибка (слабая позиция фонемы). Эксперимен- тально доказано, что грамотность учащихся при этом значительно воз- растает. Материал распределен линейно, все задания обязательны к выпол- нению. Учебник написан в занимательной форме. С 1958 разрабатывалась система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, особенностью которой являются разнообразные дискуссионные формы работы: знания не даются в виде готовых правил и схем, а выводятся в процессе совместной деятельности учителя и учеников. Курс русского языка обеспечен следующим учебником: Репкин В. В. Русский язык. Учебное пособие. Экспериментальная программа развивающего обуче- ния (система Д. Б. Эльконина - Д. Б. Давыдова). Томск, 1999. Существуют и другие учебники русского языка, часть которых пере- числена в списке литературы.

Элективные (ф) курсы могут использоваться в 7-9 классах основной школы в рамках предпрофильной подготовки и оказывать влияние на выбор профильного направления обучения в старшей школе.

В старшей школе элективные (факультативные) курсы по русскому языку могут быть востребованы в классах любого профиля: курсы, обеспечивающие овладение практическими навыками устной и письмен. речи (например, «Русское правописание: орфография и пунктуация», «Искусство устной и письменной речи», «Диалог культур», «Риторика», «Практика делового общения»). В классах филологического профиля – программы повышения лингвистической компетенции уч-ся на основе расширения теоретических знаний по всему курсу; программы, углубл к-л аспект основного курса ря,предлагающие интеграцию предметов филологического (/гуманитарного) цикла.

Виды элективов (факультативов) по русскому языку: - на совершенств. важнейших практич умения и навыков на основе углубления знаний и организации активной комму-никативной деятельности на занятиях. – на расшир. и углубление одного из разделов базового учебного предмета «Русский язык». - элективы (ф), интегрир. предметы филологического цикла (ря и литература)

17.Планирование работы по русскому языку в школе, виды рабочих планов учителя. Методика построения системы уроков по одной теме. Принципы преемственности и перспективности в построении системы урока.

Планирование работы в учебном процессе необходимо, во- первых, для организации равномерной работы, во-вторых, для видения перспективы в изучении предмета. В зависимости от еди­ ниц учебного процесса выделяются три вида учебных планов: ка­ лендарный, тематический и план урока. Календарный план. Этот вид плана представляет собой пере­ чень программных тем, распределенных по неделям данного 1 См.: Молчанова Е.Е. Компьютерная поддержка изучения пунктуации в пред­ ложениях с обращениями // Рус. яз. в школе. - 1998. - № 3. - С. 24-27. 2 См.: Ладыженская Т.А. Сценарии компьютерных задач по речевому этикету// Рус. яз. в школе.-1992.-№3-6; 1993. -№ 1-2. 95 учебного года. Таким образом, учитель получает путеводную звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформу­ лированных для конкретного класса. При составлении кален­ дарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школь­ ные каникулы; количество недельных часов в данном классе; особенности календаря данного года (в одни годы учебных дней может быть больше, в другие - меньше в связи с совпадением или несовпадением праздничных дней с выходными днями); наличие специальных часов на развитие связной речи, которые в про­ грамме даются отдельно в конце курса каждого класса. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико- правописных тем, так как уроки развития речи проводятся па­ раллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропор­ ционально. Покажем эту процедуру на примере V класса. Всего на русский язык в этом классе отводится 204 ч; из них на развитие связной речи - 34 ч. Высчитаем время, отводимое на грамматику и правописание: 204 ч - 34 ч = 170 ч. Следовательно, на один урок грамматики и правописания приходится 0,2 ч (34 ч:204 ч) на развитие связной речи. Теперь при составлении календарного плана эти 0,2 ч умножаем на количество часов, отводимых на каждую грамматико-орфографическую или грамматико-пунк- туационную тему, и получаем число часов, которые целесооб­ разно использовать на развитие связной речи при изучении язы­ кового и правописного материала.

Тематический план. На каждую программную тему в целом от­ водится то или иное количество времени; это время необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом сле­ дует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен существительных включает в себя сведения о литературной норме - согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Следова­ тельно, на изучение рода несклоняемых имен существительных целесообразно отвести не один, а по крайней мере два урока. Изучение той или иной программной темы сопровождается на­ писанием контрольной работы и работой над ошибками, допущен­ ными учащимися, поэтому в тематическом плане (т.е. в плане рабо­ ты по той или иной теме) должны быть выделены часы на кон­ трольную работу и ее анализ. Кроме того, в тематический план не­ обходимо включить часы на развитие связной речи учащихся. Приводим пример тематического плана по теме «Имя числи­ тельное» (VI класс). На нее отводится 12 ч. Пропорционально данному количеству времени еще добавляется 2 ч на развитие 4 Методика преподавания русского языка в школе 97 связной речи. Из 12 ч необходимо выделить два урока на кон­ трольную работу и ее анализ. В теме есть орфографический ма­ териал, на изучение которого целесообразно отвести по два урока

План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок или уточняется ранее использованный. Он служит учителю руковод­ ством для организации деятельности как своей, так и учащихся. План урока отражает тип урока (см. об этом ниже), но во всех случаях в нем должны быть следующие элементы: тема, цели, эле­ менты повторения, средства обучения, последовательность рабо­ ты учителя, итоги урока, домашнее задание. Тема урока представляет собою формулировку либо програм­ мы, либо параграфа учебника. Темой урока может быть то или иное специально формируемое умение, а также контрольная ра­ бота, ее анализ (работа над ошибками). Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные цели. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставится следующая позна­ вательная цель: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому фор- 98 мулируются практические цели. Так, в рассматриваемом случае конкретной практической целью будет следующая: формирование умения опознавать безличные глаголы и указывать формы, в ко­ торых они употреблены. Используемый учителем дидактический материал определяет общепредметные цели. Он обеспечивает учителю возможность сформулировать одну из них: либо воспитание учащихся, либо развитие их логического мышления, либо формирование у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по русскому язы­ ку. Повторение пройденного - важнейший элемент урока. По­ вторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный материал является фоном изу­ чения новой темы. Он служит ассоциативной основой, обеспе­ чивая лучшее усвоение изучаемого. Смежный материал повторя­ ется на уроке либо перед знакомством с новой темой, либо в процессе выполнения упражнений. Правописный материал, если он не связан по смежности с новой темой, включается для по­ вторения главным образом при выполнении упражнений. Для него учитель отбирает наиболее трудные орфограммы и труд­ ные случаи в применении соответствующих орфографических или пунктуационных правил.

Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. Перспективность – это включение в изучаемый материал сведений – смежных или несмежных, с которыми ученики познакомятся значительно позднее.

Необходимость соблюдения преемственности особенно остро возникает на стыке курсов, а также между учебными годами. В современной программе по русскому языку эти стыки обозначены специальными разделами повторения пройденного, а в учебниках специальными параграфами. Так в учебнике 6 класса под темой «Текст и его основные признаки» стоит подтема «Повторяем изученное».

Суть преемственности ранее усвоенного с новым материалом заключается в установлении ассоциативных связей знакомого с незнакомым, что создаёт условия для лучшего осознания нового, введения его в уже сложившуюся в голове ученика систему или, наоборот, изменения этой системы.

Учёт прежних знаний учащихся – непременное условие, которое необходимо реализовать в учебном процессе. Формы организации этой работы разнообразны. Прежде всего следует убеждать детей в том, что ранее полученные ими знания необходимы и без них не может быть усвоено новое. Предварительно ученики по заданию учителя повторяют пройденное. На уроке этот материал служит фоном для изучения нового языкового и правописного явления.

Использование материала, который будет изучаться позднее, в ткань очередного урока возможно только в сильном классе и если изучаемый материал имеет органические связи с темой урока. Например, при изучении разрядов имён прилагательных возможно дать детям понятие причастия, которые обозначают признак по действию.

18. Контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков как важнейший этап учебного процесса. Методы учета и контроля в общей системе методов обучения русскому языку.

Контролем качества знаний принято называть наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. По своей сути контроль обеспечивает коррекцию неверно усвоенной информации, создает обратную связь между учителем и учеником, способствует установлению дисциплины, а, в конечном счете, более полному, крепкому и правильному закреплению в памяти учебного материала. Основные виды контроля : предварительный (выявляется начальный уровень знаний с целью определения возможности для учащегося приступить к освоению очередного этапа обучения, например, вступительные экзамены в вуз), текущий (в процессе обучения), периодический (охватывает определенные периоды, например, сессия), тематический (по окончании изучения темы), итоговый (по окончании обучения или этапа обучения), отсроченный (через какое-то время после окончания обучения, например, единый федеральный экзамен).

По форме контроль может быть индивидуальным (индивидуальное задание – экзаменационный билет), групповым (защита лабораторной работы, выполненной группой) и фронтальным (коллективное решение проблемы в едином темпе – семинарское обсуждение).

Выделяют следующие методы контроля : устный, письменный, практический, машинный и самоконтроль.

Различные формы и методы контроля реализуются через механизм проверки. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков, дающая рекомендации для учителя, как наиболее полно и объективно проконтролировать результаты учебного процесса в данной ситуации.

Результаты проверки учебно-познавательной деятельности учащихся выражают в двух категориях: оценке и отметке . Оценка является результатом определения степени усвоения материала, т.е. усвоил или не усвоил (зачет или незачет). Она показывает достаточно приближенную оценку, т.е. нельзя определить уровень знания, можно констатировать лишь то, что учащийся освоил определенный барьер для перехода на следующую ступень обучения. Отметка является бальным, количественным выражением уровня усвоения информации учащимся. Традиционно (с 1935 года) в России существует пяти-балльная шкала отметки, в школе цифровая, а в ВУЗе вербальная. Однако сколько она существует, столько ее и критикуют, за то, что она не позволяет объективно оценить знания учащихся, фактически являясь трех-балльной, т.к. единица и двойка не являются итоговыми отметками, коме того, одна и та же отметка подразумевает достаточно большой разброс в уровне знаний: пять в математическом классе и классе коррекционного развития - совершенно различные показатели. Учителям бывает сложно оценить индивидуальный характер успехов учащихся, и они создают так называемую «суррогатную» шкалу, в которой «5–» не равно «4+».

В соответствии с содержанием обучения русскому языку в школе методы контроля делятся на две группы: 1) методы контроля за усвоением знаний; 2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.

Знания в общей сумме сведений, изучаемых на уроках русского языка, рассматриваются прежде всего как основа сознательного формирования соответствующих умений и навыков. Без знания понятий, норм, языковых фактов нельзя научиться грамотно говорить и писать на родном языке. Следовательно, в процессе обучения учитель должен вести регулярный, целенаправленный контроль за их усвоением.

При организации проверки знаний необходимо учитывать, каким образом и в каком объеме изучается то или иное понятие в школе: путем формулирования правил (определений) или путем непосредственного применения термина к соответствующему языковому факту; способом указания на основные признаки понятия (описательно) или с помощью расчленения разновидностей какой-либо языковой единицы. Например, по программе V класса школьники изучают раздел "Фонетика и графика" и узнают о классификации звуков русского языка по различным основаниям: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Как сформулировать вопрос для проверки знаний учащихся по данному материалу? Возможные варианты вопроса таковы: что называется звуками речи? Что такое звуки речи? Какие ты знаешь звуки речи? Но правомерным является лишь третий вопрос, так как на все остальные учащийся ответить не сможет: определения звука речи в школе не дается, понятие формируется через непосредственное прикрепление термина к фактам языка.

Понимание теоретического материала проверяется в процессе воспроизведения его учащимися путем выполнения практических заданий. Для этого используются связное сообщение ученика (в устной и письменной форме), ответы учащихся на вопросы, подбор примеров. С помощью первых двух методов знания проверяются на основе воспроизведения учащимися формулировок и определений учебника либо на основе расчленения этих формулировок: выделения нужных признаков понятия, сопоставления его с другими и т.п.

С помощью подбора примеров понимание теоретического материала проверяется опосредованно - путем проверки умений учащихся, подбора и анализа примеров.

Рассказ ученика. Рассказ (сообщение) ученика как метод контроля за знаниями применяется для проверки относительно законченной части темы (склонение имен существительных, времена глагола, односоставные предложения) или самостоятельных тем курса (словосочетания, имя прилагательное как часть речи) (5).

Для обучения школьников рассказу об изученных понятиях и языковых фактах в учебнике используются такие виды заданий, как составление плана рассказа о том или ином явлении; предъявление готового плана для подготовки задания; подбор примеров к пунктам плана, данного в учебнике. Так, в одном из школьных учебников для V класса дается следующее задание: "Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану. К какому стилю вы отнесете ваше высказывание об имени прилагательном как части речи?" Следовательно, к выполнению контрольных заданий подобного типа школьники должны быть подготовлены: они должны знать, как строится рассказ, в котором раскрываются основные признаки изученного понятия.

Ответы на вопросы. Ответы на вопросы практикуются на всех этапах изучения теоретического материала. Вопросы могут быть составлены таким образом, чтобы ученик в своем ответе ориентироавался на воспроизведение данных в учебнике формулировок определений и правил: что называется местоимением? Каковы основные признаки словосочетания? Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? Это вопросы к памяти учащихся, проверяющие, как они запомнили изученные факты, явления, правила и т.п. Если необходимо выяснить, как ученик осмыслил то или иное определение или правило, формулируются вопросы, в большей степени активизирующие его мыслительную деятельность. Это вопросы-проблемы, по определению Н.С.Позднякова. (См.: Методика русского языка. - М., 1948.)

Организационные формы проверки знаний учащихся. Знания учащихся проверяются, как правило, в процессе опроса, который проводится как в ходе изучения темы (текущий контроль), так и после ее изучения (итоговый контроль) (1). В практике школьного обучения наиболее распространенными являются две формы опроса: 1) фронтальный; 2) индивидуальный.

Фронтальный опрос проводится в конце изучения темы или раздела школьного курса русского языка. Сущность его заключается в проверке знаний одновременно у большого количества учащихся. Фронтальный опрос организуется следующим образом. Учитель формулирует серию вопросов, задаваемых всему классу, затем на вопросы поочередно отвечают отдельные ученики. В течение урока одному и тому же учащемуся может быть задано несколько вопросов. В результате ответ оценивается поурочным баллом, который выводится с учетом качества всех ответов ученика, полученных в течение урока. Из этого следует, что при организации фронтального опроса учитель должен прежде всего спланировать опрос, наметить 5-6 учащихся, которые будут опрошены в обязательном порядке. Остальные также принимают участие в работе и могут быть внесены в список опрашиваемых по ходу урока. Во время опроса учитель ведет записи, фиксирующие уровень ответа учащихся, и на основании этих промежуточных оценок выводит поурочный балл.

Индивидуальный опрос - это наиболее эффективная форма проверки знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос (или задание) адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем. Отметка сразу же заносится в классный журнал и дневник ученика.

В ходе индивидуального опроса ученик дает развернутый полный ответ на вопрос теоретического характера. В это время осталь-ные выполняют специальные задания, связанные с осмыслением ответа товарищей и его предварительной оценкой: составление плана ответа ученика, отвечающего на вопрос; постановка вопросов отвечающему; рецензирование ответов учащихся; дополнение к ответу; включение в опрос учащихся (требование исправить ошибку по ходу ответа, продолжить ответ, привести примеры к теоретической части ответа и т.п.) (6). Эти и другие задания подобного характера активизируют учащихся, заставляют их быть внимательными к ответу товарища, воспитывают стремление принять участие в обсуждении поставленного учителем вопроса и т.п. Таким образом, индивидуальный опрос должен проводиться под контролем и при активном участии в работе всех учащихся.

Одним из возможных вариантов индивидуального опроса является опрос с предварительной подготовкой, в ходе которой ученик делает необходимые для ответа записи на классной доске (примеры, план ответа и т.п.). Доска должна быть с распашными створками, чтобы учащиеся не видели, что записывается отвечающим. Пока ученик готовится к ответу, класс выполняет другое задание.

Когда ученик подготовился к ответу и сделал все необходимые записи, класс включается в работу: проверяет правильность записи примеров, задает вопросы, указывает на допущенные просчеты и недостатки. В данном случае важно избежать шаблонных приемов работы. Для этого необходимо поставить перед учащимися вопросы, активизирующие их мыслительную деятельность. Например: посмотрите, что написано на доске, и определите, какое задание было дано вашему товарищу; слушайте ответ и готовьтесь дать отзыв о нем; сформулируйте вопросы отвечающему так, чтобы он понял свои недочеты (ошибки); слушайте ответ и отметьте все речевые недочеты, если они будут; слушайте ответ и оцените качество примеров, использованных при доказательстве теоретических положений.

При проведении индивидуального опроса необходимо правильно оценить ответ ученика в соответствии с утвержденными нормами (нормы оценки знаний учащихся, как правило, даются в программах по русскому языку).

Устный ответ ученика рассматривается, как рассуждение (развернутое в той или иной степени), в котором выделяются тезис (то, что доказывается) и доказательства: а) пример, б) его объяснение (5). Если ученик получил задание ответить на вопрос, какие односоставные предложения называются безличными, он должен прежде всего высказать определенное положение, тезис. В данном случае это определение односоставных предложений, воспроизводимое по тексту учебника: "Безличные предложения - это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего". Это положение доказывается примером и его объяснением. Следовательно, далее ученик продолжает ответ следующим образом: "Например, уже совсем стемнело. Это предложение безличное, так как при сказуемом стемнело нет и не может быть подлежащего (нельзя предположить, что стемнело что-то или кто-то стемнел)".

Распространенная в настоящее время форма контроля, обеспечивающая сиюминутные показатели успеваемости учащихся, -тестовая проверка. С помощью тестов можно проверить изученную тему, ее фрагмент, итоговые знания, умения и навыки. Но широко увлекаться тестами, по мнению ряда методистов, не следует. Они не должны исключать традиционные формы контроля. Тесты - лишь одна из форм проверки, в ходе которой учитель может оперативно получить данные об уровне знаний и сформированности тех или иных умений, но при этом не всегда и не во всем эти данные будут носить объективный и пролонгированный характер.

Загрузка...