domvpavlino.ru

С3 химия егэ с решением. Задания С3 ЕГЭ по химии

Блок 2. Природа Земли и человек

2.1. Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли. Соотношение суши и океана на Земле

Планетарные особенности Земли


Основные понятия, процессы, закономерности и их следствия
Геоид — истинная форма Земли. Годовое движение Земли вокруг Солнца происходит по орбите. Земная ось постоянно наклонена к плоскости земной орбиты под углом 66,5°. Вследствие этого наклона каждая точка Земли встречает солнечные лучи под углами, которые изменяются в течение года, поэтому происходит смена времен года, а также продолжительность дня и ночи в различных уголках планеты неодинакова.
День зимнего солнцестояния (22 декабря) , в этот день Солнце в зените над Южным тропиком. В это время к северу от Северного полярного круга наблюдается полярная ночь, а к югу от Южного полярного круга — полярный день.
День летнего солнцестояния (22 июня) , в этот день Солнце в зените над Северным тропиком. В южном полушарии в это время самый короткий день, к северу от Северного полярного круга наблюдается полярный день, а к югу от Южного полярного круга — полярная ночь.
Дни равноденствия (21 марта — весеннее, 23 сентября — осеннее) , в эти дни Солнце находится в зените над экватором, продолжительность дня и ночи одинакова.

Земля — это планета Солнечной системы, имеет естественный спутник — Луну.
Полярные круги (Северный полярный круг и Южный полярный круг) — параллели соответственно северной и южной широты — 66,5°.
Суточное вращение Земли происходит вокруг воображаемой оси, против часовой стрелки. Его следствием является сжатие Земли у полюсов, а также отклонение направления движения ветров, морских течений и т. д.
Тропики — (Северный и Южный) — параллели соответственно северной и южной широты 23,5°. На всех широтах между тропиками Солнце бывает в зените два раза в год. На самих тропиках по одному разу — в день летнего (22 июня) и зимнего (22 декабря) солнцестояния соответственно. Северный тропик — тропик Рака. Южный тропик — тропик Козерога.

Общие сведения о Земле

Показатель Величина
Расстояние от Земли до Солнца 149,5 млн. км
Расстояние от Земли до Луны 384 400 км
Период оборота Земли вокруг своей оси (звёздные сутки) 23 ч 56 мин 4,09 с
Период оборота Земли вокруг Солнца 365 суток 5 ч 48 мин 46 с
Средняя скорость движения Земли по орбите около 30 км/с
Афелий — самая удалённая точка орбиты (5 июля) 152 млн. км
Перигелий — ближайшая точка орбиты (3 января) 147 млн. км
Экваториальный радиус Земли 6378,1 км
Полярный радиус Земли 6356,8 км
Средний радиус Земли 6371 км
Длина экватора 40 000 км

Земля, как и другие планеты Солнечной системы одновременно участвует в нескольких видах движений. Главными, из которых являются - суточное вращение вокруг своей оси и годовое движение по орбите вокруг Солнца.

Осевое вращение Земли

Движение вокруг своей оси. Земля вращается с запада на восток, против часовой стрелки, при этом угловая скорость вращения, т.е. угол на который поворачивается любая точка на поверхности Земли, одинакова и составляет 15 градусов. Линейная скорость зависит от широты местности: на экваторе она максимальна и составляет 464 м/с, на полюсах скорость падает до нуля. Полный оборот вокруг своей оси наша планета производит за 23 часа 56 мин 4 сек. (сутки). За земную ось принимают воображаемую прямую линию, проходящую через полюса, вокруг которой вращается Земля. Перпендикулярно оси расположен экватор - это большой круг, образованный пересечением Земли, перпендикулярный оси вращения на расстоянии, равном от обоих полюсов. Если мысленно пересечь рядом параллельных экватору плоскостей, на земной поверхности появятся линии называемые параллелями. Они имеют направление запад-восток. Длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается, соответственно уменьшается и скорость вращения точек. Если пересечь Землю плоскостями, проходящими через ось вращения то на поверхности возникают линии, которые называются меридианами. Они имеют направление север-юг, линейная скорость вращения точек на меридианах различна и от экватора к полюсам уменьшается.

Следствия движения Земли вокруг своей оси:
1. При вращении Земли возникает центробежная сила, которая играет важную роль в формировании фигуры планеты и тем самым уменьшает силу притяжения.
2. Происходит смена дня и ночи.
3. Появляется отклонение тел от направления их движения, этот процесс был назван сила Кориолиса (в честь французского ученого, открывшего это явление в 1835 году). Все тела по инерции стремятся сохранить направление своего движения. Если движение происходит относительно перемещающейся поверхности происходит отклонение этого тела слегка в сторону. Все тела, движущиеся в северном полушарии отклоняются вправо, в южном полушарии - влево. Данная сила проявляется во многих процессах: она изменяет движение воздушных масс, морских течений. По этой причине происходит подмыв правых берегов в северном полушарии и левых берегов в южном полушарии.
4. С осевым движением связаны явления суточной ритмичности и биоритмы. Суточный ритм связан со световыми и температурными условиями. Биоритмы - это важный процесс в развитии и существовании жизни. Без них невозможны фотосинтез, жизнедеятельность дневных и ночных животных и растений и, конечно же, жизнь самого человека (люди совы, люди жаворонки).

Значение астрономического положения Земли для ее природы:
1. вследствие осевого и орбитального вращения Земли все природные процессы имеют свои ритмы.
2. температурный режим Земли благоприятный.
3. спутник Земли - Луна вызывает приливы и отливы.

С вращением Земли связана единственная единица измерения времени - сутки, а также смена дня и ночи. С этим процессом связано понятие о времени. Время бывает местным, поясным, декретным, летним и зимним. Местным временем принято называть время на одном меридиане. Различия между меридианами стоящими рядом составляет 4 минуты, следовательно, через один градус время меняется на 4 минуты. Наличие в различных пунктах, лежащих на разных меридианах, своего времени приводило к различным неудобствам, поэтому на Международном астрономическом конгрессе в 1884 году был принят поясной счет времени. Для этого всю поверхность Земли разделили на 24 часовых пояса по 15 градусов каждый. За поясное время принято брать среднее время меридиана каждого пояса. Отсчет производится от Нулевого или Гринвичского меридиана, проходящего через обсерваторию города Гринвич, расположенного недалеко от Лондона. Время начального меридиана принято в качестве всемирного времени. Счет времени ведется с запада на восток. Границы часовых поясов на суше для удобства проведены не строго по меридианам, а по естественным рубежам (горам, рекам, административным границам). Меридиан 180 градус принят за международную линию перемены дат. Эта условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты отличаются на одни сутки. Например, Новый год к западу от этой линии начинается 1 января, а к востоку 31 декабря. При пересечении границы дат с запада на восток в счете календарных дней возвращаются на одни сутки назад, а с востока на запад - одни сутки в счете пропускаются.

Движение Земли вокруг Солнца

Земля делает полный оборот по эллиптической орбите вокруг Солнца за 365,24 солнечных суток. В ходе этого движения Солнце проходит видимый путь по небосводу среди звезд через зодиакальные созвездия, совершая полный круг за год. Плоскость орбиты называется плоскостью эклиптики.
Земная ось наклонена к ней под углом 66,5° и перемещается в пространстве параллельно самой себе в течение года. Поэтому освещается то северная, то южная полярные области Земли, что приводит к смене времен года и неравенству дня и ночи в течение года на всех широтах, кроме экватора. Со сменой времен года связана сезонная ритмика природы. Мы можем наблюдать её в колебаниях температуры, влажности воздуха и других метеорологических элементов, в режиме выпадения осадков и колебаниях уровней водоемов. Все эти изменения приводят к переменам в жизни растений, животных и человека.
Началом астрономической весны и осени считаются дни весеннего и осеннего равноденствий (когда солнечные лучи под углом 90° падают на экватор и касаются полюсов - 21 марта и 23 сентября). А началом лета и зимы - дни соответствующих солнцестояний (когда высота Солнца над горизонтом в полдень наибольшая - 22 июня и 22 декабря).
В день летнего солнцестояния (положение 1, рис. 17) - 22 июня земная ось северным концом обращена к Солнцу - солнечные лучи в полдень отвесно падают на 23,5° параллель северной широты - так называемый северный тропик (тропик Рака). Все параллели севернее экватора до 66,5° с. ш. большую часть суток освещены, на этих широтах день длиннее ночи. Параллель 66,5° с. ш. является границей, с которой начинается полярный день - это северный полярный круг. В этот же день на всех параллелях южнее экватора до 66,5° ю. ш. день короче ночи. Южнее 66,5° ю. ш. - территория не освещена совсем - там полярная ночь. Параллель 66,5° ю. ш. - южный полярный круг.
В день зимнего солнцестояния (положение 3, рис. 17) - 22 декабря земная ось южным концом обращена к Солнцу, и солнечные лучи в полдень отвесно падают на 23,5° параллель южной широты - так называемый южный тропик (тропик Козерога). На всех параллелях южнее экватора до 66,5° ю. ш. день длиннее ночи. Начиная с южного полярного круга, Солнце не заходит за горизонт - устанавливается полярный день. За северным полярным кругом все погружено во мрак - господствует полярная ночь.
23 сентября (положение 2, рис. 17) и 21 марта (положение 4, рис. 17) - дни осеннего и весеннего равноденствия. Солнце одинаково освещает оба полушария Земли. День равен ночи и в Северном, и в Южном полушариях.



Рис. 17. Движение Земли вокруг солнца

Наклон оси вращения Земли к плоскости орбиты и её движение вокруг Солнца приводят к формированию на Земле пяти поясов освещения, которые являются основой зональной дифференциации географической оболочки. Они отличаются высотой полуденного стояния Солнца над горизонтом, продолжительностью дня и соответственно тепловыми условиями и ограниченны тропиками и полярными кругами.
Около 40 % поверхности Земли занимает лежащий между тропиками жаркий пояс. День и ночь здесь мало отличаются по продолжительности, а солнце бывает в зените дважды в году.
52 % территории Земного шара приходится на расположенные между тропиками и полярными кругами умеренные пояса, где солнце никогда не бывает в зените. Продолжительность дня и ночи зависит от широты и времени года. Около полярных кругов (с 60° до 66,5°) летом Солнце ненадолго и неглубоко уходит за горизонт, вечерняя и утренняя зори сливаются и наблюдаются, так называемые белые ночи.
Холодные пояса занимают всего 8 % земной поверхности к северу и югу от полярных кругов. Зимой здесь наблюдаются полярные ночи, когда Солнце не показывается из-за горизонта, а летом - полярные дни, когда Солнце не заходит за горизонт. Продолжительность их увеличивается от одних суток - на полярных кругах до полугода - на полюсах.

Формулы для решения задач

Высота полуденного Солнца в любой точке планеты определяется по формуле:
h = 90° - φ + δ , где:
h - высота Солнца над горизонтом в полдень,
φ - широта места наблюдения,
δ - солнечное склонение, астрономическая величина, измеряемая в градусах и равная той широте, где Солнце в данный момент находится.
Для дней равноденствия (Солнце в зените на экваторе) эта формула преобразуется так:
h = 90° - φ
Для дней солнцестояния формула становится следующей:
h = 90° - φ ± 23,5°
В дни равноденствия δ берется с положительным знаком, если искомый пункт находится в том же полушарии, что и широта, где Солнце стоит в зените, и с отрицательным знаком, если искомый пункт находится в противоположном полушарии.

Программа экзамена по географии
ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ; ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Географические модели. Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).


ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Земля как планета; современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли. Соотношение суши и океана на Земле.

Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных плит.

Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология.

Гидросфера. Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат.

Биосфера. Разнообразие растений и животных. Почвенный покров. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Природные и природно-антропогенные комплексы.

Особенности природы материков и океанов.
НАСЕЛЕНИЕ МИРА

Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы.

География религий мира.

Динамика численности населения Земли. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика.

Половозрастной состав населения.

Городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.

Миграция. Основные направления и типы миграций в мире.

Уровень и качество жизни населения.

Структура занятости населения.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции. Факторы размещения производства.

Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции.

Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм.

Интеграционные отраслевые и региональные союзы.
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ

Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

Многообразие стран мира. Основные типы стран.

Современная политическая карта мира.

Столицы и крупные города.

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Особенности географического положения России

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

Часовые пояса.

Административно-территориальное устройство России.


Природа России

Особенности геологического строения, распространение крупных форм рельефа России.

Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Климат и хозяйственная деятельность людей.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории России.

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв России

Природно-хозяйственные различия морей.

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России

Численность, естественное движение населения.

Половой и возрастной составы населения.

Размещение. Основная полоса расселения.

Направление и типы миграции.

Народы и основные религии России.

Городское и сельское население. Города.
Хозяйство России

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России.

Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.

География отраслей промышленности.

География сельского хозяйства.

География важнейших видов транспорта.


Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России.

Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства.

и история развития крупных географических регионов: Севера и Северо-Запада России, Центральной России, Поволжья, Юга Европейской части

страны, Урала, Сибири и Дальнего Востока.


Россия в современном мире

Природа Земли - это совокупность естественных, физических или материальных элементов нашей планеты, созданных естественным образом (без участия человека). Природа также может рассматриваться как физические явления, биогеохимические циклы или жизнь на планете. Хотя люди являются частью природы, их деятельность часто рассматривается как отдельная категория от природы.

В рамках различных видов использования, слово «природа» часто относится к геологии и животному миру. Природой может являться общее царство растений и животных, а в некоторых случаях и процессы, связанные с неодушевленными объектами, например, погода. Природой часто называют «естественную среду обитания», экосистему, дикую природу, диких животных, скалы, леса и в общем те объекты, которые не были существенно изменены вмешательством человека или сохраненные, несмотря на наше вмешательство.

Виды природы

Природу Земли условно можно разделить на два вида: живую и неживую природу.

Растительный мир

Растительный мир является совокупностью многоклеточных организмов, преимущественно фотосинтезирующих эукариотов из Царства Растений. Термин "растения" исключает грибы, некоторые водоросли, всех животных, а также архей и бактерий.

Явления природы

Явление природы - наблюдаемое событие, которое имеет естественный, а не искусственный характер возникновения. Примеры включают: восход Солнца, погода, туман, гром, торнадо; биологические процессы: разложение, прорастание; физические процессы: распространение волн, эрозия; приливные течения, стихийные бедствия, электромагнитные импульсы, вулканические извержения и землетрясения.

Типы природных явлений включают, но не ограничиваются следующими процессами:

Биологические явления

  • Рост - является положительным изменением в размерах и/или созревании живого организма, часто в течение определенного периода времени.
  • Метаболизм - набор жизнеутверждающих химических превращений в клетках живых организмов, при котором происходит превращение пищи в энергию и перенос питательных веществ по всем клеткам, что позволяет организму расти, размножаться и функционировать в окружающей его среде.
  • Депопуляция - снижение численности населения;
  • Трупные явления - процесс при которых органические вещества разлагаются на гораздо более простые формы материи.

Химические явления

  • Рост кристаллов - это основная стадия процесса кристаллизации;
  • Окисление - химический процесс окисления вещества, включает также возникновение огня и процесс ржавчины.

Геологические явления

К геологическим явлениям относятся: эрозия, седиментация и вулканическая активность, включая землетрясения и гейзеры.

Метеорологические явления

Интенсивные метеорологические явления называются штормом. Регулярные циклические явления включают смену времен года и атмосферную циркуляцию.

Атмосферные оптические явления включают: полярное сияние, сумеречные лучи, зелёный луч, мглу, световой или солнечный столб, лунную радугу, парселену (ложную луну), радугу, паргелий и т.д.

Океанографические явления включают: цунами, морские течения, прибой и т.д.

Физические явления

Гравитация - это природное явления, посредством которого происходит притяжение объектов с массой, включая планеты, звезды и галактики. На Земле, гравитация придает вес физическим объектам и вызывает в океанах.

Биогеохимические циклы

Биогеохимический цикл или круговорот веществ в природе - это путь, по которому химическое вещество перемещается через и Земли. Термин "биогеохимический" - сокращение, которое относится к рассмотрению биологических, геологических и химических аспектов каждого цикла.

Каждый цикл начинается в любой заданной точке, изменяется в установленном порядке и в конечном итоге возвращается к заданной точке.

Самыми известными и важными биогеохимическими циклами выступают:

  • Цикл углерода (круговорот углерода) - это процесс, при котором происходит обмен углерода между биосферой, педосферой, геосферой, гидросферой и атмосферой Земли.
  • Цикл азота (круговорот азота) представляет собой биогеохимический цикл, с помощью которого азот превращается в различные химические формы, поскольку он циркулирует среди атмосферы, и .
  • Цикл кислорода (круговорот кислорода) представляет передвижение кислорода в трех его основных резервуарах - атмосфере (воздухе), биосфере (глобальной экосистеме) и земной коре.
  • Цикл фосфора (круговорот фосфора) описывает движение фосфора через литосферу, гидросферу и биосферу.
  • Цикл серы (круговорот серы) представляет совокупность процессов, посредством которых сера перемещается в/из минералов и живых систем.
  • Цикл воды () описывает непрерывное движение воды на Земле, а также над и под ее поверхностью.
  • Цикл горных пород (круговорот горных пород) является базовой концепцией в геологии и описывает трудоемкие процессы перехода через геологическое время между тремя основными типами горных пород: осадочными, метаморфическими и изверженными.

Влияние природы на человека

Нет сомнения, что поистине огромное. Она снабжает нас всем необходимым для нормального существования и функционирования, включая, воздух, солнечный свет, воду, пищу, различные материальные блага. Несмотря на то, что люди часто ее не замечают, природа является гарантом жизни на нашей планете.

Влияние человека на природу

С ростом и развитием научно-технического прогресса, наблюдается значительное воздействие человечества на природу, и к сожалению, в большинстве случаев оно негативное. Губительное влияние на природу нашей планеты прежде всего заключается в загрязнении окружающей среды, уничтожении лесов, чрезмерном использовании природных благ и нарушении экологического равновесия на планете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Кафедра общественно-научных дисциплин

в учебном предмете географии.

г. Екатеринбург

2014 г.

«Природа Земли и человек»

Пояснительная записка

Пояснительная записка отражает основное содержание блока, его краткую характеристику, цели и задачи, планируемый результат, подготовку учащихся к государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ), проблемы, возникающие при сдаче экзамена и методические рекомендации по изучению тем данного блока «Природа Земли и человек».

Данный блок «Природа Земли и человек»по географии включает в себя несколько разделов, предметных тем и рекомендуемый перечень практических работ.

    Основное содержание

Блок. Природа Земли и человек (30 часов)

    Земля - планета Солнечной системы.

    Развитие географических знаний человека о Земле.

    Земная кора и литосфера.

    Рельеф Земли.

    Минеральные ресурсы литосферы.

    Гидросфера - водная оболочка Земли.

    Источники пресной воды на Земле.

    Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

    Биосфера Земли.

    Почва как особое природное образование.

    Географическая оболочка Земли.

Практические работы

1. Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе »; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний) »;

в) «Рельеф дна Мирового океана », «Строение атмосферы »; г) «Части реки »; д) «Различия гор и равнин по высоте » .

2. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность.).

3. Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

4. Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.

5. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых, природных памятников

лито-, гидро- и биосферы.

6. Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).

7. Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

2. Общая характеристика блока

Блок полностью реализует идеи стандарта, входит в рабочую программу и составлен с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание блока отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом. Такой подход позволяет рассматривать компоненты природы Земли в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования у учащихся целостной картины мира, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание данного блока чётко знакомит учащихся с основными оболочками Земли, значимостью их взаимодействия, что позволяет формировать у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

3. Цели изучения блока « Природа Земли и человек»

Изучение блока «Природа Земли и человек» в географии основной школы направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об элементах погоды, об оболочках Земли;

    владение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков » международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

    воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

    формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

4. Место блока «Природа Земли и человек» в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География » на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе - 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю.

5. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

    познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

    сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

    ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

    соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

6. Планируемые результаты обучения.

Результаты изучения блока полностью соответствует стандарту. Требования направлены на:

    реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов;

    освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности;

    овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    подготовка выпускника к государственной аттестации.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что практически весь материал курса географии 6 класса попадает в задания КИМов.

Для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии в форме ОГЭ и ЕГЭ особенно тщательно повторить курс 6 класса, так как задания, проверяющие знания, основаны на материале данного блока.

В первой теме блока «Земля - планета Солнечной системы» необходимо уделить особое внимание понятиям «шарообразность» и «выпуклость», когда речь идёт о форме планеты Земля. Учащиеся забывают также расположение планет по удалённости от Солнца, деление планет на планеты земной группы и планеты–гиганты. Важными вопросами является в этой теме «Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях», которые трудны для усвоения в 6 классе и требуют неоднократного повторения. Можно использовать тренировочные задания из КИМов предыдущих лет на длину светового дня, что часто предполагает знания понятий географической широты и географической долготы.

Во второй теме «Развитие географических знаний человека о Земле» учащимся необходимо ориентироваться в хронологии географических исследований, что требует запоминания во время изучения.

В теме «Земная кора и литосфера» следует обратить внимание на повторение вопросов, связанных со строением земной коры, пород разного происхождения. Можно включить тренировочные задания по предсказанию и защите от опасных природных явлений.

Тема « Рельеф Земли» предполагает у учащихся знания основных форм рельефа и дна Мирового океана. Какими цветами обозначены формы рельефа на карте и определение высот различных объектов по шкале высот и глубин. В этих вопросах у выпускников тоже возникают проблемы на экзаменах.

Тема «Минеральные ресурсы литосферы» . В этой теме нужно уделить внимание видам полезных ископаемых, их названиям и обозначениям, используемых в картах, уметь их отмечать в контурных картах.

Тема «Гидросфера - водная оболочка Земли» . Тема предполагает знания у учащихся частей гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), понятий, названий рек, океанов, течений в океанах, определение по карте глубин океанов.

В теме «Источники пресной воды на Земле» могут быть допущены ошибки, связанные с расположением пластов, происхождением грунтовых вод, зависимости уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Учащиеся должны уметь давать характеристику географического положения рек, оперировать понятиями речная система, питание и режим рек, русло, притоки, уметь находить их на карте.

В теме « Атмосфера - воздушная оболочка Земли есть вопросы, которые требует от учащегося не только запоминания элементов погоды, но и умения составлять графики, розу ветров, определять по графикам климат определённого объекта.

В теме « Биосфера Земли» учащиеся должны знать разнообразие растительного и животного мира Земли, особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане, границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Здесь можно предложить для подготовки учащихся к экзаменам проблемные задания, задания на соответствие.

В теме « Почва как особое природное образование» выпускники могут допустить ошибки в расположении слоёв почвенного профиля. Необходимо уделить больше внимания на изучение состава почв.

Ошибки, допускаемые в теме « Географическая оболочка Земли » выпускниками, частично связаны с незнанием расположения природных зон, широтной зональности и высотной поясности, поэтому для запоминания размещения природных зон необходимо поработать с физическими и контурными картами. Но выпускники не умеют применить навыки работы с ними для получения нужной информации. Например, при определении характеристики природной зоны по описанию.

Часть ошибок связана с тем, что при определении географических координат, абсолютной высоты точек по топографической карте выпускники затрудняются точно определить показатели, если точка находится не на обозначенной линии параллели, меридиана или горизонтали. При подготовке к итоговой аттестации необходимо использовать карты разных картографических проекций, чтобы отработать данное умение. Некоторые трудности возникают у выпускников при определении расстояний по карте. При формировании и закреплении данного умения следует использовать карты разных масштабов.

Также школьники испытывают затруднения в извлечении информации из статистически материалов: таблиц, графиков. Поэтому целесообразно уделить особое внимание развитию умения извлекать правильную информацию из графиков.

Кроме этого, с целью успешной подготовки к итоговой аттестации рекомендуем большее внимание уделить таким сложным темам содержания школьных курсов географии, как биосфера (обратив внимание на почвы), климат, гидросфера, годовое и суточное движения Земли.

Завершая, следует напомнить, что для успешного выполнения контрольно-измерительных материалов выпускники должны уметь внимательно читать инструкции к заданиям, дочитывать задания до конца, а так же обращать внимание на запись ответов в нужной последовательности.

Для тренировки пройдите тест ВПР 2017 химия 11 класс Вариант 3

Инструкция по выполнению работы

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:

– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

– электрохимический ряд напряжений металлов;

– непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Name

№1 Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рис. 1 и 2 изображены два из названных способов.
Из числа перечисленных ниже смесей выберите те, которые можно разделить с помощью способов, изображённых на рисунках.

А) речной песок и древесные опилки.

Б) вода и оливковое масло.

В) сахарный песок и крахмал.

Г) мел и вода

Запишите названия выбранных смесей, номер соответствующего рисунка и название способа разделения смеси.

Вода и оливковое масло
Номер рисунка

Способ разделения смеси

Смесь

Мел и вода

Номер рисунка

Способ разделения смеси

№2 На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням в атоме некоторого химического элемента.
На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

1) запишите символ химического элемента, которому соответствует данная схема строения атома;

2) запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
В ответ впишите № периода.

В ответ впишите № группы.

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.

В ответ впишите металл или неметалл.

№3 Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента радиусы атомов в периодах уменьшаются, а в группах увеличиваются. Учитывая эти закономерности, расположите в порядке уменьшения радиуса атомов следующие элементы: B, Al, C, N. Запишите символы элементов в нужной последовательности.

Например Be; Li; Mg; Na

№4 В приведённой ниже таблице представлены некоторые характеристики ковалентной и ионной видов химической связи.

Используя данную информацию, определите вид химической связи в молекулах:

1) оксида серы(IV) (SО2);

2) сероводорода(H2S).

1) В молекуле оксида серы(IV)_____________________

2) В молекуле сероводорода______________________

№5 Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём классам, как показано на схеме. В эту схему впишите недостающие названия двух классов и две формулы веществ, являющихся представителями соответствующих классов.


Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Ответы могут быть разные, например Кислоты: HNO3

Впишите название пропущенной группы для P2O5

Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Ответы могут быть разные, например Соли: Na3PO4

В ответ впишите, пропущенное название группы для KOH

Для выполнения заданий 6–8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте.

Алюминий – третий по распространённости элемент земной коры. На основе алюминия производят сплавы, которые обладают высокой прочностью, относительно дёшевы в производстве. Из этих сплавов изготавливают кастрюли, сковороды, противни, половники и прочую домашнюю утварь. Алюминиевая посуда отлично проводит тепло, очень быстро нагревается, при этом легко чистится. На алюминиевой фольге запекают мясо в духовке и выпекают пироги; в алюминиевую фольгу упакованы масла и маргарины, сыры, шоколад и конфеты. Металлический алюминий является химически активным металлом, но устойчив к коррозии, так как при взаимодействии с кислородом воздуха на его поверхности образуется тонкий слой оксида алюминия (Al2O3), который имеет большую прочность. Если же удалить оксидную плёнку, то алюминий легко вступает в химические реакции с неметаллами, например с галогенами.
Наиболее распространённые природные соединения алюминия – его оксид и гидроксид. Эти соединения обладают амфотерными свойствами, то есть могут проявлять как оснóвные, так и кислотные свойства в зависимости от характера вещества, которое с ними вступает в реакцию. Благодаря способности нейтрализовать кислоту гидроксид алюминия (Al(OH)3) используется в медицине при изготовлении лекарств от язвы и изжоги. В лаборатории гидроксид алюминия можно получить при действии щелочей (без избытка) на растворы солей алюминия.
№6

1) Составьте уравнение реакции алюминия с хлором.

2) Чем обусловлена коррозионная стойкость металлического алюминия?

№7

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом алюминия и азотной кислотой (HNO3).

2) Укажите, какие свойства (оснóвные или кислотные) проявляет гидроксид алюминия в данной реакции.

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№8

1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между растворами хлорида алюминия (AlCl3) и гидроксида калия (без избытка).
2) Объясните, почему для получения гидроксида алюминия в этой реакции не должно быть избытка щёлочи.

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№9 Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

H2S + Cl2 + H2O → H2SO4 +HCl

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№10 Дана схема превращений:

CuO → CuCl2 → Cu(NO3)2 → Cu(OH)2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Запишите свой ответ, после тестирования посмотрите ответы с развернутым решением.

№11 Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

КЛАСС/ГРУППА

1) карбоновые кислоты

2) углеводороды

3) альдегиды

4) спирты

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Загрузка...