domvpavlino.ru

Сложение натуральных чисел столбиком, примеры, решения. Сложение в столбик

Онлайн тренажёр «Сложение столбиком» — бесплатная математическая игра, которая помогает ученикам вторых, третьих, четвёртых классов просто, легко и быстро освоить сложение трёх-, четырёх-, пятизначных чисел в пределах от 100 до 100 000.

Как научиться складывать числа столбиком? Алгоритм

В игре есть три уровня: сложение чисел от 100 до 1 000 (трёхзначных), сложение чисел от 1000 до 10 000 (четырёхзначных), сложение чисел от 10 000 до 100 000 (пятизначных). Выбери один из уровней. На игровом поле появится задача на сложение чисел. Перетаскивай мышкой нужные цифры, чтобы получилась верная сумма.

Сложение в столбик производится последовательно. Обязательно следует обратить внимание на то, что складываются между собой всегда цифры одного разряда! Сначала складываются друг с другом цифры самого маленького разряда числа — единицы. Затем складываются десятки, потом сотни и так далее. таким образом становится ясно, что сложение цифр идёт справа налево.

Если в результате сложения нескольких цифр мы получаем сумму равную или больше 10, то единичка прибавляется к следующему разряду, а на место знака вопроса следует записать цифру на 10 меньше полученной суммы. Например, мы сложили 7 и 8. Получили 15. Цифру 5 мы ставим на место вопроса, а 1 прибавляем к сумме чисел следующего (большего) разряда.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. За неправильный - отнимается 3 балла.

Регулярность занятий - вот самое важное в изучении сложения столбиком. Поэтому очень важно заниматься регулярно! Лучше всего 6 дней в неделю. Занимайся понемногу. Не стоит перетруждаться. Два раза в день по 10-15 минут будет вполне достаточно. И уже через неделю таких занятий твои навыки в сложении чисел будут значительно улучшены. А еще через некоторое время ты будешь отлично знать и понимать сложение многозначных чисел.

Если тебе понравилась эта игра, обязательно поделись ею со своими друзьями. Ведь им она тоже может понравиться:-)

Эта игра предназначена и чрезвычайно полезна для мальчиков и девочек от 7 до 10 лет. Она помогает не только быстро и в игровой форме разобраться в сложении чисел, как может показаться вначале. Во время игры также развивается внимание, память детей. А ещё игра-тренажёр «Сложение столбиком» развивает мелкую моторику и укрепляет мышцы кисти руки. Обязательно попробуй перетаскивать цифры не той рукой, какой ты это обычно делаешь! Если ты постоянно управляешь мышкой правой рукой, то начни в этой игре перетаскивать цифры левой рукой. И наоборот: если почти всегда мышкой ты управляешь левой рукой, тащи цифры правой. Это пойдёт тебе на пользу!

Урок и презентация на тему: "Алгоритм сложения чисел столбиком"

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 3 класса
Тренажер для 3 класса "Правила и упражнения по математике"
Электронное учебное пособие для 3 класса "Математика за 10 минут"

Алгоритм сложения чисел столбиком

На урок опять нас всех зовёт
Весёлый переливчатый звонок!
Все отдохнули на переменке!
Вас ждут отличные оценки!
Научитесь писать, читать,
И складывать и вычитать!
Готовы ручки и тетрадки?
Учебники в порядке?

Здравствуйте, ребята! Я, ваша учительница. Меня зовут Мария Ивановна. Я рада встрече с вами. Сегодня мы познакомимся с алгоритмом сложения чисел в столбик.

Любой путник перед путешествием обязательно проверяет, всё ли взял в дорогу? А наш багаж – это знания. Давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлых уроках.

1. Используя цифры: 5, 0, 8, запишите самое маленькое и самое большое четырёхзначное число.
2. Запишите каждое число в виде суммы разрядных слагаемых: 5478, 69001, 730985, 9000010.

Ребята, что такое алгоритм? Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи.
Рассмотрим подробно алгоритм сложения многозначных чисел столбиком на примере:

40528 + 6391 = ?

1. Слагаемые записывают друг под другом столбиком, так, чтобы разряд строго находился под соответствующим разрядом (единицы под единицами, десятки под десятками и так далее).

2. Если в каком-то слагаемом разрядов больше, чем в другом, то в отсутствующих разрядах МЫСЛЕННО записываем цифру 0. После этого проводим черту.

3. Сложение начинается с разряда единиц, поразрядно, справа налево.

4. Если при сложении единиц получится в сумме число 9 или число, которое меньше 9, пишем его под единицами. Если в сумме получится число, которое больше 9, то число единиц пишем под единицами, а число десятков добавляем к следующему столбцу, где складываются десятки и так далее.
В общем виде этот этап можно представить так: если в разряде представлено только одно слагаемое и не было перехода через разряд в предыдущем разряде, то это слагаемое записывают под чертой этого разряда. Если в разряде представлено только одно слагаемое и был переход через разряд в предыдущем разряде, то результат сложения в этом разряде увеличивают на нужное число единиц.

5. Сложение закончено, когда сложены единицы старших разрядов.

Так выглядит алгоритм сложения в столбик схематично.

Выполните сложение в столбик самостоятельно.

32455 + 43894 =
5438 + 11223 =
5123 + 59043 =
1256 + 43009 =
3425 + 29563 =


Надеюсь, что примеры вы решили, алгоритм сложения применили?

Вот и кончился урок,
на перемену вновь звенит звонок!
Мы славно поработали!
Теперь мы отдохнём
И снова на урок пойдём!

Как мы знаем, любое число можно записать с помощью десяти значков, которые называются (арабскими) цифрами . Это значит, что для выполнения любых письменных заданий по математике не нужно уметь считать больше, чем до десяти. Пусть нам, например, дано задание пересчитать огромное число песчинок, высыпанных на стол. Мы отсчитываем десять песчинок и складываем их в одну кучку. Потом отсчитываем еще десять песчинок и складываем их в другую кучку. И так далее, и так далее, пока только можно. Оставшиеся песчинки, не попавшие ни в одну из кучек (если такие будут), отодвигаем на дальний конец стола, чтобы не мешались. Перед нами остались только кучки-десятки. Их-то мы и начинаем пересчитывать. И принимаемся мы за дело точно так же, как и тогда, когда перед нами была лишь большая россыпь отдельных песчинок. Отсчитав десять кучек-десятков, мы собираем их в одну кучку побольше - кучку-сотню. Потом делаем еще одну кучку-сотню и так далее, пока можно. Лишние кучки-десятки, не вошедшие ни в одну кучку-сотню (если такие будут), отодвигаем на дальний конец стола. Теперь приступаем к пересчету кучек-сотен. И так далее, и так далее - по уже знакомой схеме. Всякий раз мы имеем дело со всё более и более крупными кучками. Рано или поздно мы добьемся того, что кучек перед нами окажется меньше десяти. Теперь осталось заполнить следующую таблицу.

Кучки-
миллионы
(разряд
миллионов)

Кучки -
сотни
тысяч
(разряд
сотен
тысяч)

Кучки -
десятки
тысяч
(разряд
десятков
тысяч)

Кучки-
тысячи
(разряд
тысяч)

Кучки-
сотни
(разряд
сотен)

Кучки-
десятки
(разряд
десятков)

Отдельные
песчинки
(разряд
единиц)

В самую правую колонку надо занести количество отдельных песчинок, не попавших ни в какие кучки. По-научному, эта колонка таблицы называется разрядом единиц . Говорят также, что это самый младший разряд числа. Во вторую колонку справа (разряд десятков ) следует поставить количество кучек-десятков. И так далее. При необходимости, слева к таблице можно приписать еще любое количество столбцов (старших разрядов), и не так уж важно, как они называются. Если же столбцов, наоборот, окажется слишком много, то лишние столбцы слева можно стереть. Задание по пересчету песчинок выполнено.

Теперь рассмотрим, как можно сложить два больших числа, не пользуясь счетами. Допустим, к 1234 песчинкам требуется прибавить 2345 песчинок. Заносим оба числа в таблицу:

Поскольку мы собрались складывать эти числа, то и назвали мы их слагаемыми . Сложим по отдельности содержимое каждого разряда: единицы с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями, тысячи с тысячами, - и получим ответ:

Заметим, что результат сложения по-научному называется суммой. Таким образом,

1234 + 2345 = 3579.

К сожалению, не всегда всё получается так просто. Пусть надо вычислить

Заносим слагаемые в таблицу, складываем по отдельности каждый разряд и получаем:

Прямо скажем, вышло плохо. Вот, к примеру, в самом младшем разряде оказалось 17 песчинок. Из такого количества песчинок можно сделать одну полновесную кучку-десяток, и место этой кучке-десятку - в следующем по старшинству разряде. Придется переписать таблицу в другом виде, формируя по мере надобности новые кучки и сразу помещая их в правильный разряд. После этого остается еще раз выполнить сложение внутри каждого разряда, и только тогда получится правильный ответ:

Десятки тысяч

1-е слагаемое

2-е слагаемое

Вспомогательные
строки

1
3

Ну что ж, в принципе, так делать можно, но не всегда ответ получается быстро. Вот, например, какую длинную таблицу приходится составлять, чтобы сложить таким способом числа 9999 и 1:

Десятки тысяч

1-е слагаемое

2-е слагаемое

Вспомогательные
строки

Вспомогательные
строки

Вспомогательные
строки

Подумаем, нельзя ли обойтись более короткой записью. Давайте еще раз сложим числа 5678 и 6789 и постараемся быть по возможности краткими. Ну, во-первых, нет никакой необходимости так тщательно разлиновывать таблицу и выписывать заголовки столбцов и строк. Напишем слагаемые просто так:

В результате такого сложения у нас образовалась дополнительная кучка-десяток, которую мы и записали в подходящий для нее разряд. Теперь, когда мы будем складывать кучки-десятки, мы учтем и эту дополнительную кучку тоже: 7 десятков + 8 десятков = 15 десятков; 15 десятков + 1 десяток = 16 десятков; 16 десятков = 1 сотня + 6 десятков. Значит, следует написать:

Наконец, осталось сложить всё, что оказалось в разряде тысяч (и, ради красоты, написать еще раз единицу из самого старшего разряда строчкой ниже):

Продолжая писать такие маленькие лесенки, мы получим конечный ответ в виде:

Очередь за разрядом десятков. Складываем 7 и 8 и получаем 15. Ну, и куда теперь писать цифру 1, куда цифру 5? Мы же забыли оставить под чертой свободную строчку, откуда должны начинаться лесенки! Но, конечно, мы не будем ничего зачеркивать и переделывать. Мы просто запишем цифру 1 на самый верх таблицы. Важно лишь то, чтобы она попала в правильный разряд:

Наконец-то всё стало хорошо! Но можно сделать еще лучше. На самом верху всё равно ничего, кроме единичек, стоять не может. А значит, вовсе не обязательно эти единички так уж тщательно выписывать. Достаточно вместо этих единичек ставить небольшие аккуратные точки. Вот так:

Проделываем вычитание в каждом разряде по отдельности и получаем ответ:

М-да… Ситуация в разряде единиц складывается очень неприятная. Из семи надо вычитать восемь. Но у нас уже есть кое-какой опыт. Мы знаем, как следует выходить из такого положения. Надо разбить кучку-десяток на отдельные песчинки, и всё тогда встанет на свои места. Записать это можно так:

Переходим к разряду десятков. Здесь нас тоже ожидает неприятность. Из шести надо вычесть семь, а потом вычесть еще одну единицу. Повторяем трюк с разбиением кучки из более старшего разряда:

В разряде десятков теперь имеем: 10 + 6 = 16; 16 − 7 = 9; 9 − 1 = 8. Продолжаем так дальше и в конце концов получаем:

Всё бы хорошо, да только мы уже знаем, что подобная форма записи может привести к некоторым неудобствам. Попробуем вычислить

В разряде единиц ситуация складывается очень удачно:

Переходим к вычислениям в разряде десятков. А здесь не всё так уж гладко. Придется записать так:

Доводим вычисления до конца и получаем:

Всё это сооружение можно заменить на одну-единственную точку, которую удобно записать на месте «−1». В результате получается:

Здесь, для того чтобы выполнить вычитание в разряде единиц, надо бы разбить кучку-десяток на отдельные песчинки, но и кучек-десятков у нас нет. Не беда! Мы немножко сфокусничаем. Сейчас мы как бы из воздуха позаимствуем одну кучку-десяток, но зато потом, когда мы будем проводить вычисления в разряде десятков, надо будет обязательно позаимствованную кучку вернуть. Смело ставим точку в разряд десятков. В разряде единиц получаем: 10 + 0 = 10; 10 − 1 = 9:

Пришло время разбираться с разрядом десятков. Здесь у нас есть ноль кучек, да еще одну кучку надо вернуть, о чем нам напоминает точка сверху. Ставим точку в разряд сотен и не задумываемся о том, разбивается ли при этом на десять кучек настоящая кучка-сотня или такая кучка заимствуется «из воздуха». Теперь в разряде десятков у нас есть десять кучек. Одну из них возвращаем, остается девять:

Теперь и про вычитание нам всё известно. Осталось нарабатывать навык.

Числа. Например, числа 3 и 5 :

3 + 5 = 8

Немного сложнее сложить небольшие двухзначное и однозначное числа. Например, 3 и 15 . Первое число 3 – однозначное, оно состоит из единиц. Второе число 15 – двухзначное, оно состоит из единиц и десятков.

Для того чтобы сложить двухзначные числа, следует сложить разряды единиц одного числа с разрядами единиц другого числа, затем разряды десятков первого числа с разрядами десятков другого.

Для сложения в столбик разместим одно число под другим, единицы под единицами, а десятки под десятками. Большее число пишем сверху:

Теперь сложим единицы первого и второго числа:

5 + 3 = 8

Запишем ответ под единицами. Теперь надо сложить десятки, но у числа 3 нет десятков и под 1 пустая клетка. В этом случае опускаем 1 в ответ на место десятков. В результате получим ответ:

15 + 3 = 18

Попробуем решить еще пару примеров:

Сложение с переходом через десяток

Кажется все просто, но проблема может возникнуть, когда при сложении чисел одного разряда получится число больше девяти.

Давайте решим такой пример:

Итак, в нашем примере нам надо сложить числа 6 и 18 . Складываем единицы:

8 + 6 = 14

Записываем 4 под единицами, а десяток запоминаем, чтобы не забыть запишем 1 над десятками.

18 + 6 = 24

Попробуем решить еще пример:

Теперь усложним пример. Сложим двухзначное число с двухзначным, с переходом через десяток:

68 + 56

Итак, складываем единицы: 8 + 6 = 14 ,

4 пишем под единицами, 1 запоминаем, чтобы не забыть пишем над десятками.

Теперь складываем десятки: 6 + 5 = 11 , и добавляем единицу, которую запомнили: 11 + 1 = 12 .

Двойку пишем под десятками, а единица переходит в разряд сотен. В результате получили:

68 + 46 = 124

Таким образом, можно складывать сколь угодно большие числа, например:

В этом примере складываются трехзначные числа с трехзначными, с переходом через десяток.

Складываем единицы: 8 + 2 = 10 , ноль пишем в разряд единиц, единицу из десятка запоминаем – пишем над десятками.

Складываем десятки: 3 + 6 + 1 = 10 , ноль пишем в разряд десятков, единицу из десятка запоминаем – пишем над сотнями.

Складываем сотни: 9 + 4 + 1 = 14 , четыре пишем в разряд сотен, а единица переносится в разряд тысяч.

Итак, подведем итог.

Для того чтобы сложить в столбик два числа:

  1. Пишем числа друг под другом: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями и так далее. Большее число пишем сверху.
  2. Складываем единицы, результат записываем под единицами, если результат больше десяти, то в разряд единиц пишем единицы результата, а единичку запоминаем, пишем над десятками.
  3. Складываем десятки, если была сохранена единичка, её тоже прибавляем. Результат записываем под десятками, если результат больше десяти, то в разряд десятков пишем единицы результата, а единичку запоминаем, пишем над сотнями.
  4. Складываем так, поразрядно. Если в результате сложения последних разрядов «в уме» осталась единичка, то пишем её в следующий разряд.

Вот и все. Спасибо, что Вы с нами!

Загрузка...