Социально-демографические характеристики: понятие и основные характеристики. Демографические аспекты создания рынка труда
Демографическая характеристика основных элементов развития рынка труда (рабочая сила, трудовые ресурсы, население трудоспособного возраста)
Демографические характеристики и тенденции развития населения отличаются особой устойчивостью в кратко и среднесрочном периодах и играют в конъюнктуре спроса на образовательные услуги особенно важную роль.
Демографическая характеристика города представляет интерес для демографии - специальной науки о населении, о воспроизводстве населения, о структуре населения, о миграции населения.
Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-половая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. В дополнение к таким группам строятся специальные графики - возрастно-половые пирамиды. Их познавательная ценность определяется тем, что только они способны наглядно воспроизвести тип возрастной структуры, выявить зоны ее деформации. Интересны возрастно-половые пирамиды, в которых штриховкой обозначен какой-либо третий признак, например доля занятого населения или доля состоящих в браке в каждой возрастно-половой группе.
Помимо демографических характеристик, высказываются предположения, что некоторые личностные факторы, связанные с насилием вне работы, могут проявиться и на рабочем месте.
Изменение демографических характеристик рабочей силы также должно приниматься во внимание при обучении в сфере безопасности и гигиены труда. Женщины составляют все большую часть совокупной рабочей силы как в развитых, так и в развивающихся странах. Их гигиенические потребности на рабочем месте и за его пределами должны удовлетворяться. Проблема рабочих-иммигрантов поднимает многочисленные новые вопросы в обучении, включая вопросы языка, хотя проблемы языка и грамотности не ограничиваются проблемами иммигрантов. Разный уровень грамотности рабочих, родившихся в данной стране, также должен приниматься во внимание при планировании (составлении программ) и проведении обучения. Рабочие пожилого возраста составляют еще одну группу, потребности которой должны быть изучены и включены в образовательные программы, поскольку их число в рабочем населении многих стран возрастает.
И наконец, демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.
Нужды потребителей и технологии, призванные удовлетворить их, с течением времени трансформируются. Необходимо оценить траекторию изменений в демографических характеристиках населения, внешней среде фирмы, технологиях, рынках, культуре. Руководителям следует постоянно спрашивать себя, не являются ли их маркетинговые усилия напрасными, будут ли товары пользоваться спросом через несколько лет.
Например, агитаторы, работающие в предвыборной кампании, в зависимости от отношения избирателей к кандидатам определяют, сколько усилий, времени и средств следует потратить на каждую группу. Они благодарят избирателей, восторженно приветствующих программу политической партии, и напоминают им о необходимости проголосовать, стремятся укрепить во мнении благожелательно настроенных избирателей, стараются заполучить голоса безразличных к происходящему индивидов и не тратят времени на изменение отношения враждебно настроенных людей. Чем точнее будет установлена зависимость отношения к кандидату от демографических характеристик, тем эффективнее будут усилия политической партии по привлечению голосов наиболее перспективных избирателей.
Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.
Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.
Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Демографическая статистика - отрасль социально-экономической статистики, изучающая:
Численность населения;
Размещение населения по территории, состав по полу, возрасту, семейному состоянию, национальности, уровню образования, занятию, классовой принадлежности;
Данные о воспроизводстве населения и миграции.
Статистика численности населения и его размещения
Население - это исторически сложившаяся и непрерывно возобновляющаяся совокупность людей, проживающая на определенной территории. По мере развития общества вследствие смены поколений численность населения непрерывно изменяется.
Для каждой отдельной страны общая численность населения может изменяться за счет двух факторов: естественного движения (рождаемости и смертности) и миграционного (механического) движения (территориального перемещения: прибытия и выбытия). Люди рождаются и умирают, переселяются из одних мест в другие, вступают в брак или расторгают его, заканчивают школы, специальные технические и высшие учебные заведения, получают новые профессии, меняют место работы, занятия, вероисповедание, национальность и т. д. Иными словами, изменяется не только общая численность населения, но и его состав.
Население является главным материальным компонентом общества и изучение закономерностей его развития имеет очень большое значение для экономики страны. Вследствие этого население выступает одним из важнейших объектов статистического изучения. В задачи статистики населения входит изучение численности, размещения, демографического и социально-экономического состава, воспроизводства и динамики населения, определение перспективной численности всего населения и отдельных его контингентов и ряд других задач.
В настоящее время в статистике используются четыре взаимодополняющих источника данных о населении:
1) переписи населения;
2) текущий учет естественного движения населения и его миграции;
3) выборочные и специальные демографические обследования;
4) регистры и различные списки (учеты) населения.
Данные этих источников используются для различных целей и не могут заменять друг друга. В то же время между ними существует тесная связь: каждый источник дополняет или продолжает другой.
Переписи населения и выборочные обследования служат источником данных о численности и составе населения. Данные о рождениях и смертях получают путем регистрации этих событий по мере их свершения.
Сведения о переселении людей, или миграции, дает регистрация перемены места жительства людей. Где же такая регистрация отсутствует или дефектна, источником данных о миграции также служат переписи населения.
В некоторых странах ведутся списки или регистры населения, которые также являются источниками данных о населении.
Наибольшей известностью среди всех источников данных о населении пользуются переписи населения. Важность данного вида статистического наблюдения подтверждается тем, что при успешном проведении переписи населения ее результаты не могут опровергаться никакими другими учетными документами, а возникшие расхождения, наоборот, опровергаются именно данными переписи.
Учет населения при проведении переписей осуществляется по населенным пунктам по состоянию на определенный момент времени, который называется критическим моментом, или моментом счета. Например, последняя перепись населения в России проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 15 на 16 октября 2002 г. Переписи населения - это периодические статистические наблюдения. Как правило, они проводятся раз в десять лет. В периоды между переписями статистические органы производят так называемую текущую оценку численности населения. Эта оценка рассчитывается на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно добавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории. Текущие оценки численности населения уточняются на основании итогов очередной переписи.
В зависимости от целей и задач анализа показатели численности, состава и движения населения исчисляются либо по постоянному, либо по наличному населению. Эти основные категории населения определяются при переписях населения. Кроме них, различают еще две вспомогательные категории: временно отсутствующее и временно проживающее население. К наличному населению относятся лица, находящиеся на момент переписи на данной территории, включая временно проживающих. К постоянному населению относятся лица, постоянно проживающие на данной территории, включая временно отсутствующих на момент переписи. Временно проживающие - это часть наличного населения данного населенного пункта, которая постоянно проживает в другом населенном пункте, а на данной территории находится не более определенного времени. Временно отсутствующие - это часть постоянного населения данного населенного пункта, которая на критический момент переписи находится в других населенных пунктах, но время ее отсутствия не превышает одного года.
Студенты высших и средних специальных учебных заведений и учащиеся профессионально-технических училищ, проживающие по месту обучения, переписываются по месту их учебы, а военнослужащие срочной службы - по месту прохождения службы, а не дома.
В целом по стране численность постоянного и наличного населения должна совпадать. На практике имеются незначительные отклонения из-за выезда граждан за границу и приезда иностранцев. В пределах отдельных населенных пунктов или районов численность постоянного и наличного населения обычно не совпадает из-за миграции.
Для решения многих хозяйственных задач, для целей государственного управления и прогнозирования народного хозяйства важно знать численность как постоянного, так и наличного населения. Так, например, для организации снабжения населения, развертывания торговой сети и предприятий общественного питания, строительства зрелищных учреждений, развития городского транспорта и прочего необходимы данные о численности и составе наличного населения, а для планирования жилищного строительства, определения необходимого числа мест в школах и детских учреждениях, больницах и поликлиниках, для определения числа рабочих мест и другого используются данные о численности и составе постоянного населения.
При характеристике динамики численности населения нужно учитывать два важных обстоятельства: во-первых, можно сравнивать между собой население только одной категории (либо постоянное, либо наличное) и, во-вторых, если были административно-территориальные изменения, то данные о численности населения должны быть сопоставимы в отношении территории.
Анализируя изменение численности населения, рассчитывают абсолютные и относительные показатели динамики:
Общий абсолютный прирост населения за определенный период можно определить либо как разность между численностью населения на конец периода и начало периода, либо как алгебраическую сумму абсолютных приростов (естественного и миграционного).
При этом естественный прирост равен разности между числом родившихся и числом умерших.
Как общий, так и естественный, и миграционный приросты могут быть положительными или отрицательными. Абсолютные приросты - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени, например, за месяц, квартал, год и т. д. Наибольшее значение имеют годовые показатели.
Данные о численности населения представляются в территориальном разрезе: по континентам, странам и их административно-территориальным единицам. Для характеристики размещения населения используются структурные показатели, т. е. доли населения, проживающего в отдельных регионах, и показатель физической плотности населения. Этот показатель рассчитывается как отношение численности населения к занимаемой им площади, выраженной в квадратных километрах, и показывает, сколько человек приходится на 1 км2 площади.
Одной из главных характеристик размещения населения является его деление на городское и сельское. К городскому населению относятся лица, проживающие в городских поселениях, к сельскому - проживающие в сельской местности. Городскими поселениями считаются населенные пункты, утвержденные законодательными актами в качестве городов, рабочих, курортных и городских поселков. Все остальные населенные пункты считаются сельскими.
Общий прирост городского и сельского населения равен алгебраической сумме естественного прироста, миграционного прироста и численности населения, перешедшего в городское (сельское) в результате перемены категории населенных пунктов.
Статистическое изучение состава населения.
В статистике большое внимание уделяется изучению состава населения, используя при этом метод статистических группировок по различным демографическим, этническим и социально-экономическим признакам.
Важное значение для изучения процессов воспроизводства населения и трудовых ресурсов, для планирования различных показателей промышленного производства (например, ассортимента одежды и обуви), бытового обслуживания, здравоохранения, образования, для изучения вопросов семьи и прочего имеет деление населения по таким демографическим признакам, как пол, возраст, брачное состояние и семейное положение.
Пол - это один из важнейших врожденных признаков человека. Население по полу делится на мужчин и женщин, соотношение между которыми образует половую структуру. Для характеристики полового состава статистика использует следующие обобщающие показатели:
1) абсолютную численность мужчин и женщин. Значение этого показателя проявляется в том, что он служит основой расчетов баланса трудовых ресурсов, баланса потребления и т.п.;
2) удельный вес каждого пола в общей численности населения;
3) отношение числа лиц одного пола к численности лиц другого пола (на 100 или 1000 чел.). Среди новорожденных преобладает число мальчиков, на каждые 100 девочек рождается 105 (106) мальчиков, их доля является константой и составляет примерно 0,512, девочек - 0,488. Но с возрастом из-за более высокой смертности мальчиков пропорция полов к 20 годам постепенно выравнивается и в старших возрастах уже преобладают женщины.
По данным международной статистики в мире в течение трех последних десятилетий число мужчин несколько превышает число женщин, соответственно 50,1 и 49,9 %. Причем в развитых странах в основном преобладает женское население, а в развивающихся странах - мужское.
Изучение полового состава населения сочетается с изучением его возрастного распределения. В статистике уделяется огромное внимание этому вопросу, так как половозрастная структура населения существенно влияет на ход естественного движения населения и социально-экономическое развитие общества. Возрастной состав населения группируется по однолетним, пятилетним и иногда десятилетним интервалам. В статистике, как правило, возраст измеряют в целых годах, в виде целого числа исполнившихся лет, т. е. не округляют его по правилам математики, а отбрасывают дробную часть. В зависимости от возраста выделяют следующие специфические контингенты населения: младенческий (дети в возрасте до 1 года), ясельный (1-3 года), дошкольный (4-6 лет), школьный (7-17 лет), трудоспособный (женщины 16-54 года, мужчины -16-59 лет), детородный (женщины 15-49 лет), пенсионный (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше), контингент избирателей (18 лет и старше) и др.
Большое внимание в статистике уделяется изучению семейной структуры населения, ибо показатели семейного состава населения применяются в различных экономических расчетах, особенно при изучении потребления материальных благ и доходов населения. Важно знать размер и тип семей, например, для планирования жилищного строительства, для производства товаров семейного быта длительного пользования (холодильников, телевизоров и др.).
В статистике населения одинокие выделяются в отдельную группу, а счет семей ведется, начиная с двух совместно проживающих человек. Кроме демографических типов семей, статистика изучает средний размер семьи, брачное состояние населения, распределяет семьи по числу совместно проживающих членов семьи, по общественным группам, по размерам доходов, по жилищным условиям и другим признакам.
Важным объектом статистики населения является изучение его брачного состояния. В результате процессов брачности и прекращения брака возникают три демографических состояния населения:
Добрачное;
Собственно брачное;
Послебрачное.
Изучение структуры населения по этим состояниям позволяет определить перспективы возникновения новых семей, перспективы рождаемости в существующих семьях, проблемы одиночества людей в детородном и пожилом возрастах и др.
По переписи населения можно получить сведения о состоянии в зарегистрированном и незарегистрированном браке, о добрачном состоянии (в нем пребывают лица, никогда не состоявшие в браке) и о послебрачном состоянии (состояние вдовства и развода). Эти данные группируют по полу, возрасту и различным социально-экономическим признакам (типу поселений, социальному положению, образованию, национальности, профессиональным группам и др.).
Этническая структура представляет распределение населения по расовому, национальному, языковому и религиозному признакам.
Национальная принадлежность определяется на основе принципа свободного самоопределения. При проведении переписей записывается та национальность, которую указывает сам опрашиваемый. Национальность детей определяется родителями.
Важнейшими из социально-экономических группировок являются распределения населения по классовому признаку, по источникам средств существования, по видам занятий, по отраслям и по профессиям.
Социальная структура населения, т. е. деление населения по классам и общественным группам, отражает уровень экономического развития общества и его общественно-политический строй. При переписи населения 1989 г. учитывалось пять общественных групп: рабочие, служащие, колхозники, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, и служители культа. Иждивенцы обычно относятся к общественной группе лица, содержащего их, а пенсионеры, стипендиаты и военнослужащие срочной службы - к той общественной группе, к которой они принадлежали до перехода на пенсию, стипендию или до призыва на военную службу.
Большое значение для характеристики уровня социально-экономического развития страны имеет изучение структуры населения по источникам средств существования. Такие сведения получают по результатам переписей населения. Эти данные необходимы для различных целей: для составления баланса трудовых ресурсов, для распределения населения на самодеятельное и несамодеятельное, на экономически активное и неактивное (пассивное) население и др.
Важными качественными характеристиками населения являются показатели образовательного уровня. В связи с этим статистика изучает состав населения по грамотности и уровню образования. Степень грамотности характеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке обычно в возрасте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100 %, т. е. в республике достигнута практически полная грамотность. Поэтому в статистике в качестве культурного уровня рассчитывается в настоящее время в Республике Беларусь и других экономически развитых странах такой показатель, как уровень образования. Он характеризует образовательную структуру населения и рассчитывается двумя методами как число лиц, имеющих тот или иной уровень образования:
а) в расчете на 1000 жителей в возрасте 10 лет и старше (а по последней переписи - в возрасте 15 лет и старше);
б) в расчете на 1000 человек занятого населения.
В переписи населения России 2002 г. выделены следующие уровни образования:
Высшее профессиональное (высшее);
Среднее профессиональное(среднее специальное);
Начальное профессиональное (профессионально-техническое);
Среднее общее;
Базовое общее (неполное среднее);
Начальное общее;
Неграмотный (ая).
Для изучения образовательного состава населения старше 15 лет будут рассчитаны абсолютные и относительные величины структуры (удельные веса) и координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому населению, по полу, по отдельным отраслям и др.
Статистика естественного движения и миграции населения
Процессы рождаемости и смертности, которые обеспечивают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости называют естественным движением населения. А перемещение населения через границы страны и ее территориальных подразделений, связанное с переменой места жительства на более или менее продолжительный период, называют миграционным (или механическим) движением.
Процессы естественного и миграционного движения - это очень сложные, массовые, непрерывно протекающие процессы, зависящие от социально-экономических условий жизни. Они имеют исключительно важное значение в процессе воспроизводства населения, в жизни всего общества. Для характеристики этих процессов в статистике разработана и используется целая система абсолютных, относительных и средних показателей.
Исходной характеристикой естественного и миграционного движения населения являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов, прибытий и выбытий получают на основе данных текущего учета.
Абсолютные показатели естественного движения населения - это число родившихся (синонимы: число родившихся живыми или число живорожденных;
Число умерших;
Естественный прирост населения;
Число зарегистрированных браков;
Число зарегистрированных разводов.
Если число родившихся превышает число умерших, естественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицательный.
Абсолютные показатели миграционного движения населения - это число прибывших (иммигрантов) в данный населенный пункт и число выбывших (эмигрантов).
Абсолютные показатели движения населения - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени, например, за месяц, за год и т. п. Наибольшее значение имеют годичные числа изучаемых событий.
Абсолютные числа демографических событий (рождений, смертей, браков, разводов, прибытия, выбытия) зависят от общей численности населения, в котором они происходят. Поэтому абсолютные величины не могут дать представления об интенсивности этих событий и не всегда пригодны для пространственного и динамического сопоставлений этих демографических процессов, так как их величина при прочих равных условиях будет тем больше, чем больше численность самого населения.
Для характеристики воспроизводства и миграции населения исчисляют ряд относительных показателей интенсивности. Это демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего приростов. Они рассчитываются как отношение соответствующего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрированных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миграционного и общего абсолютного прироста населения) в течение календарного периода к соответствующей средней численности населения, т. е. общий принцип расчета демографических коэффициентов следующий:
Число демографических событий за исследуемый период
Средняя численность населения, продуцировавшего эти события в исследуемом периоде
Коэффициент естественного прироста может быть получен также как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рассчитывать как сумму коэффициентов естественного и миграционного приростов.
Демографические коэффициенты исчисляются в промилле, т. е. в расчете на 1000 человек, и обозначаются " %о".
Чтобы они были сопоставимы во времени, их исчисляют в расчете на год.
Если число событий в числителе учтено за время больше года, вычисляются демографические коэффициенты, приведенные к году путем деления числа событий данного рода на длительность соответствующего промежутка времени в годах.
Если же нужно привести к одному году месячное (квартальное и др.) число событий, определяют среднее число событий за один день делением данного числа событий на число дней в исследуемом периоде. Затем умножают рассчитанное среднее число событий на 365 и получают условное число событий за год.
В знаменателе при расчете общих демографических коэффициентов берется_среднегодовая численность всего постоянного населения. Она определяется как численность населения на начало и конец года, деленная на 2.
Если данные о численности населения на начало и конец года отсутствуют, а имеются данные о численности населения на середину года, то их можно использовать в качестве среднегодовой численности населения.
У общих демографических коэффициентов имеется существенный недостаток: на их величину оказывает влияние не только интенсивность демографических процессов, но и особенности возрастной, половой и иной структуры населения, для которого они вычисляются. Например, из всех общих коэффициентов естественного движения населения характеристику процесса, протекающего во всем населении, дает лишь коэффициент смертности, так как все люди смертны. В знаменатель же общих коэффициентов рождаемости, брачности и разводимости входит часть населения, которая в исследуемом периоде не порождала демографических событий, отраженных в числителе, например, дети.
Вследствие этих причин общие коэффициенты пригодны только для самой грубой оценки интенсивности соответствующих процессов, а для более глубокого анализа, для характеристики воспроизводства населения и оценки демографической ситуации в исследуемом регионе нужно использовать специальные и частные показатели, которые меньше зависят от влияния структурных факторов. При их расчете сопоставляют число событий с численностью той совокупности людей, которая непосредственно порождает эти события.
Так, специальный коэффициент рождаемости (синонимы: плодовитости, фертильности) рассчитывается как отношение числа родившихся к средней численности женщин репродуктивного (плодовитого) возраста от 15 до 49 лет.
Специальные коэффициенты брачности и разводимости рассчитываются для населения бракоспособного возраста. В нашей стране это лица в возрасте 18 лет и старше, а для международных сопоставлений берется население в возрасте 15 лет и старше. Особенность этих коэффициентов проявляется в том, что они исключают влияние детского контингента, полностью не участвующего в процессах брачности и разводимости.
Между общими и специальными коэффициентами существует четкая взаимосвязь, поэтому через специальные коэффициенты можно рассчитать общие, и наоборот.
Так, общий коэффициент рождаемости равен произведению специального коэффициента рождаемости на долю женщин от 15 до 49 лет во всем населении.
В свою очередь, коэффициент рождаемости равен отношению общего коэффициента рождаемости к доле женщин от 15 до 49 лет во всем населении:
В пределах отдельных групп населения интенсивность демографических процессов неодинакова в разных их частях, причем это различие бывает довольно существенным, т.е. специальные коэффициенты также зависят от состава исследуемой группы. Поэтому необходимо вычислять частные коэффициенты, которые представляют собой отношение числа событий в некоторых группах населения, чаще всего в отдельных возрастных группах или возрастах, к средней численности населения в этих группах.
Одним из характерных примеров частных показателей выступает коэффициент младенческой смертности, измеряющий уровень смертности детей в возрасте 0 лет. Его расчет имеет особое значение, так как уровень младенческой смертности существенно выше смертности в других возрастных группах и является одним из наиболее точных показателей здоровья нации.
Для более детального и глубокого изучения смертности используют таблицы смертности и средней продолжительности жизни населения. Эти таблицы содержат расчетные показатели, которые характеризуют смертность населения в отдельных возрастах и доживаемость при переходе от одного возраста к последующему, т.е. они показывают, как постепенно с увеличением возраста при данном уровне смертности уменьшалось бы под влиянием только фактора смерти некоторое условное (принятое равным 100 000 человек) поколение родившихся. Эти таблицы также показывают, какова при данных условиях средняя продолжительность предстоящей жизни новорожденных и лиц, достигших того или иного возраста.
Показатель средней продолжительности предстоящей жизни рассчитывается путем деления табличного числа человеко-лет, которое предстоит прожить дожившим до данного возраста от этого возраста до предельного, на табличное число доживших до этого возраста.
Этот показатель является одним из важнейших обобщающих показателей жизненности населения.
К демографическим характеристикам относятся следующие показатели: пол, возраст индивида, социальный статус, уровень дохода. В свою очередь, демографические характеристики подразделяются на внутренние (пол, расовая и этическая принадлежность, возраст человека) и внешние (образованность, социально-экономический статус).
Демографические характеристики также подразделяются на:
· временные (социально-экономический статус)
· постоянные (пол, место рождения человека, дата рождения)
Рассмотрим более подробно ключевые демографические характеристики – пол и возраст.
В общепризнанном смысле, такое понятие, как «пол» обозначает физиологическую характеристику человека, согласно которому все люди на Земле подразделяются на мужчин и женщин. Однако, психологи отдают предпочтение термину «гендер», который определяет, что значительные отличия между мужчиной и женщиной обусловлены и созданы культурой.
Гендерные различия определены социальными нормами.
Социальные нормы – это образцы поведения, правила, определяющие поведение индивида в обществе. Психологи считают, что причины гендерных отличий необходимо искать в социальных нормах, которые приписывают людям разнообразные модели поведения в зависимости от их биологического пола. К примеру, вследствие того, что от женщин ожидают добродушия, снисходительности, компромиссных решений, они переносят этот стиль на рабочие отношения, и наоборот, мужчины оправдывают ожидания авторитарного, бескомпромиссного и соревновательного поведения.
Гендерные роли – комплекс норм, ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Социальные нормы укрепляются в нашем сознании посредством телевидения, радио, СМИ и пр. В случае отклонения от стандартных, принятых обществом стереотипов поведения, так называемого гендерно-ролевого поведения, индивид испытывает осуждение со стороны общества.
Обобщая исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы:
Ø И мужчины, и женщины стремятся получить одобрение со стороны социума за поведение, которое отвечает требованиям своей традиционной гендерной роли.
Ø Наиболее важным для мужчин является предоставление возможностей для карьерного роста, высокооплачиваемая работа, возможность повышения квалификации. Успех для них значит больше, чем качество жизни.
Ø Наиболее значимыми факторами для женщины, являются: дружный коллектив, тёплая атмосфера, стабильность, благоприятные условия труда, доверительные отношения с руководством, коллегами. Качество жизни является более значимым, чем профессиональный успех.
Ø В предпринимательстве женщины зависимы от других людей, в связи с чем, их взгляды, методы, этичность бизнеса, в значительной мере обуславливаются нравственными нормами.
Ø Социальная ответственность у женщин в бизнесе находится на более высоком уровне, чем у мужчин. Прежде всего, женщины, ориентированы на любовь к человеку, уважению человеческой личности, на благотворительность.
Вместе с этим рассматриваются общие характеристики так называемых женских и мужских организационных культур. Там, где преобладает женская ценность, предпочитают в качестве лучшего средства групповую интеграцию, в мужской культуре ставка делается на индивидуальные усилия. От данного параметра культуры зависят и способы разрешения конфликтов. В «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое, как правило, доводится до логического конца, тогда как в «женских» организациях он чаще носит скрытый, латентный характер и его урегулирование осуществляется не силовыми методами, а в процессе дискуссий, переговоров. В мужской организационной культуре доминирует стремление быть первым, в женской - стремление быть обычным. Мужским источником власти является статус, женским - личные отношения. При решении проблем и принятии решений в мужской организационной культуре типична вера в силу индивидуальных решений; важны решительность и жесткость, в женской - внимание ко мнениям других, интуиция и достижение консенсуса.
Некоторые ученые предполагают, что присутствуют лишь несущественные отличия между мужчинами и женщинам, влияющие на качественное выполнение работы. Иными словами, мужчины и женщины не демонстрируют каких-либо связанных с полом различий в отношении способностей решать проблемы, аналитических навыков, побуждений к конкуренции, мотивации, способности к обучению или коммуникабельности. Однако женщины более конформны, и у них слабее, чем у мужчин, выражены ожидания успеха.
Возраст
Выделяют три вида возраста:
· хронологический – отражает фактический возраст человека, исчисляемый с даты его рождения;
· биологический – отражает степень физической изношенности организма;
· психологический – отражает умственный возраст (IQ), социальную зрелость (SQ), эмоциональную зрелость (EQ).
Формирование и развитие психических функций носит неравномерный характер.
Статистика интеллектуального развития человека:
1. Оптимум развития интеллектуальных функций приходится на 18-20 лет. Если принять логическую способность 20-летнего человека за 100%, то в 30 лет она будет 96%, а в 40 лет – 87%, в 50 лет – 80%, а в 60 лет – 75% от эталона.
2. Практическое мышление имеет самые высокие показатели в возрасте 31-32 года, и 34-35 лет.
3. Подлинная когнитивная зрелость (обязательность и ответственность) наступает в период средней зрелости (после 30 лет), когда человек становится автономным и обретает способность справляться с противоречиями и неопределенностью своего жизненного опыта. Это происходит тогда, когда человек обретает навыки самостоятельного принятия решений.
4. Гибкость и быстрота мышления уменьшаются в период средней и поздней зрелости (после 40-60 лет).
5. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают с 18 до 33 лет (пик – 27-33 лет), после 34 – снижаются.
6. Пик интеграции мыслительных процессов приходится на возраст 20-40 лет.
Любой возрастной период включает в себя специфику поведения личности индивида в организации, которую обязаны учитывать руководители. С каждым прожитым годом, индивид становится умнее, опытнее, происходит установление стереотипов, ценностей, формирование умений и навыков. Все это приводит к тому, что скорость получения новых знаний снижается. Сохранность работоспособности индивида с возрастом зависит от желания сотрудника постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, повышать свою квалификацию.
Рассматривая отличия между людьми в обыденной жизни, необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на демографических характеристиках. Они играют важную роль при устройстве на работу, рассмотрении условий работы с целью формирования адекватной реакции на потребности и запросы кандидатов. Тем не менее, демографические различия зачастую ведут к неверной оценке потенциала будущего сотрудника. Менеджеру по подбору персонала важно всегда не забывать о том, что принимая к сведению только демографические характеристики, нельзя со 100% уверенностью решить, подходит кандидат для данной работы, или же нет. Система ценностей человека, его рассуждения, мнения, компетентность, черты характера – вот те самые факторы, которые следует учитывать кадровым работникам.
Компетентность
Компетентность – соответствующие умения, знания, навыки, накопленный опыт в той или иной области, которые необходимы индивиду в работе. Компетентность состоит из склонностей и способностей.
Склонности - это возможности человека научиться чему-либо.
Способности – свойства индивида, которые могут быть врожденными или приобретенными в процессе обучения, являются обязательным условием для успешного осуществления определённого рода деятельности.
Виды способностей:
· Общие способности (интеллект человека, инициативность, креативность, эрудиция, способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, опыт, а также умения и навыки)
· Специальные (умственные, творческие, музыкальные, литературные, художественно-изобразительные, физические, математические и пр.)
Способности и усилия, которые прилагает в процессе трудовой деятельности сотрудник, представляют из себя основополагающие факторы, определяющие его поведение и эффективность работы.
Компетентность – важный показатель для любого работодателя. После того, когда индивид с набором необходимых характеристик прошёл отбор, применение разнообразных методик обучения, тренингов, мастер-классов, семинаров позволяет усовершенствовать и развить необходимые навыки. Развитие способностей – полезный и важный вклад в человеческие ресурсы. Компетентность способствует формированию уверенности в сотруднике, как в специалисте, профессионале своего дела. Сотрудник, который ощущает собственную компетентность в рабочих моментах, всегда трудится более плодотворно.
Личностные черты
На сегодняшний день существует значительное количество характеристик, которые описывают поведение индивида. Часть из них применяется в исследованиях организационного поведения.
В соответствии с одним из подходов к рассмотрению личностных черт, принятым в ОП, их подразделяют на социальные черты , личные концептуальные черты и черты эмоциональной устойчивости , а затем рассматривают, каким образом осуществляется динамическое взаимодействие этих категорий.
Социальные черты
Социальные черты – характеристики личности индивида, которые приобрел человек в процессе своего социального развития. Эти черты отражают то, каким образом человек выглядит в глазах окружающих в разнообразной социальной обстановке.
Известный психиатр, К.Г. Юнг, основоположник направлений в психологии отмечал, что каждый человек появляется на свет с «целостным личностным эскизом». Ученый считал, что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». Стиль решения проблем , исходя из работ К. Юнга, известного психолога, является одним из параметров социальных черт. Он отражает способ, с помощью которого человек производит сбор и оценку информации при решении проблемы и принятии решения.
Одним из инструментов измерения социальных черт является шкала Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator – MBTI), созданная на базе научных работ К. Юнга.
Шкала Майерс-Бриггс включает четыре шкалы предпочтений, которые характеризуют как человек: 1) восстанавливаети пополняет свою энергию; 2) собирает информацию 3) принимает решения; 4) какой образ жизни предпочитает (таблица 2.4.1).
Табл. 2.4.1. Характеристики четырех шкал предпочтений
Восстановление энергии | |
ЭКСТРАВЕРТ (Е) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из внешнего мира (людей, занятий, вещей) | ИНТРОВЕРТ (I) Отдает предпочтение получать необходимую энергию из своего внутреннего мира (мыслей, чувств, эмоций) |
Сбор информации | |
ЧЕЛОВЕК СЕНСОРНОГО ТИПА (S) Получает информацию посредством пяти органов чувств. Обращает внимание, прежде всего, на реальное. | ЧЕЛОВЕК ИНТУИТИВНОГО ТИПА (N) Получает информацию посредством «шестого чувства» и обращает внимание на возможности. |
Принятие решений | |
ЧЕЛОВЕК АНАЛИТИЧЕСКОГО ТИПА (Т) Принимает решения «головой», основываясь на логике. | ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВЕННОГО ТИПА (F) Принимает решения «сердцем», основываясь на своих личных ценностях и представлениях. |
Образ жизни | |
ЧЕЛОВЕК РЕШАЮЩЕГО ТИПА (J) Предпочитает упорядоченный и распланированный образ жизни. | ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ТИПА (Р) Предпочитает спонтанный и гибкий образ жизни. |
На базе данных четырех шкал выделяют 16 типов личности (см. Приложение № 1 Тест MBTI).
При сочетании 2й и 3й шкалы предпочтений (сбор информации и принятие решений) мы получаем четыре стиля решения проблем: сенсорно-чувственный (SF), интуитивно-чувственный (NF), сенсорно-аналитический (ST) и интуитивно-аналитический (NT).
Исследования говорят о том, что существует взаимосвязь типа человека и типа предпочитаемых им решений. Например, ST (сенсорно-аналитический тип) предпочитает аналитические стратегии, которые делают акцент на деталях и процедурах. NF (интуитивно-чувственный тип) отдает предпочтение интуитивным стратегиям, делающим основной упор на общем подходе и соответствии. Не удивительно, что люди смешанного типа выбирают и аналитические и интуитивные стратегии. Результаты других исследований указывают на то, что люди аналитического типа обладают более сильной мотивацией, чем представители чувственного типа, и что индивиды сенсорного типа, как правило, больше удовлетворены работой, чем люди интуитивного типа. Все эти факты позволяют сделать предположение о том, что существует огромное количество базовых отличий между различными стилями решения проблем, что подчеркивает важность соответствия стиля требованиям к обработке и оценке информации в процессе выполнения задания.
Социально-демографические характеристики имеют широкое применение. Они используются в продвижении товаров, изучении положения дел в государстве, формирования картины населения, а также для выделения отдельных групп людей.
Вводная информация
Социально-демографические характеристики позволяют выбирать целевые группы, с которыми будет осуществляться взаимодействие. Например, компании, долго присутствующие на рынке, изучили своего потребителя значительно лучше, чем любые нанятые консультанты и исследователи. Конечно, если они фиксировали полученные данные. Чему же уделяется внимание? Конкретные выбираемые социально-демографические характеристики зависят от преследуемых целей. Но среди них следует упомянуть те, что пользуются особенной популярностью. Это:
- возраст;
- география;
- образование;
- занятость;
- профессиональный и семейный статусы;
- дети;
- род занятий.
Прежде, чем выбирать интересующие позиции, необходимо составить описание целевой группы. Впоследствии оно уточняется рядом параметров. Прежде, чем проводить изучение целевой группы, необходимо описать типичного представителя, опираясь на информацию, доступную в данный момент. Это может быть, как реальный, так и предполагаемый человек. Конечно, если приходиться изучать группу, то здесь без создания усредненного портрета никак не обойтись.
Как работать?
Когда используются социально-демографические показатели, то применяются они, как правило, по отношению к одной группе для того, чтобы составить усредненный портрет личности. Утверждающим, что можно легко составить универсальные портреты для всех людей, лучше не верить. Ведь применение таких данных весьма ограничено. Общие социально-демографические характеристики населения земли не позволят выделить целевую группу для предприятия, подсказать направление развития в будущем, оценить ситуацию в конкретном слое. Если интерес представляет несколько из них, то каждая должна исследоваться отдельно. При этом можно заметить, что часто информация дублируется. Поэтому, действительно, лучше концентрироваться исключительно на одной группе и прорабатывать ее до конца. Если кто-то не верит, то может убедиться в этом на практическом опыте.
Небольшой пример
Допустим, осуществляется деятельность в b2b-сегменте. В таком случае необходимо учитывать, что контакт предполагает наличие нескольких персонажей: подготавливающего решение, влияющего на его принятие и одобряющего/отклоняющего его. Каждая из этих ролей заслуживает отдельного внимания. Адекватно составленные социально-демографические характеристики личности позволяют значительно упростить и одновременно увеличить эффективность взаимодействия с ними. Причем, может быть и такое, что есть несколько людей, которые в одной компании играют конкретную роль. Несмотря на их количество, выработка универсальной стратегии позволяет спокойно взаимодействовать с ними, не беспокоясь о множестве рабочих моментов.
Как выделить целевую группу?
Порядок действий здесь следующий:
- Группа людей получает название.
- Внимание уделяется географии. Необходимо быть рациональным, просчитывать, хватает ли ресурсов, можно ли организовать снабжение.
- Пол - мужской, женский или оба.
- Возраст. Он совпадает с этапами жизненного пути. И цифры не всегда являются круглыми. Необходимо рассмотреть этот вопрос чрезвычайно внимательно. Так, при исследованиях часто указывают рамки, как-то 40-45 или 30-35 лет. Но вот школу оканчивают в 17-18, университет в 22 или 23, семью заводят в 20-33 года. Этому необходимо уделить существенное внимание.
- Образование. Он него зависит характер, место и результативность контакта.
- Занятость. Здесь различают студентов, домохозяек, неполную.
- Профессиональный статус. Описывает то, чем занимается человек. Примеры: не работал, начинающий, профессионал.
- Семейный статус. Он оказывает сильное влияние на потребление и принимаемые решения.
- Дети. Есть или нет. Часто также имеет значение их количество.
- Численность людей, подпадающая под выдвинутые характеристики. Чем большее количество критериев используется, тем меньше личностей будет им соответствовать. Поэтому имеет смысл использовать только то, что отличает целевую группу от тех, кто представляет малый интерес или вообще может быть проигнорирован.
Помощь для поиска причины
Социально-демографические характеристики могут успешно использоваться для того, чтобы упреждать многочисленные явления. Конечно, если будут соответствующие действия. Например, социально-демографическая характеристика личности преступников позволяет оценить то, в каких условиях они росли, что у них общего и множество других моментов, на которые следует обратить внимание и заняться их устранением. Хотя на первый взгляд это может показаться лишним, но именно так и осуществляется деятельность по упреждению возможных проблем. Например, установлено, что если не все хорошо со старшими членами семьи, то это же наследуют и их дети. Социально-демографическая характеристика осужденных позволяет разрабатывать эффективные программы, не позволяющие сходить на путь преступлений. И таких примеров великое множество.
Как же получать данные?
Можно обратиться к специализирующимся компаниям и приобрести у них исследование или даже заказать проведение нового. Как правило, они могут обеспечить хорошую экспертизу, равно как и выделить целевую группу. Но исследования такого рода являются делом дорогим и долгим. Оно занимает несколько месяцев, а также требует затрат нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей. Хотя есть и более дешевый способ, можно изучить вопрос в Интернете, посмотреть открытые статистические данные и энциклопедии. Не нужно гнаться за математической точностью. Для того чтобы оценить ситуацию, достаточно и примерных цифр. Важным в этом деле является процесс подсчета аудитории. Это необходимо для того, чтобы оценивать количество людей, задействованных в принятии решений о приобретении продуктов.
Еще один пример
Давайте представим, что мы является государственным служащими, которые получили задачу изучить вопросы народонаселения. При этом для нас интерес представляет ожидаемая продолжительность жизни, а также международные сведения для проведения сопоставления. Каждый из этих социально-демографических показателей позволит получить представление о положении в конкретной сфере. Например, возьмем ожидаемую продолжительность жизни. Этот параметр показывает, сколько предстоит прожить человеку при условии, что на протяжении его поколения смертность останется на уровне года, в котором был вычислен показатель. Он является наиболее адекватным обобщающим параметром смертности. Исходя из этого, можно строить пенсионную политику и множество иных. Например, показатель ожидаемой продолжительного жизни населения (то есть и мужчин, и женщин) возрос за двадцать лет (с 1990 по 2011 год) на 0,64 года. Если посмотреть официальные данные, то можно заметить три основные волны: сокращение к 1994 г., рост к 1998 г., затем повторение цикла в 2003 и 2007 гг., а также в 2008 и 2009-2011 гг. Так, первую волну можно объяснить следствием переходного периода, вторую - выходом после дефолта 98-го года, третью - мировым финансово-экономическим кризисом.
И это все?
Далеко не так. За два десятилетия получила размах региональная асимметрия. То есть, разница между максимальным и минимальным значением. И разница между ними или сохранилась, или даже выросла. Это говорит о том, что не удается достичь равномерного развития всей страны. Это делает некоторые местности менее привлекательными для проживания. Следует отметить, что, несмотря на это, даже в самых проблемных регионах фиксировали, что тренд снижения величины долголетия сменился на рост. Считается, что это заслуга повышения качества сферы здравоохранения, что, возможно, благодаря комплектации персоналом, медицинским оборудованием и лекарствами. Хотя есть и определенные искривления. Так, к примеру, отмечают, что социально-демографическая характеристика района Северного Кавказа является делом проблематичным в силу частых фальсификаций. Например, в плане долгожительства или рождаемости. Находится большое число людей, которые считают, что эти показатели завышены.
И какая ситуация по регионам?
Это зависит от целой группы факторов:
- Природно-климатических. Например, можно вспомнить печально известный северо-восточный градиент смертности.
- Экономических. Это доступность и качество медицинской помощи, и уровень жизни населения.
- Социальных. К таковым относят характер труда, уровень образования, брачный статус, нормы поведения, распространенность вредных привычек.
К примеру, средний возраст по регионам колеблется в диапазоне более десятка лет! А ведь это одна страна. При этом, чем южнее, тем, как правило, показатели лучше. Эксперты считают, что это обусловлено более мягким климатом, невысоким уровнем употребления алкоголя. Хотя есть и отклонения. Так, выделяется из общей картины Москва и Санкт-Петербург. Считается, что это благодаря более высоким доходам, лучшему образованию и качественной медицине.
Решение проблем на примере демографии
Российская Федерация сформировалась и существует за счет мощного стержня - комбинации славянского и финно-угорского населения, получившего этническое обозначение «русские». Но есть существенная проблема - его численность безостановочно падает. Даже в самый лучший год этого десятилетия, когда наблюдался прирост населения по стране, оно уменьшилось на 136 тысяч людей. После того как дана социально-демографическая характеристика семьи для данной группы населения, можно отметить в первую очередь:
- Невысокий уровень рождаемости. Как правило, в семьях есть по одному или двое детей. Много бездетных (таковых около 20% от общей численности).
- Большое количество людей, которые не заводят семьи.
- Колебания в размере поколений.
Исходя из третьего пункта, была проведена социально-демографическая характеристика молодежи. И здесь открываются печальные перспективы: сейчас набирает обороты влияние ситуации, произошедшей в девяностых годах. Учитывая влияние послевоенного бума рождаемости, чтобы компенсировать потери населения, которое сейчас массово умирает, необходимо обеспечить рождаемость не просто на уровне воспроизводства (2,15-2,3 ребенка на одну женщину), но и подстегнуть едва ли не к показателю в три ребенка. Что, по существу, обозначает увеличение, чуть ли не в два раза. Причем это все не упирается исключительно в одно желание иметь детей. Необходимо обеспечить места в роддомах, детских садах, школах и так далее.
Заключение
Неважно, что изучается - социально-демографические характеристики потребителей для предприятия или проблемы народонаселения всей страны. Если сформирован адекватный подход, то получить интересующие данные не составит труда. А как их использовать - это отдельный разговор. Следует помнить, что социально-демографические характеристики только позволяют сформировать основу для принятия решений. Какие они будут, зависит от руководящего состава.
Задание 1. Обоснуйте необходимость должностного самоопределение работников, в частности, ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация “коммуникативного пространства”.
Задание 2. Расскажите о диспозиционных отношениях и статусах в организации. Перечислите ресурсы организационного поведения такие как временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.
Задание 3. Опишите прессинговые психологические состояния и пути их преодоления. Охарактеризуйте факторы его вызывающие (ситуационная напряженность деятельности, временные дезорганизаторы поведения).
Задание 4. Смоделируйте управленческий цикл руководителя и дайте характеристику его этапам: проблемному осмыслению информации, “запуску” управленческих решений и делегированию полномочий. Опишите конфликтные управленческие позиции и зоны.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тест1.
Множественный выбор
1. Термин «разнообразие рабочей силы» отражает различия расы, возраста, пола, этнической принадлежности и ________ людей на работе:
а) социальных статусов;
б) личного благосостояния;
в) физических способностей;
г) политических предпочтений.
2. Какое из высказываний лучше всего описывает сегодняшнее организационное поведение:
а) команды и контроль;
б) новое поколение ожидает того же, что и старое;
в) делегирование полномочий
г) баланс между работой и жизнью.
3. Интерес исследователей ОП к таким переменным, как ________, является индикатором того, что эта дисциплина имеет отношение к практическим вопросам и практическому применению:
а) прогулы и текучесть кадров;
б) удовлетворенность работой;
в) эффективность работы
г) все перечисленные выше пункты.
4. «Эффект стеклянного потолка» в организациях - это___________
а) скрытый барьер, ограничивающий продвижение по службе представителей меньшинств и женщин;
б) негласный предел зарплаты, выплачиваемой топ-менеджерам;
в) негласный предел зарплаты, выплачиваемой рабочим;
г) ограничение приема на постоянную работу рабочих, работающих полный рабочий день.
5. Какое утверждение об ОП кажется вам самым правильным :
а) ОП ищет самый лучший и единственный способ решать проблемы менеджмента;
б) ОП - это уникальная наука, мало связанная с остальными научными дисциплинами;
в) ОП делает акцент на практическом применении знаний;
г) ОП является настолько современной наукой, что у нее нет никаких исторических корней?
6. Исходя из взгляда на организации как открытые системы технология, информация и деньги - это __________.
а) ресурсы;
б) услуги;
в) ресурсы на входе;
г) конечный продукт.
7. Такая функция менеджмента, как __________, связана с созданием энтузиазма для выполнения трудной работы :
а) планирование;
б) организация;
в) контроль;
г) мотивирование.
8. Оправдывая этичное поведение, основанное на получении максимального блага для максимального количества людей, мы придерживаемся точки зрения _________________:
а) утилитаризма;
б) индивидуализма;
в) моральных правил;
г) справедливость
9. Когда кто-либо оправдывает неэтичное поведение на самом деле соответствует интересам организации, он ___________________:
а) поступает правильно в отношении самою себя;
б) поступает правильно в отношении всего общества;
в) объясняет неэтичный поступок;
г) следует правилам процедурной справедливости.
Истинно или ложно
10. Организационное поведение - это исследование того, как организации ведут себя в различном окружении. И Л
11. Из утверждения: «ОП пытается удовлетворить требования, предъявляемые различными ситуациями менеджмента» - вытекает вероятностный подход. ИЛ
12. Организационное научение - это процесс приобретения знаний и использования информации для того, чтобы приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. И Л
13. Внешняя окружающая среда не имеет значения для организаций как открытых систем. И Л
14. Когда президент проводит частые совещания, посвященные сообщениям о выполнении заданий, она осуществляет такую функцию менеджмента, как планирование. И Л
15. Технические навыки, возможно, являются самыми важными для менеджеров высшего звена. И Л
16. Работа менеджера подразумевает главным образом использование сети межличностных отношений. И Л
17. Руководитель команды, оказывающий своим друзьям особое предпочтение при распределении отпусков, нарушает распределительную справедливость. ИЛ
18. Осведомитель - это тот, кто раскрывает неэтичное поведение организации. ИЛ
19. Исследователи предполагают, что вышестоящие лица организации являются причиной многих этических дилемм, с которыми люди сталкиваются на работе. И Л
Краткий ответ
20. Что означает «ценить разнообразие на работе
21. Что такое эффективный менеджер?;
Тест 2
Множественный выбор
1.. Демографические характеристики включают в себя __________ :
а) задатки и способности;
б) личностные признаки;
в) основные характеристики сформировавшие то, чем является человек;
г) ценности и установки.
2. Задатки и способности подразделяются на_________:
а) стереотипы;
б) физические и психические;
в) психические и личностные;
г) агрессивные и! пассивные.
3 Личностные характеристики определяются _____________ :
а) окружающей средой;
б) наследственностью;
в) и окружающей средой, и наследственностью;
г) склонностями и способностями человека.
4. Ценности и установки ___________:
а) сходны с задатками и способностями;
б) заменяют друг друга;
в) связаны друг с другом;
г) сходны с демографическими характеристиками.
5. Подкрепление делает акцент на ________ :
А) внутренних вознаграждениях;
б) внешних вознаграждениях;
в) законе падения дохода;
г)социальном научении.
а) заслуженном подкреплении;
б) наборе средств;
в) справедливости;
г) потребностях индивида.
7. Человек с высокой мотивацией достижения, скорее всего, предпочтет ___________в своей деятельности:
а) групповую работу;
б) решение трудных задач;
в) контроль над другими людьми;
г) слабую обратную связь илиi ее отсутствие.
8. Согласно теории справедливости, ключевой проблемой является _____
а) социальное сравнение вознаграждений и усилий;
б) равенство вознаграждения;
в) равенство усилий;
г) абсолютная ценность награды.
9. Согласно теории ожидания, _______ - это вероятность того, что данный уровень эффективности приведет к определенному результату
а) ожидание;
б) набор средств;
в) мотивация;
г) валентность.
10. Какое утверждение относительно удовлетворенности работой самое правильное:
а) она является причиной эффективности;
б) она может л на текучесть кадров;
в) ее трудно измерить;
г) она не влияет прогул
11. На стадии ____________становления группы ее члены на самом деле начинают представлять собой единое формирование:
а) «бури»;
б) нормирование
в) исполнения;
г) общей интеграции.
12. Лучше всего, если в группу, занятую решением проблемы входит _______ членов:
а) не больше 3-4;
г) прим 13.
13. Что описывает в групповом поведении эффект Ринглеманна :
а) тенденцию групп принимать рискованные решения;
б) социальную лень;
в) социальную поддержку;
г) удовлетворение социальных потребностей членов
Истинно или ложно
14. Личность может развиваться во времени. И Л
15. Установки часто определяют ценности. И Л
16. И ценности и установки в какой-то степени, являются предпосылками поведения. И Л
17. Подкрепление основано на внутреннем вознаграждении. ИЛ
18. В теории ERG Альдерфера нет эквивалента социальным потребностям Маслоу. ИЛ
19. Согласно теории приобретенных потребностей Мак-Kлелланда, высокая потребность в социальной власти включает в себя желание контролировать окружающих для выполнения задач группы или организации. ИЛ
20. Согласно теории справедливости, ощущение негативной несправедливости является мотивирующим состоянием, а ощущение позитивной несправедливости - нет. И Л
21. Внешнее вознаграждение - это положительно оцениваемый результат работы, получаемый непосредственно при выполнении работы. ИЛ
22. Вознаграждение соответствует эффективности работы, если ее размер и ценность изменяются пропорционально уровню достигнутой эффективности работы.
Дайте краткий ответ
23. Что означает управление разнообразием и индивидуальными различиями на рабочем месте?
24. В чем заключается важность демографических характеристик для рабочего места? Почему личностные характеристики так важны на рабочем месте?
25. Что такое «эффект умножения» в теории ожиданий?
Тест 3
Множественный выбор
1. Культура имеет отношение ко всем вопросам, за исключением ______
а) коллективных концепций, разделяемых всеми членами организации
б) приобретенных способностей;
в) личности руководителя;
г) убежений членов организации.
2. . _______- это ощущение более общего смысла, который рабочие привносят в свои задачи в результате взаимодействия друг с другом:
а) церемония;
б) культурный символ;
в) миф об основании;
г) общее значение;
д) внутренняя интеграция.
3. История о деятельности корпорации, приписываемая усилиям прозорливого основоположника, является примером ___________:
б) мифа об основании;
в) внутренней интеграции;
г) артефакта латентной культуры;
д) общим предположением.
4. Организационное развитие прежде всего предназначено для ________:
а) повышения общей эффективности организации;
б) улучшения межгрупповых взаимоотношений;
в) повышения синергии;
г) улучшения процесса плановых изменений;
д) улучшения групповой динамики.
5. Три стадии организационного развития включают в себя __________:
а) сбор данных, проведение вмешательства и оценки;
б) установку диагноза, проведение вмешательства и подкрепление;
в) проведение вмешательства, применение и внедрение инновации;
г) установку диагноза, проведение вмешательства и оценки;
д) планирование, внедрение и оценку.
6. Организационное развитие - это плановые изменения в сочетании с _________:
а) оценкой;
б) вмешательством;
в) способностью к самообновлению;
г) любыми изменениями в будущем, которые могут произойти
д) подкреплением.
Истинно или ложно?
7. Система общих убеждений и ценностей, развивающаяся в рамках организации, называется организационной культурой. И Л
8. Убеждение, что старшие менеджеры могут управлять всеми слоями корпоративной культуры, является мифом. И Л
9. Внешняя адаптация имеет отношение к таким вопросам, как реальная mik сия фирмы, ее цели и способы их достижения. И Л
10. Вопрос о том, кто именно назначает награды и наказания, является одним из аспектов внешней адаптации. И Л
11. Церемонии и ритуалы нередко возникают из субкультуры. И Л
12. Ритуал представляет собой стандартизированный вид деятельности, используемый для уменьшения беспокойства. И Л
13. Любой объект, вид искусства или событие, служащее для передачи культурного значения, называется церемонией. И Л
14. Вмешательство в организационное развитие на уровне всей организации. включает в себя изучение обратной связи, конфронтационные совещания структурные перестройки, управление методом оценки эффективности к образование коллатеральных организаций. И Л
15.Проведение конфронтационных совещаний является вмешательством в организационное развитие, которое преследует цель уладить конфликты ИЛ
Краткий ответ
16. Перечислите три аспекта, которые помогают индивидам и группам эффективно осуществлять совместную деятельность, и проиллюстрируйте их примерами из практики.
17. Приведите пример того, как правила, относящиеся к культуре, и роли влияют на атмосферу в учебной аудитории. Приведите примеры исходя из вашей собственной точки зрения.
18. Каковы главные составные части сильной корпоративной культуры?
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ И ЗАЧЕТАМ
по дисциплине “Организационное поведение”.
Предмет организационного поведения. Характеристики организационного поведения: функциональная определенность, временная заданность, самоорганизуемость, мотивационная автономность, предсказуемость, сценарная воспроизводимость.
Классические теории организации: научный менеджмент Ф.Тейлора, организационные принципы А.Файоля, бюрократическая теория М.Вебера, организационная теория Л.Гьюлика-Л.Урвика.
Концепция человеческих отношений: взгляды на организацию Р.Мейо, подход Д.Макгрегора, теория К.Арджириса, организационная система Р.Ликерта, подход В.Бенниса.
Ситуационные теории организации: Подход Дж. Вудворд. Роль технологии в организации: исследование Т. Бёрнса и Дж. Сталкера, исследование П. Лоуренса и Дж. Лорша.
Организация как социотехническая система. Управление организацией как искусство (взгляды Дж. Одиорне).
Социокультурный образ организации, ее социокультурное окружение. Поведенческие стереотипы: экономический, психологический, технологический, этический человек.
Природа организаций. Основные характеристики организации, организация как объект, процесс и свойство. Организационная структура.
Личность и организация. Гармония и конфликт интересов организации и личности. Проблема взаимоувязывания общих, групповых и индивидуальных целей.
Индивидуальные различия и стили деятельности. Влияние на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.
Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение работников (авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, догматизм).
Мотивы и потребности людей в организациях. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, К.Альдерфера, теория Х-Y Д. Мак-Грегора, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга.
Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания, целевая теория мотивации, модификация поведения.
Мотивация и эффективность организации. Программы и методы стимулирования эффективной деятельности работников. Система оплаты труда как регулятор организационного поведения.
Организационная культура: структура, содержание, формирование, влияние на эффективность организации. Модели В.Сате, Т.Питерса-Р.Уотермена, Т.Парсонса, Г.Хофштеде, У. Оучи.
Коммуникативное поведение человека в организации. Коммуникативная, регулятивная, перцептивная функции общения.
Система организационного общения, нисходящие, восходящие и горизонтальные информационные потоки. Типы коммуникационных сетей.
Формальное и неформальное общение в организации. Общение и стиль руководства. Пути повышения эффективности общения в организациях.
Уровни анализа организационного поведения: индивид, группа, организация. Формирование группового поведения в организации.
Лидерство в организации. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть.
Структурные теории организационного лидерства: теории великих людей, взгляды О.Тида, У.Бенниса, Дж. Ханта.
Поведенческий подход к лидерству в организации: эксперименты К. Левина, исследования университета Огайо, исследования Мичиганского университета, управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутона.
Ситуационный подход к организационному лидерству: РМ-теория лидерства Д.Мисуми, модель Ф.Фидлера, ситуационная теория Херси-Бланшара.
Нормативные модели лидерства (модель Врума-Йеттона-Яго). Биосоциальный подход к пониманию феномена лидерства.
Управление поведением организации как целого. Взаимодействие организации с внешней средой. Организация как открытая система. Детерминация структур и процессов организации средовой неопределенностью.
Управленческий цикл руководителя. Проблемное осмысление информации, запуск управленческих решений и делегирование полномочий.
Организационный конфликт, природа, генезис, стадии. Конфликтные управленческие позиции и зоны.
Природа групп в организации, их классификация, стадии развития, структура. Групповые процессы: групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость. Групповые нормы и санкции.
Диспозиционные отношения и статусы в организации: источники, функции, соответствие. Ролевая идентификация, ролевой конфликт.
Ситуационые переменные, влияющие на групповое оргнизационное поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы.
Межгрупповое взаимодействие в организации и теоретические подходы к его исследованию: мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный.
Ингрупповые фаворитизм, стереотипизация, атрибуция. Содержание и функция полоролевых стереотипов, феномен “стеклянного потолка”. Межэтническое взаимодействие.
Основное управленческое отношение и его полярные модели. Приобщенный и отчужденный работник. Сегменты организационного поведения: ригористический, автономный, мобилизационный, пресссинговый.
Поведенческие ресурсы управления и обратная связь управленческих отношений. Организационный порядок, субординационное и координационное поведение.
Проблемы нормы и патологии в организационном поведении. Деструктивное поведение работников.
Маркетинговое управление поведением. Имиджевые регуляторы организационного поведения. Управление поведением клиентуры: Клиентурный, антиклиентурный, избирательно-клиентурный и псевдоклиентурный типы поведения.
Методы научного исследования организационного поведения: наблюдение, метод описания критических ситуаций, анализ документов, контент-анализ, опрос, эксперимент.
Методы и социальные технологии организационной диагностики и организационного развития: диагностические интервью, тренинги, игротехнические методы.
Изменения в организации, управление нововведениями, их типология. Силовые поля, организационные роли и позиции в нововведениях. Этапы разработки и внедрения программ оргразвития.
Ценности работников организации. Их виды: классификация Г. Олпорта, ценностно-поведенческая, терминальные и инструментальные ценности. Ценностные ориентации и аттитюды.
Прессинговые психологические состояния работников организации, их источники (ситуационная напряженность деятельности, временная дезорганизация поведения и др.), пути преодоления.
Персональное развитие в организации. Формирование профессиональной идентичности и должностное самоопределение работников: ценностное освоение должности, аккумуляция личностных управленческих ресурсов, организация коммуникативного пространства.
43.Ресурсы организационного поведения: временные поведенческие ресурсы, организационные возможности управления.
44.Психологическая совместимость, групповая сплоченность и срабатываемость как факторы эффективной работы. Социально-психологические аспекты формирования управленческих команд.
45.Социально-психологический климат трудового коллектива, методы его диагностики и коррекции. Базовые психологические ориентации и эмоциональная жизнь работников. Факторы адаптации и дезадаптации личности в трудовом коллективе. Моббинг и способы борьбы с ним.
46.Организационное поведение как функция стиля переработки информации работником. Связь типологических особенностей мышления работников с эффективностью их трудовой деятельности.
Начальник Учебно-методического
Управления С.Г. Зубанова