domvpavlino.ru

Социология молодежи как отрасль социологического знания. Молодежь

Социологии. Она изучает молодежь как отдельную общность, особенности воспитания и социализации, как молодежь перенимает опыт и знания от старших поколений, образ жизни молодежи, формирование ценностных ориентаций и жизненных планов. Основные проблемы в науке социология молодежи: анализ портрета молодежных групп, изучение места и роли молодежи в развитии общества, изучение потребностей, запросов, интересов, социальных ожиданий, ценностных ориентаций во всех сферах жизни; морально-психологическая готовность к безработице и труду, включенности молодежи в самоуправление и социальное управление на различных уровнях. Социология молодежи связана тесно с отраслями социологии, это военная социология, социология коллектива, воспитания, города, культуры, массовых коммуникаций, искусства, личности, литературы, морали, медицины, образования, политики, права, религии.

Социология молодежи как наука подразделяется на три взаимосвязанных уровня:

1. Эмпирический, анализирует конкретные факты на основе социологических исследований во всех сферах жизни;

2. Специально-теоретический, раскрывает структуру молодежи как социально-демографическую группу, специфику, особенности ее поведения и сознания, социально-психологическую и возрастную специфику образа жизни;

3. Общеметодологический, основан на познании молодежи, как феномена общества.

Социология спорта - это отрасль науки социологии. Она концентрирует свое внимание на отношениях между обществом и спортом с точки зрения социальных институтов (образования, семьи, экономики, политики), организациях, в зависимости от видов спорта (профессиональных или любительских, массовых или элитарных, расовых или в спорте), происходящие во взаимосвязи со спортом.

Значение социологии, заключается в изучении социальных явлений в обществе. Социология дает знания об обществе во взаимодействии субъективных и объективных факторов функционирования и исторического развития, и, поэтому, позволяет партиям, людям, властным структурам, ученым действовать осознанно, прогнозируя научно какие могут быть последствия их деятельности.

Социология в обществе стала выполнять три основные социальные функции:

а) научная. Наука исследует влияние социально-политических и социально-экономических явлений в обществе, духовное, физическое, социальное развитие человека в обществе;

б) научная, которая преследует коммерческие цели;

в) апологетики перестройки, и принятого затем структурами власти курса реформирования.

Но, сейчас, к сожалению, приходиться констатировать, что функция апологетики одобряется и поддерживается структурой власти, обоснованная наукой критика курса реформ не принимается.

Социология молодежи - специальная социологическая теория, изучающая молодежные группы общества, выделяемые на основе соответствия определенному возрасту (14-30 лет) и связанных с ним социальных характеристик.

Становление данной отрасли происходило во второй половине XX в., но окончательно оформилось к 1970-м гг.

Среди зарубежных социологов молодежи большой интерес представляют труды Л. Розенмайера, М. Мида, П. Митева, X. Шельски, Эйзенштадта, С. Фриса и др. Авторитетной считается советская и российская школа ученых-ювенологов, к которой принадлежат ЮА Зубок, С.И. Иконникова, ВЛ\ Лисовский, В.Ф. Левичева, Е.А. Гришина, В.Н. Шубкин, М.Х. Тит- ма, В,И. Чупров и др.

Существует множество подходов к определению молодежи. 1.

Молодежь - это возрастная группа. В данном подходе определяющим является понятие биологического и психологического возраста, утверждается, что именно эти характеристики предопределяют социальное поведение молодежи и, исходя из этого поведения, ее место в обществе. В этом возрастном отрезке выделяются следующие основные черты молодости: переходность и конфликтность. 2.

Молодежь - это группа на определенном этапе жизненного пути, который прежде всего характеризуется активным поведением по приспособлению к взрослой жизни, социализации. На данном этапе жизни юному поколению необходимо освоить нормы и ценности общества, поэтому считается, что молодежь - группа, проходящая универсальную стадию развития. 3.

Молодежь - это субъект общественного воспроизводства и в широком смысле этого слова общественной жизни. Социальное воспроизводство - осознанная, целенаправленная деятельность членов общности по поддержанию своей целостности и устойчивости, обеспечению наиболее благоприятных условий для своего существования и развития, для развития отношений с другими общностями. По мнению представителей этого подхода, именно молодежь выполняет в обществе три важнейшие функции: воспроизводственную, функцию преемственности и инновационную. 4.

Молодежь рассматривается как особая субкультура, с присущими только ей особенностями поведения, манерами, образом жизни, внешним видом, увлечениями и т.п. Особая роль в конструировании и поддержании феномена молодежной субкультуры принадлежит молодежным неформальным сообществам. Некоторые ученые склонны определять молодежную культуру как оппозицию общей культуре, так называемую «контркультуру». 5.

Молодежь понимается как особый социальный статус. Статусы людей различного возраста не равны, именно эти различия и способствуют созданию социальной стратификации.

Возрастной статус является в большой степени приписываемым статусом. Он определяет положение молодежи в обществе, над которым индивид не имеет контроля (или имеет ограниченный контроль). Свое социальное положение молодой человек занимает независимо от своей воли, желания, усилий, а часто и вопреки собственному мировосприятию.

Важнейшими элементами возрастного статуса являются права и обязанности, нормы и возрастные роли, символика, образ жизни, специфическое видение мира.

Молодежь признается экономической, социальной, политической и культурной силой. Молодые люди имеют право пользоваться всеми правами и свободами. Для реализации этих прав и свобод государство включает особые механизмы, называемые молодежной политикой для обеспечения ее прав и возможностей выполнять свои гражданские обязанности с учетом отличительных черт различных групп молодежи. Например, работающие молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет имеют особый юридический статус, пользуются рядом льгот, специальными мерами защищены от эксплуатации. Гражданское общество предоставляет молодежи многочисленные возможности для ее продуктивного участия в решении своих проблем и реализации своих возможностей, прежде всего через объединения молодежи. Данный вид участия молодежи прежде всего реализуется на местном уровне. Права и обязанности молодежи указывают на место и функции, которые общество отводит данной группе в социальной структуре, и формируют номинальный статус. Соотнесение провозглашенного официального статуса с реальным положением молодежи позволяет говорить и о реальном статусе, а в некоторых ситуациях о рассогласовании этих двух видов статуса.

В период становления молодежь адаптируется, апробирует свои знания, принимает и стремится выполнять новые (по сравнению с детским возрастом) роли. Это - роли студентов, военнослужащих, молодых работников и специалистов, молодых избирателей, любовных партнеров, молодоженов, молодых родителей и др. Происходит существенная корректировка и традиционных семейных ролей: от сына в возрасте 22 лет ожидается уже и помощь, и поддержка родителям, а не только эмоциональные контакты. Многие из этих ролей обусловлены официальными нормами, но большинство основаны на традициях, ценностях и установках общества по отношению к молодежи. От молодежи ожидается, что основные виды деятельности, присущие молодежному возрасту, во многом определят ее образ жизни. Социально-психологические особенности данного возраста, как утверждает общество, определенно формируют особое видение мира. Молодежь в основном с оптимизмом смотрит на будущую жизнь, выражает свое стремление многого добиться в жизни. Молодым людям свойствен и определенный скептицизм по отношению к опыту прошлого поколения, а зачастую и неприятие ценностей и норм прошлого. Молодежи свойственно искать свой путь в жизни.

В рамках рассмотренных подходов имеются и другие дефиниции молодежи, отражающие те или иные ее характеристики. Эти различия в подходах часто определяют и направленность к изучению проблем молодежи, т.е. от того, что признается важным, существенным, и зависит выбор объекта и предмета изучения молодежи.

В качестве объектов конкретных исследований обычно выступает определенная группа или общность молодежи, так как их социально-демографическая структура неоднородна по своему составу. В зависимости от целей и задач исследования выделяются возрастные и половые подгруппы, по месту жительства выделяют городскую, сельскую молодежь, жителей мегаполисов, по видам деятельности - учащуюся, работающую и другую молодежь, по семейному положению - живущую в родительской семье, самостоятельно и имеющую свою семью. Еще более сложным является дифференциация молодежи по аспектам самосознания, интересам, потребительским пристрастиям.

Периодизация внутри молодежного возраста включает: подростковый, юношество, молодость, «молодые взрослые».

Подростковый возраст (отрочество) - период онтогенеза, соответствующий переходу от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в становлении человека произошло в промышленно развитых странах лишь в XIX-XX вв. Отрочество, или подрост- ничество, - «пограничный» переход от детства к взрослости - сопровождается рядом радикальных физиологических и психических изменений. Однако основными являются изменения, модифицирующие взаимоотношения взрослеющего ребенка с обществом и его институтами. Эти изменения осуществляются при единообразии биологических процессов весьма неодинаково в различных социокультурных условиях.

Юность - период в жизни человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологически границы юности обычно определяются в диапазоне от 15 до 20 лет. Исследователи выделяют раннюю юность (часто называемую также старшим школьным возрастом) и позднюю юность. Юность - это один из важнейших сконструированных элементов объективной социальной реальности. При определении нижних границ юности большое значение имеют биологическая половая зрелость, личные индивидуализированные события и субкультурные изменения. Переход от детства к юности для конкретного индивида опосредуется типом родительства, а также рядом других факторов: гендерным, поселенческим, принадлежностью к различным социальным стратам и др. В качестве наиболее значимых личностных событий перехода к юности выделены сексуальный дебют, взаимоотношения с родителями и другими значимыми взрослыми, употребление алкоголя, наркотиков, курение. К важнейшим субкультурным изменениям относятся: возникновение относительно устойчивых сообществ, становление особых форм социокультурных инвариантов и материальных свидетельств юношеской субкультуры, формирование культов популярных фигур. У подавляющего большинства людей статус «юности» связан с позицией учащегося. В этот период жизни повышается восприимчивость к социальной обстановке и отношениям между людьми, происходит формирование социально-ответственного поведения (политическая и гражданская ответственность), усиливается субъективная значимость полоролевых стереотипов социальных ролей. В юношеском возрасте происходит постепенная эмансипация человека от взрослых, утверждается самостоятельность личности, формируются познавательные и профессиональные интересы, выстраиваются жизненные планы. Юношеский возраст - это время проявления спектра критических ситуаций во взаимоотношениях с родителями. На смену коллективно-групповым формам общения приходят индивидуальные привязанности и контакты. К концу юношеского возраста завершаются процессы физического созревания человека, появляется взрослая сексуальность.

Основные проблемы юношеского периода, изучаемые современными социологами, связаны с выбором карьеры, сексуальных партнеров, с образом жизни, вступлением в трудовую деятельность. Исследуются также противоречия адаптации в новом социальном статусе и особенности функционирования юношеских объединений.

После юношеского возраста наступает собственно молодость (21-24 года) и связанные с нею изменения статуса: завершение образования влечет начало профессиональной карьеры в качестве специалиста, активный поиск партнера сменяется долговременными привязанностями. Молодежь приобретает новые права и свободы в семье и обществе.

Молодые взрослые - понятие для обозначения подгруппы молодежи в возрасте 25-30 лет, появившееся сравнительно недавно. Эта подгруппа в основном работающих людей, сегодня часто получающих дополнительную (после основной) квалификацию, имеющих постоянного партнера или молодую семью, выступающих в роли молодых родителей. Эта подгруппа и в своем профессиональном сообществе обладает особыми характеристиками, а часто и особыми правами, обязанностями, привилегиями, льготами (например, молодые преподаватели, молодые ученые, молодые предприниматели и т.п.).

Социология молодежи тесно связана другими отраслями социологического знания, исследования молодежи сегодня постоянно включаются в контекст изучения проблем здоровья, досуга, образа жизни, субкультуры, потребления образования и др. Применяются различные методы исследования. Специфической особенностью является использование лонгитюдных, панельных исследований, а также экспертных опросов по проблемам молодежи.

Основная литература

Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.

Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М., 1999.

Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2005. Гл. 4 «Социология молодежи».

Чупров В. И. Социология молодежи // Социологическая энциклопедия. М., 2003. Т. 2. С. 534-537.

Дополнительная литература

Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов н/Д, 2001.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 3 «Социализация и жизненный цикл».

Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. СПб., 2002.

Смелзер Я. Социология. М., 1994. Гл. «Возраст и неравенство».

Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.

С.Н. Майорова-Щеглова

В результате разделения понятий биологического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер». Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положение (статус) и роль в обществе и его институтах - семье, политике, экономике, образовании, СМИ и др. Он выступает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в социуме через соотношение власти и подчинения. Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами.

По мере развития научных исследований стало ясно, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе» (Э. Гидденс, 1999).

Понятие «гендерная социология» встречается в западной социологии относительно редко. Чаще используются термины «гендерные отношения» и «гендерные исследования». В современной науке широко представлен гендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов. Дифференциация понятий «пол» и «гендер» означает выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов, изучение особенностей социальных характеристик пола и взаимодействия полов между собой.

Гендерная социология - это специальная социологическая теория, которая изучает процессы развития и социального взаимодействия двух гендерных общностей: мужской и женской. Изучается их взаимодействие друг с другом в конкретных исторических, экономических, политических, социальных, духовных, правовых, информационных, культурных условиях. Во многих социологических теориях представлен гендерный аспект: социология труда и занятости, социология детства, социология семьи и т.д.

Объектом исследования гендерной социологии выступают мужчины и женщины как две большие социально-демографические общности, различающиеся социальным статусом {положением в обществе), ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Исследователей интересуют исторически сложившиеся взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им образ социальной реальности.

Предметом исследования являются социальный статус мужчин и женщин в обществе и его эволюция под влиянием конкретных условий: исторических, политических, духовных. Гендерное неравенство проявляется чаще всего как социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро- и макроуровнях.

Гендерная социология изучает закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделение труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининное - ти), их влияние на разные стороны общественной жизни.

В настоящее время существуют три направления в гендерной теории: тради- ционно-философское (интерпретация гендерных отношений и гендерного неравенства); феминизм (проблема преодоления гендерного угнетения женщин и их борьбы за свои права); теория социального конструирования гендера, в основе которой лежит концепция исследования объективной и субъективной реальности, согласно которой важнейшими функциями является информационная, прикладная (эмпирическая), управленческая, прогностическая.

Сам факт существования различий в социальных ролях мужчин и женщин, их реального социального неравенства всегда в той или иной мере признавали социологи и стремились объяснить причины неравенства между мужчинами и женщинами с точки зрения социально- экономических, социально-психологических, социально-культурных аспектов.

Существует три основных измерения гендера: индивидуальный - через гендерную идентичность и гендерную социализацию, структурный - как реальное положение мужчин и женщин в структуре социальных институтов, включая экономику, политику, религию, образование, семью, медицину; и символический, или культурный, исходя из того, что в каждой культуре в конкретное историческое время включается в образы «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» (ТА. Гурко, 1998).

Антропологи, этнографы, историки давно установили относительность представлений о типично мужском и типично женском: то, что в одном обществе считается типично мужским занятием, поведением, чертой характера, в другом - может определяться как женское.

Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С мальчиками и девочками родители обращаются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы: в зависимости от пола ребенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализации семья (родители и другие родственники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), культура в целом (книги и средства массовой информации, театр, кино и пр.) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются культурными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

Устойчивые представления о должном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном складываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» мужчин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.

Идеальные стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличаются друг от друга в зависимости от исторически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных обществ характерен идеал женщины-мате ри, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.

В советский период идеальным становится образ работницы и матери, активистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо страны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает д ля нор- мального существования семьи, и одно- временно исполнять обязанности хозяйки дома, жены и матери.

В постсоветский период стала доминировать идея «естественного предназначения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассоциацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимущественно два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка - подруга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель - это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.

Исследователи отмечают, что наиболее интенсивно процесс формирования гендера осуществляется в детском и юношеском возрасте.

Конструирование гендера происходит в различных сферах жизнедеятельности молодого человека (политической, культурной и общественной жизни, семейной и репродуктивной сферах, в сфере образования, занятости и многих других) посредством различных способов и механизмов воздействия.

Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Он отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от пола. В каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы во времени изменяются, но гендерная асимметрия остается. Традиционно то, что предписывается женщинам, оценивается как менее значимое, вторичное (второсортное).

Гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер выступает одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими показателями, как раса, национальность, возраст организует систему социальной иерархии. Гендерная система развивается и поддерживается через сознание людей. Гендерное сознание конструируется посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество применяет санкции к нарушителям, наклеивает ярлыки. Такая стигмация весьма болезненно переживается людьми и может вызывать стрессы, психические расстройства.

Действия индивида оказываются тесно связанными с его гендерным статусом и соответствуют социальным ожиданиям; индивиды на микроуровне поддерживают или конструируют гендерные различия.

Базовым элементом конструирования являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый - когнитивный компонент - представления молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеждения и суждения о разных полах, совокупность взглядов на гендерные отношения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй - эмо- тивный (аффективный) компонент - эмоциональная оценка чувств, связанных с гендерной принадлежностью, отношением к своему и противоположному полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий - поведенческий {конативный) компонент - последовательное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к реальным положительным или отрицательным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятельности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирование и путь достижения своих жизненных планов, целей.

Существуют также гендерные стереотипы как особые социальные установки - простые по форме, примитивные и неточные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Гендерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти системы асимметричны. Асимметрия проявляется в том, что все мужское (маскулинное) - черты характера, модели поведения, профессии - считается значимым, а женщины и все женское (фе- минное) определяется как вторичное, подчиненное и незначительное.

Гендерная асимметрия означает диспропорцию удельного веса мужчин и женщин в конкретной сфере жизнедеятельности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различных сферах жизни.

Например, в населении большинства стран женщины составляют от 51 до 54% (в Индии - 48% населения). Но обратим внимание на тот факт, что среди политиков национального и регионального уровней их существенно меньше. Женщины в структуре населения России составляют 53%. По итогам переписи 2002 г. на 1000 мужчин в России приходится 1147 женщин. Однако в Государственной Думе созыва 1999 г. было 7% (2007 г. - 14% депутатов-женщин), среди крупных предпринимателей России лишь 3% женщин. Женщины составляют 56% лиц с высшим образованием, однако их доходы в целом составляют чуть более 40% доходов мужчин; их значительно меньше среди руководителей всех уровней.

Источником гендерной асимметрии иногда выступают государственные структуры, например, в мусульманских фундаменталистских государствах женщины лишены права участвовать в выборах, права на работу вне дома, права на образование.

Но чаще всего источником гендерной асимметрии является скрытая дискриминация и патриархатные установки. Так, например, низкое представительство женщин во власти объясняется их нежеланием идти в политику и тем, что «естественное предназначение женщин лежит в иной сфере».

Исследования по гендерной тематике чаще всего ведутся в проблемном поле социальных проблем женщин, гендерные проблемы мужчин изучены в значительно меньшей степени. Исследовательские гендерные центры основные направления своей деятельности концентрируют на социально-экономических аспектах занятости, специфике управления женским коллективом, изучается женщина-руководитель, анализируется активность женщин в политической сфере, особенности женского электората. Объектом особого внимания становится семейная жизнь: изучается одинокое материнство, комплекс проблем взаимоотношений мужчин и женщин в браке, после развода, новым феноменом становится изучение образа жизни женщин- домохозяек.

Специфика социальных проблем мужчин отражается в основном в рамках военной социологии. Но концептуально исследования мужчин весьма неоднородны, хотя в большинстве из них отмечается, что не только женщины страдают от навязанных им обществом гендерных ролевых стереотипов, но и мужчины постоянно сталкиваются с трудностями исполнения рекомендуемых (навязанных) им ролей. Наука почти никогда не обращалась к переживаниям мужчин. Поведение мужчин основывается на представлении о мужественности, которое они впитали из культуры. Мужественность понимается как набор социальных норм, которые содержат предписания и запреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать. Структура ролевых норм складывается из трех факторов: первый - нормативные статусные ожидания - мужчина завоевывает статус и уважение других членов общества, осознает необходимость быть лучше других и обладать властью или влиянием; второй - норма независимости и самодостаточности - отражает ожидания от мужчин умственной компетентности, эмоциональной сдержанности и физической силы; третий - норма ан~ тиженственности - ожидания того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности, отличаться от женщин.

Относительно недавно исследователи высказали идею, что корректнее все-таки говорить о многочисленных вариантах маскулинности. Раса, национальность, принадлежность к определенному социальному классу и субкультуре, сексуальная ориентация влияет на то, что именно вкладывается в понятие мужественности. Но даже в примитивных обществах мальчики усваивают, что они обязаны обладать способностью обеспечить питанием женщин и детей. Лишь немногие могут от этого уклониться и стать бродягами, монахами, жить в одиночестве, т.е. социально дистанцироваться от ответственности за других людей.

Российская маскулинность и феми- нинность репрезентируются в современных средствах массовой информации и имеют иерархический характер. Профессиональная занятость, более того, высокий уровень профессионализма, материальная независимость, соревновательность, успешность, автономность, гетеросексуальность выступают социальными маркерами гегемонной маскулинности.

Анализ проблем гендерной социологии тесно связан с рассмотрением такого явления, как феминизм. Что касается феминистских теорий, то все они основаны на утверждении, что путь освобождения женщины лежит через изменение ее сознания - освобождение от устаревших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движение с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дискриминации женщин.

Первая волна феминизма приходится на XIX - первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредоточением усилий на достижении юридического равноправия полов. В середине XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое равенство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие направления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей волне феминизма происходит усложнение и дробление современного феминистского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими направлениями (радикальным, либеральным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторонники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендерные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

Феминизм как общественно-политическое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изменений, направленных на достижение реального социального равенства женщин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представления делят весь спектр человеческих качеств на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и соперничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность проявлений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.

Феминизм, выступающий за искоренение гендерной стратификации, предполагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и работы. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патриархата в семье и обществе, ибо он искажает отношения между мужчиной и женщиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современное женское движение ставит своей целью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.

Попытки проникновения феминизма в академическую (научную) среду обернулись возникновением гендерных исследований (в том числе в социологии) как реакции на ангажированность этого движения.

Основная литература

Гурко Т.Л. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М.: Институт социологии РАН, 1998. С. 174.

Гидденс Э, Глава 6. Гендер и сексуальность. Глава 7. Гендер и стратификация. Классовое деление и гендер. Изучение положения женщин в работах по стратификации. Сложности в изучении гендера и стратификация // Социология. М., 1999. С. 152-192, 218-220.

Клюшкина О.Б. Гендерные исследования // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003.

Т. 1. С. 203-204.

Силласте ГГ Социология гендерная // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 2. С. 518-521.

Дополнительная литература

Антология гендерной теории. Минск, 2000.

Силласте Г.Г Гендер // Социологическая энциклопедия. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 203.

Словарь гендерных терминов / Под ред. АЛ. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские инновационные проекты». М., 2002.

Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М., 2005.

Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». М.: Московский центр гендерных исследований, 2001.

ЛЕКЦИЯ 1.

1. Социология молодёжи как отрасль социологии. Объект и предмет изучения социологии молодёжи. Молодёжь в системе социологического знания.

2. Структура социологии молодёжи. Подходы к исследованию проблем развития молодёжи.

3. Функции социологии молодёжи. Место социологии молодёжи в системе гуманитарных наук.

1. Социология молодёжи как отрасль социологии. Объект и предмет изучения социологии молодёжи. Молодёжь в системе
социологического знания

Социология в качестве объекта своего исследования рассматривает общество, его отдельные элементы в виде социальных институтов, социальных процессов и групп. Общество как сложная система настолько масштабно и дифференцировано, что изучение его в пределах одной теоретической концепции невозможно. По этой причине в социологической науке выделяются отдельные теории или отрасли, у каждой из которых свой объект и предмет исследования. К настоящему времени структура социологической науки включает несколько десятков и даже сотен отраслевых социологий, различающихся в отношении объекта исследования. В их число входит социология молодёжи.

Социология молодёжи – отрасль социологии, изучающая молодёжь как социально-демографическую группу, её роль в общественном воспроизводстве, статус в обществе и взаимодействие с другими социальными группами, а также особенности сознания и поведения молодёжи.

Объектом социологии молодёжи, таким образом, является молодёжь как социально-демографическая группа и субъект социальных отношений.

Предметом социологии молодёжи являются молодёжные проблемы, социальные функции молодёжи, специфические формы социального поведения и сознания данной социально-демографической группы.

Специалисты, работающие в области социологии молодёжи, в качестве главной составляющей предмета социологии молодёжи обычно выделяют молодёжные проблемы. В частности, авторы энциклопедического словаря «Социология молодёжи» пишут: «Молодёжные проблемы, являющиеся предметом социологии молодёжи, подразделяются на две большие группы. К первой относится изучение специфически молодёжных проблем, возникающих в процессе её функционирования как относительно самостоятельной социальной группы, ко второй – проблемы общесоциологические, затрагивающие молодёжь, как часть общества, и в то же время, либо преимущественно её касающиеся (проблемы образования, семьи, брака), либо специфически проявляющиеся в молодёжной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти, специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.).

Анализ современных проблем молодёжи необходимо начинать с уточнения понятия «молодёжь».


Молодёжь – особая социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями: переход от детства и юности к социальной ответственности.

С точки зрения структурно-функционального подхода, молодёжь в обществе выполняет две главных социально значимых функции :

Транслирует ценности и практики, способствует воспроизводству социального порядка, сохранению идентичности общества, преемственности его последовательных состояний;

Реализует инновации и тем самым способствует развитию и изменению общества.

Вместе с тем, в определённых условиях молодёжь может реализовывать и дисфункции, на которые обращал внимание ещё Роберт Мертон. В частности, она может дестабилизировать общество посредством повышенной активности деструктивного типа. Либо, напротив, своей пассивностью способствовать закреплению несправедливого социального порядка, неэффективных форм управления.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу являются: возраст, статус, ролевые функции. (Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».)

На международном симпозиуме, проведённым в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 – 21 год для юношей и 16 – 20 лет для девушек. Под молодёжью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Молодёжь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14–16 лет – подростки . Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2.17–19 лет – юношество . Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учёбы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20–24 года – собственно молодежь . Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25–30 лет – старшая молодежь . В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодёжи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Каждый из этих временных отрезков ставит перед молодым человеком определённые задачи.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

Демографические (пол, возраст, семейное положение);

Национально-этнические;

Целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);

По уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);

По месту жительства (городская и сельская молодёжь);

По степени общественно-политической активности (например, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);

По роду любительских занятий (например, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);

По профессиональной принадлежности.

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

В 70-е годы XX века была сформулирована идея о необходимости формирования новой науки о молодёжи – ювенологии (юнологии, ювентологии).

Ювенология – комплекс наук, изучающих молодёжь; различия между ними определяются характером рассматриваемых проблем, углом зрения –социологическим, психологическим, культурологическим, историко-этнографическим, педагогическим, демографическим, медико-физиологическим, правовым.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

Введение. 2

Глава 1. О предмете социологии молодежи. 4

Глава 2. Социальное развитие молодежи. 9

Глава 3. Современная молодежная политика. 11

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17


Введение

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.

Жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”, поэтому актуальность темы не ставится под сомнение. Выяснить, каковы же эти ценности и под влиянием чего они формируются, - вот задача данной работы. Целью исследования является изучение темы с точки зрения отечественных исследований по сходной проблематике.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Глава первая раскрывает суть предмета социологии молодежи.

Во второй главе, социальное развитие молодежи, рассматривается как объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимодействия количественных и качественных изменений, претерпеваемых молодым поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели социального прогресса. В третьей главе рассмотрены общие подходы к выработке новых критериев. Они представляются как некие предварительные условия для достижения своеобразного консенсуса между обществом и молодежью по поводу ее развития и в самом общем виде определяются перспективами модернизации России.

В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы «Социология молодежи». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.


Глава 1. О предмете социологии молодежи

Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т.д.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

Выделение "социологии молодежи" в отдельную отрасль социологии относится ко времени "молодежной революции" 60-х гг., приведшей к росту внимания к молодежным проблемам, конфликту поколений и роли молодежи в социальных изменениях. Основной причиной утверждения социологии молодежи является увеличение переходного периода от детства к взрослости, что, в свою очередь, связано с усложнением разделения труда и производственных процессов. Другим важным фактором появления молодежи оказалось разделение дома и работы. Таким образом, в рассматриваемый период времени образовательные функции переходят от семьи - как традиционного носителя к школе. Это говорит о том, что исторически и социологически молодежь как социальная группа оказывается продуктом изменения взаимоотношений между семьей, школой и работой.

По поводу определения молодежи, критериев выделения в самостоятельную социальную категорию, возрастных групп ведется давняя полемика между учеными. Существуют разные подходы к предмету изучения - с позиции социологов, психологов, физиологов, демографов, а также классификационные традиции, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Известную роль играют идеологические факторы, так как молодежь всегда была на острие политической борьбы. Важнейшими группообразующими признаками тут большинство авторов признает возрастные характеристики и связанные с ними общественный статус, а также проистекающие из того и другого социально-психологические свойства.

Социология молодежи как отрасль социологической науки исследует свой предмет во всей его целостности, с точки зрения положения в социальной структуре, форм проявления и механизмов действия закономерностей функционального развития. Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Будучи относительно самостоятельной социально-демографической группой, молодежь обладает спецификой, требующей разработки в рамках социологии специальных концепций и теорий среднего уровня. Подчеркивая относительность самостоятельности, социологи преследуют две цели. Во-первых, избежать определенного отрыва молодежи от общества, частью которого оно является. Во-вторых, акцентировать внимание исследователей на том, что совокупность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических интересов и запросов молодой поросли социально обусловлена и может быть конкретно интерпретирована лишь в более широком общественном контексте. Вот почему молодежная проблематика в качестве предмета социологического анализа, подразделяется на два вида, что нашло отражение в социологической литературе, первому относится все специфическое: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев возрастных границ; выявление потребностей и способов деятельности; исследование процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, социальных аспектов функционирования неформальных объединений и движений. Другую важную область составляют такие проблемы, которые представляются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно затрагивают молодежь (образование, семья, брак), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности и т.д.).

Отмеченная специфика предмета социологии молодежи наложила свой отпечаток на методы конкретного исследования. Понимая условность всякой классификации, можно все-таки выделить некоторые подходы.

Психоаналитическая ориентация. В ее основе лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности. Она базируется на идеях ортодоксальных доктрин Э.Фрейда, развитых его учениками и последователями неофрейдизма (Р.Бенедикт, Л.Фойер, Л.Шелефф, Э.Эриксон). В частности их усилиями получила дальнейшую разработку теория "эдипова комплекса", в соответствии с которой объясняются природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности выступлений молодежи против существующего порядка и прочие формы сублимации свойственной ей энергии. Эпигенетический принцип Э.Эриксона позволил представить развитие индивида, как последовательное прохождение им ряда этапов, каждый из которых означает успешное преодоление предыдущего. Р.Бенедикт показала, что на любом этапе индивид испытывает целенаправленное общественное воздействие, формирующее у него определенный тип социально-психологической зрелости, т.е. "социальный характер", соответствующий конкретному обществу.

В этом плане плодотворно потрудились наши ученые: К.Абульханова-Славская, Г.Андреева, Л.Архангельский, В.Бочарова, Л.Буева, С.Голод, С.Иконникова, И.Кон, Б.Лисин, В.Лисовский, В.Ольшанский, А.Петровский, Д.Фельдштейн, Е.Шорохова, В.Щердаков, Д.Эльконин.

В рамках данного метода был сформулирован системный взгляд на проблему развития личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев известный биологизм З.Фрейда, но следуя традиции психоанализа, исследователи сумели осмыслить этот процесс в непосредственном взаимодействии с социумом. Рассмотрение молодежи как социологической категории, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями человеческого сознания и поведения продуцировало более глубокое понимание молодежных проблем, научное обоснование дифференцированной воспитательной работы. Это в решающей степени привело к выделению в молодежной политике целого направления, связанного с гармоничным совершенствованием подрастающего поколения. И хотя сама идея по существу была достаточно утопична, все же попытки ее реализации, как в исследовательской, так и в практической формах, безусловно, имели важные результаты.

Предметом анализа здесь явились тенденции формирования молодых пополнений рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, их социальное положение, трудовая и общественная активность, а также несоответствие профессионального статуса и квалификационной подготовки, уровня образования и материального обеспечения, формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решения - словом, фундаментальные противоречия, определяющие характер отношений молодежи и общества. С введением лонгитюдной стратегии исследований был не только глубоко проанализирован процесс включения молодых людей в общественную жизнь, но и прослежено меняющееся поведение когорты, вариантность этого процесса во времени.

Культурологический подход. Для данного подхода характерно рассмотрение социальных явлений, в том числе и специфически молодежных, под углом зрения феноменологической социологии. Разделяющие идеи ее основоположников А.Щюца, П.Бергера, Т.Лукмана исследователи стремятся осмыслить мир молодежи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, целями и поведенческими мотивами реально действующих индивидов. Перечисленные субъективные проявления фиксируются и концептуализируются как последствия объективных социальных процессов, отражающихся в определенных типах культуры, понимаемой и как степень усвоения общественных норм, и как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности.

Благодаря использованию культурологической традиции социология получила возможность системного анализа молодежных проблем во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Классический образец - работы немецкого социолога К.Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства, он раскрыл механизм социального наследования: насущная потребность передачи и усвоения материального и духовного опыта постоянно сталкивает все новые волны людского массива с феноменом культуры человечества; сей непрерывающий контакт молодых поколений с достижениями цивилизации имеет огромное значение для общества, потому что открывает пути переоценки обретенного культурного багажа, переориентировки движения в новом направлении. По Маннгейму это своего рода компенсация ограниченной и частичной природы человеческого сознания. В соответствии со способом передачи культур от одного поколения к другому, американский антрополог М.Мид делит их на три вида: постфигуративную, кофигуративную и префигуративную. Культурологическому подходу обязано своим появлениям множество теорий среднего уровня в западной социологии - нарциссизма (Э.Ноэль-Нойманн, Кмиесяко), гедонизма (Цис), постиндустриального мышления (Д.Белл, Р.Инглхарт, Х.Вильямс), ювентизации (П.Митев, Ф.Малер).

Не без пользы применяют и развивают эту методологию российские социологи: В.Бакшутов, В.Боровик, С.Григорьев, В.Добреньков, В.Журавлев, С.Иконникова, И.Ильинский, Л.Коган, В.Криворученко, С.Кугель, В.Левичева, В.Лисовский, В.Луков, В.Немировский, Ю.Ожегов, Е.Слуцкий, В.Харчева, В.Чурбанов, А.Шендрик.

Молодежный стиль жизни отличает субкультуру молодых людей как особую форму организации социально-демографической группы. В современной науке доминирует традиция исследования этой субкультуры, коррелирующего ее с ценностной и мировоззренческой диференциацией в молодежной среде с различиями поведения, внешней атрибутики, с особенностями реализации досуга неформальных молодежных объединений, не только имело практический смысл, но и существенно расширяло представление о типологии молодежного сознания.

Сегодня становится очевидным, что процесс демократизации, с таким трудом пробивающий у нас дорогу, будет иметь успех лишь в условиях всестороннего обогащения каналов связи между обществом и формирующейся личностью. Ибо именно молодежь в состоянии оказывать решающее влияние на общество и вызывать социальные изменения, определяющие содержание всей его жизнедеятельности.

Глава 2. Социальное развитие молодежи

Следует учитывать, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких свойств, как необратимость и направленность. Если первое свидетельствует о его устойчивости, то второе придает внутреннюю взаимосвязь. В современных обществах сознательно развиваемые общественные отношения составляют фундамент научно обоснованного регулирования этого процесса. Отмечая данную особенность, имеется в ввиду не манипулирование молодыми людьми, не волюнтаристическое воздействие на их судьбы, а создание необходимых условий социализации, использование всей совокупности регулируемых мер, характеризующих воспитательную практику.

Длительное время к социальному развитию наше обществоведение обращалось главным образом через анализ закономерных изменений в нем. К тому же при установлении закономерности того или иного явления "с классовых позиций" нередко вступало в конфликт с реальными фактами. В поисках причинно-следственных связей забывалось о спонтанных, стихийных тенденциях, раскрытие которых позволяет повысить эффективность воспитательных средств, лучше использовать инновационный потенциал молодого поколения.

Надо сказать, что противоречия, охватывающие социализацию молодежи, выражают диалектику объект-субъектных отношений, возникающих в ходе ее общественного возмужания, и лежит в основе целого комплекса проблем. Конкретные же условия бытия определяют особенности молодежного сознания, сложное переплетение структурных элементов которого и образуют побудительно-мотивационные сущностные силы. Внутри этого единства обнаруживает себя многообразие противоречивых детерминаций, определяющих специфику отношения к окружающей действительности и мотивацию социальных поступков. Эти проявления социального качества переходят одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая социальную сущность молодого поколения, которая реализуется посредством активной деятельности.

Результаты социологических исследований последних лет вынуждают сделать вывод, что реформирование базисных структур практически не учитывает особые, отличные от других общественных групп социальную роль и позицию молодежи. Односторонняя направленность экономических реформ больно ударяет по ее жизненным интересам, отбрасывает на обочину жизни, влечет за собой разрушение присущего ей инновационного потенциала, тормозящее прогрессивное развитие общества. Выпадая из воспроизводственного процесса, молодое поколение не может занять подобающего места в социальной структуре, поскольку лишено возможности на равных конкурировать с более обеспеченными слоями населения, а завтра уже фактически окажется маргинальным слоем. Утрата надежных социальных ориентиров, распад традиционных институтов социализации (хотя во многом и не отвечающих современным требованиям, тем не менее обладавших довольно отлаженным механизмом формирования устойчивых представлений об идеалах, ценностях, нормах, принципах), с одной стороны, повысило его личную ответственность за свою судьбу, поставив перед необходимостью выбора (увы, последний все чаще зависит не от способностей и интересов, но от случайных обстоятельств), а с другой - выявило неготовность большинства включиться в новые общественные отношения. Наметилось перераспределение молодой рабочей силы между производственными и коммерческими структурами. Резко обозначилась тенденция роста бездуховности, снижения нравственных критериев общественного поведения, ухудшения физического здоровья молодежи.

В этой обстановке уповать на саморегулирование рынка, который рано или поздно якобы все приведет в необходимое соответствие, - значит окончательно потерять молодое поколение. Чтобы этого не произошло, нужно последовательная и гибкая молодежная политика.

Глава 3. Современная молодежная политика

Чтобы правильно оценить происходящие изменения в молодежной среде и наметить четкие ориентиры ее социального развития, нужны новые критерии, выработать которые можно объединенными усилиями всех, кто причастен к изучению или практическому решению молодежных проблем, кто сумеет соединить теорию с позитивным опытом.

Оценивая изменения, происходящие в социальном положении и в мотивационной сфере молодежи, видимо можно судить о направленности социального развития молодого поколения и всего общества.

При нынешних темпах приватизации общественный строй по своему главному критерию практически не изменился, оставаясь важным фактором развития молодого поколения. Процесс его социализации пока происходит в условиях сохраняющегося преимущественно общественного характера собственности. Однако модернизация общества скорее всего пойдет по пути многоукладной экономики. Поэтому важным критерием социального развития молодежи становятся возможности свободного выбора того или иного уклада.

Усилиями предшествующего поколения в России было создано индустриальное общество. Поэтому переходный период характеризуется не процессом индустриализации, а модернизации индустриального общества. Значит и критерием развития молодежи может выступать уровень постиндустриального сознания, отраженный в ее мотивационной структуре.

Отвергая тоталитаризм, большинство молодежи выразило свое отношение к социализму. Однако поколения, для которых право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, другие формы социальной защищенности были реальностью, вряд ли безоговорочно примут любую модель общества, лишающего их этих гарантий. И современное молодое поколение несет в себе своеобразный "генетический код", обеспечивающий преемственность мотивационной сферы сознания. Эти общецивилизационные гарантии стали критерием современного общества и по отношению к ним молодежи можно судить о ее социальном развитии.

Необходимость перехода России к современному обществу объясняется не только неудовлетворенностью россиян тоталитарным режимом, но и общекультурными, общецивилизационными процессами, происходящими в мире. Они нашли свое. Согласно этой концепции, современное общество должно соответствовать общечеловеческим критериям рациональности, эффективности и производительности. Принцип рациональности, пронизывающий все существующие модели модернизации, основывается, по М.Веберу, на наличии связи между религиозными идеями и профессионализмом. Благодаря этой связи развивается особая трудовая этика и формируется дух рыночно-индустриальной культуры, лежащий в основе социально-экономических отношений современного общества.

Насколько же критерии современного общества применимы к оценке социального развития российской молодежи? Очевидно, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Да, соответствуют, если мы хотим жить в таком обществе. Нет, не соответствуют, если реально оценить, насколько мы не просто не такие, а другие.

Сегодня мы оказались также далеки от цивилизованного капитализма, как и от коммунизма. Значит правы те, кто говорит о необходимости для России своего пути к современному обществу, если только к этому добавить - и своего представления о современности.

Образ современного общества, к которому стремится наша молодежь, должен строиться с учетом ее собственных представлений о таком обществе. Выраженные в ценностных ориентациях молодых людей эти представления в совокупности образуют некую ценностную модель современности, отражающую уровень развития молодого поколения на данном этапе.

Подобный подход гарантирует нас по крайней мере от одной ошибки - допустить субъективизм в оценках "нормы" развития. В такой модели, отражающей совокупный индивидуальный опыт, как бы усредняется историческое своеобразие путей, проделанных разными поколениями в направлении к современности. Что же касается нормативной модели, с которой может осуществляться сравнение, то ее ядром должна стать свободная личность.

Поэтому самыми общими критериями социального развития выступают условия осуществления личной свободы и проявления собственной индивидуальности.

Как видно, модернизация российского общества предполагает более широкие процессы, чем переход к рыночным отношениям. Это объясняется не только тем, что современное общество однозначно понимается как капиталистическое, индустриальное, но и определенным социально-философским содержанием существующих теорий модернизации.

Процесс модернизации российского общества, рассматриваемый как фактор его возрождения, непосредственно связан с исторической традицией. В определении традиции современная наука не случайно выделяет процесс социального наследования, подчеркивая тем самым ее роль в воспроизводстве и развитии общества. Благодаря традиции, молодое поколение реализует свои важнейшие социальные функции (воспроизводственную, трансляционную, инновационную). Молодежь не просто воспринимает традицию в виде социального опыта, ценностей, норм поведения, идей, культуры, но и осуществляет выбор, отдавая предпочтение одним и оставляя без внимания других. Кроме того, каждое поколение привносит что-то свое в традиции, обновляя их, заимствуя из других культур. Тем самым осуществляется связь времен, без которой немыслим социальный прогресс. Однако забвение, тем более разрушение традиций всегда имеет пагубные последствия.

Оставляя свой след в потребностях, интересах и ценностях молодежи, традиции формируют ее историческое сознание. Оно отражает осознание молодым поколением своего места в историческом процессе и выполняет важную социально-регулятивную функцию, благодаря связи с мотивационной сферой. Как в индивидуально-личностном, так и в общественном плане развитое историческое сознание помогает определить меру между прошлым и будущем, не допуская идеализации ни того, ни другого. Если мера между прошлым и будущем - необходимое условие возрождения российского общества, то степень зрелости исторического сознания молодого поколения - критерий развития и общества, и поколения.

Обеспечивая связь между поколениями, историческое сознание может быть иррациональным по отношению к настоящему. Оно не признает другой логики, кроме исторической, придавая ей легитимность в современном обществе на основании лишь самого факта ее существования в прошлом. Иррациональность возникает тогда, когда современные знания, как правило ограниченные, вступают в противоречие с историческим опытом, отраженным в самосознании людей. Знание не единственный компонент исторического сознания. Весомой его частью является самосознание, т.е. самоощущение причастности к истории своего народа, собственной субъективности в историческом процессе. Развитое историческое самосознание предполагает закрепление позитивного исторического опыта в потребностях людей, превращение его в повседневные нормы поведения, в критерий нравственной самооценки. Поэтому не считаться с ним нельзя. Его можно разрушить, как это пытались сделать еще совсем недавно, но за это оно безжалостно мстит.

А если все пути закрыты, то остается для молодежи один выход - насилие. Есть целый ряд факторов, которые подталкивают молодежь к насилию. Однако, фиксируя их, социологи часто удивляются другому феномену: с начала перестройки, несмотря на все социальные эксперименты над народной жизнью, в России не было сколько-нибудь крупных, массовых вспышек насилия среди населения. Видимо, где-то в глубине общественного сознания россиян сильно предубеждение о том, к чему ведет анархия, чем чреват народный бунт, бессмысленный и беспощадный. В этом, может быть, одна из надежд на то, что наш народ обретет себя и достойное будущее.


Заключение

В заключении хочется подчеркнуть, что как показывают исследования, молодежь больше, чем другие возрастные группы, поддерживала и поддерживает рыночные реформы. И зачастую, основываясь на подростковом сознании, имеет надежду на то, что рынок автоматически решит все проблемы.

Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.


Список использованной литературы

1. Багиров В.Б., Ганин Л.В., Попов В.Г., Реданкин В.Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. - Екатеринбург, 1993.

2. Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода// Социс. - 1995. - № 7.

3. Кузнецов В. Н., Кузнецова В. Н., В.Н. Кузнецова, Кузнецов В.Н., ред., Под ред. В.Н. Кузнецова, Кузнецов В.Н. - ред.СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ УчебникИздательство: АКАДЕМИКА (ЮРИСТЪ-ГАРДАРИКА), ГАРДАРИКИ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2005г.

4. Лукичев П.Н., Скорик А.П. Поведенческая типология студенческой группы// Социс. - 1995. - № 7. Молодежь Тульского региона: социологический аспект (сборник научно-методических материалов) // КДМ Администрации г.Тулы, ЦСППМ "Шанс". - Тула, 1995.

5. Петрик В.Л. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи// Социс. - 1995. - № 12.

6. Положение молодежи в Российской Федерации, 1995 (доклад Госкомитета РФ по делам молодежи правительству РФ). - М., 1995.

7. Чупров В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социс. - 1994. - № 6.

8. Шубкин В.Н. Молодежь России: аспирации и реальность (методологические проблемы исследования)// Социс. - 1994. - № 3

9. Бабинцев П.А, И.В.Бояринова, Е.В.Реутов. Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 76-83.

10. Дашкина А.Н. О проведении второго всероссийского съезда социальных работников и социальных педагогов // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 1. С. 117-124.

11. Сересова У.И Трансформации социальной работы как профессии: взгляд через призму мотивации молодых специалистов // Журнал исследований социальной политики. 2007. Т. 5. № 1.

12. http://www.studentu.ru

13. http://www.romic.ru/referats

14. http://www.ucheba.ru/referats

15. http://www.ecsocman.edu.ru


Цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.). 2.3 Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, ...




Молодых людей, формирует свою систему ценностей, взглядов и мнений, которая, возможно, в недалеком будущем станет моделью всего социума. 1.3. Методы социологического изучения отношения студенческой молодежи г. Красноярска к современному искусству В социологии используется набор различных методов изучения массового сознания. Использование этих методов позволяет на эмпирическом уровне исследовать...

Внутренний мир индивида, его личностные характеристики, оказывающие непосредственное влияние на взаимодействие с социумом. 1.2. Основные методы, применяемые в рамках качественного подхода Многообразие тактик, применяемых в настоящее время в области качественной социологии, в целом можно свести к следующим наиболее распространенным: кейс-стади, этнографические исследования, устная история, ...

Административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Закономерным стало признание плюрализма точек зрения на предмет социологии и её места в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня...

В.Семенова

1. Вводные замечания

Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и развивается на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих поколений и воспроизводству социальной структуры.

Для описания специфики данной области целесобразно проследить ее место в ряду других, <граничащих> с ней отраслей социологии.

С точки зрения возрастной дифференциации общества социология молодежи <граничит> с такими областями, как исследования детства, пожилых, жизненного цикла, поколений. Отсюда сходство в проблематике: возрастные границы, возрастная дискриминация, смена поколений; специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных событий. Из такого сходства вытекает общее в терминах анализа: повторение и изменение; преемственность или разрыв; конфликт или солидарность. Отсюда общее в методике возрастных исследований, направленной на изучение изменяющегося во времени объекта: ретроспективная, лонгитюдная стратегия, повторные или панельные исследования, событийный анализ.

Однако юность как предмет исследования не может быть сведена только к возрастным границам жизненного цикла, ибо существует еще и социальный аспект процесса взросления, рассматриваемый в понятиях теорий социализации. Отсюда пересечение с такими областями, как социология образования, культуры, семьи. Как следствие - проблематика воспитания, агентов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности, связанных с переходом из одного статуса в другой. В методике это находит отражение в использовании методов описательного анализа - таких, как изучение типичных черт социального облика молодежи, изменение личностных характеристик на различных этапах становления.

Преобладание одного или другого подходов предопределяет различие национальных школ в социологии молодежи. В российской социологии, как правило, доминировал второй подход. Причиной тому - не только политические ограничения советского строя, рассматривавшего молодежь с точки зрения соответствия идеологическому идеалу, но и национальные традиции патерналистских отношений <по старшинству>, которые перешли в советский период с дореволюционных времен.

Заметим также, что не во всех странах эта отрасль социологического знания приобрела самостоятельный статус и название <социология молодежи> - поскольку социология не имеет своих специфических теорий юности. Как самостоятельный феномен юность долгое время была объектом внимания прежде всего психологов и социальных антропологов.

В рамках собственно социологического знания интерес к молодежной проблематике обычно возникал в периоды обострения <проблем с молодежью>: социологи как бы отвечали на определенный социальный заказ, объясняя конкретную проблемную ситуацию. При этом теоретическое осмысление молодежного статуса в обществе в большинстве случаев оставалось в стороне. В результате социология молодежи больше связана с социальной практикой, чем с теорией.

Немецкий социолог К. Хурельман отмечает, что <исследования молодежи в основном сводились к больным точкам молодежного поведения, таким как кризис образования, безработица, потребление наркотиков, политический экстремизм - т.е. тем проблемам, к которым было приковано общественное внимание в данный момент, и зачастую из поля зрения выпадал целостный феномен "юности" как таковой> .

Даже широко известные лекции Маргарет Мид об исторических типах культурного контакта поколений, а также анализ поколений как фактора социальных изменений К. Мангейма получили общественное признание значительно позже времени своего написания. Они были использованы в качестве возможной объяснительной теории ситуации молодежного протеста и волнений конца 60-х гг.

Поэтому, описывая историю этой области социологического знания, нельзя не говорить о конкретных социально-исторических ситуациях, в которых молодежь становилась объектом внимания и общественного мнения, и исследователей; на этой волне происходил всплеск интереса к молодежной тематике и формулировались новые акценты в ее рассмотрении.

В структуре данной главы периодизация динамики развития молодежных исследований совпадает с социальными ситуациями <проблем с молодежью>: становление ее как социальной группы; рассмотрение молодежи в качестве трудового ресурса послереволюционной разрухи; первое послереволюционное поколение молодежи; осмысление молодежного бунта на Западе и проблемы сохранения идеологического контроля над молодым поколением в СССР; молодежные неформальные движения.

В развитии российской социологии можно выделить тенденции, общие для мировой социологии, и специфически национальные черты. К числу первых относится рассмотрение молодежи как компонента в социальной структуре и элемента мобильности общества в связи с проблемами образования, рынка труда и демографическими проблемами; существенно слабее, чем в западных национальных социологиях, разработана проблематика поколенческих культурных изменений и молодежной субкультуры, которые появились у нас значительно позднее. Формы политического протеста и молодежного экстремизма по понятным причинам обозначились как проблема лишь в самое последнее время.

Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации при вхождении в статус взрослого определяются конкретными социально-историческими условиями общества и его культурными традициями. Поскольку в разных странах и культурах процесс социализации протекает неодинаково, то по поводу границ молодежного возраста в разных национальных социологиях имеются разные представления. В российской традиции с начала века до наших дней границы собственно молодежного возраста в социальной статистике и в переписях населения варьировали от 10-12 до 20 лет в начале века, от 17 до 28-30 лет к нашему времени.

В целом же российская социология молодежи прошла сложный путь от упрощенного представления о молодежи как объекте социального контроля и воспитания со стороны государственных институтов до постепенного утверждения концепции молодости как особой фазы жизненного цикла с собственными интересами и собственным (хотя и незавершенным) социальным статусом. Закономерный процесс социологического углубления в объект исследования в отечественной социологии был затруднен историко-социальными обстоятельствами и поэтому происходил довольно болезненно и медленно.

Усложнение и углубление социального представления о молодости вело не только к признанию за молодым поколением собственных интересов (самореализация молодежи), но и к постепенной дифференциации возрастной группы как объекта исследования, к пониманию биологически-социального неравенства между отдельными подгруппами внутри одного поколения. Этот процесс внутренней дифференциации объекта протекал в русле мирового развития дисциплины, но, увы, с отставанием, которое к настоящему времени достаточно быстро преодолевается.

2. Молодежная проблематика до 1917 года. Становление молодежи как группы

В российской социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник на рубеже веков. Его <провоцировали> развитие капиталистических отношений в России и кризис традиционной семейной социализации, развитие системы массового профессионального образования. Именно тогда заговорили о высвобождении молодого поколения из-под влияния семьи и выделении его в качестве объекта социализации со стороны государства.

П. Сорокин в работе <Кризис современной семьи> в 1916 г. , описывая процесс распада традиционных семейных связей, в качестве отдельного аспекта выделил проблему разрыва традиционных связей между родителями и детьми в рамках семьи и передачу воспитательных и опекунских функций по отношению к подрастающему поколению в руки государства. П. Сорокин писал, что воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой. Широкая сеть детских учебных учреждений, воспитательных заведений и тому подобное означает, по существу, что не только функция первого воспитателя и <скульптора> отнимается у семьи, но даже время, проводимое ребенком в кругу семьи, резко сокращается. Замена семейного воспитания и обучения профессиональным имеет, по мнению Питирима Сорокина, свои позитивные стороны, так как должна привести к усилению степени <социализированноеT> молодого поколения, пропитыванию его общественными мотивами и интересами, большей просвещенности .

В этом пассаже из ранней статьи П. Сорокина отразился исторический переход от рассмотрения <ребенка, личности> как индивида, являющегося объектом социализации в семье, к анализу <молодого поколения> как общности, члены которой обладают сходным статусом <социализируемых>в рамках образовательных институтов. Теперь их социальное становление стало больше зависеть от ряда возможностей и ограничений, предоставляемых обществом. Та же ситуация кризиса образовательных функций семьи и перехода к системе <обобществленной> социализации почти одновременно с П. Сорокиным анализировалась в работах М. Рубинштейна <Кризис семьи как органа воспитания> и А. Чекина <Семейный распад и женское движение> .

Одновременно в публикациях того времени начала появляться проблематика студенческой и учащейся молодежи (А. Сперанский ), при этом особенное внимание традиционно уделялось проблемам быта и материального положения русского студенчества (А. Кауфман ) на основе бюджетов учебного и внеучебного времени.

В социальной статистике категория работающей молодежи (от 10-12 до 20 лет) существовала еще в переписи 1897 г. Появлялись публикации по тяжелому положению рабочих-подростков на производстве и в бытовой сфере, по их правовой незащищенности и уязвимости по сравнению с более старшими возрастными группами (И. Янжул , А. Бернштейн-Коган ). Общая направленность этих публикаций может быть охарактеризована как демократическая традиция отстаивания интересов социально незащищенных и дискриминируемых групп, требующих дополнительного внимания и опеки со стороны властей.

Загрузка...