domvpavlino.ru

Составьте исторический портрет княгини ольги время правления. Ольга, княгиня Киевская: княжение и исторический портрет. Последние годы жизни и память

Исторический портрет княгини Ольги (ок. 890-969 гг.)

князь киевский русь

После смерти в 945 году Игоря Рюриковича самостоятельно править в Киеве стала его вдова княгиня Ольга (см. Приложение №2).

Вопрос о родословной Ольги оказался запутанным, скорее всего из-за ошибки переписчиков летописей. Согласно «Повести временных лет», Игорю «приведоша…жену от Пскова» Прекрасу, после замужества принявшую имя Ольги в честь князя Олега Вещего. «Книга Степенная» (царская родословная), переписавшаяся в XIV веке, уточняет происхождение Ольги: «…от Плесковской страны, от веси Выбутской, от языка варяжска, от рода же не княжеска ни вельможска, но от простых людей». Однако известно, что до XV века «весь Выбутская» не существовала. А в одном из рукописных сборников XV века, принадлежащему в свое время историку А.С. Уварову, сказано, что «Игоря же (Олега) жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу. И бе мудра велми…». Столицей Первого Болгарского царства был город Плиска. Можно предположить, что из-за невнимательности переписчиков вместо Плиски в «Повести временных лет», а из нее в «Книгу Степенную» попали Плесков-Псков и Плесковская страна.

Став княгиней Ольга первым делом жестоко отомстила деревлянам за смерть мужа. Скорее всего, акты возмездия были проведены Ольгой по требованию варяжского окружения Игоря, ибо завет кровной мести не был характерен для славян, но был присущ скандинавским племенам. Ранней весной 946 года князь Мал, предводитель убивших Игоря древлян, прислал в Киев своих мужей сватать Ольгу. По деревлянским обычаям победитель наследовал власть убитого врага, жену его и все имущество. Послов-сватов посалили в ладью, принесли на княжеский двор, опустили с ладьей в яму и заживо засыпали землей. То была первая месть Ольги.

Второе посольство, пришедшее от Мала вслед за первым, заживо сожгли в бане. То была вторая месть Ольги.

А третья свершилась под стенами Коростена, куда Ольга пришла с дружиной будто бы для тризны по убитому мужу. Желая мириться, горожане вынесли множество хмельных медов и различных яств, но дружинники Ольги помнили, зачем пришли, и, в отличие от деревлян пили мало. Перебив, как говорит летописец, около 5 тысяч местных жителей, карательная экспедиция вернулась в Киев.

В том же году совместно с сыном и большим войском Ольга вновь пошла на Деревскую землю. Не встретив никакого сопротивления, войско подошло к Коростену. Жители не пожелали сдавать город, и нападавшие сожгли его дотла. По ходу этого набега был пленен и казнен несостоявшийся жених Ольги князь Мал.

Позднее с целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию. В 957 году Ольгу принимал в Константинополе император Константин VII Багрянородный. Летом 959 года из Киева с теми же целями отправилось посольство во Франкфут-на-Майне (Верхняя Саксония) к наиболее влиятельному в то время западноевропейскому правителю королю Германии и Италии Оттону I Великому, который через три года был провозглашен императором Священной Римской империи. Тем самым было положено начало формированию прямых отношений Руси с Западной Европой.

Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру с принятием имени Елены. О времени и месте, где происходил обряд, однозначных данных нет. По русским летописям, это произошло в 955году в Константинополе. По византийской летописи, это произошло в 957 году.

По примеру княгини христианство приняли многие из государственных мужей, но киевская варяжская аристократия решительно воспротивилась. Правительница оказалась в чуждом ей по религии окружении и вынуждена была передать власть Святославу. Разные источники упоминают это событие в интервале 961 - 964 годов.

Выдержав вместе с внуками осаду Киева печенегами, Ольга тяжело заболела - годы брали свое. Чувствуя приближение смерти, она запретила совершать над своей могилой тризну - языческое погребальное пиршество - и насыпать холм, а завещала похоронить себя по христианскому обряду.

11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась. Святослав, который и отогнал печенегов от Киева, все это время находился при матери.

[В 1007 году внук Ольги Владимир I Святославич перезахоронил останки первой русской правительницы в Десятинной церкви в Киеве. А позднее христианская церковь причислила Ольгу к лику святых.]

Регентство при Святославе: 945-962

Из биографии

Княгиня Ольга - хитрая (по преданию), святая (такой нарекла ее церковь), мудрая (такой осталась в истории).

В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу

Существует легенда, как Ольга жестоко отомстила за смерть мужа- Игоря. Первое посольство было закопано заживо в землю. Второе – перебито после пьяного пира. По приказу Ольги была сожжена столица древлян -Искоростень (попросила с каждого двора по два голубя и воробья, к лапам которых была привязана зажженная пакля). Погибло 5000 человек.

Такая месть не считалась в те времена жестокостью. Это было естественное желание отомстить за близкого человека.

Ольга правила в период малолетства сына Святослава, но и после она долгое время оставалась у руководства, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах.

Княгиня Ольга была одной из первых правителей, которые большое внимание уделяли дипломатии в отношениях с соседними странами.

В 1547 г. была причислена к лику святых.

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы налогообложения. Провела налоговую реформу, ввела уроки - размер дани, который был чётко определён.
Совершенствование системы административного деления Руси. Провела административную реформу:ввела административные единицы –становища и погосты , куда свозилась дань.
Дальнейшее подчинение племён власти Киева. Жестоко подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю).Именно при ней были окончательно подчинены древляне.
Укрепление Руси, активное строительство. В княжение Ольги начали строиться первые каменные здания, положено начало каменному строительству.Продолжала укреплять столицу- Киев.При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков.

Внешняя политика

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Усиление княжеской власти

Укрепление и расцвет государства, его могущества

Положено начало каменному строительству на Руси.

Предприняты попытки принятия единой религии - христианства

Расширение дипломатических связей с Западом и Византией.

20. Внешняя политика князя Святослава Игоревича.
В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть ещё не обложил их данью.
По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968/969 году покорил Итиль и Семендер. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела.

Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешла и Тмутаракань. Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о повторной победе над вятичами и наложении на них дани.

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному. В 967/968 году византийский императорНикифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Древнерусское государство, которое после присоединения Хазарии могло обратить свой взгляд на крымские владения империи.
В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». К 968-969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега - на древлянское, Владимира - на новгородское. После этого, осенью 969 года великий князь снова пошёл на Болгарию с войском.
Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока, сильно обеспокоенный вторжением русов, решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий. Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.



23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

21. Святослав 1 Игоречич и история Киевской Руси.
Правление Святослава по-разному оценивается исследователями. Одни считают его талантливым полководцем и государственным деятелем, другиеутверждают, что это был князь - авантюрист, жизненной целью которого была война. Один византийский автор описал Святослава как человека среднего роста, стройного, с голубыми глазами и плоским носом. Он брил бороду и голову, оставляя длинный пучок волос на голове и длинные усы. В ухе Святославаблестела золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином посередине. Русский летописец говорит, что князь Святослав ходил как барс, а во время военных походов спал прямо на земле под открытым небом, подкладывая под голову седло. Перед выступлением в поход он непременно предупреждал противникасловами: «Иду на вы!» Началось всё с подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно - славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города-крепости Саркела, построенного хазарами для блокировки нового пути транспортировки серебра, миновавшего Хазарский Каганат, а вместе с ним и столь обременяющие пошлины, Святослав построил крепость Белая Вежа. Были завоёваны и мордовские племена. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию (Волжская Булгария), где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Совершил успешные походы на Северный Кавказ и Азовское побережье. Отсутствием Святослава в Киеве довольно часто использовали печенеги, которые стали постоянной угрозой южным границам Руси. (В дальнейшем печенеги будут изгнаны из русских земель в годы правления внука Святослава - Ярославом Мудрым.) Перед Великим воином стояла двойная задача: не только защитить Русь, но и проложить торговые пути в другие страны. И с этими задачами князь успешно справлялся, что позволяет сделать вывод о нём, как о способном государственном деятеле и талантливом полководце. Кроме того он попытался приблизить границы своего государства к Византии и вёл упорную борьбу с Царьградом за Балканы. По этой причине в 969г. Святослав решил оставить за матерью Киев, а сам перебираться в Переяславец на Дунай. Но мать отговорила его от такого намерения, мотивируя свою просьбу смертельной болезнью. Бояре боялись гнева Святослава, так как понимали, что если князь уедет, то начнутся восстания среди покоренных народов, но ещё больше они боялись печенегов, которые могли захватить Киев в любой момент без надёжной защиты князя и его дружины. На этом и заканчивали.… После чего князь собирал свою дружину и уезжал в очередной поход! После оглушительных побед в Болгарии и в Византии, византийский император стал всерьёз опасаться за границы своего государства… Он собрал огромную армию и постепенно стал вытеснять дружину Святослава из пределов своей империи. Святослав долго противостоял могущественному противнику, но постепенно его силы стали иссякать…. При последнем отступлении войско Святослава попало в осаду в одну из захваченных им ранее византийских крепостей. Попытки взять крепость штурмом не обвенчались успехом и тогда император решил взять крепость измором! Он и его армия в течении многих месяцев не впускали никого в город и из города тоже никого не выпускали. За время долгой осады люди в крепости, а так же и войско Святослава не знали нужды, но запасы еды и воды кончались, начался голод, нужно было, что - то предпринимать иначе могло бы случиться не поправимое… именно поэтому князь решил принять условия императора и сдать крепость. Согласно летописи, на встречу с князем, для подписания мирного договора, император Византии явился с огромным войском на белом коне весь одетый в драгоценные одежды в золотом плаще расшитом драгоценными камнями и затейливыми узорами. Встреча должна была произойти на берегу реки, именно поэтому, император ждал, когда флот Святослава пересечёт реку, что бы захватить его и позорно изгнать из пределов своей страны. В назначенное время на реке началось движение…, но к удивлению византийцев это был не огромный флот русских, а маленькая лодка, в которой был лишь один человек. Лодка пристала к берегу, и оттуда вышел дородный молодец, высокого роста, широк в плечах с городо поднятой головой! Одет он был в длинную белую рубаху перевязанную красным поясом в синих шароварах и красных сафьяновых сапогах. Голова у него была выбрита на лысо, а с макушки царственно спадала единственная прядь волос, в ухе сияла золотая серьга с двумя жемчужинами и рубином посередине. Вот всё украшение великого воина! А ведь этот статный юноша и был князь Святослав! После перемирия с Византией, Святослав направился домой, но, увы, сподвижники византийского императора решили уничтожить Святослава и поэтому они предупредили печенегов о том, что русский князь очень слаб и что именно в их интересах, что бы он не добрался до Киева. В 972 году по дороге на Киев, Святослав попал в засаду, устроенную печенегами у днепровских порогов. Он был убит. По приказу печенежского хана из черепа киевского князя была сделана чаша, окованная золотом и украшена драгоценными камнями. После смерти Святослав началась междоусобная война между его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом, за право на престол(972 - 978 или 980 гг.)

22. Борьба за власть в Киевской Руси после смерти Святослава 1.
Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.

В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войнов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

23. Внутренняя политика Владимира 1.
Внутренняя политика Владимира Красное Солнышко

Дальнейшее укрепление Древнерусского государства:

980 г- проведена первая религиозная реформа, языческая реформа, провозглашение Перуна верховным божеством.

988г – принято христианство. Усилилась власть князя под именем единого Бога.

Принятие христианства привело к обретению духовного стержня, церковь стала огромной силой, объединяющей народ.

988- завершилась административная реформа: своих сыновей Владимир поставил наместниками в города.

Проведена судебная реформа, принят « Устав земляной», свод норм устного обычного права.

Военная реформа: вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян, Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы Валы» - это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы.

Расширение территории Руси:

Присоединение новых восточнославянских племён: были укрощены вятичи в 981-982 г., подчинены радимичи и хорваты в 984 г.

Строительство новых городов, укрепление и украшение столицы:

В Киеве строили новую крепость, укрепляли город земляными валами, украшали т архитектурными сооружениями.

Были построены города: Белгород, Переяславль, Владимир - на - Клязьме и другие.

Развитие культуры

Просветители Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку

Переводились книги с греческого языка, началось распространение грамотности

Введён специальный налог на развитие культуры и архитектуры- десятина . В 986-989 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы)

Развитие иконописи, а также фресковой живописи - изображения на сырой штукатурке.

Христианство объединило восточных славян в один народ - русский.

Началось масштабное каменное строительство.
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ: Ограничение власти племенных князей укрепило власть князя. Кроме административной, князь берет в свои руки еще и военную власть. Укрепление границ обеспечило постоянную защиту от кочевников. Принятие христианства укрепило власть князя. Разделение земель между сыновьями привело к новой династической войне.

24. Религиозные реформы Владимира 1.
В 980 г. князь Владимир предпринял религиозную реформу, которая не выходила за пределы язычества. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном. Языческая реформа Владимира не получила всенародной поддержки, поскольку созданный искусственно на основании фрагментарных мифологических представлений культ был узкогрупповым, сословным, но, следует признать, что реформа язычества имела свои культурно-исторические и цивилизационные последствия.

Во-первых, произошло новое структурирование мифологической картины мира; сместились смысловые акценты, изменилась иерархия богов и персонифицируемых ими природных и социальных сил. Картина мира существенно упростилась.

Во-вторых, создание строго ограниченного пантеона богов способствовало подготовке общественного сознания для перехода от языческого политического политеизма к монотеизму мировых религий. Весь пантеон был организован вокруг центральной фигуры верховного божества грозного и воинственного Перуна.

На этой основе складывались два встречных процесса – христианизация язычества и “объязычивание” христианства, обусловившие взаимодействие и взаимопроникновение двух мировоззренческих систем. Таким образом, в Древней Руси ещё до официального принятия христианства, установилось двоеверие.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма, который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила Владимира обратиться к принципиально новой религии.

«Выбор веры»

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями2. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Крещение Руси св.князем Владимиром

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Крещение Руси не означало полного прощания с язычеством. Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми. Так, громовержец Перун был отождествлен с Ильей-пророком, Велес - со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества - леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

25. Распространение Христ Истребление кумиров служило приготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники не извлекли идола из реки, воины княжеские отталкивали его от берегов и проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы, бывшие для них последней данью суеверия: ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою, когда Великий князь и бояре предпочли её старой вере отцов своих. Там явился Владимир, провожаемый собором греческих священников, и, по данному знаку, бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержателя. Когда же обряд торжественный совершился, когда священный собор нарек всех граждан киевских христианами, тогда Владимир, в радости и восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву: “Творец земли и неба! Благослови сих новых чад твоих; дай им познать тебя, Бога истинного; утверди в них веру правую. Будь мне помощью в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя твое!..” В сей великий день, говорит летописец, земля и небо ликовали.

Что касается крещения киевлян, то источники дают противоречивые указания на его время. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновывают и более ранние, и более поздние даты, в частности 990 г. По повести временных лет, крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира - в притоке Днепра речке Почайне. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий в честь святого патрона императора Василия II- Василия Великого.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Скоро знамения веры христианской, принятой государем, детьми его, вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России, и жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий князь соорудил в Киеве деревянную церковь св. Василия, на том месте, где стоял Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за веру благочестивый варяг и сын его. В самом Киеве в 989 г. был заложен Владимиром первый на Руси каменный храм во имя Пресвятой Богородицы, воздвигнутый византийским зодчим, так как русские в то время, да и гораздо позже, не умели еще строить больших каменных зданий. Эту церковь назвали Десятинной, так как князь Владимир поднес ей в дар десятую часть (десятину) своих доходов. Между тем ревностные служители алтарей, священники, проповедовали Христа в разных областях государства. Многие люди крестились, рассуждая, без сомнения, так же, как и граждане киевские; другие, привязанные к закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало в некоторых странах России до самого XIIвека. Владимир не хотел, кажется, принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления языческих заблуждений: он старался просветить россиян. Чтобы утвердить веру на знании книг божественных, ещё в IXвеке переведенных на славянский язык Кириллом и Мефодием и, без сомнения, уже давно известных киевским христианам, Великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостью, и жены знаменитые, у коих неволею брали детей в науку, оплакивали их как мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством.

Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Илларион киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. В других же городах замена традиционного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сохранилась легенда о введении там христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Таким образом Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. В итоге, происходил синтезправославия и язычества, приведший к складыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время.

ианства в Древней Руси.

В русских летописях о женщинах писали мало. Даже даты рождения они не удостаивались. О них упоминали, как правило, в связи со вступлением в брак. Да и это было скорее подтверждением женитьбы мужской особы. А заканчивалась биография днём смерти или уходом в монастырь. Ведь женщина в государстве никакой роли обычно не играла. Исключением стала киевская княгиня Ольга.

Могущество Киевской Руси было заложено Ольгой!

Фото: княгиня Ольга - исторический портрет

О происхождении русской княгини Ольги не существует единой версии. Да и называют её разными именами: Ольга, Хельга, Хальга, Эльга, Алогия, Елена. В летописи говорится, что Игорь привёз себе жену Ольгу из Плескова - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. По другим источникам, она была родственницей Вещему Олегу и имя её - варяжское. Василий Татищев считал, что Ольга была внучкой новгородского посадника Гостомысла и звали её Прекрасой.

Расправа над древлянами

В 903 году девочку, возрастом около 10 лет, привезли в Киев, чтобы обручить с 25-летним сыном князя Рюрика - Игорем. В 912 году Игорь стал великим князем Киевским. Ему довелось покорять древлян , оглядываться на печенегов, что появились в степях Причерноморья, и безуспешно воевать с Византией. Князю постоянно приходилось совершать далёкие и долгие походы. Поэтому внутренними делами занималась Ольга. Супруг выделил ей Вышгородское княжество, где она ещё при жизни Игоря подписывала государственные договоры.

Осенью 945 года великий князь Игорь с дружиной отправился собирать дань с покорённых земель. Путь его лежал к народу древлян. Собрав дань, он направился в Киев, но по дороге его воины начали ставить ему в укор, что отроки (военнослужащие) киевского воеводы Свенельда имеют лучшее оружие и наряжены в более богатые одежды.

Игорь отправил в Киев с обозами большую часть войска, а с меньшим числом вернулся в древлянские селения. Узнав об этом, князь древлян Мал послал гонца к Игорю с требованием покинуть их земли, так как вся дань, что полагается по договору, уплачена. Но гордый Игорь его не послушал… Вскоре гонец привёз княгине Ольге печальную весть о том, что дружина разбита, а муж её убит - разорван между двумя деревьями.

Жестокая расправа над князем вызвала недовольство киевлян. Со всех концов города люди стали сходиться на площадь около терема княгини. Все шумели: женщины плакали, а мужчины требовали кровной мести. Наконец тяжёлые дубовые двери, обитые позолоченной медью, отворились. В наступившей тишине на крыльце появилась княгиня, одетая в траур. «Я поступлю так, как требуют законы наших предков. Клянусь отомстить за князя Игоря!» - объявила Ольга.

Через день начались сборы денег, киевляне тщательно готовились к военному походу. Неожиданно в Киев прибыли старейшины из Искоростеня - столицы древлян . Они предложили княгине выйти замуж на Мала. Ольга послов не приняла. А наутро к ним пришли княжеские слуги, сказав, что окажут им честь великую и прямо в лодках отнесут в город. Но не донесли их до палат, а бросили в глубокую яму и засыпали.

Древлянам передали, что негоже посылать к княгине сватов, недостойных её величия. Тогда они отправили к Ольге знатных людей княжеского рода. Встретила Ольга сватов с почестями: для них истопили баню и предложили помыться с дороги. А когда они в баню вошли, двери закрыли и сожгли их заживо.

Войско тем временем было готово. Но княгиня двинулась к древлянам лишь с небольшим отрядом. У могилы Игоря велела она насыпать большой курган, а древлянам наказала принести медов побольше. По обычаю, у могилы устроили военные игрища. После них отроки княгини пили с древлянами до беспамятства. Когда те заснули, подошла дружина киевская и порезала всех. Число их, как гласит летопись, было около 5000.

Но и этого оказалось мало княгине. Решила Ольга окончательно покорить древлян. Собрав ещё большее войско, она направилась в их столицу. Древляне вышли навстречу, но силы были неравные, и они отступили, закрывшись в городе. Ольга сожгла Искоро-стень и вернулась в Киев.

Неуступчивая Византия

Существует легенда, что, вернувшись в Киев, Ольга приметила старика, который предсказал ей когда-то, что станет она великой правительницей. Гордая своими поступками княгиня подошла к нему и напомнила о его предсказании. Однако вместо хвалебных речей старец, оказавшийся христианином, поднял руки к небу и произнёс: «Ты великая грешница! На тебе кровь невинных людей. Кайся!». После этих слов Ольга стала часто бывать у него и скоро изменилась до неузнаваемости.

Эта легенда, скорее всего, не соответствует действительности - христианская община появилась в Киеве гораздо позднее. Но Ольга явно понимала, что управлять разрозненными язычниками из одного центра весьма проблематично. Для объединения нужна была новая единая вера. И христианство подходило для этого как нельзя лучше. К тому же княгиня решила подписать мирный договор с Византией, скрепив его браком своего сына Святослава и одной из дочерей императора.

Летом 957 года в Константинополь прибыл караван киевских кораблей, на которых было почти полторы тысячи человек. Однако их встретили не очень любезно. Около двух месяцев ждала великая княгиня приёма, стоя под стенами Константинополя. Наконец ей сообщили, что император Константин VII приглашает её во дворец.

До нас дошли не только богатые фольклорные свидетельства этой аудиенции, но и записи самого императора, который был историком и писателем. В произведении «О церемониях византийского двора» им описан официальный приём киевской правительницы Эльги в императорском дворце. Ей оказали положенные по рангу почести, однако княгиня осталась недовольна. Её слишком долго держали в порту, да к тому же отказали в браке её сына-язычника с императорской дочерью. Она желала договориться о христианской митрополии в Киеве, но Константин счёл это дерзостью, подчеркнув своим отказом превосходство Византийской империи.

О крещении Ольги в Византии есть насколько версий. По одной, она ехала в империю специально, чтобы принять новую веру. По другой же, княгиня уже была крещёной, и её сопровождал священник Григорий - наставник или духовник. Хотя для придания важности визиту она могла совершить вторичное публичное крещение в Константинополе, где крёстным отцом её стал сам император.

Дань по справедливости

Княгиня Ольга вошла в историю как великий реформатор. Начала с «хождения» к древлянам и новгородцам. Она лично определяла виды промыслов, следила, чтобы подданных не лишали возможностей добывать средства к существованию, и они были в состоянии платить налоги. Ольга утвердила постоянную норму дани («уроки»), установила для её сбора специальные места («погосты»), у которых поставила княжеские знаки («знамения»). Никаких самозваных грабительских набегов или требований, превышающих установленную сумму, больше не было.

Увидев, что такой метод пришёлся по душе тем, кто платит дань Киеву, она распространила его на все земли.

Вскоре «погосты» обросли укреплениями и стали центрами торговли и культуры, местами сосредоточения иностранных купцов. А с воинственными европейскими правителями Ольга старалась заключить мирные договоры, как с властителем Священной Римской империи Отгоном I.

Со временем спокойная обстановка внутри страны позволила укрепить власть и преобразовать саму княжескую вотчину. В Вышгороде рядом с каменным теремом вырос ещё и дворец, где появился богато украшенный фресками, мрамором и розовым шифером тронный зал для торжественного приёма зарубежных послов и гостей, что послужило укреплению политического авторитета Киевской Руси на международной арене. Николай Карамзин писал, что княгиня Ольга «овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Ольга не запрещала язычество, но постепенно устраняла капища и строила христианские храмы. Княгиня, умершая в 969 году, была похоронена в одной из своих церквей. В 16-м веке церковь причислила её к лику равноапостольных святых.

Многие дела и начинания Ольги завершил её внук - князь Владимир. Он крестил Русь, женился на византийской принцессе и укрепил княжескую власть. А позднее также был причислен клику святых.

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:
Загрузка...