domvpavlino.ru

СПП с придаточными обстоятельственными, их виды (конспект). Конспект урока-исследования "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия."(9 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

Составила: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШДС № 15 Довалева Е.И.

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Цели:

а) закрепление, обобщение и систематизация изученного об изъяснительных и определительных видах придаточных в СПП

б) развитие общих и специальных умений и навыков грамотного письма, нахождение СПП в речи (письменной и устной), различие типов СПП

в) воспитание культуры речи с использованием СПП

г) совершенствование пунктуационных навыков

Вид урока:

Урок усвоения новых знаний

Оборудование:

Доска, мел, учебники, тетради, тексты, папки с раздаточным материалом, таблицы

Мотивация деятельности учащихся и учителя:

Использовать полученные знания (информацию) для развития собственных идей и формирования словарного запаса

ХОД УРОКА

I . Орг.момент

II. Введение Краткое сообщение, предваряющее тему. Вопрос о том, какая тема пройдена. Зачем? С какой целью?

Сегодня мы продолжаем изучать тему СПП, нам предстоит закрепить имеющиеся знания по данной теме, ознакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными. В ходе урока мы будем учиться находить виды СПП, на примере практической части урока увидим роль СПП в речи. При изучении темы будут использованы схемы, таблицы, с помощью которых, я думаю, тема станет еще более понятной. Итогом темы будет т/а. Каждый этап работы будет соответствовать принципам активного обучения: введению, вовлечению, основной сути, обратной связи. Не забываем, что обратная связь - это основной этап урока.

Итак, первый этап - словарная работа .

Какой корень в этих словах? Корень чин мы встречаем в слове «сочинение». Поработаем над лексическим значением слова. Обратимся к словарю Даля.

Сочинение - «вид творческой, письменной или устной работы», но это слово имеет и другое значение.

Сочинение - это соединение нескольких слов или частей предложения на основе их грамматической равноправности.

Приставка под- употребляется чаще всего при образовании существительных или прилагательных со значением «находящийся в чьем-либо ведении, подчиняющийся кому-либо» (подотчетный, подшефный и др.)

II этап урока. Основная суть. Диалог с учащимися о СПП в форме устного опроса с помощью схем.

Переходим к основной сути нашего урока. Суть его в устном опросе, который пройдет с помощью схем.

Вопросы классу:

  • Давайте вспомним, что называется сложным предложением? Попытайтесь сформулировать определение, используя определительные придаточные, на какие виды делится сложное предложение? (работа с таблицей в папке)
  • Дайте определение, чем отличается ССП от СПП?
  • Дайте определение СПП предложению, пример.
  • Расскажите о структуре СПП.
  • Перечислите средства связи в СПП.
  • Назовите виды придаточных, которые мы изучили на предыдущих уроках.

Закрепим практически усвоенные знания. Изобразите графически 2 вида придаточных ранее изученных.

[ х ], (что) - изъяснительное

[ х ], (какой) - определительное.

Приведите примеры, соответствующие схемам.

Коллективная работа с текстом.

III этап урока. Переходим к 3 этапу нашей работы - вовлечению.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (образа действия и степени, места, времени, причины, условия, цели).

На какие вопросы они отвечают? Проведем сопоставительный анализ видов обстоятельств и видов обстоятельственных придаточных.

Обратите внимание на таблицу обстоятельственных придаточных, на вопросы, средства связи главного с придаточным предложением в СПП (при помощи союзов и союзных слов).

Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств (уступит., следствия, присоединительные).

Вывод: подобно тому, как в простом предложении есть главные и второстепенные члены: определения, дополнения, обстоятельства, в СПП могут быть 3 основных вида придаточных: определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Они отвечают на те же вопросы, что и соответствующие второстепенные члены предложения в простом.

IV Следующий этап урока - обратная связь.

Переходим к практической части урока. Пользуясь таблицей, мы попробуем определить вид придаточных обстоятельственных предложений. Начертим их схемы.

Объяснительный диктант

Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.

(Когда -- ====), [-- ====] – обст. времени.

Часа через четыре мы добрались туда, где нам предстояло менять лошадей.

[-- ==== указ. сл.], (где -- ====) – обст. места.

Ракета рванулась к зениту, чтоб маленькой звездочкой замерцать.

[-- ====], (чтоб ====) – обст. цели.

Вода так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листок, каждая затонувшая веточка.

[-- ====], (что ====) – обст. степени.

Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел.

[-- ====], (словно -- ==== и ====) – обст. сравнит.

Обратите внимание на средства связи главного с придаточным предложением в диктанте (союз).

А при помощи еще какого средства соединяется главное с придаточным предложением в СПП? (союзное слово)

Давайте усложним задание.

По методу Т.Я.Фроловой сделаем сопоставительный анализ записанных предложений.

Задание следующее: начертить схемы, указать различие в строении и в значении этих предложений.

[Он почувствовал себя по-настоящему счастливым в тот день], (когда вернулся в родной город). [-- ==== указ. слово тот + сущ.], когда (====).

Он почувствовал себя по-настоящему счастливым, когда вернулся в родной город.

[-- ====], (когда ====) – придат. времени

Чем отличаются эти предложения? Сделаем вывод.

Вывод: По сути дела, это одинаковые по смыслу предложения, только в одном случае, когда - союзное слово, а во втором - подчинительный союз.

ОБЩИЙ ВЫВОД УРОКА: Слово учителя. Оценка уровня достижений учащихся.

Сегодня мы продолжали изучать большую и сложную тему. Итогом темы будет т/а. Она важна и интересна. Важность в том, что без таких предложений речь была бы некрасивой, невыразительной, неэмоциональной. Мы в данном случае выглядели бы не лучшим образом.

Домашнее задание: Учебник, стр. 50-51, упр. 107.

3. Как вы думаете, почему именно такие предложения используют для формулировки заданий?

IV Обратная связь.

Возьмите свои учебники по другим предметам. Обращали ли вы внимание, что задания в них формулируются односоставными предложениями?

Выпишите несколько заданий из разных учебников. Выделите грамматические основы в выписанных предложениях.

Укажите, какие предложения используют в формулировках заданий по другим предметам?

Таким образом, мы убедились, что односоставные предложения - предложения с точной и лаконичной информацией; увидели на примерах, что они широко используются в алгебре, геометрии, физике, их любят поэты. И тем самым достигли цели урока. А помог нам в этом учебник.

Слово учителя. Книга, лежащая перед вами, необходима не только в школе, она пригодится и в дальнейшем, когда потребуется найти ответ на какой-либо вопрос, связанный с русской речью, русским языком. Берегите эту книгу, ведь она станет вашим добрым другом и советчиком на долгие годы.


СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд № 1

Закрепить знания о СПП с придаточными определительными, изъяснительными; - дать общее представление о придаточных обстоятельственных;

Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи;

Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Организационный момент .

(Взаимное приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку и пр.)

II. Повторение

«Проверь свою грамотность». Вставить, где это необходимо, пропущенные буквы. Слайды № 2-3

Курин..ый, рас..чёт, команд..вать, незван..ый, ак..омпанемент, ровес..ник, грам..отный, вследстви.. дождя, кован..ый, оч..ровательный, опас..ный, безветрен..ый.

Выпишите вставленные буквы подряд. Какое слово получилось? (океан)

Дифференцированная работа.

1 группа (работают самостоятельно; схемы распечатаны)

Составить предложения по схемам, определить вид придаточных предложений.

А) (Где …), [ гл. ].

н/р: Где он скрывался в течение нескольких суток, никто не мог сказать. (прид. изъяснит.)

Б) [ Сущ., (которая …), … ].

н/р: Через минуту, которая показалась всем вечностью, в воротах появился он. (прид. определит.)

В) (Кто …), [тот … ].

н/р: Кто родиной торгует, тот кары не минует. (пословица) (прид. мест.-определит.)

2 группа (работают самостоятельно) Слайд № 4

Списать, расставить знаки препинания, составить схемы, определить виды придаточных предложений.

А) Т..варищи спр..сили меня действительно ли в этом овраге есть выводок в(о,а)лчат.

Б) Т..жело было (в)эти дни тем кто покинул р..дные м..ста.

В) Мы ра..пол..жились на о..дых у дер..ва что р..стёт у самой в..ды.

3 группа (работают с учителем)

Записать предложения, определить виды придаточных предложений.

А) Улица, которая казалась вымершей, вдруг ожила.

[ Сущ., (которая …), … ]. (придат. определит.)

Б) Я никак не мог определить, где раздавался шорох.

[ гл. … ], (где …). (прид. изъяснит.)

В) Кто смел, тот и уверен в себе.

(Кто …), [тот … ]. (прид. мест.-определит.)

Проверка работы 1 и 2 групп.

3. Игра (записано на доске)

По отрывкам предложений определить, какие из них СПП, а какие ССП.

А) … был там а они …

Б) … за хвост который …

В) … бежали и волк …

Г) … увидел как ветер …

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Вспомните, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице (распечатана для каждой парты).

Вид придаточного

Чем прикрепляется?

Образа действия или степени

Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др.

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Где, куда, откуда

Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др.

Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Если (если…то), когда, раз и др.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др.

Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой.

Чтобы, для того чтобы и др.

Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах.

Сравнения

Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др.

Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.

Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни

Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам.

Следствия

Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать.

IV. Закрепление.

1) Определите вид придаточных предложений. Слайд № 5

1) Я записал этот рассказ так, как слышал его из уст товарища.

2) Долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности.

3) У Даши так билось сердце, что пришлось закрыть глаза.

4) Я с удовольствием поговорю, коли хороший человек.

5) Всякая работа тоже игра, если любить работу.

6) Там, где родился Разин, робости люди не любят.

Запишите в тетрадь предложение № 2, объясните графически знаки препинания. (СПП с прид. уступки; придаточное предложение осложнено вводным словом «видимо»)

2) Запись предложения. Слайд № 6

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

Сделать схему предложения , (если … о, о, о).

Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание» (например, наши души, потратит минуту, начнёт согревать)

3) Дифференцированная работа.

А) Творческая работа в парах. Слайд № 7

Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Б) Индивидуальная работа (задания распечатаны для нескольких учащихся)

Продолжить предложения, сделав их СПП с указанным видом придаточных

а) Несмотря на то что прошёл дождь … (прид. уступки)

б) Я не выучил уроков… (прид. причины)

в) …надо было готовиться к ночлегу. (прид. следствия)

4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ). Слайды № 8-12

1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.

1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.

2. Нет истины, где нет любви.

3. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2) Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени

1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей.

3) Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать, как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку, чтобы Овцов споткнулся.

4) Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо,(1) - сказал Назаров,(2) - но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет,(6) нет,(7) - поспешно сказала Сергеева. - Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

5) Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший,(3) Ваня страдал.

Взаимопроверка

Ключ Слайд № 13

1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3

5) Проблемное задание (при наличии свободного времени)

Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался, когда я не мог отгадать их.

Определите вид придаточного: времени или…?

Попробуйте преобразовать СПП в простое предложение (Иван Афанасьевич загадывал мне загадки и по - детски радовался моему неумению отгадать их).

V . Итоги урока.

Домашнее задание. Слайд № 14

1. Выучить теоретический материал.

2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8-9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.

Этап рефлексии. Слайд № 15

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска РТ

Урок на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

9 класс

Учитель: Юсупова Алсу

Расыховна

г. Буинск - 2014 г

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Урок в 9 классе

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить уч-ся со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных;

Научить определять значения придаточных обстоятельственных, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, составлять схемы, правильно употреблять их в речи, отличать от других видов придаточных.

2.Развивающие:

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

    Воспит ательные :

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других обучающихся в условиях работы в группах,

воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, презентация, индивидуальные карточки, музыка.

Тип урока : «урок открытия нового знания»

Форма организации учебной деятельности : групповая, парная, индивидуальная

Обучающие структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР,

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ФАЙНД ЗЕ ЗИБ, ТОКИН МЭТ

Ход урока

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
А.С. Пушкин

1 . Организационный момент.

(Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Всего 5 столов. Каждый стол пронумерован. На каждом столе лежит мэнэдж мэт .

Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.

Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».

2. Актуализация изученных знаний.

У: - Ребята, моим помощником будет консультант Алчин Т. Он с вами проведет разминку. Посмотрите на слайд. Напишите получившиеся словосочетания . (Задание 7 из ОГЭ)

2.1 Разминка ( ТАЙМД РАУНД РОБИН) (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени, например, 15-20 сек.)

Н-р: участник 1- согласование, 2- управление, 3-примыкание, 4- ход работы

А) Замените словосочетания , построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью согласования .

правила школы – школьные правила

порывы творчества – творческие порывы

Б) Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.

стеклянная дверь – дверь из стекла

казачьи набеги – набеги казаков

В) Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Напишите получившиеся словосочетания

с горечью думала – горько думала

исчезла на время – временно исчезла

Проверьте себя (Слайд)

У: - Ребята, в каком разделе изучается словосочетание?

Д: Синтаксис

У: А что еще изучает синтаксис?

Д: Предложения.

2.2 МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР . Исследуем «Сотрудничество» (Модель создают каждый участник)

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР : Сотрудничество на уроке

Понимание и осознание понятий и концепций. (2 мин.)

Обязательные Необязательные характеристики характеристики

Противоположные

Предложение

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (учащиеся обсуждают ответы в команде

по очереди более одного круга)

Затем уч-ся составляется командная модель. Уч-ся делают обобщение по 4 примерам и участник № 4 заполняет модель.

Ответы:

Обязательные характеристики : знак завершения, грамматическая основа и др.

Необязательные характеристики : один главный член, знак выделения, вводные слова и др.

Примеры : Сложные, простые, с обращением и др.

Противоположные примеры : словосочетание, слово с предлогом, предлог и др.

У: Таким образом, все предложения по свое структуре могут быть простые и сложные.

2.3 “Восстановление слепой схемы” (работа в парах).

(Схема записана на доске.)

Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты. Дают определение ССП и СПП.

    Ознакомление с новым материалом

(ФАЙНД ЗЕ ЗИБ)

Учитель уч-ся предлагает три предложения:

Два невероятных факта

Одну правдивую выдумку

ФАЙНД ЗЕ ЗИБ

1 . В 1 предложении слово «которым» является союзным словом и относительным местоимением.

2. Местоимение «собой» изменяется по падежам, но не имеет форму именительного падежа.

3. Предложения №1 и№2 являются спп с придаточными изъяснительными.

1. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

2. Нечаянный лист прошуршит

И кратким паденьем внушит,

Что осень собой означает.

(Ю.Гречко)

3. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

А) На доске даны 3 предложения. Какой группе спп по значению вы их отнесете?

У: Какие это предложения? Составьте к ним схемы предложений.

Дети затрудняются, т.к. не знают правила? Для этого они должны узнать, на какой вопрос отвечает придаточное предложение, и с помощью каких средств они могут присоединяться в предложении.

У: - Какова тема сегодняшнего урока?

Д: СПП с придаточными обстоятельственными. (Уч-ся записывают число, тему урока). Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Ребята, а свяжем нашу тему с прекрасным временем года. А вот о каком времени года пойдет речь? Вы догадаетесь, когда вы посмотрите сценку.

Б) Сценка (выходят 2 уч-ся)

Т: Аделя, ты любишь осень?

А: А за что ее любить? Осенью грязно, постоянно моросит дождь, да и посмотри за окном, холодно!

Т: Аделя, ты не права, ведь осенью не всегда идут дожди, и это время года может быть прекрасным. Я думаю, что смогу тебя в этом убедить. Вот послушай.

А: И слушать не хочу!!! (Тимур читает стихотворение).

Я люблю тебя, милая осень ! Ты пришла, и я снова живу!
Вечеров звездных тихая просинь,
Шепот ветра в сосновом бору...

Опрокинута красок палитра,
В сарафанах деревья пестрят,
По асфальту дорог антрацита,
Медных листьев пригоршни летят...

Веселит золотое убранство,
Ароматы осенней поры -
Это рдяно-червонное царство,
Вздох лесов, ржа полей и грибы...

С листопадом мечты закружились,
И надежды, как птицы, дразня,
В моих снах навсегда поселились,
Осень рядом - теперь жду тебя!..
(Учащаяся поражается чтению)

Т: Аделя. Что с тобой? Тебе не понравилось?

А: Боже, как прекрасно! Это восхитительно! Теперь я поняла!

Т: Аделя, что поняла ты? (с возмущением)

А : Ах, Осень ! Как можно её не любить!
Скажите, за что не любить её можно?
Есть время чуть-чуть о былом погрустить,
О будущем светлом гадать осторожно.
Т: Ребята, а вам нравится время года - осень?

А: А чем это время года вас привлекает? (опрос 2-3 уч-ся)

Слово учителя: Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными.

Работа с текстом:

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот. (Паустовский Константин Георгиевич)

Какова основная мысль?

Прочитайте предложение, где говорится о наблюдательности автора. Запишем его. Комментированное письмо.

( Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю )

Выделите главную и придаточные части графически.

От чего мы задаем вопрос к придаточной части? (От всего предложения).

Какой вопрос вы поставите от главного предложения к придаточному?

Выделим грамматическую основу.

Построим схему предложения.

Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.

При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов или союзов)

Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

1. Вид придаточного

обстоятельственное

2. Вопросы

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? При каком условии? Почему? С какой целью? и др.

3. Контактное слово (часть речи)

Относится ко всему главному предложению

4. Средства связи.

союзные слова : как, насколько, где, куда и др.

союзы : когда, пока, чтобы, что, если, хотя, словно и др.

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном обстоятельственном.

У: Откройте учебники на стр.77-78 и прочитайте правило. Ребята, все ли мы указали в таблице. (Дети читают, делают выводы)

4.Формирование знаний, умений, навыков по изученную тему.

А) По данным схемам составьте 2 предложения с спп с придаточными обстоятельственными на тему «Осень в лесу»

(Когда…), .

, ( для того чтобы … )

(Уч-ся составляют предложения) А теперь поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка..Затем уч-ся по выбору читают свои предложения.

Б) ТОКИН МЭТ

1 этап («мозговой штурм»):

А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.

Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.

2 этап (создание связей и формулирование вопроса):

Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:

Установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме

3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):

А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.

Б) Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.

5 . Рефлексия.

Проблемные вопросы:

Что нового мы узнали сегодня на уроке
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?

Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

1. Кто научился распознавать спп с придаточными обстоятельственными, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 111 из параграфа 12.

2 Кто научился в текстах находить спп с придаточными обстоятельственными, расставлять знаки препинания, составлять к ним схемы, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 112 из параграфа 12

3. Кто понял тему «СПП с придаточными определительными», научился их находить в текстах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 5-6 четверостиший из стихов русских поэтов 19 века, где встречаются спп с придаточными обстоятельственными ».

4. Задания для умников и умниц!

Придумайте самостоятельно задание на тему «СПП с придаточными обстоятельственными» и проведите его на следующий урок с классом.

Карта самооценки

ФИ уч-ся_____________________________________

Задания

Знаю хорошо

Делаю ошибки

Нужна помощь

Разминка

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Работа с текстом

Работа со схемами

ТОКИН МЭТ

(!) (?) (???)

    Впечатления от урока

ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Открытый урок
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
(9 класс)
Цель: усвоение знаний СПП с придаточным обстоятельственными.
Задачи урока: практические
­ уметь находить придаточные обстоятельственные в СПП,
­ отрабатывать навык постановки знаков препинания,
­составлять схемы предложений со всеми видами придаточных,
­совершенствовать монологическую и диалогическую речь,
­повторить опознавательные признаки сложного предложения, закрепить знания по
разделам «Фонетика», «Орфография», «Синтаксис».
Ход урока.
1.Организационный момент.
I. Слово учителя. Мотивация.
Мне бы хотелось, чтобы эпиграфом к нашему уроку стал афоризм: «Берите полной
пригоршней драгоценные кристаллы мудрости, но при этом не забывайте главнейшего –
мудрые мысли необходимо не только читать и выписывать, но и претворять их в жизнь
практическими делами». Но чтобы добиться целей, поставленных перед собой, каждому из
нас необходима уверенность. Послушайте мудрую притчу «Всё в твоих руках» и сделайте
для себя вывод.
Эта история произошла давным­давно в старинном городе, в котором жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в
городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы
мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее
между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу­ка я у мудреца: скажи, мудрейший,
какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и
бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и
отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о,
мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был
умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”
– Друзья, все в ваших руках!
2Фонетико­орфографическая разминка. «Я выбираю…»
Загляни, как Пушкин встарь, в толковый и орфографический словарь…
(«Своя игра»)
Раздел
русского
языка
фонетика
орфографи
я
синтаксис
Цель разминки: повторить и закрепить знания учащихся, усвоенные при изучении
разделов: фонетика, орфография, синтаксис.
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
3
3
5
5
5

Методика проведения: ученик выбирает раздел и оценку, которую хочет получить за это
задание. Продолжительность ответа 1минута. (Оценка заносится в рабочий лист
ученика. За урок будет выставлена оценка – средний балл за все задания на уроке)
Задание по фонетике.
«3»­1.Сколько букв и звуков в слове сильдерей (9 букв,8 звуков)
2.Назовите мягкие согласные в слове Татьяна.(Т, Й)
3.Сделайте транскрипцию слова солнце.
«4»­1.Сколько букв и звуков в слове считалка (8 букв, 7 звуков)
2.Дайте характеристику первого звука в слове ель (Й­согл,мяг, непарн, зв, непарн)
3.Дайте характеристику первого звука в слове щука (щ­согл, мягк, непарн,
глух,непарн)
«5»­1.Назовите только твердые непарные звуки (ш, ц,ж)
2.В каком слове букв больше, чем звуков (короткий, воробьи, ширина, свет, дума)
3.Составьте схему « Звуки русского языка»
Задание по орфографии.
«3»­1. Объясните правописание корня слова прикасаться.
2. Объясните правописание корня слова прорастать.
3.Почему и какая пишется в словах приставка: пришел, прибежал, приехал.
«4»­1.Найдите слово, в корне которого после шипящей пишется о (пережевывать,
жесткий, обжора, пшенный, печенка)
2.Найдите слово, в котором в суффиксе пишется одна н (стеклянный, временный,
оловянный, бессмысленный, шерстяной).
3.Найдите слово, в котором пишется после ц буква ы (цилиндр, цинга, циклоп, на
цыпочках, цифра)
«5»1. Найдите слово, в котором нет двойной согласной –с­ (режиссер, ассоциация,
профессия, компромиссы, ресурсы)
2.Найдите слово, которое пишется слитно (пол­Европы, пол­лимона, полуоборот,
пол­России, пол­апельсина)
3.Объясните все орфограммы в слове перевоплотиться. Перевоплощение Плотничанье
Плотный Уплотнение
Задания по синтаксису.
«3»­1.Тип односоставного предложения. На фабрике изготовляют детские игрушки.
(неопр.­личн)
2. Тип односоставного предложения. Почему не идешь отдыхать?(опред.­личн)
3.Чем осложнено предложение Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности.
«4»­1.Дайте определение СПП с придаточным определительным.
2.Дайте определение СПП с придаточным изъяснительным.
3.Укажите вид связи в словосочетании ветка рябины (управ), лист клена, ремень
солдата.(управ)
«5» 1.Укажите в каком словосочетании вид связи примыкание (летел над пропастью,
почуял снег, плетется рысью (примык.), его лошадка, растущий организм)
2.Определите вид придаточного. Картина, которую я вижу перед собой, напоминает
мне детство.(опред)
3.Определите вид придаточного На той березе, которая росла возле дома, мы
прибили скворечник.(опред)
3.Актуализация знаний.
Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали?
Предложение
ПП
ССП
СПП
СП
БСП

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных
предложений?
Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение –
согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление –
СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство (не показываю) – примыкание –
СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)
4. Продолжи предложения. Составь сложные предложения по началу, схемы,
определи вид придаточных.
Я желаю вам чтобы……
Пусть будет у вас день который…..
Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать:
чем оно интересно?
Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во
двор очень увлечённо поиграть в футбол.
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)
вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)
несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)
во двор ­ обстоятельство места (куда? в какое место?)
поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)
увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)
5. Формулировка темы и цели урока.
А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы
уроков, «включите ассоциации» и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.
Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?
Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.
3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор
зависит от вопроса)
Выдвижение гипотезы
Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?
Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы
обстоятельств.
Проверка гипотезы.
Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.
Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (ученики у доски)
Когда солнце село, птицы продолжали петь. (времени)

Если я приду домой пораньше, я успею поиграть. (условия) с и с. с обратиться к учебнику
Лев рявкнул так громко (как громко? до какой степени громко?), что все вздрогнули.
(степени)
Он бежал так, (как?) как раньше не бегал (образа действия)с. с как
Люди бежали оттуда (откуда бежали?), откуда доносились взрывы(места)
Лампа заслонена бумажным щитом, (зачем? С какой целью), чтобы свет не разбудил
Серёжу (цели)
Обоз тронулся с места рано, (почему?) потому что было нежарко (причины)
Виды обстоятельств
образа действия или степени
места
времени
условия
причины
цели
Вопросы
как? каким образом?
где? куда? откуда?
когда?
при каких условиях?
почему
зачем?
Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)
Сделайте вывод:
­ придаточных обстоятельственных, вероятно, так же много, как и обстоятельств, и
отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства:
ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;
­ придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи
союзов и союзных слов;
­ придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после
главного и в середине главного предложения;
Давайте обратимся к учебнику стр.
6.Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.
Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного.
Самопроверка.
Весна.
Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут
ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на
весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от
зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся
красотой родной природы.
Весна.
Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело
бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если
посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда
просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди
приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1­2 ош – «4», 3­5 ош – «3», 6 и более – «2»
2) Запись предложения.
Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть­чуть,
потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.
­ Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)
Задания (подготовка к ОГЭ)

­ Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)
­ Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый
сделает, потратит, приложит)
­ Сделать схему предложения , (если).
­ Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление»,
«примыкание» (например, наши души, потратит минуту,)
3) Дифференцированная работа.
А) Творческая работа в парах.
Составьте диалог с товарищем так, чтобы вопросы начинались словами как? каким
образом? когда? если? зачем? и др., а в ответах были сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными.
4) Тестирование с последующей взаимопроверкой (задания по типу ОГЭ).
1) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным.
1. Письмо, что ты мне написала, меня обрадовало.
2. Нет истины, где нет любви.
3. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2) Среди предложений 1­3 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
времени
1) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что­то делать, там меня тормошили
ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках
- paботать. (2) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по
деревне. (3) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов
к тому, чтобы жить среди чужих людей.
3) Среди предложений 1­7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным
цели
(1) Алёша стоял с растерянным, потрясённым лицом. (2) Ведь это он носил почту в
тридцать пятую квартиру! (3) Значит, это он виноват во всем! (4) Но никто из нас не
попрекнул Алешу. (5) Мы были потрясены не меньше, чем он. (6) Мы стали придумывать,
как отомстить Овцову. (7) Наташка предложила протянуть вдоль подъезда веревочку,
чтобы Овцов споткнулся.
4) Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного

– Спасибо,(1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали
в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы
остановиться у Вас на неделю?
– Нет,(6) нет,(7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно,(8) потому что у меня совсем
маленькая квартира.
5) Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых
четверостиший,(3) Ваня страдал.
Взаимопроверка
Ключ Слайд № 13
1) 2 2) 2 3) 7 4) 5, 8 5) 3
Работа с текстом. Выразительное чтение текста

(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий
язык. (2)В нем вся она - наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных
возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и
размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
(4)Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному, и
потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем
ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и
свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и
плески чуть слышные. (11)В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон
человеческий, и зерцало божественных видений…
(12) Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой,
честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем
целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, кажется, что это звучат сами
именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А
когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, то водворяется молчание,
насыщенное высказанными несказанностями…
(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося
предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств.
(18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ,
создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую
зовет его - его язык…
(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его - в его
звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего
правописания. (22)Не любить его, не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу
Родину.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны общей
темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически.
Материал изложен последовательно, логически связан.
2. Определите тему, идею (основную мысль) текста (Тема текста – Россия нам в дар
дала дивный, могучий, поющий язык;
основная мысль ­ носители русского языка должны достигнуть душевно и духовно
той высоты, на которую его зовет – его язык…)
3. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ
(Стиль речи публицистический, в текста явно проступает авторская позиция. И.А.Ильин
поднимает важную проблему бережного отношения к русскому языку. Речь автора
призывная, эмоциональная. Для характеристики русского языка используются синонимы –
выразить, изобразить, передать; речевые повторы, обратный порядок слов (« И еще еще
один дар дала нам наша Россия…»); лексику высокого стиля – «покорен и властен»,
«зерцало божественных видений», « в ризах его органически выросшего правописания»…
Синтаксический строй текста характеризуется использованием рядов однородных членов
«В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи», многосоюзием «В
нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий», синтаксическим параллелизмом «Язык
трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык
парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов», неполными
предложениями).
4. Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?

(Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его
правописания; олицетворения: травянистые вздохи…)
7. Итоги урока.
Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал.
2. Составить 10 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными
или выписать из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 8­9
сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.
Этап рефлексии.
В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок
самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые
считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи.
Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою подготовку к предстоящим
экзаменам в 9 классе
«Знаю», «умею» ­ это 1 балл,
«нет», «не уверен» ­ 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат.
Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы
обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
Знание теоретического материала: ___________
Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________
Умение конструировать СПП: ____________
Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________
Умение работать с текстом: _____________
­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Оценка

Сложноподчиненные предложения с

придаточными обстоятельственными

Цели:

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающее:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к природе родного края, к творчеству русских поэтов.

Оборудование:

1.Компьютерная программа “Фраза”. 2.Презентация “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”.

Предварительная подготовка:

1.Создание презентации к уроку в программе Power Point.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными” : познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа )

II. Повторение изученного. (слайд 2).

- Расставьте ударение в словах, записанных на слайде.

(Проверка по цепочке)

- Слова, в которых допустили ошибки, запишите в тетрадь для правил.

2. «Сложные предложения» (слайд 3 )

А сейчас повторим сложные предложения (Повторение теоретических сведений о сложных предложениях).

3 .- Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (СПП)

А) Какие предложения называются СПП? Чем они отличаются от сложносочиненных?

в) На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Вывод: «Сложноподчинённые предложения» (слайд 4)

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

4. Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

  1. Мы вспомнили известных певцов, чьё детство прошло в нашем городе. (Придаточное определительное)
  2. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. (Придаточное изъяснительное)
  3. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Сложносочиненное предложение)
  4. Нет города, который не гордился бы кем-нибудь из своих земляков.(Придаточное определительное)
  5. Известно, что русский язык богат словами, называющими небесные явления. (Придаточное изъяснительное)

А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

  1. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

- Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия.)

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, места, причины, сравнения, уступки, условия, следствия)

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении .

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради)(слайд 1)

III. Изучение нового материала.

  1. Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?(Слайды 5 -9)

- Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам) (Слайд 10)

IV. Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно – цифрового диктанта.

1. Распределительно - цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

  1. в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,
  2. во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.
  1. Если жизнь тебя обманет,не печалься, не сердись. (С придаточным условным)
  2. Войдя в лес, человек чувствует дыхание пробудившейся земли. (Простое предложение)
  3. Зимой, когда все водоёмы замерзают, водоплавающая птица может погибнуть. (С придаточным времени)
  4. Природа с глубокой древности используется для оздоровления и лечения человека. (Простое предл.)
  5. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (С придаточным цели)
  6. Люблю грозу в начале мая. (Простое пр.)
  7. Дорогою свободною иди, куда влечёт тебя свободный ум. (С придаточным места)
  8. Дни поздней осени бранят обыкновенно. (Простое предл.)
  9. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить. (С придаточным причины)
  10. Подлинное большое искусство возвышает ум и душу народа. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простые предл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ)

А сейчас посмотрите на улицу. Какое настроение вызывает у вас эта погода?

- Да, природа всегда прекрасна, всегда совершенна. Природа всегда действует благородно.

У природы нет плохой погоды! Каждая погода благодать. Дождь ли, снег…любое время года Надо благодарно принимать,… (из к/ф Эльдара Рязанова « Служебный роман»)

2. Работа с учебником. Упр.116, стр.74.

Задание: выписать СПП с придаточными обстоятельственными, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

- Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Коллективная работа на компьютере (компьютерная программа “Фраза”: 9 класс, “Сложноподчиненное предложение”, вариант “Отдельные предложения” № 515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Сообщить оценки за выполнение работы по упражнению)

V. Подведение итогов урока.

1. Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2. Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание: п.12, с.67–68, выписать из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.


Загрузка...