domvpavlino.ru

СПП с придаточными обстоятельственными, их виды (конспект). Конспект урока по русскому языку на тему "СПП с придаточными обстоятельственными" (9 класс)

____________________________________________

СПП с придаточными обстоятельственными

Цели: закрепить умение определять структуру СПП; учить рас­ставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания.

Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные».

Ход урока

Проверка домашнего задания

Рассказать, в чем разница между придаточными изъяснитель­ными и придаточными определительными.

Повторение ранее изученного материала Осложненное списывание

Списать, расставить знаки препинания, определить вид при­даточных.

Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А. Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н. Чу­ковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.

Какого вида придаточных вы не встретили в данном упраж­нении? (Обстоятельственных.)

Что обозначают придаточные обстоятельственные? (Обстоя­тельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чем сооб­щается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятел ьств.)

Распределительный диктант

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В. Арсень- ев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Т. Скрибецкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется... (М. Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него. (Л. Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В. Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т. к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них Целый день. (Л. Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К. Паустовский) За крестьянскими усальбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А. Чехов)

Ключи к диктанту:

С придаточным цели;

Уступки;

Времени;

Образа действия и степени;

Условия;

Причины;

Сравнительные;

Следствия.

Самостоятельная работа

Вариант I

Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Опреде­лите вид придаточного в каждом случае.

[...], (когда...).

(Пока...), [...].

[..., (когда...),...].

[... сущ.], (когда...).

[..„(куда...), ...].

[... глаг.], (когда...).

Вариант II

Составьте и запишите СПП, соответствующие данной синтак­сической модели. Что является общим для всех этих предложении? Сделайте вывод.

[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда). Вариант III

Закончите каждое предложение, определите вид придаточного. Собравшимся сказали, что... Собравшимся сказали, чтобы... Собравшимся сказали, будто... Собравшимся сказали, где... Собравшимся сказали, куда... Собравшимся сказали, почему... Собравшимся сказали, сколько...

Самостоятельная работа проверяется в классе. Графический диктант

Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.

Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим вне­запно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливали изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч. Айтматов) После экзаменов мы по­дождали, пока инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К. Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заме­тил немного дрожала. (J1. Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и вос­торга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К. Паустовский)

IV. Итоги урока

Домашнее задание

Используя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой? [Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).


Дьяченко Марина Гаврииловна

МБОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска РТ

Урок на тему:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»

9 класс

Учитель: Юсупова Алсу

Расыховна

г. Буинск - 2014 г

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Урок в 9 классе

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить уч-ся со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных;

Научить определять значения придаточных обстоятельственных, ставить к ним вопросы, определять средства связи придаточного с главным, составлять схемы, правильно употреблять их в речи, отличать от других видов придаточных.

2.Развивающие:

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

    Воспит ательные :

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других обучающихся в условиях работы в группах,

воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, презентация, индивидуальные карточки, музыка.

Тип урока : «урок открытия нового знания»

Форма организации учебной деятельности : групповая, парная, индивидуальная

Обучающие структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР,

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ФАЙНД ЗЕ ЗИБ, ТОКИН МЭТ

Ход урока

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
А.С. Пушкин

1 . Организационный момент.

(Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Всего 5 столов. Каждый стол пронумерован. На каждом столе лежит мэнэдж мэт .

Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.

Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».

2. Актуализация изученных знаний.

У: - Ребята, моим помощником будет консультант Алчин Т. Он с вами проведет разминку. Посмотрите на слайд. Напишите получившиеся словосочетания . (Задание 7 из ОГЭ)

2.1 Разминка ( ТАЙМД РАУНД РОБИН) (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени, например, 15-20 сек.)

Н-р: участник 1- согласование, 2- управление, 3-примыкание, 4- ход работы

А) Замените словосочетания , построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью согласования .

правила школы – школьные правила

порывы творчества – творческие порывы

Б) Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.

стеклянная дверь – дверь из стекла

казачьи набеги – набеги казаков

В) Замените словосочетания, построенные на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

Напишите получившиеся словосочетания

с горечью думала – горько думала

исчезла на время – временно исчезла

Проверьте себя (Слайд)

У: - Ребята, в каком разделе изучается словосочетание?

Д: Синтаксис

У: А что еще изучает синтаксис?

Д: Предложения.

2.2 МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР . Исследуем «Сотрудничество» (Модель создают каждый участник)

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР : Сотрудничество на уроке

Понимание и осознание понятий и концепций. (2 мин.)

Обязательные Необязательные характеристики характеристики

Противоположные

Предложение

КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (учащиеся обсуждают ответы в команде

по очереди более одного круга)

Затем уч-ся составляется командная модель. Уч-ся делают обобщение по 4 примерам и участник № 4 заполняет модель.

Ответы:

Обязательные характеристики : знак завершения, грамматическая основа и др.

Необязательные характеристики : один главный член, знак выделения, вводные слова и др.

Примеры : Сложные, простые, с обращением и др.

Противоположные примеры : словосочетание, слово с предлогом, предлог и др.

У: Таким образом, все предложения по свое структуре могут быть простые и сложные.

2.3 “Восстановление слепой схемы” (работа в парах).

(Схема записана на доске.)

Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты. Дают определение ССП и СПП.

    Ознакомление с новым материалом

(ФАЙНД ЗЕ ЗИБ)

Учитель уч-ся предлагает три предложения:

Два невероятных факта

Одну правдивую выдумку

ФАЙНД ЗЕ ЗИБ

1 . В 1 предложении слово «которым» является союзным словом и относительным местоимением.

2. Местоимение «собой» изменяется по падежам, но не имеет форму именительного падежа.

3. Предложения №1 и№2 являются спп с придаточными изъяснительными.

1. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

2. Нечаянный лист прошуршит

И кратким паденьем внушит,

Что осень собой означает.

(Ю.Гречко)

3. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

А) На доске даны 3 предложения. Какой группе спп по значению вы их отнесете?

У: Какие это предложения? Составьте к ним схемы предложений.

Дети затрудняются, т.к. не знают правила? Для этого они должны узнать, на какой вопрос отвечает придаточное предложение, и с помощью каких средств они могут присоединяться в предложении.

У: - Какова тема сегодняшнего урока?

Д: СПП с придаточными обстоятельственными. (Уч-ся записывают число, тему урока). Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке?

Ребята, а свяжем нашу тему с прекрасным временем года. А вот о каком времени года пойдет речь? Вы догадаетесь, когда вы посмотрите сценку.

Б) Сценка (выходят 2 уч-ся)

Т: Аделя, ты любишь осень?

А: А за что ее любить? Осенью грязно, постоянно моросит дождь, да и посмотри за окном, холодно!

Т: Аделя, ты не права, ведь осенью не всегда идут дожди, и это время года может быть прекрасным. Я думаю, что смогу тебя в этом убедить. Вот послушай.

А: И слушать не хочу!!! (Тимур читает стихотворение).

Я люблю тебя, милая осень ! Ты пришла, и я снова живу!
Вечеров звездных тихая просинь,
Шепот ветра в сосновом бору...

Опрокинута красок палитра,
В сарафанах деревья пестрят,
По асфальту дорог антрацита,
Медных листьев пригоршни летят...

Веселит золотое убранство,
Ароматы осенней поры -
Это рдяно-червонное царство,
Вздох лесов, ржа полей и грибы...

С листопадом мечты закружились,
И надежды, как птицы, дразня,
В моих снах навсегда поселились,
Осень рядом - теперь жду тебя!..
(Учащаяся поражается чтению)

Т: Аделя. Что с тобой? Тебе не понравилось?

А: Боже, как прекрасно! Это восхитительно! Теперь я поняла!

Т: Аделя, что поняла ты? (с возмущением)

А : Ах, Осень ! Как можно её не любить!
Скажите, за что не любить её можно?
Есть время чуть-чуть о былом погрустить,
О будущем светлом гадать осторожно.
Т: Ребята, а вам нравится время года - осень?

А: А чем это время года вас привлекает? (опрос 2-3 уч-ся)

Слово учителя: Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.

Сегодня мы попытаемся, погружаясь в тайны осени, познакомиться с СПП с придаточными обстоятельственными.

Работа с текстом:

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шепот. (Паустовский Константин Георгиевич)

Какова основная мысль?

Прочитайте предложение, где говорится о наблюдательности автора. Запишем его. Комментированное письмо.

( Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю )

Выделите главную и придаточные части графически.

От чего мы задаем вопрос к придаточной части? (От всего предложения).

Какой вопрос вы поставите от главного предложения к придаточному?

Выделим грамматическую основу.

Построим схему предложения.

Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.

При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных слов или союзов)

Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (нет)

Итак, заполним таблицу:

1. Вид придаточного

обстоятельственное

2. Вопросы

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? При каком условии? Почему? С какой целью? и др.

3. Контактное слово (часть речи)

Относится ко всему главному предложению

4. Средства связи.

союзные слова : как, насколько, где, куда и др.

союзы : когда, пока, чтобы, что, если, хотя, словно и др.

(Составление опорной схемы и запись ее в Справочники.)

Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном обстоятельственном.

У: Откройте учебники на стр.77-78 и прочитайте правило. Ребята, все ли мы указали в таблице. (Дети читают, делают выводы)

4.Формирование знаний, умений, навыков по изученную тему.

А) По данным схемам составьте 2 предложения с спп с придаточными обстоятельственными на тему «Осень в лесу»

(Когда…), .

, ( для того чтобы … )

(Уч-ся составляют предложения) А теперь поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка..Затем уч-ся по выбору читают свои предложения.

Б) ТОКИН МЭТ

1 этап («мозговой штурм»):

А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.

Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.

2 этап (создание связей и формулирование вопроса):

Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:

Установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме

3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):

А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.

Б) Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.

5 . Рефлексия.

Проблемные вопросы:

Что нового мы узнали сегодня на уроке
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?

Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

1. Кто научился распознавать спп с придаточными обстоятельственными, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 111 из параграфа 12.

2 Кто научился в текстах находить спп с придаточными обстоятельственными, расставлять знаки препинания, составлять к ним схемы, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 112 из параграфа 12

3. Кто понял тему «СПП с придаточными определительными», научился их находить в текстах и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и подберите 5-6 четверостиший из стихов русских поэтов 19 века, где встречаются спп с придаточными обстоятельственными ».

4. Задания для умников и умниц!

Придумайте самостоятельно задание на тему «СПП с придаточными обстоятельственными» и проведите его на следующий урок с классом.

Карта самооценки

ФИ уч-ся_____________________________________

Задания

Знаю хорошо

Делаю ошибки

Нужна помощь

Разминка

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР

Работа с текстом

Работа со схемами

ТОКИН МЭТ

(!) (?) (???)

    Впечатления от урока

ПРИЁМ «Анкетирование»

1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен




Аннотация Синтаксис СПП многообразен и функционален. Известно, что большинство придаточных обстоятельственных в таких предложениях имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды. Материал данного урока можно использовать в качестве дидактического материала к урочной, внеурочной деятельности, для организации индивидуального обучения, работы с одаренными детьми в области языка и литературы.




Интеллектуальная разминка Разберите по членам предложение. Чем оно интересно? Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол. В этом предложении очень много различных обстоятельств, представлены практически все их разряды: в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия; вечером – обстоятельство времени; несмотря на дождь – обстоятельство уступки; во двор - обстоятельство места; поиграть – обстоятельство цели; увлеченно – обстоятельство образа действия; очень – обстоятельство степени



Придаточные обстоятельственные А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных. Вероятно, их так же много, как и обстоятельств; они отвечают на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и КАК?


Проверяем гипотезу Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Когда пьешь воду, помни об источнике. 3. Чтобы много знать, надо много читать. 4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 5. Я счастлива, потому что умею любить. 6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Выполнение задания у доски. Проверка).




СПП с придаточными места Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1.Откуда ветер оттуда и дождь. 2.Смелый там найдет где робкий потеряет. 3.Куда ветер дует туда и тучи несутся. 1. (откуда), [оттуда ]. 2.[там ], (где). где? 3.(куда), [туда ]. куда? откуда?


Проведение физкультминутки Закрыть глаза (досчитать до пяти) – вдох. Открыть глаза (посмотреть вверх, вниз, в стороны) – выдох. «Эмоциональная разрядка» Нахмуриться так, как это делает рассерженный человек или как осенняя тучка. Затем улыбнуться друг другу, как дети, увидевшие чудо.


Обобщим! Начинаем заполнять таблицу «Виды придаточных обстоятельственных в СПП») Вид придаточ- ного На какие вопросы отвечает К чему относится Средства связи Указатель- ные слова Обстоятель- ственное места Где? Куда? Откуда? Ко всему главному предложени ю (к сочетанию сказуемого с указательны ми словами) Союзные слова: где, куда, откуда Там, туда, оттуда


П\П Придаточные Вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяет ся Указательные слова 1 Места Где? Куда? Откуда? ______ Где, куда, откуда Сказуемое, обстоятельств о места Там, туда, оттуда 2 Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, как только, едва _______ Сказуемое, обстоятельств о времени Тогда, до тех пор, после того как 3 Образа и степени действия Как? Каким образом? До какой степени? Как, будто, словно, точно Как, что, сколько, насколько Сказуемое, обстоятельств о образа действия Так, такой, таким образом 4Условия При каком условии? Если, если..то, когда, кабы _______Сказуемое В случае, тогда 5Причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, так как, ибо _______Сказуемое Потому, ввиду того, вследствие того 6Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы _______Сказуемое Для того, затем, с тем 7Сравнения Как? На сколько? Как, как будто, словно, точно _______ Все предложение, обстоятельство образа действия Так, настолько, только


Подумай! Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1.Медведь остановился там, где только что стоял лось. [ там ],(с.с. где). – Придаточное обстоятельств. места где? 2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. какой? [ той сущ ],(с.с. где). – Придаточное определительное 3. Медведь заметил, где стоял лось. [ глаг. ],(с.с. где). – Придаточное изъяснительное что?


Различие СПП с придаточными определительными и места, присоединенными при помощи союзных слов где, куда, откуда. Придаточные определительные Распространяют член предложения, выраженный существительным. Союзные слова могут быть заменены союзным словом который. Союзным словам в главной части соответствует указательное местоимение тот. Отвечает на вопросы какой?, каков?, какое? и т.д. Придаточные места Распространяют сочетание сказуемого с указательными словами там, туда, оттуда. Замена невозможна Союзным словам в главной части предложения соответствуют указательным словам (наречия) там, туда, оттуда. Отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?


Различие СПП с придаточным изъяснительным и места Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя Придаточные места Отвечают на вопросы обстоятельств: где?, куда?, откуда? При сказуемом, к которому относятся придаточные места, можно поставить указательные слова там, туда, оттуда


Творческая работа -прочитайте текст; -озаглавьте его; -найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными; -какие ассоциации у вас вызывает бабочка? Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась так далеко, что он был известен за пределами родного города. Но был в городке человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Таким образом все поймут, насколько я умнее» Так все и случилось. Хитрец поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрому старцу. Спросил он у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец ответил так, что завистник побагровел от злости. Он сказал: ???








1. Организационный момент. Мотивация

Речь человека включает больше сложных предложений, чем простых. Причём, выбор типа сложного предложения определяется речевой ситуацией. Мы уже убедились, что описывая кого-то или что-то, говорящий употребляет СПП с придаточными определительными; рассказывая о каком-либо событии, употребляет СПП с придаточными изъяснительными. Я предлагаю вам продолжить наблюдение над нашей устной и письменной речью и сделать соответствующие выводы.

5 исследовательская группа: наблюдение над устной речью с целью выяснить, как часто мы употребляем СПП в речи (по возможности разграничить СПП с придаточными определительными, изъяснительными,обстоятельственными).

2. Актуализация знаний

Соотнесите понятия (карточки с понятиями развешаны по классу): 1) определение – согласование – СПП с придаточными определительными; 2) дополнение – управление – СПП с придаточными изъяснительными; 3) обстоятельство – примыкание – СПП с придаточными обстоятельственными (выбор зависит от вопроса)

3. Создание проблемной ситуации.

Сделайте синтаксический разбор предложения: Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол

В предложении представлены практически все разряды обстоятельств:
в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия (когда? при каком условии?)

вечером – обстоятельство времени (когда? в какое время?)

несмотря на дождь – обстоятельство уступки (несмотря на что? вопреки чему?)

во двор - обстоятельство места (куда? в какое место?)

поиграть – обстоятельство цели (зачем? с какой целью?)

увлеченно – обстоятельство образа действия (как? каким образом?)
очень – обстоятельство степени (как? в какой степени?)

4. Постановка проблемы исследования.

А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего урока-исследования.

5. Определение темы исследования.

6. Постановка целей исследования.

Рассмотреть характерные признаки придаточных обстоятельственных: место по отношению к главному, количество придаточных, способы присоединения (союз, союзное слово), типичные речевые сферы применения СПП

7. Выдвижение гипотезы.

Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных.

Придаточных обстоятельственных, вероятно,так же много, как и обстоятельств, и отвечают они на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, КАК? и другие;

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному предложению при помощи союзов и союзных слов;

Придаточные обстоятельственные могут стоять перед главным предложением, после главного и в середине главного предложения;

Количество придаточных обстоятельственных в предложениизависит от речевой ситуации (зачем, с какой целью мы говорим, употребляем СПП);

8. Проверка гипотезы (каждая исследовательская группа проверяет одну гипотезу)

1. Исследование теории: параграф «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными »

2. Исследование языкового материала: расставьте в предложениях знаки препинания; постройте схемы предложений; укажите, чем присоединяется придаточное предложение к главному (союзом или союзным словом), к чему относится (ко всему главному или к какому-либо слову)

1 исследовательская группа: 1) Там счастье не диво где трудятся нелениво. 2) Глупец один не меняется ибо время не приносит ему развития. 3) Я хотел бы жить и умереть в Париже если б не было такой земли – Москва. 4) Чтобы воды напиться надо тоже потрудиться. 5) Дерево валят туда куда оно нагнулось. 6) Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. 7) Снег всё становился белее так что ломило глаза. 8) Где тонко там и рвется.

2 исследовательская группа: 1) Живи так как растет дерево. 2) Ученик никогда не превзойдет учителя если не будет видеть в нём соперника. 3) Подлинная дружба расцветает только там где люди уважают друг друга. 4) Чтобы быть правдивым совсем не надо быть героем. 5) Звёзды дрожали в глубине неба как дрожат капли росы утром на траве. 6) Когда солнце спустилось к горизонту жёлтый свет заиграл на зеркальной глади озера. 7) На карнавале было так весело что не хотелось уходить домой. 8) Оттого что зажгли огни стало совсем светло.

3 исследовательская группа: 1) Где нет любви к искусству там нет и критики. 2) Там где только что село солнце небо было в переливах света. 3) Человек бывает счастлив там где ему уютно и комфортно. 4) Когда ночь раскроет свои объятья звёзды засверкают по всему небу. 5) Озеро кажется совсем черным когда солнце заходит за край горизонта. 6) Не надо быть героем чтобы говорить правду. 7) Если хочешь быть счастливым будь им. 8) Цветы оттого что их только что полили издавали ещё более резкий запах.

4 исследовательская группа: 1) Когда тебе плохо когда тебе одиноко когда весь мир против тебя просто искренне улыбнись. 2) Даже если обрушится ураган если ветер собьёт с ног я на помощь другу приду. 3) Я буду ждать тебя там где горы касаются неба где ветры ложатся спать где встречается солнце с луною. 4) Утром едва над горизонтом показалось солнце и едва по верхушкам леса пробежал ветерок мы продолжили путь к вершине горы. 5) Всё пришло в движение потому что прозвенел звонок.

5 исследовательская группа: Я старался задавать отцу тревожащие и важные для меня вопросы перед сном. Когда меня что-то беспокоило, когда мне хотелось простоты и ясности, мне нужен был папа. Мне хотелось, чтобы он нашел нужные слова, все объяснил не торопясь и понятными словами. Самые главные вопросы я готовил на вечер, когда меня укладывали спать. В такое время папа был обычно ничем не занят. После того как я задавал свой вечерний вопрос, самыми сладкими были слова: «Сынок, я к тебе приду, и мы поговорим!»

9. Вывод по результатам исследовательской работы

СПП с придаточными обстоятельственными отвечают на вопросы обстоятельств.

Придаточные обстоятельственные присоединяются к главному союзами и союзными словами, могут стоять перед главным предложением, после него или в середине главного предложения.

Вейделевского района Белгородской области»

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными.

Цель : узнать отличительные признаки СПП с придаточными обстоятельственными

Задачи:

    Образовательная: изучить особенности СПП с придаточными обстоятельственными; формировать умение использовать СПП с придаточными обстоятельственными в речи, правильно ставить знаки препинания в СПП; использовать полученные знания при решении заданий ОГЭ.

    Воспитательная: способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения;

    Развивающая: развивать аналитические способности учащихся (умение применять теоретические знания на практике), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование орфоэпических умений, развитие навыков работы в парах; вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная.

Оборудование: презентация к уроку, рабочие листы, оценочные листы

Структура урока.

1.Оргмомент. Приветственное слово учителя. Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

3)Синтаксическая разминка.

Замените словосочетание сосновым иголкам

Какие средства выразительности использованы в данном предложении? (олицетворение, сравнение, метафора)

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Открытие нового знания. Работа с презентацией. Чтение правила в учебнике.

Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

2

6.Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) (3) (4) и я хотел спросить, (5)

Нет, (6) нет, (7) (8)

2. Выпишите цифру

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) (3) Ваня страдал.

Ответы: 1)5,8; 2)3

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…

Домашнее задание : П.24, упр. 127

Источники.

1.Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 9 класс. М. «ВАКО», 2011.

2.Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. М. «Мнемозина», 2010.

3.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015. Ростов-на-Дону. Легион, 2016.

Рабочий лист.

1)Работа по карточкам (3 человека)

Карточка

Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте грамматические основы, составьте схемы предложений, определите тип придаточного.

1.Я попр…сил его что(бы) он пр…нес книгу. 2. Было слышно как в саду тихо шуршал дождь. 3.Это была книга которую я помн…л с детства.

2)Лингвистическая разминка. Спишите, расставьте ударения в словах:

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

3)Синтаксическая разминка.

    Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.

    Утром моното(н,нн)ый осе(н,нн)ий дождь старательно пр…кр…пил к с…сновым иголкам капли-серёжки и они долго в…сят на каждой иголочке укр…шая их будто бри(л,лл)ианты.

Составьте схему предложения.

Замените словосочетание сосновым иголкам синонимичным со способом управление.

Выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения.

Какие средства выразительности использованы в данном предложении?

Найдите в предложении обстоятельства, укажите их значение.

Какие еще виды обстоятельства вам известны? Приведите примеры.

3.Определение темы и целей урока.

Анализ предложения. Записать, составить схему, определить тип придаточного.

    Там счастье не диво где

Какой тип придаточного?

К чему относится?

Чем присоединяется?

Какая связь между смысловыми группами обстоятельств и придаточным в данном предложении?

Какова тема урока?

Сформулируйте цели.

4.Работа в парах. Задайте друг другу вопросы по теоретическому материалу учебника.

5.Закрепление материала.

1)Комментированное письмо . Запишите предложения, расставьте знаки препинания, составьте схемы, укажите тип придаточных.

1)Народными сказками восхищался Пушкин настойчиво советуя молодым писателям читать их «чтобы видеть свойства русского языка» 2 ) Глупец один (не)изм…няется ибо время (не) пр…носит ему развития а опыт для него (не) существует. 3) С тех пор как я живу на свете я (н…)чего (не) читал скучнее этой статьи.4)Я хотел бы жить и умереть в Париже если (б) (не) было такой земли – Москва.5) Он (не) рассказ…вал об этом сильном впеч…тлении (н…)кому потому что ему (н…)кто бы (не) поверил

6 .Подготовка к ОГЭ. Тестирование. С последующей взаимопроверкой.

1. Выпишите цифры , обозначающие запятые между частями СП, связанными подчинительной связью.

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

2. Выпишите цифру , обозначающую запятую между частями СП, связанными подчинительной связью.

Когда Сеня, (1) путаясь и напрягаясь, (2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, (3) Ваня страдал.

Итог урока.

    На уроке узнали….

    научились…

    Эти знания понадобятся ….

Остались вопросы…

Загрузка...