domvpavlino.ru

Ссср 70 80 х годов. В. Нарастание кризисных явлений в обществе

Необходимо уяснить, что в рамках административно – командной системы коренные реформы были невозможны. Для преобразования общества необходимо было изменить саму систему, само представление о социализме, что для того времени было невозможно. Были попытки реализовать реформы в старых теоретических моделях, однако с небольшими изменениями, но они провалились. Это объяснялось рядом причин: субъективные – кадры, выросшие в административно- командной системе, не умели и не желали работать по – иному. Объективные – была не завершена индустриализация, сохранялась высокая маргинальность общества, наблюдалась социальная апатия масс.

После смещения в октябре 1964 г. Н.С. Хрущева в советском обществе, партийном руководстве идет борьба двух тенденций : консервативной и демократической. Демократическая тенденция не была реализована. К власти приходит представитель консервативных сил – Л.И. Брежнев (1964-1982). Этот человек был полной противоположностью Н.С. Хрущеву с его смелостью, склонностью к риску, с его жаждой перемен. Период 70 -80 годов получил название «застоя» . Советская система приобретает еще большую жесткость. В этот период формируется механизм торможения общества. Это – совокупность устаревших консервативных институтов, взглядов, стереотипов практического действия в развитии общества.

Существующая политическая система оказалась не способной защитить общество от застоя. Механизм торможения в любой политической системе это результат изменения соотношения сил между демократией и бюрократией в пользу последней. Необходимо проследить как этот процесс происходил в советском обществе.

В советской политической системе отсутствовали: постоянно действующая сфера законодательной власти; разделение властей; механизм сдержек и противовесов. Все это привело к сосредоточению власти в едином центре, в партийных органах, у бюрократии. Бюрократия фактически захватила себе власть. Лидер партии, страны – Брежнев, стал символом застоя. Он был не компетентен, осторожен. Это устраивало консервативный бюрократический аппарат, давало дополнительные возможности для работников аппарата. Бюрократия захватывала власть, оставляя политическому лидеру лишь внешние признаки власти. Бюрократия в такой политической системе становилась бесконтрольной и всемогущей. Подавляющая часть партийно-государственных чиновников придерживалась консервативных взглядов.

Механизм торможения в политической системе, сложившейся еще в 30-х годах, выходит за рамки самой политической системы и становится деструктивным для всех сфер общества: экономики, культуры и т.д. Усиливается партийный, идеологический контроль за средствами массовой информации, культурой.

В 70 – 80 годы в советском обществе нарастают негативные процессы, которые не были вовремя критически оценены и необходимые для их преодоления меры не были приняты. Власти отказались от решения назревших общественно – политических проблем и усилили консерватизм идеологического и политического курса.

К 80 годам такой подход привел к политическому , экономическому , социальному кризису . Советский Союз теряет статус сверхдержавы; проигрывает гонку вооружений; проиграна война в Афганистане и это поражение показало, что СССР проиграл соревнование с Америкой; международное положение СССР ухудшилось, мировое сообщество отрицательно отнеслось к участию СССР в Афганской войне; в мировой системе социализма начинается кризис и социалистические страны выходят из – под советского контроля. Этот процесс был также показателем слабости СССР.

Внутри страны увеличивается политическая пассивность масс, растет движение диссидентства, выезд за границу. Проявляются проблемы в межнациональных отношениях внутри СССР.

Состояние советской экономики ухудшается в то время как западная экономика динамично развивается. В 1970 г. объем капиталовложений в СССР и в США впервые был одинаков. СССР превосходил США по выпуску многих важнейших видов продукции: угля, руды, чугуна, труб, турбин, электровозов, тепловозов и т.д. Это было связано с научно – технической революцией. Но существовавший механизм хозяйствования, практика планирования сдерживали развитие экономики в этом направлении. Сложилось противоречие между огромными возможностями, которые открывала научно – техническая революция для экономики и устаревшими административно – командными методами, формами управления экономикой. Вследствие этого в экономике начали нарастать негативные явления, началась деградация экономики, кризис стал постоянным и охватил все отрасли экономики. Темпы прироста национального дохода стали резко падать. Планы по большинству экономических показателей не выполнялись. Усилилось количественное, качественное и технологическое отставание от западной экономики. Страна, которая когда-то кормила Европу, сама стала жить на привозном продовольствии.

В социальной сфере необходимо отметить снижение уровня жизни. Потребности советских людей возрастали, т.к. менялись представления людей о жизни, о нормах и идеалах повседневной жизни, и хотя они были далеки от западных норм жизни, но даже и они не находили удовлетворения. Многие товары и продукты отсутствовали, позже была даже введена карточная система снабжения населения. Для примера приведем такие данные: уровень потребления в СССР в середине 70-х годов соответствовал официальному уровню бедности в США - черта, за которой находилось 12% американского населения. В последующие годы уровень жизни еще более снизился.

Фактически по большинству объективно измеряемых показателей условия жизни улучшались. В среднем советские люди стали зарабатывать к исходу 70-х годов 150-200 рублей в месяц, а не 30, как перед войной, или 50-60, как в начале 50-х годов. Но для удовлетворения нормальных сегодняшних потребностей средней советской семьи из двух взрослых и двух детей нужно, чтобы каждый работник в ней зарабатывал не менее 400 рублей в месяц.

Происходило рассогласование интересов различных слоев и групп населения, нарушался принцип распределения по труду, принцип социальной справедливости. Нарастали негативные социальные явления, связанные с пьянством, коррупцией, социальным равнодушием и т.д.

Таким образом, в 70-80 годы развитие советского общества остановилось, что привело к кризису. Этот период еще иначе называют периодом упущенных возможностей . Советское общество нуждалось в реформах. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы, находилась на грани распада.

Период 70-х - начала 80-х гг. в истории советского общества получил характеристику застойного времени.

В 70-е гг. основные усилия в экономике были направлены на развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и Сибири. Особое внимание уделялось увеличению добычи нефти и газа. Сделали ставку на расширение продажи сырья за рубеж. Только за 70-е гг. СССР заработал на этом около 170 млрд. долларов. Эти средства использовались для смягчения кризисных явлений и повышения жизненного уровня.

В конце 70-х гг. падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Выросли дефицит государственного бюджета и внешний финансовый долг, увеличилась инфляция. В начале 80-х гг. резко снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства. Упал жизненный уровень, поднялись цены, появились дефицит и очереди. Когда в 1982 г. умер Брежнев, страна находилась в сложном положении. Слабые попытки его преемников Ю.В. Андропова и К.У. Черненко улучшить положение не увенчались успехом.

В попытках преобразований 50-х - начала 60-х гг. и элементах либерализации (оттепели) члены партийного руководства видели причину социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результате в 70-е годы происходит отказ от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

С приходом к власти Брежнева запретили критику культа личности Сталина, свернули процесс реабилитации репрессированных. Предпринимались попытки создания культа Брежнева. Большинство советских людей, слабо веря в идеалы социализма, открытого сопротивления системе не оказывали. Тем не менее росло движение инакомыслящих, которое принято называть диссидентским. Многие диссиденты были арестованы и осуждены, некоторые помещены в психиатрические больницы. За границей оказались многие деятели искусства: писатель А.И. Солженицын, кинорежиссёр А. Тарковский, режиссёр Ю. Любимов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович. Духовным лидером правозащитного движения стал академик А.Д. Сахаров.

Во внешней политике с середины 60-х гг. начался поворот к разрядке международной напряжённости. После визита в Москву в 1966 г. генерала де Голля, установились дружественные отношения с Францией. В 1970 г. СССР и ФРГ подписали договор. Обе стороны признали все территориальные изменения в Европе. В 1970-1973 гг. ФРГ урегулировала отношения с Польшей, ГДР и Чехословакией. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных торговых партнёров Советского Союза. В 1971 г. было заключено четырёхстороннее соглашение по Берлину. СССР, США, Англия и Франция заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.

В начале 70-х гг. американское руководство признало военное равенство между СССР и США. В 1972 г. был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В начале 70-х гг. при содействии Советского Союза прекратилась война во Вьетнаме. Вершиной разрядки стало совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г. В нём приняли участие 33 европейских государства, США и Канада. Итоговый документ закрепил послевоенные границы в Европе, расширил экономические и политические контакты. Страны отказались от применения силы в решении спорных проблем.

Резко ухудшились советско-китайские отношения. В конце 60-х гг. дело дошло до вооружённых столкновений на дальневосточной границе. В 1967 г. осложнилось положение в Польше. Коммунистическому руководству Польши СССР оказал экономическую помощь. В 1968 г. правительство Чехословакии попыталось провести реформы и выйти из-под советского влияния. Советский союз организовал военную интервенцию в эту страну.

Во второй половине 70-х гг. отношения с Западом ухудшились. Окончательный удар по разрядке был нанесён после начала советской интервенции в Афганистан в декабре 1979 г. ООН осудила действия СССР. Американский Конгресс отказался утвердить подписанный в 1979 г. договор ОСВ-2. Начался новый виток гонки вооружений.

К началу 80-х гг. Советский союз находился в преддверии экономического, социального и политического кризиса.

Наше путешествие в историю популярной отечественной музыки продолжается, и, пройдя путь от 1930-х до конца 1960-х, мы переходим в эпоху ВИА и расцвета эстрадной песни и проследуем вплоть до начала «нулевых».

70-е: «Как прекрасен этот мир»

В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – ­ например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.

Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».

В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.

Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.


Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес - Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».

Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.

80-е: «Музыка нас связала»

ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.

Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.

Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.

В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.

Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.

Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.

Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.

Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.

Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.

Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».

90-е: «Там, только там»

С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.

Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.

Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.

В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».

Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.

«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.

Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.

Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».

Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».

Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.

2.1.Концепция «развитого социализма»

Марксистская теория, ставшая фундаментом советской государ­ственной идеологии, основывалась на очень простых и широко распрост­раненных представлениях: можно построить справедливое общество, где в отношениях между людьми не было бы корысти, насилия и эксплуатации. Источниками всех этих бед объявлялись частная собственность и государ­ство. Таким образом, путь к идеалу должен был лежать через уничтожение всех признаков государства и через ликвидацию прослойки, обслуживаю­щей государственную власть, - бюрократии.

Однако вся история социализма в СССР вступала в вопи­ющее противоречие с выводами марксизма об отмирании госу­дарства. Со смертью Сталина исчезли последние препятствия для превращения бюрократии из «обслуги» государственной власти в самостоятельную общественную и политическую силу, претендующую на полное овладение этой властью. Положение осложнилось еще и тем, что внутри правящей верхушки прои­зошло выделение отдельных групп на основе различных госу­дарственных ведомств и структур. В сознании людей советское государство все больше связывалось не с коммунистическими идеалами, а с интересами бюрократии.

Энергетический заряд, содержавшийся в марксистско-ленинской идеологии, оказался во второй половине 60-х гг. на грани исчезновения. Это проявилось в очевидном спаде массово­го трудового энтузиазма, росте социальной апатии, все более широком распространении «идейно чуждых» явлений и т.п. Главной задачей в идеологии становится формирование у трудя­щихся веры в возможности советского строя.

В декабре 1966 г. в главной советской газете «Правда» появилась статья Ф.М. Бурлацкого «О строительстве развитого социалистического общества». Оформлялась новая идеологичес­кая концепция: завершение полного построения социализма (о чем было объявлено на XXI съезде КПСС) знаменует новый длительный период - стадию «развитого социализма», в ходе которой в полной мере реализуются преимущества социалис­тического строя. Вступление в коммунизм откладывалось на неопределенный срок. В 1967 г. о построении в СССР «раз­витого социализма» было сказано уже самим Брежневым в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции, а окон­чательно этот вывод был закреплен на XXIV съезде партии в 1971 г.

Концепция «развитого социализма» призвана была, во-первых, «примирить» фундаментальные положения марксист­ско-ленинской теории со сложившимися реалиями социализма: сохранение классового деления общества, различных форм собственности, товарно-денежных отношений и, наконец, само­го государства с его чиновничьим аппаратом. Во-вторых, обос­новать отход от прежних грандиозных проектов (экономичес­кая реформа 1965 г. - один из них) к более спокойному, ста­бильному развитию. В-третьих, внедрить в сознание граждан, что окружающая их действительность - сама по себе цен­ность, которая должна приносить удовлетворение и вселять гордость.

Новая Конституция

Новая концепция развития повлияла на законодательство страны. Конституция 1936 г. перестала отвечать поставленным задачам. Например, первая статья Конституции называла СССР «государством рабочих и крестьян», вторая статья говорила о «завоевании диктатуры пролетариата», что никак не увязыва­лось с декларированием «подлинной» демократии. К тому же в сложившемся образе государственной власти уже практически не было «пролетарских» черт. Необходимо было новое определе­ние политической системы, социальной структуры, характера экономического, межнационального развития СССР.

В феврале 1976 г. на XXV съезде КПСС было решено приступить к практической подготовке принятия новой Консти­туции СССР. Подготовка велась под лозунгом совершенствова­ния социалистической демократии, и как реальное подтвержде­ние этого с мая 1977 г. было организовано всенародное обсуж­дение проекта. Проект Конституции был опубликован в газетах, и граждане получили возможность предлагать к нему поправки. Таким образом, видимость демократического процесса была со­блюдена. Окончательный текст Конституции был утвержден 7 октября 1977 г. на сессии Верховного Совета СССР. Важнейшей статьей в ней стала статья 6, которая гласила: «Руководя­щей и направляющей силой советского общества, ядром его по­литической системы, государственных и общественных органи­заций является Коммунистическая партия Советского Союза». Это привело к еще большему усилению значения партийного аппарата во всей властной пирамиде, окончательно устанавлива­ло членство в партии как обязательное условие для любой карьеры. Вместе с тем сам факт появления в Конституции осо­бой статьи о КПСС говорил об ослаблении идейного влияния партии. Ранее в формальном закреплении ее роли руководящей силы просто не было надобности.

Государство объявлялось «общенародным», т.е. отныне оно должно было в равной степени представлять интересы всех общественных слоев. Это положение должно было стать обосно­ванием торжества «подлинной» демократии в Советском Союзе.

По-новому трактовалась сложившаяся в СССР социаль­ная структура: советское общество объявлялось однородным. По-прежнему сохранялись классы - рабочий и колхозное крестьянство и «социальная прослойка» - интеллигенция, но их отличия объявлялись незначительными. На самом деле со­ветское общество не только не являлось однородным, но его структура становилась все более иерархичной, напоминая не­кую социальную пирамиду. Главным признаком социального положения было то, какое место гражданин занимает по отно­шению к власти.

Важнейшее место в характеристике общества «развитого социализ­ма» занимал в новой Конституции вопрос о состоянии и развитии межна­циональных отношений. Провозглашалось, что в результате сближения на­ций и народностей в СССР сложилась «новая историческая общность - со­ветский народ». Но при этом не объяснялось, по каким критериям одни на­циональности носят конституционный статус нации, а другие - народности, почему одним разрешено иметь государственность в форме союзной рес­публики, другим - лишь автономной, а третьи не имели даже этого.

2.3.Политический «застой». «Геронтократия»

Если прежде партийные работники, государственные слу­жащие и хозяйственные руководители в подавляющем своем большинстве были выходцами из простого народа, проявивши­ми деловые способности, то в 60-е, а особенно в 70-80-е гг. по­полнение властной элиты происходило через особую систему от­бора и подготовки кадров будущих руководителей: высшие пар­тийные, комсомольские и профсоюзные школы, Академию общественных наук, Дипломатическую академию. Попасть в них можно было только по рекомендации влиятельных чинов­ников. Формирование элиты шло и через «естественное воспро­изводство». Дети и другие родственники начальников с самого начала вступления в самостоятельную жизнь оказывались в особом положении. Они учились в престижных вузах, затем многие из них занимали перспективные должности, почти авто­матически делая карьеру.

Бюрократия времен «застоя» характерна тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро к концу 70-х гг. достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелы­ми болезнями, в том числе и сам Л.И. Брежнев, который в 1976 г. перенес инсульт. По свидетельству его лечащего врача Е.И. Чазова, Брежнев в последние годы своего правления прев­ратился в немощного старика.

Телевизионные репортажи и радиотрансляции невольно демонстрировали курьезы, вызванные его физическим состояни­ем. В стране установилась поистине «геронтократия» (власть стариков). Старания врачей, добившихся того, что нагрузка на престарелых руководителей была сокращена до минимальных размеров (например, заседания Политбюро часто длились не бо­лее 15-20 минут), не спасали положения.

На фоне всего этого происходит стремительное разложе­ние властных и управленческих структур, правоохранительных органов, хозяйственных, научных, учебных учреждений. Взя­точничество, хищения государственного имущества, фальшивая отчетность о состоянии экономики, установление связей пред­ставителей власти с преступным миром - все это достигает таких масштабов, что становится невозможным предотвра­щать скандальные ситуации. Например, так называемое «рыб­ное дело» в начале 1980-х гг. о контрабандном вывозе крас­ной икры и ценной рыбы за границу с ущербом для государ­ства в десятки миллионов рублей. Нити преступных связей тянулись к самому руководству Министерства рыбного хо­зяйства.

Национальная политика

Национальные отношения в СССР принято было считать предметом гордости партийной и государственной политики. Действительно, официально провозглашенная в 60-70-е гг. но­вая историческая общность людей существовала реально. При­меров того, что этнические, культурные, расовые различия не мешали людям уживаться, советская история давала немало. Главное, что позволяло достичь этого, было чувство причастнос­ти к общему великому делу. Так было во времена первых пяти­леток, в годы Великой Отечественной войны, целинной эпопеи. Беды и несчастья, внезапно случавшиеся в разных частях стра­ны, вызывали сопереживание, стремление помочь со стороны всего многонационального советского народа. Пример тому - землетрясение в Ташкенте в 1966 г., полностью уничтожившее целый город и погубившее десятки тысяч его жителей. Всего через год на месте руин возник фактически новый город, целые улицы которого были возведены во многом безвозмездными уси­лиями и на средства всех республик СССР. В основу национальной политики закладывалась идея дос­тижения фактического равенства наций. Эта идея восходила к ленинским представлениям, что интернационализм «великой» нации должен состоять «ив том неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравен­ство, которое складывается в жизни фактически». Другими сло­вами, русские, как самая большая и в прошлом «угнетающая» нация, должны взять на себя ответственность за развитие всех наций Советского Союза, платя за это особо большую цену.

Подобное «донорство» русского народа было оправдано с точки зрения преодоления недоверия к нему со стороны мень­шинств, но получалось и другое. Помогая всем республикам, Россия была не в состоянии должным образом заботиться о ре­шении собственных насущных проблем. Одной из них уже в 60-е гг. становится самое настоящее вымирание Нечерно­земья - огромного края, включающего в себя около 30 регио­нов РСФСР. Хроническая бытовая неустроенность подталкива­ла многих жителей российской глубинки бросать родные края и искать счастья в более благополучных местах огромной страны. Программа развития Нечерноземья (1974) оказалась неэффек­тивной, так как основной упор в ней делался на развитие хо­зяйственной, а не социальной сферы. Более того, ею провозгла­шался курс на ликвидацию «неперспективных» деревень, что лишь ускорило процесс вымирания. С 1959 по 1979 г., по дан­ным переписей населения, количество сел и деревень в нечерно­земной полосе РСФСР сократилось с 294 до 177 тыс.

В представлениях о фактическом равенстве все республи­ки должны быть не только одинаковыми по уровню жизни и социальной обеспеченности, похожими нужно сделать также их хозяйственные и социальные структуры, чтобы интеграция (объединение в целое) проходила проще и естественнее. Гигант­ские средства были вложены в строительство заводов в Средней Азии, Закавказье, Прибалтике. Однако с самого начала возник­ла проблема кадров для этих предприятий. Дефицит восполнял­ся почти исключительно путем переселения в республики рабо­чей силы и специалистов из России, Украины и Белоруссии. В результате в столицах и крупных городах республик предста­вители «титульных» наций оказывались в ряде случаев в мень­шинстве по сравнению с русскими.

По этому поводу возникали и очень серьезные противоречия.

В Прибалтике, Грузии, Молдавии нарастающее присутствие русских вос­принимали как намеренную русификацию и ассимиляцию. В мусульманских республиках поводом для недовольства было нетрадиционное для этих мест поведение приезжих. Кроме того, национальная элита видела в рус­ских своих конкурентов и препятствие для реализации узконациональных интересов.

На первый взгляд социальная структура союзных респуб­лик все больше напоминала российский образец, однако на деле оказывалось, что разделение на социальные группы в большин­стве республик происходит по строго национальному признаку. «Коренные» жители предпочитали традиционные виды хозяй­ственной деятельности - сельское хозяйство, сферу услуг, тор­говлю. Государственный аппарат и сфера образования укомплек­товывались в первую очередь национальными кадрами. Русские же, как правило, составляли основной костяк рабочего класса, инженерно-технических работников, т. е. тех слоев, чей социаль­ный статус никогда не был высок, а в «застойные» годы вообще падал. Таким образом, «коренные» сельские жители ощущали себя ущемленными по сравнению с горожанами-русскими; в то же время социальные различия в городах нередко ставили рус­ских в положение граждан «второго сорта».

Некоторые руководители республик стремились повысить долю представителей «своих» национальностей в столицах и крупных городах путем привлечения туда выходцев из сельских районов. В результате гораздо острее обозначились культурные и социальные различия, возникла национальная обособленность. Русским становилось все более неуютно в этой атмосфере. При любой возможности они стремились возвратиться в Россию.

Нерешенной также оставалась проблема ряда репрессиро­ванных народов. Крымские татары, немцы Поволжья выступали за восстановление своих ликвидированных в годы Великой Оте­чественной войны автономий. Турки-месхетинцы, греки требова­ли разрешения возвратиться к местам прежнего жительства.

Отдельной проблемой в СССР был так называемый «ев­рейский вопрос». В июне 1967 г. в связи с Шестидневной арабо-израильской войной СССР разорвал дипломатические отноше­ния с Израилем. Резолюция Совета Безопасности ООН № 242 определила Израиль как страну-агрессора. В советских газетах началась мощная антиизраильская кампания. Одновременно произошел всплеск бытового антисемитизма. Реакцией на это со стороны советских евреев стала борьба за право выезда из СССР на «историческую родину».

Данный этап истории Советского Союза совпал с нараста­нием этнического самосознания у большинства народов СССР. Однако отсутствие должной реакции на это со стороны цент­ральной власти способствовало тому, что этот процесс стал вы­ливаться в «ревность» народов друг к другу, увлечение иллюзи­ями относительно отдельного «национального рая».

2.5.Завершение периода «геронтократии»

В ноябре 1982 г. Л.И. Брежнев скончался. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов. С 1967 г. до начала 1982 г. он являлся председателем КГБ СССР. Вес Андро­пова в кругах руководства страны, во-первых, определялся тем влиянием, которое он приобрел благодаря руководству органами госбезопасности. Во-вторых, сыграли свою роль его личные качества: ум, высокая образованность, аскетизм (в сочетании с авторитарностью и нетерпимостью к инакомыслию).

Личность Андропова отвечала интересам различных груп­пировок внутри ЦК и Политбюро. Он четко обозначил приори­теты новой политики: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее» (декабрь 1982 г.). В первой по­ловине 1983 г. развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины. В частности, устраивали облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там в рабочее время.

Советские граждане узнали о масштабах выявленных злоупотребле­ний. Например, в ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллион­ные хищения в торговле, которые имели массовый характер. Широкий резо­нанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело» (о коррупции в Краснодарском крае), «дело руководства МВД», затронувшее министра Н.А. Щелокова и его заместителя, зятя Брежнева Ю.М. Чурбанова.

Ряд крупных руководителей приговорили к суровым наказаниям, некоторые покончили жизнь самоубийством. Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением - в среднем более 30% партийных функ­ционеров были вынуждены оставить свои посты.

Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и на­копившихся проблем. Новый генеральный секретарь прямо констатировал: «Мы плохо знаем общество, в котором живем».

Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, страдавший множеством хро­нических болезней, ушел из жизни.

Полной противоположностью Андропову явился новый генеральный секретарь ЦК К.У. Черненко, ближайший друг и соратник Брежнева. Появление у власти такого человека указывает на то, что партийная бюрократия мечтала об устра­нении угрозы своему спокойному существованию. Надежды на Черненко возлагали и сталинисты. Однако короткое прав­ление престарелого и больного Черненко так и не позволило сбыться этим надеждам. В марте 1985 г. К.У. Черненко скон­чался.

2.6.Хозяйственный «застой»

К этому времени на территории СССР были обнаружены новые ресурсы, открывающие возможность дальнейшего экстенсивного развития, в виде гигантских запасов нефти, газа, цветных металлов и т. п. Все это и предопределило установившийся в 70-е гг. социально-экономический «застой» в стране.

Переход к «застою» был отмечен провозглашением курса на «совершенствование хозяйственного механизма». Внешне этот курс мало отличается от прежнего. Ставились те же задачи - развитие хозрасчета, материального стимулирования, обращение производства к нуждам трудящихся и т. д. Однако на практике это выразилось в усилении централизованного управления и возврата к показателям, ориентирующим на количест-венныйколичественный, а не качественный рост производства. В планах девятой (1971-1975) и десятой (1976-1980) пятилеток задача наращивания темпов роста уже не ставилась, предполагалось лишь увеличение производства общего объема продукции. В итоге за девятую пятилетку валовой объем промышленного производства вырос на 43%, за десятую - на 24%, в сельском хозяйстве соответственно - на 13% и на 9%. При этом плановые задания пятилеток не были выполнены: в девятой пятилетке выполнение плана в промышленности составило 91% (в сельском хозяйстве - 68%), в десятой - 67% (в сельском хозяйстве - 56%). Таким образом, в 70-е гг. советская экономика опускалась до уровня простого воспроизводства, который был способен только удовлетворить уже сложившиеся потребности населения.

Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Хуже всего с товарным снабжением дела обстояли в отдаленных от Центра регионах РСФСР - в Сибири, на Севере, Урале и Дальнем Востоке. «Островками» весьма относительного благополучия оставались Москва, Ленинград, столицы союзных республик и некоторые другие города, включая так называемые наукограды.

Не последнюю роль в создании такой ситуации сыграли и сложившиеся диспропорции в советской экономике, связанные с усиливающейся гонкой вооружений. Расходы на оборону отвлекали средства и усилия от гражданского производства.

Отказ от реформ неизбежно подталкивал к рутинному решению социально-экономических проблем: отсутствие качественных товаров и продовольствия собственного производства начинает восполняться все нарастающим импортом. Советский Союз стал крупнейшим в мире импортёром зерна, опередив даже традиционно ввозящую зерно Японию.

К середине 80-х гг. каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. На зерновом импорте базировалось производство животноводческой продукции. СССР был вынужден заключать долгосрочные соглашения о поставках зерна, взять обязательства ежегодно закупать не менее 9 млн. т. в США, 5млн. т. в Канаде, 4 млн. т в Аргентине.

Источниками средств для закупок за рубежомза рубежом становятся золотовалютные резервы, внешние займы и доходы от экспорта. Использование золотого запаса в брежневские време-навремена было относительно редким явлением. Главная ставка была сделана на повышение прибыльности от внешней торговли. Проще всего завоевать себе место на внешнем рынке можно было с помощью вывоза топлива и полезных ископаемых.

Во время мирового энергетического кризиса 1973 г. в результате повышения мировых цен на нефть в 20 раз, на сырье в 8-10 раз СССР получил значительные доходы. На выручку от продажи сырья и топлива закупались товары массового потребления и оборудование для их производства.

В связи с этим главным приоритетом промышленного развития в 70-е гг. становится добывающий, в первую очередь топливно-энергетический, комплекс. С 1969 г. специальным решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР начинается ускоренное развитие нефте- и газодобычи в Западной Сибири. За 10 лет объемы добываемой здесь нефти выросли в 10 раз. Одновременно стремительный рост происходил и в других отраслях сырьевого производства - угольной, лесопромышленной, добыче и обработке цветных металлов. Затраты на поддержание этих приоритетов постоянно росли, так как требовалось создание в отдаленных районах приемлемой социальной инфраструктуры, а главное, развитие транспортной системы. В 1974 г. практически с нуля начинается грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали, продолжавшееся 10 лет. В 1970 г. был заключен первый советско-германский контракт «газ - трубы», по которому СССР получал от ФРГ трубы для строительства газопровода из Западной Сибири, рассчитываясь затем поставками газа в Европу.

В развитии ТЭК, в освоении природных богатств Сибири были достигнуты грандиозные успехи. По сей день основу российской экономики составляют добывающие отрасли.

Все эти мероприятия проводились за счет отставания тех отраслей, которые определяли научно-технический прогресс, - электроники, машиностроения, робототехники и др.

Таким образом, политика периода «застоя» чрезвычайно осложнила решение объективной задачи перехода советской экономики к интенсивному развитию. Экономика СССР стала частью мирового рынка, причем цены на основной предмет экспорта (нефть) в значительной мере зависели от Саудовской Аравии, а на основной предмет импорта (зерно) - от США. Возможные резкие колебания цен таили в себе угрозу для будущего советской экономики. Но советские руководители во главе с Брежневым предпочитали не доискиваться до глубинных причин происходящего, да и саму действительность воспринимали во все более искаженном виде.


Похожая информация.


. Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Простая мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив.С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции.С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр.
Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70-80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню - ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой - затратной - модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались.
Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитой экономики мира от экономики СССР неуклонно увеличивался.Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала.
Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях были естественным и даже неизбежным явлением.В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан.
Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. - Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры.Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70-80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982-1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений.
О кризисе свидетельствовало и возяикновение диссидентского движения (см. билет № 23). Право-защитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм - неподвижностью, преемственность - кризисом.
Внешняя политика СССР с середины 60-х до середины 80-х гг.:

Внешняя политика СССР в середине 60-х - середине 80-х гг. была направлена на достижение трех главных целей: укрепить свое влияние в социалистическом содружестве, сплотить мировую систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мирное сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать военно-техническое и экономическое сотрудничество с развивающимися странами.Отношения с социалистическими странами. В 1964-1985гг. в отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского Договора в Чехословакию в августе 1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.
В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидно для всех.Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистическая партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистическом движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономическое и политическое сотрудничество с СССР.
Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х - 70-е гг. - время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. Ее инициатором выступил французский президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись официальные встречи советского и американского руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европейские союзники подчеркивали гуманитарные аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основное значение принципам невмешательства во внутренние дела, нерушимости послевоенных границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы.Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатические скандалы стали неотъемлемыми элементами системы международных отношений в первой половине 80-х гг. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со странами «третьего мира» в значительной степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабскую позицию, поддерживая дружественные отношения с Сирией и Египтом, лидерами арабского мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мирный договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американской агрессии во Вьетнаме (1964-1975) СССР оказал значительную военно-техническую помощь Демократической Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Активная политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительному военному конфликту, в котором СССР понес большие человеческие, материальные, моральные потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

Загрузка...