domvpavlino.ru

Технологическая карта занятия по экологии в подготовительной группе «Красная книга России. Технологическая карта организованной учебной деятельности. Экология

познание Раздел: экология Тема: «Осень наступила» Цель: Учить видеть изменения в природе. Словарь: осень, листочки, летят. Билингвальный компонент:

Этапы

деятельности

Действия воспитателя.

Деятельность детей.

Мотивационно -побудительный.

В гости к детям приходит ежик,

Ежик, ежик, где ты был?

В лес осенний я ходит.

Там листочки собирал, да на дудочке играл.

Дети здороваются с ежиком.

Слушают стихотворение.

Организационно

Поисковый.

Дети куда ходил ежик?

Что он там собирал?

Давайте поможем собрать ежику листочки, с начало желтые, за тем красные.

Ежику нужны листочки он себе в норки постельку из листиков сделает, а зимой когда холодно будет спать.

А у ёжика есть друзья. Кто это?

Осенью зайчик меняет свою шубку, с серой на белую?

Давайте поиграем, осенью холодно все зайчики сели в кружок и греются.

Сели зайчики в кружок, лапкой роют корешок, во какие зайки, зайки побегайки.

Зайкам холодно сидеть, надо лапоньки погреть. Вот какие зайки, зайки побегайки.

Зайкам холодно стоять надо зайкам поскакать, вот какие зайки, зайки побегайки.

Почему зайка прыгал.

Правильно осенью холодно.

Солнышко плохо греет, идет дождик.

Давайте услышим дождик, приготовили ладошки.

Как сильный идет дождик?

А как маленький дождь идет?

Отвечают: в лес.

Листочки.

Дети собирают листочки красные, жёлтые

Узнают зайчика.

Слушают и запоминают для чего он это делает

Дети садятся в кружок

Договаривают последние слова

Встают, потирают ладонь об ладонь.

Прыгают.

Зайке холодно.

Дети по указанию хлопают сильно, слабо.

Рефлексивно -корригирующий.

Вот мы какие молодцы.

Давайте скажем ежику и зайчику какое сейчас время года.

Как надо одеваться осенью?

Когда идешь гулять, что с собою нужно брать?

Вот я вам зонтик принесла давайте будем играть «Солнышко и дождик»

Дети отвечают осень, повторяют за воспитателем.

Говорят, что надо одеваться тепло.

С собой нужно брать зонтик.

Дети играют в игру.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: время года осень. Понимают: представление о сезонных изменениях. Применяют: видеть эти изменения в природе, на прогулке.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область: познание Раздел: экология Тема: «Фрукты» Цель : Знакомить детей с фруктами (яблоко, груша), учить определять их по цвету и форме. Дать знание, что фрукты растут в саду на деревьях и чем они полезны. Материал: Рассматривание фрукты – муляжи. Словарная работа: Фрукты, яблоко, груша. Билингвальный компонент : Жемістер, алма.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя.

Деятельность детей.

Мотивационно -побудительный.

Встречают лесовичка, который потерял свой чудесный мешочек с фруктами. Организует поиск пропавшего мешка.

Знакомство с лесовичком. Проявляют интерес к пропавшему мешочку с фруктами.

Организационно

поисковый.

Знакомит детей с плодами деревьев в саду (яблоко, груша) задает вопросы, учит наблюдать и замечать сходство и различие.

Воспитатель задает вопрос: «Что в мешочке?» Предлагает лесовичку ответить. Загадывает загадки про фрукты. «Румяная матрешка вкусная крошка, с ветки упала, еще румяней стала». (яблоко)

Воспитатель задает вопрос – Чем полезны фрукты?

Дети называют фрукты яблоко, груша, слива, лимон. Определяют с помощью воспитателя цвет и форму. Находят сходство и различия. (по цвету, форме).

Дети находят отгадки из мешочка, показывают фрукты – отгадки.

Отвечают на вопрос – Почему надо кушать фрукты.

Рефлексивно -корригирующий.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: то, что фрукты растут на деревьях, имеют разную форму и цвет. Понимают : о значении фруктов в питании человека. Принемают: Прийти на помощь, проявить внимание, заботу, желание по цвету, форме сравнивать их.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область: познание Раздел: экология Тема: «Овощи» Цель: Научить узнавать овощи в натуральном виде и на картинках. Обращать внимание на их цвет, отличать особенности формы (огурец – длинный и зеленый, помидор – красный и круглый) Материал: Овощи, огурец, помидор, красный, зеленый. Билингвальный компонент: қызыл, жасыл.

Этапы

деятельности

Действия воспитателя.

Деятельность детей.

Мотивационно -побудительный.

Дети идут на экскурсию в огород и встречают бабушку.

Знакомство с огородом. Встреча с бабушкой.Дети знакомятся, рассматривают огород.

Проявляют интерес к овощам.

Организационно

Поисковый.

Организует экскурсию по огороду « В гостях у бабушки». Бабушка просит детей помочь собрать ей урожай. Знакомит детей с овощами на грядке, задает вопросы, учит наблюдать, запоминать.

Задает воспитатель вопрос: «Что растет на грядке? Какого цвета? Огурец какой?»

Бабушка рассказывает и показывает какой урожай она вырастила.

Вопрос: «Полезны ли овощи?»

Ходят по огороду, рассматривают и называют овощи, определяют с помошью воспитателя цвет и форму. Помогают бабушке, собирают овощи на грядке.

Дети рассматривают овощи на грядке. Называют и находят его среди овощей.

Повторяют и запоминают.

Рефлексивно -корригирующий

Предлагает бабушке поиграть с детьми. Обращает внимание детей как доволен и весел герой.

Подвижная игра «Собери корзинку».

Играют в игру, бегают, веселятся вместе с бабушкой.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: то, что овощи растут в огороде на грядках, имеют различную форму и цвет. Понимают: о значении овощей в питании человека. Применяют: Различать овощи по цвету и форме. Придти на помощь, проявить внимание, заботу.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область: познание Раздел: экология Тема : « Рассматриваем осенний листья» Цель: дать понять, что листья осенью имеют разный окрас. Обратить внимание на строение листьев, у разных деревьев разные листья. Оборудование: игрушка зайчик, листья сухие (дуба, берёзы, тополя, елки) картинки с деревьями нарисованные листья. Словарная работа: листья, берёзовый, дубовый, тополиный. Билингвальный компанент. Лист – жапырак, дерево - агаш

Предлаю рассмотреть.

Играй «Найди такой же лист»

Игра «Найди дерево»

Игра физминутка

Игра «Собери листочки»

Обращают внимание на то, что они разные по цвету, форме. Говорят каждый какого цвета у него листочек. Повторяют за воспитателем. (дубовый, берёзовый и т д)

Дети смотрят на воспитателя, когда показывают его лист (нар) он бежит к нему и повторяет с какого дерева листик.

Дети рассматривая свои листочки находят дерево, называют деревья.

Бегают по группе и поют песенку.

«Ветер северный подул

И все листья разом сдул.

Полетели покружились.

И на землю опустились.

Дождик стал на них стучать

Град потом заколотил,

Снег потом припорошил.

Дети собирают в три корзиночки листики по цвету (желтые, красные, коричневые)

Рефлексивно – корригирующий.

Зайчик забирает корзиночки с листиками.

Зайчик спрашивает какая игра им больше понравилась?

Дети благодарят зайчика интересные игры.

Дети вспоминают, что они делали, что им понравилось.

листья растут на деревьях. Понимают: что листья осенью имеют разный окрас, и у них разное строение. Применяют: находят листья, подбирают к нужным деревьям.

: познан Раздел : Экология. Тема : «Водичка - водичка умой моё личико» Цель: учить наблюдать познакомить со свойствами и качеством воды. (холодная, горячая, прозрачная, соленая, сладкая, льется) Оборудование: капельки из бумаги, стаканы с водой, чашка, два сосуда с горячей и холодной водой, соль сахар, ложечки. Словарная работа: льется, соленая, сладкая. Билингвальный компонент: вода – су.

Игра «Солнышко и дождик» показываю стакан с водой.

Зачем нам нужна вода?

В гости к нам пришла капельки воды и они расскажут какая бывает вода.

Играют в игру. Обращают внимание на стакан с водой.

Дети рассказывают зачем нужна вода.

Рассматривают капельки воды.

Организационно –поисковый.

Капелька первая Опыт: вода прозрачная.

Капелька 2 Опыт: вода льется.

Капелька 3 опыт: горячая холодная.

Капелька 4 эксперемент какая вода на вкус

Дети выбирают капельку с которой будут играть. Берут свои стаканы с водой и бросают туда не большой предмет, при помощи воспитателя определяют, что вода прозрачная через нее все видно.

Выбирают следующую капельку. Выливают воду в чашку. Делают заключение с помощью воспитателя. Вода льется.

Дети проходят к столу и трогают два сосуда в котором одна вода холодная, а в другом горячая. Определяют на ощупь, говорят какая вода в каком сосуде. Говорят почему вода горячая.

Дети в стаканчики с водой насыпают в один сахар, а в другой соль. Размешивают и пробуют какая вода на вкус. Говорят соленая, сладкая. С помощью воспитателя анализируют, где сахар вода сладкая, а где соль соленая.

Рефлексивно – корригирующий.

Капельки хотят узнать что вы узнали о воде.

Капельки угощают детей вкусной водой.

Дети вспоминаютчто они делали, повторяют: вода льется, бывает горячей, холодной, сладкой соленой. Она прзрачная.

Дети угощаются свежей водой.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: качества и свойства воды. Понимают: желание экспериментировать. Применяют: выполняют действия по указаниям, обследуют проделанную работу, разницу, горячий - холодный. Делают простой вывод, почему вода стала сладкой, почему соленая.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология. Тема : «Мы цветочки поливаем» Цель: Формировать умения различать и называть цветы, цветущие растения в комнате (фикус), познакомить о правильном уходе за комнатным растением, включать в посильную деятельность (поливать, протирать листья). Оборудование: Словарная работа: лейка, поливать, цветы Билингальный компонент: цветы – г ү лі

Удивляются говорят, что они не слышат.

Дети говорят свои версии.

Организационно –поисковый.

Потрогайте землю цветочка.

Так почему плачет цветок?

А если их не поливать, что с ними будет?

Показываю иллюстрацию.

Из чего они поливают?

Под корень льют или скраю.

Предлагаю полить все цветы.

Дети трогают землю замечают, что она сухая.

Его надо полить.

Чтобы они росли, пили воду.

Они засохнут и умрут.

Рассматривают иллюстрацию

Льют скраю.

Берет лейку с водой и поливает цветок. Другие дети наблюдают за работой ребёнка.

Рефлексивно – корригирующий.

Как вы думаете, что говорят нам цветочки?

Они говорят спасибо, мы хорошие дети.

Дети встают в круг, воспитатель ходит по кругу и говорит: « во саду ли во городе вырастали лопухи, лопухи мы собирали очень весело играли. Фома не хотел играть выходи- ка танцевать.» выбранный ребёнок танцует, а все дети ему хлопают.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: зачем нужно поливать цветы. Понимают: как правильно держать лейку, не переливать воду. Применяют: умения выполнять поручение, поливать цветы.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познания Раздел : Экология. Тема : «Узнай по вкусу» Цель: учить детей определять овощи и фрукты по вкусу (помидор, морковь, лук, яблоко, груша, лимон), дать понимание о полезности этих продуктов. Оборудование: овощи и фрукты, нарезанные овощи и фрукты, игрушка лесовичек. Словарная работа: овощи, фрукты. Билингвальный компонент: морковь – с ә б і з, помидор – қ ыз ғ ана қ , лук – пияз, яблоко – алма, груша – алм ұ рт, фрукты – жеи і с.

Знакомство с лесовичком. Проявляют интерес к пропавшему мешочку

Дети находят мешочек в саду, радуются заинтересованы.

Организационно –поисковый.

Предлагает игру «Чудесный мешочек»

Организует игру «Где что растет?»

Воспитатель предлагает попробывать их и оределить на вкус.

Воспитатель задает вопрос – Чем полезны овощи и фрукты?

Почему их надо кушать?

Добовляет информацию рассказом о пользе овощей и фруктов.

Достают предметы из мешочка, называют их (яблоко, груша, помидор, морковь и тд), рассматривают, говорят какой формы, какого цвета. Замечают сходство и различие.

Вспоминают, овощи растут на огороде, фрукты в саду на деревьях. Распределяют овощи в «огород», для фруктов находят деревья и называют из (яблоня, грушевое дерево и тд)

Подходят к столу, и пробуют фрукты, оределяют яблоко, груша сладкая, лимон кислый. Пробуют морковь – она сладкая, лук – горький, помидор – кислый.

Отвечают на вопрос, рассказывают. – Почему надо кушать фрукты, и овощи.

Слушают, запоминают.

Рефлексивно – корригирующий.

Воспитатель предлагает лесовичку поиграть с детьми.

Д/и «Что изменилось?» на внимание.

Включаются в игру, повторяют слова и движения, благодарят лесовичка.

: практические действия в играх. Понимают: что такое овощи и фрукты, где они растут, что каждый имеет свой вкус. Применяют: применяют, навык обследование предмета, определяя круглую, овальную форму, а также вкус предложенных овощей и фруктов

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познания Раздел : Экология. Тема: «Части растения» Цель: Помочь детям запомнить части растения (стебель, цветок, лист). Вызвать желание ухаживать за растениями. Материал: растения. Словарная работа: Цветок, лист, стебель. Билингвальный компонент: Гулі, жапырақ.

Рассматривают комнатное растение.

Принимают просьбу бабушки, соглашаются помочь.

Организационно –поисковый.

Рассказывает, как надо ухаживать за растениями.

Игра «Назови, что я покажу!»

Бабушка показывает ствол, листья дети называют. Просит детей помочь полить, протереть листочки. Вносит цветок. Просит детей рассмотреть чем они отличаются друг от друга (наличие цветка). Просит детей понюхать, как вкусно пахнет цветок. Предлагает полюбоваться.

Вспоминают, как надо ухаживать за растениями: поливать, протирать тряпочкой листочки.

Называет части растения.

Помогает ухаживать за растениями: поливать, протирать тряпочкой листочки.

Рассматривают цветок, нюхают.

Радуются его красоте.

Рефлексивно – корригирующий.

Дарит большой букет цветов детям.

Любуются. Ставят букет в воду.

Обещают ухаживать за букетом.

Ожидаемый результат: Воспроизводят : Название комнатных растений: его части, что растения живые. Понимают: Представления о том, как надо ухаживать. Чем отличются цветок от комнатного растения. Применяют: Прийти на помощь, проявить внимание и заботу. Выполнять простейшее трудовое поручение. Запомнить части растения.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познания Раздел : Экология. Тема : «Уход за растениями» Цель: закрепить знание детей о том, как нужно ухаживать за растениями. Вызывать желание ухаживать за ними. Оборудование: комнатные растения, леечки с водой, фартуки, картинка «Дети поливают цветы» Словарная работа: лейка, поливать, цветы Билингрвальный компанент: цветы – г ү лі

Кто то у нас в уголке плачет, вы слышите?

А я слышу, это маленький цветочек, он плачет, как вы думаете почему?

Удивляются говорят что они не слыщат.

Дети говорят свои версии.

Организационно –поисковый.

Потрогайте землю цветочка.

Так почему плачет цветок?

А, за чем надо поливать цветы?

А если их не поливать что с ними будет?

Давайте посмотрим как это делают другие дети.

Показываю иллюстрацию.

Из чего они поливают?

Под корень льют или скраю.

Выбираю ребенка чтобы показал как нужно поливать цветок.

Предлагаю полить все цветы.

Дети трогают землю замечают что она сухая.

Его надо полить.

Чтобы они росли, пили воду.

Они засохнут и умрут.

Рассматривают иллюстрацию

Дети поливают цветы из лейки.

Льют скраю.

Берет лейку с водой и поливает цветок. Другие дети наблюдают за работай ребёнка.

Дети берут леечки поливают цветы.

Рефлексивно – корригирующий.

Как вы дусаете что говорят нам цветочки?

Потрудились, теперь можно и поиграть. Игра «Во саду ли во городе» (Упрощенный вариант)

Они говорят спасибо, мы хороште дети.

Дети встают в круг, восптатель ходит по кругу и говорит: « во саду ли во городе вырастали лопухи, лопухи мы собирали очень весело играли. Фома не хотел играть выходи- ка танцевать.» выбранный ребёнок танцует а все дети ему хлопают.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: информацию о том , зачем нужно поливать цветы. Понимают: как правильно держать лейку, не переливать воду. Применяют: умение выполнять поручение, поливать цветы.

Образовательная область : познан Раздел : Экология. Тема : Куда улетают птицы? Цель: познакомить детей с перелётными птицами (утка, гусь), их строение, дать понимание, почему их называют перелётными. Словарная работа: гуси, утки, ласточка, грачи. Билингвальный компонент:

Достаю картинки. Кто это ребята?

Скоро зима. Какя погода зимой?

Правильно зимой холдно идет снег, воробей и ворона будут с нами зимовать.

А есть птички которые боятся мороза и осенью улетают в теплые края. Им здесь кушать будет нечего, они едят червячков и травку.

Буратино нам принес их иллюстрации

Может вы знаете их, показываю

Гуси и лебеди большие птички или маленькие?

Как они крыльями машут?

А это птичка ласточка, она очень боится холода и улетает самая первая.

Какя это птичка, маленькая или большая.

Вот еще одна птичка грач, грач похож на ворону.

Давайте опишем её, что у неё есть?

Давайте назовем всех птичек

Эти птички улетают в теплые края.

Дети говорят - это воробей и сорока.

Холодная, идет снег.

Вызываю у детей с ними познакомится.

Дети узнают гуся, лебедя, повторяют несколько раз.

Дети говорят большие.

Дети показывают взмах крыла (машут руками)

Дети рассматривают ласточку, называют её.

Дети говорят, что это маленькая птичка.

Дети запоминают название птички.

Дети описывают у птички есть голова, туловище, хвост, крылья, глюв

Дети называю гуси, лебеди, грачи, ласточка.

Дети повторяют за воспитателем определение.

Рефлексивно – корригирующий.

Игра «Гуси грачи»

Дети делятся на две команды одна команда гуси а другая грачи.

На команду «Грачи улетают» бегают погруппе и машут крыльями. На команду «грачи улетели» содятся на стул. На команду «гуси улетают »по группе летает команда гусей

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: название перелётных птиц, гусь, лебедь, грач, ласточка.

Понимают: представление о том, почему птицы улетают в теплые края .

Применяют: ум еют называть и узнавать птиц, рассказывать об их строении.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема : « Домашние животные » Цель: Различать и называть домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.) Словарная работа: Коза, свинья, кошка, лошадь . Билингвальный компонент: тауқ, қаз, ат, сиыр, ешкі.

Загадывает загадки о домашних животных (с выставлением картинок)

- Как одним словом всех назвать?

Отгадывают загадки.

Отвечают – домашние животные.

Организационно –поисковый.

Найдем общие признаки(ноги – лапы, хвост, покрыты шерстью).

Игра «Угадай» по описанию называют какие – либо признаки животного просит отгадать о ком идет речь.

«Кто что ест?» - произносит название кормов.

«У кого кто?» - предлагает подобрать картинку.(Взрослые животные – детеныши).

«Кто как кричит?» - просит изобразить животное голосом.

«Чего не хватает?» - прикрывает животному одну часть тела.

Определяют, что у всех животных одни и те же признаки (внешнего вида), делают вывод.

Догадываются о ком идет речь.

Подносят соответствующую картинку.

Подбирают картинки, называют детеныша.

Произносят звуко – подражания.

Правильно называют недостающие части (нет уха и т.д.)

Рефлексивно – корригирующий.

Для закрепления названий проводит игру «Кто ушел домой?».

Читают стихотворение.

Запоминают какие животные на столе. Отгадывают «Кто ушел»

Слушают стихотворение.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: Названия домашних животных и их детенышей. Понимают: Представление где живут домашние животные, чем питаются, какие издают звуки, как за ними ухаживает человек. Применяют: Различать и называть домашних животных.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема : « Про маленькую капельку». Цель: уточнить представление детей о т ом, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении). Развивать у детей двигательную активность. Словарная работа: родник, ручеек, речка, море. Билингвальный компонент: вода – су,

Рано утром на рассвете умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки.

Спрашивает: что делают по утрам?

Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубачистам - стыд и срам, стыд и срам!

- Что нужно для того, чтобы быть всегда чистым?

Дети внимательно слушают стихотворение и отвечают на вопрос что делают по утрам и для чего.

Слушают стихотворение дальше. Отвечают: мыло, мочалку, полотенце, вода.

Организационно –поисковый.

Ребята, а откуда бежит водичка, когда мы умываемся?

Но чтобы попасть к нам в дом, вода проделывает большой путь. Показывает макет родничка и рассказывает о родничке.

А как человек использует воду?

Вода нужна растениям, рыбам, птицам и всем остальным жителям. Без воды нет жизни на земле.

Как вода приходитт в дом.

(из реки насос перекачивает воду в огромные баки – отстойники, где воду очищают и фильтруют.

Показывает как филтровать воду через марлю.

Пословица: «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!»

Рассказывает о бережном отношении к воде.

Вспоминают, что из крана. Задумываются, а как попадает в кран.

Смотрят и слушают.

Он пьет, моется.

Запоминают. Рассматривают марлю – она грязная, а вода в стакане чистая. Открывают кран и видят льется вода – чистая.

«мойся, мойся, воды не бойся».

Рефлексивно – корригирующий.

Спрашивает, что узнали о воде.

Загадка: «Без чего не может мама ни готовить, ни стирать»?

Дети отвечают, что знают о воде, откуда вода бежит, как попадает в дом.

Без воды.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: для чего нужна вода. Понимают: что вода приходит в дом по трубам. Какой путь проходит вода. Применяют: навыки для проведения опыта с водой.

(Родничок маленький, он вытекает из под земли. А из родничка течет веселый ручеек. Течет, течет ручеек и попадает в речку. Речка сначала маленькая, а потом становится всё больше и больше. Река впадает в море. Море очень большое, волны бьются о берег. В реке вода пресная, а в море – солёная, её пить нельзя. Она горькая невкусная.горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Морская соль – крупная, сероватая, горькая, её кушать нельзя. В еду мы кладём другую соль. Она мелкая, белая не горькая. Пресная вода в реках и озёрах.

У воды великая забота – поить всех обитателей Земли.)

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема: « Кто чем питатся?» Цель: расширять кругозор детей, умение называть животное, знать чем оно питатся.С помощью игрущек закрепить знание детей о домашних животных и птицах: кошке, собаке, курочке, петушке, корове и их детенышах. Материал: Рассматривание картинок. Словарная работа : Кошка, собака, корова, петух, курочка, и т.д. Билингвальный компонент: Әтеш, мысық, ит, тауық, сиыр.

Проявляют интерес, называют животных и птиц.

Отгадывают загадки.

Организационно –поисковый.

1.Как они выглядят? Рассматривание игрушек животных и птиц домашних.

2.Кто и как ухаживает за ними?.

3.Просит назвать общие и отличительные особенности.

4.Предлагает рассмотреть игрушки. Рассказывает об их повадках.

5.Д/ игра «Кто у кого?» просит подобрать детеныша.

6 Игра «Кто чем питается?»

Рассматривают называют их части тела.

Слушают воспитателя, делятся впечатлениями, рассматривают иллюстрации

Называют общие и отличительные особенности.

Рассматривают и рассказывают об их повадках.

Подбирают соответствующие игрушки.

Дети угощают и называют чем питаюся живтные. Повторяют за воспитателем: курочка клюёт, корова жует. И т д

Рефлексивно – корригирующий.

Спрашивает, что было интересным, уточняет название. Предлагает обыграть игрушки.

Отвечают на вопросы, закрепляют названия.

Играют с игрушками.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: Названия домашних животных и птиц и их детенышей о том, что они живут рядом с человеком, он ухаживает за ними. Понимают: Представления о домашних животных и птиц и их детенышах. Применяют: Выделять основные части тела, чем питаются, какие звуки издает и т.д.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема: Дикие животные. «Лиса и волк» Цель: познакомить с дикими животными, их строением. Материал: Рассматривание иллюстраций, беседа. Словарная работа: Дикие животные: волк, лиса. Билингвальный компонент: Түлкі, қысқыр.

Отправляются в путешествие на лесную полянку. Дети садятся в машины и едут в лес.

Проявляют интерес, вживаются в образ.

Организационно –поисковый.

На полянке детей встречает лиса: спрашивает детей кто – это? Просит детей рассмотреть лису, какая она? Спрашивают у лисы, как зовут твоих деток? (лисята).

Где живет лиса?

Просит детей повторить. Прощаются и идут дальше.

Встречают волка и т.д. диалоги аналогичные. Рассказывают о том, что дикие животные сами о себе заботятся, сами добывают пищу.

Ответы детей.

Рассматривают.

Рассказывают свои впечатления.

В норе.

Рассматривают зайца. Запоминают как зовут детеныша

Повторяют за воспитателем.

Рефлексивно – корригирующий.

Приглашают всех зверей на полянку поиграть и поплясать с детьми.

Прглашает всех детей назад в группу.

Игра с игрушками.

Пляска с животными на полянке.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: Как называются дикие животные и их детеныши. Где живут дикие животные. Понимают : Представление о том, что им приходиться самим о себе заботиться. Применяют: Различать диких животных.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема: «Птицы» Цель: Различать и называть птиц (воробей, ворона, голубь) Предварительная работа: Наблюдение за птицами Словарная работа: Птицы, воробей, ворона, голубь. Билингвальный компонент: қүстар, төрғай, қарақарға.

Проявляют интерес. Отгадывают загадки.

Организационно –поисковый.

Сранение вороны и воробья (величина, цвет, повадки, издаваемые звуки).

Все птицы похожи. – Чем похожи птицы? – Сколько лап, крыльев? – Чем покрыты? – Как едят, как летают?

Упражнение «Бабочка»

Упражнение «Самолет». - Чем самолет не похож на птицу?

Читает стихотворение о птицах и следит за действиями детей.

Рассматривают картинки, называют отличительные черты.

Отвечают на вопросы воспитателя, находят общие признаки.

Выполняют действия пальцами рук.

Выполняют движения «самолет летит». Находят разницу между самолетом и птицей.

Слушают стихотворение, летят на кормушку.

Рефлексивно – корригирующий.

Спрашивает, что интересного было на занятии, что запомнилось.

Хвалит детей за активность.

Выполняют действия пальчиками. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: Название птиц. Понимают: Представления об особенностях внешнего вида и поведения птиц. Применяют: Различать и называть птиц, сравнивать и наблюдать.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема: «Весна красна» Цель: Формировать представления детей о наиболее характерных признаках весны: учить устанавливать простейшие причинно следственные связи, использовать речевые высказывания. Предварительная работа: Наблюдения на прогулках. Словарная работа: Весна, тает, набухли, почки, капель. Билингвальный компонент: көктем, жылы, келді.

Организует игровой прием читают вместе с детьми телергамму с приглашением на экскурсию в природу «В гости к Весне»

Проявляют интерес, помогают читать телеграмму.

Откликаются на предложения.

Организационно –поисковый.

На прогулке предлагает вспомнить, что было написано в телеграмме и найти эти приметы в природе; почувствовать запахи, ароматы весны, увидеть ее краски.

Читает стихотворения. Предлагает рассмотреть сосульку.

-Какая по форме?

-Какая на ощупь? По цвету? - Что с нею будет, если ее подержать в доме?

Активизирует словарь.

Вспоминают о приметах раней весны.

Находят их в природе. Вдыхают аромат весны (свежий, прохладный, весенний) называют краски (голубая, солнечная, яркая).

Слушают стихотворения.

Рассматривают ее, отвечают на вопросы, повторяют слова (прозрачная, скользкая, острая, ледяная, капель).

Рефлексивно – корригирующий.

Спрашивает, чем детям нравится весна. Просит повторить новые слова. Предлагает пускать кораблики в ручейки.

Делятся впечатлениями, повторяют новые слова.

Пускают кораблики в ручейки.

Ожидаемый результат: Воспроизводят: те изминения которые произошли в природе: греет солнце, тает снег, возвращаются птицы, бегут ручьи. Понимают: наиболее характерных признаках весны. Применяют: знания при рассказывании простейших изменения в природе, погоде, одежде людей. Отражать результаты наблюдений в природе в речевых высказываниях.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема: «Времена года» есть озн Цель: Замечать смену сезонов в природе (весна –лето, осень – зима) и их особенности (зимой – холодно, снег летом – жарко, светит солнце, весной тают сасульки, осенью падают желтые листья и т.д.) Различать времена года по внешним признакам и называть их. Предварительная работа: рассматривание альбомов «времена года». Словарная работа: Осень, зима, весна, лето. Билингвальный компонент: куз, қыс, көктем, жаз.

Рассказывает сказку по ходу задает детям вопросы, показывает пезажи всех времен года: замечать смену сезонов в природе, и их особенности (зимой – холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сасульки, бегут ручьи и т.д.)

Физминутка «Капельки» Произносит слова с детьми выполняют движения.

Обращаем внимание на красоту смену сезонов в природе.

Внимательно слушают сказку, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Выполняют движения соответствием тексту.

Восхищаются красотой, делают выводы.

Рефлексивно – корригирующий.

Спрашивает. Какое время года детям больше нравится и почему? Что в сказке особенно запоинилось.

Хвалит детей за активность.

Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями.

Рассказывают о понравившихся местах в сказке.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: Основные признаки всех времен. Понимают: Слуховое внимание. Применяют: Различать времена года по внешним признакам и называть их. Обращать внимание на погодные явления.

Технологическая карта Первая младшая группа. Образовательная область : познан Раздел : Экология Тема: «В лес гулять пойдем ». Цели: учить называть части дерева, различать и называть деревья. Оборудование: картинки с изображением деревьев, ветка сосны, шишки, кора березы, ягоды рябины, игрушки- заяц, белка, мышка, лисичка. Словарная работа с билингвальным компонентом: дерево- агаш, береза, ель, сосна (елка), рябина, ствол, ветки.

Приглашаю на прогулку в лес. Показываю иллюстрацию леса.

Что растет в лесу?

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы, показывают деревья.

Организационно- поисковый

Предлагаю рассмотреть картинку с изображением сосны- ствол, ветви, иголки, шишки.

Предлагаю рассмотреть картинку с изображением березы, побуждаю показать ствол, ветки, назвать цвет коры.

Аналогично рассматриваем изображение рябины- ствол, ветки, ягоды.

Физминутка- «деревья, трава»

Д/и «Спрячем зайку от лисы» -учить находить дерево по названию, называть его.

Отвечают на вопросы, повторяют за воспитателем, называют и показывают части дерева, щупают хвою, нюхают, рассматривают шишки. находят сосну на иллюстрации леса.

Показывают ствол березы, ветки, рассматривают кору, называют цвет.

Показывают ствол у рябины, ветки, называют, пробуют ягоды.

выполняют игровые движения- показывают высоту дерева, травы, цветов.

Выбирают названное дерево и располагают под ним животное- зайку за березой, белку на сосне, мышку под рябиной - называют кто где спрятался.

Рефлексивно- корригирующий

Поощряю детей, предлагаю имитацию движений зайца, лисы, мышки, белочки.

Показывают как ходит лиса, скачет зайка, прыгает белка с ветки на ветку, прячется мышка.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: дерево, его части- ствол, ветки. Понимать: обследовать ветки, хвою, ягоды- называть признаки Применять: представление о величине дерева, разнообразии деревьев.

Ставлю проблему перед детьми.

Я знаю, что у снега есть какие-то тайны.

Может ли снег о них рассказать сам?

Мы с вами наблюдали за снегом на переходе на нашей крыше детского сада.

Что видели?

И я видела, на крыше с одной стороны снега еще много, целый сугроб, а с другой стороны крыши уже снега нет.

Везде одинаково снег тает?

Проблематизация: почему снег тает не везде одинаково, быстро.

Как узнать это?

Как вы думаете что означает это место в группе?

Может быть мы там найдем ответ?

И тогда мы кто?

И я пришла в лабораторию.

Как узнать температуру воды в красной баночке?

Какая вода на ощущение?

А в синей баночке какая вода?

Какая вода?

Напоминаю проблему.

Мы не забыли, нам надо выяснить: «Почему снег тает не везде одинаково, быстро».

Давайте опустим снег в баночку с холодной водой.

(проделываем вместе)

Что происходит со снегом?

А теперь надо проверить как будет вести себя снег в горячей воде?

Ставлю поисковые задачи.

Где снег тает быстрее в горячей или в холодной воде?

Запишем это на нашей магнитной доске.

Писать будет, Никита, а мы посмотрим правильно ли он запишет знаками и прочтем.

Никита, посмотри на знак горячей воды. Прочитай его.

А холодная?

Куда поставим ответ?

Делаем вывод.

Быстро снег тает где?

А медленно где?

Эту тайну нам рассказал сам снег.

Как мы ее узнали?

Активизирую поиски способов получения информации о снеге.

Наверное, это не все тайны снега.

Всегда ли снег тает?

Я думаю, что ответ на этот вопрос мы найдем где?

Знакомы ли вам эти книги?

И мне знакома эта книга.

Читаю: «Почему».

Тут и страница интересная есть и рассказ на эту тему.

Постановка проблемы.

Давайте послушаем, есть ли такие места, где снег не тает совсем?

В горах снег никогда не тает, там низкая всегда держится температура. И этот снег называют ледником . Ледник- это огромная масса спрессованного снега , который в лед превратился. Когда солнце чуть пригревало, снег начинал таять, а потом опять замерзал и превращался в лед.

Вот мы и нашли ответ на наш вопрос.

Запишем его на доске.

Поиски ответа на поставленную проблему из текста.

Где снег никогда не тает?

А сто там происходит со снегом?

Как выглядит снег в горах, послушаем?

Обращение к тексту.

Это спрессованная масса, которая превратилась в лед.

Как это мы запишем?

Читаем запись.

Что нам помогло узнать это свойство снега превращаться в лед?

Обобщение.

В энциклопедии можно много узнать и о других явлениях природы.

Приходилось ли вам видеть снег в горах?

Где вы его видели?

Обобщение.

Значит, можно получить интересующую нас информацию еще и по телевизору…….

Ребята, снег в основном, какой?

Интересно, а поэты, каким видели снег.

Давайте послушаем какого цвета снег стихотворении Н. Брауна.

«Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно- розов.

Давайте пройдем на вернисаж, чтобы полюбоваться нежно-розовым снегом.

На какой картине художник увидел снег таким нежно-розовым?

Поясняю.

На какой картине художник рассказал нам о таком цвете снега. Нежно - розовые блики на снегу бывают от солнечных лучей, когда солнце восходит.

А вот еще одна цветовая гамма в его стихотворении.

Вдали- в тени, в низине-

Голубой и даже

Подойдите к ней.

Поясняю.

Что можете сказать о снеге на этой картине?

Вот такая голубизна снега, бывает, когда чистое голубое небо и это отражается на белом снегу.

И снег становится?

Загадочным.

И все это увидел художник.

Давайте отметим и запишем, какого снега может быть снег?

Будем отмечать, наклеивая элемент снежинок.

Так от чего зависит цвет снега?

Как вы узнали об этом?

Проблематизация.

Когда снег бывает темным и серым?
В каком месяце?

Давайте посмотрим на календарь природы.

Что это за дни месяца?

Значит, снег бывает темным и серым, когда?

Как мы об этом узнали?

Каким мы еще видели снег, когда наблюдали, расскажем?

После первого снегопада, снег какой?

Мы лепили снежную бабу.

Снег, был какой?

Когда гуляли в морозную погоду?

Когда солнечные лучи ппопадают на снег и он?

Обобщение.

Вот оказывается какими удивительными тайнами обладает снег.

Планируемые результаты
Предметные
Научатся
получат
возможность
научиться
­ определять цепь
и сеть питания,
­ различать звенья
цепи
­
классифицировать
цепи
­ составлять цепи и
сети питания
­ сравнение цепи,
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения
Метапредметные
Личностные
­ развитие мотивации к изучению в
дальнейшем
различных

естественных наук;
­ развитие любознательности и
формирование интереса к изучению
природы методами естественных
наук
­
творческих способностей
­
отношения к природе
развитие интеллектуальных и
ответственного
воспитание

учебника,
­ умение работать с разными
источниками
биологической
информации:
находить

биологическую информацию (в
научно­
тексте
литературе,
популярной

биологических
словарях и
справочниках), анализировать и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
­
умение видеть проблему,
ставить вопросы,
выдвигать
гипотезы, давать определения
понятиям,
классифицировать,
делать выводы и заключения,
структурировать материал;

Организационная структура урока
(Комбинированный урок)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Мотивация
Приветствует. Создает для
учеников
проблемную
ситуацию.

Мотивирует обучающихся к
определению темы и к по­
становке познавательной цели
урока.(путём
показа
мультфильма.)

­
предположите
сегодняшнего урока?

тему
Записывает тему урока на
доске.
Мы уже
знакомы с
некоторыми отношениями
встречающимися в живой

предположение
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Определяют тему урока
­ пищевые отношения, кто кого ест.
­ растения являются домом;
­ животные распространяют плоды и
семена, опыляют растения;

постановке
­ хорошо, сегодня мы более
подробно поговорим о
пищевых отношениях
­ с какой целью мы займёмся
этой проблемой?
Записывает цель урока на
доске.
Предлагает
проблемный ситуацию
обучающимся
я предлагаю,
вам
­
представить себе, что вы
­ изучить связи организмов и схему
передачи солнечной энергии.
высказывая
Выполняют задание:
предположения,
составляют цепь
(работа в паре с раздаточным
материалом)
Актуализация

Зерно
воробей
насекомое
и вам
учёные­экологи,
необходимо
объяснить

ребятам из детского сада, что
такое пищевая цепь,используя
стихотворение «Хулиганы­
воробьишки»
(раздаточный
материал у вас на столе):

Же

Хулиганы­воробьишки
превосходные
воришки.
Им зерно лишь подавай –
поуменьшат
урожай.
Вот китайцы подсчитали,
сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут –
каков
результат?
Поначалу, в самом деле,
закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
ворота!
отворяйте
Все
урожай
насекомые
сожрали.
Их в таком большом числе
прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят
совсем
зерна­то:
Им родители с полей тащат
мошек
червей.

Стало тут властям понятно –
надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из
чужих
краев.
Если все с плеча рубить,
можно дело загубить.
вести

­ хорошо, а теперь попробуйте
дать определение понятию ­
«Цепь питания»

деятельность
Направляет
обучающихся, связанную с
постановкой проблемы,
и
путём её решения.
­ представьте её как цепочку
чего либо в обычной жизни,
например, цепочку муравьёв
на экологической тропе или
цепочку событий в жизни...
правильно, и передают
­
энергию
Организует
обсуждению материала
работу по
­ цепь питания это последовательность
организмов, которые друг другом
питаются
Вступают в полилог, высказывают
предположения, примеры.

Выявление места и
причины затруднения
Предлагает
проблемный вопрос:
обучающимся,
Осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса,
обсуждают её между собой.
­какие звенья входят в
пищевую цепь и что
произойдёт, если одно звено
исчезнет?
­продуценты, консументы, редуценты;
­ возможно появится другое звено,
заменяющее исчезнувшее
Составляют план работы и озвучивают
пункты плана урока работают с
учебником п. 12
Планирование
Обсуждение с учащимися
плана урока (определение
содержания
и
последовательности действий
для достижения поставленной
цели)

­ Что нам необходимо знать,
чтобы достичь поставленной
цели?
Записывает план урока на
доске.

Работают с текстом учебника,
рисунками, раздаточным материалом,
осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса
своего варианта. Оформляют ответ в
рабочих тетрадях.
Реализация плана
­ виды цепей питания
­ звенья цепей питания
­сети питания
­распространение энергии
­ Организовывает работу по
и
поиску
обработке
информации.

Стимулирует активное
­
участие всех детей в
поисковой деятельности
Организует индивидуальную
работу с текстом учебника
разделив класс по вариантам.
I.

вариант ­ пользуясь
учебника,
текстом

рисунками,
и
раздаточным
материалом предложите
схему цепи выедания.
Схему
оформить в
рабочей тетради
II.
вариант ­ пользуясь

текстом
учебника,
и
рисунками,

Познавательные:
Формулирование
проблемы, поиск путей
решения;
Информационный
поиск;
Анализ с выявлением
существенных
и
несущественных
признаков, сравнение,
установление
причинно­след­
ственных
обобщение
связей,

Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;

III.
раздаточным
материалом предложите
схему цепи разложения.
Схему
оформить в
рабочей тетради

вариант ­ пользуясь

взаимопроверку
результатов.

работают по алгоритму или
Познавательные:
Построение речевого
высказывания.
Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;
Готовность к вос­
научной
приятию
картины
мира,

первое
­
звено
растение(производитель)

Организует повторение и
закрепление
учебного
материала,
установление
связей между новым и ранее
изученным
материалом,
тренировку
навыков
использования нового знания.

Заполняют таблицу в рабочих листах
устанавливая связи между новым и
ранее изученным материалом
Таблица:
питания».
«Характеристика цепей
Цеп
ь
пит
ани
я
Началь
ное
звено
Последо
вательн
ость
звеньев
Роль в
экосис
теме
Приме
ры
цепей
питани
я
Оценивание
Выставляет и комментирует
отметки.
Высказывают оценочные суждения

Рефлексия
Домашнее
задание
Предлагает вспомнить тему и
цели урока, соотнести с
планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к
цели и успехи класса в целом.
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды
урока.
Регулятивные:
Участие в подведении
итогов урока;
Самооценка.

часть
инвариантную
(соответствует
базовому
уровню) – параграф учебника
стр.87­92

вариативную часть (учащиеся
могут выбирать задания из
предложенных учителем с
индивидуальных
учетом
возможностей)
94­
96(литературная страничка и
вопросы к тексту)
стр.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение практического занятия № 1
по дисциплине «Экологические основы природопользования»

Тема: Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
Наименование работы: Решение экологических задач.
Цель занятия: Научиться анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: Рабочие тетради, инструкционные карты.
Место проведения: кабинет № 215
Основные правила технике безопасности на рабочем месте:
дисциплина;
точно выполнять указания преподавателя;
.
Литература: Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М.: «Дашков и К», 2007.-247 с.; Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.: ФОРУМ-ИФРА-М, 2008. – 256 с.; Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2010. – 208 с.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

Дать понятие – природа.
Почему экология играет важную роль в современном мире?

Содержание работы
Взаимодействие человека и природы (социально-экономический аспект) – политика и стратегия в использовании природных ресурсов и в управлении реакциями общества на изменение ресурсных возможностей планеты и её отдельных регионов. Для общества природа имеет огромное социальное, производственное, экономическое, научное, оздоровительное значение. Социально-экономическое развитие человеческого общества всецело должно быть направлено на приспособление (адаптацию) человечества к условиям меняющейся среды. Верный подход в условиях современности заключается в ограниченном рациональном преобразовании природы для нужд развития человечества, которое также должно видоизменять свои инструменты в соответствии с ресурсными возможностями Земли.
В связи с развитием производительных сил общества увеличивается масса веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Человек преднамеренно и непреднамеренно воздействует на условия существования, идя вразрез с законами природы.
Человек познал законы, позволяющие ему создавать современные машины, но пока он не научился понимать, что существуют другие законы, которые, возможно, он ещё не знает, что в его взаимоотношениях с природой существует запретная черта, которую человек не имеет права переступить ни при каких обстоятельствах. Существует система запретов, нарушая которые он нарушает свое будущее». Даже открытые уже законы развития биосферы, общества человек постоянно нарушает в угоду сиюминутной выгоде, вызывая многочисленные локальные и региональные катастрофы, приближая глобальный экологический кризис.

Схема 1. Глобальные экологические проблемы

Задание 1. Решить экологические задачи:

1. В результате выброса пыли из заводской трубы образовалось аэрозольное облако, которое через 8 суток с дождями попало на землю. Какойпуть проделало облако, если ветер дул со скоростью 2, 5, 10, 15 м/сек.
Оцените экономические последствия от разлива нефти в результатеаварии танкера, если из пробоины вытекло 10, 20, 30 и 40 тыс. тонн нефти:
а) рассчитайте площадь морской поверхности, покрытой нефтью;
б) определите количество морской воды, лишенной кислорода, если1 тыс. т нефти покрывает площадь в 20 км2; если 1 кг нефти закрывает
доступ кислорода в 40 м3 морской воды.

Задание 2. Ответить на тест

1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука:
систематика;
зоология;
ботаника;
экология.
2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:
абиотическими факторами;
биотическими факторами;
экологическими факторами;
движущими силами эволюции.
3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор:
ограничивающий;
оптимальный;
антропогенный;
биотический.
4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют:
видовое разнообразие;
биоценоз;
биомасса;
популяция.
5. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
биомасса;
видовое разнообразие;
плотность популяции;
все перечисленное.
6. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания:
пищевая сеть;
пищевая цепь;
трофическая цепь;
цепь питания.
7. Самая низкая биомасса растений и продуктивность в:
степях;
тайге;
тропиках;
тундре.
8. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется:
плотностью популяции;
продуктивностью популяции;
саморегуляцией популяции;
восстановлением популяции.

9. Сигналом к сезонным изменениям является:
температура;
длина дня;
количество пищи;
взаимоотношения между организмами.
10. На зиму у растений откладываются запасные вещества:
белки;
жиры;
углеводы;
все перечисленные вещества.
11.Самая высокая продуктивность:
смешанные леса;
лиственные леса;
хвойные леса;
тропические леса.
12. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ
продуценты;
консументы;
редуценты;
детритофаги.
13. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему:
пищевая цепь;
пищевая сеть;
пищевой уровень;
пирамида численности.
14. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности:
фотопериодизм;
биологические ритмы;
биологические часы;
биотические факторы.
15. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года:
зимний покой;
зимняя спячка;
остановка физиологических процессов;
анабиоз.

Контрольные вопросы:
Перечислите, глобальные экологические проблемы.
Что такое экологические факторы?

Преподаватель: Жиляева И.Н.

13PAGE 14215

Глобальные экологические проблемы

Загрязнение токсикантами среды

Радиоактивное загрязнение

Истощение «озонового слоя»

Парниковый эффект

Кислотные дожди

Деградация почв

Обезлесивание

Загрязнение океана

Фотохимический смог

Проблемы отходов

Опустынивание

Сокращение генофонда

Экология человека


Приложенные файлы

Конспект урока окружающего мира в 3 классе.

Тема урока: «Экологическая безопасность.»

Цели урока:

Формирование личностных УУД

    формировать ценностное отношение учащихся к окружающей природе;

    помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

Формирование познавательных УУД:

содействовать развитию у школьников умений выделять главное в тексте, анализировать текст.

создать условия для развития умения формулировать и решать проблемы, предлагая разные пути их решения.

Формирование регулятивных УУД:

    обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

    создавать у школьников умение работать во времени;

    содействовать умению осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Развитие коммуникативной культуры школьников:

    содействовать развитию у детей умения общаться;

    обеспечить развитию у школьников монологической и диалогической речи

Предметные цели:

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил экологической безопасности

обеспечить закрепление понятий «экология», «экологическая безопасность», «круговорот веществ в природе», «экологические проблемы».

Действия педагога

Действия обучающегося

    Самоопределение к деятельности. Орг.момент.

Убедитесь, что рабочее место готово к уроку. Все лежит на местах, расположено удобно для вас. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

Проверяют порядок на рабочем месте, желают успеха на уроке.

Учащиеся распределяют обязанности внутри группы, заносят их в рабочий листок.

    Актуализация знаний, мотивация.

Предлагает решить кроссворд, составленный из слов, связанных с темой урока. В результате заполнения кроссворда дети должны получить ключевое слово урока – ЭКОЛОГИЯ

Проверка правильности работы проводиться по готовому образцу, подготовленному учителем.

Учащиеся решают кроссворд, работая в группе. проводят проверку правильности выполненной работы по готовому образцу, предложенному учителем. Оценивают свою работу на рабочем листке.

Уточняют понятие слова ЭКОЛОГИЯ. высказывают свое мнение об известных им экологических проблемах, существующих в нашем городе.

Заполняют рабочую табличку урока (знаю –хочу узнать – результат моей работы на уроке)

    Постановка учебной задачи

Учитель организует фронтальную беседу, подводящую к созданию проблемной ситуации и формулировке темы урока.

Какие экологические проблемы можно решить в одно мгновение?

Как жить человеку, чтобы уменьшить воздействие загрязненной окружающей среды на организм человека?

Как мы будем с вами работать сегодня?

Чему еще мы будем учиться на уроке?

В ходе беседы формулируют необходимость соблюдения каких-то правил поведения, которые помогут сделать влияние окружающей среды более безопасной.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока совместно с учителем.

    Решение учебной задачи.

Учитель сообщает тему исследования каждой группы, контролирует ход работы в каждой группе, консультирует в случае затруднения в работе групп.

Учащиеся, получив задание самостоятельно составляют правила экологической безопасности, записывают их на листочек, создают условный знак, иллюстрирующий одно из этих правил.

    Первичное закрепление

Учитель организует выступление рабочих групп, уточняет знания, полученные в ходе самостоятельной работы, демонстрирует с помощью документ -камеры знак иллюстрирующий правила экологической безопасности, разработанный учащимися.

Учащиеся афишируют выполненную работу, объясняют знак экологической безопасности, придуманный группой, отвечают на вопросы своих одноклассников, уточняют полученные знания.

    Обобщение усвоенного и использование его при решении практических задач.

Учитель предлагает детям ответить на проблемный вопрос, связанный с экологической обстановкой в микрорайоне школы.

Учащиеся в группе обсуждают проблему, предлагают свой вариант ответа на поставленный вопрос.

Учитель организует оценку деятельности команды на уроке, используя рабочий лист и условные обозначения (+, !)

Учащиеся обсуждают долю участия каждого члена команды, правильность ответов, активность. Свою оценку заносят рабочий лист команды. Афишируют свое мнение по просьбе учителя.

    Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Учитель организует работу по подведению итогов деятельности на уроке. Итог предлагает занести в индивидуальный рабочий лист.

Учащиеся сравнивают результат, полученный на уроке с целью урока, анализируют и заполняют последнюю графу индивидуального рабочего листа, афишируют свои записи по желанию.

Если было легко, все задания посильны – смайлик веселый, если были затруднения, с которыми справились – смайлик серьезный, если затруднения большие, справиться с ними не удалось – грустный смайлик.

Задания для коллективного обсуждения в группах в качестве итогового повторения.

Летом прошлого года в школьном саду созрел богатый урожай яблок. Ребята решили собрать урожай и отдать в зоопарк для кормления животных. Но работники отказались принимать яблоки из нашего сада, сказав, что животным их есть нельзя. Объясните, почему работники зоопарка приняли такое решение?

Недалеко от школы есть Ольгинский пруд, который вам хорошо известен. На берегу пруда оборудован песчаный пляж, но каждый год на пляже устанавливают табличку «Купаться запрещено». Как вы думаете, почему считают, что вода в пруду грязная, хотя в него не сливают отходы предприятия?

На территории школьного стадиона есть футбольное поле с хорошим газоном. Многие владельцы собак любят выгуливать собак на этом газоне, однако сторож школы не разрешает им это делать. Почему? Он не любит собак или есть другая причина?

Наша школа расположена в микрорайоне, где есть два больших парка – Удельный и Сосновка. Можно ли считать, что в районе школы воздух чистый и экологическая обстановка нормальная?

Индивидуальный рабочий лист учащегося.

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Результат моей работы на уроке.

Что я знаю по теме урока

Что хотел бы узнать

Результат моей работы на уроке.

Задания для коллективной работы в группах в течение урока.

Прочитайте текст учебника на стр. 31-32. Составьте модель «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

Подготовьтесь рассказать, как происходит поступление загрязняющих веществ в организм человека.

Прочитайте текст учебника на странице 33-34. Составьте правила как защититься от загрязненного воздуха. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязненного воздуха» .____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст учебника на странице 34. Составьте правила как защититься от загрязненной воды. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязненной воды».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте текст учебника на странице 35. Составьте правила, как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. Придумайте и нарисуйте условный знак к вашим правилам. Подготовьте вопросы для ребят, чтобы проверить их знания по теме «Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кроссворд для актуализации опорных знаний

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

    Назовите одним словом: трава, кролик, лиса,

    Верхний плодородный слой земли.

    Какой газ необходим человеку д ля дыхания?

    Какое вещество можно встретить на Земле сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном?

    Вещество, от которого зависит плодородие почвы.

    Живые организмы, которые имеют признаки животных и растений, поэтому выделены учеными в отдельную группу, являются мусорщиками.

Загрузка...