domvpavlino.ru

Тест 3 русский язык егэ. Алгоритм выполнения задания

Человек в тоталитарном государстве. Эта тема стала появляться в литературе уже в 1920-1930- годы, когда стало ясно, что политика В.И.Ленина, И.В.Сталина вела к установлению далеко не демократического режима. Конечно, данные произведения не могли быть напечатаны в то время. Их читатели увидели лишь в 1980- е годы, в период перестройки и гласности. Настоящим открытием стали многие из подобных произведений. Одним из них был роман Е.Замятина « Мы», написанный в 1921 г. Антиутопия, изображённая писателем, показывала, к чему может привести тоталитаризм, молчание людей, слепое подчинение режиму. Роман — это словно предостережение, что всё, изображённое в нём, может произойти, если общество не станет противиться ужасной системе репрессий, преследований, когда буквально душится любое желание человека добиться правды. Бездействие общества в тоталитарном государстве может привести к тому, что каждый станет частью огромной государственной машины, превращаясь в « безликое МЫ», теряя индивидуальность и даже своё имя, получая лишь номер среди огромной толпы людей (Д-503, 90, I-330). «…естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…». Ценность конкретной личности в таком обществе теряется. Казалось бы, люди построили его, чтобы быть счастливыми. Но произошло ли это? Можно ли назвать счастьем жизнь по часам в этом Едином Государстве, ощущая себя просто винтиком в огромном механизме государственной машины(«Идеал там, где уже ничего не случается…») ? Нет, не все согласны с такой регламентированной жизнью, когда за них думают другие. Они хотят ощущать полную радость, счастье, любить, страдать- в общем, быть личностью, а не номером. За стенами государства – настоящая жизнь, которая так влечёт героиню- I-330.

Благодетель решает всё, именно по его законам живут номера. А если кто-то выступает против, то находятся способы заставить людей либо подчиниться, либо умереть. Другого выхода нет. Автор показал, что не смогла часть рабочих захватить космический корабль, привлекая к этому одного из строителей «Интеграла» Д-503 (именно его пыталась с этой целью очаровать I-330). Слишком силён Благодетель и его система. Погибает в Газовом Колоколе I-330, стирается ненужная память у номера Д-503, который продолжает быть уверенным в справедливости государственного устройства («Я уверен, что мы победим, потому что разум должен победить!») Всё в государстве продолжает идти своим чередом. Как ужасно звучит формула счастья, изложенная Благодетелем: “Истинная алгебраическая любовь к человеку - непременно бесчеловечна, и непременный признак истины - ее жестокость”. Но именно в победу разума верит автор, когда общество очнётся, поймёт, что так жизнь нельзя, чтобы каждый сказал себе: «Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей». Человек должен быть частью общества, продолжая оставаться индивидуальностью. «МЫ» , состоящее из множества «Я»,- вот одна из формул счастья, к осознанию которой приходят читатели романа.

Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом. Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир. Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества». Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто. Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених». Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве. Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно. Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества. Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

  • прочитать задание;
  • найти слово из задания в тексте;
  • понять, что имеется в виду под этим словом в данном конкретном случае;
  • сопоставить свое предположение с вариантами ответов;
  • написать правильный вариант.

Теория

Присутствие данного задания в ЕГЭ обусловлено тем, что некоторые русские слова имеют множество значений. Все мы с детства знаем, что слово "коса" может обозначать женскую прическу или сельскохозяйственный инструмент, а также длинную узкую отмель, выступающую на водной глади. Значения слова "коса" так разнятся, что перепутать их трудно. В задании 3 ЕГЭ по русскому языку встречаются такие слова, значения которых очень похожи между собой (иногда наши ученики восклицают: "Да это же одно и то же!"), но все же различаются. В таких случаях необходимо:

  • внимательно прочитать контекст;
  • отбросить все варианты, которые точно не подходят, и начать разбираться с сомнительными;
  • подставлять объяснение слова из сомнительного варианта в текст на место этого самого слова и смотреть, сохраняется ли смысл;
  • если смысл сохраняется, то ответ подобран верно, если нет - Вам нужен другой ответ;
  • при поиске варианта Вам могут очень помочь примеры употребления слова, указанные в каждом из вариантов курсивом. Всегда их читайте.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПУНКТ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПУНКТ, -а, муж.

1. Место, пред­на­зна­чен­ное для чего-н., от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-н. Сбор­ный п. Самый вы­со­кий п. мест­но­сти. На­блю­да­тель­ный п. (место для на­блю­де­ния за во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми и за мест­но­стью). Ко­манд­ный п. (место, от­ку­да осу­ществ­ля­ет­ся управ­ле­ние вой­ска­ми в ходе во­ен­ных дей­ствий). Населённый п. (место, где по­сто­ян­но живут люди; офиц.).

2. Учре­жде­ние или отдел учре­жде­ния с узко опре­делённым кру­гом функ­ций. Ме­ди­цин­ский п. Пе­ре­го­вор­ный п. Приёмный п. За­го­то­ви­тель­ный п. Кор­ре­спон­дент­ский п. (от­де­ле­ние ор­га­на мас­со­вой ин­фор­ма­ции в каком-н. го­ро­де, стра­не, кор­пункт).

3. От­дель­ное по­ло­же­ние, раз­дел в со­ста­ве из­ло­же­ния, до­ку­мен­та. До­го­вор из пяти пунк­тов. Из­ло­жить по пунк­там (также перен.: по­сле­до­ва­тель­но).

4. От­дель­ный мо­мент в раз­ви­тии чего-н. Куль­ми­на­ци­он­ный п. со­бы­тий.

5. То, на чём кто-н. ис­клю­чи­тель­но со­сре­до­то­чил все свои мысли, по­мыс­лы. Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние его п.

Ищем слово "пункт" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)В воз­ду­хе мно­гих населённых пунк­тов с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью по­яви­лось зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство при­ме­сей. (2)<...> га­зо­об­раз­ных за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ, в ат­мо­сфе­ру от пред­при­я­тий раз­лич­ных от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти по­сту­па­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство твёрдых ча­стиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти за­гряз­ни­те­ли воз­ду­ха на­но­сят тяжёлый урон не толь­ко здо­ро­вью че­ло­ве­ка, но и окру­жа­ю­щей при­ро­де.

В тексте говорится про "населенный" пункт, следовательно, речь идет о месте жительства людей. Смотрим в ответы и сразу видим правильный - это вариант 1. В этом варианте указаны примеры употребления слова "пункт" в данном значении, и самый последний пример точь-в-точь совпадает с данным в тексте словосочетанием, что лишний раз подтверждает, что мы не ошиблись.

Пример 2.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МИР. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Со­во­куп­ность всех форм ма­те­рии в зем­ном и кос­ми­че­ском про­стран­стве, Все­лен­ная. Про­ис­хож­де­ние мира.

2. От­дель­ная об­ласть Все­лен­ной, пла­не­та. Звёздные миры.

3. ед. Зем­ной шар, Земля, а также люди, на­се­ле­ние зем­но­го шара. Объ­е­хать весь м. Пер­вые в мире. Чем­пи­он мира. М. тесен (о не­ожи­дан­но об­на­ру­жив­ших­ся общих зна­ко­мых, свя­зях; книжн.).

4. Объ­единённое по каким-н. при­зна­кам че­ло­ве­че­ское об­ще­ство, об­ще­ствен­ная среда, строй. Ан­тич­ный м. На­уч­ный м.

5. От­дель­ная об­ласть жизни, яв­ле­ний, пред­ме­тов. М. жи­вот­ных, рас­те­ний. М. зву­ков. Внут­рен­ний м. че­ло­ве­ка. М. увле­че­ний.

6. ед. (пред. в миру). Свет­ская жизнь, в про­ти­воп. мо­на­стыр­ской жизни, церк­ви.

7. (пред. на миру). Сель­ская об­щи­на с её чле­на­ми (устар.). С миру по нитке го­ло­му ру­баш­ка (посл.).

Ищем слово "мир" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)Все ве­ще­ства, с ко­то­ры­ми мы встре­ча­ем­ся в окру­жа­ю­щем нас мире, бы­ва­ют или жид­ки­ми, или твёрдыми, или га­зо­об­раз­ны­ми. (2)<...>со­сто­я­ния ве­ществ на­зы­ва­ют их аг­ре­гат­ны­ми со­сто­я­ни­я­ми. (3)Мно­гие ве­ще­ства при охла­жде­нии или на­гре­ва­нии можно пе­ре­ве­сти из од­но­го аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния в дру­гое, и при этом они не­ожи­дан­но при­об­ре­та­ют со­всем дру­гие свой­ства.

Сразу же запоминаем для себя контекст - "окружающий нас мир". В виду имеется всё, что нас окружает, включая космос, - весь мир. Правильный ответ - 1.

Пример 3.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПЕ­ЧАТЬ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПЕ­ЧАТЬ, -и, ж.

1) Внеш­ний вид на­пе­ча­тан­но­го. Чёткая п.

2) На­пе­ча­тан­ные про­из­ве­де­ния, из­да­ния (га­зе­ты, жур­на­лы). От­зы­вы пе­ча­ти.

3) При­бор с на­рез­ны­ми зна­ка­ми для от­тис­ки­ва­ния их на чём-н., а также самый от­тиск этих зна­ков, при­ме­ня­е­мый обыч­но для за­сви­де­тель­ство­ва­ния, удо­сто­ве­ре­ния чего-н. Сур­гуч­ная п. П. на до­ку­мен­те.

4) перен. Знак, от­пе­ча­ток чего-н. (высок.). П. горя на лице.

Ищем слово "печать" во втором предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)Со­глас­но по­пу­ляр­ной ги­по­те­зе, дву­гла­вый орёл - герб Ве­ли­ко­го кня­же­ства Мос­ков­ско­го, а в даль­ней­шем Рус­ско­го цар­ства, Рос­сий­ской им­пе­рии и Рос­сии - яв­лял­ся ранее им­пе­ра­тор­ским гер­бом Ви­зан­тии. (2)<…> на дан­ный мо­мент у ис­то­ри­ков нет до­ка­за­тельств су­ще­ство­ва­ния еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го герба Ви­зан­тии: пе­ча­ти ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся друг от друга, и да­ле­ко не все из них со­дер­жат изоб­ра­же­ние дву­гла­во­го орла. (3)Таким об­ра­зом, ги­по­те­за о за­им­ство­ва­нии дву­гла­во­го орла с ви­зан­тий­ско­го герба не обос­но­ва­на, и, как верно от­ме­тил ве­ли­кий ис­то­рик Н. П. Лихачёв, «мос­ков­ское пра­ви­тель­ство не могло за­им­ство­вать у Ви­зан­тии то, чего та не имела».

"Печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга". Следовательно, речь идет о печати, которую ставят на документы и на которой присутствует какое-то изображение. Правильный ответ - 3.

Третье задание ЕГЭ по русскому языку нацелено на выявление навыка учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл. Для этого не требуется ничего зубрить - 3 номер ЕГЭ является одним из самых легких заданий экзамена. Ученику необходимо лишь подставить одно из приведенных значений нужного слова в контекст и посмотреть, соответствует ли оно смыслу текста и предложения.

Теория к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку

Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Так, например, слово лиловый имеет значение светло-фиолетовый .

В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст - законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Контекстуальность - это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.

Алгоритм выполнения задания:
  • Внимательно читаем текст.
  • Внимательно читаем все предложенные варианты лексических значений указанного слова.
  • Выбираем верное значение, соответствующее контексту.
  • Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №3 ЕГЭ по русскому языку

Третье задание демонстрационного варианта 2018

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.

  • Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п .
  • Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
  • Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
  • Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
Алгоритм выполнения:
  • Речь идет о естественном отборе в животной среде, где более жизнеспособные представители получают преимущество, а менее приспособленные погибают.
  • Вариант под номером один не подходит, так как в данном случае представители животных не действуют в чьих-либо интересах. Вариант 3 не подходит, так как представители животных не выражают чьих-либо интересов. Вариант 4 не подходит, так как в тексте речь идет не о людях, а о животных.
  • Вариант 2 оказывается самым близким по смыслу. В данном случае слово представитель обозначает как раз представителя группы животных.

Первый вариант задания

(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.

(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ПОКАЗАТЬ

  1. Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
  2. Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
  3. Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
  4. Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
  5. Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
  6. Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
  7. Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.
Алгоритм выполнения:
  • Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
  • Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
  • Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.

Второй вариант задания

(1)За последние столетия в результате интенсивной хозяйственной деятельности, нередко осуществлявшейся вопреки законам природы, многие природные ландшафты оказались разрушены, мелеют и загрязняются реки и озёра, сокращается площадь «зелёных лёгких» планеты - лесов, сотни видов животных и растений находятся на грани уничтожения. (2)Разрушение природы грозит человечеству голодом, болезнями, неисчислимыми бедствиями в результате не только техногенных, но и природных катастроф. (3)<…> спасти природу, в наши дни нужна продуманная и хорошо организованная система мер по её сохранению.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

ЗАКОН

  1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. Закон общественного развития. Законы рынка.
  2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция основной з. государства. Соблюдать законы.
  3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
  4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).
Алгоритм выполнения:
  • Текст повествует о том, человеческая деятельность часто противостоит законам природы и постепенно разрушает ее ресурсы.
  • Варианты 2 и 4 сразу можно устранить, ведь в тексте не говорится о законодательстве или религиозных законах. Вариант 2 тоже не соответствует контексту: в тексте повествуется о законах природы.
  • Выполнение этого задания существенно облегчается наличием примеров употребления различных вариантов значения слова. Сразу в первом определении слова «закон» в качестве примера мы видим сочетание «законы природы», которое и употребляется в первом предложении текста.

Третий вариант задания

(1)Цифровая фотокамера с объективом, скопированным с фасеточного глаза насекомых, создана в университете Иллинойса (США). (2) Новый объектив имеет полусферическую форму, как глаза пчёл, жуков или стрекоз, и состоит из большого числа пластиковых микролинз.(3) Каждой из них соответствует миниатюрный фотодиод. (4)… изображение получалось неискажённым, матрица, на которой расположены фотодиоды, также выпуклая, полусферическая в отличие от плоской матрицы обычной цифровой камеры. (5) Преимущество системы - очень широкое поле зрения (до 180 градусов), низкий уровень оптических аберраций и огромная глубина резкости.

(«Фотокамера «Пчелиный глаз», «Наука и жизнь», №8 2013)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧИСЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

ЧИСЛО

  1. Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счёт. Примеры: простые числа, целые числа, положительные числа, теория чисел.
  2. День месяца в порядковом ряду других дней. Примеры: первое апреля, пятнадцатое августа, одиннадцатого мая.
  3. Количество кого-, чего-л. Примеры: шестьсот тысяч га, одна сестра, пять зданий.
  4. Состав, ряд, совокупность кого-, чего-либо. Примеры: Он был один из числа влиятельнейших людей города. Он был в числе издаваемых писателей.
  5. Грамматическая категория, выражающая средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Примеры: множественное число, единственное число.
Алгоритм выполнения:
  • Речь идет о создании учеными новой цифровой фотокамеры, схожей по строении с глазом насекомого. Такая фотокамера имеет множество линз.
  • После внимательного прочтения текста и предложенных вариантов номера 2, 4 и 5 отвергаются сразу. С первого взгляда может смутить вариант 1, однако при взгляде на примеры и уточнении о том, что при использовании этого значения производится счет, становится очевидно, что он не подходит.
  • Подставим в текст значение под номером 3: объектив имеет полусферическую форму…и состоит из большого количества пластиковых микролинз. Смысл остается тем же; значит, ответ – 3.
Загрузка...