Тест егэ по ивану 4. Иван Грозный. Подготовка к ЕГЭ. Анохина В.М. Чтобы узнать о них больше, кликай по кнопке
МБОУ СОШ №66 г.о. Самара
Кузнецов Артем Валериевич
Тема: Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена
Часть 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Принятие Иваном IV царского титула
2) Ливонская война
3) Принятие Судебника Ивана IV
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События
Годы
А) Регентство Елены Глинской
1) 1565-1572 гг.
Б) Ливонская война
2) 1533-1538 гг.
В) Опричнина
3) 1538-1547 гг.
Г) Царствование Федора Ивановича
4) 1558-1583 гг.
5) 1533-1584 гг.
6) 1584-1598 гг.
Ответ:
3. Ниже приведен список терминов. Все они за исключением одного относятся к событиям XVI в.
1) самозванцы 2) опричнина 3) приказы 4) стрельцы 5) Избранная рада 6) земщина.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Запишите термин, о котором идет речь.
Основная часть территории России, не включенная в опричнину Ивана Грозного.
Ответ: ________________________
5. Укажите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Процессы (явления, события)
Факты
А) правление Елены Глинской
1) опричный поход на Новгород
Б) реформы «Избранной рады»
2) унификация денежной системы
В) борьба с самостоятельность земель Московского государства
3) присоединение к Москве Рязанского княжества
Г) освоение Сибири
4) созыв первого Земского собора
5) поход Ермака Тимофеевича
6) введение патриаршества
Ответ:
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
Фрагменты источников
А)
(...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми (...) поехал с Москвы в село в Коломенское. (...) Подъем же его не таков был, якоже преже того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы и кресты, златом и камением драгам украшенные, и суды золотые и серебряные, и поставцы все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взята с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з женами и з детми, а дворяном и детем боярским выбором изо всех городов, которых прибрал государь быта с ним, велел тем всем ехати с собою с людми и с коими, со всем служебным нарядом. А жил в селе в Коломенском две недели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь велика… И царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцов, на архиепископов и епископов и на архимандритов и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего и на околничих и на казначеев и на дьяков и на детей боярских и на всех приказных людей опалу свою положил в том, что после отца его... великого государя ... в его государьские несвершеные лета, бояре и все приказные люди его государьства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавляли, также бояре его и воеводы земли государьские себе розоимали, и другом своим и племяни его государьские земли роздавали; и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великие, а жалования государьские кормленые емлючи, и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовского и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против Латын и Немец стояти не похотели…
Б)
Лета 7058 июня царь и великий князь всеа Руси [с] своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил; как судити бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом намесником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.
1. Суд царя и великого князя судит боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыги и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.
2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет и правую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.
3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взята исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток и пожелезное взята втрое, а в пене что государь укажет.
Характеристики:
1) данный документ описывает события связанные с началом опричнины
2) данный документ является сборником законом Российского государства
3) документ был принят на Стоглавом соборе
4) документ относится ко времени правления Бориса Годунова
6) данный документ датируется 1564 годом.
Фрагмент А
Фрагмент Б
Ответ:
7. Что из перечисленного относится к периоду деятельности Избранной рады? Выберете три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они записаны.
1) созыв первого Земского собора
2) заключение Ям-Запольского мирного договора
3) принятие Судебника 1550 г.
4) учреждение опричнины
5) реформа органов центрального управления
6) денежная реформа
Ответ
8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Процессы (явления, события)
Факты
А) Ливонская война
1) А.М. Курбский
Б) венчание на царствование Ивана IV Грозного
2) И. Висковатый
В) управление Земщиной
3) митрополит Макарий
Г) введение копейки
4) А. Адашев
5) Елена Глинская
6) митрополит Филипп
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком событии идет речь в тексте.
Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси говорил с князем Владимиром Андреевичем и своими богомольцами с архиепископами и епископами … со всем освященным собором и со всеми боярами и с приказными людьми, да ис князьями и с детьми боярскими и со служилыми людьми, да и с гостями и скупцами и со всеми торговыми людьми».
Ответ: _________________ .
10. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенные в представленном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберете номер нужного элемента.
Событие
Год
Участник
Ливонская война
1558-1582 гг.
________________(А)
_______________ (Б)
1581-1585 гг.
Ермак Тимофеевич
_______________ (В)
____________ (Г)
Иван Грозный
_______________ (Д)
1584-1598 гг.
_______________ (Е)
Пропущенные элементы
1) 1556 г.
2) Русско-шведская война
3) Стефан Баторий
4) Продвижение в Сибирь
5) митрополит Макарий
6) 1552 г.
7) царевич Дмитрий
8) Федор Иванович
9) взятие Казани
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
11. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Присоединение Сибири. К концу Ливонской войны хозяйственная разруха в стране резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80 – 90 % сел и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голод приводили к вымиранию населения и бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться прежде всего о благополучии «воинского чина», т.е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течении «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалось отмена крестьянского выхода и окончательного выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведет к грандиозному пожару крестьянской войны.
Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Ее огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения. Запишите цифры в таблицу, под которыми они указаны.
1) участником описанных событий является Ермак Тимофеевич
2) в документе описывается процесс закрепощения крестьян
3) Иван Грозный заботился о благополучии крестьян
4) крестьянство бежало на восток и юг страны
5) в документе описывается период, который в итоге завершился введением опричнины
6) введение «заповедных лет» означало введение запрета на торговлю
Ответ:
12. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры
Характеристики
А) Успенский собор
1) в этом храме произошло венчание Ивана IV на царство
Б) собор Василия Блаженного
2) храм построен в честь взятия Казани
В) «Домострой»
3) сборник советов на разные житейские темы
Г) «Апостол»
4) первая печатная книга
5) храм построен при Елене Глинской
6) книга является научно-популярной по своему содержанию.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
13. Какие суждения о изображении, представленном в тесте, являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) на картине изображено взятие Астарани
2) события картины относятся ко времени правления Ивана Грозного
3) события картины имеют отношения к деятельности Избранной рады
4) участником этих событий был Степан Разин
5) данные события происходили за Уралом
Ответ
14. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в том же веке, что и событие, представленное на картине. В ответе запишите цифру, под которой указано это здание.
1.
2.
3. 4 .
Ответ:
15. Напишите название войны, события которой отражены на карте.
Ответ: _________________________ .
16. Напишите название города, в который был совершен карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.
Ответ: _____________________ .
17. Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.
Ответ:
18. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры в таблицу, под которыми они указаны.
1) Россия победила в этой войне
2) во время войны правительство сняло ограничения на переход крестьян к другому хозяину
3) противником России в войне была Швеция
4) во время войны образовалось новое государство – Речь Посполитая
5) в ходе войны произошло ужесточение внутренней политики
6) война происходила в завершающий период образования единого Российского государства.
Ответ:
Часть 2
Из сочинения французского историка Анри Труайя.
«В московском Кремле случилось странное, небывалое событие. Раз в конце 1564 г. там появилось множество саней. Царь, ничего никому не говоря, собрался со всей своей семьей и с некоторыми придворными куда - то в дальний путь, захватил с собой утварь, иконы и кресты, платье и всю свою казну и выехал из столицы. Видно было, что это не обычная богомольная, не увеселительная поездка царя, а целое переселение. Москва оставалась в недоумении, не догадываясь, что заду мал хозяин. Побывав у Троицы, царь со всем багажом остановился в Александровской слободе... Отсюда через месяц по отъезде царь прислал в Москву две грамоты. В одной, описав беззакония боярского правления в свое малолетство, он клал свой государев гнев на всё духовенство и бояр, на всех служилых и приказных людей, поголовно обвиняя их в том, что они о государе, государстве и обо всем православном христианстве не радели, от врагов их не обороняли, напротив, сами притесняли христиан, расхищали казну и земли государевы, а духовенство покрывало виновных, защищало их, ходатайствуя за них пред государем. И вот царь, гласила грамота, «от великой жалости сердца», не стерпев всех этих измен, покинул свое царство и пошел поселиться где-нибудь, где ему Бог укажет. Это – как будто отречение от престола с целью испытать силу своей власти в народе. Московскому простонародью, купцам и всем тяглым людям столицы царь прислал другую грамоту, которую им прочитали всенародно на площади. Здесь царь писал, чтобы они сомнения не держали, что царской опалы и гнева на них нет. Всё замерло, столица мгновенно прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли. В смятении и ужасе город завопил, прося митрополита, епископов и бояр ехать в слободу, бить челом государю, чтобы он не покидал государства. ... В слободу отправилась депутация из высшего духовенства, бояр и приказных людей.... Царь принял земское челобитье, согласился воротиться на царство, «паки взять свои государства», но на условиях, которые обещал объявить после. Через несколько времени, в феврале 1565 г., царь торжественно воротился в столицу и созвал Государственный совет из бояр и высшего духовенства... В совете он предложил условия, на которых принимал обратно брошенную им власть. Условия эти состояли в том, чтобы ему на изменников своих и ослушников опалы класть, а иных и казнить, имущество их брать на себя в казну, чтобы духовенство, бояре и приказные люди всё это положили на его государевой воле, ему в том не мешали».
1.Назовите имя царя, о котором идёт речь в документе. Как назывался порядок, введенный в результате описанных в документе событий?
2.Что царь ставил в вину боярам, духовенству, служилым и приказным людям? Приведите не менее трёх положений.
3. На основе текста и знаний по истории назовите не менее трёх основных черт установленного в результате описанных событий порядка.
4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
После смерти в 1538 г. Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. Почему в России установилось «боярское правление»? Какие последствия оно имело? Укажите не менее двух последствий.
5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
« Главная цель опричной политики Ивана Грозного – борьба с крупным дворянством – противником централизации государства ».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
6. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547-1560 гг.; 2) 1533-1547 гг.; 3) 1564-1572 гг.
Ответы к первой части
Задание
Ответ
132
2416
Земщина
2415
1625
135
1325
ЗемскийСобор
349628
124
1234
Ливонская
Новгород
345
453
Поиск
"Всего: 81 1-20 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-81
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Северная война
2) Ливонская война
3) Алексей Михайлович
5) Крымская война
8) Екатерина II
9) Елизавета Петровна
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А) При Иване Грозном была Ливонская война 1558−1583 гг.
Б)−В) Церковный раскол был в правление Алексея Михайловича.
Г)−Д) При Петре I в XVIII веке велась Северная война.
Д)−Е) При Николае I в XIX веке была Крымская война.
Ответ: 231457.
Ответ: 231457
1) Храм Покрова на Нерли
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Храм Василия Блаженного
4) Царский дворец в с. Коломенское
Пояснение.
В честь взятия Казани при Иване Грозном в Москве на Красной площади был построен храм Василия Блаженного, или Покровский собор. Храм Покрова на Нерли возведен в XII веке. Успенский собор Кремля построен в XV веке при Иване III. Царский дворец в с. Коломенском построили в XVII веке при царе Алексее Михайловиче.
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Вариант 3.
или это одно и тоже
Валентин Иванович Кириченко
Нет, второе, вернее первоначальное название Храма Василия Блаженного - церковь Покрова на Рву или Покровский собор.
·Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Царь Иван Грозный проводил реформы с помощью Избранной рады, куда входил А. М. Курбский.
Б) Современником, сподвижником и другом императора Пётр I был швейцарский гражданин Ф. Я. Лефорт.
В) В царствование императрицы Елизаветы Петровны проходила научная деятельность М. В. Ломоносова.
Г) В правление императора Александра I крупными военными компаниями руководил знаменитый полководец М. И. Кутузов.
Лишнее: А. Л. Ордин-Нащокин - государственный деятель правления царя Алексея Михайловича.
Ответ: 1253.
Ответ: 1253
1) ЛжеДмитрий I и Филарет Романов
2) Иван Грозный и Сергий Радонежский
3) Борис Годунов и Нил Сорский
4) Василий Шуйский и старец Филофей
Пояснение.
Филарет Романов и Лжедмитрий I - исторические деятели активные участники Смуты. Во всех остальных парах люди, жившие в разные исторические эпохи. Иван Грозный - XVI в, Сергий Радонежский - XIV в.
Борис Годунов - XVI в., Нил Сорский - XV в.
Василий Шуйский - XVII в., старец Филофей - XV в.
Правильный ответ указан под номером: 1.
Ответ: 1
«За время царствования он вёл много войн с царями казанскими, которые вместе с крымскими татарами весьма ему досаждали… Казань, царство татарское, отпало от Московии, ибо при покойном отце его она платила московитам дань, как бы признавая их власть. Когда казанцы отпали и подняли великий мятеж, то царь решил покорить их силою и шесть раз посылал против них войско, один раз в год; на седьмой год он сам лично отправился в поход с несметным войском, состоявшим из четырёхсот тысяч человек, способных носить оружие.
Итак, …он выехал из Москвы, где оставил вместо себя митрополита Макария с великою княгинею и её сыном, молодым принцем Фёдором…, и, прибыв к войску, стоящему под Казанью, прибегал к хитростям для того, чтобы взять этот город, сделал несколько приступов и наконец взял её штурмом…, чему весьма помог подкоп, подведённый к самому городу под рекой Волгой…»
1) Иван Грозный
2) Борис Годунов
3) Михаил Фёдорович
4) Алексей Михайлович
Пояснение.
Казань взял Иван Грозный в 1552г.
Правильный ответ: 1
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) создание Отдельного корпуса жандармов
2) А. Л. Ордин-Нащокин
3) создание регулярной армии
4) Иван Грозный
5) митрополит Илларион
7) Алексей Михайлович
8) Александр I
9) принятие Соборного уложения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А) Современником Елизаветы, английской королевы, был Иван Грозный.
Б)−В) Современник Петра - Лефорт.
Г) При Николае I - создание Отдельного корпуса жандармов во главе с Бенкендорфом.
Д)−Е) Ордин-Нащокин - при Алексее Михайловиче.
Ответ: 463172.
Ответ: 463172
Валентин Иванович Кириченко
Да, конечно. Но он отношения к данной реформе не имел.
Полина Бусова
01.12.2017 14:56
Елизавета 1 её современник Иван Грозный? Что? А ничего что разница в века???
Валентин Иванович Кириченко
Елизавета Первая - английская королева, к ней Грозный даже сватался. Удачи.
·Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Полтавский бой - Александр Меншиков.
Б) Ледовое побоище - Александр Невский.
В) взятие Казани - Иван Грозный.
Г) битва за Москву - Георгий Жуков.
Ответ: 2615.
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
2) Елизавета Петровна
3) создание мирового суда
5) Елена Глинская
6) издание Гражданского кодекса
7) Фёдор Алексеевич
8) отмена местничества
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
А)−Б) Федор Алексеевич отменил местничество.
В) Иван Грозный правил в XVI в.
Г) Елизавета Петровна ликвидировала внутренние таможенные пошлины в 1754 г.
Д)−Е) Наполеон Бонапарт издал Гражданский кодекс в XIX в.
Ответ: 781269.
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕКРИСТИКА | |
А) поэма «Мёртвые души» Б) дом К. С. Мельникова В) «Слово о законе и благодати» Г) церковь Вознесения в Коломенском | 2) В произведении критически описывается крепостническая система. 3) Произведение было создано в честь освобождения Москвы от поляков. 4) Произведение было создано в XI в. 6) Современником создания произведения культуры был Иван Грозный. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) поэма «Мёртвые души» - в произведении критически описывается крепостническая система.
В) «Слово о законе и благодати» - произведение было создано в XI в.
Г) церковь Вознесения в Коломенском - современником создания произведения культуры был Иван Грозный.
Ответ: 2546.
Установите соответствие между памятниками культуры и государственными деятелями, в период правления которых они были созданы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
A) Успенский собор во Владимире - Всеволод Большое Гнездо.
Б) Останкино - Л. И. Брежнев.
B) Кунсткамера - Пётр Великий.
Г) Собор Василия Блаженного - Иван Грозный.
Ответ: 6254.
Юлия Трофимова
23.10.2018 21:26
Насколько я знаю... а точнее, в моём пособии по подготовке к егэ так написано, что Успенский собор во Владимире был построен при Андрее Боголюбском. А при Всеволоде - Дмитровский собор.
Иван Хеорхе
Всеволод его существенно расширил, перестроив в 80-е годы после пожара. Фактически собор создавался при Андрее Боголюбском и при Всеволоде Большое Гнездо.
·В начале 60-х гг. XVI в. Иван Грозный отказывается от проведения реформ и в 1565 г. учреждает опричнину. Чем можно объяснить подобный поворот во внутренней политике Ивана IV? (Приведите три объяснения).
Пояснение.
Могут быть приведены следующие объяснения:
1) разногласия Ивана Грозного и участников Избранной рады по внешнеполитическим вопросам;
2) стремление Ивана Грозного к неограниченному самовластию;
3) необходимость пополнения казны для продолжения войны;
Могут быть приведены другие объяснения.
«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.
2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.
3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.
4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.
5) Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович.
6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.
Пояснение.
1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку - ДА, верно, речь идет о начале правления династии Романовых.
2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии - НЕТ, неверно.
3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа - НЕТ, неверно.
4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный - ДА, верно.
5) Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович - ДА, верно, речь идет о начале правления династии Романовых.
6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I - НЕТ, неверно, Петр правил позже.
Ответ: 145.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «…собрались боярские люди и крестьяне, к ним же пристали украинные посадские люди, стрельцы и казаки и начали по городам воевод хватать и сажать по темницам. Бояр же своих дома разоряли и имущество грабили… Старшим у них был человек князя Андрея Андреевича Телятевского Ивашка Болотников. Собрался [он] со многими людьми и пришёл под Кромы; и воеводы от Кром отошли. Слышали же бояре под Ельцом, что под Кромами возмутились, отошли от Ельца прочь и пошли все к Москве. Ратные же люди, отъехав в Москву, разъехались все по своим домам, царь же… в Москве остался с небольшим войском».
Б) «В нынешнем [году] мая в 10 день писали к нам, великому государю, з Дону атаманы и казаки Корней Яковлев с товарыщи... что они, казаки, совокупясь единомышленно во всех городках и служа нам, великому государю, ходили ис Черкаского городка под Когольник для промыслу на воров и изменников на Стеньку Разина с товарищи. И милостию всесильного господа бога... они... под Когольником воров многих побили и тово вора и изменника Стеньку Разина и ево единомышленников, которые с ним пришли в Кагальник с Царицына и на Дону к ево воровству пристали, взяли. И ево, Стеньку, привезли в Черкаской и заковали в кандалы и отдали стеречь за крепкую сторожу. А товарыщев ево единомышленников воров же в Кагальнику и в Черкаском всех побили и перевешали, а ево, вора Стеньку, послали... к Москве с атаманом с Корнеем Яковлевым…»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г.
2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный.
3) Документ описывает времена Смуты.
4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в.
5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора.
6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Пояснение.
Документ А посвящен Смуте, времени Василия Шуйского.
Документ Б посвящен казацко-крестьянскому бунту Степана Разина.
1) Описываемые в источнике события относятся к 1671 г. - да, верно, относится к документу Б.
2) Царём, от имени которого составлен документ, был Иван Грозный - нет, неверно.
3) Документ описывает времена Смуты - да, верно, относится к документу А.
4) События, описываемые в документе, относятся к XVI в. - нет, неверно.
5) Царь, к правлению которого относятся описываемые события, лишился престола в результате заговора - да, верно, относится к документу А.
6) В то же царствование, к которому относятся описываемые в документе события, произошёл Соляной бунт - да, верно, относится к документу Б.
Ответ: 3, 5, 1, 6.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) Азовские походы - Пётр Первый.
Б) основание Москвы - Юрий Долгорукий.
В) отмена кормлений - Иван Грозный.
Г) захват большевиками власти - Л.Д. Троцкий.
Ответ: 3, 5, 4, 1.
Установите соответствие между произведениями культуры и их создателями (авторами): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ | ФАКТ БИОГРАФИИ | |
А) А.М. Курбский Б) Софроний Рязанец В) М.П. Мусоргский Г) В.Э. Мейерхольд | 1) Один из участников творческого объединения «Могучая кучка». 2) Художник, участник общества Куликовской битве. 4) В своих письмах, адресованных Ивану Грозному, обличал деспотизм царя. Троице-Сергиева монастыря. 6) Театральный режиссёр- Экспериментатор, погибший в годы сталинских репрессий. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) А.М. Курбский 4) В своих письмах, адресованных Ивану Грозному, обличал деспотизм царя.
В) М.П. Мусоргский 1) Один из участников творческого объединения «Могучая кучка».
Г) В.Э. Мейерхольд 6) Театральный режиссёр--экспериментатор, погибший в годы сталинских репрессий.
правильный ответ: 4316
Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
Пояснение.
А) созыв первого Земского собора - 2) Иван Грозный (1549 г.);
Б) Любечский съезд князей - 6) Владимир Мономах (1097 г.);
В) провозглашение России империей - 4) Пётр I (1721 г.);
Г) созыв I Съезда народных депутатов СССР - 5) М.С. Горбачёв (1989 г.).
Ответ: 2645.
Ответ: 2645
1) княгиня Ольга; 2) Борис Годунов; 3) Людовик XIV; 4) Павел I.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение.
Княгиня Ольга (945-957)
Основные направления деятельности:
1.Введение урока с погоста
2.Посольство в Константинополь и принятие христианства
1.Реформирование налоговой системы Древнерусского государства
2. Попытка расширения политических и культурных связей с Византией
Борис Федорович (Борис Годунов), (1552-1605), русский царь (с 1598 г.).
Основные направления деятельности: I. До вступления на престол: 1.Боярин царя Ивана IV Грозного, вошедший в число ближайших к нему людей в период опричнины.
2. При царе Фёдоре Ивановиче, вступившем на престол после смерти отца в 1584 г. и женатом на сестре Годунова Ирине, Борис Фёдорович стал фактическим правителем государства.
3. Ему пришлось выдержать ожесточённую борьбу с другими претендентами, кончившуюся для них опалой или гибелью.
II. После вступления на престол:
1. После смерти бездетного Фёдора в 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе, хотя и не происходил из рода Рюриковичей.
2. Годунов старался продолжать политику Ивана Грозного, опираясь на дворянство, энергично и жестоко пресекая попытки боярской оппозиции поднять голову.
3. Кроме того, он ещё в правление Фёдора нормализовал напряжённые при Иване отношения между государством и Церковью. В 1589 г. поднялся статус Русской православной церкви - на Руси было учреждено патриаршество. 4. Важнейшими военными успехами времён Бориса Годунова стали завоевание Западной Сибири и возвращение потерянного в конце правления Ивана Грозного выхода к Балтийскому морю (русско-шведская война 1590-1593 гг.).
5. Защищая интересы дворян, Борис Годунов усиливал крепостную зависимость крестьян. Было полностью отменено право перехода от одного землевладельца к другому (Юрьев день), продлены сроки сыска беглых крестьян.
6. Политика Годунова вызывала недовольство широких слоёв населения, обострившееся во время голода 1601-1603 гг. В движении против царя объединились казаки, посадские люди, крестьяне, холопы, а также разорившиеся мелкие дворяне. В России началось Смутное время.
7. В 1604 г. на юго-западной границе объявился с польско-казацким отрядом человек, выдававший себя за сына Ивана Грозного - Дмитрия, погибшего в 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах. В этой гибели обвиняли Бориса. Теперь самозванец - Лжедмитрий I добивался русского престола. В разгар военных действий Годунов умер.
Итоги и результаты: Дать однозначной оценки невозможно. С одной стороны, сделал достаточно много в области укрепления страны и расширения русского государства, поднял статус Русской православной церкви. С другой стороны ужесточение политики по отношению к крестьянству вызвало широкое недовольство со стороны народных масс и стало одной из причин начала Смуты.
Людовик XIV (1638 - 1715).
Король Франции, известный как «Король-Солнце», стремился укрепить абсолютную власть, вел постоянные войны с европейскими государствами.
Внешняя политика.
Война с Голландией (1672 - 1678), победительницей в которой стала Франция, усилившаяся и получившая ряд земель;
Войны за Пфальц против коалиции Англии, Нидерландов, Испании и Австрии (1688 - 1697)
Война за Испанское наследство (1701 - 1714), в ходе которой за внуком Людовика XIV оставалась Испания, но были потеряны ее итальянские и нидерландские владения, было положено начало морскому могуществу Англии.
В результате агрессивной внешней политики Франция столкнулась с блоком европейских государств, и первоначальное преимущество было утеряно, возник баланс сил в Европе.
Внутренняя политика.
Людовик XIV укреплял свою личную власть, упразднил должность первого министра, созвал Государственный совет
Умел находить талантливых помощников, например Кольбера, Вобана, Летелье, Лионна, Лувуа
Провел кодификацию торгового права;
Происходило постоянное повышение налогов, так как государство постоянно вело войны;
Был отмене Нантский эдикт, происходили гонения на гугенотов
Культурное развитие
Людовик XIV решил построить новую великолепную резиденцию – Версаль, возведение которого потребовало огромный суммы;
Итоги и результаты: Король Людовик XIV укрепил королевскую власть, проводил активную внешнюю политику, но все это ложилось тяжелым гнетом на плечи третьего сословия, приводило к повышению налогов, экономическому разорению и нищете.
Павел I (1796-1801)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия арестованных «Тайной экспедицией» во время правления Екатерины II (Новиков, Костюшко, Радищев и др.)
2. Контрреформаторская деятельность в области управления (восстановление государственных структур, упразднённых в предшествующий период)
3. Издание «Учреждения об императорской фамилии» (1797)
4. Военная реформа
5. Резкое увеличение издаваемых распоряжений и указов Верховной власти. Регламентация различных сторон жизни общества
6. Установление жёсткой цензуры иностранной литературы, установление контроля за передвижением по стране иностранных подданных, запрещение поездок за границу молодых людей
7. Проведение ряда мероприятий по усилению государственного контроля над дворянским сословием. Запрет на добровольный уход дворянина с военной службы на гражданскую. Упразднение губернских органов дворянского самоуправления и ограничение прав уездных. Усиление прав губернаторов. Отмена дворянских привилегий на освобождение от телесных наказаний.
8. Усиление покровительства государства по отношению к крестьянству. Издание Указа о 3-х дневной барщине
9. Издание указов о свободе культов и снятие ограничений по отношению к старообрядцам
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Принятие Мальты под покровительство России (1797)
2. Обострение российско-французских отношений. Участие России во второй антифранцузской коалиции (1798-1799) (Боевые действия Черноморской эскадры в Среди-земном море, Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова)
3. Сближение России с Францией (1800-1801) и обострение российско-английских отношений. Совместный российско-французский проект по противостоянию англича-нам в Индии. Подготовка и отправка русского экспедиционного казачьего корпуса в Индию для действий против англичан
Итоги внутренней политики:
1. Усиление бюрократического и волюнтаристического начала в управлении государством и обществом
2. Стабилизация практики престолонаследия
3. Преодоление негативных сторон жизни армии в последний период правления Екатерины II. Повышение дисциплины в армии. Уменьшение «распущенности» и «разврата по службе». Ликвидация практики зачисления офицерства «с пеленок». Улучшение снабжения и условий службы в армии нижних чинов. Проведение не-популярной реформы замены русской формы на прусскую и введения немецких уставов.
4. Временное приостановление культурно-духовного влияния французской революции
5. Уменьшение волнений среди крестьян
6. Резкое недовольство политикой Павла I в дворянской среде. Вовлечение в заговор против императора видных представителей петербургской знати и гвардии.
Пояснение.Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971)
Основные направления деятельности:
1. Первый секретарь ЦК КПС, Председатель Совета Министров СССР
2. Реформы в сфере управления промышленностью
3. Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный
4. Ликвидация 10 крупных промышленных министров и замена их территориальными управлениями - совнархозами, которые руководили предприятиями на местах
5. Укрупнение совнархозов. Создание Совета народного хозяйства СССР и союзных республик, а также госкомитетов по отраслям промышленности как попытка преодоления негативных тенденций в экономике
6. Реформы Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства
7. Оживление сельскохозяйственного производства
8. Усиление административного давления на аграрный сектор
1. Изменения дали кратковременный эффект, а затем стали появляться обособленческие тенденции, нарушалась единая техническая политика
2. Реформа не принесла кардинальных изменений в экономике, а лишь усилила промышленно-управленческую неразбериху
3. Падение сельскохозяйственного производства
4. Ухудшение снабжения населения продуктами питания
5. Начало импорта зерна из.за границы
6. Нарастание недовольства в обществе и отставка Н. С. Хрущёва
Аракчеев Алексей Андреевич (1769- 1834), российский военачальник и государственный деятель.
Основные направления деятельности:
I Военачальник:
1. В 1792 г. Аракчеева перевели на службу в «гатчинские войска» великого князя Павла Петровича. В этот период он сделался любимцем наследника престола: После воцарения Павла I Аракчеев был назначен комендантом Петербурга, произведён в генерал-майоры (1796 г.) и получил баронский титул.
2. В 1797 г. стал командиром лейб-гвардии Преображенского полка и генерал-квартирмейстером всей армии.
3. В 1798 г. император пожаловал ему титул графа с девизом: «Без лести предан».
4. В том же году в артиллерийском арсенале была совершена кража. Аракчеев пытался утаить от императора, что в день преступления караулом командовал его брат. В наказание Павел уволил его со службы. Только в 1803 г. император Александр I принял генерала обратно, назначив его инспектором всей артиллерии и командующим лейб-гвардии Артиллерийским батальоном.
5. В 1803-1812 гг. на посту инспектора артиллерии, а позже и военного министра Аракчеев провёл ряд коренных преобразований в этом роде войск. Система Аракчеева заключалась в том, чтобы обеспечить русской артиллерии высокий технический уровень и самостоятельность на поле битвы.
II. Государственный деятель:
1. В январе 1808 г. Аракчеев был назначен военным министром. С этого момента его влияние при дворе неуклонно усиливалось вплоть до смерти Александра (1825 г.). Новый министр за неполных два года увеличил армию на 30 тыс. человек, организовал запасные рекрутские депо, позволившие в 1812 г. быстро пополнять действующие воинские части, навёл порядок в финансах и делопроизводстве.
2. В канун Отечественной войны 1812 г. в составе Императорской главной квартиры он находился в Вильно (ныне Вильнюс). После начала военных действий Аракчеев вместе с государственным секретарём адмиралом А. С. Шишковым и генерал-адъютантом А. Д. Балашовым убедил Александра I покинуть действующую армию и вернуться в Петербург.
3. С августа 1814 г. Аракчеев руководил созданием военных поселений, а в 1819 г. стал главным начальником над ними (в 1821-1826 гг. главный начальник Отдельного корпуса военных поселений).
4. В феврале 1818 г. Аракчеев по поручению императора составил проект постепенной отмены крепостного права. Согласно предложению графа, государство должно было выкупать помещичьи имения по согласованным с владельцами ценам. Александр I одобрил проект, но реализован он не был.
5. В царствование Николая I за Аракчеевым сохранилось только командование Отдельным корпусом военных поселений. В апреле 1826 г. он был отпущен в отпуск на воды. Находясь за границей, издал письма к нему Александра I, вызвав этим гнев Николая. Император окончательно уволил Аракчеева со службы и запретил появляться в столице.
Итоги и результаты: В целом его деятельность носила двойственный характер, с одной стороны сумел значительно сэкономить деньги казны на содержание армии, был дисциплинирован и предан. С другой стороны насаждал жесткую дисциплину в военных поселениях, склонял к реакционной внутренней политике Александра I. Умер Аракчеев 3 мая 1834 г. в селе Грузине Новгородской губернии.
Борис Федорович (Борис Годунов), (1552-1605), русский царь (с 1598 г.).
Основные направления деятельности: I. До вступления на престол: 1.Боярин царя Ивана IV Грозного, вошедший в число ближайших к нему людей в период опричнины.
2. При царе Фёдоре Ивановиче, вступившем на престол после смерти отца в 1584 г. и женатом на сестре Годунова Ирине, Борис Фёдорович стал фактическим правителем государства.
3. Ему пришлось выдержать ожесточённую борьбу с другими претендентами, кончившуюся для них опалой или гибелью.
II. После вступления на престол:
1. После смерти бездетного Фёдора в 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе, хотя и не происходил из рода Рюриковичей.
2. Годунов старался продолжать политику Ивана Грозного, опираясь на дворянство, энергично и жестоко пресекая попытки боярской оппозиции поднять голову.
3. Кроме того, он ещё в правление Фёдора нормализовал напряжённые при Иване отношения между государством и Церковью. В 1589 г. поднялся статус Русской православной церкви - на Руси было учреждено патриаршество. 4. Важнейшими военными успехами времён Бориса Годунова стали завоевание Западной Сибири и возвращение потерянного в конце правления Ивана Грозного выхода к Балтийскому морю (русско-шведская война 1590-1593 гг.).
5. Защищая интересы дворян, Борис Годунов усиливал крепостную зависимость крестьян. Было полностью отменено право перехода от одного землевладельца к другому (Юрьев день), продлены сроки сыска беглых крестьян.
6. Политика Годунова вызывала недовольство широких слоёв населения, обострившееся во время голода 1601-1603 гг. В движении против царя объединились казаки, посадские люди, крестьяне, холопы, а также разорившиеся мелкие дворяне. В России началось Смутное время.
7. В 1604 г. на юго-западной границе объявился с польско-казацким отрядом человек, выдававший себя за сына Ивана Грозного - Дмитрия, погибшего в 1591 г. в Угличе при невыясненных обстоятельствах. В этой гибели обвиняли Бориса. Теперь самозванец - Лжедмитрий I добивался русского престола. В разгар военных действий Годунов умер.
Итоги и результаты: Дать однозначной оценки невозможно. С одной стороны, сделал достаточно много в области укрепления страны и расширения русского государства, поднял статус Русской православной церкви. С другой стороны ужесточение политики по отношению к крестьянству вызвало широкое недовольство со стороны народных масс и стало одной из причин начала Смуты.
Линкольн Авраам (1809-1865 гг.)
Американский политик, 16-й президент США.
Основные направления деятельности6 I До вступления на пост президента США
1. В 1834 г. прошел на выборах в палату представителей штата Иллинойс.
2. В1836 г был переизбран на новый срок.
3. Осенью 1836 г он получил лицензию на юридическую практику, а в марте следующего года был официально допущен к адвокатуре. В1844 г основал собственную юридическую фирму.
5. По завершении четырех сроков в палате представителей Иллинойса (1834-1842 гг.) попробовал свои силы на выборах в палату представителей Конгресса.
6. В начале 1855 г законодательное собрание Иллинойса чуть не избрало Линкольна в Сенат США.
7. Был активным сторонником аболиционизма, борьбу за отмену рабства.
II. После вступления на пост президента США:
1. Ввел закон о бесплатной раздачи земельных участков
2. Отменил рабство.
3. Вел непримиримую борьбу за сохранение единства США.
4. Благодаря его непреклонной позиции удалось подавить мятеж Юга и одержать победу в Гражданской войне.
5. Был избран на пост Президента США во второй раз в 1864г
6. Вечером 14 апреля во время посещения театра Форда в Вашингтоне в него выстрелил актер Дж. Бут. Линкольн скончался, не приходя в сознание, утром 15 апреля 1865г
Итоги и результаты: Гражданская война завершила буржуазные преобразования в стране. Был о отменено рабство. Предотвращен развал США. Созданы предпосылки для превращения США в великую мировую державу.
«Какими были итоги пятидесятилетнего правления Ивана Грозного? Без преувеличения можно сказать, что он получил от боярского правительства цветущую страну, а передал преемникам полностью разоренное государство»
Р. Г. Скрынников
Я частично согласен с мнением известного российского историка Р. Г. Скрынникова . С именем Ивана Грозного связаны многие из глубоких преобразований и ключевых событий российской истории. В государственной деятельности Ивана IV выделяются два периода: ранний период- правление Избранной Рады и период опричнины.
Первый период правления:
С одной стороны, начало царствования Ивана Грозного было отмечено проведением ряда реформ, направленных на централизацию и укрепление государства, успешной внешней политикой и расширением границ Руси. В 1549 году впервые был созван Земский собор , на котором в 1550 году принимается новый Судебник, ограничивавший права боярства и удельных князей, а в начале 1550-ых Иван Грозный при помощи Избранной рады проводит земскую и губную реформы, увеличившие роль дворянства и черносошенного крестьянства. Таким образом, в России оформилась сословно-представительная монархия . При Иване Грозном формируется система приказов, просуществовавшая почти без изменений до середины 17 века.
Внешняя политика Ивана IV на начальном этапе также характеризуется рядом успехов. В 1552 году после нескольких неудачных походов русские войска берут штурмом Казань, навсегда уничтожив угрозу нападения и набегов Казанского ханства на восточные границы Руси, а в 1556 году в результате похода на Астрахань Астраханское ханство подчиняется Русскому царству.
Второй период правления:
Однако, вторая половина царствования Ивана IV отличалась невероятно жесткими методами правления, неудачами во внешней политике и экономическим упадком.
В 1565 году царь вводит особую форму правления, в результате которой Россия была разделена на две части – опричнину и земщину. После этого Иван встает на путь репрессивных мер в управлении государством, жертвами опричнины становятся не только знать и бояре, которых царь обвинял в измене, но и поместное дворянство, крестьяне и горожане. Опричнина крайне отрицательно сказалась на хозяйственной жизни страны, а положение крестьянства еще более ухудшилось.
Внешняя политика:
Внутреннее ослабление государства не могло не сказаться на его обороноспособности. В 1571 году крымкский хан Девлет – Гирей предпринял поход на Русь. Опричное войско потерпело сокрушительное поражение. В результате похода Девлет-Гирей сжег Москву и разорил русские Земли к югу от нее. Длившаяся 25 лет и потребовавшая максимального напряжения сил Ливонская война также оканчивается поражением. Русское государство было разорено, его северо-западные районы обезлюдели . Россия также уступает Швеции и Речи Посполитой некоторые приграничные земли и на долгое время лишается возможности получить выход к Балтийскому морю.
Мнения историков:
Мнения историков о личности Ивана Грозного расходятся. С.М. Соловьев, считал, что в деятельности Ивана Грозного нашла отражение борьба нового государственного порядка со старым родовым строем: «Характер, способ действий Иоанновых исторически объясняются борьбою старого с новым, событиями, происходившими в малолетство царя, во время его болезни и после… Век задавал важные вопросы, а во главе государства стоял человек, по характеру своему способный приступать немедленно к их решению». Многие другие историки, напротив, придерживаются мнения о правлении царя как неудачном и имеющим трагические последствия для дальнейшей русской истории. Так, Ключевский писал: « Вопрос о государственном порядке превратился для него в вопрос о личной безопасности, и он, как не в меру испугавшийся человек, начал бить направо и налево, не разбирая друзей и врагов» .
Иван IV Грозный, наверное, один из самых противоречивых личностей в истории России. В самом деле: первый царь, первый царь, который был 6 раз женат, царь, который хотел создать империю... Список можно продолжать до бесконечности. Что же не дало Ивану IV Грозному стать одним из трех российских великих правителей? Ответ в этой статье.
Жены Ивана IV Грозного
Это покажется удивительным, но знание этой информации поможет в лучшем запоминании не только правления Ивана IV Грозного, но также и в запоминании некоторых событий XVII столетия. Первой женой царя стала Анастасия Романовна Захарьева-Юрьева . Ее племянником был Федор Никитич Романов, отец первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. Он же — патриарх Филарет! Чувствуете связи? То то.
От первого брака у царя был первый сын Дмитрий, который вскоре умер. Известно, что царица Анастасия испытывала личную неприязнь к двум членам Избранной рады: протопопу Сильвеству и околничьему Алексею Адашеву, которые не присягнули вскоре умершему ее сыну, когда Иван IV заболел. Хотя лично я склонен к той версии, что не болел он вовсе, а просто притворился, чтобы проверить ближний круг. Не согласны? Напишите свои мысли в комментах.
Второй женой царя стала кавказская княжна Кучене, девочка 15 лет — Мария Темрюковна. Свадьба с ней была сыграна после смерти первой жены в 1561 году. Она родила Ивану IV сына Василия, который вскоре тоже умер. Мария Темрюковна умерла в 1569 году.
Третьей женой стала Марфа Собакина , которая и вовсе умерла вскоре после свадьбы. Справедливости ради стоит сказать, что в 1571 году ей уже был 41 год, а в русское средневековье женщины не жили много. Вероятно, в том числе из-за использования румян на основе ртути.
Четвертой женой Ивана IV Грозного стала Анна Колтовская в 1571 году. Как и предыдущая супруга, она была незнатного рода — дочь дворянина. Уже через год царю она надоела и была пострижена в монахини. На самом деле на скрепление четвертого брака церковь пойтить никак не могла, поэтому хитрец Иван Васильевич Грозный объявил, что третий брак браком не был, потому что дескать интимной близости ведь не было. Поэтому брак с Аней Колтовской был третьим 😉
Следующая жена — вообще возможно и не была женой. Есть сведения, что царь в 1573 году взял себе в жены 14-летнюю Марию Долгорукую. Но Мария разочаровала царя после первой же брачной ночи (не была чиста), после которой ее утопили. Это, стало быть была между четвертой и пятой.
Пятой женой царя стала Василиса Мелентьева. Многие историки не признают ее за царицу. Исследователи склонны считать и Анну и Василису наложницами.
Шестой женой царя стала Мария Нагая , родившую царевича Дмитрия. Именно из-за его смерти, в общем-то, и была великая Смута. По сути надо знать только певрую и шестую, так как для судеб истории России они имели самое прямое значение. Остальных можно и забыть 🙂
Почему Московское царство не стало Империей при Иване IV Грозном?
Достаточно часто в проверочных и экзаменационных тестах присутствует задание на аргументацию позиции, или на ее опровержение. Самой распространенной спорной позицией является та, что Иван Грозный хотел создать империю. И все действия его указывают на это: царь попытался создать регулярную армию (стрелецкие полки, излюбленная тысяча), попытался пресечь удельный сепаратизм князей и бояр (опричнина в 1564 — 1572 гг.), реформировал органы центрального управления, создал подобие представительства - Земский собор, который впоследствии будет так импонировать славянофилам.
Почему же Ивану IV Грозному так и не удалось создать империю? Многие списывают неудачу на характер царя: дескать деспот заигрался и разорил воюющую страну опричниной. Другие видят причину в просчетах во внешней политике, когда царь начал Ливонскую войну. Дескать государство к ней не было готово.
Думается, что все эти причины имели место быть. Но все же объективная причина была. Она видится мне следующих моментах:
Во-первых, самодержавие Петра Великого, который через 150 лет сможет создать империю, основывалось на дворянстве, которое в эпоху Ивана Грозного еще толком не сформировалось. Какой смысл служилому человеку служить царю, если он не сможет передать свое имение детям и внукам? Поместное войско — это не более чем наемная армия, не больно то и охочая до подвигов.
К тому же сила и был очень высок, несмотря на политику опричнины Ивана IV. Об этом ярко свидетельствует семибоярщина, проявившаяся в годы последующей Смуты. Только после Смуты боярство окончательно дискредитирует себя и канет в лету истории на исходе XVII столетия.
Во-вторых, царская власть, хотя и была царской, была крайне слаба. Об этом наглядно свидетельствует сам факт созыва Земских соборов и даже избрание нескольких царей этим представительским органом (Борис Годунов, Михаил Романов).
Вот такая картина маслом получается. Не согласны — пишите в комментах.
Post Scriptum. Вы должны понимать, что в рамках одного поста не представляется возможным охватить все правление Ивана IV Грозного. Поэтому для ознакомления со всем нюансами, необходимыми для сдачи ЕГЭ по истории на 100 баллов, вам нужен качественный видеокурс. Представляем вашему вниманию:
Курсы подготовки к ЕГЭ Андрея Пучкова.
Чтобы узнать о них больше, кликай по кнопке:
С уважением, Андрей Пучков
Транскрипт
1 Иван Грозный Подготовка к ЕГЭ
2 В честь рождения Ивана Васильевича Василий III г.г. Елена Глинская г.г. Церковь Вознесения Господня в Коломенском, первый каменный шатровый храм в России. Архитектор Петрок Малый
3 Регентство Елены Глинской () 1535 г. денежная реформа копейка единая валюта на Руси В Москве Монетный двор Губная реформа - на местах выборные должности губных старост из дворян и крестьян Функции: судебные (забрали у бояр-кормленщиков) ИТОГ: реформы стали шагом к формированию централизованного государства БОЯРСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ г.г. Шуйские Бельские Глинские 1547 г. Март Женитьба на Анастасии Романовне Юрьевой- Захарьиной Июнь Пожар и бунт в Москве Осознание необходимости реформ
4 ИЗБРАННАЯ РАДА (НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО) г.г. ЦЕЛИ РЕФОРМ: прекратить своеволие боярства завершить централизацию государства Алексей Адашев неродовитый костромской дворянин Митрополит Макарий наставник царя Сильвестр протопоп Благовещенского собора, царский духовник Представители знати: Андрей Курбский, Воротынские, Одоевские, Шереметьевы, Шуйские
5 РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ 1549 г. первый Земский собор (орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест) Судебник 1550 г. Ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин Военная реформа 1550 г. Помимо конного поместного ополчения («служилые по отечеству») постоянное войско стрельцы и пушкари («служилые по прибору») Стоглавый собор 1551 г. Унификация церковных обрядов, признание всех местных святых общерусскими, жесткий иконописный канон, запрет ростовщичества священников Продолжение губной реформы (гг.) Отмена кормлений, вся власть в уездах перешла к губным и земским старостам, а в городах к излюбленным головам Формирование приказной системы приказ-поручение превращался в приказ-учреждение Посольский приказ Челобитный приказ Поместный приказ Разбойный приказ Стрелецкий приказ Ямской приказ и т. д.
6 Значение реформ Избранной Рады Ограничение права родовитого боярства Дворянство социальная база самодержавия Все звенья системы управления подчинены царю Земские соборы противовес боярству Формируется сословно-представительная монархия В России формируется централизованное государство и укрепляется самодержавная власть царя
7 Опричнина (г.г.) 3 декабря 1564 г. отъезд в Александровскую слободу Февраль 1565 г. Земский собор Опричнина -личный особый удел царя со своим управлением Земщина формально управляемая Боярской думой часть страны Право царя казнить и миловать по своему усмотрению Привилегированное положение опричнины перед земщиной Цель усиление самодержавной власти; неразвитость центрального аппарата компенсируется жестокостью
8 Опричный террор () Выселение более 100 княжеских семей в Казань с конфискацией земель. Конфискация земель в опричных уездах у феодалов, не принятых в опричнину. Подавление малейшего протеста (смещение и убийство митрополита Филиппа (Колычева) в 1569 г.). Новгородский погром 1570 г. (из 30 тыс. жителей казнено 15 тыс.) ИТОГИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ОПРИЧНИНЫ Разорение страны Усиление бегства крестьян на окраины Начало оформления крепостного права (1581 г. указ о заповедных годах) Усиление личной власти царя, утверждение деспотического характера российского самодержавия Ослабление обороноспособности страны и сожжение Москвы Девлет- Гиреем в 1572 г. Поражение в Ливонской войне
9 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ВОСТОЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ 1552 г. присоединение Казанского ханства 1556 г. присоединение Астраханского ханства Строительство засечное черты против Крымского ханства г.г. поход Ермака. Присоединение Сибири Барма и Постник
10 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА. ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА (г.г.) Причины: Выход к Балтийскому морю Недружественная политика Ливонского ордена Повод: Орден отказался платить дань за Юрьев (Дерпт) I этап (). Взятие Нарвы, Юрьева, Феллина, пленение магистра Фюрстенберга, распад и ликвидация Ливонского ордена. II этап (). Вступление в войну Речи Посполитой (с 1569 г.) и Швеции. Неудачи России. III этап (). Поход Стефана Батория. Героическая оборона Пскова (, 5 мес.). Шведы захватили Нарву, Ивангород, Копорье.
11 1582 г. Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой (отказ Русского государства от Ливонии за возврат утраченных русских крепостей) г. Плюсское перемирие со Швецией (отказ от Эстляндии, уступка шведам Нарвы, Копорья, Ивангорода, Корелы). Причины поражения неверная оценка расстановки сил в Прибалтике ослабление государства в результате внутренней политики Ивана IV
12 Окончание царствования Ивана Грозного 1581 г. Из-за тяжелого хозяйственного кризиса были введены «Заповедные лета»: приостановлено право перехода крестьян в Юрьев день (начало оформления крепостного права) 1581 г. В приступе гнева убил своего сына и наследника Ивана После смерти Ивана Грозного в 1584 г. его преемником стал недееспособный Федор Иванович «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (также известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына») картина русского художника Ильи Репина, написанная в годы. Репин был передвижником. У него очень много картин посвященных отечественной истории.
13 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведѐнном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Пропущенные элементы: 1) Владимир Красное Солнышко 2) XVI в. 3) объединение сил русских земель для борьбы с ордынским владычеством 4) крещение Руси 5) введение патриаршества 6) XIV в. 7) Иван III 8) XV в. 9) Ярослав Мудрый
14 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведѐнном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Пропущенные элементы: 1) Фѐдор Алексеевич 2) XVI в. 3) Дмитрий Донской 4) XV в. 5) ограничение крестьянского перехода Юрьевым днѐм 6) ликвидация местничества 7) введение патриаршества 8) XIII в. 9) княгиня Ольга
15 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведѐнном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Пропущенные элементы: 1) Тевтонский орден 2) оборона Смоленска 3) Куликовская битва 4) Ледовое побоище 5) Василий Шуйский 6) Михаил Фѐдорович 7) Крымское ханство 8) Дмитрий Иванович 9) Речь Посполитая
16 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведѐнном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Пропущенные элементы: 1) Василий III 2) Иван Калита 3) Дмитрий Донской 4) гг. 5) гг. 6) гг. 7) разорение Москвы ханом Тохтамышем 8) введение ограничений на переход крестьян 9) междоусобица в Московском княжестве
17 1) Напишите название войны, события которой отражены на карте. 2) Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы. 3) Напишите название города, в который был совершѐн карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами.
18 4) Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) Россия победила в этой войне. 2) Во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину. 3) Противником России в войне была Швеция. 4) Во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая. 5) В ходе войны произошло ужесточение внутренней политики. 6) Война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.
19 Какие суждения о памятнике архитектуры, изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1) Церковь находится в г. Владимире. 2) Храм построен в стиле «нарышкинское барокко». 3) Церковь была построена в честь рождения наследника Василия III. 4) Церковь построена в шатровом стиле. 5) Церковь была разрушена во время бомбардировки в годы Великой Отечественной войны.
20 Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображѐнная выше церковь?
21 Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения ш пяти предложенных. 1) постройка этой церкви относится к XIV в. 2) это одна из первых каменных церквей, построенных в шатровом стиле 3) церковь была воздвигнута в честь взятия Казани 4) зодчий, построивший данную церковь Аристотель Фиораванти 5) эта церковь была возведена в одной из великокняжеских резиденций
22 Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1) На картине изображены представители царской династии. 2) Автор картины являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. 3) Данная картина является единственным обращением еѐ автора к теме истории России. 4) Действие картины происходит в XVII в. 5) Автором картины является В. И. Суриков.
23 Какой из данных памятников архитектуры был создан при жизни персонажей, изображѐнных на картине? В ответе запишите цифру, под которой этот памятник архитектуры указан.
24 Какой из храмов был создан в тот век, когда в России правил царь, изображѐнный на портрете? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
Название параграфа 1. Мир и Россия в начале эпохи Великих географически х открытий 2. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в2. Понятия и термины персоналии События и даты Каравелла тип
Иван IV Васильевич Грозный (1533 1584) 4 5 6 Успенский Шапка собор Московского Мономаха Кремля 7 ОПРИЧНИНА Урок в 10 классе Цели урока: продолжить формирование знаний и представлений о деятельности Ивана
УДК 947.043 РОЛЬ ИВАНА ГРОЗНОГО В СТАНОВЛЕНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Шапкин Н.Н. (студент гр. И (0) -07,ФИП, СКГУ им. М.Козыбаева) Вторая половина XVI века была ознаменована важными историческими событиями
1 (26) С4. Назовите не менее трех факторов, способствующих процессу объединения русских земель в XIV начале XVI в. Приведите не менее трех имен князей, с которыми связан этот процесс. 1. Могут быть названы
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ К ЗАНЯТИЮ 3 1 Основные даты и события 1598-1605 - царствование Бориса Годунова. 1612 - освобождение вторым ополчением Москвы от поляков. 1613 - избрание Земским собором на российский престол
Рекомендации по выполнению задания С6. по истории Древняя Русь. Исторические портреты Приветствую дорогих читателей сайта и в этом посте я продолжу разговор, посвященный С6. Сегодня будут приведены 6 авторских
РОССИЯ В XVI в. 1. Особенности социально-экономического развития России в XVI веке. 2. Реформы середины 50-х гг. Опричнина Ивана Грозного. 3. Внешняя политика России в XVI в. На протяжении XVI в. продолжался
История. 6 класс. Демонстрационный вариант 1 Итоговая диагностическая работа по ИСТОРИИ 6 класс Демонстрационный вариант Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории отводится 60 минут.
Используя коллекцию музеев Московского Кремля, текстовые материалы проиллюстрируйте события. Факты могут быть использованы при комментировании «кадров» творческой работы. Краткая характеристика Реформ
Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики ГОУ «Бендерский медицинский колледж» Республиканский интернет-конкурс «Лучшая методическая разработка» среди педагогических работников организаций
Спасители отечества Преподаватель Киященко А.А. Патриоты родины Ситуация в стране могла привести к потере Россией суверенитета. В эту критическую минуту активную гражданскую позицию проявили зажиточные
ИСТОРИЯ РОССИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 11 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от
Века А. В. История России с древнейших времен до наших дней / А. В. Века. Мн.: Современный литератор, 2004. 896 с. В книге впервые представлена история Российского государства от древнейших времен до начала
История. 10 класс. Демонстрационный вариант 1 Итоговая работа по ИСТОРИИ Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по истории отводится 45 минут. Работа включает в себя 22 задания. Ответы к
1. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ ПО «ИСТОРИИ РОССИИ» Цель: Повышение образовательного и творческого уровня обучающихся для подготовки к сдаче ЕГЭ и (или) вступительных
МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по истории России 7 класс П-3 Учитель: Н.П. Морарь ТЕМА Дидактические единицы УДД Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие
Часть 1 2015-2016 учебный год Открытый банк данных для входного контроля по истории России с древнейших времен до кона XVI в. Знание хронологии 7 класс 1. Восстание древлян произошло 1) в 945 г. 2) в 1016
С 2005 года 4 ноября в России отмечается новый всенародный праздник День единения России. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия
История. 9 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ИСТОРИИ по теме «История России с древнейших времён до конца XVI в. (VIII в. 1598
Дополнительные задания для контроля самостоятельной работы студентов 1 Тематика контрольных заданий: Контрольная работа 1. 1. Образование и развитие Древнерусского государства (VIII XI вв.) - зарождение
С.В. ВОРОБЬЕВ, соискатель Московского городского педагогического университета СОСЛОВНО- ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ КАК ПЕРИОД В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В статье проанализированы особенности
Программа по истории Тема 1. Восточные славяне в древности. Киевская Русь Происхождение славян, их основные занятия и общественный строй. Образование государства. Норманнская теория. Киевская Русь в IX
Итоговая контрольная работа по истории России 9-19 вв. 10 класс Вариант 1 1. Князь Владимир Святой создал систему оборонительных укреплений от набегов... 1) варягов 2) печенегов 3) половцев 4) хазар. 2.
Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ (ИСТОРИИ РОССИИ) Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена
Алтайский государственный университет Научная библиотека Русский царь Иван IV Грозный (к 485-летию со дня рождения) Библиографический обзор Барнаул 2015 Русский царь Иван IV Грозный (к 485-летию со дня
ЕГЭ история Всего сдавали по РФ 164.219 человек По Пермскому краю - 2035 человек Средний балл по РФ 54,8 Средний балл по Пермскому краю - 53,4 100 баллов В РФ.. 500 человек В Пермском крае 6 человек Не
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Грязинский технический колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и проведению занятия по истории «Россия в правление
РОССИЯ В XVI - НАЧАЛЕ XVII ВВ. ЭПОХА ЦАРЯ ИВАНА ГРОЗНОГО.ТЕМА N 5. ВОПРОС 12. РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В НАЧАЛЕ XVI ВЕКА. ПЛАН ОТВЕТА: А. Рост территории, население, развитие сельского хозяйства. Б. Города
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ИСТОРИЯ
Министерство иностранных дел Российской Федерации Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при постоянном представительстве России при ООН в Нью-Йорке, США Рассмотрено:
2. Содержание отдельных разделов и тем ЧАСТЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ. Вводная лекция. Государственное управление как разновидность социального управления.
1 Анализ иллюстративного материала Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Какие
Задания А11 по истории 1. С крепостной зависимостью крестьян было связано понятие 1) батрачество 2) отработки 3) отруба 4) барщина 2. Как назывался кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его
Муниципальное образовательное учреждение Беломорского муниципального района «Машозерская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и принята на педагогическом Утверждаю: совете протокол 1 Директор
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ
Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «24» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Современники. 1. Иоанн был растерзан горестию: все вокруг его проливали слезы, или от истинной жалости, или в угодность царю печальному и в сих-то слезах явилась гнусная клевета под личиною усердия, любви,
МБОУ гимназия имени А.С.Пушкина г. Шахты КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина Ефимец О.А.
Тематика рефератов. 1. Норманнская теория об образовании Киевской Руси. 2. Значение принятия христианства на Руси. 3. Внешняя политика Древнерусского государства. 4. «Слово о полку Игореве» древний памятник
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств дисциплины ОП.16 «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Специальность: 40.02.01 Право
Раздел I. ИСТОРИЯ РУСИ-РОССИИ (IX-XVII) ВЕКА 1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XIII ВЕКА) Основные даты и события Конец IX века - (в летописи) призвание князя Рюрика. Начало династии Рюриковичей. Конец X века
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ю.Л. Проценко СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В РОССИИ (середина XVI середина XVII века) Учебное пособие Волгоград
Пояснительная записка к электронному учебному пособию по теме: «Россия в первой половине XVI середине XVII вв.» Актуальность создания и использования электронных учебных пособий обусловлена потребностью
Тема: Политическое развитие России. Цели: 1. Дать представление о политическом развитие России в XVII веке. 2. Показать укрепление самодержавной власти при первых Романовых. 3. Охарактеризовать систему
Якутская и Ленская епархия Русской Православной Церкви Управление образования городского округа «Город Якутск» ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Ф.И.О. Дата Школа, класс Учитель
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И НАРОДОВ РОССИИ Вопросы для экстерната. 7 класс. Глава 1. 1. Сравните подсечно-огневую систему земледелия с трехпольем. С чем связан переход к трехполью? 2. Какие зерновые культуры
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский
Общие положения Знание истории способствует воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, формирует знания о
Урок истории в 7 классе. Г.Г. Дербенская Тема урока: «Спасение Москвы. Окончание Смутного времени». Цель: способствовать формированию представлений учащихся о подъеме национального самосознания и патриотического
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ИСТОРИИ ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ. Что изучает история. Понятия: исторический источник, исторический факт. Основные концепции развития человечества.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии авторской программой Воронкова В.В., Перова М.Н., Алышевой Т.В. и др. Переработана в соответствие с базисным учебным планом 35 часов (1ч. в неделю).
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДЕБАТОВ Формат дебатов Карла Поппера Н. Н. Кожевникова Технология дебатов относится к активной форме обучения и представляет собой культурный спор, при котором происходит
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г. Макарова» Рекомендована МО учителей председатель МО Л.С. Веселова Протокол _1 УТВЕРЖДАЮ директор школы
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УТВЕРЖДАЮ Проректор по НИР чл.-кор. РАН С. В.
Проект РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПОДГОТОВКЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ КОНЦЕПЦИЯ НО ВОГО УЧЕ БНО- МЕТОДИЧЕСКОГО К ОМПЛЕ К С А ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И С Т ОРИ И ОГЛАВЛЕНИЕ
XVIII в. ПЕТР 1 5 (121) С7. Сравните высшие органы государственной власти в периоды царствования Петра I и Николая I соответственно. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным
Министерство образования и науки Российской Федерации Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт» Приемная комиссия УТВЕРЖДАЮ ЧОУ ВПО «Камский институт»
9 А406 СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ А.С. АКОПЬЯНЦ, А.В. ДОБРОВОЛЬСКИЙ ИСТОРИЯ П р а к т и к у м Новосибирск 2015 УДК 9(076.5) А406 Акопьянц А.С., Добровольский А.В. История: Практикум.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «МОЯ РОССИЯ: ЛЮДИ,ДАТЫ.СОБЫТИЯ» Название программы Название программы Название программы Название программы «Городоша» (5-6 лет) знакомство с историей возникновения
Отдел образования администрации Благовещенского района Амурской области Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Усть-Ивановская средняя общеобразовательная школа РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
5. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ПО ИСТОРИИ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ ВАРИАНТ 1 1. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей? 1) походом князя Олега на Киев 2) призванием варягов 3) крещением