domvpavlino.ru

Тест егэ по теме феодальная раздробленность руси. Тест. ЕГЭ.История.Тема: «Феодальная раздробленность». Про­чти­те от­ры­вок из жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры

Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состоит из двух частей. Первая часть включает в себя задания, в которых нужно дать краткий ответ. К заданиям из второй части необходимо дать развернутый свободный ответ (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).

В изменения :

  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

В демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию также даны ответы ко всем заданиям, а также указания по оцениванию заданий с развернутым ответом.

Демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2002 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2003 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по обществознанию

Первоначально демонстрационные варианты ЕГЭ по обществознанию для 11 класса состояли из трех частей. Первая часть включала в себя задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов. К заданиям из второй части требовалось дать краткий ответ. К заданиям из третьей части нужно было дать развернутый свободный ответ.

В 2013 году в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию были внесены следующие изменения :

  • было усложнено задание В5 : общее количество приведенных в условии задания суждений увеличилось с четырех до пяти; экзаменующимся стало нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения;
  • темы , предлагаемые для написания эссе, сгруппировали в пять блоков вместо прежних шести . Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, были включены в одно общее направление;
  • были скорректированы требования задания С9 .

В 2014 году в демонстрационном варианте по обществознанию были изменены формулировка, критерии оценивания и максимальный балл за выполнение задания С5 (с 2 баллов до 3 баллов), и, в следствие этого, изменился максимальный балл за выполнение всей работы (с 59 до 60 баллов).

В 2015 году в демонстрационный вариант по обществознанию были внесены существенные изменения :

  • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не отмечать крестиком).
  • В каждом из пяти содержательных блоков-модулей было сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • Задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на множественный выбор (по типу бывших В4 и В7).
  • Блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7).
  • Под номером 21 введено задание , проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.
  • Общее количество заданий демонстрационного варианта сократилось на 1 задание (36 вместо 37).
  • Увеличен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).
  • Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

В демонстрационном варианте 2016 года по обществознанию произошли существенные изменения по сравнению с предыдущим 2015 годом. В демонстрационном варианте оптимизирована структуру экзаменационной работы:

  • Задания части 1 стали ориентированы на проверку определенных умений (требований к уровню подготовки выпускников) на различных элементах содержания.
  • Из части 1 исключены задания с кратким ответом в виде 1 цифры, соответствующей номеру правильного ответа, остальные задания перегруппированы. Общее количество заданий части 1 сократилось на 7 .
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы не изменился.

В демонстрационном варианте 2017 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2016 годом была измененена структура блока заданий части 1 раздела «Право»:

  • .Добавлено задание 17 на выбор верных суждений.
  • Изменена нумерация заданий 18 и 19 (бывшие 17 и 18).
  • Бывшее задание 19 было исключно из работы.

В демонстрационный вариант 2018 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2017 годом были внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка задания 29.
  • Изменена система оценивания заданий 28 и 29.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 62 до 64.

В демонстрационный вариант 2019 года по обществознанию по сравнению с предыдущим 2018 годом внесены следующие изменения :

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65.

На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ по математике .

Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы

Данные об авторе

Козина Татьяна Геннадьевна

Место работы, должность:

МБУ лицей №51, учитель истории

Самарская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы:

Ресурс для профильной школы

Тип ресурса:

Краткое описание ресурса:

Тест по теме "Феодальная раздробленность" может быть использован в классах, изучающих историю на профильном уровне для проведения самостоятельной работы и при подготовке к ЕГЭ.

Феодальная раздробленность

  1. Русь вступила в период политической раздробленности в

2) 30-х гг. XII в.;

3) конце XIII в.;

4) начале XIV в.

2. Кто из князей десять лет боролся за киевский престол, трижды признавался князем Киева?

1) Юрий Долгорукий;

2) Святослав Ольгович;

3) Ярослав Осмомысл;

4) Мстислав Владимирович.

3. После распада Древней Руси на княжества и земли первым среди других княжеств считалось

1) Черниговское;

2) Полоцкое;

3) Киевское;

4) Суздальское.

4. Снижение роли Киева и возвышение новых центров не было обусловлено

1) набегами половцев;

2) складыванием пути «из варяг в греки»;

3) перемещением торговых путей;

4) миграцией населения в более защищенные районы.

5. Особая роль Новгорода в русской истории заключалась в том, что он

1) подвергался постоянным набегам половцев;

2) в нем располагалась резиденция митрополита;

3) он располагался в центре важных торговых путей;

4) был самым древним русским городом.

6. Укажите форму правления, установившуюся в Новгороде в XII в.

1) абсолютная монархия;

2) парламентская монархия;

3) аристократическая республика;

4) демократическая республика.

7. Днем основания Москвы считается дата

8. Установите соответствие между именами князей и их характеристиками.

ИМЕНА КНЯЗЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Юрий Долгорукий; А) боролся с братьями за сохранение престола,

2) Андрей Боголюбский; доставшегося от отца;

3) Всеволод Большое Гнездо; Б) основал города в Суздальской земле, боролся за киевский

4) Юрий Всеволодович. престол;

В) считался самым могущественным князем

Руси, его войско "могло Дон шеломами вычерпать";

Г) перенес столицу княжества в город

Владимир-на-Клязьме и основал

храм Покрова на Нерли

9. Укажите причины возвышения Владимиро-Суздальской земли:

А) близость к степи;

Б) защита от внешних врагов густыми лесами;

В) обилие пахотных плодородных земель;

Г) выход к Балтийскому морю;

Д) колонизация междуречья Волги и Оки.

10. Установите соответствие между должностью в Новгороде и должностными обязанностями.

ДОЛЖНОСТЬ ОБЯЗАННОСТИ

1) посадник; А) занимался сбором налогов и городского

2) тысяцкий; ополчения;

3) архиепископ; Б) возглавлял городскую администрацию;

4) князь. В) был предводителем дружины;

Г) занимался вопросами внешней политики, распоряжался казной,

ведал церковным судом

11. Установите соответствие между конкретными проявлениями последствий раздробленности Руси и их характеристиками.

ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕР ПОСЛЕДСТВИЙ

1) сохранение всех богатств в отдельных

княжествах и землях; А) отрицательные;

2) ослабление обороноспособности; Б) положительные.

3) рост междукняжеских усобиц;

4) развитие местных школ книжности,

архитектуры, иконописи.

12. Полному распаду Руси препятствовали следующие факторы:

А) различие природных и хозяйственных условий в землях;

В) формирование торгового пути «из варяг в греки»;

Г) единая общерусская церковная организация;

Д) договоры между князьями о совместной борьбе с половцами.

13. Выделите три причины обособления русских земель от Киева:

А) формирование пути «из варяг в греки»;

Б) рост вотчинного землевладения;

В) перемещение торговых путей;

Г) развитие городов;

Д) разложение родовой общины.

14. Укажите особенности древнерусской культуры:

А) влияние византийской культуры;

Б) переплетение христианских и языческих традиций;

В) решающее воздействие культуры степи;

Г) единство языка, быта, образа жизни народа;

Д) античное наследие.

1) АГД 2) ВГД 3) БВД 4) АБГ

15. Установите соответствие между терминами и определениями.

ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) былина; А) жанр русской эпической песни - сказания о богатырях;

2) летопись; Б) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской

3) жития святых; церковью;

4) хождение. В) наставление детям;

Г) погодная запись исторических событий;

Д) жанр древнерусской литературы, представляющий собой

описания путешествий.

16. Установите соответствие между терминами и определениями

ТЕРМИНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) рельеф; А) живописное изображение Бога или святого, являющееся предметом религиозного

поклонения;

2) фреска; Б) живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде;

3) мозаика; В) изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты и т.д.;

4) икона. Г) вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным)

по отношению к плоскости фона;

Д) сказание о святых.

Примечание:

Данный вариант тестовых заданий составлен по теме «Феодальная раздробленность « в формате ЕГЭ. Даны подробные ответы, а также материал для исторического сочинения по темам:

1125-1157- период правления Юрия Долгорукого

1157-1174- период правления Андрея Боголюбского

Тестирование поможет при подготовке к ЕГЭ.

Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1)Взятие Константинополя крестоносцами.

2)Условная дата начала раздробленности.

3)Первое упоминание о Москве.

Ответ:

Правильный ответ

Правильный отве т:231

Пояснение.

1)Взятие Константинополя крестоносцами — 1204.

2)Условная дата начала раздробленности-1132.

3)Первое упоминание о Москве-1147.

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

Правильный ответ

1123- битва на Калке.

1238- битва на р.Сить.

3

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям феодальной раздробленности:

1)удел; 2)экономическая обособленность; 3)политическое ослабление государства; 4)христианизация; 5 феодальная война); 6) имение

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Правильный ответ

Правильный ответ :46

4- принятие христианства на Руси Владимиром в 988

6- имение – это землевладение, которое так стало называться после слияние законодательно вотчины и поместья, которое произошло при Петре 1, в 17 в.

4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений.

Ответ:

Правильный ответ

феодальная раздробленность

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

А

Б

В

Правильный ответ

Правильный ответ :425

Пояснение.

1.Дюденева рать в 1293

3.Неврюева рать в 1252

6.Долобский съезд князей в 1103 г.

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

«Ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного. Со всех сторон бежали к Святой Софии решить судьбу Отечества. Первым определением сего шумного веча было изгнать Ярослава….вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего завладел ты двором Морткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоломея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да буде ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь, а мы найдём себе князя»

«Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет вотчиной своей…»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)Цель данного события — предотвратить междоусобицы.

2)В княжестве данного периода была ещё сильна власть князя.

3)События произошли в 10 веке.

4)Съезд не смог предотвратить раздробленность, а лишь приблизил её.

5)Законодательной властью в данном княжестве обладало вече.

6) Князь не был правителем, а лишь военным руководителем, назначаемым и снимаемым.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Правильный ответ

Правильный ответ:

Пояснение.

1.Об изгнании князя и установлении Новгородской республики.

2.Любечский съезд.

7 СЮДА ВСЕ ЗАДАНИЕ

Что из перечисленного относится к причинам феодальной раздробленности на Руси? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Рост земельного владения феодалов.

2)Усиление роли Киева.

3)Стремление князей объединить усилия для отпора кочевникам.

4)Натуральное хозяйство.

5)Наличие единой религии — христианства.

6)Постепенное снижение роли торгового пути «из варяг в греки», появление новых путей.

Ответ:

Правильный ответ

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ______________ была построена в честь победы над булгарами.

Б) При князе, в правление которого ____________ стал столицей княжества, дружинники стали не вассалами, а слугами.

В) В ходе битвы у ________________ Великим Владимирским князем стал Константин Всеволодович.

Пропущенные элементы:

1)Владимир.

2)Церковь Покрова на Нерли.

3)Десятинная церковь.

5)Мстислав Великий.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Правильный ответ

9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

10

Прочтите отрывок и и напишите имя князя, о котором идёт речь.

«Как одному из младших Мономаховичей, ему досталась в удел Ростовско-Суздальская область, в которой деятельность его обращена была преимущественно на постройку и укрепление городов, основание церквей и монастырей. Симпатии его всецело принадлежали Киевской Руси, куда он постоянно и стремился».

Ответ:

Правильный ответ

Правильный ответ: Юрий Долгорукий.

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1)4-ый крестовый поход.

2)Ледовое побоище.

3)Борьба за власть детей Всеволода Большое Гнездо.

4)Период правления Андрея Боголюбского.

6)Смерть Романа Мстиславовича, объединившего в 1199 г. Галицкое и Волынское княжества.

7)Первое упоминание о Москве.

9) Конец правления в Латинской империи Балдуина Фландрийского

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Правильный ответ:

Пояснение.

1.4-ый крестовый поход

3.Всеволод Большое Гнездо умер в 1212 г. До 1216 шла борьба за власть его детей, и лишь в 1216 в битве на р. Липица победил Константин Всеволодович.

4.Андрей Боголюбский правил в 1157-1174 г

5.1204- Взятие Константинополя крестоносцами

6.Смерть Романа Мстиславовича, объединившего в 1199 г. Галицкое и Волынское княжества. Правил в 1199-1205 г.

7.Первое упоминание о Москве в 1147

8.1202-1204, именно в результате 4-го крестового похода был взят Константинополь крестоносцами

9.Балдуин Фландрский – первый император Латинской империи(1204-1205)

12

Прочтите отрывок из исторического источника.

«Экономическое могущество и высокое общественное положение этих людей способствовало активным выступлениям их против княжеской власти в Новгороде уже в конце 11- начале 12 в., в Ростово-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах во второй половине 12 в., что было проявлением внутриклассового антагонизма, разраставшегося по мере становления этого класса-сословия.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Речь идёт о периоде формирования централизованного государства на Руси.

2)В одном из упомянутых в отрывке княжеств сложилось аристократическое республиканское правление.

3)Одним из Великих князей данного периода был Владимир Мономах.

4)В отрывке речь идёт о боярстве.

5)В военном отношении Русь данного периода- сильное и могучее государство.

6)Период, о котором идёт речь в отрывке, в истории называется периодом феодальной раздробленности.

А.Ответ:

Правильный ответ

Правильный ответ :246

Пояснение.

1.Нет, централизация государства начнётся в 14 веке.

2.Да, в Новгородской республике.

3.Нет, Владимир Мономах правил в 1113-1125, а раздробленность началась в 1132 г.

5.Нет, Русь в военном отношении ослабла в период раздробленности.

13

Напишите название периода в истории Руси, который изображён на карте.

Ответ:

Правильный ответ

феодальнаяраздробленность

14

Напишите цифру, которой указано княжество, ставшее позже одним из влиятельных на Руси.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ :1

Пояснение.

Владимиро-Суздальское каняжестово станет одгним из исльнейших, вокруг него начнётся процесс объединия.

15

Укажите название города, в котором в данный период существовала республиканская форма правления.

Ответ:

Правильный ответ

Новгород

16

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Данный период начался в правление Владимира Мономаха.

2)В данный период происходил расцвет культуры в отдельных княжествах.

3)Власть киевского князя была велика, он имел единое войско, способное отразить набеги кочевников.

4) Постепенное снижение роли Киева.

5) Укрепление политического единства Руси.

6)Значительное ослабление Руси в военном отношении.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ: 246

Пояснение:

1)Данный период начался в правление Владимира Мономаха. НЕТ. Период раздробленности начался в 1132 г., после смерти сына В.Мономаха — Мстислава.

2)В данный период происходил расцвет культуры в отдельных княжествах.ДА.

3)Власть киевского князя была велика, он имел единое войско, способное отразить набеги кочевников.НЕТ.В данный период была ослаблена военная мощь.

4) Постепенное снижение роли Киева.ДА.

5) Укрепление политического единства Руси.НЕТ.

6)Значительное ослабление Руси в военном отношении.ДА.

17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Правильный ответ

ОТВЕТ : 4521

18

Какие суждения о данном архитектурном памятнике являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Находился памятник в Новгородской земле.

2)Построен памятник архитектуры в годы правления Андрея Боголюбского.

3)Памятник архитектуры был построен в годы правления Всеволода Большое Гнездо.

4) Памятник построен в честь победы над печенегами.

5) Памятник включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ :25

Пояснение.

1.Нет, во Владимиро-Суздальском княжестве.

2.Да, Андрей Боголюбский правил в 1157-1174, а Золотые ворота во Владимире построены именно в данный период – в 1164 г.

3.Нет, Всеволод Большое Гнездо правил раньше.

4.Победа над печенегами была в 1036 г, намного раньше.

5.Да, включён в 1992 г.

19

Какие из архитектурных памятников были построены в том же веке, что и памятник, о котором идёт речь в задании № 18? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

1.

2.

3.

4.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1.Церковь Спаса на Нередице, 1198.

2.Успенский собор во Владимире. 1158-1189.

3.Благовещенский собор в Москве, 1489.

4.Софийский собор в Новгороде, 1045-1050.

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22 . Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Удельный (от слова удел ) период установился на Руси в середине ХII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер. Например, в Новгороде, а позже в Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить так называемые боярские феодальные республики. В других же землях, где князья смогли подчинить бояр, власть князей была более сильной.
20

Укажите столетия, в рамках которых происходили события, упомянутые в статье. Укажите название данного периода. Назовите не менее трёх правителей – ярких личностей данного периода.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Период феодальной раздробленности.

Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Даниил Романович Галицкий.

21 Какие причины данного события названы в статье? Укажите любые три причины.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

В статье названы следующие причины феодальной раздробленности:

1.крупное вотчинное земледелие;

2.господство натурального хозяйства;

3. стремление местных князей к независимости от киевского князя.

22 Каковы итоги данного периода в истории Руси? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух.

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Итоги феодальной раздробленности.

1 .Ослабление военной мощи Руси.

2. Расцвет культуры.

23

В Новгородской земле установилась в 1136 году республика. Объясните, в чём состояли особенности правления в ней? Почему это стало возможно? (Приведите три объяснения).

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Особенности правления в Новгородской республике: законодательная власть – у аристократического вече, избрание на нём князя, посадника (руководителя исполнительной власти), судебная власть – у архиепископа, развитое самоуправление и др.

Причины установления республиканского правления в Новгороде:

1.мощные торгово-предпринимательские слои в Новгороде, развитие торговли, что способствовало усилению роли бояр, богатого городского населения;

2. отдалённое положение Новгорода освобождало его от непосредственного давления князя и его дружины, позволяло развиваться более самостоятельно.

24

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Феодальная раздробленность была новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства…

(А.К.Леонтьев, историк)

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Ответ:

Правильный ответ

Ответ.

Аргументы в подтверждение :

1)появление новых торговые путей, новых центров ремесла и торговли;

2)рост городов, развитие культуры в них.

Аргументы в опровержение :

1) ослабление экономической и политической мощи в результате постоянных междоусобных войн;

2)ослабление военного могущества, отсутствие единого войска, что сделало страну уязвимой перед врагами.

25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

  • 1132-1237
  • 1125-1157
  • 1157-1174

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов),

относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

Правильный ответ

1132-1237 – период раздробленности на Руси до нашествия Батыя.

1125-1157- период правления Юрия Долгорукого.

1157-1174- период правления Андрея Боголюбского.

Материал для исторического сочинения: направления политики, которые можно описать, личности, сыгравшие важную роль в данных событиях.

1) 1132-1237 – период раздробленности на Руси до нашествия Батыя.

Можно описать следующие события данного периода.

1.1176-1212- период наивысшего расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Деятельность Всеволода Большое Гнездо.

Личность : Всеволод Большое Гнездо (1176-1212).

Власть князя распространялась на всю Русь. Он был фактическим её правителем. Ему помогали сыновья, которых князь ставил наместниками в крупные города. Именно при нём появился титул Великий князь Владимирский. Вёл успешную внешнюю политику, имея могучее, сильное, боеспособное войско: воевал с булгарами и половцами. Имел авторитет на Руси как талантливый военачальник, дальновидный политик, укрепивший мощь Руси.

  1. Объединение Галицкого и Волынского княжеств Романом Мстиславовичем в 1199 г.

Личность: Роман Мстиславович (1199-1205)

Одним из сильных и значимых княжеств в период раздробленности было Галицко-Волынское. Большую роль в его укреплении сыграл Роман Мстиславович , который объединил в 1199 году Галицкое и Волынское княжества, укрепил единое княжество, имел мощное войско и даже в 1203 году захватил Киев, приняв титул Великого князя. Во внешней политике придерживался и традиций завоевательных походов, и сочетания их с дипломатическими отношениями со странами.

Таким образом, в период феодальной раздробленности выделялся ряд ярких личностей, имевших талант военачальников, сумевших значительно укрепить свои княжества, достичь их расцвета. Однако нашествие Батыя не позволило сохранить это могущество, а привело к разорению. Должно было пройти много десятилетий, прежде чем княжества постепенно станут возрождаться и ведущую роль займёт Московское.

2) 1125-1157- период правления Юрия Долгорукого

  1. Укрепление власти князя, борьба за великое княжение.

Личности : Юрий Долгорукий, Изяслав Мстиславович.

Изяслав Мстиславович , Великий князь Киевский в 1151-1154г., внук Владимира Мономаха. Все годы великого правления прошли в непрерывной борьбе с соперниками, среди которых был и Юрий Долгорукий. Жители Киева поддерживали его, они не любили суздальского Юрия, который до этого уже дважды правил Киевом: полгода в 1149-1150 и менее полугода в 1150-1151 г. В борьбе с Изяславом Юрий потерпел неудачу. И лишь в последние годы жизни (1155-1157) третий раз он станет во главе этого княжества. Юрий не раз в период княжения Изяслава пытался захватит власть: дважды потерпел поражение в 1151 г.- на реке Руте и под Киевом; неудачной была и попытка в 1152 г. Так при Изяславе Юрий так и не смог овладеть Киевом. Изяслав отличался не только проницательностью, военным талантом, но и умением опираться на киевлян, что и принесло ему удачу.

Вся эта борьба за Киевский престол свидетельствует об огромном желании Юрия владеть всей Русью, не случайно в народе его прозвали Долгоруким.

2.Активное градостроительство.

Личность: князь Юрий Долгорукий.

При Юрии Долгоруком было построено много городов, среди которых Перяславль- Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров (в 1154г. в честь рождения сына Всеволода Большое Гнездо, в крещении- Дмитрий).Города в те времена были одновременно и крепостями, поэтому их строительство значительно укрепляло безопасность княжества.

Хочется отдельно отметить, что 1147 г. – это год первого упоминания о Москве, поэтому Юрий Долгорукий считается её основателем. В 1156г окружил её рвом и деревянными стенами.

Итоги деятельности Юрия Долгорукого.

  • Значительно укрепил власть, добился Великого Киевского княжения, хотя всего на три года.
  • Укреплял экономику княжества, осваивал северо-восточные земли, строил города-крепости.
  • Основал Москву - будущую столицу России.
  • Вёл успешную внешнюю политику, обеспечил спокойствие на южных и восточных границах.

3) 1157-1174- период правления Андрея Боголюбского

Можно описать следующие направления деятельности князя.
  1. Попытка сделать Владимир духовным центром Руси.

Личность : Андрей Боголюбский, Лука Хрисоверг .

Андрей Боголюбский понимал, какое огромное значение имела церковь. Поэтому он в 1160 г. предпринял попытку сделать Владимир религиозным центром Руси. Он хотел учредить на своих землях митрополию, независимую от киевской. Однако согласие на это от патриарха Византии Луки Хрисоверга не получил, тот даже отказался посвятить в ростовские епископы Феодора — кандидата Андрея Боголюбского, а поставил сюда византийца Леона . Лука Хрисоверг понимал, что влияние Византии таким образом может ослабнуть.

Но князь сумел внести свой вклад в усиление влияния церкви, он опирался на её в своём правлении: им были введены новые праздники (Спас и Покров), во Владимир из Вышгорода была перевезена икона Владимирской Божьей Матери. Будучи глубоко религиозным человеком, он многое сделал для развития христианской культуры.

2.Дальнейшее развитие культуры

Личность: Андрей Боголюбский.

При князе было построено много величайших памятников архитектуры, которые и сегодня поражают своим величием и красотой: церковь Покрова на Нерли, храм Рождества Пресвятой Богородицы, Золотые ворота во Владимире, Успенский собор во Владимире. Андрей Боголюбский приглашал западноевропейских византийских мастеров, хотел освободиться от влияния Византии. В то же время продолжались традиции национального зодчества. При нём было положено начало белокаменному строительству.

Таким образом, при Андрее Боголюбском значительно укрепилась власть князя, опиравшегося на церковь, было положено начало самовластию; происходило дальнейшее развитие культуры, развивались её самобытные черты, велась удачная внешняя и внутренняя политика.

Загрузка...