domvpavlino.ru

Типы формирования мировоззрения. Исторические типы мировоззрения

ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях нарастания социальных противоречий и кризисных явлений в жизни современного общества особую роль играет философское знание, определяющее характер мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. Несмотря на известную инерционность мышления, связанную с негативным отношением к философии как науке, не дающей практических результатов, следует отметить, что такого рода представления не соответствуют современным реалиям.

На данное обстоятельство указывал еще Аристотель, отмечавший, что из всех искусств наиболее прекрасным является философия при всей ее практической бесполезности, ибо она изучает вечное, сохраняющееся, непреходящее. Сегодня можно с уверенностью сказать, что таким вечным является сохранение жизни людей в условиях кризисных явлений в экологической, экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни современного общества.

Философия всегда была ориентирована на формирование новых ценностей по отношению к миру в целом. Особую значимость это обстоятельство приобретает в переломные, критические эпохи, что присуще и современному этапу развития цивилизации. В такие эпохи всегда происходит напряженный поиск путей дальнейшего развития человечества, а задача самой философии состоит не только в прояснении мировоззренческих структур, определяющих образ мира и жизни людей, но и в выявлении смысложизненных установок новых ценностей.

Такая задача, связанная с определением стратегии выживания человечества, и напрямую зависит от философских разработок, усвоения студентами новых мировоззренческих ориентаций в условиях глобализации.

Именно философия, аккумулировавшая многовековый опыт человеческой культуры должна помочь людям осмыслить новые вызовы времени и наметить стратегические направления достижения стабильного будущего. Отражая самосознание современной эпохи, философия занимает центральное место среди дисциплин гуманитарного профиля, способствуя формированию новых взглядов на место и роль человека в природе.

Предлагаемый курс лекций, подготовленный преподавателями кафедры философии и права, направлен на формирование и развитие такого типа мировоззрения, для которого характерно критическое осмысление картины мира, природной и социальной реальности, установка на гуманистические ценности, уважение к национальным традициям, глубокое осмысление достижений современной науки и социальной практики.

РАЗДЕЛ I . ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

В повседневной жизни каждый человек так или иначе сталкивается с явлениями добра и зла, жизни и смерти, справедливости и несправедливости, задумывается над вопросами о смысле своего присутствия в мире, об устройстве мироздания, о проблемах преходящего бытия на Земле и возможности вечного существования, осуществляет свой жизненный выбор, определяет ориентиры своего отношения к другим людям, обществу и миру в целом. Все эти и другие вопросы решаются каждым новым поколением людей в конкретно-исторических условиях. Результатом такого решения является установление жизненно значимых факторов (норм нравственности, интересов, знаний, материальных и духовных ценностей и т. д.), выступающих основой поведения и деятельности человека, его отношения к людям, миру, себе самому. Человек понимает себя, людей, мир, свое место, в жизни исходя из своего выбора. Система же взглядов, знаний человека о себе, о мире, об отношении к нему и месте в нем составляет основу мировоззрения.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.

Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Благодаря наличию в мировоззрении знаний оно может выступать в качестве своеобразной знаковой модели мира, включающей представления об устройстве общества, об отношении человека к нему, а также программы собственного поведения.

Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Убеждения выступают в качестве индивидуального средства регуляции отношений в обществе и поведения человека, но также служат специфическим компасом в достижении им жизненных целей.

Поскольку убеждения опираются на ценности (убеждения еще можно объяснить как осознанную необходимость следования тем или иным ценностным ориентирам), то в совокупности они образуют нормативно-регулирующий механизм жизни человека в обществе. Ценности составляют содержание принципов мышления и действия.

Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека.

Ценности определяют правила и образ жизни человека в обществе. Активная роль ценностей проявляется в форме правовых, политических, религиозных, моральных и других убеждений и принципов.

В ходе исторического развития ценности постоянно обновляются. В жизни современного общества особую значимость приобретают экологические ценности, выражающие деятельность по сохранению природы и обеспечению нормальных природных условий человеческого существования.

Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы.

Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться.

Ценности и идеалы всегда скорректированы с социально-экономическими, духовными и, в целом, конкретно-историческими особенностями культуры. Идеалы связаны с разрешением противоречия между существующими экономическими, политическими, социальными и другими условиями развития человека и его постоянным стремлением к совершенствованию этих условий и самого себя.

Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.

Отношение человека к миру, событиям, людям, самому себе, понимание своего места и роли в связях реальности, осмысление происходящих изменений всегда эмоционально окрашены и определенным образом переживаются. Поэтому мировоззрение всегда формируется, развивается и проявляется в жизни каждого человека в связи с его мироощущением и мировосприятием.

Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем; 4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Мировоззрение выполняет следующие функции: 1) упорядочивает, систематизирует отдельные знания о природе, обществе, человеке с целью создания обобщенной картины действительности; 2) формирует ценностные ориентации и нормативные образцы поведения и деятельности человека; 3) аккумулирует достижения культуры и транслирует их в форме идеалов, смысложизненных установок, индивидуальных и общественных интересов в систему социальных отношений; 4) активизирует, регулирует и направляет познавательную и практическую деятельность людей в соответствии с их убеждениями, идеалами, нормами морали; 5) «включает» человека в мир природы и жизнь общества как их составную часть и побуждает его действовать в соответствии с их законами и т. д.

Мировоззрение , таким образом, это не только обобщенная система знаний о мире, обществе, самом человеке, его роли и месте в них, но также совокупность убеждений, ценностей, идеалов, регулятивных норм поведения и деятельности человека в его отношениях с миром и обществом.

В современной учебной литературе по философии принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное.

Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология (от греч. mifos – предание, log о s – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение.

Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа).

Новосибирский колледж электроники

По курсу “Обществознание”

Мировоззрение человека

Выполнил

студент 122 группы

Прудников С.Г.

Проверила

Черепанова Е.В.

Новосибирск 2003

Введение..............................................................3

1.Что такое мировоззрение? .......................................4

2.Каким бывает мировоззрение? ................................4

3.Три основных типа мировоззрения.........................5

3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5

3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6

3.3 Научное мировоззрение..........................................7

4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8

5.Общество и формирование мировоззрения..............8

5.2 Тоталитарное общество...........................................8

5.1 Демократическое общество....................................9

6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9

7.Вывод………………………………………………..10

8.Список используемой литературы...........................13

Введение.

В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже

пальцев, нет двух человек с одинаковойсудьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек

с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что

его ничто не объединяет с другим?

Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина,

место жительства, положение в обществе, язык, возраст.

Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может

быть разное место жительства, различное место в жизни

общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть

объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте –

ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень

знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов

развития человечества, так же как и анализ духовного мира

наших современников, показывает, что одним из важней –

ших элементов является мировоззрение.

1.Что такое мировоззрение?

В самом простом, наиболее распространённом понимании

мировоззрение – это совокупность взглядов человека на

мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они

предполагают, с одной стороны, мир, который окружает

человека, а с другой – то, что связано с деятельностью

человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз –

зрения, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного

мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со –

бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону

мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение

представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он

живёт в ладу, в гармонии с ним?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов –

ного мира человека.

2.Каким бывает мировоззрение?

Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но –

сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис –

тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами,

стоящими перед людьми, своими подходами к их решению,

своими духовными ценностями.

Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений.

Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю –

дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность

родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест –

венного положения. Людей объединяют школа, характер

образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ –

тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об –

щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен –

Классификация типов мировоззрения может быть раз –

личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.

3.Три типа мировоззрения

Распространено выделение следующих типов мировоз –

зрения: обыденное, религиозная, научное.

3.1 Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в

процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды

человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Оно формируется стихийно,

особенно если человек не интересовался мировоззренчес –

кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя –

тельно философию, не знакомился с содержанием религи –

озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли –

яние религий или достижений науки, ибо человек постоян –

но общается с различными людьми; ощутимо и влияние

общедоступных средств массовой информации. Но преоб –

ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз –

зрение опирается на непосредственный жизненный опыт

человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт

других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного

сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла –

Обыденное мировоззрение распространено очень широко,

поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви

зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов –

ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный

3.2 Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются религиозные учения, содержащиеся в

таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия,

Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других.

Напомним, в религии содержится и определенная картина

мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра –

вленные на формирование его определенного образа жизни,

на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет

сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно

отнести тесную связь с мировым культурным наследием,

ориентацию на решение проблем, связанных с духовными

потребностями человека, стремление дать человеку веру в

возможность достижения поставленных целей.

Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля –

ются непримиримость к другим жизненным позициям, не –

достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их

игнорирования. Правда, в последнее время многие бого –

словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит

задача выработки нового пути мышления,

“о соразмерности

Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по –

ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой

именно тип согласия может быть установлен между лабо –

раторной табуреткой и церковной скамьей”.

3.3 Научное мировоззрение

Является законным наследником того направления мировой

Философской мысли, которое в своем развитии постоянно

Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижения человеческого познания,принципы взаимоотношения

человека с естественной и искусственной средой обитания.

Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо –

статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован –

ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём

целей и идеалов, органическую связь с производственной и

социальной практической деятельностью людей. Но нельзя

закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре –

обладающего места. Человек, человечество, человечность –

это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис –

черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас –

тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов –

ременной науки, призванной обогащать мировоззрение.

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он

примет всеобъемлющий характер, может стать решающим

облагораживающим фактором для всех типов мировоззре –

ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая

направленность.

Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель –

ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – технического, социального и экологичес –

кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на –

чале пути к широкому овладению его основами.

Сознательно формируемое мировоззрение

В обществе издавна существовало и сознательное стремле –

ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение,

в рамках которого была бы осмыслена вся история челове –

чества, его познавательная и преобразовательная деятель –

ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми –

ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции,

опираясь на то или иное направление в философии. Созна –

тельное стремление выработать целостное мировоззрение

проявляют различные социальные группы людей, полити –

ческие партии, которые видят в нем основу не только своего

духовного единения, но и программ конкретных действий

по преобразованию общества.

Мировоззрение такого типа может строиться на самых

разных философских основаниях.

Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при –

чём в первом случае его разработка осуществляется с опо –

рой на теологию. Так, например, радикально отличаются

друг от друга экзистенциалистская и позитивистская фило –

софия, религиозные и атеистические философские концеп –

Общество и формирование мировоззрения

Сегодня все здравомыслящие люди признают, что каждый

человек должен быть свободен в выборе своего миповоз –

зрения. Однако он не может быть свободен от обществен –

ных отношений, и потому его выбор зависит не только от

него самого, но и от общества, в котором он живёт.

Тоталитарное общество

В тоталитарных общественных структурах единое миро –

воззрение закладывает в основу всей образовательной сис –

темы, культуры, средств массовой информации. И человеку

в этих условиях очень трудно осуществить действительно

свободный выбор.

Демократическое общество

В демократическом обществе выбор мировоззрения явля –

ется личным делом каждого гражданина без каких – либо

ограничений.

То же самое относится к мировоззренческой

основе программных документов общественных органи –

Государство следит лишь за тем, чтобы в них не содер –

жались призывы к насилию, к насильственному свержению

существующего строя. Вместе с тем само государство берет

на себя обязанность предоставить каждому условия для

овладения фундаментальными знаниями о природе, общес –

тве, человеке, необходимыми для свободного и осознанного

выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций.

Мировоззрение нашей эпохи (XX в.)

Масштабы научно – технического прогресса и развитие

образования в наше время просто несоизмеримы с тем, что

происходило в XVIII – XIX. Можно сказать, что тот социальный мир, в котором мы живём, создан на основе науки. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт,

средства связи, информационное обеспечение, здравоохра –

нение, культура, образование, наш быт просто немыслимы

без использования научных знаний. Сегодня наукой во всем

мире занимается свыше 5 млн. человек, тогда как к началу XIX в. было всего около тысячи ученых.

Беспрецедентны масштабы развития образования в наше

Ещё в прошлом веке подавляющее большинство людей не умели читать и писать. А к концу XX столетия уже свыше

80 процентов населения мира стало грамотным. Сегодня в

развитых странах законодательно закреплено всеобщее

среднее образование и около половины выпускников сред –

них школ продолжают учёбу в высших учебных заведениях.

Активно реализуется непрерывное образование, сопровож –

дающее человека всю его жизнь.

Современные представления о мире сложились целиком на

Основании достижения науки XXв.

Теория относительности радикально изменила наше пони –

мание пространственно – временных отношений, а кванто –

вая механика – причинно – следственных связей.

Современная космология нарисовала удивительную исто –

рию эволюции Метагалактики, происходившую в течение 20 млрд. лет, раскрыла единство и целостность космоса,

проявляющиеся прежде всего во взаимосвязи фундамен –

тальных физических взаимодействий.

Биология выявила молекулярные основы прцессов жизне –

деятельности, проникла в тайны передачи наследственной

информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики

в синтетическую теорию, на основе которой удалось понять

механизмы образования и изменения видов живых органи –

Синергетика доказала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой

Математика, химия, информатика, языкознание, психология

и другие науки также внесли немалый вклад в современную

научную картину мира.

Мы имеем все основания сказать, что ни в одном из прош –

лых столетий понимание человеком мира не претерпевало

столь значительных изменений в результате развития науки,

как в наш XX в.

Как бы многообразны ни были сегодня мировоззренческие

ориентации людей, существует всё же нечто очень важное в

современной культуре, с чем согласны все здравомыслящие

жители планеты.

Именно для нашего времени характерно всеобщее призна –

ние ценностей демократии и прав человека, его экономии –

ческой и политической свободы, свободы совести и выбора

мировоззренческих ориентаций.

Важнейшей заботой каждой страны сегодня является соз –

дание эффективной экономики, восприимчивой к научно –

техническому прогрессу, быстро откликающейся на воз –

никшие потребности.

Теперь, кажется, уже многие понимают, что эту задачу лю –

бая страна может решить лишь на пути создания рынка,

который должен стать органической частью мировой ры –

ночной экономики.

Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его

духовной жизни, для формирования современного миро –

воззрения.

Особую ценность приобретает в наше время образование.С ним связывают перспективы развития общества, его все в

большей степени принимают во внимание при разработке

различного рода стратегических социальных программ.

Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего

времени является осознание целостности современного ми –

ра, принципиальной невозможности ни одной стране раз –

виваться изолированно.

Неотъемленой частью картины мира являются в наши дни

глобальные проблемы, выражающие глубинные противо –

речия современного этапа единого исторического процесса.

Сегодня у подавляющего большинства людей появилась

аллергия на любые прявления догматизма, снижено доверие

к политикам.

Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким

распространением суеверий и современных мифов, нередко

облаченных в научные одежды. 11

Как писал Ф. Тютчев, “чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса”.

Наших современников беспокоит нарастание духовной

апатии и нравственного нигилизма. Как это ни пародок –

сально, но в нашем динамичном, взаимосвязанном, насы –

щенном информацией мире человек нередко чувствует себя

одиноким.

И наконец, большинство людей на планете охватывает тре –

вога за будущее. Это чувство вызывает прежде всего глав –

ными проблемами современности:

Как уменьшить социальную несправедливость

в отношениях между людьми и народами?

Скоро ли будет найдено их решение?

Как выжить человечеству?

По – видимому, эти проблемы будут ещё долго сохранять

Список используемой литературы:

1. И.П.Фарман. “Теория познания и философиякультуры”.М., “Наука”, 1986 г.

2. Н.К.Вахромин. “Теория научного знания Иммануила

Канта”. М., “Наука”, 1986 г.

3. С.В.Арутюнов, Н.Г.Багдасарьям “Человек и общество”

Источники знаний.

Кто задумывался откуда берутся знания у людей и как формируется мировоззрение и сознание людей и как всё это влияет на развитие нашего общества? Между тем это является главной причиной нашей жизни сегодня, хорошей или не очень. Кто оказывает решающее влияние на умы людей – тот правит Миром. Точнее: тот, кто управляет потоками информации, которые формируют мировоззрение людей – тот правит Миром. Следовательно, от чистоты источников информации зависит сознание и мировоззрение людей, то есть состояние нашего общества – наша, с вами, жизнь.. Так давайте разберёмся в этом вопросе.

Понятие мировоззрения является одним из ключевых понятий в философии и в системе обучения. Без этого понятия невозможно обойтись при изучении истории, философии и таких предметов как "Человек и общество" "Духовный мир человека", "Современное общество", "Наука и религия" и т.д.

Мировоззрение необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные блоки знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.

В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их сплав, и как в сплаве различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением.

В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последовательного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной. Но знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются образы прошлого и проекты будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Мировоззрение комплексная форма сознания, объемлющая самые разные пласты человеческого опыта, способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь. Итак, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Существенная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней без внутренней критичности, собственного анализа называют догматизмом.

Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности, более того, религиозные, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и историю советского общества, причиной тяжких бед. Вот почему, утверждая сегодня новое мышление, так важно формировать ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность скептицизм, неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Таким образом из всего выше сказанного, а также из курса истории можно сделать следующие выводы:

1. Мировоззрение человечества не носит постоянный характер, оно развивается вместе с развитием человечества и человеческим обществом.

2. На мировоззрение человека оказывает большое влияние достижения науки, религия, а также существующее устройство общества. Государство (государственная машина) всеми способами влияет на мировоззрение человека, сдерживает его развитие, стараясь подчинить его интересам правящего класса.

3. В свою очередь мировоззрение, развиваясь, оказывает влияние на развитие общества. Накопившись качественно (т.е. изменившись коренным образом) и количественно (когда новое мировоззрение овладеет достаточно большой массой людей) мировоззрение приводит к смене общественного устройства (к революциям, например). Развивая мировоззрение у людей, общество обеспечивает свое развитие, тормозя развитие мировоззрения, общество обрекает себя на загнивание и гибель.

Таким образом, влияя на развитие мировоззрения у людей можно оказывать влияние на развитие человеческого общества. Люди всегда были недовольны существующим строем. Но могут ли люди со старым мировоззрением построить новое общество? Очевидно, что нет. Для того, чтобы построить новое общество необходимо формировать у людей новое мировоззрение, и роль педагогов, учителей и преподавателей в этом деле трудно переоценить. Но для того, чтобы педагог мог формировать новое мировоззрение он сам должен им обладать. Поэтому важнейшим условием для построения нового общества является формирование нового мировоззрения у педагогов и учителей.

Но может быть нам не надо менять современное состояние общества, может быть оно всех устраивает? Мне кажется, что этот вопрос не требует обсуждения.

Все мы живем в очень сложном и противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Сейчас уже все согласны с тем, что общество переживает кризис. Однако часто можно услышать мнение, что кризис этот затронул только нашу страну, в странах же Запада все в порядке. Так ли это на самом деле? Это мнение верно лишь в том случае, если рассматривать чисто материальную сторону жизни. Если брать духовную ее сторону, то нетрудно увидеть, что кризис духовной сферы бытия человека охватил весь мир, все человечество.

Во всех странах мира, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, особенно среди молодежи. Все эти явления получили распространение раньше в странах Запада и в Америке, то есть в тех странах, где как раз материальный жизненный уровень был и остается во много раз выше, чем у нас.

В последние два-три десятилетия эти явления стали широко распространяться и у нас. Материальный достаток не дает решения проблемы и не устраняет кризиса, т.к. причина его лежит в утрате людьми понимания смысла своего существования. Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних – духовных ориентиров своей жизни. В чем причина? Причина только в несовершенстве внутреннего мира человека. Человек губит не только себя, но и всю планету. Наша планета тяжело больна, и виноваты в этом мы сами. Человек губит свою планету не только своей технократической деятельностью, но и своим извращенным мышлением.

"Наш современный мир - это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признавать этого еще не желают...

Пытаются лечить больной мир те самые люди, которые вызвали болезнь его. Те самые не персонально, но по своему мировоззрению , а средства, предлагаемые для излечения, те самые, которые положили начало болезни." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи")

Причины свалившие такого колосса, как Римская империя, существуют и теперь. Главной причиной нужно признать падение нравов, деморализацию общества и деморализацию главного устоя государственности – семьи, ибо с падения нравов и с деморализации семьи начинается разрушение всякого отживающего мира.

При сменах всякого отживающего мира новым, самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом происходят, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений на новые, в необходимости изменения своих верований и вообще всего уклада жизни на новые, ибо то, действительно новое, что идет на смену старому миру, бывает новым во всех отношениях и никогда не походит на старое.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после свершившегося уже факта, тогда как принятие или не принятие нового мировоззрения, или нового верования и нового уклада жизни как будто зависит от каждого лично. В действительности же, человек имеет только два пути: или мудро идти по течению эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как не нужный балласт.

"Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни – явная бессмыслица, ничего кроме бесславной гибели не сулящая, ибо когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все не прогрессирующее подлежит уничтожению." (А. Клизовский "Основы миропонимания новой эпохи").

Всякое новое строительство начинается с разрушения старого, иначе быть не может. Людям труднее всего, с психологической точки зрения, именно этот момент. Они не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень познания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы. Они видят разрушение, и первое решение, которое приходит в голову большинству, есть протест и противодействие. В действительности они противодействуют эволюции, обрекая себя всем тем ударам и превратностям судьбы, с которыми связано противодействие космическим законам.

Незнание – главный враг человека и источник многих его страданий. К несчастью, люди ленивы и не любят учиться. Многие люди всю жизнь обходятся теми знаниями, которые они приобрели в детском возрасте, в основной школе.

В наступающую эпоху необходимо такое знание, которое должно осветить ту область нашего существования, о которой у большинства людей представления весьма смутные или весьма превратные, которой многие интересуются для развлечения или забавы, а иные для обмана и наживы.

Наступающая эпоха требует знания космических законов как видимого, так и невидимого мира. Она требует признания невидимого мира. Но признание невидимого мира, который благодаря своей невидимости до сих пор признавался несуществующим, должно изменить в корне все основы существующего материалистического мировоззрения, все существующие понятия и верования.

Не может вечно продолжаться такое положение, что венец творения, человек, живет, не зная цели и смысла своего существования. Он должен познать, наконец, основы Бытия, должен познать законы высшего духовного мира, законы космические.

Знание законов является необходимым условием жизни во всех человеческих организациях и коллективах. Большинство законодательных кодексов различных государств начинается формулой: "Никто незнанием закона отговориться не может. Нарушение закона по незнанию не освобождает человека от наказания."

Между тем большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов.

Во всей обозримой истории человечества прослеживается стремление людей построить в своем сознании достаточно стройную систему мироздания, определить свое место в ней и далее жить, ориентируясь на эти представления. Для этого создано много различных религий и учений. Во всех этих религиях и учениях прослеживается очень много общего. Например, все они утверждают, что у человека есть душа, которая не умирает, а сохраняется после смерти физического тела и через некоторое время вновь воплощается на Землю. Между тем историки давно заметили, что все эти религии и учения возникли на Земле почти одновременно (по историческим меркам) в разных концах Земли: в Европе, в Индии, в Китае, когда еще не было никакого сообщения между этими частями света. Напрашивается вывод, что все эти религии и учения были даны кем-то людям.

Можно привести несколько фактов, которые не возможно опровергнуть. Так, например, всем известная наука Астрология существует много сотен лет. Астрологи давно рассчитывают движение таких планет как Уран, Нептун, Плутон, но современная наука открыла Уран и Нептун только в 19-м веке, да и то на основании расчётных данных Астрологии, а Плутон был открыт в 1930-м году! Откуда эти космические знания у астрологов? Но современная наука объяснить астрологию не может! Зато предсказания астрологов о судьбах людей сбываются! Если, конечно, это настоящие астрологи.

Учёными обнаружено племя Догонов в Африке, находящееся на очень низком уровне развития (по нашим понятиям), однако им давно известно о том, что Сириус – двойная звезда и известен период обращения этой двойной звезды. В то время, как современная наука установила это всего несколько лет назад.

Ну а как оценить наследие, оставленное Майамской цивилизацией, бесследно исчезнувшей за 600 лет до пришествия Христа? Учёные до сих пор ломают головы над загадками, их культуры и поражаются их высокими знаниями космоса. Майамцы знали то, что мы до сих пор ещё не знаем. А Египетские пирамиды?

Тот, кто интересуется этими вещами, начинает хорошо понимать, что все эти богатые знания давались людям пришельцами из космоса. Что, раньше давались, а сейчас не даются? Даются, и практически не скрываясь от людей! Но желают ли люди получать эти знания, или их больше интересуют цены на водку? Или, может быть, люди думают, что процессы происходящие в Космосе их не коснутся? Может быть не обязательно знать Законы Космоса? А что такое человек, откуда он взялся и для чего живёт на Земле? Вот это и есть мировоззрение современного человека.

Мировоззрение — это сложная структура, включающая в себя множество элементов.

Подробно разобравшись в этом понятии можно скорректировать собственное отношение к действительности и .

Определение понятий

Основные типы и их краткая характеристика: таблица

Функции мировоззрения наиболее полно отражают суть различных мировоззренческих типов. О функциях кратко в таблице:

Тип мировоззрения

Функции

  • создание прочной основы для ориентации человека в мире;
  • отражение и описание существующей реальности в естественном ее виде (с учетом причинно-следственных связей);
  • организация деятельности людей на основе научных и рациональных знаний;
  • просвещение и избавление от социальных, политических и прочих предрассудков;
  • развитие интеллекта в процессе познания (отказ от стихийного изучения мира).

Религиозный

  • сохранение и передача традиций, обычаев и устойчивых нравственных ориентиров за счет повсеместного распространения единства человеческого рода;
  • сохранение и гармонизация общественных отношений за счет идеи о спасительной значимости догматов;
  • обобщение реального опыта поколений в форме учения.

Мифологический

  • формирование обобщенных представлений о природных и социальных явлениях;
  • формирование духовной связи (преемственности) между поколениями;
  • сохранение и передача накопленных знаний;
  • контроль поведения в связке «человек-человек» и «человек-природа»
  • социализация отдельных членов общества и их интеграция в коллектив посредством распределения ролей.

Философский

  • выработка обобщенных представлений о мире;
  • определение места и функции человека в мире путем размышлений;
  • выявление принципов взаимодействия человека и мира.
  • удовлетворение примитивных ;
  • формирование устойчивых моделей поведения, основанных на здравом смысле и принципе экономии ресурсов;
  • выявление вектора развития с целью дальнейшего углубления по принципу интересов, индивидуальных способностей и особенностей.

Как поменять свое мировоззрение?

Мировоззрение имеет два уровня:

  • чувственный или эмпирический уровень (мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропереживание);
  • понятийный или теоретический (миропонимание)

Легче всего изменить мировоззрение путем работы на теоретическом уровне, т.к. он привязан к интеллектуальному восприятию. Т.е. работая с интеллектом, формируя и внедряя новые установки, можно добиться прогресса .

  1. Определите свое мировоззрение . Каждый человек имеет представления о том, как сформировался этот мир. К какой версии вы склоняетесь? Считаете, что к созданию нашей реальности приложил руку Творец? Или за точку отсчета можно брать «большой взрыв»?
  2. Найдите аргументы . После того, как вы определитесь с типом своего мировоззрения, попробуйте доказать данную точку зрения.

    Возможно, через некоторое время начнет казаться, что имеющиеся в арсенале аргументы не так сильны, как казалось ранее.

  3. Изучайте . Начните изучать мир с помощью науки и собственного анализа, размышлений, умозаключений. Подключите к этому процессу эксперименты. Систематизация и углубление имеющейся в голове информации откроет дорогу к другим типам мировоззрения и поможет выбрать наиболее «близкий» тип.
  4. Кто я? Рассмотрите себя как часть общества и огромной, взаимосвязанной системы. Определите свое место и цель в этом обществе (системе). Определите свой «вес» и «вклад».
  5. Задавайте «главные» вопросы. Размышляя о смысле жизни, законах вселенной и других глобальных вещах человек автоматически начинает мыслить большими категориями и систематизировать все компоненты своей жизни. Это позволяет объективно оценить реальность.
  6. Откажитесь от опыта. Это звучит достаточно странно, но в плане работы с мировоззрением крайне эффективно отказываться от личного опыта. Ведь если человека несколько раз предали друзья, у него формируется устойчивое убеждение на счет дружбы. И данное убеждение он проецирует на всех своих друзей и знакомых.

    Негативный опыт, как и позитивный, формирует наше мировоззрение. Такие скрытые установки мешают сделать шаг в сторону перемен.

    Но если понять, что каждый случай — частный, можно добиться прогресса. Ведь ранее у вас просто совпадали формы частных случаев, а не подтверждалась закономерность.

  7. Вызовите чувства на серьезный разговор . Эмпирический уровень мировоззрения часто связан с ложными представлениями о действительности.

    Мы боимся, страдаем, любим, верим, надеемся и формируем на фоне всего этого ошибочные выводы, которые должны успокоить, обнадежить, защитить и т.д. Необходимо поднять «со дна» все выводы и установки, которые мешают идти вперед. После этого, потянув за ниточки (проанализировав чувственную природу установок) надо найти предпосылки и проработать их.

  8. Правило присутствия. Прошлого и будущего не существует. Есть лишь настоящий момент. И через секунду вновь наступит не будущее, а уже настоящее. Поэтому надо жить, мыслить и ощущать «здесь и сейчас», не погружаясь в воспоминания о прошлом или фантазии на тему будущего.

    В противном случае восприятие реальности искажается, ведь мозг принимает наши фантазии и воспоминания как замещающую реальность, опираясь на которую и делает выводы.

  9. Откажитесь от зависимости в любой ее форме. Для того, чтобы работать над мировоззрением, надо отказаться от привязанностей. Важно воспринимать себя как личность или «базис». Вы никому ничего не должны, но и вам никто ничего не должен. Не обязательно соответствовать чужим представлениям и желаниям.

    Только скинув флер навязанного извне мнения можно изменить собственное мировоззрение. В противном случае не получится найти причин тех или иных поведенческих стратегий, ведь они засели не в вашей голове, а в голове соседа, который эту идею случайно внушил вам.

  10. Множественность ориентиров. В реальном мире нет четкой границы, разделяющей добро и зло. Существует множество полутонов, серых и бесцветных действий/поступков/мыслей. Конкретные нравственные нормы формируются в определенной социальной группе и опираются на базовые ориентиры, принятые в обществе. Если «разгонять» свою мысль строго в этих рамках, изменить мировоззрение не получится.

    Ведь существующие внутри вашего окружения нормы будут останавливать мыслительную деятельность на границах «добра» и «зла».

  11. «Многоликий» подход. Объясняйте свои действия или происходящие вокруг события с позиции философии, науки, религии, быта и т.д. Чем больше точек зрения вы «примерите» к ситуации, тем скорее ваше «Я» начнет резонировать относительно одной из них.

Изменить мировоззрение не так сложно , как кажется. Но для этого необходимо работать, искать ответы внутри себя и в доступных источниках знаний (заботливо собранных и обобщенных предыдущими поколениями знаний).

Большую роль играет также и личный опыт.

Поэтому стоит идти по этой тропинке на ощупь, используя существующие типы и формы мировоззрений в качестве маяка или факела, но не идеала и образца для копирования .

В реальном мире не встречается чистых типов мировоззрения.

Однако один из них непременно преобладает над остальными , программируя человека на определенное поведение.

Умея распознавать и анализировать типы мировоззрения, можно решить множество бытовых и глобальных проблем.

Понятие и типы мировоззрения:

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ТО ИЛИ ИНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Одно мировоззрения, один взгляд на мир у первобытного охотника, который видел мир по своему, другое совсем - у современного ученого.

Проще сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Но это не совсем верно. Людей не только разьединяет НЕЧТО , но и обьединяет ОБЩНОСТЬ родины, языка. духовности, знаний, история своего народа, имущественное и бытовое и социальное положение. Людей обьединяет образование, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому не удивительно, что у людей могут быть сходные, ОБЩИЕ позиции в РАССМОТРЕНИИ МИРА в его ОСОЗНАНИИ и ОЦЕНКЕ.

Класификация мировоззрений различна. Первые отдают приоритет БОГУ или ПРИРОДЕ. Другие ЧЕЛОВЕКУ. или ОБЩЕСТВУ, третьи ЗНАНИЯМ или НАУКЕ. Иногда мировозрения делят на ПРОГРЕССИВНОЕ и РЕАКЦИОННОЕ.

ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют ЖИТЕЙСКИМ мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными или данными науки доводами. Оно формируется стихийно, особенно когда человек не знаком глубоко ни с религией, ни с наукой. С таким мировоззрением много людей здесь на сайте.

Нельзя полностью исключить незнание того и другого так как человек живет в мире людей, где все доступно., вся информация. Но в человеке преобладает житейская, обыденная, бытовая основа. Оно опирается на непосредственный жизненный опыт человека и в етом его сила, но оно мало использует ОПЫТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОПЫТ НАУКИ и РЕЛИГИИ и в этом его СЛАБОСТЬ. Обыденное мировоззрение распрастранено очень широко, так как наука и религия не сильно задевает и затрагивает этих людей. Таких людей много здесь на сайте.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - основой которого являются религиозные учения Библии, Корана, Торы, Талмуда, Веды и свящешшые книги буддистов и многих других. Напомню что в религии содержится и определенная картина мира, учение о предназначении человека, заветы и заповеди, направленные на формирование его определенного образа жизни, на спасение и тела и духа или души. Религиозное мировоззрение имеет также и СИЛЬНЫЕ и СЛАБЫЕ стороны. С таким мировоззрением людей также много здесь на сайте.

Сильной стороной его есть ТЕСНАЯ СВЯЗЬ с мировым культурным , ДУХОВНЫМ и моральным наследием, ориентация на решение проблем, связанными с потребностями ТЕЛА и ДУХА ЧЕЛОВЕКА , стремление дать человеку ВЕРУ, ЦЕЛЬ И ПУТЬ достижения своего совершенства поставленных как цель Богом.

Слабыми сторонами этого мировоззрения являются НЕПРИМИРИМОСТЬ к другим жизненным позициям и недостаточное внимание к достижениям НАУКИ , а зачастую вовсе игнорирование наукой. Правда в последнее время появилось немного другое мышление среди религии и ее сторонников на мир с наукой, а не войну так как и наука и религия пользуются взамными плодами.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ является законным наследником того направления мировой филсофской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ . Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги, итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Научное мировоззрение также имеет свои ДОСТОИНСТВА и НЕДОСТАТКИ . С таким мировоззрением людей также достатоно здесь на сайте.

К достоинствам отнесем его прочную ОБОСНОВАННОСТЬ достижениями науки: РЕАЛЬНОСТИ содержащихся в них целей и идеалов, органическую связь с производственной и социальной практической деятельностью людей. Но нельзя закрывать глаза на то, что человк еще не занял в нем преобладающего места. ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего.

Разработка этой триады- задача неисчерпаемая, но неисчерпаемость задачи требует не ОТСТРАНЕНИЯ от нее, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современной науки, призванной обогащать мировоззрение и также учить человека и мир людей как и религия.

Поворот к ЧЕЛОВЕКУ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ и ЧЕЛОВЕЧНОСТИ если он примет всеобьемлющий характер на весь мир людей, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, тогда их главной Общей чертой станет ДУХОВНАЯ направленность.


Такое мировоззрение наиболее перспективно для жизни людей, стремящихся осуществить развитие человечества по пути к Богу и прогресса, стоит еще в самом НАЧАЛЕ ПУТИ к широкому овладению его основами.

Самое сильное мировоззрение имеет тот человек который включает в себя все три мировоззрения особенно не только ТЕОРИИ но и самое главное ПРАКТИКУ достижения того что заложено в теории.

Загрузка...